Концепция и модель формирования этического сознания будущего учителя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Бездухов, Артем Владимирович

  • Бездухов, Артем Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Самара
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 489
Бездухов, Артем Владимирович. Концепция и модель формирования этического сознания будущего учителя: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Самара. 2014. 489 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бездухов, Артем Владимирович

Содержание

Введение 3

Глава I. Проблема этического сознания учителя и ее отражение в науке 33

§ 1. Общество знания как предмет педагогической рефлексии 33

§ 2. Этический «ярус» сознания учителя 54

§ 3. Этическое сознание учителя 76

Глава II. Проблема формирования этического сознания будущего учителя в теории и практике образования 114 § 1. Структура этического сознания учителя и методы его изучения 114 § 2. Этико-педагогическое осмысление строя этического сознания студентов 134 Глава III. Теоретико-методологические основы формирования этического сознания будущего учителя 182 § 1. Моральные ориентиры этико-педагогической деятельности учителя 182 § 2. Научные подходы к формированию этического сознания будущего учителя в моральном пространстве этико-педагогической деятель- 211 ности

Глава IV. Экспериментальная работа по формированию этического сознания будущего учителя и ее результативность 270 § 1. Модель формирования этического сознания будущего учителя 270 § 2. Результативность экспериментальной работы по формированию этического сознания будущего учителя 347

Заключение 403

Библиография 414

Приложения 448

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция и модель формирования этического сознания будущего учителя»

Введение

Совершающийся во всех развитых странах переход к обществу, основанному на знании, являющемся фактором экономического развития, управления политическими и общественными процессами, все более высвечивает роль образования и воспитания в формировании такого человека, который осознает, что «добро в себе и для себя есть абсолютная цель мира и долг для субъекта, который должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением» (Гегель).

Осуществляя педагогическую деятельность, формируя «генератора научного знания» (А.И. Ракитов), учитель опосредованно способствует становлению общества, в котором знание определяет все экономические и социальные процессы (В.А. Лекторский), включено в контекст экономических или административных решений (Г. Бехманн), становится фактором экономического развития и управления общественными процессами (Д.В. Ефременко), участвует в процессах производства информации, необходимой для жизнедеятельности общества и являющейся источником его изменений, включающих изменение образа жизни людей (В.А. Колпаков), и основой новейших, прежде всего высоких, технологий (А.И. Ракитов).

Знание подлинно значимо тогда, когда оно становится предпосылкой социального действия в том смысле, что соотносится с действиями не только тех людей, которые, опираясь на существующее знание, генерируя новое научное знание и реализуя его в инновационных технологиях, обеспечивают экономический рост, социальные изменения, но и тех, кто пользуется результатами и продуктами деятельности. Социальные действия генератора научного знания должны ориентироваться на других как на своих-других и проецироваться на них, а сам генератор научного знания должен признавать других как своих-других и, следовательно, нести ответственность не только перед собой и за себя, но и перед другими людьми.

Предпосылкой такого социального действия, которое «по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с

действием других людей и ориентируется на него» (М. Вебер), является этическое, моральное знание. Этическое знание, являющееся «определяющей формой этического сознания» (В .П. Кобляков), придает моральную направленность управленческим решениям, разработке технологий, объясняет противоречия в социально-нравственной жизни общества, отдельного человека.

В практике образования подобное понимание социального действия должно составить основу для целенаправленного воспитания нравственного, добродетельного учащегося, который, придя к осознанию того, что «мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом обществе» (A.A. Гусейнов), творит добро не только для себя, но и для другого. В рамках перехода «добра в себе и для себя» в «добро в себе и для себя» другого человека, осуществляемого в этико-педагогической деятельности учителя, сопровождаемой его этическим мышлением, заложена возможность жизни сообща. Воспитывать нравственного, добродетельного человека может тот учитель, у которого сформировано этическое сознание, «распознающее», что есть «добро в себе и для себя» и добро для учащегося, добро, направленное на «утверждение жизни, раскрытие человеческих сил» (Э. Фромм), определяющее нравственные представления и чувства, освящающее моральный выбор школьника.

Идея формирования этического сознания будущего учителя является не просто отображением тенденции перехода современного общества к обществу, основанному на знании, в структуре которого находится и этическое, моральное знание, распространяемое через каналы образования и воспитания. Появилось понимание того, что этическое сознание учителя «видит» нравственное сознание учащегося, «надстраивается» над нравственным сознанием учащегося и моральным сознанием самого педагога, который подвергает этическим рацио-нализациям нравственные проблемы современных детей (моральное одиночество, отношение к труду и к богатству, к благу и к пользе, к социальному расслоению, к эвтаназии, к терроризму и др.), их нравственную позицию.

Решение задачи формирования этического сознания будущего учителя осложняется тем, что вне поля зрения ученых, осуществляющих философско-

методологический анализ общества знания, остается вопрос о распространении через систему образования этического и морального знания.

Анализ научной литературы показывает, что проблема исследования сознания человека в целом и нравственного, ценностного сознания в частности -далеко не новая научная проблема.

В первую очередь мы имеем в виду этическую науку, обосновывающую, что этическое рефлектирование во всех его видах - от оценки до законченной моральной доктрины — «делает этическое сознание единством знания и оценки, целеполагания и прогноза, концепцией должного, констатацией сущего и представлением об идеале, моделью более совершенных нравственных отношений. Этическое сознание - это специфический вид социального познания, повернутый в плоскость освоения ценностных свойств общественных отношений с позиции блага» (В.П. Кобляков).

Следует отметить исследования ученых, пришедших к осознанию того, что «этическое мышление "возвышается" над тем сознанием, которое оно анализирует в качестве своего объекта и ставит целью определить (это мышление не может пользоваться нормативно-ценностными суждениями» -О.Г. Дробницкий); что этическая рефлексия есть теоретические размышления о смысле моральных императивов, по поводу норм, обычаев, выбора, а этическое мышление есть образ мышления, связанный с оценкой поступков, принципов, с определением нравственных ориентиров, обычно называемый жизненной философией; что моральная рефлексия как характеристика морального сознания и мышления есть деятельность сознания человека по исследованию своих действий и поступков (В.П. Кобляков).

Особое значение для исследования проблемы формирования этического сознания будущего учителя имеют такие исследования, в которых выявляются различия в значении терминов «категория этики» (теоретический контекст) и «понятие морали» (нормативно-оценочный контекст) (JI.M. Архангельский, Т. Джафарли, О.Г. Дробницкий, В.П. Кобляков, A.B. Разин; А.Г. Харчев; О.П. Целикова); выделяются два разноплановых ряда этических категорий:

структурных, характеризующих мораль со стороны внутренней взаимосвязи ее компонентов (норма, принцип, идеал, взгляды, знания, убеждения, поступок, отношения), и сущностных, выражающих качественную определенность морали (категории «добро», «благо», «справедливость», «долг», «совесть» и др.) (JIM. Архангельский); обосновывается, что среди категорий этики (они же категории морального сознания, понятия нравственного сознания) могут быть выделены категории, отражающие общие оценки действительности с точки зрения желательности или нежелательности для человека: «добро», «зло», «справедливость», «счастье и смысл жизни»; категории, фиксирующие способы упорядочивания совместной жизни людей: «норма», «оценка», «принцип», «идеал»; категории, отражающие индивидуальные механизмы работы нравственного самосознания: «долг», «совесть», «стыд», «честь и достоинство», «моральные чувства» (A.B. Разин); обосновывается комплементарный характер этических категорий (долг и совесть, свобода и ответственность и др.) (Т.В. Мишаткина); выявляются различия между научным и практическим сознанием (Д. Гырдев); обосновывается, что рациональный уровень нравственного сознания включает знание принципов, категорий (Т.В. Мишаткина); обосновывается смысл этического отношения («этическое отношение: что есть добро и как его творить?» - В.Н. Сагатовский) и то, что моральные принципы служат своеобразным основанием спецификации этических категорий на пути движения от абстрактного к конкретному (JI.M. Архангельский, Т. Джафарли).

Несмотря на то, что психология не имеет своей целью теоретическое постижение морали, ряд идей психологов о сознании личности важен для нашего исследования. Это идеи о бинарной структуре сознания, которая включает такие его компоненты, как знание и отношение (C.JI. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и др.), о том, что сознание есть отношение к действительности (C.JI. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, Г.В. Акопов и др.), в самой действительности (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев); что отношение включает в себя оценку (С.К. Бондырева, Д.В. Колесов, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.), а также о соотношении познания и понимания, которые включены в сознание, явля-

ющееся обобщенным психическим феноменом (В.В. Знаков). Важное значение для нашего исследования имеют идеи ученых о теоретическом и практическом мышлении человека (A.A. Бодалев, В.В. Давыдов, В.А. Лекторский, Б.Ф. Ломов, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, C.B. Маланов, A.A. Орлов,

A.B. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская и др.); о рефлексивной природе сознания и мышления человека (А.Ю. Агафонов, Г.В. Акопов,

B.М. Аллахвердов, Е.И. Исаев, A.B. Карпов, Т.А. Колышева, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Лекторский, В.А. Лефевр, А.Н. Огурцов, В.В. Пономарева,

A.B. Растянников, М.А. Розов, И.Н. Семенов, И.М. Скитяева,

B.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская, A.A. Тюков, B.C. Швырев, Ю.А. Шрейдер и др.); об уровнях морально-этической педагогической рефлексии учителя (O.K. Позднякова).

Особо следует отметить создающие теоретическую предпосылку для исследования проблемы формирования этического сознания будущего учителя работы, посвященные проблеме формирования ценностного и нравственного сознания будущего учителя (Л.В. Вершинина, O.K. Позднякова). Авторы данных работ раскрывают структуру и содержание ценностного и нравственного сознания учителя, разрабатывают практико-ориентированные концепции формирования ценностного и нравственного сознания будущего учителя.

Отмечая плодотворность и теоретическую значимость названных исследований, следует признать, что в педагогической теории проблема формирования этического сознания будущего учителя фундаментально не осмыслена. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность нашего исследования. Требуют изучения вопросы, связанные с выявлением места педагогической деятельности в обществе знания; с выявлением особенностей этического сознания учителя; с обоснованием тогб, что этическое сознание учителя есть теоретическое сознание; с выявлением структуры этического сознания учителя и обоснованием содержания его компонентов; с обоснованием содержания и специфики этико-педагогической деятельности учителя и выявлением моральных ориентиров такой деятельности; с обоснованием со-

держания морального пространства этико-педагогической деятельности учителя; с раскрытием сущности и содержания нравственно-педагогического взаимодействия субъектов образования как формы существования этико-педагогической деятельности учителя; с разработкой концепции и модели формирования этического сознания будущего учителя, и ряд других.

Как показывает анализ опыта работы образовательных учреждений, даже те учителя, которые целенаправленно воспитывают нравственного, добродетельного учащегося, не в полной мере осознают, что духовно-практическое освоение учащимся мира осуществляется на основе нравственного сознания, над которым «надстраивается» этическое сознание педагога, делающее объектом своих размышлений этическое отношение к миру, к учащимся и к самому себе, ценности и нормы морали, педагогической морали, нравственность учащегося и его нравственные проблемы, социально-нравственный контекст жизни общества.

Налицо противоречия между потребностью общества в учителе, способном реализовывать идею «что есть добро и как его творить» при решении задачи надситуативного уровня - обеспечение перехода добра как сущего, описанного этикой и зафиксированного на «полюсе» этического отношения, через должное, фиксируемое на «полюсе» педагогического отношения, в сущее учащегося, и недостаточным осознанием педагогом того, что его этическое сознание не «опускается» до уровня знания учащихся о простых правилах нравственности (выразить сочувствие человеку, оказать помощь и др.), о нормах морали, моделирующих поведение (быть вежливым, скромным; добросовестно относиться к своим обязанностям и др.), но, «разворачиваясь» в сторону нравственного сознания учащихся, «возвышается» над ним; между пониманием учителем того, что ценности являются тем общим, которое, объединяя людей в их стремлении созидать жизнь, достойную человека, делает сходными нравственные миры различных людей, и отсутствием четкого этического основания преодоления сложившейся в силу социально-экономических преобразований в обществе ситуации «после добродетели»; между практической необходимо-

стыо формирования этического сознания будущего учителя и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки концепции формирования такого сознания студентов в процессе обучения в педагогическом вузе.

Стремление найти пути разрешения данных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки практико-ориентированной концепции формирования этического сознания будущего учителя. В практическом плане — проблема конструирования содержания, определения методов, педагогических условий формирования этического сознания студента - будущего учителя в моральном пространстве эти-ко-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза.

Объект исследования - процесс обучения в педагогическом вузе.

Предмет исследования - подходы, принципы, содержание, методы и педагогические условия формирования этического сознания студента в моральном пространстве этико-педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза.

Цель исследования - разработка и теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированной концепции формирования этического сознания будущего учителя.

Гипотеза исследования. Этическое сознание учителя, структурными компонентами которого являются этическое знание и этическое отношение, есть воспроизведение педагогом идеального плана своей деятельности по «распознаванию» того, что есть «добро в себе и для себя», добро для другого, по переходу «добра в себе и для себя» в добро для учащегося, воспроизведение идеального представительства «добра в себе и для себя» в «добре в себе и для себя» учащегося.

Формирование этического сознания будущего учителя предполагает его приобщение к ценностям, значением которых обладают категории этики, педагогической этики. Как общее, ценности приводят к взаимности ценностных устремлений, к ценностному синтезу различных нравственных миров, делают

такие миры схожими, но не едиными. Формирование этического сознания будущего учителя становится реальностью благодаря созданию морального пространства этико-педагогической деятельности преподавателя.

Формирование этического сознания будущего учителя будет успешным,

если:

- разработанная в контексте уровней методологии концепция формирования этического сознания будущего учителя, указывающая на способ разработки модели, базируется на идее «что есть добро и как его творить»;

- реализация находящихся в основаниях разработанной концепции подходов к формированию этического сознания будущего учителя осуществляется с помощью адекватных им принципов;

- содержание названного процесса, реализуемого в рамках направлений этико-педагогической деятельности преподавателя в различных организационных формах обучения и воспитания с помощью разнообразных методов в процессе обучения и в период педагогической практики, определяется исходя из содержания структурных компонентов этического сознания учителя, а источником этого содержания является воспроизводимый с помощью этико-педагогической деятельности преподавателя нравственный опыт как часть социального опыта;

- формирование знаний будущего учителя о сущностных категориях этики, педагогической этики осуществляется в процессе организации «работы» 4 студентов с категориями, при выражении этического отношения, при осуществлении этических рационализации, выводящих студента на этическую рефлексию относительно нравственных норм и нравственных проблем учащихся;

- овладение будущим учителем опытом осуществленной «работы» с категориями этики и понятиями морали происходит в процессе «вычитывания» этого опыта из примеров «работы» мыслителей прошлого с научными категориями, современных ученых-этиков - с этическими категориями и понятиями морали; преподавателей и учителей - с категориями этики и понятиями морали;

— овладение будущим учителем опытом творческой «работы» с категориями этики, понятиями морали осуществляется в процессе решения своих и учащихся нравственных проблем, требующего не просто выделения сущностных категорий этики, педагогической этики, понятий морали и выявления соотношения между заключенными в содержании текстов, этических ситуаций явлений морали, педагогических явлений, нравственных проблем и переживаний учащихся, но обобщения составляющих сущностных категорий этики, категорий педагогической этики, определяющих содержание этических рационализации студента относительно своего и учащегося нравственного мира;

- овладение будущим учителем опытом осуществления этического отношения происходит в процессе содержащего в себе предписание быть нравственным оценивания результатов решения педагогических задач, в системе которых ведущей является задача надситуативного уровня, рефлексивного отбора методов, способствующих воспитанию нравственного, добродетельного учащегося; выражения моральной точки зрения на педагогические явления и возникающие в них педагогические факты;

— расшифровка будущим учителем императивов требуемого поведения осуществляется в нравственно-педагогическом взаимодействии, в котором выявляются ценностные устремления студента и учащихся, ценностное участие каждого в жизни другого как своего-другого, порождающее ценностное чувство, «прочитывающее» соотнесение будущим учителем своей нравственности с нравственностью учащегося, переход «добра в себе и для себя» студента в «добро к себе и для себя» учащегося;

- осмысление указывающих направление поиска студентом моральных ориентиров этико-педагогической деятельности осуществляется в процессе воспроизведения в этическом сознании оснований такой деятельности, моральных явлений, обозначаемых адекватными понятиями морали, которыми мыслит студент при выявлении общности различных нравственных миров, обеспечивающей ценностный синтез таких миров.

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание понятия «этическое сознание учителя», выявить структуру такого сознания и обосновать содержание его компонентов.

2. Обосновать содержание и специфику этико-педагогической деятельности учителя, содержание морального пространства такой деятельности.

3. Раскрыть сущность и содержание нравственно-педагогического взаимодействия субъектов образования как формы существования этико-педагогической деятельности.

4. Обосновать сущность субъектно-ценностного подхода и назначение гуманистического и проблемно-методологического подходов к формированию этического сознания будущего учителя и выявить принципы, обеспечивающие их реализацию.

5. Разработать модель формирования этического сознания будущего учителя в моральном пространстве этико-педагогической деятельности.

6. Обосновать содержание процесса формирования этического сознания будущего учителя и определить направления этико-педагогической деятельности преподавателя.

7. Оценить результативность экспериментальной работы по формированию этического сознания будущего учителя.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной социально-нравственной ситуации востребуется учитель, формирующий такого человека, который, участвуя в созидании общества знания, становится способным не только к проведению научной, ценностной и этической экспертизы результатов деятельности, затрагивающей интересы людей, по критерию научного знания, в структуре которого находится этическое, моральное знание, ценностей; к производству знания, его применению, проверке и организации, но и к осуществлению социального действия, к созиданию жизни, достойной человека. Это способен делать нравственный, добродетельный человек, у которого развито рефлектирующее моральное сознание, выводящее его на осмысление социально-нравственных аспектов жизни общества и отдельного человека, на мировоззренческое осмысление происходящих в обще-

стве социально-экономических изменений. Развивать такое сознание может учитель, у которого сформировано этическое сознание, смысл существования которого заключается во взаимосвязи «рефлексии-в-другое» и «рефлексии-в-самое-себя». Этическое сознание учителя делает объектом своих размышлений не только самое себя, но и отношение к ценностям морали, педагогической морали, к нравственности учащегося, к социально-нравственным аспектам жизни общества.

2. Определяющей формой этического сознания учителя как теоретического сознания является этическое знание о морали, педагогической морали, о сущностных категориях этики, педагогической этики. Такое сознание «работает» с оформляющими его категориями этики, педагогической этики, а не с понятиями морали. Этическое сознание учителя как теоретическое сознание концептуально. Этическое мышление учителя, «возвышаясь» над моральным сознанием как практическим сознанием, анализирует, осмысливает его. Объектом этического мышления учителя являются обозначаемые понятиями морали нравственные явления в социальной и педагогической действительности, комплементарные нравственные отношения между педагогом и учащимися и оценки результатов деятельности по воспитанию нравственного, добродетельного учащегося. Этическое мышление учителя как теоретическое мышление исследует свои основания - категории этики, являющиеся средством мысленного воспроизведения заключенного в педагогической, этической ситуации, ситуации морального выбора сущего с позиции должного. Учитель в своем этическом мышлении оперирует категориями этики, а не понятиями морали. Понятиями морали учитель оперирует в моральном мышлении как практическом мышлении. Этическое мышление учителя сопровождает его этико-педагогическую деятельность, а моральное мышление - моральную деятельность. Учитель, размышляя о моральных явлениях, о нравственных проблемах учащихся, осмысливает и заключенную в этических категориях нормативность, в которой раскрывается их «актуальное содержание» как сущее. Такое сущее, описываемое этическими категориями, предстает как должное в этико-

педагогической деятельности учителя. Учитель стремится к идеальному, каким является «добро в себе и для себя» учащегося. Утверждая добро, учитель изменяет и существующие между ним и учащимися, между учащимися нравственные отношения таким образом, чтобы они становились комплементарными.

3. Этико-педагогическая деятельность учителя, содержание которой образуют этические и педагогические отношения, должна обеспечивать переход добра как сущего, описанного этикой и зафиксированного на «полюсе» этического отношения, через должное, фиксируемое на «полюсе» педагогического отношения, в сущее ученика: «добро в себе и для себя». Добро на «полюсе» этического отношения как дескриптивно, так и нормативно, на «полюсе» педагогического отношения добро нормативно и процессуально. Нормативность добра на «полюсе» этического отношения придает адекватную описанному этикой содержанию добра направленность его нормативности на «полюсе» педагогического отношения. Сущее в добре, описанное этикой и нашедшее свою определенность в категории добра, становится должным в педагогической деятельности. Будучи реализованным в педагогической деятельности, добро как должное, придающее адекватную направленность деятельности, проявляется в ведущем педагогическом отношении «учитель - ученик». В этом отношении проявляются и добродетели учителя, ценностно опосредуемые учащимися, становящиеся образцом, на соотнесении с которым они оценивают себя, свои действия и поступки и т.д., другого человека, его действия и поступки и т.д. В этом отношении проявляются и добродетели учащегося как продолжение добродетелей учителя. Через добродетели учащихся учитель оказывается представленным другим людям. Нормативность добра на «полюсе» педагогического отношения заключается в его долженствовательности, которая предписывает учителю реализацию адекватных описанному этикой содержанию добра принципов деятельности, методов воспитания и обучения и т.д. Суть процессуальности добра в этико-педагогической деятельности учителя заключается в его реализации во имя ученика, ради его нравственного развития.

4. Золотое правило нравственности и сущностные категории этики, обладающие значением ценностей, должны выступать в качестве моральных ориентиров этико-педагогической деятельности. Золотое правило нравственности является ведущим моральным ориентиром такой деятельности. Другие моральные ориентиры занимают подчиненное по отношению к золотому правилу нравственности место, придают ему новое звучание. Обращаемыми в рамках золотого правила являются долг и ответственность, справедливость и милосердие, честь и достоинство и т.д. Благодаря такой обращаемости ценностей становится возможным переход «добра в себе и для себя» учителя в добро учащегося и «добра в себе и для себя» учащегося в добро учителя, милосердие учителя оборачивается на него самого, милосердие учащегося оборачивается на него самого и т.д. При этом милосердие не просто оборачивается милосердием для каждого из них, но содержательно дополняет нравственно-педагогическое взаимодействие учителя с учащимися. В таком взаимодействии, в котором важным становится не столько единство ценностных устремлений, сколько их многосторонность, избирается однозначное направление на пути творения добра.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бездухов, Артем Владимирович, 2014 год

Литература

1. Алексина, Т.А. Прикладная этика / Т.А. Алексина. - М. : РУДН, 2004. -

210 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

3. Андреев, В.И. Концептуальная педагогическая прогностика / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2010. - 220 с.

4. Андреев, В.И. Педагогическая этика: инновационный курс нравственного саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2012.-272 с.

5. Анисимов, С.Ф. Моральная мотивация / С.Ф. Анисимов // Этика / под ред. A.A. Гусейнова и Е.Л. Дубко. - М.: Гардарики, 2000. - С. 367-383.

6. Апресян, Р.Г. Золотое правило / Р.Г. Апресян // Этика: старые новые проблемы. - М. : Гардарики, 1999. - С. 9-29.

7. Апресян, Р.Г. Нравственный опыт / Р.Г. Апресян // Этика : учебник / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1998. - С. 309-390.

8. Бакштановский, В.И. Прикладная этика: идея, основания, способ существования / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Вопросы философии. -2007.-№9.-С. 39-49.

9. Бердяев, H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. - М. : Республика, 1993.-383 с.

10. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования / М.Н. Берулава. - М. : Гелиос АРВ, 2000. - 340 с.

11. Бим-Бад, Б.М. Категории современных наук / Б.М. Бим-Бад. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2009. - 208 с.

12. Блюмкин, В.А. Мир моральных ценностей / В.А. Блюмкин. - М. : Знание, 1981. - 64 с. - (Новое жизни, науке, технике. Сер. «Этика». - № 8).

13. Богданова, О.С. Нравственное воспитание старшеклассников : книга для учителя / О.С. Богданова, C.B. Черенкова. - М. : Просвещение, 1988. - 206 с.

14. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование) / Б.С. Братусь. - М. : Знание, 1985. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». - № 3).

15. Василенко, В.А. Мораль и общественная практика / В.А. Василенко. — М. :МГУ, 1983.- 176 с.

16. Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя / JI.B. Вершинина. - М. : МПСИ, 2009. - 258 с.

17. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М. : Новая школа, 1998. - 208 с.

18. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры / Г.П. Выжлецов. - СПб. : СПбГУ, 1996.-152 с.

19. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // Новые ценности образования. - М. : Инноватор, 1995. - Вып. 2. — С. 16-45.

20. Гартман, Н. Этика / Н. Гартман. - СПб. : Владимир Даль, 2002. - 707

с.

21. Глухов, A.A. Прийти в сознание / A.A. Глухов // Что значит знать? : сборник научных статей. - М. : Центр гуманитарных исследований, 1999. -С. 38-45.

22. Горелов, A.A. Этика : учебное пособие / A.A. Горелова, Т.А. Горелова. - М. : Флинта : МПСИ, 2006. - 416 с.

23. Григорович, JI.A. Проблема нравственного воспитания подростка / Л.А. Григорович. - М. : МПСУ, 2014. - 240 с.

24. Гуревич, П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация / П.С. Гуревич. - М. : МПСИ, 2007. - 120 с.

25. Гусейнов, A.A. Этика : учебник / A.A. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М. : Гардарики, 1998. - 472 с.

26. Гутнер, Г.Б. Знание как событие и процесс / Г.Б. Гутнер // Что значит знать? : сборник научных статей. - М. : Центр гуманитарных исследований, 1999.-С. 46-59.

27. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1977.-334 с.

28. Закирова, А.Ф. Герменевтика педагогического текста: теория и практика : монография / А.Ф. Закирова, Н.С. Буйко. - Тюмень : ТГУ, 2008. - 244 с.

29. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика : учебное пособие / И.Л. Зеленко-ва. - Минск : ТетраСистемс, 2002. - 208 с.

30. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учебно-методическое пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова. - М.: Планета, 2010. - 280 с.

31. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинчен-ко // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15-36.

32. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - М. ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005.-416 с.

33. Ивин, A.A. Аксиология / A.A. Ивин. - М. : Высшая школа, 2006. -

309 с.

34. Из истории мировой гуманистической мысли : хрестоматия для учащихся старших классов. - М. : Просвещение, 1995. - 431 с.

35. Ильин, В.В. Аксиология / В.В. Ильин. - М. : МГУ, 2005. - 216 с.

36. Ильин, И.А. Путь к очевидности / И.А. Ильин. - М. : Республика, 1993.-431 с.

37. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997.-205 с.

38. Канке, В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего / В.А. Канке. - М. : Логос, 2003. - 352 с.

39. Катречко, С.Л. Знание как сознательный феномен / С.Л. Катречко // Что значит знать? : сборник научных статей. - М. : Центр гуманитарных исследований, 1999. - С. 60-99.

40. Киященко, Л.П. Что сознание понимает в знании? / Л.П. Киященко // Что значит знать? : сборник научных статей. - М. : Центр гуманитарных исследований, 1999.-С. 100-110.

41. Кобляков, В.П. Этическое сознание / В.П. Кобляков. - Л. : ЛГУ, 1979.-222 с.

42. Коч, Л.А. реативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий / Л.А. Коч. - 2-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010.-192 с.

43. Лапина, Т.С. Проблема индивидуальной нравственности / Т.С. Лапина // Мораль и этическая теория. - М. : Наука, 1974. - С. 106-143.

44. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н.О. Лосский. - М. : Политиздат, 1991. - 368 с.

45. Макаренко, A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1 / A.C. Макаренко ; под ред. И.А. Каирова. - М. : Педагогика, 1978. - 400 с.

46. Макинтайр, А. После добродетели: исследование теории морали /

A. Макинтайр. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000.-384 с.

47. Максимов, Л.В. Этические парадоксы / Л.В. Максимов // Этика: старые новые проблемы. - М. : Гардарики, 1999. - С. 73-90.

48. Мишаткина, Т.В. Высшие моральные ценности и стратегия «правильной жизни» / Т.В. Мишаткина // Этика : учебное пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. - Минск : Новое знание, 2002. - С. 129-264.

49. Моруа, А. Открытое письмо молодому человеку о науке жить / А. Моруа // Если хочешь быть свободным : книга о воспитании / Л.А. Сенека, Ф.Д.С. Честерфилд, А. Моруа. - М. : Политиздат, 1992. - С. 308-358.

50. Назаров, В.Н. Прикладная этика / В.Н. Назаров. - М. : Гардарки, 2005. - 302 с.

51. Позднякова, O.K. Нравственное сознание учителя: этический аспект / O.K. Позднякова. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 160 с.

52. Позднякова, O.K. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя / O.K. Позднякова. - М. : МПСИ, 2006. - 168 с.

53. Позднякова, O.K. Формирование нравственного сознания учащихся в процессе обучения в школе / O.K. Позднякова. - Самара : СГПУ, 2005. - 108 с.

54. Разин, A.B. Этика : учебник для вузов / A.B. Разин. - М. : Академический проект, 2003. - 624 с.

55. Сагатовский, В.Н. Есть ли выход у человечества? / В.Н. Сагатов-ский. - СПб. : Петрополис, 2000. - 148 с.

56. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.В. Сенько. - М. : Академия, 2000. - 240 с.

57. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания / Ю.В. Сенько, М.Н. Фролов-ская. - М. : Дрофа, 2007. - 189 с.

58. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности /

B.В. Сериков. -М. : Академия, 2008. - 256 с.

59. Скворцов, A.A. Этика : учебник для бакалавров / A.A. Скворцов. - М. : Юрай, 2012.-306 с.

60. Скрипник, А.П. Этика : учебник / А.П. Скрипник. - М. : Проект, 2004.-352 с.

61. Согомонов, Ю.В. Мировоззренческие ориентации морального выбора / Ю.В. Согомонов, П.А. Ландесман // Моральный выбор. - М. : МГУ, 1980. -

C. 251-303.

62. Соловьев, B.C. Оправдание добра: нравственная философия / B.C. Соловьев. - М. : Республика, 1996. — 479 с.

63. Старшинова, Т.А. Метод изучения Добра и Зла в ситуации морального выбора / Т.А. Старшинова // Добро и Зло в психологии человека / Л.М. Попов, А.П. Кашин, Т.А. Старшинова. - Казань : КГУ, 2000. - С. 78-83.

64. Титарепко, А.И. Антиидеи: Опыт социально-этического анализа/ А.И. Титаренко. - М.: Политиздат, 1976. - 399 с.

65. Титаренко, А.И. Структуры нравственного сознания (Опыт философ-ско-этического исследования) / А.И. Титаренко. - М. : Мысль, 1974. - 278 с.

66. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл ; под общ. ред. Л.Я. Гозмана. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

67. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М. : Республика, 1993. -

416 с.

68. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб. : Наука, 2001. - 380 с.

69. Харчев, А.Г. Этика и мораль / А.Г. Харчев // Предмет и система этики. - М. : Институт философии АН СССР ; София : Институт философии БАН, 1973.-С. 69-91.

70. Честерфилд, Ф.Д.С. Максимы / Ф.Д.С. Честерфилд // Письма к сыну. Максимы. Характеры / Ф.Д.С. Честерфилд. - М. : Наука, 1978. - С. 227-333.

71. Шиянов, Е.И. Аксиологические основания процесса воспитания / Е.И. Шиянов // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 33-37.

72. Шрейдер, Ю.А. Этика / Ю.А. Шрейдер. - М. : Текст, 1998. - 271 с.

73. Щуркова, Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры / Н.Е. Щуркова. - М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1988. -78 с.

74. La Rochefoucauld. Maximes : Choisies / La Rochefoucauld. - Paris : Librairie Larousse, 1934. - 108 p.

Таблица 1. Статистические результаты, полученные при изучении категорий этики, которые знают студенты (экспериментальная группа, N = 73) (в %)

№ п/п Категории этики %

1. Добро (благо) - зло 60,493

2. Ответственность 39,726

3. Долг 35,616

4. Совесть 23,288

5. Справедливость 20,548

6. Достоинство 20,548

7. Профессиональная этика 20,548

8. Педагогическая этика 20,548

9. Милосердие (сочувствие) 20,548

10. Честь 16,438

11. Искренность 16,438

12. Верность 13,699

13. Порядочность 13,699

14. Счастье 10,959

15. Любовь 9,589

16. Благородство 9,589

17. Воспитанность 9,589

18. Дружба 6,849

19. Честность 6,849

20. Мораль 6,849

21. Уважение 6,849

22. Взаимопонимание 4,110

23. Свобода 4,110

24. Правда (правдивость) 4,110

25. Смысл жизни 4,110

26. Толерантность 4,110

27. Стыд 1,370

28. Культура 1,370

29. Трудолюбие 1,370

30. Справедливость 1,370

31. Доверие 1,370

Таблица 2. Статистические результаты, полученные при изучении категорий этики, которые знают студенты (контрольная группа, N = 41) (в %)

№ п/п Категории этики %

1. Честь 56,097

2. Добро (благо)-зло 48,780

3. Ответственность 48,780

4. Совесть 43,902

5. Свобода 43,902

6. Верность 41,463

7. Любовь 41,463

8. Благородство 34,146

9. Дружба 34,146

10. Справедливость 31,707

11. Искренность 31,707

12. Справедливость 24,390

13. Счастье 19,512

14. Правда (правдивость) 17,073

15. Стыд 17,073

16. Благоразумность 12,195

17. Добропорядочность 9,756

18. Дисциплина 7,317

19. Смысл жизни 7,317

20. Достоинство 2,439

21. Милосердие (сочувствие) 2,439

22. Долг 2,439

Таблица 1. Статистические результаты, полученные при изучении понятий морали, которые знают студенты (экспериментальная группа, N = 73) (в %)

№ п/п Понятия морали %

1. Нравственные (моральные) ценности 30,137

2. Добро - зло 28,767

3. Долг 23,288

4. Совесть 16,438

5. Честь 13,699

6. Справедливость 13,699

7. Правда (честность) 13,699

8. Ответственность 10,959

9. Достоинство 6,849

10. Гуманизм 6,849

11. Верность 4,110

12. Милосердие 4,110

13. Жертвенность 4,110

14. Взаимопомощь 4,110

15. Добросовестность 4,110

16. Искренность 4,110

17. Преданность 2,740

18. Любовь 2,740

19. Дружба 2,740

20. Рефлексия 1,370

21. Самоанализ 1,370

22. Порядочность (вежливость) 1,370

Таблица 2. Статистические результаты, полученные при изучении понятий морали, которые знают студенты (контрольная группа, N = 41) (в %)

№ п/п Понятия морали %

1. Совесть 36,585

2. Добро - зло 29,268

3. Любовь 29,268

4. Справедливость 24,390

5. Правда (честность) 17,073

6. Ответственность 14,634

7. Верность 9,756

8. Уважение 4,878

9. Толерантность 4,878

Таблица 1. Статистические результаты, полученные при изучении моральных ориентиров, в качестве которых выступают этические категории (экспериментальная группа, N = 73) (в %)

№ п/п Моральные ориентиры, в качестве которых выступают этические категории %

1. Добро (благо), доброта 58,904

2. Ответственность 42,466

3. Справедливость 32,877

4. Долг 32,877

5. Уважение (взаимопонимание) 30,137

6. Достоинство (благородство) 30,137

7. Совесть 28,767

8. Искренность 20,548

9. Любовь 13,699

10. Честь 10,959

11. Верность 10,959

12. Честность 10,959

13. Терпимость (толерантность) 6,849

14. Доверие 6,849

15. Порядочность 6,849

16. Милосердие (отзывчивость) 6,849

17. Счастье 5,479

18. Смысл жизни 4,110

19. Правда 4,110

20. Дружба 4,110

21. Вежливость 1,370

22. Свобода 1,370

23. Солидарность 1,370

24. Скромность 1,370

Таблица 2 Статистические результаты, полученные при изучении моральных ориентиров, в качестве которых выступают этические категории (контрольная группа, N = 41) (в %)

№ п/п Моральные ориентиры, в качестве которых выступают этические категории %

1. Добро (благо), доброта 48,780

2. Искренность 41,463

3. Честь 34,146

4. Ответственность 31,707

5. Правда (правдивость) 24,390

6. Уважение (взаимопонимание) 24,390

7. Достоинство (благородство) 24,390

8. Совесть 21,951

9. Любовь 21,951

10. Справедливость 17,073

11. Дружба 17,073

12. Честность 14,634

13. Милосердие (отзывчивость) 9,756

14. Счастье 7,317

15. Нежность 2,439

16. Добропорядочность 2,439

Таблица 1. Статистические результаты, полученные при изучении парных категорий этики (экспериментальная группа, N = 73) (в %)

№ п/п Парные категории этики %

1. Добро и благо 83,562

2. Благородство и достоинство 73,973

3. Долг и совесть 60,493

4. Дружба и искренность 65,753

5. Смысл жизни и счастье 64,384

6. Свобода и ответственность 64,384

7. Честь и верность 61,644

8. Правдивость (правда) и справедливость 57,534

9. Любовь и милосердие 52,055

10. Стыд и вина 20,548

Таблица 2. Статистические результаты, полученные при изучении парш категорий этики (контрольная группа, N = 41) (в %)

№ п/п Парные категории этики %

1. Любовь и милосердие 39,024

2. Смысл жизни и счастье 36,585

3. Благородство и достоинство 31,707

4. Долг и совесть 29,268

5. Дружба и искренность 29,268

6. Правдивость (правда) и справедливость 26,829

7. Добро и благо 24,390

8. Свобода и ответственность 21,951

9. Честь и верность 19,512

10. Стыд и вина 12,195

Таблица 1. Основные характеристики показателей (категории этики) (экспериментальная группа, N = 73)

№ п/п Категории этики Xi Min Мах xXi Ранг

1. Благородство 7,658- 1 14 4,104 9

2. Верность 6,753 1 14 4,109 5

3. Добро 6,493 1 14 3,980 3

4. Доверие 7,082 1 14 4,068 6

5. Долг 7,301 1 14 3,491 8

6. Достоинство 7,808 14 3,373 11

7. Искренность 6,425 1 14 3,912 2

8. Милосердие 8,342 1 14 3,629 12

9. Ответственность 6,671 1 14 3,613 4

10. Правда 7,726 1 14 4,083 10

11. Свобода 10,384 14 3,311 14

12. Совесть 7,260 1 14 3,697 7

13. Справедливость 5,959 1 14 4,238 1

14. Честь 8,986 1 14 4,421 13

Где: Xi — среднее значение i-ro показателя; Min - минимальный ранг; Мах

- максимальный ранг; хХ1 - стандартное отклонение.

Таблица 2. Основные характеристики показателей (категории этики)

(контрольная группа, N = 41)

№ п/п Категории этики Xi Min Мах xXi Ранг

1. Благородство 7,220 1 14 3,664 10

2. Верность 7,195 3 13 3,076 7

3. Добро 7,024 1 14 5,082 6

4. Доверие 7,195 1 12 3,730 8

5. Долг 10,244 14 2,870 13

6. Достоинство 9,659 1 14 3,832 12

7. Искренность 6,878 1 13 4,468 4

8. Милосердие 9,268 14 3,279 11

9. Ответственность 7,220 1 13 3,336 9

10. Правда 5,024 1 11 3,460 2

11. Свобода 10,610 1 14 4,171 14

12. Совесть 6,024 1 14 3,252 3

13. Справедливость 4,244 1 11 2,956 1

14. Честь 7,024 2 14 3,475 5

Где: Xi — среднее значение i-ro показателя; Min - минимальный ранг; Мах - максимальный ранг; xXi - стандартное отклонение.

Таблица 3. Корреляционная матрица (категории этики) (экспериментальная группа, N = 73)

XI Х2 ХЗ Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 XII Х12 Х13 Х14

XI 1,000 0,379 0,409 -0,124 0,002 -0,081 -0,196 0,009 -0,569 -0,427 -0,179 -0,331 -0,197 -0,045

Х2 1,000 0,233 0,104 -0,186 -0,041 -0,309 -0,031 -0,377 -0,382 0,111 -0,216 -0,310 0,013

ХЗ 1,000 0,032 0,014 -0,264 -0,034 0,134 -0,400 -0,185 -0,100 -0,318 -0,257 -0,329

Х4 1,000 -0,041 0,027 0,133 0,202 0,073 -0,201 -0,125 -0,158 -0,498 -0,448

Х5 1,000 -0,016 -0,182 0,132 -0,129 -0,027 -0,367 0,028 0,059 -0,140

Х6 1,000 0,194 -0,097 0,011 -0,196 0,022 -0,296 -0,234 -0,027

Х7 1,000 -0,149 0,274 0,289 -0,190 -0,119 -0,372 -0,309

Х8 1,000 -0,224 -0,293 -0,042 -0,154 -0,008 -0,182

Х9 1,000 0,191 0,152 0,096 0,132 -0,020

Х10 1,000 -0,303 0,227 0,196 0,015

XII 1,000 -0,026 0,105 0,152

Х12 1,000 0,237 0,185

Х13 1,000 0,305

Х14 1,000

Где: XI - благородство; Х2 - верность; ХЗ - добро; Х4 - доверие; Х5 - долг; Х6 - достоинство; Х7 - искренность; Х8 - милосердие; Х9 - ответственность; Х10 - правда; XI1 - свобода; Х12 - совесть; Х13 - справедливость; Х14 - честь.

Таблица 4. Корреляционная матрица (категории этики) (контрольная группа, N = 41)

XI Х2 ХЗ Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 ХЮ XII Х12 Х13 Х14

XI 1,000 -0,252 0,322 -0,356 0,190 -0,345 -0,313 0,032 -0,217 0,132 -0,141 -0,275 0,343 -0,067

Х2 1,000 0,009 0,639 -0,243 -0,471 0,382 -0,097 0,130 0,084 -0,111 -0,580 -0,264 -0,323

ХЗ 1,000 -0,019 -0,264 -0,116 0,425 0,261 -0,375 -0,307 -0,549 -0,363 -0,493 -0,092

Х4 1,000 -0,296 -0,349 0,351 0,290 -0,211 -0,035 -0,244 -0,260 -0,508 -0,122

Х5 1,000 -0,015 -0,368 -0,002 0,133 0,211 -0,341 0,031 0,402 0,060

Х6 1,000 -0,378 0,220 0,188 -0,507 0,137 0,621 -0,211 0,264

Х7 1,000 -0,064 -0,312 0,225 -0,213 -0,428 -0,348 -0,447

Х8 1,000 -0,282 -0,448 -0,575 0,100 -0,409 0,010

Х9 1,000 -0,351 0,141 0,103 0,180 0,122

хю 1,000 0,335 -0,227 0,515 -0,466

XII 1,000 0,274 0,432 -0,074

Х12 1,000 -0,125 0,345

Х13 1,000 -0,115

Х14 1,000

Где: XI - благородство; Х2 - верность; ХЗ - добро; Х4 - доверие; Х5 - долг; Х6 - достоинство; Х7 - искренность; Х8 - милосердие; Х9 - ответственность; Х10 - правда; XI1 - свобода; Х12 - совесть; Х13 - справедливость; Х14 - честь.

Таблица 5. Матрица собственных значений (экспериментальная группа, N

2,974757 0 0 0 0

0 2,223534 0 0 0

0 0 1,704799 0 0

0 0 0 1,351246 0

0 0 0 0 1,222797

Таблица 6. Матрица собственных значений (контрольная группа, N = 41)

3,5647 0 0 0 0

0 2,9678 0 0 0

0 0 2,1326 0 0

0 0 0 1,4284 0

0 0 0 0 1,1652

Таблица 7. Вклады в общую дисперсию (экспериментальная группа, N =

73)

¥2 РЗ ¥4 ¥5

Собственные значения 2,974757 2,223534 1,704799 1,351246 1,222797

% общей дисперсии 21,24826 15,88239 12,17714 9,65176 8,73426

Кумулятивный % общей дисперсии 21,24826 37,13065 49,30779 58,95955 67,69381

Таблица 8. Вклады в общую дисперсию (контрольная группа, N = 41)

¥1 ¥2 БЗ Р4 Б5

Собственные значения 3,5647 2,9678 2,1326 1,4284 1,1652

% общей дисперсии 25,4621 21,1988 15,2328 10,2025 8,3229

Кумулятивный % общей дисперсии 25,4621 46,6609 61,8936 72,0962 80,4191

Таблица 9. Матрица весовых коэффициентов или факторных нагрузок (экспериментальная группа, N = 73)

¥2 ¥3 ¥4 Б5

XI 0,715719 -0,308130 0,113428 -0,346769 -0,109136

Х2 0,616248 -0,263795 -0,315251 -0,139034 0,176503

хз 0,642189 -0,003808 0,286697 -0,195480 0,344881

Х4 0,314058 0,607368 -0,083280 0,407134 0,220385

Х5 0,042261 -0,019490 0,632019 0,287427 -0,469003

Х6 0,046724 0,308257 -0,431414 -0,057303 -0,754688

Х7 -0,165277 0,758771 -0,033405 -0,367394 0,014013

Х8 0,319927 0,005534 0,217199 0,688148 -0,003509

Х9 -0,626662 0,363370 -0,277379 0,168320 0,120680

Х10 -0,606476 0,201729 0,386209 -0,401426 0,173990

XII -0,082817 -0,273861 -0,710748 0,242787 0,245433

Х12 -0,530797 -0,229856 0,207627 0,089609 0,276100

Х13 -0,526863 -0,572645 0,184496 . 0,164515 -0,035093

Х14 -0,333701 -0,624850 -0,247295 -0,172502 -0,199897

Таблица 10. Матрица весовых коэффициентов или факторных нагрузок (контрольная группа, N = 41)

Б1 Р2 РЗ ¥4 Р5

XI 0,059110 0,272009 -0,805758 0,028431 0,239398

Х2 -0,676799 0,206860 0,425596 -0,421498 0,110915

ХЗ -0,557456 -0,342691 -0,517323 0,280209 0,403898

Х4 -0,684427 -0,148303 0,390206 -0,239427 -0,349211

Х5 0,363049 0,195585 -0,450962 -0,525173 -0,397576

Х6 0,553984 -0,612835 0,180638 0,206827 -0,028077

Х7 -0,767188 0,117444 0,172149 0,306120 0,032997

Х8 -0,229823 -0,646117 -0,317991 -0,084992 -0,415537

Х9 0,394335 -0,010626 0,371379 -0,588712 0,450364

Х10 -0,074466 0,852002 -0,021004 0,230390 -0,382250

XII 0,463352 0,446110 0,534923 0,415747 0,138416

Х12 0,656006 -0,429529 0,229245 0,278652 -0,295833

Х13 0,512088 0,737444 -0,194955 -0,101626 -0,003663

Х14 0,418962 -0,461719 -0,022502 -0,184505 0,149226

Таблица 1. Основные характеристики показателей (принципы этики) (экспериментальная группа, N = 73)

№ п/п Принципы Xi Min Мах xXi Ранг

1. Альтруизма 6,973 1 12 3,571 7

2. Взаимопонимания 3,178 1 11 2,845 1

3. Возрастания субъекта морали 6,055 1 12 3,452 3

4. Диктата совести 4,589 1 11 3,274 2

5. Дурного прецедента 6,247 12 3,036 4

6. Единственности морального блага 6,575 1 12 2,953 5

7. Конвертируемости утилитарных ценностей 7,274 1 12 3,237 9

8. Негативности 7,411 1 12 3,050 10

9. Нередуцируемости морального блага 7,890 1 12 2,384 11

10. Осторожности 6,603 1 12 3,463 6

11. Поступка, совершенного «здесь и сейчас», «там и тогда» 7,041 1 12 3,494 8

12. Рефлексивности морали 7,932 1 12 3,611 12

Где: Xi - среднее значение i-ro показателя; Min - минимальный ранг; Мах - максимальный ранг; xXi - стандартное отклонение.

Таблица 2. Основные характеристики показателей (принципы этики) (контрольная группа N = 41)

№ п/п Принципы Xi Min Мах xXi Ранг

1. Альтруизма 6,122 1 12 3,537 4

2. Взаимопонимания 2,195 1 6 1,569 1

3. Возрастания субъекта морали 6,732 2 12 2,702 8

4. Диктата совести 3,854 1 9 2,486 2

5. Дурного прецедента 7,439 1 12 2,873 9

6. Единственности морального блага 6,415 1 12 2,966 6

7. Конвертируемости утилитарных ценностей 6,341 1 12 3,454 5

8. Негативности 6,537 2 12 3,139 7

9. Нередуцируемости морального блага 8,244 1 12 2,914 10

10. Осторожности 5,463 1 12 2,925 3

И. Поступка, совершенного «здесь и сейчас», «там и тогда» 8,537 1 12 2,908 11

12. Рефлексивности морали 9,341 2 12 2,938 12

Где: Xi - среднее значение i-ro показателя; Min - минимальный ранг; Мах - максимальный ранг; xXi - стандартное отклонение.

Таблица 3. Корреляционная матрица (принципы этики) (экспериментальная группа, N = 73)

XI Х2 ХЗ Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 XII Х12

XI 1,000 -0,293 0,223 -0,019 -0,061 0,077 0,014 -0,069 -0,002 -0,194 -0,410 -0,286

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.