Крестовые походы в арабской общественной мысли, политике и культуре (вторая половина XIX – первая половина XX вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Соколов Олег Александрович
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 326
Оглавление диссертации кандидат наук Соколов Олег Александрович
ВВЕДЕНИЕ
1. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ В АРАБСКОЙ ТРАДИЦИИ. XIII - СЕРЕДИНА XIX ВВ
1.1 Сохранение памяти о Крестовых походах в Арабском мире с 1291 г. до середины XIX в
1.2 Примеры обращений к теме Крестовых походов в арабском интеллектуальном пространстве до середины XIX в
2. ТЕМА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ В АРАБСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ И ПОЛИТИКЕ С СЕРЕДИНЫ XIX В. ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
2.1 Крестовые походы в идеологии панисламизма
2.2 Крестовые походы в идеологии паносманизма
2.3 Крестовые походы в идеологии панарабизма
3. ОБРАЗ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ В АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЕ С СЕРЕДИНЫ XIX В. ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
3.1 Крестовые походы в арабской поэзии 1859-1913 гг
3.2 Крестовые походы в арабской прозе 1859-1913 гг
3.3 Крестовые походы в арабском театре 1859-1913 гг
4. ТЕМА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ В АРАБСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ И ПОЛИТИКЕ ОТ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ДО 1948 Г
4.1 Крестовые походы в арабской общественной мысли и политике в период и по окончании Первой мировой войны
4.2 Крестовые походы в общественной мысли и политике Сирии и Ливана 19141948 гг
4.3 Крестовые походы в общественной мысли и политике Палестины 1914-1948 гг
4.4. Крестовые походы в общественной мысли и политике Египта 1914-1948 гг
4.5 Крестовые походы в общественной мысли и политике стран Магриба 19141948 гг
5. ОБРАЗ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ В АРАБСКОЙ КУЛЬТУРЕ ОТ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ДО 1948 Г
5.1 Крестовые походы в арабской поэзии 1914-1948 гг
5.2 Крестовые походы в арабском кинематографе 1914-1948 гг
5.3 Крестовые походы в арабском театре 1914-1948 гг
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица транслитерации арабской графики
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Иллюстративные материалы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Документы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Исламский мир и крестовые походы на Ближний Восток2000 год, кандидат исторических наук Амро Назим Ахмед
Отечественная историография XIX - XX вв. Четвертого крестового похода 1198-1204 гг.2005 год, кандидат исторических наук Мурзенков, Денис Николаевич
Крестовые походы на Ближний Восток,1095-1291 гг.: идейное содержание пропаганды2016 год, кандидат наук Портных, Валентин Леонидович
Трактат Гумберта из Романса "О проповеди святого креста против сарацинов": источниковедческие аспекты, контекст написания и основные идеи2011 год, кандидат исторических наук Портных, Валентин Леонидович
Лига Арабских государств и проблема палестинского урегулирования в 1945-1967 гг.2003 год, кандидат исторических наук Жамкочян, Мнацакан Арутюни
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Крестовые походы в арабской общественной мысли, политике и культуре (вторая половина XIX – первая половина XX вв.)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Роль прошлого в жизни арабского общества всегда была крайне велика: сюжеты из различных исторических периодов активно использовались для объяснения причинно-следственных связей между современными событиями. Начиная с классического периода арабской истории, данное обстоятельство прослеживается во всех основных сферах интеллектуальной жизни арабского общества: науке, политике, религии и культуре1. В свете этого представляется важным поиск ответа на вопрос, как история помогает арабам обрести себя, и как они на основании исторических примеров определяют своих врагов и союзников. Изучение данной проблематики является актуальным, в первую очередь, в связи с формированием новой арабской идентичности - одним из важнейших вызовов, с которым сталкивается современный Арабский мир.
Проблема самосознания и самоопределения, стоящая перед арабскими интеллектуалами XXI в., была не менее актуальна и для их предшественников, арабских общественных и политических деятелей XIX в. Одним из важнейших вызовов, с которым они столкнулись, являлся выбор стратегии взаимодействия Арабского Востока с Западной Европой. С одной стороны, этот вопрос был актуален в контексте определения путей общественного и культурного развития: следует ли жителям Арабского Востока обратиться к возрождению собственного наследия или же заимствовать европейский опыт, распространив его на различные сферы общественной жизни. С другой стороны, остро стояла проблема отношения к присутствию западноевропейцев на Востоке: следует ли воспринимать их как
1 Khalidi T. Arabic Historical Thought in the Classical Period. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 232-234.
противников или как партнеров и потенциальных освободителей от османского господства2.
Обращаясь в поисках ответов на эти и другие вопросы к богатому историческому прошлому Арабского мира, арабские интеллектуалы регулярно приводили в своих заявлениях и публикациях примеры из эпохи Крестовых походов. Основной причиной подобных отсылок послужило, вероятнее всего, то, что именно этот период истории Ближнего Востока и Северной Африки впервые ознаменовался прямым европейским вторжением, и если до этого европейцы лишь контратаковали мусульман в Андалусии и на Сицилии, то во время Крестовых походов они, в общей сложности более, чем на сто лет, овладели третьим священным городом ислама - Иерусалимом (1099-1187, 1229-1244), а в 1182 - 1183 гг. под угрозой вторжения находились Мекка и Медина. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что из всех исторических периодов и событий, оставивших след в коллективной памяти арабов, Крестовые походы стали одним из наиболее травмирующих факторов. С другой стороны, эта историческая эпоха представляет собой уникальный пример долгого военного противостояния Европы и мусульманского/арабского Востока в прошлом, в ходе которого мусульмане вначале терпели поражения и уступали европейским завоевателям территории, однако в конце концов смогли полностью изгнать захватчиков. Этот сюжет о тяжелом противостоянии, в котором Западная Европа в итоге все же потерпела военное поражение, делает период Крестовых походов крайне выгодным для
" 3
проведения аналогий с современностью3.
Как арабские, так и западные исследователи сходятся в том, что, начиная с середины XX в., соотнесение западноевропейцев с крестоносцами и экстраполяция термина «Крестовый поход» на современные военные конфликты стали
2 Hourani A. Arabic Thought in the Liberal Age, 1798-1939. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. P. 43-46.
3 Хотя итоговое военное поражение Крестовых походов является ключевым пунктом обращений к этой теме у арабских политиков и общественных деятелей второй половины XX-XXI вв., отдельные арабские авторы этого периода делают акцент на том, что в долгосрочной перспективе пользу из Крестовых походов извлекла Европа. См., например: al-Matwi Muhammad. Al-Hurüb al-salibiyya fi al-masriq wa al-magrib. Tünis: Dar al-garb al-islami, 1982.
неотъемлемой частью современного арабского дискурса4. К подобной риторике обращались крупнейшие арабские политические деятели второй половины XX в.: президент Египта Гамаль5 Абд ан-Насир (1918-1970)6, президент Сирии Хафиз ал-Асад (1930-2000)7, президент Ирака Саддам Хусейн (1937-2006)8 и ливийский лидер Муаммар Каддафи (1942-2011)9, призывавшие дать бой «крестоносным империалистам», а также видные салафитские деятели, такие, как идеолог «Братьев-мусульман» Сейид Кутб (1906-1966)10 и лидер «аль-Каиды» Усама бен Ладен (1957-2011)11, призывавшие к джихаду против современных европейцев, по их мнению, всех до единого являющихся носителями «крестоносного духа». Среди обращений к теме Крестовых походов в арабской публицистике наибольшую известность получила книга ливанского автора Амина Ма'луфа (род. 1949) «а1-НишЬ а1-$аГгЫууа ката га^а а1-'агаЬ» («Крестовые походы глазами арабов»)12. Отсылками к теме Крестовых походов полна и арабская культура второй половины XX в.: достаточно упомянуть ставшие классикой арабского кинематографа фильмы
4 Соколов О.А. Тюрки в современной арабской историографии Крестовых походов // Ислам в современном мире. 2017. Т.13. №2. С. 175-186.
5 При передаче арабских имен и названий в тексте исследования использован следующий принцип: имена и названия, статьи о которых представлены в «Большой российской энциклопедии» пишутся в соответствии с тем как они вошли в русский язык, в остальных случаях используется упрощенная система кириллической транслитерации арабской графики -обозначается хамза (') в срединной и конечной позиции и буква айн ('), определенный артикль передается как (ал-). В сносках и списке использованной литературы библиографические записи представлены в полной латинской транслитерации (См. Приложение 1).
6 Обращения Гамаля Абд ан-Насира к теме Крестовых походов подробно рассмотрены в современной историографии. См., например: Podeh E., Winckler O. (ed.) Rethinking Nasserism: Revolution and Historical Memory in Modern Egypt. Gainesville: University Press of Florida, 2004; Karsh E. Islamic Imperialism: A History. New Haven: Yale University Press, 2013.
7 Об обращениях Хафиза ал-Асада к теме Крестовых походов, см.: Seale P. Asad: The Struggle for the Middle East. Oakland: University of California Press, 1989.
8 Подробное рассмотрение отсылок к эпохе Крестовых походов в речах Саддама Хусейна представлено в работе Bengio O. Saddam's word. Political discourse in Iraq. Oxford: Oxford University Press, 2002.
9 Об обращениях Муаммара Каддафи к теме Крестовых походов, см.: St. John R.B. Qaddafi's World Design: Libyan Foreign Policy, 1969-87. London: Saqi Books, 2001.
10 Обращения Сейида Кутба к теме Крестовых походов проанализированы в работе: Richard P. Mitchell. The Society of the Muslim Brothers. Oxford: Oxford University Press, 1993.
11 См. подробный разбор отсылок к теме Крестовых походов в заявлениях Усамы бен Ладена в работе Cook D. Understanding Jihad. Oakland: University of California Press, 2005.
12 Ma'luf Amin. Al-Hurub al-salibiyya kama ra'aha al-'arab. Bayrut: Dar al-farabi, 2011.
и сериалы13, стихотворения известных поэтов14, романы15, театральные постановки16 и комиксы17.
Наличие работ, рассматривающих обращения к теме Крестовых походов в арабской общественной мысли, политике и культуре второй половины XX в. контрастирует с практически полным отсутствием специализированных исследований, посвященных анализу отсылок к этой исторической эпохе в арабском интеллектуальном пространстве XIX - первой половине XX вв. Таким образом, несмотря на актуальность изучения пути темы Крестовых походов в арабском дискурсе к тому, чтобы стать одним из главных источников для описания отношений между Арабским миром и Западом с середины XX в., этот аспект интеллектуальной истории арабов ранее не становился темой комплексного исследования отечественных, западных или арабских историков. При этом, как отмечает К. Хилленбранд, автор крупнейшего исследования проблемы восприятия Крестовых походов средневековыми мусульманами: «Такая обширная тема, как современное восприятие мусульманами Крестовых походов, на самом деле должна быть предметом нескольких отдельных книг»18. То же самое можно сказать и о восприятии данного исторического феномена арабами безотносительно к их религиозной принадлежности.
Объект диссертационного исследования: мобилизация исторической памяти в Арабском мире в Новое и Новейшее время.
13 Наиболее известный фильм - «al-Nasir salah al-din» («Победоносный Салах ад-Дин», Египет, 1963), сериал - «Salah al-din al-ayyübi» («Салах ад-Дин ал-Айюби», Сирия, 2001).
14 Среди наиболее знаменитых арабских поэтов второй половины XX-XXI вв., обращавшихся в своем творчестве к теме Крестовых походов Махмуд Дарвиш (1941-2008), Адонис (р. 1930) и Ахмад Матар (р. 1954).
15 См., например, романы «Aswat» («Голоса», 1972) египетского автора Сулаймана Файйада и «Harit al-miyah» («Бороздящий волны», 1998) ливанской писательницы Худы Баракат.
16 См., например, пьесу «Salah al-din» («Салах ад-Дин», Египет, 1973) Махмуда Ша'бана.
17 См., например, комиксы в детском журнале «Usama» («Усама», Сирия, 1963), посвященные истории пловца 'Исы, доставлявшего письма в осажденную крестоносцами Акку (1189-1191), рассматриваемые в исследовании Douglas A. Malti-Douglas F. Arab Comic Strips, Politics of an Emerging Mass Culture. Indiana: Indiana University Press, 1994.
18 Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. Пер. с англ. А. Матвеев, А. Федоровский. М. - СПб.: Диля, 2008. С. 563.
Предмет исследования: трансформация темы Крестовых походов в арабской общественной мысли, политике и культуре второй половины XIX - первой половины XX вв.
Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX - первая половина XX вв. Нижней границей служит 1859 г. - дата первого употребления современного арабского термина для обозначения понятия «Крестовые походы» (ар. а1-ИигиЬ а1-$аГгЫууа). В качестве верхней границы взят 1948 г. - дата образования государства Израиль, начиная с которой тема Крестовых походов в арабском дискурсе получила достаточно подробное освещение в современной историографии.
Территориальные границы исследования охватывают территории Ирака, Сиро-Палестинского региона, Египта и Арабского Магриба. Выбор этих областей Арабского мира обусловлен тем, что именно в источниках из этих регионов в ходе исследования были обнаружены наиболее значимые отсылки к эпохе Крестовых походов.
Степень изученности темы. Хотя отдельные аспекты рассматриваемой темы нашли свое отражение в работах отечественных, западных и арабских ученых, анализ образа Крестовых походов в арабской общественной мысли и культуре второй половины XIX - первой половины XX вв. ранее не становился темой комплексного исследования.
Существующие работы, прямо или косвенно касающиеся рассматриваемой темы, можно разделить на следующие категории: (1) исследования, посвященные истории Крестовых походов и вопросам сохранения и воспроизведения памяти о них, (2) публикации, посвященные общественной мысли в Арабском мире второй половины XIX - первой половины XX вв., в которых рассматривается история общественных движений или системы взглядов отдельных представителей бытовавших в то время идеологических направлений, упоминающие об обращениях к теме Крестовых походов (3) исследования, рассматривающие арабскую культуру второй половины XIX - первой половины XX вв. либо историю
различных жанров искусства, к которым относятся произведения, содержащие отсылки к событиям эпохи Крестовых походов.
Среди исследований первого типа необходимо отметить следующие публикации.
В упомянутой работе К. Хилленбранд «The Crusades: Islamic Perspectives», посвященной восприятию Крестовых походов и крестоносцев средневековыми мусульманами, в последней главе «Эпилог: наследие Крестовых походов» дается краткий обзор восприятия эпохи Крестовых походов в мусульманском мире в XIX-XXI вв.19 Как отмечает сама К. Хилленбранд, данная глава носит обзорный характер: «Мы предлагаем лишь несколько общих соображений и краткий обзор этого обширного и многогранного феномена»20. Важно также отметить, что подавляющее большинство рассматриваемых К. Хилленбранд в этой главе примеров обращений мусульман к теме Крестовых походов относятся к периоду после 1948 г. Автор также уделяет большое внимание обращению к теме Крестовых походов в риторике османского султана Абдулхамида II (1842-1918) и появлению первых работ современных арабских историков, посвященных этой исторической эпохе, приводя лишь несколько примеров обращений к теме Крестовых походов в арабской общественной мысли и культуре до образования государства Израиль 21.
Исследование У. Бхатийи «Forgetting Osama bin Munqidh, Remembering Osama bin Laden: the Crusades in modern Muslim memory»22 хотя, исходя из названия, и посвящено восприятию Крестовых походов современными мусульманами в целом, является обзорной работой, где анализируется в первую очередь использование отсылок к этой эпохе представителями различных идейных течений в исламе начиная с 1950-х годов XX в. Автор лишь кратко упоминает
19 Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. Пер. с англ. А. Матвеев, А. Федоровский. М. - СПб.: Диля, 2008. С. 562-587.
20 Там же. С. 563.
21 Там же. С. 565-568.
22 Bhatia U. Forgetting Osama bin Munqidh, Remembering Osama bin Laden: the Crusades in modern Muslim memory. Singapore: S. Rajaratnam School of International Studies, 2008.
несколько примеров обращений к теме Крестовых походов в XIX в., вовсе оставляя без внимания период между мировыми войнами.
Т. Асбридж в своем исследовании «The Crusades: the Authoritative history of the war for the Holy Land»23 в последней главе на нескольких страницах обращается к вопросу сохранения памяти о Крестовых походах в XX-XXI вв., однако все приводимые им примеры почерпнуты из работы К. Хилленбранд.
Значительный интерес представляет статья О. Сайфо «From Kurdish Sultan to Pan-Arab Champion and Muslim Hero: The Evolution of the Saladin Myth in Popular Arab Culture»24. Хотя автор и не рассматривает вопрос сохранения и воспроизведения памяти о Крестовых походах в целом, фокусируясь лишь на фигуре Салах ад-Дина ал-Айюби (1138-1193), в данном исследовании упоминаются важные источники для изучения обращений к теме Крестовых походов в арабском дискурсе второй половины XIX - первой половины XX вв. Автор коротко упоминает о ссылках на эпоху франкского вторжения на Ближний Восток в творчестве арабских драматургов рассматриваемого периода, а также о первом появлении крестоносцев в арабском кинематографе.
Среди исследований первого типа следует отметить также работы Дж. Филлипса, в первую очередь его статьи «Before the Kaiser: The Memory of Saladin and the Crusades in the Near East from the Fifteenth to the Nineteenth Centuries»25 и «The Image of Saladin: From the Medieval to the Modern Age»26. Хотя в обеих публикациях речь идет в первую очередь о воспроизведении памяти о Салах ад-Дине на Ближнем Востоке до рассматриваемого в диссертационном исследовании
23 Asbridge T.S. The Crusades: the authoritative history of the war for the Holy Land. New York: Ecco, 2011.
24 Sayfo O. From Kurdish Sultan to Pan-Arab Champion and Muslim Hero: The Evolution of the Saladin Myth in Popular Arab Culture // The Journal of Popular Culture. 2017. № 50. P. 65-85.
25 Phillips, J. Before the Kaiser: The Memory of Saladin and the Crusades in the Near East from the Fifteenth to the Nineteenth Centuries. Royal Holloway, University of London, 2013. URL: https://pure.royalholloway.ac.uk/portal/files/17993420/phillips_before_the_kaiser_10.11.13.pdf (дата обращения: 17.06.2019)
26 Phillips J. The Image of Saladin: From the Medieval to the Modern Age. European Receptions of the Crusades in the Nineteenth Century. Franco-German Perspectives. International Workshop - Research Group 'Myths of the Crusades'. Eckert. Dossiers 4.2011. URL: https://repository.gei.de/bitstream/handle/11428/129/ED 2011 04 06 Phillips Reputation of Saladi n.pdf (дата обращения: 14.05.2019)
периода, то есть до 1859 г., они представляют большой интерес, так как содержат ссылки на источники для анализа взглядов арабских общественных движений и деятелей культуры второй половины XIX - первой половины XX вв. об эпохе Крестовых походов. Необходимо также указать главу этого же автора «'Unity! Unity between all the inhabitants of our lands!': the memory and legacy of the Crusades and Saladin in the Near East, c.1880 to c.1925» в первом томе коллективной монографии «Perceptions of the Crusades from the Nineteenth to the Twenty-First Century». Хотя остальные главы этого труда посвящены европейскому восприятию Крестовых походов в XIX - начале XX вв., Дж. Филлипс представил рассмотрение некоторых примеров обращений к эпохе Крестовых походов на Ближнем Востоке с 1880 по 1925 гг.27 В монографии «The Life and Legend of the Sultan Saladin», посвященной в первую очередь биографии султана, в последних главах Дж. Филлипс затрагивает и тему сохранения памяти об этой исторической фигуре на Ближнем Востоке28. Приводимые автором в этих публикациях примеры обращений к теме Крестовых походов в арабском интеллектуальном пространстве середины XIX до середины XX вв., однако, в большинстве своем совпадают со случаями, ранее описанными О. Сайфо, К. Хилленбранд и У. Бхатией.
Среди исследований второго типа необходимо отметить следующие публикации.
Об обращениях к эпохе Крестовых походов одного из основных идеологов арабского национализма, 'Абд ал-Хамида аз-Захрави (1855-1916), кратко упоминает Рашид Халиди в работе «The Origins of Arab Nationalism»29. Следует также отметить работы «Muhammad Abduh»30 М. Седжвика и «Abd al-Rahman al-Kawakibi. Islamic Reform and Arab Revival»31 И. Вейсмана из серии Makers of the
27 Phillips J. 'Unity! Unity between all the inhabitants of our lands!': the memory and legacy of the crusades and Saladin in the Near East, c.1880 to c.1925 // Perceptions of the Crusades from the Nineteenth to the Twenty-First Century, Volume One. London: Routledge, 2018.
28 Phillips J. The Life and Legend of the Sultan Saladin. New Haven: Yale University Press, 2019.
29 Khalidi R. The Origins of Arab Nationalism. New York: Columbia University Press, 1991.
30 Sedgwick M. Muhammad Abduh. Makers of the Muslim World. London: Oneworld Publications, 2010.
31 Weismann I. Abd al-Rahman al-Kawakibi. Islamic Reform and Arab Revival. London: Oneworld Publications, 2015.
Muslim World, в которых упоминается об обращениях к этой исторической эпохе Мухаммада Абдо (1849-1905) и 'Абд ар-Рахмана ал-Кавакиби (1849-1902) соответственно.
З.И. Левин в своей монографии «Очерки природы исламизма» указывает на наличие обращений к теме Крестовых походов в работах египетского богослова Рашида Риды (1865-1935) 32.
Упоминания использования арабскими общественными деятелями в период с 1918 по 1948 гг. отсылок к Крестовым походам содержатся также в работах, посвященных истории Французского мандата в Сирии33 и Британского мандата в Палестине34.
Среди исследований, рассматривающих историю мусульманских движений XX в., необходимо выделить работы «The Society of the Muslim Brothers»35 Р. Митчелла и «The Muslim Brothers and the Palestine Question 1928-1947»36 'Абд ал-Фаттаха ал-Авайси, содержащие указания на контексты обращений к теме Крестовых походов идеологов движения «Братья-мусульмане».
Среди исследований третьего типа необходимо отметить следующие публикации.
В. Энде в статье, посвященной героическим личностями в литературе мусульманских стран, упоминает касыду Ахмада Шауки (1868-1932) «'AzTm alnas man yabkl al-'izam» («Велик тот, кто оплакивает великих»), посвященную визиту кайзера Вильгельма II (1859-1941) в мавзолей Салах ад-Дина в 1899 г.37 М. Пелед в статье «Annals of Doom: Palestinian Literature - 1917 - 1948»38 отмечает
32 Левин З.И. Очерки природы исламизма. М.: ИВ РАН, 2014.
33 Khoury P.S. Syria and the French Mandate: The Politics of Arab Nationalism, 1920-1945. Princeton: Princeton University Press, 1987.
34 Haiduc-Dale N. Arab Christians in British mandate Palestine: Communalism and Nationalism, 19171948. Edinburgh: Edinburgh University press, 2013.
35 Mitchell R. P. The Society of the Muslim Brothers. Oxford: Oxford University Press, 1993.
36 El-Awaisi A.M. The Muslim Brothers and the Palestine Question 1928-1947. London, New York: Tauris Academic Studies, 1998.
37 Ende W. Wer ist ein Glaubensheld, wer ist ein Ketzer? Konkurrierende Geschichtsbilder in dermodernen Literatur islamischer Länder // Die Welt des Islams, New Series. 1984. № 23/24. P. 70-94.
38 Peled M. Annals of Doom: Palestinian Literature - 1917-1948 // Arabica. June 1982. Vol. 29. № 2. P. 143-183.
наличие обращений к теме Крестовых походов в палестинской поэзии периода арабо-израильских боевых действий 1947-1949 гг. Б.В. Чуков в своем исследовании «Стать с веком наравне», посвященном творчеству поэтов Ирака39, отмечает упоминание Крестовых походов в поэзии мосульского автора Мухаммада ал-'Убайди (1882-1963).
О некоторых обращениях к теме Крестовых походов в арабском театре рассматриваемого период упоминает Т.А. Путинцева в работе «Тысяча и один год арабского театра», однако пьесы, содержащие подобные отсылки не получают подробного рассмотрения в данном исследовании40. Из современных арабских историков к теме Крестовых походов в арабском театре обращается 'Али Саййид Исма'ил, опубликовавший статьи, посвященные первому появлению Салах ад-Дина в современном арабском театре41 и историческим пьесам в арабском театре первой половины XX в.42
Первые появления крестоносцев в арабском кино в фильмах «Salah al-dln al-ayyübl» («Салах ад-Дин ал-Айюби») и «Sagarat al-durr» («Шаджарат ад-Дурр») упоминаются в работах «al-FTlm al-ta'rihi fi al-slnimä al-misriyya» («Исторический фильм в египетском кинематографе»)43 и «Qissat al-slnimä fi misr» («История кино в Египте»)44.
Подводя итог, необходимо отметить, что работы первого типа, каждая в отдельности, посвящены различным аспектам обращений к теме Крестовых походах в период с середины XIX до середины XX вв., при этом набор рассматриваемых примеров восходит всего к нескольким публикациям и «кочует» из работы в работу. Исследования второго и третьего типов разнообразят картину отсылок к теме Крестовых походах в рассматриваемый период, однако в силу того,
39 Чуков Б.В. Стать с веком наравне. М.: ИВ РАН, 1997.
40 Путинцева Т.А. Тысяча и один год арабского театра. М.: Наука. 1977.
41 Sayyid 'Ali Isma'il. Al-Masrah al-'arabi al-maghül. Al-halaqa al-taniyya. Masrahiyyat Salah al-din al-ayyübi // Magallat kawalis al-imaratiyya. 2011. № 26. S. 105-111.
42 Sayyid 'Ali Isma'il. Min gurg abyad ila gamal 'abd al-nasir: al-masrah fi 'ahdikum hayy wa lam yamut // Masrahna. 2015. № 20 (403). S. 29.
43 Qasim Mahmüd. Al-Film al-ta'rihi fi al-sinima al-misriyya. Al-Qahira: Wikalat аs-sahäfa al-'arabiyya, 2017.
44 Tawfiq Sa'd al-Din. Qissat al-sinima fi misr. Al-Qahira: Dar al-hilal, 1969.
что данные работы сфокусированы на решении иных научных проблем, подобные примеры не соотносятся в них с широким контекстом арабского «крестоносного дискурса».
Историография вопроса, исходя из вышесказанного, носит разносторонний характер, однако оставляет широкое поле как для количественного наращивания знаний о бытовании темы Крестовых походов в арабской общественной мысли и культуре 1859-1948 гг., так и для ранее не проводившегося анализа данного материала с точки зрения интеллектуальной истории.
Цели исследования:
1) Анализ развития темы Крестовых походов в арабском интеллектуальном пространстве 1859 - 1948 гг. путем выявления наиболее влиятельных и распространенных интерпретаций роли Крестовых походов в арабской истории, а также связи этого исторического периода с современностью;
2) Изучение влияния обращений к теме Крестовых походов в арабском интеллектуальном пространстве 1859 - 1948 гг. на межрелигиозные отношения в Арабском мире в этот период.
Задачи исследования:
Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:
1) Поиск обращений к теме Крестовых походов в арабской культуре и общественной мысли в период с 1859 по 1948 гг.;
2) Выявление событий и персоналий эпохи Крестовых походов, наиболее часто становившихся объектами обращений в арабском интеллектуальном пространстве второй половины XIX - первой половины XX вв.;
3) Поиск источников, арабских и европейских, из которых арабские интеллектуалы рассматриваемого периода черпали сведения о Крестовых походах;
4) Анализ места исторических примеров из эпохи Крестовых походов в формировании двух основных идеологических течений: арабского национализма и панисламизма;
5) Рассмотрение роли Крестовых походов в формировании воображаемых сообществ (национальных и религиозных) и формировании идентичности в Арабском мире во второй половине XIX - первой половине XX вв.
Методологическая база исследования. В рамках проводимого исследования предпринимается попытка реконструировать интерпретации событий Крестовых походов и пути соотнесения их с современностью в арабском дискурсе второй половины XIX - первой половины XX вв.
В отечественной историографии Крестовых походов исследование, основанное на анализе дискурса, было проведено С.И. Лучицкой, которая опубликовала в 2001 г. фундаментальную работу «Образ другого: мусульмане в хрониках Крестовых походов»45. Основываясь, в частности, на методологии этой работы, можно допустить, что ключ к пониманию драматических событиях прошлого лежит именно в анализе дискурса, т.е. изучения мира идей и интерпретаций, бытовавших в обществе в определенный период. Как отмечает М. Фуко в работе «Археология знания», «история идей обращается ко всей той скрытой мысли, ко всему набору представлений, которые анонимно распространяются среди людей; сквозь разломы великих дискурсивных памятников она выявляет ту зыбкую почву, на которой они покоятся»46.
Исходя из вышесказанного, при попытке реконструировать интерпретации исторической роли Крестовых походов, бытовавшие в арабском дискурсе, рассматриваются, прежде всего, примеры обращений к этой исторической эпохе в наследии арабских общественных, религиозных и политических деятелей, а также литераторов и драматургов второй половины XIX - первой половины XX вв.47 С точки зрения Р. Барта, создание исторического нарратива, «правдоподобного рассказа» о событиях, предполагает процесс литературной обработки текста,
45 Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001.
46 Фуко М. Археология знания. Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», Университетская книга, 2004. С. 253.
47 Методология диссертации прошла апробацию в статье Соколов О.А. «Крестоносцы» или «франки»: терминологическая полемика в арабской историографии Крестовых походов конца XX - начала XXI вв. // Genesis: исторические исследования. 2019. № 12. С. 174-179.
использования автором тропов и риторических фигур. Создавая подобными средствами т. н. эффект реальности происходящего, автор убеждает читателя в действительности происходящего48. Таким образом, представляется важным выявить, как именно арабские авторы высказывались о Крестовых походах путем сопоставления высказываний внутри текста источника и соотнесения их с конкретным историческим контекстом.
В настоящем исследовании также рассматриваются термины, служащие для обозначения крестоносцев и Крестовых походов, что является одним из важных путей реконструкции представлений, бытовавших в Арабском мире, касательно данного исторического периода. Предпринимается попытка выяснить, как арабские авторы называют и описывают крестоносца-другого и какими способами достигается убедительность создания этого образа. При анализе источников использован также метод контент-анализа.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Современный радикальный исламизм. Стратегия и тактика2018 год, кандидат наук Нечитайло, Дмитрий Анатольевич
Кризис в Персидском заливе 1990 - 1991-х гг. и особенности его освещения ведущими средствами массовой информации США и арабских стран2001 год, кандидат исторических наук Ерохова, Наталья Станиславовна
«Джихад: историческая традиция и основные тенденции интерпретации в XX – начале XXI вв.»2016 год, кандидат наук Кадырова Кристина Алишеровна
Палестина во внешней политике Великобритании в 1914-1922 гг.2005 год, кандидат исторических наук Рогашова, Елена Анатольевна
История взаимодействия исламской и христианской культур средневековья в отечественной историографии второй половины XIX - начала XXI вв.2009 год, кандидат исторических наук Шадрина, Наталия Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соколов Олег Александрович, 2020 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. ИСТОЧНИКИ
1.1 Издания рукописей
на европейских языках
1. Murad Nicolas. Notice historique sur l'origine de la nation Maronite et sur ses rapports avec la France, sur la nation Druze et sur les diverses populations du Mont Liban. Paris: Librairie d'Adrien Le Clere et cie, 1844. 52 p.
на арабском языке
2. Al-Gabartï 'Abd al-Rahman. 'Aga'ib al-atar fi" al-taragim wa al-ahbar: 5 m. Al-Qahira: Mu'assat hindawï li al-ta'lïm wa al-taqafa, 2012. M. 1. 277 s.
3. Ibn Tagrï Birdï Abu al-Mahasin. Al-Nugum al-zahira fï muluK misr wa al-qahira: 16 m. Al-Qahira: Matba' al-kutub al-misriyya bi al-qahira, 1969. M. 5-7.
4. Al-Duwayhï Istifan. Ta'rïh al-'azmina. Bayrut: Dar lahad hatir, 1980. 648 s.
5. Al-Maqrïzï Taqï al-Dïn. Kitab al-suluk lï ma'rifat duwal al-muluk: 8 m. Bayrut: Dar al-kutub al-'ilmiyya, 1997. M. 1-8.
6. Mazlum Maksïmus. Ta'rïh al-hurub al-muqaddasa fï al-masriq al-mad'uwa hurub al-salïb: 2 m. Al-Quds: Dayr al-ruhban al-fransiskaniyyïn, 1865. M. 1-2.
7. Al-Sidyaq Tanus. Kitab ahbar al-a'yan fï gabal lubnan: 2 m. Bayrut: Mansurat al-gami'a al-lubnaniyya, 1969. M. 1. 636 s.
1.2 Публицистика на арабском языке
8. 'Abd al-Sattar Ibrahïm. Su'ara' falistïn al-'arabiyya fï tawratiha al-qawmiyya. Hayfa: Nadï al-iha' al-'arabï, 1947. 77 s.
9. 'Abduh Muhammad, al-AfganT Gamal al-DTn. Al-'Urwa al-wutqa. Al-Qahira: Mu'assat hindawT li al-ta'lTm wa al-taqafa, 2014. 490 s.
10.'Abduh Muhammad. Risalat al-tawhTd. Al-Qahira: Dar al-surüq, 1994. 196 s.
11.Al-AfganT Gamal al-dTn. Al-Radd 'ala al-dahriyyTn. Mansüra: Matba' al-mawsü'at, 1902. 90 s.
12.Antün Farah. Falsafat ibn rusd. Al-Qahira: Mu'assat hindawT li al-ta'lTm wa al-taqafa, 2012. 70 s.
13.Al-'Azm RafTq. Al-Gami'a al-islamiyya wa urüba. Al-Qahira: Mu'assat hindawT li al-ta'lTm wa al-taqafa, 2014. 39 s.
14.Al-Banna Hasan. Magmü'at al-rasa'il al-imam al-banna. Al-Qahira: Al-Basa'ir li al-buhüt wa al-dirasat, 2010. 631 s.
15.Zaydan GurgT. Ta'rTh misr al-hadTt ma' fadlaka fT ta'rTh misr al-qadTm: 2 m. Al-Qahira: Mu'assat hindawT li al-ta'lTm wa al-taqafa, 2012. M. 2. 270 s.
16.Kamil Mustafa. Al-Mas'ala al-sarqiyya. Al-Qahira: Mu'assat hindawT li al-ta'lTm wa al-taqafa, 2014. 120 s.
17.Al-KawakibT 'Abd al-Rahman. Taba'i' al-istibdad wa masari' al-isti'bad. Al-Qahira: Mu'assat hindawT li al-ta'lTm wa al-taqafa, 2012. 118 s.
18.Al-KawakibT 'Abd al-Rahman. Umm al-qura. Al-Qahira: Al-Matba' al-misrT bi al-azhar, 1931. 225 s.
19.Ma'lüf AmTn. Al-Hurüb al-salTbiyya kama ra'aha al-'arab. Bayrüt: Dar al-farabT, 2011. 373 s.
20.Al-NasasTbT Is'af. Al-Batal al-halid salah al-dTn wa al-sa'ir al-halid ahmad sawqT. Al-Quds: Matba' bayt al-maqdis, 1932. 106 s.
21.Qutb Sayyid. Al-'Adala al-igtima'iyya fT al-islam. Bayrüt: Dar al-surüq, 1995. 220 s.
22.Qutb Sayyid. Ma'alim fT al-tarTq. Bayrüt: Dar al-surüq, 1979. 195 s.
23.Rida RasTd. TafsTr al-qur'an al-karTm: 12 m. Bayrüt: Dar al-kutub al-'ilmiyya, 1971. M. 7. 706 s.
24. Al-RThanT AmTn. Al-RThaniyyat. Al-Qahira: Mu'assat hindawT li al-ta'lTm wa al-taqafa, 2014. 584 s.
1.3 Пресса
на арабском языке Газеты
25.Ahbar al-yawm. Al-Qahira. 1947.
26.Al-Gami'a al-'arabiyya. Al-Quds. 1928.
27.GarTdat al-ihwan al-muslimTn. Al-Qahira. 1936-1938.
28.Al-Fath. Al-Qahira. 1932 [1351].
29.Al-Ra'ya. Bayrut. 1927 [1345-1346].
30.Al-Sahba'. Halab. 1877.
31.Al-Zahra'. Al-Qahira. 1925-1927 [1344-1345].
Журналы
32.Magallat al-ihwan al-muslimTn. Al-Qahira. 1947.
33.Al-Manar. Al-Qahira. 1930-1932 [1349-1351].
34.Mir'at al-sarq. Al-Quds. 1928.
35.Al-NadTr. Al-Qahira. 1938.
36.Al-Sihab. Al-Qahira. 1947-48.
1.4 Эпистолярные источники и мемуары
на европейских языках
37.Graves R., Liddell-Hart B.H. T.E. Lawrence to His Biographers. New York: Doubleday, 1938. 233 p.
на арабском языке
38.Al-HasimT Taha. Mudakkirat: 2 m. Bayrut: Dar al-talT'a li al-taba'a wa al-nasr, 1978. M. 2. 400 s.
39.Al-Munazara al-dTniyya bayna al-sayh muhammad 'abduh wa farah antun. TaqdTm MTsal Guha. Bayrut: BTsan li al-nasr wa al-tawzT', 2014. 262 s.
1.5 Поэзия и проза
на арабском языке
40.Abü Risa 'Umar. Diwan 'umar abü risa: 2 m. Bayrüt: Dar al-'awda, 1998. M. 1. 640 s.
41.Al-'Abüsi Burhan al-Din. Faris al-sayf wa al-qalam. Al-A'mal al-kamila li al-sa'ir burhan al-din al-'abüsi: 2 m. Dimasq: Mu'assat falistin li al-taqafa, 2009. M. 1. 818 s.
42.Antün Farah. Salah al-din wa mamlakat irusalim. Al-Qahira: [s. n.], 1923. 63 s.
43.Al-Banna 'Abd al-Rahman. Salah al-din al-ayyübi munqid falistin. Al-Qahira: Dar al-i'tisam li al-taba'a wa al-nasr wa al-tawzi', 1988. 110 s.
44.Al-Haddad Nagib. Salah al-din al-ayyübi. Winzur: Mu'assat hindawi li al-ta'lim wa al-taqafa, 2018. 68 s.
45.Husayn Taha. Al-Ayam. Al-Qahira: Mu'assat hindawi li al-ta'lim wa al-taqafa, 2013. 360 s.
46.Al-Hüri Rasid Salim. Diwan al-a'asir. Bayrüt: Matba' mir'at al-sarq, 1933. 114 s.
47.Mahmüd 'Abd al-Rahim. Al-A'mal al-kamila. 'Abd al-rahim mahmüd: al-diwan wa al-maqalat. 'Amman: Dar garir li al-nasr, 2009. 224 s.
48.Al-Rusafi Ma'rüf. Diwan ma'rüf al-rusafi. Al-Qahira: Mu'assat hindawi li al-ta'lim wa al-taqafa, 2014. 957 s.
49.Ramzi Ibrahim. Abtal al-mansüra. Al-Qahira: Mu'assat hindawi li al-ta'lim wa al-taqafa, 2012. 96 s.
50.Zaydan Gurgi. Sagarat al-durr. Al-Qahira: Mu'assat hindawi li al-ta'lim wa al-taqafa, 2012. 183 s.
51.Zaydan Gurgi. Salah al-din wa maka'id al-hasasin. Al-Qahira: Mu'assat hindawi li al-ta'lim wa al-taqafa, 2012. 191 s.
52.Sawqi Ahmad. Al-Sawqiyyat. Al-Qahira: Mu'assat hindawi li al-ta'lim wa al-taqafa, 2012. 920 s.
2. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
на русском языке
53.Али-Заде Э.А. История литературы Сирии Х1Х-ХХ веков. М.: Восточная литература, 2007. 411 с.
54.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. Пер. с англ. В. Николаева. М.: Кучково поле, 2001. 285 с.
55.Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.
56.Ал-Джабарти 'Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта: в 4 т. Пер. и предисловие И.М. Фильштинского. М.: Наука, 1978. Т. 2. 496 с.
57.Долинина А.А. Очерки истории арабской литературы Нового времени. Египет и Сирия. Публицистика 1870-1914 гг. М.: Наука, 1968. 144 с.
58.Дьяков Н.Н. Марокко. История, культура, религия. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993. 182 с.
59.Крачковский И.Ю. К описанию арабских рукописей Публичной библиотеки // Труды по истории и филологии христианского Востока. М.: Наука, 2015. С. 208-216.
60.Ланда Р.Г. История Алжира. XX век. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. 308 с.
61.Левин З.И. Очерки природы исламизма. М.: ИВРАН, 2014. 126 с.
62.Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М.: Наука, 1966. 372 с.
63.Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001. 412 с.
64.Новейшая история арабских стран Азии: 1917-1985. Под ред. Е.М. Примакова, Е.А. Лебедева, В.В. Наумкина и др. М.: Наука, 1988. 638 с.
65.Новейшая история арабских стран Африки: 1917-1987. Под ред. В.В. Наумкина и др. М.: Наука, 1990. 472 с.
66.Путинцева Т.А. Тысяча и один год арабского театра. М.: Наука. 1977. 312 с.
67.Родионов М.А. Культурная память и мерная речь на Юге Аравии: Хадрамаут. СПб.: МАЭ РАН, 2014. 154 с.
68.Родионов М.А., Сарабьев А.В. Марониты: традиции, история, политика. М.: Институт востоковедения РАН, 2013. 500 с.
69.Соколов О.А. Крестовые походы в арабской антиколониальной риторике (1918-1948) // Minbar. Islamic Studies. 2019. № 12 (4). С. 924-941.
70.Соколов О.А. Крестовые походы в арабском дискурсе Палестинского вопроса (1917-1948): культурный аспект // Человек и культура. 2020. № 3. С. 52-59.
71.Соколов О.А. Крестовые походы в работах арабских общественных деятелей (XIX-нач. XX) // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 4. С. 99-110.
72.Соколов О.А. «Крестоносцы» или «франки»: терминологическая полемика в арабской историографии Крестовых походов конца XX - начала XXI вв. // Genesis: исторические исследования. 2019. № 12. С. 174-179.
73.Соколов О.А. Образ Крестовых походов в арабском театре конца XIX -начала ХХ в. // Инновации и традиции в арабистике и исламоведении: сб. статей в честь профессора Олега Ивановича Редькина / под ред. О.А. Берниковой, А.Д. Кныша. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. С. 227-237.
74.Соколов О.А. Тюрки в современной арабской историографии Крестовых походов // Ислам в современном мире. 2017. Т.13. №2. С. 175-186.
75.Фильштинский И.М. Народный роман о султане аз-Захире Бейбарсе // Жизнеописание султана аз-Захира Бейбарса. Под ред. И.М. Фильштинского. М.: Художественная литература, 1975. С. 5-22.
76.Фуко М. Археология знания. Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», Университетская книга, 2004. 416 с.
77.Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. Пер. с англ. А. Матвеев, А. Федоровский. М. - СПб.: Диля, 2008. 672 с.
78.Чуков Б.В. Стать с веком наравне. М.: ИВ РАН, 1997. 350 с.
на европейских языках
79.Allawi A. Faisal I of Iraq. New Haven: Yale University Press, 2014. 672 p.
80.Amine K., Carlson M. The Theatres of Morocco, Algeria and Tunisia: Performance Traditions of the Maghreb. London: Palgrave Macmillan, 2011. 262 p.
81.Asbridge T.S. The Crusades: the authoritative history of the war for the Holy Land. New York: Ecco, 2011. 784 p.
82.Badawi M.M. A Critical Introduction to Modern Arabic Poetry. Cambridge: Cambridge University Press, 1975. 301 p.
83.Badawi M.M. Modern Arabic Drama in Egypt. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 246 p.
84.Badawi M.M. Modern Arabic Literature. The Cambridge History of Arabic Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 571 p.
85.Barbour N. Morocco. London: Thames & Hudson, 1965. 239 p.
86.Barr J. A Line in the Sand: Britain, France and the Struggle that Shaped the Middle East. New York: Simon & Schuster, 2011. 464 p.
87.Bhatia U. Forgetting Osama bin Munqidh, Remembering Osama bin Laden: the Crusades in modern Muslim memory. Singapore: S. Rajaratnam School of International Studies, 2008. 108 p.
88.Bengio O. Saddam's word. Political discourse in Iraq. Oxford: Oxford University Press, 2002. 288 p.
89.Chamieh J. Traditionalists, Militants and Liberals in Present Islam. Research and Publishing House, 1995. 321 p.
90.Choueiri Y.M. Arab History and the Nation-State: A Study in Modern Arab Historiography 1820-1980. New York: Routledge, 2017. 238 p.
91.Cohen A. Israel and the Arab World. London: W. H. Allen, 1970. 576 p.
92.Cook D. Understanding Jihad. Oakland: University of California Press, 2005. 269 p.
93.Crowley R. Empires of the Sea: The Siege of Malta, the Battle of Lepanto, and the Contest for the Center of the World. New York: Random House, 2008. 368 p.
94.Doran M. Pan-Arabism before Nasser: Egyptian Power Politics and the Palestine. New York: Oxford University Press, 1999. 242 p.
95.Douglas A., Malti-Douglas F. Arab Comic Strips, Politics of an Emerging Mass Culture. Indiana: Indiana University Press, 1994. 256 p.
96.El-Awaisi A.M. The Muslim Brothers and the Palestine Question 1928-1947. London, New York: Tauris Academic Studies, 1998. 274 p.
97.El-Eini R.I.M. Mandated Landscape: British Imperial Rule in Palestine 1929-1948. Abingdon: Routledge, 2005. 705 p.
98.Ende W. Wer ist ein Glaubensheld, wer ist ein Ketzer? Konkurrierende Geschichtsbilder in dermodernen Literatur islamischer Länder // Die Welt des Islams. 1984. № 23/24. P. 70-94.
99.Gerber H. Remembering and Imagining Palestine: Identity and Nationalism from the Crusades to the Present. Palgrave Macmillan: London, 2008. 245 p.
100. Gitre C.M.K. The Dramatic Middle East: Performance as History in Egypt and Beyond // History Compass. Vol. 13. № 10. 2015. P. 521-532.
101. Guizot F. Histoire générale de la civilisation en Europe. Paris: Langlet et Cie, 1838. 387 p.
102. Haiduc-Dale N. Arab Christians in British mandate Palestine: Communalism and Nationalism, 1917-1948. Edinburgh: Edinburgh University press, 2013. 221 p.
103. Hajj ar N. The Politics and Poetics of Ameen Rihani : The Humanist Ideology of an Arab-American Intellectual and Activist. London: I.B. Tauris, 2010. 323 p.
104. Hamkond A. Popular Culture in the Arab World: Arts, Politics, and the Media. Cairo: American University Cairo Press, 2007. 376 p.
105. Harlow B. Resistance Literature. New York: Methuen, 1987. 234 p.
106. Heller J. The Birth of Israel, 1945-1949: Ben-Gurion and His Critics. Gainesville: University Press of Florida, 2000. 379 p.
107. Hillendrand C. Jihad Poetry in the Age of the Crusades // Crusades -Medieval Worlds in Conflict. London: Routledge, 2010. 226 p.
108. Horne A.A. Savage War of Peace: Algeria 1954-1962. New York: NYRB Classics, 2006. 624 p.
109. Hourani A. Arabic Thought in the Liberal Age, 1798-1939. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 406 p.
110. Al-Jibouri Y.T. Two Baghdadi poets, one from Rusafa, one from Karkh. Part one // Gilgamesh. November 2013. Vol. XXIX. P. 22-26.
111. Kadhim H.N. Poetics of Anti-Colonialism in the Arabic Qasidah. Brill Studies in Middle Eastern Literatures. Leiden: Brill, 2004. 290 p.
112. Karsh E. Islamic Imperialism: A History. New Haven: Yale University Press, 2013. 304 p.
113. Keridis D. Historical Dictionary of Modern Greece. Lanham: Scarecrow Press, 2009. 302 p.
114. Khalidi R. The Origins of Arab Nationalism. New York: Columbia University Press, 1991. 325 p.
115. Khalidi T. Arabic Historical Thought in the Classical Period. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 250 p.
116. Khoury P.S. Syria and the French Mandate: The Politics of Arab Nationalism, 1920-1945. Princeton: Princeton University Press, 1987. 722 p.
117. Krämer G. Hasan al-Banna. London: Oneworld Publications, 2010. 160 p.
118. Krämer G., Harman G. A History of Palestine: From the Ottoman Conquest to the Founding of the State of Israel. Princeton: Princeton University Press, 2008. 359 p.
119. Lane E.W. An Account of the Manners and Customs of the Modern Egyptians. Cairo: The American University in Cairo Press, 2003. 658 p.
120. Le Goff J. History and Memory. New York: Columbia University Press, 1996. 240 p.
121. Lewis B. The Crisis of Islam: Holy War and Unholy Terror. New York: Modern Library, 2003. 224 p.
122. Latiff O. The Cutting Edge of the Poet's Sword: Muslim Poetic Responses to the Crusades. Leiden: Brill, 2017. 312 p.
123. MacMillan M., Holbrooke R., Hampton C. Paris 1919. Six Months That Changed the World. New York: Random House Trade Paperbacks, 2003. 624 p.
124. Matti M. The Origins of Modern Arabic Fiction. Boulder: Lynne Rienner, 1997. 455 p.
125. Meyer K.E., Brysac Sh. B. Kingmakers: The Invention of the Modern Middle East. New York: W. W. Norton & Company, 2008. 512 p.
126. Mitchell R.P. The Society of the Muslim Brothers. Oxford: Oxford University Press, 1993. 389 p.
127. Mohring H., Cobb P.M. Saladin: The Sultan and His Times. 1138-1193. Tr. D.S. Bachrach. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2008. 144 p.
128. Peled M. Annals of Doom: Palestinian Literature - 1917-1948 // Arabica, 1982. Vol. 29. № 2. P. 143-183.
129. Perkins K. A History of Modern Tunisia. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 330 p.
130. Phillips J. Before the Kaiser: The Memory of Saladin and the Crusades in the Near East from the Fifteenth to the Nineteenth Centuries. Royal Holloway, University of London, 2013. P. 3. URL:
https://pure.royalholloway.ac.uk/portal/files/17993420/phillips before the kaiser 10.11.13.pdf (дата обращения: 17.06.2019)
131. Phillips J. The Image of Saladin: From the Medieval to the Modern Age. European Receptions of the Crusades in the Nineteenth Century. Franco-German Perspectives. International Workshop - Research Group 'Myths of the Crusades'. Eckert. Dossiers 4. 2011. URL:
https://repository.gei.de/bitstream/handle/11428/129/ED 2011 04 06 Phillips R eputation of Saladin.pdf (дата обращения: 14.05.2019)
132. Phillips J. The Life and Legend of the Sultan Saladin. New Haven: Yale University Press, 2019. 496 p.
133. Phillips J. 'Unity! Unity between all the inhabitants of our lands!': the memory and legacy of the crusades and Saladin in the Near East, c.1880 to c. 1925
// Perceptions of the Crusades from the Nineteenth to the Twenty-First Century, Volume One. London: Routledge, 2018. 148 p.
134. Podeh E., Winckler O. (ed.) Rethinking Nasserism: Revolution and Historical Memory in Modern Egypt. Gainesville: University Press of Florida, 2004. 365 p.
135. Riley-Smith J.S.C. The Crusades: A History. New Haven: Yale University Press, 2005. 400 p.
136. Riley-Smith J.S.C. The Crusades, Christianity and Islam. New York: Columbia University Press, 2008. 125 p.
137. Robinson F. Technology and Religious Change: Islam and the Impact of Print // Modern Asian Studies. Vol. 27, № 1. 1993. P. 229-251.
138. Rubin D. World Encyclopedia of Contemporary Theatre: The Arab World. Vol. 4. London: Routledge, 1999. 324 p.
139. Runciman S. A History of the Crusades. Vol. II: The Kingdom of Jerusalem and the Frankish East, 1100-1187. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 538 p.
140. Sayfo O. From Kurdish Sultan to Pan-Arab Champion and Muslim Hero: The Evolution of the Saladin Myth in Popular Arab Culture // The Journal of Popular Culture. 2017. № 50. P. 65-85.
141. Seale P. Asad: The Struggle for the Middle East. Oakland: University of California Press, 1989. 570 p.
142. Sedgwick M. Muhammad Abduh. Makers of the Muslim World. London: Oneworld Publications, 2010. 160 p.
143. Shafik V. Arab Cinema: History and Cultural Identity. Cairo: American University in Cairo Press, 2003. 255 p.
144. Sivan E. Modern Arab Historiography of the Crusades. Tel-Aviv: Tel-Aviv University, 1973. 64 p.
145. Somekh S. The Neo-classical Arabic poets // Modern Arabic Literature. The Cambridge History of Arabic Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 36-81.
146. St. John R.B. Qaddafi's World Design: Libyan Foreign Policy, 1969-87. London: Saqi Books, 2001. 184 p.
147. Suleiman Y. The Arabic Language and National Identity: A Study in Ideology. Washington D.C.: Georgetown University Press, 2002. 288 p.
148. Urban M. Generals: Ten British Commanders who Shaped the World. London: Faber & Faber, 2006. 368 p.
149. Webb P. Imagining the Arabs: Arab Identity and the Rise of Islam. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2017. 416 p.
150. Weismann I. Abd al-Rahman al-Kawakibi. Islamic Reform and Arab Revival. London: Oneworld Publications, 2015. 160 p.
151. Wien P. Arab Nationalism: The Politics of History and Culture in the Modern Middle East. London: Routledge, 2017. 296 p.
152. Zamir M. The Formation of Modern Lebanon. London: Routledge, 1985. 309 p.
на арабском языке
153. 'Abd al-Mun'im Sa'd. Al-STnima wa al-sabab. Al-Qahira: Dar al-sa'b, 1974. 243 s.
154. Al-Hallaq Muhammad. 'Abd al-hamTd al-zahrawT. Dirasat fT fikrihi al-siyasT wa al-igtima'T. Dimasq: Matba' ittihad al-kuttab al-'arab, 1995. 284 s.
155. Al-HarTrT 'AlT. Al-Ahbar al-saniyya fT al-hurGb al-salTbiyya. Al-Qahira: Al-zahra' li al-i'lam al-'arabT, 1985. 378 s.
156. 'AlGs NagmT. Madhal ila qira'at 'abd al-hamTd al-zahrawT. Dimasq: Maktabat al-asad, 1995. 108 s.
157. 'AsTda Sams al-DTn. Burhan al-dTn al-'abGsT adTban. GanTn: Gami'at al-nagah al-wataniyya, 2012. 240 s.
158. GundT Anwar. Al-Adab al-'arabT al-hadTt fT ma'rakat al-muqawama wa al-tagammu' 1830-1959. Al-Qahira: Matba'at al-risala, 1959. 640 s.
159. MatlGb Ahmad. Al-QarawT: sa'ir al-'urGba fT mahgar. 'Amman: Dar al-fikr, 1985. 198 s.
160. Al-MatwT Muhammad. Al-Hurüb al-salTbiyya fT al-masriq wa al-magrib. Tünis: Dar al-garb al-islamT, 1982. 311 s.
161. Mubarak DakT. Ahmad sawqT bi qalam al-duktür dakT mubarak. Al-Qahira: Al-Hay'a al-misriyya al-'amma li al-kitab, 1977. 328 s.
162. Qasim Mahmüd. Al-FTlm al-ta'rThT fT al-sTnima al-misriyya. Al-Qahira: Wikalat as-sahafa al-'arabiyya, 2017. 413 s.
163. Qasim Mahmüd. Mawsü'at al-aflam al-'arabiyya: 2 m. Lundun: I-kutub ltd, 2017. M. 2. 590 s.
164. Qumayha Gabir. Al-Sa'ir al-falistTnT al-sahTd 'abd al-rahTm mahmüd aw malhamat al-kalima wa al-dam. Al-Qahira: Gami'at 'ayn sams, 1986. 310 s.
165. Salih Bik MagTd. Ta'rTh masrah 'abra al-'usür. Al-Qahira: Dar al-taqafiyya li al-nasr, 2002. 288 s.
166. Salih Gihad Ahmad. Gazalat al-si'ar wa rawa'at al-istishad. Ramallah: Al-Kulliyya al-'asriyya al-gami'iyya, 2013. 194 s.
167. Sayyid 'AlT Isma'Tl. Al-Masrah al-'arabT al-maghül. Al-halaqa al-taniyya. Masrahiyyat Salah al-dTn al-ayyübT // Magallat kawalTs al-imaratiyya. 2011. № 26. S. 105-111.
168. Sayyid 'AlT Isma'Tl. Min gurg abyad ila gamal 'abd al-nasir: al-masrah fi 'ahdikum hayy wa lam yamut // Masrahna. 2015. № 20 (403). S. 29.
169. TalTma 'Assam. Hasan al-banna wa tagribat al-fann. Al-Qahira: Maktabat wahba li al-taba'a wa al-nasr, 2008. 96 s.
170. TalTma 'Assam. Al-Hawf min hukm al-islamiyyTn 'an al-dawla al-madaniyya wa al-hurriyyat wa al-muwatana wa tatbTq al-sarT'a. Bayrüt: Al-sabaka al-arabiyya li al-abhat wa al-nasr, 2013. 240 s.
171. TawfTq Sa'd al-DTn. Qissat al-sTnima fT misr. Al-Qahira: Dar al-hilal, 1969. 178 s.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблица транслитерации арабской графики
Хамза в начальной позиции не обозначается. Дифтонги передаются как aw и ay.
'
* ' 1 а
ь
t
1
Е ё
С ь
С ь
d
ё
J г
j ъ
s
§
$
а
t
z
t '
i g
f
ó q
А k
J l
f m
и n
а h
J w/ü
y/î
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Иллюстративные материалы
Рис. 1-2. Кайзер Вильгельм II въезжает в Иерусалим (1898 г.)
Рис. 3. Флагман османского флота «Barbaros Hayreddin» (Солоники, 1911 г.); ранее именовался «Kurfürst Friedrich Wilhelm» (в составе германского флота с
1894 по 1910 гг.)
Рис. 4. Генерал Алленби вступает в Иерусалим (1917 г.)
Рис. 6-7. Крепость деревни Рашайа (1925 г.)
Рис. 8. Статья Булуса аш-Шихады «игиЬа tattaЫdu al-masTЫyym sabakat isti'maг» (Европа захватывает христиан в сеть колониализма) в газете Мп-^ а1-§ащ
(Иерусалим, 12 апреля 1928 г.)
¿я?.,
ьЛ__"> у
•щ ¡¡ц ¡зиак!
С2- ^ ["-*■■ —"
■ •«. ■. х ^
41Л «Дл с^бо и")
■■ а--У J Л )
0з>3^. ) ^ ¿>¡4 ^у
Л аЛЫ.Д". '¿-У,
N ^¿Л у^г*" --ДАгН J ¿^ ¿>1
« .)'АГ51 ) )
_ У
^ I» ^
wj.ii
^^ Фй* ^ V-
а .,>1* ^а^г ^г/^'
ц^ С/ ^
_4 ¿ь-и
—
- *> - - - V jj.ii
ЬоМ ^ з ¿аЬ
О^-еИ ¿г» ^ *_1 ^ ^О . ¿г*
и! ■ «V ь
У^. -и.
у? ^ оиаЛ) о у V ( У^! I . _ ^ ^^
^ JЧJ и'
¿_ ^
I (_>1> —и' ^ ¿г.-»».-—I1
^ V > > ^
^ >5 -1 ....С,
^ 1 '¡»д»
1(5 «51 1Л- сЬНи^) ¿и
Л" л''
л_лЛ ' 4,
■ ' 1 ' Л. о^^ ' Л^1 «'«Г^ ^ ' ■ " 11
ьлл ^ >^1 ^ V ¡и-
г I». I -
¿л*-
^з I ? ¡¿¿1
о1'1.; ^>-3 ; 1» __\с л ^ I ззз\ ^
и* ^ с^1
.'¿к
' ¿с Д^м р
' ¿Й -ь-о- 3 ¡»-А. ^ «.-л
■ ¿«¿•ЬцЬ.!^
'и ■ ^
■ ¿ЛЬ. I. ¿¡11^ ^ .»Л* ■
и Ji.ljf.LU*
о/./ ^—^'¿^ф) «ШI ¿и-и
• ¿Ь" ¿>- 4_Г М : ¿у
у А с-1,— ^¿-^и - ^ ^ ^ ^
и'^-йц • л?
■ ОЙ»^^
'/У^иоН ••
■Д1» (У )гл| Й
з» I. и! ^А^ ( ¿г1«11 и* _^ ¿Ьй-ЛJ
1/1X10.
ГУ. гЛ'ч V ;
^ (¡и ^^ /1; Л4.1 и»^ .-¿у
••»у
^^ \| Ц«* 5 ^
у. ■ ^ %
'А» 1.У
Рис. 9. Статья «Hatar al-'alam al-islarnï. Haqa'iq rä'i'a yahuttuha katib garbï» (Угроза мусульманского мира. Страшная реальность глазами западного автора) в газете al-Gami'a al-'arabiyya (Иерусалим, 24 апреля 1928 г.)
1 Г Л
г.
'...ч li bjèl ' Ууу.-1'j. У^'у-У у ,.yl'J I
iJ^-iüS» 'S? i ¿Jl^Iij/l
jiwyi ;U j jJÄ . j
j^jiJJL Jfckgyii) I zAAr\
J.l.y. ._.'■'._ , ../ly. У I
; i,
------
j,: '1 j l .
¡jr^J^t
Proprietor and Responsible Editor ; MUNEEF EL-HUSSEINI
■X.tfS?
fll-Jamï'a fll-Rrabia
JERUSALEM PALESTINE
«îûjiHiïjt.fea^ffis ]
|i p) fit* i^-üLjjrt jil^t
yy '. J _
ulii^dJ\juJ>\f
'Llti^ eAa',». Asb^Vi ,
J Je. IfJtif uî ь ^yU»
^b-w-^-Ê jeUlf*»
. Kg 1,1 JJ>i j
¿41
ii"-lil jlj^Jl ^ IjjS- Jt~Ji. Ul/ ■UjteJ J LelJltAj
'y-- i^ ji ■ • 'î-i L>i >-■- ai -■ j*»
1уУ.У! 'У'-L,- ^"-«J.i J-J.J^VI-ÎJM jy- - ..r ..yy .. ^y.
vy-^*»^ fbt E>i" ûl A4' ^ .U JuJI ^ у,- ф» iiJi
fc^ji gif*.*
- 4U: I AJil -IjJ . » jl LÎjti'aJjjib-jlj .U)
I u
^•yïfS i, i
^1 ' 4 ■ y.....a- -- ■
Jdî-ws^. MjÂiaf а»
1 AJilijl^
^ ....ly y. I л , .-J.-11; L '.:У.y ,ly V -.lyy.1.. I;'b->ly y и "'jSÎ >j!y .Цу' y-* i.^'Iy.• J. 'y-'.--^
iijU ycl-ji-il^J^^^VÎj'LIç. У |'j.y. y ■ I »I
¿ЭДКччМЗД VA «а
i, iJ '1:1 L ¡/ --.1 'JjJ j jUt"^
Ш vt JK(A
l'y ,tr0 t.v:,M ! "-■:1, ¿Ц '..■y ф}\ ¿'¿I S «SL»i -J
¡¡yj ^--"'ùî ^ ^ ù-^1 ^J^'^'ÏI ^.-ij^î^jji .U ц : '.i
j'y':! Jy-1 w-l1 J_'I.„J->1'.J,,. Ij,.' _
# ^рИ-Мчк^к. >,..•>'• Ж- '•• -■ JM "
SU ii ' iUl I rf -J:11 * ¿âtri il*
J - ^ 'il У-j1 _ - v ^JiiJj»' ^j'
lljjiV1 Je i _ - '> ■ J y j^iSl'j ' ii'-'jl'
г'.у V - . •¿»i
iaj-yi ' lîix:Jif'ull j,, j. i j^ii-wC ù',
■ jLJi JU.K4 ^.-J iiätfe-
d* fis, c aii ijtt
'..-jy: j^Ijl^Jj'Jl'^j. jiJUai^l j - n ¡J,U| J.-jjl У 4i y1. ... r y l U ... y li У Jt
J^vy I <Ш 4" г4 X Bk^ribi JSfcJ
tUiùïjûll UhtV J! У,дк)М Л» JïM «Л W
¿jUt^UülfÜI -l»1 j Ml
J: L; ;,yJ'.y (_»JU 1 T.—J P yJ y'_
m
^JI^JVI
; r/v ¿Й jLîll jb! ij—^ii
• , ul Л-Îâ ¿fiL-V) j. ^A1- ' '»s ¿r- i kl ày^-b "s ' • J= Iji ¿>-i î Pj-i Li^.yi j^H Cj.jli j. bi*
^.UÜ ? V»;
О - r Jjj» JU.I i-iUVl'SiUJli^fts-g^Vi
■L f^ с ^ — > 1 J j^^^^Ja.
Jli.JU^HI UUi ^jsj U/ j-d / ^IjU'i 'Jv;i ><: Vi " %h
- • L, J ' ~ UjAji Ji « c-ij » -1
- ; - и -Lii «i. P i ^ ^^Ll у * ^ * ^ w
J^l^l ^ ^ ^> ^iJi V I ^ . ^
Дj Jl^l ^(^¿-^uHjps ^ W « iJij-iii j^i ¿¿jlu Û-
lAl-l iAkijiii «il-: ¿¡3_.ац; ^L^ , ^
" - ^ JUH L* \i! ■ /ii
^ . ■ • ^ ^ ^ ,1.^1 ^ j Dr-^ it jJ^I ji; j^-.^i.ji jUu JI -cil ^
^ f ..... UlL^I i-lj V » J'.ij ^lyll j^.LI
Ai wU^'il. f .^l ^ ,
r* ' I ¿.jjai u
lJ.t. J-miç uj^Ji аЦ1Ji Zrj-îJ
-о-./л jiA'jisi-Vi
_i_Vl I-Ï¡j-iJl i_Ll_.ll в i>* ^J^J '¿çL-if J y'^Vlj
J*^ *yi jS^-7-''1 * 'jT
»ilil ¿j* ijjjj1 [j; jSCill iijljji ^ " il
J^Z'^IOjjM^jr' .U I Ji! i»jirl I ¡_j l iJ J jjl 1 JL.^1 ^
Jsitoii • iJj- ,11 -'iï.^.1 ij. y У1 .JL.J •«jjill
-Ul^Jjiif ftOij^-^L.»
4 Os^lAI
• jikj Vi
^JijJl ^льД Ai Alil Jlsji . |
j* »¿i1 A1 J V ^ JJ^i!-.; Ji^l # jJI ^kkiij^fLUl^'j
JiJu- ¿ji 'if' iiiLff^ OjP» ^'Ijl
juijf ^ HW^,jy I ^^Жл JI i.fl\ ^
j^Ui »i.» I» : J y L: l'L j, jV^ _ ,
' ^.ajji'l^l (j i^ibij.* yi ¿Дд V
rV>- ^ « ^ J» ¿¿«J ^ ö1j
\j la Ü 4 lyj
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.