Лексическая репрезентация образа Кавказа в художественной картине мира М.Ю. Лермонтова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Дионк Камель Мохаммед
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дионк Камель Мохаммед
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения лексики какедства репрезентации индивидуально-авторской модели мира в художественном тексте
1.1.Картина мира как объект лингвистики. Понятие о художественной картине мира
1.2.Аспекты постижения национальной картины мираточки зрениявременной науки
1.3.Художественный текст какедство репрезентации индивидуально-авторской картины мира
1.4. Понятие о лексической парадигме. Типы парадигм в лексической подсистеме языка
1.5. Лексические парадигмы в функциональном аспекте28 Выводы
Глава II. Лексика, воплощающая образ Кавказа в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова
2.1. Лексикамантическойеры «природа» в лексическойруктуре образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова
2.1.1. Лексические единицы, называющие элементы рельефа и почву
2.1.2. Лексика, называющая метеорологические явления
2.1.3. Лексемы, называющие растения
2.1.4. Лексические единицы, называющие представителей дикой фауны
2.2. Лексикамантическойеры «человек»
2.2.1. Лексические единицы, называющие объекты,язанныебытом горских народов
2.2.2. Лексические единицы, раскрывающие физический облик и психическийлад горцев
2.2.3. Лексика, используемая для описанияциальных ициокультурных аспектов жизни горцев
Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Существительные, называющие действующее лицо в прозе А.П. Чехова2007 год, кандидат филологических наук Хади Нахла Джавад
Флористическая лексика в лирике С. Есенина2011 год, кандидат филологических наук Камаль Альдин Зэйнаб Сафуан
Метеорологическая метафора в русской языковой картине мира2011 год, кандидат филологических наук Чан Тхи Тху Хыонг
Сравнение как средство репрезентации художественной картины мира: на материале русской прозы конца XX - начала XXI веков2009 год, кандидат филологических наук Разуваева, Людмила Владимировна
Роль глагола в репрезентации индивидуально-авторской модели мира в художественном тексте2000 год, доктор филологических наук Чарыкова, Ольга Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лексическая репрезентация образа Кавказа в художественной картине мира М.Ю. Лермонтова»
Общеизвестно, что изучение словаря писателя является чрезвычайно важным в аспекте постижения его языковой картины мира и авторского мировосприятия. Первоочередного внимания требуют лексические единицы, репрезентирующие наиболее значимые для данного автора явления и сферы действительности. В биографии и художественном сознании М.Ю.Лермонтова значительное место занимает Кавказ, что проявляется в большом количестве произведений, в которых находит воплощение образ Кавказа.
Ещё В.Г.Белинский отмечал: «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. .<.>. Кавказ делается его поэтической родиною, пламенно любимою им; на недоступных вершинах Кавказа, венчанных вечным снегом, находит он свой Парнас, в его свирепом Тереке, в его горных потоках, в его целебных источниках находит он свой Кастальский ключ, свою Ипокрену.». С.А.Андреев-Кривич указывает: «.Как только начинаешь вспоминать Лермонтова, перебирать в памяти шедевры его творчества, так сейчас же оказываешься в кругу его кавказских произведений. <.> Следовательно, значение кавказской темы для Лермонтова весьма велико» (Андреев-Кривич 1979:3).
Особенности воплощения образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова рассматриваются в значительном количестве литературоведческих работ, например:' Андреев-Кривич 1979, Анненский 1979, Архипов 1965, Бицилли 1996, Верольский 1981, Виноградов Б.С., Виноградов В.Б. 1981, Висковатов 1987, Гайтукаев 1981, Гачев 1981, Гуревич 1964, Демиденко 2004, Дубнова 2007, Журавлёва 2002, Канг Чун 2004, Ковалевская 2007, Коровин 1973, Кретов 1964, Лазарев 1990, Леушева 1964, Ломинадзе 1985, Магаротто 1996, Макогоненко 1986, Максимов 1964, Мальсагов 1981, Маркелов 2008, Меркулова 2007, Мехтиев 2003, Михайлова 1957, Попов 1954, Пульхритудова 1964, Савинков 2004, Саламова 1981, Серман 2003, Соколов 1964, Соллертинский 1964, Танкиев 1981, Тихонова
2007, Удодов 1964, 1973, Усок 1964, Фанасова 1994, Филатова 1967, Фохт 1963, 1975, Хазан 1981, Ходанен 1993, Эйдельман 1990, Эйхенбаум 1961, 1987, Эсенбаева 1981, Эпштейн 1990, Эткинд 1999 и другие. Однако лингвистические аспекты создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова не получили достаточно полного освещения в современной лингвистике. Можно назвать лишь несколько работ, в которых затрагивается данная тема: Виноградов В.В. 1959, 1990, Джаубаева 2010, Иванова 2004.
Необходимость лингвистического описания данного фрагмента художественной картины мира поэта и отсутствие исследований, посвященных комплексному изучению лексики, репрезентирующей образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова, обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования является лексика, служащая для создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова.
Предмет - семантические и функциональные особенности лексических единиц, используемых для создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова.
Цель данной работы - выявить семантические характеристики, структурную организацию и функциональные параметры лексики, репрезентирующей образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова.
Данная цель определила следующие задачи:
1) выявить корпус лексем, используемых для создания образа Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова;
2) рассмотреть семантику и парадигматику выявленных единиц и определить структуру образуемой ими лексической группировки;
3) проанализировать специфику использования семантических групп лексики, репрезентирующей образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова;
4) выявить единицы, выражающие наиболее значимые в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова аспекты образа Кавказа.
Материал и методика исследования Источником практического материала послужило собрание сочинений М.Ю.Лермонтова в 4-х томах (М: Худ. литература, 1960). Методом сплошной выборки из стихотворений, поэм и романа «Герой нашего времени» было выписано 4 006 контекстов, включающих лексические единицы, используемые для создания образа Кавказа.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы: описательный, , метод контекстуального анализа, элементы компонентного анализа. Использовался также приём количественного анализа.
Научная новизна
Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые представлен комплексный анализ лексических единиц, репрезентирующих образ Кавказа в произведениях М.Ю. Лермонтова, определены их семантические группы и выявлена их роль в выражении данного фрагмента индивидуально-авторской картины мира писателя.
Теоретическая значимость исследования Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования расширяют и углубляют современные представления о способах лексической репрезентации художественных концептов, о соотношении языковых и текстовых лексических группировок, а также уточняют представления о художественной картине мира М.Ю. Лермонтова и её системной организации.
Практическая значимость Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы при исследовании лексической структуры образа в творчестве других писателей, в спецкурсах по 6 лексикологии, в практике преподавания лингвистического анализа текста, при изучении творчества М.Ю.Лермонтова в иноязычной аудитории как материал для лингвокультурологического комментария.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Лексические единицы, репрезентирующие образ Кавказа в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова, образуют функционально-текстовое поле, состоящее из парцелл «Природа» и «Человек», каждая из которых имеет сложную структуру и включает нескольких семантических групп. Парцелла «Природа» представлена семантическими группами: 1) рельеф, 2) почва, 3) метеорологические явления, 4) растительность, 5) животный мир. Парцелла «Человек» представлена семантическими группами: 1) быт; 2) физический облик; 3) психологические особенности; 4) социальные характеристики; 5) социокультурные особенности.
2. Частотность использования определённых единиц выявленных сегментов поля указывает на степень релевантности выражаемых ими параметров для репрезентации образа Кавказа в художественном мировосприятии поэта. Ключевую позицию в воплощении образа Кавказа в индивидуально-художественной картине мира М.Ю.Лермонтова занимает лексика тематических сфер «горы и их части», «облака», «углубления горного рельефа», «водные объекты», «конь» и «оружие».
3. Образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова отражает как реальные природные, хронологические, этнографические и социальные характеристики данного региона, так и индивидуально-авторские, связанные с личностным восприятием. Объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М.Ю.Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разной семантики и образных номинациях.
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на межрегиональных научно-методических конференциях «Культура общения и её формирование» (Воронеж 2009, 2011) и отражены в шести публикациях, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ. Диссертация обсуждена на кафедре общего языкознания и стилистики Воронежского госуниверситета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина"2002 год, кандидат филологических наук Ежова, Наталия Федоровна
Лексическая экспликация концепта "Природа" в раннем творчестве И.А. Бунина2007 год, кандидат филологических наук Богданова, Наталия Викторовна
Сенсорная лексика как средство выражения ценностной картины мира Ю.Н. Куранова2009 год, кандидат филологических наук Овчинникова, Лада Олеговна
Пейзажная картина мира в системе русской языковой культуры2013 год, доктор филологических наук Левина, Вера Николаевна
Лексика ощущения, восприятия и чувственного представления как средство номинации и предикации в поэмах С. Есенина2005 год, кандидат филологических наук Жаркова, Ольга Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Дионк Камель Мохаммед
Выводы
Поскольку лексические единицы, репрезентирующие образ Кавказа в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова, выполняют общую функцию, их совокупность можно рассматривать как функционально-текстовое поле.
Анализ материала показал, что в рамках функционально-текстового поля «Кавказ» выделяются две парцеллы: «Природа» и «Человек». Первую образуют лексические единицы, номинирующие природные объекты и явления, вторую - лексика, называющая человека и явления человеческой жизни. Каждая из парцелл имеет сложную структуру и состоит из нескольких семантических групп.
Парцелла «природа» в произведениях М.Ю.Лермонтова представлена следующими семантическими группами: 1) рельеф, 2) почва, 3) метеорологические явления, 4) растительность, 5) животный мир.
Доминантой кавказского пейзажа и одной из доминант художественного мира поэта являются горы и их части, поскольку номинирующие данные объекты существительные имеют высокую частотность употребления: гора (горы) - 262, скала - 159, вершина - 71, утёс -41, хребет - 24. При описании гор М.Ю.Лермонтов использует не только нарицательные, но и собственные имена существительные, наиболее частотными из которых являются: Кавказ - 51, Казбек - 21.
Взяв за основу критерий частотности употребления лексической единицы, можно выделить следующие наиболее релевантные для мировосприятия М.Ю. Лермонтова элементы Кавказской природы: гора, скала, долина, ущелье, камень, река, облако (туча), туман, снег.
Частотность лексем, называющих облака, туман и снег обусловливается тем, что взгляд Лермонтова-художника устремлён вверх -на горы и лежащие на них и проходящие рядом с ними облака. Этим же объясняется и высокая частотность слов снег и туман, поскольку снег покрывает вершины гор, а туман окутывает их своей пеленой.
Среди номинаций растений наиболее частотными являются чинара, тополь, дуб, а из плодовых — виноград и тёрн. При изображении растительного М.Ю.Лермонтов не дифференцирует названия трав и цветов, не выделяя их из «узорного ковра» этих растений.
При описании животного мира наибольшей частотностью обладает лексема змея, на втором месте — птица орёл, затем по степени убывания частотности следуют серна и волк. Таким образом, выделенные единицы обозначают наиболее важные в аспекте авторского мировосприятия объекты кавказской природы.
Тот факт, что в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова не различаются разновидностей трав и цветов, но в подробностях формы, окраски, особенностей движения представлены облака, свидетельствует о такой особенности организации художественного пространства Кавказа, как вертикальная ориентированность. Взгляд автора направлен или снизу вверх -к горам и небу, или вниз - с высоты гор на землю. В последнем случае можно говорить о панорамности восприятия, при которой мелкие детали не различимы.
Парцелла «Человек» представлена следующими семантическими группами: 1) быт; 2) физический облик; 3) психологические особенности; 4) социальные характеристики; 5) социокультурные особенности.
В изображении быта горцев ключевую роль играет лексика семантических групп «оружие» и «конь». Среди номинации видов оружия наибольшую частотность имеет лексема «кинжал» - 77 употреблений, в лексике, связанной с конной тематикой - конь (162 употребления).
При отражении физического облика наиболее часто актуализируется такая черта внешности горцев, как чёрные глаза, в изображении психологических особенностей — храбрость, мужество, вспыльчивость, мстительность, коварство.
Из социальных характеристик представлены: 1.принадлежность к определённому этносу (наиболее частотной является лексема черкес — 82 употребления); 2. указание на социальное положение и род занятий, главными из которых являются разбой и война.
К социокультурным особенностям можно отнести религию (ислам), обычаи (гостеприимство, куначество, кровная месть, абречество) и ценностные установки общества.
Высшей ценностью горцев в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова являются вольность, свобода и любовь к родине. Из других ценностей на первый план выступают те, которые в наибольшей степени связаны с сохранением свободы и вольности. Это оружие, боевое снаряжение и верный конь. Поэтому лексика данных семантических сфер занимает такое важное место в репрезентации образа Кавказа.
На основе проведённого анализа можно прийти к выводу, что, хотя знание реального материала и стремление именно на нём основываться при создании произведений, обусловило подбор лексики, адекватно отражающей специфику Кавказского региона в изображаемый период времени, однако объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М.Ю.Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разной семантики и образных номинациях.
Таким образом, лексический состав и структура поля «Кавказ» в произведениях М.Ю.Лермонтова обусловлены спецификой авторских задач и индивидуально-авторским мировосприятием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественный текст является отражением языковой личности автора и репрезентирует индивидуально-авторскую модель мира. Это становится возможным в результате использования языка в его эстетической функции. Существует определенная зависимость частотности лексем, набора семантических групп от авторской концепции и тематики произведения, то есть автор использует лексемы, выражающие наиболее релевантные для него концепты. Поскольку состав средств в структуре литературного произведения органически, связан с его содержанием и зависит от характера отношения к нему со стороны автора, представляется возможным говорить и о лексической репрезентации художественного концепта.
Тема Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова прямо или косвенно отражена в текстах разных жанров: а) стихотворениях; б) поэмах; в) прозаических произведениях.
Многочисленность произведений, связанных с кавказской темой, различие их жанровой отнесённости и времени написания обусловливают специфический характер выражаемого ими образа, его многослойность, многогранность и поликомпонентность.
В плане содержания образ Кавказа в художественной картине мира М.Ю.Лермонтова представляет собой сложное ментальное образование фасеточной структуры (мегаобраз), поскольку складывается из микрообразов и макрообразов, воплощённых в лирических, лиро-эпических и эпических произведениях, и даётся через такие формы выражения художественного сознания, как лирический герой, автор-повествователь, рассказчик, персонаж.
Образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова представлен в динамике, что связано не только с изменением авторского мировосприятия в силу личностных факторов (взросление, приобретение жизненного опыта), но и с изменением творческих установок, постепенным становлением художественного метода реализма. Несомненно, указанные факторы оказали влияние на лексические особенности образа. Вместе с тем, поскольку данное исследование носит лингвистический характер, в диссертации не проводилось чёткого разграничения выявленных лексических единиц в аспекте указанных выше характеристик.
На основе анализа 4006 контекстов, связанных с воплощением образа Кавказа, было выявлено номинативное поле данной ментальной единицы. Применительно к характеру материала и задачам исследования оказалось целесообразным обозначить выявленное лексическое объединение как функционально-текстовое поле, поскольку входящие в него единицы объединены общей функцией — репрезентацией образа Кавказа в текстах художественных произведений М.Ю.Лермонтова.
Анализ материала показал, что в рамках функционально-текстового поля «Кавказ» выделяются две парцеллы: «Природа» и «Человек». Первую образуют лексические единицы, номинирующие природные объекты и явления, вторую - лексика, называющая человека и явления человеческой жизни. Каждая из парцелл имеет сложную структуру и состоит из нескольких семантических групп.
Парцелла «Природа» представлена семантическими группами: 1) рельеф, 2) почва, 3) метеорологические явления, 4) растительность, 5) животный мир. Парцелла «Человек» представлена семантическими группами: 1) быт; 2) физический облик; 3) психологические особенности; 4) социальные характеристики; 5) социокультурные особенности.
Частотность использования определённых единиц выявленных сегментов поля указывает на степень релевантности выражаемых ими параметров для репрезентации образа Кавказа в художественном мировосприятии поэта. Ключевую позицию в воплощении образа Кавказа в индивидуально-художественной картине мира М.Ю.Лермонтова занимает лексика тематических сфер «горы и их части», «облака», «углубления горного рельефа», «водные объекты», «конь» и «оружие».
Проведённое исследование позволило прийти к выводу, что образ Кавказа в произведениях М.Ю.Лермонтова отражает как реальные природные, хронологические, этнографические и социальные характеристики данного региона, так и индивидуально-авторские, связанные с личностным восприятием. Объективные характеристики получили специфическое преломление в художественном сознании М.Ю.Лермонтова, что проявилось в использовании им определённых групп лексики, количественном соотношении лексических единиц разной семантики и образных номинациях.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дионк Камель Мохаммед, 2011 год
1. Список использованной литературы
2. Авсксентьев В.А. Этнонациональный менталитет и его специфика /
3. B.А. Авсксентьев // Этнонациональная ментальность в художественной литературе / Ред. Л.П. Егорова. Ставрополь : СГУ, 1999. - С. 15 - 21.
4. Азаматова М.З. Адыгейский народный орнамент: Книга- альбом / Сост. Мин Кутас Азаматова; ред. Э.В.Кильчевская, Д.Г.Костанов. Майкоп: Адыг.кн. изд-во, 1960. - 140 с.
5. Андреев-Кривич С.А. М.Ю.Лермонтов и Кабардино-Балкария /
6. C.А.Андреев-Кривич .- Нальчик : изд-во «Эльбрус», 1979. 208 с.
7. Андронников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки / И.Л.Андронников. М.: Художественная литература, 1964. - 608 с.
8. Анненский И. Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе / И.Ф.Анненский // Книги отражений. М.: Наука, 1979. - С.242 - 251.
9. Анисимова Р.В. Отражение категории времени как одного из элементов картины мира // Текст как отображение картины мира. Сборник научных трудов Московского ин-та им. М.Тореза. Вып. 341. М., 1989. С. 66-71.
10. Апресян Ю.Д. Лексические антонимы и преобразования с ними // Проблемы структурной лингвистики. М., «Наука», 1973. С.326 348.
11. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., Наука, 1974. 367 С.
12. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания //ВЯ, 1995, № 1.С.37 -67.
13. Ю.Архипов Вл. М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и действия / Вл.Архипов. М.: Московский рабочий, 1965. - 471 с.
14. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. (www.reenactor.ru /ARH/PDF/Astvacatyran.pdf).
15. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М. «Советская энциклопедия», 1966. 606 С.
16. Ахманова О.С. Лингвистическое значение и его разновидности // Проблема значения в лингвистике и логике. М., Изд-во МГУ, 1969. С.8 -10.
17. Багдасарова А.Б. Социально-философские аспекты формирования этнической ментальности / А.Б.Багдасарова // Этнонациональная ментальность в художественной литературе / Ред. Л.П. Егорова. -Ставрополь : СГУ, 1999. С.25 - 27.
18. Беляевская Е.Г. Языковые парадигмы и анализ смысла текста // Языковые парадигмы и их функционирование. Сборник научных трудов. Волгоград, 1992. С.97 104.
19. Бережан С.Г. О критериях синонимичности в лексике // НДВШ, Филологические науки, 1967, N 4. С. 47 56.
20. Бережан С.Г. Семантическая эквивалентность языковых единиц. Кишинев, 1973. 372 С.
21. Бицилли П.М. Место Лермонтова в истории русской поэзии / П.М.Бицилли //Избранные труды по филологии. М.: «Наследие», 1996.-С.456-478.
22. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. М.: Изд.Надыршин А.Г., 2005.-432 с.
23. Борецкий М.И. Художественный мир и частотный словарь поэтического произведения (на материале античной литературной басни): Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1978. № 4.
24. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX начала XX века в свете исторической поэтики. (Субъектно-образная структура). М.: Российск. гос.гуманит.ун-т., 1997. - 307 с.
25. Брутян Г. А. Языковая картина мира и ее роль в познании // Методологические проблемы анализа языка. — Ереван, 1976.
26. Брутян Г.А. Язык и картина мира // НДВЩ Философские науки. 1973. - №1. - С.108-110.
27. Бутакова Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование / Л.О.Бутакова.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.
28. Бурова Е.В. Особенности эффектов межличностного восприятия (сопГегепсе.кет811.ш/СеЮос5р11с?1ё= 19645&1аЬ1е)
29. Быкова О.И. Этноконнотация как вид культурной коннотации (на материале номинативных единиц немецкого языка)) / О.И.Быкова. -Воронеж : Воронежский государственный университет, 2005. 277 с.
30. Васильев Л.М. Теория семантических полей // ВЯ, 1971, N 5. С. 105 -113.
31. Васильев Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи // Очерки по семантике русского глагола. Уфа . 1971. С. 38 310.
32. Васильев Л.М. Семантика русского глагола: Учебное пособие для факультетов повышения квалификации. М., 1981.
33. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. М., Высшая школа, 1990. 175 С.
34. Васильева С.Г. Проблема «Образ мира и язык» в концептах теории носителя языка // Языковая семантика и образ мира. Международная научная конференция, посвященная 200-летию ун-та. М., 1997, т. 1.С. 3-4.
35. Вепрева И.Т., Кусова М.Л., Матвеева Т.В. Парадигматическая структура глагольных ЛСГ // Лексико-семантические группы русских глаголов. Иркутск, 1989. С. 40-61.
36. Верольский Ю.Б. М.Ю.Лермонтов в школах Чечено-Ингушской АССР / Ю.Б. Верольский //М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. - С.179 - 189.
37. Виноградов Б.С., Виноградов В.Б. Этюды о Лермонтове / Б.С.Виноградов, В.Б.Виноградов // М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981.-С.З-64.
38. Виноградов В.В. Из истории лексикологии // Доклады и сообщения института языкознания АН СССР. ОЛЯ, 1956, N 10. С. 1 28.
39. Виноградов В.В. О взаимодействии лексико-семантических уровней с грамматическими в структуре языка.// Мысли о современном русском языке. М., «Просвещение», 1969. С. 5 23.
40. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М., 1972.
41. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.
42. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В.Виноградов. М.: Наука, 1959.
43. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова / В.В.Виноградов // Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990. - С.182 - 270.
44. Виноградова B.C. О структуре семасиологического уровня // Семантико-системные отношения в лексике германских и романских языков. Волгоград, 1979.
45. Виноградова Т.Ю. Язык как средство идентификации личности // Языковая семантика и образ мира. Международная научная конференция, посвященная 200-летию университета, 7-10 октября 1997года. Т. 1. Казань, 1997. С.107 108.
46. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество / П.А.Висковатов. М.: «Современник», 1987. - 494 с.
47. Гайтукаев К.Б. Мотивы лермонтовских идей и образов в творчестве чеченского поэта А.М.Мамакаева / К.Б.Гайтукаев // М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. — Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. С. 129 - 155.
48. Гасанова З.И. Кавказский горский менталитет в изображении русской литературы XIX века / Залина Ибрагимовна Гасанова : автореф. диссер. канд. филол. наук. — Махачкала, 2009. 22 с.
49. Гаспаров М.Л. Работы Б.И.Ярхо по теории литературы: Труды по знаковым системам. Тарту, 1969. Вып.4.
50. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный / Л.М.Гаспаров // Проблемы структурной лингвистики. 1984. Сборник научных трудов / Под ред. В.П.Григорьева. М.: Наука, 1988. - С. 125 - 137.
51. Гачев Г. Образ в русской художественной культуре / Г.Гачев. М.: Искусство, 1981.-247 с.
52. Гачев Г. Национальные образы мира. Общие вопросы. Русский, болгарский, киргизский, грузинский, армянский / Г.Гачев. — М.:Советский писатель, 1988. 448 с.
53. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г.Гачёв. — М.: Прогресс, 1995. 480 с.
54. Гачев Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством / Г. Гачев. М.: Раритет, 1997. - 680 с.
55. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Гачев. М: Академия, 1998. - 432 с.
56. Гинзбург Л.Я. О лирике / ЛЛ.Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1974.-408 с.
57. Голикова Т.А. Слово как интегративный компонент репрезентации концептуальной картины мира (на материале творчества В.В.Набокова). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Барнаул, 1996. 22 С.
58. Голикова Т.А. К обоснованию понятия «этническая ментальность» / Т.А. Голикова // Этнонациональная ментальность в художественной литературе / Ред. Л.П. Егорова. Ставрополь : СГУ, 1999. - С.21 - 25.
59. Гудошников Я.И. Мастерство Лермонтова-лирика и русский фольклор / Я.И.Гудошников // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. — Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1964. С. 137 — 148.
60. Гумбольдт В. Язык и философия культуры : Пер.с нем. / Сост.,общ.ред.и вступ.статьи А.В.Гулыш,Г.В.Рамишвили. .— М. : Прогресс, 1985 .— 451с.
61. Гуревич А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова / А.Гуревич // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. -М.: Наука, 1964. С.149 - 171.
62. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1984. 350 с.
63. Демиденко Е. Идейно-композиционное своеобразие «Бэлы» / Е.Демиденко // Литература. Газета для учителей словесности. М.,2004. №19. - С.16 - 18.
64. Джаубаева Ф.И. Языкотворчество русских писателей как миросозидающая деятельность на Северном Кавказе : А.А.Бестужев-Марлинский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой / Ф.И.Джаубаева. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2010. - 432 с.
65. Дубнова H.B. Творчество М.Ю.Лермонтова в контексте евразийского диалога культур / Наталья Вячеславовна Дубнова : диссер. канд. филол. наук. Махачкала, 2007. — 141 с.
66. Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах её славных предков. -М., 1981.
67. Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора. Проблемы семантики в философском освещении. Киев. Наукова думка, 1984. 303 С.
68. Журавлёва А.И. Поэтическая проза Лермонтова / А.И.Журавлёва // Русская речь. М.: Наука, 1974. - №5. - С.21 - 27.
69. Иванова Л.П. Кавказ в языковом сознании М.Ю.Лермонтова / Л.П.Иванова. http: //elib.crimea.edw.
70. Иванова И.Е. Лексико-семантическая сетка в структурно-семантической и коммуникативно-прагматической организации текста (на материале произведений современных англоязычных авторов). Автореф. дис.на соиск уч. степ. канд. филол. наук. Иркутск, 2000. 16 С.
71. Иевлева И.Ю. О метонимии как структурообразующем признаке лексической системы//Языковые парадигмы и их функционирование. Сборник научных трудов. Волгоград, 1992.С. 76 83.
72. Казиев Ш., Карпеев И.Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М.: Молодая гвардия, 2003. - 452 с.
73. Канг Чун. Предметно-пространственное изображение в лирике и поэмах М.Ю.Лермонтова: дисс. на соиск. уч. степени канд.филол.наук / Чун Канг. М., 2004. - 172 с.
74. Карасик В.И. Парадигма вокативности./ЛЯзыковые парадигмы и ихфункционирование. Сборник научных трудов. Волгоград, 1992.С.44-51.
75. Караулов Ю.Н. Словарь как компонент описания языков // Принципы описания языков мира. М. , «Наука», 1976. С.313 340.
76. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. М., 1976.
77. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
78. Каширин В.И. Ментальность в структуре общечеловеческого разума /
79. B.И. Каширин // Этнонациональная ментальность в художественной литературе / Ред. Л.П. Егорова. Ставрополь : СГУ, 1999. - С.64 - 70.
80. Кеворкова З.Г. Об антонимичности словообразовательных гнезд // Русский язык в школе, 1978, N 5. С. 81 85.
81. Кедров Б.М. Сверхзадача комплексного изучения творчества // Художественное творчество. Л., Наука, 1986. С. 16 17.
82. Кильдибекова Т.А. Структура поля глаголов действия: Учебное пособие. Уфа, 1983.
83. Ковалевская В.Б. Конь и всадник (Пути и судьбы) / В.Б.Ковалевская . -М., 1977.
84. Ковалёв Г.Ф. Этнос и имя / Г.Ф.Ковалёв. Воронеж: Воронеж, гос. унт, 2003.-236 с.
85. Ковтун Л.С., Дмитриев П.А. Писательская лексикография как метод изучения художественной речи / Л.С. Ковтун, П.А.Дмитриев и др. // Вестник Ленинградского университета. Сер.2., 1988. - Вып.З (№16).1. C.44 55.
86. Кодухов В.И. Лексико-семантические группы слов. Л., 1955. 28 С.
87. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука, 1990. - 103с.
88. Комиссаров В.Н. Словарь антонимов современного английского языка. М:, «Международные отношения», 1964. С.6 24 (Введение).
89. Корман Б.О. Теория автора // Литература, 1999, № 8, С.5 12.
90. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: ЧеРо, 2003.
91. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова / В.И.Коровин. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
92. Кретов А.И. Лермонтов и народное творчество / А.И. Кретов // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1964. - С.110 - 136.
93. Кубрякова Е.С.,Соболева П.А. О понятии парадигмы в формообразовании и словообразовании // Лингвистика и поэтика. М.,1979.
94. Кубрякова Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира // Филология и культура. Материалы международной конференции 12 — 14 мая 1999 года. Тамбов, 1999. С.6 13.
95. Кузневич З.А. Языковая личность в литературно-художественном дискурсе Эрнеста Хемингуэя. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. Иркутск, 1999. 22 С.
96. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. — Нальчик, 1982. 176 с.
97. Кузнецова Э.В. Русская лексика как система. Свердловск, 1980. 88 С.
98. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., Высшая школа, 1989. 216 С.
99. Куликова И.С. К определению лексико-семантической группы слов // XXII Герценовские чтения (Межвузовская конференция). Филологические науки. Программа и краткое содержание докладов. Л., 1968. С. 28-30.
100. Кузьмина H.A. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург Омск, 1999. Научное издание. 278 с.
101. Кунаев М. Идеал красоты у горцев /М.Кунаев (http: //www.infonim.ru/forum/index.php?showtopic=53441 &st=30).
102. Лазарев М.С. «Да, азиаты мы.» (Вместо предисловия) / М.С.Лазарев // «Быть может, за хребтом Кавказа.» (Русскаялитература и общественная мысль первой половины XIX в. Кавказский контекст) /. М.: Наука, 1990. - С.З - 18.
103. Ларин Б. А. О разновидностях художественной речи (семантические этюды) //Эстетика слова и язык писателя. Л., 1969. С.27 -53.
104. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. -М., 2001.
105. Леушева С. Лермонтов и Л.Толстой / С.Леушева // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964. - С.395 -414.
106. Логиновская Е. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» / Е.Логиновская. -М.: Художественная литература, 1977. 116 с.
107. Листрова Ю.Т. Иносистемные языковые вкрапления в русской литературе XIX века / Ю.Т.Листрова. Воронеж :Изд-во ВГУ, 1979 -155 с.
108. Листрова Ю.Т. Отбор и употребление иноязычных вкраплений в русской литературной речи XIX века / Ю.Т.Листрова. Воронеж :Изд-во ВГУ, 1986 - 142 с.
109. Ломинадзе C.B. Поэтический мир Лермонтова / С.В.Ломинадзе. — М. : Современник, 1985. 288 с.
110. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем //Семантическая структура слова. М., «Наука», 1971. С. 27-77.
111. Магаротто Л. Автор, повествователь и читатель в «Герое нашего времени» / Л.Магаротто // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В .П. Григорьева. М.: «ИРЯ РАН», 1996. С.225 - 236.
112. Макогоненко Г.П. Творческий путь Михаила Лермонтова. Вступительная статья / Г.П.Макогоненко // М.Ю.Лермонтов. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Правда, 1986. - С.З - 38.
113. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова / Д.Е.Максимов. М.-Л.: Наука, 1964.-250 с.
114. Мальсагов А.О. Кавказские фольклорные мотивы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон» / А.О.Мальсагов // М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. — Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. С.114 - 128.
115. Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. - 447 с.
116. Маркелов Н. «Где рыскает в горах таинственный разбой.» / Н.Маркелов //Новый мир М., 2007. - №8. - С.123 - 151.
117. Маркелов Н. «Где рыскает в горах таинственный разбой.» / Н.Маркелов//Новый мир М., 2007. - №9. - С.121 - 138.
118. Маркелов Н.В. Лермонтов и Северный Кавказ / Н.В.Маркелов. -Пятигорск : СНЕГ, 2008. 284 с.
119. Медникова Э.М. Значение слова и методы его описания. М., «Высшая школа», 1974. 202 С.
120. Мейлах Б.С. "Философия искусства" и "художественная картина мира" // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1983.
121. Мигдал А.Б. Некоторые параллели // Художественное творчество. Л., Наука, 1986. С. 18 -23.
122. Маглакелидзе Ж.Г. Функции числительного в реализации художественной картины мира // Текст как отображение картины мира. Сб. научных трудов МГПИИЯ им. М.Тореза. Вып. 341. М., 1989. С. 20 -36.
123. Маковский М.М. Картина мира и миры образов (лингвокультурологические этюды)//ВЯ, 1992, № 6. С. 36 -53.
124. Максимов Л.Ю. О соотношении ассоциативных и конструктивных связей слова в художественной речи//Русский язык. М., 1975.
125. Миллер Л.В. Лингвокогиитивные механизмы формирования художественной картины мира (На материале русской литературы): Дис. д-ра филол. наук : 10.02.01 : СПб., 2004 303 с.
126. Меркулова И.И. Хронотоп в русской прозе 1830-1840 гг. / Ирина Ивановна Меркулова : автореф. дис. канд. филол. наук. Самара, 2007. -22 с.
127. Мехтиев В.Г. Мотив и его семантическое поле в юношеских поэмах М.Ю.Лермонтова «Азраил» и «Ангел смерти» / В.Г.Мехтиев // Проблемы поэтики русской литературы. Межвузовский сборник. — М.: МаксПресс, 2003. С.24 - 30.
128. Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1.
129. Михайлова Е.М. Проза Лермонтова / Е.М.Михайлова. М.: Художественная литература, 1957. - 381 с.
130. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике).М., Изд во Московского университета, 1973. 289 С.
131. Новиков Л.А. Троп как необычная сочетаемость слов // Сочетаемость русских слов как лингвистическая и методическая проблема. М., 1983. С.202 203.
132. Новиков Л.А. Искусство слова. М., 1991. 142 С.
133. Павиленис Р. И. Проблемы смысла : Современный логико-философский анализ языка / Р. И. Павиленис ; под ред. Д. П. Горского .— М. : Мысль, 1983 .— 286 с.
134. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т1. С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. Ставрополь, Ставропольское книжное издательство, 1967. - 600 с.
135. Павлович Н.В. Значение слова и поэтические парадигмы / Н.В.Павлович // Проблемы структурной лингвистики. 1984 / Под ред. В.П.Григорьева. -М.: Наука, 1988. С.151 - 167.
136. Панова Г.Г. Обозначение реалий в автобиографической трилогии М.Горького / Г.Г.Панова // Вестник Ленинградского университета. -Сер.2., 1988.-Вып.З (№16). С.115 - 117.
137. Покровский М.М. Семасиологические исследования в области древних языков // М.М.Покровский. Избранные работы по языкознанию. М., Изд-во АН СССР. 1959, С. 63 360.
138. Попов A.B. Лермонтов на Кавказе / А.В.Попов. Ставропольское книжное изд-во, 1954. - 213 с.
139. Попова З.Д., Стернин И.А., Беляева Е.И. Введение //Полевые структуры в системе языка. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1989. С. 3-9.
140. Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. Воронеж, Изд-во Воронежского ун-та, 1984. 147 С.
141. Попова З.Д., Стернин И.А., Чарыкова О.Н. К разработке концепции языкового образа мира//Язык и национальное сознание. Материалы региональной научно-теоретической конференции. Воронеж, 1998. С. 21-23.
142. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И.Постовалова // Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира / Б.А.Серебренников и др. М.: Наука, 1988.-С.8-69.
143. Потебня A.A. Теоретическая поэтика / Сост., вступ. статья, коммент. А.Б. Муратова. М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.
144. Потебня A.A. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня .— М. : Искусство, 1976.
145. Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя / Д.М.Поцепня. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997. 264 с.
146. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп. -Л., 1986.
147. Пульхритудова Е. «Демон» как философская поэма / Е.Пульхритудова // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. -М.: Наука, 1964. С.76 - 105.
148. Романченко О.И. Властитель Синодала : страницы биографии А.Чавчавадзе / О.И. Романченко. М.: Детск.лит., 1981.-191 с.
149. Савинков C.B. Творческая логика Лермонтова / С.В.Савинков. — Воронеж : Изд-во Воронеж, гос.ун-та, 2004. 288 с.
150. Саламова С.А. Тема Кавказа в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» / Саламова С.А. // М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. - С.78 - 91.
151. Семёнов Л.П.Лермонтов и фольклор Кавказа // Лермонтовский текст : Ставропольские исследования о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Антология: В 2 т. / под ред. проф. В.А. Шаповалова, проф. К.Э.Штейн. Ставрополь: СГУ, 2007. - Tl. - С.230 - 267.
152. Сентенберг И.В. Категориальная лексико-семантическая парадигма глагола и матрица глагольного словозначения // Языковые парадигмы и их функционирование. Волгоград, «Перемена», 1992. С. 15-25.
153. Сердюк Ю.О. Менталитет народов Кавказа / О.Ю.Сердюк // География. Газета для учителей. 2004. - №20. - С.7 - 10.
154. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., Наука, 1988. 244 С.
155. Серман И.З. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836 — 1841. 2-е изд. М.: РГГУ, 2003. 278 с.
156. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М., «Русский язык», 1980. 182 С.
157. Соколов А.Художественный образ в лирике Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964.-С.172-201.
158. Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова / Е.Соллертинский // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. М.: Наука, 1964.-С.236-275.
159. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения. М., 1981.
160. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., Наука, 1985. 335 С.
161. Студенецкая E.H. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII — XX вв. / Е.Н.Студенецкая. М.: Наука, 1989. - 288 с.
162. Танкиев А.Х. Кавказские произведения М.Ю.Лермонтова и чечено-ингушский эпос. Сравнительно-эстетические параллели / А.Х.Танкиев // М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. — Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. С.92 - 113.
163. Татару Л. О соотношении понятий «языковая картина мира» и «текст» / Л.Татару. Концептосфера - дискурс - картина мира : междунар. сб. науч. тр. по лингвокультурологии / отв. ред. Е.Е.Стефанский. - Самара : Самар. гуманит. акад., 2006. — С.9 - 13.
164. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв. редактор А.А.Уфимцева. - М.: Наука, 1986. - 143 с.
165. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция // Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - С. 26-52.
166. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера / Ф.Ф.Торнау. — Черкесск, 1994. 265 с.
167. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.
168. Тихонова М.Ю. Лексико-фразеологическая микросистема «много» в современном русском языке. Автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. филол. наук. 1971. 20 С.
169. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса (характер, метод, стиль, жанр) / Б.Т.Удодов // М.Ю.Лермонтов. Исследования и материалы. — Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1964. С.З - 109.
170. Удодов Б.Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы / Б.Т.Удодов. Воронеж : Изд-во Воронеж, гос.ун-та, 1973. - 694 с.
171. Усок И. Герой лирики Лермонтова (1836 1841 гг.) / И.Усок // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. — М.: Наука, 1964.-С.202-235.
172. Уфимцева A.A. Типы словесных знаков. М., «Наука», 1974. 205 С.
173. Фанасова Р. Клятва Лермонтова / Р.Фанасова // Литература. Газета для учителей словесности. М., 1994. - №11. - С.4 - 7.
174. Филатова Г.В.Кавказские поэмы М.Ю.Лермонтова : автореферат на соиск. уч. степени канд.филол. наук / Г.В.Филатова. — М., 1967. — 19 с.
175. Филин Ф.П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски исследования в чест на академик Стефан Младенов. София, 1957. С. 523 538.
176. Фохт У.Р. Пути русского реализма / У.Р.Фохт. М.: Советский писатель, 1963. - 264 с.
177. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества / У.Р.Фохт. М.: Наука, 1975.- 189 с.
178. Хазан В.И. Проблемы изучения лирики М.Ю.Лермонтова в школе / В.И.Хазан // М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. - С.156 — 178.
179. Хайдеггер М. Время картины мира / М.Хайдеггер // Новая технократическая волна на западе. — М., 1986.
180. Ходанен Л.А. Фольклорные и мифологические образы в поэзии Лермонтова. Учебное пособие / Л.А.Ходанен. Кемерово,1993. - 116 с.
181. Чарыкова О.Н. Роль глагола в репрезентации индивидуально-авторской модели мира в художественном тексте. — Воронеж, 2000. — 192 с.
182. Частотный словарь языка М.Ю. Лермонтова / под ред. В.В. Бородина, АЛ.Шайкевича // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов. М., 1981.
183. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И.Я.Чернухина. — Воронеж : Изд-во ВГУ, 1984. -115 с.
184. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа / К.И.Чомаев // Вопросы национальной психологии. — Черкесск : Карачаево-Черкесская областная типография, 1972. С.98 - 99.
185. Чудинов А.П. Общая характеристика глаголов биологического существования в русском языке (Парадигматика) // Исследования по семантике. Уфа, 1980.
186. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., «Просвещение», 1977. 335 С.
187. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии// Известия АН
188. СССР. ОЛЯ, 1940, N 3, С. 89 117.
189. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и о эксперименте в языкознании // Языковая система и речевая деятельность. Л. «Наука», 1974. С.24 33.
190. Щерба Л.В. Некоторые выводы из моих диалектологических наблюдений// Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1, Л., Изд-во ЛГУ, 1958.С. 115 220.
191. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. М. «Наука», 1974. 255 С.
192. Шутова Т.А.Русские писатели в мифологии Кавказа // СОФИЯ : Альманах : Вып 1: А.Ф.Лосев : ойкумена мысли. Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкорстана, 2005. - С.357 - 365.
193. Эйдельман Н.Я. «Быть может, за хребтом Кавказа.» (Русская литература и общественная мысль первой половины XIX в. Кавказский контекст) / Н.Я. Эйдельман. М.: Наука, 1990. - 319 с.
194. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове / Б.М.Эйхенбаум. М.-Л. : Изд-во Академии наук, 1961.-371 с.
195. Эйхенбаум Б. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки / Б.Эйхенбаум // О литературе. Работы разных лет. М. : Советский писатель, 1987. - С.140 - 286.
196. Эсенбаева P.M. Ещё раз об авторской позиции в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Валерик» / Р.М.Эсенбаева // М.Ю.Лермонтов и Чечено-Ингушетия : Сб. статей. Грозный : Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1981. - С.65 - 77.
197. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.» : система пейзажных образов в русской поэзии: Науч.- попул. / М.Н.Эпштейн. — М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
198. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII XIX вв. / Е.Г.Эткинд. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. - 448 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.