Культурологическая интерпретация тринитарной модели творчества М.Ю. Лермонтова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Парамонов, Дмитрий Вячеславович

  • Парамонов, Дмитрий Вячеславович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 182
Парамонов, Дмитрий Вячеславович. Культурологическая интерпретация тринитарной модели творчества М.Ю. Лермонтова: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2017. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Парамонов, Дмитрий Вячеславович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 УНИВЕРСАЛИИ «СВОБОДА», «СМИРЕНИЕ»,

«ПОКОЙ» В ФИЛОСОФСКИХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

КОНТЕКСТАХ

1.1 Универсалии как теоретико-аксиологические единицы

1.2 Триада «свобода - смирение - покой» в социокультурном

сознании романтиков

1.3 Художественная система М. Ю. Лермонтова в аспекте

культурных ценностей романтизма

ГЛАВА 2 РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРИНИТАРНОЙ МОДЕЛИ В

ПОЭТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

2.1 Проявление свободы лирического героя через состояния

«бегство», «странничество», «изгнанничество»

2.2 «Трагизм индивидуализации» - путь постижения личностной

свободы мятежными героями М. Ю. Лермонтова

2.3 От трагического восприятия бытия к теоцентрически

ориентированной поэтической картине мира

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологическая интерпретация тринитарной модели творчества М.Ю. Лермонтова»

ВВЕДЕНИЕ

Конец ХХ - начало XXI вв. связаны с именем М. Ю. Лермонтова и значимыми событиями в культурной жизни России, среди которых празднование 200-летия со дня рождения поэта (2014), выход «Лермонтовской энциклопедии» (1981), антологии «М. Ю. Лермонтов: pro et contra» (2002), сборника «Лермонтов и Православие» (2010), научно-практические конференции в ведущих вузах страны. Однако «неразгаданность, таинственность, закрытость Лермонтова -общее место в рассуждениях о нем», - справедливо заключает О. В. Кудрин [100, с.159]. Поэтому и подходы к анализу наследия художника разнородны и противоречивы, демонстрируют как поиск закономерностей лермонтовского феномена, так и наиболее характерных примеров его бытия в отечественной культуре.

Творчество всегда выполняло культуросозидающую функцию, актуализируя значимые общественные ценности. Социально-исторические условия первой половины XIX века, а также духовный и идеологический кризис, нашли отражение в художественной культуре обозначенного периода в целом и в творчестве М. Ю. Лермонтова, в частности. Художник породил новую эпоху, проповедуя крайний индивидуализм и одиночество. Следовательно, изучение лермонтовской модели мира во всей её многоаспектности позволяет рассматривать творчество поэта как культурный феномен, функционирующий внутри культурной системы целой эпохи.

Проектирование лермонтовской модели мира, способствующей появлению новой культурной парадигмы мышления, создание научно-аргументированной концепции, дополняющей, корректирующей и углубляющей уже имеющиеся сведения о творчестве поэта, назревшая необходимость исследования бинарных оппозиций «свобода - смирение», «смирение - покой», «свобода - покой» в аспекте как внеэстетических сфер (биография, мировоззрение, историко-культурные условия, социальные проблемы эпохи и т.д.), так и функциональных смыслов, порожденных поэтикой отдельного произведения, и, в итоге

образующих единую культурологическую триаду «свобода - смирение - покой», определяют актуальность диссертационного исследования.

Актуальность исследования дополнительно связана с состоянием современного научного мышления, основанного на идее преемственности научной мысли и культурного наследия, на понимании вечной актуальности классики и неограниченных возможностях научной мысли, реализующихся на её материале, на интеграционных связях литературы с другими научными областями.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время сложился научный базис, посвященный исследованию творческого наследия М. Ю. Лермонтова в разных аспектах.

Для осмысления феномена творчества М. Ю. Лермонтова, его сущности и значения для истории культуры обращаемся к работам по философии культуры: М. С. Кагана, В. М. Межуева, Э. А. Позднякова, В. Н. Поруса, М. Б. Туровского и др. Культурологическим проблемам лермонтовского творчества посвящены исследования Г. М. Агеевой, А. П. Давыдова, Е. В. Сединой, О. И. Улановой. М. Ю. Лермонтов как художник и мыслитель привлекает внимание иностранных специалистов - культурологов и историков: А. Карбоне, Л. Келли, А. Мейер-Франц, Л. Фон Паль, А. Труайя, А. Ямадзи и др.

Значимый вклад в исследование лермонтоведения внесла русская религиозная философия. Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, П. А. Флоренский в своих трудах рассматривают творчество как способ самоопределения личности, способной вмещать в себя универсальное содержание. Религиозно-философские основы творчества поэта исследуются в работах В. Н. Аношкиной, А. А. Герасименко, Г. Е. Горланова, И. А. Киселевой, В. Ю. Троицкого и др. Научные работы О. И. Бирюковой, В. Г. Бондаренко, Е. Л. Демиденко, О. В. Зырянова, Г. В. Косякова, В. Ф. Михайлова, И. Б. Роднянской, Е. Л. Сосниной и др., подробно исследуя круг идей Лермонтова, рассматривают философичность как важный атрибут творчества поэта.

Помимо работ по теории и истории культуры для настоящего исследования важным было обращение к научно значимым трудам в области лермонтоведения:

И. Л. Андроникова, В. Г. Белинского, В. В. Виноградова, П. А. Висковатого, В. А. Мануйлова, Б. В. Томашевского, Б. М. Эйхенбаума, а также трудам по общим проблемам теории литературы М. М. Бахтина, Б. О. Кормана, Н. В. Павлович, В. Е. Хализева В. Б. Шкловского. Интерес представляли исследования, в которых представлены сведения: о биографии поэта и его окружении (В. Э. Вацуро, Э. Г. Герштейн, А. И. Журавлева, И. П. Щеблыкин и др.); о романтизме как контексте культурной деятельности М. Ю. Лермонтова (Н. Я. Берковский, В. В. Ванслов, Л. Я. Гинзбург, В. М. Жирмунский, Ю. В. Манн и др.); о проблеме «лермонтовского человека» (А. М. Гуревич, Д. Е. Максимов, Б. Т. Удодов и др.); о мотивных связях в поэзии художника (Б. М. Гаспаров, С. И. Ермоленко, И. З. Серман, Л. А. Ходанен, Т. Т. Уразаева и др.).

Исследователями творчества поэта Т. А. Алпатовой, Д. Д. Благим, А. И. Журавлевой, Ю. М. Лотманом, Г. П. Макогоненко, В. Ю. Троицким и др. неоднократно отмечалось, что для лермонтовского художественного мира характерна необычайная целостность, повышенная концептуальность, порождающая множественность смыслов. В немалой степени это достигается посредством системы культурных универсалий, способных дополнять друг друга, образовывать подчас взаимоисключающие сочетания. В аспекте настоящего исследования такими универсалиями называем «свободу», «смирение», «покой», нашедшими свою реализацию в жизненном и художественном пространстве М. Ю. Лермонтова.

Выдвигаемая гипотеза исследования заключается в том, что в творчестве М. Ю. Лермонтова можно выделить тринитарную модель, основанную на сочетании бинарных оппозиций (свобода - смирение, свобода - покой, смирение -покой), имеющую смыслопорождающее значение в художественной картине мира поэта и культуре XIX века. Лирический герой, желая обрести абсолютную свободу, через смирение ищет внутреннего покоя. Лермонтов разрывает круг метафизических позиций, включает в него человека, его судьбу, характеризующуюся одиночеством и гордым стоицизмом, неприятием личностью

окружающего мира, внутренней убежденностью, что возможности личности безграничны, но при этом личность и её внутреннее состояние дисгармоничны.

Объект диссертационного исследования - жизнетворчество М. Ю. Лермонтова как уникальное культурологическое явление XIX в.

Предмет исследования - культурологическая интерпретация тринитарной модели творчества М. Ю. Лермонтова.

Цель диссертационной работы - исследовать особенности репрезентации тринитарной модели творчества М. Ю. Лермонтова как феномена художественной культуры XIX в.

В соответствии с заявленной целью в работе решаются следующие задачи:

• доказать, что свобода, смирение, покой как доминирующие константы поведения и сознания человека связаны в творчестве Лермонтова с важнейшими философскими и мировоззренческими понятиями («выбор», «ответственность», «самоопределение») и определяют аксиологические аспекты бытия лирического героя;

• представить специфику культурологической репрезентации триады «свобода - смирение - покой» в поэтических, прозаических и драматургических произведениях Лермонтова. Для этого:

- изучить специфику воплощения абсолютной (внутренней) свободы в лирике поэта;

- исследовать соотношение понятий «своеволие / бегство / странничество / изгнанничество» в аспекте развития мотива свободы в художественной практике Лермонтова;

- описать своеволие как доминанту в образах мятежных демонических героев (на примере поэмы «Демон» и романа «Вадим»);

- доказать, что «трагизм индивидуализации» - это основной путь достижения личностной свободы в романе «Герой нашего времени»;

- исследовать образ христианской семьи в контексте оппозиции «смирение - своеволие» на примере поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

- показать, что покой - путь к обретению внутренней гармонии лирическим героем и средство отражения авторского представления о «Земном Отечестве».

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

Настоящее исследование обобщает методологию таких научно-исследовательских отраслей гуманитарного знания, как культурология, философия, история, литературоведение. В связи с этим работа выполнена в русле комплексного междисциплинарного подхода, позволившего выработать тринитарную модель творчества М. Ю. Лермонтова через категории теории и истории культуры. В основу положен принцип системности, определивший набор соответствующих методов исследования:

- интегративный метод, позволяющий использовать данные различных областей гуманитарного знания применительно к решению задач, поставленных в настоящем исследовании;

- герменевтический метод, направленный на культурологическое прочтение художественных текстов М. Ю. Лермонтова и связанный с истолкованием их содержания согласно общенаучным принципам системности, конкретности и историзма;

- аксиологический метод, позволяющий рассмотреть художественный мир поэта как «проекцию его идеалов и жизненных ценностей» [80, с. 82];

- метод концептуального моделирования, помогающий создать тринитарную модель творчества М. Ю. Лермонтова и интерпретировать её особенности с точки зрения культурологии.

Современная гуманитарная наука нуждается во всестороннем исследовании триады «свобода - смирение - покой» в творчестве Лермонтова в культурологическом аспекте, т. к. с помощью культурологической интерпретации можно обобщить накопленный науками материал по изучению творчества Лермонтова и выявить путь дальнейшего развития русской культуры в контексте отечественных и мировых традиций. В связи с этим, новизна диссертационного исследования заключается, во-первых, в выборе нового ракурса изучения наследия М. Ю. Лермонтова, связанного с выявлением особенностей

функциональности и идейно-художественной значимости триады «свобода -смирение - покой» в произведениях автора; во-вторых, в создании тринитарной модели художественного мира М. Ю. Лермонтова, воспроизводящей духовное развитие поэта и его героя через осмысление трагического конфликта индивидуальности с мироустройством в целом; в-третьих, в том, что на основе анализа обширного культурологического и литературного материала доказано, что путь от свободы к смирению и покою в сознании и творчестве М. Ю. Лермонтова не выражен в абсолютной логичной последовательности, в том числе и хронологической.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тринитарная модель творчества М. Ю. Лермонтова («свобода - смирение - покой») - это результат восприятия бытия в его культурном, социальном, историческом проявлениях. Реализованная в творчестве поэта триада отражает динамику внутренних связей в его художественном мире, этапы становления личности, которая ищет и достигает консенсуса между чувствами и желаниями, настроением и идеалом.

2. Категории «свобода», «смирение», «покой» являются базовыми в системе ценностных ориентиров лирического героя М. Ю. Лермонтова и характеризуются, с одной стороны, самостоятельностью и автономностью, а с другой -взаимозависимостью и взаимодополняемостью.

3. Являясь основанием, прежде всего, романтической гносеологии, свобода в творчестве М. Ю. Лермонтова приобретает тотальный характер, становится формой бытия личности, обуславливает принципы её существования и мировосприятия. Реализация категории «свобода» в творческой практике поэта проходит путь от изображения политической (социальной) свободы («Предсказание», «Жалобы турка», «Приветствую тебя, воинственных славян», «Последний сын вольности» и др.) через «демоническое отрицание» и «своеволие» («Демон», «Вадим») к абсолютизации свободы личности («Выхожу один я на дорогу...»).

4. Мотив одиночества, который имеет глубоко личный характер, связанный с

неприятием лирическим героем основ миропорядка, несовместимостью в его сознании категорий «добра» и «зла», «свободы» и «смирения», «правды» и «лжи», «света» и «тьмы», обусловил проявление «свободы» через состояния «своеволие», «бегство», «странничество», «изгнанничество». Эти лексически близкие понятия переплетены в сознании поэта и наполнены его трагическим мироощущением. Лермонтовские странники, скитальцы, изгнанники (Печорин, Демон, Измаил-Бей, Джюлио и др.) избранны благодаря своей исключительности и несоизмеримости с окружающими. Отречение от мира, его неприятие, уход, одиночество для таких героев - единственно реальное ощущение абсолютной свободы.

5. «Покой» и «смирение» относятся к тем лермонтовским мотивам, которые с наибольшей очевидностью отражают жизненное кредо лирического героя, и идут вразрез с устоявшейся поэтической традицией. Если в ранней лирике «покой» и «смирение» были противопоставлены «свободе», означали потерю связи с окружающим миром, утрату страстей, смерть, то зрелый М. Ю. Лермонтов демонстрирует «покой» и «смирение» как состояния, способные дать чувство полноты жизни. Автор соединяет прежде взаимоисключающие друг друга понятия: «свобода - смирение - покой».

6. Полифонический мир триады «свобода - смирение - покой» в поэтике М. Ю. Лермонтова глубоко своеобразен и реализуется на структурных уровнях текста:

- на уровне интерпретации поэтом личного духовного опыта,

- на уровне мотивов,

- на уровне образной структуры,

- на уровне использования устойчивых языковых оборотов в стихотворной и прозаической речи

Достоверность исследования обеспечивается использованием традиционных подходов и методов культурологии, современных исследовательских технологий, выбором наиболее репрезентативных произведений М. Ю. Лермонтова, реализующих триаду «свобода - смирение -покой».

Теоретическая значимость работы определяется тем, что настоящее диссертационное исследование позволяет по-новому интерпретировать творчество М. Ю. Лермонтова как тринитарную систему, что концептуально расширяет рамки лермонтоведения, ориентируя его на интеграцию с культурологией, философией, эстетикой, историей и т.д. Выводы диссертации систематизируют представления о специфике лермонтовского феномена в контексте историко-культурных процессов, способствуют более глубокому пониманию эволюции творчества Лермонтова, самобытности художественной системы автора, оригинальности идейно-тематического диапазона лермонтовского мира.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации, ее основные положения и выводы могут способствовать дальнейшему исследованию личности и творчества М. Ю. Лермонтова с культурологических позиций. Диссертационное исследование может конструктивно использоваться при чтении учебных курсов по культурологии и литературоведению. Некоторые положения работы могут оказаться методологически полезными для школьных преподавателей мировой художественной культуры, русского языка и литературы.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования и ряд положений диссертации излагались автором на научно-практических конференциях разного уровня: Международных (Саранск, 2014, 2015; Тамбов, 2015; Тюмень, 2016; Волгоград, 2017), Всероссийских (Саранск, 2014, 2015, 2016; Чебоксары, 2014); на аспирантских семинарах.

По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе три статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ, и учебное пособие «Мотив своеволие / смирение в русской литературе XIX века и его художественная трансформация (на примере творчества А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)» (в соавторстве) объёмом 5,8 п.л. / 2,9 п.л.

Соответствие паспорту специальности. Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 24.00.01 - Теория и история культуры, а именно п. 1.2 Теоретические концепции культуры, 1.23. Личность и

культура; 1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции.

Структура и объем работы. Структура работы обоснована раскрытием заявленной темы в рамках поставленных цели и задач. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 222 наименования. Общий объем исследования - 182 страницы.

1 Универсалии «свобода», «смирение», «покой» в философских и художественных контекстах

1.1 Универсалии как теоретико-аксиологические единицы

В связи с тем, что ключевыми понятиями в нашей работе являются категории «свобода», «смирение», «покой», и, учитывая различные их интерпретации в многообразных областях науки, считаем важным акцентировать внимание на значениях вышеобозначенных терминов, на которые мы будем опираться в ходе исследования.

В современной социокультурной действительности трудно найти понятие, более часто употребляемое, чем понятие «свобода», которое имеет множество значений и оказывает существенное влияние на жизнеустройство человека. Оставаясь непреходящей ценностью, в истории и сознании человека понимание «свободы» претерпело длительное развитие - от «отрицательной» трактовки (свобода «от») до «положительной» (свобода «для»).

В философии понятие «свобода» трактуется, как одна из основополагающих идей европейской культуры, отражающая «отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной» [25, с. 1070]. Размышляя о свободе, философы Аристотель, Сократ, Эпикур, Августин Блаженный, Фома Аквинский пропагандировали фаталистический подход и соотносили понятие «свобода» с понятием «судьбы» как необходимости, имеющей сверхъестественный характер. На смену фаталистическому подходу пришёл субъективистский подход (А. Бергсон, А. Камю, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, К. Ясперс), который отрицал объективные закономерности в истолковании понятия «свобода». Представители гносеологического подхода (Г. В. Ф. Гегель, Р. Декарт, Э. В. Ильенков, И. Кант, Т. И. Ойзерман, Б. Спиноза, Э. Фромм) описывали свободу как оппозицию необходимости в познании.

Прокомментируем некоторые положения выше обозначенных философов, при этом уточнив, что в западной философии вариативность подходов к

определению свободы огромна. Так, в XVII веке Б. Спиноза связал проблему свободы с проблемой осознанной необходимости [99, с. 562]. Г. В. Ф. Гегель с идеалистических позиций дал развернутую трактовку диалектического единства свободы и необходимости [6, с. 156]. И. Кант, отмечая «то обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем «Я», бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле» [75, с. 21], доказывал то, что человек становится человеком, осознавая свое «Я». Философ выдвинул гипотезу о том, что свобода - единственный способ достойного человеческого самоопределения, который сочетается с внутренней самодисциплиной и чувством долга.

Таким образом, формирование человека на ранних этапах его эволюции, по мнению философов, происходило через освобождение от природной зависимости, внутреннее противостояние, поиск гармонии. Человек пытался в мыслях создать и построить свой мир, постепенно обретая свободу.

В эпоху Нового времени понимание свободы получило новый импульс «в контексте проблемы разума, способного осознать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и понять, что же влияет на поведение человека» [83, с. 99]. Свобода стала рассматриваться как способность человека познавать разумом природные и социальные закономерности бытия. Мыслители эпохи Нового времени высказывали различные, порой противоположные, точки зрения о роли свободы в жизни человека. Однако, как справедливо отмечают О. А. Бакланова и И. С. Бакланов, «все существующие подходы являются равноправными, дополняющими друг друга концепциями, отвечающими поставленным перед ними задачам» [9, с. 98], утверждающими, что свобода является одной из главных духовных ценностей эпохи, позволяющих человеку обрести смысл и цель его земного существования.

Философия свободы, являясь предметом размышлений И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, Ф. Бэкона и Р. Декарта, К. Ясперса и Ж.-П. Сартра, Н. Бердяева и В. Соловьева, Б. Спинозы и др.,1 рассматривалась ими

1 См.: Кант, И «Критика чистого разума» (1781), «Prolegomena» (1783), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790); Гегель, В. Ф. Г.

и в соотношении с необходимостью («познанная необходимость»), с произволом и анархией, с равенством и справедливостью. Так, свобода по Ф. Бэкону - результат овладения культурой. Для Б. Спинозы, напротив, свобода - это «свобода мудреца, познавшего необходимость поступать определенным образом и способного обуздывать свои страсти и желания, повинуясь голосу разума» [Цит. по 82, с. 72]. Р. Декарт в качестве неразрешимой загадки, заданной Богом человеческому уму, также назвал свободную волю человека. «Чтобы быть свободным, мне нет никакой нужды быть безразличным при выборе одной из этих двух возможностей. Напротив, чем более я склоняюсь к одной из них - поскольку либо я с очевидностью усматриваю в ней определенную меру истины и добра, либо Бог таким образом располагает содержанием моих мыслей, - тем свободнее я ее выбираю» [49, с. 59].

Новая «философия свободы» была предложена экзистенциалистами. Ж.-П. Сартр проанализировал категорию «свободы» и пришёл к заключению, что «свобода есть свобода выбора» [168, с. 445]. Это означает по Ж.-П. Сартру, что «человек, осужденный быть свободным», существует свободно, выбирая свою сущность, возвышаясь до уровня личности, становясь самим собой. С точки зрения философа, в действительности существует лишь человек, свободно выбирающий, делающий сам себя, являющийся создателем собственного выбора. Следовательно, личностью становится человек, осуществляющий свободный выбор своей судьбы, каждого поступка и своего будущего в целом. По Сартру, «быть - значит, выбирать себя», а «выбирая себя, я создаю мир» [168, с. 439]. Выбор широк и вмещает в себя отношение к себе, к другому, к обществу, к жизни, к смерти. С понятием «свобода» тесно связана ответственность, которую свободный человек постоянно испытывает перед окружающим миром и людьми. Ответственность является подтверждением того, что любой поступок, действие оцениваются, прежде всего, самим человеком. По Ж.-П. Сартру, свободный

«Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Энциклопедия философских наук» (1817); Шопенгауэр, А. «О свободе воли» (1839); Ницше, Ф. «Несвоевременные размышления» (1872-1876), «Воля к власти» (1886-1888); Сартр, Ж.-П. «Бытие и ничто» (1943), «Тошнота» (1938); Бердяев, Н. А. «Философия свободы» (1911), «Философия свободного духа» (1927), «О рабстве и свободе человека» (1939); Соловьев, В. С. «Кризис западной философии» (1874), «Метафизика и положительная наука» (1875), «Любовь к народу и русский свободный идеал» (1884) и др.

человек несёт на собственных плечах тяжесть всего мира, за который он ответственен, как и за самого себя, и это - способ его существования. Таким образом, экзистенциализм возлагает ответственность за всё происходящее на человека, утверждая при этом, что «человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир отвечает за все, что делает» [147, с. 327].

Каждый из перечисленных философов, обращаясь к теме свободы, доказывает, что человек - это единство материального и духовного. Двойственная сущность человека, интегрирующая в себе духовное и физическое начала, делает его жизнь проблемной, противоречивой. Человек не только ощущает свою принадлежность к материальному миру, но и глубоко осознает свою духовность. В связи с этим он всю жизнь стремится к свободе, пытаясь привести к гармонии обе области своей жизни. «Проблема свободы, - замечает В. Е. Кемеров, - связана со спецификой человеческой истории; на разных этапах истории, в различных типах социальности она обретает конкретную размерность, по-своему осмысливается» [78, с. 765], что говорит о множестве оснований свободы.

Типологизация свободы (индивидуальная, социальная, внутренняя, духовная и т.д.) показывает, что ощущение и проявление свободы возрастает или наоборот снижается в зависимости от того, как действует субъект, социальная свобода или способствует индивидуальной свободе, или ограничивает её. А. М. Бекарев, анализируя в своей монографии «Свобода человека в социальном пространстве» [12] (1992) феномен свободы, правомерно отмечает, что традиционную свободу всегда переносят куда-то в будущее, в перспективу, хотя она - факт, имеющийся в наличии и остающийся незамеченным (в качестве примера философ приводит образ Христа, которого прокляли, а затем казнили, т. к. немногие понимали сущность его свободы). Можно предположить, что человеку достаточно трудно найти истину в себе и в окружающем мире. Поэтому «свобода» - это категория противоречивая, неразрешимая и вечная.

В связи с вышеизложенным необходимо говорить о деятельностном подходе, рассматривающем понятие «свобода» в аспекте диалектики познания и

социальной деятельности (Я. Ф. Аскин, В. П. Барышков, В. А. Лекторский, Т. А. Погрешаева, В. Б. Устьянцев, В. С. Швырев), и аксиологическом подходе, осмысливающем понятие «свобода» в качестве ценности (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, К. С. Аксаков, М. А. Бакунин, Н. А. Бердяев, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев).

В аспекте нашего исследования особый интерес представляют концептуальные основы, предложенные представителями аксиологического подхода, исследующие феномен природы духовного человека, анализирующие общественное поведение человека как проявление свободы, взаимодействие человека и природы. В связи с этим правомерно обращение к русской религиозной философии, работам П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, Вл. Соловьева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского1. Вариативность предложенных философами концепций свободы дает основание выделить несколько определений анализируемого понятия:

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Парамонов, Дмитрий Вячеславович, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агеева, Г. М. Книжность в русской культуре : современный взгляд / Г. М. Агеева // Регион : культура в поиске самоидентичности. - Саранск, 2009. - С. 185-187.

2. Алпатова, Т. А. Поэтологическая лирика М. Ю. Лермонтова (1828-1832) // Личность М. Ю. Лермонтова : миф и реальность (круглый стол) / Т. А. Алпатова // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). Серия «Русская филология». - 2015. - № 1. - С. 55-61.

3. Андроников, И. Л. Лермонтов. Исследования и находки / И. Л. Андроников. - М. : АСТ, 2013. - 635 с.

4. Аношкина, В. Н. Звездный мир поэзии М. Ю. Лермонтова / В. Н. Аношкина // «Мой гений веки пролетит.»: Воспоминания, критика, суждения. - Пенза : Лермонтовское общество, 2004. - С. 133-136.

5. Аношкина-Касаткина, В. Н. Православные основы русской литературы XIX века / В. Н. Аношкина-Касаткина. - М. : Пашков дом, 2011. - 384 с.

6. Асмус, В. Ф. Избранные философские труды : в 2-х т. / В. Ф. Асмус. - М. : Изд-во Московского университета, 1971. - 2 т. - 446 с.

7. Асмус, В. Ф. Круг идей М. Ю. Лермонтова / В. Ф. Асмус // Избранные философские труды : в 2-х томах. - М. : Изд-во Московского университета, 1969. -1 т. - 412 с.

8. Афанасьева, Э. М. «Молитва» в русской литературе XIX века / Э. М. Афанасьева // Русская стихотворная «молитва» XIX века: Антология. -Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та, 2007. - С. 17-19.

9. Бакланова, О. А. Методологические фреймы современных концептуализаций социальной реальности / О. А. Бакланова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2015. - № 4. - С. 95-100.

10. Барышков, В. П. Аксиология личностного бытия / В. П. Барышков. - М. : Логос, 2005. - 192 с.

11. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности /

М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.

12. Бекарев, А. М. Свобода человека в социальном пространстве / А. М. Бекарев. - Нижний Новгород : Изд-во Нижегородского ун-та, 1992. - 172 с.

13. Белинский, В. Г. Статьи и рецензии. // В. Г. Белинский. Полное собрание сочинений : в 13 т. - М. : Издательство Академии Наука, 1954. - 4 т. - 675 с.

14. Белинский, В. Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840. Две части. // В. Г. Белинский. Собрание сочинений : в 9 т. -М. : Худож. лит., 1978. - 3 т. - С. 78-150.

15. Белинский, В. Г. Стихотворения М. Лермонтова. Санкт-Петербург. 1840. Две части. // В.Г.Белинский. Собрание сочинений : в 9 т. - М. : Худож. лит., 1978. -3 т. - 320 с.

16. Бельская, Г. «Грозой оторванный листок.» / Г. Бельская // Знание - сила. - 2014. - № 10. - С. 18-20.

17. Бельская, Л. Л. Мотив одиночества в русской поэзии : от Лермонтова до Маяковского / Л. Л. Бельская // Русская речь. - 2001. - № 4. - С. 3-11; № 5. -С. 47-53; № 6. - С. 3-8.

18. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. - М. : «ДЭМ» : Международные отношения, 1990. - 334 с.

19. Бердяев, Н. А. Смысл творчества : Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. - М. : АСТ : Хранитель, 2007. - 668 с.

20. Бердяев, Н. А. Судьба России / Н. А. Бердяев. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 333 с.

21. Берсенева, Т. П. Гармония человека и мира : сущностные характеристики и формы проявления : автореф. канд. филос. наук / Татьяна Павловна Берсенева. - Омск, 2008. - 20 с.

22. Бирюкова, О. И. Проявление свободы лирического героя М. Ю. Лермонтова через состояния одиночества, бегства, странничества, изгнанничества / О. И. Бирюкова // Эволюция современной науки. - Уфа : АЭТЕРНА, 2016. - С. 70-71.

23. Благой, Д. Д. Лермонтов и Пушкин : (Проблема историко-литературной

преемственности) / Д. Д. Благой // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова : Исследования и материалы. - М. : ОГИЗ ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. - С. 356421.

24. Бодрова, А. С. Лермонтов в советской школе (1953-1991): канон, идеология, педагогика / А. С. Бодрова, А. В. Вдовин // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2014. - № 5. - С. 33-53.

25.Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия ; СПб. : Норинт, 2004. - 1456 с.

26. Бондарева, Я. В. Методологические основы русской религиозной философии : историко-философский анализ : монография / Я. В. Бондарева. - М. : Изд-во МГОУ, 2011. - 320 с.

27. Бондаренко, В. Г. Лермонтов : Мистический гений / В. Г. Бондаренко. -М. : Молодая гвардия, 2013. - 574 с.

28. Бондаренко, В. Г. Отъявленный русоман Лермонтов / В. Г. Бондаренко // Наш современник. - 2013. - № 7. - С. 251-269.

29. Буянова, Г. Б. Лирика М. Ю. Лермонтова / Г. Б. Буянова. - Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2011. - 122 с.

30. Васильева, О. В. Функция мотива в лирике М. Ю. Лермонтова : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Васильева Ольга Викторовна. - Псков, 2004. - 212 с.

31. Вацуро, В. Э. О Лермонтове. Работы разных лет / В. Э. Вацуро. - М. : Новое издательство, 2008. - 716 с.

32. Виноградов, В. В. Стиль прозы Лермонтова / В. В. Виноградов // М. Ю. Лермонтов. - М. : Изд-во АН СССР, 1941. - Кн. I. - С. 517-628.

33. Виролайнен, М. Н. Типология культурных эпох русской истории / М. Н. Виролайнен // Русская литература. - 1991. - № 1. - С. 3-21.

34. Виролайнен, М. Н. Русский романтизм в проекции на европейскую романтическую литературу / М. Н. Виролайнен // Мир русского слова. - 2015. -№ 4. - С. 59-64.

35. Висковатов, П. А. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество /

П. А. Висковатов. - М. : Жизнь и мысль, 2004. - 398 с.

36. Гегель, Г. Ф. В. Эстетика : в 4 т. / Г. Ф. В. Гегель. - М. : Искусство, 1969. - Т. 2. - 389 с.

37. Герасименко, А. А. «Люблю Отчизну я» (М. Ю. Лермонтов патриот, офицер, художник, поэт) / A. A. Герасименко, Н. В. Маркелов, С. М. Телегина, Л. Н. Шаталова. - М. : Три Л, 2004. - 288 с.

38. Гинзбург, Л. Я. Творческий путь Лермонтова / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Худ. литература, 1940. - 223 с.

39. Гиреев, Д. А. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» : творческая история и текстологический анализ / Д. А. Гиреев. - Орджоникидзе : Северо-Осет. кн. изд-во, 1958. - 207 с.

40. Глухов, А. И. Эпическая поэзия М. Ю. Лермонтова / А. И. Глухов. -Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1982. - 209 с.

41.Гольштейн, В. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» : проблема героизма / В. Гольштейн // M. Ю. Лермонтов : pro et contra. - СПб. : РХГИ, 2002. - С. 943-967.

42. Горланов, Г. Е. Творчество М. Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания : монография / Г. Е. Горланов. - М. : Издательство Московского государственного областного университета, 2009. - 376 с.

43. Гришунин, А. Л. Автор как субъект текста / А. Л. Гришунин // Известия АН. Сер. лит. и яз. - М., 1993. - Т. 52. - № 4. - С. 12-19.

44. Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. - М. : ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

45. Гуревич, А. М. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова / А. М. Гуревич // Творчество М. Ю. Лермонтова. - М. : Наука, 1964. - С. 149-171.

46. Гуревич, А. М. Романтизм в русской литературе / А. М. Гуревич. - М. : Просвещение, 1980. - 103 с.

47. Давыдов, А. П. Поверить Лермонтову. Личность и социальная патология в России. XIX-XX-XXI вв. / А. П. Давыдов. - Алматы : Изд-во «Ронд», 2006 - 408 с.

48. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В. И. Даль. - М. : Терра, 1995. - 1 т. - 800 с.

49. Декарт, Р. Гносеологическая и этическая проблематика / Р. Декарт // Сочинения в двух томах. - М. : Мысль, 1989. - 1 т. - 654 с.

50.Демиденко, Е. Л. Мировоззренчески значимые образно-мотивные ряды в лирике М. Ю. Лермонтова : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Демиденко Елена Леонидовна. - Москва, 2005. - 24 с.

51. Дубнова, Н. В. Творчество М. Ю. Лермонтова в контексте евразийского диалога культур : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Дубнова Наталья Владимировна. - Москва, 2007. - 22 с.

52. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев в 2 т. Введенский ставропигиальный мужской монастырь. - Оптина Пустынь, - 2006. -2 т. - 704 с.

53. Дякина, А. А. Лермонтовские истоки / А. А. Дякина // Высшее образование в России. - 2004. - № 6. - С. 70-74.

54. Евлампиев, И. И. История русской философии / И. И. Евлампиев. - М. : Высш. шк., 2002. - 584 с.

55. Евчук, О. П. Метафизика поэтического слова М. Ю. Лермонтова в контексте евангельских архетипов и символов / О. П. Евчук // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XIX веков : Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : сб. научных трудов. Вып. 4. - Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского унта, 2005. - С. 181-189.

56. Евчук, О. П. Религиозно-философская концепция судьбы поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Пророк» / О. П. Евчук // Духовные начала русского искусства и образования. - Великий Новгород : Изд-во Новгородского гос. ун-та, 2007. - С. 177-181.

57. Егоров, И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции / И. А. Егоров // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С. 3-22.

58. Емельянова, Т. П. Образ человека в миросозерцании романтизма (Ф. Шлегель) / Т. П. Емельянова // Человек и культурно-историческая традиция. -

Тверь : Изд-во ТГУ, 1991. - С. 78-86.

59. Еремеев, А. Э. И. В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830) : монография / А. Э. Еремеев. - Омск : Омск. гос. пед. ин-т, 1996. - 130 с.

60. Ермоленко, С. И. «Не обвиняй меня, всесильный.». Анализ «Молитвы» (1829) М. Ю. Лермонтова / С. И. Ермоленко // Филологический класс. - 2013. -№ 2 (32). - С. 82-85.

61. Ермоленко, С. И. Поздняя лирика М. Ю. Лермонтова : движение к жанровому синтезу / С. И. Ермоленко // Лермонтовские чтения - Н. : материалы Всерос. науч. конф. «Дергачёвские чтения-2004». - Екатеринбург, 2004. - С. 2037.

62. Ефимов, И. Жемчужина страданья (Лермонтов глазами русских философов) / И. Ефимов // Звезда. -1991. - № 7. - С. 189-196.

63. Ефимова, С. Н. Записки и наброски М. Ю. Лермонтова, не ставшие записными книжками / С. Н. Ефимова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2014. - № 4. - С. 44-56.

64. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика /

B. М. Жирмунский. - СПб. : Axioma, 1996. - 231 с.

65. Журавлева, А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики / А. И. Журавлева. - М. : Прогресс-традиция, 2002. - 286 с.

66. Зайцева, И. А. «Наука души» («Герой нашего времени» и письма Гоголя 1840-х годов) / И. А. Зайцева // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2014. -№ 4. - С. 33-43.

67. Захаров, П. Я. Терпение как ментальное свойство русского народа: причина и следствие: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Захаров Павел Яковлевич. - Горно-Алтайск, 2007. - 19 с.

68. Зеньковский, В. В. М. Ю. Лермонтов / В. В. Зеньковский // Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов. - М. : Русский мир, 1999. - 288 с.

69. Зотов, С. Н. Художественное пространство - мир Лермонтова /

C. Н. Зотов. - Таганрог : Таганрогский пед. институт, 2001. - 322 с.

70. Зыкова, Е. П. Романтическое странствие как проклятие : путь в никуда / Е. П. Зыкова // Романтизм. Вечное странствие. Серия «Культура романтизма» -2005. - Вып. 3. - С. 51-73.

71. Зырянов, О. В. Фрагмент индивидуальной поэтической онтологии: концепт «покой» в лирике М. Ю. Лермонтова / О. В. Зырянов // Русская классическая словесность в этноконфессиональной перспективе. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. - С. 102-127.

72. Иванов, Вяч. И. Лермонтов / Вяч. И. Иванов // М. Ю. Лермонтов : pro et contra. - СПб. : РХГИ, 2002. - С. 846-862.

73. Ильин, В. Н. Печаль души младой (М. Ю. Лермонтов) / В. Н. Ильин // Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов. - М. : Русский мир, 1999. - 288 с.

74. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. - М. : Изд-во Оникс, 2008. - 640 с.

75. Кант, И. Антропология с парадигматической точки зрения / И. Кант // Человек : мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. - М. : Республика, 1995. - 528 с.

76. Канунова, Ф. З. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.) : монография / Ф. З. Канунова, И. А. Айзикова. -Новосибирск : Сибирский хронограф, 2001. - 303 с.

77. Карташова, И. В. Этюды о романтизме / И. В. Карташова. - Тверь : Тверской университет, 2002. - 191 с.

78. Кемеров, В. Е. Современный философский словарь / В. Е. Кемеров. -Лондон, 1998. - 1060 с.

79. Киселёва, И. А. О познавательно-ценностном подходе к творчеству М. Ю. Лермонтова : телеология текста / И. А. Киселёва // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - 2013. -№ 6. - С. 82-87.

80. Киселёва, И. А. Творчество М. Ю. Лермонтова как религиозно-философская система : монография / И. А. Киселёва. - М. : МГОУ, 2011. - 314 с.

81.Клитко, А. И. О методах и традициях романтизма / А. И. Клитко // Филологические науки. - 1965. - № 1. - С. 3-13.

82. Ковенько, А. А. Философско-правовые концептуализации свободы в Новое время / А. А. Ковенько, И. С. Бакланов // Приоритетные научные направления : от теории к практике. - 2015 - № 20 (2). - С. 71-74.

83. Коломак, А. И. Проблематизация феномена свободы в социально-философской традиции / А. И. Коломак // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2012. - № 1. - С. 98-102.

84. Комар, Н. Г. Проблема семьи в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» / Н. Г. Комар // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2015. - № 2. - Т. 157. - С. 115-123.

85. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 687 с.

86. Кормилов, С. Н. Поэзия М. Ю.Лермонтова / С. Н. Кормилов. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 128 с.

87. Кормилов, С. Н. Роман о преходящем и вечном. Социально-историческое и общечеловеческое в «Герое нашего времени» / С. Н. Кормилов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2014. - № 5. - С. 7-32.

88. Корнева, С. А. Некоторые аспекты рассмотрения проблемы свободы русскими религиозными философами конца XIX - первой половины ХХ веков (Н. А. Бердяев, Вл. Соловьев, Ф. М. Достоевский) / С. А. Корнева // Вестник МГТУ - 2010. - № 2. - С. 349-354.

89. Коровин, В. И. Поэты Пушкинской поры / В. И. Коровин. - М. : Просвещение, 1980. - 160 с.

90. Косяков, Г. В. Мироощущение бессмертной души в лирике М. Ю. Лермонтова / Г. В. Косяков // М. Ю. Лермонтов : художественная картина мира : сб. статей. - Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. - С. 32-38.

91. Косяков, Г. В. Проблема смерти и бессмертия в лирике М. Ю. Лермонтова : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Косяков Григорий Викторович. - Красноярск, 2000. - 21 с.

92. Котельников, В. А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах / В. А. Котельников // Русская литература. - 1994. - № 1. - С. 3-41.

93. Котельников, В. А. Язык Церкви и язык литературы / В. А. Котельников // Русская литература. - 1995. - № 1. - С. 5-26.

94. Котляревский, Н. А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения / Н. А. Котляревский. - М. : Центр гуманитарных инициатив, 2013.

- 235 с.

95. Кошелев, В. А. М. Ю. Лермонтов : историческая мифология. Исследования и материалы / В. А. Кошелев. - Великий Новгород - Тверь : Издательство Марины Батасовой, 2014. - 684 с.

96. Кошемчук, Т. А. «Я ищу свободы и покоя!» Образ желанного бытия в поэзии М. Ю. Лермонтова / Т. А. Кошемчук // Русская речь. - 2014. - № 5. - С. 1929.

97. Кошемчук, Т. А. Русская поэзия в контексте православной культуры / Т. А. Кошемчук. - СПб. : Наука, 2006. - 639 с.

98. Красикова, Е. В. Концепт «судьба» в космологии М. Ю. Лермонтова / Е. В. Красикова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2004. - № 5. - С. 104112.

99. Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя, П. Юдина. - М. : Государственное издательство политической литературы, 1954. - 703 с.

100. Кудрин, О. Величие неактуальности / О. Кудрин // Октябрь. - 2014. -№ 12.- С. 159-163.

101. Курганов, А. «... и стихи поэта Лермонтова!» (к 200-летию со дня рождения поэта) / А. Курганов // Литературная учёба. - 2015. - № 1. - С. 159-164.

102. Лебедев, Ю. Слово о Лермонтове / Ю. Лебедев // Знание - сила. - 2014.

- № 10. - С. 21-27.

103. Левицкий, С. А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий. - М. : Издательский дом «Канон», 1995. - 512 с.

104. Лекторский, В. А. Философия, познание, культура / В. А. Лекторский. -М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 384 с.

105. Лермонтов : Pro et contra / сост. В. М. Маркович, Г. Е. Потапова. - СПб. : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2002. - 1080 с.

106. Лермонтов : художественная картина мира : сборник статей. - Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. - 342 с.

107. Лермонтов в воспоминаниях современников / сост. М. Гиллельсон, О. Миллер. - М. : Худож. литература, 1989. - 672 с.

108. Лермонтов и православие : сб. ст. о творчестве М. Ю. Лермонтова / сост. В. А. Алексеев. - М. : Издательский дом «К единству!», 2010. - 510 с.

109. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. В. А. Мануйлова]. - Л. : Наука. Ленинградское отделение,

1979. - 1 т. - 655 с.

110. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. В. А. Мануйлова]. - Л. : Наука. Ленинградское отделение,

1980. - 2 т. - 575 с.

111. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. В. А. Мануйлова]. - Л. : Наука. Ленинградское отделение,

1980. - 3 т. - 623 с.

112. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. В. А. Мануйлова]. - Л. : Наука. Ленинградское отделение,

1981. - 4 т. - 591 с.

113. Лермонтов, М. Ю. Сочинения : Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. Проза. Письма / Михаил Юрьевич Лермонтов. - М. : Изд-во «Книжная палата», 2002. - 1200 с.

114. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - 784 с.

115. Липич, В. В. Пушкинская и лермонтовская разновидности русского

романтизма в их художественно-эстетическом своеобразии : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Липич Василий Васильевич. - Москва, 2006. - 40 с.

116. Литература и язык : энциклопедия. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. - 584 с.

117. Лихачев, Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев. - Л. : Наука, 1986. - 405 с.

118. Логиновская, Е. В. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» / Е. В. Логиновская. - М. : Худож. лит., 1977. - 120 с.

119. Ломинадзе, С. В. Поэтический мир Лермонтова / С. В. Ломинадзе. -М. : Современник, 1985. - 288 с.

120. Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю. М. Лотман. - М. : Изд-во «Азбука», 2015. - 416 с.

121. Лотман, Ю. М. М. Ю. Лермонтов «Расстались мы, но твой портрет.» / Ю. М. Лотман // Анализ поэтического текста. - Л. : Наука, 1972. - С. 169-179.

122. Лотман, Ю. М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова / Ю. М. Лотман // Лермонтовский сборник. - Л. : Наука, 1985. - С. 522.

123. Лотман, Ю. М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Избранные статьи : в 3 т. - Таллин : «Александр», 1992. - Т. 1. - 479 с.

124. Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова / Д. Е. Максимов. - М.-Л. : Наука, 1964. - 265 с.

125. Максимов, Д. Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова / Д. Е. Максимов // Русская литература. - 1964. - № 3. - С. 1-12.

126. Манн, Ю. В. Поэтика русского романтизма / Ю. В. Манн. - М. : Наука, 1976. - 375 с.

127. Манн, Ю. В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма / Ю. В. Манн. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 448 с.

128. Мануйлов, В. А. Михаил Юрьевич Лермонтов / В. А. Мануйлов. - Л. : Просвещение, 1976. - 175 с.

129. Марков, А. Н. Отношение Лермонтова к религии «Я, Матерь Божия,

ныне с молитвою.» / А. Н. Марков // Мера. - 1994. - № 3. - С. 28-53.

130. Мережковский, Д. С. М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества / Д. С. Мережковский // М. Ю. Лермонтов : pro et contra. - СПб. : РХГИ, 2002. - С. 348-386.

131. Мехтиев, В. Г. Духовная полемика с эстетическими идеями журналистики и романтизмом М. Ю. Лермонтова / В. Г. Мехтиев // Журнал «Маяк». - Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 2004. - 208 с.

132. Милованова, Т. С. Творческая личность М. Ю. Лермонтова в оценке философов русского космизма : В. С. Соловьева, Н. Ф. Федорова / Т. С. Милованова // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - № 3. - 2011. -С.172-177.

133. Милюгина, Е. Г. «Я - микрокосмос, искуснейший узор.» (Личность и концепции философов и художников Барокко и Романтизма) / Е. Г. Милюгина // Вестник РУДН. Сер. Литературоведение, журналистика. - 2001. - № 5. - С. 12-18.

134. Минералова, И. Г. Любовь, дом и семья в русской литературе / И. Г. Минералова // Темы русской классики. - М. : Век книги, 2002. - Вып. 2. -С. 27-73.

135. Митина, С. И. Мотивы создания философской автобиографии : культурпсихологический ракурс / С. И. Митина // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1 (9). - С. 47-49.

136. Михайлов, А. В. Эстетические идеи немецкого романтизма /

A. В. Михайлов // Эстетика немецких романтиков. - М. : Искусство, 1987. - С. 743.

137. Михайлов, В. Ф. Лермонтов : Один меж небом и землёй /

B. Ф. Михайлов. - М. : Молодая гвардия, 2013. - 618 с.

138. Михайлов, В. Ф. Михаил Лермонтов: роковое предчувствие / В. Ф. Михайлов. - М. : Эксмо : Алгоритм, 2011. - 464 с.

139. Михеев, Ю. Э. Возвращение в прошлое как момент диалектики характера в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» / Ю. Э. Михеев // Вестник

Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - 1996. - № 1. - С. 9395.

140. Москвин, Г. В. Первый период творчества М. Ю. Лермонтова (ранняя лирика) / Г. В. Москвин // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2014. -№ 3. - С. 107-115.

141. Моторин, А. В. Жребий Лермонтова / А. В. Моторин // Христианство и русская литература : сб. 3. - СПб. : Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, 1999. - С. 151-163.

142. Мочалов, В. Е. Рефлексия как основание педагогической деятельности: социально-философский анализ / В. Е. Мочалов, Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 2. - С. 110-114.

143. Муравьев, Д. П. Мотивы поэзии Лермонтова. Одиночество / Д. П. Муравьев // Лермонтовская энциклопедия. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1999. - С. 294-295.

144. Найдич, Э. Э. Лермонтов. Парус. / Э. Э. Найдич // Поэтический строй русской лирики. - Л. : Наука, 1973. - С. 122-134.

145. Никольский, С. А. Поэт и Демон: образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова / С. А. Никольский // Человек. - 2014. - № 6. - С. 148-157.

146. Никольский, С. А. Русское мировоззрение в поэзии и прозе М. Ю. Лермонтова / С. А. Никольский, В. П. Филомонов // Русское мировоззрение. Смысл и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVШ-середины XIX столетия. - М. : Прогресс-Традиция, 2008. - С. 200-233.

147. Ницше, Ф. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. - М. : Изд-во политической литературы, 1989. - 564 с.

148. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под ред. Ю. Д. Апресяна. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. - 552 с.

149. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1984. - 816 с.

150. Осанкина, В. А. Религиозные истоки эстетики и поэзии русского романтизма / В. А. Осанкина. - Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств,

2000. - 263 с.

151. Панченко, А. М. Парадоксы русской истории. / А. М. Панченко. - СПб. : Союз писателей Санкт-Петербурга, ООО «Журнал „Звезда"», 2012. - 504 с.

152. Пигулевский, В. О. Символ и ирония (Опыт характеристики романтического миросозерцания) / В. О. Пигулевский, Л. А. Мирская. -Кишинев : Штиинца, 1990. - 165 с.

153. Позднеева, С. П. Свобода бытия человека в русской религиозной философии / С. П. Позднеева // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2010. - Т. 10. - Вып. 4. - С. 31-35.

154. Преп. Иоанн Лествичник. Лествица / Преп. Иоанн Лествичник. - М. : Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - 366 с.

155. Пушкин, А. С. Стихотворения. / Александр Сергеевич Пушкин; [сост. Е. Жезлова]. - М. : Моск. рабочий, 1985. - 271 с.

156. Пушкин, А. С. Стихотворения. Романы и повести. «Евгений Онегин». Поэмы. Драматические произведения. «Руслан и Людмила». Сказки / Александр Сергеевич Пушкин. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001. - 792 с.

157. Радомская, Т. И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения / Т. И. Радомская. - М. : Совпадение, 2006. - 240 с.

158. Резник, Н. А. М. Ю. Лермонтов и его спутники : жизненные и творческие связи: дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01 / Резник Наталья Анатольевна. - Москва, 2004. - 509 с.

159. Ренов, Д. М. Проблемы «внутреннего человека» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» : автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Ренов Дмитрий Михайлович. - Тверь, 2006. - 23 с.

160. Рогощенков, И. К. «Демон» Лермонтова : метафизика гордости и смирения / И. К. Рогощенков // Духовные начала русского искусства и просвещения : материалы VIII Междунар. науч. конф. - Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. - С. 177-186.

161. Роднянская, И. Б. Демон ускользающий / И. Б. Роднянская //

М. Ю. Лермонтов : pro et contra. - СПб. : Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. - С. 766-791.

162. Розанов, В. В. «Вечно печальная дуэль» / В. В. Розанов. - М. : Современник, 1989. - С. 217-231.

163. Розанов, В. В. О писательстве и писателях / В. В. Розанов. - М. : Республика, 1995. - 734 с.

164. Романтизм. Вечное странствие / под ред. Н. А. Вишневской, Е. Ю. Сопрыкиной. - М. : Наука, 2005. - 402 с.

165. Рудакова, С. В. К проблеме изучения романтизма / С. В. Рудакова // Вестник Днепропетровского университета им. Альфреда Нобеля. Серия «Филологические науки». - 2013. - № 2 (6). - С. 65-69.

166. Рэнд, А. Романтический манифест : Философия литературы / А. Рэнд. -М. : Альпина Паблишер, 2011. - 199 с.

167. Савинков, С. В. Творческая логика Лермонтова / С. В. Савинков. -Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2004. - 288 с.

168. Сартр, Ж.-П. Тошнота : избр. произведения / Ж.-П. Сартр. - М. : Республика, 1994. - 496 с.

169. Сафонова-Телина, Т. Ф. Наш М. Ю. Лермонтов / Т. Ф. Сафонова-Телина. -Саранск : Республиканская типография «Красный октябрь», 2014. - 228 с.

170. Сахаров, В. И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. Очерки / В. И. Сахаров. - М. : ИМЛИ, 2004. - 255 с.

171. Сахарова, О. В. «Молитвы» М. Ю. Лермонтова в православно-богословском дискурсе / О. В. Сахарова // Вестник БГУ. - 2011. - № 10. - С. 195199.

172. Сахарова, О. В. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» в контексте святоотеческого учения о грехе и свободе / О. В. Сахарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 10. - С. 100-103.

173. Сахарова, Т. А. От философии существования к структурализму / Т. А. Сахарова. - М. : Наука, 1974. - 294 с.

174. Семенов, Л. Е. Христианство и романтизм : об эпохах развития

представлений о личности в европейской мысли / Л. Е. Семенов // Человек и культурно-историческая традиция. - Тверь : Изд-во Тверского ун-та, 1991. - С. 6675.

175. Сенькевич, Т. В. Романтизм М. Ю. Лермонтова и Янки Купалы : действительность - герой - идеал : монография / Т. В. Сенькевич. - Брест : Изд-во БрГУ, 2006. - 94 с.

176. Серман, И. З. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе 1836-1841 гг. / И. З. Серман. - М. : Изд-во РГГУ, 2003. - 226 с.

177. Скатов, Н. Н. Всеведенье пророка : к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова / Н. Н. Скатов // Вестник РАН. - 2014. - № 10. - С. 920-926.

178. Словарь русского языка : в 4-х т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - М. : Русский язык, 1984. - 4 т. - 794 с.

179. Смирнов, А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность / А. А. Смирнов. - М. : Наука, 2007. - 312 с.

180. Соколов, А. Н. К спорам о романтизме / А. Н. Соколов // Проблемы романтизма. - Вып. 1. - М. : Искусство, 1967. - С. 5-40.

181. Соловьев, В. С. Критика отвлеченных начал / В. С. Соловьев // Сочинения : в 2 т.; под ред. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. - М. : Мысль, 1988. - 1 т. - 892 с.

182. Соловьев, В. С. Лермонтов / В. С. Соловьев // Литературная критика. -М. : Современник, 1990. - 406 с.

183. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев // Сочинения : в 2 т.; под ред. Л.Кравца и др. - М. : Мысль, 1990. -1 т. - С. 47-548.

184. Соловьев, В. С. Три речи в память Достоевского. Сочинения : в 2 т. / В. С. Соловьев. - М. : Правда, 1990. - 2 т. - 735 с.

185. Соловьев, В. С. Три силы / В. С. Соловьев // Смысл любви. Избранные произведения. - Киев : Лыбидь, 1991. - 63 с.

186. Соловьева, Н. А. XIX век : романтическое сознание эпохи / Н. А. Соловьева // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 9. Филология. - 2001. - № 1. - С. 7-

187. Сорвина, М. Отважный певец несвершённого подвига / М. Сорвина // Знание - сила. - 2014. - № 10. - С. 36-41.

188.Соснина, Е. Л. М. Ю. Лермонтов и Шекспир. К проблеме генезиса художественного образа / Е. Л. Соснина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2014. - № 2(2). - С. 303-306.

189. Сохряков, Ю. И. Русская цивилизация : философия и литература / Ю. И. Сохряков. - М. : Институт русской цивилизации, 2010. - 714 с.

190. Султанов, К. К. Преодолевать отчуждение (Кавказский дискурс русской литературы) / К. К. Султанов // Литературоведческий журнал. - 2007. -№ 21. - С. 21-35.

191. Темница и свобода в художественном мире романтизма : коллект. монография; под ред. Н. А. Вишневской. - М. : ИМЛИ РАН, 2002. - 350 с.

192. Троицкий, В. Ю. Духовная составляющая словесности / В. Ю. Троицкий // Литература в школе. - 2010. - №2 5. - С. 5-10.

193. Троицкий, В. Ю. Поэзия тревожной мысли / В. Ю. Троицкий // Словесность в школе. - М. : Владос, 2000. - С. 189-203.

194. Удодов, Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы / Б. Т. Удодов. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1973. -702 с.

195. Уразаева, Т. Т. Лермонтов : «история души человеческой» / Т. Т. Уразаева. - Томск : Изд-во Томского государственного университета, 1995. -236 с.

196. Фесенко, Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя / Э. Я. Фесенко. - М. : Академический Проект, 2013. - 653 с.

197. Фольклор. Древнерусская литература. Русская литература XVIII века. М. Ю. Лермонтов. - М. : АСТ : Астрель; Владимир : ВКТ, 2011. - 430 с.

198. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 397 с.

199. Фролов, И. Т. Введение в философию / И. Т. Фролов. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М. : Республика, 2003. - 548 с.

200. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М. : АСТ, 1987. - 210 с.

201. Хабибуллина, А. З. Концепт «судьба» в межлитературном контексте /

A. З. Хабибуллина // Текст. Произведение. Читатель. - Прага : Научно-издательский центр «Социосфера». - 2014. - Вып. 36. - С. 204-210.

202. Хаецкая, Е. В. Лермонтов / Е. В. Хаецкая. - М. : Вече, 2011. - 480 с.

203. Хализев, В. Е. Ценностные ориентации русской классики. /

B. Е. Хализев. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2005. - 431 с.

204. Ходонен, Л. А. Сакральные топосы в поэзии М. Ю. Лермонтова / Л. А. Ходанен // М. Ю. Лермонтов: художественная картина мира : сб. статей. -Томск : Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. - С. 7-22.

205. Черная, Т. К. Поэтика художественно-индивидуальных систем в литературном процессе первой половины XIX века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) : дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Черная Татьяна Карповна. - Ставрополь, 2005. - 458 с.

206. Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения : в 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг. - М.: Мысль, 1987. - Т. 1. - 637 с.

207. Шеллинг, Ф. В. Й. Философия искусства / Ф. В. Й. Шеллинг; под общ. ред. М. Ф. Овсянникова. - М. : Мысль, 1999. - 607 с.

208. Шикина, А. Н. Культурфилософия русского романтизма / А. Н. Шикина // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 1. - С. 218-221.

209. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2 т. / Ф. Шлегель. - М. : Искусство, 1983. - 1 т. - 479 с.

210. Шульц, Г. Новалис сам о себе. / Пер. с нем. М. Бента / Г. Шульц. -Челябинск : Урал LTD, 1998. - 325 с.

211. Щеблыкин, И. П. Мир символов, пророчества и грез : Из цикла «Этюды о Лермонтове» / И. П. Щеблыкин // Литература в школе. - 2000. - № 4. -

C.30-37.

212. Щеблыкин, И. П. Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества / И. П. Щеблыкин. - М. : ООО «Торгово-издательский дом «Русское

слово - РС», 2000. - 167 с.

213. Щеблыкин, И. П. Страницы лермонтоведения : интерпретация, анализы, полемика / И. П. Щеблыкин. - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2003. - 139 с.

214. Щеблыкин, И. П. Эстетико-философский смысл творческого феномена М. Ю. Лермонтова / И. П. Щеблыкин // Лермонтовский выпуск № 7 : материалы междунар. научн. конф. «Изучение творчества М. Ю. Лермонтова на современном этапе». - Пенза : ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2004. - С. 4-13.

215. Щемелева, М. Л. Покой / М. Л. Щемелева // Лермонтовская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - С. 301-302.

216. Эйхенбаум, Б. М. Литературная позиция Лермонтова / Б. М. Эйхенбаум // Статьи о Лермонтове. - М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1961. - 372 с.

217. Эткинд, Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь / Е. Г. Эткинд. -СПб. : Изд-во «Искусство», 1998. - 446 с.

218. Гнедич, Н. И. Речь «О назначении поэта». Соревнователь просвещения и благотворения. - 1821. - Ч. XV. - С. 146. Режим доступа : http://az.lib.ru/ g/ gnedich_n_i/text_0200.shtml

219. Лермонтов, М. Ю. Желанье. Режим доступа : http://www.stiЫ-xix-xx-vekov.ru/ler95.html

220. Лермонтов, М. Ю. Слава / М.Ю.Лермонтов. Режим доступа : http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/ler343.html

221. Лермонтов, М. Ю. Элегия / М.Ю.Лермонтов. Режим доступа : http://www.sbornik-stihov.ru/lermontov405.html

222. Шувалов, С. В. Религия Лермонтова / С. В. Шувалов // Венок М. Ю. Лермонтову. - М., 1914. Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/vl-/vl- 1001-.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.