Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А. П. Чехова) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат наук Мачильская Дарья Олеговна

  • Мачильская Дарья Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 287
Мачильская Дарья Олеговна. Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А. П. Чехова): дис. кандидат наук: 10.02.01 - Русский язык. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского». 2018. 287 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мачильская Дарья Олеговна

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения начала художественного

произведения

1.1 . Начало как структурный компонент и категория художественного

текста

1.1.1. Теория начала в философском осмыслении и риторической традиции

1.1.2. Понятие композиции произведения в аспекте текстовых категорий

1.1.3. Композиция произведения в аспекте организации художественного повествования: функционально-смысловые типы речи, заглавие произведения

1.1.4. Лингвистические особенности выражения категорий повествования

1.2. Поэтика и особенности композиции произведений А.П. Чехова

1.2.1. Жанровое, идейно-тематическое и языковое своеобразие прозы А.П. Чехова

1.2.2. Традиции изучения композиции произведений А.П. Чехова

Выводы из первой главы

Глава 2. Лексические закономерности организации начала в рассказах и повестях А.П. Чехова

2.1. Содержательная специфика абсолютного начала текста

2.1.1. Критерии выделения абсолютного начала текста

2.1.2. Содержательные типы абсолютного начала текста в произведениях

А. П. Чехова

2.2. Лексические средства презентации персонажа в абсолютном начале произведения

2.2.1. Презентация персонажа по имени собственному

2.2.2. Презентация персонажа по социальному статусу, деятельности, должности

2.2.3. Презентация персонажа по полу и возрасту

137

2.2.4. Презентация персонажа в терминах родства, наименованиях семейного

статуса

2.2.5. Обобщённая лексика в презентации персонажа

2.2.6. Наименование лиц по национальности

2.2.7. Презентация персонажа в портретных деталях

2.2.8. Комплексная презентация персонажа

2.2.9. Роль глагольной лексики в презентации персонажа

2.3. Лексика со значением пространства в начальных фрагментах произведений А. П. Чехова

2.3.1. Пространственная семантика в композиционной организации художественного повествования

2.3.2. Проспективная функция пространственных значений в организации художественного повествования

2.4. Лексика со значением времени в начальных фрагментах произведений

А.П. Чехова

Выводы из второй главы

Заключение

Литература

Приложение № 1 «Содержательные типы начальных фрагментов

произведений А.П. Чехова

Приложение № 2 «Список произведений А.П. Чехова, привлечённых к исследованию»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А. П. Чехова)»

Введение

Начало произведения художественной литературы - важнейшая позиция в смысловой организации художественного повествования - принадлежит к понятиям, выделяемым различными дисциплинами, имеющими отношение к анализу словесных произведений.

Начало - это и категория философии, и категория текста, и композиционная позиция, и элемент строения повествования.

Как философская категория начало рассматривается и определяется в работах, посвящённых вопросам философии: Аристотеля, Цицерона, Н. Буало, Б.Д. Голованова, Л.Н. Гумилёва, М.В. Ломоносова, О.С. Разумовского, М.Т. Степанянца, К.А. Филиппова, и др. Его роль структуре и композиции художественного текста анализируют И.В. Арнольд, Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, О.Г. Бутко, О.Б. Вакуленко, И.Ж. Винокурова, Л.Н. Голубенко, Е.А. Гончарова, Н.К. Данилова, Е.В. Кузнецова, Ю.М. Лотман, Н.В. Петрова, Д.Ф. Рахимова, Т.С. Ряднова, А.К. Соловьёва, И.В. Столярова, Н.М. Тхор, Н.Г. Шевченко, И.П. Шишкина, Н.П. Эфендиева и др.

В предложенном нами диссертационном исследовании начало рассматривается как категория (подкатегория) художественного текста, обладающая категориальными признаками: формальными (строгостью позиции в тексте и повествовании), содержательными (типичностью репрезентируемой художественной информации), структурными (оппозиционными отношениями с другими частями композиции).

Теоретической базой нашего исследования являются работы, посвящённые изучению функционального аспекта языковых единиц, категориям языка и текста, а также работы по поэтике и стилистике В.С. Абрамовой, С.Б. Аюповой, Л.Г. Бабенко, М.М. Бахтина, Н.С. Болотновой, Г.О. Винокура, И.Р. Гальперина, А.Б. Есина, С.Г. Ильенко, О.О. Кандрашкиной, Н.А. Кожевниковой, Е.И. Кравцовой, Н.А. Купиной, Ю.М. Лотмана, В.А. Лукина, Л.Н. Михеевой, О.В. Мякшевой, Н.А. Николиной, Л.А. Новикова, В.В. Одинцова, Л.В. Поповской, А.Е. Реферовской, Г.Я. Солганика, И.А. Сырова, Е.В. Тарасовой, Л.В. Татару,

О.И. Таюповой, В.Н. Топорова, З.Я. Тураевой, В.И. Тюпы, Б.А. Успенского, А.А. Федотовой, Н.В. Черемисиной и др.

Несмотря на значимость этой текстовой позиции, его содержательное своеобразие и языковое оформление в лингвистике почти не изучалось. Актуальность нашего диссертационного исследования обусловлена необходимостью выявления типологии содержательной структуры начала и лексических средств, традиционно использующихся для оформления этой категории текста.

Наши наблюдения показали, что в языке существуют единицы, за которыми закреплена функция участия в оформлении абсолютного начала повествования. Цель настоящего исследования - выявить лексические закономерности в оформлении начала текста в рассказах и повестях А.П. Чехова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятия начала художественного произведения и абсолютного начала текста, основные критерии его отграничения от других элементов композиции и повествования;

2) определить содержательную специфику и содержательную типологию начальных фрагментов прозаических произведений А.П. Чехова;

3) выделить и проанализировать лексические средства, участвующие в презентации базовых категорий структуры художественного повествования: героев, пространственных и временных повествовательных ориентиров;

4) определить общие и специфические функции лексических единиц в презентации элементов повествования, их соотношение с другими художественными функциями языковых единиц;

5) реконструировать идиостилевое своеобразие прозы А.П. Чехова в аспекте языковой организации композиционных элементов его произведений.

Объектом исследования выступают начальные фрагменты текста и текстовые категории, организующие начало повествования, такие как презентация персонажа, организация пространственных и временных характеристик художественных событий.

Предметом исследования являются лексические средства оформления начальных фрагментов произведений А.П. Чехова.

Именно лексика является главным средством репрезентации повествовательных категорий персонажа, пространства, времени действий. Другие языковые единицы могут выполнять роль вспомогательных средств оформления начала, и мы рассматриваем их только в связи с анализом функционирования лексики.

Материалом исследования послужили рассказы и повести А.П. Чехова. Всего проанализировано 514 художественных контекстов - начальных фрагментов произведений А.П. Чехова.

Научная новизна работы заключается в следующих теоретических аспектах и практических результатах:

1) на основе анализа категориального состава структуры художественного текста (целостности, связности, членимости, когерентности и т.п.) выделена особая текстовая категория - категория абсолютного начала текста, намечены критерии его выделения, формальные и содержательные границы и статус подкатегории по отношению к другим структурным категориям текста;

2) на основе содержательной и лексической характеристики фрагментов абсолютного начала текста прозаических произведений А.П. Чехова предложена типология художественных начал, которая может быть использована в исследовании языковой организации произведений разных писателей;

3) предложена методика функционального анализа лексических средств в аспекте их участия в оформлении начала произведения;

4) значительно пополнен фонд исследовательских данных о языковом и композиционном своеобразии художественной прозы А.П. Чехова.

Методы исследования. В работе были использованы методы структурно-композиционного, лингвопоэтического и лексико-семантического анализа - при выявлении и интерпретации начальных фрагментов текстов и реконструкции их

лексического оформления; метод сравнения, классификации и типологизации -при определении типов начал и классификации анализируемых единиц; метод проспекции - при выявлении функций начальных фрагментов текста в организации художественного повествования; метод смысловой интерпретации -в толковании художественного смысла анализируемых произведений, их фрагментов и других художественных феноменов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Начало - категория художественного текста и значимая текстовая позиция. Наряду с категориями целостности, связности и членимости, с которыми начало соотносится, оно характеризуется универсальностью, обязательностью и спецификой языковой организации.

2. Многоаспектность этой категории позволяет выдвинуть для её обозначения термин абсолютное начало. Абсолютное начало - объединённая по смыслу и повествовательной функции совокупность первых предложений текста, которые открывают повествование и в которых репрезентируются его основные компоненты: персонаж, пространство, время и др. Термин абсолютное начало используется нами с целью отграничить это понятие от смежных литературоведческих категорий: завязки действия, вступления, пролога, зачина и т.п.

3. Абсолютное начало повествования вычленяется на основе следующих критериев: 1) формально-композиционный (следует непосредственно после названия произведения и является его формальным началом); 2) композиционно -нарративный (в абсолютном начале обозначены отдельные ориентиры последующего повествования: представлены и частично охарактеризованы герои, указаны пространственно-временные координаты последующих событий, содержатся элементы подтекста, проспекции, ретроспекции и т. д.); 3) сюжетно-нарративный (абсолютное начало текста может совпадать с завязкой действия или зачином, включать события, типичные для начала повествования о событиях: встречу, приезд, знакомство и т.п.).

4. Универсальный характер организации абсолютного начала проявляется в регулярности его содержательного оформления и возможности выделения содержательных типов. К ним мы отнесли до-событийную художественную информацию (1) презентацию персонажа; 2) обозначение и описание места будущего действия; 3) особые контексты с жанровой спецификой, например, 'письмо', 'рассказ в рассказе' и т.п.), повествование о центральных событиях произведения (событийные содержательные типы): 1) начальную ситуация, начальное событие в сюжетной канве рассказа; 2) повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям; 3) собственно начало повествования.

5. Регулярными (частотными) содержательными типами абсолютного начала в рассказах и повестях А.П. Чехова являются событийный содержательный тип 'собственно начало повествования'; смешанный контекст в сочетании 'описания места события и презентации персонажа'; до-событийный содержательный тип 'презентация персонажа'.

6. Лексическими средствами, маркирующими начало повествования, становятся средства репрезентации героя: антропонимы и нарицательная лексика - наименования лица; пространственная лексика как средство репрезентации места описываемых событий; лексика со значением времени как средство репрезентации времени описываемых событии и глагольная лексика со значением действий персонажа в числе средств репрезентации основных событий художественного повествования.

7. Некоторые группы лексики (обозначение героя по социальному наименованию, по степени родства, по полу и возрасту, по внешнему виду, названия мест - конкретные и условные, обозначения времени) можно считать композиционно и художественно маркированными - употребляющимися преимущественно в начале повествования.

Теоретическая значимость работы заключается в теоретическом обосновании начала как категории текста, в выделении понятия абсолютного начала текста (подкатегории членимости текста), определении критериев,

позволяющих отграничить начальный фрагмент от последующего повествования, в выявлении языковых закономерностей, оформляющих категорию начала, в уточнении понятий, связанных с изучением текста, таких как повествование, завязка действия, композиция, проспекция, ретроспекция.

Практическую значимость работы мы видим в том, что материалы диссертации могут быть использованы в реконструкции идиостиля А.П. Чехова, языковом и литературоведческом анализе художественных текстов, в разработке специализированных курсов для студентов-филологов по анализу языка, структуры и композиции художественной прозы, факультативных программ и элективных курсов по русскому языку, риторике и литературе для учеников старших классов.

Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на международных научно-практических конференциях: «Филологические студии» (Украина, Бердянск, БДПУ, 2010), «Актуальные проблемы славянской филологии» (Украина, Бердянск, БДПУ, 2012), «Предложение и слово» (Саратов, СГУ, 2013), «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия» (Новосибирск, 2014), «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» (Екатеринбург, 2014), «Русская литература и современные проблемы образования» (Саратов, СГЮА, 2015), «Язык -Коммуникация - Образование: методология исследования и практика преподавания» (Саратов, СГЮА, 2017), а также в сборниках и журналах «Вступление. Фрагменты исследований по филологии» (Саратов, 2010), «Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика» (Саратов, 2016), «Мир русского слова» (Санкт-Петербург, 2016), «Русский язык в школе» (Москва, 2016).

По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы, включает 2 приложения, отражающих характер анализируемого материала.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЧАЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1.1. Начало как структурный компонент и категория художественного

текста

1.1.1. Начало в философском осмыслении и риторической традиции

Начало текста - это многомерное философское понятие, которое рассматривается и интерпретируется в различных направлениях осмысления бытия, мироздания, пространства, времени, человеческого духа, речевой деятельности.

Начало изучается философами, прежде всего, как «начало всех начал». В зависимости от объекта философского осмысления, начало толкуется в работах таких ученых, как Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Н.Д. Арутюнова, А.Ш. Абдуллина, В.Г. Бутко, О.Б. Вакуленко, Л.Н. Голубенко, Н.М. Тхор, С.И. Лягущенко, Н.Г. Шевченко, Б.А. Успенский, А.К. Соловьёва, И.В. Арнольд, Т.Н. Палькина, И.А. Банникова, Л.Е. Лисовицкая, Е.А. Жиндеева, Д.Ф. Рахимова, И.В. Столярова, В.В. Силаев, И.Ж. Винокурова, Е.А. Гончарова, И.П. Шишкина, Н.К. Данилова, Е.В. Кузнецова, Н. В. Петрова, Э.Ф. Щербина, Т.С. Ряднова, Н.П. Эфендиева и др.

Начало - это не просто часть повествования, композиции произведения, определённая позиция в строении сюжета, это и важнейшая философская категория, выделенная ещё в древности, в связи с осмыслением истоков бытия и пространственно-временного мироустройства. В индийской философской традиции «Начало» чаще всего трактовалось как Абсолют, высший принцип, не подлежащий какой-либо дефиниции, описанию [Степанянц 1995: 382]. «Начало» в древнегреческой философии (греч. аг^е «принцип») - это термин, означавший первоначало, первопричину, принцип [ФЭС и^^р^/ёю.асаёетк.ги/ёю.ш^гиш к1/517081]. У Платона «аг^е» означает как онтологический, так и гносеологический принцип, начало познания [Там же].

В поэзии, истории, философии начало определяется как темпорологическое понятие, имеющее отношение к временному параметру какого-либо процесса.

Это, прежде всего, категория существования, процесса бытия, «дления», антиномичная категории конца и смежная с понятиями прошлого, настоящего, будущего. Понятия начала и конца «соизмеряют друг друга как меры и определяют вместе философскую категорию экзистенции, существования, а также и его антипод "несуществование" (чего-либо)» [Разумовский URL: http: //www.chronos. msu.ru/old/TERMS/razumovsky_nachalo. htm].

Именно в экзистенциональном ключе (как начало мира) интерпретирует начало Н. Гумилев в «Поэме начала»: это зарождение мира, импульс, посланный в «неродившееся пространство», начало мирового движения. Уже в этом поэтическом трактате начало бытия связывается с понятием дискретности мира, противопоставленной континуальности, «цельности», непрерывности, рождение «отдельности»:

«И оно, помысля отдельность Как священнейшее из прав, Разорвало святую цельность, Красной молнией в бездну пав» [Гумилев1988].

Начало у Гумилева - превращение однообразия в разнообразие форм жизни:уничтожиться как единство и как множество расцвести..., - появление расчлененности предметов: О отдельность! Ты пламень счастья...

Дискретность тоже связывает понятие начала с понятием конца, и именно в этой связи начало рассматривается историками. Так, Л.Н. Гумилев, объясняя свою концепцию исторической периодизации и название своего историко-этнографического труда «Конец и вновь начало», писал: «Если считать, что история не имеет ни начал, ни концов, то изучение ее было бы невозможно, потому что изучение есть сравнение соразмерных явлений и выявление их взаимосвязей. Если явление одно, то оно несравнимо. Поэтому фраза «Конец и вновь начало» констатация дискретного исторического времени» [Гумилев URL: https://vk. com/doc109542157_30456649487de 1e1dc].

Понимание связи начала с понятием дискретности очень важно и для его интерпретации как текстовой категории (об этом ниже).

В философии начало рассматривается и как методологическая гносеологическая категория, имеющая отношение к процессу познания мира. Б.Д Голованов пишет о том, что осмысление этой категории стало необходимым в связи с провозглашением нового принципа философского познания: возвращения к началу - зародившегося в трудах Г. Гегеля и Э. Гуссерля. Этот принцип состоит в ориентации на эволюцию человека и возвращении к вопросам практического применения науки [Голованов 2013: 66].

Многослойность этой философской категории отражают значения самого слова начало. Так, согласно данным малого академического словаря (МАС), это слово имеет 7 значений, которые можно разделить на две группы по их соотнесенности с онтологической или гносеологической областью философского смысла категории начала. Так, одна группа значений связана с пространственно-темпоральными параметрами процессов: начало как 'исходная точка, грань чего-л., имеющего протяжение, а также пространство, примыкающее к этой точке, грани' (начало пути, начало улицы), или 'первый момент, первый период чего-л. протекающего во времени, первая стадия какого-л. действия, развития какого-л. явления' (начало года, начало романа, начало оперы), 'то, что порождает, вызывает что-л., основная причина чего-л.' (организующее начало, болезнетворное начало), 'основа, сущность чего-л., проявляющаяся в наиболее характерных признаках, чертах' (волевое начало, гуманное начало) [МАС]. Эти значения связаны с процессами, с категорией существования, поэтому их можно считать аспектами экзистенциального смысла категории.

Вторая группа обусловлена представлениями о методах познания мира: начало как 'основные положения, принципы чего-л.' (начала химии, начала государственности), 'способы, методы осуществления чего-л.' (на коллективных началах), 'научный закон, правило' (первое начало Ньютона). Вторая группа вторична, производна по отношению к первой и не так тесно связана с выделением категории начала художественного текста.

Из значений первой группы одно имеет непосредственное отношение к началу как категории текста - 'первый момент, первый период чего-л.,

протекающего во времени, первая стадия какого-л. действия', поскольку текст -это тоже процесс, речевой поток, процесс повествования, рассуждения, изложения мыслей и т.д.

Как категория речепорождения начало было выделено ещё в античности в связи с построением, главным образом, ораторской речи. Оно рассматривалось в теории той части текста, которая называется введением или вступлением.

Аристотель учил: «Итак, вступление есть начало речи, то же, что в поэтическом произведении - пролог, а в игре на флейте - прелюдия. Все эти части - начало, они как бы прокладывают путь для последующего» [Аристотель 2000: 136]. Аристотель различает эпистемологические начала («начала, исходя из которых доказывают») и онтологические («начала сущности»). Наиболее достоверным и безусловным из «начал доказательств» Аристотель считает логический закон противоречия [ФЭС URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/517 081]. Античные риторы придавали вступлению исключительно важное значение. Согласно античному канону, главная цель введения - привлечь внимание аудитории и расположить её к себе. Для достижения этой цели применяются три типа введения: простое (введение в предмет согласно заявленной теме), косвенное (используется в сложных случаях, когда оратор сталкивается с явно враждебной аудиторией) и внезапное (резко эмоциональное начало, применяемое в редких случаях) [Филиппов URL: http://www.studfiles.ru/preview/3849573/page:2/]. Примером внезапного начала может являться первая речь Цицерона (их было четыре) против Катилины. Начало этой речи имеет оттенок неожиданности, внезапности: «Доколе же, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпеньем нашим?» В трактате об ораторском искусстве Цицерон рассуждает о том, каким должно быть идеальное начало речи оратора: «Начало речи должно быть сдержанно, но богато острыми мыслями» [Цицерон URL: http://www.studmed.ru/view/ciceron-mt-tri-traktata-ob-oratorskom-iskusstve-kn2_f5314a14e42.html]. Особо он отмечает, что введение следует писать в последнюю очередь [Там же].

Таким образом, определение термина «начало» было заложено ещё в античности. Но термины «введение», «вступление», «начало» использовались исключительно в ораторской речи.

Со времен античности наука о тексте почти не продвинулась вперед в изучении начала речи в значении именно исходной точки ее разворачивания: первых слов, фраз, смыслов.

Н.Д. Буало в своей работе о поэтическом искусстве рассматривает проблему роли начала и конца в композиции художественного произведения:

«Поэт обдуманно всё должен разместить,

Начало и конец в поток единый слить

И, подчинив слова своей бесспорной власти,

Искусно сочетать разрозненные части» [Буало URL: http://www.studfiles.ru/preview/2911693/page:3/].

Ю.М. Лотман отмечает роль начало в структурировании бытия: «Акт творения - создания - есть акт начала. Поэтому существует то, что имеет начало» [Лотман 1970: 260]. Это функция моделирования формирующейся структуры: «Начало имеет определяющую моделирующую функцию - оно не только свидетельство существования, но и замена более поздней категории причинности. Объяснить явление - значит указать на его происхождение» [Там же].

Такую же моделирующую функцию начала повествования в словесных произведениях имеет в виду Н.Д. Арутюнова, когда считает, что основная функция интродуктивных предложений «состоит во введении лиц, предметов, явлений, событий и пр. в предметную область» [Арутюнова 1976: 223].

«Начало - отправная точка читательского восприятия, оно подготавливает читателя к тому, что будет дальше, настраивает его. Начало позволяет также строить прогнозы относительно как смысла текста, так и его формы» [Банникова 1992: 65].

Несмотря на значимость этой текстовой категории, её содержательное своеобразие и языковое оформление в лингвистике почти не изучалось. Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью выявления

типологии содержательной структуры начала и лексических средств, традиционно использующихся для оформления этой категории текста.

Строение художественного текста характеризуется пространственно-временной линейной природой сочетания составляющих его содержательных и формальных элементов. Такое строение обозначается понятием пространственно-временного континуума - последовательного непрерывного соединения частей и элементов, например, событий. Оно характерно для самой жизни, и художественный, особенно прозаический, текст моделирует такое строение. Но если, как пишет Ю.М. Лотман, реальный континуум воспринимается как циклический, непрерывный, лишённый начала и конца, то текст отграничивает фрагменты жизни. И «маркированную моделирующую функцию» в этом процессе выполняют «категории начала и конца текста» [Лотман 1999: 216].

Начало и конец - это обязательные константные позиции текста, имеющие отношение и к построению сюжета, и к композиции произведения, и к моделированию повествования (нарративной структуре текста) и ко многим другим категориям и параметрам художественного произведения и структуры художественного текста [Там же].

Особенно важным в текстовой оппозиции начала и конца (замечание об их оппозиционном противопоставлении принадлежит Ю.М. Лотману [Там же]) является начало. И этот факт нашёл своё отражение в истории художественной литературы. Как отмечает Ю.М. Лотман, ранние повествовательные произведения отличались маркированностью начала: обязательным обозначением того, «кто первый начал» и «с чего всё началось» [Там же: 219]. «Высокая моделирующая роль категории «начала» будет с очевидностью проявляться в «Повести временных лет», которая, по существу, представляла собой собрание повествований о началах - начале русской земли, начале княжеской власти, начале христианской веры на Руси и пр. Преступление также интересует летописца, в первую очередь, с этой точки зрения. Сущность события проясняется указанием на то, кто первый осуществил подобное действие (так, осуждение братоубийства - ссылкой на Каина)» [Там же].

Понятие начала произведения в филологических исследованиях текста обозначается разными терминами, например, такими как вводящий абзац (Т.С. Ряднова, Д.Ф. Рахимова и др), абсолютный зачин (Н.К. Данилова и др.), интродуктивный контекст (Е.В. Кузнецова и др.), абсолютное начало текста (Н.Д. Арутюнова, Л.Н. Голубенко, Н.М. Тхор, Н.Г. Шевченко и др.), начало текста (О.Б. Вакуленко, Н.В. Петрова и др.), тематический отрезок (В.Г. Бутко и др.), начальные предложения (А.К. Соловьёва и др.). Все эти термины напрямую относятся к понятию начала текста и имеют сходное понятийное наполнение.

В литературоведении были выделены и рассмотрены категории, смежные понятиям начала и конца: начало как зачин, завязка, экспозиция, пролог; конец -развязка, эпилог. В риторике с точки зрения построения мысли выделяются понятия: вступление, введение; заключение, завершение; выводы, итоги. Они понимаются, во-первых, как части, категории смыслового аспекта речи и, во-вторых, как композиционные части, не всегда совпадающие с началом текста. Речевые (например, коммуникативные) и языковые закономерности организации начала текста почти не изучаются. Это и обусловливает актуальность выделения абсолютного начала как категории текста, в частности - текста художественного.

«В прозаическом произведении начало служит экспозицией, то есть содержит необходимые предварительные сведения о времени и месте действия, его участниках, а иногда и о предшествующих событиях. Характер построения экспозиции зависит от общей архитектоники произведения, системы средств раскрытия образов и их отношений» [Арнольд 1978: 29].

Начало художественного текста наряду с заглавием и концом определяется в стилистике декодирования как «сильная позиция» (термин И.В. Арнольд) текста [Там же: 23]. «С их помощью автор подчёркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части (текста в целом)» [Николина 2008: 46]. И.В. Арнольд утверждает, что самой сильной позицией в тексте является начало произведения. «Указаний на то, что первые и последние строки произведения имеют большое значение для восприятия текста

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мачильская Дарья Олеговна, 2018 год

ИСТОЧНИКИ

1. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 1. Рассказы. Повести. Юморески (1880 - 1882). - М.: Наука, 1983. - 593 c.

2. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 2. Рассказы. Юморески (1883 - 1884). - М.: Наука, 1983. - 582 с.

3. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 3. Рассказы. Юморески. Драма на охоте (1884 - 1885). - М.: Наука, 1983. - 574 с.

4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 4. Рассказы. Юморески (1885 - 1886). - М.: Наука, 1984. - 548 с.

5. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах. Том 5. Рассказы. Юморески (1886). - М.: Наука, 1985. - 693 с.

6. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 6. Рассказы (1887). - М.: Наука, 1985. - 724 с.

7. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 7. Рассказы. Повести (1888 - 1891). - М.: Наука, 1985. - 721 с.

8. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 8. Рассказы. Повести (1892 - 1894). - М.: Наука, 1986. - 520 с.

9. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 9. Повести. Рассказы (1894 - 1897). - М.: Наука, 1986. - 538 с.

10. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 10. Рассказы (1898 - 1903). - М.: Наука, 1986. - 497 с.

11. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 14 - 15. Из Сибири. Остров Сахалин. (1890 - 1895). - М.: Наука, 1987. -864 с.

12. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах / А. П. Чехов. Том 18. Гимназическое. Стихотворения. Коллективное. - М.: Наука, 1987. -430 с.

Приложение № 1

Содержательные типы начальных фрагментов произведений А.П. Чехова Таблица 1.

Содержательный тип (подтип) Рассказы Кол-во проанализированных фрагментов

1) Презентация персонажа «Общее образование», «Невеста», «О любви», «О, женщины, женщины!..», «За яблочки», «Панихида» «Самообольщение», «Дуэль», «Расстройство компенсации», «Исповедь», «Сирена», «Актёрская гибель», «Дорогие уроки», «Беседа пьяного с трезвым чёртом», «Заблудшие», «Хорошие люди», «Циник», «Персона», «Моя жизнь», «Рассказ неизвестного человека», «Бабье царство», «После театра», «Соседи», «Он и она», «Печенег», «Репетитор», «Нищий», «Свадьба с генералом», «Барыня», «Володя большой и Володя маленький», «Верочка», «Ниночка», «Оба лучше», «На мельнице», «В Москве», «Дома», «Индейский петух», «Злоумышленник», «Ненастье», «Ну, публика!», «Не в духе», «Первый дебют», «Отец семейства», «Восклицательный знак», «Неприятность», «Учитель словесности», «Скучная история», «Стража под 85

стражей», «Беда» (1886 г), «Тоска», «Событие», «Попрыгунья», «Степь», «Идиллия - увы и ах!», «Несообразные мысли», «Нарвался», «Дама с собачкой», «Свидание хотя и состоялось, но.», «Драматург», «Жилец», «Житейские невзгоды», «Мечты», «Барон», «В Париж!», «В ландо», «Женщина без предрассудков», «Неосторожность», «Обыватели», «Отрава», «Отставной раб», «Пустой случай», «Пьяные», «Сущая правда», «Тссс!..», «Тяжёлые люди», «Учитель», «Хороший конец», «Шампанское», «Делец», «Злостные банкроты», «Из записок вспыльчивого человека», «Отрывок», «По-американски», «Случай из судебной практики»

2) Обозначение места действия

а) Описание природы (пейзаж) «Ненужная победа», «Святою ночью», «В родном углу», «Петров день», «Бенефис соловья», «Встреча весны» 6

б) Описание места события «Маска», «Беглец», «Палата № 6», «Салон де варьете», «Зелёная коса», «В суде», «Кривое зеркало», «В Москве на Трубной площади», «Верба», «На реке», «Осенью», «Патриот своего 16

отечества», «Перекати-поле», «Приданое», «Талант», «Ярмарка»

3) Начальная ситуация, начальное событие в сюжетной канве рассказа

а) Встреча героев «Толстый и тонкий», «Открытие», «Вверх по лестнице», «Вор», «Счастливчик», «О том, о сём» 6

б) Беседа героев «Неудача», «Дачное удовольствие», «Разговор человека с собакой», «Жених и папенька», «Размазня», «Дорогая собака», «Шило в мешке», «Упразднили!», «Моя беседа с Эдисоном», «Стена», «Интеллигентное бревно»; «Конь и трепетная лань», «Тапёр», «Мой разговор с почтмейстером», «Длинный язык», «Неприятная история», «Пассажир 1-го класса», «Разговор», «Умный дворник», «Следователь», «Серьёзный шаг», «Ушла», «Хитрец», «Чтение», «Rara avis», «Гадальщики и гадальщицы», «Грач», «Гусиный разговор», «Ёлка», «Крест», «Перед затмением», «Сказка», «Современные молитвы», «У телефона», «Экзамен», «Язык до Киева доведёт» 36

в) Визит «Ворона», «На гвозде», «Тряпка», «Драма на охоте» (Истинное происшествие), «Последняя могиканша», «Припадок», «Беззащитное существо», «Радость», «Волк», «Житейская мелочь», «Кошмар», «Драма на охоте» (Из записок судебного следователя), «Коллекция», «Недоброе дело», «Тина», «Необыкновенный», «Неудачный визит», «Праздничные» 18

г) Просьба «Орден», «Цветы запоздалые», «Речь и ремешок», «75000», «Один из многих», «Отец», «Темнота», «Затмение Луны» 8

д) Приезд героя «Старость», «По делам службы», «Святая простота», «Пересолил», «Мальчики», «Чёрный монах», «Калека», «Княгиня», «Ночь перед судом», «Добрый немец» 10

4) Повествование об особом событии, предшествующем описываемым событиям «Опекун», «Перед свадьбой», «Пропащее дело», «Анна на шее», «Брак по расчёту», «Клевета», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Экзамен на чин», «Каштанка», «Либеральный душка», «Беззаконие», «Володя», «Нервы», «В рождественскую ночь», «Лев и солнце», «Мороз», «Моя Нана», «Муж», «На охоте», «Начальник станции», «Оратор», «Первый 33

любовник», «Протекция», «Страдальцы», «Страшная ночь», «Торжество победителя», «Трагик», «Скука жизни», «Случай с классиком», «Филантроп», «Шведская спичка», «Знамение времени», «Кое-что» (Г-н Гулевич (автор) и утопленник)

5) Особый контекст с жанровой спецификой

а) Письмо «Мелюзга», «Без места», «Письмо к учёному соседу», «Мои жёны», «Жена», «У знакомых», «Любовь», «На даче», «Нытьё», «Герой-барыня», «Тайный советник», «Сон репортёра», «Два письма», «Жизнеописания достопримечательных современников», «Исповедь, или Оля, Женя, Зоя», «Мои жёны», «Мой юбилей», «Письмо в редакцию», «Ярмарочное «итого»» 19

б) Рассказ в рассказе «Водевиль», «Ночь на кладбище», «То была она!», «Рыцари без страха и упрёка» 4

6) Собственно начало повествования «Грешник из Толедо», , «Хамелеон», «Утопленник», «Враги», «Новогодние великомученики», «Унтер Пришибеев», «Зеркало», «Кот», «Случай из практики», «Контрабас и флейта», «Бумажник», «Лошадиная 112

фамилия», «Выигрышный билет», «Три года», «На святках», «В овраге», «Два скандала», «Из воспоминаний идеалиста», «Сапоги», «Мститель», «Забыл!!», «Женское счастье», «В потёмках», «На волчьей садке», «Рыбья любовь», «Белолобый», «Винт», «С женой поссорился», «Дело о 1884 годе», «В номерах», «Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало», «Дипломат», «Беда» (1887 г.), «Пережитое», «Певчие», «Благодарный», «Поцелуй», «От нечего делать», «Новогодняя пытка», «Ах, зубы!», «Воры», «Знакомый мужчина», «Альбом», «Баран и барышня», «Свадьба», «Мапё'еПе», «В почтовом отделении», «Весь в дедушку», «Гордый человек», «Двое в одном», «Жених», «Закуска», «Комик», «Либерал», «Месть женщины», «На магнетическом сеансе», «На кладбище», «Наивный леший», «О том, как я в законный брак вступил», «Почта», «Предложение», «Произведение искусства», «Рассказ без конца», «Страхи», «Тайна», «Тёща-адвокат», «Трифон», «Ты и вы», «Совет», «Блины», «В вагоне», «Роман с

контрабасом», «Рассказ, которому трудно подобрать название», «Ревнитель», «Супруга», «Брак через 10 -15 лет», «В пользу нуждающихся приезжих больных», «Весной» (1887 г.), «Записка», «Интеллигенты-кабатчики», «Интриги», «Кое-что об А. С. Даргомыжском», «Козёл или негодяй?», «Летающие острова», «Мой домострой», «Московские лицемеры», «Необходимое предисловие», «О бренности», «Отвергнутая любовь», «Письмо», «Признательный немец», «Реклама», «Репка», «Речь министра», «Роман адвоката», «Ряженые» (1883 г.), «Ряженые» (1885 г.), «Самый большой город», «Сборник для детей», «Светлая личность», «Скоморох», «Случаи mania grandiosa», «Среди милых москвичей», «Статистика», «Фантастический театр Лентовского», «Финтифлюшки», «Фокусники», «Юбилей», «Ядовитый случай», «Тайна ста сорока четырёх катастроф, или Русский Рокамболь»

7) Смешанный контекст в сочетании разных типов предыдущих

начал

а) Описание места события и презентация персонажа

«Загадочная натура», «Дочь Альбиона», «Огни», «Свистуны», «Симулянты», «Счастье», «В ссылке», «Справка», «Злой мальчик», «Канитель», «Спать хочется», «Переполох», «Жёны артистов», «Мёртвое тело», «Бабы», «Брожение умов», «Мыслитель», «Хирургия», «Художество», «На пути», «Сон», «Живой товар», «Живая хронология», «Писатель», «Рассказ старшего садовника», «Смерть чиновника», «Архиерей», «Хористка», «Сапожник и нечистая сила», «Анюта», «Сельские эскулапы», «Антрепренёр под диваном», «Староста», «Кухарка женится», «Мужики» (1900 г.), «Ведьма», «Скрипка Ротшильда», «Гриша», «Гусев», «Надлежащие меры», «Агафья», «Ионыч», «Иван Матвеич», «В аптеке», «На гулянье в Сокольниках», «В приюте для неизлечимо больных и престарелых», «Два газетчика», «Психопаты», «Русский уголь», «Картинки из недавнего прошлого», «В вагоне», «На чужбине», «Праздничная повинность», «Дачники», «История одного торгового предприятия», «Гость», «Детвора»,

104

«Ванька», «Ариадна», «Мужики», «В усадьбе», «Сонная одурь», «Который из трёх?», «Средство от запоя», «Суд», «Добрый знакомый», «У предводительши», «Душечка», «Убийство», «Страх», «Кулачье гнездо»; «Зиночка», «Корреспондент», «Розовый чулок», «Скверная история», «Аптекарша», «Беспокойный гость», «Говорить или молчать?», «Марья Ивановна», «Глупый француз», «Месть», «Нахлебники», «В пансионе», «В сарае», «Доктор», «Заказ», «Калхас», «Человек в футляре», «В гостиной», «В цирульне», «Дочь коммерции советника», «Злоумышленники», «Лист», «Мошенники поневоле», «Накануне поста», «Недобрая ночь», «Полинька», «Раз в год», «Рано!», «Холодная кровь», «Старый дом», «Тёмною ночью»

б) Описание природы и презентация персонажа «Свирель», «Безнадёжный», «Егерь», «Студент», «Шуточка», «Налим», «Двадцать девятое июня», «Из Сибири», «Тысяча одна страсть, или Страшная ночь», «Именины», «Горе», «Не судьба!», «На подводе», «Новая дача», «День за городом», «Казак», «На страстной неделе», «Без заглавия», «Встреча», «Крыжовник», «Чужая беда», 25

«Несчастье», «Он понял!», «Слова, слова и слова», «Весной» (1886 г.)

в) Беседа и презентация персонажа «Драма», «Папаша», «Из огня да в полымя», «Невидимые миру слёзы»; «О драме», «Братец», «Лишние люди», «В бане», «Дамы», «Капитанский мундир», «Критик», «Perpetuum mobile», «Кто виноват?», «После бенефиса», «Тиф», «Удав и кролик», «Скорая помощь», «"Гамлет" на Пушкинской сцене», «Задача», «Кое-что» (Мамаша и г. Лентовский) 20

г) Ситуация воспоминания и презентация персонажа «Красавицы», «Пари», «Устрицы», «Дом с мезонином», «Единственное средство», «В море», «Дурак», «Добродетельный кабатчик», «Происшествие», «Рассказ госпожи NN», «Сильные ощущения», «Дачница», «Дурак» 12

Приложение № 2 Список произведений А. П. Чехова, привлечённых к исследованию

1. 75000

2. Mari d'elle

3. Perpetuum mobile

4. Rara avis

5. Агафья

6. Актерская гибель

7. Альбом

8. Анна на шее

9. Антрепренер под диваном (Закулисная история)

10. Анюта

11. Аптекарша

12. Ариадна

13. Архиерей

14. Ах, зубы!

15. Бабы

16. Бабье царство

17. Баран и барышня (Эпизодик из жизни «милостивых государей»)

18. Барон

19. Барыня

20. Беглец

21. Беда (1886 г.)

22. Беда (l887 г.)

23. Без заглавия

24. Без места

25. Беззаконие

26. Беззащитное существо

27. Безнадежный (Эскиз)

28. Белолобый

29. Бенефис П. М. Свободина

30. Бенефис соловья (Рецензия)

31. Беседа пьяного с трезвым чёртом

32. Беспокойный гость

33. Благодарный (Психологический этюд)

34. Блины

35. Брак по расчету (Роман в 2-х частях)

36. Брак через 10 - 15 лет

37. Братец

38. Брожение умов (Из летописи одного города)

39. Бумажник

40. В. А. Бандаков

41. В аптеке

42. В бане

43. В вагоне

44. В вагоне (Разговорная перестрелка)

45. В гостиной

46. В ландо

47. В море (Рассказ матроса)

48. В Москве

49. В Москве на Трубной площади

50. В номерах

51. В овраге

52. В пансионе

53. В Париж!

54. В пользу нуждающихся приезжих больных

55. В потемках

56. В почтовом отделении

57. В приюте для неизлечимо больных и престарелых

58. В родном углу

59. В рождественскую ночь

60. В сарае

61. В ссылке

62.В суде

63. В усадьбе

64. В цирульне

65. Ванька

66. Вверх по лестнице

67. Ведьма

68. Верба

69. Верочка

70. Весной

71. Весной (Сцена-монолог)

72. Весь в дедушку

73. Винт

74. Водевиль

75. Волк

76. Володя

77. Володя большой и Володя маленький

78. Вор

79. Ворона

80. Воры

81. Восклицательный знак

82. Враги

83. Встреча

84. Встреча весны (Рассуждение)

85. Выигрышный билет

86. Гадальщики и гадальщицы (Подновогодние картинки)

87. «Гамлет» на Пушкинской сцене

88. Герой-барыня

89. Глупый француз

90. Говорить или молчать?

91. Гордый человек

92. Горе

93. Гость

94. Грач

95. Грешник из Толедо (Перевод с испанского)

96. Гриша

97. Гусев

98. Гусиный разговор

99. Дама с собачкой

100. Дамы

101. Дачники

102. Дачница

103. Дачное удовольствие

104. Два газетчика

105. Два письма

106. Два скандала

107. Двадцать девятое июня (Рассказ охотника, никогда в цель не попадающего)

108. Двое в одном

109. Делец

110. Дело о 1884 годе (От нашего корреспондента)

111. Дело Рыкова и комп. (От нашего корреспондента)

112. День за городом (Сценка)

113. Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало (Посвящается Л. И. Пальмину)

114. Детвора

115. Дипломат (Сценка)

116. Длинный язык

117. Добродетельный кабатчик (Плач оскудевшего)

118. Добрый знакомый

119. Добрый немец

120. Доктор

121. Дом с мезонином (Рассказ художника)

122. Дома

123. Дорогая собака

124. Дорогие уроки

125. Дочь Альбиона

126. Дочь Коммерции советника (Роман)

127. Драма

128. Драма на охоте (Из записок судебного следователя)

129. Драма на охоте (Истинное происшествие)

130. Драматург

131. Дурак (Рассказ холостяка)

132. Душечка

133. Дуэль

134. Егерь

135. Единственное средство

136. Ёлка

137. Жена

138. Жених

139. Жених и папенька (Нечто современное)

140. Женское счастье

141. Женщина без предрассудков (Роман)

142. Жёны артистов (Перевод... с португальского)

143. Живая хронология

144. Живой товар

145. Жизнеописания достопримечательных современников

146. Жилец

147. Житейская мелочь

148. Житейские невзгоды

149. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

150. За яблочки

151. Заблудшие

152. Забыл!!

153. Загадочная натура

154. Задача

155. Заказ

156. Закуска (Приятное воспоминание)

157. Записка

158. Затмение Луны

159. Зелёная коса (Маленький роман)

160. Зеркало

161. Зиночка

162. Злой мальчик

163. Злостные банкроты

164. Злоумышленник

165. Злоумышленники (Рассказ очевидцев)

166. Знакомый мужчина

167. Знамение времени

168. Иван Матвеич

169. Идиллия - увы и ах!

170. Из воспоминаний идеалиста

171. Из записок вспыльчивого человека

172. Из огня да в полымя

173. Из Сибири

174. Именины

175. Индейский петух

176. Интеллигентное бревно (Сценка)

177. Интеллигенты-кабатчики (Письмо в редакцию)

178. Интриги

179. Ионыч

180. Исповедь

181. Исповедь, или Оля, Женя, Зоя (Письмо)

182. История одного торгового предприятия

183. Казак

184. Калека (Неоконченное произведение)

185. Калхас

186. Канитель

187. Капитанский мундир

188. Картинки из недавнего прошлого

189. Каштанка

190. Клевета

191. Княгиня

192. Кое-что (Г-н Гулевич (автор) и утопленник)

193. Кое-что (Мамаша и г. Лентовский)

194. Кое-что об А. С. Даргомыжском

195. Козёл или негодяй?

196. Коллекция

197. Комик

198. Контрабас и флейта

199. Конь и трепетная лань

200. Корреспондент

201. Кот

202. Который из трёх? (Старая, но вечно новая история)

203. Кошмар

204. Красавицы

205. Краткая анатомия человека

206. Крест

207. Кривое зеркало (Святочный рассказ)

208. Критик

209. Крыжовник

210. Кто виноват?

211. Кулачье гнездо

212. Кухарка женится

213. Лев и солнце

214. Летающие острова (Соч. Жюля Верна. Перевод А. Чехонте)

215. Либерал (Новогодний рассказ)

216. Либеральный душка

217. Лист (Кое-что пасхальное)

218. Лишние люди

219. Лошадиная фамилия

220. Любовь

221. Мальчики

222. Марья Ивановна

223. Маска

224. Мелюзга

225. Мёртвое тело

226. Месть

227. Месть женщины

228. Мечты

229. Мои жёны (Письмо в редакцию - Рауля Синей Бороды)

230. Мой домострой

231. Мой разговор с почтмейстером

232. Мой юбилей

233. Мороз

234. Московские лицемеры

235. Мошенники поневоле (Новогодняя побрехушка)

236. Моя беседа с Эдисоном (От нашего собственного корреспондента)

237. Моя жизнь (Рассказ провинциала)

238. Моя Нана

239. Мститель

240. Муж

241. Мужики (1897)

242. Мужики (1900)

243. Мыслитель

244. На волчьей садке

245. На гвозде

246. На гулянье в Сокольниках

247. На даче

248. На кладбище

249. На магнетическом сеансе

250. На мельнице

251. На охоте

252. На подводе

253. На пути

254. На реке (Весенние картинки)

255. На святках

256. На страстной неделе

257. На чужбине

258. Надлежащие меры

259. Наивный леший (Сказка)

260. Накануне поста

261. Налим

262. Нарвался

263. Нахлебники

264. Начальник станции

265. Не в духе

266. Не судьба!

267. Невеста

268. Невидимые миру слёзы (Рассказ)

269. Недобрая ночь (Наброски)

270. Недоброе дело

271. Ненастье

272. Ненужная победа (Рассказ)

273. Необходимое предисловие

274. Необыкновенный

275. Неосторожность

276. Неприятная история

277. Неприятность

278. Нервы

279. Несообразные мысли

280. Несчастье

281. Неудача

282. Неудачный визит

283. Ниночка

284. Нищий

285. Новая дача

286. Новогодние великомученики

287. Новогодняя пытка

288. Ночь на кладбище (Святочный рассказ)

289. Ночь перед судом (Рассказ подсудимого)

290. Ну, публика!

291. Нытье (Письмо издалека)

292. О бренности (Масленичная тема для проповеди)

293. О драме (Сценка)

294. О любви

295. О том, как я в законный брак вступил (Рассказец)

296. О том, о сём

297. О, женщины, женщины!..

298. Оба лучше

299. Общее образование (Последние выводы зубоврачебной науки)

300. Обыватели

301. Огни

302. Один из многих

303. Он и она

304. Он понял!

305. Опекун

306. Оратор

307. Орден

308. Осенью

309. От нечего делать (Дачный роман)

310. Отвергнутая любовь (Перевод с испанского)

311. Отец

312. Отец семейства

313. Открытие

314. Отрава

315. Отрывок

316. Отставной раб

317. Палата № 6

318. Панихида

319. Папаша

320. Пари

321. Пассажир 1-го класса

322. Патриот своего отечества

323

324

325

326

327

328

329

330

331

332

333

334

335

336

337

338

339

340

341

342

343

344

345

346

347

348

349

350

351

352

353

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.