Кризис российского общества и роль цивилизационно-культурной идентичности в его преодолении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Чигарева, Валентина Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 228
Оглавление диссертации кандидат философских наук Чигарева, Валентина Владимировна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ И ИСТОКИ.
1. Основные параметры кризиса. Изменения в сфере труда и материальной культуры.
2. Мораль и ее место в современном мире. Потребительство как новая этика.
3. Истоки кризиса: культурные мутации капиталистического хозяйства.
Глава II. КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ -АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА.
1. Глобализация и ценности «цивилизованного» общества.
2. Цивилизационная принадлежность и идентификация России.
Глава III. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ.
1. Коллективистский и либеральный варианты развития в историческом опыте России.
2. Производительная и потребительная деятельность в русской культурной традиции.
3. Духовная доминанта общественной жизни - главная предпосылка возрождения российского общества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Евразийская идея и проблема самоидентификации России2003 год, доктор философских наук Горяев, Андрей Тюрбеевич
Проблема идентичности субъекта цивилизационных процессов российского общества: социально-философский анализ2011 год, кандидат философских наук Зараев, Александр Сергеевич
Евразийство как явление российской политической культуры2001 год, кандидат политических наук Хобта, Валерий Валерьевич
Духовный склад русского народа как фактор цивилизационных процессов в обществе2007 год, кандидат философских наук Жаркова, Галина Владимировна
Геополитика в системе факторов цивилизационного становления общества2005 год, кандидат философских наук Калашникова, Лариса Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Кризис российского общества и роль цивилизационно-культурной идентичности в его преодолении»
Актуальность темы исследования обусловлена противоречивыми кризисными процессами, протекающими в современном мире. Победа Запада в холодной войне воспринята адептами либеральной идеологии едва ли не как конец Востока, как крушение последней преграды на пути окончательной вестернизации мира. Никогда еще посягательство на Восток как на феномен мировой истории и культуры не принимало столь масштабный и откровенный характер. Во всех странах мира усердствуют западные миссионеры-модернизаторы, дающие местным властным и интеллектуальным элитам указания, как побыстрее покончить с традиционной восточной ментальностью и «осовременить» народы и континенты. Все это совершается под лозунгом «открытого общества». Последнее означает мир без границ, без специфической культурной и национальной идентичности, лишенный таких «архаичных» добродетелей, как чувство Родины и патриотизм.
При этом, однако, принимается как само собой разумеющееся, что именно незападный мир должен освободиться от своей идентичности, целиком открыться внешнему влиянию, покончить с «химерой» национального суверенитета и государственности. Что же касается Запада, то либеральная идеология представляет его не особым культурным миром наряду с другими мирами, а воплощенной «общечеловечностью» с такими «нейтральными» атрибутами, как всеобщая рациональность, общечеловеческий интерес, права человека и т. п. Словом, представители либеральной идеологии ведут себя так, как будто новых культурологических открытий, связанных с осознанием специфической, культурно-цивилизационной обусловленности западного либерализма, сциентизма и экономикоцентризма не существует и в помине.
Таким образом, перед восточными цивилизациями в условиях мирового лидерства Евро-Атлантики витает угроза превращения их в периферийные культурные группы «всемирной цивилизации». Со сходным вызовом сталкивается и Россия, составлявшая в XVIII-XX вв. с романо-германским Западом оригинальную бинарную систему культурно сообщающихся и геополитически сцепленных цивилизаций. В конце XX в., после роспуска СССР, ослабление мировых позиций России грозит разрешить споры между русским западничеством и почвенничеством, низведя страну до состояния большой периферии всех евроазиатских цивилизаций.
В теоретическом плане исследование цивилизационно-культурной идентичности даст возможность понять суть важных исторических явлений (прежде всего при изучении культуры, национальных и иных форм сознания), необъяснимых с помощью других понятий. Помимо того, понятие «идентичность» может стать эффективным инструментом исторического синтеза, столь необходимого сегодня, в условиях превзошедшей все разумные пределы фрагментации исторического и философского знания. К сожалению, пока чаще всего оно выполняет прямо противоположную функцию и используется как орудие для дальнейшего дробления единой реальности за счет конструирования растущего в геометрической прогрессии множества частных идентичностей.
Степень разработанности проблемы. Избранная нами тема предполагает обращение в основном к исследованиям современных философов, а также к работам по различным направлениям в области социально-гуманитарных наук. Сама постановка проблемы идентичности, цивилиза-ционной специфики стала возможной на основе анализа философских, психологических и социологических трудов, которые создают теоретическую базу для ее изучения.
Первоначально понятие «идентичность» появилось в психологии, где чаще всего рассматривалось как показатель определенного уровня комфортного существования и одновременно как инструмент для оценочного сравнения (3. Фрейд, Э. Фромм). Затем термин перешел в социальные и политические науки и, наконец, появился в области гуманитарного знания. Уже в 1959 г. В США появился коллективный труд под названием «Идентичность и стиль жизни». С начала 1960-х годов понятие было взято на вооружение историками, занимающимися историей иммиграции, национальных, расовых и иных меньшинств, для каждого из которых требовалось отыскать собственную идентичность в отличие от общеамериканской.
В 1970-80-е годы в Германии был создан обширный блок литературы по теории идентичности, где она отождествлялась с «исторической индивидуальностью», подчеркивался именно исторический характер идентичности. Один из наиболее известных германских мыслителей, Г. Люббе, идет от понятия личной идентичности, но показывает, что ею обладают «вообще все рефлексивные системы». При этом «коллективные и институциональные субъекты также идентифицируют себя через историю». Сам историзм, рассматриваемый как определяющая характеристика современного мировоззрения, определяется им как «специально организованная и исторически беспрецедентная по размаху и интенсивности культура историографического изображения собственной и чужой истории».1
Современные исследования по проблеме идентичности делают акцент на ее культурном аспекте, поскольку в период мировой истории, наступивший после «холодной войны», именно «культурная идентичность является тем, что обладает наибольшим смыслом для большинства народов».2 Главный тезис книги С. Хантингтона заключается в том, что «культурные идентичности, которые в наиболее широком смысле представляют собой цивилизационные идентичности», определяют способы взаимодействия народов в современном мире. Цивилизационные идентичности, в его пред
1 Люббс Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. - 1994. - № 4. - С. 108-112.
2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. - 1994. - № 1. - С. 21 -24. ставлении, определяются как объективными факторами (язык, история, религия, обычаи, институты), так и «субъективной самоидентификацией народа». При этом каждый народ обладает различными уровнями идентичности, целой их иерархией, в которой уровень цивилизационной самоидентификации является наивысшим.
Большое внимание уделяется Хантингтоном «глобальному кризису идентичности», разразившемуся в мире в 1990-х годах. Устоявшиеся идентичности постепенно разрушаются, а взамен них ведется интенсивный поиск «новых исторических идентичностей». Процесс этот неизбежно сопровождается кровавыми столкновениями, так как войны «коренятся в иден-тичностях народов», причем их ожесточенность все более нарастает, доходя до уровня геноцида. В заключение Хантингтон предостерегает: неоднократно лидеры тех или иных народов пытались «поменять идентичность их страны с одной цивилизации на другую. Вплоть до сегодняшнего дня ни в одном случае они не добились успеха, а порождали взамен этого цивили-зационно расколотые страны».1
В последние годы широкое распространение в западной литературе получили исследования о русской идентичности. Типичным примером может служить работа германской исследовательницы Б. Зибер, изучавшей взаимосвязь «русской идеи» и идентичности в общественной мысли постперестроечной России, где, по ее мнению, «после обвала социалистической идеологии дискуссия о «русской идее» служит образованию новой русской идентичности на основе традиционных российских ценностей».2 Автор придерживается теории образования идентичности, выработанной германскими педагогами X. П. Фраем и К. Хауссером. Согласно их концепции, «идентичность и формирование идентичности формально описы
1 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций//Политические исследования. - 1994. -№ 1. - С. 21-24.
2 Зибер Б. «Русская идея» обязывает!? Поиск русской идентичности в общественных дискуссиях конца XX в.-М„ 2002.-С. 11-12. вается как продиктованное собственной ответственностью деяние индивидуума». 1 Неудивительно, что с этой точки зрения дискуссии о «русской идее» и попытке извлечь из нее «новую русскую национальную идентичность» представляются как образец «злоупотребления мифической коллективной идентичностью». По мнению автора, в России преобладает «тенденция к предпочтению мифически структурированной национальной идентичности» и формируется «мифическая идентичность», питаемая общей историей. Зибер с сожалением отмечает очевидную неудачу рационального подхода к проблеме образования новой русской идентичности.
Произведение британского автора Д. Ливена «Русская, имперская и советская идентичность» - еще одна попытка рассмотрения последовательного развития русской национальной идентичности.
Что касается российских исследований по данной проблеме, то одна из трактовок цивилизационной специфики России, делающая акцент на противопоставлении России Европе, нашла свое законченное выражение уже в 1920-1930-х годах в работах «евразийцев». Их нарочитое стремление трактовать цивилизационную сущность России в категориях ее органической близости к Азии («Она в Азии у себя дома.») представляет собой в большей степени полемический прием, призванный лишь рельефнее подчеркнуть самодовлеющий, вполне самостоятельный по отношению к Европе характер формирования российской идентичности. Признается, что открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока повлекло за собой преобразование национальной системы ценностей, общей структуры идеологических представлений, формирующих национальную идентичность. Русская миссия на Востоке уже на переломном этапе споров между западниками и славянофилами о перспективах и целесообразности европеизации России (1830-1840-е годы) внесла существенный вклад в представления
1 Зибер Б. «Русская идея» обязывает!? Поиск русской идентичности в общественных дискуссиях конца XX в. -М„ 2002.-С. 15-16. русских об уникальности и самоценности своей цивилизации. Постулируя «органический поворот к Азии», который должен наступить вслед за совершенным Петром I тактически необходимым поворотом к Европе, евразийцы по существу стремились сбалансировать культурные акценты в формировании русского национального самосознания, и в этом качестве само евразийство можно считать превращенной, внешнеориентированной формой последовательного русского национализма («мы не славяне и не туранцы - а русские»), стремящегося возвыситься до утверждения своего оригинального культурно-цивилизационного лица. В одной из евразийских штудий в этой связи подчеркивалось, что евразийство «борется не с культурой Запада, а с нашими русскими западниками».1
Примечательно, что противоположность цивилизационных основ России европейским раскрывается прежде всего через факт принципиально отличного отношения русских к азиатским народам («Наше отношение к Азии интимнее и теплее, ибо мы друг другу родственнее»), отсутствия в русской истории классического колониализма.2 В этом отношении взгляды евразийцев отчетливо перекликаются с выводами советской и российской историографии о достаточно комплементарном, «симбиотическом» и конструктивном характере взаимоотношений русских переселенцев с коренными народами Урала и Сибири. Существенна в этом контексте еще одна грань евразийской концепции, которая в обращении к Азии видит возможность преодоления укоренившегося в России с петровской эпохи глубокого культурного раскола между правящим слоем и интеллигенцией, с одной стороны, и народной массой, с другой, - раскола, главной причиной которого евразийцы считали прежнюю ущербную самоидентификацию России как «культурно-отставшей Европы». Степанов И. Белые, красные и евразийство. - Брюссель, 1927. - С. 38.
2 Там же, с. 60.
Важнейшие культурно-психологические черты русского национального типа в евразийской интерпретации - по контрасту с материализмом и мелочным самодовольством Европы - виделись в возвышающем духе инициативы, риска, смелости - тех качествах, которые русский народ в полной мере проявил в ходе исследования, заселения и освоения восточных окраин. Отсюда и само содержание евразийского призыва можно трактовать в контексте целесообразности возвращения России к своим ци-вилизационным основам, выковавшимся в историческом общении с Азией.
Рассмотрение проблемы цивилизационно-культурной идентичности России вызвало необходимость обращения к исследованиям, касающимся традиционных российских ценностей и идеалов. Русская религиозная философия (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский) определяет их прежде всего через понятие соборности, всеединства, всемирного родства. Представители русской гуманистической мысли (Нил Сорский, А. Д. Кантемир, А. Н. Радищев) добавляют сюда идеи нестяжательства, ориентации на духовное развитие, заботы о ближнем, упорного труда на благо общества.
В целом же нужно отметить, что в современной отечественной социально-философской литературе проблема сохранения идентичности России, определения ее роли в преодолении кризиса российского общества не имеет целостной концептуальной проработки. В значительной степени это объясняется политикой деидеологизации, проводимой в последние десятилетия, что ведет к невозможности построить четкую концепцию реформирования общества, и ориентации на бездумное копирование западных стандартов.
Перед современной Россией, таким образом, стоит вопрос, подобный тому, который в свое время А. Тойнби адресовал цивилизации Запада: «Предстоит ли нам процесс упадка и распада как некий неизбежный рок, от которого ни одной цивилизации не уйти?»1 Тойнби ответил на свой вопрос отрицательно, полагая, что судьба цивилизации не определяется фатальными факторами, а решающим образом зависит от ее творческих сил. Думается, российская цивилизация также сумеет найти достойные ответы на вызовы современной эпохи.
Объект исследования: современное состояние российского общества и возможности его реформирования.
Предмет исследования: социокультурные основания, ценности и идеалы как основа сохранения цивилизационно-культурной специфики России в процессе преобразования всех сфер общественной жизни.
Цель исследования: опираясь на традиционные российские ценности, осмыслить социально-философские подходы к выработке идеи национального и духовного возрождения России.
В связи с поставленной целью в диссертационной работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотрение основных сфер проявления и параметров общественного кризиса, выявление его сути и истоков.
2. Определение значения глобализации и культурной адаптации в историческом развитии России, выявление возможных последствий отказа от собственной цивилизационно-культурной идентичности.
3. Исследование российских традиций и западной культуры, определение их места и роли в создании новой идеологии.
Основная гипотеза исследования. Современное российское общество, развитие которого определяется законами капиталистического товарного производства, либеральными ценностями и перенимаемой у Запада культурой индивидуализма и вещного потребления, не может обеспечить полноценного развития человеческой личности. Для сохранения целостности общества и тенденции его дальнейшего прогрессивного развития необ Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - СПб., 1996. - С. 39-40. ходимо изменение системы массовой трудовой мотивации и культурно-ценностных установок на основе традиций русской культуры, учета ее национальных особенностей и исторического пути.
Методологической основой работы являются теоретические положения отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии, психологии, культурологии, истории философии.
Основными методологическими принципами являются принцип системности и принцип историзма. Принцип историзма позволяет рассмотреть феномен цивилизационной специфики России в его развитии. Согласно принципу системности российское общество рассматривается, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, причем не как механическое множество отдельных элементов, а как органическая совокупность его составляющих, как внутренне связанное целое, как система; во-вторых, с точки зрения динамики, то есть следующих друг за другом совокупностей исторических связей и зависимостей; в-третьих, с точки зрения выявления закономерностей его развития. Все это ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов и сведение их в единую теоретическую картину.
Научная новизна работы заключается в том, что проблема возрождения российского общества подвергается анализу в связи с вновь обозначившимися концептуальными трудностями внутри современного фило-софско-культурологического дискурса, которые явились отражением, с одной стороны, всеобщей глобализации, с другой - актуализации национально-культурных аспектов общественного бытия.
Основные результаты исследования, полученные лично соискателем:
1. Предложен собственный подход к обоснованию вывода о невозможности и гибельности принятия Россией западных культурных стандартов и идеалов. и
2. Показано, что культурная адаптация в условиях глобализации является далеко не лучшим из возможных решений на пути преодоления кризиса, а ценности «цивилизованного» общества не могут быть отнесены к общечеловеческим - они обусловлены специфическими цивилизацион-но-культурными особенностями развития западных стран.
3. Предложен и обоснован такой подход к возрождению российского общества, который является несовместимым с культивируемыми сегодня ценностями либерализма, индивидуализма и вещного потребления.
Положения, выносимые на защиту:
1. Глобальный общественный кризис обусловлен прежде всего разрушением системы ценностей и дискредитацией идеологических основ общества. Избыток товаров и информации, поощрение удовлетворения низших потребностей ведут не к персонализации личности, как утверждают идеологи либерализма, а к расшатыванию социальных устоев и распространению состояния равнодушия и апатии. Идет фактическая дезинтеграция общества, разрушающая саму мотивацию культурной деятельности и оставляющая лишь простейшие формы материального обмена.
2. Данная ситуация является следствием размывания национальной российской идентичности и процесса глобализации культуры. Однако экспансия европейских культурных ценностей, происходящая в процессе глобализации, не ведет к формированию подлинно единого мира и возникновению глобальной, или общемировой, идентичности. Создание всемирной культуры невозможно, поскольку не существует ни общего для всех народов исторического опыта, ни общей для всех народов и культур памяти. Кроме того, упрощение и унификация мира, являющиеся результатом культурной адаптации, не ведут к прогрессу человечества; основным законом прогрессивного развития является сохранение разнообразия культурно-исторических типов.
3. В поисках выхода из кризиса ориентация на западные модели не может быть признана лучшим из возможных вариантов. Ценности являются могущественным фактором социального развития, но лишь тогда, когда они отвечают специфическим потребностям людей данного социума. Стремление же Запада навязать нам собственную модель развития направлено скорее на порабощение и угнетение России, нежели на то, чтобы содействовать нашему благосостоянию и процветанию. Необходим радикальный переворот в российском общественном сознании и настроении, основанный на отказе от тех заимствованных с Запада общественных идеалов и предрассудков, которыми до сих пор направляется наше социальное мышление.
4. Одним из главных вопросов, от решения которых во многом зависит будущее российского общества, является соотношение трудового и па-разитарно-потребительского начала. Причем здесь речь идет не только об освящении и оправдании труда, но и об ограничении бесконечного роста потребностей, об отрицании основ индустриально-капиталистической системы. Это, конечно, не означает отрицания человеческой изобретательности и техники, но означает изменение ее роли, подчинение ее человеческому духу. Индустриально-техническое развитие не должно восприниматься как социально значимая цель, экономика должна существовать для удовлетворения и развития многообразных внеэкономических потребностей общества.
5. В основу формирования новой идеологии должны лечь традиционно русские идеи и ценности: всеединство как свободное и органическое единство всех членов общества, консерватизм и опора на традиции, ограничение индивидуальной свободы и возвращение к фундаментальным моральным нормам, ориентация на духовное развитие и нравственное совершенствование.
Теоретическая и практическая значимость работы. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы при разработке программы реформирования российского общества. Собранный и систематизированный в диссертации материал может быть представлен также как отдельный раздел курса социальной философии, культурологии или социологии.
Апробация работы. Основные разделы исследования обсуждались на межвузовской научно-теоретической конференции «Россия в современном мире» (Иркутск, 2004 г.), на Всероссийской теоретической конференции «Построение человечного общества в России» (Иркутск, 2005 г.), на постоянно действующем городском философском семинаре «Мировоззрение и идеология общества» (Иркутск). По теме исследования опубликовано 5 работ, диссертация прошла обсуждение на кафедре философии Байкальского государственного университета экономики и права.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема культурно-исторической самобытности России как предмет философского исследования2005 год, доктор философских наук Булычев, Юрий Юрьевич
Буддизм в социокультурном пространстве России: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Уланов, Мерген Санджиевич
Факторы культурно-исторического самоопределения России в культурофилософии Н. С. Трубецкого1999 год, кандидат культурол. наук Черных, Вера Алексеевна
Национальная идея в социокультурном пространстве России2009 год, кандидат философских наук Дроздова, Ольга Владимировна
Цивилизационная идентичность России в условиях глобализации: социально-философский анализ2008 год, кандидат философских наук Трегуб, Сергей Вадимович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Чигарева, Валентина Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политика деидеологизации, провозглашенная руководством страны, обернулась потерей общественных ориентиров. Вполне закономерным следствием отказа от государственной идеологии стала размытая и нечеткая концепция реформирования общества, сочетавшаяся с попытками копирования властью и населением западных стандартов. Организация функционирования социально-экономической системы на принципах деидеологизации привела к доминированию голого прагматизма над моралью, к деформации ценностного мира индивида, социальной группы. Индивидуальный и групповой эгоизм, поразивший сознание людей, создал благоприятные условия для дальнейшего распространения вируса погони за «золотым тельцом», за личным или корпоративным успехом, в результате чего интересы меньшинства, возобладав над общегосударственными, привели общество в состояние глубокого экономического и политического кризиса.
Главная идея нашего исследования заключается в том, что основой существования любой цивилизационной системы выступает ее самоидентификация, поскольку сам идентификационный принцип обладает свойством диахронного (от поколения к поколению) социально-культурного воспроизводства, то есть, в конечном счете, воссоздания базовых ценностей и устойчивых навыков людей, которые предопределены традицией культурного развития, социальными и духовными константами. Естественно, чем выше уровень структурной организации той или иной цивилизации, тем большее количество идентификационных подсистем (государственных, национальных, этнических и конфессиональных) в ней присутствует. Вследствие чего критерии и основы идентичности цивилизационного сообщества могут варьироваться.
Если идентичность в той или иной степени нарушена, это свидетельствует о кризисе социальной структуры (этнической, конфессиональной и др.). Когда кризисные явления приобретают радикальный характер, создается реальный механизм деградации культуры, раскола цивилизационного поля, в крайнем случае, понижения уровня идентичности на более низкую ступень (например, с цивилизации на нацию или этнос). Но и последний вариант осуществим только в том случае, если эти структуры сохранили способность к саморегуляции и самовоспроизводству. В противном случае все равно будет иметь место атомизация социума, нарушение его целостности, появление в нем лишь временных структур, не способных к воспроизводству, не несущих стабильных социокультурных стереотипов поведения.
Кризис идентичности российского общества, на наш взгляд, вызван действием следующих факторов:
- иное цивилизационное влияние вследствие межнациональных контактов;
- совмещение различных моделей социализации (традиционных и современных) в этнически неоднородном обществе;
- невыверенность целенаправленных мероприятий, осуществляемых государством при формировании новых социальных структур;
- нарушение целостности социума через внедрение культурной многоукладное™; установление норм поведения, не соответствующих утвердившимся культурным стереотипам; возникновение новых доминантных групп с особой, не соответствующей традициям нормативно-ценностной системой;
- разрыв с привычной культурой и последующая смена ценностных ориентаций, мотивов деятельности, стереотипов поведения и мышления на индивидуальном уровне у значительной группы лиц.
Отсюда следует, что невозможно эффективно организовать деятельность государственной власти без идеологического обеспечения ею своей внутренней и внешней политики, позволяющей создать оптимальные условия для социализации индивида, преодоления криминализации и духовно-нравственной деформации общества.
Рассмотрев основные сферы проявления общественного кризиса, выявив его суть и истоки и опираясь на традиционные российские ценности, мы выделили следующие принципы и идеи, которые могли бы способствовать национальному и духовному возрождению России:
1. Производство должно быть подчинено не столько удовлетворению имеющихся материальных потребностей, сколько интенсивному формированию и развитию высших духовных потребностей людей. Путь к этому лежит через неуклонное повышение меры творческой содержательности жизненного процесса и, в особенности, трудовой деятельности людей. Реализация творческих способностей и потребностей, а не уровень и качество материального потребления, должны рассматриваться как оптимальный способ личностного самоутверждения.
2. Труд должен быть признан высшей нравственной ценностью, поскольку именно он создает широкое поле для творчества, для духовно-нравственного развития личности, для действия в интересах коллектива и общества в целом.
3. При решении проблемы формирования идеологии необходимо исходить из принципа исторической привлекательности ценностей российской цивилизации, соответствия цивилизационно-культурной идентичности России как альтернативы американизации и насилию.
4. Общественная идеология должна исходить из преимуществ духовности, а с точки зрения содержания следовать гуманистической цели: созданию условий для всестороннего развития личности.
На наш взгляд, на протяжении XXI в. Россия сможет продемонстрировать миру качественно новую модель социокультурного развития, обновляющую, а в значительной мере и трансформирующую представления о традиционных формах социального устройства. Важнейшими чертами этой системы станут, во-первых, ее по сути нематериалистический характер, выражающийся в превалировании над задачами умножения материального богатства целей развития личности и ее творческого проявления; во-вторых, ее «интравертность», относительная оппозиционность глобализации, а также приверженность принципам толерантности и ненасилия по отношению к другим странам и народам.
Поиск Россией своей идентичности, познание ею собственной внутренней природы является процессом противоречивым и сложным. На этом пути нам предстоит переосмыслить многие истины, кажущиеся фундаментальными, отказаться от множества стереотипов и предрассудков. Однако только в этом случае возможно возникновение нового общества, внутренне единого и сплоченного, а не разрозненного и сегментированного.
Таким образом, общество было рассмотрено нами как внутренне связанное и функционирующее целое, с учетом совокупности исторических связей и зависимостей. Это позволило выявить и зафиксировать качественные изменения, происходящие в его структуре на определенных исторических этапах, а также сделать предположение о том, как не только поддержать его целостность, но и с помощью каких механизмов обеспечить его дальнейшее прогрессивное развитие.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Чигарева, Валентина Владимировна, 2007 год
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М: МГУ, 1990. - 213 с.
2. Акопян К. 3. Глобализация культуры и ее последствия / К. 3. Акопян // Личность. Культура. Общество. 2004. - Т. 6. - Вып. 4. - С. 121136.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев.-М., 1977.-210 с.
4. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М., 1988. - 172 с.
5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев.-М.: Мысль, 1976.- 158 с.
6. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта / А. С. Ахиезер. Новосибирск, 1997. - 576 с.
7. Бабин Б. А. Методологические проблемы системного подхода к классификации социальных потребностей / Б. А. Бабин. М., 1975. -127 с.
8. Балашов Л. Е. Либерализм и свобода / Л. Е. Балашов // www.philosophi.ru
9. Белинский В. Г. Избранные письма / В. Г. Белинский. М., 1955. -386 с.
10. Бергер П. Общество как драма / П. Бергер // Человек. 1995. - № 4. -С. 25-37.
11. Бердяев Н. А. Душа России / Н. А. Бердяев // Судьба России. М., 1990.-340 с.
12. Бердяев Н. А. Новое средневековье / Н. А. Бердяев // www.philosophi.ru
13. Бердяев Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. -М., 1991. 360 с.
14. Берк Э. Размышления о революции во Франции / Э. Берк. М., 1993. -271 с.
15. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование изменений в системе социальных потребностей / И. В. Бестужев-Лада. М., 1976. -103 с.
16. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее стратегические императивы / 3. Бжезинский. М., 1998. - 440 с.
17. Бовель Ш. Книга о мудреце//Э. Кассирер. Индивид и космос. М; СПб: Университетская книга, 2000. - 650 с.
18. Богачев С. П. Ценность основа систематизации потребностей / С. П. Богачев // Вест. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. - 2003. - № 1.- С. 3-23.
19. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1995. -215с.
20. Болдуин Д. М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения / Д. М. Болдуин. М., 1913. - 360 с.
21. Бродель Ф. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Ф. Бродель.-М., 1999.-445 с.
22. Брудный И. М. Политика идентичности и посткоммунистический выбор России / И. М. Брудный // Полис. 2002. - № 1. - С. 87-105.
23. Булгаков С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. М.: Наука, 1990.-413 с.
24. Бурышкин П. Москва купеческая / П. Бурышкин. М., 1990. - 372 с.
25. Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. - 702 с.
26. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия. -М, 2000. 400 с.
27. Вишняк А. И. Личность: Соотношение трудового потенциала и системы потребностей: (Социологический анализ) / А. И. Вишняк. Киев: Наукова думка, 1986. - 270 с.
28. Владимир, митрополит. Труд и собственность в учении Русской Церкви. Работа в свете материализма и христианства / Владимир // Экономика русской цивилизации. М., 1995. - 236 с.
29. Власова В. Б. «Хорошее общество», модернизация и традиция / В. Б. Власова//Философские науки. -2001. №4.- С. 35-49.
30. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. М., 2004. - 116 с.
31. Гильдебранд Д. Этика / Д. Гильдебранд. СПб, 2001. - 448 с.
32. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. М., 1936.-389 с.
33. Горянин А. Два самоощущения, две идентичности, два народа? / А. Горянин // Преемство. Что же будет с Родиной и с нами. Материалы международной научной конференции «Кризис российской идентичности: причины и пути преодоления». М., 2000. - 447 с.
34. Грачев Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. Грачев, И. Мельник // www.philosophi.ru
35. Громыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследований / Ю. В. Громыко // Вопросы философии. 2001. - № 2. - С. 27-36.
36. Губанов Н. И. О природной и социальной детерминации нравственности и криминального поведения / Н. И. Губанов, Н. Н. Никольская // Философские науки. 2002. - № 2. - С. 98-106.
37. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера земли / JI. Н. Гумилев. М: Айрис-пресс,2004. - 556 с.
38. Гуревич П. С. Проблема ценности человека / П. С. Гуревич // Личность. Культура. Общество. 2001. - Т. 3, вып. 7. - С. 22-28.
39. Гусейнов А. А. Сослагательное наклонение морали / А. А. Гусейнов //Вопросы философии.-2001. №5.-С. 11-23.
40. Гусейнов А. А. Этика / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. -1999.- №8.-С. 3-11.
41. Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика / В. В. Давыдов // Вопросы философии. 1996. - №5. - С. 52-62.
42. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н. Я. Данилевский. СПб., 1995.-417 с.
43. Декарт. Избранные произведения / Декарт. М., 1950. - 340 с.
44. Дмитренко Г. Концепция антропосоциального управления бществом / Г. Дмитренко // Проблемы теории и практики управления. 1998. -№ 2. - С. 62-68.
45. Достоевский Ф. М. Униженные и оскорбленные / Ф. М. Достоевский. Л.: Худ. лит-ра, 1989. - 410 с.
46. Дробницкий О. Г. Критика современных буржуазных этических концепций / О. Г. Дробницкий, Т. А. Кузьмина. М., 1967. - 217 с.
47. Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами: Учеб.-метод. пособие / Ю. М. Забродин. М.: Финста-тинформ, 2002. - 360 с.
48. Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации / Н. Н. Зарубина. -СПб., 1998.-287 с.
49. Зибер Б. «Русская идея» обязывает!? Поиск русской идентичности в общественных дискуссиях конца XX в. / Б. Зибер. М., 2002. - 118 с.
50. Иванов В. Родное и вселенское (статьи) / В. Иванов. М., 1918.-215 с.
51. Идентичность в контексте глобализации: Европа, Россия, США. -Калининград, 2003. 240 с.
52. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-371 с.
53. Ильин И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин // www.philosophi.ru
54. Ионов И. Н. Парадоксы российской цивилизации (По следам одной научной дискуссии) / И. Н. Ионов // ОНС. 1999. - № 5. - С. 115128.
55. Ионов И. Н. Построение образа российской цивилизации в свете психологии мышления и социологии знания / И. Н. Ионов // ОНС. -2003.-№6.-С. 102-117.
56. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация / С. Г. Кара-Мурза. М.: Алгоритм, 2002. - 525 с.
57. Кара-Мурза С. Г. Угасание рациональности: имитация / С. Г. Кара-Мурза // Социально-гуманитарные знания. 2004. - № 6. - С. 3-26.
58. Кассирер Э. Избранное: Индивид и Космос / Э. Кассирер. М., СПб.: Университетская книга, 2000. - 653 с.
59. Касьянова К. О. О русском национальном характере / К. О. Касьянова. -М., 1994,- 126 с.
60. Кефели И. Ф. Гуманистические традиции отечественной социально-философской мысли / И. Ф. Кефели // Социально-гуманитарные знания.-2003.- №5.-С. 23-31.
61. Кефели И. Ф. Социальная природа глобализма / И. Ф. Кефели // Перспективы человека в глобализирующемся мире. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - 345 с.
62. Князева Е. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Князева, С. Курдюмов // ОНС. 1993. - №2. - С. 36-42.
63. Козловски П. Культура постмодерна / П. Козловски. М., 1997. -355 с.
64. Кортунов С. Национальная идентичность России: внешнеполитическое измерение / С. Кортунов // Международная жизнь. 2003. - № 6.-С. 38-53.
65. Косминский Е. А. Историософия А. Тойнби / Е. А. Косминский // Вопросы истории. 1957.-№ 1.-С. 12-24.
66. Кравченко И. И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций / И. И. Кравченко // Вопросы философии. -2001.- №8.- С. 3-16.
67. Кравченко С. А. Играизация российского общества (к обоснованию новой социологической парадигмы) / С. А. Кравченко // ОНС. 2002. - № 6. - С. 36-42.
68. Крайнов A. JI. Техногенное жизненное пространство // A. JI. Край-нов, Н. В. Тимонина. Жизненное пространство человека и общества. -Саратов, 1996.-420 с.
69. Крамник В. В. Россия метаморфозы идентичности / В. В. Крамник // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.-2002.-№ 2.-С. 104-126.
70. Кржевов В. С. Социально-политическая концепция евразийства и проблема поиска надежных основ интеграции общества / В. С. Кржевов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2005. - № 4. - С. 76-112.
71. Крымский С. П. Контуры духовности. Новые контексты идентификации / С. П. Крымский // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 10-24.
72. Кудрявцев В. Г. Развитие деятельности и ее самодетерминации / В. Г. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева // Вопросы философии. 2001. - № 3.- С. 27-32.
73. Культура имеет значение / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. -М., 2002.-315 с.
74. Кьеркегор С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 348 с.
75. Лазарев В. В. Этическая мысль в Германии и России. Кант Гегель -Вл. Соловьев / В. В. Лазарев. - М., 1996. - 440 с.
76. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. -2001.- Т. 22, № 3. С. 15-30.
77. Лебеденко В. О национальной идентичности и создании имиджа России / В. Лебеденко // Международная жизнь. 2004. - № 4, 5. - С. 192-200.
78. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1977. 304 с.
79. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1998. - 750 с.
80. Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания / С. Лурье. М., 2001.-283 с.
81. Люббе Г. Историческая идентичность / Г. Люббе // Вопросы философии. 1994.-№ 4. - С. 108-120.
82. Мантатова Л. В. Духовный императив устойчивого развития / Л. В. Мантатова // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2003. - № 2. -С. 87-96.
83. Манхейм К. Идеология и утопия / К. Манхейм // Диагноз нашего времени. М., 1994. - 325 с.
84. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956. - 445 с.
85. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. М.: Высшая школа, 1990. - 256 с.
86. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. -СПб., 1997.-326 с.
87. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.- 531 с.
88. Меликов И. М. Творчество и духовный мир человека / И. М. Мели-ков // Вест. Моск. ун-та. Серия 7, Философия. 2002. - № 2. - С. 4152.
89. Миголатьев А. А. О человеческих потребностях / А. А. Миголатьев // Социально-политический журнал. 1998. - № 6. - С. 45-56.
90. Моисеев Н. Н. Прощание с простотой / Н. Н. Моисеев. М., 1998. -480 с.
91. Московичи С. Век толпы / С. Московичи. М., 1998. - 426 с.
92. Наумова Н. Ф. Культура разумного потребления / Н. Ф. Наумова, В. 3. Роговин. -М.: Педагогика, 1987. 285 с.
93. Научные исследования и человеческие потребности. М., 1979. -384 с.
94. Никитин Д. А. Аномальные потребности / Д. А. Никитин // www.philosophi.ru
95. Никитин Н. И. Указ. соч. / Н. И. Никитин. М., 1993. - 225 с.
96. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 402 с.
97. Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Новиков.-М., 1959.-305 с.
98. Новикова JL Антиномия личности и общества / Антропософский опыт Н. Бердяева /. Л. Новикова, И. Сиземская // Общественные науки и современность. 1997. - № 1. - С. 153-160.
99. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX начала XX веков. - М: Республика, 1994. - 416 с.
100. Одоевский В. Ф. Сильфида // В. Ф. Одоевский. Повести и рассказы. -М.: Худ. лит-ра, 1988.- 443 с.
101. Ойзерман Т. И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и «позитивизме» / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. -1989.- № 10.-С. 43-51.
102. Олпорт Г. Становление личности / Г. Олпорт. М., Смысл, 2002. -423 с.
103. Ольшанский Д. В. Массовая психология и политическое поведение / Д. В. Ольшанский // Вопросы философии. 1995. - № 4. - С. 12-26.
104. Ортега-и-Гассет X. Камень и небо / X. Ортега-и-Гассет. М.: Грант, 2000. - 287 с.
105. Оруджев 3. М. Культура и цивилизация / 3. М. Оруджев, Т. В. Кузнецова // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2005. - № 2. - С. 82-103.
106. Павленко В. Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии / В. Н. Павленко//Вопросы психологии. 2000. - № 1.- С. 135-142.
107. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование / А. С. Панарин. М., 2000. - 326 с.
108. Панарин А. С. Россия в циклах мировой истории / А. С. Панарин. -М., 1999.-425 с.
109. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. М: Эксмо, 2003. - 544 с.
110. Пантин В. И. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы / В. И. Пантин, В. В. Лапкин // ОНС. 2004. - № 1. - С. 52-64.
111. Петренко H. С. Некоторые аспекты концепции «хорошего общества» и понятие блага / Н. С. Петренко // Философские науки. 2001. - № 4. - С. 29-34.
112. Печерских Н. А. Отчуждение как феномен коллективности / Н. А. Печерских // Вопросы философии. 2003. - № 5. - С. 30-43.
113. Пионткевич JI. Ю. Нравственное пространство личности: проблема справедливости. // Жизненное пространство человека и общества. -Саратов, 1996.- 386 с.
114. Платон. Государство / Платон. М.: Мысль, 1998. - 798 с.
115. Повесть временных лет. СПб: Наука, 1999. - 668 с.
116. Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2-х тт. / К. Поппер. -М., 1992.-420 с.
117. Прокофьев А. В. Об этическом смысле антитезы: «мораль для человека» или «человек для морали» / А. В. Прокофьев // Вопросы философии. 1998. - №6.-С. 21-26.
118. Разин А. В. Идея гуманизма в западной философии / А. В. Разин // Философия и общество. 1998. - № 5. - С. 155-177.
119. Рашковский Е. Целостность и многоединство российской цивилизации / Е. Рашковский // ОНС. 1995. - № 5. - С. 63-71.
120. Ремизов В. А. Духовность как культурная ценность личности / В. А. Ремизов // Философские науки. 1997. - № 2. - С. 158-162.
121. Ренан Э. Собрание сочинений / Э. Ренан. Киев, 1902.- 195 с.
122. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. М., 1995. -217с.
123. Роттердамский Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский. М., 1991. -464 с.
124. Рукавишников В. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения / В. Рукавишников, Л. Халман, П. Эстер- М.: Совпадение, 2000. 366 с.
125. Семененко И. С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура / И. С. Семененко // Полис. 2003. - № 1. -С. 5-26.
126. Семененко И. С. Культурные факторы и механизмы формирования российской национально-цивилизационной идентичности на рубеже XXI века / И. С. Семененко // Полис. 2004. - № 1. - С. 100-115.
127. Семенов Ю. И. Личность, общество, культура / Ю. И. Семенов // Философия и общество. 2001. - № 3. - С. 41-53.
128. Слободчиков В. И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) / В. И. Слободчиков // Вопросы философии. 2001. - № 3. -С. 11-17.
129. Современная Россия и мир: альтернативы развития (национальная, региональная идентичность и международные отношения). Материалы международной научно-практической конференции. Барнаул, 2005.-381 с.
130. Соловей В. О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России / В. Соловей // МЭ и МО. 2003. - № 6. -С. 98-110.
131. Соловьев В. С. Смысл любви. // Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. - 440 с.
132. Соловьев В. С. Соч. в 2-х т / В. С. Соловьев. М., 1988. - 537 с.
133. Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьев.-М., 1990.-630 с.
134. Сорокин Д. Е. Россия: проблемы цивилизационного выбора / Д. Е. Сорокин // ОНС. 2002. -№ 6. - С. 124-135.
135. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество / П. А. Сорокин. -М., 1992.- 543 с.
136. Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. -2001.- № 3. С. 18-29.
137. Спасибенко С. Г. Социально-психологические и биолого-генетические свойства человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 1. - С. 38-46.
138. Степанов И. Белые, красные и евразийство / И. Степанов. Брюссель, 1927.-420 с.
139. Тарасенко В. И. Социальные потребности личности: формирование, удовлетворение, развитие / В. И. Тарасенко. Киев, 1982. - 340 с.
140. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996. - 560 с.
141. Тойнби А. Постижение истории / А. Тойнби. М., 1991.-246 с.
142. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. СПб., 1996.-226 с.
143. Толстой Л. Н. Воскресение / Jl. Н. Толстой. М.: Худ. лит-ра, 1984. -520 с.
144. Толстухов А. В. Глобальный социальный контекст и контуры экобу-дущего / А. В. Толстухов // Вопросы философии. 2003. - № 8. - С. 49-63.
145. Тони Р. Г. Стяжательное общество / Р. Г. Тони // Личность. Культура. Общество. 2001. - Т. 3, № 4. - С. 25-41.
146. Тренин Д. Интеграция и идентичность. Россия как «новый Запад» / Д. Тренин. М: Европа, 2006. - 398 с.
147. Туев В. А. Актуальные проблемы теории человеческих потребностей / В. А. Туев // Вестник ИГЭА. 2000. - № 4. - С. 15-26.
148. Туев В. А. Человеческие потребности: (эскиз философской теории) / ИГЭА. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. - 251 с.
149. Тутов JT. А. Труд как основополагающий феномен жизни в философии хозяйства / JT. А. Тутов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. -2005.-№2.-С. 38-56.
150. Федоров Н. Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федоров. -М., 1913. -420 с.
151. Фетискин В. В. Материальное и духовное в деятельности человека /
152. B. В. Фетискин // Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 6.1. C. 31-44.
153. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. М., 1914. - 429 с.
154. Фролов И. Т. О человеке и гуманизме / И. Т. Фролов. М., 1989. -559 с.
155. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1998. - 664 с.
156. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. - 330 с.
157. Фромм Э. Личность в современной культуре. // Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996. -427 с.
158. Хабибуллин А. Г. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности / А. Г. Хабибуллин, Р. А. Рахимов // Государство и право. 2000. - № 5. - С. 5-12.
159. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Политические исследования. 1994. -№ 1. - С. 21-29.
160. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон. М: Аст, 2004. - 635 с.
161. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений / А. С. Хомяков. М., 1911.-456 с.
162. Человек. Философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.- 315 с.
163. Шаповалов В. Ф. Понятие современной российской цивилизации / В. Ф. Шаповалов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2006. - № 2. -С. 39-52.
164. Шаров Ю. В. Проблема формирования духовных потребностей личности / Ю. В. Шаров. Новосибирск, 1970. - 171 с.
165. Шемякин Я. Г. Отличительные особенности «пограничных» цивилизаций (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) / Я. Г. Шемякин // ОНС. 2000. - № 3. - С. 96-115.
166. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. // Избр. соч. М., 1993. - 365 с.
167. Широнин В. КГБ-ЦРУ. Секретные пружины перестройки / В. Широ-нин. М.: Ягуар, 1997. - 287 с.
168. Шпенглер О. Указ. соч. / О. Шпенглер. М., 1996. - 415 с.
169. Экономцев И. Православие, Византия, Россия / И. Экономцев. М., 1992.- 411 с.
170. Этнонационализм в Европе. М., 2000. - 352 с.
171. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин. -М., 1997.- 350 с.
172. Яковук Т. И. Национальная идентичность в русле идеи европейской интеграции / Т. И. Яковук // Личность. Культура. Общество. 2004. -Т. 6.-Вып. 4.-С. 219-225.а) даб) нет
173. Что, по-твоему, лучше — посещать уроки английского языка или болеть:
174. Что для тебя важнее на уроках английского языка—отметки или знания:1. Обработка результатов:
175. За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. Ключ к опроснику:
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.