Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Васильева, Марина Николаевна

  • Васильева, Марина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 172
Васильева, Марина Николаевна. Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 2002. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Васильева, Марина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.

1.1. Культура как ценность образования и образование как часть культуры.

1.2. Теоретические предпосылки становления принципа культуросообразности в мировой и отечественной педагогике XIX в.

Выводы по главе 1.

Глава 2. КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ

РОССИЙСКОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНА.

2.1. Становление гимназического образования в России.

2.2. Реализация принципа культуросообразности в практике гимназического образования.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века»

Российское образование находится в состоянии реформирования, в результате которого появились новые типы образовательных учреждений, в том числе и гимназии, представляющие собой учреждения повышенного уровня с усложненной учебной программой, направленные на формирование творческого потенциала личности. Приоритетность такого образования определяется социальным заказом общества, семьи, личности.

Современные гимназии призваны воспитывать человека, интегрированного в культуру, которому свойственны гуманность, духовность, жизне-творчество; человека, относящегося к жизни, как к наивысшей ценности, адаптированного к меняющимся реалиям жизни.

Цель современных гимназий - сформировать у учащихся широкий кругозор, общекультурные интересы, утвердить в их сознании приоритеты общечеловеческих ценностей, создать условия для творческой самореализации личности, помочь правильно выбрать направление дальнейшего образования, воспитать чувство ответственности за все, происходящее вокруг них.

Содержание и формы организации образования в современных гимназиях требуют специального научно-педагогического обоснования, в котором важную роль играет историко-педагогический анализ опыта образовательной деятельности российских гимназий XIX века, т.к. именно в этот период произошло становление гимназий как базового учреждения в российской системе образования.

Известно, что гимназии развивались, в основном, как образовательные учреждения с гуманитарной направленностью, многие из них стали истинными очагами культуры, в которых воспитывались лучшие представители российской интеллигенции.

Ведущим принципом гимназического образования, начиная с первого устава 1804 года, был принцип культуросообразности, предписывающий обучение, воспитание, творчество и жизнедеятельность ребенка в контексте культуры. Его осуществление на различных исторических этапах развития 3 мирового и российского образования имело место, но само определение принципа культуросообразности появилось только в XIX веке, оно было предложено А. Дистервегом. В России идея культуросообразности образования нашла воплощение в.трудах К.Д. Ушинского, который связывал ее с обоснованием принципа народности образования.

Принцип культуросообразности отражал прогрессивные тенденции развития гуманитарного образования и гуманистической педагогики в целом.

В России в XIX веке он обсуждался не только педагогами, но и видными русскими писателями, философами, учеными: JI.H. Толстым, Н.А. Бердяевым, П.Ф. Флоренским, И.С. Мечниковым, П.В. Вернадским, Н.И. Пороговым, Ф.М. Достоевским и др. В их понимании этот принцип вступал в определенные противоречия с официальной доктриной гимназического образования в России.

В исследованиях педагогов XIX века поднимались и обсуждались важные вопросы гимназического образования: роль культуры в образовании; связь общества, образования и культуры; условия реализации принципа культуросообразности в обучении и воспитании, проблемы построения национального образования и др. Опыт решения этих проблем имеет несомненное значение для развития современного гимназического образования.

В контексте современности мы связываем исследование принципа культуросообразности с необходимостью освоения и внедрения в образовательный процесс гимназий гуманистической личностно-ориентированной парадигмы образования, в соответствии с которой целью гимназического образования является человек культуры как свободная, гуманная, творческая личность и считаем, что в современных гимназиях существует потребность в реализации принципа культуросообразности как важного фактора достижения их целей.

Так, в образовательном пространстве г. Ростова-на-Дону, функционируют несколько гимназий, каждая из которых имеет свой особенный nyrib развития, свою концепцию. Так, гимназии №№ 14, 36 развиваются как образовательные учреждения с гуманитарной направленностью. Донская реальная гимназия реализует концепцию реального гимназического образования в современном его понимании.

Гимназия № 5 развивается, как многопрофильное образовательное учреждение, сочетающее гуманитарную, естественно-научную; математическую, информационную подготовку и т.д.

Все это говорит о том, что классическое представление о гимназии, как гуманитарном образовательном учреждении изменилось, подверглось педагогической ревизии, что создает опасность утери гимназией своих специфических функций, исторически заложенных в XIX веке.

Мы полагаем, что культуросообразность является тем инвариантным компонентом, наличие которого в любом типе гимназий позволит сохранить ее соответственно её культурному заданию.

Таким образом, актуальность исследования определяется, с одной стороны, недостаточной научной разработанностью принципа культуросообраз-ности, как ведущего в современном образовании, а, с другой стороны, практическими потребностями развития современной гимназии, как исторической преемницы культурных традиций отечественного образования.

Актуальность принципа культуросообразности в деятельности российских гимназий и обусловила выбор темы исследования: «Культуросообразность как принцип образования в российских гимназиях XIX века» и определила его цель.

Цель исследования: исследовать особенности культуросообразного устройства российской гимназии на различных исторических этапах и обосновать принцип культуросообразности гимназического образования.

Объект исследования: историко-педагогический процесс становления российской гимназии как культуросообразного образовательного учреждения.

Предмет исследования: выявление сущности принципа культуросообразности гимназического образования.

Гипотеза исследования: основным условием гимназического образования является его связь с культурой. Но в истории гимназического образования мы не наблюдаем прямых связей взаимовлияния образования и культуры. В истории нашей страны были периоды, когда наблюдался регресс общества и, соответственно, культуры, что было связано с утратой принципа культуросообразности образования. И наоборот, образование и культура совершенствовались, когда этот принцип занимал ведущее место.

Мы полагаем, что сохранение, развитие и обогащение принципа культуросообразности является базисным условием развития гимназического образования, поскольку этот принцип является инвариантным и выражающим его сущность.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач.

Задачи исследования:

1. Выявить культурные функции гимназического образования в развитии образовательного пространства России.

2. Обосновать культуросообразность как ведущий принцип гимназического образования в прошлом и настоящем.

3. Осуществить историко-педагогический анализ развития гимназий, выявить их роль в становлении принципа культуросообразности образования России на разных исторических этапах.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- культурологический, аксиологический и системный подходы к образованию;

- философские и историко-педагогические основания становления гимназического образования в России XIX века (И.А. Алешинцев, Г.К. Шмид, М.Н. Катков, С.В. Рождественский и др.);

- исследования, связанные с изучением особенностей развития гимназий (В.П. Вахтеров, В.В. Григорьев, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Бунич и др.);

- принцип историзма в педагогической науке, единство исторического и логического в исследовании;

- концепция педагогической культуры (Е.В. Бондаревская).

В первой главе изучены вопросы, связанные с выявлением культуры как ценности образования и образования как части культуры и обосновано становление принципа культуросообразности в теории педагогики.

Во второй главе рассмотрено становление гимназического образования в России и реализация принципа культуросообразности в его практике.

В ходе исследования использовались следующие методы: поиск и анализ специальной и педагогической литературы конца XVIII - начала XIX века; изучение и обработка данной литературы; работа с архивными материалами; ознакомление с работой гимназий на территории Ростовской области; изучение образовательной деятельности Новочеркасской и Таганрогской гимназий, работа с предоставленными ими материалами; теоретический и сравнительно-педагогический анализ добытых материалов.

Источниковая база исследования: в работе использованы 4~групп ис-точникового материала.

1. Историко-педагогическая литература: педагогические труды Але-шинцева И.А., Артинского И., Б-ского, Бильдеринга А., Гпряинова А., Каткова М.Н., Локоть Т., Мусина-Пушкина А.А., Пирогова Н.И., Рождественского С.В., Ушинского К.Д., Толстого Л.Н., и др.

2. Философская литература: труды А.С. Аверинцева, Н.А. Бердяева, А. Валицкой, Б.Л. Губмана, П.С. Гуревич, О.В. Долженко, Т.Ф. Кузнецовой, П. Наторпа, В.В. Розанова, П.А. Флоренского, М. Хоркхаймера и др.

3. Материалы официального делопроизводства: законы, постановления, указы, приказы, постановления правительственных органов по народному образованию, правила, программы учебных заведений и т.д.

4. Статистические материалы, содержащие информацию о состоянии образования в России XIX века: отчеты Министерства народного просвещения; обзоры деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений; статистические сборники учебных заведений Министерства народного просвещения и т.д. 7

5. Специальные журналы и газеты: газ. «Донской вестник», «Донской голос», «Донские войсковые ведомости»; ж.: «Вопросы философии», «Народное образование», «Министерство народного образования», «Народная школа», «Отечественные архивы», «Родина», «Социально-политический журнал», «Педагогика» и др.

Этапы исследования.

На первом этапе (1997-1998) проводился анализ философской, педагогической и исторической литературы; определялась источниковая база; разрабатывался план и программа исследования. На этом этапе выяснялись культурологические, философские и исторические основания становления принципа культуросообразности как педагогического явления.

На втором этапе (1998-1999) исследовательской работы анализировалась практика реализации принципа культуросообразности в гимназическом образовании на основе архивных материалов.

Третий этап (1999-2000) объединяет теоретическую деятельность и методическое осмысление хода и результатов исследования; оформление материалов в диссертационный текст; развитие и уточнение выводов предыдущих этапов.

Научная новизна:

- уточнено содержание принципа культуросообразности образования как научного понятия;

- принцип культуросообразности использован для анализа содержания гимназического образования в России XIX века;

- установлены этапы становления культуросообразного гимназического образования.

Теоретическая значимость исследования:

- диссертация обогащает теорию и историю современной педагогической науки новыми фактическими данными развития принципа культуросообразности в гимназическом образовании исследуемого периода;

- выявлены этапы и противоречия в развитии культуросообразного гимназического образования: а) развитие гимназического образования в соответствии с уставом 1804 Ш года, в котором впервые была сделана попытка реализации принципа культуросообразности в российском образовании; б) распространение авторитарных методов управления гимназиями после устава 1828 года; в) признание общечеловеческих ценностей как основных в гимназическом образовании во второй половине XIX века; г) переосмысление ценностей образования в постсоветский период, Ф возвращение принципа культуросообразности в образование в целом и в гимназическое, в частности.

Практическая значимость исследования заключается:

- в возможности использования исторического опыта в модернизации современного гимназического образования;

- включение фактических данных и выводов исследования в содержание педагогической подготовки студентов педагогических вузов;

- в разработке специальных курсов по проблемам гимназического об-^ разования для чтения их в институтах и на курсах повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность выводов обеспечены методами исследования, адекватными его предмету, целям и задачам. Обобщающие выводы сделаны на основе сравнительно-исторического анализа процесса становления и развития принципа культуросообразности в гимназическом образовании на разных этапах общественно-исторического развития.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Результаты анализа процесса становления принципа культуросооб-Ц разности в теории мировой и российской педагогики от античности до конца

XIX века, которые указывают на развитие педагогического знания в следующих направлениях: а) в античную эпоху культуросообразность понималась как образовательный идеал своего времени, т.к. сама среда этой эпохи реально порождала принцип культуросообразности в силу развития культуры, философии, Hayjc, искусства и т.д.; б) в эпоху Возрождения центром идеологии становится человек и проблемы его воспитания, которые рассматривались как сочетание духовного богатства человека и окружающего его мира. В эту эпоху возвращаются ценности античности, и, соответственно, принцип культуросообразности, которые не были приняты эпохой средневековья; в) в ХГХ веке впервые в истории мировой педагогики был сформулирован принцип культуросообразности немецким педагогом А. Дистервегом, который понимался им как обучение в контексте культуры, образование, ориентированное на ценности культуры, на их освоение и включение человека в дальнейшее развитие культуры; г) в XIX веке принцип культуросообразности получает свое обоснование и развитие в российском образовании и педагогике, которая связывает его с ориентацией образования на ценности русской национальной культуры (Н. Карамзин, К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, Н.И. Пирогов и др.), а также с воспитанием личности человека национальной культуры, его духовностью, нравственностью, свободным саморазвитием; д) новую жизнь принцип культуросообразности получает в постсоветское время, когда он становится методологическим основанием разработки культурологических концепций образования и гуманистического воспитания (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.).

2. Содержание принципа культуросообразности, которое относится ко всем сторонам жизнедеятельности гимназии и проявляется в её целях, содержании, средствах и методах образования, в критериях оценки его результатов. Принцип культуросообразности предписывает образованию быть изоморфным культуре, что означает необходимость постановки культурных целей образования, его направленность на воспитание и развитие человека

10 культуры; наполнение содержания образования ценностями общечеловеческой и национальной культуры, соответствие состава его компонентов универсуму культуры; включение обучающихся в культуротворчество; создание в образовательном учреждении культурно-информационной и жизнетворче-ской среды, обеспечивающей развитие учащихся как субъектов культуры.

3. Этапы и противоречия реализации принципа культуросообразности в российском гимназическом образовании XIX века: а) этап зарождения гимназического образования в России в XVIII веке; б) этап централизации гимназического образования, который характеризуется созданием впервые в России Министерства народного просвещения с четко установленными целями и задачами; выработкой устава 1804 года, в котором была сделана попытка реализовать принцип культуросообразности; в) этап формализации гимназического образования, который характеризуется введением авторитарных методов управлениями гимназиями, превращение ученика в объект педагогического воздействия; г) этап либерализации гимназического образования, который характеризуется возрождением гуманистических ценностей в образовании, отстаиванием позиций ученика как субъекта собственного жизнетворчества (Ушин-ский, Пирогов, Толстой); д) этап возрождения гимназического образования в постсоветский период, который характеризуется переосмыслением ценностей образования, его целей, возвращением принципа культуросообразности в образовательный процесс.

4. Условия реализации принципа культуросообразности в современном гимназическом образовании: а) использование гуманистических традиций отечественной педагогики, в том числе опыта опоры на принцип культуросообразности в гимназическом образовании; б) формирование культурно-ценностных оснований в системе «общество-личность», ориентированных на идеал человека культуры;

11 в) подготовка учителей гимназий с высоким уровнем педагогической культуры; г) внедрение в практику обучения в гимназиях принципа культуросо-* образности как аспекта личностно-ориентированного образования; д) создание культуросообразной среды в жизнедеятельности гимназий.

Апробация полученных результатов осуществлялась на ежегодных научно-практических конференциях; на методических семинарах; на международной конференции «Личностный подход в образовании» в 2000 и 2001 гг.; на Северо-Кавказских психолого-педагогических чтениях; на внутривузов-ских педагогических чтениях.

Результаты исследования отражены в статьях, программах, тезисах, докладах. Материалы исследования внедрены в учебный процесс.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Васильева, Марина Николаевна

Выводы по главе 2

История становления гимназического образования в России начинается в 18 в., но развитие гимназий как основного типа образовательных учреждений происходило в 19 веке. Немаловажное значение в этом процессе имел царский манифест 1802 года об учреждении в России Министерства народного просвещения.

Главными вопросами становления гимназического образования были вопросы о его назначении и содержании обучения, об учебных планах и программах гимназий.

В отличие от других типов образовательных учреждений, в управлении которыми участвовали различные общественные организации, гимназия имела строго ограниченное государственное управление, поэтому на решение педагогических вопросов большое влияние оказывала государственная политика в области образования. Мы выделяем несколько периодов становления гимназического образования, содержание которых определялось непосредственно царствовавшими особами и официальными лицами.

155

В период царствования Александра I были заложены основания создания упорядоченной системы образования в России; были установлены 4 рода училищ: приходские, уездные, губернские училища или гимназии, университеты, преемственно связанные с гимназией.

В содержании образования между курсами разных видов училищ были установлены преемственные связи. Гимназия была отнесена к среднему образованию, каждой ступени образования был присвоен сословно-профессио-нальный характер.

Образовательная политика в отношении учащихся носила охранительный характер, который в период правления Николая I усилился. В этот период гимназия определилась как учебное заведение, дающее общее образование и подготавливающее своих выпускников для поступления в университет.

Усилилась и сословная направленность гимназического образования, которая предназначалась исключительно для детей дворян. В условиях усиления охранительных начал возникли серьезные препятствия для развития принципа культуросообразности.

Положение изменилось в период царствования Александра 2, который проводил более либеральную политику в отношении образования. Большое влияние на образовательную политику оказали в этот период педагогические воззрения прогрессивных деятелей российского образования и науки - Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского.

В официальных документах 60-х гг., как и в педагогической печати, обсуждаются вопросы о дифференциации гимназического образования на гуманитарное, реальное и смешанное; о роли гимназического образования в развитии способностей учащихся; о нравственном образовании юношества; об учёте образовательных потребностей гимназистов и др. Все это свидетельствовало о развитии принципа культуросообразности в гимназическом образовании.

Вместе с тем, обсуждение последней реформы выявило ряд недостатков, имеющихся в гимназиях того времени:

156

1) средние учебные заведения не имели национального характера и не всегда носили общеобразовательный характер;

2) учителя и воспитатели иногда недостаточно квалифицированны, 4» труд их оплачивается недостаточно, учебный курс гимназий часто перегружен, что является причиной утомляемости и гимназистов и преподавателей;

3) разнообразие учебных методов, приемов, программ не поощряется цензурой;

4) во многих гимназиях количество учеников в классах превышало норму;

5) часто не было взаимосвязи в преподавании предметов гуманитарного цикла, отсутствие межпредметных связей;

6) время, отведенное ученикам для занятий спортом, самообразования, было занято подготовкой домашних занятий;

7) нередко отсутствовала связь между учителем и учениками ввиду ' частого формального подхода к воспитанию.

Проанализировав планы этого периода, мы моЖем утверждать, что чрезмерная перегруженность учебного плана не способствовала развитию интереса к учению среди гимназистов; увеличение количества часов на изучение древних языков отдаляло учеников от реальной жизни; сокращение часов по русской литературе, истории и языку не давало им представлений о русской действительности, традициях, обычаях и т.д.

Гимназии по уставу 1871 г. практически потеряли связь с русско.й культурой, народностью, историей, а, согласно К.Д. Ушинскому, «детей учат не для того только, чтоб учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни, т.е. такие знания, обладая которыми, можно быть полезным и себе и, обществу».

Эти издержки учебных планов восполнялись влиянием на учащихся tp кулътуросообразной среды российской гимназии. Эта среда имела место как в гимназиях, так и в гимназических пансионах. На примере Новочеркасской гимназии и гимназического пансиона при ней в диссертации показано влия

157 ние культурной среды на развитие личности гимназистов. Опыт Новочеркасской гимназии подтверждает, что условия гимназического образования России соответствовали и способствовали развитию в педагогике принципа культуросообразности.

На реализацию принципа культуросообразности влияли и негативные условия деятельности гимназий: а) перегруженность учебных программ; б) перегруженность учащихся изучением латинского и греческого языков.

Однако культуросообразность постепенно проявляла себя в том, что в содержании гимназического образования приоритеты стали занимать исторические науки, русский язык и русская литература. Этому в немалой степени способствовала деятельность министра И.Д. Делянова.

Исторические условия развития России в 19 в. в основном соответствовали становлению гимназического образования и развитию принципа культуросообразности, т.к. любая историко-культурная ситуация создает условия для возникновения и развития передовой педагогической мысли.

Целью российских гимназий была подготовка в основном интеллигенции, которая в дальнейшем могла занимать (и занимала) руководящие должности в российском государстве; формирование мотивации для дальнейшего учения в университетах; повышение ценности образования в обществе. Из русских гимназий выходили люди воспитанные, образование, культурные, которые впоследствии принесли России немалую пользу.

Следовательно, образование давало толчок в развитии культурной среды и жизнедеятельности детей, формировало такие нравственные качества как патриотизм, гражданственность, религиозные чувства, нравственность и духовность.

Благодаря деятельности гимназий образование становится неотъемлемой частью русской культуры и истории, влияющей на ее развитие и накопление человеком, а значит, оно становится культуросообразным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами диссертационное исследование позволяет придти к заключению, что становление и развитие принципа культуросообразности было связано с развитием общества на различных исторических этапах; что взаимосвязь культуры и образования создавала условия для существования принципа культуросообразности; что особенности развития общества отражались на развитии принципа культуросообразности в каждый исторический период.

В исследовании была доказана гипотеза о том, что основным условием гимназического образования является его связь с культурой.

Важным принципом проделанной работы является установление принципа культуросообразности как ведущего в российском гимназическом образовании XIX века.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов:

1. Становление и реализация принципа культуросообразности зависели от исторической эпохи и потребностей общества на данный исторический период, а также особенностей и условий развития личности в обществе.

2. Реализация принципа культуросообразности обусловлена особенностями культурной среды, растящей и воспитывающей личность; качеством гимназического образования, ориентированного на ценности общечеловеческой и национальной культуры.

3. Культуросообразность - это объективное свойство гимназического образования и условие его развития, обеспечивающее выполнение гимназией ее специфических функций. Становление принципа культуросообразности происходило в противоречивом столкновении мнений официальной и гуманистической педагогической мысли. В истории развития гуманистического образования мы наблюдаем периоды ее приближения к идеалу культуросо-образного образования и периоды отхода от него, обусловленные стремлением власти осуществить образовательную политику, направленную на превращение гимназий в образовательные учреждения, обслуживающие государство, а не культуру.

4. Культуросообразность - широкое понятие, отражающее взаимовлияние образования и культуры и требующее понимания образования как культурного процесса, который осуществляется в культурной среде, имеет содержание, изоморфное содержанию культуры и применяет средства, адекватные средствам культуры. Особое значение при этом имеет позиция ученика в образовательном процессе, где он проявляет себя как субъект культуры, истории, собственной жизни.

5. Современное гимназическое образование имеет важное культурное задание - воспитание человека общечеловеческой и национальной культуры, духовного, интеллигентного, творческого, способного к саморазвитию и творческой деятельности на благо России.

Изучение исторического опыта гимназического образования поможет современным гимназиям решить эту проблему.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Васильева, Марина Николаевна, 2002 год

1. Аверинцев С.С. Философия 8-12 вв. //Культура Византии (2-й половины 7-12 вв.). М., 1989.

2. Аксенов М.В. Историческая записка о смоленской губернской гимназии. Т. 4. Смоленск, 1912.

3. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (18 и 19 вв.). С-Пб., 1912.

4. Алешинцев И.А. Сословный вопрос и политика в истории наших гимназий в 19 в. С-Пб., 1908.

5. Антология педагогической мысли России 1-ой половины 19 в. /Сост. И.А. Соколов. М.: Педагогика, 1987.

6. Аристова Н. Состояние образования в России в царствование Александра I. С-Пб., 1879.

7. Артинский И. Очерк истории Новочеркасской войсковой гимназии. Новочеркасск, 1907.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

9. Астафьев П.Е. Национальные и общечеловеческие задачи // Вопросы философии. 1996. № 12.

10. Белявский М.Т. Краткое обозрение истории гимназий в России. С-Пб., 1908.

11. И. Белявский М.Т. Школа и система образования в России в конце 18 в. // вестник московского ун-та. № 2. 1959.

12. Бердяев Н.А. Культура и политика. 1907.

13. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

14. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1,2. М., 1994.

15. Библер В.М. 20 в. Человек. Культура // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.16,17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.