Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Серебряная, Валентина Васильевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Серебряная, Валентина Васильевна
Введение.
ГЛАВА I Историко-культурная ситуация в Волго-Донском междуречье в IX - начале XX вв. 1.1 .История распространения монотеистических религий в крае и роль архитектуры в религиозном мировоззрении.
1.2.Процесс христианизации населения края и превращение православия в ведущую конфессию региона.
ГЛАВА II Место культового зодчества в культурном пространстве края
2.1. Православное храмовое зодчество: стилевые, конструктивные и декоративные особенности.
2.2. Различные компоненты в поликонфессиональной Ш архитектуре региона.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Памятники культового зодчества в динамике культурно-исторических реалий XX века: На материалах Омского Прииртышья2000 год, кандидат исторических наук Лебедева, Наталья Ивановна
Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России: середина XIX - нач. XX вв.2011 год, кандидат архитектуры Охотникова, Юлия Викторовна
Архитектура храмов Екатеринбурга: XVIII-XIX вв.2004 год, кандидат архитектуры Голобородский, Михаил Венидимович
Церковная архитектура Тамбовской епархии в синодальный период: традиция строительства по образцу2011 год, кандидат архитектуры Позднякова, Ирина Юрьевна
Культовое зодчество Алтая на рубеже XX-XXI вв.2012 год, кандидат искусствоведения Гречнева, Наталья Владиславовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культовое зодчество как часть культурного наследия Волгоградской области»
Актуальность темы исследования. Изучение архитектурного наследия Волгоградской области, определение региональных его черт на современном этапе приобретает значительный интерес. Актуальность разработки этих проблем связана с общественно-историческими событиями последних десятилетий XX и начала XXI вв., с социокультурным развитием отдельных российских регионов. Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес со стороны индивидов, социальных групп, этносов к самоиндинтификации, которая в свою очередь невозможна без обращения к своему культурному наследию, тем более это актуально для такого сложного в полиэтническом, поликультурном, поликонфессиональном регионе, каким является Волгоградская область.
На волне возрождения религиозных ценностей возрос интерес к изучению культового зодчества. Повышенный интерес к архитектурному наследию объясняется тем, что оно является одним из объективных носителей исторической памяти народа, создающим и сохраняющим среду его обитания, соединяющим в единое целое природную и рукотворную среду.
В настоящее время всё большую важность приобретает исследование архитектурных реминисценций в отдельных географических ареалах, возникает необходимость в изучении регионального архитектурного наследия, выявление его особенностей, осмысление религиозных ценностей в общем контексте культурно-исторического развития России. Общекультурную ценность имеют храмы всех представленных в регионе религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма. Их общечеловеческое значение предстаёт в своеобразных формах определённого места. «Образ места» - неотъемлемая часть культурного ландшафта страны. Он необычайно значим не только как явление, но и как неповторимый узор смыслов, имеющих свои координаты в географическом пространстве. Данный образ создаёт в конечном итоге структуру культурного ландшафта страны. В результате пространство провинции, представляющее собой антитезу и смысловой фон для столичного города, при внимательном рассмотрении оказывается уникальным в каждой своей единице и не требующим противопоставления столице для его 0 культурной идентификации. Явный «пробел» в изучении архитектурного наследия прослеживается в Волгоградской области. На её территории не проводилось фундаментального исследования памятников архитектуры, до сих пор культовое зодчество края не становилось предметом глубокого, всестороннего и серьёзного анализа. Именно это определяет актуальность темы диссертации и значимость проблемы.
Степень разработанности проблемы. Литература по теме диссертации включает труды, касающиеся не только вопросов архитектурного наследия ^ края, но и проблем его историко-культурного развития, без анализа чего невозможно в полной мере определить истоки и охарактеризовать тенденции культового строительства в регионе.
В отечественной историографии наиболее изученными оказались вопросы, связанные с колонизацией в XV-XVII вв. междуречья Волги и Дона. Публикации по этой тематике появляются уже в конце XVIII века (1). В XIX веке исследователей всё больше интересует история определённых регионов. Появляются труды историков-краеведов по истории Саратовской губернии, Войска Донского, немецких поселений. Эта литература представлена 0 источниковедческими, статистическими, экономико-географическими, этнографическими работами.
Наибольший интерес представляли фундаментальные труды, где
• наиболее полно освещается история освоения русскими Саратовского Поволжья (А.М Леопольдов., Н.И Костомаров, Ф.Ф Чекалин, П.П. Семёнов,
A.Н. Минх, К.С. Туровский, Н.Ф. Хованский др.)(2). В XIX-начале XX вв. вклад в изучение донского казачества внесли А.И. Ригельман, Е.П Савельев,
B.Д Сухоруков, М.Б. Харузин, П.П. Сахаров и др (3). Обширная литература имеется по истории и культуре немцев Поволжья. Интерес представляют дореволюционные труды на русском языке: А.А Клауса, В Благовещенского, ф А.А Велицына, И.И Георги, П.П. Нейдгардта, П.С Палласа и др (4). т
Самостоятельную, но небольшую группу составляют работы, в которых встречается информация о строительстве храмов, церковной жизни на исследуемой территории. В основном это материалы историко-краеведческого характера в епархиальных ведомостях, в различных справочниках, журналах, памятных книжках, в обозрениях поселений (5).
В советское время начинается новый этап в изучении истории края. Видное место занимает труд А.А. Гераклитова (6). В 60-е годы вышла фундаментальная монография, М.А Водолагина «Очерки истории Волгограда. 1589-1967». Кроме того, в научный оборот вводятся новые источники. Появилось много исследований по истории материальной и духовной культуры донского казачества. Современный этап историографии по казачеству представлен работами С.И Рябова, Рыбловой М.А, Тюменцева И.О
7).
Одной из первых работ, в которых освещалась история распространения православия в регионе, стала коллективная монография «Русское Православие. Вехи истории». В ней помещена статья Литван Б.Г. «История Русского Православия в XX в.», но автор в ней не проводит анализ архивных материалов(8). Особый интерес представляет монография С.В. Римского (9), который исследовал историю донской епархии и возникновения монастырей в регионе.
В последние годы усилиями волгоградских ученых были изданы весьма интересные сборники (10), в которых опубликованы статьи И.О. Тюменцева, Н.Д. Барабанова, А.В. Дубакова, З.П. Тининой, О.И.Сгибневой, И.А. Петровой. Авторами поднимаются актуальные вопросы истории христианства и межконфессиональных отношений в Нижнем Поволжье. Однако, исследований по истории других религиозных конфессий региона очень мало. Особо отметим значение научных конференций по истории немецкой колонии в Нижнем Поволжье («Сарептские встречи»). Волгоградскими учёными Б.Ф. Железчиковым, А.В.Курышевым, Е.В.Хрипуновым, Н.Э. Вашкау много сделано в изучении истории и культуры немцев Поволжья.
Таким образом, в литературе по истории края практически не затрагиваются культурологический и искусствоведческий аспекты архитектурного наследия и важнейшей его составляющей - культового зодчества. В то же время в многочисленных научных изданиях по истории русского зодчества нет сведений о памятниках архитектуры на территории Волгоградской области. Долгое время в силу объективных и субъективных причин архитектура провинции оставалась вне поля зрения исследователей, появлялись только популярные издания из серии «Дороги к прекрасному», в некоторых из них рассказывалось об архитектуре Астрахани и Нижнего Дона (11). Исследовательская работа по проблемам архитектурного наследия Нижневолжского края начата в связи с подготовкой документации для постановки на Государственный учёт и охрану зданий, относимых к памятникам архитектуры. В Ростове и Саратове достигнуты определенные результаты в изучении архитектурного наследия. В работах А.Г. Лазарева, Г.В. Есаулова, С.Д. Сулименко, С.О.Терёхина, Н.Ф. Фурман главное внимание было сосредоточено на изучении традиционного жилища донских казаков, частично поднимались вопросы культовой архитектуры (12). Серьёзным научным подходом отличаются исследования С.О. Терёхина(13). В работе подчеркивается, что он впервые ввёл определение «переселенческая архитектура».
Особый интерес для нас представляет диссертация А.А. Назарова (14), в которой впервые дается комплексная характеристика историко-культурного наследия Волгоградской области, приводится интересная периодизация истории региона, разрабатываются применительно к истории региона проблемы взаимосвязи культурной (в том числе архитектурной) и природный среды. Правда работа в основном посвящена проблемам сохранения археологических памятников.
Достижения по изучению культовой архитектуры Волгоградской области значительно скромнее. Немногочисленные публикации появились лишь в последние годы (15), и носят, в основном, историко-краеведческий характер. В определенной мере используются искусствоведческие материалы.
Отметим серьезный коллективный труд, посвященный преподобному Никите Исповеднику, и созданию Свято-Никитской церкви в с. Отрада (16). Очерк истории храма написан о. Николаем (Н.Н. Станковым).
В связи с этим необходимо сказать, что в ходе подготовки документов для постановки на государственный учет и охрану зданий, относимых к памятникам архитектуры в 90-е годы специальной экспедицией, возглавляемой диссертантом, было выявлено и обследовано 70 храмов и 6 монастырских комплексов. Результаты этой работы стали основой для написания монографии и диссертационного исследования.
Таким образом, специальных работ, в которых комплексно рассматривалась бы культовая архитектура всех конфессий Волгоградской области, на сегодняшний день нет. Поэтому назрела острая необходимость систематизации всех сведений и глубокого историко-культурологического анализа культового зодчества Волгоградской области.
Объектом исследования является культурное наследие Волгоградской области.
Предмет исследования - памятники культовой архитектуры Волгоградской области.
Цели и задачи исследования. Основная, цель заключается в исследовании архитектурного наследия Волгоградского региона, его роли в культурном наследии, в выявлении региональных особенностей культовой архитектуры.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- проследить взаимосвязь истории региона с особенностями развития архитектуры;
- рассмотреть процесс трансляции форм столичной и традиционной архитектуры различных этносов на периферию российского государства, формирование региональных особенностей культового зодчества в поликультурном пространстве края.
- выявить место культового зодчества в культурном наследии Волгоградской области;
- проанализировать генезис и развитие архитектурных форм культовых построек и выявить типологические разновидности храмов;
- показать региональные особенности православной архитектуры и ее роль в формировании архитектурной среды;
- разработать типологизацию и выявить общие и специфические черты культового зодчества различных конфессий региона,
- определить художественно-содержательное толкование архитектурной формы в культовом христианском зодчестве.
Территориальные и хронологические рамки работы. Географические рамки научных изысканий ограничены современными административными границами Волгоградской области. Временные рамки включают исторический и культурологический анализ культового зодчества с IX века до начала XX в.
Методология исследования. В диссертационном исследовании нашли применение как общие, так и специальные методы историко-культурологического и искусствоведческого исследования. Методология исследования основана на историческом и диалектическом подходах к анализу социокультурных явлений, применялись методы структурно-функционального, системного и сравнительного анализа. Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного подхода, позволяющего исследовать проблему комплексно.
Источниковая база исследования. Диссертация основана на анализе как опубликованных, так и архивных источников. При подготовке диссертации автором были проведены источниковедческие изыскания в российских архивах, библиотеках, музеях. Работа также базируется на результатах натурных обследований. Автором собран материал в многочисленных экспедициях по Волгоградской области. Для воссоздания более полной картины развития храмового строительства в регионе рассматриваются утраченные храмы (21). В научный оборот вводится большое количество ранее неизвестных архивных материалов: 67 фондов из 8-ми архивов Российской Федерации.
Основной источниковедческой базой послужили материалы, извлечённые из архивов Российской Федерации. В РГИА наибольший интерес представляют фонды: ф. 218 (Департамент искусственных дел Главного управления сообщений и публичных зданий), ф. 216 (Второй департамент ГУ ПС и публичных зданий), ф.485 (Технико-строительный комитет), ф.821 (Департамент духовных дел иностранных исповедований), ф.796 (Канцелярия Св. Синода), ф. 350 (Коллекция планов и чертежей), ф.835 (Планы и фотографии Синода), ф. 1488 (Планы и чертежи гражданской архитектуры); РГВИА: ф. ВУА, ф.ЗЗО (Главное управление казачьих войск).
Важная информация содержится в фондах архивов Саратова и Ростова-на Дону. В ГАСО фонды: ф. 17. (Саратовская губернская строительная комиссия), ф.135. (Саратовская духовная консистория Святого Синода), ф. 136. (Саратовский епархиальный училищный совет Священного Синода), ф.407. (Саратовская губернская учёная комиссия), ф. 180. (Саратовская контора иностранных переселенцев), ф.656. (Строительное отделение Саратовского губернского правления),; в ГАРО фонды: ф.46. ф.452, ф.226. (Донская духовная консистория), ф. 301. (Строительное отделение), ф.429, ф.353. (Статистическое обозрение церквей Войска Донского), ф.341. (Войсковая канцелярия). Во многих источниках имеются сведения о строительстве храмов, монастырей, иконографический материал. Эти архивы располагают переписками консисторий со строительными комитетами, отчётами архитекторов. В ГАВО (Волгоград) в дореволюционных фондах отложилось мало документов, относящихся к теме исследования. В фондах новейшей истории Волгограда содержатся материалы о закрытии церквей 2030-х гг. XX в.
Отдельную группу источников составляют императорские указы, указы Синода, Саратовской духовной консистории, историко-статистические сборники, исторические описания станиц, соборных и приходских церквей. Ряд ценных материалов по культовым сооружениям нашего региона мы обнаружили в документах епархий: Воронежской (Архимандрит Димитрий (Самбикин). Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1860). Воронеж, 1886); Саратовской (Леопольдов А. Статистическое описание Саратовской губернии. Саратов, 1939); а также в Области Войска Донского (Историко-статистические описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным министром области Войска Донского. Новочеркасск, 1900). Важными документами являются клировые ведомости, которые велись приходским духовенством, сведения по обследованию церквей епископами и духовенством Саратовской и Донской епархий. Значительная информация содержится в отчётах благочинных, в «Саратовских епархиальных ведомостях» (СЕВ), в «Воронежских епархиальных ведомостях» (ВЕВ), в «Донских епархиальных ведомостях» (ДЕВ), а также в изданиях учёных архивных комиссий: «Труды Саратовской учёной архивной комиссии», «Труды Воронежской учёной архивной комиссии», «Труды области Войска Донского статистического комитета», в которых довольно регулярно помещались публикации с описанием церквей, предметов культа. К данной группе источников относится «Историко-географический словарь Саратовской Губернии» Минха А. И., Саратов, 1898, 1900, 1901, 1903.
Часть источников образуют дневники путешественников, записки современников, путеводители, адреса-календари, памятные книжки и т. д.
Иконографические источники представлены фотографиями памятников конца XIX - конца 30-х годов XX в., собранными в архивах, музейных коллекциях, а также натурными фотографиями. Использованы материалы паспортизации памятников архитектуры (62) Волгоградской области, выполненные автором в 80-90-е гг.; планы, генпланы, сделанные на основе натурного обследования памятников; отдельные графические реконструкции.
Таким образом, исследование опирается на три группы источников: архивные, литературные, иконографические.
Анализ основных и вспомогательных источников, их совокупность позволяет в свете сформулированных задач рассматривать культовое зодчество Волгоградской области с точки зрения его исторического развития, осмысления процессов эволюции архитектурных форм и выявления его места в культурном наследии края.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые исследуется развитие на протяжении длительного исторического времени культовой архитектуры всех религий в данном регионе; рассматриваются её региональные художественно-стилистические особенности. В научный оборот вводятся ранее неиспользованные источники. Основные положения, выносимые на защиту :
- культовое зодчество является значимой частью культурного наследия Волгоградского региона, в котором проявляются такие доминирующие черты российской культуры, как её полиэтничность и поликонфессиональность;
- архитектурное наследие региона в основном связано с культовым зодчеством, которое являлось доминирующим в период с XIV до конца XIX веков, что объясняется аграрным характером развития региона;
- в культовом зодчестве региона четко прослеживаются как черты, заимствованные в столичной архитектуре, так и региональные особенности, проявляющиеся в преобладании крестово-купольного типа храма;
- в храмовой архитектуре различных конфессий отмечается влияние ведущего типа православного храма, в то же время в православном зодчестве встречаются заимствования из традиций культового зодчества других конфессий;
- начавшаяся работа по реставрации и сохранению памятников религиозной архитектуры должна способствовать созданию благоприятной жизненной среды особенно в сельских районах области, в которых культовое зодчество на протяжении веков являлась центром, объединяющим природную и культурную среду.
Практическая значимость работы состоит в том, что воссоздание истории культового строительства в крае открывает перед исследователями новые стороны в развитии русской архитектуры. Использование материалов диссертации культурологами, искусствоведами, историками будет способствовать повышению интереса к культуре и истории края.
Выявленная художественно-архитектурная и историческая ценность памятников культовой архитектуры даёт возможность поставить вопрос о необходимости их реставрации на основе полномасштабных научных исследований. Сведения о храмовых постройках могут служить практическим пособием при решении вопросов реставрации, а также использоваться при составлении свода памятников истории, культуры и архитектуры не только Волгоградской области, но и Юга России в целом. К результатам исследования обращались при разработке ряда проектов по реставрации храмов: церкви Архангела Михаила в Ерзовке, церкви Дмитрия Солунского в Лозном; при составлении архитектурного обоснования восстановления собора Александра Невского в Волгограде. Проведена паспортизация всех сохранившихся на территории Волгоградской области культовых зданий всех конфессий (19831991).
Материалы исследования внедрены в учебный и воспитательный процесс ВолГМУ, ВолгГАСУ. Они используются студентами архитектурного факультета для выполнения дипломных работ. Автором подготовлен и читается курс лекций «Архитектура и градостроительство Юга России». Монография «Культовое зодчество Волгоградской области» допущена УМО Минобразования в качестве учебного пособия для студентов специальности «Архитектура и дизайн». В 2004-2005 гг. автором выполнена работа при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) по теме «Монастыри Волгоградской области», грант 04-04-20002 а/В.
Апробация результатов исследования. Основные результаты и материалы диссертации опубликованы в монографии «Культовое зодчество Волгоградской области»; в сборниках научных статей; изложены на международных, всероссийских и региональных научных конференциях; а также в научных отчётах, выполненных по результатам экспедиций по изучению и постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области.
Материалы исследования использованы в сценарии фильма «Храм в Отраде» (1991), созданном по заказу ЦТ, и циклах телевизионных сюжетов об архитектурных памятниках Волгоградский области на местном телевидении.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, включающим 4 параграфа, заключения, списка использованной литературы общим объёмом 150 стр., а также 2-х приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Каменное храмовое зодчество Нижегородской губернии XVIII века2007 год, кандидат архитектуры Каравашкин, Валерий Анатольевич
Храмовое зодчество Юго-Западной Сибири XIХ - начала ХХ в. в контексте миссионерской деятельности Русской православной церкви2011 год, доктор искусствоведения Крейдун, Георгий Александрович
Архитектура нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв.2013 год, кандидат архитектуры Шумилкин, Михаил Сергеевич
Ротондальные храмы Урала2010 год, кандидат искусствоведения Терёшина, Ольга Борисовна
Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А.П. Аплаксин: жизнь и творчество2006 год, кандидат искусствоведения Белоножкин, Алексей Евгеньевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Серебряная, Валентина Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проделанная работа, на основе анализа историко-архитектурного материала, позволяет сформулировать выводы по вопросу развития в пределах Волго-Донского междуречья одной из составляющих архитектурного наследия - культового зодчества.
Каменное храмовое зодчество на Юге России, в том числе и на территории Волго-Донского междуречья активизировалось, когда в XVIII в. началось интенсивное освоение и заселение этих земель. Здесь возводятся культовые сооружения различных конфессий. Однако в начале XVIII в. берега Волги и Дона были заселены преимущественно выходцами из центральных областей России и Украины, а потому обладателями самого большого количества храмов были православные. В церквях этого времени ощущается влияние монументальных каменных храмов Украины. Наряду с влиянием регионов России прослеживаются и местные художественные формы, не свойственные другим русским городам. Собственно это можно считать первоначальным этапом архитектурного развития в Волго-Донском междуречье.
Наиболее отчётливо местные художественные элементы прослеживаются в храмах станиц Войска Донского.
Некоторые культовые здания XIX в. указывают на черты общности со столичной архитектурой и своеобразие в архитектуре Волгоградской области. Не миновали архитектуру края и стилистические направления начала XX в. К этому времени завершился длительный цикл архитектурного творчества в Волго-Донском междуречье, в котором принимали участие народы, составляющие этническое поле края.
Важным моментом, характерным для культового зодчества края является существование наряду с православными храмами построек других конфессий, в которых воплощены черты своей национальной архитектуры.
Условия, в которых создавались архитектурные формы храмов, рассматриваются с учётом двух аспектов: 1- исходя из фундаментальных богословских и исторических различий конфессий, 2- с учётом национальной и региональной специфики, связанной с конкретно-историческими условиями распространения культового строительства в крае.
Развитие культового зодчества в Волго-Донском междуречье проходило путём исторического сближения и художественного обогащения. Строительство храмов протестантизма, католицизма, ислама, иудаизма не отразилось так четко на формах православных храмов, как влияние русского зодчества на храмы других конфессий. Архитектура православного храма удерживалась в рамках собственных традиций. С XVIII в. в культовом зодчестве региона присутствовали свои типы храмов, а также архитектурно-художественные мотивы и формы.
Памятники культового зодчества XVIII - начала XX веков в поликультурном пространстве края, возможно объединить по их композиционным и художественно-стилистическим особенностям в три группы: 1. храмы местной архитектурной школы; 2. храмы, в которых отражены реминисценции столичной архитектуры; 3. храмы русско-византийского стиля.
Аналитические сравнения культовых построек всех конфессий на исследуемой территории в разные временные периоды даёт возможность углубить наши представления о развитии различных форм архитектуры, уточнить исторические механизмы культурных взаимодействий.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Серебряная, Валентина Васильевна, 2005 год
1. ПСЗРИ. TXXV (1798-1799). № 18711. Спб., 1830-С. 422.
2. ПСЗРИ. Т. 17. Собр. II. отд. II. № 16179. Спб., 1842. С. 94.
3. ПСЗРИ. Т. 18, Собр. И. от. 1. № 17445.-Спб., 1844.-С. 830, 843.
4. ПСЗРИ. Собр. I. № 10709. Книга чертежей и рисунков. Спб. 1859.
5. РГИА. Ф. 216 Второй департамент ГУ ПС и публичных зданий. Оп. 2. Д.17,79, 250.
6. Ф. 218. Департамент искусственных дел ГУПСи ПЗ. On. 1. Д. 37; оп. 4. Д. 142, 427, 1040.
7. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Синода. Оп. 11. Д.28519; оп. 12. Д. 30164; оп. 13, Д. 31886; оп. 15. Д. 35944; оп. 23. Д. 55, 79, 82; оп. 32. Д. 103; оп. 33. Д. 159; оп. 42-П-З. Д. 222.
8. Ф. 799. Хозяйственное управление при Синоде. Оп. 33. Д. 1784, 1795; оп. 26, Д. 1250, 1322; оп. 23. Д. 1228.
9. Ф. 821. Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД. Оп. 5. Д. 559, 601, 1028; оп. 6. Д. 1, 8, 35, 145; оп. 8. Д. 691; оп. 125. Д. 2513. Ф. 828. - Генеральная евангелическая лютеранская консистория. Оп. 13. Д. 564, 586.
10. Ф. 834. Рукописная коллекция. Оп. 3. Д. 3013, 3024, 3025, 3027.
11. Ф. 835. Строительные планы и фотографии Синода. Оп. 3. Д. 494; on. 1. Д.129.
12. Ф. 1293. Технико-строительный комитет МВД. Оп. 129. Д. 72; оп. 131. Д. 209; оп. 169. Д. 1834.
13. Ф. 1488. Планы и чертежи гражданской архитектуры. On. 1. Д. 1106; оп. 3. Д. 1085, 1089, 1834
14. ЦГВИА. Ф. ВУА. № 18717, № 21578, № 22561.
15. Ф. 330. Главное управление казачьих войск. Оп. 64. Д. 88, 142.
16. ЦТ АДА. Ф. 248. По канцелярии опикунства иностранных. Сенатская книга.1764-1766 гг. Оп. 126. Д. 3622.
17. ГАСО. Ф.16. -Саратовская губернская строительная и дорожная комиссия. Главное управление путей сообщения и публичных зданий. 1838 -1877 гг. Оп. 1. Д. 717, 893, 1072, 1304.
18. Ф. 180. Саратовская контора иностранных переселенцев. On. 1. Д. 162; оп. 3. Д. 34.
19. Ф. 407. Саратовская губернская учёная комиссия. Оп.2. Д. 697, 818, 867, 876, 1080, 1389, 1973, 2207, 2089, 2090, 2134, 2304.
20. Ф. 654. Саратовская губернская чертежная канцелярия. 1795-1917. On. 1. Д. 1939,2164, 3691; оп. 2. Д. 3795.
21. Ф. 656. Строительное отделение Саратовского губернского правления. 1863 г, 1865-1916 гг. Оп.1 Д.40. 117, 304, 627, 916, 988, 1051, 1052, 1207, 1232, 1236, 2103.
22. ГАРО. Ф. 226. Донская духовная консистория. 1829-1918. On. 1. Д. 75, 99, 168, 506, 600, 610, 639, 784, 119, 1664, 5422; оп. 2. Д. 587, 2584, 3200, 4715, 5422; оп. 3. Д. 7488, 7683, 7685, 7787, 8471, 9806, 9812, 10173, 11839, 11876, 11967,12075.
23. Ф. 229. Донская областная чертёжная. 1806-1919 гг. On. 1 Д. 2192, 2209; оп. 3. Д. 1033, 1475, 1615, 1628, 1704.
24. Ф. 301. Строительное отделение. 1835-1918 гг. Оп. 15. Д. 10, 13, 92; оп. 25. Д. 142, 442.
25. Ф. 341. Войсковая канцелярия. On. 1. Д. 181, 722.
26. Ф. 353. Статистическое обозрение церквей Войска Донского. Оп.1. Д. 124, 733.
27. Ф. 695. Хопёрское духовное правление. 1731-1854 гг. On. 1. Д. 722. ГАВО. Ф. 10 - Царицынский уездный исправник. 1834-1909 гг. On. 1. Д. 16, 121; оп. 14. Д. 9, 10, 12, 46, 47,58.
28. Ф. 15. Урюпинское благочиние. 1824-1826 гг., 1859 -1917 гг. On. 1. Д.ЗО, 49, 52, 57, 53,64, 70, 72, 77.
29. Ф. 17.- Глазуновское благочиние Донской епархии Усть-Медведицкого округа Войска Донского. 1880-1915 гг. Оп. 1,Д. 4, 8, 14, 15.31,37,81. Ф.121. Хопёрское благочиние. Оп. Д. 2.
30. Ф. 313 Материалы постоянной комиссии при крайисполкоме в вопросах религиозных культов. On. 1. Д. 1870, 1872, 1873, 1889, 1955; оп. 19. Д. 1971.
31. Архимандрит Дмитрий (Самбинин). Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586-1886). Воронеж, 1886. - 172 с.
32. Благовещенский В. Обзор правительственных мер относительно иностранных поселений в России //Журнал МВД. Спб., 1850. Ч. 30. - С. 3-45.
33. Весь Царицын на 1902 г. Посад Дубовка. Сарепта. Адрес-календарь: Справочная книга. Царицын, 1909. - 41 с.
34. Весь Саратов и Царицын на 1902 г.: Адрес-календарь. Саратов, 1901. 59 с.
35. Георги И.И. Описание обитающих в Российском государстве народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд и прочих достопамятностей. Спб., 1799. - 385 с.
36. Гераклитов А.А. Материалы для истории Саратовского Поволжья. -Саратов: Друкарь. 1912. 376 с.
37. Донские епархиальные ведомости. (1869-1917). Новочеркасск. Донские войсковые ведомости (1841-1916). Новочеркасск. Донская церковная старина. - Новочеркасск: Изд. Донского Церковно-статистического комитета. Вып.1. 1906; Вып. II. 1909.
38. Журналы епархиальных съездов духовенства и церковных старост Донской епархии за 1909, 1910, 1914, 1615 гг. Новочеркасск.
39. Записки путешествия академика Фалька //Полное собрание учёных путешествий по России, издаваемое Императорской Академией наук в 7 т. -Спб, 1824. Т.6.-546 с.
40. Котов Ф. Хождение в Персию М., 1958. - 275 с.
41. Материалы для истории Воронежской и соседних губерний. Вып. VII.
42. Акты XVII XVIII столетий /Подгот. Л.Б. Вейнбергом. Воронеж, 1886. - 76 с.
43. Отчёт о деятельности Саратовского епархиального комитета Всероссийского православного миссионерского общества в 1895 г. Саратов, 1896.-47 с.
44. Олеарий А. Подробное описание голштинского посольства в Московию и Персию // Исторические путешествия. Сталинград, 1936.
45. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб., 1788. 384 с.
46. Памятные книжки Войска Донского. (1866-1916). Новочеркасск, 1916.
47. Памятные книжки Саратовской губернии .-Саратов, (1907-1916).
48. Саратовские епархиальные ведомости Саратов, (1865- 1914).
49. Саратовский духовный вестник Саратов, (1908,1909).
50. Справочная книжка о церквах Донской епархии и статьи при них причтов и приходов. Новочеркасск, 1901. - 42 с.
51. Справочная книга Саратовской епархии. Составлена по распоряжению
52. Преосвященного Алексея, епископа Саратовского и Царицынского.
53. Саратов: Тип. Союза печат. дела. 1912. 706 с.
54. Труды Саратовской учёной архивной комиссии Саратов,1911. Вып. 130.
55. Паспорта (61 паспорт) на культовые памятники Волгоградской области, выполненные Серебряной В.В., находятся в Министерстве культуры1. РФ.1. Литература
56. Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII веков. М: Стройиздат, 1989. % -210с.
57. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. Пер. В. Зубова. Т. 1. М: Изд. Академии архитектуры, 1935. - 189 с.
58. Артамонов М.И. История хазар. СПб: СпбГУ, 2002. -549 с.
59. Артамонов М.И. Саркел-Белая Вежа. //Труды Волгодонской археологической экспедиции. Т. I. (МИА). № 62). -М., Л., 1958.
60. Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3. Желаемое и действительное. М.: Изд. УРСС, 2001. - 290 с.
61. Арчебасова Н.А. Начальные учебные заведения духовного ведомства ^ во второй половине XIX начале XX вв. (на примере Царицынскогоуезда Саратовской губернии). // Мир православия. Вып. 4. Волгоград: ВолГУ, 2002.-С. 216-254.
62. Афанасьев К.Н. Типологический и пропорциональный анализ Кубанской группы храмов Северного Кавказа. // Новые материалы по археологии Центрального Кавказа. Орджоникидзе, 1986. С. 54-60.
63. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, Ш перспективы. М: Наука, 1982. - 222 с.
64. Балуев П. С. Исторические и статистические описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным министром области войска Донского.
65. Новочеркасск, 1900. 458 с.
66. Барабанов Н.Д. От Тенгри к Христу. Религия в судьбе народов Нижнего Поволжья в период средневековья //Стрежень: Науч. ежегодник. Вып. 2. -Волгоград: Издатель, 2001. С. 280-292.
67. Барабанов Н.Д. Падение Хазарского каганата. Половцы. //Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви.- Волгоград: Издатель, 2003. С. 20-24.
68. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в методологии освоения региональной культуры (на материале культуры Волгоградской13
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.