Концепция гражданской солидарности в идеологии кадетского либерализма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Масалова, Наталья Алексеевна

  • Масалова, Наталья Алексеевна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2005, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 184
Масалова, Наталья Алексеевна. Концепция гражданской солидарности в идеологии кадетского либерализма: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Екатеринбург. 2005. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Масалова, Наталья Алексеевна

Введение.

Глава I. Мировоззренческие и методологические предпосылки кадетской концепции гражданской солидарности.

§ 1. Концепция гражданской солидарности как объект теоретического исследования

§ 2. Проблема метода в политической теории кадетских либералов:

От неокантианского гносеологизма к онтологии общества.

§ 3 Концепция гражданской солидарности и социального действия как методология социального реформирования.

Глава II. Основные принципы взаимоотношения личности, общества, государства в политической теории кадетов (свобода, уважение человеческого достоинства и личных прав).

§ 1. Оправдание справедливого государства действительной свободой личности в учении П.И. Новгородцева.

§ 2. Правовое государство как универсальный способ политического бытия общества в учении Б.А. Кистяковского.

§ 3. Нравственные основы гражданского и политического строя в концепции С.А. Котляревского.

Глава III. Формы реализации кадетской концепции гражданской солидарности: законодательство, идеология и публичная политика.

§ 1. Воплощение этических принципов политического реформирования в кадетском либеральном законодательстве

§ 2. Кадетская модель гражданской солидарности как основа интегративной идеологии.

§ 3. Проблема реализации кадетской концепции реформ в публичной политике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция гражданской солидарности в идеологии кадетского либерализма»

Актуальность темы исследования. Исследование процесса социального реформирования является актуальной научной проблемой. Политическая наука должна ответить на вопрос: насколько успех реформ зависит от продуманности их замысла; какие принципы должны быть положены в основу процесса реформирования. Эта проблема актуальна и для современной России, где за бесконечностью реформ уже не видно изначального и целостного социального проекта.

Представители кадетского либерализма разрабатывали социальный проект либерального реформирования для России начала XX в. Они связывали успешность политических преобразований во многом с принципами функционирования гражданского общества. Важным является то, что помимо конкретного перечня реформ они пытались исследовать закономерности либерального социального реформирования в целом и доказать возможность преобразований, делающих более цивилизованным все общество в целом. Находясь в российской политической традиции, кадеты пытались обосновать, что нормальное состояние общества - это солидарные отношения личности, общества, государства, и они могут быть установлены не в перспективе, а в силу утверждения определенных принципов взаимоотношений личности, общества и государства в публичной политике, законодательстве и т.д.

Таким образом, кадеты пытались наполнить максимально конкретным содержанием общепринятый тезис либеральных теорий о необходимости цивилизованных отношений в гражданском обществе. Поэтому кадетская разработка теории либерализма, на наш взгляд, заложила продуктивную и для сегодняшнего дня основу для анализа общественно-политических проблем, особенно в условиях современной России, где либерализм находится под угрозой его отторжения обществом.

В целом кадетская концепция гражданской солидарности может стать основой для более полного анализа процесса политического реформирования.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы гражданского общества и солидарности рассматриваются в исследованиях российской политической науки, однако, на наш взгляд, не достаточное внимание уделяется выявлению инструментального значения концепции гражданской солидарности в сфере публичной политики. Понятие «гражданская солидарность» нельзя считать сугубо теоретическим или идеологическим. Многоаспектность данного понятия и диктует необходимость комплексного подхода, сочетающего теоретический и прикладной аспекты исследования.

В западной науке теоретическое осмысление проблем гражданского общества следовало за крупными общественными потрясениями. В российских условиях такой прямой связи не наблюдалось. Поэтому российская наука, с одной стороны, осмысливала достижения западной и адаптировала их к российскому контексту, а с другой стороны, российский либерализм как общественно-политическое движение был поглощен борьбой с самодержавной властью, которая для западноевропейских стран была уже неактуальна.

Поэтому традиционно в отечественной науке принято разводить исследование теории - это анализ предлагаемых представителями российского нового либерализма категорий и концепций и их сравнение с классическим либерализмом; и исследование практики — это анализ деятельности кадетской партии, складывающихся взаимоотношений партии и монархического правительства.

В рамках исследования выше обозначенных теоретических проблем работают А.П. Альбов, Б.В. Васильев, С.И. Глушкова, Б. В. Емельянов,

A.M. Медушевский, Л.И. Новикова, С.А. Пяткина, О.Ф. Русакова, И.Н. Си-зимская, Е.А. Фролова и т.д.1

Приведенные авторы рассматривают российский либерализм начала XX в. в контексте традиций русской философской мысли в целом и российской философии права в частности (А.П. Альбов, Б.В. Васильев, Б.В. Емельянов). Еще одно направление исследования теоретической проблематики — это выявление особенностей российской либеральной традиции и места российского либерализма в контексте мировой либеральной мысли. Авторы, работающие в рамках данной проблематики показывают в чем состоит приоритет российских либеральных учений в сравнении с западным либерализмом начала XX века. Широко эти проблемы представлены в работах Л.И. Новиковой, И.Н. Сизимской, а применительно к проблеме становления правового идеала в российском либерализме - С.И. Глушковой.

В отношении концепции гражданской солидарности в данных работах освещается в основном проблематика гражданского строя, т.е. рассматривается новая трактовка представителями российского нового либерализма свободы, равенства, собственности. Тем не менее, в более глубоком изучении нуждается немаловажная проблема взаимоотношения личности, общества и государства. Эта проблема требует постановки ее в качестве самостоятельного вопроса политической теории, поскольку это позволит более детально взглянуть на проблему определения основ солидарных отношений.

Политическая деятельность кадетов рассматривается в работах Н.Г. Думовой, В.А. Кувшинова, К.Ф. Шацилло,-З.В. Шелохаева и др. В

Например: Альбов А.П. Русская философия права как единое целое. - СПб., 1998; Васильев Б.В. Предмет философии права в русском неолиберализме: западное влияние // Русская философия между Западом и Востоком. - Екатеринбург, 2001. - С. 35-38; Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме. — Екатеринбург, 2001; Медушевский А.Н. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории. — 1992. — № 8-9; Новикова Л.И., Сизимская И.Н. О слабоизу-ченном «новом либерализме» // Либерализм в России / Под. ред. В.Ф. Пустарнакова. - М., 1996; Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. - М., 1995\Фролова Е.А. П.И. Новгородцев о праве и государстве. - М., 2001. этих работах рассматриваются особенности тактики кадетской партии, особенности ее идеологии, проблема политического позиционирования кадетской партии в партийном пространстве начала XX в.1 Восприятие кадетов советской историографией расходится с самовосприятием конституционных демократов. Советская историография указывает на буржуазный характер кадетской партии и идеологии, при этом их позиция считается антиреволюционной . Сами же кадеты считали революцию крайним вариантом политики, а свою партию - внеклассовой. Советская историография относила партию к контреволюционному лагерю и оценивала политический потенциал партии как силы, неспособной реально предложить альтернативу революции.

В настоящее время наука гораздо более детально рассматривает деятельность кадетов с использованием терминологии современной политической науки (социальная база, партийная идеология, характер партийной программы и т.д.). В.А. Кувшинов в своей работе даже дает название кадетскому способу взаимоотношения с властью. Он называет его «тактикой легальной политической революции» и показывает ее трансформацию и обогащение по мере приобретения партией опыта парламентской деятельности3.

Авторы, работающие в рамках исторической проблематики определяют также факторы неудачи кадетского радикального либерализма в России, к числу которых относят недостаточную гибкость идеологии; непоследовательность в определении своей позиции по аграрному вопросу; небуржуазный характер российского общества начала XX в.4

1 Например: Думова Н.Г. Кадетская партия в период Первой мировой войны и Февральской революции. - М., 1998; Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом (1905-1943 rr). — М., 1997.; Шацилло К.Ф. Русский либерализм на кануне революции 1905-1907 гг. - М, 1985; Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907-1914 гг. М., — 1991.; История политических партий России. - М., 1994; Милюков П.Н. Историк, политик, дипломат. - М., 2000.

2 Например, Зырянов П.Н., Шелохаев В.В, Первая русская революция в американской и английской буржуазной историографии. М., 1976).

3 Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом (1905-1943 гг.). - М., 1997.

4 Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом (1905-1943 гг.). М., 1997. С. 146-147; Неоконченная симфония русского либерализма, или Возвращение белого парохода. Предисловие М А. Абрамова к книге: Опыт русского либерализма Антология. М., 1997. С. 16; Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996. - С. 11.

Однако оценивать достижения кадетской партии возможно не только с точки зрения последующего поражения, но и оценивать их новый подход к политике с точки зрения его преимуществ и недостатков, как выявленных самими кадетами, так и не обозначенных ими. Особенностью кадетского подхода к политике являлось то, что они не связывали напрямую цивилизованное состояние общества с утверждением определенных институтов в праве и политике.

С начала 90-х гг. появляются публикации, посвященные конституционному движению в российском государстве начала XX в. (И.И. Бурдукова, Н.В. Мамитова, А.Н. Медушевский и др.)1. В этих работах анализу подвергаются как чисто юридические вопросы (исследуются конституционные нормы и проекты конституции), так и политические (чем определялись основные принципы новой формы правления в России после революции 1905 г.). Необходимо отметить, что в этих работах соединяется исследование либеральной теории и практической деятельности либералов.

Можно привести также обобщающие труды современной отечественл ной науки по российскому либерализму (И.Д. Осипов, А.А. Гоголевский) . Обобщающее исследование В.В. Шелохаева оригинально своим широким взглядом на российский либерализм как политическое явление. В нем акцентируется внимание на особенностях российской либеральной модели как одной из альтернатив общественно-политического развития российского общества3.

1 Например, следующие работы: Бурдукова И.И. Становление и развитие конституционных идей в России. - СПб., 1999; Мамитова Н.В. Либеральные концепции конституционного государства в России (конец XIX - начало XX в.). - М., 2001; Медушевский A.M. Неолиберальная концепция конституционных кризисов в России // Милюков П.Н. историк, политик, дипломат. М., 2000; Медушевский A.M. Мнимый конституционализм как явление мировой политической культуры // Социс. - 1994. - № 5 и др.

2 Например: Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX - начала XX века. - СПб., 1996.; Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX - начала XX века. СПб., 1996 и др.

3 Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. - М., 1996

Последнее время активизируется внимание исследователей к проблемам либерализма, о чем свидетельствует появление диссертационных исследований по данной тематике. В большей степени в них находят отражение вопросы общего характера1.

Значительный интерес представляют работы последнего времени, которые можно назвать «серийными», т.к. это статьи, сгруппированные в сборники с определенной тематикой . Ценность этих сборников в расширении проблематики изучения российского либерализма и в предложении множества подходов к его изучению.

В современной отечественной науке многими исследователями либерализма подчеркивается необходимость комплексного (межотраслевого) изучения либерализма. На наш взгляд, целесообразно также одну проблему рассматривать с разных позиций (философской, политологической, в рамках определенных политических учений и истории) это позволит при выделении каждого аспекта увидеть соответствующие ему проблемы. Такое комплексное рассмотрение позволит сделать и восприятие проблем более целостным, последовательным, усилит проработку аспекта практической реализации и расширит спектр исследуемых проблем .

При высоком уровне разработанности проблематики либерализма отечественной наукой предлагаемый подход, на наш взгляд, может быть использован.

В целом, актуальным для современной политической науки является апробирование различных подходов в исследовании либерализма. В дан

1 Например: Величко A.JI. Государственно-правовой идеал России и Запада: Соотношение правовых культур: дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук - СПб., 2000; Гусев К.А. Политико-правовые концепции русского либерализма (конец XIX - начало XX в.): дис. на соискание ученой степени канд. полит, наук. - СПб., 2002; Жуков В.Н. Философия естественного права в русской мысли первой половины XX в.: дис. на соискание ученой степени доктора философских наук. -М., 2001.

2 Например: Либерализм в России / Под ред. В.Ф. Пустарнакова. - М., 1996; Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы / Под. ред. В.В. Шелохаева и др. - М., 1999 и др.

3 В рамках подобного метода предлагали работать и сами кадеты. Например о плюрализме методов говорил Б.А Кистяковский. ном диссертационном исследовании либерализма на основе кадетской методологической установки рассматривается концепция гражданской солидарности как часть либеральной теории и идеологии кадетской партии. Тем самым, проблема взаимоотношения личности, общества, государства рассматривается как теоретическая и как практическая проблема.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является учение представителей кадетского либерализма: П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского в качестве российского варианта нового либерализма. В работах указанных исследователей рассмотрение теоретических проблем либерализма тесно увязывается с обоснованием практических действий либеральной партии или курса либеральной политики. Данная особенность позволяет сопоставлять либеральную теорию и практику ее воплощения в публичной политике.

По рассматриваемой проблематике их концепции органически сочетаются друг с другом, что становится очевидным при анализе их журнальной полемики, в которой авторы, представленные в диссертации, часто ссылаются друг на друга. Это объясняется единой политической позицией данных авторов: из теоретиков кадетского либерализма именно П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский работали в рамках либеральной демократической традиции.

В рамках кадетского либерализма идея гражданской солидарности получает свое обоснование с разных методологических позиций: идеализма и позитивизма. Учитывая тот факт, что двое из выбранных нами авторов (Б.А. Кистяковский и С.А. Котляревский) в разной степени и по разным проблемам отдавали дань позитивизму, мы все же считаем, что к постановке и решению проблем гражданской солидарности все трое подходили с позиции философии идеализма. Таким образом, кроме политической позиции их объединяют и общие методологические установки.

Позитивистский взгляд на проблемы солидарности разрабатывал лидер кадетской партии П.Н. Милюков1. Сопоставление двух методологических установок позволит нам эксплицировать концепцию гражданской солидарности как политический проект и теоретический концепт, что, собственно, является предметом нашего исследования, от трактовок гражданской солидарности как закономерного следствия или итога исторического развития. С учением П.Б. Струве их объединяет политическая позиция и метафизические начала учения. Однако позиция П.Б. Струве тяготеет к религиозной трактовке проблемы общественной солидарности (в обосновании свободы он апеллирует к христианским ценностям). Эксплицируемая же из учения выбранных авторов концепция гражданской солидарности имеет светский характер (обоснование солидарности дается на основе рационалистической кантианской методологии, где политические аспекты понятий «государство», «гражданин», «гражданское общество» тесно увязываются с правовыми принципами и автономией нравственной воли). У С.И. Гессена тема должного гражданского объединения, т.е. собственно проблема солидарности, не является доминирующей. Таким образом, в учениях Гессена и Струве идея солидарности не получила концептуального оформления, если под концепцией понимать ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления. В учениях Новго-родцева, Кистяковского и Котляревского гражданская солидарность есть ведущий способ оценки и трактовки реформ.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем оправданным для экспликации концепции гражданской солидарности в рамках нового российского либерализма привлечь к исследованию поставленной проблемы именно учения П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и С.А. Котляревского.

1 Позитивистской считается историческая концепция Милюкова. См., например, Вандалоеская М.Г. П.И. Милюков. А.А. Кизеветтер: история и политика.

Предметом диссертационного исследования является модель гражданской солидарности, эксплицируемая из теорий новых кадетских либералов, и аспект ее практической реализации. Концепция гражданской солидарности рассматривается в рамках леволиберального дискурса, под которым мы понимаем комплекс различных научно-теоретических элементов (неокантианской методологии, либеральной теории и идеологии, российских либерально-демократических идей и леволиберальный аспект осмысления конкретных политических проблем)1.

Цель и задачи диссертации. Целью данной диссертации является теоретическая реконструкция кадетской концепции гражданской солидарности и изучение аспекта ее практической реализации.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание понятия «концепция гражданской солидарности» с точки зрения его методологических возможностей для изучения процесса формирования идеологии (в контексте российской политической обстановки и развития либерализма начала XX в).

2. Рассмотреть мировоззренческие и методологические основы кадетского подхода к солидарности через трактовку сущности и смысла общественного единения, т.е. проблему онтологии общества в учении кадетских либералов.

3. Выявить содержание понятия «социальное действие» в учениях кадетских либералов, исследовать кадетскую методологию социального реформирования в контексте постановки ими проблемы должного социального действия.

4. Раскрыть проблемную структуру концепции гражданской солидарности в трудах П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского.

1 Определение дается на основе исследований уральских авторов. См. например, Русакова О. Ф. Радикализм в России и современном мире: вопросы типологии. - Екатеринбург, 2001. - С. 11-12.

5. Изучить аспект практической реализации кадетской концепции гражданской солидарности через основные направления деятельности кадетов (партийная, законодательная).

6. Рассмотреть потенциал кадетского подхода к политике в качестве оценочной модели политической реальности.

Источниковая база. При написании работы использовались следующие группы источников.

1. Теоретические работы представителей кадетских либералов и их публицистика, содержащая анализ конкретной политической ситуации.

2. Документы, на основе которых анализируются проблемы реализации концепции гражданской солидарности: законопроекты, партийные документы и документы деятельности Временного Правительства, стенограммы заседаний I—III Государственной Думы.

Работа построена на анализе трудов представителей кадетского либерализма и деятельности кадетской партии периода становления российского парламентаризма (1905-1917 гг.).

На основе приведенных источников были реконструированы основные теоретические положения кадетской концепции гражданской солидарности, а также проанализированы проблемы практической реализации теоретических моделей кадетских либералов. Использование исторических источников имело служебное значение как материал для анализа наиболее ключевых и типичных проблем практической реализации кадетской концепции гражданской солидарности.

Методологическая основа исследования.

Понятие «гражданская солидарность» имеет научное и идеологическое значение. В идеологическом смысле — оно оправдывает действия государственной власти в конкретном государстве в определенный исторический период. В научном — позволяет проанализировать либеральный способ обоснования действий субъектов политики.

Поэтому, с одной стороны, мы рассматриваем кадетскую концепцию гражданской солидарности в рамках аксиологического подхода, т.е. выявляя то ценностное содержание, которое позволяет идентифицировать ее с новым либерализмом; с другой стороны, мы рассматриваем ее в рамках телеологического подхода, т.е. исследуем ее как способ обоснования целей кадетской партии и либерального законотворчества. В работе используется также конкретно-исторический подход, т.е. кадетское предложение инте-гративной идеологии, основанное на их теоретической модели гражданской солидарности рассматривается как проблема становления представительной власти в России после издания манифеста 1905 г.

Для рассмотрения аспекта практической реализации концепции гражданской солидарности используется социологический подход, т.е. выявляются возможные формы и способы, в которых солидарность проявляется в российском обществе начала XX в.

В работе использовался метод моделирования для эксплицирования кадетской концепции гражданской солидарности и теоретической модели социального действия на основе учений и политической деятельности кадетских либералов.

Метод категориального анализа используется для прояснения содержания таких понятий как «концепция гражданской солидарности», «солидарность», «социальное действие», «должное» и др. применительно к теориям кадетских либералов.

Для анализа последствий реализации теоретических конструкций используется метод сопоставления: производится соотнесение теоретических конструкций и политических действий. Такой подход позволяет уже при формулировке ее основных положений теории ставить вопрос о последствиях ее воплощения.

Для выявления качественного сходства и различия учений кадетских либералов использовался метод сравнительного анализа. На основе сравнения можно сделать вывод о том, можно ли говорить о наличии целостной концепции гражданской солидарности в рассматриваемых учениях.

Использовался метод типологии для выделения основных черт кадетского либерализма как российского варианта нового либерализма, основанного на разумно-нравственном понимании власти.

Научная новизна исследования.

- Выявлены особенности кадетского либерализма как учения, обосновывающего радикальное либеральное социальное действие, в противовес устоявшейся трактовке кадетского либерализма как нереволюционного и в силу этого нерадикального учения.

- Кадетская концепция гражданской солидарности рассмотрена не только в плане ее идейно-теоретического содержания, но и в плане программно-политического и практического применения, т.е. как компонент партийно-политической практики. В диссертации предлагается особый подход к изучению либеральных идей: анализ политико-правового учения дополняется рассмотрением реализации либеральных идей в форме инте-гративной идеологии, либерального законодательства.

- Сформулированы следующие основные характеристики кадетского варианта либерализма как правового подхода к политике: опора на разумно-нравственное понимание власти и оправданность действий правового государства абсолютной ценностью свободы нравственной автономии личности; признание идеи солидарности в качестве общественно-политического и правового идеала; опора на авторитет права в социальном реформизме и сведение политики к рутинным юридическим процедурам.

Проанализированы особенности этого подхода в теоретическом и практическом плане.

- Раскрыта сущность понятия и концепции гражданской солидарности в учениях представителей нового кадетского либерализма и выявляются методологические возможности этого понятия для анализа политики. В диссертации предлагается рассматривать кадетскую концепцию гражданской солидарности в качестве оценочной модели для анализа публичной политики и тем самым выявляется вневременное значение кадетских теорий.

- В работе предлагается подход, позволяющий соотнести идеальное и реальное, т.е. увидеть, насколько изначальный политический замысел был реализован в политической практике. В рамках данного подхода прослеживается трансформация политических теоретических конструкций первоначально в идеальную модель социального действия, а затем в реальное социальное действие.

- В диссертации показывается продуктивность изучения либерализма с позиции выявления тех идей, которые являются теоретической основой целостного социального проекта реформирования или политической программы. Это позволяет расширить представление о реформистском потенциале либеральной теории, а также обосновать правомерность внеистори-ческого взгляда на либерализм.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Доказана целесообразность вычленения на основе учений кадетских либералов концепции гражданской солидарности как целостной совокупности принципов должных взаимоотношений личности — общества - государства. Эти принципы рассматриваются в рамках политических учений в качестве модели должного поведения государства и гражданина, а также в их политическом значении в варианте теоретических оснований для критики реальных взаимоотношений личности, общества, государства и принципов, направляющих социальное реформирование. Тем самым вполне оправданно научные положения и идеологические конструкции рассматривать во взаимосвязи.

2. Показано обоснование кадетским либерализмом радикального и при этом либерального социального действия, которое своей целью имеет преобразование политических институтов в соответствии с идеей правового государства. Результативность преобразований в учениях кадетов связывается с повышением значения акта индивидуального социального действия. Это действие основано на утверждении восприятия управляющего и гражданина, прежде всего как человека, обладающего свободой нравственной воли, а потом уже как должностного лица.

3. Доказано, что процесс реформирования кадеты связывают с выработкой и реализацией солидарного интереса в обществе. Под обществом кадеты понимали сферу, где личность объективирует свои цели и требования, связанные с реализацией свободы. Тем самым, они пытались создать онтологию общества исходя из принципов кантовской философии.

4. Представлена связь концепций П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяков-ского, С.А. Котляревского единой проблемой построения взаимоотношений личности, общества, государства на началах взаимного уважения друг друга. Все три взятых для исследования концепции взаимосогласованы и их можно рассматривать в качестве концептуальных положений идеологии нового либерализма. Анализируемые в работе представители кадетского либерализма свой вариант сочетания общественного и личного начала доводили до сферы практического разума по отношению к теории и практике. Акцент кадетов на общественном идеале позволяет увидеть общезначимый смысл политических преобразований, т.е. понять, на какой общечеловеческой проблеме основано их оправдание. Они принципы должных взаимоотношений личности, общества, государства использовали как основание вневременной, априорной критики существующих политических институтов. Таким образом, философские теоретические положения преобразовывались первоначально в политологические, а затем в программно-политические.

5. Выявлена правомерность соотнесения проблемы реализации кадетских учений с целями осуществления цивилизованной политики и утверждения солидарного состояния общества, что позволяет не рассматривать их преимущественно в контексте последующей потери власти российскими либералами и демократами начала XX в. Оправдывается применение выше обозначенного методологического приема тем, что в обществе всегда присутствуют попытки реализации какого-либо общественного идеала, и конкретные политические неудачи чаще всего не влекут отказа от самого идеала, поэтому и возможно проблемы, возникшие при попытке реализации должных принципов взаимоотношений личности, общества, государства, рассматривать вне контекста определенного времени и страны.

6. Исследована кадетская попытка воплотить в правовых и политических институтах принципы своей концепции гражданской солидарности, которая оказалась более ценной в варианте удовлетворения правовых интересов общества и обоснования этики парламентской и государственной деятельности, чем в варианте способа разрешения проблем, возникающих явочным порядком. Можно сказать, что при реализации интеграционных по замыслу политических принципов, субъектом, реализующим данные принципы, должно быть либо государство, либо личность, чье индивидуальное социальное действие обладает большим авторитетом. Депутат парламента, министр воплощают в себе обе эти характеристики, чего нельзя сказать о партии как институте и партийном деятеле как субъекте политики.

Научно-практическая значимость работы. Теоретические выводы и модели, разработанные в данном исследовании могут быть использованы при анализе процесса социального реформирования, деятельности политических институтов и других субъектов политики.

Материалы диссертации могут быть использованы для разработки базовых курсов по истории политических и правовых учений, философии политики, теории политики, политической социологии и спецкурсов по философии права, по истории русской политической мысли по специальностям «политология», «социология», «юриспруденция».

Апробация работы. Материалы диссертации были использованы автором при подготовке учебно-методического комплекса «История политических и правовых учений». По представленным материалам исследования в 2000 г. Министерством образования РФ был предоставлен грант ГОО-1.8.-110 (конкурс грантов 2000 г.), в рамках которого были изданы четыре сборника «Проблемы правового государства и гражданского общества» со статьями автора по теме диссертационного исследования. Материалы данного исследования использовались автором в докладах на международных научных молодежных конференциях: «Мир, справедливость, гуманизм» (г. Чита, 11-12 апреля 2000 г.), «Новые идеи - новому тысячелетию» (г. Чита, 29-30 марта 2001 г.), «Талант и труд молодых - родному Забайкалью» (г. Чита, 28-29 марта 2002 г.); на конференции «Российская интеллигенция: критика исторического опыта» (Екатеринбург, 2002 г.), а также на вузовских конференциях и семинарах в городах Санкт-Петербург и Чита.

Материалы диссертации использовались при разработке спецкурса «Российский либерализм конца XIX — начала XX века».

Результаты исследования отражены в публикациях общим объемом 5,15 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 184 наименований. Общий объем работы: 184 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Масалова, Наталья Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В предлагаемом диссертационном исследовании предпринята попытка проследить процесс трансформации философской теории первоначально в политическую концепцию, а затем партийную программу и возможность этой теории стать основой социального действия.

Основываясь на неокантианских идеях, представители кадетского либерализма поставили вопрос о критерии научности идей, которые могут стать основой для изменения социально-политической действительности. Научная политическая теория, по их мнению, должна стать основой априорной критики политической действительности. Трактуя общественный идеал как этический, кадетские либералы, по сути, говорили и о научности этической постановки проблем.

В учениях кадетов априорная критика правовых и политических институтов и явлений построена на объяснении политического бытия на основе категории должного, что позволило им соединить этический и внеисторический анализ политической действительности. Они исходили из того, что каждый политический институт оправдан определенной ценностной идеей. Он имеет определенный смысл и не мог создаваться для механического регулирования человеческих отношений.

Акцент на должном позволил представителям кадетского либерализма рассматривать гражданское общество в отрыве от его исторического воплощения и искать присущие ему принципы функционирования, имеющие определенное нормативное (разумно-нравственное) содержание. Кадетская концепция гражданской солидарности основана на разумно-нравственном понимании принципа взаимной ответственности общества и государства. Модель цивилизованных отношений субъектов в политике в представлении кадетов задает направление прогрессивного социального реформирования.

Цивилизованные отношения личности, общества и государства в кадетской концепции гражданской солидарности предполагают отказ субъектов политики от бескомпромиссной борьбы частных интересов. Внеклассовая политическая ориентация субъектов политики (прежде всего государства) позволит, по мнению кадетских либералов, найти подход к решению вопросов социальной справедливости, не противопоставляя правовое и социалистическое государство.

Кадетская модель социального действия показывает, каким образом возможно кардинальное изменение правового и конституционного государства без радикального отрицания его институтов.

В процессе социального реформирования кадеты основное значение придают государственному действию, поскольку предполагается расширение публичной сферы на основе уважения личного достоинства (например, право на достойное существование). Разумно-нравственное социальное действие государства сохраняет смысл, оправдывающий институты правового государства с позиции должного. Кадетское содержание категории должного, основанного на абсолютизации личного достоинства, предлагалось ими в качестве идеи социального реформирования, в том числе и либерального государства.

Справедливое государство в теориях кадетских либералов оправдывается управомоченной и самостоятельной личностью, иной подход может поставить требование изменения самой личности (например, марксизм). В рамках кадетских учений только личность обладает нравственными характеристиками и поэтому не может быть объектом изменений, она может быть их субъектом. Такая трактовка личности в конечном итоге, на наш взгляд, повышает значение индивидуального социального действия, поскольку главной характеристикой личности является не ее социальное положение, должностные обязанности, а автономия нравственной воли. Управляющий - это прежде всего человек. Эта установка задает смысл солидарного социального действия в рамках любых политических институтов.

Кадетская концепция гражданской солидарности представляет собой целостную систему и помимо прагматической нагрузки (обоснование кадетского варианта социального реформирования) имеет и научную нагрузку. Учения Новгородцева, Котляревского и Кистяковского можно трактовать как раскрывающие основные принципы цивилизованных взаимоотношений личности, общества и государства. Отношения личности, общества и государства, которые должны привести к сохранению и увеличению единства общества и единства общества и государства, по мнению кадетских либералов, предполагают принципы уважения действительной свободы личности, личного достоинства и прав личности.

Содержание действительной свободы, по Новгородцеву, заключается в «возможности сделать наилучшее употребление своих способностей, благоприятных обстоятельств, своей энергии, своей жизни» [116. С.271], формула такой свободы сводится к гарантированной возможности каждого воспользоваться этой свободой и отрицанию условий, делающих это невозможным в сознании и действиях личности. В итоге это может быть принципом существования общества, основанного на единстве всех субъектов, не ставящих своей целью реализацию частных интересов любой ценой.

Принцип уважения личного достоинства, по Котляревскому, становится основой укрепления единства общества и общества и государства, потому что построение взаимоотношения личности, общества и государства на снижении элемента внешнего принуждения, формирует нравственную атмосферу общества, основанную на принципе уважения авторитета власти, в противовес невозможности сопротивляться ее принуждению.

Развитие принципа уважения прав личности, по Кистяковскому, предполагает расширение публичных субъективных прав, механизм которых аналогичен праву личности на судебную защиту и становящемуся в западных странах праву на социальное страхование. Главной чертой личности является ее самодеятельное поведение, т.е. право и возможность притязать, предъявлять требования. Реальность реализации субъективных публичных прав личности — это путь к наилучшей реализации личной свободы и соответствует истинной цели государства удовлетворения солидарных интересов, что, в свою очередь, дает человеку возможность развить лучшие стороны человеческой природы и осуществить идеальные цели.

Принципы уважения свободы, личного достоинства и прав личности в учениях кадетских либералов наполняют конкретным содержанием общепринятый тезис либерализма о необходимости цивилизованных отношений в гражданском обществе, который в трактовке нового либерализма предполагает отрицание угрожающей самому существованию гражданского общества бескомпромиссной борьбы частных интересов. Этот высокий уровень развития гражданского общества есть не условие утверждения свободы, а становящийся идеал, задающий направление изменения и развития правовых и политических норм.

Условия, в которых формулировалась кадетская концепция гражданской солидарности, предусматривали попытку ее реализации в деятельности кадетской партии в формах законодательства, интегративной идеологии и публичной политики. Новые теоретически обоснованные принципы политической деятельности в конечном итоге оказались построенными на идеалистической трактовке правового государства, предполагающей, прежде всего, непоколебимый авторитет права. Конкретным результатом своей парламентской и внепарламентской деятельности кадеты замысливали признание авторитета или, другими словами, повышение доверия к парламенту и праву.

Значение кадетского предложения интегративной идеологии состоит в доказательстве того, что политическая функция партии в рамках представительной системы заключается не только в представительстве интересов, но и в участии в выработке общего интереса. Такое расширение функций представительной системы позволит поставить ее на службу обществу в противовес ее монархической трактовке как инструмента умиротворения общества.

Закон в понимании кадетов - всеобщее регулятивное правило с нравственным содержанием, а не просто норма, которая появилась в результате доминирования или согласования чьих-либо интересов. В сущности, отступлением от формальной трактовки правовой функции парламента кадеты показывали путь к повышению авторитета закона в гражданском обществе, где восприятие власти разумно-нравственно.

Значение кадетского подхода к публичной политике состоит в поиске стабилизирующих основ политической деятельности. Сведение политики к рутинным юридическим процедурам, по мнению кадетов, может стать основой солидарных отношений власти и общества.

Абсолютизация правового подхода в теории не позволила рассматривать в качестве проблемы ситуацию столкновения задач эффективности и легитимности в политическом действии. Практическая деятельность Временного Правительства доказывает невозможность сведения идей легального радикализма к идее универсальности правовых методов в политике.

Соотнесение теоретических принципов кадетской концепции гражданской солидарности и аспекта ее практической реализации позволяет выявить последствия реализации на практике теоретической модели реформирования, а значит теоретическую модель реформирования можно рассматривать не только с точки зрения конечного результата, но и как оценочную модель, имеющую вневременное значение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Масалова, Наталья Алексеевна, 2005 год

1. Абрамов М.А. Неоконченная симфония русского либерализма, или Возвращение белого парохода: (Предисловие) // Опыт русского либерализма: Антология. М., 1997. - С. 5-21

2. Алексеева Т.А., Капустин Б.Р., Панин И.К. Перспективы инте-гративной идеологии // Полис, 1997. -№ 3. С. 16-52

3. Альбов А.П. Отношения права и нравственности в русской философии права конца XIX — начала XX в. СПб., 1998. — 28 с.

4. Альбов А.П. Проблема правового идеала в русской философии права. СПб., 1998.-27 с.

5. Альбов А.П. Русская философия права как единое целое. СПб., 1998.-36 с.

6. Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок, воссоздание и направление для дальнейших исследований // Полис, 1995. № 3. - С.48-57.

7. Баркова И.Н. Либеральное понимание общественного идеала в русской философии: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. философ, наук. М., 2003. — 27 с.

8. Бакскин Ю.Я. Кант. М., 1984. 88 с.

9. Баскин Ю.Я., Баскин Д.А. П.И. Новгородцев. (Из истории русского либерализма). СПб., 1997. — 96 с.

10. Батыр К.И. Институционализм в изучении революционной государственности XVII-XVIII вв. Право и идеология. Сб. науч. трудов / Под ред. И.А. Исаева. М., 1991. С. 19-28

11. Белов В.В. Неокантианство. — Ч. 1. Саратов, 2000. 168 с.

12. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.-416 с.

13. Берне Дж. Утилитаризм и реформа: социальная мысль и социальные перемены 1750-1800 гг. М., 1996. 30 с.

14. Беседа с американским историком // История СССР, 1989. № 5. С. 208-212.

15. Бредли Д. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России // Общественные науки и современность, 1994. № 5. С.77-89.

16. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 34. Ярославль, 1991. 474 с.

17. Бурдукова И.И. Становление и развитие конституционных идей в России. СПб., 1999. 233 с.

18. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов // Вопросы философии, 1991. №8. - С. 25-37.

19. Вандалковская М.Г.: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветер: история и политика. М., 1992. 287 с.

20. Васильев Б.В. Предмет философии права в русском либерализме: западное влияние // Русская философия между Западом и Востоком: Материалы V Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2001-С. 35-38.

21. Васильев Б.В. Предмет философии права русского неолиберализма: историографический аспект // Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания / Под ред. А.Ф. Замалеева и И.Д. Оси-пова. СПб.,2001.-С. 11-13.

22. Величко A.M. Государственно-правовые идеалы России и Запада: соотношение правовых культур: дис. на соискание ученой степени доктора юрид. наук. СПб., 2000. 386 с.

23. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М., 1991.-462 с.24. «Вехи» и «веховцы». Русские мыслители и западные традиции. -М., 1992.-87 с.

24. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М., 2000. 512 с.

25. Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М., 1995. -235 с.

26. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. -319с.

27. Воронина Н.Н. Тенденции к непосредственности мысли в русской философии как мост между Востоком и Западом // Русская философия между Западом и Востоком: Материалы V Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург, 2001 С. 48-51.

28. Выборгское воззвание 10 июня 1906 г. // Хрестоматия по истории СССР / Под. ред. В.Г. Тюкавкина. Ч. 1. М., 1990. - С.327-328.

29. Гайда А.В. Гражданское общество. — Екатеринбург, 1994. — 60 с.

30. Гайда А.В. Гражданское общество и государство // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. — Вып. 1. Екатеринбург, 1999.-С. 5-17.

31. Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме. Екатеринбург, 2001. -466 с.

32. Гражданское общество: Теория, история, современность. М., 1999.-312 с.

33. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1989. - 624 с.

34. Гоголевский А.В. Очерки истории русского либерализма XIX — начало XX в. СПб., 1996. 248 с.

35. Год борьбы // Российские либералы: кадеты и октябристы (документы, воспоминания, публицистика). М., 1996. С. 94-139.

36. Голенкова З.Г. Альтернативы и перспективы развития гражданского общества в России. М., 1999. — 192 с.

37. Гражданское общество. Истоки и современность. СПб., 2000. — 301 с.

38. Гусев К.А. Политико-правовые концепции русского либерализма. Конец XIX начало XX в.: дис. на соискание ученой степени канд. политических наук. СПб., 2002. - 230 с.

39. Дергунова Н.В. Свобода: От мечты к реальности. Ульяновск, 2000. 349 с.

40. Дробышевский B.C. Проблемы правовой реформы: реформы и российская философско-правовая мысль. Чита, 1997. — 46 с.

41. Дробышевский С.А. Будилина Т.В. Научная мысль в поисках наилучшей политико-правовой системы. Красноярск, 2000. 87 с.

42. Думова Н.Г. Кадетская партия в период первой мировой войны и Февральской революции. М., 1988-247 с.

43. Дьюи Д. Либерализм и социальное действие // О свободе: антология мировой либеральной мысли. Первая половина XX в. / Под. ред. Абрамова М.А. М., 2000.-С. 331-385

44. Егин С.А. Идеологическая жизнь гражданского общества: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. философ, наук. Волгоград,-1997.-24 с.

45. Ерман JI.K. Интеллигенция в первой русской революции. М., 1966-373 с.

46. Жуков В.Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX начала XX в. // Государство и право, 2001. - № 4. - С. 99-106.

47. Жуков В.Н. Социальная философия П.И. Новгородцева: дис. на соискание ученой степени канд. философ, наук. М., 1993. 186 с.

48. Жуков В.Н. Философия естественного права в русской мысли 1-й половины XX в.: дис. на соискание ученой степени доктора философ, наук. М., 2001.-312 с.

49. Журналы заседания Временного Правительства. Петроград, 1917.-198с.

50. Законодательные проекты и предположения партии Народной свободы. СПб., 1907.-469с.

51. Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002. 352 с.

52. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994. 209 с.

53. Западная демократия глазами российских либералов начала XX в. Р.-н/Д., 1995.-414 с.

54. Захаров С.А. Гражданское общество: эволюция взглядов, социальный механизм развития: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филос. наук. М., 1992. - 25 с.

55. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978 -269 с.

56. Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984 109 с.

57. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX-началаXXв. М., 1988.-520 с.

58. Зырянов П.Н., Шелохаев В.В. Первая русская революция в американской и английской буржуазной историографии. М., 1976. 184 с.

59. Из глубины. М., 1990.-298 с.

60. История буржуазного конституционализма XIX в. / Под ред. Нер-сесянца B.C. М., 1986. -280 с.

61. История политических партий России. М., 1994 447 с.

62. История русской правовой мысли. М., 1998. — 604 с.

63. Каменев Л.Б. Из истории русского либерализма // О свободе. Антология мировой либеральной мысли. Первая половина XX в. М., 2000, — С.638-672.

64. Кант И. Метафизика нравов // И. Кант. — Соч. в 6т. — Т. 4, ч.2. М., 1965.-С. 107-400.

65. Кантор В. П.Н. Милюков. Contra «Вехи» в защиту русской интеллигенции // Милюков П.Н. Историк, политик, дипломат. Сб. статей. М., 2000. С.125-130

66. Капустин Б.Г. Критика политического морализма (мораль политика. — политическая мораль) // Вопросы философии, 2001. — № 2. — С. 33-55.

67. Карпович М.М. Два типа русского либерализма. Маклаков и Милюков // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997. С. 387-408.

68. Кизеветтер А.А. Партия Народной свободы и ее идеология. М., 1917.-35 с.

69. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии, 1990. № 6. С. 141-159

70. Кистяковский Б.А. Еллинек как мыслитель и человек // Русская мысль, 1911. -№ 3. С. 14-16

71. Кистяковский Б.А. Непрерывность правового порядка // Юридический вестник, 1917. Кн. XVII(I) - С.7-12.

72. Кистяковский Б.А. Сущность государственной власти. Ярославль, 1913.-40 с.

73. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.-800 с.

74. Ковалевский М.М. Очерки по истории политических учреждений в России. СПб., 1908. 248 с.

75. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис, 1993. № 2. С. 97-106.

76. Коваленко В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вестник МГУ. Сер. 12. (Социально-политические исследования). М., 1994. - № 1. - С. 3-7.

77. Корнкунов Н.М. История философии права. СПб., 1903. — 483 с.

78. Коркунов Н.М. Указ и закон. СПб., 1894. 408 с.

79. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. СПб., 2001. 368 с.

80. Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. 519 с.

81. Котляревский С.А Иностранная политика // Русская мысль, 1907. -№ 12.-С. 222-232.

82. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1993.-365 с.

83. Котляревский С.А. Предпосылки демократии // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997. С. 215-240

84. Котляревский С.А Война и демократия. М., 1917. 18 с.

85. Котляревский С.А. Сущность парламентаризма. СПб., 1913. -15 с.

86. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии//Полис, 1995.-№5.-С. 128-138.

87. Кривушин JLT. Проблемы государства и общества в домарксистской мысли. J1., 1978.— 216 с.

88. Кувшинов В.А. Кадеты в России и за рубежом (1905-1943 гг.). М., 1997.-239 с.

89. Кузнецов Э.В. Философия права в России. JL, 1989. 205 с.

90. Лебедева Т.П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции // Полис, 1998. —№ 6. С. 55-63.

91. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.-287 с.

92. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1917 гг. М., 1995.-548 с.

93. Либерализм в России / Под ред. Пустарнакова В.Ф. М., 1996. 452 с.

94. Либерализм в России: сборник статей. М., 1993. 86 с.

95. Лихачев М.Т. Банкротство буржуазного реформизма в России. М., 1979-64 с.

96. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т.З. М., 1960. 669 с.

97. Львов С.А. Критика «философии ценностей» в русской политико-правовой мысли (Б.А. Кистяковский): автореферат дис. на соискание ученой степени канд. юридич. наук. Ленинград, 1983. 24 с.

98. Мамитова Н.В. Либеральные концепции конституционного государства в России (конец XIX- начала XX в.). М., 2001. 291 с.

99. Мангейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994.-С. 7-164.

100. Маркин А.В. Концепция политической жизни в русской социологии в конце XIX начала XX в. (М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин): дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1993.-179 с.

101. Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм. М., 1998. 656 с.

102. Медушевский А.Н. Конституционные проекты русского либерализма и его политическая стратегия // Вопросы истории, 1996. № 6. — С.3-23.

103. Медушевский А.Н. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопросы истории, 1992. № 8-9. — С. 167-177

104. Медушевский А.Н. Мнимый конституционализм как явление мировой политической культуры // Социс, 1994. № 5. - С. 90-103.

105. Медушевский А.Н. Неолиберальная концепция конституционных кризисов в России // Милюков П.Н.: Историк, политик, дипломат. М., 2000.-С. 101-120.

106. Мигранян A.M. Кризис либеральной теории демократии // Советское государство и право, 1986. — № 3. С. 86-92.

107. Милюков П.Н. Воспоминания. В 2 т. -Т.1. М., 1990. 446 с.

108. Милюков П.Н. Историк, политик, дипломат. М., 2000. 560 с.

109. Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. В 3 т. М.

110. Милюков П.Н. Республика и монархия. СПб., 1929. 31 с.

111. Модель И.М., Модель Б.С. Свобода как базовая ценность гражданского общества // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Вып. 2. Екатеринбург, 2001. - С.107-129.

112. Модель И.М., Модель Б.С. Социальное партнерство в системе общественных отношений // Научный ежегодник Института философ и и права УрО РАН. Вып. 1. Екатеринбург, 1999. - С. 79-100.

113. Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли. М., 1980.-64 с.

114. Николаев А.Б. Думское участие в механизме функционирования Временной власти. 27.02. 3.03. 1917 г. The Soviet and post Soviet riview: Guest Editor, 1993.-C. 130-142.

115. Новгородцев П.И. Введение в философию права. СПб., 2000. -352 с.

116. Новгородцев П.И. Идеалы партии Народной свободы // Опыт русского либерализма: Антология. СПб., 1997. — С. 284-310.

117. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб., 1999. -192 с.

118. Новгородцев П.И. К постановке проблемы правового государства (Отзыв на кн. С.А. Коляревского «Власть и право») // Юридический вестник, 1917. Кн. XVII(I). С. 130-133.

119. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000.-320 с.

120. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права (К вопросу о возрождении естественного права) // О свободе: Антология мировой либеральной политической мысли (первая половина XX в.) / Под. ред. Абрамова М.А. М., 2000. С. 591 - 638.

121. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. 638 с.

122. Новгородцев П.И. Право на достойное существование // Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX — начало XX в. СПб., 1996. -С. 178-184.

123. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.-448 с.

124. Новикова Л.И., Сизимская И.Н. Идейные истоки русского либерализма // Общественные науки и современность, 1993. №3. - С. 124-135.

125. Новикова Л.И., Сизимская И.Н. О слабо изученном «новом» либерализме // Либерализм в России / Под ред. Густарнакова В.Ф. и др. М., 1996.-С. 293-298.

126. О свободе: Антология мировой либеральной политической мысли (первая половина XX в.) / Под. ред. Абрамова М.А. М.,2000. 696 с.

127. Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997. 480 с.

128. Осипов И.Д. Проблема общественного идеала в русском либерализме // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Философия, политология, социология, право, 1993. № 3. - С. 25-29.

129. Осипов И.Д. Философия русского либерализма XIX начало XX в. СПб., 1996.-192 с.

130. Отчет и речи депутатов III Государственной Думы. Сессия I—III. Фракция народной свободы в период 10 октября 1909 5 июня 1910. СПб., 1911.-213 с.

131. Пак Хюн Бон. Либеральная и социалистическая традиция в России (опыт политологического анализа): дис. на соискание ученой степени кандидата политологических наук. СПб., 2000. 162 с.

132. Плотников Н.С., Колеров М.А. Павел Иванович Новгородцев // Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.-С.5-14.

133. Поликарпова Е.В. Учение И. Канта о праве и государстве: автореферат дис. на соискание ученой степени канд. юридич. наук. М., 1993.-24 с.

134. Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик. М., 1999 843 с.

135. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Положение о судах по административным делам. Положение о союзах, товариществах и съездах земских учреждений, городских и поселковых управлений. Петроград, 1917. 112 с.

136. Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуни-кативный подход. СПб., 2003. 845.

137. Постановления Временного Правительства о волостном, земском управлении, о производстве выборов губернских и уездных земских гласных и наказ о производстве выборов волостных земских гласных. М., 1917.-45 с.

138. Проблемы идеализма / Под ред. П.И. Новгородцева. М., 1902. -521 с.

139. Протоколы ЦК и заграничных групп конституционно-демократической партии 1905-1911 гг. В 6 т. Т. 1. М., 1994. 519 с.

140. Пяткина С.А. Вступительная статья. // История русской правовой мысли. М., 1998.-С. 5-13.

141. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980. — 215 с.

142. Рассел Б. История западной философии. Р.-на/Д., 2002. 991 с

143. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX в.: Антология. М., 1995. 69-91

144. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. — 508 с.

145. Российская интеллигенция: критика исторического опыта // тезисы докладов всероссийской конференции с международным участием, посвященной 80-летию сборника «Смена вех». 1-2 июня 2001 г. Екатеринбург. 2001272 с.

146. Российские либералы: кадеты и октябристы (документы, воспоминания, публицистика). М., 1996. — 304 с.

147. Российский либерализм (конец XIX в. 1917 г.) в англо-американской историографии. М., 1988. — 51 с.

148. Российское законодательство. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. М., 1994.— 351 с.

149. Россия (1917. Февраль-октябрь). Законы и постановления: Сборник постановлений Временного Правительства о ведении земских учреждений. Петроград, 1917. — 72 с.

150. Русакова О.Ф. Радикализм в России и современном мире: вопросы типологии. Екатеринбург, 2001. — 156 с.

151. Русский либерализм. Исторические судьбы и перспективы / Под ред. В.В. Шелохаева и др. М., 1999. 443 с.

152. Сборник программ русских политических партий. Петроград, 1917.-49 с.

153. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. Очерки истории (середина XIX начало XX вв.). М., 1995. - 288 с.

154. Согрин В.В., Петрушев А.И., Токарев Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада XVII-XIX вв. М., 1995. 227 с.

155. Синютин М.В. Методологическая роль категорий «право» и «власть» в русской позитивистской социологии конца XIX начала XX в.: дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. СПб., 1994.-180 с.

156. Соколов А.В. Идея правового государства в Германии и механизм ее реализации: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора юридич. наук. Харьков, 1992. 54 с.

157. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис, 2001. -№ 2. С. 5-23.

158. Соловьев А.И. Три облика государства — три стратегии гражданского общества // Полис, 1996. № 6. - С. 29-38.

159. Становление российского парламентаризма / Под. ред. Н.Б. Се-лунской. М., 1996. 354 с.

160. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Вопросы философии, 1992. № 12. - С. 65-75.

161. Струве П.Б. Великая Россия и Святая Русь // Русская мысль, 1914. -Кн. 12.-С. 176-189.

162. Струве П.Б. Избр. соч. М., 1999. 472 с.

163. Струве П.Б. PATRIOICA. Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.-527 с.

164. Судьбы гражданского общества в России. В 2 т. Екатеринбург, 2004.

165. Сурков Г.С. Либеральная идеология в России: проблемы становления и эволюции: дис. на соискание ученой степени канд. политологических наук. СПб., 2001. 193 с.

166. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. 1905-1920 гг. В 3 т. Т.1. 1905-1907 гг. М, 1997. 744 с.

167. Февральская революция 1917 г.: Сборник документов и материалов. М.,1996. -353 с.

168. Таа В. Концепция «CIVIL SOCIETI» в преобразованиях коммунистических режимов // Вестник МГУ. — Сер. 12 (Социально-политические исследования), 1994. № 5. - С. 36-43.

169. Фролова Е.А. П.И. Новгородцев о праве и государстве. М., 1991. —168 с.

170. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. — 810 с.

171. Чичерин Б.Н. Политические мыслители. СПб., 1999. — 336 с.

172. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. 507 с.

173. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии, 1990. -№ 6. — С. 132-140.

174. Шамшурин В.И. Эпистемология либерального консерватизма: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора социологических наук. М., 1995.-56 с.

175. Шацкий Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество // Полис, 1997. -№ 6. С. 15-33.

176. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 19051907 гг. М., 1985. -347 с.

177. Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907-1914.гг. М., 1991. — 232 с.

178. Шелохаев В.В. Кадеты главная партия либеральной буржуазии в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1983. - 327 с.

179. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.-280 с.

180. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 2001. 528 с.

181. Шлихтер А.Г. Вопросы революции в России и некоторые проблемы теории общественной мысли. М., 1983. 239 с.

182. Шпакова Р.П. Российское реформирование глазами М. Вебера // Полис, 1995.-№2.-С. 129-134.

183. Экимов А.И. Коркунов. М., 1983. 96 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.