Концепция музыки в творчестве Бориса Поплавского (на материале лирики, эссеистики и эго-документов) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Маматов Глеб Максимович
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 218
Оглавление диссертации кандидат наук Маматов Глеб Максимович
Введение
Глава 1. Теоретические основания диссертации. История и методология изучаемой проблемы
1.1. Диалог искусств в семиотике
1.2. Взаимодействие музыки и литературы. История вопроса и основные исследовательские наработки
1.3. Музыка в творчестве Б. Ю. Поплавского в освещении критики и
литературоведения
Глава 2. Концепция музыки в раннем творчестве Б. Поплавского: авангардная и сюрреалистическая поэтики («Орфей в аду», «Дадафония», «Автоматические стихи»)
2.1. Музыка авангарда в лирике и дневниках Бориса Поплавского 1920-х годов
2.2. Звук и шум в лирике 1919-1924 гг
2.3. Музыка в авангардных стихотворениях второй половины 1920-х годов
2.4. «Автоматические стихи»: музыка и бессознательное
Глава 3. Музыка в зрелом творчестве Бориса Поплавского («Флаги»). Философия, мифология, символизм, ритм
3.1. К реконструкции концепции синкретического искусства Бориса Поплавского и вагнеровский код в творчестве поэта
3.2. Дух музыки Бориса Поплавского: диалог с символизмом
3.2.1. Миф об Орфее в Аиде: оперный контекст
3.3. Отражение концепции духа музыки Б. Поплавского в книге «Флаги»
3.3.1. Бах-Аполлон и Моцарт-Дионис в творчестве Поплавского
3.3.2. Música Mundana в книге стихов «Флаги»
3.3.3. Música Humana во «Флагах»
Глава 4. Концепция музыки в позднем творчестве Б. Ю. Поплавского («Снежный час» и цикл «Над солнечной музыкой воды»)
4.1. Музыкальная символика в «Снежном часе»
4.2. Миф об Орфее и его трансформация в позднем творчестве Б. Поплавского
4.3. Цикл «Над солнечной музыкой воды»: между буколической музыкой и
апокалиптической трубой
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского2007 год, кандидат филологических наук Роман, Сергей Николаевич
Идейно-эстетические принципы "парижской ноты" и художественные поиски Бориса Поплавского2010 год, кандидат филологических наук Кочеткова, Ольга Сергеевна
Принцип музыкальности в поэтике А. Платонова: 1918-1926 годы2014 год, кандидат наук Храмых, Антон Викторович
Музыкальность лирики как теоретико-литературная проблема: А.А. Фет и русские символисты2018 год, доктор филологических наук Макарова, Светлана Анатольевна
Музыка в лирике К.Д. Бальмонта2006 год, кандидат филологических наук Епишева, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция музыки в творчестве Бориса Поплавского (на материале лирики, эссеистики и эго-документов)»
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы. Вопрос о связи между музыкой и литературой является хрестоматийным в гуманитарных науках. Он привлекал внимание философов, искусствоведов, культурологов и музыковедов. В филологии эта тема особенно популярна, что неудивительно, так как многие мастера слова обращались к искусству звуков в своём творчестве. В этом случае особенно интересным представляется феномен поэта первой волны русской эмиграции Б. Поплавского. Музыка становится центральной категорией его поэтики, она влияет на многие текстуальные уровни его произведений: начиная с внутренней структуры стихов и прозы (ритм, фоника, рифма, композиция), заканчивая лейтмотивными системами в его книгах, в связи с чем, анализ музыкальной образности становится ключом для интерпретации сложного художественного мира младоэмигранта.
Актуальность обусловлена несколькими факторами. Во-первых, диссертационное сочинение выполнено в рамках популярных в современном литературоведении направлениях эмигрантологии и междисциплинарных исследований. Во-вторых, оно посвящено недостаточно изученному вопросу о концепции музыки в лирике и эстетике Б. Поплавского и является комплексным изучением данной темы. В-третьих, уточняется место и значение его творчества в контексте модернизма в связи с функционированием понятийной системы, относящейся к музыке в его поэтике. Выделяются как точки соприкосновения концепции музыки поэта и его предшественников, так и те моменты, в которых он отходит от идей русских и европейских модернистов, переиначивая устоявшиеся в культуре XX столетия «эстетические формулы», касающиеся музыки.
Степень разработанности темы исследования. Феномен связи двух искусств, её генезис, развитие и специфика стали предметом исследования П. Шера [Scher, 1984, s. 9-26], К. Брауна [Brown, 1970, s. 98-105], П. Фридриха [Friedrich, 1998], В. Вольфа [Wolf, 2002, s. 16-29]. В трудах этих учёных
данная тема получила своё теоретическое обоснование. В дальнейшем изучение данной проблемы разделилось на несколько исследовательских
подтем.
1. Музыка как мифология в литературе.
2. Поэтические и словесные средства как попытка «переноса», перевода музыкальных приёмов в словесном произведении.
3. Музыка как система знаков и семиотическая проблема.
Следует уточнить предмет исследования, это символика, философия и мифология музыки с опорой на труды Ю.М. Лотмана, А.Е. Махова, К. Леви -Стросса, Л.Л. Гервер и др. Работа представляет осмысление первого и третьего принципов, выделенных на основе идей исследователей. При анализе стихотворений Поплавского мы рассматриваем и семиотический аспект, и внутреннюю структуру его произведений.
Основополагающими трудами по мифологии музыки являются работы А.Н. Веселовского, К. Леви-Стросса и Л. Гервер. Если у Веселовского обозначена история разъединения музыки, драмы и лирики из древнего синкретического ритуального искусства [Веселовский, 1989], то в книге Леви-Стросса «Мифологики» изучена общность структуры мифа и музыкального произведения типа симфонии или оперы [Леви-Стросс, 2006, Т.1]. Особую значимость приобретает монография Л.Л. Гервер «Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов», где реконструированы музыкальные мифы в русском Модерне, что позволяет отметить сходство идей Поплавского и его предшественников и различия между ними [Гервер, 2001].
Говоря о работах, где изучается музыка и литература как взаимосвязь двух языков культуры, в первую очередь следует назвать теорию диалога различных семиотических систем Ю.М. Лотмана. Но если в лотмановском наследии музыке почти не уделено внимания, то исследование А.Е. Махова полностью посвящено этому вопросу [Лотман, 1992, с. 142-148]. Особенно важно понятие «трансмузыкальность», которое выведено А.Е. Маховым на
основе изучения трактатов философов и писателей разных эпох европейской культуры. Поэты всех времён тяготели в своём творчестве к музыке, что приводило их к созданию особых словесных средств для «перевода» её языка в поэтическом искусстве и к изобретению омонимичной терминологии (фуга, контрапункт, каприччио, кантата). Но вся эта одноимённая понятийная база радикально отличается от музыкальной терминологии. Как отмечает исследователь, все эти эксперименты фикциональные: полного превращения одного искусства в другое невозможно. Но эти попытки диалога искусств создают сферу, где объединены элементы и музыки, и литературы. Этот процесс Махов называет трансмузыкальностью [Махов, 2005].
Осмыслению музыки у Б. Поплавского посвящён ряд статей и глав монографий и диссертаций. Существуют работы о соотношении музыки и живописи (Э. Олкотт), музыкальной мифологии (А. Чагин, О. Кочеткова), «философии музыки» (Д. Токарев), символике музыкальных инструментов (Е. Менегальдо, Е. Тырышкина, Н. Барковская, Н. Норина), музыкальности формы стихов Поплавского (К. Тарановский, Ю. Орлицкий, О. Зырянов, О.В. Латышко).
Целью работы является анализ концепции музыки в творчестве Бориса Поплавского на материале лирики, эссеистики, эго-документов, её эволюции в его творчестве с опорой на труды современных исследователей о способах взаимосвязи искусств. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи.
1. Изучить концепцию музыки в творчестве Поплавского и ее развитие от ранних произведений конца 1910-х гг. до финальных стихотворений 1930-х годов.
2. Исследовать философию музыки поэта на материале его эссеистики, дневников и писем.
3. Рассмотреть связь философии музыки поэта с эстетическими идеями представителей русского и европейского Модерна (футуристы, сюрреалисты, символисты, Р. Вагнер, Ф. Ницше).
4. Проанализировать музыкальную образность в поэзии Б. Поплавского и определить её символические коннотации.
Научная новизна диссертационной работы связана с многоаспектным исследованием концепции музыки в творчестве Б. Поплавского на материале лирики, эссеистики, эго-документов. Впервые были изучены следующие аспекты.
1. Эволюционное развитие концепции музыки в поэзии Поплавского.
2. Связь его идей о музыке с античной и европейской культурой.
3. Значение образов великих композиторов в его эстетике и поэзии.
4. Мифология музыки и её связь с предшествующей традицией и специфика, отличающая её от классических идей о музыке.
Наиболее важными результатами диссертации стали следующие.
1. Выделены и проанализированы доминирующие образы музыки в поэзии и эссеистике разных лет.
2. Выявлена тесная взаимосвязь музыкальной образности с пространственной структурой его поэтических книг, была изучена музыкально-спациональная организация в книгах «Флаги», «Снежный час», в цикле «Над солнечной музыкой воды», в сборниках ранних стихов «Орфей в Аду» и «Дадафония», обусловлена их близость идеям Пифагора и Боэция1.
3. Изучена эссеистика поэта разных периодов творчества. Выявлена эволюция его взглядов на музыку, определено влияние его эстетики на формирование музыкальной концепции в поэтических книгах.
4. Системно проанализированы символический, пространственный и композиционный уровни в его лирике в их связи с искусством звуков.
5. Введён в научный оборот поэтический и эстетический материал, который ранее не был предметом анализа в контексте исследований связи музыки и литературы.
1 Подробнее об идее Боэция о гармонии небесных сфер (трактат «Основы музыки») пишет Е.В. Герцман, см. [Герцман, 2010].
Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертации составляют семиотический подход, разработанный на основе идей Ю. Лотмана и А. Махова. Был использован мифопоэтический подход при анализе концепции музыки у Поплавского (К. Леви-Стросс, Л. Л. Гервер) и контекстуальный (О. Ханзен-Лёве, И.П. Смирнов, Е.А. Бобринская, Т.В. Казарина, Е.В. Тырышкина). Используются и музыковедческие методы при изучении образов немецких и австрийских композиторов ХУШ-Х1Х веков в творчестве поэта: И.С. Баха, В.А. Моцарта и Р. Вагнера, поэтому в методологическую базу включены труды А. Швейцера, М.С. Друскина, В.Б. Носиной, Г. Аберта, А. Лиштанберже, Ф. Лаку-Лабарта.
Материалом исследования является лирика Б. Поплавского, написанная с конца 1910-х по первую половину 1930-х годов, представленная сборниками «Орфей в Аду», «Дадафония. Неизвестные стихотворения» и книгами «Флаги», «Снежный час», «Автоматические стихи», циклом «Над солнечной музыкой воды»; эссеистика, куда включены доклады, статьи, опубликованные в журнале «Числа» в 1920-1930-х годах, дневники этого периода. Обозначим выбор поэтических книг. «Флаги» -единственная прижизненная книга стихов, где отразились наиболее важные философские идеи, запечатленные в дневниках, статьях и докладах конца 1920-х и начала 1930-х годов. Структура книги «Снежный час» и цикла «Над солнечной музыкой воды» была сформирована поэтом и воссоздана по записям 1934 года Е. Менегальдо и А. Богословским в московском собрании сочинений (2009). Эти произведения стали воплощениями совершенно иной концепции музыки, которая возникнет в последние годы его творчества. Сборники стихов «Орфей в Аду» и «Дадафония» являются важнейшими источниками изучения ранней авангардной лирики, в них возникают первые идеи о музыке, позволяющие изучить начало эволюции этой темы у поэта. Сборники включают стихи из подготовленных к печати авангардных книг «Граммофон на Северном Полюсе», «Дирижабль неизвестного направления». Важным материалом исследования стала книга «Автоматические стихи», где
концепция музыки представляет чрезвычайную важность и позволяет сделать вывод о разрушении поэтом основных сюрреалистических канонов. В указанных сочинениях отразилась аутентичная авторская концепция музыки, в отличие от вольно составленных Н. Татищевым сборников «В венке из воска» и «Дирижабль неизвестного направления»2.
Объектом исследования являются лирика, эссеистика и эго-документы Б. Поплавского. Предмет исследования - концепция музыки в поэтике представителя первой волны русского зарубежья.
Теоретическая значимость диссертации состоит в изучении концепции музыки в лирике, эссеистике и эго-документах Б. Поплавского с опорой на методологию современных исследователей в определении специфики и эволюции данной концепции в творчестве разных лет.
Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования как материала для разработки лекционных и семинарских занятий по истории литературы русского зарубежья, создании спецкурсов и учебных пособий по анализу различных форм взаимодействия музыки и лирики в русской и европейской поэзии.
Основные положения, выдвигаемые на защиту диссертации.
1. В ранней лирике художественные взгляды поэта восходят к эстетике футуризма. Поплавский близок итальянской школе тем, что музыка -агрессивная, смертоносная сила, способная уничтожать мир, и к русскому футуризму в своём понимании творчества как процесса вечной метаморфозы. Но он нарушает традиции футуризма в следующих аспектах: ♦♦♦ искусство не ведет к преображению, это стихия, изматывающая творца, заставляющая испытывать духовные и физические страдания. Она способна трансформировать мир, но изменения, которые она несёт, деструктивные;
2 В дальнейшем «Флаги», «Снежный час» будут именоваться «книгами», а «Над солнечной музыкой воды» - циклом, в чём мы опираемся на труды: М. Н. Дарвина, В. И. Тюпы [Дарвин, Тюпа, 2001], О. В. Мирошниковой [Мирошникова, 2002], Н. В. Барковской, У. Ю. Вериной, Л. Д. Гутриной [Барковская, Верина, Гутрина, 2014, с. 20-30], О. О. Белоусовой, О. А. Дашевской [Белоусова, Дашевская, 2014, с. 6-14].
♦♦♦ творчество поглощает художника, разрушает его духовно и физически, это мучительный, но энигматический процесс, недоступный рациональному осмыслению для стихотворца, который не способен обуздать его, в отличие от футуризма, в поэтике которого сохранена идея о Творце-Демиурге; ❖ создатель произведения - медиатор между запредельной сферой творчества и земным бытием, который не может противостоять стихии творчества и погибающей от её мощи;
2. В книге «Автоматические стихи» поэт следует основным постулатам французского сюрреализма («Изречения Рака-Отшельника»)3. Он использует характерные приёмы: расширенные метафоры, абсурдную алогичную символику, оксюмороны, что имитирует погружение в бессознательное и маркируется на стиховом и символическом уровнях. Но основным элементом, скрепляющим стихи в единое целое, становится сюжет о превращении поэта в звуковой поток, что противоречит установкам сюрреализма, представители которого не воспринимали музыку как особое искусство и отрицали сюжетостроение.
3. В творчестве начала 1930-х годов поэт создаёт собственное представление о духе музыки. У предшественников это понятие означает созидательное начало творчества («Произведение искусства будущего» Р. Вагнера, «Рождение трагедии из духа музыки» Ф. Ницше, «Вагнер и дионисово действо» Вяч. Иванова, «Формы искусства» А. Белого). У Поплавского это сложно структурированная модель мироздания, состоящая из внеземного пространства, звучащего гармонией иных сфер («Соловьиный сад поэзии») и земного мира, где царствует ужасная музыка смерти, под звуки которой поэт обязан погибнуть ради достижения высших эмпирий духа музыки.
3 Нельзя не отметить, что эта книга была первоначально опубликована только в 1999 году, а затем, с некоторыми добавлениями, в полном собрании сочинений в 2009 году. Датировка этих стихов неизвестна, в связи с чем в нашей диссертации она рассматривается во второй главе в связи с близостью сюрреализма авангарду.
4. У Поплавского значимость обретает понятие Мировой Симфонии. Для Иванова и Белого это символ соборности (созидательный и спасительный смысл), а аполлоническое и дионисийское в Симфонии взаимосвязаны, для Поплавского дионисийство доминирует. Мировая Симфония строится на постоянной гибели людей, являющихся тактами в её партитуре. Поэтому Аполлон - двойник Диониса, это золотой и в то же время кровавый бог.
5. Идеи о «духе музыки» и Мировой Симфонии порождают особую пространственную структуру в книге «Флаги», где сосуществуют четыре мира, каждый из которых маркируется определённым звучанием.
❖ Космос духа музыки, поющий небесными трелями неземных соловьёв, сказочных цветов, космических тел (пифагорейский мотив музыки сфер).
❖ Небесная сфера, где царит Смерть. Это пространство диссонансно (крики безумных звёзд, погибающих растений, звуки труб Апокалипсиса).
❖ Земной холодный и дисгармоничный мир, мотив музыки связан с темами смерти, одиночества и тщетности земного бытия.
❖ Подземный или подводный миры - особая гармоничная сфера, где возможно спастись от ужасов земной действительности.
6. В «Снежном часе» пространственная структура также тесно связана со звуком и с беззвучием. Тишина - столь же важная категория, как и музыка.
❖ Благодатная тишина, отделяющая героя от реальности, позволяющая ему услышать неведомые прекрасные гармонии (Silentium Harmonium).
❖ Музыка земная и диссонансная для героя, борющегося с ней. Ей противопоставлены гармония природы (дождь, осенняя капель, шум горного потока, пение птиц) и грандиозные органные хоралы.
❖ Музыка космическая и прекрасная, чьё благозвучие возвышает героя, знаменуя его переход от земного существования в предапокалиптическом мире, к небесной обители, слияние Musica Mundana и Musica Humana.
7. В «Снежном часе» основой лирического сюжета становится зашифрованный и угадывающийся на уровне аллюзий миф об Орфее в Аиде, который связан с образом современного поэта, чьё искусство не может
существовать на земле. Фракийский певец, чьим воплощением является герой-отшельник, наделённый творческими потенциями. Он должен пройти тяжёлый путь между жизнью и смертью (инициация), пережить Апокалипсис ради Возрождения. Орфей - музыкант-скиталец, близкий Христу, пророк, ищущий свой истинный путь в пустом мире из снега и льда. Орфизм в «Снежном часе» связан с идеей о Логосе из дневников 1930 -х годов.
8. Концепция музыки связана с эсхатологическими взглядами поэта, которые восходят к книге Д.С. Мережковского «Атлантида-Европа» (19301931). Мир этой книги - тёмный и беззвучный город, где узнаются черты современного поэту европейского мегаполиса, ожидающего Страшного Суда. Знамением духовного спасения становится музыка, которая озвучивает конец времён и новую, начинающуюся после него Космогонию.
9. Цикл «Над солнечной музыкой воды» является существенным сдвигом в творческой эволюции поэта. Концепция музыки переживает метаморфозу и связывается с буколическими мотивами. Но идиллическое неразрывно с эсхатологическим. Это соотносится с книгой Мережковского, в пространстве Эдема прочитывается образ Атлантиды, буколического острова, погибшего от небесного наказания. Но музыка выражает и мироспасительное значение.
Структура диссертации соответствует цели и задачам. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе представлена теоретическая база работы, обосновано понятие «концепция музыки», рассмотрена семиотическая основа, в рамках которой сделана диссертация, её основная терминология. Вторая глава посвящена музыке в ранней лирике Поплавского, анализируются стихи и письма из Парижа и Константинополя в широком контекстуальном аспекте авангардных влияний. Третья глава посвящена центральному периоду в творчестве поэта (1929 -1931 гг.), концепция музыки анализируется в статьях и дневниках 1929-1935 гг., изучены основные музыкальные мифы, рассматривается влияние философии символистов и ницшеанства на поэта, исследуется его идея духа музыки в книге стихов «Флаги». В четвёртой главе интерпретируются
музыкальные символы и изменение концепции искусства звуков в позднем творчестве поэта на материале стихов книги «Снежный час» и цикла «Над солнечной музыкой воды». В заключении подводятся итоги исследования.
Степень достоверности, апробация результатов. Положения диссертации обсуждались на аспирантских семинарах кафедры русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе ИФМИП НГПУ. Работа прошла апробацию в виде докладов на международных и всероссийских конференциях в Новосибирске, Томске, Екатеринбурге, Москве, Таллинне, Тарту и Будапеште: «Чумаковские чтения» (НГПУ, 2022, Новосибирск), «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (ТГУ, 2018, 2019, Томск), «Ломоносов» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018, 2019, Москва), Актуальные проблемы филологической науки XXI века (УРФУ им. Б. Н. Ельцина, 2020, Екатеринбург), Международная конференция молодых филологов (ТЛУ, 2019, 2021, Таллинн, Эстония), «Первая волна русской эмиграции. Симпозиум № 4. Историософия и эго-документы» (Университет им. Л. Этвёша, 2021, Будапешт), Международная конференция молодых филологов (Тартуский Университет, 2021, Тарту).
Основные положения работы отражены в 22 публикациях, 8 из которых напечатаны в журналах, включённых в перечень рекомендованных Высшей Аттестационной Комиссией, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, 5 индексируются базами данных Scopus и Web of Science.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИССЕРТАЦИИ. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Диалог искусств в семиотике
Связь музыки и литературы обнаруживается в обрядах языческих народов, их ритуалы соотносится с первобытной культурой и мифом и, что является основополагающим для архаичного искусства, синкретизмом, под которым А. Веселовский понимает «<...> сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова» [Веселовский, 1989, с. 154]. Возникает «синкретическая поэзия», которая «<...> пелась и ещё поётся и играется многими, хором; следы этого хоризма остались в стиле и приёмах позднейшей, народной и художественной песни» [там же, с. 155]. Цель этой поэзии - вызвать религиозный катарсис у слушателя, она имеет магическое значение, уподобляясь заклинанию. В дальнейшем, многие поэты обращались к музыке, причём их интерес не ограничивался использованием мотивов и образов. Представители Серебряного века используют приёмы, характерные для музыкальной техники, создавая синтетичные тексты. Пример этого взаимодействия -лирика А. Белого, описавшего с помощью стиховых приёмов структуру музыкального произведения в «Симфониях». Младосимволист посещал курсы сольфеджио С. Танеева, благодаря которым научился записывать структуру стиха нотами, что отразилось в литературных опусах: от книги «Урна» до «Петербурга». В работе «Лирика и эксперимент» он писал, что необходимо «<...> определить область ритма в поэзии, его границы, его связь с музыкой, с одной стороны, и с поэтическим метром, - с другой» [Белый, 1994, Т.1, с. 197]. Ссылаясь на идеи музыковедов, он приходит к выводу: «<...> без знания музыкальных законов ритма едва ли можно проследить генезис метрики» [там же, с. 198].
Свободное использование музыкальных терминов в поэтологическом дискурсе будет повторяться в науке о лирике регулярно, но оно является, выражаясь языком А. Махова, «фиктивным»: «< ...> музыка едва ли могла оказывать прямое, непосредственное влияние на словесность» [Махов, 2005, с. 5]. Подводя музыковедческий термин под какое-либо явление литературы, поэт или прозаик остаётся в рамках словесного дискурса, исследователь же имеет дело с понятием трансмузыкальности. Влияние музыки на поэзию «<...> было глубоко опосредованным: между музыкой и словом лежит огромная область музыкального» [там же]. Сфера сосуществования искусств - трансмузыкальное, музыка находится «... в постоянном интенсивном взаимодействии со словесным искусством» [там же]. Слияния музыки и литературы не может быть. Влечение слова к музыке приводит его не к трансформации в язык звуков, а «< ...> к неким подобиям музыки, новым и всё время иным: слово не превращалось в музыку как в нечто «другое», но обнаруживало в себе собственную музыку, отличную от музыки в точном смысле слова» [там же, с. 7]. Выделим главные постулаты трансмузыкального у А.Е. Махова.
1. Musica Mudana, «<...> принцип архитектоники, структурного устройства произведения: она обуславливает устроенность космоса -внешнего мира; гармоническая устроенность словесного произведения -отражение этой музыкально-космической гармонии» [там же, с. 23]. Это Высшая Музыка Вселенной, создаваемая, по законам теории Пифагора и Боэция.
2. Musica Humana или «музыка души», «<...> отражение <...>, той внутренней, цельной и неделимой сути человека, которую античный автор назвал бы "нравом"); в этой ипостаси музыка - выражение внутреннего мира, а в предельном случае (у романтиков) - она и его содержание» [там же]. Это музыка души, звучащая в унисон космической гармонии, является её эхом.
3. Музыка - «<...> принцип, лежащий в основе всех искусств».
Трансмузыкальность или трансмузыкальная сфера, - это область в литературе, где происходит соединение и активнейшее взаимодействие двух искусств, в эту сферу мы включаем все приёмы и возможности литературы подражать музыке в поэтическом или прозаическом тексте. Но этот термин требует уточнения. В семиотике все искусства видятся как особые языки. Труды Белого стали первыми работами, посвящёнными связи знаковых систем в русской филологии. Важно учитывать работу Ю.Н. Тынянова «Кино - Слово -Музыка»: «Лишите кино музыки - оно опустеет, оно станет дефективным, недостаточным искусством. Когда нет музыки, ямы открытых, говорящих ртов прямо мучительны. <...> Убирая из кино музыку, - вы делаете его и впрямь немым, речь героев, лишённая одного из элементов, становится мешающим недоноском. Вы опустошаете действие» [Тынянов, 1977, с. 321 ].4 В этой мысли Тынянова находит своё воплощение семиотическое понимание о связи искусств и их взаимном обогащении. Музыка создаёт дух действия, подчёркивая эмоциональные оттенки речи, напряжённость сюжета.
Мы учитываем идеи К. Леви-Стросса о связи мифа и музыки. Основой его работы послужила оперная реформа Р. Вагнера: «<...> показывая, что анализ мифов подобен большой партитуре, мы просто извлекаем логическое следствие из вагнеровского открытия: структура мифов раскрывается с помощью музыкальной партитуры» [Леви-Стросс, 2006, Т.1, с. 22]. К. Леви-Стросс обращается к хрестоматийной концепции времени как главному элементу и музыки, и мифа: «Отношение ко времени имеет характер весьма своеобразный: будто музыка и мифология нуждаются во времени только для того, чтобы его опровергнуть. И та и другая являются средствами для преодоления времени» [там же, с. 22-23]. Важно понятие внутреннего
4 Стоит отметить близость идеи о диалоге искусств понятию интертекстуальности, разработанному французскими структуралистами, прежде всего, Ю. Кристевой. Но если в их работах речь идёт о взаимосвязи текстов «одного языка» (литературы), то в основных для нашей методологии работах рассматривается связь различных семиотических систем [Кристева, 2000. с. 427-457].
времени, где возможно существование мифа и музыкального произведения, для которых ценность имеет рецепция: «Замысел музыкального произведения, как и мифа, осуществляется в слушателе и благодаря ему. <...> Миф и музыкальное произведение оказываются дирижёрами, а слушатели - молчаливыми исполнителями» [там же, с. 24].
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Языки культуры в вокально-хоровом творчестве Николая Сидельникова2005 год, кандидат искусствоведения Эсаулова, Татьяна Ивановна
Музыкальные образы в творчестве С.А. Есенина: мифопоэтика и контекст2017 год, кандидат наук Сухов, Алексей Валерьевич
Музыка в философско-поэтическом мире О. Мандельштама2005 год, кандидат филологических наук Крауклис, Регина Гарольдовна
Творчество К. Бальмонта в контексте русской синкретической культуры конца XIX - начала XX века2007 год, доктор филологических наук Будникова, Лариса Ивановна
К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков2009 год, кандидат искусствоведения Потяркина, Елена Евгеньевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Маматов Глеб Максимович, 2024 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Источники
1. Анненский, И. Ф. Книга отражений / И. Ф. Анненский - М.: Наука, 1979. - 680 с.
2. Бальмонт, К. Д. Поэзия как волшебство / К. Д. Бальмонт - М.: Скорпион, 1915. - 94 с.
3. Бальмонт, К. Д. Ясень. Видение Древа / К. Д. Бальмонт - М.: Изд-во К.Ф. Некрасова, 1921. - 252 с.
4. Белый, А. Эстетика. Теория символизма. В 2 т. Т.1. Символизм. Луг зелёный. Трагедия творчества. Достоевский и Толстой / А. Белый. - М.: Искусство, 1994. - 478 с.
5. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый - М.: Республика, 1994. - 528 с.
6. Белый, А. Собрание сочинений: в 17 т. Т. 10. Симфонии / А. Белый. - М.: Культурная революция, Республика, Дмитрий Сенчин, 2014. -450 с.
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические с параллельными местами / Библия. - М.: Библейская лига, 2009. - 1232 с.
8. Блок, А. А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 6. Проза 1918-1921 гг. / А. А. Блок. - М-Л.: Художественная литература, 1962. - 560 с.
9. Бодлер, Ш. Цветы зла / пер. с франц. Д. С. Мережковского, В. Я. Брюсова, В. Микушевича, В. Левика и др. / Ш. Бодлер. - М.: Наука, 1970. -487 с.
10. Борис Поплавский в оценках и воспоминаниях современников / Б. Ю. Поплавский. - СПб.: Логос; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993. -184 с.
11. Бретон, А. Магнитные поля / пер. с франц. Е. Д. Гальцовой, С. А. Исаева / А. Бертон, Ф. Супо. - М.: ГИТИС, 1994. - 392 с.
12. Бунин, И. А. Полное собрание стихотворений, романов и повестей: в 1 т. / И. А. Бунин. - М.: Альфа-Книга, 2018. - 1181 с.
13. Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / пер. с лат. И. Соснецкого. вступ. статья и ред. М. Л. Гаспарова / Публий Вергилий Марон. - М.: Художественная литература. 1979. - 539 с.
14. Газданов, Г. Собрание сочинений: в 5 т. T. 5. Письма. Полемика. Современники о Газданове / Г. И. Газданов. - М.: Эллис Лак, 2009. - 753 с.
15. Иванов, В. И. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Дневники. Письма. Рецензии / В. И. Иванов. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1979. - 808 с.
16. Иванов, В. И. Дионис и прадионисийство / В. И. Иванов. - СПб.: Алетейя, 1994. - 350 с.
17. Кузмин, М. А. Условности. Статьи об искусстве / М. А. Кузмин. -Томск: Водолей, 1996. - 162 с.
18. Кузмин, М. А. Стихотворения / М. А. Кузмин. - СПб.: Академический проект, 1996. - 844 с.
19. Мандельштам, О. Э. Собрание сочинений: в 2 т. Т.1. Стихотворения. Переводы / О. Э. Мандельштам. - М.: Художественная литература, 1990. - 659 с.
20. Манифесты итальянского футуризма. Собрание манифестов Маринетти, Боччьони, Карра, Балла, Северини, Прателла, Сен-Пуан. / пер. с итал. В. Шершеневича. - М.: Тип. Русского товарищества, 1914. - 77 с.
21. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 4. Стихотворения, поэмы, агитлубки и очерки 1922-1923. / В. В. Маяковский. -М.: Художественная литература, 1955-1961. - 224 с.
22. Мережковский, Д. С. Тайна запада: Атлантида-Европа / Д. С. Мережковский. - Белград: Русские писатели, 1930. [Электронный ресурс] -URL: https://merezhkovsky.ru/lib/prose/atlantida-evropa.html].
23. Поплавский, Б. Ю. Снежный час / Б. Ю. Поплавский. - Париж: Cooperative etoile, 1936. - 112 с.
24. Поплавский, Б. Ю. Из дневников 1928-1935 / Б. Ю. Поплавский. -Париж: Imprimerie Val, 1938. - 64 с.
25. Поплавский, Б. Ю. Неизданное. / Б. Ю. Поплавский. - М.: Христианское издательство, 1996. - 512 с.
26. Поплавский, Б. Ю. Автоматические стихи / Б. Ю. Поплавский. -М.: Согласие, 1999. - 228 с.
27. Поплавский, Б. Ю. Дадафония: Неизвестные стихотворения. 1924-1927 / Б. Ю. Поплавский. - М.: Гилея, 1999. - 128 с.
28. Поплавский, Б. Ю. Собрание сочинений: в 3 т. Т.1. Стихотворения / Б. Ю. Поплавский. - М.: Книжница. Русский путь. Согласие, 2009. - 562 с.
29. Поплавский, Б. Ю. Собрание сочинений: в 3 т. Т.2. Проза / Б. Ю. Поплавский. - М.: Книжница. Русский путь. Согласие, 2009. - 466 с.
30. Поплавский, Б. Ю. Собрание сочинений: в 3 т. Т.3. Статьи. Дневники. Письма / Б. Ю. Поплавский. - М.: Книжница. Русский путь. Согласие, 2009. - 626 с.
31. Поплавский, Б. Ю. Орфей в Аду / Б. Ю. Поплавский. - М.: Гилея, 2009. - 192 с.
32. Поплавский, Б. Ю. Откровения Бориса Поплавского: статьи и письма Бориса Поплавского / Б. Ю. Поплавский // Новый журнал. - 2011. -№ 263. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.magazines.russ.ru/nj/2011-/263/po14.html.
33. Проклятые поэты: золотая серия поэзии / Проклятые поэты. - М.: Эксмо, 2014. - 416 с.
34. Пушкин, А. С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 4. «Евгений Онегин». Драматические сочинения / А. С. Пушкин. - М.: Гос. Изд-во художественной литературы, 1960. - 600 с.
35. Тютчев, Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: в 6 т. Т.1. Стихотворения 1813-1849 / Ф. И. Тютчев. - М.: Классика, 2002. - 270 с.
36. Феокрит. Идиллии и эпиграммы / пер. с др.-греч. комм. ред. М. Е. Грабарь-Пассек / Феокрит, Мосх, Бион. - М.: Изд-во АН. СССР, 1958. -326 с.
37. Хлебников, В. Собрание произведений: в 5 т. Т.5. Стихи, проза, статьи, записная книжка, письма, дневник / В. Хлебников. - Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1933. - 379 с.
38. Ходасевич, В. Ф. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. Записная книжка Статьи о русской поэзии Литературная критика 1922-1939 / В. Ф. Ходасевич. - М.: Согласие, 1996. - 578 с.
39. Чурилин, Т. В. Моцарт и пила / Т. В. Чурилин // Литературный журнал «Футурум Арт» - 2002. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: https://-reading-hall.ru-/publi-cation.-php?id=8603.
Справочная литература
40. Блаватская, Е. П. Теософский словарь / Е. П. Блаватская. - СПб.: Сфера, 2009. - 576 с.
41. Мень, А. В. Библиологический словарь: в 3 т. / А. В. Мень. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.
42. Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - М.: Советский композитор, 1976. - 1102 с.
43. Токарев, С. А. Мифы народов мира. Энциклопедический словарь: в 2 т. / С. А. Токарев. - М.: Советская Энциклопедия, 1980.
44. Трессидер, Д. Словарь символов / Д. Трессидер. - М.: ГРАНД, 1999. - 448 с.
45. Философский Энциклопедический Словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1983. - 839 с.
Научная литература
46. Аберт, Г. В. А. Моцарт: в 2 ч. Ч. 2 / пер. с нем. К. К. Саквы; Под общ. ред. К. К. Саквы / Г. В. Аберт. - М.: Музыка, 1990. - 560 с.
47. Аверроэс. Опровержение опровержения / Пер. с араб. С. И. Еремеева / Аверроэс. - СПб.: Алетейя, 1999. - 688 с.
48. Адамович, Г. В. Одиночество и свобода / Г. В. Адамович. - СПб.: Алетейя, 2002. - 491 с.
49. Азарова, О. А. Автобиографическая модель повествования в прозе Б. Поплавского: многоголосие памяти / О. А. Азарова, И. А. Кудряшов // Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 6. - С. 23-32.
50. Алексеева, М. В. Музыка и слово: проблема синтеза в эстетической теории и художественной практик: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Алексеева Мария Викторовна. - М., 2010. - 26 с.
51. Аликин, К. Ю. Принцип «кинематографического письма» в поэтике Бориса Поплавского / К. Ю. Аликин // Молодая филология. - 1998. -Вып. 2. - С. 174-180.
52. Аликин, К. Ю. Метрика и ритмика Бориса Поплавского / К. Ю. Аликин // Наука. Университет. 2005: материалы всероссийской научной конференции преподавателей и студентов (Новосибирск, 2-3 марта 2005 г.). - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2005. - С. 136-144.
53. Ариас-Вихиль, М. А. Французский символизм и русский декаданс: Иннокентий Анненский - переводчик Бодлера / М. А. Ариас-Вихиль // Некалендарный век. Мусатовские чтения 2009: материалы международной научной конференции (Великий Новгород, 23-25 сентября 2009 г.). - Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2011. - С. 191-215.
54. Асоян, А. А. К семиотике орфического мифа в русской поэзии (И. Анненский, О. Мандельштам, А. Ахматова) / А. А. Асоян // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. - 2002. - № 4. -С. 16-24.
55. Асоян, А. А. Семиотика мифа об Орфее и Эвридике / А.А. Асоян // Сибирский филологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 4-25.
56. Барковская, Н. В. Стилевой импульс «бестактности» в творчестве Б. Поплавского / Н. В. Барковская // XX век. Литература. Стиль: стилевые закономерности русской литературы ХХ века (1900-1950). - 1998. - № 3. - С. 104-115.
57. Барковская, Н. В. Приемные дети культуры: традиции Бориса Поплавского в современной уральской поэзии / Н. В. Барковская // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. -2013. - № 4. - С. 279-290.
58. Барковская, Н. В. Книга стихов как теоретическая проблема / Н. В. Барковская, У. Ю. Верина, Л. Д. Гутрина // Филологический класс. - 2014. - № 1 (35). - С. 20-30.
59. Белоусова, О. О. Поэтика цикла и книги в современном литературоведении / О. О. Белоусова, О. А. Дашевская // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 389. - С. 6-14.
60. Бельская, А. А. «Музыкальный код» романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» / А. А. Бельская // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. -2018. - № 3. - С. 80-89.
61. Бём, А. Л. О Борисе Поплавском - поэте (Борис Поплавский, «Снежный час». Стихи 1931-1935, Париж 1936) / А. Л. Бём // Меч. - 1936. -№.42. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mochola.org-/russiaabroad-/bem/bem49_poplavski.htm.
62. Бергсон, А. Творческая эволюция / Пер. с франц. М. Булгакова, Б. Бычковского/ А. Бергсон. - М.: Эксмо, 2018. - 320 с.
63. Блаватская, Е. П. Голос безмолвия. Семь врат. Два пути. / Пер. с англ. Е. Ф. Писаревой / Е. П. Блаватская. - Калуга: тип. Губернской земской управы, 1912. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.theo-sophy.ru/-lib/golos.htm.
64. Блажевич, М. Н. Числовая символика в музыке немецкого Барокко: миф или реальность / М. Н. Блажевич // Музыкальный альманах Томского государственного университета. - 2018. - № 5. - С. 65-70.
65. Блок и музыка: сб. ст., Л. - М., Советский композитор, 1972. -
280с.
66. Блюмбаум, А. Б. К генезису и семантике «мирового оркестра» в творчестве Александра Блока: несколько уточнений / А. Б. Блюмбаум // Acta Slavica Iaponica. - 2015. - Т. 36. - С. 1-23.
67. Бобринская, Е. А. Красота и необходимость насилия. Мифопоэтика раннего футуризма / Е. А. Бобринская // Искусствознание. -2015. - № 1-2. - 194-215.
68. Болнова, Е. В. Семантика мифа об Орфее и Эвридике в творчестве В. И. Иванова / Е. В. Болнова // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - № 4. - С. 172-176.
69. Болтовский, Е. О. К календарной мифологии Бориса Поплавского / Е. О. Болтовский // Вестник Костромского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 93-95.
70. Брузгене, Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия / Р. Брузгене // Вестник Пермского государственного университета. Российская и зарубежная филология. - 2009. - № 6. - С. 93-99.
71. Вагнер, Р. Избранные работы / пер. с нем. И. Татариновой, С. Гиждеу. Сост. и коммент. И. А. Барсовой и С. А. Ошерова; вступ. статья А. Ф. Лосева / Р. Вагнер. - М.: Искусство, 1978. - 695 с.
72. Варшавский, В. С. Незамеченное поколение / В. С. Варшавский. -М.: Русский путь, 2010. - 580 с.
73. Васильева, М. А. На границе звука. О творчестве Бориса Поплавского / М. А. Васильева // Дружба народов. - 1997. - № 12. - С. 199— 208.
74. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово: в 2 т. Т.1. Ритмика / В. А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1972. - 151 с.
75. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово: в 2 т. Т.2. Интонация. Композиция / В. А. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1972. - 151 с.
76. Веселовский, А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. -М.: Высшая школа, 1989. - 648 с.
77. Волощенко, А. Ю. Некоторые вокальные трудности при исполнении произведений Рихарда Вагнера / А. Ю. Волощенко // ЮжноРоссийский музыкальный альманах. - 2006. - № 1. - С. 190-192.
78. Галкина, М. Ю. Художественно-философские аспекты прозы Бориса Поплавского : автореферат дис... канд. филол. наук / Мария Юрьевна Галкина. - М., 2011. - 32 с.
79. Гаспаров, М. Л. Метр и Смысл / М. Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1999. - 289 с.
80. Гераклит Эфесский. Отрывки / пер. с др.-греч. В. Нилендера / Геркалит Эфесский. - М.: Мусагет, 1910. - 147 с.
81. Гервер, Л. Л. «А небо синее, моцарть!»: Моцарт и Хлебников / Л.Л. Гервер // Моцарт - ХХ век. Межвузовский сб. ст. - Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, 1993. - С. 114-124.
82. Гервер, Л. Л. Музыкальная культура Хлебникова // Л. Л. Гервер // Вестник общества Велимира Хлебникова. - Вып. 1. - 1996. - С. 213-234.
83. Гервер, Л. Л. «Инструменты игры» Блока, Хлебникова и Маяковского / Л. Л. Гервер // Язык как творчество. Сборник статей к 70-летию В. П. Григорьева. - М.: Институт русского языка Российской академии наук, 1997. - С.66-79.
84. Гервер, Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века) / Л. Л. Гервер. - М.: Индрик, 2001. - 248 с.
85. Герцман, Е. В. Музыкальная боэциана. / Е. В. Герцман. - СПб.: Невская Нота, 2010. - 504 с.
86. Головин, Е. В. Франсуа Рабле: вояж к Дионису / Е. В. Головин. -М.: Терра, 1997. [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: https://golovinfond.ru-/content/fransua-rable-voyazh-k-dionisu.
87. Грякалова, Н. Ю. Травестия и трагедия. Метафизическая проблематика символизма в романах Бориса Поплавского / Н. Ю. Грякалова // А. Блок. Исследования и материалы. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. - С. 102-124.
88. Грейвс, Р. Мифы Древней Греции / пер. с. англ. К. П. Лукьяненко. Под ред. А. А. Тахо-Годи / Р. Грейвс - М.: Прогресс, 1992. - 620 с.
89. Гудимова, С. А. Музыкальные концепции античного мира / С. А. Гудимова // Вестник культурологии. - 2018. - № 3. - С. 100-116.
90. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания времени / пер. с нем. В. И. Молчанова. Под общ. ред. В. И. Молчанова / Э. Гуссерль. - М.: Гнозис, 1994. - 177 с.
91. Дарвин, М. Н. Циклизация в творчестве Пушкина: Опыт изучения поэтики конвергентного сознания. / М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа. -Новосибирск: Наука, 2001. - 292 с.
92. Дебюсси, К. Статьи, рецензии, беседы / пер. с. франц. А. Бушен, Ю. Кремлёва / К. Дебюсси. - М.: Музыка, 1964. - 279 с.
93. Дмитриев, В. Анри Бергсон на русском Монпарнасе // Феномен русской эмиграции / В. Дмитриев. - Siedlce: Instytut КиЬигу К^ютЫе] i Badan Literackich Franciszka Karpinskiego, 2020. - С. 63-87.
94. Друскин, М. С. Пассионы И. С. Баха / М. С. Друскин. - М.: Музыка, 1972 - 90 с.
95. Дуганов, Р. В. Велимир Хлебников. Природа творчества / Р. В. Дуганов. - М.: Советский писатель, 1990. - 352 с.
96. Епишева, О. В. Концепт «музыка» в лирике К. Д. Бальмонта / О. В. Епишева. - Иваново: Солнечная пряжа, 2009. [Электронный ресурс]. -URL: http://balmontoved.ru/almanah-solnechnaja-prjazha/vypusk-3/k-balmont-vzerkale-fi lologii/37-ov-episheva-kontsept-muzyka-v-lirikekd-balmon-ta.html.
97. Залесская, М. К. Рихард Вагнер. Запрещённый композитор / М. К. Залесская. - М.: Вече, 2013. - 240 с.
98. Злочевская, А. В. Поплавский Борис Юлианович / А. В. Злочевская [Электронный ресурс]. - URL: https://www.philol.msu.ru/~modern-/ind-ex.-php?-page=957.
99. Зусева-Озкан, В. Б. Валькирический миф в творчестве Андрея Белого // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 467. - С. 15-27.
100. Зусман, В. Г. Акустические явления в романах Кафки: шум, крик, пение и музыка / Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. Литература и музыка. - Нижний Новгород: Деком, 2001. - С. 152-169.
101. Зырянов, О. В. Лирическая книга Б. Поплавского «Снежный час»: семантика стиховой формы и проблема архитектонического единства / О. В. Зырянов // Авторское книготворчество в литературе: комплексное изучение. Материалы третьей Международной научной конференции (Омск, 14-16 мая 2013 г.). - Омск: Омский государственный педагогический университет, 2013. - С. 49-62.
102. Иванова, Н. А. Музыкальный код в произведениях Б. К. Зайцева / Н. А. Иванова // Вестник Брянского государственного университета. - 2013 -№. 2. - С. 193-197.
103. Казарина, Т. В. Три эпохи русского литературного авангарда / Т. В. Казарина. - Самара: Изд-во Самарского государственного университета, 2004. - 454 с.
104. Казарина, Т. В. Функции вещи в литературе авангарда / Т. В. Казарина // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 5. - С. 175-184.
105. Кац, Б.А. Анна Ахматова и музыка: исследовательские очерки / Б. А. Кац, Р. Д. Тименчик. - Л.: Советский композитор, 1989. - 334 с.
106. Кац, Б. А. Отзвуки Вагнера в русской поэзии / Б. А. Кац // Музыкальная академия. - 1994. - № 3. - С. 134-140.
107. Кэмпбелл, Дж. Роман о Граале. Магия и тайна мифов о Короле Артуре / пер. с англ. О. Д. Чекуриной / Дж. Кэмпбелл. - СПб.: Питер, 2019. [Электронный ресурс]. - URL: https:// psy.wikireading.ru / hbDoMCsLWf.
108. Компарелли, Р. Сюжеты праздника в лирике Б. Поплавского / Р. Компарелли // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 197-200.
109. Компарелли, Р. Лирика Б. Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы : дис. ... канд. филол. наук / Роза Компарелли. - Томск, 2015. - 194 с.
110. Корниенко, С. Ю. Самоидентификация в культуре Серебряного века: Марина Цветаева / С. Ю. Корниенко. - Новосибирск: Изд-во. Новосибирского государственного педагогического университета, 2011. -140 с.
111. Корниенко, С. Ю. «Что пользы, если Моцарт будет жив.»: Моцарт и Сальери в модернистских эстетических практиках / С. Ю. Корниенко // Сибирский филологический журнал. - 2019. - № 3. - С. 111— 120.
112. Косихина, С. В. Музыка в творчестве И. Анненского / С. В. Косихина // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. -2018. - № 3. - С. 33-40.
113. Кочеткова, О. С. Миф об Орфее в творчестве поэтов «парижской ноты» (об одном сравнении в стихотворении Бориса Поплавского «Дождь») / О. С. Кочеткова // Материалы XVI Международной конференции студентов,
аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009» (Москва, 13-18 апреля 2009 г.). - М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2009. - С.533-535.
114. Кочеткова, О. С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ольга Сергеевна Кочеткова. - М., 2010. - 26 с.
115. Кочеткова, О. С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского / О. С. Кочеткова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Литературоведение. Журналистика. - 2010. - № 1. - С. 11-18.
116. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / пер. с франц. Г. К. Косикова. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Ю. Кристева. - М.: Прогресс, 2000. - С. 427-457.
117. Кручёных, А. Слово как таковое / А. Кручёных, В. Хлебников. -М.: Тип. Я. Даникина и Я. Хомутова, 1913. - 15 с.
118. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. - М.: Учпедгиз, 1954. - 452 с.
119. Лаку-Лабарт, Ф. Música Ficta. Фигуры Вагнера / пер. с франц. В. Е. Лапицкого / Ф. Лаку-Лабарт. - СПб.: Axioma / Азбука, 1999. - 220 с.
120. Лапаева, Н. Б. Борис Поплавский и сюрреализм: опыт автоматического письма / Н. Б. Лапаева // Дергачевские чтения-2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 2-3 октября 2002 г.). - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2004. - С. 284-290.
121. Лапаева, Н. Б. «Рождественская нота» в поэзии Бориса Поплавского (истолкование и интерпретация стихотворения "Рождество расцветает. Река наводняет предместья") / Н. Б. Лапаева // Духовная литература и святочные рассказы: Книга для учителя. - Пермь: Изд-во Пермского государственного педагогического университета, 2005. - С. 8288.
122. Латышко, О. В. Музыкальные формы в поэзии русского зарубежья первой волны (на примере лирики Б. Поплавского, Б. Божнева и Г. Голохвастова) / О. В. Латышко // Вестник Московского государственного областного университета. - 2013. - № 3. - С. 41-46.
123. Леви-Стросс, К. Мифологики: Сырое и приготовленное / пер. с франц. А. З. Акопян, З. А. Сокулер / К. Леви-Стросс. - М.: Университетская книга, 2006. - 399 с.
124. Ливанова, Т. Н. Моцарт и русская музыкальная культура / Т. Н. Ливанова. - СПб.: Планета музыки, 2019. - 116 с.
125. Лиштанберже, А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель / пер. с франц. Алгоритм / А. Лиштанберже. - М.: Алгоритм, 1997. - 479 с.
126. Лопачёва, М. К. Иннокентий Анненский в художественном сознании поэтов русской эмиграции / М. К. Лопачёва // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2005. - № 1 - С. 70-77.
127. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. Из ранних произведений. - М.: Правда, 1990. - С. 195-393.
128. Лотман, Ю. М. Избранные статьи в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. - Таллин: Александра, 1992. - 479 с.
129. Лотман, Ю. М. Из размышлений над творческой эволюцией Пушкина (1830 год) / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 1995. - С. 300315.
130. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.
131. Магомедова, Д. М. Концепция «музыки» в раннем творчестве А. Блока / Д. М. Магомедова // Филологические науки. - 1975. - № 4. - С. 1626.
132. Магомедова, Д. М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока / Д. М. Магомедова. - М.: Мартин, 1997. - 224 с.
133. Макарова, С. А. Музыкальность лирики как теоретико-литературная проблема: автореф. дис. ... д-ра. филол. наук. / Макарова Светлана Анатольевна. - М., 2018. - 52 с.
134. Максимова, М. В. «Проклятые умы» конца XIX века / М. В. Максимова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2015. - № 1. - С. 101-106.
135. Мансков, А. А. Поэтика «Музыкальных новелл» С. Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Мансков Алексей Анатольевич. - Барнаул, 2007. - 19 с.
136. Матвеева, Ю. В. Крымская «нота» русского зарубежья: на материале творчества писателей младшего поколения первой волны русской эмиграции / Ю. В. Матвеева // Известия Уральского федерального университета. - 2010. - № 3. - С. 134-143.
137. Махов, А. Е. Эолова арфа: вещь и поэтический миф / А. Е. Махов // Русская речь. - 1993. - № 1. - С. 3-9.
138. Махов, А. Е. Música literaria. Идея словесной музыки в европейской поэтике / А.Е. Махов. - М.: Intrada, 2005. - 224 с.
139. Менегальдо, Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского / Е. Менегальдо. - СПб.: Алетейя, 2007. - 284 с.
140. Милькович, Н. Поэтическое искусство Бориса Поплавского: дис. канд. ... филол. наук. / Милькович Никола. - Белград, 2021. - 256 с.
141. Мирошникова, О. В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика (на материале поэзии последней трети XIX века) / О. В. Мирошникова. -Омск: Изд-во Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, 2002. - 139 с.
142. Митрофанова, А. А. Лейбниц и Бах: универсальность мышления в понимании Абсолюта / А. А. Митрофанова // Вестник музыкальной науки. - 2019. - № 4. - С. 5-13.
143. Муретов, М. Д. Учение о Логосе у Филона Александрийского и Иоанна Богослова / М.Д. Муретов. - М.: тип. М. Г. Волчанинова. 1885. - 448 с.
144. Назаренко, И. И. «Орфей в Аду»: трансформация мифа об Орфее и Эвридике в романе Б. Поплавского «Домой с небес» / И.И. Назаренко // Имагология и компаративистика. - 2020 - № 14. - С. 90-109.
145. Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века // под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Прогресс. 1986. - 638 с.
146. Налегач, Н. В. Вагнерианский слой в поэзии Анненского / Н. В. Налегач // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2022. -Т. 24. № 1 (89). - С. 60-65.
147. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки // пер. с нем. Г. А. Рачинского / Ф. Ницше. - М.: Мысль, 1990. - 165 с.
148. Норина, Н. В. Поэтика лирического цикла Б. Ю. Поплавского «Над солнечною музыкой воды» / Н. В. Норина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2011. - №12. - С. 62-66.
149. Норина, Н. В. Миф об Орфее в лирике Б. Поплавского / Н. В. Норина, А. Е. Спереденюк // Международный научно-исследовательский журнал. - 2012. - № 3. - С. 52-57.
150. Норина, Н. В. Образы музыкальных инструментов в сборнике Бориса Поплавского «Флаги» / Н. В. Норина // Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Соликамск, 19-20 ноября 2015 г.). - Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2016. - С. 178-183.
151. Носина, В. Б. Символика музыки И. С. Баха / В. Б. Носина. -СПб.: Композитор, 1997. - 94 с.
152. Опарина, Ю. М. Музыка слова и слово в музыке: поэзия А. Блока в произведениях отечественных композиторов / [Электронный ресурс] -
URL: file:///C:/Users/1/Downloads/muzyka-slova-i-slovo-v-muzyke-poeziya-a-bl-oka-v-proizvedeniyah-otechestvennyh-kompozitorov%20(3).pdf.
153. Орлицкий, Ю. Б. Свободный стих в творчестве Бориса Поплавского / Ю. Б. Орлицкий // Новый мир. - 2014. - № 1. - С. 80-87.
154. Осипова, Н. О. «Ренессансный текст» в поэзии русской эмиграции / Н. О. Осипова // Вестник Вятского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 103-111.
155. Осипова, Н. О. Чёрная Мадонна Б. Поплавского: опыт интерпретации поэтического текста / Н. О. Осипова // Вестник Вятского государственного университета. - 2015. - №. 4. - С. 101-107.
156. Панамарёва, А. Н. Музыкальность в драматургии А. Чехова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / Панамарёва Анна Николаевна.- Томск, 2007. - 22 с.
157. Петрова, С. А. Живопись и музыка в стихотворении В. В. Маяковского «А вы могли бы?» / С. А. Петрова // ArtLogos. - 2017. - № 2. -С. 93-97.
158. Пильщиков, И. А. Что такое цевница? (на материале русской поэзии XVIII-XIX вв.) / И. А. Пильщиков // Антропология культуры - 2010. -Т.4. - С. 319-336.
159. Платон. Сочинения в 4 т.: Т. 2. Шесть диалогов зрелого периода. Федон. Пир. Федр. Теэтет. Софист. Парменид. / пер. с др-греч. и общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо -Годи / Платон. - М.: Мысль, 1993. - С. 421-503.
160. Потяркина, Е. Е. К.Д. Бальмонт и русская музыка рубежа XIX-XX веков : автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Потяркина Елена Евгеньевна. - М., 2009. - 30 с.
161. Потяркина, Е. Е. К. Бальмонт и А. Скрябин: творческие параллели / Е. Е. Потяркина // Вестник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. - 2012. - Т.3. - С. 83-95.
162. Пощёчина общественному вкусу (в защиту свободного искусства) / Пощёчина общественному вкусу. - М.: Тип. Я. Данкина и Я. Хомутова, 1913. - 116 с.
163. Прадивлянная, Л. Н. «Автоматические стихи Бориса Поплавского» / Л. Н. Прадивлянная // Сборник научных трудов по лингвистике и языкознанию. - Изд-во Киевского национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова. - 2017. - С. 116-124.
164. Прадивлянная, Л. Н. Смыслообразующая функция эвфонических элементов в сюрреалистической поэзии / Л. Н. Прадивлянная // Научные записки Бердянского государственного педагогического университета. -2019. - № 18. - С. 102-110.
165. Прохорова, Н. И. Концепт «жизнетворчество» в художественной картине мира Б. Ю. Поплавского : автореф. дис... канд. филол. наук / Прохорова Наталья Ивановна. - Саранск, 2007. - 18 с.
166. Савинова, А. Г. Музыкальный код в художественной прозе Н. Гоголя: образы колокола и колокольчика / А. Г. Савинова // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 333. - С. 17-20.
167. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. - М.: Высшая школа, 1982. - 487 с.
168. Рицци, Д. Рихард Вагнер в русском символизме / Д. Рицци // Серебряный век в России. Избранные страницы. - М.: Радикс, 1993. - С. 117136.
169. Розенов, Э. К. О применении закона «Золотого деления» в музыке. Эстетическое исследование / Э. К. Розенов // Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний. - 1904. - С. 15-22.
170. Роман, С. Н. Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б.Ю. Поплавского: автореф. ... канд. филол. наук. / Роман Сергей Николаевич. - Орехово-Зуево, 2007. - 19 с.
171. Савинская, О. А. Стоические и буддистские мотивы в лирике Б.Ю. Поплавского / О. А. Савинская // Вестник Костромского государственного университета. - 2011. - №. 3. - С. 194-198.
172. Саймон, Г. У. Сто великих опер / Г.У. Саймон, А. Майкапар - М.: Крон-Пресс, 1998 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.-belcanto.-ru/gibel.html.
173. Сакулина, Е. А. Художественный мир Г. Тракля. Принцип музыкальности: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Сакулина Елена Александровна. - Нижний Новгород, 2009. - 20 с.
174. Санаа, А. О. «Невеста» А.П. Чехова: музыкальный код / А. О. Санаа // Культура и текст. - 2010. - № 2. - С. 439-444.
175. Сапрыкина, Е. Ю. Футуризм и авангардная культура Италии / Е. Ю. Сапрыкина // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.). Теория. История. Поэтика. М. ИМЛИ РАН, 2010. - С. 360-413.
176. Сидорова, А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Сидорова Анна Геннадьевна. - Барнаул, 2006. - 26 с.
177. Силард, Л. «Орфей растерзанный» и наследие орфизма / Л. Силард // Studia Slavica Hungarica. - 1996. - № 41. - C. 209-246.
178. Сироткин, Н. С. Б. Поплавский и В. Маяковский: об одной литературной параллели / Н. С. Сироткин // Русский авангард: тенденции и влияния [Электронный ресурс]. - URL: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ra/ns_-poplavskij.htm.
179. Сироткин, Н. С. Поглощение и извержение. Еда, женщины, деньги, музыка и смерть / Н. С. Сироткин // Русский авангард: тенденции и влияния [Электронный ресурс]: URL: http://avantgarde.narod.ru/beitraege/ra/ns_-mpz.htm.
180. Слоним, М. Молодые писатели за рубежом / М. Слоним // Воля России. - 1929. - № 10-11. - С. 100-118.
181. Смирнов, И. П. Психодиахронологика. Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. / И. П. Смирнов. - М.: Новое литературное обозрение, 1994. - 352 с.
182. Смирнова, А. С. Музыка в амебейных агонах / А. С. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 226-228.
183. Соловьёва, Е. Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис» / Е. Е. Соловьёва // Stephanos. - 2016. - № 2. - С. 119-128.
184. Сошкин, Е. Между могилой и тюрьмой: "Голубые глаза и горячая лобная кость" О. Мандельштама на пересечении поэтических кодов / Е. Сошкин // Блоковский сборник XVIII: Россия и Эстония в XX веке. - Тарту: Изд-во Тартуского Университета, 2010. - С. 56-79.
185. Спасская, Е. Л. Семантика и структура образа в поэтических текстах французских сюрреалистов: автореф. дис... канд. филол. наук / Спасская Елена Львовна. - М., 1993. - 24 с.
186. Сыроватко, Л. В. Русский сюрреализм Бориса Поплавского / Л. В. Сыроватко // Культурный слой. Гуманитарные исследования: О стихах и стихотворцах. - 2007. - Вып. 7. - С. 51-85.
187. Тарановский, К. Ф. О поэзии и поэтике / К. Ф. Тарановский. - М.: Языки русской культуры. 2000. - 432 с.
188. Токарев, Д. В. Ars poetica Бориса Поплавского (Поплавский и Малларме) / Д. В. Токарев // Литература русского зарубежья (1920-1940 гг.): взгляд из 20 века. - 2008. - С. 210-218.
189. Токарев, Д. В. Озарения Безобразова (Б. Поплавский и Артюр Рембо) / Д. В. Токарев // Русская литература. - 2010. - № 2. - С. 15-31.
190. Токарев, Д. В. Между Индией и Гегелем Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе / Д. В. Токарев. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 352 с.
191. Туфанов, А. В. К зауми. Фоническая музыка и функции согласных фонем / А. В. Туфанов. - Пб.: Изд-е автора, 1924. - 48 с.
192. Тынянов, Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М.: Наука, 1977. - 574 с.
193. Тырышкина, Е. В. Русская литература 1890-х-начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду / Е. В. Тырышкина. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. - 151 с.
194. Тырышкина, Е. В. «Убийство музыкой»: Маяковский/Поплавский // Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве. Материалы Международной научной конференции (Москва, 18-20 сентября 2018). - М.: Институт мировой литературы Российской академии наук им. А.М. Горького, 2018. - С. 216-223.
195. Тырышкина, Е. В. «Музыкант нипанимал» Бориса Поплавского: между символизмом и сюрреализмом / Е. В. Тырышкина, Г. М. Маматов // Филология и человек. - 2018. - № 2. - С. 41-53.
196. Тырышкина, Е. В. «Ночная чайная» Рюрика Ивнева: в модусе жертвы / Е. В. Тырышкина // Филология и человек. - 2018. - № 4. - С. 125135.
197. Тырышкина, Е. В. Сюжет творчества в лирике Бориса Поплавского / Е. В. Тырышкина // Феномен русской эмиграции. - 81её1ее: Т^уШ Ки11жу Regionalnej i Badan Literackich Franciszka Karpinskiego, 2020. -С. 117-135.
198. Фатеева, А. С. Орфический миф в интертекстуальных мотивах культур России и Италии конца XIX - первой половины XX веков: дис. ... канд. филос. наук. / Фатеева Анастасия Сергеевна. - М., 2016. - 534 с.
199. Филатова, О. Д. Иннокентий Анненский и Фридрих Ницше: к вопросу влияния / О. Д. Филатова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2010. - № 56. - С. 66-70.
200. Филина, А. А. Парадигма мифопоэтического образа водной стихии в романе Б. Поплавского «Аполлон Безобразов» / А. А. Филина // Материалы XXV международной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых Ломоносов-2018 (Москва, 9-13 апреля 2018 г.). - М., Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс]. - URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomo-nosov_2018/data/-section_35_12884.htm.
201. Ханзен-Лёве, О. А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. / О. А. Ханзен-Лёве. - СПб.: Академический проспект, 2003. - 816 с.
202. Ханзен-Лёве, О. А. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. / О. А. Ханзен-Лёве. - М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2016. - 450 с.
203. Ходасевич, В. Ф. Два поэта (Н.П. Гронский и Б.Ю. Поплавский) / В. Ф. Ходасевич. - [Электронный ресурс]. - URL: http://hodasevich.lit-info.ru/-hodasevich/-kritika/hodasevich/dva-poeta.htm.
204. Чагин, А. И. Пути и лица. О русской литературе ХХ века / А. И. Чагин. - М.: Изд-во Института мировой литературы Российской академии наук, 2008. - 600 с.
205. Чагин, А. И. Русский авангард и зарубежье: Маяковский и Поплавский / А. И. Чагин // Изучение литератур и фольклора народов России и СНГ: Теория. История. Проблемы современного развития. Международные Ломидзевские чтения: материалы Международной научной конференции (Москва, 23-30 ноября 2005 г.). - М., Институт мировой литературы Российской академии наук, 2008. - С. 47-53.
206. Чжиин, Ч. Развеществление как поэтически-философская концепция в поэме В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник» / Ч. Чжиин // Litera. - 2018. - №. 2. - С. 72-81.
207. Чичерин, Г. В. Моцарт: Исследовательский этюд / Г. В. Чичерин. - М.: Музыка, 1970. - 317 с.
208. Шатских, А. С. Казимир Малевич / А. С. Шатских. - М.: Слово, 1996. - 95 с.
209. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. - М.: Музыка, 1965. - 751 с.
210. Эйхенбаум, Б. М. Мелодика русского лирического стиха / Б. М. Эйхенбаум. - М.: ОПОЯЗ, 1922. - 199 с.
211. Эткинд, Е. Г. Разговор о стихах / Е. Г. Эткинд - М.: Детская литература, 1970. - 242 с.
212. Якулов, Г. Мы и Запад / Г. Якулов, Б. Лившиц, А. В. Лурье. -Грамоты и декларации русских футуристов, 1914. [Электронный ресурс]. -URL : http ://-futurism.ru/manifest/ 1914_zapad.html.
213. Ямпольский, М. Подземный патефон. (Об одном мотиве в поэзии Марии Степановой) / М. Ямпольский // Новое литературное обозрение. -2014. - № 140. - С. 231-268. [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/rea-dro-om/nlo/130-2014/26191-podzemnyy-patefon-ob-odnom-motive-v-poezi-i-marii-stepanovoy. -html.
214. Яновский, В. Поля Елисейские / В. Яновский - СПб.: Пушкинский фонд, 1993. - 276 с.
215. Bartlett, R. Wagner and Russia. / R. Bartlett. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995. - 436 p.
216. Brown, C. S. The Relations between Music and Literature as Field of Study / C. S. Brown // Comparative Literature. - 1970. - №. 2. - P.98-105.
217. Calusio, M. Il paradiso degli amici. Per un'analisi della poetica di Boris Poplavskij / M. Calusio. - Milano: EDUCatt, 2009. - 190 p.
218. Coleridge, S. T. Literary Remains: Coleridge on Spenser / S. T. Coleridge. - Literary Remains of Samuel Taylor Coleridge: 4 Vols. Vol. 4. - London: William Pickering, 1836. - P. 246-252.
219. Dony, A. Leibniz et J.S. Bach: Métaphysique et pensée musicale à l'âge baroque / A. Dony. - Liége. Presses universitaires de Liège, 2020. - 144 p.
220. Elgart, J. Symbolisme et figures mythiques et l'egendaires: une vision européenne (Stéphane Mallarmé, William Butter Yeats et Stefan George) / J. Elgart. - Touluse. Université Toulouse le Mirail, 2014. - 530 с.
221. Fauvel, О. Music and mathematics. From Pythagoras to Fractals / O. Fauvel, R. Flood, R. Wilson. Oxford. Oxford University Press, 2003. - 189 p.
222. Friedrich, P. Music in Russian Poetry. New-York, Washington: Peter Lang, 1998. - 325 p.
223. Higgins, D. Intermedia / D. Higgins // Leonardo. - 2001. - №.1. - P. 49-54.
224. Karlinsky, S. Surrealism in Twentieth-Century Russian Poetry: Churilin, Zabolotskii, Poplavskii / S. Karlinsky // Slavic Review. - 1964. - №. 4. -P. 605-617.
225. Karlinsky, S. Freedom From Violence and Lies: Essays on Russian Poetry and Music / S. Karlinsky. - Madison: University of Wisconsin, 2013. - 502 p.
226. Livak, L. The Poetics of French Surrealism in Boris Poplavskii's Poetry 1924-1927 / L. Livak // The Slavic and East European Journal. - 2000. -№. 2. - P. 177-194.
227. Livak, L. The surrealist compromise of Boris Poplavsky / L. Livak // Russian Review. - 2001. - №. 1. - P. 89-108.
228. Menegaldo, H. Les multiples voix de Boris Poplavski / H. Menegaldo // Ouvrage collectif Modèle de Gouvernement. - 2011. [Электронный ресурс]. -URL: http://-institut-est-ouest.ens-lyon.fr/spip.php7article297.
229. Olcott, W. T. Sun lore of all age / W. T. Olcott. - New-York: G.P. Putman's Press, 1914. - 346 p.
230. Olcott, A. Poplavsky: the heir presumptive of Montparnasse / A. Olcott // TriQuarterly. - 1973. - № 27. - P. 305-319.
231. Ponomareff, C. One Less Hope: Essays on Twentieth-Century Russian Poets / C. Ponomareff. - New-York: Editions Rodopi BV, 2006. - 196 p.
232. Pratella, J-B. Musica futurista / J-B. Pratella // Manifeste des musiciens futuristes. Paris: Lenka Lente. - 2014. - 32 p.
233. Russolo, L. L'Arte dei rumori. / L. Russolo. Venezia. 1916. [Электронный ресурс]. - URL: https ://monoskop. org/images/d/ dd/Russolo_Luigi_L_Arte_dei_r-umori.-pdf.
234. Scher, P. S. Einleitung: Literatur und MusikEntwicklung und Stand der Forschung / P. S. Scher // Literatur und Musik: Ein Handbuch zur Theorie und Praxis eines komparatistischen Grenzgebietes. Berlin: E.Schmidt. - 1984. - S. 926.
235. Tatlow, R. The Use and Abuse of Fibonacci Numbers and the Golden Section in Musicology Today / R. Tatlow // Understanding Bach. - 2006. - Vol. 1.
- P. 69-85.
236. Tokarev, D. V. «"The astral fire of the most-pure divine magic"»: a portrait of the émigré poet Boris Poplavskii as a magus / D. V. Tocarev // Russian Literature. - 2017. - № 93-94. - P. 267-289.
237. Wolf, W. Intermediality Revisited Reflections on Word and Music Relations in the Context of a General Typology of Intermediality / W. Wolf. -Word and Music Studies. Vol.4: Essays in Honor of Steven Paul Scher and on Cultural Identity and the Musical Stage. Amsterdam-New-York: Rodopi. - 2002.
- S.16-29.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.