Концепции квазирелигий в современном зарубежном религиоведении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Колкунова, Ксения Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 165
Оглавление диссертации кандидат наук Колкунова, Ксения Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основания концепций квазирелигий: дискуссии об определении религии в западном религиоведении
§ 1. Критика субстанциального и функционального подходов к определению религии в западной литературе
§2. Критическая интерпретация понятия религии
§3. Современный взгляд на проблему определения религии
ГЛАВА 2. Феноменологические концепции квазирелигий: идеологии как предмет религиоведческого исследования
§1. Становление понятия «квазирелигия»; типология теорий квазирелигий
§2. Концепции квазирелигий Пауля Тиллиха и Джона Смита
§3. Ниниан Смарт о квазирелигиях и мировоззрениях
ГЛАВА 3. Концепция квазирелигий в социологии религии Артура Грила
§ 1. Идейные предпосылки теории квазирелигий Артура Грила: Томас Лукман, Роберт Белла, Эдвард Бейли
§2. Артур Грил о современных квази- и псевдорелигиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Религиоведческая концепция Иоахима Ваха в контексте современных проблем академического религиоведения2019 год, кандидат наук Козлова Ирина Львовна
Религиозная философия Жан-Клода Ларше2020 год, кандидат наук Редин Николай Александрович
Христианская теология и религиоведение в феноменологии религии Ф. Хайлера2016 год, кандидат наук Самарина Татьяна Сергеевна
Концепции публичности религии в современном религиоведении: основные подходы и трактовки2022 год, кандидат наук Стрункина Елена Сергеевна
Социально-философские аспекты концептуализации религиозности в современной науке2013 год, кандидат философских наук Хлопкова, Оксана Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепции квазирелигий в современном зарубежном религиоведении»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В XXI век религиоведение вступило, осознавая трансформацию своего предмета. XX век стал временем дискуссий о секуляризации, упадке институциональной религии и традиционной религиозности. На рубеже XX и XXI веков социологами
религии ставятся вопросы о доминировании «веры без принадлежности» и
1 2 «принадлежности без веры» , о деприватизации и политизации религии .
Описательные модели, созданные религиоведением в XIX и XX веках,
оказались с трудом применимы к новым формам религиозности; возникает
потребность в новых теориях, описывающих эти формы. В условиях таких
перемен особенно актуальной становится проблема проведения границ
между религией и не-религией, между религиозными и прочими явлениями.
Как пишет антрополог Э.Лич, «Всегда существует какая-то
неопределенность относительно того, где же именно край категории А
заходит за край категории не-А. Всякий раз, как мы проводим
категориальные различия внутри единого поля (пространственного или
временного), значимыми становятся именно границы; мы сосредотачиваем
наше внимание на различиях а не на подобиях, и это заставляет нас
чувствовать, что маркёры таких границ обладают особой значимостью,
являются «священными», «табуированными»» .
В XX веке имеет место тенденция к расширительному толкованию
религии4. При таком подходе растет объем понятия «религия», а также
раздвигаются границы предмета религиоведения. С этим связано
возникновение проблемы «религиоподобных» явлений: в самом общем
смысле - это те явления общественной и духовной жизни, которые
исключаются из понятия религии при узком ее толковании и включаются при
1 См., например, Davie G Religion in Britain since 1945: believing without belonging. - Blackwell, 1994.
2 См., Hann С. Problems with the (De)Privatization of Religion// Anthropology Today. - Vol. 16, No. 6. - 2000. - P. 14-20, Casanova J. Public religions in the modern world. - University of Chicago Press, 1994.
3 Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - С. 46.
4 См ..Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2007.-С. 156-157.
широком. Для обозначения тех явлений духовной культуры, которые существуют в одном пространстве с религиями и в определенном смысле конкурируют с ними, могут использоваться самые разные термины.
В западном религиоведении проблема проведения границы между религией и не-религией ставится и обсуждается многими авторами, а в отечественном ее обсуждение представляется недостаточным. Эта проблема не является уникальной для современного общества, однако приобрела в последнее время актуальность в силу различных причин.
Определение религии важно для обсуждения «религиоподобных» явлений. Как пишет религиовед И.Я. Кантеров, «термины «тоталитарные секты», «деструктивные культы» и «псевдорелигии» можно часто встретить в выступлениях лидеров политических партий и движений, руководителей правоохранительных учреждений»5. Использование такой терминологии без должного обоснования и, более того, в уничижительном смысле, должно последовательно критиковаться религиоведами.
Эту проблему отмечают не только российские религиоведы: Айлин Баркер пишет о проблеме критериев для определения, «является ли
конкретная религия «признанной», «государственной», «национальной»
б
или «традиционной» или это «культ», «секта» или «псевдорелигия»» . В равной мере это справедливо и для понятия «квазирелигия», которое станет центром нашего рассмотрения.
Степень научной разработанности проблемы.
В западной литературе предметом исследований, посвященных «религиоподобным» явлениям, становились гражданская религия (civil religion, понятие, введенное социологом Робертом Беллой применительно к
5 Кантеров И.Я. Классификация религий и типология религиозных организаций - актуальная проблема теоретического и практического религиоведения// Классификация религий и типология религиозных организаций. Ред. Кантеров И.Я., Элбакян Е.С., Яблоков И.Н. - М., 2008. - С. 8. См. также: Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». — Владимир : Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2006.
6 Barker Е. And the Wisdom to Know the Difference? Freedom, Control and the Sociology of Religion // Sociology of Religion. - Vol. 64, No. 3, Special Issue. - 2003. - P. 302.
п
ситуации в США) , квазирелигия {quasi-religion, используется теологом
Паулем Тиллихом и социологом Артуром Грилом8)9, мировоззрения
{worldviews, предложенные философом религии Нинианом Смартом в
качестве предмета религиоведения)10, секулярная религия {secular religion,
иногда толкуемая как более широкое понятие по сравнению с гражданской
религией)11, имплицитная религия {implicit religion, термин Эдварда Бейли,
10
которым он предлагает заменить «секулярная религия») .
Непосредственно западные концепции квазирелигий рассматриваются
13
лишь в работах А.П. Забияко ; он анализирует концепцию квазирелигий П. Тиллиха и концепцию псевдорелигий Й. Ваха. Кроме того, в сети Интернет опубликованы тезисы А.П. Забияко «Основные теории интерпретации квазирелигиозных движений»14 и «Теологические трактовки квазирелигий (концепции И. Ваха и П. Тиллиха)»15, в которых внимание уделяется как концепции квазирелигий П. Тиллиха, так и идеям Й. Ваха о псевдорелигиях, а также идеям Н.Смарта. Кроме того, в коллективную монографию под своей редакцией А.П. Забияко включил раздел «Проблема
7 См Bellah R Civil Religion in America //Daedalus - Vol 96, No 1 - 1967 -P 1-21 См также Колкунова К А Гражданская религия от Роберта Белла к современности // Материалы докладов XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / Отв ред И А Алешковский, П Н Костылев, А И Андреев [Электронный ресурс] — М МАКС Пресс, 2009 [Адрес ресурса в сети интернет http //www lomonosov-msu ru/2009/]
8 Фамилия этого американского социолога, Greil, в российской литературе передается по-разному М Ю Смирнов в своем словаре упоминает его как Артура Грейла (См Смирнов М Ю Социология религии Словарь - СПб Изд-во С-Петерб ун-та, 2011 - с 118-119) В более ранних работах автора данного исследования использовалась версия «Грейль» (См Колкунова К А Подходы к исследованию квазирелигий в западном религиоведении и теологии// Вестник Московского университета Серия 7 Философия - №6 -2010 - С 93-102) Британский социолог Айлин Баркер любезно указала в личной беседе на более точный вариант, который мы и используем в данном тексте
9 См Тиллих П Христианство и встреча мировых религий // Тиллих П Избранное Теология культуры - М Юрист, 1995 - С 396-441, Greil AL, Robbins Т, eds Between Sacred and Secular Research and Theory on Quasi-Religion - Greenwich, CT JAI Press, 1994
10 См Smart N The Philosophy of Worldviews, or the Philosophy of Religion Transformed// Religious Pluralism and Truth Essays on the Cross-Cultural Philosophy of Religion Thomas Dean (ed ) - Albany SUN Y Press, 1995
11 Cm Aron R The Opium of the Intellectuals - London Seeker & Warburg, 1957
12 Cm Bailey E Implicit religion in Contemporary Society -Kampen, 1997
13Забияко А П Теологические трактовки квазирелигий (концепции Й Ваха и П Тиллиха) //Проблема демаркации науки и теологии современный взгляд/ Рос акад наук, Ин-т философии, Рос гос гуманитар ун-т, отв ред И Т Касавин и др - М ИФРАН, 2008 - С 126-143, Сердюков Ю М, Забияко А П, Кобызов Р А , Тюрина Ю А , Лазарева И В Современные контексты магии, религии и паранауки - М Academia, 2008
14Забияко А П Основные теории интерпретации квазирелигиозных движений [http //iph ras ru/site/sci_spir/otikd html]
15 Забияко А П Теологические трактовки квазирелигий (концепции И Ваха и П Тиллиха) [http //iph ras ru/site/sci_spir/papers/zabiyako html]
демаркации религии и квазирелигии», где он пишет, что влияние науки
способно менять религию, и это влияние может приводить к появлению
«маргинальных, синтетических религиоподобных формаций»16, которые, в
свою очередь, попадают под определение квазирелигий. Автор приводит
эксплицитное определение квазирелигии: «феномены, существующие на
периферии религиозной формации, совмещающие в себе религиозные и
нерелигиозные составные части при главенстве последних, могут быть
11
обозначены понятием квазирелигии» . Подробнее это определение и его
импликации мы рассмотрим ниже.
Кроме того, в словаре по социологии религии, составленном
18
М.Ю. Смирновым, мы встречаем статью , посвященную другому кругу авторов, использовавших термин «квазирелигия», а именно, социологам А.Грилу и его соавторам (подробнее см. §3 главы 3). М.Ю. Смирнов пишет: «Изучение новых религиозных движений, нетрадиционных культов и квазирелигий, равно как и «антикультистских» движений, приобретает все
19
более «академическую» тональность» .
Нельзя сказать, что другие религиоведческие концепции
«религиоподобных» явлений лучше представлены в отечественной
литературе. Идеи Н. Смарта касательно расширения предмета
религиоведения освещаются в работах А.Н. Красникова «Методологические
проблемы религиоведения» и Ю.А. Кимелева «Современная западная
21
философия религии» : авторы отмечают намерение Н. Смарта включить в задачи религиоведения не только изучения традиционных вероисповеданий, но и осмысление современных мировоззрений, идеологий - в частности, марксизма, национализма, демократии.
16 Забияко А П. Вместо послесловия. Проблема демаркации религии и квазирелигии// Забияко АП, Воронкова ЕА, Лапин АВ, Пратьша ДА и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций. Под ред. Забияко А.П. - Благовещенск: Амурский госуниверситет, Библиотека журнала «Религиоведение», 2012. - С. 190.
17 Забияко А П. Вместо послесловия. Проблема демаркации религии и квазирелигии. С. 191.
18 Смирнов МЮ. Социология религии: Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - С.118-119.
19 Смирнов МЮ. Социология религии. С. 18.
20 Красников А Н Методологические проблемы религиоведения. С. 158.
21 Кимелев Ю А Современная западная философия религии. - М.: Мысль, 1989. - С. 169-172.
В своей работе «Философия религии» Д.В. Пивоваров рассматривает связь идеологии и религии, но не использует при этом специальных терминов, хотя и утверждает, что «нередко идеология подменяет собой
религию и может даже отрицать - в форме «научного» атеизма -
22
традиционные религии» . Такое утверждение содержательно близко идеям П. Тиллиха и его концепции квазирелигий.
Термины «квазирелигия» и «квазирелигиозный» часто употребляются у отечественных авторов, однако является скорее риторическим приемом, нежели понятием с самостоятельным содержанием. В.М. Сторчак неоднократно употребляет для характеристики идеологии большевизма термины «квазирелигия» и «псевдорелигия», причем в качестве полностью синонимичных: «многие русские философы классифицировали его [большевизм] как своеобразный тип псевдорелигии (квазирелигии)» . Термины эти исследователь употребляет не всегда очевидным образом и не определяет; однако из их употребления можно сделать вывод о позиции автора. Так, большевистская идеология является и формальным, и символическим эквивалентом традиционной религии («произошла подмена одной веры (православной) на другую (квазирелигиозную марксистскую)»24. Тем же путем идет исследователь Л.А. Андреева, анализируя «коммунистическую квазирелигию»: используя работы религиозных философов и философов-марксистов, пытается продемонстрировать квазирелигиозный характер коммунизма, констатируя его, но, никак не разъясняя смысл этого понятия (кроме, разве что, обвинения коммунистов в сакрализации тех или иных элементов идеологии и культе личности) . Е.Г. Балагушкин отождествляет «светские «религии» и «квазирелигии», причем в своей типологии религий, основанной на ступенях эволюции религиозного
22 Пивоваров Д.В. Философия религии. М.: Акад. Проект, 2006. - С. 210-211.
23Сторчак В.М. Религиозные истоки и смысл большевистского мессианизма (статья первая) // Религиоведение. - №3. - Благовещенск, 2004. - С.37, 44 и др.
24 Сторчак В.М. Религиозные истоки и смысл большевистского мессианизма (статья первая) // Религиоведение. - №3. - Благовещенск, 2004. - С. 44.
25Андреева Л.А. Православие и коммунистическая квазирелигия//Социосфера. - №4. -2010. [Режим доступа: http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n4/35826_full.shtml].
сознания, им отводится последняя стадия. Как пишет социолог религии, «к их числу, по словам Александра Меня, относятся, например, «религия
Л/"
советизма» или «вождизма»» .
В работах о гражданской религии И.Е. Задорожнюк многократно использует понятия «квазирелигиозный». С одной стороны, автор следует идеям Р. Беллы, развивая его концепцию гражданской религии и используя материалы, собранные американским социологом, но с другой стороны, его основная цель - «разоблачать консервативную, шовинистическую сторону
27
этого религиозно-политического феномена» . Представляется, что эта цель и
приводит к использованию понятий «квазирелигия», «сверхрелигия»,
«квазицерковный», ни одно из которых в работе не определено. Так,
И.Е. Задорожнюк говорит о «квазирелигиозных», «квазицерковных»,
28
«квазикультовых» чертах американской гражданской религии . Здесь приставка квази- по смыслу приближается к приставке псевдо-, то есть квазирелигия понимается как ложная религия. Эта трактовка существенно отличается от содержания, вкладываемого П. Тиллихом и его последователями.
Термин «квазирелигии» может употребляться для именования ряда феноменов, которые не являются религией, но смешиваются с этим явлением. Так, И.Н. Яблоков пишет, что совокупность таких форм современной культуры, как игрорелигии, интернет-религии, почитание звезд, «религию коммерции» и другие обычно именуют «квазирелигии»29.
Отечественный исследователь В. Старовойтов рассматривает связь, существующую между психоанализом и религией, что само по себе не является чем-то новым для религиоведения. Но суть психоанализа он
26Балагушкин Е.Г. Функциональные и смысловые типологии (применительно к исследованию новых религиозных движений) //Классификация религий и типология религиозных организаций. Ред. Кантеров И.Я, Элбакян Е.С., Яблоков И.Н. - М., 2008. - С. 64.
27 Задорожнюк И.Е. Гражданская религия в США, или "вера в Америку": социальные функции, история и современность. - М.: изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2007. - С..341.
28 Задорожнюк И.Е. Гражданская религия в США, или "вера в Америку": социальные функции, история и современность. С.7,61,73 и др.
29 Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы: монография. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - С.202.
объясняет через понятие «квазирелигия», и критикует это направление с позиций гуманизма, опираясь на работы П. Тиллиха. Суть критики достаточно проста: «Квазирелигиозное поклонение науке, характерное для XIX века, приводило к интеллектуальной секуляризации»30
Александр Агаджанян пишет: «коммунистическая идеология представляла собой форму квазирелигии или, по меньшей мере, гражданской
31
религии» . Чтобы продемонстрировать это, социолог утверждает: «в Советском Союзе квазирелигия коммунизма исключила традиционную религию из публичного пространства, которое оказалось заполнено ее собственными символами, обрядами и доктринами. Традиционная религия
о л
стала тайной формой «внутренней эмиграции»» . Не рассматривая аргументы, который он приводит, обратим внимание на выстраивание иерархии - гражданская религия оказывается чем-то вроде ослабленной версии квазирелигии.
Из этого краткого обзора религиоведческой литературы очевидно, что понятия, обозначающие «религиоподобные» явления часто используются без учета западного опыта и разработок. Авторы как будто считают их интуитивно понятными. Примером «прижившегося» термина можно считать
33
лишь понятие «гражданской религии» Роберта Беллы . Существующие исследования, посвященные анализу концепций квазирелигий, охватывают либо теологические, либо социологические работы, и не предлагают цельной картины употребления этого термина.
30 Старовойтов В.В. Психоанализ и религия// История философии. - Вып. 12. - М.: ИФ РАН, 2005. [Режим доступа: http://iph.ras.ru/page48423564.htm]
31 Agadjanian A. Public Religion and the Quest for National Ideology: Russia's Media Discourse // Journal for the Scientific Study of Religion. -Vol. 40, No. 3. - 2001. - P.363.
32 Agadjanian A. Public Religion and the Quest for National Ideology: Russia's Media Discourse. P.351.
33 См.: Задорожнюк И. E. Об идейном содержании концепции «гражданской религии»// Социологические исследования. - № 4. - 1983. - С.165-167; Он же. Гражданская религия в США: крах либеральных чаяний и триумфы консерваторов // Вопросы философии. - № 1 - 1984. - С. 129-135; Он же. «Гражданская религия» в США: концепции Р. Беллаха и реальность // Вопросы научного атеизма. - М., 1987. - С.57-74; Он же. Судьбы идеи «гражданской религии» в России//Свободная мысль. - №12. - М.,2007. - 93-104; Легойда В. Гражданская религия США: генезис и основные характеристики // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1999. - №4. - С. 88-100; Он же. Гражданская религия: pro et contra [Режим доступа: http://www.religare.ru/2_1555.html]; Мирошникова Е. Гражданская религия: возможна ли она в России // Религия и право. - №1. 2004,- С. 4-6.
Цель исследования — дать анализ существующих в западном религиоведении концепций квазирелигий.
Основные задачи диссертации состоят в том, чтобы:
1. Показать связь дискуссий об определении религии в западном религиоведении с проблемой границ религии и «религиоподобных» явлений;
2. Рассмотреть концепцию квазирелигий П. Тиллиха, а также развитие его идей в работах Дж. Смита;
3. Проанализировать концепцию квази- и парарелигий А. Грила и его соавторов;
4. Сопоставить концепции квазирелигий с другими религиоведческими теориями, делающими объектом своего исследования «религиоподобные» явления;
5. Выявить целесообразность применения понятия квазирелигий к изучению современной религиозности.
Объектом исследования являются западные теории религии и «религиоподобных» явлений.
Предмет исследования - развитие в западном религиоведении концепций квазирелигий.
Методология диссертации. В качестве общей методологической базы использовались труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблему определения религии и «религиоподобных» явлений с применением социально-философских, культурологических и религиоведческих методов. Методология исследования обусловлена целью и задачами, стоящими перед диссертантом, а также особенностями изучаемого материала. В частности, используется метод сравнительного анализа для сопоставления концепций квазирелигий и других теорий «религиоподобных» явлений, метод каузального анализа для выяснения связи между концепциями квазирелигий и подходами к определению религии, а также
дескриптивный метод. Автор придерживался принципов историзма и научной объективности.
Научная новизна.
1. Выделены два типа концепций квазирелигий: первый тип -феноменологический - сложился на базе философско-теологических ориентаций авторов, а второй - социологический - основывался прежде всего на данных полевых наблюдений тенденций развития религиозной жизни. Определены базовые понятия концепций квазирелигий П.Тиллиха, Дж. Смита, А. Грила.
2. Выявлены теоретические предпосылки концепций квазирелигий, связь концепций с проблемой определений религии и методологическими спорами в религиоведении XX века, в частности, критикой феноменологии религии и поиском новой парадигмы в 1960-1970-е гг.
3.Раскрыта связь концепций квазирелигиий с концепциями «невидимой религии», «имплицитной религии», «гражданской религии», «секулярной религии», «духовности» и других.
4. В научный оборот отечественного религиоведения вводятся переведенные автором англоязычные тексты, отражающие актуальные тенденции в развитии западного религиоведения - расширительная трактовка религии, осмысление «религиоподобных» явлений и др.
Положения, выносимые на защиту:
1. В западном религиоведении существует две концепции квазирелигий; одна создана теологически и феноменологически ориентированными исследователями. Они, с одной стороны, говорят о принципиальном единстве религий и квазирелигий, но при этом используют понятие «правильная религия» для характеристики, в первую очередь, христианства.
2. Без прямых ссылок на теологические концепции в 1990-е годы ряд социологов использует их идеи для описания современной религиозности.
Понятие «квазирелигия» применяется сторонниками теории секуляризации для характеристики тех форм, которые религия приобретает в современном обществе.
3. У авторов-социологов отсутствует противопоставление «настоящей» или «правильной» религии и квазирелигии; связано это с избранным ими конструктивистским подходом к определению религии и отсутствием теологической ангажированности.
4. Квазирелигии представляют собой феномены современной духовной жизни, сочетающие черты, свойственные как религиозным, так и нерелигиозным движениям, для изучения которых возможно и полезно применять религиоведческие теории. Понятие «квазирелигия» может использоваться для анализа современной религиозной ситуации, в частности, для типологии новых религиозных движений, применительно к таким образованиям, как неоязычество, движения Нью-эйдж и им подобным группам без жесткой иерархической структуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
В диссертации представлена целостная картина существующих в западном религиоведении концепций квазирелигий в их связи с другими теоретическими и методологическими наработками (изучении нерелигиозных мировоззрений, теориями секуляризации и приватизации религии). Полученные результаты могут способствовать дальнейшей разработке как методологических проблем — определения религии, так и частных проблем — трансформации религии и религиозности в современном мире, исследования новых религиозных движений. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных курсов, написания учебников и пособий по философии и социологии религии, истории религиоведения, эволюции религии в современном мире.
Апробация диссертационной работы. Основные положения исследования прошли апробацию на различных научных мероприятиях, в
том числе международных: доклад «Религии Нового века как религиоведческая проблема» на конференции «Новые религии в России: двадцать лет спустя» (14 декабря 2012, Москва), доклад «Глобализация как проблема для определения религии» на Первом конгрессе российских исследователей религии (15-17 ноября 2012, Санкт-Петербург); доклад «Определение религии как модель для изучения религиоведения» на круглом столе «Религиоведение в контексте междисциплинарных исследований» в рамках Российского философского конгресса (27-29 июня 2012, Нижний Новгород); доклад «Проблема типологии квазирелигий» на конференции Дни науки философского факультета-2007 (апрель 2007 г., Киевский национальный университет, Киев, Украина); доклад «Методологические проблемы исследования квазирелигий» на I Международной зимней религиоведческой школе (28 января - 3 февраля 2008 г., Волгоградский государственный университет, Волгоград); доклад «Применение определения религии в исследовании квазирелигий» на XV Международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Ломоносов» (19 апреля 2008 г., Московский государственный университет, Москва); доклад «Проблема квазирелигий в западном религиоведении» на конференции «Религиоведение в России. К 50-летию кафедры философии религии и религиоведения» (2-3 февраля 2010 г., Московский государственный университет, Москва); доклад «Quasi-religions in Russian Internet» на ежегодной конференции Европейской ассоциации религиоведов (EASR) (2227 сентября 2007 г., Бремен, ФРГ).
ГЛАВА 1. Теоретические основания концепций квазирелигий: дискуссии об определении религии в западном религиоведении
§1. Критика субстанциального и функционального подходов к определению религии в западной литературе
Для ответа на вопрос, чем же являются квазирелигии, необходимо выяснить, что такое религия и что означает приставка квази- для исследователя и исследования. Как мы показали во введении, употребляется это понятие отечественными исследователями не всегда последовательно. Как пишет религиовед М.Ю. Смирнов, эта проблема «вызывает принципиальный методологический вопрос о «границах» религии, т.е. об установлении достоверных и проверяемых показателей религиозной идентификации и об основаниях применения понятия «квазирелигия»»34. Именно из-за этого методологического вопроса мы начинаем свое исследование с описания существующих в западном религиоведении подходов к пониманию религии. При этом основное внимание мы будем уделять проблеме расширения объема этого понятия и применения его не только к традиционным религиям.
Радикальную позицию занимают исследователи религии с позиций когнитивной психологии. Илкка Пюсиайнен пишет: «Определение религии -псевдопроблема религиоведения, которой уделяли слишком много внимания, не продвинувшись при этом в ее решении»35. Он предлагает просто забыть о такой категории и вместо нее обратиться к анализу поведения людей и мыслительных моделей, которые ведут к этому поведению. Более того, он считает, что создание единого определения также не является ни начальной, ни конечной целью религиоведения. Безусловно, здесь мы имеем дело с отсылкой к условному делению религиоведов на два лагеря - одни начинают исследование с определения, подобно Дюркгейму, другие говорят о
34 Смирнов М.Ю. Социология религии, с.118.
35 Пюсиайнен И. По ту сторону религии: когнитивная наука и изучение человеческого поведения// Религиоведческие исследования. - 2012: № 1-2 (7-8). — М., 2013. - С.127.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX - начала XXI вв.2014 год, кандидат наук Хаймурзина, Марина Ахатовна
Нью-Эйдж как квазирелигиозная субкультура современного общества: религиоведческий анализ2014 год, кандидат наук Раевский, Александр Николаевич
Методология западного религиоведения второй половины XIX - XX веков2007 год, доктор философских наук Красников, Александр Николаевич
Феноменологическое движение в религиоведении: классические школы и современность2021 год, доктор наук Самарина Татьяна Сергеевна
Особенности процесса формирования новых религиозных учений. Методологические и практические аспекты2003 год, кандидат философских наук Томаева, Татьяна Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Колкунова, Ксения Александровна, 2013 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Л.А. Православие и коммунистическая квазирелигия//Социосфера. - №4. - 2010. [Режим доступа: http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n4/35826_full.shtml].
2. Антее П. Религии современности. История и вера. - М., Прогресс-Традиция, 2001.
3. Аринин Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепты и термины).
- М.: Академический проект, 2004.
4. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. -Архангельск: Изд-во Помор.гос.ун-та им. М.В.Ломоносова, 1998.
5. Белла Р. Социология религии // Американская социология. - М., 1972. - С. 265-268.
6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995.
7. Больц Н. Азбука медиа. - М.: Издательство «Европа», 2011.
8. Вах Й. Социология религии// Социология религии: классические подходы. Хрестоматия/ Науч. ред. и сост. М.П. Тапочки и Ю.А. Кимелева. -М., 1994. - С.212-259.
9. Введение в общее религиоведение: учебник/ под ред.проф. И.Н. Яблокова. -М.: КДУ, 2007.
Ю.Витгенштейн Л. Философские исследования //Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. — М., 1985. — С. 79—128.
П.Гараджа В.И. Социология религии: учеб.пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. - М.: Аспект Пресс, 1996.
12.Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
13.Гуревич П.С. Социальная мифология. -М.: Мысль, 1983 . Н.Давыдов И.П. Функциональный анализ религии// Точки/Puncta. - №1-2 (9).
- 2010. - С.147-152.
15.Дзюнъичи И. Масахару Анесаки / Пер. с англ. и прим. К.А. Колкуновой [http ://religious-life.ru/2012/01 /masaharu-anesaki/].
16.3абияко А.П. Основные теории интерпретации квазирелигиозных движений. Электронный ресурс. Режим доступа:
[http://iph.ras.ru/site/sci_spir/otikd.html]
17.3абияко А.П. Теологические трактовки квазирелигий (концепции И. Ваха и П. Тиллиха). Электронный ресурс. Режим доступа: [http://iph.ras.ru/site/sci_spir/papers/zabiyako.html].
18.3абияко А.П. Теологические трактовки квазирелигий (концепции Й.Ваха и П. Тиллиха) //Проблема демаркации науки и теологии: современный взгляд/ Рос.акад.наук, Ин-т философии, Рос.гос.гуманитар.ун-т; отв.ред. И.Т. Касавин и др. - М.: ИФРАН, 2008.- С.126-143.
19.3абияко А.П., Воронкова Е.А., Лапин A.B., Пратына Д.А. и др. Киберрелигия: наука как фактор религиозных трансформаций. Под ред. Забияко А.П. - Благовещенск: Амурский госуниверситет, Библиотека журнала «Религиоведение», 2012.
20.3адорожнюк И.Е. Гражданская религия в США, или "вера в Америку": социальные функции, история и современность. - М.: изд-во Современного гуманитарного ун-та, 2007.
21.Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». — Владимир : Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2006.
22.Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. - М.: Мысль, 1989.
23.Классификация религий и типология религиозных организаций. Ред. Кантеров И.Я., Элбакян Е.С., Яблоков И.Н. - М., 2008.
24.Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2007.
25.Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
26.Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1996.
27.Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. - СПб.: Издательство РХГА, 2008.
28.Основы религиоведения: Учеб. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: 1994.
29.Пивоваров Д.В. Философия религии. М.: Акад. Проект, 2006.
30.Пылаев М.А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. - М.: РГГУ, 2011.
31.Пылаев М.А. Экуменизм и апология протестантизма в феноменологических классификациях религии Р.Отто, Ф.Хайлера, Н.Зёдерблома // Вестник Московского университета.Сер.7,Философия. -2001. - №3.- С.62-74.
32.Пюсиайнен И. По ту сторону религии: когнитивная наука и изучение человеческого поведения// Религиоведческие исследования. - 2012: № 1-2 (78). — М., 2013. - С.126-136.
33.Рахманин А.Ю. К вопросу о метатеоретическом критерии классификации определений религии// Наука и религия: перспективы диалога в современном мире. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. -С. 29-35.
34.Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению - М.: Гардарика, 1998.
35.Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. - 4.2. - М.: Наука, 1994.
36. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. 4.1. - М.: Наука, 1994.
37.Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М.: Соцэкгиз, 1938.
38.Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. - М., 1993.
39.Сердюков Ю.М., Забияко А.П., Кобызов Р.А., Тюрина Ю.А., Лазарева И.В. Современные контексты магии, религии и паранауки. - М.: Academia, 2008.
40.Смарт Н. Новый взгляд на религиоведение: Ланкастерская идея //Религиоведческие исследования. - №3-4. - 2010. - С. 152-154.
41.Смарт Н. После Элиаде: будущее теории религии//Религиоведческие исследования. - №3-4. - 2010. - С. 155-163.
42.Смирнов М.Ю. Социология религии. Словарь. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.
43.Старовойтов В.В. Психоанализ и религия// История философии. - Вып. 12. - М.: ИФ РАН, 2005. [Режим доступа: http://iph.ras.ru/page48423564.htm]
44.Сторчак В.М. Религиозные истоки и смысл большевистского мессианизма (статья первая) // Религиоведение. - №3. - Благовещенск, 2004. - С. 33-47
45.Тиллих П. Избранное: Теология культуры. - М.: Юрист, 1995.
46.Тиллих П. Систематическая.теология. - Т. 1-2. - М.-СПб.:Университетская книга, 2000.
47.Тиллих П. Систематическая теология. - Т.З. - М.-Спб.: Университетская книга, 2000.
48.Тиллих П. Систематическое богословие. Т.1-2. 4.1-3. СПб.: Алетейя, 1998.
49.Угринович Д.М. Современная англо-американская социология религии (основные направления и проблемы) //Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антология отечественного религиоведения [Текст]: сборник / сост. и общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. Ч. 1: Институт научного атеизма-Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. - М.: ИД «МедиаПром»; Изд-во РАГС, 2009. - С. 319 - 340.
50.Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. - М., 1985. 51.Элиаде М. Ностальгия по истокам. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006.
52.Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы: монография. -М.: Изд-во РАГС, 2007.
53. Adams J.L. Paul Tillich and Contemporary Thought // Bulletin of the American Academy of Arts and Sciences. - Vol. 32, No. 3. - 1978. - P. 21-24.
54.Agadjanian A. Public Religion and the Quest for National Ideology: Russia's Media Discourse // Journal for the Scientific Study of Religion. -Vol. 40, No. 3. -2001. - P. 351-365.
55.Alles G. Religion [Further Considerations]// Encyclopedia of Religion. -Vol.11. - Thompson Gale, 2005. - P. 7701-7706.
56.Alles G. Wach, Eliade, and the Critique from Totality// Numen. - Vol. 35, Fasc. 1,- 1988.-P.. 108-138
57.Alston W. P. Tillich on Idolatry // The Journal of Religion. - Vol. 38, No. 4. -1958.-P. 263-267.
58.Alston W. Religion. // Encyclopedia of Philosophy. - Vol.7. - New York, 1967. -P. 141-142.
59.Anesaki M. History of Japanese Religion: With Special Reference to the Social and Moral Life of the Nation. - Kegan, Paul, Trench, Trubner, 1930.
60.Angrosino M. Civil Religion Redux // Anthropological Quarterly. - Vol. 75, No. 2.-2002.-P. 239-267
61.Aron R. The Opium of the Intellectuals. - London: Seeker & Warburg, 1957.
62.Asad T. Modern Power and the Reconfiguration of Religious Traditions: Interview with Saha Mahmood//SEHR. (27Feb.l996) 5/1. - 1996. - P. 1-15.
63.Asad T. Reading a Modern Classic: W. C. Smith's «The Meaning and End of Religion»// History of Religions. - Vol. 40, No. 3. - 2001. - P. 205-222.
64.Ashforth B., Vaidyanath D. Work Organizations as Secular Religions// Journal of Management Inquiry. - Vol.11. - 2002. - P.359.
65.Bailey E. I. Implicit Religion in Contemporary Society. - Leuven: Peeters, 1997.
66.Bailey E. The Implicit Religion of Contemporary Society: An Orientation and Plea for Its Study// Religion - vol. 13. - 1983. - P.69-83.
67.Bailey E. The Implicit Religion of Contemporary Society: Some Studies and Reflections// Social Compass, - vol.37. - 1990. - P. 483^98.
68.Barker E. And the Wisdom to Know the Difference? Freedom, Control and the Sociology of Religion // Sociology of Religion. - Vol. 64, No. 3, Special Issue. -2003. - P. 285-307.
69.Barker E. Bryan Wilson's Contribution to the Study of the New Religious Movements // Social Compass. - Vol. 53(2). - P. 147-153.
70.Barker E. But Is It a Genuine Religion? // Greil A.L., Robbins T., eds. Between Sacred and Secular: Research and Theory on Quasi-Religion. - Greenwich, CT: JAI Press, 1994.-P. 97-109.
71.Bartkowski J.P., Swearingen W.S. God Meets Gaia in Austin, Texas: A Case. Study of Environmentalism as Implicit Religion // Review of Religious Research. -Vol. 38, No. 4.- 1997. - P. 308-324.
72.Bat Smit R., de la. Review // British Journal of Educational Studies. - Vol. 43, No. 2.- 1995.-P. 240-242.
73.Beckford J. The Construction and Analysis of Religion// Social Compass. -Vol.48 (3). -2001. -P.439-441.
74.Bellah R. American Civil Religion in the 1970's// Anglican Theological Review. - Vol. 1.- 1973. - P.8-20.
75.Bellah R. Civil Religion in America //Daedalus. - Vol. 96, No. 1 - 1967. - P. 121.
76. Bellah R. Epilogue to the Meaning and Modernity. - Berkeley: University of California Press, 2002.
77.Bellah R. Religious Evolution// American Sociological Review. -Vol. 29 -1964.-P. 358-374.
78.Bellah R.N. Reading and Misreading Habits of the Heart// Sociology of Religion. -Vol.68 (2). - 2007. - P. 189-193.
79.Bellah R.N., Madsen R., Sullivan W.M., Swidler A., Tipton S.M.. Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life. - Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1985.
80.Benjamin W. Capitalism as Religion// M. Bullock and M.W. Jennings (eds). Selected Writings. - Vol. 1, 1913-1926. - Cambridge: Harvard University Press, 1996. -P.288-291.
81.Berger P. Second Thoughts on Substantive versus Functional Definitions of Religion // Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol.13, n.2. - 1974. - P. 125-134.
82.Berger P. The sacred canopy: elements of a sociological theory of religion. -New York: Anchor Books, 1967.
83.Berger P.L. Reflections on the Sociology of Religion Today // Sociology of Religion - Vol. 62, No. 4, Special Issue: Religion and Globalization at the Turn of the Millennium. - 2001. - P. 443-454.
84.Besecke K. Seeing Invisible Religion: Religion as a Societal Conversation about Transcendent Meaning // Sociological Theory. - Vol. 23, No. 2. - 2005. - P. 179-196.
85.Beyer P. Conceptions of Religion: On Distinguishing Scientific, Theological, and "Official" Meanings// Social Compass. - Vol.50 (2). - 2003. - P. 141-160.
86.Beyer P. Social Forms of Religion and Religions in Contemporary Global Society// Handbook of the Sociology of Religion. Dillon M. (ed.). - Cambridge University Press, 2003. - P.45-61.
87.Birrell S. Sport as Ritual: Interpretations from Dürkheim to Goffman// Social Forces. - Vol. 60, No. 2. -1981. - P. 354-376.
88.Brinkerhoff M.; Jacob J. Mindfulness and Quasi-Religious Meaning Systems: An Empirical Exploration within the Context of Ecological Sustainability and Deep Ecology// Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 38, No. 4. -1999.-P. 524-542.
89.Brinkerhoff M.; Jacob J. Quasi-Religious Meaning Systems, Official Religion, and Quality of Life in an Alternative Lifestyle: A Survey from the Back-to-the-Land Movement //Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 26, No. 1. -1987.-P. 63-80.
90.Bromley D. Transformative Movements and Quasi-Religious Corporations: The Case of Amway// N.J. Demerath, III, Peter Dobkin Hall, Terry Schmitt, Rhys H. Williams (eds.), Sacred Companies: Organizational Aspects of Religion and Religious Aspects of Organizations. - New York: Oxford University Press, 1998. -P. 349-363.
91.Brown D.M. Ultimate Concern - Tillich in Dialogue. - Harper & Row, 1965. [http://www.religion-online.org/showchapter.asp?title=538&C=599].
92.Byrne P. Religion and religions// Sutherland S., Houlden L., Hardy F., Clarke P. (eds.) The world's religions. - L., 1988. - P. 3-28.
93.Casanova J. Public religions in the modem world. - University of Chicago Press, 1994.
94.Cavalcanti H. B., Chalfant H. P. Collective Life as the Ground of Implicit Religion: The Case of American Converts to Russian Orthodoxy // Sociology of Religion. - Vol. 55, No. 4, Religion and Democracy in Churches and States. -1994. .p. 441-454.
95.Ching Wah Yip F. Capitalism as Religion?: A Study of Paul Tillich's Interpretation of Modernity . - Harvard Divinity School, 2010.
96.Ching Wah Yip F. Toward a Critique of Capitalism as Quasi-Religion: A Study of Paul Tillich's Critical Interpretation of Capitalism and Modernity. Thesis. Harvard University, Cambridge, Massachussets, 2004.
97.Collette L. Reviewed Work: Between Sacred and Secular: Research and Theory on Quasi Religion by Arthur L. Greil;Thomas Robbins //Review of Religious Research. - Vol. 38, No. 3. - 1997. - P. 272-273.
98.Contemporary theories of religion, A critical companion. Ed.by Michael Stausberg. - Routledge, 2009.
99.Courtney C. Phenomenology and Ninian Smart's Philosophy of Religion //International Journal for Philosophy of Religion. - Vol. 9, No. 1. - 1978. - P.. 4152.
100. Crawford R. What is Religion? - L., N.-Y.: Routledge, 2002.
101. Davie G. Believing without Belonging. A Liverpool Case Study// Archives de sciences sociales des religions, 38e Année. - No. 81. - 1993. - P.79-89.
102. Davie G. Global Civil Religion: A European Perspective// Sociology of Religion. - Vol. 62, No. 4.-2001. - P. 455-473.
103. Demerath N. J., Williams R. Civil Religion in an Uncivil Society// Annals of the American Academy of Political and Social Science. - Vol.480. - 1985. - P. 154-166.
104. Demerath N.J. A Sinner among the Saints: Confessions of a Sociologist of Culture and Religion// Sociological Forum. -Vol. 17, No. 1. - 2002. - P. 1-19.
105. Dittes J.E. Secular religion: dilemma of churches and researchers// Review of religious research. - Vol.10. - 1969. - P.65-81.
106. Dumoulin H. Reviewed Work(s): Religious Life of the Japanese People. Its Present Status and Historical Background, by Masaharu Anesaki //Monumenta Nipponica. - Vol. 2, No. 2. - 1939. - P. 652-653.
107. Dürkheim E. Elementary Forms of Religious Life. Translated by Karen E. Fields. - Free Press, - 1995.
108. Encyclopedia of New religions. New religious Movements, Sects and Alternative Spiritualities. Ed. C. Partridge. - Oxford, 2004.
109. Encyclopedia of New religious movements. Ed. P.Clarke. - London & New York: Routledge, 2006.
110. Estrouch J. A Conversation with Thomas Luckmann // Social Compass. -Vol.55.-2008. - P.532-540.
111. Eyck B.T. Professional patriots and ethical levels //Annals of The American Academy of Political and Social Science. -Vol. 280. - 1952. - P. 97-104.
112. Fitzgerald T. A critique of "religion" as a cross-cultural category// Method & Theory in the Study of Religion. - Vol. 9 (2). - Brill, 1997. - P.91-110.
113. Fitzgerald T. Religion, philosophy, and family resemblances // Religion. -Vol.26.- 1996.-P. 215-236.
114. Fitzgerald T. The Ideology of Religious Studies. - Oxford, 2000.
115.Furseth I., Repstad P. An introduction to the sociology of religion. Classical and contemporary perspectives. - Ashgate, 2006. - P. 15.
116.Gamoran A. Civil Religion in American Schools// Sociological Analysis. -Vol. 51, No. 3. - 1990. - P. 235-256.
117. Gehrig G. The American Civil Religion Debate: A Source for Theory Construction // Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 20, No. 1. -1981.-P. 51-63.
118. Gentile E. Fascism as Political Religion // Journal of Contemporary History -Vol. 25, No. 2/3. - 1990. - P. 229-251.
119. Greer B.A., Roof W.C. «Desperately Seeking Sheila»: Locating Religious Privatism in American Society// Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 31,No. 3.- 1992.-P. 346-352.
120. Greil A. Explorations along the sacred frontier// Handbook of Cults and Sects in America. Vol. A, ed. D. G. Bromley and J. K. Hadden. - Greenwich: JAI, 1993. -P. 153-172.
121. Greil A. L., Rudy D. R. Conversion to the world view of Alcoholics Anonymous: A refinement of conversion theory// Qualitative Sociology. -Vol.6(1). - 1983. - P. 5-28.
122. Greil A. Previous Dispositions and Conversion to Perspectives of Social and Religious Movements// Sociological Analysis. - Vol. 38, No. 2. - 1977. - P. 115125.
123. Greil A. Rudy D., Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on marginality// Sociological Analysis. - vol.50, n.l. - 1989. - P.41-51/
124. Greil A., Rudy D. On the Margins of the Sacred: Quasi- religion in Contemporary America//In Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America, 2nd ed., edited by T. Robbins, D. Anthony. New Brunswick, NJ: Transaction, 1990. - P. 219-232.
125. Greil A., Rudy D. Social Cocoons: Encapsulation and Identity Transformation// Sociological Inquiry. - Vol. 54. - 1984. - P.260-278.
126. Greil A..Sacred claims: the «cult controversy» as a struggle over the right to the religious label// L.F. Carter (ed.), Religion and the social order. - Vol.6. -Greenwich: JAI, 1996. - P. 47-63.
127. Greil A.L., Robbins T., eds. Between Sacred and Secular: Research and Theory on Quasi-Religion. - Greenwich, CT: JAI Press, 1994.
128. Hacking I. The Social construction of what? - Harvard University Press, 1999.
129. Hadden J. K. Toward Desacralizing Secularization Theory // Social Forces. -Vol. 65, No. 3. - 1987. - P. 587-611.
130. Hamilton M. Eating Ethically: "Spiritual' and "Quasi-religious'Aspects of Vegetarianism// Journal of Contemporary Religion. -Vol. 15, No. 1, 2000. - P. 65.
131. Hammond P. Reviewed Work: Between Sacred and Secular: Research and Theory on Quasi-Religion. // Contemporary Sociology. -Vol. 25, No. 3. - 1996. -P. 414-415.
132.Hann C. Problems with the (De)Privatization of Religion// Anthropology Today. - Vol. 16, No. 6. - 2000. - P. 14-20.
133. Harper Collins Dictionary of Religion. Ed. Smith J.Z. - San-Francisco, 1995.
134. Harrison P. "Science" and "religion": constructing the boundaries //The journal of religion. - Vol. 86. - 2006. - P. 81-106.
135. Hart S. Privatization in American Religion and Society//Sociological Analysis. - Vol. 47, No. 4. - 1987. - P. 319-334.
136.Harvill-Burton K. Le nazisme comme religion. Quatre théologiens déchiffrent le code religieux nazi (1932-1945). - Québec, Les Presses de l'Université Laval, 2006.
137. Haynes J. Religion, Secularization and Politics: A Postmodern Conspectus // Third World Quarterly. - Vol. 18, No. 4. - 1997. - P. 709-772.
138.Heelas P. The New Age: Religion, Culture and Society in the Age of Postmodernity. - Oxford: Blackwell. 1996.
139.Herberg W. America's Civil Religion: What It Is and Whence It Comes// American Civil Religion, edited by R.E. Richey and D.G. Jones. - New York: Harper, 1974.-P. 77-79.
140. Herberg W. Protestant-Catholic-Jew: An Essay in American Religious Sociology. - Garden City: Doubleday, 1955. - P.88.
141. Hervieu-Léger D. Religion as a Chain of Memory. - Cambridge: Polity Press, 2000.
142. Hervieu-Leger D. The 2000 Paul Furfey Lecture // Sociology of religion. -Vol. 62.-2001.-P. 443-454.
143. Heyck T.W. The Decline of Christianity in Twentieth-Century Britain //Albion: A Quarterly Journal Concerned with British Studies. - Vol. 28, No. 3. -1996.-P. 437-453.
144. Hunt S. Religion and Everyday Life. - Routledge, 2005.
145. Hunt S. Religion in Western Society. - Pal grave, 2002.
146. Ingber S. Religion or Ideology: A Needed Clarification of the Religion Clauses// Stanford Law Review. - Vol. 41, No. 2. - 1989. - P. 233-333.
147. Jindra M. Star Trek Fandom as a Religious Phenomenon// Sociology of Religion. - Vol. 55, No. 1. - 1994. - P. 27-51.
148. Kaplan B.J. Divided by Faith: Religious conflict and the practice of toleration in early Modern Europe. - Cambridge: Harvard University Press, 2007
149. Kitagawa J. One of the Many Faces of China. Maoism as a Quasi-Religion // Japanese Journal of Religious Studies. - Vol. 1/2-3. - 1974. - P. 125 - 141.
150. Kitagawa J. Wach, Joachim [First edition]// Encyclopedia of Religion. -Vol. 14. - Thompson Gale. - P. 9649-9651.
151. Kurtz P. Introduction: beyond religion // Free Inquiry, Vol. 16, Fall 1996. -P.4-6.
152. Kurtz P. The Survival of Humankind is the Basic Humanist Value // Free Inquiry, Vol. 16, Summer 1996. - P. 49-55.
153. Lam P.-Y. May the Force of the Operating System Be with You: Macintosh Devotion as Implicit Religion // Sociology of Religion. - Vol. 62, No. 2. - 2001. -P. 243-262.
154. Laustsen C.B., Wasver O. In Defence of Religion: Sacred Referent Objects for securitization// Millennium - Journal of International Studies. - Vol.29. - 2000. -P. 705-739.
155. Levine M. Ninian Smart on the philosophy of worldviews// Sophia. - Vol. 36.
- 1997.-P.l 1-23.
156. Lowe B.M. Animal Rights as a Quasi-Religion// Implicit Religion. - Vol 4, No 1.-2001.-2001.-P.41-60.
157.Liichau P. Toward a Contextualized Concept of Civil Religion// Social Compass. - 56. - 2009. - P. 371-386.
158.Luckmann T. Invisible Religion. The Problem of Religion in Modern Society.
- New York: Macmillan, 1967.
159.Luckmann T. On Religion in Modern Society: Individual Consciousness, World View, Institution // Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 2, No. 2- 1963.-P. 147-162.
160.Luckmann T. Shrinking Transcendence, Expanding Religion? // Sociological Analysis. - Vol. 51, No. 2. - 1990. - P. 127-138.
161. Luckmann T. The Religious Situation in Europe // Social Compass. - Vol.46.
- 1999.-P. 251-258.
162. Luckmann T. The Structural Conditions of Religious Consciousness in Modern Societies //Japanese Journal of Religious Studies. - Vol. 6, No. 1/2, Proceedings of the 1978 Tokyo Meeting of the Conference Internationale de Sociologie Religieuse. - 1979. - P. 121- 137.
163.Markoff J., Regan D. The Rise and Fall of Civil Religion: Comparative Perspectives // Sociological Analysis, Vol. 42, No. 4. - 1981. - P. 333-352.
164. Marvin C., Ingle D. Blood Sacrifice and the Nation: Revisiting Civil Religion// Journal of the American Academy of Religion. - Vol. 64(4). - 1996. -P. 767-780.
165.Mathisen J. Twenty Years after Bellah: Whatever Happened to American Civil Religion? //Sociological Analysis. - Vol. 50, No. 2. - 1989. - P. 129-146.
166. May R. Paulus: a Personal Portrait of Paul Tillich. - London, Collins, 1974.
167. McCutcheon R. Review of Brian S. Rennie, Reconstructing Eliade//Religion. -Vol.29. - 1998.-P. 92-97.
168. McGuire M. Gendered spirituality and quasi-religious ritual// Religion and the social order. - Vol. 4. - P. 273-287.
169. McGuire M. Health and Spirituality as Contemporary Concerns// Annals of the American Academy of Political and Social Science. - Vol. 527, Religion in the Nineties. - 1993. - P. 144-154,
170.McGuire M. Lived Religion: Faith and Practice in Everyday Life. - Oxford University Press, 2008.
171. McGuire M. Religion and the Body: Rematerializing the Human Body in the Social Sciences of Religion// Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 29, No. 3. - 1990. - P. 283-296.
172. McGuire M. Toward a Sociological Interpretation of the "Underground Church" Movement// Review of Religious Research. - Vol. 14, No. 1. - 1972. - P. 41-47
173.McKinnon A. Sociological definitions, language games, and the "essence" of religion // Method and theory in the study of religion. - Vol.14. - 2002. - P. 61-83.
174.Micklem N. Reviewed Work(s): Religion and the Decline of Capitalism by Demant V. A. // International Affairs. - Vol. 29, No. 1. - 1953. - P. 72-73.
175. Midgley L. Ultimate Concern and Politics: A Critical Examination of Paul Tillich's Political Theology // The Western Political Quarterly. - Vol. 20, No. 1. -1967.-P. 31-50.
176.Milbank J. Paul against Biopolitics // Theory Culture Society. - Vol.25. -2008.-P. 125-172.
177. Montgomery R. L. The spread of religions and macrosocial relations //Sociological Analysis. - Vol. 52, No. 1. - 1991. - P. 37-53.
178.Nesti A. II religioso implicito. - Rome, 1985.
179.Nesti A. Implicit Religion: the Issues and Dynamics of a Phenomenon// Social Compass. - vol.37. - 1990. - p. 423-438
180. Nye M. Religion: The Basics. - Routledge, 2008.
181. Palaver W. Challenging Capitalism as Religion: Hans G. Ulrich's Theological and Ethical Reflections On the Economy// Studies in Christian Ethics. -Vol.20. -2007.-P.215.
182. Parsons T. On the Concept of Value-Commitments// Sociological Inquiry. -Vol.38(2). - 1968.-P. 135-160.
183.Platvoet J.G. To Define or not to Define: The Problem of the Definition of Religion// Platvoet J., Molendjik A.L., eds. The Pragmatics of Defining Religion: Contexts, Concepts&Contests. - Leiden etc.: Brill, 1999. - P.245-265
184. Possamai A. (ed.) Handbook of Hyper-real Religions. - Brill, 2012.
185. Pye M. Comparative Religion. - Newton Abbot, 1972.
186. Riesebrodt M. 'Religion': Just Another Modern Western Construction? // The Religion & Culture Web Forum. -2003. [http://divinity.uchicago.edu/martycenter/publications/webforum/122003/riesebrod tessay.pdf]. - p.2.
187.Robbins T. «Quo Vadis» the Scientific Study of New Religious Movements //Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 39, No. 4. - 2000. - P. 515523.
188.Robbins T., Anthony D., Doucas M., Curtis T. The Last Civil Religion: Reverend Moon and the Unification Church // Sociological Analysis. - Vol. 37, No. 2.- 1976. - P. 111-125.
189. Roberts K. Reviewed Work(s): Between Sacred and Secular: Research and Theory on Quasi-Religion by Arthur L. Greil; Thomas Robbins// Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 34, No. 4. - 1995. - P.534-535.
190. Saler B. Conceptualizing Religion: Immanent Anthropologists, Transcendent Natives, and Unbounded Categories. - Berghahn Books, 2000.
191. Saler B. Conceptualizing religion: some recent reflections// Religion. -Vol.38.-P.219-225.
192. Saroglou V. Religious Bricolage as a Psychological Reality: Limits, Structures and Dynamics// Social Compass. - Vol. 53(1). - 2006. - P. 109-115
193. Schilbrack K. The Social Construction of "Religion" and Its Limits: A Critical Reading of Timothy Fitzgerald// Method and Theory in the Study of Religion. -Vol. 24.-2012.-P.102.
194. Schrader J. H. Reviewed work(s): Paul Tillich's Philosophy of Culture, Science, and Religion by James Luther Adams // Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 6, No. 1. - 1967. - P. 161.
195. Sharpe E. Understanding Religion. - London: Duckworth, 1983. - P. 94.
196. Shiner L. Toward a Theology of Secularization // The Journal of Religion. -Vol. 45, No. 4. - 1965. - P. 279-295.
197. Smart N. Beyond Ideology. - Harper&Row, 1981.
198. Smart N. Mao. - Fontana Press, 1974.
199. Smart N. Methods in My Life// Stone J. R., ed., The Craft of Religious Studies. - Palgrave, New York, Houndmills, 2000. - P. 18-35.
200. Smart N. Phenomenon of Religion. - L., 1973.
201. Smart N. Retrospect and Prospect: The History of Religions//The Notion of 'Religion' in comparative research: selected proceedings of the XVIth Congress of the IAHR. Ed.by U.Bianchi. - Rome, 1994. - P. 901-903.
202. Smart N. Secular Education and the Logic of Religion. - New York: Humanities Press, 1968.
203. Smart N. Social anthropology and the philosophy of religion// Inquiry. - Vol. 6. - 1963. - P.287-299.
204. Smart N. The Future of the Academy// Journal of the American Academy of Religion. -Vol..69. -2001. -P. 541-550.
205. Smart N. The Philosophy of Worldviews, or the Philosophy of Religion Transformed// Religious Pluralism and Truth. Essays on the Cross-Cultural Philosophy of Religion. Thomas Dean (ed.). - Albany: SUNY Press, 1995. - P. 1731.
206. Smart N. The World's Religions. - Cambridge University Press, 1998.
207. Smart N. The science of religion and the sociology of knowledge. - Princeton University Press, 1973.
208. Smart N. World's Religions. - Cambridge University Press, 1989.
209. Smart N. The Religious Experience. - New Jersey, 1996.
210. Smith J.E. Humanism as a Quasi-Religion // Free Inquiry, Vol. 16, Fall 1996. -P. 17-20.
211. Smith J.E. Quasi-Religions: Humanism, Marxism and Nationalism. - St. Martin's Press, 1994.
212. Smith J.Z. Imagining Religion. - University Chicago Press, 1982.
213. Smith J.Z. Map is not Territory: Studies in the History of Religions. - Brill, 1993.
214. Smith J.Z. Religion and 'religius studies': no difference at all // Soundings. -71. - 1988. - P.231-244.
215. Smith J.Z. Religion, Religions, Religious // Relating Religions (ed.) J.Z. Smith. - Chicago: UCP. - P. 179-196.
216. Smith W.C. The meaning and the end of religion. - Fortess Press, 1991.
217. Southwold M. Buddhism and the definition of religion// Man. New Series, -Vol. 13, No. 3. - 1978. - P. 362-379.
218. Spiro M. Religion: Problems of Definition and Explanation// Anthropological Approaches to the Study of Religion. - London, 1966.
219. Stark R. Economics of Religion//The Blackwell Companion to the Study of Religion. - Routledge, 2006. - P. 47-67.
220. Stark R. Micro Foundations of Religion: A Revised Theory// Sociological Theory. - Vol. 17, No. 3. -1999. - P. 264-289.
221. Stark R. Reconceptualizing Religion, Magic, and Science// Review of Religious Research. - Vol. 43, No. 2. - 2001. - P. 101-20.
222. Stauffer R.E. Civil Religion, Technocracy, and the Private Sphere: Further Comments on Cultural Integration in Advanced Societies // Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol. 12, No. 4. - 1973. - P. 415-425.
223. Stausberg M. The study of religion(s) in Western Europe III: Further developments after World War II. Машинопись. Режим доступа: [http://michaelstausberg.net/old_site/Texts/Western%20Europe%20RELIGION%2 0pre-proof.pdf].
224. Stowers S. The Concepts of 'Religion', 'Political Religion' and the Study of Nazism// Journal of Contemporary History. -Vol.42 (1). - 2007. - P. 9-24.
225. Strenski I. Interrogating Religion.ManiHHonHCb. - 2010.
226. Strenski I. Why it is better to know some of the questions than all of the answers// Method & theory in the study of religion. - Vol.15. - 2003. - P. 169186.
227. Swatos W. Enchantment and disenchantment in modernity: the significance of "religion" as a sociological category// Sociological Analysis. - Vol. 44, no. 4. -1983. - P. 321-337.
228. The Blackwell Companion to Sociology of Religion. Ed. by Richard K. Fenn. - Blackwell Publishing, 2003.
229. Thomas M., Flippen С. American Civil Religion: An Empirical Study// Social Forces. - Vol. 51, No. 2, (Dec., 1972). - P. 218-225.
230. Tillich P. Religion and secular culture// The Journal of Religion. - Vol.26, No.2. - 1946. - P.79-86.
231. Tillich P. Religious symbols and our knowledge of god// Christian Scholar. -Vol. XXXVIII, No. 3. - 1955. - P. 185-197.
232. Tillich P. Shaking of the Foundations. - N.-Y., 1955. Режим доступа: [http://religion-online.org/showbook.asp?title=378].
233. Tillich P. The Future of Religions. - New York: Harper & Row, 1966.
234. Tillich P. The protestant era. - Chicago, 1963.
235. Tillich P. The Protestant Era. - University of Chicago Press, 1948. Режим доступа: [http://www.religion-online.org/showchapter.asp?title=380&C=92].
236. Tweed T. Marking religion's boundaries: constitutive terms, orienting tropes, and exegetical fussiness// History of Religion. - Vol.44. - 2005. - P. 252-276.
237. Tweed T.A. Crossing and Dwelling: A Theory of Religion. - Harvard, 2006.
238. Valk J. Religion or Worldview// Marburg Journal of Religion. - Vol. 14, No. 1.-2009.-P. 1-16.
239. Wach J. The Comparative Study of Religions. - New York, 1958.
240. Wach J. The Sociology of Religion. - Chicago, 1944.
241. Walter Т., Waterhouse H. A Very Private Belief: Reincarnation in Contemporary England // Sociology of Religion. - Vol. 60, No. 2. - 1999. - P. 187197.
242. Warner R.S. Work in Progress toward a New Paradigm for the Sociological Study of Religion in the United States //American Journal of Sociology. - 98. -1993. - P. 1044-1093.
243. Watt W. Truth in the Religions: A Sociological and Psychological Approach.
- Edinburgh: University Press; Chicago: Aldine Publishing Company, 1963.
244. Weigert A. Functional, Substantive, or Political? A Comment on Berger's 'Second Thoughts on Defining Religion'// Journal for the Scientific Study of Religion. - Vol.13, n.4. - 1974. - P.483-486.
245. Weigert A. Whose Invisible Religion? Luckmann Revisited// Sociological Analysis. - Vol. 35, No. 3. - 1974. - P. 181-188.
246. Wimberley R. Testing the Civil Religion Hypothesis // Sociological Analysis.
- Vol. 37, No. 4, (Winter, 1976). - P. 341-352.
247. Wuthnow R. The new religions in social context// Charles Y. Glock and Robert N. Bellah (eds.), The New Religious Consciousness. - Berkeley: University of California Press, 1976. - P.267-293.
248. Yinger J. M. A Structural Examination of Religion// Journal for the Scientific Study of Religion, Vol. 8, No. 1. - 1969. - P. 88-99.
249. Yinger J. M. The scientific study of religion. - New York: MacMillan, 1970.
250. Yinger J.M. Religion and Social Change: Problems of Integration and Pluralism among the Privileged (Lecture II)// Review of Religious Research. - Vol. 4, No. 3.- 1963.-P. 129-148.
251. Yinger M. Pluralism, religion, and secularism// Journal for the Scientific Study of Religion. - vol.6. - 1967. - P. 17-28.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.