Концептуальные представления о человеке в антропологии XX - XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Гончаров, Вадим Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат философских наук Гончаров, Вадим Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В XX-XXI ВЕКАХ В КОНТЕКСТЕ
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА.
1.1. Современные естественнонаучные концепции изучения человека.
1.2 Представления о человеке в психологической антропологии.
1.3 Представления о человеке в социальных теориях современности.
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ ФИЛОСОФСКОМ ЗНАНИИ.
2.1 Специфика представлений о человеке в интегральных исследовательских моделях в философской антропологии.
2.2 Универсальный образ человека в интегральной антропологии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Социально-философское понимание человека в культурно-психологической антропологии2008 год, кандидат философских наук Харченко, Владимир Петрович
Интеграция знаний о человеке как теоретическое основание гуманизации образования: философские аспекты2013 год, доктор философских наук Мансурова, Светлана Ефимовна
Архетип как понятие философской антропологии1998 год, кандидат философских наук Мариносян, Тигран Эмильевич
Судьба человека: философско-антропологический подход2004 год, кандидат философских наук Марченко, Елена Александровна
Космология в культуре: философско-антропологическое осмысление2011 год, кандидат наук Максименко, Людмила Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуальные представления о человеке в антропологии XX - XXI века»
Актуальность темы исследования. В настоящее время научные парадигмы изучения человека своим многообразием и разобщенностью снизили интерес к проблеме человека. Научные антропологические открытия осуществлялись с целью поиска научной истины, утратив при этом междисциплинарное взаимодействие и осмысление полученных результатов. Необходимость разработки данной проблемы в настоящее время возникла вследствие значительной дифференциации процесса познания и углубления специализации в сфере философии и науки. Понимание человека как уникальной биосоциокультурной системы в ее целостном бытии делает необходимым ее философское осмысление.
Новый исторический тип культуры и организации социального бытия человечества в общепланетарном масштабе требует от современников строго научного осознания «места человека в космосе», говоря словами М. Шел ера1, или отношения «человек и мир», как определил это С. Рубинштейн".
Необходимость исследования концептуальных представлений о человеке в современной антропологии определяется противоречиями, возникающими в процессе построения целостной картины человека и всего человеческого мира: существенным отличием между науками о биологической природе человека и науками духовно-экзистенциального плана, в том числе между биологической антропологией и социокультурной антропологией; между философским и естественнонаучным уровнями иознания человека.
Существующие области научного знания о человеке (социология, психология, социальная антропология, культурология и т.д.) сужают предмет изучения, выделяя и постигая только существенные связи одной грани или стороны человеческого мира, что привело к созданию социобиологии, трансперсональной психологии, коэволюционной теории, интегральной
1 Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. - СПб.: Наука, 1999. - С. 35.
2 Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Питер, 2003. - С.8. • антропологии. Именно по этой причине в европейских странах еще в середине прошлого века начало формироваться междисциплинарное научное движение за создание интегрированных наук о человеке.
Таким образом, для выделения современных концептуальных представлений о человеке необходимо выявить специфику собственно философско-антропологического знания в современных научных теориях, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета. Степень научной разработанности проблемы.
В 20-х годах XX века возникло самостоятельное философское направление — антропология, представленная такими мыслителями, как М.
1 ^ 3
Шелер, А. Гелен," Л. Фейербах. Эти философы не только пытались вслед за И.Кантом4 выделить и представить в некой целостности накопленные философией идеи о человеке.
XX век характеризуется значительным разнообразием философско-антропологических направлений, которые, имея разные названия, различную методологию, базируясь на разных идейных позициях, тем не менее, разрабатывали антропологическую проблематику.
Отвергая рациональное познание как несоответствующее тому предмету, с которым имеет дело философия, экзистенциализм выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности и опирается, главным образом, на Э. Гуссерля5 (М. Хайдеггер6, Ж-П. Сартр7), В. Дильтея,8 К. Ясперса и отчасти на интуитивизм А.Бергсона9.
1 Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. - СПб.: Наука, 1999.
2 Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988.
3 Фейербах Л. История философии. В 3-х т. -М.: Мысль, 1974.
4 Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994. Гуссерль Э Картезианские размышления. - СПб.: Наука: Ювента, 1998.
6 Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. — М.: Республика,
2000. о
Дильтей В. Типы мировоззрений // Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX — начала XX века. - М., 1995.
9 Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Собр. соч., в 2-х.т. - М., 1992.
Параллельно с западной экзистенциальной философией развивалась и отечественная экзистенциально-философская мысль (С.Н. Булгаков,1 Л.П. Карсавин,2 Н.О. Лосский,3 B.C. Соловьев,4 Ф.А. Степун,5 Л.Н. Толстой,6 E.H. Трубецкой ), главным отличием которой был значительный упор на религиозно-философскую проблематику.
Персонализм Э. Мунье,8 H.A. Бердяева,9 Л.И. Шестова,10 философия диалога М. Бубера11 в центр своих учений также помещают человека.
Современная отечественная философская антропология представлена такими авторами, как Ю.Г. Волков,12 П.С. Гуревич,13 В.Д. Губин,14 Б.В. Марков,15 Б.А. Никитюк,16 B.C. Поликарпов,17 Ю.М. Федоров,18 и д.р.
В середине XX века в Западной Европе отмечается некоторое снижение интереса к антропологической проблематике, приобретают первостепенное значение сугубо утилитарные разработки, направленные на действенно-практическое понимание сущности человека. Однако комплексные усилия показали, что предпосылки и выводы различных конкретных дисциплин зачастую несовместимы.
Новым взглядом на изучение человеческой природы в естественнонаучных исследованиях стала этология, выделившаяся как
I Булгаков С.Н. Соч.: в 2-х. т. - М., 1993.
Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. - М., 1992.
3 Лосский Н.О. Избранное. - М.: Правда, 1991.
4 Соловьев B.C. Сочинения: в 2-х. т. - М., 1988.
5 Бердяев H.A., Букшпан Я.М., Степун Ф.А. Освальд Шпенглер и закат Европы. - М.: 1922.
6 Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. - М., 1928-1958.
7 Трубецкой E.H. Смысл жизни. - М., 1994.
8 Мунье Э. Манифест персонализма. - М.: « Республика», 1999.
9 Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Paris: Seuil, 1939.
10 Шестов Л. И. Начала и концы. - М.: «Издательство гуманитарной литературы», 1991.
II Бубер М. Два образа веры. - М., 1995.
12 Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. - М., 1998.
13 Гуревич П.С. Философия человека / РАН. Ин-т философии. - М., 1999.
14 Губин В.Д., Некрасова E.H. Философская антропология. - М., 2000.
15 Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - СПб.: Издательство «Лань», 1997
16 Никитюк Б.А. Очерки теории интегративной антропологии. - М. — Майкоп, 1995.
17 Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: энциклопедический словарь. - М., 1999.
18 Федоров Ю.М. Сумма антропологии. - Новосибирск, 1996. самостоятельное направление в 20-30 годы XX века. Этология - наука о поведении живых существ. Первоначально в этологии проводились исследования поведения животных в естественных условиях, с упором на врожденные (инстинктивные) формы поведения, подробно исследованные К. Лоренцом,1 Н. Тинбергеном,2 К. Фришем и другими классическими этологами. В 90-х годах XX века вышли работы отечественных этологов, в том числе Е.С. Панова,3 М.В. Бутовской,4 В.Р. Дольника,5 утверждающие применимость этологического подхода к поведению человека, включая его политическую деятельность.
В XX веке разработан современный вариант дарвиновской теории
6 7 эволюции - неодарвинизм (JI.C. Берг, Э. Янч), синтетическая теория эволюции, согласно которой эволюция основана на избирательном сохранении в ряду поколений наиболее приспособленных генотипов (естественный отбор генов). Согласно дарвиновской теории постепенное возникновение нового в эволюции происходит в результате накопления малых изменений (градуализм), современные эволюционисты (например, С. Гулд8) признают и «большие скачки», сразу дающие новые виды живых существ (концепция «прерывистого равновесия»). Ставится также вопрос, происходит ли естественный отбор лишь на индивидуальном уровне или имеет место также групповой отбор - конкуренция между целыми сообществами живых существ (например, концепция «телеономического отбора» П. Корнинга9).
1 Лоренц К.З. Агрессия (так называемое зло). - М.: Прогресс, 1994.
2 Тинберген Н. Социальное поведение животных. - М.: Мир, 1993.
3 Панов Е.В. Эволюция социальной организации // Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Под ред. M.JI. Бутовской. - М.: Старый Сад, 1999.
4 Бутовская M.JI. Дерягина М.А., Этология приматов. - М.: МГУ, 1992.
5 Дольник В.Р. Все мы вышли из природы. - М.: Linka Press, 1996.
6 Берг JI.C. Номогенез или эволюция на основе закономерностей. - П.: Гос. изд-во Петроград, 1922. п
Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. — М.: Прогресс, 1974. - 592 с.
8 Гулд С. В защиту концепции прерывистого развития // Катастрофы и история Земли. Новый униформизм. - М.: Мир, 1986.
9 Корнинг П. Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире / Под ред. Удумяна Н.К. - М., 2004.
Коэволюционная стратегия во взаимоотношениях человечества и всего многообразия жизни на Земле рассматривается как одна из стрежневых идей при формировании новой научно-философской познавательной модели мира и человека (Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П.)1.
В 30-40-е годы XX века возникло самостоятельное научное направление — социобиология, изучающая биологические основы социального поведения у животных и человека. Каждая форма жизни может быть рассмотрена как эволюционный эксперимент, продукт миллионов лет взаимодействия между генами и окружающей средой (Э. Уилсон , Г. Шуберт3, Л. Колдуэлл4).
Современная генетика как наука о наследственности и изменчивости живых организмов охватывает следующие основные исследовательские направления: раскрытие закономерностей наследования и изменения признаков при репродукции живых организмов, решение вопроса о том, как генетические факторы во взаимодействии с факторами окружающей среды определяют онтогенез организма, выяснение роли наследственности и изменчивости в процессе эволюционного развития живого (Ф. Раштон5, Пломин Р.6); создание концептуальных предпосылок для целенаправленного вмешательства в механизмы наследственности (Бочков Н.П.)7.
Длительную историю имеет проблема исследования человека в психоаналитической антропологии и психологии. Примером служит классический и современный психоанализ, где непременно нужно выделить
1 Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995.
2 Wilson Е.О. Biophilia. Cambridge (Mass.): Harvard University Press. 1984.
3 Schubert G., Masters R.D. (Eds.). Primate Politics. N. Y, .L.: Lanham. 1994.
4 Caldwell L.K. Biopolitics: scince, ethics and public policy // Yale Rev. 1964.
5 Rushton J. P. Race, Evolution and Behavior. 1995.
6 Plomin R. Genetics and behavior // The Psychologist. 2001. - V. 14. - №3. n
Бочков Н.П. Клиническая генетика. - M.: Медицина, 1997. теорию З.Фрейда1 и его последователей К.Юнга,2 А. Адлера, К. Хорни, М. Кляйн3 и др.
Бихевиоризм и необихевиоризм со своими представителями И.П.Павловым4, Б.Скиннером5 и др. характеризовал человека как набор условных и безусловных рефлексов.
Гуманистическая психология, где необходимо выделить труды Ф. Перлз,6 К. Роджерса,7 А. Маслоу,8 В. Франкла,9 которые выступали против психоанализа и бихевиоризма, провозглашая себя «третьей силой». Данное направление тесно связано с экзистенциальной философией, здесь шла речь о восстановлении аутентичности (подлинности) человека. Если во всех предшествующих психологических теориях решающая роль придавалась зависимости психики от прошлого и настоящего, то гуманистическое направление переместило вектор времени жизни в направлении будущего.
В отечественной психологии разработки велись как в рамках так называемого «деятельностного подхода» к пониманию личности (Л.С. Выготский,10 А.Н. Леонтьев,11 С.Л. Рубинштейн,12 К.К. Платонов13), так и в
I Фрейд 3." Введение в психоанализ. - М.: «Наука», 1995. Юнг К. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. - СПб.: Кентавр&Палантир, 1992.
Кляйн М. Истоки фрейдизма и эволюция психоанализа // Марксистская критика психоанализа. - М.: Прогресс, 1976.
4 Павлов И.П. Поли. Собр. соч. - М. - Л.: АН СССР, 1951.
5 Skinner B.F. Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1987.
6 Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. - М.: Либрис, 1996.
7 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
8 Maslow A. Self-actualizing and Beyond. - In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.
9 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
10 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956.
II Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
12
Рубинштейн С.Л.[0 личностном подходе]//Общая психология. - СПб., 1998.
13 Платонов К.К. // Структура и развитие личности. - М., 1986.
1 9 русле «психофизиологического подхода» (B.C. Мерлин, В.Д. Небылицин", Б.М. Теплов3).
Современная западная методология научного исследования, опираясь на религиозный и мистический опыт восточных культур, стремится интегрировать науку и мистицизм, подходы восточной психологии проникают в западную психологию. Это вызвано потребностью обосновать существование трансперсональной (внечеловеческой духовной) реальности, что в условиях постиндустриальной цивилизации свидетельствует о становлении многомерного мира человека, что дало толчок такому направлению, как трансперсональная психология (С.Гроф4).
Большой интерес для раскрытия темы представляют различные социологические теории, которые также затрагивают антропологическую проблематику.
Ф.У.Тейлор5 в США в начале прошлого века создал систему «научной организации труда», которая позволила Э. Мэйо6 выдвинуть «доктрину человеческих отношений», где определяющим на производстве признавался человек с его субъективными потребностями. На ее основе А. Маслоу разработал «иерархическую теорию потребностей». Затем благодаря исследованиям А. Маслоу были выдвинуты «двухфакторная теория
7 8 мотивации» Ф. Херцберга , теория стилей управления Д.МакГрегора , теория «социального действия» Т. Парсонса,9 создавшего обобщенную модель
1 Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика,
1986. 2
Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. - М.: Просвещение, 1991.
3 Теплов Б.М. Избранные руды. В 2-х т. - М.: Педагогика, 1986.
4 Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть, психотерапия. - М.: Издательство трансперсонального института, 1995.
5 Тейлор Ф.У. Научная организация труда. — М., 1925.
6 Mayo Е. The social problems of an industral civilization. L., 1945.
7 Ф. Херцберг, Б. Моснер Мотивация к работе. - М.: «Вершина», 2007. — 240 с.
8 МакГрегор Д. Если никто не говорит о замечательных вещах. - М.: «Гаятри», 2005. -296 с.
9 Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. - М.: ИНИОН РАН, 1994. любого действия человека. Также необходимо упомянуть «социологию
1 О постмодерна» 3. Баумана, «антисоциальную теорию» Ж. Бодрийяра."
Значительную роль в западных социальных учениях играет о институционализм (С. Липсет ). Политическое поведение людей институционалистами изучается в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов. В России, в первой половине XX века, также разрабатывался ряд социально-философских направлений «субъективной социологии» (П.Л. Лавров,4 Н.И. Кареев,5 Л.И. Петражицкий6).
Значительный интерес для данной работы представляют исследования П. А. Сорокина7 и его теория «социокультурной динамики».
Вместе с тем, большинство современных исследований, нацеленных на изучение человека в современной антропологии, зачастую выполнено в рамках одного или нескольких близких по методологии научных направлениях, и практически не встречаются работы, посвященные комплексному философскому исследованию данной проблемы в рамках философской антропологии. Данная проблематика достаточно сложна и многогранна, в ней еще много невыясненных и дискуссионных вопросов.
Объектом исследования выступает человек в контексте концептуальных научных и философско-антропологических учений современности.
Предметом исследования являются представления о человеке в философском и естественнонаучном знании в XX-XXI веке. auman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992.
2 Baudrillard J. Selected Writings. Stanford: Stanford University Press.
J Lipset S. American Exceptionalism: A Double-Edged Sword. 1996. Лавров П.JI.Философия и социология. Избранные произведения. В двух томах. - М., 1965.
5 Кареев Н.И. Основы русской социологии. - М.: Изд-тво Ивана Лимбаха, 1996.
6 Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. - М.: Проспект, 1999. п
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - СПб.: ЗХГИ, 2000.
Цель диссертационной работы: анализ концептуальных представлений о человеке с выявлением их потенциала в построении интегральной антропологической модели.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи исследования:
- проанализировать естественнонаучные концепции изучения человека в ХХ-ХХ1 веке;
- выявить эвристический потенциал в представлениях о человеке в современной психологической антропологии;
- эксплицировать и уточнить антропологическую проблематику в современных социальных теориях;
- определить специфику представлений о человеке в интегральных моделях в философской антропологии;
- выявить подходы к построению интегральных моделей изучения универсального образа человека.
Теоретической и методологической основой исследования послужили базовые понятия и концепты, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных мыслителей. Концепция несводимости человека как сущности и явления к другим сущностям положена в основу анализа различных антропологических подходов и их сравнения.
Культурологический, синергетический, герменевтический и системный подходы позволяют глубже раскрыть особенности понимания проблемы человека в современной научной картине мира на основе взаимосвязи различных сциентистских направлений.
Теоретической основой исследования выступают системно-интегральный и структурно-интегральный подходы, предложенные Ю. М. .Резником для анализа современных научных представлений о человеке.
В работе также использован ряд общелогических приемов, среди которых выделяются анализ и синтез, индукция и дедукция, формализация и абстрагир ование.
Научная новизна диссертационного исследования определяется целью и задачами работы и заключается в следующем:
- обосновано, что естественнонаучные концепции изучения человека наряду с биологическими компонентами включают в себя глубинные социокультурные пласты и философско-мировоззренческие идеи; отмечено эвристическое содержание научных концепций психологической антропологии, которое заключается в наличии целостной картины внутреннего мира человека;
- раскрыты антропологические аспекты современных социальных теорий, расширяющие представления о человеке и дополняющие его социальную детерминированность системой внутренних духовных характеристик таких, как самотождественность и самотрансценденция;
- определена специфика представлений о человеке в интегральных моделях философской антропологии, проявляющаяся в потенциале перехода от одномерного изучения к его многомерному единству (универсальному образу);
- выявлено, что для создания универсального образа человека необходимо использование системного, системно-интегрального, структурно-интегрального, постмодернистского и феноменологического подходов в изучении целостного представления о человеческой природе.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Естественные науки получают свое объективное содержание лишь в рамках всего комплекса знаний, рассмотренного в эволюционном и целостном аспектах. В сферу эволюционной эпистемологии попадает все многообразие биогенетических, психологических и когнитивных аспектов, включающих в себя сущностные свойства человека: духовности, творчества и свободы. Природа человека определяется не только суммой атрибутивных характеристик (физических, психических, социальных, культурно-исторических и других), но и наличием фундаментальных философско-мировоззренческих идей: Космоса, Бога, Абсолюта, Мира, Природы, Бытия.
2. Целостная картина внутреннего мира человека в рамках психологической антропологии основывается на реально существующем классе ультрасознательных надындивидуальных явлений, касающихся проблем дискретности-непрерывности сознания и взаимоотношения, функционирования человеческого мозга и психики. Картина внутреннего мира человека детерминирована условиями новой эпохи, когда происходит рождение нового типа цивилизации, связанной с революцией в психике человека, новыми образами человеческого страха, множественностью «Я» в одном теле, полицентрической моделью «Я» и космическими основами человеческой психики в рамках голографической теории.
3. Современные социальные теории дополняют социальную детерминированность человека системой внутренних духовных характеристик. Наряду с двумя сферами действительности, в которых живет и которыми определяется человек - природой и культурой (социумом), обязательно «вводится» в рассмотрение третья сфера — внутренний мир человека. Именно он отражает специфику человеческого бытия: самотождественность, понимаемую как мир человека, раскрывающего отношение человека к самому себе, и самотрансценденция, выражаемую как постоянное стремление человека преодолеть свои собственные границы и включать себя в различные сферы бытия: в мир предметов, в мир человеческих отношений, в мир Абсолюта.
4. Представления о человеке в проекционной, интервальной, корпускулярно-волновой, голографической моделях задают новый вектор познания человеческой индивидуальности, идущий не от множественности проекций человека к его многомерности и целостности, а, напротив, от многомерного единства человека к ситуациям, где это единство проявляется, актуализируется, где зарождаются новые возможности его бесконечно вариативного представления.
5. Методологический синтез при изучении человека с целью создания его универсального образа дает возможность в определенной мере преодолеть разрыв между организующей идеей человека как интегральной моделью его изучения и результатами конкретных научных исследований как отдельных проекций, которые по мере накопления научных знаний продолжают усложняться.
Теоретическая и научно-практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут служить методологическим основанием в разработке новых направлений исследования проблемы человека в философии, культурологии, политологии, социологии, психологии и других гуманитарных и естественных науках.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования материалов исследования для разработки специальных и вариативных учебных курсов.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 -Религиоведение, философская антропология, философия культуры.
Основные положения и выводы диссертации были представлены на одной общероссийской и трех региональных конференциях и семинарах: на I межрегиональной ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону, 2005 год); на научно-методических конференциях преподавателей, аспирантов и студентов: «Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ» (г. Ставрополь,
2005 год, 2006 год,), «Этнические проблемы современности» (г. Ставрополь,
2006 год).
Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях общим объемом 3,1 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы. Содержание работы изложено на 174 машинописных страницах, библиографический список включает 241 наименование, в том числе 13 на иностранных языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша2000 год, кандидат философских наук Шустова, Алла Михайловна
Критика современной буржуазной философской антропологии (биолого-натуралистическая разновидность)1984 год, кандидат философских наук Лавский, Валерий Григорьевич
Становление и развитие религиозно-антропологической концепции образования в отечественной педагогике: Вторая половина XIX - начало XX вв.2004 год, доктор педагогических наук Плеханов, Евгений Александрович
Проблема маргинальности в философской и религиозной антропологии2003 год, доктор философских наук Гурин, Станислав Петрович
Философско-антропологические аспекты ноосферогенеза2005 год, доктор философских наук Коваленко, Сергей Владимирович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Гончаров, Вадим Владимирович
ВЫВОДЫ ПО ВТРОЙ ГЛАВЕ.
Таким образом, разработка проекционной, интервальной, корпускулярно-волновой и голографичеекой моделей антропологической целостности позволяют идти не от множественности представлений о человеке к его многомерности и целостности, а напротив, от многомерного единства человека к ситуациям, где это единство проявляется, актуализируется, где зарождаются новые возможности его бесконечно вариативного поведения. Для этого необходимы новые нетрадиционные подходы толкования, постижения, понимания того, как разглядеть человека в его бесконечных проявлениях.
Таким подходом (по мнению диссертанта) может быть некое «интегральное антропологическое знание», которое необходимо рассматривать, с одной стороны, как попытку научной антропологии преодолеть метафизичность философской антропологии, а с другой стороны, как философское обоснование общей антропологии. Философская антропология обогатит, благодаря интегральному подходу, свое видение человека и анализ всеобщих закономерностей его бытия представлениями о родовой сущности человека и социокультурных измерениях его бытия. Общая антропология получит новый импульс развития, используя категориальный аппарат и концептуальные положения «интегрального подхода», в т.ч. представления о «родовом человеке».
Системный, системно-интегральный, структурно-интегральный, постмодернистский и феноменологический подходы являются наиболее адекватным средством познания цельного жизненного опыта человека, представляющего собой единство индивидуальных жизненных практик, применимым для построения интегральных антропологических исследовательских моделей.
154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование по теме: «Концептуальные представления о человеке в антропологии ХХ-ХХ1 века» диссертант завершает формулированием следующих выводов.
В силу происходящего цивилизационного сдвига, когда угасает современная западная цивилизация и прорисовываются контуры новой цивилизации, в условиях накопления громадного эмпирического материала и появления новых теоретических подходов традиционный подход к человеку уже устарел. Сейчас наиболее ярко проявилось взаимопереплетение в природе человека рационального и иррационального начал. Не случайно, в истории человеческого мышления тенденции всепоглощающего рационализма противостояла другая тенденция, включающая в себя критицизм Ф. Ницше и экзистенциализм Э. Гуссерля, философскую герменевтику, французский персонализм, трансперсональную психологию, которая находится под сильным влиянием буддистского мировоззрения. В настоящее время плодотворным является использование голографической модели Вселенной и Человека, что позволяет объяснить ряд связанных с индивидом психофизических явлений (телепатия, предвидение будущего) и т.д.
Специфику представлений о современном человеке следует анализировать в контексте бурного развития информационных технологий, дающих ему возможность «погружаться» в виртуальные реальности со всеми вытекающими отсюда социокультурными последствиями. Теперь проявляется многомерная, сложная, нелинейная и многоэтажная природа человека постиндустриальной цивилизации. Ее отдельные стороны отражены в концепции множественности «Я» в одном теле, в полицентрической модели «Я», в семантической теории личности и иных концепциях и моделях человека, представленных в тексте данного исследования.
Человек является объектом междисциплинарного изучения, причем здесь актуализируется весь массив знания, накопленный в традициях культур
Востока и Запада. Природа современного человека с необходимостью требует дальнейших исследований, находящихся на стыке метафизики, естествознания и гуманитарных дисциплин. Особенно насущным является анализ космических оснований человеческой психики.
Междисциплинарный интегральный подход изучения человека, развиваясь на стыке наук, должен обладает рядом характеристик присущих исключительно данному подходу.
Во-первых, он является, прежде всего, универсальным подходом. Универсализм такого подхода состоит в поиске и обосновании всеобщих характеристик бытия человека, получивших название антропологических универсалий.
Во-вторых, он является сравнительным подходом. Предмет его изучения - сравнительное изучение жизни людей, народов, культур и обществ. Отсюда повышенное внимание к проблемам межкультурных контактов и освоения новых культур. С этим связаны также многочисленные попытки антропологов мира выявить на основе изучения разных культур мира культурные универсалии, своеобразные константы человеческой ментальности.
В-третьих, он должен быть типологическим подходом. Типологии, разрабатываемые в рамках интегрального подхода, должны иметь комплексный и синтетический характер, выделяя и описывая разные типы родового человека.
В-четвертых, интегральный подход должен формироваться не только как междисциплинарный, но и как «синтетический». Он может синтезировать философское и научное знание о человеке в единую познавательную картину на основе общенаучных методов.
Исследователям человеческой природы следует рассматривать индивида во всех его космических, биологических, социальных, культурных и психологических измерениях, чтобы выявить его возможности, определить ограничения и слабости.
На основе рассмотрения спектра моделей человека предлагается обобщенная парадигма человеческой экзистенции, связанная с представлением о том, что специфика современных представлений о человеке в антропологии проявляется во взаимопроникновении различных научных концепций, что человеческая личность по своей сути является монадой, т.е. человек — это голограмма Вселенной. В таком подходе Человек и Вселенная (как голографические образования) укладываются в единую клеточно-автоматную модель синергетической реальности. Тогда отсюда вполне естественно вытекает представление о корпускулярно-волновой' природе человека и совершенно необычное объяснение возможного механизма функционирования человеческого мозга, согласно которому основные мыслительные процессы происходят не в нем, а «вовне», в окружающей мозг активной автоматно-клеточной среде. В голографичеекой модели Вселенная предстает в качестве Космического Человека (универсального человека), репрезентируемого более или менее полно эмпирически в человечестве, в каждом отдельном человеке и поэтому каждый человек несет в себе потенциально, виртуально весь мир. Представление о человеке как монаде весьма плодотворно в понимании происходящих социальных процессов. Именно человек как микрокосмос социума выступает движущей силой развития общества, ибо в зависимости от того, создает оно условия для осуществления его творческих физических и духовных потенций или препятствует этому, оно либо находится в динамическом равновесии и движении, либо попадает в режим стагнации, деградирует и саморазрушается. Ведь взаимодействие индивидов, когда человек есть не проявление всеобщего (общественного), а монада, происходит по принципу резонанса. В таком случае именно такой подход дает возможность разрешить целый комплекс проблем экологического, экономического, этического, идеологического, цивилизационного характера.
По нашему мнению, голографическая модель соотношения Вселенной и Человека, когда человек «распространен» по всей Вселенной, позволяет поновому интерпретировать целый ряд таких явлений, как феномен превращений индивида, давший человеку огромную власть над другими существами, значимость страха в поведении индивида и социальных групп, квантовую связь «человек-растение», когда весьма тонкие квантовые процессы, происходящие во внутреннем пространстве информационных молекул, делают возможным динамическое кодирование психических явлений, существование множества «Я» в одном теле и пр. Данная модель позволяет решить острейшую проблему соотношения индивидуализма и коллективизма, а, следовательно, найти выход из кризиса социума и культуры.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гончаров, Вадим Владимирович, 2008 год
1. Адо П. Что такое античная философия? М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. - 315 с.
2. Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Выпуск XV. - М.: «Век книги - 3», 2006. - 224с.
3. Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Выпуск XV. 4.4. М.: «Век книги - 3», 2006. - 199с.
4. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОСПЭН, 2000.-453 с.
5. Анри М. Значение бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988. - С. 158-180.
6. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001. - 339 с.
7. Аристотель Метафизика / Сочинения в 4-х т. Т.1. - М.: Мысль, 1975.-550 с.
8. Аристотель О возникновении и уничтожении / Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1993. - 455с.
9. Аристотель Топика. / Сочинения в 4-х т. Т. 2. ~ М.: Мысль, 1978.151 с.
10. Баразгова Е.С. Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург-Бишкек: Изд-во «Одиссей», 1997. - 234с.
11. З.Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. -С. 306-349.
12. Н.Барт Р. Основы семиологии // Структурализм за и против. М.: Прогресс, 1975.-С. 114-163.
13. Бахтин М.М. Автор и герой художественного произведения // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1985. - С. 9-191.
14. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.528 с.
15. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. - 448 с.
16. Берг JI.C. Номогенез или эволюция на основе закономерностей. -П.: Гос. изд-во Петроград, 1922. 306 с.
17. Бердяев Н.А. О назначении человека. M.: АСТ, 2006. - 417 с.
18. Бердяев Н.А., Букшпан Я.М., Степун Ф.А. и др. Освальд Шпенглер и закат Европы. М.: 1922. — 354с.
19. Бланшо М. Внутренний опыт // Ступени. 1994. - №2. - С. 34-42.
20. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М.: Высшая школа, 1966.— 235с.
21. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М.: Медицина 2002. 448 с.
22. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.-416 с.
23. Бурдье П. Мертвый хватает живого // Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. - С. 263-308.
24. Бурдье П. Начала. M.: Socio-Logos, 1994. - 324 с.
25. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Начала.-M.: Socio-Logos, 1994.-С. 181-207
26. Вальденфельс Б. Границы понимания и слушания (способности слушать) Чужого // Понимание и существование. Минск: Пропилеи, 2000. — С. 5-20.
27. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. — М.: Ист-Вью, 2002. 362 с.
28. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М.: Гардарика, 1998.397 с.
29. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956. - 520 с.
30. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.
31. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. -495 с.
32. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. -№4-С. 153-158.
33. Гегель Г. Наука логики // Энциклопедия философских наук. — Т. 1. -М.: Мысль, 1974.-248 с.
34. Гегель Г. Система наук. Феноменология духа. Ч. 1. - М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. - 461с.
35. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. - М.: Мысль, 1974. - 424 с.
36. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. — М.: Прогресс, 1988. С. 152-202.
37. Гетманн К.Ф. От сознания к действию. Прагматические тенденции в немецкой философии первых десятилетий XX века // Логос. 1999. - № 1. -С. 42-44.
38. Глезер Г. Исследование человеческого тела. От Гиппократа до Павлова. М.: Медгиз, 1956. - 357 с.
39. Гончаров В.В. Проблема человека в психоанализе // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Выпуск XV. - Москва: «Век книги -3», 2006. - С. 60-62.
40. Гончаров В.В. Проблема человека в «интегральной социологии» П. Сорокина // Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 2. Ставрополь: СГУ, 2005. - С. 17-20.
41. Гончаров В.В. Проблема происхождения человека в современных эволюционных теориях // Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 3. Ставрополь: СГУ, 2006. - С. 51 - 53.
42. Гончаров В.В. Антропологический поворот и глобализация в современном мире // Этнические проблемы современности. Вып. 11. -Ставрополь, 2006. С. 96 - 100.
43. Гончаров В.В. Актуальные проблемы антропологического знания и современные подходы к построению модели целостности человека // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006. - С. 107-114.
44. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М.: МГУ, 1982.-208 с.
45. Гринберг Дж. Антропологическая лингвистика: Вводный курс. — М.: Едиториал УРСС, 2004. 224 с.
46. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.: Изд-во «Ольга», 1996. - 376 с.
47. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть, психотерапия. М.: Издательство трансперсонального института, 1995. —423 с.
48. Гудков Д. Теория межкультурной коммуникации. М.: Гнозис, 2003.-288с.
49. Гулд С. В защиту концепции прерывистого развития // Катастрофы и история Земли. Новый униформизм. М.: Мир 1986. - 427 с.
50. Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1. - М.: РАН Ин-т философии, 1999.-221 с.
51. Гуревич П.С. Философская антропология M.: NOTA BENE, 2001. -456 с.
52. Гуссерль Э Картезианские размышления. СПб.: Наука: Ювента, 1998. - 316 с.
53. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. Т. 1. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 336 с.
54. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Собрание сочинений -Т. 1. — М.: Гнозис, 1994. 512 с.
55. Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образовании животного/ Сочинения в 2-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. — 654 с.
56. Декарт Р. Ответ на вторые возражения / Сочинения в 2-х т. Т. 2. -М.: Мысль, 1989.-469 с.
57. Декарт Р. Ответ на шестые возражения / Сочинения в 2-х т. — Т. 2. -М.: Мысль, 1989.-722 с.
58. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб.: Абрис-книга, 1995.- 191 с.
59. Декарт Р. Разыскание истины посредством естественного света / Сочинения в 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.
60. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Сочинения в 2-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1989.-472 с.
61. Декарт Р. Собрание сочинений. М.: Мысль, 1989. - 579 с.
62. Декарт Р. Страсти души / Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1989.-654 с.
63. Декарт Р. Третьи возражения с ответами автора / Сочинения в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1989. - 335 с.
64. Делез Ж. Фантазм и современная литература. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.
65. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: Российский Открытый университет, 2003. - 203 с.
66. Дерягина М.А., Бутовская М.Л. Этология приматов. М.: МГУ, 1992.- 192 с.
67. Дильтей В. Типы мировоззрений // Хрестоматия по зарубежной философии конца XIX начала XX века. - М.: Юрист, 1995. - 216 с.
68. Доброхотов A.JI. Учение досократиков о бытии. М.: Изд-во Московского университета, 1989. - 128 с.
69. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993. - 318с.
70. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей М.: Linka Press, 1996. — 323 с.
71. Дубинин Н.П. Генетика. Кишинев: Штиинца, 1985. - 198 с.
72. Дьюсбери Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты М.: Мир, 1981.-480с.
73. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. — М.: Аспект-Пресс, 2003. 320с.
74. Зуб А.Т. Социобиология: возможности и границы в исследовании природы человека // Проблема человека в философии. М.: Университетский гуманитарный мир, 1998. — С. 64-72.
75. Иванов В. Эллинская религия страдающего Бога // Эсхил. Трагедии. -М.: Наука, 1994.-350 с.
76. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб.: Наука, 1994. - 544 с.
77. Иноземцев B.JI. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. 2004. - №4. - С. 34-38.
78. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. - 451с.
79. История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000. - 357с.
80. Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии / АН СССР Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1982. -184 с.
81. Кант И. Критика практического разума. М.: Московский философский фонд, 1997. - 528 с.
82. Кант И. Критика способности суждения. — М.: Московский философский фонд, 1997. 512 с.
83. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. - 799 с.
84. Кареев Н.И. Основы русской социологии. М.: Изд-тво Ивана Лимбаха, 1996. - 368 с.
85. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. — Т.1. М.: Ренессанс, 1992.-325 с.
86. Кассирер Э. Философия символических форм. — М.-СПб.: Гуманитарная академия, 2002. — 272 с.
87. Кельнер М.С., Тарасов К.Е. Фрейдо-марксизм о человеке. М.: Мысль, 1989.-285с.
88. Клонингер С. Теории личности. СПб.: Питер, 2002. - 456с.
89. Кляйн М. Истоки фрейдизма и эволюция психоанализа // Марксистская критика психоанализа. М.: Прогресс, 1976. - 231с.
90. Кожев А. Диалектика реального и феноменологический метод у Гегеля. М.: Логос, 208 с.
91. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М.: Прогресс-Традиция, 1998.-208 с.
92. Корнинг П. Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире / Под ред. Удумяна Н.К. М., 2004. - 476 с.
93. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. -М.: Когито-Центр, 1997-401 с.
94. Кравченко С. А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения. М.: Экзамен, 2002. - 511 с.
95. Лазарев Ф.В. и Брюс А.Л. Многомерный человек. Симферополь, 2001.- 128 с.
96. Лакан Ж. Введение к вопросу психозов // «Стадия зеркала» и другие тексты. Париж: EOLIA, 1992. - С. 19-26.
97. Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания у Фрейда // Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. -М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 148-183.
98. Ламсден Ч., Гуршурст А. Генно-культурная коэволюция: человеческий род в становлении // Человек. 1991. - №3. - С. 11-18.
99. Леви-Стросс Клод Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.-512 с.
100. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Сочинения в 4-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1983.-612 с.
101. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. 2004. - №3. - С. 21-25.
102. Леонтьев А.Н. Восприятие и деятельность. М.: Московский университет, 1976. — 320 с.
103. Лоренц К.З. Агрессия (так называемое зло). М.: Амфора, 2001.349 с.
104. Лосев А. Ф. Философия имени. М.: Правда, 1990. - 272 с.
105. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука М.: Мысль,1993.
106. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М: Искусство, 1994. - 604 с.
107. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. — М.: Фолио, 2000. 960 с.
108. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М.: Мысль, 1993.-959 с.
109. Лосский Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991. 430 с.
110. Лурия А.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии. М.: Смысл, 2003. - 352 с.
111. Лютер М. О рабстве воли // Протестант. 1990 - № 11. — С. 9-15.
112. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Религии, ценности и пик-переживания. М.: Эксмо, 2002. 356с.
113. МакГрегор Д. Если никто не говорит о замечательных вещах. М.: «Гаятри», 2005. - 296с.
114. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Этология и психобиология. М.: Мир, 1988. - 301 с.
115. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
116. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: АГРАФ, 2002. -320 с.
117. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997. - 384 с.
118. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993.-225 с.
119. Мерло-Понти М. Феноменология языка // Логос. 1994. - № 8. - С. 179-193.
120. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. -1992. №2.-С. 118-124.
121. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. — 1992.-№3.-С. 105-109.
122. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. -1992.- №4.-С. 93-104.
123. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1998. - 144 с.
124. Молчанов В.И., Понятие трансцендентальной субъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Проблемы сознания в современной буржуазной философии. Вильнюс, 1983. - С. 51-67.
125. Московичи С. Век толп. Исторический тракт по психологии масс / Пер. Т.П. Емельяновой. М. «Знание», 1998. - С. 60.
126. Моторина JI.E. Философская антропология. М.: Высшая школа, 2003.-256 с.
127. Мунье. Э. Манифест персонализма. М.: Республика, 1999. - 599с.
128. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. - 352 с.
129. Научный мир Кавказа. — Ростов-на-Дону: Издательство СевероКавказского научного центра высшей школы, 2006. № 11. — 448 с.
130. Ницше Ф. Веселая наука: Философская проза СПб.: Кристалл, 2002. - 288 с.
131. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемическое сочинение / Сочинения в 2-х т. Т. 2. - М.: Мысль, 1990. - 1040 с.
132. Ницше Ф. Опыт переоценки всех ценностей М.: Культурная революция, 2005. - 880с.
133. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего: Философская проза М.: Мысль, 2002. — 255 с.
134. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов / Сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - 371 с.
135. Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализации в России. Москва — Воронеж, Московский психологический институт; НПО «МОДЭК», 2000. - 306 с.
136. Олескин A.B. Биополитика: Политический потенциал современной биологии: философские, политологические и практические аспекты // Учеб.-метод. об-ние ун-тов России, МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2001. - 423с.
137. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. — 1998. -№3-4.-С. 78-86.
138. Панов Е.В. Эволюция социальной организации // Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Под ред. M.JI. Бутовской. М.: Старый Сад, 1999.- 372с.
139. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. М.: ИНОН РАН, 1994.-С. 104- 109.
140. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект пресс, 1997.-287 с.
141. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология. Т. Парсонс. М.: ИНИОН РАН, 1994. - 367 с.
142. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 416 с.
143. Пирс. Ч.С. Начала прагматизма. СПб.: Алетейя, 2000. - 352 с.
144. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека вчера и завтра. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс» 1996. - 373 с.
145. Платон Письма / Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3. - Ч. 2. - М.: Мысль, 1972.-528 с.
146. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Изд-во Института психологии АН СССР, 1986. - 254 с.
147. Плюснин Ю.М. Проблема био-социальной эволюции. Теоретико-методологический анализ. Новосибирск: Наука (Сиб. отд.), 1990. - 190 с.
148. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М.: Изд-во МГУ, 1974. - 397 с.
149. Пупырев Е.И. Опыты конструктивной экологии. М.: Прима-Пресс, 1997.-267 с.
150. Радугин A.A., Радугин К.А. Социология М.: Центр, 2000. - 244 с.
151. Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук, 1997. - 249 с.
152. Рикер П. Время и рассказ. Интрига и исторический рассказ. — Т. 1.- М.: Университетская книга, 2000. — 314 с.
153. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., Медиум, 1995.-419 с.
154. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс 1994.-378 с.
155. Родин С.Н. Идеи коэволюции. Новосибирск: Наука, 1991. - 268с.
156. Рубашкин В.Ш., Лахути Д.Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний// Вопросы философии. 2005.- №1. — С. 64-82.
157. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
158. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Питер, 2003. - 512 с.
159. Рыбаков Н.С. Методологический аспект идеи цельного человека //Полигнозис. 1999. - №1. - С. 63-69.
160. Рыбчин В.Н. Основы генетической инженерии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.-256 с.
161. Самохвалова В.И. Контуры постдействительности // Полигнозис.- 1999. №2.-С. 32-37.
162. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии.- М.: Республика, 2000. 639 с.
163. Сартр Ж.П. Проблема метода. — М.: Прогресс, 1994. 240 с.
164. Сергеев В.Н., Нолл Э.Х., Заварзин Г.А. Первые три миллиарда жизни: от прокариот к эукариотам // Природа. 1996. - №6. — С. 54-67.
165. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // Социс. 1991. - №8. -С. 121-130.
166. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Институт Социологии РАН, 1993.-352 с.
167. Сорокин П.А. Интегрализм моя философия // Социс. - 1992. -№10. -С. 134-140.
168. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права иобщественных отношений. СПб.: ЗХГИ, 2000. - 521 с.1
169. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-419 с.
170. Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 2. — Ставрополь: СГУ, 2005. - 82с.
171. Социально-политические и культурно-исторические проблемы современности: философская рефлексия и научный анализ. Выпуск 3. — Ставрополь: СГУ, 2006. - 120с.
172. Сферы социальной жизни: системность и динамика. Москва — Ставрополь: СГУ, 2006. 152с.
173. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993. - 152 с.
174. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания / Сочинения. -М.: Мысль, 1994.-525 с.
175. Успенский Б.А. Дуалистический характер русской средневековой культуры. Избранные труды. Т. 1. — М., 1994. — 235 с.
176. Фейербах JT. История философии. В 3-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1974.-210 с.
177. Философия / Под ред. проф. O.A. Митрошенкова. М.: Гадарики, 2002. - 655 с.
178. Философская антропология как интегративная форма знания / Под ред. Б.В. Маркова, A.B. Говорунова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербугского университета, 2001. - 304 с.
179. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.-304 с.
180. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1993. - С. 357-403.
181. Фихте И.Г. Назначение человека / Сочинения в 2-х томах. Т. 1. — СПб, Мифрил, 1993.-781 с.
182. Фишер К. История новой философии. Декарт / Сочинения в 4-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1978. - 492 с.
183. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. Т.1. - М.: Мир, 1989.-312 с.
184. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.511 с.
185. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
186. Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1974. - С. 18-47.
187. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: ФИРМА СТД, 2003. - 480с.
188. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: ACT, 2005.- 188 с.
189. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. М.: Азбука-классика, 2005. - 221 с.
190. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М.: Медина, 1991.
191. Фромм Э. Величие и ограниченность теории 3. Фрейда. М.: ACT, 2000. - 448 с.
192. Фуко М. Археология знания. СПб: Гуманитарная Академия ИЦ, 2004.-414 с.
193. Фуко М. Забота об истине. Беседа с Франсуа Эвальдон // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. — М.: Магистериум Касталь, 1996. С 49-67.
194. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.
195. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997. - 512 с.
196. Хайдеггер М. Ведение в метафизику. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. — 248 с.
197. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. — 284 с.
198. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // Время и бытие. М.: Республика, 1993. - С. 187-191.
199. Хрисанфова E.H., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: МГУ, 1999.-408 с.
200. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Ком, 1999. — 608 с.
201. Чаадаев П.Я. Философические письма. М.: ACT, 2006. - 255 с.
202. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., Изд-во «Лань», 1997.- 192 с.
203. Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука, 1999. -231 с.
204. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1999 . - 607 с.
205. Шлегель Ф. Трансендентальная философия / Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т. 1. -М.: Искусство 1983. - 342 с.
206. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Собрание сочинений. Т. 1. - М.: Московский клуб, 1992. - 354 с.
207. Шпенглер О. Закат Европы. Образ и действительность. Т.1. - М.: Айрис-пресс, 1923. - 528 с.
208. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002.632 с.
209. Шпет Г. Мудрость и разум? // Философские этюды. М.: Прогресс, 1994. - С. 222-236.
210. Шпет Г. Эстетические фрагменты / Сочинения. М.: Правда, 1989. -С. 345-473.
211. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум, 2004. - 544 с.
212. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. - 144 с.
213. Этнические проблемы современности: Материалы 51 научно-методической конференции «Университетская наука — региону». Выпуск 11. - Ставрополь: СГУ, 2006. - 175с.
214. Юнг К.Г. «Аналитическая психология и психотерапия. Хрестоматия. С-Пб.: «Питер», 2001. -478 с.
215. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. -СПб.: Кентавр&Палантир, 1992. 454 с.
216. Юнг К.Г. Об архетипах аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / Собрание сочинений в 19 т. Т. 15. - М.: Ренессанс, 1992. - 420 с.
217. Юнг. К.Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1992. - 392с.
218. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Когито-Цент, 2006.352 с.
219. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). — М.: Высшая школа, 1989. 280 с.
220. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М.: Радуга, 1983.-С. 102-107.
221. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. - 248 с.
222. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1974.-592 с.
223. Adler А. (1956). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation of selections from his writings. H. L. & R.R. Anbacher (Eds.) New York: Basic Books, 1956. - P. 451.
224. Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992. -P. 532.
225. Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992. -P. 231.
226. Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford: Basil Blackwell, 1993. - P.345.
227. Evans R.I. Carl Rogers: The man and his ideas. New York: Dutton, 1975.-P. 425.
228. Goble F. The third force: The psychology of Abraham Maslow. New York: Pocket Books, 1970. - P.332.
229. Horney K. The neurotic personality of our time. New York: Norton. 1937.-P. 278.
230. Krassilov V.A. Ecosystem theory of evolution and social ethics // Biology Forum. 1994. - V.87. - N. 1. - P. 87-104.
231. Ritzer G. Postmodern Social Theory. The McGraw-Hill Companies, 1997.-P.156.
232. Skinner B.F. Science and human behavior. New York: Macmillan. 1953.-P.287.
233. Viktor E. Frankl. Der Nervenarzt 31, 1960. P. 385.
234. Wilson E.O. Biophilia. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1984.-P. 297.
235. Wilson E.O. Sociobiology: the new synthesis. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1975. P.332.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.