Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX - XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Вдовиченко, Ольга Владимировна

  • Вдовиченко, Ольга Владимировна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 170
Вдовиченко, Ольга Владимировна. Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX - XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2009. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Вдовиченко, Ольга Владимировна

Введение.

Глава 1. Рефлексия абсурда: философско-культурологический аспект.

1.1. Интерпретации феномена абсурда в истории гуманитарной мысли.

1.2. Антиномическая сущность абсурда.

1.3. Междискурсивный характер поэтики абсурда.

Глава 2. Репрезентация идеи абсурда в художественно-литературном сознании.

2.1. Специфика становления поэтики абсурда в отечественной литературе XX столетия.

2.2. Абсурдизация как прием поэтики В. Пелевина.

2.3. Трансформация традиции абсурда в драматургии Д. Липскеро

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX - XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова»

Актуальность темы исследования. Особенностью развития культуры рубежа ХХ-ХХ1 вв. является смещение ее интереса в область онтологической проблематики, проясняющей основу человеческой жизни. Опыт развития предшествующей культуры наглядно показал, что «абсурд - симптом разрыва с бытием. Абсурд — плата за ослепление доказательной мощью понятия. Абсурд - покинутость в отчаянии, тщетность любых усилий что-либо изменить» [224, с. 141]. Изменяясь и трансформируясь в сознании различных эпох, абсурд является универсальным феноменом, который относится к экзистенциальной области человеческой культуры.

В ситуации современного кризиса культуры человек ощущает себя «посторонним» (А. Камю) в мире равнодушных к нему вещей и людей. Абсурдное сознание является толчком к возникновению экзистенциального мышления, отказывающегося от различения субъекта и объекта, мышления, в котором человек выступает как экзистенция, как телесно-эмоционально-духовная цельность, так как экзистенция находится в неразрывном единстве с бытием. Абсурдное сознание является особым состоянием «ясности», которое предшествует, если следовать М. Хайдеггеру, «экзистированию», «забеганию вперед», а с точки зрения К. Ясперса — «пограничной ситуации» между жизнью и смертью. Тем самым абсурд как адепт «конца света», вселенского хаоса, «ничто» вплотную связан с кризисом культуры и проблемой его интерпретации. Как индикатор наметившегося кризиса сложившейся системы, «симптом нарушения равновесия в жизни сознания» [224, с. 140], абсурд маркирует завершенность этой системы.

Сложность изучения абсурда заключается в попытке описания рациональным языком феномена, выходящего за его границы. «Абсурдизм вряд ли можно понять в его собственных терминах, потому что понимание - это о-смысл-ение, а осмысление - прямая противоположность абсурда. Если мы хотим понять абсурдизм, то мы должны взглянуть на него извне, избрав такую точку зрения, от которой происходит слово "понимание"» [217]. В этой ситуации экзистенциальная проблематика может вести к определенным изменениям в самом бытии человека, вызывая необходимость осмысления его предельных оснований. Абсурд возникает не только как разрыв между миром и человеком, между действительностью и искусством, но и как поиск единства в них. Поэтому, понимание его сущности невозможно без обращения к философскому, историческому, художественному опыту.

Данный феномен рассматривается как форма критики европейским человеком самого себя, попытка понять глубинные слои своего мышления, встречающегося с радикально иным по отношению к себе. Таким образом, ответы на экзистенциальные вопросы: в чем смысл жизни? Что есть счастье? и др., лишаясь критерия универсальности, все теснее сопрягаются с временем и местом и конкретным автором. Данный ракурс рассмотрения позволяет зафиксировать нерасторжимое единство проблемы абсурда и человека, и продемонстрировать то, как происходит становление понимания абсурда в культуре и функционирование правил этого понимания на уровне человека, существующего в единстве с другими людьми и культурами, которые воспринимаются как иные. Так или иначе, проблематика абсурдности мира, человека, мышления выводит нас не только на уровень самоидентификации человека, но и шире - в круг функционирования ценностей культуры.

Бытие абсурда в различных сферах человеческой жизни выявляет существующее научное противоречие. «В европейской культуре XX века абсурд стал как бы аргументом в пользу коренного единства мира. Это, во-первых, а во-вторых, он стал демонстрацией внутренней хаотичности, неупорядоченности этого единства» [28, с. 70]. С одной стороны, накоплен огромный материал в трактовке языковых, литературоведческих, логических, философских проблем абсурда. С другой стороны, категория «абсурд» сохраняет свою неопределимость, закрытость и относится к неустойчивым терминам, при этом, как отмечает И. Бражников, «абсурд в том или ином виде - как элемент поэтики или даже как мироощущение - пронизывает собой все искусство» [31, с. 205]. Необходим синтез конкретного материала и абстрактнотеоретических разработок, принципов для осуществления культурологического анализа абсурда, отличающегося междискурсивным характером. Так, сопряжение отечественной литературы (прежде всего прозы и драматургии) рубежа ХХ-ХХ1 вв. с теорией абсурда, позволит прояснить содержание современной культуры, глубже осмыслить актуальные проблемы искусства: поэтику, дискурс, приемы абсурдизации и др.

Настоящее исследование направлено на изучение абсурда в современной отечественной литературе, обширность текстового массива которой постоянно пополняется. Актуальность данного исследования заключается в том, что в нем рассматриваются не только многие понятия («антиномии», «хаоса», «дискурса», «остранения», «гротеска», «иронии» и др.), но и процессы их осмысления. В полной мере оценить состояние абсурда невозможно без изменения смыслов, характеризующих как процессы в культуре, так и специфику художественного дискурса в литературе. В своей работе мы определяем «белые пятна» в изучении теории и практики абсурда и отвечаем на ряд важнейших вопросов, которые возникли вокруг этого феномена.

Итак, актуальность исследования проявляется в следующих аспектах. Во-первых, терминологическая неопределенность феномена абсурда способствует «размыванию» его содержательных границ. Проблема многообразия трактовок и неоднозначности категории абсурда — это тема самостоятельного исследования, хотя не вызывает сомнений тот факт, что в большинстве работ под абсурдом понимается отсутствие в произведении причинно-следственных связей, логики, связанное с идеей смыслоутраты философов-экзистенциалистов. В данной теоретической ситуации необходимо определить объем и смысловое наполнение категории абсурда.

Во-вторых, абсурд в искусстве и философии на протяжении своего становления вызывал к себе повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, вопросами, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его бытия: жизнь, смерть, смысл, счастье. Тема абсурда прошла через многие века, поскольку ее составляющие, элементы абсурдистского мировидения и миропонимания обнаруживаются не только в античной драматургии (пьесы Аристофана, Плавта), комедии дель'арте, но и в творчестве обэриутов, английской классицистической комедии, не говоря уже о М. Зощенко, М. Булгакове и современной российской прозе (от Вен. Ерофеева до В. Сорокина и В.Пелевина и др.).

Задаваясь вопросом, насколько правомерно делать выводы о характере художественного сознания России на материале прежде всего литературного творчества, сошлемся на авторитетное мнение авторов коллективного исследования «Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания», утверждающих, что художественное сознание, отражающее историческое содержание конкретной эпохи, ее идеологические потребности, отношения действительности и литературы, «определяет совокупность принципов литературного творчества в их теоретическом (художественное самопознание в литературной теории) и практическом (художественное воплощение мира в литературной практике) воплощениях» [108, с. 3; выделено нами - О.В.]. Обращение к творчеству современных отечественных литераторов, выявление детерминант их творчества может стать продуктивным для процесса осмысления особенностей самосознания культуры и искусства в XXI веке.

Состояние теоретической разработки проблемы.

Диссертационное исследование имеет логическое членение, в котором выделяются два центра: история и теория феномена абсурда и отечественная литература (проза и драматургия) рубежа ХХ-ХХ1 вв., наличие которых ориентирует на две области исследования: абсурд и современную литературу. В данном исследовании выявляется не только их схождение, но и определяется история, сущностные моменты и поле применения каждой из этих областей и через них определяется специфика проблем современной культуры.

В современной литературе автор выделяет несколько направлений в изучении проблемы абсурда. Во-первых, работы, в которых представлен анализ отдельных - преимущественно искусствоведческих — аспектов проблемы в рамках общей теории искусства и эстетики (Е. Кондюкова, Г. Косиков, В. Подкольский, А. Сердюк и др.). Соотнесение абсурда с театральными экспериментами XX столетия представлено в теоретических исследованиях А. Ар-то, А. Арьева, Н. Берковского, В. Григорьева, Е. Доценко, И. Дюшена, Д. Кондакова, П. Пави, Т. Проскурникова, А. Савельева и др. Проблеме абсурда в худоэюественной литературе посвящены исследования О. Бурениной, П. Вайля, А. Гениса, А. Герасимова, Е. Клюева, А. Кобринского, М. Кореневой, И. Кукулина, М. Мейлаха, Е. Пенской, Я. Пробштейна, Д. Токарева, О. Чер-норицкой и др.

Во-вторых, исследование абсурдности как аномалии языка привлекало внимание литературоведов и лингвистов (Н. Арутюнова, Н. Елисеева, В. Санников, А. Ханзен-Леве Ore, В. Шкловский и др.). Логический анализ языка абсурда содержится в работах И. Бражникова, Т. Булыгиной, Е. Надеж-диной, В. Новиковой, А. Потапович, М. Тлостановой и др. Особо выделим группу источников, изучающих специфику бытования абсурда в русской культуре: В. Ждалагония, К. Зимирева, О. Кривцун, В. Курицын, О. Щербинина и др.

В-третьих, осмысление абсурдности в «человеческом мире» представлено в работах философов, занимающихся разработкой экзистенциальной проблематики: «классиков» экзистенциализма (А. Камю, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Л. Шестов, К. Ясперс и др.) и их последователей (С. Ве-ликовский, К. Долгов, Г. Маргелашвили, В. Подорога, Г. Померанц, И. Полторацкая и др.).

Выявлению специфики поэтики абсурда в отечественной литературе рубежа XX-XXI вв. (В. Пелевин, Д. Липскеров) способствовало обращение к текстам, написанным в 20-е г. XX в. (Тэффи, М. Булгаков, М. Зощенко) и первой «волны» русского постмодернизма второй половины XX в. (Вен. Ерофеев, С. Довлатов). К источникам, раскрывающим содержание проблемы абсурда, относятся литературно-художественные произведения А. Арто, С. Беккета, Э. Ионеско, Ж. Кокто, Д. Хармса и др.

В ходе анализа художественной системы русской постмодернистской литературы автор обращался к монографиям В. Бычкова, И. Ильина, Н. Маньковской, концепциям развития постмодерна в России, созданным О. Богдановой, Б. Гройсом, Е. Красильниковой, М. Липовецким, М. Эпштейном. Для исследования имели значения работы М. Бахтина, М. Кагана, А. Лосева, М. Мамардашвили, В. Руднева, Г. Тульчинского, М. Уварова, А. Якимовича и др.

Итак, объектом исследования выступает теоретическое осмысление абсурда как явления культуры. Предметом анализа является культурфилософ-ский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа ХХ-ХХ1 вв. (на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова).

Цель диссертации обусловлена необходимостью междисциплинарного, комплексного анализа своеобразия феномена абсурда в современной отечественной литературе, представленной прозой В. Пелевина и драматургией Д. Липскерова. Наше обращение к творчеству Пелевина и Липскерова объясняется тем, что они являют собой различные линии в развитии современной отечественной словесности: если проза Пелевина стоит на грани «масскуль-та», то творчество Липскерова продолжает традиции «интеллектуальной» литературы. Эта цель предполагает решение основных исследовательских задач:

- определить значение феномена абсурда в культурном контексте, проследить становление абсурда в истории гуманитаристики и классифицировать основные подходы к его изучению;

- обосновать содержательный анализ антиномий абсурда в его взаимосвязи с проблемами современной культуры;

- аргументировать междисциплинарный дискурс феномена абсурда;

- показать специфику становления поэтики абсурда в отечественной литературе XX века;

- рассмотреть особенности абсурдизации в творчестве В. Пелевина и Д. Липскерова.

• Научная гипотеза заключается в том, что феномен абсурда пронизывает историю европейской культуры и является соединительным звеном в системе текстуальных антиномий культуры, приобретая специфическую трактовку в зависимости от ее ценностных доминант. Фёномен абсурда, представленный в современной российской литературе как абсурдный мир, абсурдное сознание, смыслоутрата способствует развитию теории абсурда с целью уточнения признаков данного феномена и исследованию художественного языка отечественной литературы на примере ее крупнейших представителей (В Пелевина, Д. Липскерова).

Теоретико-методологическая основа диссертации. Учитывая интегра-тивный характер культурологического подхода, мы опираемся на опыт меж-дисциплинарности в исследованиях культурных феноменов, категориальный аппарат таких областей гуманитарного знания, как философия, эстетика, литературоведение; искусствознание, семиотика.

Основой методологии является системный анализ явлений культуры, с помощью которого феномен абсурда осмысливается как совокупность взаимодействующих элементов, выполняющих определенные функции. В качестве центральных методологических оснований также выступают:

- сравнительно-исторический метод, дающий возможность проследить историческое становление феномена абсурда в культуре;

- историко-генетический метод, способствующий установлению истоков и преемственности между различными проявлениями феномена абсурда в культуре;

- метод исторической и логической реконструкции, с помощью которого анализируется проблематика абсурда в текстах культур различных эпох;

- метод интерпретации, способствующий пониманию особенностей функционирования феномена абсурда в европейской и отечественной традициях;

- аксиологический метод, обосновывающий место абсурда в системе ценностей культуры; эмпирический метод, позволяющий наблюдать за преобразованием культурных типов, ценностей и др.

Научная новизна диссертационной работы проявляется как в постановке проблемы, так и в результатах, достигнутых в ходе исследования: определены и рассмотрены теоретико-методологические основания для изучения феномена абсурда в культурологическом аспекте; обоснован междискурсивный характер феномена абсурда в культуре с целью преодоления дискретности и фрагментарности в сфере гуманитарной рефлексии; создана модель историко-смыслового наполнения понятия абсурда в зависимости от ценностных доминант культуры; выявлена и концептуально обоснована антиномичная сущность феномена абсурда; доказана теоретически и фактологически система репрезентация феномена абсурда в отечественной прозе рубежа ХХ-ХХ1 вв.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения диссертационного исследования:

1. На основании методологического принципа различия и повторения (Ж. Делез) установлено, что феномен абсурда носит как исторический, так и надисторический характер, является выражением кризисов традиционных представлений о мире и человеке. Понимание конкретно-исторических особенностей феномена абсурда связано с ценностной доминантой культуры: эстетической (противопоставление космоса хаосу-абсурду), метафизической (форма умопостигаемой божественной сферы бытия), философской (онтологическая характеристика разлада мира и человека), театральной (нарушение коммуникативной функции языка), которые диалектически взаимосвязаны.

2. Становлению феномена абсурда способствовал принцип антиномизма, который ограничил сферу применимости логического мышления, диалектической логики и рационально-системного анализа. Абсурд понимается как сложное и противоречивое понятие, имеющее исторические коннотации, обозначающее не отсутствие смысла, а наличие иного смысла, заданного антиномиями. Выделены антиномии абсурда как внутренне необходимые, но взаимоисключающие атрибутивные определения: нормы и аномалии, логического и алогического, различия и повторения, своего и чужого. Основной является антиномия нормы и аномалии, остальные - выделяются по способам актуализации абсурда в различных дискурсах. Остранение (Б. Шкловский) как нарушение нормы является центральным эстетическим и философским принципом современного искусства. Основаниями данного принципа являются ирония (игра со смыслом) и гротеск (игра с абсурдом), благодаря которым абсурд получает свое выражение в дистанцирующей игре с нормами.

3. Антиномии абсурда определяют междискурсивный характер феномена абсурда. Поэтика абсурда также носит междискурсивный, «архидискурсивный» характер (Ж. Женетт). Выделяются основания поэтики абсурда: онтологические (смыслоутрата), гносеологические (уничтожение смысла), аксиологические (проблема «другого»), которые взаимосвязаны с понятиями абсурдной жизни, абсурдного сознания, абсурдного человека.

4. Историко-смысловым контекстом для формирования поэтики абсурда в современной отечественной литературе являются произведения Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, в которых отражается абсурд социальной жизни и намечается направление развития «внеофициальной» отечественной литературы XX века. Деканонизация, пародийно-ироническая трактовка реальности становятся способами абсурдизации, которые перестраивают сознание читателя, заставляют отказаться от канонических представлений о мире. Выделены черты абсурдной реальности (алогичность, хаотичность, карнавальность, трагичность, уравнивание противоположностей) в произведениях Вен. Ерофеева и С. Довлатова, которая является не отклонением, но собственно нормой.

5. Специфика категории абсурда в современной отечественной литературе представлена: 1) на онтологическом уровне - феноменом изображением фантасмагорической реальности; 2) гносеологическом - инструментом познания, вскрывающим алогизм современного мира; 3) аксиологическом — способом самоосмысления героя-маргинала. Принципы абсурдизации в творчестве В. Пелевина и Дм. Липскерова (иллюзорности бытия, хаоса, непонимания и одиночества, болезненности существования, обманчивости красоты, вырождения современной культуры) вписываются в общую фрагмен-тированную, лишенную единого начала постмодернистскую картину мира.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты проделанной работы позволяют расширить представления о предметной области культурфилософии, закладывают основы переосмысления некоторых позиций в интерпретации феномена абсурда в проблемном поле культурологии. Материалы и выводы могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по культурологии, литературоведению, эстетике.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены автором в публикациях и выступлениях на Международных конференциях: «Ефремовские чтения» (С.-Петербург, 2008), «Татищев-ские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2008), «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 2008), «Эстетика и этика в изменяющемся мире» (С.-Петербург, 2009); материалах «Альманаха современной науки и образования» (Тамбов. 2008), «Bridge (язык и культура)» (Н. Челны, 2008). Автор приял участие в Международных Интернет-конференциях: «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании» (Одесса, 2007), «Современные направления теоретических и прикладных исследований» (Москва, 2007).

Структура и объем диссертации. Содержание работы изложено на 170 страницах состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и библиографического списка, включающего 295 наименований. Целесообразность предлагаемой структуры объясняется необходимостью последовательного решения исследовательских задач и логикой достижения поставленной цели. Порядок расположения глав носит смысловой характер.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Вдовиченко, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование показало значимость и универсальность феномена абсурда для культуры. Хотя любое построение модели развития и функционирования феномена абсурда будет являться открытым и незавершенным в силу специфики объекта исследования, на данном этапе исследования уже можно подвести итоги проделанной работы.

Первая глава, по сути, явилась авторской интерпретацией абсурда, эври-стичность которой заключается в культурологическом объяснении феномена, не сводимого к существованию его в одном дискурсе. Реализация принципов системного анализа позволила работать в актуальной для современного гуманитарного знания проблемной сфере культурологии, на «стыке собственно научных и практических интересов, на базе изучения и истории культуры, и, главное, той культуры, которая нас окружает, "живой культуры", носителем которой является каждый из нас» [теор, 3]. Культурологический подход к феномену абсурда требовал объяснения понятийно-категориального аппарата исследования. Поэтому используемые в работе понятия «дискурс», «антиномия», «норма», «остранение» и др. были адаптированы применительно к культурологическому анализу феномена абсурда.

Для решения основного вопроса данной работы о причинах трансформации и «живучести» абсурда в культуре, автор использовал методологический принцип Ж. Делеза — различия и повторения. Актуальность идеи Делеза заключается в том, что позволяет трактовать понятия, исходить из подвижного горизонта их определения. Современной культуре свойственно преодолевать альтернативу временного-вневременного, исторического-внеисторического, частного-универсального. Поэтому обращение к становлению феномена абсурда позволяет выделить повторяющее и различное в его интерпретации. Следовательно, абсурд как повторяющее есть надисторическое явление и проблема; различное - это конкретно-историческое понимание абсурда, зависимое от ценностной доминанты культуры.

Абсурд понимается как сложное и противоречивое явление, имеющее исторические коннотации, обозначающее не отсутствие смысла, а наличие иного смысла, заданного антиномиями, составляющими содержание абсурда: нормы и аномалии, логического и алогического, различия и повторения, своего и чуэюого. Определение сущности основной антиномии — нарушение нормы, ставшей нормой абсурда аргументируется на примере остранения как центрального эстетического и философского принципа современного искусства. Основой данного принципа является ирония и гротеск, благодаря которым абсурд получает свое выражение в дистанцирующей игре с нормами.

Выделение антиномий абсурда способствовало определению специфики абсурда, состоящей в его междискурсивном характере. Поэтика абсурда имеет основания: онтологические (смыслоутрата), гносеологические (уничтожение смысла), аксиологические (проблема «другого»), которые взаимосвязаны с понятиями абсурдной жизни, абсурдного сознания, абсурдного человека. Поэтому подходы к изучению феномена абсурда, выделенные в первой главе, нашли свое частичное воплощение во второй.

Игра различий и повторений в объяснении абсурда привлекается автором для решения конкретной задачи - осмысления художественного опыта литературы, имеющего пространственные (отечественная проза) и временные характеристики (ХХ-ХХ1 вв.). Несмотря на ограниченность материала, он оказался репрезентативным для подтверждения выводов и служит обоснованием теоретической модели абсурда. Примечательно, что фантасмагорически-абсурдная реальность для постмодернистской литературы оказывается не отклонением от нормы, но собственно нормой, своеобразной точкой отсчета, составляющей центр постмодернистского мироздания.

Создание образа абсурдной реальности в противовес индивидуальным способам его художественного воплощения со всей очевидностью роднит многих представителей отечественного постмодернизма — от В. Пьецуха и Евг. Попова до Д. Пригова и В. Сорокина, причем способы абсурдизации реальности или же выбор «объекта» изображения оказывается нередко различным: Ю. Мамлеев, к примеру, создает образ абсурдного эгоцентризма, вышедшего за рамки метафизики, этики, эстетики и, разумеется, здравого смысла тем, что он внедряется в область телесного, в результате чего возникает запредельный нарциссизм с одной стороны и маниакальная тяга к убийству всего постороннего себе («Шатуны»). В. Пелевин, практически во всех романах демонстрирует абсурдность мира осязаемого, социального, а также масскульта (от «Чапаева и Пустоты» до «Священной книги оборотня» и «Ампир V»).

Д. Липскеров в пьесе «Семья уродов» предпринял попытку осмысления современной российской действительности через призму социально-философских исканий представителей русской литературы Х1Х-ХХ вв. Идеи богоискательства, поиск выхода из неразрешимой ситуации, вера в «светлое будущее» заимствованы автором из произведений отечественных классиков. Вместе с тем художественные приемы их воплощения в тексте «перекликаются» с традициями «обэриутского» театра Д. Хармса (прием деконфигура-ции образов, резкая смена действий, трюковость, элементы буффонады и т.д.), наслаиваясь на постмодернистскую традицию, предусматривающую цитатность, насыщенность текста аллюзиями, заимствование образов из классической литературы. Гротескность образов, переводящая их в область аллегории, глубокая рефлексия персонажей и свойственная им самоирония, позволяют говорить о принадлежности пьесы к продолжающему быть популярным и сегодня постмодернизму.

Подводя итоги, нельзя не отметить, что отдельные проблемы оказались затронутыми в исследовании лишь частично. Например, в общих чертах прописан переход от абсурда к постабсурду. Между тем ощущается острая потребность в специальных работах подобного рода. Заслуживает пристального внимания исследователей проблема соотношения абсурда и постмодернизма. Однако значение данного исследования заключается не только в ответах на вопросы, но в их постановке, т.к. «вопрошание» о смысле бытия является основным вопросом для человека. Нам близка точка зрения A.B. Ахутина: «В перипетиях бытия XX в., в онтологизации и все нарастающей общезначимости смыслов разных культур назревает особый тип сознания человека нашего времени» [233, с.34]. Мы убеждены, что обращение к феномену абсурда дает ему онтологическое обоснование и выводит проблему абсурда в круг функционирования ценностей культуры. В этом и состоит перспективность дальнейшего изучения абсурда как феномена культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Вдовиченко, Ольга Владимировна, 2009 год

1. Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. ред. О. Буренина. М.: Языки славянской культуры, 2004 - 448 с.

2. Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность / Н.С. Автономо-ва. М.: Наука, 1988. - 286 с.

3. Агеев, А. Приручение абсурда / А. Агеев // Новый мир 1991. №2 — С. 7-12.

4. Адорно, Т.В. Негативная диалектика / Т.В. Адорно. М.: Научный мир, 2003.-374 с.

5. Адорно, Т.В. Эстетическая теория / Т.В. Адорно. М.: Республика, 2001.- 527 с.

6. Андреев, Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век / Л.Г. Андреев. -М.: Московский рабочий, 1994.-331 с.

7. Антология французского сюрреализма. 20-е годы. -М.: ГИТИС, 1994. -390 с.

8. Аристотель. Поэтика / Аристотель. / Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. -Т. 4. - С.645-680.

9. Аронов, А. В семье без урода / А. Аронов // Официальный сайт Дмитрия Липскерова. Раздел «Критикизмы». Код доступа: http://www.lipskerov.ru/critic/article.phtml?aid=24&id=4&level;=4.

10. Арто, А. Театр и его двойник / А. Арто- СПб.: Симпозиум, 2000. -440 с.

11. Арутюнова, Н.Д. Аномалии и язык: (К проблеме языковой «картины мира» / Н.Д. Арутюнова // Вопросы языкознания.- 1987. № 3 - С.3-19.

12. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс / Н.Д. Арутюнова. // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. С. 5-32.

13. Арьев, А. История рассказчика / А. Арьев // Довлатов С. Собрание сочинений: В 4 т. / Сост. А.Ю. Арьев. СПб.: Азбука-классика, 2002. - Т. 1— С.5-32.

14. Ауэрбах, Э. Мимезис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Э. Ауэрбах. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.-511 с.

15. Барт, Р. Семиотика. Поэтика. Избр. произведения / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-615 с.

16. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

17. Бахтин, М.М. К переработке книги о Достоевском. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. // Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next, 1994,- С.205-493.

18. Башляр, Г. Новый рационализм / Г. Башляр. М.: Прогресс, 1987. -374 с.

19. Беккет, С. Мир и пара брюк / С. Беккет // Иностр. литература. 2000. -№1. - С. 259-265.

20. Беккет, С. Успокоительное: рассказы / С. Беккет // Литературная учеба. 2004. - №4. - С. 182-206.

21. Беккет, С. Театр: Пьесы / С. Беккет. СПб.: Изд-во Терра, «Азбука», 1999.-347 с.

22. Беньямин, В. Франц Кафка / В. Беньямин. М.: Ad marginem - 317 с.

23. Берковский, Н.Я. Литература и театр / Н.Я. Берковский М.: Искусство, 1969.-435 с.

24. Бланшо, М. Пространство литературы / М. Бланшо. М.: Логос, 2002. -288 с.

25. Блум, X. Страх влияния: Теория поэзии / X. Блум // Страх влияния: Карта перечитывания. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — С.7-132.

26. Богданова, О.В. Современный литературный процесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века) / О.В. Богданова. СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. 252 с.

27. Богомолов, H.A. Заметки о русском модернизме / H.A. Богомолов // Новое литературное обозрение. 1997. - №24. - С.246-255.

28. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. М.: Добросвет, 2000.-387 с.

29. Бородавкин, C.B. Смысл как системообразующее понятие культуры / C.B. Бородавкин // Человек. 2002. - №4. - С.93-97.

30. Босенко, A.B. Время страстей человеческих: напрасная книга. / A.B. Босенко. Киев: А+С, 2005. - 349 с.

31. Бражников, И. Смысл и чистота абсурда / И. Бражников // Современная драматургия.- 1994- №4. С.200-211.

32. Бретон, А. Антология черного юмора / А. Бретон. М.: Carte Blanche, 1999. - 543 с.

33. Булыгина, Т., Шмелев А. Аномалии в тексте: Проблемы интерпретации / Т. Булыгина, А. Шмелев // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста. -М.: Наука, 1990. С. 94-105.

34. Буренина О.Д. Абсурда поэтика // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. — М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. С.7-8.

35. Буренина, О.Д. Литература — «остров мертвых» (Набоков и Вагинов) / О.Д. Буренина. // В.В. Набоков: Pro et Contra: материалы и исследования о жизни и творчестве В.В. Набокова. Антология. СПб.: Изд-во Христ. гуманит. ин-та, 2001. - Т. 2. - С. 471-484.

36. Буренина, О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX в. / О.Д. Буренина. СПб.: Але-тейя, 2005.-330 с.

37. Буртаев, Ю.В. АБСфизика: АБСолют. АБСтракции АБСурд / Ю.В. Буртаев. -М., 2001. 144 с.

38. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода) / Под ред. Е.К. Быстрицкого. Киев: Наук, думка, 1991. - 176 с.

39. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.

40. В лабиринтах культуры: Междунар. чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 2. / Гл. ред. JI. Морева. СПб.: Эйдос, 1997. - 373 с.

41. Вайман, С.Т. Мерцающие смыслы. / С.Т. Вайман. М.: Наследие, 1997.-397 с.

42. Вахрушев, В. Логика абсурда, или Абсурд логики / В. Вахрушев. // Новый мир. 1992. -№ 7. - С. 235-237.

43. Вдовиченко, О.В. Категория «Другого» в контексте культуры XX столетия (от Э. Гуссерля и Ж.-П. Сартра к Ж. Делезу) / О.В. Вдовиченко // Bridge (язык и культура) Мост (language @ culture). - Н. Челны, 2008.- №21- С.84-94.

44. Вдовиченко, О.В. Онтологические основания абсурда в контексте экзистенциальной философии / О.В. Вдовиченко II ВЕСТНИК ОГУ №7 (89)/ июль 2008. С.70-75.

45. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. — М.: Рус. словари, 1996-416 с.

46. Вейдле, В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества / В.В. Вейдле. СПб.: Axioma, 1996. - 336 с.

47. Великовский, С. Мифология абсурда / С. Великовский. // Лит. газета. -№72.- 18 июня 1960.-С. 5.

48. Великовский, С. Умозрение и словесность. Очерки французской культуры / С. Великовский. М - СПб.: Университетская книга, 1998. - 711 с.

49. Вербин, Е.И. Театр абсурда: Стихи / Е.И. Вербин. М.: Правда, 1990. -46 с.

50. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. — Киев: Тандем, 1995.-368 с.

51. Виртуальная конференция с Виктором Пелевиным / Виктор Пелевин: Сайт творчества. Интервью, (http://www.pelevin.nov.ru/interview/o-peirc/l.html).

52. Водолагин, A.B. Идеи Ж.-П. Сартра в духовной жизни нашего времени /A.B. Водолагин // Философия и общество. 2006. -№ 3. - С. 169-179.

53. Воронин, В. С. Законы фантазии и абсурда в художественном тексте / B.C. Воронин. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 1999. - 165 с.

54. Воронин, B.C. Взаимодействие фантазии и абсурда в русской литературе первой трети XX века: символизм, Д. Хармс, М. Горький / B.C. Воронини. Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. ун-та, 2003. - 292 с.

55. Воронина, Н.И. Теоретическая культурология / Н.И. Воронина. Саранск: Красный Октябрь, 2006. - 228 с.

56. Гагаев, A.A. Художественный текст как культурно-исторический феномен / A.A. Гагаев, П.А. Гагаев. М.: Флинта: Наука, 2002. - 184 с.

57. Гадзило, А. Авангард авангарда. Рец. на кн.: Буренина О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века / А. Гадзило. // Новый мир искусства. 2006. - № 2. - С.56.

58. Гальцова, Е.Д. Театральность в художественной системе французского сюрреализма. Автореф. дисс. . д-ра филол. наук. М., 2008.-34 с.

59. Гальцова, Е.Д. Концепции «реальности» / «сюрреальности» и театральная эстетика Андре Бретона / E.JI. Гальцова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — М., 2008 № 9. - С. 207-217.

60. Гарин, И.И. Воскрешение духа / И.И. Гарин. М.: Терра, 1992. - 640с.

61. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ / Б.М. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 351 с.

62. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. СПб: Наука, 1992.-443 с.

63. Генис, А. Беккет: поэтика невыносимого / А. Генис. // Знамя. — 2003— № 3. С.210-213.

64. Генис, А. Иван Петрович умер: Статьи и исследования / А. Генис. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. 335 с.

65. Герасимова, А.Г. Даниил Хармс как сочинитель: Проблема чуда / А.Г. Герасимова. // Новое литературное обозрение. — 1995. № 16. - С.129-139.

66. Герасимова, А.Г. Проблема смешного в творчестве ОБЭРИУ / А.Г. Герасимова // Вопросы литературы. 1988. - № 4. - С. 56-68.

67. Гиренок, Ф. И. Слово и смысл / Ф.И. Гиренок. // Философия хозяйства. 2005. -№ 3 - С. 150-157.

68. Горизонты культуры накануне XXI века: Сб. науч. работ / Отв. ред. Б.Л. Губман. Тверь: Изд. Твер. гос. ун-та, 1997. - 189 с.

69. Григорьев, В.П. В. Хлебников. От театра размеров к театру невозможного / В.П. Григорьев. // Новое литературное обозрение. 1998. - № 33. (5). - С.108-115

70. Губин, В.Д. Жизнь как метафора бытия / В.Д. Губин. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2003. - 205 с.

71. Гудков, Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии / Л.Д. Гудков. М.: Русина, 1994. — 432 с.

72. Гулыга, A.B. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке / A.B. Гулыга. СПб.: Алетейя, 2000. - 447 с.

73. Давидович, В.Е. В зеркале философии / В.Е. Давидович. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 448 с.

74. Давыдова, М. Поклонение маленькому человеку / М. Давыдова. // Эксперт. -2006. -№ 12.-С. 92-93.

75. Двадцатый век и пути европейской культуры / Сост. и отв. ред. И. Светлов. М.: Гос. ин-тут искусст-я, 2000. - 350 с.

76. Декрет о Ничевоках поэзии // Литературные манифесты: От символизма до «Октября». / Сост. Н.Л. Бродский и Н.П. Сидоров. М.: «Аграф», 2001. - С.292-294.

77. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.

78. Делез, Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. — ТОО ТК «Петрополис», 1998.-384 с.

79. Довлатов, С. Зона (Записки надзирателя) / С. Довлатов // Собр. соч.: В 4 т. / Сост. А.Ю. Арьев. СПб.: Азбука-классика, 2002. - Т.2. - С.7-168.

80. Довлатов, С. Компромисс / С. Довлатов // Собр. соч.: В 4 т. / Сост. А.Ю. Арьев. СПб.: Азбука-классика, 2002. -Т.1 - С.227-395.

81. О Довлатове / Сост. Е. Довлатова. Тверь: Другие берега, 2001. -224 с.

82. Долгов, K.M. От Киеркегора до Камю: очерки европейской философ-ско-эстетической мысли XX века / K.M. Долгов. М.: Искусство, 1990. - 399 с.

83. Доценко, Е.Г. Абсурд как проявление театральной условности / Е.Г. Доценко // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер.: гум. науки, 2004. Вып. 8. - №33. - С. 97-112.

84. Друскин, Я.С. Видение невидения (Зазеркалья): Альманах-2 / Я.С. Друскин. СПб., 1995. - 176 с.

85. Дэвидсон, Д. Исследования истины и интерпретации / Д. Дэвидсон. М.: Праксис, 2003. - 448 с.

86. Дюшен И. Театр парадокса / И. Дюшен // Театр парадокса (Ионеско, Беккет и другие). М.: Искусство, 1991. - С. 5-21

87. Европейская художественная культура XX века: панорама уходящего столетия / Сб. мат. междунар. конф.СПб, 3-5 ноябр.,1997. СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, 1999. - 124 с.

88. Елисеев, Н. Мыслить лучше всего в тупике / Н. Елисеев. // Новый мир. 1999. - № 12. - С. 194-216.

89. Ерофеев, В. Москва Петушки с комментариями Эдуарда Власова / В. Ерофеев. - М.: Вагриус, 2001. - С.13-119.

90. Жаккар, Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Ж.-Ф. Жаккар. СПб.: Гуманит. агенство: Акад. проект, 1995.-470 с.

91. Жаккар, Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда реальный театр: Прочтение пьесы «Елизавета Бам» / Ж.-Ф. Жаккар. // Театр - 1991. - № 11. - С. 1826.

92. Ждалагония, В. Можно гордиться: Россия родина абсурда / В. Жда-лагония. // Эхо планеты. - 2005. - № 52. - С. 24-29.

93. Женетт, Ж. Фигуры / Ж. Женнет. / В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.- Т. 1. - 472 е.; Т.2. - 472 с.

94. Живолупова, Н. Паломничество в Петушки, или Проблема метафизического бунта в исповеди Венички Ерофеева / Н. Живолупова // Человек. -1992.- № 1.-С. 45-49.

95. Жолковский, А.К., Щеглов, Ю.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты-Тема-Приемы-Текст / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. М.: Прогресс, 1996.-344 с.

96. Западное искусство. XX век: Проблемы развития западного искусства XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 376 с.

97. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 512 с.

98. Зверев, A.M. Абсурдизм / A.M. Зверев // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред А.Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. - Стлб. 9-11.

99. Зимирева, К.И. А. Ремизов и А. Камю: концепция творчества (к постановке проблемы) / К.И. Зимирева. // Вестник Бурятского университета. -2007.-Вып. 7.-С. 154-160.

100. Зощенко, М. Перед восходом солнца / М. Зощенко // Собр.соч.: В 3 т. (Сост., подг. текста и примеч. Ю. Томашевского, послесл. А. Гулыги). Л.: Худ. лит., 1987. -Т.З. С.481-568.

101. Зощенко, М.М. Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова / М.М. Зощенко // Избранные произведения: В 2 т. — Л.: Изд-во «Художественная литература» Ленинградское отделение, 1968. -Т.1. С.51-84.

102. Иванова, Н. Преодолевшие постмодернизм / Н. Иванова // Знамя. — 1998.-№4.-С. 14-44.

103. Избранные имена. Русские поэты XX в.: учебное пособие / Под ред. Н.М. Малыгиной. М.: Флинта; Наука, 2006. - 296 с.

104. Ионеско, Э. Как всегда об авангарде / Э. Ионеско // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. - М.: Искусство, 1986. - С.35-59.

105. Ионеско, Э. Лысая певица / Э. Ионеско. // Носорог. СПб.: Симпозиум, 1999 - С.20-51.

106. Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа / Отв. ред. O.A. Кривцун. СПб.: Алетейя, 2000. - 307 с.

107. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / Сб. статей. М.: Наследие, 1994. - 512 с.

108. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 3 83 с.

109. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. СПб, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

110. Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер с франц., коммент. С. Исаева. - М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992.-288 с.

111. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. -М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

112. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. — М.: Искусство, 1994.- 367 с.

113. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. М.: Мысль, 1994. - 591с.

114. Кармадонов, O.A. Социологическая рациональность отсутствия в исследовании современного мира / O.A. Кардамонов. // Социологические исследования. 2008. - № 3. - С.3-12.

115. Клюев, Е.В. Теория литературы абсурда / Е.В. Клюев. М.: Изд-во УРАО, 2000.-102 с.

116. Клюев, Е.В. Царь в голове: энцикл. русской жизни / Е.В. Клюев. М.: ПРИОР, 2002.-255 с.

117. Кобринский, А. Даниил Хармс: к проблеме обэриутского текста / А. Кобринский, М. Мейлах // Вопросы литературы. 1990. - № 6. - С. 251257.

118. Кобринский, А. Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда: в 2-х т. / А. Кобринский. М.: Издательство культурологического лицея, 2000. - Т.1 - 192 е.; Т. 2 - 144 с.

119. Кокто, Ж. Проза, поэзия, сценарии / Ж. Кокто. М.: Аграф, 2001. — 448 с.

120. Колодий, H.A. Дискурс понимающей культурфилософии как дискурс современной постнеклассической философии / Н.А.Колодий. Томск: Дельтаплан, 2000. - 236 с.

121. Компаньон, А. Демон теории. Литература и здравый смысл / А. Компаньон,-М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. 336 с.

122. Кондаков, Д.А. Антитеатр Э. Ионеско и новый роман: пути неоавангарда / Д.А. Кондаков. // Вестник Полоцкого гос. университета. Сер.: А. Гу-мант. науки, 2005. № 7. - С. 174-177.

123. Кондаков, Д.А. «Реальное искусство» и «театр абсурда» как проекты авангардизма / Д.А. Кондаков. // Вестник Полоцкого гос. университета. Сер.: А. Гумант. науки, 2004. № 10. - С. 45-49.

124. Кондаков, Д.А. Уроки в Колледже Патафизики: адаптация наследия А. Жарри в драматургии Э. Ионеско / Д.А. Кондаков. // Вестник Полоцкого гос. университета. Сер.: А. Гумант. науки, 2005. -№ 1. С. 141-145.

125. Кондюкова, Е.С. Феномен абсурда: проблемы эстетико-философского анализа: автореф. дисс. . канд. филос. наук / Е.С. Кондюкова — Екатеринбург, 1995.- 19 с.

126. Коренева, М. М. Литературное измерение абсурда / М.М. Коренева // Художественные ориентиры в зарубежной литературе XX века. М.: ИМ-ЛИ РАН, 2002. - С. 477-507.

127. Копелев, Л. Осторожно трупный яд! / Л. Копелев. // Знамя. - 1959. — №2. - С.234-236.

128. Косиков, Г. К. Несколько штрихов к портрету Альфреда Жарри / Г.К. Косиков. // Жарри А. «Убю король» и другие произведения. М: Б.С.Г.-пресс, 2002. - С. 473-497.

129. Кравец, А. Теории смысла Ж. Делеза / А. Кравец. // Логос. 2005. — №4.-С. 211-241.

130. Красильникова, Е.Г. Постмодернистский дискурс русского романа 1970-х гг.: автореф. дисс. доктора культурологии / Е.Г. Красильникова. — Пенза, 2005.-38 с.

131. Красильникова, Е.Г. Театр абсурда Музы Павловой / Е.Г. Красильникова. // Известия академии наук. Серия литературы и языка 2001. - Т. 60. - № 2 — С. 56-61.

132. Кривцун, O.A. Русский абсурд: классические истоки и актуальные практики / O.A. Кривцун. // Современные трансформации российской культуры / РАН, Науч. Совет «История мировой культуры», отв. ред. И.В. Кондаков. -М.: Наука, 2005.-С. 127-153.

133. Кризис и перспективы развития культуры на рубеже тысячелетий: докл. / Под ред. А.Ф. Еремеева, Л.А. Закса. — Екатеринбург: Изд. Гумант. унта, 1999.-144 с.

134. Крылов, В.Л. Концептуализм — начала и концы / В.Л. Крылов. // Человек. 2001. - № 5. - с.33-47.

135. Кукулин, И.В. Эволюция взаимодействия автора и текста в творчестве Д.И.Хармса: автореф. дисс. канд. фил. наук. / И.В. Кукулин. -М., 1997. -22 с.

136. Куликов, И.С. Абсурд вместо логики / И.С. Куликов. // Философия и искусство модернизма-М.: Политиздат, 1974. С.И0-133.

137. Культура на пороге III тысячелетия: Материалы III Междунар. семинара в Санкт-Петербурге: Сб. докл. СПб.: Изд. Акад. культуры, 1996. - 307 с.

138. Культура, художник, общество: Сб. / Отв. ред. O.A. Власова. — М.: Изд. ИНИОН, 1992. 120 с.

139. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.- 640 с.

140. Культурология XX века. Энцикл.: В 2 т. СПб.: Унив. кн., 1998. - Т. 1.-447 е.; Т. 2.-447 с.

141. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: Прогресс, 1977. -300 с.

142. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М.: Республика, 1993. -383 с.

143. Кюнг, Г. Онтология и логический анализ языка / Г. Кюнг. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999 - 237 с.

144. Лавренцова, Е.В. Проблема абсурда в философии С. Кьеркегора: автореф. канд. дисс. . филос. наук / Е.В. Лавренцова. М., 1999. - 31 с.

145. Лановенко, О.П. Философия небытия. Искусство метафизики и метафизика искусства / О.П. Лановенко. Киев: СТИЛОС, 2007. - 503 с.

146. Левинас, Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левина.- СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 165 с.

147. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 2-х т. / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. М.: Академия, 2003. — Т. 1. - 316 с.

148. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Очерки современного индивидуализма / Ж. Липовецки. СПб.: Владимир Даль, 2001 - 331 с.

149. Липовецкий, М.Н. Русский постмодернизм: Очерки истории поэтик / М.Н. Липовецкий. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. пед. ун-та, 1997 — 317 с.

150. Липскеров, Д. Школа для эмигрантов: пьесы / Д. Липскеров. М.: ACT; Астрель, 2007. - 334 с.

151. Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2007. - 726 с.

152. Лосев, А.Ф. Бытие-имя-космос / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. -958 с.

153. Лотман, Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992.-Т.1.-С. 248-268.

154. Лотман, Ю.М. О Хлестакове / Ю.М. Лотман // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. - Т.1. - С. 337-364.

155. Лукин, Е. Свадьба рыси. Мифология абсурда в творчестве А. Введенского / Е. Лукин. // Литературная учеба 2006 - №4. - С. 195-206.

156. Лэйнг, Р.Д. «Я» и Другие / Р.Д. Лэнг. -М.: Класс, 2002. 178 с.

157. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамарда-швили. М. : Прогресс: Культура, 1992. - 415 с.

158. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. — М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000. — 414 с.

159. Мамлеев, Ю. Шатуны: Роман / Ю. Мамлеев^М.: ТЕРРА, 1996. 253

160. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.ь. маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.

161. Маргелашвили, Г.Т. Сюжетное время и время экзистенции / Труды. / Г.Т. Маргелашвили Тбилиси: Цент культ, взаимосвязей Грузии «Кавказский дом», 1999. -С.272- 308.

162. Матюшин, М. Опыт художника новой меры / М. Матюшин // К истории русского авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1976. - С. 153-169.с.

163. Мейлах, М.Б.Поэты группы «Обэриу» / М.Б. Мейлах. -М., СПб.: Советский писатель, 1994. — 640 с.

164. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. -СПб.: Ювента: Наука, 1999. 606 с.

165. Михайлов, A.B. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. / A.B. Михайлов. -М.: Языки рус. культуры, 1998. 912 с.

166. Надеждина, Е.В. Культурный текст в структуре реальности: на материале творчества ОБЭРИУ: автореф. дисс.культурологии./ Е.В. Надеждина. — М., 2000.-27 с.

167. Неретина, С.С., Огурцов, А.П. Время культур / С.С. Неретина, А.П. Огрурцов. СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. - 343 с.

168. Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990. - Т. 1. -829 е.; Т.2. - 829 с.

169. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / РАН. Ин-т филос- М.: Мысль, 2000-2001. Т.1. - 721 с; Т.2. - 634 с; Т.З. - 629 с.

170. Новикова В.Ю. Языковой абсурд, его семантика и таксономические характеристики: автореф. канд. филол. наук. Краснодар, 2001. 18 с.

171. Онтология искусства: Сб. науч. ст. Екатеринбург, 2005. — 268 с.

172. Осьмухина, О.Ю. Авторская маска в русской прозе XIII первой трети XIX в. (генезис, становление традиции, специфика функционирования) / О.Ю. Осьмухина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. — 188 с.

173. Орлов, Д. Смещение в структурной поэтике дискурса / Д. Орлов // Символы, образы, стереотипы современной культуры. Междунар. чт. по теории, истории и философии культуры. / Гл. ред. JI. Морева, СПБ: Эйдос, 2000. № 7. - С. 147-165.

174. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991.-580 с.

175. Пави, П. Словарь театра / П. Пави- М.: Прогресс, 1991. 504 с.

176. Парамонов, Б.М. Конец стиля / Б.М. Парамонов. М.: Аграф; СПб.: Алетейя, 1997.-402 с.

177. Пелевин, В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Роман и рассказы / В. О. Пелевин М.: Эксмо, 2005. - 384 с.

178. Пелевин, В. О. Жёлтая стрела: Повести. Рассказы / В. О. Пелевин.-М.: Вагриус, 2002.- 496 с.

179. Пелевин, В. О. Generation «П»: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.-336 с.

180. Пелевин, В. Священная книга оборотня: Роман/ В. Пелевин. M.: Эксмо, 2004.-384 с.

181. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота: Роман/ В. Пелевин. М.: Эксмо, 2002.-399 с.

182. Пенская, E.H. Проблемы альтернативных путей в русской литературе. Поэтика абсурда в творчестве А.К. Толстого, М.Ф. Салтыкова-Щедрина, A.B. Сухово-Кобылина. / E.H. Пенская. М.: Carte Blanche, 2000 -308 с.

183. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. СПб.: Алетейя, 2000.-415 с.

184. Перцев, A.B. Русское средство от постмодернизма / A.B. Перцев // Известия Уральского гос. университета. 2006. - № 42. — С. 6-22.

185. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. М.: Наука, 1991. -328 с.

186. Подкольский, В.В. Два начала поэтики Даниила Хармса / В.В. Под-кольский. // Русская литература. 2003. - № 4. - С.73-89.

187. Подорога, В. Выражение и смысл: Ландшафтные миры философии: С. Киеркегор, Ф. Ницше, М. Пруст, Ф. Кафка / В. Подорога. M.: Ad mar-ginem, 1995 .-426 с.

188. Полан, Ж. Тарбские цветы, или террор в изящной словесности / Ж. Полан. СПб.: Наука, 2000 - 336 с.

189. Полторацкая, Н.И. Меланхолия мандаринов. Экзистенциалистская критика в контексте французской культуры / Н.И. Полторацкая. СПб.: Але-тейя, 2000.-415 с.

190. Померанц, Г.С. Разрушительные тенденции в русской культуре / Г.С. Померанц. // Новый мир. 1995. - №8. - С. 138-141

191. Померанц, Г. С. Язык абсурда / Г.С. Померанц. // Выход из транса. М.: Юрист, 1995. С. 435-480.

192. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.- 1040 с.

193. Потапович, A.C. О парадоксах / A.C. Потапович. Минск: Адука-цыя I выхованне, 2001. - 85 с.

194. Потебня, A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня // Полное собр. тр.: Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. - 300 с.

195. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 312с.

196. Проскурникова, Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы: очерки истории фр. театра II пол. XX в. / Т.Б. Проскурникова. — СПб.: Алетейя, 2002. — 471 с.

197. Размышления о хаосе: Мат. Второго Междунар. филос.-культурол. симпозиума / Гл. ред. Л. Морева. СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 1997. - 269 с.

198. Разумный, В.А. Драматизм бытия или обретение смысла / В.А. Разумный-М.: Пихта, 2000. 555 с.

199. Реале, Дж., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье / Дж. Реале, Д. Антисери. ТОО ТК «Петрополис», 1994.-368 с.

200. Розанов В.В. Уединенное / В.В. Розанов. М.: Политиздат, 1990. -543 с.

201. Руднев, В. П. Морфология реальности. Исследование по «философии текста» / В.П. Руднев. М.: Гнозис, 1996. - 207 с.

202. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. М.: Аграф, 1997.-608 с.

203. Русские писатели XX века. Биографический словарь / Под ред. П.А. Николаева. М.: Рандеву-АМ, 2000. - 288 с.

204. Савельев, A.B. Советский театр абсурда Андрея Амальрика / A.B. Савельев // Вопросы истории. 2004. - № 4. - С. 148-152.

205. Савицкий, С. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной литературы) / С. Савицкий. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 224 с.

206. Самойлова, О.Г. Опыт метафизического прочтения художественного творчества в русской философии к. XIX нач. XX вв.: автореф. дисс. канд. фс. наук / О.Г. Самойлова. - М., 2003. - 30 с.

207. Самосознание культуры и искусства XX века. Западная Европа и США. М.; СПб.: Универ. книга, 2000. - 640 с.

208. Санников, В.З. Об истории и современном состоянии русской языковой игры / В.З. Санников. // Вопросы языкознания. — 2005. № 4. - С. 3-20.

209. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. - 639 с.

210. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения: / Ж.-П. Сартр. СПб.: Наука, 2001. - 318 с.

211. Сартр, Ж.-П. Стена: Избр. произв. / Ж.-П. Сартр М.: Политиздат, 1992.-480 с.

212. Сартр, Ж.-П. О Романе «Шум и ярость»: Категория времени у Фолкнера/ Ж.-П. Сартр // Вопросы литературы. 1986. - № 9 - С. 176-181.

213. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 1994. -234 с.

214. Сартр, Ж.-П. Ситуации: Антология литературно-эстетической мысли: Статьи, эссе: / Ж.-П. Сартр. М.: Ладомир, 1998. - 429 с.

215. Серафим иероманах (Роуз) Философия абсурда. Отрывок из эссе. / Татьянин день. Издание домового храма св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова, (http www.taday.ru /text/ 29458.html?for hrint=l).

216. Сердюк, А. «Король Убю» Пендерецкого. Игра на поле абсурда / А. Сердюк // Музыкальная академия. 2002. - № 2 - С. 92-95.

217. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз, 1988. -608 с.

218. Смит, Дж. Взгляд извне: Статьи о русской поэзии и поэтике / Дж. Смит. М.: Языки слав, культуры, 2002.- 528 с.

219. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины: Энцикл. слов. -М.: Интрада, 1996.— 317с.

220. Современные трансформации российской культуры / Отв. ред. И.В. Кондаков. -М.: Наука, 2005. 752 с.

221. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России. Россия перед эпохою преобразования. / С.М. Соловьев. -М.: Прогресс, 1990. -425 с.

222. Стафецкая, М. Феномен абсурда / М. Стафецкая. // «Мысль изреченная.»: Сб. науч. ст. / АН СССР, Ин-т филос. -М., 1991. С. 139-146.

223. Степанов, Ю.С. Константы: Слов. рус. культуры / Ю.С. Степанов. -М.: Акад. проект, 2001. 990 с.

224. Степанов, Ю.С. Протей: очерки хаотической эволюции / Ю.С. Степанов. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 264 с.

225. Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в.: Реф. сб. Вып. 3. / Отв. ред. P.A. Гальцева. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1983. -273 с.

226. Сухих, И. Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба / И.Н. Сухих, — СПб.: Культ Информ Пресс, 1996. 318 с.

227. Творение творчество - репродукция: исторический и экзистенциальный опыт. Межд. чт. по теории, истории и философии культуры. №17. — СПб.: Эйдос, 2003.-318 с.

228. Театр абсурда: сб. ст. и публикаций / Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, РАН, Гос. ин-т искусствознания, Под ред. Т.Б. Проскурниковой. Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. — 216 с.

229. Театр остановившихся голосов. М.: Искусство, 1990. - 152 с.

230. Театр парадокса. М.: Искусство, 1991. - 298 с.

231. Теоретическая культурология. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. - 624 с.

232. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. - 624 с.

233. Тлостанова, М. В. Гротеск в литературах Запада XX века / М. В. Тло-станова // Художественные ориентиры в зарубежной литературе XX века. М: ИМЛИ РАН, 2002 - С. 408-439

234. Токарев, Д. В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета / Д.В. Токарев. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. 336 с.

235. Токарева, Д.В. Рисунок как слово в творчестве Даниила Хармса / Д.В. Токарев // Русская литература. 2003. - № 3. - С. 57-69.

236. Томалинцев, В.Н. Человек на рубеже тысячелетий. Парадоксы духовного развития: опыт исследования феномена изощренности в культуре и творчестве / В.Н. Томалинцев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. - 109 с.

237. Трахтенберг, JT.A. Новые тенденции русской литературы в пародии XVII-XVIII вв. / Л.А. Трахтенберг. // Вестник Московского университета. — Сер. 9. Филология. 2008. - №1. - С. 46-50.

238. Тэффи, H.A. Юмористические рассказы; Из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом» / Н.А.Тэффи. М.: Худож. лит., 1990. - 415 с.

239. Тэффи, H.A. И стало так. // Собр. соч.: В 7 т. / Н.А.Тэффи. М.: Лаком, 1997.-Т.1.-384 с.

240. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и топология композиционной формы / Б.А. Успенский. М.: Искусство, 1970.-225 с.

241. Устин, А.К. Дейктическая концепция текста, мышления и культуры: автореф дис. . .д-ра культурологии. / А.К. Устин СПб., 1998. - 35 с.

242. Феноменология искусства. М.: Ин-т фс. Рос. акад. наук, 1996. - 263с.

243. Филиппов, Л.И. Философская антропология Жан-Поль Сартра. / Л.И. Филиппов. М.: Наука, 1977. - 287 с.

244. Философия эпохи постмодерна. Минск: Пропилеи, 1996. - 345 с.

245. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. -М.: Сов. энцикл., 1983 840 с.

246. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997.- 576 с.

247. Флоренский, П.А. Антиномия языка / П.А. Флоренский. // Вопросы языкознания.- 1988. № 6. - С 88-125.

248. Фомин, C.B. Динамика русской постмодернистской литературы: культурологический аспект: автореф. дисс. кандидата культурологии / C.B. Фомин. Саранск, 2006. - 16 с.

249. Фрагменты ранних греческих философов. От эпических теокосмого-ний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. —576 с.

250. Франк, С.Л. Непостижимое / С.Л. Франк. // Соч. М.: Правда, 1990. С. 183-560.

251. Франки, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-450 с.

252. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. — М.: Прогресс, 2000. 345 с.

253. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. — М.: Лабиринт, 1997. 448 с.

254. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. М.: Магистериум: Касталь, 1996. - 446 с.

255. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. — СПб.: Университетская книга, 1997. 576 с.

256. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. — М.: Прогресс, 1997. 488 с.

257. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. СПб.: Наука, 2002. -452 с.

258. Ханзен-Леве, Ore А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / Ore А. Ханзен-Леве. М.: Языки рус. культуры, 2001. - 672 с.

259. Хармс, Д. Елизавета Бам / Д. Хармс. М.: Художественная литература, 1989.- 114 с.

260. Херманн, Фр.-В. фон. Фундаментальная онтология языка / Фр.-В. Херманн. Минск: Пропилеи, 2001. - 168 с.

261. Хесле, В. Гении философии нового времени / В. Хесле. М.: Наука, 1992.-224 с.

262. Чередниченко, Т. Россия 90-х в слоганах, рейтингах, имиджах. / Т. Чередниченко. -М.: Новое литературное обозрение, 1999.-416 с.

263. Чернорицкая, О.Л. Поэтика абсурда / О.Л. Чернорицкая. Вологда, 2001. - Т. 1 .Классика - 87 с.

264. Чернорицкая, О.Л. Трансформация тел и сюжетов: физиология перехода в поэтике абсурда / О.Л. Чернорицкая. // Московский вестник. 2005. -№1. - С. 447-483.

265. Четыре шага в бреду. Французская маргинальная проза первой половины XX века / Сост и предисл. М. Климовой и В. Кондратовича. 2-е изд., СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. - 480 с.

266. Шаманский, Д.В. Культура устала от постмодернизма / Д.В. Шаманский.//Нева. 2006. - № 1.-С. 166-174.

267. Шенье-Жандрон, Ж. Сюрреализм / Ж. Шенье-Жандрон. М.: Новое литературное обозрении, 2002. - 416 с.

268. Шестов, Л. Избр. соч / Л. Шестов. М.: Ренессанс, 1993. - 512 с.

269. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. М.: Искусство, 1983. Т. 1. - 480 с.272.1Имид, В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: Инапресс, 1998.-352 с.

270. Щербинин, М.Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразова-ния / М.Н. Щербинин. Тюмень: Изд-во гос. ун-та, 2005. - 311 с.

271. Щербинина, О. Старуха. Даниил Хармс в контексте классики / О. Щербинина. // Нева, 2007. - №4. - С.282-284.

272. Щепилова, Л. Чему служит театр абсурда / Л. Щепилова. // Лит. газета №40 - 2 апреля 1963- С.4.

273. Эко, У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию / У. Эко. — СПб.: Петрополис, 1998. 430 с.

274. Энциклопедический словарь сюрреализма / Отв. ред. и сост. Г.Д. Гальцова и Т.В. Балашова. М., ИМЛИ, 2007. 581 с.

275. Эпштейн, М. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков / М. Эпштейн. — М.: Советский писатель, 1988.- 416 с.

276. Эпштейн, М. После карнавала, или Вечный Веничка / М. Эпштейн // Ерофеев В. В. Оставьте мою душу в покое (Почти всё). М.: Изд-во АО "Х.Г.С", 1995.-С.З-15.

277. Эпштейн, М. Философия невозможного / М. Эпштейн. СПб.: Але-тейя, 2001.-334 с.

278. Эстетика: словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

279. Якимович, А.К. Магическая вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX века / А.К. Якимович. М.: Галарт, 1995. - 168 с.

280. Якобсон, Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. М.: Прогресс, 1987. — 460 с.

281. Ямпольский, М. О близком. (Очерки немиметического зрения) / М. Ямпольский. М.: Новое лит. обозрение, 2001. - 240 с.

282. Ямпольский, М. Памяти Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / М. Ямпольский. -М.: РИК, Культура, 1993. 464 с.

283. Bloom, Н. The Western Canon: The Books and School of the Ages / H. Bloom.-N. Y.; San Diego; L., 1994.-211 pp.

284. Esslin M. The Theatre of the Absurd. L.: Vintage, 2004. - 480 pp.

285. Hammond, B. S. Beckett and Pinter: towards a grammar of the absurd / B. S. Hammond // J. of Beckett Studies. 1979. - № 4. - P. 31-39.

286. Innes, Ch. «The Cutting Edge of Comedy: Peter Barnes' Polemics» / Ch. Innes // New Forms of Comedy: Contemporary Drama in English 1.Trier, 1994. -P. 7-22.

287. Mayberry, B. Theatre of Discord: Dissonance in Beckett, Albee and Pinter / B. Mayberry. L.; Toronto, 1989.

288. Morrison, K. Canters and Chronicles: The Use of Narrative in the Plays of Samuel Beckett and Harold Pinter / K. Morrison, Chicago; L., 1983.

289. Daus, R. Das Theater des Absurden in Frankreich / R. Daus. Stuttgart, 1977.

290. Daniii Kharms and the poetics of the absurd : Essays and materials / Ed. by Neil Cornwell. Basingstoke (Hants.); London : Macmillan, 1991- 265 pp.

291. Mairhofer, E. Hang und Verhargnis / E. Mairhofer // IBK, Sonderrheft -Innsbruch, 1990. S. 67-68.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.