Лейтмотив в русской симфонии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Тихомирова, Ольга Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Тихомирова, Ольга Вячеславовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Лейтмотив как музыкально-художественное явление.
ГЛАВА II. Семантика и драматургические функции лейтмотивов в русских симфониях.
ГЛАВА III. Лейтмотив в музыкальной ткани симфонии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Религиозная символика в инструментальной музыке Ю. Буцко2006 год, кандидат искусствоведения Куреляк, Анна Александровна
Реминисценция и лейтмотив как факторы драматургии в опере1999 год, кандидат искусствоведения Эйкерт, Елена Валентиновна
Принципы драматургии поздних опер А. Дворжака ("Черт и кача" и "Русалка")1984 год, кандидат искусствоведения Быковских, Майя Вениаминовна
Значение бытовых жанров в музыкальной драматургии симфоний Чайковского и Брамса1982 год, кандидат искусствоведения Немировская, Иза Абрамовна
Стилевые тенденции развития украинской советской симфонической музыки 60-70-х годов (на примере камерной симфонии)1984 год, кандидат искусствоведения Савицкая, Наталия Владиславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лейтмотив в русской симфонии»
В современной музыкальной науке большое внимание уделяется изучению содержания музыки и приемов его воплощения. Актуальными и все более значимыми становятся проблемы семантики, этимологии, художественного воздействия музыкальных явлений различного рода. Среди них проблема лейтмотива как одного из способов закрепления смысла в музыке видится интереснейшей и при этом малоизученной в специальных исследованиях.
Проблема лейтмотива затрагивается во многих музыковедческих работах, где лейтмотив однако чаще рассматривается как явление оперное. Среди них можно выделить монографию Г.Кулешовой о композиции оперы, диссертацию Е.Эйкерт «Реминисценция и лейтмотив как факторы драматургии в опере», а также многочисленные труды, посвященные драматургии опер Р.Вагнера, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, Р.Штрауса, С.Прокофьева и других оперных классиков.
Однако до сих пор в музыковедении не была достаточно исследована специфика функционирования лейтмотива в инструментальной музыке в сравнении с оперой, претворение в этой сфере его принципов, драматургических возможностей и функций. Частично эта проблема затрагивается в статье М.Михайлова «О тематическом объединении сонатно-симфонического цикла»1, где лейтмотивный метод рассматривается в контексте эволюции
1 См. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. - Л., 1963. С.121-145. принципов интонационного и тематического объединения цикла, но не служит объектом специального исследования.
Одной из важных работ, посвященных лейтмотиву, является статья Е.Назайкинского «Лейтмотив как имя»2. Рассматривая это явление с точки зрения проблемы «слово и музыка», автор отмечает ряд важнейших моментов, касающихся его специфики. Лейтмотив представляется как одна из скрытых форм взаимодействия музыки и слова, от которых он берет звуковую плоть, а также знаковую организацию. Таким образом, главная функция лейтмотива с этой точки зрения - номинативная (обозначение), благодаря чему он обладает таким качествами как лаконичность, музыкальная индивидуальность и насыщенность.
Разрозненный анализ лейтмотивов в жанре симфонии встречается в монографической литературе, посвященной творчеству различных композиторов, однако обобщающего труда, в котором излагались бы основные принципы и специфика лейтмотивного метода в симфонии, до сих пор не создано.
Недостаточное внимание к собственно симфоническим лейтмотивам сказывается и на терминологии. В монографиях о композиторах и их симфониях, в которых встречается лейтмотив, последний часто не называется своим именем. Это обусловлено, вероятно, прочной ассоциацией лейтмотива с жанром оперы. При характеристике симфоний термин «лейтмотив» обычно подменяется вариантами названия: просто «темой» - например, «тема Фатума», «тема вступления»; «эпиграфом» (о симфонии с-то11 С.Танеева, 8
2 См. Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Материалы научных конференций. - М., 2002. С.71-85. симфонии Шостаковича); «сверхтемой» и т.п. Однако за всеми подобными названиями скрываются темы, по существу выполняющие функции именно лейтмотива.
В связи с этим предметом данного исследования стало явление лейтмотива в симфонии как способа процессуально-драматургического воплощения содержания в музыке.
Жанр симфонии выбран не случайно. Именно он, как обобщающе-концепционный, воссоздающий картину мира (по Малеру), и предполагающий крупномасштабность и широту воздействия, в гораздо большей степени предрасположен к лейтмотиву, нежели камерно-инструментальные жанры. Именно симфония смогла максимально использовать возможности лейтмотивного метода. Такие ее качества как «склонность к выражению философских концепций и значительность вербальной стороны содержания» (О.В.Соколов) провоцируют обращение к симфонии композиторов разных времен как к важнейшему способу музыкального высказывания своего миропонимания.
Жанру симфонии в музыковедении посвящено большое количество работ. Но в первую очередь среди них нас интересуют труды тех исследователей, которые рассматривают проблемы симфонизма и музыкальной драматургии, так как эти категории определяют процессуально-динамическую организацию симфонии, элементом которой является лейтмотив. Здесь должны быть названы имена Б.Асафьева, В.Бобровского, В.Конен, Т.Черновой, М.Арановского, О.Соколова. Методологической основой исследования, таким образом, стал принцип функционального анализа крупных инструментальных форм, утвердившийся в трудах этих музыковедов. Кроме того, при анализе проблемы семантики лейтмотивов автор опирался на работы М.Бонфельда, М.Арановского. Е.Назайкинского, В.Медушевского,
Л.Шаймухаметовой.
Одним из важнейших и специфических этапов формирования лейтмотива является русский симфонизм, причем наиболее значимым стал период конца XIX - начала XX веков, когда наблюдается расцвет симфонии с лейтмотивами. Начиная с этого времени, явление лейтмотива становится ведущим элементом музыкальной драматургии симфонии, это время интенсивного развития лейтмотивного метода в русской симфонии, его становления и кульминации. Несмотря на то, что лейтмотив в симфонии впервые появился в зарубежных произведениях, русская симфония смогла создать свою линию развития, отличную от Запада. Кроме того, если в западноевропейской музыке значение симфонии как ведущего жанра после Малера теряет свою безусловность, то русская музыка продолжает интенсивную историю этого жанра в XX веке. Поэтому материалом исследования послужили русские симфонии с лейтмотивом конца XIX - первой половины XX века, начиная от первого примера - 4 симфонии Чайковского (1877) и заканчивая последними, по мнению М.Арановского , русскими симфониями Д.Шостаковича. Разнообразие содержания, драматургии
3 По мнению этого автора, все симфонии, созданные после Шостаковича можно назвать своего рода «постсимфониями», которые выходят уже на новый этап развития жанра: для них характерны посттематические способы организации музыкальной формы, и соответствующее моделирование драматургии. Композитор в них не создает картину мира, а лишь высказывает мысль по этому поводу, сам оставаясь за кадром. См. Симфония и время // Русская музыка и XX век. - М., 1997. -с.300-370. этих симфоний обусловили разнообразные способы претворения лейтмотивного метода в них, что и стало объектом исследования.
Таким образом, новизна исследования видится в качественно ином подходе к явлению лейтмотива в симфонии как самостоятельному, важному принципу драматургии. Впервые лейтмотив рассмотрен как явление, проявляющее себя по-разному в жанрах оперы и симфонии и обладающее рядом специфических функций.
Появившись в романтической симфонии под влиянием оперы, лейтмотивный метод дает дополнительные возможности воплощения музыкального сюжета. В условиях симфонической драматургии лейтмотив теряет непосредственную связь со словом и приобретает новые качества. Поэтому целью данного исследования стало раскрытие специфики использования лейтмотива в симфонии в отличие от его функционирования в жанре оперы.
В связи с этим в работе решается ряд задач. Первая -терминологическая - обусловлена многочисленными определениями этого явления в музыковедении, порой противоречащами друг другу. Поэтому встала необходимость конкретизации понятия лейтмотива путем анализа и сравнения с подобными принципами, а также выявления его характерных черт.
Другая задача связана с семантикой лейтмотива в жанре симфонии. Отсутствие прямой связи со словом стало причиной неоднозначности семантики того или иного лейтмотива в симфониях. В связи с этим предлагается классификация рассматриваемых симфоний в зависимости от определенности значения лейтмотива.
Наконец, важной задачей исследования, которая раскрывает специфику лейтмотивного метода в симфонии, является анализ основных функций лейтмотива, различных способов их реализации на примере русских симфоний. Кроме того, в работе попутно раскрываются специфические черты русских симфоний с использованием лейтмотивов в отличие от западноевропейских.
Решение поставленных задач определило структуру диссертации. Первая глава раскрывает сущность лейтмотива как музыкально-теоретического явления. Рассмотрен процесс его становления, определены его характеристики, проанализировано соотношение с другими, родственными ему явлениями. Кроме того, лейтмотив охарактеризован как универсальный прием, выходящий за пределы музыки.
Вторая и третья главы посвящены анализу основных функций лейтмотива в симфонии, а также проблеме его семантики.
В Заключении делаются некоторые выводы, определяется специфика лейтмотивного метода в русских симфониях, характеризуется его значение в эволюции драматургических принципов в симфонии. Несмотря на то, что главное внимание уделяется периоду расцвета этого метода в симфоническом жанре, в заключение определяется его место в музыке второй половины XX века, где лейтмотив продолжает свое развитие совместно с новыми драматургическим приемами.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Балеты Андрея Петрова2004 год, кандидат искусствоведения Комарова, Татьяна Валерьевна
Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита: 1930-1950-е гг.2008 год, кандидат искусствоведения Шмакова, Ольга Владимировна
Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии2004 год, кандидат искусствоведения Копосова, Ирина Владимировна
Русская опера XIX - начала XXI веков: проблемы жанра, драматургии, композиции2011 год, доктор искусствоведения Комарницкая, Ольга Виссарионовна
Инструментальные концерты Прокофьева1999 год, кандидат искусствоведения Кравец, Нелли Яковлевна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Тихомирова, Ольга Вячеславовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе исследования было выявлено, что лейтмотив в симфонии - достаточно эффективный и распространенный принцип драматургии, в частности в русской симфонии. Как и в опере, в этом жанре лейтмотивный метод претерпел значительную эволюцию.
Наиболее уместен такой принцип оказался для драматических композиций, а самым распространенным образом, который получил воплощение через лейтмотив, стал романтический образ Рока, Фатума.
Пересекаясь с различными родственными явлениями повторного тематизма, такими как реминисценция, цитата, монотематизм и др., лейтмотив все же имеет целый ряд свойств, позволяющих говорить о его самостоятельности. Его сущность раскрывается с помощью двух основных функций -драматургической и музыкально-конструктивной, которые, находясь в единстве, раскрывают широкие возможности этого метода. Однако его роль не ограничивается драматургически-конструктивной: лейтмотивный метод может эффективно раскрывать основные проблемы творчества композитора, отражать его мировоззрение в целом. Эти свойства позволили лейтмотиву выйти за рамки музыки и получить применение и признание в других видах искусства -литературе, театре, кино, живописи, где он обрел новые черты, специфичные для каждого вида.
Несмотря на распространение лейтмотивного метода в разных жанрах инструментальной музыки - поэма, соната, камерная музыка,
- все же основополагающим и ведущим в его развитии стал жанр симфонии.
В русскую симфонию лейтмотив проникает значительно позднее западноевропейской, лишь в 1878 году, с появлением Четвертой симфонии Чайковского. Но несмотря на это, его эволюция здесь не менее значительна. Более того, русские симфонии имеют некоторые особенности, отличающие их от западно-европейских симфоний с лейтмотивом. Прежде всего, это касается трактовки сонатно-симфонического цикла. В зарубежной музыке появление лейтмотива оказывает решающее влияние на симфоническую композицию. Классический четырехчастный цикл, подчиняясь программе, нарушается: симфонии Берлиоза, Листа, где наиболее ярко воплощается лейтмотивный метод, аклассичны по структуре, как в количестве частей, так и их функциональных отношениях.
В русской музыке влияние программности в этом смысле не столь значительно. Композиционная структура цикла при появлении лейтмотива в подавляющем большинстве случаев продолжает соответствовать классической модели. Заимствовав некоторые принципы программной музыки, многие русские симфонии сохраняют прочную связь с изначальным статусом чистой музыки. Обновление драматургических приемов происходит как бы на внутреннем уровне, внешне же сохраняется традиционная модель. Показателен в этом отношении тот факт, что первая русская симфония с лейтмотивом (Четвертая Чайковского) - непрограммна и выдержана в совершенно классическом цикле.
Русская симфония конца XIX - первой половины XX века -одна из значительных и ярких страниц в истории музыки. Плодотворное претворение в ней лейтмотивного метода дополнительно свидетельствует о его ценности. Наиболее интенсивное применение мы находим в симфониях рубежа веков -Чайковского, Скрябина, Танеева, Калиникова, Рахманинова. В дальнейшем, в творчестве Мясковского, Шостаковича, лейтмотивный метод продолжает свое развитие, однако, обращение к нему уже не столь часто.
Кульминация в развитии русского симфонического лейтмотива на рубеже XIX - XX веков, претворение его в эстетически контрастных произведениях и у стилистически далеких друг от друга композиторов как будто свидетельствовали о тенденции к утверждению универсального метода. Но в XX веке этого не случилось. После своего расцвета в XIX - начале XX века лейтмотив теряет свою популярность, в то время как в опере - получает все более активное, прогрессирующее развитие, особенно в жанре музыкальной драмы. Во второй половине века уже нет и тенденции к универсализации симфонического лейтмотива. Причина этому лежит в изменении трактовки самой симфонии, которая становится весьма многообразной - от высокой обобщенности (симфонии В.Лютославского), до заостренной национальной специфичности (музыка А.Тертеряна). Симфония - это уже не просто «картина мира», а философская концепция о мире, причем у каждого автора своя, индивидуальная, но при этом избегающая сюжетности, которая так или иначе располагает к лейтмотивному методу.
В симфониях второй половины XX века наблюдается усложнение семантической системы - используется более изощренная символика, буквенные символы, аллюзии и прочее. Благодаря своей обособленности в тексте, а особенно в случаях повторности, они обнаруживают преемственную связь с лейтмотивом. Однако их принципиальные отличия заключаются в стилистическом контрасте с контекстом, а также более широкой семантике, выходящей за пределы одного произведения.
В этом контексте лейтмотив оказался излишне прямолинейно конкретным, недостаточно тонким приемом для новой семантики (именно за это качество лейтмотив подвергался критике еще в XIX веке, в чем есть доля правды). Например, в Третьей симфонии А.Шнитке сложнейшее эстетико-обобщающее содержание нашло выражение в разветвленной системе аллюзий и монограмм, отражающих историю австро-немецкой музыки. Лейтмотивная система здесь явно не смогла бы соответствовать художественному замыслу произведения.
С другой стороны, в музыке второй половины XX века возникает новая система тематической повторности. С возрастанием роли так называемого микротематизма лейтмотив зачастую представлен своими разновидностями - лейтгармонией, лейтритмом, довольно часто лейттембром, а особенно активно лейтинтонацией. И хотя их производность от лейтмотива бесспорна, все же они не могут выполнять в полном объеме те функции в симфонии, которые выполнял лейтмотив. Все эти элементы заимствуют у лейтмотивного метода главным образом тектоническую функцию, без которой было бы слишком трудно ориентироваться в условиях сонорики и атональности.
И все же лейтмотив как метод не «сдается в архив» истории. В некоторых случаях он оказывается уместным. В Первой симфонии А.Пярта роль лейтмотива играют начальные валторновые фанфары -сдвоенные секунды, символизируя своего рода точку пересечения противоречий, из которой разворачивается вся драматургия симфонии. Кроме того, лейтмотивный метод здесь соединяется с серийной техникой, что в итоге создает дополнительное музыкальное единство композиции.
В Третьей симфонии этого же композитора символом выступают так называемые лейткадансы, пронизывающие симфонию. Каждый раз они варьируются, но символика кадансирования сквозной линией проходит через все сочинение и тем самым конкретизирует общую идею симфонии.
Ведущим можно назвать лейтмотивный метод в Третьей симфонии Г.Канчели, где он представлен комплексом своих функций. Неизменный лейтмотив в звучании человеческого голоса, открывающий и завершающий симфонию, символизирует некий идеал, эстетическую ценность. Он ярко выделяется на фоне всей музыки симфонии, звучит несколько отрешенно, и в то же время направляет весь драматургический процесс. Более того, из него рождается вся ткань симфонии, его мелодические варианты пронизывают партитуру. Таким образом, здесь мы видим пример реализации всех основных функций лейтмотива в симфонии.
Итак, в XX веке лейтмотивный метод становится одним из методов, не выделяясь среди других, что соответствует духу постмодернизма. Лейтмотив - проявление избирательно-концентрированного типа музыкального мышления, в то время как постмодернизм предпочитает рассредоточенный, свободно-собирательный тип.
Лейтмотивный метод, как было показано в исследовании, -один из важных и весьма эффективных принципов в развитии жанра симфонии. Важнейшим этапом его развития стал русский симфонизм, который неоднократно доказал его значимость и эффективность. Многообразие этого метода дало широкие возможности композиторам разных направлений и стилей при создании своих «картин мира». Лейтмотив стал, наряду с другими приемами, одним из первостепенных способов закрепления смысла в симфонической музыке, изучение которых может стать предметом отдельного исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Тихомирова, Ольга Вячеславовна, 2006 год
1. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. -М., 1995.
2. Акопян Л. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. СПб., 2004.
3. Альшванг А. П.И.Чайковский. М., 1959.
4. Альшванг А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом / Избранные сочинения. Т.1. М., 1964. -С.73 - 96.
5. Анализ вокальных произведений: Учебное пособие. Л., 1988.
6. Ануфриева К. Особенности симфонизма Н.Я.Мясковского в зеркале духовных исканий XX века: Дипломная работа. -Н.Новгород, 2001.
7. Ануфриева К. Проблема финала в русской симфонии конца XIX первой половины XX века. Диссертация.кандидата искусствоведения. Рукопись. - Н.Новгород, 2004.
8. Ануфриева К. Семнадцатая симфония Н.Я.Мясковского. От драматургии к концепции: Курсовая работа. Н. Новгород, 1998.
9. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сб.ст. -М., 1974. С.90-128.
10. Арановский М. Симфонические искания. Л.: Сов.композитор, 1978.
11. Арановский М. Симфония и время // Русская музыка и XX век. -М., 1997. с.300-370.
12. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. М., 1991.
13. Аронова Е. Графические образы музыки: культурологический, практический и информационно-технологические взгляды на современную музыкальную нотацию. Новосибирск, 2001.
14. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.
15. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Л., 1972.
16. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Л., 1963.
17. Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Л., 1968.
18. Ахматова Г.Человек и судьба (Четвертая симфония Чайковского) // Музыкальная жизнь. 1990. - №16.
19. Бабенко Т. Образы Байрона в симфонии Чайковского «Манфред»: Дипломная работа. Горький, 1981.
20. Балакирев М. Статьи и воспоминания. Л., 1962.
21. Барсова И.Симфонии Густава Малера. М.: Сов.композитор, 1975.
22. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
23. Белецкий И. Двенадцатая симфония Д.Шостаковича «1917 год»: Пояснение. -М., 1964.
24. Бергер Л. Одиннадцатая симфония Д.Шостаковича «1905 год»: Пояснение. М., 1961.
25. Бернандт Г. С.И.Танеев. М., 1950.
26. Бобровский В. О двух методах тематического развития в симфониях и кватретах Шостаковича // Дмитрий Шостакович. -М., 1967.
27. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. -М, 1970.
28. Бобровский В. Программный симфонизм Шостаковича // Музыка и современность: Сб.ст. Вып.З. М.: Музыка, 1965. -С.32-103.
29. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. -М., 1978.
30. Бобыкина И Некоторые вопросы объединения цикла в симфонических произведениях Рахманинова // Вопросы теории музыки. Вып.З.-М., 1975. С.157-175.
31. Большой энциклопедический словарь: Музыка. М., 1998.
32. Бонфельд М. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2001.
33. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: Монография. СПб.: Композитор, 2006.
34. Брянцева В. С.В.Рахманинов. М.: Сов.композитор, 1976.
35. Вагнер Р.Опера и драма // Вагнер.Р. Избранные работы. М., 1978.
36. Валькова В. Музыкальный тематизм Мышление - Культура. - Нижний Новгород, 1992.
37. Валькова В. Рахманинов и Шостакович: 1930-е годы // С.Рахманинов: От века минувшего к веку нынешнему: Сб.статей. Ростов н/Д., 1994. - С.118 - 130.
38. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. 4.1 М., 1972. 4.2,3.-М, 1978.
39. Винокурова Н. Симфонии Глазунова и художественные тенденции конца XIX начала XX вв. Автореферат. .кандидата искусствоведения. - М., 2002.
40. Вопросы оперной драматургии: Сборник статей. М., 1975.
41. Выготский JI. Психология искусства. М., 1987.
42. Ганина М. А.К.Глазунов. Л., 1961.
43. Горпенко В. Архитектоника фильма: Режиссерские средства и способы формирования структуры экранного зрелища. Автореферат.кандидата искусствоведения. Киев, 2003.
44. Д.Д.Шостакович: Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л.Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996.
45. Данилевич Л. От Третьей симфонии к «Прометею» // А.Н.Скрябин. Сб.ст. -М., 1973.
46. Данилевич Л. Симфонизм как музыкальная драматургия // Вопросы музыкознания. Вып.2. м., 1955. - С.246-267.
47. Должанский А. Музыка П.И.Чайковского. Л., 1960.
48. Должанский А. Симфоническая музыка Чайковского. Л., 1981.
49. Долинская М. Стиль инструментальных сочинений Мясковского и современность. М.: Музыка, 1985.
50. Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952.
51. Друскин М. Рихард Вагнер. М., 1958.
52. Захарова О. Риторика и западно-европейская музыка XVII I пол. XVIII вв.: принципы, приемы. М., 1983.
53. Зейфас Н. Песнопения. О творчестве Гии Канчели. Монография. М.: Сов.композитор, 1991.
54. Зыховская Н. Словесные лейтмотивы в творчестве Достоевского. Автореферат диссертации. кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2000.
55. Иванченко В. Факторы и носители содержания симфонии. Автореферат.доктора искусствоведения. Киев, 2004.
56. Ивашкин А. Шостакович и Шнитке. К проблеме большой симфонии // Музыкальная академия. 1995. - №1. - С.1-8.
57. Иконников А. Художник наших дней Н.Я.Мясковский. М.: Сов.композитор, 1982.
58. История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник / отв.ред. Т.Н.Левая. СПб.: Композитор, 2005.
59. История русской музыки: В 10 томах: Т. 10А. М., 1997.
60. История современной отечественной музыки: Учебное пособие. Вып.З / Ред.-сост. Е.Долинская. М.: Музыка, 2001.
61. Казанцева Л. Тема как категория музыкального содержания // Музыкальная академия. -2002. №1. - С 131-139.
62. Калинников В. Письма. Документы. Материалы. М., 1959.
63. Келдыш Ю. Симфонии Чайковского и эволюция симфонического мышления в XIX веке // Советская музыка. -1990.-№ 12.
64. Климовицкий А. «Лейтмотив судьбы» Вагнера в Пятой симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекстуальности // Музыкальная академия. 1998. - №3-4. Кн.2. - С.280-286.
65. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М., 1976.
66. Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. М.: Музыка, 1968.
67. Корабельникова Л. Инструментальное творчество С.И.Танеева. -М, 1981.
68. Кравец Н. Новый взгляд на Десятую симфонию Шостаковича // Д.Д.Шостакович: Сб.ст.к 90-летию со дня рождения. СПб., 1996. С.228-235.
69. Краткая литературная энциклопедия: В 6 томах: Т.З. М., 1982.
70. Крауклис Г. Вагнер и программный симфонизм XIX века // Рихард Вагнер: Сб.ст. / Ред.-сост. Л.Полякова. М.: Музыка, 1987. - С.76-95.
71. Крауклис Г. Лейтмотив // Музыкальная энциклопедия. Гл.ред.Ю.Келдыш. Т.З. М., 1976. - С.207-211.
72. Крауклис Г. Методологические вопросы исследования программной музыки // Вопросы методологии советского музыкознания. М., 1981.
73. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. М., 1999.
74. Кремлев Ю. Выразительность и изобразительность музыки. -М., 1962.
75. Кремлев Ю. Симфонии Чайковского. М., 1955.
76. Кулешова Г. Композиция оперы Минск, 1983.
77. Кунин И. Н.Я.Мясковский. М., 1969.
78. Ларош Г. Избранные статьи. Т.З. Л., 1976;
79. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.
80. Лисса 3. Эстетика киномузыки. М., 1970.
81. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М., 1991.
82. Мазель Л. Заметки о музыкальном языке Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М., 1967.
83. Мазель Л. Симфонии Шостаковича. М., i960.
84. Махлина С. Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник. СПб., 2003.
85. Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. Вып.4. -М., 1977.
86. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976.
87. Медушевский В. О музыкальных универсалиях // Скребков С. Статьи и воспоминания. М., 1979.
88. Мейер К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время. СПб., 1998.
89. Михайлов М. О тематическом объединении сонатно-симфонического цикла // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.2. Л., 1963.
90. Назайкинский Е. Лейтмотив как имя // Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды Московской государственной консерватории. Сб.36. -М., 2002.
91. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
92. Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: Сб.ст. Вып.2. М.: Музыка, 1973. - С.59-98.
93. Николаева Н. Симфонии П.И.Чайковского. М., 1958.
94. Орлов Г. Симфонии Шостаковича. Л., 1961.
95. Павчинский С. Сонатная форма произведений Скрябина. М., 1979.
96. Пасхалов В. В.С.Калинников. М., 1938.
97. Проблемы драматургии музыки XX века. М., 1984.98. 55 советских симфоний. Л., 1961.
98. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука: Сб.ст. Вып.2. М.: Музыка, 1973. - С.17-58.
99. ЮО.Риман Г. Музыкальный словарь. Перевод с 5 немецкого издания. Под ред. ЮЭнгеля. М., 1896.
100. Римский-Корсаков Н. Вагнер и Даргомыжский // Советская музыка. 1933. - №3.
101. Рихард Вагенр. Сб. статей. М., 1987.
102. Рихард Вагнер: Статьи и материалы. М.: Музыка, 1974.
103. Рубцова В. А.Н.Скрябин. М., 1989.
104. Русская культура и мир. Тезисы докладов участников международной научной конференции. Н.Новгород, 1993.
105. Юб.Ручьевская Е.Функции музыкальной темы. Л., 1977
106. Ю7.Рыжкин И. Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма //Бетховен: Сб.ст. Вып.2.-М.: Музыка, 1972. С. 101-160.
107. Сабинина М. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. М., 1976.
108. Савенко С. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции: Сборник трудов: Вып.79. -М., 1985.
109. Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему: Сборник статей: Сб.статей. Ростов н/Д., 1994.
110. Скребкова-Филатова М. Двадцать четвертая симфония Н.Я.Мясковского // Проблемы музыкальной науки. Сб.ст. Вып.1. М.: Сов.композитор, 1972. - С.64-77.
111. Слово и музыка. Памяти А.В.Михайлова. Материалы научных конференций / Научные труды Московской государственной консерватории. Сб.36. М., 2002.
112. И.Соколов А. Какова же она «форма» музыкального XX века? // Музыкальная академия, 1998, №3-4.
113. Соколов О. Лейтмотивная система в операх Н.А,Римского-Корсакова. Автореферат дисс.канд.иск. М., 1965.
114. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Монография. Н.Новгород, 1994.
115. Соколов О. О «музыкальных формах» в литературе (к проблеме соотношения видов искусства) // Эстетические очерки: Вып.5. -М., 1979.
116. П.Соколов О. О принципах структурного мышления в музыке // Проблемы музыкального мышления. Сб.ст.
117. Сост.М.Арановский. М.: Музыка, 1974. С.153-176.
118. Соколов О. Романтический симфонизм и феномен программности // Музыкальная академия. 2000. - №2. - С. 130133.
119. Соколова О. Симфонические произведения С.В,Рахманинова. -М, 1957.
120. Сокольская А. Оперный текст как феномен интерпретации. Автореферат.кандидата искусствоведения. Казань, 2004.
121. Соллертинский И. Исторические типы симфонической драматургии. М., 1963.
122. Сосновцев Б.А. Вторая симфония С.В.Рахманинова // Научно-методические записки: Сб.ст.: Вып.З. Саратов, 1959. - С.59-108.
123. Справочник-путеводитель по симфониям Н.Я,Мясковского / Сост. В.Виноградов. М., 1954.124111 симфоний: Справочник путеводитель. - СПб., 2000.
124. Философский словарь. М., 2001.
125. Фуксман М. Тематическое родство в музыкальной форме. Автореферат.кандидата искусствоведения. М., 2002.
126. Хентова С. Д.Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х кн. Л., 1986.
127. Холопова В. Икон. Индекс. Символ // Музыкальная академия. -1997. №4.
128. Холопова В. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. -СПб, 2000.
129. Холопова В. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. М., 2002.
130. Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб, 1999.
131. Холопова В, Чигарева Е. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. -М.: Сов.композитор, 1990.
132. Царева Е. И.Брамс.-М., 1986.
133. Чайковский П. Полное собрание сочинений: Т.VII. -М., 1962. 135.Чайковский П. Полное собрание сочинений, т.VII -М.,1962. 136.Чернова Т. Драматургия в инструментальной музыке.1. М.:Музыка, 1984.
134. Шаймухаметова JI. Семантический анализ музыкальной темы. -М., 1998
135. Шахназарова Н. Философская симфония и современная музыка // Реализм и художественные искания XX века. М.: Наука, 1969. - С.208-235.
136. Шулындина А. Трагические концепции в симфониях XIX -начала XX века: Дипломная работа. Н.Новгород, 1998.
137. Щербо Т. Понятие «симфония»: вопросы этимологии, истории, эстетики и философии // Двенадцать этюдов о музыке / МГК. -М., 2001. С.127-169.
138. Эйкерт Е. Реминисценция и лейтмотив как факторы драматургии в опере. Автореферат. канд.искусствовед. -Магнитогорск, 1999.
139. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. М., 1952.
140. Ярустовский Б. Симфонии о войне и мире. М., 1966.
141. Ярустовский Б. Симфонии Чайковского. -М., 1961.
142. Goslich S. Leitmotiv // Dei musik in geschichte und gegenwart. Allgemeine enzyklopadie der musik. Band 8.
143. Literary Encyclopedia: Leitmotiv, Leitmotif // http://www.litencyc.com147.'The Ring' Introduction to Leitmotives http://www.bbc.co.uk/radio3/classical/thering/leitmotiv introductio n. shtml
144. The work of art in the age of digital reproduction http://inkpot.eom/theatre/Q .1 reviews/01 revleit2.html
145. Leitmotiv and Drama: Wagner, Brecht, and the Limits of 'Epic' Theatre by Hilda Meldrum Brown / Review authors.: Stephen Hinton // Music & Letters, Vol. 73, No. 3 (Aug., 1992), pp. 466468 // http://links.istor.org
146. Ludwig Finscher. Weber's Freischütz: Conceptions and Misconceptions // Journal of the Royal Musical Association 1983 110(l):79-90; doi:10.1093/jrma/l 10.1.79 // http ://\rma. oxfordi ournal s. org
147. Whittall, Arnold "Wagner's Themes: A Study in Musical Expression (review)" Music and Letters Volume 87, Number 3, 2006, pp. 451-453 // http://muse.jhu.edu/cgi-bin/access.cgi?uri=/journals/musicand Ietters/v087/87.3whittall01 .html
148. Histoire du mot leitmotiv// http://perso.orange.fr/romances-sans-paroles/leitmotiv.htm
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.