Квартеты Д.Д. Шостаковича. Стиль и исполнительские принципы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Дехтяренко, Евгения Витальевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 219
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дехтяренко, Евгения Витальевна
Введение
Глава 1. КВАРТЕТЫ ШОСТАКОВИЧА В КОНТЕКСТЕ КЛАССИЧЕ- 15 СКИХ ТРАДИЦИЙ ЖАНРА
Глава 2. МЕСТО И РОЛЬ СТРУННЫХ КВАРТЕТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ 34 ШОСТАКОВИЧА
Глава 3. КВАРТЕНОЕ НАСЛЕДИЕ ШОСТАКОВИЧА: ХУДОЖЕСТ- 72 ВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВОПЛОЩЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ
§ 1. Ансамблевые принципы квартетного жанра
§2. Роль творческих контактов композитор-исполнитель в создании 81 квартетов Д. Шостаковича.
§3. Исполнительский стиль струнных квартетов: инструментовка и 87 средства художественной выразительности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Квартетное творчество Д.Д. Шостаковича: к проблеме эволюции жанра2010 год, кандидат искусствоведения Бочарникова, Валентина Сергеевна
Мемориальный квартет в русской музыке: история, эволюция, стиль2014 год, кандидат наук Сокольвяк, Наталья Леонидовна
Фортепианный квартет в русской музыке: история и теория жанра2011 год, кандидат искусствоведения Самойлова, Наиля Камилевна
Струнные квартеты А.К. Глазунова: к проблеме текстологического изучения творческого наследия композитора2011 год, кандидат искусствоведения Грищенко, Евгений Валерьевич
Камерные ансамбли П.И. Чайковского2006 год, кандидат искусствоведения Моисеев, Григорий Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Квартеты Д.Д. Шостаковича. Стиль и исполнительские принципы»
В огромном наследии Шостаковича, охватившем все жанры и музыкальные формы, особое место занимают струнные квартеты. Этот тип камерного ансамбля представляет собой один из самых сложных и тонких видов музыкального исполнительства, к которому композиторы, как правило, обращаются в пору расцвета своего творчества. Как известно, в истории западноевропейской и русской музыки струнный квартет занимает видное место. На протяжении двух с половиной веков он привлекает к себе внимание крупнейших фигур мировой музыкальной культуры и считается пробным камнем композиторского мастерства. Со всей тонкостью, присущей этому жанру, авторы струнных квартетов отражают сложные процессы движения человеческой мысли и воплощают богатейший внутренний мир художника. Исполнители же, останавливая внимание на квартетной музыке, стремятся решить многообразные ансамблевые задачи, обогащая сам жанр различными интерпретациями.
Творчество Д. Д. Шостаковича второй половины сороковых и начала пятидесятых годов прошлого века было примечательно, прежде всего, стремительным расцветом квартетной музыки и созданием уникального фортепианного цикла прелюдий и фуг. Струнные квартеты и полифонический цикл, наряду с Первым скрипичным концертом, заполнили в тот период определенный вакуум, который временно образовался у композитора в жанре симфонии.
Устойчивый интерес к камерному творчеству Шостаковича, в равной степени проявленный со стороны, как музыкантов-профессионалов, так и слушателей, определялся многими факторами. Главные из них — неисчерпаемая глубина и многоплановость содержания, реализуемые в сочинениях
I I композитора благодаря выработанной им системе явных- и скрытых смыслов, t | Квартетные опусы Шостаковича в целом отличаются удивительным стилевым родством, но в каждом из них индивидуализированными все же, остаются концепция, образный строй, композиционная структура, а также тембровая трактовка струнных инструментов. В каждом из квартетов композитор открывает все новые и новые художественные возможности данного вида инструментальной музыки. Поэтому новации Шостаковича в области струнного квартета представляют огромный вклад в мировую сокровищницу камерной музыки.
Шостакович написал пятнадцать квартетов1. К этому жанру он обратился не сразу: свой первый квартет композитор завершил в 1938 году, к тому времени уже создав, пять симфоний, две оперы, три балета. С тех пор струнный квартет стал одним из ведущих жанров творчества Шостаковича. Квартеты заметно обогатили лирико-философскую сторону стиля композитора, а в истории отечественной музыки в целом символизировали смелые духовные поиски, противостоявшие идеологическому давлению.
В задачу нашего исследования входит рассмотрение всех пятнадцати квартетов Шостаковича, которые он успел реализовать из задуманного цикла квартетов во всех тональностях с сакральным числом 24. Комплексное рассмотрение всех квартетов Шостаковича как единого и совокупного художественного явления позволяет составить целостное представление об индивидуальной авторской трактовке этого вида музыкального искусства, взглядах композитора на его художественный и выразительный потенциал, соотношение стабильных и мобильных жанровых признаков друг с другом. Последние способствовали выявлению и реализации в квартетном творчестве композитора неисчерпаемых возможностей данной универсальной формы камерного музицирования, которая исторически сложилась на пересечении самых разных художественных традиций. Предлагаемый в настоящей работе разносторонний анализ струнных квартетов Шостаковича — исторический, теоретический и исполнительский — призван помочь составить наиболее полную
1 1 ' В 2005 году был обнаружен небольшой фрагмент рукописи, который теперь идентифицируется как экспозиция первой части «первого» Девятого квартета. Найденный фрагмент был отредактирован и завершен Р. Леденевым и исполнен квартетом имени Бородина (Москва, январь 2006 год). картину эволюции избранного нами жанра в контексте творческого пути композитора, а также способствовать целостному восприятию огромной ветви камерного наследия мастера.
Творчество Шостаковича вызывало большой интерес не только слушателей, но и исследователей — как при жизни, так и после смерти композитора. В отечественном и зарубежном музыкознании наследию Шостаковича посвящено огромное число научных работ. Многомерность содержания его музыки, самобытность стилевых исканий и композиционных принципов обусловили возникновение разнообразных суждений, порожденных, в частности, тем, что в процессе изучения и осмысления творчества мастера принимали участие деятели разных областей искусства. Среди авторов работ о композиторе — не только музыканты, но и литературоведы, журналисты, деятели театра и кино, живо включавшиеся в осмысление проблематики творчества Шостаковича.
При жизни композитора возникло большое число исследований, содержание которых в разные периоды советского музыкознания отвечало социально-политическим веяниям того времени. Таковы, например, книги о Шостаковиче И. Мартынова [97], JI. Данилевича [52], которые при всех их несомненных достоинствах все же содержат ряд тенденциозных суждений, спровоцированных самим временем2.
Вместе с тем, еще при жизни Шостаковича появлялись совершенно свободные от идеологического прессинга исследования, связанные как с анализом стиля отдельных жанров, так и с особенностями музыкального языка. В первую очередь — это книги А. Должанского [58, 59], JI. Мазеля [92, 95]. В работе «24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича» А. Должанский [60] стремился выявить индивидуальные особенности композиторского стиля Шостаковича
2 До сих пор ведутся споры об авторстве многих публикаций, которые на протяжении жизни Шостаковича были подписаны его именем, но далеко не всегда принадлежали перу великого композитора. Тем более ценны издания последних лет. в разных его проявлениях — содержательном, интонационном, ладотональ-ном, ритмическом, формообразующем.
Аналитические труды JL Мазеля посвящены музыкальному языку и композиционным принципам Шостаковича. В его работах представлен разносторонний анализ стилевых связей и формообразования музыки, особенностей ладового мышления композитора. Мазель также внес весомый вклад в осмысление философского содержания его сочинений и ярко сформулировал основную тему творчества Шостаковича — обличение зла и защита человека.
Первые крупные работы, посвященные изучению специфики отдельных жанровых сфер творчества Шостаковича, были опубликованы в 1960-х годах. Таков, в частности, труд В. Бобровского «Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича» [23], где автор выявляет ряд важнейших принципов, касающихся драматургии, тематического развития и музыкальной формы камерных сочинений композитора. В ряде других публикаций ученый развивает свои идеи, связанные, в частности, с тематически концентрированным развертыванием форм инструментальной музыки, и одним из первых определяет смысловое значение и специфику языковых особенностей пассакалии в творчестве Шостаковича [29].
Как и труд В. Бобровского, прошедший почти сорокалетнее испытание временем, фундаментальностью наблюдений и открытий отмечена монография М. Сабининой «Шостакович-симфонист» [136]. Автор этого исследования проследил эволюцию стиля и драматургических принципов симфоний Шостаковича в их связях с другими жанрами и видами искусства, а также с важнейшими художественными тенденциями эпохи.
Творчество Д. Д. Шостаковича широко исследуется и в трудах, появившихся в последние десятилетия, примечательных публикацией неизвестных ранее документов и материалов, позволивших во многом по-новому взглянуть на личность и творчество композитора. Эти труды,и .послужили главными источниками в процессе написания данной работы. Среди них — монография польского композитора Кшиштофа Мейера, друга Д. Шостаковича
100]; сборник под редакцией JL Ковнацкой «Между мгновением и вечностью» [182], включающий ценные документальные материалы (письма и автографы композитора, стенограммы его выступлений, воспоминания современников, дневники людей, близко знавших Шостаковича); наконец, сборник материалов и исследований под редакцией JI. Ковнацкой и М. Якубова, посвященный научному осмыслению творческого наследия Шостаковича [75].
Среди других современных исследований отметим также одну из самых полных биографий Д. Шостаковича под названием «Путешествие», написанную О. Дворниченко [54]. Отправной точкой этой работы стали воспоминания о путешествии композитора в 1973 году на лайнере «Михаил Лермонтов» из Европы в Америку. Книга содержит уникальные архивные материалы, письма, интервью, статьи Шостаковича.
Панорама эпохи, ее противоречий и несбывшихся надежд, в которой жил и творил Д. Шостакович, широко представлена в книге С. Волкова «Шостакович и Сталин: художник и царь» [36].
Проблемам творчества Д. Шостаковича в контексте стилевых исканий и новаций посвящен раздел в монографии М. Арановского «Русская музыка и XX век» [133].
Новые документальные материалы также содержат сборники «Шостаковичу посвящается», приуроченные составителем Е. Долинской к 90-летию (1906-1996) и 100-летию композитора (1906-2006) [183, 184]. К последней дате Государственный Центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки выпустил сборник под редакцией М: Рахмановой и М. Есиповой «Шостакович — Urtext» [185], включающий ранее не публиковавшиеся документы, аналитические статьи, письма и комментарии. В книге представлены материалы из частных архивов: Д. Шостаковича и его вдовы, а также Т. Хренникова, В. Виноградова. К юбилейной дате со дня рождения композитора приурочена книга новосибирского музыковеда Р. Робинсона «Музыка была не виновата», где автор отразил собственные впечатления от музыки, жизни и личности Дмитрия Шостаковича.
Методологической основой данной диссертации послужили научные труды в области изучения и творчества Шостаковича, и отечественной музыки XX века в целом, а также современного исполнительского искусства. Так, диссертация Н. Лазаревой «Художник и время. Вопросы семантики в музыкальной поэтике Шостаковича» [87], рассматривает проблему категории времени, которая занимала ключевую позицию в семантическом строе искусства Шостаковича. Время предстает в музыке Шостаковича, прежде всего как наиболее трагическая эпоха в русской истории, события и явления которой осмысливает и оценивает художник. Ценные сведения об исполнителях музыки XX века содержит очерк В. Григорьева «Скрипачи, альтисты и виолончелисты» [46]. Стилеобразующим явлениям и тенденциям развития камерной музыки новейшего времени посвящен очерк в учебном пособии Е. Долинской «О русской музыке последней трети XX века» [63] и материал в третьем выпуске «Истории современной отечественной музыки» [70]. Широкий историко-культурный подход, характеризующий эти труды, помогает определить внутренние закономерности развития художественного мышления Шостаковича. Творчество Д. Шостаковича, и, в частности, его камерная музыка исследуется молодыми учеными, в диссертационных работах, например С. Волошко «Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д. Шостаковича» и Н. Погадаевой «Федор Серафимович Дружинин - исполнитель, педагог, композитор».
Особо подчеркнем, что огромный исследовательский интерес к личности и творчеству Шостаковича до сих пор не иссякает и за рубежом. Так, в последнее десятилетие в США и Великобритании вышли в свет несколько посвященных ему крупных исследований. Прежде всего, это фундаментальный труд Элизабет Уилсон «Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками» [150]. Основную его часть составляют выстроенные в хронологическом порядке воспоминания о композиторе его родственников, друзей, коллег, учеников. Особое внимание уделено многосторонней характеристике личности композитора и социально-политическому контексту его творчества.
Наиболее полную и достоверную биографию композитора на основе ранее неизвестных и мало изученных документов содержат монографии Э. Роузберри [132], Л. Фей [196].
Автор диссертации опирался также на исследования, обобщающие некоторые вопросы теории и истории жанра струнного квартета. Одно из них — книга Р. Давидяна «Квартетное искусство» [50], где рассматривается процесс исторического развития отечественного квартетного музицирования, а также различные стороны исполнительства и педагогики. Монография «Вопросы квартетного исполнительства» Л. Раабена [126] содержит ценные методические разработки в области квартетного искусства. В труде Л. Синявской «Струнный квартет в русской музыке: 1790-1860 годы» [141] освещены характерные стилевые проблемы этого жанра, проявившиеся в разные исторические периоды развития русской музыкальной культуры. Истории западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века) посвящено фундаментальное исследование Г. Фельдгуна [151].
Ценнейшие материалы по истории и теории струнного квартета рассеяны по дневникам, записным книжкам, письмам композиторов и исполнителей. Таковы, например, очерк «Квартеты Шостаковича глазами исполнителя» Ф. Дружинина или его же «Воспоминания. Страницы жизни и творчества» [65]. В книге В. Теплитской «Дар бесценный» В. А. Берлинский, основатель и творческий лидер квартета им. Бородина, размышляет относительно путей развития исполнительского мастерства музыканта-квартетиста [148].
История полувекового творческого союза Шостаковича и квартета им. Бетховена запечатлена в дневниках В. Борисовского (альтиста квартета) и в письмах Д. Шостаковича В. Ширинскому (второго скрипача квартета). Ценные для истории и теории квартетного жанра документы также содержит книга А. Ширинского «Д. М. Цыганов» [175], посвященная выдающемуся » русскому скрипачу, примариусу квартета им. Бетховена.
Общеизвестно, что в документалистике, в том числе музыкальной, огромное значение имеет эпистолярное наследие. Сохранившиеся письма охватывают большую часть жизненного и творческого пути Шостаковича. В них композитор абсолютно искренен со своими респондентами; делится с ними самыми сокровенными и глубокими переживаниями. В личном архиве Шостаковича особенно уникальный интерес представляет собрание писем, адресованных Ивану Ивановичу Соллертинскому, крупнейшему музыковеду и критику [178], дружба с которым, столь высоко значимая для обоих, представляет собой ярчайший феномен русской культуры XX века. Ценнейшая переписка Дмитрия Шостаковича с Исааком Гликманом опубликована в книге «Письма к другу» [117], где в атмосфере того времени, оба друга вынужденно пользуются эзоповым языком.
В отечественном и зарубежном музыкознании приоритетное внимание ученых было уделено главным образом исследованию симфонического наследия композитора и его музыкальному театру. Специальных же работ, посвященных камерному творчеству, в том числе квартетам Шостаковича, немного. Собственно камерной музыке Д. Шостаковича в целом посвящена лишь работа А. Должанского «Камерно-инструментальные произведения Шостаковича», где, разумеется, представлены не все его квартеты [59]. Скрупулезный анализ только первых восьми квартетов, а также трио и фортепианного квинтета предпринял В.'Бобровский в упоминавшейся книге «Камерные ансамбли Шостаковича». Другие исследователи, например, М. Кустов, рассматривает черты камерного стиля Шостаковича на примере фортепианных камерно-инструментальных ансамблей [82], а И. Белецкий на примере фортепианного квинтета [21].
Сведения же о поздних ансамблях Шостаковича, созданных в последние пятнадцать лет жизни автора, появлялись лишь в виде журнальных публикаций. При всей ценности содержащихся в них наблюдений эти работы все же ограничиваются обзорностью.
Несмотря на разнообразие литературы, посвященной Шостаковичу,и его камерной музыке, сегодня назрела потребность в таком исследовании, где были бы проанализированы и обобщены разные вопросы развития квартетного жанра в творчестве Шостаковича, осмыслены важнейшие художественные принципы, которые служили автору опорой в развитии самобытного камерного стиля. Становится очевидным, что ныне открыта возможность рассмотреть все пятнадцать квартетов Шостаковича как некий единый композиторский текст, состоящий из пятнадцати самостоятельных объектов.
Эта последняя цель обусловлена тем, что квартеты Шостаковича, с одной стороны, представляют собой единый массив, а с другой — подвержены внутренней циклизации. Так, поздние квартеты (№№ 11-15) образуют самостоятельный «квинтет» опусов. В этой группе, объединяемой общими стилевыми чертами, кульминацией, сфокусировавшей в себе ведущие стилевые черты позднего этапа творчества, становится Тринадцатый квартет. Квинтет камерных опусов Шостаковича логически завершается самобытным Пятнадцатым квартетом, состоящим из шести медленных частей.
Внутри единого цикла струнных квартетов можно выявить и другие субциклы, например, «военных» и «послевоенных» квартетов. Здесь в содержательно-смысловом и хронологическом аспектах, квартеты распадаются • » < на две группы — из шести и девяти составляющих.
Внутреннее подразделение на субциклы (причем во многом схожее) заметно не только в пятнадцати квартетах, но и в пятнадцати симфониях Шостаковича, что обусловлено единством стилевых процессов, как в симфонической, так и в камерной музыке композитора. Напомним: Шостакович создавал свои симфонии циклами, обычно по 2-3 опуса. Так, Вторая и Третья симфонии 1920-х годов, будучи обращенными к теме страна и революция, написаны по сходной композиционной модели, при которой, по идее Шостаковича, ни одна из тем не должна повторится (эта модель символизирует уход композитора от традиционной цикличности и сонатности как таковой); симфонии 1930-х годов — Четвертая, Пятая и Шестая образуют драматическую триаду; за ними следуют «военные» симфонии, Седьмая, Восьмая и Девятая; своеобразную дилогию образуют Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии, связанные с темой революционного переворота, а также Тринадцатая и
Четырнадцатая симфонии, объединенные размышлением о жизни, смерти и бессмертии. Вместе с тем, среди оркестровых и камерных опусов Шостаковича есть партитуры, стоящие особняком: Десятая симфония и Восьмой квартет. Параллели квартетов с симфониями помогают выявить точки их соприкосновения, а также проследить линию движения внутри каждого жанра. Именно в таком ракурсе наш тезис о едином тексте, позволяет наиболее объемно рассмотреть тему стилевых закономерностей жанра струнного квартета.
Поэтому главной задачей настоящей работы, определяющей ее актуальность и научную новизну, ставится изучение образно-стилистических и языково-технологических, а также исполнительских механизмов, действующих в пятнадцати самостоятельных текстах, складывающихся в индивидуальный квартетный стиль Шостаковича. Сформулированная научная позиция, существенная для раскрытия, прежде всего концепции жанра, предопределила и постановку частных задач, где было необходимо:
- рассмотреть метод обобщения Шостаковичем опыта других композиторов, (как русских, так и зарубежных), много работавших в жанре струнного квартета;
- классифицировать инвариантные черты классического струнного квартета и на этой основе совокупно вывести черты квартетного стиля Шостаковича;
- изучить исполнительские традиции струнных квартетов Шостаковича, которые сложились в творческой практике двух выдающихся отечественных ансамблей — квартета им. Бетховена и квартета им. Бородина;
- проанализировать методом сравнительной характеристики интерпретации Тринадцатого квартета Шостаковича двумя вышеназванными коллективами. I
Указанные задачи вызвали необходимость широко представить и прокомментировать слово Шостаковича в логически выстроенную систему его размышлений о камерной музыке в целом и квартетном жанре, в частности.
Диссертация опирается на принцип синтеза разных исследовательских традиций и научных подходов: историко-стилевого (обзор этапов становления квартетного жанра в европейской музыке и его адаптации на русской почве), общеэстетического (авторская трактовка жанра) и аналитического — пятнадцать квартетов Шостаковича как единый музыкальный текст, где каждый автономен и вместе с тем взаимосвязан с остальными.
Практический аспект исследования — сравнительный анализ интерпретаций квартетов Шостаковича — обусловлен непосредственным участием автора настоящей диссертации в концертирующем квартете и имеющимся опытом камерного музицирования. В этой связи в работе затронута проблема сохранения и развития исполнительских традиций квартетного жанра; с помощью метода сравнительной характеристики рассмотрен процесс формирования струнного квартета как особого жанра камерной инструментальной музыки, обнаружены устойчивые жанровые признаки, выявлены константные и переменные черты в трактовке каждого из квартетных опусов Шостаковича.
Выдвинутый в диссертации круг научных и практических задач определил структуру работы — она содержит введение, три главы, заключение и приложение. < >
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Полифоническая техника в струнных квартетах Н.Я. Мясковского2013 год, кандидат искусствоведения Зайцев, Григорий Сергеевич
Камерно-инструментальный ансамбль в творчестве композиторов Узбекистана1981 год, Головянц, Тамара Аванесовна
Полифоническое письмо в струнных квартетах Й. Гайдна2003 год, кандидат искусствоведения Янкус, Алла Ирменовна
Фёдор Серафимович Дружинин - исполнитель, педагог, композитор2009 год, кандидат искусствоведения Погадаева, Наталья Олеговна
Русское альтовое искусство XVIII - начала XX века: Инструмент, сфера применения, композиторское творчество2004 год, кандидат искусствоведения Горбунов, Валерий Николаевич
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Дехтяренко, Евгения Витальевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, не порывая с традициями струнного классического квартета, привнес в него много новых и оригинальных черт, позволивших открыть этому жанру особые художественные просторы. Композитор предначертал новые пути развития смычкового квартета, которым последовали отечественные композиторы второй половины XX столетия — Е. Голубев, М. Вайнберг, А. Шнитке, Б. Чайковский, С. Слонимский и другие.
Некоторые особенности квартетного стиля композитора следует выделить в ряд индивидуальных и особо характерных для автора пятнадцати квартетов и симфоний.
Сила и уникальность струнных ансамблей Шостаковича заключается в том, что он не ушел от традиций мировой музыкальной культуры и не разрушил богатую историческую основу квартета. К существующему «древу» жанра с многовековыми «корнями» композитор привил новые «ветви», принесшие свои высокие плоды.
Шостакович впервые обратился к созданию квартетов, будучи зрелым мастером в других областях творчества и сохранил интерес к ним до конца жизни. Создание Первого квартета, фортепианного квинтета пришлось на очень плодоносный период творчества композитора, когда он активно синтезировал художественные достижения разных эпох — барокко, классицизма, романтизма и современной музыки. Богатая палитра выразительных средств искусства прошлого оказалась востребована Шостаковичем для воплощения глубокого и сложного внутреннего мира человека XX века.
Подытожим те аспекты, которые в системе мышления композитора были с одной стороны, инициированы классическим наследием, а', с другой, стали импульсирующими в последующий период развития жанра струнного квартета.
Так, оказала воздействие на стиль квартетов Шостаковича сложившаяся в истории западноевропейской музыки семантика тональностей. Нашли свое продолжение принципы межжанровых взаимодействий, что проявилось, в частности, во взаимосвязи струнного квартета и симфонии, в чем-то определив направление поисков в обоих жанрах (речь может идти, например, о проникновении камерности в симфонические циклы).
С другой стороны, как имманентная черта композиторского стиля выступила симфонизация формы квартетов. Наряду с симфонизацией в квартетных циклах Шостаковича происходит усиление монтажности формы: при условии сквозного развития имеет место блочность конструкции и сюитный принцип композиции, обусловленные активной трансформацией фактурно-тематических элементов и разнообразием жанровых основ частей цикла. Кроме того, для квартетного стиля композитора характерно привнесение черт программности, элементов звуковой символики.
В композиционных принципах струнных квартетов композитор проявлял мобильность, например, равно тяготел к одночастности и многосоставности цикла, к стилевой обособленности квартетных партитур или к их объединенное™, слиянию в субциклы.
Квартетное творчество композитора свидетельствует о том, что он опробовал все возможные разновидности жанра — камерный и симфонизирован-ный; драматический и лирический (со своими разновидностями); мемориальный; автобиографический квартет, а также квартет-посвящение.
Жанровые признаки струнных квартетов, обладают как стабильностью, так и свободой.
Способствовали переосмыслению канонов жанра излюбленные Шостаковичем образные и жанровые сферы, часто несущие трагическую и драматическую экспрессию (как например, в поздних опусах).
Новаторские черты струнных квартетов мастера обусловлены, в частности, тем, что, наряду с диалогичностью в них получила развитие тенденция, обусловленная доминированием монологической формы высказывания, что повлекло за собой естественное усиление не только роли солирующих инструментов, их сольных высказываний, но и расширило функции речитативного типа изложения.
В истории русской музыки Шостакович был в числе тех авторов, кто значительно пересмотрел тембровые функции и технические возможности инструментов квартета. Так, по-новому Шостакович использовал как многие традиционные приемы игры на струнных инструментах, так и открыл ранее не используемые. Композитор практически уравнял в правах все голоса ансамбля, расширил границы обычно используемой в музыке звуковысотности струнных, применил новые технические приемы и способы звукоизвлечения, заметно обогатил фактуру струнных квартетов. В них строгая продуманность деталей замысла сказалась на множественности ремарок и текстовых комментариев, включая указания в партитуре динамики, штрихов и агогики.
Одной из важных предпосылок в индивидуализации каждого струнного квартета был и оставался на протяжении почти сорока лет создания квартетов непосредственный контакт композитора с исполнителями его музыки. Как и в жанре концерта (за исключением фортепианного), новые камерные сочинения нередко создавались Шостаковичем в расчете на конкретного исполнителя или коллектива. Именно постоянное содружество выдающихся музыкантов с мастером способствовало интенсивному развитию жанра струнного квартета. Такая вовлеченность обеих сторон в совместный творческий процесс позволяла и автору, и квартетистам, ввести в текст сочинения обоюдно важные коррекции. Тенденция эта достаточно стойкая и зачиналась, естественно, много раньше XX столетия.
Так, в творческой жизни Бетховена важную роль сыграл квартет И. Шуппанцига, который впервые исполнял камерно-инструментальные сочинения венского классика, разучивая их под прямым руководством автора.
Шостакович, как и боготворимый им венский классик, также не мыслил строительства своего квартетного «здания» без со-творческого участия музыкантов квартета им. Бетховена, исполнительское мастерство которых спо-• 1 < собствовало созданию многих камерных сочинений отечественных композиторов завершившегося века.
Факт непосредственного присутствия композиторов на репетициях квартетов способствовал тесному взаимодействию музыкантов: с одной стороны он помогал исполнителям более точно воплотить авторский замысел сочинения (в связи с этим можно считать первые исполнения квартетов, пройденных ансамблями с композиторами, авторизованными). С другой — самому композитору в процессе репетиций удавалось внести в нотный текст важные новые детали или корректирующие правки. Сделанные автором квартетного текста звуковые и агогические уточнения, нередко могли быть внесены в партитуру. Кроме того, именно такое двухстороннее творческое взаимодействие способствовало обретению и формированию исполнительских традиций звуковой реализации любой ансамблевой пьесы.
Личное присутствие Шостаковича на репетициях при первом прочтении новой музыки всегда имело место при рождении почти всех его квартетов. Автор старался присутствовать на всех репетициях квартета им. Бетховена. Как известно, при нотной фиксации своих замыслов, Дмитрий Дмитриевич всегда был предельно точен и конкретен. Вместе с тем, окончательные правки в партитуру (темповые и другие обозначения) он вносил только после нескольких репетиций с музыкантами квартета. Всё, что в квартетной музыке выходило из-под пера мастера, поверялось репетиционно-исполнительским процессом.
В этом крайне ответственном процессе со-творчества исполнители и композитор создавали некий эталон звучания, который в той или иной степени затем и учитывался последующими интерпретаторами.
У Шостаковича создание окончательной версии струнных квартетов включает в себя, естественно, разные этапы, в том числе и репетиционный. В многофазности творческого процесса имеют место следующие формы контактов: исполнитель - композитор; композитор - исполнитель; иногда композитор-пианист играет вместе со струнным ансамблем; запись исполнения, издание сочинения. Перейдем к краткой характеристике самих фаз.
1 фаза - исполнитель — композитор, где Шостакович ориентируется на стиль игры ансамбля и его отдельных участников. Во время первой репетиции, первого прочтения музыки (с листа), исполнители осуществляют композиторскую волю по готовому на данный момент тексту. Разумеется, еще нет исполнительских традиций только что сотворенной музыки, сочинение только рождается. Ведь и сам композитор слышит озвученный текст впервые. Композитор прислушивается к тому, как читают исполнители, после чего, исполнители получают необходимую коррекцию темпа, агогического комментария, и другие конкретные замечания автора.
2 фаза - композитор — исполнитель — включает первую сценическую репетицию, где происходит акустическая коррекция звучания в концертном зале. Понимая, например, что в зале хуже звучит нижний регистр струнных, композитор начинает обдумывать, нет ли здесь какого либо композиторского недочета или акустического просчета, которые можно компенсировать, например, усилением штриха или заменой его на другой.
3 фаза. Счастливый и достаточно редкий случай - композитор-пианист и исполнители играют вместе — возникает лишь тогда, когда автор сам принимает участие в исполнении. Композиторы-пианисты нередко пишут фортепианные ансамбли, специально для того, чтобы играть со «своими» исполнителями. В творческой жизни Шостаковича и квартета им. Бетховена это имело место при исполнении фортепианного трио и квинтета.
4. - запись ансамблем, прошедшим вместе с композитором путь прочтения текста, самого результата звуковой лепки новой музыки.
Уже отмечалось, что основу исполнительским традициям квартетов Шостаковича заложили два творческих коллектива, уникальные по своему высочайшему мастерству и долголетию, уже упомянутый — квартет им. Бетховена, а также квартет им. Бородина, искусство которых, проверено временем. И нет ничего удивительного в том, что высокий художественный уровень, достигавшийся ансамблями в интерпретации произведений Шостаковича и многих других авторов, (особенно тех, которые исполнялись ими впервые), во многом и складывал традиции их исполнения.
Исследовательский же интерес к этим музыкальным коллективам вызван не только их высочайшим артистическим мастерством, но и тем, что за последние несколько лет были изданы материалы, где самими исполнителями обсуждались различные аспекты авторского стиля Шостаковича. Речь, в частности, идет о письмах и личных беседах композитора с участниками квартетов им. Бетховена и им. Бородина [65, 148, 175]. Данный ценнейший материал включает творческие диалоги выдающихся музыкантов, их наблюдения по культуре ансамблевой игры, мысли, рожденные многолетней практикой исполнения не только струнных квартетов, но и других ансамблей Шостаковича.
Процесс складывания исполнительских традиций квартетов Шостаковича обобщает тот опыт, который накапливали исполнители в течение последних 70-ти лет (с момента премьеры Первого квартета). Сегодня он продолжает свое развитие в новых исторических условиях.
Самоочевидно, что традиции исполнения квартетов Шостаковича намного моложе издавна складывающихся стилевых ориентиров исполнения сочинений, допустим, венских классиков или композиторов романтической школы. По сравнению, например, с квартетами Гайдна или Бетховена, струнные квартеты Шостаковича прошли еще относительно небольшой исторический период. Поэтому, при выработке подходов к их интерпретации важно учитывать не только специфику их стиля, но и многие обновленческие тенденции, что складывались (в частности, в связи с трактовкой темпа частей), как в отечественном, так и западноевропейском квартетном исполнительстве.
Сложение исполнительских традиций струнных квартетов Шостаковича процесс открытый: музыканты постоянно ищут специфические решения в вопросах интерпретации, нередко исходящие из индивидуального опыта игры данного ансамбля. '
• »
В настоящее время, и это очень показательно, в Москве каждые три года проходит международный конкурс струнных квартетов имени Д. Д. Шостаковича, который представляет панораму квартетных партитур гениального мастера в интерпретации преимущественно молодых артистов разных стран мира. Репертуарной базой этого конкурса стали все ансамбли Шостаковича.
Инициатором создания конкурса и бессменным председателем его жюри был Валентин Александрович Берлинский, музыкант для которого квартет — всепоглощающее жизненное призвание. Квартетное наследие Шостаковича он расценивает как вершину жанра и одно из высших достижений отечественной культуры XX века.
Рождение соревнования такого ранга для России очень важно, оно помогает решить многие профессиональные проблемы начинающим исполнителям, участникам струнных квартетов. Сам путь подготовки к участию в конкурсе для молодых ансамблей важен и необходим, как существенное звено их творческой жизни. Процесс работы над партитурами Шостаковича (совместно с произведениями мировой ансамблевой классики) помогает участникам конкурса накапливать профессионализм, опыт и мастерство.
Как известно, конкурс — это, прежде всего, возможность заметить новые коллективы. Именно на Международном конкурсе имени Д. Д. Шостаковича путевки в жизнь получили такие ансамбли, как например, Ларк-квартет (США), Данель-квартет (Франция), Доминант-квартет (Россия), Моцарт-квартет (Россия), Романтик-квартет (Россия), Невский струнный квартет (Россия), ныне имеющие широкую концертную практику, и блестяще оправдывая свои лауреатские звания.
В наше время интерес к жанру квартета стал особенно заметен. Во многом он связан с усилением феномена камерности в русской и зарубежной музыке, как второй половины XX, так и начала XXI столетий.
Тяготение к камерности «было своеобразной реакцией на масштабность идей и форм советской культуры» [63, 71], и Шостакович сыграл в этом одну из главных ролей. Он, несомненно, пробудил у исполнителей интерес к камерным жанрам, ибо был не только гениальным симфонистом, но и автором камерных ансамблей, продолживших линию великих духовных откровений в истории русской музыки.
Жанры современной камерно-ансамблевой музыки отличаются удивительным многообразием и пестротой индивидуальных, порой прямо противоположных решений, как собственно композиторских, так и исполнительских.
Актуальность камерное творчество обретало в периоды социально-политических потрясений и в переломные этапы истории, чем и был богат XX век, где в семье инструментальных жанров особая роль принадлежала — струнному квартету и жанру инструментального концерта.
Процесс развития жанра квартета не завершен и продолжается в современных исторических условиях, не теряя своего высокого значения и способности завоевывать сердца слушателей. Сегодня очевидно, что в мировой музыкальной культуре струнные квартеты Д. Шостаковича уже заняли свое достойнейшее место, что предопределило и устойчивый интерес к ним исполнителей всего мира.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Дехтяренко, Евгения Витальевна, 2009 год
1. Акопян, Л. Западные авторы о Шостаковиче Текст. : Обзор и комментарий / JI. Акопян // Шостаковичу посвящается к 90-летию композитора : сб. статей / сост. Е. Долинская — М. : Композитор, 1997. — С. 17-27. —ISBN 5-85-285-171-Х.
2. Алъшванг, А. Бетховен Текст. / А. Алыпванг. — М. : Гос. музыкальное изд-во, 1970. — 315 с.
3. Арановский, М. Заметки о творчестве Текст. / М. Арановский // Советская музыка. — 1981. — № 9. — С. 16-22.
4. Арановский, М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича Текст. / М. Арановский // Русская музыка и XX век / ред.-сост. М. Арановский. — М. : Внешторгиздат, 1997. — С. 213-250.
5. Арановский, М. Мелодические кульминации века Текст. / М. Арановский // Русская музыка XX век / ред.-сост. М. Арановский. — М., 1997. — С. 525-552.
6. Арановский, М. Музыкальный текст: Структура и свойства Текст. / М. Арановский. — М. : Композитор, 1998. — 343 с. — ISBN 5-85285-205-8.
7. Арановский, М. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов Текст. : Исследования. Очерки / М. Арановский. — JI.: Советский композитор, 1979. — 286 с.
8. Асафьев, Б. Избранные труды Текст. / Б. Асафьев. — М. : Изд. Академии наук СССР, 1955. — Т. 4 : Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке. — 437 с.
9. Асафьев, Б. Избранные труды Текст. / Б. Асафьев. — М. : Изд. Академии наук СССР, 1957. — Т. 5 : Избранные работы о советской музыке «Музыкальная форма как процесс». — С. 244—245.
10. Асафьев, Б. О симфонической и камерной музыке Текст. / Б. Асафьев. — JI.: Музыка, 1981. — 216 с.
11. Асафьев, Б. О музыке XX века Текст. / Б. Асафьев. — JI. : Музыка, 1982. — 200 с.
12. Асафьев, Б. О творчестве Д. Шостаковича и его опере «Леди Макбет Мценского уезда» Текст. / Б. Асафьев // Дмитрий Шостакович : сб. статей / сост. Г. Шнеёрсон. — М., 1976. — С. 150-159.
13. Асафьев, Б. Русская музыка: XIX и начало XX века Текст. / Б. Асафьев. — 2-е изд. — Л.: Музыка, 1979. — 344 с.
14. Асафьев, Б. Редкий талант Текст. / Б. Асафьев // Советская музыка. — 1951. — С. 19-23.
15. Асафьев, Б. Сергей Танеев Текст. : (к 30-летию со дня смерти) / Б. Асафьев // Музыка. — 1945. — № 6. — С. 4.
16. Ауэр Л. Моя долгая жизнь в музыке Текст. / Л. Ауэр. — СПб. : Композитор, 2003. — 216 с. — ISBN 5-85285-356-9.
17. Белов, Г. «Пятнадцатый» Шостаковича Текст. / Г. Белов // Смена. — 1974. — 19 нояб.
18. Берлинский, В. Лучшая музыка написана для квартета Текст. / В. Берлинский // Музыкальное обозрение. — 2000. — № 1. — С. 7.
19. Берлянчик, М. Основы воспитания начинающего скрипача. Мышление. Технология. Творчество: Монография Текст. / М. Берлянчик. — СПб.: Лань, 2000. — 215 с. — ISBN 5-8114-03-02-Х.
20. Берлянчик, М. Искусство и личность Текст. / М. Берлянчик. — М., 2009. — Кн. 2 : Проблемы скрипичного искусства и педагогики. — 380 с.1.BN 978-5-88967-029-2.
21. Белецкий, И. Фортепианный 'квинтет Д.Шостаковича Текст. /
22. И. Белецкий // Черты стиля Д. Шостаковича : сборник теоретических статей.
23. М. : Советский композитор, 1962. — С. 309-332.
24. Благой, Д. Новый струнный квартет (об 11-ом квартете) Текст. / Д. Благой // Советская музыка. — 1966. — № 8. '
25. Бобровский, В. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича Текст. / В. Бобровский. — М. : Советский композитор, 1961. —258 с.
26. Бобровский, В. Музыкальное мышление Д. Шостаковича и основы его тематизма Текст. / В. Бобровский // Музыкальная академия. — 1997. — № 4. — С. 120-126.
27. Бобровский, В. Новые квартеты Шостаковича Текст. / В. Бобровский // Советская культура. —1965. — 20 февр.
28. Бобровский, В. Одиннадцать квартетов Шостаковича Текст. / В. Бобровский // Советская музыка. — 1968. — № 2.
29. Бобровский, В. О музыкальном мышлении Шостаковича Текст. / В. Бобровский // Шостаковичу посвящается : сборник статей к (90-летию композитора) / сост. Е. Долинская. — М. : Композитор, 1997. — С. 39-62. — ISBN 5-85-285-171-Х.
30. Бобровский, В. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича Текст. / В. Бобровский // Дмитрий Шостакович / сост. Г. Орджоникидзе. — М. : Советский композитор, 1967. — С. 359397.
31. Бобровский, В. Претворение жанра пассакалии в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича Текст. / В. Бобровский // Музыка и современность. — М.: Советский композитор, 1962. —Вып. 1.
32. Бобровский, В. Функциональные основы музыкальной формы Текст. : исследование / В. Бобровский. — М. : Музыка, 1977. — 332 с.
33. Бобровский, В. Шостакович в моей жизни Текст. : Личные заметки. Публикации / вступ. заметка Е. Чигаревой // Советская музыка. — 1991.-^-№9. —С. 24-29.
34. Бялик, М. 15 квартет Шостаковича Текст. / М. Бялик // Музыкальная жизнь. — 1975. — № 2.• •
35. Вершинина, Г. На одном дыхании Текст. : Исполнение Государственным квартетом им. Бородина цикла из 15 квартетов Шостаковича / Г. Вершинина // Советская культура. — 1981. — № 80.
36. Волков, С. Воспевая величие человека Текст. / С. Волков // Ленинградская правда. — 1970. — 19 дек.
37. Волков, С. Новый квартет Д. Шостаковича Текст. / С. Волков // Смена — Л., 1960. — 7 окт.
38. Волков, С. Шостакович и Сталин: художник и царь Текст. / С. Волков. — М.: Эксмо, 2005. — 640 с. — ISBN 5-699-06614-4.
39. Волошко, С. Квартеты Шостаковича: к проблеме семантики жанра Текст. / С. Волошко // Шостаковичу посвящается: к 100-летию композитора (1906-2006) : сб. ст. / сост. Е. Долинская. — М. : Композитор, 2006. — С. 432-438. — ISBN 5-85285-281-3.
40. Волошко, С. Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д. Шостаковича Текст. : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 / С. Волошко. — М., 1996.
41. Гайдамович, Т. Русское фортепианное трио. История жанра. Вопросы интерпретации Текст. / Т. Гайдамович. — М. : Музыка, 2005. — 263 с. — ISBN 5-7140-0571-6.
42. Гинзбург, Л. Гануш Виган и Чешский квартет Текст. / Л. Гинзбург. — М. : Гос. музыкальное изд-во, 1955. — 56 с.
43. Гинзбург, Л. Григорьев,В История скрипичного искусства Текст. / Л. Гинзбург, В. Григорьев. — М. : Музыка, 1990. — Т. 1. — 285 с. — ISBN 7140-0210-5.
44. Гинзбург, Л. Новые сочинения Д. Шостаковича Текст. / Л. Гинзбург // Комунна : [газета]. — Воронеж, 1964. — 12 дек.
45. Гинзбург, Л. Сочинения Д. Шостаковича / Л. Гинзбург // Московская правда. — 1964. — 2 дек.
46. Головинский, Г Камерные ансамбли Бородина Текст. /
47. Г. Головинский. — М.: Музыка, 1972. — 312 с. » •
48. Григорьев, В. Методика обучения игре на скрипке Текст. / В. Григорьев. — М.: Классика-ХХ1, 2007. — 255 с. — ISBN 978-5-89817-2138.
49. Григорьев, В. Скрипачи, альтисты и виолончелисты Текст. / В. Григорьев // Русская музыка XX век ; ред.-сост. М. Арановский. — М., 1997. — С. 723-777.
50. Григорьева, А. Пересечение судеб Текст. : Судьба и хроника исторического содружества / А. Григорьева // Музыкальная академия. — 1997.4. —С. 136-148.
51. Григорьева, А. Горячо вас любящий Текст. // Музыкальная академия. — 1997. — № 4. — С. 137-147.
52. Гуренко, Е. Исполнительство — искусство художественной интерпретации Текст. / Е. Гуренко // Вопросы смычкового искусства : межвуз. сб. трудов / ред.: М. Берлянчик, А. Михайленко, Г. Фельдгун. — М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1980. — С. 5-28.
53. Давидян, Р. Квартетное искусство Текст. / Р. Давидян. — М. : Музыка, 1984. — 270 с.
54. Давидян, Р. Некоторые вопросы преподавания квартетной игры в музыкальном училище Текст. : метод, разработка / Р. Давидян. — М., 1972.40 с.
55. Данилевич, Л. Д. Д. Шостакович Текст. / JI. Данилевич. — М. : Советский композитор, 1958. — 194 с.
56. Данилевич, Л. Книга о советской музыке Текст. / JI. Данилевич.2.е изд. — М.: Советский композитор, 1958. — 194 с.
57. Дворниченко, О. Дмитрий Шостакович. Путешествие Текст. / О. Дворниченко. — М.: Текст, 2006. — 575 с. — ISBN 5-7516-0591-8.
58. Дмитрий Шостакович в письмах и документах Текст. / ред.-сост. И. Бобыкина. — М. : Антиква, 2000. — 572 с. — ISBN 5-8757-9029-6.
59. Дмитрий Шостакович о времени и о себе Текст. / сост. М. Яковлев — М.: Советский композитор, 1980. — 376 с.
60. Долгов, П. Смычковые квартеты Бетховена Текст. / П. Долгов ; общ. ред. Б. Доброхотова. —М.: Музыка, 1980. — 197 с.
61. Должанский, А. Камерно-инструментальные произведения Шостаковича. О музыке Д. Шостаковича Текст. / А. Должанский // Избранные статьи / А. Должанский. — JL, 1973. — С. 120-151.
62. Должанский, А. Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича Текст. / А. Должанский. — М.: Музыка, 1965. — 56 с.
63. Должанский, А. 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича Текст. / А. Должанский. — JI.: Советский композитор, 1963. — 274 с.
64. Должанский, А. О ладовой основе сочинений Шостаковича Текст. / А. Должанский // Черты стиля Д. Шостаковича — М. : Советский композитор, 1962. — С. 24--43.
65. Должанский, А. Из наблюдений над стилем Шостаковича Текст. / А. Должанский // Черты стиля Д. Шостаковича — М. : Советский композитор, 1962. —С. 73-87.
66. Долинская, Е. О русской музыке XX века (60-90 годы) Текст. / Е. Долинская. — М.: Композитор, 2004. — 128 с. — ISBN 5-85285-760-2.
67. Долинская, Е. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия Текст. : Исследовательские очерки / Е. Долинская. — М. : Композитор, 2005. — 560 с. — ISBN 5-85285-839-0.
68. Дружинин, Ф. Воспоминания. Страницы жизни и творчества Текст. / Ф. Дружинин ; ред.-сост. Е. Шервинская — М. : Греко-латинский кабинет Ю. Шичалина, 2001. — 232 с. — ISBN 5-87245-068-0.
69. Дружинин, Ф. Квартеты Шостаковича глазами исполнителя Текст. : к 90-летию композитора : сб. статей / Ф. Дружинин ; сост. Долинская Е. — М. : Композитор, 1997. —С. 110-116. —ISBN 5-85-285-171-Х.
70. История русской музыки Текст. / ред.: Ю. Келдыш, JI. Корабельникова, О. Левашова, М. Рахманова, А. Соколова. — М. : Музыка, 1994. — Т. 8, ч. 2. : 70-80 годы XVIII века. — 534 с. — ISBN 5-7140-0588
71. История русской музыки Текст. / ред.: Ю. Келдыш, О. Левашова, М. Рахманова, А. Соколова. — М. : Музыка, 1994. — Т. 9 : Конец XIX начало XX века. — 452 с. — ISBN 5-7140-0589-9.
72. История русской музыки Текст. / ред.: Л. Корабельникова, Е. Левашова. — М. : Музыка, 2004. — Т. 10 Б : 1890-1917 годы. — 1071 с. — ISBN 5-7140-0310-1.
73. История современной отечественной музыки Текст. / под ред. М. Тараканова. — М., 1999. — Вып. 2. — 487 с. — ISBN 5-7140-0419-1.
74. История современной отечественной музыки Текст. / ред.-сост. Е. Долинская. — М., 2001. — Вып. 3. — 653 с. — ISBN 5-7140-0943-01.
75. Кабалевский, Д. Гармония чувства и мысли Текст. / Д. Кабалевский // Советская культура. — 1973. — № 91.
76. Келдыги, Ю. Автобиографический квартет Текст. / Ю. Келдыш // Советская музыка. — 1960. — № 12.
77. Кнайфелъ, А. «И правда, как звезда в ночи открылась» Текст. / А. Кнайфель // Советская музыка. — 1975.— №11.
78. Ковнацкая, Л, Якубов, М. Дмитрий Шостакович Текст. : Исследования, материалы / Л. Ковнацкая, М. Якубов. — М. : DSCH, 2005. — Вып. 1. — 208 с. — ISBN 5-900539-01-6.
79. Композиторы Москвы Текст. : сб. ст. / сост. И. Лихачева. — М. : Композитор, 1994. — Вып. 4. — 128 с. — ISSN 0235-4624.
80. Конен, В. История зарубежной музыки Текст. / В. Конен. — М. : Музыка, 1976. — Вып. 3. — 535 с.
81. Корее, Ю. Новый квартет Д. Шостаковича Текст. / Ю. Корев // Музыкальная жизнь. — 1960. — № 11. — С. 7.
82. КорганОв, К. Борис Чайковский: Личность и творчество Текст. / К. Корганов. — М. : Композитор, 2001. — 200 с. — ISBN 5-85285-165-5.
83. Кривицкая, Е. Играем Шостаковича Текст. / Е. Кривицкая //
84. Шостаковичу посвящается: к 100-летию композитора (1906-2006) : сб. ст. / • < <сост. Е. Долинская. — М. : Композитор, 2006. — С. 280-291. — ISBN 585285-281-3.
85. Кунин, И. Н.Я.Мясковский Текст. : Жизнь и творчество в письмах, воспоминаниях, критических отзывах / И. Кунин. — М. : Советский композитор, 1981. — 192 с.
86. Кустов, М. Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича Текст. : Концептуальный аспект и проблемы интерпретации / М. Ю. Кустов / под ред. А. Демченко. — Саратов, 1996. — 156 с. — ISBN 585571-106-4.
87. Лазарева, Н. Автосимволика в творчестве Д. Шостаковича Текст. / Н. Лазарева // Диллемы культурологии: медиакультура, образование, искусство : межвуз. сб. науч. трудов. — Магнитогорск, 2008. — Вып. 2. — С. 206-218. — ISBN 978-5-89514-974-4.
88. Лазарева, Н. Семантическая роль цитаты и аллюзии в творчестве Д. Шостаковича Текст. / Н. Лазарева // Из прошлого и настоящего музыкальной культуры : межвуз. сб. статей.— Магнитогорск, 1997. — С. 82-102. — Вып. 5. — ISBN 5-88967-001-8.
89. Лазарева, Н. Стилевые черты музыки барокко в творчестве Шостаковича Текст. / Н. Лазарева // Музыкальная наука и образование : сб. науч. тр. каф. теории и истории музыки. — Магнитогорск, 2007.— С. 23-39. — ISBN 978-5-88967-022-3.
90. Лазарева, Н. Художник и время. Вопросы семантики в музыкальной поэтике Шостаковича Текст. : дис. . канд. искусствоведения :1700.02 /Н. Лазарева. — Магнитогорск, 1999. — 185 с.•
91. Лебединский, Л. О некоторых музыкальных цитатах в произведениях Д. Шостаковича Текст. / Л. Лебединский // Новый мир. — 1990. — № 3. — С. 262.
92. Лихачева, И. Новый квартет Шостаковича Текст. / И. Лихачева // Советская Россия. — 1973. — Нояб. — № 268.
93. Мазель, Л. Вопросы анализа музыки Текст. / Л. Мазель. — М. : Советский композитор, 1991. — 376 с. — ISBN 5-85285-078-0.
94. Мазель, Л. Заметки о музыкальном языке Шостаковича Текст. / Л. Мазель // Дмитрий Шостакович / сост. Г. Орджоникидзе. — М. : Советский композитор, 1967. — С. 303-359.
95. Мазель, Л. Статьи по теории и анализу музыки Текст. / Л. Мазель. — М.: Советский композитор, 1982. — 327 с.
96. Мазель, Л. Строение музыкальных произведений Текст. : учеб. пособие / Л. Мазель. — 3-е изд. — М. : Музыка, 1986. — 528 с.
97. Мазель, Л. Симфонии Д. Д. Шостаковича Текст. / Л. Мазель. — М.: Советский композитор, 1960. — 151 с.
98. Макаров, Е. Дневник: Воспоминания о моем учителе Д. Д. Шостаковиче Текст. / Е. Макаров. — М. : Композитор, 2001. — 60 с. — ISBN 5-85285-483-2.
99. Мартынов, И. Д. Д. Шостакович Текст. / И. Мартынов. 2— М. ; Л.: Муз. изд-во, 1947. — 47 с.
100. Мартынов, И. Поэтичные страницы Текст. / И. Мартынов // Советская музыка. — 1965. — № 4.
101. Медведев, А. Новый квартет Шостаковича Текст. / А. Медведев // Музыкальная жизнь. — 1968. — №21.
102. Мейер, К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время Текст. / К. Мейер. — СПб.: Композитор, 1998. — 559 с. — ISBN 5-7379-0043-6.
103. Михеева,Л. Жизнь Дмитрия Шостаковича Текст. / JL Михеева.
104. М. : Терра, 1997. — 368 с. — ISBN 5-300-00996-2.
105. Моисеев, Г. Камерные ансамбли П. И. Чайковского Текст. : автореф. дис.канд. искусствоведения : 17.00.02 / Г. Моисеев. — М., 2006. —34 с.
106. Моисеев, Г. Струнный квартет. Эстетика и поэтика жанра. Некоторые тенденции его развития и бытования в XIX веке Текст. / Г. Моисеев // Философские исследования. — 2003. — № 1. — С. 83-89.
107. Мравинский, Е. Слово о Шостаковиче Текст. / Е. Мравинский // Аврора. — 1994. — № 3. — С. 94-96.
108. Мравинский, Е. Тридцать лет с музыкой Шостаковича Текст. / Е. Мравинский // Дмитрий Шостакович / сост. Г. Орджоникидзе. — М. : Советский композитор, 1967. — С. 103-116.
109. Музыканты о новом квартете Шостаковича Текст. // Советская культура. — 1968. — 25 июня. — № 74.
110. Музыка из бывшего СССР Текст. : сб. статей / сост. В. Ценова.
111. М.: Композитор, 1996. — Вып. 2. — 336 с.
112. Музыка XX века Текст. : очерки : в 2 ч. / ред. JI. Раабен. — М. : Музыка, 1980. —589 с.
113. Николаева, Т. Исполняя Шостаковича Текст. / Т. Николаева // Дмитрий Шостакович / сост. Г. Орджоникидзе. — М. : Советский композитор, 1967. — С. 287-303. '
114. Носина, В. Символика музыки И. С. Баха Текст. / В. Носина. — М.: Классика XXI, 2008. — 56 с. — ISBN 978-5-89817-225-1.
115. Одоевский, В. Последний квартет Бетховена Текст. : повести,рассказы, очерки / В. Одоевский. — М.: Моск. рабочий, 1982. — 399 с.*
116. Осипенко, Г. Камерно-инструментальное творчество Н. Я. Мясковского Текст. : лекция по курсу истории советской музыки / Г. Осипенко. —Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 1990. — 38 с.
117. Ойстрах,Д. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма Текст. / Д. Ойстрах / сост. В. Григорьев. — М.: Музыка, 1978. — 210 с.
118. Ойстрах, Д. Наш великий современник Текст. / Д. Ойстрах // Дмитрий Шостакович / сост. Г. Орджоникидзе. — М. : Советский композитор, 1967. —С. 86-89.
119. Петров, В. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века Текст. : монография / В. Петров. — Астрахань : Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. — 188 с. — ISBN 978-5-8087-0173-1.
120. Печерский, П. Струнные квартеты Шостаковича Текст. // Советская-Латвия, 1967.
121. Письма к другу. Дмитрий Шостакович — Исааку Гликману Текст. / сост. и коммент. И Гликмана. — М. : DSCH, — СПб. : Композитор, 1993. ззб с. — ISBN 5-85285-231-7.
122. Письма к Б.Л.Яворскому Текст. // Дмитрий Шостакович в письмах и документах / ред.-сост. И. Бобыкина. — М. : Антиква, 2000. — С. 9-133. — ISBN 5-8757-9029-6.
123. Погадаева, Н. Федор Серафимович Дружинин: исполнитель, педагог, композитор Текст. : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 / Н. Погадаева. — Саратов, 2009. — 24 с.
124. Поляновский, Г. Новые квартеты Шостаковича Текст. / Г. Поляновский // Вечерняя Москва. — 1964. — 28 нояб.
125. Попов, И. Мелодия жизни Текст. / И. Попов // Гудок : [газета]. — М., 1973. — 15 дек.
126. Попов, И. Новый квартет Шостаковича Текст. / И. Попов // Музыкальная жизнь. — 1974. — № 1.
127. Прокофьев, С. Воспоминания, письма, статьи Текст. / С. Прокофьев. — М.: Дека-ВС, 2004. —417 с. — ISBN 5-901951-10-7.
128. Прокопчук, А. Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи Текст. : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 / А. Прокопчук. — Владивосток, 2006. — 25 с.
129. Психология музыкальной деятельности Текст. / под ред. Г. Цыпина. — М.: Академия, 2003. — 368 с. — ISBN 5-7695-0957-9.
130. Раабен, Л. Вопросы квартетного исполнительства Текст. / Л. Раабен. — М.: Советский композитор, 1960. — 107 с.
131. Раабен, Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке Текст. / Л. Раабен. — М.: Музыка, 1961. — 198 с.
132. Раабен, Л. Образный мир последних камерно-инструментальных сочинений Д. Шостаковича Текст. / Л. Раабен — Л., 1977. — Вып. 15. — С.44-54.
133. Рабинович, Д. Исполнитель и стиль Текст. / Д. Рабинович — М. : Классика XXI, 2008. — 208 с. — ISBN 978-5-89817-256-5.
134. Рабинович, Д. Шестой квартет Д.Шостаковича Текст. / Д. Рабинович // Советская музыка. — 1957. — № 3. — С. 14—21.
135. Робинсон, Б. Музыка была не виновата Текст. / Б. Робинсон. — Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2005. — 214 е.— ISBN 5-98502-018-5.
136. Роузберри, Э. Шостакович Текст. / Э. Роузберри. — Челябинск : Урал LTD, 1996. — 448 е.—ISBN 5-8029-0012-1.
137. Русская музыка и XX век Текст. / ред.-сост. М. А. Арановский. — М.: Внешторгиздат, 1997. — 874 с.
138. Сабинина, М. Дмитрий Шостакович Текст. / М. Сабинина. — М.: Советский композитор, 1959. — 52 с.
139. Сабинина, М. Новое в программах Текст. / М. Сабинина // Со- ■ ветская музыка. — 1965. — № 2.
140. Сабинина, М. Шостакович — симфонист: Драматургия, эстетика, стиль Текст. / М. Сабинина. — М.: Музыка, 1976. — 477 с.
141. Сапожников, С. Мой Шостакович Текст. / С. Сапожников. — М.: Изд. артистического общества «Ассамблеи искусств», 2006. — 244 с. — ISBN 978-5903429-01-1.
142. Сахарова, В. Интерпретация фортепианной музыки П. И. Чайковского в контексте теории и практики исполнительского искусства Текст. : монография / В. Сахарова. — Минск : БГПУ, 2007. — 182 с. — ISBN 978-985-501-489-9.
143. Семенов, Ю. Праздник камерной музыки Текст. / Ю. Семенов // Советская музыка. — 1960. — № 12.
144. Серебренников, Р. Подарок композитора Текст. / Р. Серебренников // Советская культура. — 1974. — 15 окт.
145. Синявская, Л. Струнный квартет в русской музыке: 17901860 гг. Текст. / JI. Синявская. — Екатеринбург : Науч. издание УГК, 2004. — 290 с. — ISBN 5-98602-008-1.
146. Слонимский, С. Гимн силе и благородству Текст. / С. Слонимский // Правда. — 1970. — 18 янв.
147. Слонимский, С. Несколько штрихов к портрету великого музыканта Текст. / С. Слонимский // Музыкальная академия. — 1997. — № 4. — С. 230-231.
148. Сокольский, М. Суровое напоминание Текст. // Известия. — 1960.
149. Ступелъ, А. Творческтй вечер Д. Шостаковича Текст. / А. Ступель // Вечерний Ленинград. —-1960. — 4 окт.
150. Тараканов, М. Заметки о новом сочинении Текст. / М. Тараканов // Советская музыка. — 1971. — № 7.
151. Тараканов, М. Симфоний и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-е годы): Пути развития Текст. / М. Тараканов. — М.: Советский композитор, 1988. —272 с.
152. Теплитская, В. Дар бесценный. Диалоги с В. А. Берлинским Текст. / В. Теплитская. — Воронеж : Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2004. — 80 с. — ISBN 5-900270-62-9.
153. Тищенко, Б. Новый квартет Шостаковича Текст. / Б. Тищенко // Советская культура. — JI., 1974. — 19 нояб.
154. Угшсон, Э. Жизнь Шостаковича рассказанная современниками Текст. / Э. Уилсон. — СПб. : Композитор, 2006. — 536 с. — ISBN 5-73790319-2.
155. Фелъдгун, Г. История Западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века) Текст. / Г. Фельдгун. — Новосибирск, 2000. — 253 с. — ISBN 5-7196-0498-7.
156. Фелъдгун, Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века Текст. : лекционный курс для студентов оркестрового фак. музыкальных вузов / Г. Фельдгун. — Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория, 2006. — 500 с. — ISBN 5-9294-0031-8.
157. Фелъдгун, Г. Чешский квартет в процессе развития европейской музыки (XVII-XIX века) Текст. / Г. Фельдгун. — Новосибирск : Изд. НТК, 1993. — 259 с. — ISBN 5-7196-0468-5.
158. Финдейзен, Н. Камерная музыка Чайковского Текст. / Н. Финдейзен. —М.: Музыка, 1930.
159. Хентова, С. В мире Шостаковича Текст. : запись бесед с композитором / С. Хентова. — М., 1996.
160. Хентова, С. Жизнь Шостаковича в иллюстрациях и слове Текст. / С. Хентова. — М. : Макцентр, 1999. — 152 с. — ISBN 5-8121-00209.
161. Хентова, С. Молодые годы Шостаковича Текст. / С. Хентова. — JI. : Советский композитор, 1980. — Кн. 2. — 320 с.
162. Холопова, В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века Текст. / В. Холопова. — М. : Музыка, 1971. — 303 с.
163. Холопова, В. Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича (о многообразии типов метроритмической организации) Текст. / В. Холопова // Черты стиля Д. Шостаковича : сб. статей / ред.-сост. JT. Бергер. — М.: Советский композитор, 1962. — С. 283-309.
164. Холопова, В. Ритмические новации Текст. / В. Холопова // Русская музыка и XX век / ред.-сост. М. Арановский. — М., 1997. — С. 553-589.
165. Холопова, В. Русская музыкальная ритмика Текст. / В. Холопова. —М. : Советский композитор, 1983. — 280 с.
166. Холопова, В. Софья Губайдуллина Текст. : Путеводитель по произведениям / В. Холопова. — М. : Композитор, 2001. — 56 с. — ISBN 585285-500-6.
167. Холопов, Ю. Лады Шостаковича: структура и семантика Текст. / Ю. Холопов II Квартеты Шостаковича глазами исполнителя: к 90-летию композитора : сб. статей / сост. Долинская Е. — М. : Композитор, 1997. — С. 6278. — ISBN 5-85-285-171-Х.
168. Цахер, И. Поздние квартеты Бетховена Текст. : Особенности "драматургии / И. Цахер. — М.: Музыка, 1997. — 144 с. — ISBN 5-7140-05163.
169. Цыганов, Д. Два новых квартета Д. ЬЦостаковича Текст. / Д. Цыганов // Музыкальная жизнь. — 1964. — № 20.
170. Цыганов, Д. Ода радости Текст. / Д. Цыганов // Вечерняя Москва. — 1973. — № 263.
171. Цыганов, Д. Встречи с Шостаковичем за двадцать лет: к 90-летию композитора Текст. : сб. статей / Д. Цыганов / сост. Е. Долинская. — М., 1997. — С. 161-166. — ISBN 5-85285-171-Х.
172. Цыганов,Д. Четыре десятилетия'музыки Текст. / Д.Цыганов // Музыкальная жизнь. — 1996. — № 11.
173. Чахвадзе, В. Очерки по проблемным вопросам методики преподавания на смычковых инструментах Текст. / В. Чахвадзе. — Ташкент ; Магнитогорск, 200'6. — 220 с. — ISBN 5-88311-045-2.
174. Чахвадзе, В Ф. С. Дружинин — блюститель традиций русской школы московской консерватории Текст. / В. Чахвадзе // Магнитогорск, 2006. —31 с.
175. Черты стиля Д.Шостаковича Текст. : сб. статей / ред.-сост. JI. Бергер. — М. : Советский композитор, 1962. — 386 с.
176. Чигарева, Е. Отец и сын (разбирая семейные архивы). О самом важном. Шостакович в моей жизни (личные заметки) Текст. / Е. Чигарева, В. Бобровский. — М. : Дека-ВС, 2006. — 172 с. — ISBN 5-901951-21-2.
177. Шварц, Б. Шостакович — каким запомнился Текст. / Б. Шварц. — СПб. : Композитор, 2006. — 320 с. — ISBN 5-7379-0312-5.
178. Ширинский, А. Скрипичные произведения Д. Шостаковича Текст. : Проблемы интерпретации / А. Ширинский. — М. : Музыка, 1988. — 110 с. — ISBN 5-7140-0106-0.
179. Ширинский, А. Д. М. Цыганов — скрипач, артист, педагог Текст. / А. Ширинский. — М., 1999. — 174 с. — ISBN 5-89598-062-7.
180. Ширинский, А. Камерные произведения Д. Шостаковича Текст. / В. Ширинский // Советская культура. — 1962. — № 6.
181. Ширинская, Н. В. П. Ширинский. Страницы жизни, творчества и концертной деятельности Текст. : Воспоминания. Статьи. Материалы / Н. Ширинская. — М.: Гео-Тэк, 1996. — 166 с. — ISBN 7552 0093-9.
182. Шостакович Д. Д. Текст. // Письма И. И. Соллертинскому / публ. и подгот. ил. Д. Соллертинского ; предисл. JI. Ковнацкой. — СПб. : Композитор, 2006. — 276 с. — ISBN 5-7379-0304-4.
183. Шостакович Д. Текст. : Статьи и материалы / ред. сост. Г. Шнеерсон. — М. : Советский композитор, 1976. — 336 с.180.' Шостакович, М. Его музыка — это он Те'кст. / М. Шостакович // Скрипичный ключ. — СПб. : Аккорд, 1998. — № 3. — С. 11-14.
184. Шостаковичи, М. и Г. Наш отец Текст. / М. и Г. Шостаковичи ; записал протоирей М. Ардов. — М.: Захаров, 2003. — 176 с. — ISBN 5-81590342-6.• «
185. Шостакович. Между мгновеньем и вечностью Текст. : Документы. Материалы. Статьи / ред.-сост. JI. Ковнацкая. — СПб. : Композитор, 2000. — 920 с. — ISBN 5-7379-0094-0.
186. Шостаковичу посвящается Текст. : к 90-летию композитора (1906-1996) : сб. ст. / сост. Е. Долинская. — М. : Композитор, 1997. — 224 с. — ISBN 5-85285-171-Х.
187. Шостаковичу посвящается Текст. : К 100-летию со дня рождения композитора / ред.-сост. Е. Долинская. — М. : Композитор, 2007. — 488 с. — ISBN 5-85285-281-3.
188. Шостакович — Urtext Текст. / ред.-сост. М. Рахманова — М. : Дека-ВС, 2006. — 571 с. — ISBN 5-901951-25-5.
189. Эшпай, А. Интересная премьера Текст. / А. Эшпай // Правда. — 1964. — 8 дек.
190. Юдина, М. Дмитрий Дмитриевич Шостакович Текст. : к шестидесятилетию композитора / М. Юдина // Музыкальная академия. — 1997. — №4. —С. 110-111.
191. Юзефович, В. Давид Ойстрах Текст. : беседы с Игорем Ойстра-хом / В. Юзефович. — М. : Советский композитор, 1978. — 360 с.
192. Яворский, Б. Воспоминания, статьи и письма Текст. / общ. ред. Д. Шостаковича. — 1-е изд. — М.: Музыка, 1964. — Т. 1. — 672 с.
193. Янкелевич, Ю. Педагогическое наследие Текст. / сост. Е. Янкелевич. — М.: Постскриптум, 1993. — 312 с. — ISBN 5-86238-008-6.
194. Ярустовский, Б. Вдохновение, мастер слова. О 14-м квартете Шостаковича Текст. / Б. Ярустовский // Известия : [газета]. — 1973. — № 274.
195. Wilson, Е. Shostakovich: A life remembered Text. / Е. Wilson. — London ; Boston, 1994.
196. Gojowy, D. Dmitri Shostakovich Text. / D. Gojowy. — Hamburg, 1983.
197. Roseberry, E. Shostakovich His Life and Times Text. / E. Roseberry. — New York, 1982.
198. Meyer, K. Dmitri Shostakovich Text. / K. Meyer. — Paris, 1994.
199. Fey, L. Shostakovich: A life Text. / L. Fey. — Oxford Uniwersity Press, 2000.
200. Shostakovich: the Man and His Musik Text. / Ed. by Ch. Norris. — Boston ; London, 1982.
201. Mac Donald, I. The New Shostakovich Text. / I. Mac Donald. — London, 1990.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.