Культурологический аспект социально-трудовых отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Лукаш, Александр Викторович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат философских наук Лукаш, Александр Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.
§1.1 Культурогенез социально-трудовых отношений.
§ 1.2 Цивилизационная специфика социально-трудовых отношений в российских реалиях.
§1.3 Диалектика духовной и материальной культуры в социально-трудовой практике.
ГЛАВА 2.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.
§2.1. Взаимовлияние культурных трансформаций и социально-трудовых отношений.
§ 2.2. Культурные трансформации и динамика трудовых мотиваций.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социокультурная реальность на рубеже XX - XXI веков в контексте концепции конвергенции П. А. Сорокина2003 год, кандидат культурологии Меняева, Марина Петровна
Культурогенез как проблема теории культуры1999 год, доктор философских наук Лях, Валентина Ивановна
Роль исторических традиций в формировании хозяйственной культуры2002 год, доктор философских наук Савка, Аврора Валерьевна
Труд в контексте российской цивилизации: Социально-философский аспект2002 год, доктор философских наук Марцева, Лидия Михайловна
Динамика культурных процессов в современной России2004 год, кандидат культурологии Чернова, Валентина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологический аспект социально-трудовых отношений»
Актуальность темы исследования
Процесс создания и воспроизводства культуры, традиционно понимаемой как «вторая природа» и разделяемой на материальную и духовную, всегда реализуется через социально-трудовые отношения. Состояние и качество материальной и духовной культуры общества являются отражением состояния его социально-трудовой сферы: нормативно-правового ее обеспечения, иерархии ценностей социума, качеством профессионально-квалификационной подготовки кадров, распределением и перераспределением экономически активного населения между производственными и непроизводственными отраслями хозяйства, соотношением работающей и неработающей частей общества. В свою очередь, социально-трудовые отношения зависят от культурного контекста исторической эпохи. Поэтому социально-трудовые отношения сохраняют актуальность на всех этапах культурно-исторического развития человечества.
Культурологический аспект изучения социально-трудовых отношений позволяет исследовать духовно-ценностный мир и мотивационную структуру индивида и общества, а также объективные факторы хозяйственной деятельности в конкретно-историческом социокультурном пространстве, играющие важную роль в деятельностном оформлении социально-трудовых отношений.
Ценности, мотивации и интересы социума являются динамичными, то есть изменяются в процессе развертывания культурно-исторического развития. Изучение доминирующих ценностей, интересов и мотивов индивида и общества на различных исторических этапах позволяет понять востребованность тех или иных социальных форм хозяйственной деятельности, смещение акцентов в научно-производственной сфере и отраслевом разделении труда, механизмов обмена и распределения продуктов совокупного национального хозяйства, а также стимулов к трудовой деятельности индивидов и социальных групп.
Динамика иерархии ценностей и потребностей в контексте социокультурной стратификации отражается в изменениях профессионального выбора и профессионально-квалификационной структуры общества, эволюции или инволюции культурных потребностей и жизненных интересов человека. Именно ценностными трансформациями в социокультурной системе объясняется изменение отношения человека к труду и социального статуса труда в жизнедеятельности общества.
Культурологический анализ позволяет выявить факторы, которые детерминируют качество, особенности и характер социально-трудовых отношений в конкретно-историческом типе культуры: географическую обусловленность, своеобразные черты менталитета народа, историческое сознание, религиозные и духовно-нравственные традиции и особенности культурно-исторических форм социального устройства. Актуализация культурологического подхода к исследованию социально-трудовых отношений открывает перспективы для разработки адекватных социальных технологий их регулирования, включая предельно эффективный арсенал средств культуры.
Степень разработанности темы исследования.
Значительный вклад в развитие культурологического аспекта исследования социально-трудовых отношений внесли представители цивилизацион-ного подхода: М. Вебер, Н.Я. Данилевский, П.А.Сорокин, А.Тойнби, О. Шпенглер, В. Шубарт, С. Хантингтон. Данный подход получил развитие в исследованиях Э.С. Кульпина, Ю.М. Кобищапова, A.M. Ковалева, A.M. Костяева, М.М. Мчедловой, Е.Б. Рашковского, А.И. Селиванова, А.С. Сенявского, Н.Н. Целищева, В.Ф. Шаповалова, Я.Г. Шемякина. Цивили-зационный подход базируется на выявлении особенностей развития научно-производственного и экономического потенциала различных культурно-исторических типов обществ, на определении преобладающих в них видов хозяйственной и культурной деятельности, обусловленных господствующей системой ценностей и традиций, историческим сознанием, ролью межкультурных коммуникаций в жизни общества. Здесь отсутствует абсолютизация социально-экономических законов, господствующих над людьми.
В цивилизационном подходе принимается во внимание сложное переплетение экономического и метафизического, политического и религиозного и многих других социокультурных факторов, влияющих в реальности на жизнедеятельность общества и конкретных людей. Н.Я. Данилевский рассматривал развитие каждого «культурно-исторического типа» как многофакторный процесс. «Каждый (культурно-исторический тип), - пишет Н.Я. Данилевский, - развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены»1. М.Вебер в работе «Хозяйственная этика мировых религий», рассматривал в качестве детерминанты особенностей хозяйственного развития народов религиозный фактор., О. Шпенглер в работе «Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории» также подчеркивал особую роль религии в формировании цивилизационной идентичноI сти. П.А.Сорокин в исследовании «Социокультурная динамика» показал, что каждая культурная суперсистема отличается доминирующими потребностями в обществе и специфическими социальными способами их удовлетворения. В работе А. Тойнби «Постижение истории» также обосновывается целый ряд положений о том, что процесс возникновения и развития каждой самостоятельной цивилизации и ее сыновне-родственных аналогов, включая особенности развития хозяйства, не объяснить одной причиной. «Причина генезиса цивилизаций, - пишет Тойнби, - кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких» . В. Шубарт, обращаясь вслед за Н.Я. Данилевским, А.Тойнби, О.Шпенглером и их последователями к анализу исторической динамики культур, обосновал четыре прототипа культуры: гармонический, героический, аскетический и мессианский. Каждый из культурных
1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - М.: Известия, 2003. - С. 92.
2 Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. - С. 107. типов характеризуется доминированием либо материальных, либо духовных ценностей.
И. Валлерстайн, В.В. Ильин, B.JI. Иноземцев, А.С. Панарин, Дж. Ней-сбит, Э. Тоффлер, рассматривают мир, в отличие от сторонников цивилиза-ционной парадигмы, как единую глобальную мировую цивилизацию, а также дифференцируют ее по специфике социально-трудовых отношений и места в глобальном разделении труда. Социально-трудовые отношения «мир-системы» (И. Валлерстайн) в глобальном масштабе имеют дифференцированный характер, они отражают объективные условия и цивилизационную специфику социально-трудовых отношений различных регионов и стран.
Исследования, так или иначе касающиеся культурологических аспектов развития социально-трудовых отношений, можно разделить на несколько направлений.
Роль и влияние географического фактора на процесс культурогенеза социально-трудовых отношений показана в работах Ф. Броделя, И.А. Ильина, Т.Г. Масарика, Д.И. Менделеева, Е.Б. Рашковского, А.Тойнби, И.Тэна; в работах классиков отечественной исторической школы: В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, С.Ф. Платонова, С.М.Соловьева, а также в работах современников: К. Гэдди, С.Н. Зеленцова, В.В.Ильина, Ю.М. Кобищапова, Л.В.Милова, Н.А. Нарочницкой, В.Б. Пастухова, А.П. Паршева, Л.И. Семенниковой, И.В. Следзевского, Ф.Хилли. Как пишет Ф. Бродель в работе «Грамматика цивилизаций», «местоположение культур» обустраивалось: «.человечеством на протяжении веков, часто тысячелетий. Любой пейзаж несет на себе отпечаток этого постоянного труда: поколения людей приспосабливали его для своих нужд»1.
Влияние менталитета на практику хозяйственных отношений представлено в работах П.Е. Астафьева, Н.А. Бердяева, Ф.Броделя, М.Блока, Б.П. Вышеславцева, Т.Н. Грановского, И.А. Ильина, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосско-го, Л.Марлена, Н.А. Моисеевой, В.И. Сороковиковой, Л. Февра, В.Шубарта,
1 Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. - М.: Весь мир, 2008. - С. 39.
Л.И. Чинаковой, И.Г. Яковенко. Ф.Бродель рассматривает менталитет как особый способ мышления народа, то, что цивилизации в наименьшей мере передают одна другой, «что их изолирует и наиболее различает». Л.И. Чина-кова пишет: «Менталитет этноса нельзя отрывать от менталитетов отдельных лиц и социальных групп; он существует как в общей, так и в особенной и единичной формах, воплощаясь в ценностных предпочтениях и поведении если не всех, то, во всяком случае, «типичных представителей» того или иного народа». Л.И. Чинакова, исследуя менталитет русского народа, подчеркивает в качестве главной его особенности «противоречивость и сочетание в нем противоположных черт». Поэтому в России, в различные исторические периоды и в разных ситуациях «материальный интерес может быть подавленным; подчиненным; обеспечивающим целостное развитие человека» или наоборот, преобладающим, «когда он приобретает вульгарную, гипертрофированную форму»1.
Анализ исторического опыта и традиции в социально-трудовых отношениях России раскрывается в работах О.А. Алексеева, М.Ф. Антонова, И.Д. Афанасенко, А.С. Ахиезера, О.Э. Бессоновой, В.Х. Болотокова, В.В. Викторова, Р.С. Гайсина, В.Н. Демина, В.Б. Пастухова, В.Б. Перхавко.
Значение религиозного или духовно-нравственного фактора в организации труда и поведении субъектов экономической и хозяйственной деятельности раскрыто в трудах Н. А. Бердяева, Ф. Броделя, С.Н. Булгакова, М. Вебера, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, Л.А. Тихомирова, А. Тойнби, В.Н.
Тростникова, Г.П. Федотова, И.Хейзинга, О. Шпенглера. Н.А. Бердяев отмечает: «Русская религиозность - .религиозность коллективной биологической теплоты, переживаемой как теплота мистическая. В ней слабо развито личное религиозное начало; она боится выхода из коллективного тепла в холод и огонь личной религиозности»2.
1 Чинакова Л.И. К вопросу о ментальности русского народа // Социс. - 2000. - № 7. - С. 139.
2 Бердяев Н.А. Душа России. - Ленинград: Сказ, 1990. - С. 10.
О христианском отношении к собственности писал В.Ф. Эрн, об экономическом значении совести - И.И. Янжул, о духовных и культурно-исторических основах общества - C.JI. Франк, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев.
Работы, в которых непосредственно исследуются социально-трудовые отношения, также можно разделить на несколько направлений. В исследованиях Е.М. Авраамовой, Ю.Б. Верпаховской, Н.Н. Зарубиной, Т.И. Заславской, И.К. Золотова, JI.M. Марцевой, А.В. Чаянова рассматривается культу-рогенез социальных форм организации труда. A.JI. Темницкий, И.Е. Заславский, A.M. Кацва, М.В. Лушникова рассматривает социально-экономические аспекты трудовых отношений между работниками и работодателями в новых экономических условиях развития РФ. В данном направлении работают также А.В. Бузгалин, И.М. Козина, А.И. Колганов, О.А. Коленникова, В.М. Маневич, Э.Н. Рудык, Р.В. Рывкина, которые анализируют тенденции развития социально-трудовых отношений на промышленных предприятиях и предприятиях малого и среднего бизнеса. Дж. Дебарделебен акцентирует исследование на становлении трудовых отношений в постсоветской России. Данной теме посвящены исследования Г.Х. Азашникова, Ю.В. Васькиной. Кроме этого, сфера социально-трудовых отношений исследуется Н.М. Арсентьевой, К.В. Криничанским. При этом акцент в исследовании социально-трудовых отношений смещается с экономических проблем на культурологические, в том числе на ценности, религию, мораль. В частности, Е.А. Пахотина, А. Рих, JI.H. Шабатура, В.П. Шпалтаков рассматривают культурные детерминанты отношения к труду. А.П. Ветошкин, Ф.И. Гиренок, JI.M. Дмитриева, Н.А. Каратеева, JI.B. Милов, A.M. Миняйло, К.П. Стожко исследуют духовно-нравственные основания социально-трудовых отношений. Этическими проблемами хозяйственной деятельности занимаются И.Д. Афанасенко, Г.П. Бессокирная, Ю.В. Голиусова, В.И. Ильин, Ю.М. Осипов, И.М. Попова. Влияние религиозного фактора на развитие предпринимательской деятельности в современной России исследуют О.А. Алексеев, С.М. Дударенок, И.А. Есаулов, H.JI. Малинина, Н.Ю. Игнатова, А.А. Петько.
Мотивационные и ценностные аспекты социально-трудовых отношений отражены в исследованиях Ж. Бодрийяра, Т.В. Богданчиковой, И.Э. Гущиной, Н.Н. Зарубиной, В.И. Ильина, А.И. Кравченко, Т.З. Козловой, П.Козловски, В.К. Левашова, С.И. Левиковой, Ж-Ф. Лиотара, B.C. Магуна, Б.И. Максимова, Г. Маркузе, А. Маслоу, В.Д. Патрушева, X. Ортеги-и-Гассета, А.А. Сарно, М.В. Удальцовой, Ф.Фукуямы, Е.Н. Ядовой.
Методы стимулирования труда рассмотрены в работах Н.Л. Захарова, В.И. Климычева, А.П. Смирновой, Н.П. Шмелева, Р.И. Цвылева, К.В. Хар-ченко. Мотивационные аспекты миграционных процессов представлены в трудах И. Валлерстайна, Л.М. Дробижевой, П.П. Лопаты, В. Сухарева. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере исследуются В.П. Горяиновым, Г.Е. Зборовским, О.И. Карпухиным, С.И. Левиковой, С.В. Скутневой, В.Е. Семёновым, Л.А. Окольской, Е.А. Шуклиной.
Социально-трудовые отношения находятся в поле исследования экономистов: В.Ю. Забродина, Л. фон Мизеса, Ю.Г. Одегова, В.Н. Сидоровой, Г.Г. Меликьяна, Н.Е. Колесникова, Д.С. Львова, А.Д. Радыгина, Р.П. Колосовой. В этом же направлении работают социологи и психологи: Ю.Е. Волков, И.Э. Гущина, И.А. Горелов, М.К. Горшков, И.Е. Заславский, А.Л. Тем-ницкий, Ж.Т. Тощенко, И.А. Юрасов.
На основе обзора научной литературы по проблемам социально-трудовых отношений можно сделать вывод о том, что эта тема исследуется и затрагивается специалистами различных научных дисциплин и рассматривается с различных сторон. При этом собственно культурологических работ по осмыслению динамики социально-трудовых отношений крайне мало. Поэтому культурологический аспект социально-трудовых отношений нуждается в самостоятельных исследованиях.
Постановка проблемы.
Проблема исследования состоит в культурологическом анализе сферы социально-трудовых отношений, позволяющем проследить взаимосвязь между традициями и трансформациями в культурном пространстве и динамикой социальных и институциональных форм организации общества для хозяйственной практики.
Объектом исследования является культурологический аспект социально-трудовых отношений.
Предметом исследования являются культурологические детерминанты социально-трудовых отношений.
Цель исследования1 - анализ культурологического аспекта социально-трудовых отношений в процессе культурно-исторического развития общества. Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Раскрыть сущность культурогенеза социально-трудовых отношений.
2. Показать цивилизационную специфику социально-трудовых отношений в российских реалиях.
3. Выявить диалектику духовной и материальной культуры в социально-трудовой практике.
4. Установить взаимовлияние культурных трансформаций и социально-трудовых отношений.
5. Показать влияние культурных трансформаций на динамику трудовых мотиваций.
Методологической основой исследования является: объективная диалектика, ее принципы и система категорий, позволяющие раскрывать предмет познания в непрерывном развитии. В диссертации использованы общенаучные методы исследования: анализа и синтеза, системный, деятель-ностный, логический, структурно-функциональный. В работе применен синтез формационного и цивилизационного подходов. «Концепция цивилизации, - пишет А.С. Панарин, - включая как объективный (формационный), так и субъективный (антропологический) аспекты истории, впервые открывает возможность построения собственно исторической методологии, которая позволяет представить исторический процесс в динамическом сопряжении объективно-заданного и субъективно-волевого начал»1. В качестве такой методологии философии истории и культуры А.С. Панарин предлагает синтез ци-вилизационного и формационного подходов, включающий в поле внимания исследователя все основные срезы истории человечества - антропо-этно-социо-культурогенез. В работе применен также сравнительно-социологический и сравнительно-исторический методы, принцип единства исторического и логического. На основе теории социокультурной динамики П.А.Сорокина культурогенез социально-трудовых отношений исследуется в системе флуктуаций идеационального, идеалистического и чувственного типов культуры.
Научная новизна диссертационного исследования:
1. Показано, что сфера социально-трудовых отношений выходит за пределы исследований экономических, исторических, социологических и иных специализированных наук социально-гуманитарного ряда. Предельная аккумуляция особенностей материальной и духовной культуры происходит в сфере социально-трудовых отношений, что объективно требует их включения в зону культурологических исследований.
2. Обосновано, что в культурологическом дискурсе социально-трудовые отношения раскрываются как объективно существующие взаимодействия и взаимосвязи всех субъектов хозяйственной жизнедеятельности общества, как занятого в сфере труда, так и незанятого населения.
3.Установлено, что сущность культурогенеза социально-трудовых отношений выявляется как динамика социальных и институциональных форм организации населения для хозяйственно-трудовой деятельности, которая протекает, во-первых, в соответствии с различными культурно-историческими периодами развития человечества (формационная парадиг
1 Панарин А.С. Философия истории. - М.: Гардарики, 1999. - С. 251. ма); во-вторых, отражает специфику развития различных культурно-исторических типов обществ (цивилизационная парадигма).
4. Выявлено, что социально-трудовые отношения одновременно продуцируют и выявляют индивидуальный выбор между материальными и духовными приоритетами. При крайней дифференциации ценностей внутри социума материальное и духовное производство делается фрагментарным, хаотичным и утрачивает целостность.
5.Обосновано, что посредством системы социально-трудовых отношений духовные интенции человека и социума преобразуются в материальную, вещную культуру. б.Показано, что соотношение материальных и духовных ценностей в жизни индивида и общества определяется как глобальными тенденциями развития мировой культуры (чувственной, идеалистической, идеациональной в типологии П.А. Сорокина), так и цивилизационными особенностями развития культурно-исторических типов общества. Синтез глобальных культурных сдвигов и национально-культурных традиций детерминирует мотиваци-онные установки людей в сфере социально-трудовых отношений.
Положения, выносимые на защиту:
1 .Установлено, что социально-трудовые отношения имеют как минимум три смысловых уровня. На первом уровне они раскрываются как взаимодействия и взаимосвязи экономически активного населения, непосредственно занятого в хозяйственной деятельности страны. На втором уровне социально-трудовые отношения включают всех граждан, как занятых, так и незанятых в национальной системе труда, в том числе безработных, пенсионеров, инвалидов, а также являющихся социальным потенциалом национальной экономики детей и молодежь. В предельно широком смысле эти отношения имеют глобальный характер, охватывая глобальную «мир-систему» (И.Валлерстайн). Глобальные социально-трудовые отношения имеют дифференцированный характер по месту в системе международного разделения труда и соответствующего производства и потребления.
2.Показано на примере культурогенеза социально-трудовых отношений российской цивилизации, что, с одной стороны, изменения социальных форм организации занятости экономически активного населения в сфере труда, протекают в соответствии с этапами научно-технического и культурно-исторического развития человечества в целом. С другой стороны, под влиянием таких цивилизационных факторов как географические условия, особенности исторического сознания и духовно-нравственных традиций, менталитета и специфических форм государственно-политического устройства, динамика социально-трудовых отношений в России отличается от хозяйственных моделей других стран. На основе проведенного исследования можно утверждать, что и в будущем социально-трудовые отношения в России, несмотря на глобальные тенденции развития мирового хозяйства, будут объективно детерминироваться специфическими факторами ее развития.
3.Доказано, что характер социально-трудовых отношений в значительной степени выражает глобальные трансформации ценностных систем. Трансформации происходят как диалектическое взаимовлияние материальной и духовной культуры. В сфере социально-трудовых отношений это выражается в изменении моральных и интеллектуальных интенций человека, смещении доминант между материальными и духовно-нравственными приоритетами, в динамике отношения к труду в системе социальных и потребительских ценностей.
4. Обосновано, что доминирование материальных потребностей и мотиваций в культуре чувственного типа формирует культ денег и удовольствий вне труда. Это проявляется в соотношении работающей (47 %) и неработающей (53 %) части современного российского общества1.
5. Доказано, что социально-трудовые отношения, основанные на чувственном типе культуры и соответствующей ему системе ценностей, снижают социальный статус и экономическую стоимость труда до грани угроз национальной безопасности страны:
1 Пенсионеры могут постареть // Газета «Труд 7». - Омск, 2009. - № 136. - С. 7.
• продуктовой зависимости от ввоза некачественных продуктов питания;
•технологической из-за деформации профессиональноквалификационной структуры и разрушения техносферы страны;
•экологической в связи с изношенным научно-техническим и технологическим оснащением всех сфер национального хозяйства;
• политической, связанной с утратой Россией научно-технологического и производственного потенциала национального хозяйства.
•экономической в связи с резким смещением трудовых мотиваций молодежи в сторону непроизводственной сферы в ущерб развитию реальной экономики.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в диссертации результаты могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований социально-трудовых отношений. Материалы исследования могут быть использованы в специальных курсах по философским, историческим и культурологическим дисциплинам.
Апробация работы.
Содержание и основные результаты исследования были изложены диссертантом в выступлениях на международных и всероссийских научных конференциях: IV Международной научно-практической конференции «Наука и Культура России» (Самара, 2007 г.); VI Международных «Ильинских научно-богословских чтениях» (Екатеринбург, 2008 г.); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и практика социального государства в РФ» (Омск, 2008 г.); Международной интернет-конференции (ИМЭК): «Социально-экономические коммуникации в современном российском обществе» (Омск, 2009 г.); II Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран Ближнего Зарубежья» (Тюмень, 2009 г.)
Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на семинаре аспирантов кафедры «Связи с общественностью» ОмГУПС (Омск, 2009 г.).
Объем диссертации и ее структура. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии. Общий объем работы - 167 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Экономическая культура российского предпринимательства в условиях институциональных трансформаций2013 год, кандидат социологических наук Усов, Владимир Николаевич
Доминанты цивилизационно-культурных процессов российского и западноевропейского обществ2005 год, доктор культурологии Хмелевская, Галина Борисовна
Русская духовная музыка в свете теории социокультурной динамики Питирима Сорокина2006 год, кандидат культурологии Шабалина, Анастасия Николаевна
Территория как ресурс преодоления цивилизационных кризисов2017 год, кандидат наук Ильина, Александра Вадимовна
Тенденции мирового цивилизованного процесса1998 год, доктор философских наук Карадже, Татьяна Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Лукаш, Александр Викторович
Выводы по второй главе.
1. Обосновано, что проявлением ценностных изменений в обществе становятся трансформации в социально-трудовых отношениях, которые выражаются в полном или частичном разрушении старой социальной формы
1 Стожко К.П. Экономическое сознание. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - С. 220. труда и формировании новых организационных форм занятости экономически активного населения.
2. Показано, что синтез глобальных культурных сдвигов и национально-культурных традиций детерминирует мотивационные установки людей в сфере социально-трудовых отношений.
3. Преобразования в сфере социально-трудовых отношений на каждом этапе культурно-исторического развития требуют исследований в контексте общекультурных тенденций и трендов. Современные трансформации социально-трудовых отношений во многом объясняются реалиями культуры постмодерна и особенностей постмодернистского мировоззрения.
4. Обосновано, что доминирование материальных потребностей и мотиваций в культуре чувственного типа формирует культ денег и удовольствий вне труда. Это проявляется в соотношении работающей (47%) и неработающей (53%) части современного российского общества.
5. Доказано, что социально-трудовые отношения, основанные на чувственном типе культуры и соответствующей ей системе ценностей, снижают социальный статус и экономическую стоимость труда до грани угроз национальной безопасности страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования установлено, что социально-трудовые отношения могут быть рассмотрены на нескольких смысловых уровнях. На первом уровне социально-трудовые отношения раскрывают взаимодействия и взаимосвязи исключительно экономически активного населения, непосредственно занятого в хозяйственной деятельности страны. Например, это взаимоотношения между работником и работодателем, отношения которых регулируются нормативно-правовыми документами: трудовым договором, трудовых кодексом, конституцией и т.д.
На втором уровне социально-трудовые отношения охватывают всех граждан, как занятых, так и незанятых в системе труда (безработных), уже заработавших положенный законом стаж пенсионеров и еще только являющихся социальным потенциалом национальной экономики детей, молодежь. Правомерность столь расширенного толкования социально-трудовой сферы основывается на том, что каждый человек в обществе, независимо от того, является ли он работающим или иждивенцем, ребенком, пенсионером, безработным — выступает в качестве потребителя продуктов материального и духовного производства, которые создаются исключительно в процессе труда человека, то есть, социально-трудовые отношения включают в себя не только людей - участников трудовых отношений, связанных трудовым договором с работодателем, но и граждан, которые не включены непосредственно в процесс производства, являясь при этом потребителями производимых продуктов.
Таким образом, трудовые отношения - это часть социально-трудовой сферы, которая, в свою очередь, охватывает все общество. В предельно широком смысле социально-трудовые отношения имеют глобальный характер, охватывая глобальную «мир-систему». Глобальная «мир - система» состоит из локальных цивилизаций, в каждой из которых социально-трудовые отношения отражают специфику их развития. В глобальном масштабе социально-трудовые отношения имеют дифференцированный характер. «Мир - система» функционирует в определенной системе ценностей идеационального, идеалистического и чувственного типов культуры в различные эпохи мировой истории.
Культурогенез социально-трудовых отношений каждой цивилизации, то есть динамика социальных и институциональных форм организации населения для трудовой и экономической деятельности, во-первых, отражает специфические условия развития различных «культурно-исторических типов» (Н.Я. Данилевский), «локальных цивилизаций» (А.Тойнби), «высоких культур» аполлоновского, фаустовского и магического типов (О.Шпенглер), являющихся уникальными и неповторимыми. Во-вторых, развитие социально-трудовых отношений обусловлено флуктуациями глобальных типов культуры (теория социокультурной динамики П.А. Сорокина): идеациональной, идеалистической и чувственной. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, в которой доминируют духовные, метафизические ценности. В ареале идеалистической культуры в равной степени оказываются «небесная» и «земная» реальность, которые сливаются воедино, дополняя друг друга своими чертами, поэтому здесь доминируют в виде ценностей идеалы, идеи и идеология. Чувственная культура («культура низа», по М. М. Бахтину) выражает телесные потребности человека, поэтому материальные ценности в ней превалируют над духовными. Смена культурных суперсистем носит глобальный характер, но в силу цивилизационных особенностей разных стран степень проявления и набор качеств идеациональной, идеалистической и чувственной культуры в обществах разнообразятся, из-за адаптации ценностей глобальных суперсистем к национальным культурным ценностям.
На примере культурогенеза социально-трудовых отношений российской цивилизации показано, что, с одной стороны, динамика социальных форм организации ее населения для хозяйственной деятельности протекает в соответствии с различными этапами общественно-исторического развития человечества в целом. С другой стороны, под влиянием таких цивилизационных факторов развития как географические условия, особенности духовно-нравственной традиции, менталитета и специфическое государственно-политическое устройство страны, тип социально-трудовых с отношений в России содержит специфические черты, которые отличают его от хозяйственной сферы других локальных сообществ. Прямое и опосредованное влияние цивилизационных факторов на характер социально-трудовых отношений носит объективный характер. Они представляют собой детерминанты, которые объективно существуют во времени и пространстве. В частности, несмотря на технологические изменения в структуре производства, научно-технические и технологические модернизации влияние географического фактор на организацию социально-трудовых отношений в России невозможно абсолютно нивелировать. Повышенная рискованность природно-климатических условий трудовой деятельности, особенности менталитета и духовно-нравственной традиции формировали склонность к коллективным, соборным формам хозяйства в России, которые отнюдь не отвергают личной свободы или выраженной индивидуальной самодостаточности человека, но в то же время согласуют интересы всех социальных слоев.
Характер социально-трудовых отношений в значительной степени выражает трансформации культурных ценностных оснований социума. Трансформации происходят как диалектическое взаимовлияние материальной и духовной культуры. В сфере социально-трудовых отношений это выражается в изменении моральных и интеллектуальных интенций человека, смещении доминант между материальными и духовно-нравственными приоритетами. В процессе социально-трудовой деятельности происходит материализация и опредмечивание измененных поведенческих и потребительских стандартов, так как посредством системы социально-трудовых отношений духовные интенции человека и социума преобразуются в материальную, вещную культуру. Конечный продукт (товары, услуги) деморализованных и интеллектуально обедненных социально-трудовых практик, в свою очередь, продуцирует качественные изменения материального и духовного производства. Социально-трудовые отношения, воздействуя на материальный и духовный мир культуры, сами оказываются под влиянием этих изменений. При этом в процессе трудовой деятельности каждый человек находится перед индивидуальным выбором между материальными и духовными приоритетами. В зависимости от того, какие из ценностей индивида и всего общества оказываются доминирующими, формируется облик материального и духовного производства социума. При крайней дифференциации ценностей внутри общества материальное и духовное производство делается фрагментарным, хаотичным и утрачивает целостность.
Соотношение материальных и духовных ценностей в жизни индивида и общества определяется как глобальными тенденциями развития мировой культуры (идеациональной, идеалистической, чувственной в типологии П.А. Сорокина), так и специфическими цивилизационными особенностями развития конкретного культурно-исторического типа общества. Синтез глобальных культурных сдвигов и национально-культурных традиций детерминирует мотивационные установки людей в сфере социально-трудовых отношений. В истории мировой общественной мысли сформировались различные точки зрения на приоритетность духовного, идеального или материального начал в жизнедеятельности людей. Эта проблема не решена до настоящего времени, она включена в жизненную и общефилософскую «проблему выбора». А.Ф. Лосев назвал обе точки зрения мифами и раскрыл относительность мифологии материализма и идеализма. «Материи, в смысле категории, - пишет А.Ф. Лосев, - принадлежит роль совершенно такая же, как и идее. Стало быть, диалектический материализм есть относительная, а не абсолютная мифология»1.
Социально-трудовые отношения, основанные на чувственном типе культуры и соответствующей ей системе ценностей, снижают социальный
1 Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический проспект, 2008. - С. 270. статус и экономическую стоимость труда до грани угроз национальной безопасности страны: продуктовой зависимости и ввоза некачественных продуктов питания; технологической в связи с разрушением производства и всей техносферы; экологической в связи с изношенным научно-техническим оснащением всех сфер национального хозяйства; политической, связанной с утратой Россией научно-технологического и производственного потенциала национального хозяйства. Актуализация национальной безопасности обусловлена также резким смещением трудовых мотиваций молодежи в сторону непроизводственной сферы в ущерб развитию реальной экономики.
Ценностные изменения в обществе проявляются как продуктивные или деструктивные трансформации в социально-экономических отношениях, сопровождающиеся полным или частичным разрушением старой социальной формы труда и формированием новых организационных форм занятости экономически активного населения.
В работе обосновано, что доминирование материальных потребностей в культуре чувственного типа в качестве преобладающих мотиваций человека формирует культ денег и удовольствий вне труда. Это объясняет соотношение работающей (47%) и неработающей (53%) части населения российского общества в докризисный период. Мировой кризис продуцирует постепенное отрезвление, так как в основе всех потребностей лежат инстинкты, включая инстинкты жизни и смерти. Рост безработицы в кризисных условиях также вносит отрезвляющие коррективы в общественное сознание и культурное пространство. В настоящее время наблюдаются изменения и динамика трудовых мотиваций, в том числе у молодежи в области образования. Выравнивания диспропорций в профессиональном образовании между производящими и непроизводящими отраслями хозяйства открывают перспективы для гармонизации социально-трудовых отношений и, следовательно, гармонизации материального и духовного производства в России.
Полученные в диссертации результаты могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований по проблемам социально-трудовых отношений. Материалы исследования могут быть использованы в специальных курсах по философским, историческим и культурологическим дисциплинам.
150
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лукаш, Александр Викторович, 2009 год
1. Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания Текст. / Е.М. Авраамова, Ю.Б. Верпаховская // Социс. -2006. - № 4. - С. 37-46.
2. Азашников, Г.Х. Специфика регуляции трудовых отношений в современной России Текст. / Г.Х. Азашников // Вестник РУДН. 2003. - № 4-5. -С. 219-222.
3. Аксаков, К.С. Литературная критика Текст. / К.С. Аксаков, И.С.Аксаков. М.: Современник, 1981. - 295 с.
4. Алексеев, О.А. Социоэкономическая модель труда и предпринимательства Текст. / О.А. Алексеев, Ф.У. Мухаметлатыпов. Уфа: РИО БашГУ,2005. 278 с.
5. Амелина, Е.М. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня Текст. / Е.М. Амелина // Общественные науки и современность. 1992. - № 2. - С. 94-102.
6. Антонов, М.Ф. Экономические учения славянофилов Текст. / М.Ф. Антонов. М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 416 с.
7. Арсентьева, Н.М. Модели поведения молодежи в сфере образования и на рынке труда: механизмы и факторы формирования Текст. / Н.М. Арсентьева, В.П. Бусыгин, И.И. Харченко // Регион: экономика и социология.2006. № 1. - С. 126-140.
8. Астафьев, П.Е. Философия нации и единство мировоззрение Текст. / П.Е. Астафьев. М.: Москва, 2000. - 538 с.
9. Афанасенко, И.Д. Экономическая и духовная программа России Текст. / И.Д. Афанасенко. СПб.: Третье тысячелетие, 2001. - 414 с.
10. Ю.Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). В 3 т. Текст. / А.С. Ахиезер. 5-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. - Т.1. От прошлого к будущему. -600 с.
11. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? Текст. / А.С. Ахиезер, ИМ. Кяямкин, И.Г. Яковенко. М.: Новое издательство, 2005. - 708 с.
12. Ахиезер, А.С. Ценности общества и возможности реформ в России Текст. / А.С. Ахиезер // Общественные науки и современность. 1994. - № 1. -С. 17-27.
13. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. / М.М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
14. Белый, А. Душа самосознающая Текст. / А. Белый. М.: Канон плюс, 1999.-560 с.
15. Бердяев, Н.А. Душа России Текст. / Н.А. Бердяев. Ленинград: Сказ, 1990.-30 с.
16. Бердяев, Н.А. Духовные основы русской революции. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / Н.А. Бердяев. М.: ACT, 2006. - 447 с.
17. Бердяев, Н.А. Человек и машина Текст. / Н.А. Бердяев // Вопросы философии. 1989.-№ 2. - С. 147-162.
18. Бессокирная, Г.П. Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 1990-е годы Текст. / Г.П. Бессокирная, В.Д. Патрушев // Социс. 2003. - № 5. - С. 72-84.
19. Бессикорная, Г.П. Изменилась ли мотивация труда рабочих в 1990-е годы? Текст. / Г.П.Бессокирная, И.М. Попова // Мир России. 2005. - Т. 14. -№4.-С. 105-137.
20. Бессонова, О.Э. Образ будущего России и код цивилизационного развития Текст. / О.Э. Бессонова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - 124 с.
21. Блок, М. Апология истории Текст. / М. Блок. М.: Наука, 1986. - 254 с.
22. Богданчикова, Т.В. Мотивация как фактор трудовой и творческой активности Текст. / Т.В. Богданчикова // Современные проблемы социально-трудовых отношений: сб. научных статей / Ред. В. Ф. Потуданская. Омск. -2003. - С. 17-20.
23. Бодрийяр, Ж. Система вещей Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1995. - 172 с.
24. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального Текст. / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 96 с.
25. Бодрийяр, Ж. Символический обмен или смерть Текст. / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.
26. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций Текст. / Ф. Бродель. М.: Весь мир, 2008. - 552 с.
27. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII в.в.: в 3 т. Текст. / Ф. Бродель. М.: Весь мир, 2006. - Т.2. Игры обмена. - 655 с.
28. Бузгалин, А.В. Глобальный капитал Текст. / А.В. Бузгалин, А.И. Кол-ганов. М.: Едиториал УРСС, 2007. - 509 с.
29. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства Текст. / С.Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-415 с.
30. Болотоков, В.Х. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья Текст. / В.Х. Болотоков. М.: Логос, 1998. - 262 с.
31. Быстрова, А.Н. Проблема культурного пространства Текст. / А.Н. Бы-строва. Новосибирск: СО РАН, 2004. - 240 с.
32. Валлерстайн, И. О современном кризисе Текст. / И. Валлерстайн // Социс. 2009. - № 6. - С. 91-94.
33. Валлерстайн, И. После либерализма Текст. / И. Валлерстайн. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
34. Васькина, Ю.В. Государство как субъект реализации трудовых отношений Текст. / Ю.В. Васькина // Социс. 2001 - № 7. - С. 68-72.
35. Вебер, М. Социология религии. Типы религиозных сообществ Текст. / М.Вебер // Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - С. 78-309.
36. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М.Вебер // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - С. 61-273.
37. Вебер, М. История хозяйства. Город Текст. / М.Вебер. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 576 с.
38. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера Текст. / В.И. Вернадский.- М. : Айрис-пресс, 2003. 573 с.
39. Ветошкин, А.П. Духовно-нравственная экономика Текст. / А.П. Ве-тошкин, Н.А. Каратеева, A.M. Миняйло. Екатеринбург: Уральский институт бизнеса, 2008. - 702 с.
40. Викторов, В.В. Российская цивилизация. Тенденции развития от истоков к современности Текст. / В.В. Викторов. М.: Молодая гвардия, 2009. -336 с.
41. Волков, Ю.Е. К выработке современного представления о сущности труда Текст. / Ю.Е. Волков // Социс. 2009. - № 3. - С. 27-35.
42. Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер Текст. / Б.П. Вышеславцев // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 1-16.
43. Гайсин, Р.С. Государственная поддержка Российских аграрных реформ: История и современность Текст. / Р.С. Гайсин // Уроки СССР и будущее России: материалы 9-ой международной научной конференции. Москва, 2007. - С. 30-41.
44. Гиренок, Ф.И. Новая книга по современной российской цивилизации Текст. / Ф.И. Гиренок // Общественные науки и современность. 2005.- № 6. С. 170-172.
45. Голиков, Н.В. Этическое в культуре Текст. / Н.В. Голиков. СПб.: СПбГУ, 2002. - 232 с.
46. Горелов, И.А. Социальная защищенность и мотивация деятельности в условиях рынка Текст. / И.А. Горелов. СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 450 с.
47. Горшков, М.К. Российское общество в социологическом измерении Текст. / М.К. Горшков // Социс. 2009. - № 3. - С. 15-27.
48. Горяинов, В.П. Опыт проведения вторичного исследования по классификации жизненных ценностей Текст. / В.П. Горяинов // Социология.- 1997. № 9. - С. 125-145.
49. Грановский, Т.Н. Лекции по истории Средневековья Текст. / Т.Н. Грановский. М.: Наука, 1987. - 427 с.
50. Гумилев, Л.Н. От Руси до России Текст. / Л.Н. Гумилев. М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2008. - 416 с.
51. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры Текст. / А.Я. Гуре-вич. М.: Искусство, 1984. - 350 с.
52. Гущина, И.Э. Трудовая мотивация как формирование поведения эффективного труда Текст. / И.Э. Гущина // Общество и экономика. 2000. -№ 1.-С. 169-174.
53. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому Текст. / Н.Я. Данилевский. М.: Известия, 2003. - 605 с.
54. Дебарделебен, Дж. Становление трудовых отношений в постсоветской России Текст. / Дж. Дебарделебен, С. Климова, В.А. Ядов. М.: Академический проект, 2004. - 320 с.
55. Демин, В.Н. Загадки российской цивилизации Текст. / В.Н.Демин, С.Н. Зеленцов. М.: Вече, 2002. - 479 с.
56. Дмитриева, Л.М. Современное российское общество: Динамика ценностных ориентаций Текст. / / Л.М. Дмитриева, Е.Ю. Суворова. М.: Наука, 2005. - 209 с.
57. Дробижева, Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России Текст. / Л.М. Дробижева. М.: ИС РАН, 2003. - 376 с.
58. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе Текст. / И.А. Есаулов Петрозаводск: ПТУ, 1995. - 287 с.
59. Забродин, В.Ю. Индустриальные отношения в России: динамика и перспективы Текст. / В.Ю. Забродин. СПб: СПбГУЭФ, 1997. - 250 с.
60. Зарубина, Н.Н. Деньги как социокультурный феномен: пределы функциональности Текст. / Н.Н. Зарубина//Социс. 2005. -№ 7. - С. 13-21.
61. Зарубина, Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации Текст. / Н.Н. Зарубина. -СПб.: РХГИ, 1998.-288 с.
62. Зарубина, Н.Н. Трансформации рациональности в глобализирующемся мире: влияние денег Текст. / Н.Н. Зарубина// Социс. 2009. - № 4. - С. 38-48.
63. Зарубина, Н.Н. Кто будет работать в России? Текст. / Н.Н. Зарубина // Москва. 2003. - № 4. - С. 149-162.
64. Зарубина, Н.Н. О мифологии денег в российской культуре Текст. / Н.Н. Зарубина // Социс. 2007. - № 3. - С. 37-66.
65. Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества Текст. / Т.И. Заславская. М.: Дело, 2002. - 568 с.
66. Заславский, И.Е. Кризис социально-трудовых отношений Текст. / И.Е. Заславский // Вопросы экономики. 1995. - № 5. - С. 48-52.
67. Захаров, H.JI. Мотивация труда работников промышленных предприятий Текст. / H.JI. Захаров, A.JI. Кузнецов // Проблемы региональной экономики. 2003. - № 4. - С. 48-65.
68. Зборовский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социс. 2003. - № 4. - С.99-106.
69. Золотова, И.К. Мониторинг формирования социально-трудовых отношений Текст. / И.К. Золотова, А.Э. Зуев.// Общественные науки и современность. 1995. -№ 5. - С. 5-13.
70. Ивин, А.А. Философия истории Текст. / А.А. Ивин. М.: Гардарики, 2000.-516 с.
71. Ильин, В.В. Россия в сообществе мировых цивилизаций Текст. / В.В. Ильиин. М.: КДУ, 2009. - 200 с.
72. Ильин, В.И. Потребление как дискурс Текст. / В.И. Ильин. СПб.: Ин-терсоцис, 2008. - 446 с.
73. Ильин, И.А: О России Текст. / И.А. Ильин. М.: ТРИТЭ, 1991. - 30 с.
74. Ильин, И.А. Основы христианской культуры Текст. /И.А. Ильин. М.: ACT, 2007. - 320 с.
75. Ильин, И.А. Путь духовного обновления Текст. / И.А. Ильин. М.: Русская книга XXI век, 2006. - 336 с.
76. Ильин, И.А. Путь к очевидности Текст. / И.А. Ильин. М.: ACT, 2007.-221 с.
77. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие Текст. / Л.Г. Ионин. М.: Логос, 2000. - 431 с.
78. Ионов, И.Н. Теория цивилизаций и неклассическое знание Текст. / И.Н. Ионов // Общественные науки и современность. 2004. - № 5. - С. 141-156.
79. Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире Текст. / В.Л. Иноземцев. М.: Наука, 1998. - 640 с.
80. Каган, М.С. Диалектика материального и духовного в культуре Текст. / М.С. Каган // Диалектика культуры: сборник статей. Куйбышев: КГХ, 1982.-С. 42-60.
81. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения Текст. / /О.И. Карпухин / Социс. 2000. - № 3. - С. 124-128.
82. Кацва, A.M. Социально-трудовые конфликты в современной России Текст. / A.M. Кацва. СПб.: Летний сад, 2002. - 200 с.
83. Климычев, В.И. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК Текст. / В.И. Климычев, А.П. Смирнова // Социс. 1999. -№ 12. - С. 84-88.
84. Ключевский, В.О. Сочинения: в 9 т. Текст. / В.О. Ключевский. М.: Мысль, 1987. -Т.1. - 430 с.
85. Кобищапов, Ю.М. Место исламской цивилизации в этноконфессио-нальной структуре Северной Евразии России Текст. / Ю.М. Кобищапов // Общественные науки и современность. - 1996. - № 2. - С. 91-99.
86. Ковалев, A.M. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах /Текст. / A.M. Ковалев // Общественные науки и современность. 1996. -№ 1. с. 97-104.
87. Козина, И.М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем бизнесе Текст. / И.М. Козина // Социс. 2007.- №7. - С. 35-44.
88. Козлова, Т.З. О социальном положении пенсионеров Текст. / Т.З. Козлова // Социс. 2008. - № 5. - С. 135-137.
89. Козловски, П. Культура постмодерна Текст. / П. Козловски. М.: Республика, 1997.-240 с.
90. Колесников, Н.Е. Социально-трудовые отношения: современные проблемы теории и практики Текст. / Н.Е. Колесников. СПб: ИСЭП РАН, 1993.- 120 с.
91. Конституция РФ с комментариями Конституционного Суда РФ Текст. М.: Инфра-М, 2008. - 200 с.
92. Костяев, A.M. Современная российская цивилизациология Текст. / A.M. Костяев, Н.Ю. Максимова. М.: ЖИ, 2008. - 326 с.
93. Криничанский, К.В. Российский город в условиях социально-экономической трансформации Текст. / К.В. Криничанский // Социс. 2008. -№ 10.-С. 68-73.
94. Кузнец, A.M. Россия в поисках национальной идеи Текст. / A.M. Кузнец // Вопросы философии. 2002. - № 1. - С. 177-180.
95. Кульпин, Э.С. Становление системы основных ценностей российской цивилизации Текст. / Э.С. Кульпин // История и современность. 2008. - № 1.-С. 49-75.
96. Левашов, В.К. Новая повестка дня Текст. / В.К. Левашов // Социс. -2008. № 7. - С. 63-74.
97. Левикова, С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры Текст. / С.И. Левикова // Общественные науки и современность. 2001. -№4.-С. 178-188.
98. Лиотар, Ж-Ф. Состояние постмодерна Текст. / Ж-Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя,1998. - 160 с.
99. Лихачёв, Д.С. О национальном характере русских Текст. / Д.С. Лихачёв // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 3-6.
100. Лопата, П.П. Глобализм. Главные угрозы международной стабильности и национальной безопасности России Текст. / П.П. Лопата. М.: СГА, 2007. - 269 с.
101. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982.-623 с.
102. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Академический проспект, 2008. - 303 с.
103. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика Текст. /А.Ф. Лосев. М.: Ладомир, 1994. - 604 с.
104. Лосев, А.Ф. Страсть к диалектике: Литературные размышления философа Текст. / А.Ф. Лосев. М.: Советский писатель, 1990. - 320 с.
105. Лосский, Н.О. Характер русского народа Текст. / Н.О. Лосский. М.: Даръ, 2005. - 336 с.
106. Лушникова, М.В. Государство, работодатели и работники: История, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) Текст. / М.В. Лушникова. Ярославль, 1997.- 325 с.
107. Львов, Д.С. Путь российских реформ Текст. / Д.С. Львов, В.Г. Гребенников, Н.Н. Моисеев // Новая и новейшая история. 1996. - № 4. -С. 21-24.
108. ПЗ.Магун, B.C. Как меняются российские трудовые ценности Текст. / B.C. Магун // Отечественные записки.- 2007. Т.37.- № 3. - С. 13-15.
109. Магун, B.C. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения Текст. / B.C. Магун // Россия: трансформирующееся общество.-М., 2001. С. 430-448.
110. Максимов, Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации Текст. / Б.И. Максимов // Социс. 2008.- № 12. С. 54-62.
111. Маневич, В.М. Трудовые отношения: текст лекций Текст. / В.М. Маневич, А.И. Тучкова. СПб.: СПбУЭФ, 1996. - 108 с.
112. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек Текст. / Г. Маркузе. М.: ACT, 2003. - 526 с.
113. Марлен, Л. Идеология русского евразийства или мысль о величии Империи Текст. / Л. Марлен. М.: Наталис, 2004. - 287 с.
114. Марцева, Л.М. Труд в контексте российской цивилизации Текст. / Л.М. Марцева. Омск: ОмГУПС, 2002. - 310 с.
115. Марцева, Л.М. Советская модель всеобщего труда: теоретические источники и исторический опыт Текст. / Л.М. Марцева. Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2008. - 360 с.
116. Масарик, Т.Г. Россия и Европа. В Зт. Текст. / Т.Г. Масарик. СПб.: РХГИ, 2000.-Т.1.-448 с. "
117. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб: Питер, 2003.-352 с.
118. Медведев, Д.А. Россия, вперед! Электронный ресурс. // Gazeta.ru. Точкадоступа: http://www.Gazeta.ru/comments/2009/09/10а3258568.shtml
119. Меликьян, Т.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения Текст. / Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова. М.: МГУ, 1996. - 626 с.
120. Менделеев, Д.И. К познанию России Текст. / Д.И. Менделеев М.: Айрис-пресс, 2002. - 576 с.
121. Мизес, Людвиг фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории Текст. / Людвиг фон Мизес; пер. с 3-его испр. англ. изд. А.В. Куряева.- Челябинск: Социум, 2008. 878 с.
122. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса Текст. / Л.В. Милов. М.: РОСПЭН, 1998. - 573 с.
123. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. Текст. / П.Н.Милюков М.: Прогресс, 1993. -Т. 1.-528 с.
124. Моисеева, Н.А. Менталитет и национальный характер Текст. / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова // Социс. 2003. - № 2. - С. 45-54.
125. Мчедлова, М.М. Устойчивость российской цивилизации: испытание толерантностью Текст. / М.М. Мчедлова//Россия реформирующаяся. Ежегодник / отв. Ред. М.К. Горшков. Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - С. 374-388.
126. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в мировой истории Текст. / Н.А. Нарочницкая. М.: Международные отношения, 2005. - 536 с.
127. Нейсбит, Дж. Мегатренды Текст. / Дж. Нейсбит. М.: ACT, 2003. -380 с.
128. Нейсбит, Дж. Высокая технология, глубокая гуманность Текст. / Дж. Нейсбит, Н. Нейсбит, Д. Филипс. М.: ACT, 2005. - 381 с.
129. Никитина, И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной западной цивилизации Текст. / И.В. Никитина // Общественные науки и современность.- 2005. № 3. - С. 166-175.
130. Одегов, Ю.Г. Экономика социально-трудовых отношений в схемах и таблицах Текст. / Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова. М.: Альфа-Пресс, 2008. -296 с.
131. Ортега-и-Гассет, X. Размышление о технике Текст. / X. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. М.: Весь мир, 2000. - С. 164-232.
132. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Орте-га-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. - 588 с.
133. Осипов, Ю.М. Опыт философии хозяйства Текст. / Ю.М. Осипов. -М.: МГУ, 1990.-382 с.
134. Окольская, JI.A. Трудовые ценности и нормы в содержании учебников для начальной школы: сегодня и 20 лет назад Текст. / JI.A. Окольская // Вопросы образования. 2007. - № 2. - С. 68-85.
135. Панарин, А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке Текст. / А.С. Панарин. М.: Логос, 1998. - 392 с.
136. Панарин, А.С. Философия истории Текст. / А.С. Панарин. М.: Гар-дарики, 1999. -431 с.
137. Панарин, А.С. Искушение глобализмом Текст. / А.С. Панарин. М.: Эксмо, 2003. - 416 с.
138. Паршев, А.П. Почему Россия не Америка Текст. / А.П. Паршев. М.: Крымский мост-9Д, 2003. - 411 с.
139. Пастухов, В.Б. Затерянный мир. Русское общество и государство в межкультурном пространстве Текст. /В.Б. Пастухов // Общественные науки и современность. 2006. - № 2. - С. 5-28.
140. Пенсионеры могут постареть // Газета «Труд 7». Омск, 2009. -№ 136.
141. Перхавко, В.Б. История русского купечества Текст. / В.Б. Перхавко. -М.: Вече, 2008. 512 с.
142. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории Текст. / С.Ф. Платонов. СПб.: Астрель, 2006. - 704 с.
143. Плышевский, Б.П. Соотношение динамики производительности и оплаты труда Текст. / Б.П. Плышевский // Вопросы статистики. 2002.- № 6. С. 6.
144. Преподобный авва Исайя. Духовно-нравственное слово Текст. / Преподобный авва Исайя. М.: Отчий дом, 1994. - 372 с.
145. Радыгин, А.Д. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России Текст. / А.Д. Радыгин // Вопросы экономики. 1999. - № 6. - С. 54-75.
146. Рашковский, Е.Б. Целостность и многоединство российской цивилизации Текст. / Е.Б. Рашковский // Общественные науки и современность. -1995.-№5.-С. 63-70.
147. Рих, А. Хозяйственная этика Текст. / А. Рих. М.: Посев, 1996. - 816 с.
148. Рудык, Э.Н. Предприятия, управляемые трудом, в России Текст. / Э.Н. Рудык // Альтернативы. 2006.- № 2. - С. 192-210.
149. Рывкина, Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-ых г.г. Текст. / Р.В. Рывкина // Социс. 2001. - № 4.- С. 32-39.
150. Рывкина, Р.В. Кадровый кризис на предприятиях России Текст. / Р.В. Рывкина / Р.В .Рывкина, О.А. Коленникова // Социс. 2007. - №8. - С. 52-57.
151. Сарно, А.А. Типы трудовой мотивации и их динамика Текст. /А.А. Сарно // Социс. 1999. - № 5. - С. 44-45.
152. Селиванов, А.И. Противостояние цивилизаций и строительство будущего России Текст. / А.И. Селиванов // Социс. 2008. - № 4. - С. 21-26.
153. Семенникова, Л.И. Россия в мировых сообществах цивилизаций Текст. / Л.И. Семенникова. Брянск: Курсив, 1996. - 457 с.
154. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи Текст. / В.Е. Семёнов // Социс. 2007. - № 4. - С. 37-43.
155. Сенявский, А.С. Цивилизационный подход к российской истории: теоретико-методологические аспекты Текст. / А.С. Сенявский // Российская цивилизация: опыт исторического и междисциплинарного изучения. М.: Наука, 2002. - 240 с.
156. Скутнева, С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере Текст. / С.В. Скутнева // Социс. 2006. - № 10. - С. 88-94.
157. Следзевский, И.В. Образ России как смысловой конструкт Текст. / ИВ. Следзевский // Общественные науки и современность. 2007. - № 4. - С. 93-104.
158. Соловьев, B.C. Оправдание добра: Нравственная философия Текст. / B.C. Соловьев. М.: Республика, 1996. - 479 с.
159. Соловьев, С.М. Сочинения: в 18 т. Текст. / С.М. Соловьев. М.: Голос, 1993. - Т. 1-2. История России с древнейших времен. - 768 с.
160. Сорокин, П.А. Социокультурная динамика Текст. / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - С. 425-505.
161. Сорокин, П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса Текст. / П.А. Сорокин // Социс. 1998. - № 12. -С. 3-14.
162. Сорокин, П.А. Социальная и культурная динамика Текст. / П.А. Сорокин. СПб.: РХГИ, 2000. - 1054 с.
163. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени Текст. / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1997. - 351 с.
164. Стожко, К.П. Экономическое сознание Текст. / К.П. Стожко. Екат-ринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 426 с.
165. Струве, П.Б. Избранные сочинения Текст. / П.Б. Струве. М.: Рос-спэн, 1999.-472 с.
166. Сухарев, В. Миграция: спасение или катастрофа? Текст. / В. Сухарев // Москва. 2007. - № 2. - С. 158-166.
167. Творения св. Тихона Задонского Текст. М.: Правило веры, 1994.-423 с.
168. Темницкий, A.JI. Коллективистские организации и практики трудового поведения Текст. / A.JI. Темницкий // Социс. 2008.- №12. - С. 62-72.
169. Темницкий, A.JI. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации Текст. / A.JI. Темницкий // Социс. -2005.-№ 5.-С. 81-88.
170. Тихомиров, JI.A. Религиозно-философские основы истории Текст. / JI.A. Тихомиров. М: ФондИВ, 2007. - 808 с.
171. Тойнби, А. Постижение истории Текст. / А. Тойнби. М.: Прогресс, 1991.-736 с.
172. Тоффлер, Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 1999. - 781 с.
173. Тощенко, Ж.Т. Социология труда: опыт нового прочтения Текст. / Ж.Т. Тощенко. М.: Мысль, 2005. - 333 с.
174. Тростников, В.Н. Православная цивилизация: исторические корни иотличительные черты Текст. / В.Н. Тростников. М.: Сибирский цирюльник,2004. 272 с.
175. Тэн, И. Философия искусства Текст. / И. Тэн. М.: Республика, 1996. - 352 с.
176. Удальцова, М.В. Четыре среза занятости: ценности, мотивации, доходы, мобильность Текст. / М.В. Удальцова, Н.М. Воловская // Социс. 2005. -№7.-С. 43-51.
177. Февр, JI. Бои за историю Текст. / JI. Февр М.: Наука, 1991. - 529 с.
178. Федотов Г.П. Собрание сочинений: в 12 т. Текст. / Г.П. Федотов. -М.: Мартис, 2004. Т. 11. - 368 с.
179. Флиер, А .Я. Культурогенез Текст. / А.Я. Флиер. М., 1995. - 128 с.
180. Флиер, А.Я. Культурогенез в истории культуры Текст. / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1995. - № 3. - С. 137-148.
181. Франк, С.Л. Духовные основы общества Текст. / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992. - 512 с.
182. Фукуяма, Ф. Великий разрыв Текст. / Ф. Фукуяма. М.: ACT, 2004. -474 с.
183. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию Текст. / Ф. Фукуяма. М.: ACT, 2004. - 730 с.
184. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее Текст. / Ф. Фукуяма. -М.: ACT, 2008. 349 с.
185. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон. -М.: ACT, 2007. 571 с.
186. Харченко, К.В. Диагностика удовлетворенности трудом при регулировании социально-трудовых отношений Текст. / К.В. Харченко // Социс. -2009.-№ 7.-С. 32-38.
187. Хейзинга, Й. Осень средневековья Текст. / Й. Хейзинга. М.: Наука, 1988.- 540 с.
188. Хейзинга, И. Человек играющий. В тени завтрашнего дня Текст. / И. Хейзинга. М.: Прогресс, 1992. - 464 с.
189. Хилл, Ф. Сибирское бремя: Просчеты советского планирования и будущее России Текст. / Ф. Хилл, К. Гэдди. -М.: Форум по международным отношениям, 2007. 328 с.
190. Цвылев, Р.И. Труд и его оплата в высокотехнологичном производстве (к вопросу об интеллектуальной ренте) Текст. / Р.И. Цвылев // Мировая экономика и международные отношения. 2002. - № 12.-С. 11-17.
191. Целищев, Н.Н. Национальные отношения в Российской Федерации Текст. / Н.Н. Целищев // Известия Уральского государственного университета. 2007.-№ 50. - С. 5-12.
192. Чаянов, А.В. Избранные труды Текст. / А.В. Чаянов. М.: Колос, 1993.- 590 с.
193. Чинакова, Л.И. К вопросу о ментальности русского народа Текст. / Л.И. Чинакова // Социс. 2000. - № 7. - С. 138-140.
194. Шабатура, JI.H. Социогенез традиции Текст. / JI.H. Шабатура. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - 209 с.
195. Шаповалов, В.Ф. Россия как цивилизация Текст. / В.Ф. Шаповалов // Российская цивилизация: опыт исторического и междисциплинарного изучения. М., 2002. - С. 48-70.
196. Шемякин, Я.Г. Динамика восприятия образа России в западном циви-лизационном сознании Текст. / Я.Г. Шемякин // Общественные науки и современность. 2009. - № 2. - С. 5-22.
197. Шмелев, Н.П. Либо сила, либо руль Текст. / Н.П. Шмелев // Знамя. -1989.-№ 1.-С. 128-147.
198. Шпалтаков, В.П. Экономика и культура России Текст. / В.П. Шпалтаков, В.А. Тропникова. Омск: ОмГУПС, 2007. - 187 с.
199. Шпенглер, О. Закат Европы. В 2 т. Текст. / О. Шпенглер. М.: Мысль, 1998. - Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. - 607 с.
200. Шпенглер, О. Деньги и машина Текст. / О. Шпенглер // Пессимизм? -М.: Крафт+, 2003. С. 29-114.
201. Шубарт, В. Европа и Душа Востока Текст. / В. Шубарт. М.: Эксмо, 2003. - 480 с.
202. Эрн, В.Ф. Pro et contra Текст. / В.Ф. Эрн. СПб.: Издательство РХГА, 2006.- 1064 с.
203. Юрасов, И.А Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе Текст. / И.А, Юрасова // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. - № 2. - С. 127-131.
204. Ядова, Е.Н. Предпосылки смены профессиональной занятости первой волны челноков Текст. / Е.Н. Ядова // Социс. 2008. - № 4. - С. 62-66.
205. Яковенко, И.Г. Варварство и цивилизация в истории России Текст. / И.Г. Яковенко // Общественные науки и современность. 1995. - № 6. - С. 78-85.
206. Янжул, И.И. Избранные труды Текст. / И.И. Янжул. М.: Наука, 2005. - 438 с.
207. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.