Культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как объекты музеефикации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат наук Такаракова, Евгения Олеговна
- Специальность ВАК РФ24.00.03
- Количество страниц 214
Оглавление диссертации кандидат наук Такаракова, Евгения Олеговна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основания исследования культурного наследия
1.1. Культурный ландшафт, как объект культурного наследия
1.2. Законодательно-правовые аспекты сохранения и развития
наследия
Глава II. Культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как объекты музеефикации
2.1. Культурное и природное наследие в культурных ландшафтах Онгудайского района
2.2. Процесс формирования музейной сети Онгудайского
района
Глава III. Музейно-парковые зоны как инновационный подход использования культурного ландшафта
3.1. Формирование музейно-парковой зоны «Туйук Туу», как форма презентации культурного ландшафта
3.2. Музейно-парковая зона «Куурчылу», как объект показа
культурного ландшафта села Боочи
Заключение
Список источников и использованной литературы
Список приложений
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Музейный туризм в Республике Алтай как форма актуализации культурного наследия2024 год, кандидат наук Туткушева Айсылу Ефимовна
Музеефикация особо охраняемых территорий историко-культурного значения в Республиках Южной Сибири: конец XX - начало XXI века2010 год, кандидат исторических наук Еремин, Леонид Валентинович
Музеефикация историко-культурного наследия шорцев2018 год, кандидат наук Родионов, Семён Григорьевич
Актуализация культурного наследия коренных народов в музеях Южной Сибири2013 год, кандидат наук Курьянова, Татьяна Сергеевна
Использование историко-культурных заповедников для охраны культурных ландшафтов в Российской Федерации2018 год, кандидат наук Цветнов Владимир Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как объекты музеефикации»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационного исследования определяется научным и практическим интересом к проблеме культурного ландшафта как культурному феномену. Понимание его сущности и устойчивого развития в современном мире расширилось от первоначальной экологической парадигмы до сложной диалектической системы, включающей культурно-исторические, экологические, социально-экономические и гуманитарно-культурологические ландшафты и их компоненты. Преобразования в культурной и экономической политике способствуют в наше время значительным изменениям роли культурного ландшафта как феномена культуры. Функциональные характеристики культурного ландшафта определяют его значение в практической сфере, выражаясь в образных и символических контекстах, которые создаются на значительном историческом отрезке времени.
В качестве предмета исследования было определено ландшафтное своеобразие Онгудайского района Республики Алтай. Мы представляем его как особый культурный «текст», где представлена система культурных и природных ценностей.
В рамках исследовательской работы под культурным ландшафтом Онгудайского района диссертант понимает объекты культурного наследия, сформировавшиеся на протяжении сравнительно долгого времени. Символические зоны и знаковые характеристики вносят в сформировавшийся культурный ландшафт все новые нюансы.
В соответствии с этим, в диссертации исследуются духовные и культурные локусы района и их роль в социуме. Проблема тесной связи ландшафта с задачами музеефикации культурного наследия, экономикой, маркетингом, развитием туризма также делает актуальной проблему исследования. Поэтому обращение к определению и исследованию культурных ландшафтов одного конкретного Онгудайского района Республики Алтай продиктовано необходимостью создания музейно-парковых зон туризма и других форм организации и использования культурных ландшафтов в природной среде, которые будут базисом для
актуализации наследия в рамках исследуемой территории со значительным количеством этнографических, археологических и природных памятников. Они также являются важным фактором в развитии культурной самоидентификации локальных сообществ, а в рамках туристических рекреационных зон рассматриваются как эффективный ресурс в вопросах продвижении и развития экологического и культурного туризма в регионе.
Степень научной разработанности" проблемы. В диссертационном исследовании автор опирается на обширную литературу, посвященную проблеме «культурный ландшафт», дискуссиям вокруг понимания его сущности, содержания, механизмам его востребованности в современном обществе. Содержание понятия изучается рядом гуманитарных наук, в связи с чем можно утверждать, что исследуемая проблема рассматривается в рамках комплексного и междисциплинарного подходов. В отечественной и зарубежной науке термин «культурный ландшафт» изучался такими исследователями, как А. Гумбольдт, С. Тян-Шанский, Л. С. Берг, П. Н. Савицкий, Д. С. Лихачев, Ю. А. Веденин, А. В. Любичанковский, В. Л. Каганский, Е. Ю. Колбовский и многие другие, которые «культурный ландшафт» определяют как деятельность человека, сливающуюся в единое гармоническое целое в «визуально воспринимаемую, эстетически оцениваемую красоту окружающего».
Термин «культурный ландшафт» изучался и в рамках географической науки. Ф. Н. Мильков, А. Г. Исаченко и другие придерживаются мнения, что термин «культурный ландшафт» есть культура природопользования с высокой экологической и экономической эффективностью.
С позиций ландшафтоведения термин «культурный ландшафт» рассматривают В. В. Докучаев, определяющий «культурный ландшафт» как природно-территориальный комплекс любого уровня, и Е. Ю. Колбовский, который считает, что «культурный ландшафт» - отражение пространственных реалий жизни социума. Эмоциональное восприятие культурного ландшафта анализирует в своих работах П. В. Симонов.
Значительный вклад в разработку теории культурного ландшафта и изучение практики его реализации внес НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева в Санкт-Петербурге. Культурологическое обоснование понятия «культурный ландшафт» рассматривается в трудах Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой, Р. Ф. Туровского и других. Под этим термином они понимают совместное произведение человека и природы, систему материальных и духовных ценностей с высокой экологической, исторической и культурологической информативностью.
Важным источником информации для культурологического анализа и оценки объектов культурного наследия явились этнографические материалы отечественных ученых: В. И. Вербицкого, Г. Н. Потанина, Н. М. Ядринцева, Л. В. Потапова, А. В. Любичанковского, В. А. Тишкова и др. Проблемы использования и сохранности культурных ландшафтов и объектов культурного наследия в своих трудах рассматривают региональные исследователи, среди которых: А. С. Суразаков, А. И. Мартынов, Р. М. Еркинова, В. П. Ойношев, Э. А. Белекова, И. А. Жерносенко. Из них, например, Н. А. Тадина понимает под культурным ландшафтом священные места алтайцев, и в своих исследованиях отдает приоритет внутриэтнической коммуникации и экологии.
На фоне анализа вопросов по культурному ландшафту необходимо отметить, что значительная часть региональных ученых анализируют также такие феномены, как «культурное наследие», «священные места», «природные памятники», и наряду с этим рассматривают проблемы их сохранения.
По вопросам сохранения и презентации объектов культурного наследия, в том числе проектирования музейного пространства особый интерес представляют труды В. П. Грицкевича, П. В. Боярского, А. Н. Дьячкова, А. М. Кулемзина, Т. Ю. Юреневой, А. И. Михайловской, М. А. Заславского, К. И. Рождественского, Т. П. Полякова, М. Б. Гнедовского и др.
В целом модель культурного ландшафта практически не рассматривается в региональных исследованиях, что позволяет в настоящем исследовании подойти к
данной проблеме понимания, сохранения и использования объектов культурного наследия с позиций взаимообусловленности культурологии и ландшафтоведения.
Проблема настоящего исследования связана не только с недостаточной разработанностью поднимаемых в диссертации вопросов, но и с необходимостью выявления практических возможностей и формирования концептуальных основ музеефикации как единого культурного ландшафта сложной совокупности природных объектов, имеющих сакральную сущность, и разновременных и разнообразных по характеру памятников историко-культурного наследия.
Объект исследования - культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай.
Предметом настоящего исследования выступают музейно-парковые зоны как формы музеефикации культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай.
Цель исследования заключается в выявлении специфичных культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай с точки зрения определения их потенциала как объектов музеефикации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать методологические и теоретические подходы изучения феномена «культурный ландшафт»;
- проанализировать региональную законодательно-правовую базу в области охраны объектов культурного наследия;
- исследовать потенциал культурных ландшафтов Онгудайского района Республики Алтай и рассмотреть процесс их формирования;
- рассмотреть проблемы взаимоотношения культурного ландшафта и современного туризма;
- исследовать возможности создания музейно-парковых зон как совокупности ландшафтных культурно-исторических комплексов и её включение в туристическую сферу региона.
Методологическая база исследования. Специализированность отдельных наук, их направленность на рассмотрение определенных аспектов проблемы
сохранения, развития и использования культурного ландшафта делают необходимым использование междисциплинарного подхода, базирующегося на культурологической и музееведческой методологии.
В исследовании дефиниции «культурный ландшафт» заложен системный подход (М. С. Каган, Э. Б. Тайлор, Л. Уайт и др.). Для определения специфики культурного ландшафта Онгудайского района использовался метод аналогий.
В рамках деятельностного подхода культурный ландшафт рассматривается как совокупность определенных технологий, определяющих содержательные моменты культурного наследия (И. В. Злобин, П. Д. Коган и др.).
Также при написании диссертационного исследования автором использовались следующие методы: описательный и исторический методы, представляющие наследие в рамках исторической науки в качестве хронологической упорядоченности событий всемирной или отечественной истории. Описательный метод был необходим при разработке морфологии структуры культурного ландшафта Онгудайского района Республики Алтай.
При отборе полевых материалов применялись методы экспедиционной работы: фотофиксация и интервьюирование.
Источниковая база исследования. Источниковая база исследования представлена законодательными актами по вопросам сохранения и презентации культурного ландшафта международного, федерального и регионального уровней: документы научного архива Автономного учреждения Республики Алтай «Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай»; документы из электронной краеведческой базы МО «Онгудайский район» Республики Алтай; материалы из библиотеки природного парка «Уч-Энмек» и Центральной библиотеки МО «Онгудайский район» Республики Алтай, а также материалы научных экспедиций, алтайских краеведов, публицистические работы, связанные с различными аспектами культурного ландшафта Онгудайского района.
В научной работе также использовались печатные и электронные материалы зарубежных, отечественных и региональных исследователей. В
частности использовался официальный сайт Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева: http://heritage-institute.ru/.
Исследованы фонды Национального музея Республики Алтай им. А. В. Анохина, фонд краеведческого музея села Кулада при администрации сельского поселения «Куладинский». Их анализ представил диссертанту возможность оценить современное состояние культурных ландшафтов Онгудайского района и позволил выявить направления развития культурной политики района.
Важным источником для написания научной работы явились полевые экспедиции. Объектами их изучения были комплекс памятников древности, к числу таковых относятся наскальные рисунки Калбак-Таш, гора Хрустальная и окружающий её культурный ландшафт, петроглифы Бичикту-Боом и другие в Каракольской долине, Туектинские, Башадарские, Шибинские курганы и культурный ландшафт у с. Озерное. А также памятники природы: перевалы «Семинский» и «Чике-Таман» с символами - священными деревьями; священные источники «Дьыду суу», «Талду», «Текпенектин суузы»; священные горы: г. «Кызыл Кодьогор», г. «Сойок», урочище «Ак-Кобы» и др. С точки зрения формирования культурного ландшафта и степени его сохранности автором диссертационного исследования в течение 2007-2010 и 2011-2012 годов собран значительный массив этнографических материалов в селах Каракол, Боочи, Талда, Кулада и др., которые легли в основу настоящего диссертационного исследования.
Хронологические рамки исследования охватывают период первой трети XVII века по настоящее время. Выбор данных хронологических границ обусловлен временем образования районного центра села Онгудай (1626 г.) и современным состоянием территории социокультурных комплексов.
Территориальные рамки исследования - современная административная территория Онгудайского района Республики Алтай.
Научная новизна работы. Впервые рассматриваются культурные ландшафты Онгудайского района Республики Алтай как потенциальные объекты
музеефикации с выявлением их содержательных и структурных компонентов, определяющих возможности их использования в качестве туристско-рекреационных зон;
- выявлена совокупность и взаимосвязи материальных и знаковых компонентов культурного ландшафта района;
- выявлены лакуны в законодательно-правовой базе по проблеме сохранения и музеефикации объектов культурного наследия Республики Алтай;
- представлены прогнозные характеристики культурного развития региона и практическое предложение концепции по созданию музейно-парковых зон на территории Онгудайского района.
Положения, выносимые на защиту:
1. Культурный ландшафт Онгудайского района - это комплекс, включающий особенности природной среды (ландшафт), недвижимые объекты, объекты культурного наследия и памятники нематериальной культуры, которые являются духовным, культурным, социальным и экономическим ресурсом регионального сообщества и России в целом.
2. Культурный ландшафт формируется исторически в различных макро и микро комплексах как естественно оформленное единство природной среды, её объектов, наделенных мифологической сущностью и памятниками культурного наследия.
3. Важным научным и практическим средством музеефикации культурного ландшафта является создание музейно-парковых зон на территории Онгудайского района Республики Алтай, которые рассматриваются как наиболее приемлемая и перспективная форма сохранения культурного потенциала, позволяющая музеефицировать как отдельные памятники, так и фрагментарно реконструировать историко-культурный ландшафт на основе органического соединения ландшафта, недвижимых памятников материального наследия и движимых памятников духовного наследия.
4. Разработанная и предложенная модель создания музейно-парковых зон является оптимальным вариантом музеефикации историко-культурного
потенциала, отдельных культурно-ландшафтных зон Онгудайского района в Каракольской, Туектинской долинах, в районах с. Озерное, с. Иня и в других более 20 территорий.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные результаты исследования служат решению теоретических проблем в области охраны и использования объектов культурного наследия. В частности - концептуальному обоснованию рассмотрения культурного ландшафта как единого комплекса разнородных природных и историко-культурных компонентов, подлежащих в целях сохранения и рекреационно-туристического использования музеефикации на основе предлагаемой модели создания музейно-парковой зоны.
Практическая значимость работы. Выводы и положения исследования могут быть использованы региональными властями, музейными работниками при разработке проектов музеефикации объектов культурного наследия, создании музейно-парковых зон, в том числе в научно-исследовательских целях. Поскольку Онгудайский район Горного Алтая типологически во многих отношениях можно считать эталонным, данное исследование может по аналогии послужить методическим руководством для практики музеефикации в других районах территории. Содержательная часть исследования может быть востребована при изучении региональной истории и в туристической издательской деятельности.
Апробация результатов исследования. Теоретические выводы научного исследования прошли апробацию на студенческих научных конференциях (20052009 гг.), а также на научно-практических конференциях молодых ученых Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (2009-2012 гг.). В том числе в докладах: международная научно-практическая конференция «Музейное дело и туризм» (г. Улан-Удэ, 2007 г.); Международная научная конференция «Музеи и культурно-познавательный туризм» (г. Улан-Удэ, 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Современная деятельность музеев и объекты историко-культурного наследия в культурном пространстве
Байкальского региона» (г. Улан-Удэ, 2008 г.); Международная конференция «Народы Внутренней Азии: исторические судьбы и современность» (г. Улан-Удэ, 2008 г.); Международная музеологическая школа «Музеи и наследие: проблемы сохранения, научного описания и презентации» (г. Улан-Удэ, 2010 г.); Региональная культурная программа «Реставрация шаманских бубнов УХШ-Х1Х вв.» (г. Горно-Алтайск, 2010 г.); Международная научно-практическая конференция «Культура как ресурс социально-экономического развития. Байкальские встречи - VII» (г. Улан-Удэ, 2010 г.); Межрегиональная конференция с международным участием «Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных народов Саяно-Алтая» (г. Кызыл, 2011 г.); Межрегиональная научно - практическая конференция «Развитие городских поселений Байкало - Азиатского региона» (г. Улан-Удэ, 2011 г.); Международная научно-практическая конференция, посвященная 330 - летию Даурской духовной миссии «Православие в азиатско - тихоокеанском регионе» (г. Улан-Удэ, 2011 г.); «Новые исследования Тувы» (г. Кызыл, 2013 г.); «Анохинские чтения» (г. Горно-Алтайск, 2013 г.); Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарной науки» (г. Челябинск, 2013 г.). Статьи в научных сборниках и материалах конференций: Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендуемых ВАК РФ:
1. Такаракова, Е. О. Традиции и новации в культурном ландшафте города Горно-Алтайск / Е. О. Такаракова // Мир, науки, культуры, образования. -Горно-Алтайск, 2012. - С. 404-406.
2. Такаракова, Е. О. Музей под открытым небом как форма презентации культурного ландшафта (на примере Онгудайского района Республики Алтай) / Е. О. Такаракова // Мир, науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 492-494.
3. Такаракова, Е. О. Традиция как форма этики в сакральном ландшафте (на примере Онгудайского района Республики Алтай) // Мир, науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2014. - С. ?-?.
Статьи в научных сборниках и материалах конференций:
4. Такаракова, Е. О. Национальный женский костюм в традиционной культуре алтайцев / Е. О. Такаракова // Сборник научных и творческих работ студентов ФГОУ ВПО ВСГАКИ. - Улан-Удэ, 2008. - С. 92-96.
5. Такаракова, Е. О. Православные храмы на Алтае / Е. О. Такаракова // Православие в азиатско-тихоокеанском регионе : материалы междунар. научно-практич. конф., посвященное 330 - летию Даурской духовной миссии. - Улан-Удэ, 2011.-С. 160-164.
6. Такаракова, Е. О. Культурно-исторический процесс формирования музея в Горном Алтае / Е. О. Такаракова // Культура как ресурс социально-экономического развития : материалы междунар. науч. конф., 1-2 июля 2010 г., г. Улан-Удэ - оз. Байкал : Байкальские встречи - VII. - Улан-Удэ, 2010. - С. 614-621.
7. Такаракова, Е. О. Современный культурный ландшафт г. Горно-Алтайск - столицы Республики Алтай / Е. О. Такаракова // 3-ая межрегиональная научно-практич. конф., «Развитие городских поселений Байкало-Азиатского региона», посвященной 345-летию города Верхнеудинск (Улан-Удэ). - Улан-Удэ, 2011.-С. 179-187.
8. Такаракова, Е. О. Символика в алтайском традиционном костюме / Е. О. Такаракова // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая : материалы Ш-ей межрегиональной конф., - Кызыл, 2011. - С. 134-137.
9. Такаракова, Е. О. Особенности сохранения археологического наследия Онгудайского района Республики Алтай / Е. О. Такаракова / Е. О. Такаракова // Вест. Восточно-Сибирской государ. акад. культ.и искусств. - Улан-Удэ, 2011.-№1(1).-С. 195-199.
10. Такаракова, Е. О. Проблемы преобразования исторических достояний плато Укок/ Е. О. Такаракова // Вест. Восточно-Сибирской государ. акад. культ.и искусств. - Улан-Удэ, 2012. - №2(3). - С. 92-95.
11. Такаракова, Е. О. Проектирование музея типа «ин ситу» в Каракольской долине Онгудайского района Республики Алтай / Е. О. Такаракова // Анохинские чтения. - Горно-Алтайск, 2013. - С. 160-164.
12. Такаракова, Е. О. Национальный праздник «Эл-Ойын», как один из аспектов культурного ландшафта Республики Алтай / Е. О. Такаракова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. — Челябинск, 2013. — С. 132-135.
13. Такаракова, Е. О. Проблема историко-культурного потенциала и возможность его использования в культурном туризме Республики Алтай / Е. О. Такаракова // Научные исследования Тувы. - №2. - 2013. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http/www.new-tuva.info/journal/issue_l 8/62574акагакоуа.Ы:т 1.
Структура диссертации определяется концепцией, целью и задачами исследования, включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение, список источников и использованной литературы, приложение.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования культурного наследия
1.1. Культурный ландшафт как объект культурного наследия
Термин культурный ландшафт многогранен и междисциплинарен, его изучением занимаются культурологи, географы, историки, этнографы, лингвисты и многие другие. Изучение культурного ландшафта в рамках культурологической науки на региональном и локальном уровнях необходимо. Данное обстоятельство вызвано тем, что в отечественной науке существует проблема анализа феномена культурный ландшафт в связи с множеством его трактовок. Таким образом, сегодня складывается определенная структура развития отечественной науки, где выделен особый раздел - культурный ландшафт, формирующийся на стыке комплексного и междисциплинарного методов и подходов. Изучение этого термина как специфического объекта обращает нас к генезису понятия ландшафт в целом и позволяет выделить истоки различных подходов.
Термин «ландшафт» в силу своего холического потенциала получил широкое распространение в различных областях знания [162, с. 120]. Впервые был употреблен германскими монахами при переводе Евангелия девятого века и соответствовал библейскому понятию «земля обетованная» [105, с. 55-56]. Согласно Библии, Бог сказал Моисею, что приведёт евреев в «землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд» [43]. Ещё тогда земля определялась как обжитая и освоенная этносом. [15, с. 321-322]. Позже термин «ландшафт» модифицировался в административно-территориальное понятие, а уже к XVII веку входит в профессиональный оборот художников как синоним пейзажа [173, с. 116-122]. По этому поводу приведем в качестве примера мнение доктора Беатти, который в своем трактате: «Истина, поэзия и музыка», написанном ещё в конце прошлого столетия, отмечает: «Горная Шотландия производит весьма грустное впечатление; там тянутся бесконечные цепи гор, покрытых темным вереском; небо часто омрачено тучами; узкие долины почти необитаемы жителями и окружены со всех сторон обрывами, с которых мчатся потоки шумных рек...» [186]. Иной образ этой же территории возникает у Д. С.
Лихачева: «В пейзажах Шотландии, в Хайланде, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Это почти обнаженная поэзия. И не случайно там родилась одна из лучших мировых поэзий - английская «озерная школа». Горы, поднявшие к себе на свои мощные склоны луга, пастбища, овец, а вслед за ними и людей, внушают какое-то особое доверие...» [186]. В Европе ландшафт воспринимается как синоним пейзажа, при этом никаких сложностей в терминологической трактовке не возникает, потому как такое восприятие исходит с момента самого начального истолкования термина. В отечественной науке сложности заключаются в многообразии трактовок, делении на несколько групп и видов ландшафта. Исходя из вышеизложенного, исследователь данной работы приходит к выводу, что пейзаж можно выделить как субъективно-объективное понятие, которое обозначает внешний облик ландшафта. Это более эмоциональное и обиходное понятие, и, соответственно, менее научное, чем понятие «ландшафт». Более схоже этот термин трактовал А. Гумбольт, который понимал под ландшафтом «визуально воспринимаемую и эстетически оцениваемую красоту окружающего».
Дальнейшее развитие термин «ландшафт» получает в исследованиях С. Тян-Шанского, A.A. Крубера, П.Н. Савицкого и др.
Чуть позже термин «ландшафт» зарождается в недрах географической науки. По мнению большинства современных исследователей, данный термин заимствован из немецкого языка. В научную литературу термин был введен в 1805 году немецким географом А. Гоммейером, понимавшим ландшафт как сочетание нескольких местностей, видимых из одной точки и находящихся между определенными частями земной поверхности [25]. В отечественную науку понятие «ландшафт» внес Л.С. Берг, который отметил, что «географический ландшафт есть такая совокупность, или группировка, предметов и явлений, в которой особенности рельефа, климата, вод, почвенного покрова и растительного покрова, животного мира, а также до известной степени деятельности человека сливаются в единое гармоническое, типически повторяющееся на протяжении данной зоны Земли» [13, с. 5]. Из этой дефиниции следует, что термин
«ландшафт» находится в тесной связи с деятельностью человека, с окружающей средой, где происходят активные преобразования природного ландшафта.
Ниже приведем несколько примеров концепций развития термина «ландшафт» с точки зрения научных школ.
Первая научная школа - немецкая национальная школа, которая обратила внимание на характер и способ изучения связей социума и территории. Согласно Г. Гердеру, ландшафт - выражение и отражение отношений между коллективной жизнью народа и географической средой, Родиной. Поэтому отношения ландшафта и населяющего его сообщества неразрывны, наполнены жизнью и постоянным взаимообменом.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
История музейного дела в Республике Алтай: 1918–20092010 год, кандидат исторических наук Белекова, Эмилия Алексеевна
Музейный парк как форма презентации археологического наследия2011 год, кандидат культурологии Дробышев, Андрей Николаевич
Комплексный музей-заповедник на основе археологического памятника как тип современного музея2016 год, кандидат наук Каплунов, Валерий Александрович
Актуализация историко-культурного наследия тувинцев музейными средствами: на материалах традиционного костюма2018 год, кандидат наук Ондар, Аниела Борисовна
Сохранение, использование и государственная охрана археологического наследия Южного Урала во второй половине XIX - начале XXI вв.2010 год, доктор исторических наук Минеева, Иляна Маратовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Такаракова, Евгения Олеговна, 2014 год
Список источников и использованной литературы
1. Алимова, Н. А. Наследие А. А. Мансурова и его значение в музейной теории / Н. А. Алимова // Собор лиц: сборник статей / под ред.: М. Б. Пиотровского, А. А. Никоновой. - Санкт - Петербург. - 2006. - С. 97-109.
2. Алякина, К. В. Провинциальный музей как «культурное гнездо»: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Алякина Катерина Владимировна. - Самара, 2002.-189 с.
3. Амфилохиева, Е. В. Изобразительное искусство: полная энциклопедия / Е. В. Амфилохиева. - Москва:Эксмо. - 2010. - 256 с.
4. Андреев, В. М. Археологический объект как эстетический объект / В. М. Андреев // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6 (43). - С. 494-496.
5. Андреева, Е. В. Культурное наследие как ядро культурной памяти и его роль в сохранении духовной целостности Российской цивилизации: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Андреева Екатерина Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2007. - 22 с.
6. Андреева, Л. Д. О звуковом маркировании культурного ландшафта и пространства этнокультуры [Электронный ресурс] / Л. Д. Андреева // Культурный ландшафт как объект наследия / под ред.: Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. -Электрон.дан. - Москва: Институт Наследия; Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004.— 620 с. - Режим доступа: http://kak.znate.ru/docs/index-21580.html?page=13. - Загл. с экрана.
7. Анферова, Н. С. Исследование пространства в контексте культурно-антропологического подхода: терминологический анализ / Н. С. Анферова // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие / отв. ред. Т. М. Красовская. - Москва: Географический фак. МГУ, 2009. - С. 62-65.
8. Археологический парк как форма сохранения, изучения и популяризации археологического наследия [Электронный ресурс] // Археологическое общество Псковской области: сайт. - Электрон.дан. - Псков, 2012-2014. - Режим доступа: http://arheologpskov.ru/index.php/truvorovo-gorodishche/шuzeeflkatsiya/forma-muzeeflkacii. - Загл. с экрана.
9. Бакиева, О. А. Изучение семиотики народного костюма как способ формирования этнокультурной компетенции учащихся / О. А. Бакиева // Культурологические исследования в Сибири. - 2008. - № 3. - С. 99-104.
10. Белеков, И. И. Природное и культурное разнообразие - основа устойчивого развития Республики Алтай / И. И. Белеков // Родник: приложение к газете «АлтайдынЧолмоны». - 2005. - 8 сент. - С. 5.
11. Белекова, Э. А. Историко-культурное наследие народов Горного Алтая в музеях Республики Алтай и их состояние / Э. А. Белекова // Немецкие исследователи на Алтае, посвященной 170-летию со дня рождения В. В. Радлова: материалы научной конференции с международным участием. - Горно-Алтайск, 2007.-С. 156-160.
12. Белекова, Э. А. История музейного дела в Республике Алтай (1918 -2009 г.г.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Белекова Эмилия Алексеевна. -Барнаул, 2010. - 255 с.
13. Берг, Л. С. Географические зоны Советского Союза / Л. С. Берг. - 3-е изд. - Москва: Географгиз, 1947. - 397 с.
14. Болдырева, Н. Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: биографические повествования / Н. Ф. Болдырева. - Челябинск: Урал, 1995. - 400 с.
15. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. Т. 16 Крещение Господне -Ласточковые / председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов; отв. ред. С. Л. Кравец. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2010.-751 с.
16. В селе Инегень Онгудайского района Республики Горный Алтай появился первый музей снежного барса [Электронный ресурс] // Земля Мастеров. Территория дружбы, сотрудничества и обмена опытом: сайт. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: http://zema.su/blog/v-sele-inegen-ongudaiskogo-raiona-respubliki-gornyí-altai-poyavilsya-pervyi-muzei-snezlшogo-bar - Загл. с экрана.
17. Веденин, Ю. А. Культурный ландшафт как категория наследия / Ю. А. Веденин, М. Е. Кулешова // Культурный ландшафт как объект наследия / под ред.:
Ю. А. Веденина, М. Е. Кулешовой. - Москва: Институт Наследия; Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004. - С. 13-36.
18. Веденин, Ю. А. Роль географической науки в изучении, сохранении и актуализации наследия/ Ю. А. Веденин // Культурный ландшафт России и устойчивое развитие / отв. ред. Т. М. Красовская. - Москва: Географический фак. МГУ, 2009.-С. 17-23.
19. Веденин, Ю. А. Современные проблемы сохранения наследия: культурное и природное наследие в региональной политике / Ю. А. Веденин // Культурное и природное наследие в региональной политике: тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. - Ставрополь: Ставропольский государственный университет, 1997. - С. 4-9.
20. Верх Уймон - музей старообрядчества [Электронный ресурс] // Автомобилем по Горному Алтаю: каталог статей. - Электрон.дан. - [Б. м.], 20092014. - Режим доступа: http://galt-auto.ru/publ/266-l-0-537. - Загл. с экрана.
21. Воробьева, Е. А. Культурный ландшафт как фактор бытийности пространства культуры: на примере этнической картины мира эвенков Восточного Забайкалья: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Воробьева Елена Анатольевна. - Чита, 2007. - 152 с.
22. Вострикова, Т. П. Музей Пермских древностей: опыт реализации музейного проекта / Т. П. Вострикова, Ю. В. Глазырина // Вестник Пермского университета. - 2010. - Вып. 2 (14). - С. 109-115.
23. Гаврилов, М. В. Музеефикация дольменов Северо-Западного Кавказа в контексте формирования законодательной базы сохранения культурного наследия России (первая четверть ХУШ-начало XXI вв.): дис. ... канд. культурологи: 24.00.03 / Гаврилов Михаил Викторович. - Краснодар, 2005. - 242 с.
24. Голованов, А. И. Ландшафтоведение / А. И. Голованов, Е. С. Кожанов, Ю. И. Сухарев. - Москва: Колос, 2007. - 216 с.
25. Горелова, Ю. Р. Возможности ландшафтного подхода при исследовании культурного пространства города [Электронный ресурс] / Ю. Р.
Горелов // Российский институт культурологии: неофициальный сайт Российского института культурологии. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2004. - Режим доступа: http://www.riku.ru/confs/vrem_cul/GorelTxt.htm/. - Загл. с экрана.
26. Горы мира - глобальный приоритет: вклад в гл. 13 повестки дня на XXI век / под ред.: Б. Мессерли, Дж. Д. Айвз; ред. рус.изд. Ю. П. Баденков, В. М. Котляков. - Москва: Ноосфера, 1999. - 453 с.
27. Гребенникова, Н. С. Вселенная мифа: учебное пособие / Н. С. Гребенникова. - Горно-Алтайск, 2004. - 448 с.
28. Гребенникова, Н. С. Мифология как хранитель смыслов этнической культуры и исток художественно-поэтического сознания/ Н. С. Гребенникова // Актуальные проблемы этнической культуры и религиозной толерантности коренных народов русского и Монгольского Алтая. - Горно-Алтайск, 2007. - С. 80-84.
29. Гребенникова, Н. С. Эстетика и поэтика природы в живописи В. Чукуева / Н. С. Гребенникова // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: материалы VIII международной конференции. - Горно-Алтайск, 2007. - Т. I. - С. 276-278.
30. Гуревич, П. С. Человек и культура / П. С. Гуревич. - Москва: Дрофа. -1998.-78 с.
31. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов [Электронный ресурс]: принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года // Организация Объединенных наций: сайт. -Электрон.дан. - Москва, 2014. - Режим дocтyпa:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.sht mi. - Загл. с экрана.
32. Джумантаева, Т. А. Проект модели стратегии сохранения культурного наследия Полоцка, который определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Полоцка [Электронный ресурс] / Т. А. Джумантаева // Нацыянальны Полацю псторыка-культурны музей-запаведнж:
сайт. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2007-2014. - Режим доступа: http://www.polotskmuzey.vitebsk.by/pdf/Strategr.pdf. - Загл. с экрана.
33. Докучаев, В. В. Русский чернозём: популярный очерк / В. В. Докучаев //Новь. - 1885. - Вып. 18. - С. 194-215.
34. Дробышев, А. Н. Музейный парк как форма презентации археологического наследия: дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Дробышев Андрей Николаевич. - Кемерово, 2011. - 289 с.
35. Дульянинов, А. Г. Феномен сакрального в контексте туристического нарратива [Электронный ресурс] А. Г. Дульянинов // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 19 (Т. 2). - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/57699563.pdf. - Загл. с экрана.
36. Елин, В. Н. К изучению петроглифов в Каракольской долине / В. Н. Елин // Горный Алтай: история, современность, перспективы: материалы региональной научной конференции (15-17 октября 2003 г.) / отв. ред. М. И. Паклин. - Горно-Алтайск, 2003. - С. 259 - 263.
37. Еремин, Л. В. Музеефикация особо охраняемых территорий историко-культурного значения в республиках Южной Сибири (конец XX - начало XXI века): дис. ... канд. ист. наук: 24.00.03 / Еремин Леонид Валентинович. - Томск, 2010.-256 с.
38. Еремин, Л. В. Правовая основа организации охраны историко-культурного наследия в республиках Южной Сибири [Электронный ресурс] / Л. В. Еремин // ЮРИСТЛИБ: юридическая электронная библиотека. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2008-2012. - Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_7782.html. - Загл. с экрана.
39. Еркинова, Р. М. Плато Укок: проблемы музеефикации // Родник: приложение к газете «АлтайдынЧолмоны». - 2005. - 24 нояб. - С. 2.
40. Жерносенко, И. А. История православия на Алтае: на основе http://www.altai.eparhia.ru / И. А. Жерносенко // Священными тропами Алтая: учебно - методич. пособие по подготовке гидов - экскурсоводов / ред. И. А. Жерносенко. - Горно - Алтайск, Барнаул, 2008. - С. 164-181.
41. Жерносенко, И. А. Культуротворческие школы Каракольской долины. Поиск. Эксперимент. Опыт / И. А. Жерносенко. - Барнаул: Мастер-Принт, 2006. -154 с.
42. Заславец, Н. Н. Информационное обеспечение музейной экспозиции: на примере Государственного исторического музея [Электронный ресурс]: дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Заславец Наталия Николаевна. - Санкт-Петербург, 2008. - 190 с. // сИз8егСа1 - электронная библиотека диссертаций. - Электрон.дан. -Санкт-Петербург, 2014. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/informatsionnoe-obespechenie-muzeinoi-kspozitsii-na-primere-gosudarstvennogo-istoricheskogo. - Загл. с экрана.
43. Земля обетованная [Электронный ресурс] // Викисловарь: многоязычный открытый словарь. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: http://ru.wiktionary.org/wiki. - Загл. с экрана.
44. Иванова, А. Концепция культурного ландшафта в исследовании и репрезентации фольклора/ А. Иванова // Экология культуры. - 2006. - № 2. - С. 10 -23.
45. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. -Ленинград: Лениздат, 1987. - 206 с.
46. Иконникова, С. Н. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века / С. Н. Иконникова // 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 18 мая 2001 г. -Санкт - Петербург, 2001. - С. 42-51.
47. Ильина, О. Истоки зодчества Горного Алтая / О. Ильина. - Горно-Алтайск, 2012.-111 с.
48. Интерактивные технологии в музее [Электронный адрес] // А8СКЕЕМ: сайт. - Электрон.дан. - Санкт-Петербург, 2001-2013. - Режим доступа: http://www.ascreen.ra/projects/type/more.php?id=32. - Загл. с экрана.
49. Иркитова, А. А. Таныспай Боксурович Шинжин: к 70 - летию со дня рождения / А. А. Иркитова. - Горно-Алтайск, 2007. - 24 с.
50. Исаченко, А. Г. Ландшафтоведенне и физико-географическое районирование / А. Г. Исаченко. - Москва: Высшая школа, 1991. - 365 с.
51. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — Санкт - Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 414 с.
52. Каганский, В. Л. Культурный ландшафт: основные концепции в российской географии / В. Каганский [Электронный ресурс] / В. Л. Каганский // Обсерватория культуры. - 2009. - № 1. - Режим доступа: http://www.intelros.m/intelros/reiting/reyting_09/material_sofiy/7853-kulturnyj-landshaft-osnovnye-koncepcii-v-rossijskoj-geografii.html. - Загл. с экрана.
53. Каганский, В. Л. Ландшафт и культура / В. Л. Каганский // Общественные науки и современность. - 1997. - № 1. - С. 134-145.
54. Казагачева, 3. С. Алтайские героические сказания «Очи - Бала», «Кан - Алтын»: аспекты текстологии и перевода / 3. С. Казагачева. - Горно - Алтайск, 2002. - 352 с.
55. Калюжный, В. Н. От мифологического пространства Кассирера к пространствам современной культурологии [Электронный ресурс] / В. Н. Калюжный // Paradigma: журнал сравнительной философии. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: http://paradigma.narod.ru/02/kalyuzhny.html. - Загл. с экрана.
56. Кандаракова, Е. П. Материальная культура алтайцев / Е. П. Кандаракова, В. И. Соенов. - Горно-Алтайск, 1994. - 32 с.
57. Каулен, М. Е. Научные основы музеефикации нематериальных и средовых объектов в контексте музееведения / М. Е. Каулен // Вестник Московского государственного института культуры. - 2006. - № 4 (16). - С. 61-65.
58. Клешев, В. А. Народная религия алтайцев: вчера, сегодня / В. А. Клешев. - Горно-Алтайск, 2011. - 245 с.
59. Колбовский, Е. Ю. Ландшафтное планирование: учебное пособие для студентов вузов / Е. Ю. Колбовский. - Москва: Академия, 2008. - 336 с.
60. Колбовский, Е. Ю. Проблемы охраны культурного наследия в связи с развитием ландшафтного планирования в России / Е. Ю. Колбовский //
Культурные ландшафты России и устойчивое развитие / отв. ред. Т. М. Красовская. - Москва: Географический фак. МГУ, 2009. - С. 51-58.
61. Комарова, О. С. Монументальная пластика в городской среде Барнаула Х1Х-ХХ столетий [Электронный ресурс]: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Комарова Ольга Сергеевна. - Барнаул, 2004. - 284 с. // сИз8егСа1 - электронная библиотека диссертаций. - Электрон.дан. - Санкт-Петербург, 2014. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/monumentalnaya-plastika-v-gorodskoi-srede-Ьагпаи1а-х1х-хх-з1о1еШ. - Загл. с экрана.
62. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.constitution.ru/. - Загл. с экрана.
63. Кочеев, В. А. Свод древнетюркских рунических памятников Горного Алтая / В. А. Кочеев. - Горно-Алтайск: Агентство культурно - исторического наследия, 2006. - 52 с.
64. Красовская, Т. М. Культурные ландшафты и устойчивое развитие / Т. М. Красовская // Культурные ландшафты России и устойчивое развитие / отв. ред. Т. М. Красовская. - Москва: Географический фак. МГУ, 2009. - С. 11-16.
65. Кто есть кто в Республике Алтай: справочно - биографич. издание.-Горно - Алтайск: ИП «Альтернатива», 1998. - 304 с.
66. Кубарев, В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая /В. Д. Кубарев; отв. ред. Е. И. Деревянко. - Новосибирск: Наука, 1984. - 230 с.
67. Кубарев, В. Д. Памятники Каракольской культуры Алтая / В. Д. Кубарев. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2009. -264 с.
68. Кудачинова, М. С. Сокровенное слово народа / М. С. Кудачинова. -Горно-Алтайск, 2005. - 118 с.
69. Кузьмина, Л. А. Священные скалы в системе культурных ландшафтов Якутии [Электронный ресурс] / Л. А. Кузьмина // КИБЕРЛЕНИНКА: научная электронная библиотека. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа:
http://cyberleninka.m/article/n/svyaschennye-skaly-v-sisteme-kulturnyh-landshaftov-yakutii. - Загл. с экрана.
70. Кулешова, М. Е. Сакральные культурные ландшафты в контексте Севильской стратегии по биосферным резерватам: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / М. Е. Кулешова // Arctic Centre: сайт. - Электрон.дан. -Finland, 2014. - Режим доступа: http://www.arcticcentre.org/loader.aspx?id=2c56463b-88e9-4fcc-b5a3-6eaee4b04f92. -Загл. с экрана.
71. Курьянова, Т. С. Информационные технологии для сохранения и презентации нематериального культурного наследия народов Южной Сибири [Электронный ресурс] / Т. С. Курьянова // Кижи: государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. - Электрон.дан. -Петрозаводск, 2014. - Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/library/adit-2012-t/902.html. - Загл. с экрана.
72. Кыдыев, В. Э. Кожого Таш: Каменные изваяния Алтайских гор / В. Э. Кыдыев. - Горно-Алтайск: Изд-во «Ак-Чечек», 2007. - 167 с.
73. Кыдыев, С. Солнцеголовые божества Каракола / С. Кыдыев. - Горно-Алтайск: Изд-во «Ак-Чечек», 2010. - 48 с.
74. Лихачев, Д. С. Декларация прав культуры и её международное значение: статьи из сборника «Университетские встречи» / Д. С. Лихачев // Наука и жизнь. - 2006. - № 2. - С. 23-37.
75. Лихачев, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. - Москва: Искусство, 2000. - 440 с.
76. Любичанковский, А. В. Проблема понимания культурных ландшафтов в современной отечественной науке / А. В. Любичанковский // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2007. - № 10. - С. 28-34.
77. Мазенкова, А. А. Культурное наследие как, самоорганизующаяся система: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Мазенкова Анна Алексевна. -Тюмень, 2009.- 151 с.
78. Мазуров, Ю. JI. Формирование современной системы управления наследия в мире [Электронный ресурс] / Ю. JI. Мазуров // Национальный центр опеки наследия. - Электрон.дан. - Москва, 2005-2014. - Режим доступа: http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=689228. - Загл. с экрана.
79. Макарова, И. И. Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации [Электронный ресурс]: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Макарова Ирина Игоревна. - Москва, 2011. - 207 с. // disserCat - электронная библиотека диссертаций. - Электрон.дан. -Санкт-Петербург, 2014. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rossiiskii-khudozhestvennyi-muzei-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve-strategii-kommu. - Загл. с экрана.
80. Макошев, А. П. Онгудайский район / А. П. Макошев, И. Н. Апенышева // Республика Алтай: краткая энциклопедия. - Новосибирск: Изд - во «Арта», 2001. - С. 234 - 235.
81. Малеева, Ю. М. [Электронный ресурс] / М. Ю. Малеева // ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»: официальный сайт. - Электрон.дан. - Кириллов, 1924-2014. - Режим доступа: http://www.kirmuseum.ru/issue/guide/detail.php?ID=3035. - Загл. с экрана.
82. Мамонтов, С. П. Основы культурологии / С. П. Мамонтов. - 2-е изд., доп. - Москва: Изд-во РОУ, 1996. - 272 с.
83. Мамыев, Д. И. Значение сакральных территорий в национальной культуре Алтая / Д. И. Мамыев, Н. И. Токова // Единое культурное пространство Большого Алтая. - Барнаул, 2008. - С. 101-108.
84. Марийский этнографический музей под открытым небом [Электронный ресурс] // В ОТПУСК.РУ. - Электрон.дан. - Москва, 1999-2014. -Режим доступа: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID= 12832. - Загл. с экрана.
85. Мармилова, В. О. Сохранение культурного наследия в Нижнем Поволжье в конце XX - начале XXI в.: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Мармилова Валерия Олеговна. - Астрахань, 2008. - 176 с.
86. Мартынов, А. И. Искусство скифо-сибирского мира [Электронный ресурс] / А. И. Мартынов // исЬеЬткьлУБ: библиотека учебников на русском языке. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2013-2014. - Режим доступа: http://uchebniki.ws/12980416/kulturologiya/iskusstvo_skifo-sibirskogo_mira. - Загл. с экрана.
87. Мартынов, А. И. Макро - и микроприродная среда как культурообразующий фактор в археологические периоды / А. И. Мартынов // Культура как система в историческом контексте: опыт Западносибирских археолого-этнографических совещаний: материалы XV международной Западносибирской археолого-этнографической конференции. - Томск: Аграф-Пресс, 2010.-С. 73-75.
88. Мартынов, А. И. Музеефикация памятников историко-культурного наследия и исторических мест - проблема национальная / А. И. Мартынов // II Северный археологический конгресс (Ханты-Мансийск, 24-30 сентября 2006 г.): тезисы докладов. - Екатеринбург; Ханты-Мансийск, 2006. - С. 278-280.
89. Мартынов, А. И. О ландшафтном подходе в охране археологического наследия Южной Сибири / А. И. Мартынов // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 1998. - С. 16-18.
90. Мастеница, Е. Н. Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» / Е. Н. Мастеница // Музей и туризм: подготовка кадров. Опыт и перспективы. - Санкт - Петербург: Санкт -Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2005. - С. 2838.
91. Мастеница, Е. Н. Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники» [Электронный ресурс] / Е. Н. Мастеница // Музеология. Культурология. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2013-2014.
Режим доступа:
http://www.bvahan.com/museologypro/muzeevedenie.азр?П2г=5&с_1ех1=24. - Загл. с экрана.
92. Маточкин, Е. П. Преемственность художественного наследия в изобразительном искусстве Горного Алтая / Е. П. Маточкин // «Г. И. Чорос-Гуркин и современность», «Оносские чтения 2010», посвященные 140-летию со дня рождения Г. И. Чорос-Гуркина (14-15 июня 2010 г.): материалы научно-практических конференций. - Горно-Алтайск, 2010. - С. 121-125.
93. Матюшин, Г. Н. Археологический словарь / Г. Н. Матюшин. -Москва: Просвещение, 1996. - 304 с.
94. Мильков, Ф. Н. Человек и ландшафты: очерки антропогенного ландшафтоведения / Ф. Н. Мильков. - Москва: Мысль, 1973. - 224 с.
95. Митыпова, Г. С. Интеграция традиционной культуры в современное культурное и религиозное пространство/ Г. С. Митыпова // Поддержка и развитие культуры и искусства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: материалы конференции (16-19 августа 2010 г.). - Улан-Удэ: Издательство АУ РБ «Республиканский информационный центр», 2010. - С. 5060.
96. Мифопоэтическое пространство в музыке ТанДуна [Электронный ресурс] // Contrabanda.com. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: http://contrabanda.com.ua/mifopoeticheskoe-prostranstvo-v-muzyke-tan-duna/. - Загл. с экрана.
97. Молчанова, О. Т. Топонимический словарь Горного Алтая / О. Т. Молчанова. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1979. - 397 с.
98. Морару, Т. П. Культурное наследие и механизм его освоения: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 17.00.0 / Морару Тамара Павловна. - Москва, 1991.-16 с.
99. Музеи как центры образования XXI века. - Минск, 2012.- 180 с.
100. Мы, собравшись, постановили [Электронный ресурс] // Меняющийся музей в меняющемся мире: сайт. - Электрон.дан. - Москва, 2001-2014. - Режим доступа: http://museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/16769/18644/diary/. - Загл. с экрана.
101. Наева, А. И. Алтайский обрядовый фольклор: специфика жанра / А. И. Наева. - Барнаул: Арктика, 2011. - 125 с.
102. Национальные парки и заповедники Израиля [Электронный ресурс] // Prichal.ru. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2000-2014. - Режим доступа: http://www.prichal.com/phpnuke/book/export/html/130. - Загл. с экрана.
103. Наше наследие [Электронный ресурс] // ВООПИиК: центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: портал.
- Электрон.дан. - Москва, 2010-2014. - Режим доступа http://www.voopik.ru/our-heritage/. - Загл. с экрана.
104. Некоторые проблемы комплексной правовой охраны нематериального историко-культурного наследия и имплементация положений Конвенции Юнеско об охране нематериального культурного наследия 2003 года [Электронный ресурс]. - Режим flocryna:http://lmowledge.allbest.ri^aw/2c0b65635b3ac68a5c53b88521206c36_0.html.
- Загл. с экрана.
105. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / под ред.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. - Москва, 2003. - Т. 9 (2). - 528 с.
106. Ногон Шумаров [Электронный ресурс] // Дом Солнца: информационное агентство. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2002-2014. - Режим доступа http://www.sunhome.ru/audio/nogon_shumarov.html. - Загл. с экрана.
107. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Электрон.поиск. прогр. - [Б. м.], 1997-2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140609/. - Загл. с экрана.
108. О водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах рек, находящихся на территории муниципального образования «Онгудайский район»: положение от 16.06.2004 № 14-10 // Архив муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай.
109. О законодательной инициативе Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по внесению в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: постановление Гос. собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 9 дек. 2005 г. № 35 - 18 // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru.- Загл. с экрана.
110. О передаче сельским поселениям объектов культурно-исторического наследия: решение совета депутатов Онгудайского района Республики Алтай от 21 февр. 2007 № 31-3 // Архив муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай.
111. О республиканской целевой программе «Культура Республики Алтай (2008-2010 годы) [Электронный ресурс]: закон Респ. Алтай от 1 окт. 2008 г. № 100-РЗ // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск. прогр. -Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru. - Загл. с экрана.
112. О республиканской целевой программе «Обеспечение экологической безопасности в Республике Алтай на 2009-2015 года» [Электронный ресурс]: закон Респ. Алтай 1 окт. 2008 г. № 98-РЗ // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru. - Загл. с экрана.
113. О состоянии исполнения Федерального закона «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]: постановление Президиума Гос. собрания - Эл Курултай республики Алтай от 27 июня 2002 г. № 86 // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru/. - Загл. с экрана.
114. О сохранении и развитии сакральных мест Республики Алтай: постановление Правительства Республики Алтай от 20 июня 2012 г. № 161 // Звезда Алтая. - 2012. — 5 июля.
115. О стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года [Электронный ресурс]: закон Респ. Алтай от 25 сент. 2008
г. № 83-P3 // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск, прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru/. - Загл. с экрана.
116. О ходе исполнения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части утилизации отходов по Республике Алтай [Электронный ресурс]: постановление Гос. собрания Эл Курултай Респ. Алтай от 28 нояб. 2002 г. № 7-47 // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru/. - Загл. с экрана.
117. О ходе исполнения Федерального Закона «Об охране окружающей среды» в части утилизации отходов по Республике Алтай» [Электронный ресурс] : постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 28.11. 2002. - № 7-47 // Региональное законодательство. Республика Алтай: официальный сайт. - Режим доступа: http://altai.regionz.ru/. - Загл. с экрана.
118. Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай [Электронный ресурс]: закон Республики Алтай от 29 июня 1994 г. № 4-2 // Право: сайт. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document\view/l2732253/. - Загл. с экрана.
119. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. — Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru/. - Загл. с экрана
120. Об охране объектов культурного наследия в Республике Алтай [Электронный ресурс]: закон Республики Алтай от 16 сентября 2003 № 14-16 // Нормативно-правовые акты Российской Федерации: официальный сайт / Министерство юстиции Российской Федерации. - Электрон.дан. - Москва, 2014.
Режим доступа:
http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/legislation_RF/index.php?do4=document&id4=08b4a fl d-f751 -465a-b53c-ff766607a62f. - Загл. с экрана.
121. Образ жизни и мир первобытного [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alekseyvorobjev-fan.ru/books/ov-marina/obraz-zhizni-i-byt-pervo. - Загл. с экрана.
122. Окладникова, Е. А. Сакральные ландшафты и петроглифы (Забайкалье и Верхнее Приамурье) [Электронный ресурс] // Homo Eurasicus -Человек Евразийский. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: http://homo.eurasicus.land.ru/sbornik2010/okladnikova2.htm. - Загл. с экрана.
123. Опарина, Р. В. Мир заповедной природы Алтая / Р. В.Опарина. -Горно-Алтайск: Барнаул, 2009. - 156 с.
124. Организационно - методический центр МБУК «Онгудайская Центральная Межпоселенческая библиотека»: электронная краеведческая база данных. - Онгудай. - 2013.
125. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://base.garant.ru/104540/. - Загл. с экрана.
126. Палеева, О. JI. Обмен культурными ценностями: сущность и механизмы [Электронный ресурс]: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Палеева Оксана Леонидовна. - Москва, 2011. - 159 с. // disserCat - электронная библиотека диссертаций. - Электрон.дан. - Санкт-Петербург, 2014. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/obmenkulturnymitsennostyami-sushchnost-i-mekhanizmy. - Загл. с экрана.
127. Палкина, Р. А. Алтайская литература [Электронный ресурс] / Р. А. Палкина // Энциклопедия Сибири. - Электрон.дан. - Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2014. - Режим доступа: http://russiasib.ru/altajskaya-literatura/. - Загл. с экрана.
128. Петешева, К. Древние курганы Алтая / К. Петешева. - Горно-Алтайск, 1998.-128 с.
129. Пиянтинова, К. Ээлукайчы - элининкуйагы, коручылы: кайчы, чорчокчиТабарЧачияковтынчыкканынан ала 85 1ылдыгын эзедип / К. Пиянтинова // Алт. Чолмоны. - 2008. - 29 июля. - С. 6.
130. Покровская, А. Музей под открытым небом [Электронный ресурс] / А. Покровская // Огни Кузбасса. - Электрон.журн. - Кемерово, 2007-2014. - Режим доступа: http://ognikuzbassa.ru/category-literary-seminar-in-yurga/781 -аппа-pokrovskaya-muzej-pod-otkrytym-nebom. - Загл. с экрана.
131. Положение о сохранении и использовании историко-культурного наследия Республики Алтай [Электронный ресурс]: постановление Гос. Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 20.06.1996 № 14-34 // Республика Алтай: портал. - Режим доступа: http://altaj.news-city.info/docs/sistemsa/ doc_ieypbz.htm. -Загл. с экрана.
132. Положение о статусе памятников природы районного значения, находящихся на территории Онгудайского района: прил. к решению сессии район. Совета депутатов от 16 июня 2004 № 14-10 // Архив муниципального образования «Онгудайский район Республики Алтай.
133. Положение отдела по земельным и имущественным отношениям администрации муниципального образования «Онгудайский район»: утв. Постановлением Главы района от 7 апр. 2006 г. № 86. // Архив муниципального образования «Онгудайский район» Республики Алтай.
134. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы [Электронный ресурс] // Works.doklad.ru. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2014. - Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/RXhXxSuDjCE.html. - Загл. с экрана.
135. Природно-хозяйственный парк «Аргут» [Электронный ресурс] // Информационно-научно-образовательные ресурсы Горно-Алтайского государственного университета. - Электрон.дан. - Горно-Алтайск, 2014. - Режим доступа: http://e-lib.gasu.rU/eposobia/oparin/text/p4.3.html. - Загл. с экрана.
136. Проблемы сохранения, использования и охраны культурного и природного наследия при реализации проектов и программ развития Сибири и
Дальнего Востока: сборник материалов Всероссийской конференции / под ред. Г. В. Майера. - Томск: Томский государственный университет, 2008. - 270 с.
137. Пшеничная, С. В. Концептуальная модель музея в современной отечественной музееологии [Электронный ресурс] / С. В. Пшеничная // Исаакиевский собор: государственный музей-памятник. - Электрон.дан. - Санкт-Петербург, 2009-2014. - Режим доступа: http://www.isaac.spb.ru/digest/num9/pshen. - Загл. с экрана.
138. Пюрвеев, Д. Б. Архитектура мироздания / Д. Б. Пюрвеев. - Москва: ПКЦ Альтекс, 2006. - 312 с.
139. Рагулина, М. В. Классическая концепция культурного ландшафта Карла Зауэра: история и современность / М. В. Рагулина // Известия Иркутского государственного университета. - 2013. -№ 1. - С. 174-182.
140. Рагулина, М. В. Концепции культуры и культурный ландшафт [Электронный ресурс] / М. В. Рагулина // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-7-2012/сикигеЛ^иНпа^£ - Загл. с экрана.
141. Рагулина, М. В. Культурный ландшафт и сотворчество человека и природы/ М. В. Рагулина // География и природные ресурсы. - 2007. - С. 88 - 95.
142. Региональный компонент деятельности современного музея [Электронный ресурс] // Важский край. Источниковедение, история, культура: исследования и материалы. - Электрон.дан. - Вельск: Вельский исторический музей, 2004. - Вып. 2. - С. 139 - 151. - Режим дocтyпa:http://www.bvahan.com/museologypro/docs/regkomp_museum.do. - Загл. с экрана.
143. Рекомендация, определяющая принципы археологических раскопок [Электронный ресурс]: принята Генер. конф. ЮНЕСКО на девятой сессии (Нью-Дели, 5 дек. 1956 г.) // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. -Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru/. - Загл. с экрана
144. Республика Алтай. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы: проблемы и перспективы устойчивого развития горных территорий Российской Федерации на примере Республики Алтай / Институт устойчивого развития Обществ, палаты Рос. Федерации; Центр эколог.политики России. -Москва, 2011.-80 с.
145. Республика Алтай: краткая энциклопедия. - Новосибирск: Изд-во «Арта», 2010.-366 с.
146. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология. XX век: антология / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. - Москва: Юрист, 1995.-С. 69-104
147. Романова, Н. В. Востребованность культурного наследия малых городов России (на примере города Мурома Владимирской области): автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Романова Наталья Васильевна. — Москва, 2007. - 24 с.
148. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. / Рос.ин-т культурологии МК РФ и РАН; редкол.: В. Л. Янин [и др.]. - Москва: Прогресс; РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - Т. 2. - 434 с.
149. Русинова, Е. Звук рисует пространство [Электронный ресурс] / Е. Русинова // Киноведческие записки. - Электрон.дан. - Москва, 2014. - Режим доступа: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/233/. - Загл. с экрана.
150. Савостина, Е. А. Сакральное пространство и погребальный обряд боспорских гробниц [Электронный ресурс] / Е. А. Савостина // Исследования в области балтославянской духовной культуры. - Электрон.дан. - Москва, 1990. - С. 237-248. - Режим доступа http://www.kladina.narod.ru/savostina2/savostina2.htm. -Загл. с экрана.
151. Сакральное пространство [Электронный ресурс] // Солнечный ветер: сайт. - Электрон.дан. - Санкт-Петербург, 2014. - Режим доступа: http://www.solwi.ru/bel.htm. - Загл. с экрана.
152. Самые первые мосты в истории [Электронный ресурс] // Samogo.Ne: справочно-энциклопедический портал. - Электрон.дан. - [Б. м.], 2010-2013. -Режим доступа: http://samogo.net/articles.php?id=1528. - Загл. с экрана.
153. Сапанжа, О. С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Сапанжа Ольга Сергеевна. - Санкт - Петербург, 2005. - 217 с.
154. Сборник законодательства Республики Алтай: док. 14-ой (30 сент. 2011 г.) сессии пятого созыва Гос. Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, док. Заседаний ПравительстваРесп. Алтай. № 81 (87). - Горно-Алтайск, 2011. -445 с.
155. Священные горы Каракольской долины (левобережная часть) / А. И. Мартынов, А. В. Базайченко, Э. П. Дворников, Н. А. Мамыева, Е. С. Штанов. -Кемерово, 2013. - 188 с.
156. Симонов, П. В. Что такое эмоция? / П. В. Симонов — Москва: Наука, 1966.-94 с.
157. Скифская культура [Электронный ресурс] // Сеть культуротворческих школ Каракольской долины. - Электрон.дан. - Республика Алтай, 2014. - Режим доступа: http://www.cultural-school.ru/index.files/Page860.htm. - Загл. с экрана.
158. Смирнова, К. В. Памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны. Мемориальные комплексы 1960-70-х гг.: проблема исторической и художественной ценности [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы теории и истории искусства: конференция. - Режим доступа: http://www.actual-art.org/en/k2010-2/st2010/95-ri 18-20/214-pamyatniki-velikoj-otechestvennoj-vojny.html. - Загл. с экрана.
159. Соенов, В. И. Археологический словарь горного Алтая / В. И. Соенов. - Горно-Алтайск, 1993. - 95 с.
160. Соенов, В. И. Петроглифы Горного Алтая гунно-сарматского времени / В. И. Соенов // Древности Алтая. - 2003. - № 10. - С. 100-103.
161. Соколов, Д. Тонкие миры Алтая / Д. Соколов // АлтайдынЧолмоны. -2009.- 19 март.-С. 13.
162. Соколова, А. А. Еще раз про ландшафт, культурную географию, этнокультурное и лингволандшафтоведение / А. А. Соколова // Вестник Санкт -Петербургского государственного университета. - 2011. - Вып. 1. - С. 114-123.
163. Среднесрочный план социально-экономического развития муниципального образования «Онгудайский район» на 2008-2012 годы от 29 нояб. 2007 г. № 11. - Онгудай, 2007. - 64 с.
164. Степанова, М. Н. Природно-культурный ландшафт Байкальского региона как основа развития массового туризма / М. Н. Степанова // Культура как ресурс социально-экономического развития: материалы междунар. науч. конф., 12 июля 2010 г. г. Улан-Удэ - оз. Байкал. Байкальские встречи - VII / науч. ред.: Н. Б. Дашиева, И. С. Цыремпилова. - Улан-Удэ: Изд.- полигр. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. - С. 679-689.
165. Ступы - символы просветления [Электронный ресурс] // Буддизм России: журнал. - Электрон.журн. - Режим доступа http://www.buddhismofrussia.ru/Journals/buddhism-of-russia-31.pdf. - Загл. с экрана.
166. Табаев, Д. И. Чуйский тракт / Д. И. Табаев. - Горно-Алтайск, 1975. - 78
с.
167. Такаракова, Е. О. Национальный праздник «Эл-Ойын», как один из аспектов культурного ландшафта Республики Алтай / Е. О. Такаракова // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. - Челябинск: Уральская Академия, 2013. - С. 132-134.
168. Тарунов, А. М. Наследие народов Российской Федерации: проблемы государственной охраны памятников истории и культуры / гл. ред. А. М. Тарунов. - Москва: НИИЦентр, 2006. -№4(18). - 66 с.
169. Техника Музеям, Архивам и Библиотекам [Электронный ресурс] // Современные Музейные Технологии: сайт. - Электрон.дан. - Москва, 2009-2014. -Режим доступа: http://www.temus.rU/catalogue/show/id/4. - Загл. с экрана.
170. Ткачук, JI. Т. Проблемы взаимодействия организаций культуры и туризма на региональном уровне / Л. Т. Ткачук // Вестник Московского государственного института культуры. - 2010. - 5 (37). - С. 140 — 144.
171. Торум Маа - этнографический музей под открытым небом [Электронный ресурс] // Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа»: официальный сайт. - Электрон.дан. - Ханты-Мансийск, 2014. - Режим доступа: http://torummaa.ru/. - Загл. с экрана.
172. Труевцева, О. Н. Роль музеев Сибири в сохранении культурного наследия коренных малочисленных народов / О. Н. Труевцева // Культура как ресурс социально-экономического развития: материалы междунар. науч. конф. (12 июля 2010 г. г. Улан-Удэ). Байкальские встречи - VII / науч. ред.: Н. Б. Дашиева, И. С. Цыремпилова. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2010. - С. 455-463.
173. Тютюнник, Ю. Г. О происхождении и первоначальном значении слова «ландшафт» / Ю. Г. Тютюнник // Известия РАН. Сер. География. - 2004. - № 4. -С. 116-122.
174. Устав государственного учреждения «Каракольский природный парк «Уч-Энмек» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Электрон.поиск. прогр. - Москва, 2003-2014. - Режим доступа: http://www.garant.ru/. - Загл. с экрана.
175. Хохолков, В. Ф. Учитель пения, этнограф / В. Ф. Хохолков // Композитор А. В. Анохин. Сказания об Алтае. - Горно-Алтайск, 1989. - С. 8-13.
176. Храмой, А. В. Информационный ресурс культурного туризма в музее-заповеднике «Несвиж» / А. В. Храмой // Сохранение Всемирного наследия в контексте новых глобальных вызовов (21-24 ноября 2012 г.): материалы Второго регионального семинара государств СНГ с международным участием. - Минск, 2012.-С. 82-87.
177. Цыденова, С. Э. Художественный музей как музеефикатор советской культуры (на материале художественного музея им. Ц. Сампилова): дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Цыденова Сэсэг Эрдынеевна. - Улан-Удэ, 2006. - 176 с.
178. Чекрыжова, О. И. Образ человека в искусстве каракольской культуры / О. И. Чекрыжова // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая: сборник научных статей / под ред. Н. Ф. Степановой. - Барнаул, 2006.-С. 130-137.
179. Шишкина, А. А. Культурный ландшафт как система ценности экологического сознания: автореф. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Шишкина Анастасия Андреевна. - Ижевск, 2012. - 18 с.
180. Шишкина, А. А. Культурный ландшафт: основные концепции / А. А. Шишкина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2011. - № 1 (21).-С. 151-157.
181. Шляхтина, Л. М. Образовательная миссия музея XXI века: региональный аспект / Л. М. Шляхтина, Е. Н. Мастеница // Хранители наследия. — 2003.-Вып. 1.-С. 23-26.
182. Эдоков, В. И. Алтайский орнамент / В. И. Эдоков. - Горно-Алтайск, 1971.-40 с.
183. Эдоков, В. И. Возвращение мастера / В. И. Эдоков. - Горно-Алтайск, 1994. -238 с.
184. Юренева, Т. Ю. Музееведение: учебник для высшей школы / Т. Ю. Юренева. - 4-е изд., исправ. и доп. - Москва: Академический проект; Альма -Матер, 2007. - 560 с.
185. Ябыштаев, Т. С. «Bamiyjep» как священный ландшафт в мировоззрении алтайцев / Т. С. Ябыштаев // Материалы XIII студенческой научно-практической конференции. - Горно-Алтайск: Горно - Алтайский государственный университет, 2007. - С. 77-78.
186. Ямашкин, А. А. Природное и историческое наследие культурного ландшафта Мордовии [Электронный ресурс] // Pandia.ru: энциклопедия знаний. — Электрон.дан. - [Б. м.], 2009-2014. - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/347/71587.php. - Загл. с экрана.
187. Янеке, К. Музеи как центры образования в XXI веке: практическое пособие / К. Янеке, А. Сташкевич. - Минск, 2012. - 180 с.
Информаторы
188. Быйбыева (Абакаева) Зинаида Давыдовна, 1949 г.р. Республика Алтай, Онгудайский район, с. Боочи, организатор-методист.
189. Еркинова Римма Михайловна, 1957 г.р., заместитель директора Национального музея Республики Алтай им. A.B. Анохина.
190. Малчиев Константин Федорович 1951 г.р., заслуженный работник культуры Российской Федерации, основатель школы хореографии в Онгудайском районе Республики Алтай.
191. Мандаева Елена Тёлёсёвна, 1954 г.р., Республика Алтай, Онгудайский район с. Кулада, организатор методист.
192. Мандаева Елизавета Байзымовна, 1964 г.р., Республика Алтай, Онгудайский район с. Онгудай; методист МБУК «Онгудайская центральная межпоселенческая библиотека».
193. Мартынов Анатолий Иванович, 1933 г.р., заслуженный деятель науки Российской Федерации. Академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор Кемеровского государсвтенного университета.
194. Ойношев Василий Петрович, 1960 г.р., Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, кандидат филологических наук, директор АУ РА «Агентство по культурно-историческому наследию Республики Алтай».
195. Такараков Олег Павлович, 1960 г.р. Республика Алтай, Онгудайский район, с. Боочи.
196. Такаракова Эркелей Байзымовна, 1962 г.р. Республика Алтай, Онгудайский район, с. Боочи, учитель начальных классов.
197. Текенова Алтынай Михайловна, 1981 г.р. научный сотрудник Национального музея Республики Алтай им. A.B. Анохина
198. Тохтонова Айару Артуровна, 1986 г.р. журналист республиканской газеты «Алтайдын Чолмоны».
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.