Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе "По эту сторону", "Соседи", "Окольные пути" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Лазуткина, Олеся Александровна

  • Лазуткина, Олеся Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 220
Лазуткина, Олеся Александровна. Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе "По эту сторону", "Соседи", "Окольные пути": дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Воронеж. 2008. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лазуткина, Олеся Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Структура цикла рассказов Г. Гессе 1903-1912 годов.

1. Возникновение цикла рассказов в творчестве Гессе в контексте смены культурно-исторических эпох.

2. Синтетическая природа художественного цикла у Г. Гессе («По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути»).

Глава II. Проблема человека в художественном микрокосме ранних прозаических циклов Г. Гессе 1907-1912 годов.

1. Концепция личности и ее художественная реализация в цикле «По эту сторону».

2. Эволюция образа героя в цикле рассказов «Соседи».

3. Идейно-художественный принцип изображения человека в рассказах цикла «Окольные пути».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция человека в циклах рассказов Германа Гессе "По эту сторону", "Соседи", "Окольные пути"»

В западноевропейской литературе XX века писатель, поэт, издатель, критик, искусствовед, художник Герман Гессе (1877-1962) заслуженно занимает одно из ключевых мест среди литературных классиков. Его творчество признано самобытным мастерами слова (И. Бехер, Т. Манн и др.) и отмечено многими литературными премиями, в том числе Нобелевской в 1946 году.

Интерес к личности и творениям Гессе объясняется ярко выраженной неоднозначностью мировоззрения, связанной в свою очередь, с тем, что писательский путь он начинает на рубеже веков, обозначенном в научном знании как переходная историко-культурная эпоха1. В этот период в духовной жизни Европы происходят заметные сдвиги. Явления, казавшиеся ранее одномерными, приобретают новые трактовки. М. С. Каган утверждает, что «сравнительно с однозначными качественно-определенными стадиями переходные фазы двузначны, внутренне противоречивы и синтетичны, амбивалентны и диалогичны: в них одновременно присутствуют и прошлое, и будущее, причем то в остром их противоборстве, то в причудливых «противоестественных» сочетаниях, то в удивительных, тяготеющих к гармонии синтезах»2. Названные ученым признаки переходности культуры отражают ее кризис. В изменяющемся миропорядке проблема личностного начала становится существенно значительней. Актуальный для указанных границ времени спор о человеке находит в произведениях Гессе новое звучание и решение.

Осуществленный цивилизационный поворот в начале прошлого века резко повысил роль человеческой индивидуальности, ее творческого начала для развития всех сфер общества, что имело, как показывает опыт, позитивные и негативные последствия. Гессе как тонкий психолог и философ один из первых обратил внимание на особое мировосприятие «рубежного» человека, центр которого, выражаясь словами С. С. Хоружего, «оказывается распавшимся и отсутствующим» . Как правило, явления подвижности и изменчивости природы, натуры человека приходятся на переходные периоды, когда одна историческая эпоха себя исчерпала, а другая еще не зародилась, когда писатели, философы, культурологи задают и заостряют спорные вопросы, нежели продуцируют готовые ответы на них.

Рассуждения по поводу смысла категории «человек» занимают центральную позицию и в работах философов различных эпох, и в трудах литературоведов4. Поиски истины, которые являются главной целью науки о всеобщих закономерностях бытия, включают парадигмы: человек — мышление, человек - познание, человек - мир, человек — экзистенция, человек — смысл бытия, человек - Вселенная и т.д. Поступательное развитие знания в разных научных областях происходит не изолированно друг от друга, поэтому философские понятия получают интерпретацию в других науках. Философия и литература особенно открыты для встречного взаимодействия, так как они -«суть формы словесности, то есть формы мышления, существующие в слове»3, которое является способом гносеологического исследования человеческого бытия.

Многозначная и многоаспектная категория «человек» чрезвычайно важна для художественного произведения. В целях адекватного рассмотрения проблемы думается значимьш определение человека как трехмерной, «единственной в некотором роде телесно-душевно-духовной организации»6, которая позволяет философской антропологии выделить его из «человекоподобных существ». Что касается двух последних уровней, то отличие человека не столько в наличии сознания вообще, рколько в осознании самого себя, своей историчности. Однако данное положение не противоречит тому, что истина существования для человека остается недостижимой. В. Декомб утверждает: «Что касается человека, то он также является незавершенным до тех пор, пока история не достигла своего конца»7. В связи с нарастающей критикой науки в XX веке и, в особенности, эмпирического подхода к изучению человеческого мира, осознанием его оригинальности, происходит переориентация философии с науки на культуру в целом. Кроме этого отмечается, что человек - это еще и целостная личность с уникальностью индивидуального «Я», именно на него нацелены философские и литературные изыскания.

Рассуждая о гранях бытия, М. М. Бахтин отмечал, что человек не может быть понятием. За этим положением ученого стоит осознание, что логико-понятийная дискурсия носит вещный характер, она способна до конца о исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект . Человек, как уже отмечалось, многогранная категория. Потому изучать ее необходимо именно в системе существования, «нигде не являющегося полностью белым или полностью черным, но пестрым, смешанным. Именно эту смесь и следует описывать.»9.

В литературе практически все философские принципы изучения категории «человек» остаются значимыми, но главное, по мнению Гессе, в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Опираясь на восточную философию (индийское учение о Брахме и китайское - о Дао), писатель находил точку соприкосновения двух постоянно противоборствующих начал, что и составляет неповторимую индивидуальность человека. Он писал: «Мне всегда хочется указать, указать с восхищением, на это блаженное пестрое изобилие в мире, всегда хочется напомнить о том единстве, что заключено в самой пестроте.»10. Рассматриваемое понятие интерпретируется Гессе как эстетическая категория, вмещающая в себя всевозможные качества субъекта, которая в литературоведческой терминологии обозначена как «художественный образ», «герой», «персонаж», «характер»11.

Разумеется, проблема человека оказывается центральной не только в философии и литературе. Однако именно здесь в большей мере, чем где-либо, заложен один из важнейших аспектов — ценностный, связанный с потребностями и целями человека (естественными, индивидуальными, «высшими», «предельными»). В эстетических идеалах Гессе, если выразиться словами античного философа Протагора, «человек есть мера всех вещей», в частности, О. Б. Золотухина отмечала «антропологический и личностный характер»12 творчества писателя, а стержнеобразующей силой его произведений является гуманизм, которому художник всегда оставался верен. «Но если искать теперь их (художественных работ. — О. Л.) общий смысл, то <.> можно толковать как защиту личности, индивида, иной раз как вопль о помощи. Всякий человек в своей отдельности и уникальности, с его наследством и его возможностями, дарованиями и склонностями — вещь хрупкая, ломкая» (ПВ, 200)*. Для защиты, как утверждал Гессе, «очень ему (человеку. — О. Л.) кстати» (ПВ, 200) писатель-адвокат, каковым он считал себя.

Представляется важным разъяснение спорного момента, касающегося раннего творчества Гессе и обозначившихся критических разночтений. Писатель вступил в профессиональный круг литераторов незадолго до того, как на арене западноевропейского искусства установил свои прочные позиции модернизм. Неудивительно, что произведения Гессе и тип художественного образа признают реалистическими (X. Балл, А. Березина, Р. Каралашвили,

17

Дж. Милек, В. Седельник, X. Шнайдер и др.) , но в то же время им приписываются модернистские признаки (Н. Павлова, Ф. Бёттгер)14. Такая тенденция усиливается при исследовании поздних работ. Ученые неизменно отмечают новаторство творчества писателя, а также задаются вопросом: что преобладает в произведениях Гессе - разрушение старых эстетических норм или созидание новых форм, хаоса или упорядоченности.

В малочисленных кратких замечаниях по поводу сборников «По эту сторону» (1907), «Соседи» (1908), «Окольные пути» (1912) ученые не обнаруживают резкого разрыва манеры письма с реалистическими традициями15. Д. В. Затонский, например, сравнивает стиль Гессе указанного периода с манерой письма ряда реалистов XIX века - Готфрида Келлера, Вильгельма Раабе, Теодора Шторма, Адальберта Штифтера16. В свою очередь В. Д. Седельник расширяет параллель преемственности с предшественником Гессе — швейцарцем Г. Келлером, выделяя общие принципы художественных миров писателей: душевная неустойчивость персонажей, вызванная разладом с бюргерским миром; страх героев перед социальными обязанностями; См. список сокращений. - О. Л. отсутствие веры в Бога, отчего внутренний мир героев лишен «эластичности»; опора на гуманистические традиции немецкой литературы; смягчающий противоречия юмор17.

Отечественным ученым близка точка зрения немецкого исследователя Ф. Бёттгера, который говорит о том, что ранние рассказы Гессе примыкают к реалистическим традициям Келлера, Раабе, Шторма. Но в то же время, литературовед указывает, что направление художественной мысли писателя движется в сторону модернизма, сравнивая интерпретации мира Гессе и Кафки. Анализируя сборник «Соседи», Ф. Бёттгер утверждал: «Упадок еще не развился до абсурдной изоляции, как в рассказе Кафки «Превращение», где человек в отчаянии своего одиночества превращается в жука. Это новое качество современной бюргерской потери являлось тогда еще ростком будущего»*18. Такой аналогией исследователь подчеркивает зарождающиеся модернистские тенденции в ранних произведениях Гессе при одновременной внутренней связи с классической традицией.

В основе своей, по утверждению и отечественных, и зарубежных исследователей, художественный метод Гессе реалистичен. В преобладании модернистских тенденций, в переходе в «отвлеченно-метафизическую плоскость»19 абстрактного (позднее творчество) или традиционного (раннее творчество) реализма, черпающего истоки в художественной системе XIX века, значительную роль играет время написания различных произведений, так как в книгах Гессе воплотились художественные искания целой эпохи.

Система взглядов писателя, отличающаяся исключительной оригинальностью, несомненно, привлекала и привлекает ученых большинства стран мира, и особенно, Германии20. Но до сих пор изучение творчества Г. Гессе носит односторонний характер. Это связано, прежде всего, с отношением к нему, как «величайшему» мастеру романа. Говоря о «Сидцхартхе» (1922), «Степном волке» (1927), «Игре в бисер» (1943) и других Здесь к далее в тексте диссертации перевод с немецких текстов разных жанров - наш. - О. Л. 7 крупных формах, исследователи признают Гессе новатором и. состоявшимся художником слова.

До настоящего времени не получила должного рассмотрения не менее значимая часть творческого наследия писателя - малые жанровые формы: как ранние, так и поздние рассказы, сказки, легенды, фантазии, притчи, очерки, зарисовки, эссе, письма. Подтверждение сказанному можно найти в монографиях о Германе Гессе X. Балл, X. Боде, Ф. Бёттгера, Р. Костера, Дж. Милек, Ф. Михельса, С. Унзельда, Г. Хафнера, X. Хубера, X. Шнайдера21, где названные произведения лишь указываются или упоминаются в ходе краткого обзора.

В одной из первых монографий «Герман Гессе», вышедшей в 1948 году22, X. Хубер излагает эстетические воззрения Гессе, обращаясь, прежде всего, к сборнику «Кризис. Отрывок из дневника одного отщепенца» (1926), который играет, по его мнению, огромную роль в подготовке фундаментальных, проанализированных им произведений писателя: «Курортника» (1925), «Сиддхартхи», «Степного волка», «Игры в бисер». Малая проза в данном исследовании никак не представлена.

X. Балл в монографии «Герман Гессе: Жизнь и произведения» (Т977)23 проводит исследование жизненного пути писателя и параллельно обращается к произведениям в контексте его биографии. Особое внимание уделено повестям ' «Петер Каменцинд» (1904), «Курортник», трилогии «Последнее лето Клингзора» (1915), романам «Демиан» (1919), «Сиддхартха», «Степной волк». В книге упоминается гайенхофский период («Gaienhofen am Bodensee») (19041912), когда создавались исследуемые нами рассказы. Однако о них говорится вскользь, анализу подвергаются только отдельные рассказы, не вошедшие в первоначальный вариант книг «По эту сторону» или «Соседи» (например, «Циклон», «Юность прекрасна»).

Краткой биографической справкой и описанием исторических условий формирования таланта писателя открывается монография X. Шнайдера «Герман Гессе» (1991 )24. В книге рассматриваются особенности лирики и прозы в соотнесении с этапами проживания Гессе в том или ином населенном пункте («гайехофский», «бернский» периоды и т.д.). Отдельные короткие главы посвящены исследованию эссеистики, писем. Гессе здесь представлен не только как писатель, но и как критик, музыкант, художник. В монографии упомянуты циклы «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» в разделе «Романы и рассказы времени Гайенхофена».

Для монографий 40-70-х годов XX века характерно обращение к романной прозе писателя, исключение составляет монография Ф. Бёттгера" , который выделяет и анализирует лучшие, по его мнению, рассказы. X. Шнайдером в 90-е годы была сделана попытка всестороннего изучения творчества Г. Гессе, но все же малой прозе было уделено намного меньше внимания, чем лирике, повестям и романам.

Со второй половины XX века начинается более пристальное изучение наследия Гессе. На протяжении более чем полувека, начиная с 50-х годов прошлого столетия, неоднократно выходят сборники статей26, куда включены работы ученых разных стран о Г. Гессе, многочисленных аспектах его творчества, отклики и эссе. Появляются труды, посвященные отдельным проблемам (например, природа, человек, бог и др.), мотивам (воспоминания, одиночество и др.), характерным для произведений писателя . Стоит отметить, что в указанных трудах исследователи чаще обращаются к послевоенному творчеству Гессе (имеется в виду Первая мировая война), когда были созданы наиболее известные романы, о которых говорилось выше.

Значительный пласт исследовательской литературы посвящен изучению непосредственно личности писателя (Ж. и М. Сенэс, Б. Целлер, Г. Кляйне, о

Э. Мидцель, М. Хунниус) . Работы основаны на документальных материалах -дневниковых записях, письмах. Биографический подход также имеет высокую значимость в выстраивании художественной концепции Гессе: восстанавливает бытовой, культурный, психологический контекст произведений, позволяет объяснить возникновение многих тем и мотивов, избежать неверных интерпретаций.

Вышеизложенная ситуация в зарубежном гессеведении схожа с той, что сложилась за последние 50 лет в России. Путь Гессе к нашему читателю был извилист и пролегал за временными рамками выхода его произведений на родине. Наследие немецкоязычного писателя пришло в страну с опозданием и,

ЛП по выражению С. Ромашко, в «обратном порядке» . В начале XX века издавались некоторые ранние вещи писателя на русском языке. В 1910 году выходит перевод повести «Петер Каменцинд», а в 1913-м В. Чичерин

ОЛ публикует рассказы «Окольные пути» , но к середине столетия его произведения стали раритетами, так как с появлением в России последующих произведений («Под колесами», 1961; «Игра в бисер», 1965) имя Гессе стало соотноситься с понятием «табу». Смерть писателя в 1962 году прошла незамеченной для российской публики и литературных редакций. Только много лет спустя появление книг на русском языке стало пробуждать интерес читателей к автору, почти забытому в 20-50-е годы. Через три года после смерти художника читатели смогли оценить переведенную «Игру в бисер», самый значительный роман Гессе. Затем, после перерыва последовала публикация русской версии «Степного волка», хотя роман был написан за шестнадцать лет до появления «Игры в бисер». Далее переводы гессевских изданий в России были беспорядочны. В результате в отечественном литературоведении до сих пор не представлен полный перевод произведений Гессе.

Только в 1994 году впервые в Санкт-Петербурге и Москве вышло собрание сочинений в четырех томах и расширенное издание в восьми томах31. В них опубликованы переводы избранных стихотворений, сказок и рассказов из различных авторских сборников, повестей и романов. Н. Гучинская и Н. Павлова, авторы двух предисловий, характеризуют творчество писателя как

- о о одну «из вершин немецкой и мировой литературы XX века» . Они дают обзор биографии, времени выхода авторских текстов в печать и говорят о том, что теперь «заинтересованному читателю» предоставляется возможность узнать о

Германа Гессе «шире и глубже» , при этом ставят его имя в один ряд с Т. Манном, У. Фолкнером, Дж. Джойсом34.

С полной уверенностью можно констатировать, что со времени первых открытий работ немецкоязычного автора в России (Советском Союзе) возросла исследовательская активность в отношении его творчества и личности, а на рубеже ХХ-ХХ1 столетий еще более усилилась на фоне общего интереса к литературе начала века. Результатом этого становятся биографические разыскания (Р. Каралашвили)33, монографические исследования (А. Березина,

36

В. Седельник) , локальный анализ произведений, философской базы, мировоззрения писателя (С. С. Аверинцев, А. А. Андрианов, О. Е. Аникина, Л. А. Бердюгина, Ю. О. Гутерман, А. В. Злочевская, О. Б. Золотухина, В. Малащенко, С. Мороз, 3. В. Оловянникова, А. Е. Плохарский, И. П. Павлючко и др.) . Ученые отмечают, что Г. Гессе играл огромную роль в культуре своей эпохи, и демонстрируют, насколько многообразны, широки были интертекстуальные связи - от романтиков до модернистов. Благодаря этим работам не только проясняются жизненные позиции писателя, но и выстраивается в последовательную цепочку его творческая биография.

38

В монографии «Герман Гессе» (1976) А. Г. Березина исследует вопросы, связанные с биографией писателя, подробно анализирует знаковые, по ее мнению, романы Гессе («Петер Каменцинд», «Под колесами», «Степной волк», «Нарцисс и Гольдмунд» (1930), «Игра в бисер). В главе «Истоки творчества» названы книги писателя «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», где Гессе, по замечанию автора монографии, описывает «истории из жизни маленьких людей»39. Труд А. Г. Березиной — это первая попытка российского ученого осмыслить роль немецко-швейцарского писателя в литературе XX столетия.

В. Д. Седельник в монографии «Герман Гессе и швейцарская литература» (1970)40 проводит компаративный анализ творчества Гессе и Вальзера, Келлера, Мейера, Цолингера, Шпиттелера, особо подчеркивая, что в 1912 году писатель покинул Германию и навсегда перебрался в Швейцарию (однако швейцарское гражданство было получено лишь в 1923 году). Это позволило Гессе оставаться над схваткой и наблюдать за европейскими катаклизмами со стороны. Исследователь подчеркивает, «что широта духовного горизонта» Гессе носила не «областнический характер»41, как считали многие, а приобрела мировое значение. В. Д. Седельник обзорно освещает раннее творчество писателя, акцент же делает на «Демиане», «Сиддхартхе», «Степном волке», «Нарциссе и Гольдмунде».

За основу периодизации В. Д. Седельник берет преобладание той или иной эстетической доминанты в творчестве писателя: неоромантизм (1889-1902), реализм (1903-1916), реализм с модернистскими тенденциями (1917-1927), «метафизический» реализм (1928-1962). На наш взгляд, неучтенным остается перелом в мировоззрении Гессе — Первая мировая война, которая «ставила под угрозу не только его личное счастье, но и все, что еще имело какую-то ценность

AD для него, - культуру, любовь, человечность» .

Если говорить о периодизации творчества Гессе, то необходимо учитывать мнение самого писателя, разделявшего собственные творения на те, что созданы до войны, и на те, что после. Художник сам указывал на эту грань: «Для меня цезурой послужило сильное переживание, связанное с мировой войной. <.> Идолы «отечества» были ниспровержены. <.> Эту цезуру, вызванную разбудившей меня, наделившей меня знанием войной, можно найти во всем написанном мною, начиная с 1915года.» (ПВ, 202).

Многостороннее исследование жизни и романного творчества писателя проведено Р. Каралашвили. Структурно-содержательный анализ романной проблематики характеризует работу «Мир романа Германа Гессе» (1984)43, где автор рассматривает биографическую основу, которая, по мнению критика, определила художественную деятельность Гессе. Ученый высоко ценит атмосферу родительского дома, которая была чужда национализму (миссионерство, пиетизм), отмечает влияние восточной философии и психоанализа, воздействие войн на сознание писателя. Ранние произведения Гессе Р. Карлашвили не затронуты. Автор книги представляет роман Гессе как биографию души», анализирует художественные образы, наполненные всевозможными противоречиями, интерпретирует вводные структуры, сюжеты, финалы, освещает характерные концепты («дом», «сад»), соотношение времени и пространства в повестях и романах «Нарцисс и Гольдмунд», «Демиан», «Паломничество в Страну Востока» (1932), «Гертруда» (1910), «Сиддхартха», «Степной волк», «Игра в бисер».

Несмотря, однако, на значительное количество работ, посвященных личности и творчеству немецкоязычного художника, исследователи, как видно, проявляют повышенное внимание к крупным формам, а в особенности к тем произведениям, которые создавались в так называемый «второй период» (А. Г. Березина, Р. Каралашвили, Н, С. Павлова) творчества - после Первой мировой войны, и, конкретнее, после 1915-го года, когда в мировоззрении Гессе определился глубокий кризис. Для писателя война стала сильнейшим потрясением, разрушившим «камерность»44 его творчества. Н. С. Павлова рассматривает довоенный этап творческого развития Гессе как гармонию и умиротворение, указывая на ранние рассказы и повести «Петер Каменцинд» (1904), «Под колесами» (1906), «Гертруда» (1910). По мнению исследователя, произведения писателя начала века не представляют интереса в плане актуальности проблематики. Подобная точка зрения Д. В. Затонскому представлялась весьма спорной. Ученый уже в ранних произведениях видел мастерство художника-философа: «Но Гессе-то обычным идилликом не был», хотя и основывался, начиная с первых работ, «на доверии к целесообразности природы, на гармоничности ее связей с человеком»45. Соглашаясь с Д. В. Затонским, отметим, что уже на ранней стадии творчества писателя, и, в частности, в исследуемых нами циклах рассказов, пульсировали неразрешимые проблемы человеческого бытия, волновавшие Гессе всю жизнь.

Исследователи не подвергают сомнению художественную ценность крупной эпики в наследии писателя, но такое признание не дает представления о гессевской прозе как о целостном явлении. В своеобразном литературоведческом резерве остаются так называемые «малые»

В. В. Ивашева) прозаические жанры, отмеченные в исследовательской литературе лишь краткими замечаниями. Вне поля зрения литературоведов остаются пока рассказы, изданные до Первой мировой войны, хотя именно в них заложены практически все философские, антропологические, онтологические, художественные истоки поздней «большой» прозы писателя.

В данной работе впервые в отечественном литературоведении представлена попытка системного исследования концепции человека в ранних циклах рассказов Г. Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», которые в совокупности формируют метацикл.

Обращение к заявленной в названии работы теме мотивировано, с одной стороны, неизученностью ранних циклов рассказов Гессе в отечественном литературоведении, в которых, на наш взгляд, закладывались основные принципы концепции человека, развернутые писателем в романном творчестве, а также не определенным до конца жанровым статусом текстов, обладающих циклической и синтетической природой.

Материалом диссертационного исследования служат циклы рассказов «Diesseits» («По эту сторону»), «Nachbarn» («Соседи»), «Umwege» («Окольные пути»)46, изданные впервые соответственно в 1907-м, 1908-м, 1912-м годах и содержащие по пять произведений каждый. На сегодняшний день рассказы, составляющие эти циклы, издаются на русском языке в расформированном виде, что затрудняет их восприятие и нарушает авторский замысел. Отметим, что часть рассказов, которые до сих пор не переведены на русский язык, мы впервые вводим в оборот отечественного литературоведения. В качестве дополнительного материала привлекаются стихотворения писателя, сборник рассказов «Книга россказней» (1935), повести «Петер Каменцинд» (1904), «Гертруда» (1910), «Кнульп» (1915), романы «Степной волк» (1927), «Игра в бисер» (1943). В орбиту исследования включено публицистско-эссеистическое наследие Гессе - «Своенравие», «Старинная музыка», «Начало всякого искусства есть любовь», «О Достоевском», «Письмо к.Адели», «Не убий», его письма!

Период до Первой мировой войны в творчестве Гессе можно разделить, как предлагает В. Д. Седельник в упомянутой монографии, на две последовательные ступени. Первая (1899-1902) - преимущественно поэтическая, по словам исследователя, своеобразный «ученический»47 этап, овеянный влиянием неоромантизма. В этот период были созданы циклы «Романтические песни» (1899), «Час после полуночи» (1899), «Записки и стихотворения, оставленные Германом Лаушером» (1901), «Стихотворения» (1902). Здесь еще приглушенным диссонансом прозвучали мотивы одиночества, несогласия, противоборства.

Подводя в 1954 году итоги собственному творчеству, Гессе начинает его отсчет с 1904 года: «Все мои поэтические работы возникали без намерений, без тенденций <.> от «Каменцинда» до «Степного волка» и «Йозефа Кнехта».» (ПВ, 200). В рассказе «Раритет»48 1902 года, вошедшем в сборник «Книга россказней» (1935), писатель излагает свое ироничное отношение к ранним сборникам стихотворений, которые были изданы малым тиражом на собственные деньги.

При определении границ следующей ступени довоенного этапа творчества писателя - 1903-1916 гг.49 В. Д. Седельник руководствовался фактом знакомства писателя с- фрейдовской системой психоанализа, открывающей человеку, по мнению Р. Каралашвили, «доступ к хаосу его душевной жизни»50. Следствием этого стало обращение Гессе к модернистской эстетике. «Описание процесса ежедневных мелких психологических посылов у модернистов выливается в проблему нравственного выбора, а столкновение человека и реальности, существующей вне него, приводит к трагическому мироощущению»51.

Сам писатель достаточно четко обозначил переломный год для его позиций - 1915-й, а не 1916-й. Для Гессе эта дата ознаменована осмыслением Первой мировой войны, ставшей рубежом и для всего человечества, и для него. А интерес к психоанализу изменил методы исследования действительности, но не отношение к ней. До 1915-го, подводящего своеобразную мировоззренческую черту, были написаны повести «Петер Каменцинд» (1904),

Под колесами» (1906), сборники рассказов «По эту сторону» (1907), «Соседи» (1908), «Окольные пути» (1912), стихотворения «В пути» (1911), романы «Гертруда» (1910), «Росхальде» (1914).

Опираясь на высказывания Гессе, мы предлагаем выделить в его раннем творчестве два этапа: 1899-1902 и 1903-1915 годы.

Важно высказывание Г. Гессе о том, что каждая написанная им книга, когда она доведена до формального и логического завершения, обладает значением и актуальностью в определенный момент времени. По словам писателя, такое произведение имеет «свою весомость и настоятельность» (ПВ, 204). Рассказы, опубликованные Гессе под названиями «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», подчинены общему замыслу и объединяющей их циклической форме.

Для раннего творчества художника становится характерным стремление к циклизации. Объединение писателем рассказов в циклы нацелено на создание нового единосмыслового творения. Современное синергетическое видение мира дает обновленные возможности интерпретации текста как самоорганизующейся, самопорождающей смысл системы52. Используя циклизацию, осуществленную или потенциальную, автор представляет объединение, то есть некую систему, требующую, в отличие от локального творческого порождения, многоступенчатого, разноуровнего анализа.

Проблема цикличности в европейской литературе имеет долговременные традиции (например, в античности - циклы римских элегиков, в эпоху Возрождения - «Декамерон» Дж. Боккаччо и т.д.). Подобные художественные структуры представляют собой законченный ряд произведений. Главной трудностью при их изучении является определение отношений между совокупностью составляющих элементов и границ, когда создается единство, в сумме превосходящее жанровую структуру отдельного текста.

В. Е. Хализев говорит о циклизации как о «важнейшей» форме «размывания границ между литературными произведениями»33, которые в таком единстве становятся подвижными. Обозначенное явление существует при понимании цикла в двух его значимых ипостасях: как «процесса действия или круга (замкнутого круга навязчивой идеи)», но не «периода времени»54, которым представлен внешний признак объединения. И. В. Фоменко, исследуя лирический цикл, указывает на его внутренний стержень, на отношения стихотворения и контекста, выливающиеся в идею, то есть в целостную сложную систему взглядов автора55. Утверждения, касающиеся в этом случае поэтического текста, остаются значимыми и для прозы в единстве рассказ-контекст.

Важно отметить, что лирический цикл56 является утвердившимся понятием жанровой формы в литературоведении, оно получило достаточно обоснованную теоретическую трактовку, начиная с рубежа Х1Х-ХХ веков. Как утверждает И. В. Фоменко, «цикл и рождается нередко «на переломе»37. Что же касается прозы, то объединения такого рода рассматриваются обычно как комментарии к анализу какого-либо отдельного произведения, хотя данный вопрос требует самостоятельной разработки.

Очевидно, что жанрообразующие факторы цикла крупнее жанрообразующих факторов составляющих его отдельных произведений. Поэтому цикл тяготеет к большим жанровым формам и в принципе достигает условного статуса различных жанров, например, «поэмы» или «романа», не претендуя на чистоту одного из этих жанров. О такой взаимосвязи Е. М. Мелетинский говорил, что циклы рассказов или новелл сопоставимы, в принципе, с отдельными повестями или, даже, романами58, что поддерживается пересеченными смыслами, возникающими на границах отдельных произведений, пронизанных идеей целого.

Жанровая форма цикла в художественной системе Гессе отразила эволюцию гессевского мироотношения от романтико-поэтического до обыденно-прозаического. Писатель издал ранние рассказы не просто отдельными произведениями, а объединил их в циклы, что придает им идейную завершенность и указывает, в первую очередь, на родственность образов, выступающих своеобразными «символами», «мифическими фигурами» (ПВ,

204) в интерпретации автора. Синтетическая природа циклов поддерживается за счет «проекции композиции циклов на музыкальные принципы организации»59. Такая тенденция придает масштабность охвату жизни и, в то же время, центростремительность.

Демократический настрой Гессе «гайенхофского» периода определяет выбор типа художественного героя, действующего в рассказах циклов. В большинстве случаев, это - мечтатели, скитальцы, искатели, бродяги, оригиналы, неудачники, преступники, старики, маленькие дети или юноши в период взросления. Если подвести все образы под единую черту, то можно сделать вывод, что это люди, свободные* от каких-либо социальных, политических (что важно для эстетики Гессе60) предрассудков, либо не имеющие еще (дети) / уже (пожилые люди) никакого отношения к официальному закону, либо противостоящие ему во имя собственных убеждений. Гессе, таким образом, описывает человека, живущего по каким-то особым, своим внутренним правилам, которые не пересекаются с общественными.

На первый взгляд, может показаться, что писатель отгораживает и защищает своих героев от политических распрей, проблем страны и мира. Однако публицистика, письма61, работа в «антикайзеровском», по его словам, журнале «Март» (1907-1912) доказывают обратное. Ведь в 1914 году Гессе первым среди деятелей культуры (Т. Манн, Р. Роллан и др.) опубликовал пацифистскую, ставшую знаменитой статью под названием, повторявшим строчку из речитатива Девятой симфонии Бетховена «Друзья, не надо этих звуков!». Просто жизнь «маленького» человека была для него интереснее, чем деятельность героя-патриота, политика и т.д., потому что первый действовал сообразно порывам своей души, а не навязанным извне установлениям.

При упоминании ранних рассказов исследователи творчества Гессе не уделяют должного внимания главной мысли писателя, которую он развивал на Курсивом в тексте диссертации вне цитируемых фрагментов выделено нами. Курсив в текстах цитат оговаривается особо. - О. Л. протяжении всей жизни: о протесте против дегуманизации мира и человека, рождающейся в войнах, революциях, при механизации жизни, что приводит к определению ранних рассказов и типа героя в идиллическом ключе. Исследователь X. Шнайдер ставит в один ряд сборники «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» с рассказами «Европеец» и «Если война будет длиться еще 5 лет»62, характеризуя их как социально-политические, подчеркивая тем самым тенденциозную значимость исследуемых циклов в контексте общего мировоззрения художника. Однако протагонист гессевских идей довоенного периода хоть и стремился к гармонии, искал спокойствия, но не исключал ни личного, ни всемирнозначимого протеста, предчувствуя мировые катаклизмы. Просто здесь этот вызов приглушен, не просвечен катализатором, каковым явилась война, и только-только начинает актуализироваться.

В 1948 году, возвращаясь к воспоминаниям первых лет своей творческой деятельности, Гессе говорит о собственном предпочтении классического «искусства рассказа» поздним экспериментам. «Искусство рассказа» писатель сравнивает с игрой «на своем инструменте», при этом все ноты «давно знакомы и привычны» (ПВ, 221). Присутствие в его рассказах классической художественной традиции исключает непонимание" между читателем и писателем. Автор говорит об уверенности в читательской эмпатии. Имея в виду свое раннее творчество, Гессе писал: «.хотя были тут нюансы, была психология, был, прежде всего, юмор, однако не возникало тут глубинного сомнения ни в том, что эти мои истории возможно вообще рассказать; поэтому и эти истории мои протекали по всем правилам, с экспозицией, конфликтом, развязкой, на основе хорошо продуманного действия.» (ПВ, 221). Именно в довоенном времени, по словам писателя, стоит искать истинные жизненные ценности, которые наполняли «целостный, единый, цельный, здоровый мир, мир без дыр и таинственных покровов»63, противопоставленный в эстетике автора послевоенному времени отчуждения, «пустоте» новой картины мира.

В «Письме к Адели» (старшей сестре) 1946 года Гессе ретроспективно обозревает свое творчество и делает акцент на любимых им «выпуклых, красочных» историях о детстве и юности, которые организуют три ранних сборника рассказов, сравнивая их с безликими воспоминаниями «темной поры войн и диктаторов»64. По поводу же своей послевоенной творческой деятельности писатель не столь оптимистичен: «И только постепенно и неохотно я начал с годами понимать, что мое переживание действительности и моя повествовательная манера не отвечали друг другу, что я в большей или меньшей степени исказил большую часть моих переживаний в угоду удобствам рассказывания <.>. В дальнейшем все мои попытки от «Демиана» до «Путешествия в страну Востока» уводили меня от доброй и прекрасной традиции рассказа» (ПВ, 221). Таким образом, «переживание действительности» автором и восприятие человека как главной фигуры в мире, находится в устойчивом равновесии, по словам самого Гессе, именно на раннем этапе творчества, чем и определяется значимость анализа циклов «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» в контексте всего творчества. Именно их можно и необходимо считать первым глобальным звеном в последовательной цепи антропоцентрического исследования художественного наследия писателя.

Актуальность заявленной темы обусловлена необходимостью проанализировать начальный этап формирования гессевской идеи человека, которая затем развивается писателем в позднем романном творчестве, и поэтику синтетических циклов ранних рассказов (1903-1912 гг.), что предопределило двуединство подхода — сведение воедино теоретических положений как по проблеме художественной концепции человека, так и по вопросам прозаического цикла в целом.

Объектом исследования являются три аутентичных цикла рассказов Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» как целостный феномен, обладающий уникальными принципами организации и функционирования.

Предметом работы предстает концепция личности, развернутая писателем в ранних рассказах, которые подвергаются анализу на жанровом и сюжетнокомпозиционном уровнях, являющихся системой координат для формирования данной концепции.

Основная цель диссертационного исследования - системное осмысление идеи человека в раннем творчестве Гессе (1903-1912), когда закладывается основание проблематики всего творчества писателя, с учетом жанровой специфики циклических единств и средств ее воплощения на разных уровнях. В соответствии с логикой научного исследования цель определяет следующие задачи:

1. Рассмотреть истоки формирования концепции человека Гессе на раннем этапе творчества.

2. Исследовать эволюцию героев рассказов циклов «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» в связи с основными эстетическими положениями писателя, его мировосприятием.

3. Выявить историко-литературные закономерности, способствовавшие возникновению циклической формы у Гессе; обосновать модификации цикла рассказов в творческой практике художника.

4. Проанализировать доминантные циклообразующие структуры (заглавия, метасюжет, мотивы, образы и др.) ранних аутентичных циклов рассказов Гессе.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что концепция человека в ранних циклах рассказов Гессе впервые представлена как согласованная система, которая объединяет отдельные произведения в полноценный прозаический цикл, где все компоненты неразрывно связаны, а три цикла в совокупности формируют гармоничный метацикл.

Многоаспектность выбранного предмета изучения обозначила методологическую основу данного исследования. Работа включает элементы системно-целостного, историко-биографического, культурологического, структурно-типологического методов, мотивного анализа. В каждом отдельном разделе работы исследуемый материал обусловливает преобладание того или иного принципа. Выбранный комплексный подход позволяет провести разносторонний анализ циклов рассказов Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути».

Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных исследователей: 1) в сфере понимания художественного образа и концепции человека - М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева, Л. Я. Гинзбург,

B. Декомба, А. Б. Есина, С. А. Мартьяновой, X. Ортега-и-Гассета Э. Фромма, М. Б. Храпченко, К. Юнга; 2) в области исторической поэтики —

C. С. Аверинцева, А. Н. Веселовского, А. В. Михайлова, О. Ф. Фрейденберг; 3) в сфере понимания циклической природы произведения - Г. В. Аникина, М. Н. Дарвина, Л, Е. Ляпиной, X. Мастарда, О. В. Мирошниковой, Н. П. Михальской, Е. Л. Пивоваровой, Е. В. Пономаревой, В. А. Сапогова, В. И. Тюпы, И. В. Фоменко, В. Е. Хализева; 4) в вопросах художественного синтеза - И. А. Азизян, М. М. Гиршмана, В. Т. Захаровой, И. Г. Минераловой, Е. Г. Рудневой, Е. А. Сайко; 5) в области проблемы жанра и метода -М. И. Бента, Ю. Б. Борева, И. Ф. Волкова, В. М. Жирмунского, В. В. Ивашевой, А. Компаньона, Н. Лейдермана, Е. М. Мелетинского, А. А. Нинова, Е. Остермана, Г. Н. Поспелова, П. Рикёра, Т. Г. Струковой, Н. Д. Тамарченко, Ю. Н. Тынянова, Л. В. Чернец, Э. Л. Шубина.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На раннем этапе творчества Гессе формирует особую концепцию человека: одиночество и чудачество героя как защита от внешнего мира, поиск собственного пути как единственного спасения в хаотичном и негармоничном мире.

2. Авторская концепция человека в ранних рассказах писателя реализуется в особой форме прозаического цикла.

3. Циклы оформляются писателем в триединую систему метацикла («По эту сторону» «Соседи» <-> «Окольные пути»), внутри которой поэтический дискурс эволюционирует в сторону прозаического дискурса.

4. Художественная идея человека в циклах «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» раскрывается через единые циклообразующие параметры: общее название, лейтмотивы, метасюжет, движение художественного времени от детства к зрелости, отчуждение человека, дихотомию материального и духовного.

Теоретическая значимость исследования. Результаты проведенного анализа могут быть полезны при дальнейшей разработке концептуальных положений художественной идеи человека в творчестве Германа Гессе, а также в обосновании составляющих прозаического цикла и метациклического образования, тяготеющего к романной форме.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в возможности использования ее основных положений в учебно-педагогической практике: в вузовском преподавании при создании лекционных курсов по истории зарубежной литературы XX века, а также в спецкурсах по творчеству Г. Гессе.

Структура и объем работы. Диссертация общим объемом 220 страниц состоит из Введения, двух глав, Заключения, раздела «Примечания», Списка сокращений и Списка литературы, насчитывающего 318 наименований на русском и немецком языках. Первая глава исследования посвящена проблемам циклизации рассказов Гессе в начале XX века как способу универсализации мировидения. Во второй главе рассматриваются концепции человека в циклах рассказов Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», которая реализована писателем в особой трехчастной циклической форме, архитектонике, топосной, мотивной и образной системе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Лазуткина, Олеся Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Три ранних цикла рассказов Г. Гессе «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» на рубеже Х1Х-ХХ веков занимают заметное место в творчестве писателя и мировой литературе. Объединенные авторским замыслом и пронизанные разнообразными циклическими связями они подтверждают свой жанровый статус - циклы. В частности, для каждого из трех образований характерно наличие полиреферентного поля, латентно замыкающего смысловой круг и содержащего алгоритм интерпретации метатекста. Структуру циклов поддерживают также и другие элементы связи: метасюжет, система мотивов, особая композиция, координируемая авторской интенцией, тип персонажей, единство стиля повествования, причем важная роль отведена ассоциативному фону, который представляется универсальным механизмом для раскодировки художественного смысла целого.

Конструктивным моментом взаимосвязи не только самостоятельных художественных целых (рассказов) между собой, но и всех трех объединений, является единый тип повествования. Все циклы - это воспоминания о детских, юношеских годах писателя, о событиях и людях, принадлежащих его прошлому.

Последовательность расположения рассказов в аутентичных редакциях, мало известных в России, приближает читательское восприятие к авторскому замыслу, единой художественной концепции человека, направленной на поиск гармоничного существования в мире. В расформированном виде рассказы утрачивают контекстную целостность, создаваемую моделью отношений «элемент-система». Пятикомпонентные группы рассказов Гессе в определенной последовательности создают единство события, повествования, сюжета, темы и стиля. Причем их расположение основывается не на хронологической логике движения времени, а на развитии авторской мысли, которая легко перемещается в прошлое, будущее, постоянно возвращаясь в настоящее.

Исследуемые циклы рассказов в своей совокупности обладают также единой смысловой перспективой и образуют художественную целостность, обладающую уникальным жанровым своеобразием. Речь идет о триединстве, основанном на прозаическом симфонизме, который возможен в литературе за счет синтетической природы текстов и интеграции музыкальных и литературных форм. Логика гессевского концептуального восприятия человека во времени определила порядок возникновения циклов «По эту сторону» (1907), «Соседи» (1908), «Окольные пути» (1912) и наложила отпечаток на общий ритмический рисунок — переход от поэтического изображения (лирико-романтического) к прозаическим событиям, что отражает осознание Гессе меняющейся реальности. Прозаизация жизни — новая метка «рубежного» периода. В условиях синтеза искусств циклы воспринимаются как единая трехступенчатая система, элементы которой взаимосвязаны.

Сочетание в циклах «По эту сторону» и «Соседи» повествования от первого и третьего лица, с одной стороны, усиливает акцент на личное переживание событий и, одновременно, стремление к созданию объективной картины мира. С другой стороны, субъективность изображения - следствие родо-видового синтеза, использованного Гессе с целью универсализации изображаемого. Циклизация противостоит конкретности отдельного рассказа, за ее счет происходит компенсация отсутствия объемного раскрытия действительности.

Жанровое и родо-видовое смешение внутри отдельных рассказов усиливает гессевский эксперимент объединения внутри цикла разнородных элементов, что не снижает способность его функционирования, а, наоборот, развивает эту возможность формированием новых связей.

Принадлежность циклов к обозначенному триединству не исключает их самостоятельности и оригинальности. Каждый из них имеет особую тематическую, проблемную, философскую, антропологическую интерпретацию.

Авторская концепция человека, организующая структуру цикла «По эту сторону», раскрывается через циклообразующие параметры. В названии закодирован религиозный подтекст, заключающий идею христианского отношения людей друг к другу, а также единства человека и природы. Функция формального подтверждения природной гармонии отведена пейзажному зачину в каждом из рассказов цикла, который в онтологическом аспекте противостоит одиночеству человека. Метасюжет, выстроенный в соответствии с возрастной градацией, выражает авторские представления о начальности и конечности человеческого бытия. Жизненный отрезок, отведенный каждому человеку свыше, наполнен испытаниями смертью, дружбой, любовью. Однако автор утверждает, что человек одинок на любом этапе своего существования. Образ тумана выступает эквивалентом одиночества.

Сюжетно-композиционная, образная (тип героя-чудака) и мотивная («мерцающий» мотив маленького города) специфика цикла «Соседи» ведут к осознанию парадигмы человеческого существования. Проблема одиночества, иллюзорности единого бытия людей, их отчуждения, намеченная в цикле «По эту сторону», получает дальнейшую разработку в «Соседях». Заглавие, включающее смысл объединения людей в группы, проявляет стремление к антагонистическому семантическому наполнению, подчеркивая духовную разобщенность. Данная проблема раскрывается в рамках интеграции трагического и иронического дискурсов. В духовном обособлении героев отражается общественная ситуация рубежной эпохи. Художественной целью Гессе является живописание «маленького человека», одним из средств ее достижения становится введение мотива «маленького города», который по принципу гиперлокации переходит в единое пространство цикла. Тип героя-чудака акцентирует необычное мировосприятие,. в частности, переориентированное отношение к норме.

Рассказы цикла «Окольные пути» отличаются отсутствием перволичного нарратива, углублением прозаического переживания событий. Сюжетообразующую и циклообразующую функцию выполняет мотив пути, относящийся к категории вечных мотивов. Сближаясь с темой «окольных дорог», он характеризует не только художественное пространство и время, но и персонажей рассказов, метафорически перевоплощаясь во внутренне динамичное двоемирие. Подчеркнем, что в последнем цикле тема пути повторяется не в первоначальной трактовке, как в цикле «По эту сторону» (причинно-следственная градация жизненного пути), а трансформируется и преобразуется в новый вариант поиска цели субъектом «окольными путями» с постепенным нарастанием трудностей, которые вынужден преодолеть герой.

Концепция человека, созданная писателем на раннем творческом этапе уникальна. Ее неповторимость заключается в выявленных противоречиях, которые рождают парадоксы: мир обывателя (социальная действительность) составляет оппозицию с миром мечтателя, фантазера, чудака, «ненормированного» индивида, ищущего человека, хоть все они и могут существовать только на основе социальной реальности, так как изначально замкнуты в эти рамки без собственного согласия. Гессе разрушает аксиому о том, что «нормальные» индивиды являются основой существования и развития жизненной формы. Писатель утверждает, что их функция состоит только в охранении и укреплении миропорядка, а своеобразный двигатель прогресса есть сообщество людей, не приемлющих, хоть иногда и частично, нормы и каноны, искусственно созданные. Таких представителей — большинство в мире, именно они задают темп и тональность жизни. Так называемые «нормальные» индивиды, по мнению Гессе, также имеют полное право на существование, потому что каждый человек обладает уникальной реальностью, даже если проявляет несовершенство и слабость души.

В начале XX века Гессе осмысливает понятие «нового» человека, живущего в быстро изменяющемся мире. По мнению писателя, хаотичный и негармоничный мир порождает одиночество, чудачества героев выступают у него в качестве единственной защиты от внешней среды, а поиск своего пути превращается в сохранение собственной духовной сущности.

Гессевская идея человека, основные черты авторского мироощущения и отражения мира были заложены именно на рубеже первого и второго десятилетий XX века в рассказах циклов «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», а художественные эксперименты Гессе в ранней прозе развиваются в его позднем романном творчестве. Осознание разницы между отдельной личностью и окружающей ее внешней действительностью в пользу первой приводит, по мнению писателя, к проявлению существования по модели одинокого (и / или своенравного) бытия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лазуткина, Олеся Александровна, 2008 год

1. Аверинцев С. С. «Адвокат индивидуальности» / С. С. Аверинцев // Круг чтения: Лит. альм. / Редкол.: С. С. Аверинцев и др. Б. м.: Междунар. ассоц. «Мир культуры». - М. : Фортуна-Лимитед, 1992. — С. 25-27

2. Аверинцев С. С. Герман Гессе / С. С. Аверинцев // Аверинцев С. С. Поэты. -М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. С. 327-353

3. Адельгейм И. Е. Поэтика «промежутка»: молодая польская проза после 1989 года / И. Е. Адельгейм. М. : Индрик, 2005. - 544 с.

4. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян. М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с.

5. Андреев В. А. Структура формы внутреннего диалога в художественном тексте / В. А. Андреев // Междисциплинарная интерпретация художественного текста: Межвуз. сб. науч. тр. СПб. : Образование, 1995. - С. 6-16

6. Андреев Л. Г. От «Заката Европы» к «Концу истории» / Л. Г. Андреев // «На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности: сб. работ / отв. ред. Л. Г. Андреев. -М. : ЭКОН, 2000. С. 240-255

7. Андрианов А. А. Интертекстуальный дискурс музыкальной гармонии у Гессе и Манна: полифония, контрасты и совпадения: на материале романов «Glasperlenspiel» и «Doktor Faustus» / А. А. Андрианов // Филол. вестн. Рост, унта. 2001. - №1. - С. 9-13

8. Аникин Г. В. Английский роман 60-х годов / Г. В. Аникин. М. : Высш. школа, 1974.- 104 с.

9. Аникина О. Е. Творчество Германа Гессе»: гуманизм и культура / О. Е. Аникина // Немецкий этнос в Сибири. — Новосибирск, 2000. Вып. 2. — С. 201-205

10. Барашкова С. Н. Путевые картины Г. Гейне и немецкий путевой очерк первой половины XIX века : автореф. дис. . канд. филол. наук / С. Н. Барашкова. М., 1982. - 23 с.

11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт. — М. : Прогресс, 1989.-616 с.

12. Басинский П. О природе очерка / П. Басинский // Лит. учеба. М., 1996. -№3. - С. 53-56

13. Бахтин M. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / M. М. Бахтин. СПб. : Азбука, 2000. - 336 с.

14. Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / M. М. Бахтин. М. : Худ. лит., 1975. - 502 с.

15. Бахтин M. М. Литературно-критические статьи / M. М. Бахтин / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. М. : Худ. лит., 1986. - 543 с.

16. Бахтин M. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / M. М. Бахтин // Бахтин M. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Худ. лит., 1975. - С. 234-407

17. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства: Пер с фр. / Г. Башляр. М. : РОССПЭН, 2004.-376 с.

18. Беглов В. А. Актуальные вопросы теории литературы / В. А. Беглов. -Стерлитамак : Стерлитамак. гос. пед. ин-т. 2002. - 247 с.

19. Белецкий А. И. В мастерской художника слова / А. И. Белецкий. — М. : Высш. школа, 1989. 160 с.

20. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология / М. И. Бент. — Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1987. 120 с.

21. Березина А. Г. Герман Гессе / А. Г. Березина. Л. : Изд-во Ленинград, унта, 1976.-128 с.

22. Березина А. Г. Проблема ответственности в творчестве Г. Гессе / А. Г. Березина // Филологический сборник. Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1969. -С. 134-141

23. Березина А. Г. Философия музыки в творчестве Г. Гессе / А. Г. Березина // Литература и музыка. Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1975. - С. 195-206

24. Березина А. Г. Ф. М. Достоевский в восприятии Г. Гессе / А. Г. Березина // Достоевский в зарубежных литературах Сб. статей. Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - С. 220-236

25. Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» / Н. Я. Берковский // Берковский Н. Я. Статьи о литературе. М.; Л. : Гослитиздат, 1962. - С. 242357

26. Блохина Н. А. Персонаж в системе мотивов (на материале произведений Германа Гессе) : автореф. дис. . канд. филол. наук / Н. А. Блохина. М., 2003. -27 с.

27. Борев Ю. Б. Художественные направления в искусстве XX века: Борьба реализма и модернизма / Ю. Б. Борев. Киев : Мыстецтво, 1986. - 131 с.

28. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М. : Высш. шк., 2002. - 511 с.

29. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Ботникова. М. : Аспект Пресс, 2005. - 351 с.

30. Бочаров С. Г. Пруст и «поток сознания» / С. Г. Бочаров // Критический реализм XX века и модернизм Сб. статей. М. : Наука, 1967. ~ С. 194-234

31. Бочаров С. Г. Характеры и обстоятельства / С. Г. Бочаров // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Образ, метод, характер. М. : Изд-во АН СССР, 1962. - С. 312-451

32. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. М. : Лабиринт, 1998.-336 с.

33. Введение в литературоведение / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2006. - 680 с.

34. Великовский С. О культуре XX века по существу / С. Великовский // Вопросы литературы. 2002. - №1. - С. 230-243

35. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. — М. : Высш. шк., 1989.-406 с.

36. Взаимопонимание в диалоге культур: условия успешности: в 2 ч. / под общ. ред. Л. И. Гришаевой, М. К. Поповой. 4.1. - Воронеж : Воронежский государственный университет, 2004. - 241 с.

37. Волков И. Ф. Творческие методы и художественная система / И. Ф. Волков. -М. : Искусство, 1988. 253 с.

38. Волков И. Ф. Теория литературы / И. Ф. Волков. М. : Просвещение; Владос, 1995.-256 с.

39. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М. : Наука, 1981. - 139 с.

40. Гарин И. И. Век Джойса: О зарубежной литературе XX века. / И. И. Гарин. М. : ТЕРРА - Кн. Клуб, 2002. - 848 с.

41. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века / Б. М. Гаспаров. М. : Наука : Изд. фирма «Вост. лит.», 1994. - 303 с.

42. Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Часть 1 / Г. Д. Гачев. М. : Искусство, 1972. - 200 с.

43. Георгиевский А. С. Русская поэтика малых форм последней трети XX века: духовный поиск, поэтика, твердые индивидуальности / А. С. Георгиезский. — М. : Издательский центр «Альфа» МГОПУ, 1999. 192 с.

44. Гершанский В. Ф. Моделирование в процессе познания микромира / В. Ф. Гершанский // Философские науки. 2003. - №8. - С. 46-50

45. Гессе Г. Библиотека всемирной литературы / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995. - С. 115-142

46. Гессе Г. Благодарность Гете / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995.-С. 153-161

47. Гессе Г. Братья Карамазовы, или закат Европы / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. -М.: Прогресс-Литера», 1995. — С. 76-89

48. Гессе Г. Моя вера / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995.-С. 150-153

49. Гессе Г. «Начало всякого искусства есть любовь»: Подборка высказываний швейцарского писателя о литературе. / Г. Гессе // Вопр. лит. 1978. - №9. -С. 194-226

50. Гессе Г. Не убий / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995.-С. 104-107

51. Гессе Г. Окольные пути. Рассказы Г. Гессе. Авториз. пер. с нем.

52. A. Доманской / Г. Гессе. М. : Типография литер, товарищества В. Чичерин, 1913.-239 с.

53. Гессе Г. О чтении книг Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник; Коммент.

54. B. Д. Седельника. М. : Прогресс-Литера, 1995. - 107-113

55. Гессе Г. Письмо к Адели / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. — М. : Прогресс-Литера, 1995.-С. 176-183

56. Гессе Г. Письмо обывателю / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник; Коммент. В. Д. Седельника. М. : Прогресс-Литера, 1995. - 15-20

57. Гессе Г. Прибежище / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995.-С. 20-24

58. Гессе Г. Своенравие / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8 : Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995. - С. 95-100

59. Гессе Г. Старинная музыка / Г! Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995. - С. 7-10

60. Гессе Г. Стихотворения / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.4: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник; Коммент. В. Д. Седельника. М. : Прогресс-Литера, 1995. - С. 321-421

61. Гессе Г. Язык / Г. Гессе // Гессе Г. Собрание сочинений. В 8 т. Т.8: Пер. с нем. / Составители: Н. С. Павлова, В. Д. Седельник. М. : Прогресс-Литера, 1995.-С. 24-28

62. Гинзбург Л. Я. О лирике / Л. Я. Гинзбург. — М. — Л. : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1964. — 382 с.

63. Гинзбург Л. Я. О литературном герое / Л, Я. Гинзбург. Л. : Сов. писатель, 1979.-222 с.

64. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. М. : Интрада, 1999.-416 с.

65. Гиривенко А. Н. Немецкая литература от древности до наших дней: Словарь-справочник / А. Н. Гиривенко. — М. : Флинта: Наука, 2003. — 104 с.

66. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. Монография / М. М. Гиршман. -М. : Издательство «Советский писатель», 1982. -367 с.

67. Грязнова А. Дорога или путь (о цикле А. Блока «Родина») / А. Грязнова // Русский язык в школе. 2000. - №5. - С. 51-58

68. Гутерман Ю. О. Поэтика романа Германа Гессе «Игра в бисер» в контексте философии буддизма и даосизма : автореф. дис. . канд. филол. наук / Ю. О. Гутерман. М., 1999. - 16 с.

69. Гутманис А. Э. Путь Германа Гессе к созданию концепции совершенной личности / А. Э. Гутманис // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. — 1987. -№6.-С. 27-31

70. Гутманис А. Э. Традиции и современность в творчестве Гессе 30-х годов : автореф. дис. . канд. филол. наук / А. Э. Гутманис. -М., 1988. 19 с.

71. Гучинская Н. Герман Гессе на пути к духовному синтезу / Н. Гучинская // Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.1: Повести, сказки, легенды, притчи / Пер. с нем. СПб.: Северо-Запад, 1994. - С. 5-30

72. Давыдова Т. Новелла, рассказ, очерк / Т. Давыдова, В. Пронин // Лит. учеба. М., 2002. - №б. - С. 159-161

73. Давыдов Ю. Н. Бегство от свободы: Философия мифотворчества и литературный авангард / Ю. Н. Давыдов. М. : Худ. лит., 1987. - 365 с.

74. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т.. М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - Т.1. - 752 с.

75. Дарвин М. Н. Изучение лирического цикла сегодня / М. Н. Дарвин // Вопр. лит. 1986. - №10. - С. 220-229

76. Дарвин М. Н. Проблема цикла в изучении лирики / М. Н. Дарвин. -Кемерово : КемГУ, 1983.-102 с.

77. Дарвин М. Н. Русский лирический цикл: Проблема истории и теории: На материале поэзии первой половины XIX века / М. Н. Дарвин. Красноярск : Изд-во Красноярск, ун-та, 1988. - 137 с.

78. Дарвин М. Н. Циклизация в творчестве Пушкина. Опыт изучения поэтики конвергентного сознания / М. Н. Дарвин, В. И. Тюпа. Новосибирск : Наука, 2001.-292 с.

79. Дарвин М. Н. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность: Межвуз. сб. науч. тр. / М. Н. Дарвин. Кемерово : КГУ, 1994. -105 с.

80. Дарвин М. Н. Цикл / М. Н. Дарвин // Введение в литературоведение / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. М. : Высш. шк., 2006. - С. 124-134

81. Декомб В. Современная французская философия: Пер. с фр. Сборник. / В. Декомб. М.: Издательство «Весь мир», 2000. - 344 с.

82. Джойс Д. Дублинцы / Д. Джойс // Джойс Д. Сочинения / Пер. с англ. В. Хинкинса, С. Хоружего. -М. : Знаменитая Книга, 1993. Т.1. - С. 7-204

83. Диалог в философии: традиции и современность: Межвуз. сб. / Под ред. М. Я. Корнеева. СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995. - 192 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.