Концепция устойчивого развития: Опыт философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Толстова, Елена Георгиевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 115
Оглавление диссертации кандидат философских наук Толстова, Елена Георгиевна
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 10 КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РАЗДЕЛ II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 50 СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
РАЗДЕЛ III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 83 ПЕРЕХОДА РОССИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Учение о ноосфере как идеальный проект гармонизации социоприродного взаимодействия2004 год, кандидат философских наук Плотникова, Лариса Ильинична
Ноосферные перспективы социоэкоразвития: Философский аспект2004 год, кандидат философских наук Магомедов, Джамал Абдулаевич
Становление глобального сознания: Философский анализ2006 год, кандидат философских наук Номеровская, Галина Вениаминовна
Вода как социокультурный феномен и объект познания: философско-методологический анализ2007 год, кандидат философских наук Лалаянц, Юлия Валерьевна
Становление глобалистики (философский анализ)2004 год, кандидат философских наук Тимошевский, Сергей Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция устойчивого развития: Опыт философского анализа»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Во второй половине XX столетия на жизнедеятельности людей, уровне и качестве их жизни все сильнее стали отражаться противоречия, возникающие между экономическим развитием общества и сравнительно ограниченными адаптационными возможностями природы нашей планеты, ее биосферы. Стало очевидно, что углубление и развертывание этих противоречий ставят под угрозу дальнейшее существование не только отдельных биосистем, но и самого человека. Перед современной цивилизацией во весь рост встал вопрос об экологобезопасном развитии.
В философии, науке, общественном сознании в целом усилился интерес к перспективам развития человечества. Футурологические исследования, основанные на системном подходе, имитационном моделировании социально-экологических данных приобрели новый смысл и значение.
Благодаря впечатляющим разносторонним исследованиям комиссий ООН по окружающей среде, Римского клуба, других международных организаций сформировались как обоснованные представления о современном кризисном состоянии природной среды, так и идеи гармонизации социально-экономического и экологического развития.
Важным показателем уровня осмысления данной проблематики явилась Конференция ООН, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992г.,
где была принята концепция перехода современного общества к устойчивому развитию (sustainable development).1 Эта концепция ориентирует общественное развитие на создание такой культуры, при которой формируются разумные, учитывающие интересы будущих поколений, потребности людей, и осуществляется их удовлетворение без ущерба для основополагающих параметров биосферы. Речь, по существу, идет о необходимости перехода к новой эпохе цивилизационного развития на основе радикального изменения ценностей и целей современного общества, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.
В связи с этим возникает целый ряд вопросов: в какой мере обоснована данная концепция; достижимо ли устойчивое развитие системы «общество-природа» или это утопическая идея. Концепцию устойчивого развития зачастую или принимают на веру, или отвергают по различным (прежде всего идеологическим) соображениям. Эта концепция как общая программа действия человечества на будущее столетие является настолько принципиальной, что требуется философский анализ ее оснований, предпосылок и условий реализации на глобальном и региональном уровнях.
Степень разработанности проблемы.
Концепция устойчивого развития явилась определенным итогом многолетних исследований глобальных проблем. К настоящему времени создана огромная литература по данной тематике, простое
1 См.: Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.
перечисление которой весьма затруднительно. Отметим лишь наиболее фундаментальные работы философского характера. Это публикации Гирусова Э.В., Горелова A.A., Загладина В.В., Кочергина А.Н., Медоуза Д., Месаровича М., Налимова В.А., Олейникова Ю.В., Панковой Л.Н., Печчеи А., Фролова И.Т., Чумакова А.Н. и др.
Концепция устойчивого развития рассматривается в основном в следующих аспектах. Во-первых, выявляются теоретические истоки данной концепции, в частности особенности преломления в ней философских, социологических, естественнонаучных и математических идей. Здесь следует отметить труды Брауна Р., Голубева B.C., Горшкова В.Г., Коптюга В.А., Лося В.А., Мамедова Н.М., Матросова В.М., А.Д., Яншина А.Л. и др. Во-вторых, делается попытка обобщения данной концепции, придания идеям устойчивого развития определенной системности, в связи с ориентацией исторического процесса. В этом отношении заслуживают внимания работы: Данилова-Данильяна В.И., Дрейера O.K., Лося В.А., Лосева К.С., Мальцевой Н.Л., Моисеева H.H., Урсула А.Д. и др. В-третьих, исследуются методологические вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности - науки, образования, техники, экономики и др. - в соответствии с критериями устойчивого развития. В данном случае представляют интерес разработки: Гирусова Э.В., Козлова Б.И., Лукьянчикова H.H., Мамедова Н.М., Никоноровой Е.В., Урсула А.Д. и др.
Вместе с тем, концепция устойчивого развития во многих отношениях еще носит абстрактный характер. Она нуждается в
конкретизации на основе социально-политических,
культурологических, экономических данных отдельных регионов нашей планеты. Должным образом еще не обоснованы условия и механизмы ее реализации в современном мире. Необходимы комплексные исследования, раскрывающие интегративную функцию данной концепции, ее системообразующую роль в трансформации современной цивилизации.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в выявлении философского значения концепции устойчивого развития, ее методологической функции в гармонизации взаимоотношений общества и природы.
Для реализации указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
-уточнить теоретический статус концепции устойчивого развития;
-показать роль глобалистики в формировании концепции устойчивого развития;
-раскрыть философские и научно-теоретические основания концепции устойчивого развития;
-выявить возможную роль концепции устойчивого развития в историческом процессе;
-обосновать предпосылки, необходимые для реализации концепции устойчивого развития;
-рассмотреть перспективы перехода России к устойчивому развитию.
Методология и источники исследования.
Основу исследования составили философские принципы единства и развития, системности и самоорганизации, общенаучные идеи глобального эволюционизма, а также социально-экологический и ноосферный подходы. Диссертант опирался на классические исследования в области философии истории, социальной философии, культурологии, на данные и положения современной науки, в частности, социальной экологии, глобалистики, биосферологии, а также на доклады Римского клуба, материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.), международного симпозиума, посвященного проблемам устойчивого развития России (Москва, 1997г.) и другие источники.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— обоснована связь концепции устойчивого развития с внутренней логикой теоретического освоения природной и социальной действительности; показано, что по своему содержанию данная концепция является квинтэссенцией целого ряда философских, социологических и естественнонаучных идей, касающихся устойчивого развития сложных систем, эволюции и самоорганизации биосферы, смысла и качества жизни людей, ноосферогенеза в целом;
— выявлено философское значение концепции устойчивого развития, ее влияние на социальную философию и философию истории, связанное с усиливающейся регулятивной ролью данной концепции в историческом процессе;
— раскрыта методологическая функция концепции устойчивого развития для исследования будущего, ее системообразующая роль,
делающая возможным формирование нового гармоничного мирового порядка;
— установлены культурологические предпосылки перехода общества к устойчивому развитию, доминирующая роль в них экологических ценностей, формируемых продуманным экологическим просвещением и образованием;
- показано, что необходимыми социально—политическими условиями перехода к устойчивому развитию являются консолидация общества на основе идеалов демократии и гуманизма, формирование правового государства, оберегающего права человека и сохранность биосферы, содействующего становлению природосберегающих технологий и экологичной экономики;
— определен статус экологической информации в обеспечении экологической безопасности, показана необходимость принятия соответствующих конвенций на международном и национальном уровнях об обязательном экологическом информировании населения;
- уточнено влияние российской специфики, этнического плюрализма, евразийского типа культуры на особенности перехода общества к устойчивому развитию.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Полученные диссертантом результаты могут дополнить традиционные подходы к проблемам социальной философии, связанным с определением предпосылок и ориентации исторического процесса, служить основой разработки методологических программ перехода России к устойчивому развитию, содействовать
определению действенных путей формирования экологической культуры и экологизации общественного сознания.
Положения и выводы диссертации целесообразно использовать в образовательной и просветительской деятельности, в основных и специальных курсах философии, философии истории, социальной экологии.
Апробация диссертационного исследования.
Основное содержание работы отражено в публикациях автора. Выводы исследования были предметом обсуждения на Всероссийском семинаре по проблемам экологического образования (Москва, 17 ноября 1998г.), методологическом семинаре кафедры экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ (Москва, 15 декабря, 1998 г.)
Диссертация обсуждена на кафедре философии Московского педагогического государственного университета и рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Генезис предмета глобалистики: Философский анализ2004 год, кандидат философских наук Тимошевский, Сергей Николаевич
Основания экологического образования: Филос. анализ1998 год, кандидат философских наук Ибрагимов, Ибрагим Мутелимович
Коммуникативные основания устойчивого развития: Философский анализ2000 год, доктор философских наук Каландаров, Камилжан Хамутович
Философско-методологические основания природопользования в концепции устойчивого развития2000 год, кандидат философских наук Филиппов, Роман Константинович
Ноосферно-экологическая ориентация науки: Философско-методологический анализ2003 год, кандидат философских наук Пикалов, Анатолий Васильевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Толстова, Елена Георгиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим теоретическим итогом осмысления глобальных проблем явилось формирование концепции устойчивого развития. Выход из противоречивого развития цивилизации был найден в идее гармонизации социально-экономического и экологического развития. Идея, для реализации которой требуется видоизменить по существу всю культуры. Речь идет о новом отношении к природе, о новых природосберегающих технологиях, о разумных потребностях, учитывающих интересы и запросы будущих поколений. В целом содержание новой культуры должно определить эко—гуманистические ценности и идеалы. Человечество впервые в истории берет всю ответственность за будущее природы на себя.
Принятие конференцией ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро концепции устойчивого развития показало готовность мировой общественности к радикальным социально-экологическим изменениям, понимание со стороны научной и политической элиты необходимости трансформации мировой цивилизации, становления информационно—экологического общества. Проблема заключается в придании массовости этому феномену, экологизации общественного сознания в целом.
Вместе с тем концепция устойчивого развития связана с общей логикой социального, исторического познания. В ней преломляются философские идеи, восходящие в Новое Время, классическую немецкую философию, русскую философию, философию Г. Спенсера.
Особое, можно сказать методологическое значение, в становлении и развитии концепции устойчивого развития имеет учение В.И. Вернадского о ноосфере. Важной особенностью данного учения является то, что оно позволяет развить существенные общечеловеческие аспекты и ориентиры. Ноосфера призвана элиминировать насилие как средство решения социальных проблем и допускать в рамках глобального социально-политического единства плюрализм общественно-экономических, национальных и политических структур.
Учение о ноосфере может реализовать мировоззренческий синтез. Это дает возможность соединить данное учение не только с проблемой выживания, но и с другими проблемами человеческого бытия. Ноосфера основывается на принципе коэволюции как человека и биосферы, общества и природы, так человека и общества, любых сообществ между собой.
Устойчивое развитие невозможно без информатизации. Гуманистическое направление информатизации выступает важнейшим гарантом движения общества по пути устойчивого развития. Сущность информатизации общества заключается в трансформации всей жизнедеятельности человека на основе все более полного использования информации как главного ресурса развития с помощью новых информационных технологий. Именно с помощью информатизации общества может измениться соотношение сознания и бытия. Для того, чтобы человечество выжило и реализовало модель устойчивого развития, его сознание должно опережать бытие,
предвидеть последствия преобразовательной деятельности и направлять ее по траектории устойчивого развития.
Реализация модели устойчивого развития в планетарном масштабе детерминирует необходимость включения России в этот процесс. Сущность возрождения России характеризуется не возвратом к какому—то ни было варианту прошлого, а переходом к новой социо— природной модели развития. Наряду с общими тенденциями устойчивого развития Россия будет характеризоваться и своими специфическими чертами и тенденциями. Они определяются таким факторами, как особенность российской духовности и менталитета, история и национальные традиции, понимание нравственных императивов и гуманистических ценностей, своеобразие процессов демократизации и перехода к рынку, реализация социальной справедливости и защищенности личности, евразийские культурно-этнические и территориально-природные реалии, особенности экологической ситуации и возможные пути решения проблемы окружающей среды и т.д.
Переход России к устойчивому развитию усложняется рядом обстоятельств. Россия, находясь на переломном этапе своего развития, пытается найти выход из "системного кризиса" (политического, экономического, социального, национального, экологического и др.). Десятилетиями продолжается снижение эффективности экономики, масштабное разрушение природы и снижение жизненного уровня населения. Начавшиеся в середине 80-х — начале 90-х годов процессы обновления — перестройки, демократизации, перехода к рыночным отношениям не привели к оздоровлению России.
Возрождение России, ее включение в мировой процесс, ориентирующийся на модель устойчивого развития, сопряжены с реализацией нового типа движения вперед, когда удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей не будет достигаться за счет лишения такой же возможности будущих поколений. Концепция устойчивого развития предполагает системную оптимизацию не только экономических и экологических характеристик, но всех остальных параметров социоприродной системы, достижения гармонии между людьми и между обществом и природой. Будущее России, несомненно, на пути к устойчивому развитию.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Толстова, Елена Георгиевна, 1999 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдуллаев Д. С. Переход к информационному обществу и становление ноосферы: философско-методологический аспект. М.: РАУ, 1993.157с.
2. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336с.
3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Основы экоразвития. М., 1994. 310с.
4. Алексеенко И.Р., Конычев A.A., Панченко H.A. Экстремальные факторы и биообъекты . Киев, 1989. 91с.
5. Америка и устойчивое развитие / Перевод с англ. под общ. ред.
B.И. Данилова-Данильяна М., 1996. 154 с.
6. Анучин В. А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982. 334 с.
7. Араб-Оглы Э. А. В поисках нового мышления // Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. С. 5-19.
8. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1992, №1. С. 68-77.
9. Бастиан Т. Кризис окружающей среды. М., 1995. 201с.
10. Белл Д. Постиндустриальное общество // Америка. 1977. 9,
C. 3-19.
11. Будыко М. И. Эволюция биосферы. Д.: Гидрометеоиздат, 1984. 488с.
12. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. М., 1978.
13. Введение в социальную экологию / Под ред. А. Д. Урсула. Ч. I, II. М.: Луч, 1993/94.
14. Вернадский В. И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. 358 с.
15. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 270 с.
16. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение.М.: Наука, 1987. 239с.
17. Взаимодействие общества и природы. М., 1986. 370с
18. Вундт М. Греческое мировоззрение. Пбг., 1910. 228с.
19. Галкин Ю. Ю. Экологическое движение: философско-социологический анализ / Дисс. докт. филос. наук. М.: РАУ, 1994. 339с.
20.Герасимов И. П. Структура и динамика природы Земли. М.: Наука, 1993.333 с.
21. Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. М,: Наука, 1986. С. 338-348.
22. Гирусов Э. В. Система "общество - природа". М.: Издательство Московского государственного университета, 1976. 167с.
23. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М.: Изд-во Российского университета, 1998. 208с.
24. Глобальная экологическая проблема. М., 1988. 371с.
25. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 321с.
26. Глобальные проблемы человечества. М.: ИНИОН, 1990. 112с.
27. Голубев В. С., Шаповалова И. Что же такое устойчивое развитие // Свободная мысль. М., 1993. № 5. С. 23-34.
28. Гончарова A. J1. Экологическая деятельность как предпосылка устойчивого развития // Диссер. канд. философ, наук М.: РАГС, 1995. 154 с.
29. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М., 1995. 451с.
30. Государственный доклад о состоянии окружающей среды // Зеленый мир, 1997. № 2. С. 11-18.
31. Гумилев JI.H. Этногенез и эволюция биосферы. М., 1990. 421с.
32. Гуревич П.С. Культурология. М., 1995, с. 124.
33. Давыдов Ю.Н. Человек. Культура. Природа. // Проблемы теории культуры. М., 1977. С. 109-118.
34. Данилов—Данильян В.И. Возможна ли коэволюция природы и общества. М., 1998. С. 18.
35. Данилов-Данильян В. И., Котляков В. М. и др. Проблемы экологии России. М., 1995. 344с.
36. Данилов-Данильян В.И. Состояние и проблемы окружающей среды Российской Федерации // Материалы Всероссийского съезда по охране природы (3-5 июня 1995г., Москва) - М, 1995, С. 113-121.
37. XX век: последние 10 лет. Сборник статей из ежегодника States of the World. M., 1992. С. 181.
38. Делокаров К. X. Философия и кризис современной цивилизации. М.: Луч, 1993. 254с.
39. Делокаров К. X. Философские перспективы человечества. М.:РАГС, 1993. 103с.
40. Дорст Ж. Влияние человека на природу // Смит Р. JL Наш дом -планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. М.: Мысль, 1982. С. 125-140.
41. Дрейер О. К., Лось В. А. Экология и устойчивое развитие. М.:
РАО, 1997. 224с.
42. Загладин В. В., Фролов И. Т. Глобальные проблемы современности.
М., 1981.249с.
43.Информационная безопасность. М., 1998. 131с.
44.История первобытного общества. М., 1986. 376с.
45. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М., 1974. 205с.
46. Карпинская P.C. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995. 290с.
47. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Путь самоорганизации природы: детерминация из будущего // Информация и самоорганизация. М.: Издательство РАГС, 1996. С. 14-34.
48.Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа человека. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 279 с.
49. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета, 1996, 9 апреля.
50. Коптюг В. А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информационный обзор. Новосибирск: РАН, 1992. 62 с.
51. Крапивенский В. Социальная философия. Волгоград. 1995, 314с.
52.Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988. 472с.
53. Культура: теории и проблемы. М., 1996,. 290с.
54. Кууси П. Этот человеческий мир. М.: Прогресс, 1988. 368 с.
55. Кушнареико И. А. Становление ноосферы: проблемы информатизации и экологизации. Пятигорск: Вестник Кавказа, 1997. 149 с.
56. Лазаревич А. А. Научное знание об информационном обществе. Минск: Наука, 1993. 101с.
57. Лаптев И.Д. Экологические проблемы. Социально-политический и идеологический аспекты. М., 1982. 294с.
58. Лейбин В. М. Информационное общество: проблемы и парадоксы информатизации // Сб. трудов. М.: ВНИИСИ. 1988. Вып. З.С. 9-18.
59. Лось В.А. В поисках "экологической философии" // Новое понимание философии. М., 1993. С. 41-49.
60. Лось В. А. Человек и природа: Социально-философские аспекты экологической проблемы. М.: Политиздат, 1978. 224 с.
61. Лотман Ю. М. Феномен культуры. // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллин, 1992.Т. 1. С. 34-43.
62. Мамедалиева С.Ю. Химия и экология. Баку, 1992, 1 10с..
63. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М.: Издательство РЭФИА, 1996. 92с.
64. Мамедов Н.М. Философская рефлексия взаимоотношения общества и природы // Философия и экологическая проблема. М., 1990. С. 91-110.
65. Мамедов Н.М., Кадыров М.Я. Основания концепции устойчивого развития // Устойчивое развитие - будущее цивилизации. М., 1997. С. 21-30.
66. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Восточный университет - Союз, 1996. 388с.
67. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1983. 383с.
68. Мартин Дж. Информационное общество. Проблемы и иллюзии. М., 1989. 183с.
69. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста - М, 1994. 345с.
70. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977, 190с.
71. Межуев В.М. Культура как проблема философии. // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 45—57.
72. Мелюхин И.С. Информационное общество: проблемы становления и развития // Дисс. на соискание уч. ст. докт. филос. наук. М.: РАГС, 1997. 259с.
73. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. С. 235.
74. Моисеев H.H. Мировое сообщество и судьба России. М., 1997. 201с.
75. Моисеев H.H. Природный фактор и кризисы цивилизации // СПЖ, 1993, №9-10, с.34-47.
76. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351с.
77. Муравых А.И. Философия экологической безопасности. М.: НИИ "Геодезия", 1997. 180с.
78. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Под ред. Евтеев С. А., Перелет P. A.M., 1989. 376 с.
79. Низ А. Экономика и окружающая среда. М.: Экономика, 1981. 191с.
80. Никонорова E.B. Экологическая культура и факторы ее формирования: философско-социологический аспект проблемы. Дис. на соискание степени доктора философских наук. М., 1994. 291с.
81. Никуличев Ю.В. Тупики "информационного общества" // Мировая экономика и международные отношения. М.: 1984. С. 106115.
82. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. 271с.
83. Олдак П.Г. Общие начала биосоциальных исследований. Новосибирск, 1977. 175с.
84. Пасхин E.H. Информатика и устойчивое развитие. М.: РАГС, 1996. 178с.
85. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: Издательство МГУ, 1989. 190 с.
86. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Издательство Московского университета, 1971. 247с.
87. Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства. // Безопасность. Информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. 1994. № 5. С. 29-39.
88. Полищук M.JI. В предверии натиска "третьей волны". М.,1989. 150с.
89. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
90. Пригожин И.Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, №8. С. 3-20.
91. Проблемы перехода России к устойчивому развитию. М., 1997. 170с.
92. Проблемы экологии России / Под ред. Данилов-Данильян В.И., Котляков В.М. и др. М., 1995. 344 с.
93. Программа действий. Повестка дня на XXI век . Женева, 1993. 70с.
94. Природа и общество. М.: Наука, 1968. 346 с.
95. Природная среда и естественные ресурсы Земли. М.: ИГ, 1986. 182с.
96. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991. 216с.
97. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989. С. 3-15.
98. Ракитов А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992, № 5. С. 3-16.
99. Рассел Б. Человеческое познание. М.: Иност. Литература. 497с.
100. Рейзема Я.В. Информационный анализ социальный процессов. М., 1982. 183с.
101. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. 362 с.
102. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: Издательство МНЭПУ, 1993. 262 с.
103. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911. 253с.
104. Рузавин Г.И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989, №5. С. 11-22.
105. Самоорганизация в природе и обществе. Л.: Наука, 1988. 200с.
106. Смит Р.Д. Наш дом планета Земля: полемические очерки по экологии человека. М.: Мысль, 1982. 383 с.
107. Смолян Г. Л., Черешкин Д.С. Социально-экономические предпосылки движения России к информационному обществу (Доклад на парламентских слушаниях, 10 июня 1997г.). 35с.
108. Становление экологического общества. Кишинев, 1992. 290с.
109. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.,: Прогресс, 1986, с. 392-409.
110. Тоор М-Л. История процесса. 1983. 195с.
111. Тоффлер О. Наука и изменение // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса). М.: Прогресс, 1986. С. 11-34.
112. Туркина Е.Г. Концепция ноосферы: философско-методологический аспект // Дисс. канд. филос. наук. М.: РАГС, 1995. 150с.
113. Уайт Г. География, ресурсы и окружающая среда. М.: Прогресс, 1990. 544 с.
114. Урсул А.Д., Лось В.А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М.: Луч, 1994. 273с.
115. Урсул А.Д., Уледов В.А. Государство и экология. М.: Издательство РАГС, 1996. 148с.
116. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию. M-Гомель, 1997. 340с.
117. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. M.: Луч, 1990. 277с.
118. Урсул А.Д. Модель устойчивого развития для России. М.: Луч, 1994. 78 с.
119. Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Ноосфера, 1998.500с.
120. Фаддеев Е.Т. Экологическое производство. Пущино, 1980. 35с.
121. Фешбах М., Френдли А. Экоцид в СССР. М., 1992. 285с.
122. Хейзинг И. Homo rudens в тени завтрашнего дня. М., 1992. 358с.
123. Хесли В. Философия и экология. М., 1994. 229с.
124. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем современности. М., 1994. 235с.
125. Шицкова А.П., Новиков Ю.В. Гармония или трагедия? Научно-технический прогресс, природа и человек - М, 1989. 191с.
126. Экологическая альтернатива / Под общ. ред. Лемешева М. Я. М.: Прогресс, 1990. 600 с.
127. Экологическое образование и устойчивое развитие. М., 1996. 290с.
128. Bell D. The Coming Of Post-Industrial Society. N.-Y., 1973. 291p.
129. Laslo E. Introduction to System Philosophy. N.Y., 1972. 329p.
130. Toffler A. The Powershift. N.-Y., Bantam Press, 1983. 364p.
131. Toffler A. The Third Wave. N.-Y., Bantam Press, 1980. 225p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.