Культурно-образовательная деятельность провинциального музея в условиях изменения форм музейного пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Батулина, Ольга Сергеевна

  • Батулина, Ольга Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Шуя
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 147
Батулина, Ольга Сергеевна. Культурно-образовательная деятельность провинциального музея в условиях изменения форм музейного пространства: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Шуя. 2013. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Батулина, Ольга Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. «Культурологические смыслы музееведческих идей

Н.Ф. Фёдорова»

§ 1.1. Восприятие музейного дела Н.Ф.Фёдоровым с позиций культуры

современного общества

§ 1.2. Культурно-образовательная деятельность музея по теории и практике

Н.Ф. Фёдорова

§ 1.3. Вектор развития музейного дела в культурном пространстве

современной России

ГЛАВА II. Модель культурно-образовательной деятельности Ивановского

государственного объединённого историко-революционного музея

§ 2.1. Основные формы культурно-образовательной деятельности музея в

новой форме музейного пространства «объединение»

§ 2.2. Классические формы культурно-образовательной деятельности

музея

ГЛАВА III. Практика модернизации культурно-образовательной деятельности

музея конца 1980х - середины 1990х годов

§ 3.1. Внедрение в работу музейного объединения элементов системной

культурно-образовательной деятельности

§ 3.2. Создание системы культурно-образовательной деятельности музея

при работе с детьми

§ 3.3. Использование возможностей «объединения» в культурно-

образовательной работе с взрослыми посетителями

ГЛАВА IV. Перспективы гармонизации формы «музейное объединение» и содержания культурно-образовательной деятельности музея конца 1990-х —

начала 2000-х годов

§4.1. Новые возможности музейного объединения в сфере культурно-образовательной деятельности конца 1990-х - начала 2000-х годов

§4.2. Музейный центр как возможность «примирения» новой формы музейного пространства с содержанием культурно-образовательной

деятельности

§ 4.3. Возможная модель культурно-образовательной деятельности

«объединения» на современном этапе музейного строительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурно-образовательная деятельность провинциального музея в условиях изменения форм музейного пространства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Музей с его уникальными коллекциями является одним из главных хранителей многовековой истории, памяти наших предков, всего лучшего из того, что было создано предыдущими поколениями. В то же время, музей — сложный социокультурный организм, качественная и эффективная работа которого зависит от успешного развития всех направлений его деятельности. К основным направлениям музейной деятельности относится фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная.

Культурно-образовательная деятельность музея — это одно из важнейших направлений его деятельности, осуществляемое в непосредственном контакте с аудиторией, прежде всего, детской и подростковой.

На рубеже 1980-1990х годов выделяются задачи организации процесса общения человека с предметным миром культуры, формирования ценностного отношения к историко-культурному наследию, основанные на реализации эмоциональной сферы личности. Музей рассматривается как фактор развития человека — его эстетического вкуса, воображения и фантазии, познавательного и творческого потенциала. Складывается образовательная концепция музея на основе коммуникативной модели. Получают распространение термины «образовательная», «культурно-образовательная деятельность», смысл которых определяется пониманием образования как процесса и результата развития человека в ходе обучения и воспитания. [76, с. 311]

В это время начинается процесс перехода в пользу модели музея, которую можно определить как коммуникативную. Впервые коммуникативный подход к музею был сформирован в зарубежном музееведении 1960х годов — в работах канадского учёного Д. Камерона [116, с. 33-40] и достаточно быстро завоевал популярность. В нашей стране коммуникативный подход начинает завоевывать свои позиции несколько позднее. Этот процесс, не связанный впрямую с «перестройкой», в определенной мере подталкивается ею: музей стремится к смене идеологических парадигм.

Культурно-образовательная модель, основанная на коммуникативном подходе, привнесла несомненную новизну во взаимоотношения музея с его аудиторией, затронув их основу. Менялось представление о сущности музейно-образовательного процесса и характере взаимодействия между музеем и посетителем. Наиболее точно и ёмко это сформулировал М.В. Гнедовский, в работах которого последовательно раскрывается суть нового коммуникационного подхода. «Сверхзадача» музея по отношению к аудитории определяется исследователем на основе аксиологической концепции (в терминах актуализации ценностей), которая противопоставляется господствующей ранее информативной модели. [17, с. 35]

В XX веке перед теорией музейного дела возникает множество вопросов, от правильного решения которых в большей степени зависит успешное функционирование музея в дальнейшем. Если XIX век по праву можно назвать «веком музея», то в XX столетии в развитии музея обнаруживаются противоречивые тенденции. С одной стороны, сама необходимость существования традиционных форм музея ставится под сомнение, и он подвергается критике как представителями всевозможных авангардных течений в искусстве, так и политическими движениями, обвиняющими его в элитарности. С другой стороны, в последние десятилетия XX века наблюдается резкий рост интереса к музею у широкой публики, получивший название «музейного бума», который во многом связан с введением новых форм и принципов работы в повседневную практику музея. [75, с. 11]

Сегодня мировая музейная практика отмечает размывание классической музейной формы, формы организации музейного пространства, сложившейся в процессе становления музея. Вторая половина XX столетия стала временем больших концептуальных новаций в музейном мире. В поисках путей освобождения от черт элитарности, характерных для классической концепции музея XIX столетия, рождались новые, более доступные для восприятия способы подачи музейного материала, разрабатывались нетрадиционные программы культурно-образовательной деятельности.

Ещё в XIX столетии русский философ Николай Фёдорович Фёдоров (18281903) стремился создать концепцию так называемого «идеального музея», и это не просто стремление, а призыв человечеству пересмотреть укоренившиеся взгляды, устоявшиеся каноны и создать учреждение нового типа, новой формы, удовлетворяющей не только потребности современного человека в желании сохранить что-то очень ценное, важное как для одного человека, одной личности, но так и для целых народов, для целых эпох, и сегодня мы обращаемся к его концепции, понимая всю ценность и важность его мыслей и представлений.

Представляя в своей культурологической концепции музей с совершенно иной, доселе неведанной современному человеку стороны, Н.Ф. Фёдоров возвращает нас к античности, «когда музей был храмом, т. е. силою регулирующею, поддерживающею жизнь предков (по крайней мере, в представлении людей), тогда воля, выражавшаяся в этом (т. е. в храмовом), хотя и мнимом действии, была согласна с разумом, оправдавшим, признавшим это мнимое действие за действительное» [93, с. 372], но это не просто возвращение к античности, это новая ступенька в продвижении дальше в совершенно ином, новом направлении. Проводя аналогию с современным ему пониманием музея как социокультурного института, Н.Ф. Фёдоров расширяет границы этого понимания, смысла музея и заставляет действительно задуматься, насколько важен музей как центр сохранения памяти, как возможность понять самого себя, возвращаясь к истокам и находя ответы, «...от памяти, т. е. от всего человека, родились музы и музей; иначе сказать, ..., что муза и музей современны самому человеку, они родились вместе с его сознанием», [там же, с. 373]

Представляя музей как «собор», «храм», «книгу», «школу», Н.Ф. Фёдоров не только определил его основное назначение, его смысл, но и описал одну из основных функций музея - воспитательно-образовательную функцию. Музей должен стать самой высшей ступенью в образовании человека: «... музей становится между учёными, производящими постоянную, систематическую работу исследования, и всеми учебными заведениями; посредством их он собирает всех неучёных и все младшее поколение, чтобы ввести их в область

исследования, производимого учёными» [93, с. 390], «если музей не будет высшим, окончательным для всех низших и средних учебных заведений и общим для всех специальных (специальные учебные заведения сами по себе, в своей обособленности, не могут считаться завершением низших и средних учебных заведений), то он не будет не только отеческим, но и публичным, он останется «закрытым»», [там же]

В широких слоях населения принято считать, что музей - это учреждение, основные функции которого обуславливаются сохранением и разъяснением культурно-исторического наследия путём хранения и комплектования экспонатов по фондам и передачи информации о них через экскурсии. Вторая половина XX столетия стала временем концептуальных изменений в работе музея и, как следствие, меняется представление о нем. Музей ищет новые возможности организации своего пространства не только в столичных, но ив провинциальных музеях. Такие «поиски» привели к появлению музеев-заповедников, создававшихся на базе музеефицировавшихся в естественной среде памятников истории и культуры; музеев под открытым небом (музейных комплексов), создававшиеся на основе недвижимых памятников и архитектурно-ландшафтных комплексов, образуемых памятниками и их природным окружением; мемориальных и литературных музеев; объединенных по тематике и географическому положению музеев; обозначая дальнейший путь развития музеев - от одиночек к комплексам, к централизации. [87, с. 77]

В 1977 году [44, л. 1] в городе Иваново создано музейное объединение, состоящее из 14 историко-революционных музеев Ивановской области, — Ивановский государственный объединенный историко-революционный музей (далее по тексту - ИГОИРМ), — которое за время своего существования было несколько раз реорганизовано и переименовано, в связи с чем, как нам кажется, менялись не только формы организации его пространства, но и содержание культурно-образовательной деятельности. Сегодня данное объединение называется государственное бюджетное учреждение Ивановской области

«Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина» (далее по тексту - ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина).

Процесс музейного формообразования в городе Иваново (как и в других городах) продолжается и актуален на сегодняшний день, следовательно, поиски новых форм культурно-образовательной деятельности; попытки привести их в соответствие с требованиями времени, запросами населения и согласовать с формой организации музейного пространства будут продолжаться. При этом поиски и эксперименты не должны привести к утрате музеем его изначальной сути, а для того нужно изучить и учесть предыдущий опыт подобного рода.

Степень научной разработанности проблемы: круг библиографии, посвященной проблемам организации, формам и содержанию культурно-образовательной деятельности музея с посетителями, достаточно широк.

Теоретико-методологической основой нашего диссертационного исследования стала культурологическая концепция осмысления музея в философии Николая Фёдоровича Фёдорова, рассматривающего музей с точки зрения его философии «общего дела». Главным сочинением Н.Ф. Фёдорова, отражающим взгляды философа на содержание понятия «музей», по праву можно считать его статью «Музей, его смысл и назначение» [93, с. 370-422], которая вошла во II том его «Собраний сочинений» (в 4-х томах). В своей статье Н.Ф. Фёдоров рассматривает музей со стороны существующего его (музея) положения, с точки зрения отношения к музею современников философа, считающих, что «музей есть собрание всего отжившего, мёртвого, негодного для употребления...» [там же, с. 372], представляет свои мысли, не опровергающие понимание смысла музея его современниками, а продолжая эти мысли в новом положительном ракурсе: «...но именно потому-то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченых; потому музей и представляет утешение для всего страждущего, что он есть высшая инстанция для юридико-экономического общества», [там же] Для философа музей является не просто хранилищем ненужным вещей, утративших свою необходимость человечеством в связи с прогрессом, музей, в первую очередь, - это память,

великая память о людях, об авторах этих вещей, без которых не было бы прогресса, так важного современному человеку, «музей и есть «свышний мир»» [93, с. 372], «музей есть не собрание вещей, а собор лиц; деятельность его заключается не в накоплении мёртвых вещей, а в возвращении жизни останкам отжившего, в восстановлении умерших, по их произведениям, живыми деятелями» [там же, с. 373] - вот основное предназначение музея по мнению философа — способность победить смерть, стать началом новой, иной жизни и увековечить эту жизнь. Идея консервации памяти о людях, живших и творивших во благо будущего, в оставшихся, сохранённых предметах, вещах, документах — именно это умение спасёт человека и человечество, и объединит людей.

По высказыванию E.H. Мастеницы, автора статьи «Феномен музея в философском наследии Н.Ф. Фёдорова» [31, с. 137-142], «одним из истоков философии Н.Ф. Фёдорова и его взглядов на музей было христианство. От христианства фёдоровское учение получает нравственное отношение к прошлому и историзм. Однако фёдоровское христианство отличается от его церковного понимания. Так, например, в традиционной христианской теологии нет термина «патрофикация», но есть «деификация» - «обожествление», по аналогии с которым и создан Н.Ф. Фёдоровым термин «патрофикация»», введение которого показывает истинное отношение философа к теме отцов и детей, предков, сохранению памяти».

С позиций современной науки и практики (обратим внимание на культурологические исследования феномена музея за самое последнее время Т.Е. Максимовой, Е.Э. Лобачёвой, А.К. Ярмухаметовой) представляют интерес культурологическая концепция социального музея Ф.И. Шмита, где идеи, которые оказались провидческими, актуализируются в современной культурно-образовательной деятельности музея, и с одной стороны, отражают преемственность в идеях и взглядах Н.Ф. Фёдорова, а, с другой стороны, имеют фундаментальные отличия в культурологических концепциях. Сегодня не утратила значения разработанная учёным в 20е гг. XX в. типология музеев, в основу которой положены запросы его посетителей. Она является

общепризнанной в современном музееведении и, несмотря на дискуссионность проблемы классификации, заслуживает внимания и нуждается в дальнейшем осмыслении.

Философско-культурологические аспекты музея и музейного дела в рамках концепции Н.Ф. Фёдорова и Ф.И. Шмита рассмотрены и проанализированы в работах Барпгга К., Бердяева H.A., Булгакова С.Н., Демичева A.B., Ильина В.Н., Когана JI.A., Лосского Н.О., Львова В., Мамардашвили М. К., Скатова Н., Соловьёва B.C., Толстого И.Л., Толстого Л.Н., Флоровского Г.В., Фролова И., Циолковского К.Э., Эпштейна М. и др., ставших «фундаментом» и теоретико-методологической базой в исследовании и понимании сути понятия «музей» в философско-музееведческой концепции Н.Ф. Фёдорова, а также в понимании смысла «социального музея» Ф.И. Шмита.

Так, Бердяев H.A. в статье «Религия воскрешения («Философия общего дела» Н.Ф. Фёдорова)» [9], поддерживая Фёдорова Н.Ф., обращает внимание на образовательную и воспитательную функцию музея. Анализируя философско-музееведческую концепцию Фёдорова Н.Ф., Бердяев H.A. характеризует смысл педагогической теории философа, где школа слишком оторвана от общества и реальной жизни и необходимо максимально приблизить образование к реальной жизни, где важное место занимает музей, [там же, с. 56]

Проблемам определения места музея в современном обществе и формам его взаимодействия с этим обществом посвящены статьи Пиотровского М.Б.,Скрипкиной Л.И. Вансловой Е.Г., Гнедовского М., Коссовой И.М., Скривен С.Г. Эти работы обозначают новые аспекты в трактовке вопроса о содержании и назначении культурно-образовательной деятельности музея и дают ориентиры на основные направления ее модернизации в условиях возникновения новых форм музея.

При рассмотрении проблемы просветительной деятельности музеев на региональном уровне, мы обращались к исследованиям, проведенным сотрудниками музеев города Иваново. Одной из наиболее интересных и насыщенных фактическим материалом работ, раскрывающих историю жизни

родоначальника музейного дела в Иванове, на сегодняшний день является книга А. А. Додоновой «Дмитрий Геннадьевич Бурылин» (Иваново. 1997). О коллекциях, истории возникновения и экспозициях музеев Ивановской области рассказывает книга Е. Толстопятовой «Сокровища музеев земли Ивановской» (Иваново. 1998 г.). Некоторую информацию по истории музея Д.Г. Бурылина предоставляет краеведческий научно-популярный альманах Ивановского архива «Вехи времени» и статьи сотрудников исследуемого музея, опубликованные в местных и всероссийских изданиях, такие как: «Бурылин - коллекционер» Е.И. Почиваловой («Возрождение России», 1995 г.), «Заповедываю...» («Наша родина Иваново-Вознесенск», 2007 г.).

Цель исследования - раскрыть культурологический смысл музея в его культурно-образовательной деятельности (в контексте разработанной Н.Ф. Фёдоровым культурологической концепции осмысления музея) в условиях изменения форм музейного пространства.

Объект исследования — взаимосвязь формы музейного пространства с одной из важнейших функций музея как социокультурного института -культурно-образовательной.

Предмет исследования - конкретное содержательное наполнение культурно-образовательной деятельности музейного пространства «объединение».

Гипотеза исследования.

Состоит в том, что сохранение и развитие современного музея как института культуры возможно, если

- в своих основаниях музей будет приближаться к модели «идеального музея», предложенной русским философом Н. Ф. Фёдоровым;

- при этом необходимо освоение новых видов культурно-образовательной деятельности в условиях изменения форм музейного пространства, что позволит использовать заложенный в нем культурологический потенциал для преодоления кризисных явлений современности с присущими ей изменчивостью и новизной.

Исходя из цели и гипотезы, поставлены следующие задачи:

1. на основе культурологической концепции музея, разработанной Н.Ф. Фёдоровым, исследовать генезис теории и практики музейной деятельности и причины культурно-исторического возникновения самого феномена;

2. провести анализ модернизации культурно-образовательной деятельности музея конца 1980-х — середины 1990-х годов;

3. выявить перспективы гармонизации культурно-образовательной деятельности музея в условиях изменения форм музейного пространства;

4. построить модель культурно-образовательной деятельности музея в условиях Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина.

Теоретическая основа исследования

Основополагающими для диссертации оказываются фундаментальные культурологические концепции музея Н.Ф. Фёдорова и Ф.И. Шмита. Значимыми для настоящего исследования стали работы авторов, в которых рассматривается процесс формообразования музейного пространства, процесс внедрения новых форм работы музеев с посетителями, развитие музейной педагогики: Тельчарова А.Д., Сотниковой С.И., Шулеповой Э.А., Вансловой Е.Г., Шляхтиной Л.М., Юренёвой Т.Ю. и др.

Методологическая основа исследования

В нашем диссертационном исследовании мы применяем комплексное использование аксиологического, концептуального, социокультурного, сравнительно-исторического, социально-исторического методов, а также контент-анализ.

Источники и материалы исследования

Источниковой базой нашего исследования стали документы, посвященные вопросам реорганизации и деятельности исследуемого музея в период с 1970 до начала 2000-х гг., сосредоточенные в его научном архиве, а также материалы выступлений руководителей музея и музейных подразделений и интервью с сотрудниками музейного объединения. Кроме того, в нашем исследовании мы используем в большей степени документы научного архива государственного

бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина».

Документы научного архива музея условно можно разделить на несколько групп.

Первая группа документов — статистические и текстовые отчеты о работе. Так в имеющихся у нас отчетах о работе нескольких филиалов музея(за период с конца 1970-х до начала 2000-х гг.) мы находим ценные сведения о содержании культурно-образовательной деятельности в 1970х, 1980х, 1990х, н. 2000х годов. Кроме этого архивные данные содержат сведения о работе объединения с фабрично-заводскими, школьными музеями, данные о работе ученого совета, данные о проходивших выставках и количестве посетивших их. Помимо этого, для нас интересен отчет о работе, проделанной в музее по теме «Социально-психологическая диагностика коллектива историко-краеведческого музея» (1991

г.)

Вторая группа документов - это документы регламентирующего, планирующего и проектирующего характера. В этой группе наибольший интерес для нас представляют документы (в основном 1980-1990х гг.), разъясняющие необходимость создания определенных структур по работе с детьми, их задачи и итоги (такие документы, как «Отдел музейной педагогики. Материалы научно-исследовательской работы отдела (1987-1991 гг.). Задачи Всероссийского научно-методического центра по работе с детьми»; «Брошюра. Министерство культуры РСФСР, Академия наук СССР. Методические рекомендации. Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами. Москва, 1989 г.»).

Анализируя проекты и концепции музеев объединения, мы делаем выводы о перспективе развития его культурно-образовательной деятельности, а также о неосуществленных планах. Из документов данной группы мы узнали о научной концепции системы «Мир семьи» (1992 г.), научной концепции и программе детской творческой мастерской (1999 г.), а также о концепции использования музеем современных информационных технологий (1998 г.), о концепции Музейно-культурного центра.

Третья группа документов — документы, непосредственно содержащие описание конкретных форм работы с посетителями. Планы занятий, сценарии экскурсий и презентаций, программы театрализованных экскурсий - это основополагающие документы в нашем диссертационном исследовании. Также мы использовали тексты выступлений директора и сотрудников объединения о работе самого музея и его филиалов, которые хранятся в научном архиве музея.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующим:

- в рамках культурологической концепции Н.Ф. Фёдорова на местном материале рассмотрен и изучен вопрос влияния трансформируемых во времени форм музейного пространства на культурно-образовательную деятельность провинциального музея;

- проведено сопоставление прогнозируемого в XIX веке Н.Ф. Фёдоровым положения музейного дела в России с его современным состоянием на материале музейного объединения провинциального города Иваново;

- с учётом особенностей современного этапа музейного строительства и потребностей современного посетителя предложена модель культурно-образовательной деятельности провинциальных музеев в условиях меняющейся формы организации музейного пространства.

Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии культурологического смысла музея в рамках культурологической концепции осмысления музея Н.Ф. Фёдорова, в раскрытии роли и места культурно-образовательной деятельности провинциального музея в культурном пространстве города. Социальная значимость и актуальность проблематики обусловливают возможность использования материалов диссертации в научных исследованиях музейной практики, в теоретических культурологических изысканиях.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его материалов в разработке учебно-методической литературы для высших и средних учебных заведений; при преподавании дисциплин «Культурология», «Мировая культура и искусство», «Всемирное культурное наследие», при разработке элективных курсов, семинаров для обучения студентов по основным образовательным программам «Культурология», «Музееведение», «История и культура Ивановского края», специальных курсов, семинаров. Материалы диссертации могут быть использованы музейными работниками и педагогами при составлении программ в рамках музейной педагогики, а также для преподавателей, научных работников, аспирантов и студентов.

Апробация диссертационной работы Материалы и результаты диссертационного исследования обсуждались на расширенных заседаниях кафедры культурологии и литературы и на заседаниях лаборатории поствузовского образования Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет». Промежуточные результаты апробировались в докладах на Международных, Всероссийских и региональных конференциях: VI Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых» (Шуя, 2013 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований» (Москва, 2013 г.); Всероссийской научной конференции с Международным участием «Рождение культурологии в России» (Шуя, 2013 г.). Межрегиональной научно-практической конференции «Детская театральная деятельность в пространстве образования, искусства и культуры» (Шуя, 2013 г.).

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Содержание различных глав и параграфов диссертационного исследования соответствует следующим пунктам области исследования, определённым в паспорте специальности: п. 9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; п. 32. Система распространения

культурных ценностей и приобщения населения к культуре; п. 33. Институты культуры и их функции в обществе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурологическая концепция «идеального музея» Н.Ф. Фёдорова обладает значимым потенциалом для гармоничного развития музея в новых условиях культурной жизни, где возникает опасность превращения музея в культурно-развлекательный центр, отвечающий «возрастающим» потребностям посетителей, на чём, в противоположность фёдоровской концепции, настаивал Ф. И. Шмит, создавая проект «социального музея».

2. Новые формы культурно-образовательной деятельности музея возникли с конца 1980-х до середины 1990-х гг. и привели к её модернизации и расширению её границ, однако с середины 1990-х - 2000-х гг.происходит ослабление организации этого вида деятельности, что наряду с социально-экономическими изменениями стало причиной размывания классических функций музея.

3. Особой формой музейного пространства в культурном топосе города является музейное объединение, которое находится в поиске модели организации культурно-образовательной деятельности и позволяет музею сохранить, развить и реализовать свой культурно-образовательный потенциал.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Батулина, Ольга Сергеевна, 2013 год

Библиография

1. Барпгг К. научите меня любви: к вопросу о Н.Ф. Фёдорове и Ф.М. Достоевском // Простор. 1989. № 7.

2. Батулина О. С. Внедрение в работу Ивановского государственного объединённого историко-революционного музея элементов музейной педагогики при работе с детской аудиторией в 1980-х годах // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. -Кострома, 2013. № 1. С. 174-176.

3. Батулина О.С. Возможность применения традиционных форм музейной коммуникации в условиях трансформации музейного пространства (на примере Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея конца 1970-х-начала 1980-х гг.) // Новый университет. Серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». - Р. Марий Эл, Йошкар-Ола, 2013. № 9. С. 51-55.

4. Батулина О.С. Использование возможностей «музейного объединения» в Ивановском государственном объединенном историко-революционном музее при работе с взрослыми посетителями (середина 1980х-начало 1990х гг.) // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - Москва, 2013. С. 52-54.

5. Батулина О.С. Модель культурно-образовательной деятельности Ивановского государственного объединенного историко-революционного музея // Научный поиск. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Детская театральная деятельность в пространстве образования, искусства и культуры». 2013. № 4.2. С. 82-84.

6. Батулина О.С. Музееведческие идеи Н.Ф. Фёдорова // Рождение культурологии в России (сборник научных трудов). - Иваново; Шуя: Центр кризисологических исследований, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет. 2013., С. 102-107

7. Батулина О.С. Музейно-педагогические занятия с детьми на современном этапе музейного строительства в городе Иваново [Текст] / О.С. Батулина // Научный поиск. Специальный выпуск. Материалы VI Международной научной конференции студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых «Университет -новой школе»». - Шуя, 2013. № 2.3. С. 47-48.

8. Батулина О.С. Музейный центр как попытка «примирения» новой формы музейного пространства с содержанием коммуникативной функции (на примере Ивановского государственного объединения историко-краеведческих музеев области в 1990е гг.) // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - Кострома, 2013. № 3. С. 174-177.

9. Бердяев H.A. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н.Ф. Федорова) // Бердяев H.A. Собрание сочинений, т. 3. Париж, 1989.

Ю.Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990.

11. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х тт. М.,1994 .

12.Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

13.Булгаков С.Н. Сочинения: В 2-х тт. Т. 2. М.: Наука, 1993.

14.Ванслова Е.Г. Роль музея в формировании исторического сознания у школьников. М., 1990.

15.Ветер революции//Рабочий край, 02.06.1982.

16.Гальцева Р., Роднянская И. Реальное дело художника (Положительная эстетика Владимира Соловьёва и взгляд на литературное творчество) // Соловьёв B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

17. Гнедовский М.Б. Музей и образование. - М., 1989.

18. Гнедовский М.Б. Музейная аудитория//Советский музей. 1986. № 4.

19. Демичев A.B. Философские и культурологические основания современной танатологии: Дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 1997.

20. Дети рисуют в музейных залах/Правда. 16.04.1998.

21. Додонова A.A. Дмитрий Геннадьевич Бурылин. 1998.

22. Дьяченко О.М., Лаврентьева П.В. Психологическое развитие дошкольников. М. «Педагогика». 1984.

23. Идея смерти в российском менталитете. СПб., 1999.

24. Ильин В.Н. О религиозном и философском мировоззрении Н.Ф. Фёдорова // Евразийский сборник. Кн. VI. Прага, 1929.

25. Коган JI.A. Философия Н.Ф. Фёдорова // Вопр. философии. 1990. № 11.

26. Концепция общего среднего образования. Проект.//Учительская газета. 1988,23 августа.

27. Коссова И.М. Музей и образование взрослых//Культурно-образовательная деятельность музеев. М. 1997.

28. Культурно-образовательная деятельность/Музейне дело России. М. 2003.

29. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

30. Львов В. Загадочный старик // Нева. 1974. N 5.

ЗГМастеница E.H. Феномен музея в философском наследии Н.Ф. Фёдорова//Вестник СПБГУКИ, №3,2011.

32. Методические рекомендации. Создание системы работы с подрастающим поколением музейными средствами. M., 1989.

33. Музейное дело в СССР. Важнейшие направления совершенствования работы советских музеев в свете решения XXVII съезда КПСС: Сборник научных трудов. М., 1987.

34. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. М., 1986.

35. Научный архив государственного бюджетного учреждения Ивановской области «Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина» (далее - Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина). Д. № 2876.

36. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3040.

37. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3193.

38. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3224.

39. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3305

40. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3371.

41. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3374.

42. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3505.

43. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3535.

44. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Д. № 3687.

45. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3689.

46. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3698.

47. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3698 (3).

48. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3698 (4).

49. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3698 (5).

50. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 3722.

51. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4011.

52. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4030.

53. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4032.

54. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4062а.

55. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4071.

56. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4107.

57. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4114.

58. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4137.

59. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4145.

60. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4156.

61. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4184.

62. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4231а.

63. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4236.

64. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4239.

65. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4290.

66. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4310.

67. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4333.

68. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4412.

69. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4414.

70. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4472.

71. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4519.

72. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4664.

73. Н/а ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина . Д. № 4667.

74. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М. 1986.

75. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев.// Вопросы теории и методики. - М., 1987.

76. Российская музейная энциклопедия. М., 2001.

77. Семёнова С.Г. Николай Фёдорович Фёдоров (жизнь и учение) // Прометей. М., 1977. №11.

78. Семёнова С.Г. Н.Ф. Фёдоров. Творчество жизни/С.Г. Семёнова. - М., 1990.

79. Семёнова С.Г. Русский космизм // Русский космизм. М., 1993.

80. Семёнова С.Г. Тайны царствия небесного. М., 1994.

81. Семёнова С.Г. Фёдоров и его философское наследие // Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

82. Семёнова С.Г. Философия воскрешения Н.Ф. Фёдорова // Фёдоров Н.Ф. Собр. соч.: В 4 тг. Т. 1. М., 1995.

83. Скатов Н. Спор двух утопистов // Звезда. 1978. № 8.

84. Смирнова А. Музеи станут конкурентами развлекательным центрам//Мир музея. 2007, № 4.

85. Сокровища музеев земли ивановской/под редакцией Бабановой И. 1998.

86. Соловьёв В.С. Собр. соч. Т. 4. Письма и приложение /Под ред. Э.Л. Радлова. Фотопринтное издание. СПб., 1970.

87. Тельчаров А.Д. Музееведение. 2-е издание, исправленное и дополненное. -М.,2011.

88. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 90 тт. М.-Л., 1928-1958.

89. Толстопятова Е. Музей первого Совета. Ярославль, 1985.

90. Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2001.

91. Устав Международного совета музеев (ИКОМ), принятый на 16-ой Генеральной Ассамблее ИКОМ (Гаага, Нидерланды, 1989 г.), с

дополнениями и изменениями на 18-ой Генеральной Ассамблее ИКОМ (Ставангер, Норвегия, 1995 г.) и на 20-ой Генеральной Ассамблее ИКОМ (Барселона, Испания, 2001 г.)

92. Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. -М., 1995-1999.

93. Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том П. - М., 1995.

94. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982.

95. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906; Т. 2. М., 1913.

96. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря 1995. Вып. 1. М., 1996.

97. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Фёдоровича Фёдорова, т. I. Верный, 1906.

98. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937 (репринтное издание 1983 г.)

99. Фролов И. призраки и иллюзии «вечной жизни» и «всеобщего воскрешения» // Советская культура. 1989. 20 июня.

100. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001.

101. Шмит Ф.И.. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Ленинград 1929.

102. Эпиггейн М. Фигура повтора: философ Николай Фёдоров и его литературные прототипы // Вопросы литературы. № 6. 2000.

103. Юренёва Т.Ю. Музееведение. М., 2004.

104. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. - М., 2001.

105. URL: http://www.igikm.ru

106. URL: http://www.igikm.ru/uslugi/

107. URL: http://www.igikm.ru/o-muzee/istoriya-muzeya/

108. URL: http://www.igikm.ru/o-muzee/muzey-pervogo-soveta/

109. URL: http://www.igikm.ru/o-muzee/dom-muzey-semi-bubnovykli/

110. URL: http://www.igikm.ru/o-muzee/muzeyno-vystavochnyy-tsentr/

111. URL: http://www.igikm.ru/o-muzee/muzey-promyshlennosti-i-iskusstva/

112. URL: http://www-library.univer.kharkov.ua/rus/shmit_ru.htm

113. URL: http://www.museumstudy.ru/main.html

114. URL: http.//ru.wikipedia.0rg/wiki/riep(^0MaHC

115. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/X3imeHHHr

116. Cameron D. viewpoint: the Museum as a Communication System and Implications for Museum Education. - Curator, 1968, No 1, pp. 33-40.

Портрет Николая Фёдоровича Фёдорова работы Леонида Осиповича Пастернака

Шмит Фёдор Иванович

Научный архив ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина. Дело № 4184. Концепция музейного центра «МИР СЕМЬИ», 1992 год.

Концепция музейного центра «МИР СЕМЬИ» на базе Дома-музея A.C. Бубнова.

Музейный центр «Мир семьи» - органическая часть музейного комплекса, состоящего из здания бывшего Музея первого Совета, Щудровской палатки, Мещанской управы, бывшего дома-музея A.C. Бубнова. Тематика работы «Мир семьи» соответствует первоначальному назначению здания, которое строилось как жилой дом семьи зажиточных мещан Бубновых.

Представляется, что тема «Мир семьи» соответствует и потребностям широкого круга населения, прежде всего ивановцев. Семейные устои, экономика, взаимоотношения, семейный труд и досуг, обычаи, праздники, воспитание в семье - всё это было достаточно хорошо отработано в русских семьях в течение нескольких веков, но в настоящее время по целому ряду причин ушло в прошлое.

Задачей центра будет попытка в разнообразной форме познакомить широкие круги населения с тем лучшим, что было в укладе русских семей, внедрить прежний семейный опыт в современную жизнь в той степени, в какой это будет разумно и возможно. Задача центра - организация разнообразного познавательного семейного досуга.

Атмосфера центра, его стиль должны быть сориентированы на создание атмосферы жилого дома, комфортного, уютного, разумно организованного. Архитектуру здания дополнят интерьеры жилых помещений гостиной, детской, столовой, которые были во многих русских домах среднего достатка. Эти помещения, оформленные мебелью, выполненной по старинным образцам, предполагается использовать для организации семейных дней рождения, рождественских вечеров, лекций и бесед, консультаций специалистов, круглых столов, чаепитий, музыкально-поэтических вечеров, домашних спектаклей для различных категорий населения: молодёжи, молодожёнов, молодых родителей,

многодетных семей, обычных семей, учителей, женской аудитории, детей, гувернеров.

Обстановка дома будет диктовать доверительную, незаорганизованную, неформальную атмосферу всех этих мероприятий.

В центре «Мир семьи» предполагается разместить салон-магазин с ассортиментом товаров, который мог бы удовлетворить нужды семей, участвующих в мероприятиях центра. В подвале здания предполагается оборудовать небольшую кухню, которая так же будет работать на нужды центра, обслуживая его мероприятия.

На территории усадьбы в ныне существующих помещениях предполагается организовать мастерские: стекольную, гончарную, столярную по производству сувениров с последующей их реализацией в салоне-магазине центра и других магазинах музейного объединения. На базе мастерских могут быть созданы детские студии.

Небольшие размеры помещений диктуют определенную камерность всех мероприятий. Это отвечает и предполагаемому направлению работы центра -семья, семейный круг, детство, материнство. Аудитория центра - не более 30-40 человек. Предполагается как обслуживание постоянных групп, участвующих в том или ином цикле мероприятий или студийной работе, так и обслуживание групп, посещающих центр однократно. Для создания атмосферы старого семейного уклада в центре предполагается использование фондовых предметов: завещаний, опекунских актов, списков приданого, приглашений на свадьбы и званые обеды, семейных фотографий, детских книг и журналов для семейного чтения, посуды, женского рукоделия и т.д. Музейное объединение располагает коллекцией предметов, раскрывающих историю различных семей, показывающих их состав, экономическое положение, взаимоотношения. Эти коллекции будут размещены в музейных витринах, выполненных в стиле мебели, которая оформит интерьеры детской, гостиной, столовой и дополнит обстановку этих помещений и будут восприниматься посетителями не как традиционная музейная экспозиция, а как часть домашней обстановки, органично растворённая в интерьере.

Территория двора должна быть использована для организации оранжереи и небольшого огорода, продукция которых будет использована на мероприятиях центра и в салоне-магазине.

Кроме этого, двор должен быть оборудован таким образом, чтобы его можно было использовать для организации детских игр и в летнее время для организации семейных мероприятий: детские качели, гамаки, беседка, большой стол с лавками. Работа центра «Мир семьи» будет проходить в контакте со многими организациями, прежде всего с клубом «Деловая женщина», которому выделено одно из помещений.

К разработке программ центра кроме музейщиков, будут привлекаться психологи, педагоги, сексопатологи, музыканты, актёры, художники.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.