Концепт человека в художественной системе М. Горького: рассказы первой половины 1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Гребенщикова, Надежда Николаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гребенщикова, Надежда Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ДОМИНАНТА В МОДЕЛИРОВАНИИ КОНЦЕПТА ЧЕЛОВЕКА.
1.1 Антропологическая концепция рассказов М.Горького 1920-х годов.
1.2. Субъективный и объективный план присутствия автора в рассказах М.Горького
1.3. Формирование идеи человека в творчестве М.Горького
1.4. Изображение внешнего и внутреннего состояния человека в горьковских рассказах
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В РАССКАЗАХ М.ГОРЬКОГО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГОДОВ.
2.1. Герои действительные и «недействительные» в рассказах М.Горького.
2.2. Соотношение естественного и социального в человеке
2.3. Мир человека в образной системе М.Горького.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Тема семьи в творчестве М.Горького: На материале драматургии 1908-1916 гг.2005 год, кандидат филологических наук Кабак, Марина Анатольевна
Эволюция эстетических взглядов М. Горького в контексте культурологических исканий эпохи, 1890 - 1900-е гг.2001 год, доктор филологических наук Белова, Тамара Дмитриевна
Пьесы А.М. Горького 1930-х годов: текст и контекст2007 год, кандидат филологических наук Иезуитов, Сергей Андреевич
Поэтика характеров в "Рассказах 1922-1924 годов" М. Горького2006 год, кандидат филологических наук Селезнева, Марина Анатольевна
Авторская позиция в произведениях М. Горького 1890-х годов2002 год, кандидат филологических наук Леднева, Татьяна Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепт человека в художественной системе М. Горького: рассказы первой половины 1920-х годов»
Одной из ключевых фигур, во многом определяющих тенденции литературного процесса 1920-х годов, был М. Горький. Двадцатые годы стали для М. Горького этапом поиска новых форм и способов отражения жизни различных слоев общества, познания человеческого характера и исторической
I » эпохи. Противоречивость во взглядах писателя на жизнь и задачи литературы нашла отражение в цикле «Рассказы 1922-1924 годов», в книге «Заметки из дневника. Воспоминания», других близких по характеру произведениях. Оказавшись среди эмигрантов «первой волны», писатель стремился соединить «два берега» русской культуры: советскую Россию и эмиграцию. Все созданное в период вынужденной эмиграции рассматривалось изолированно от российского литературного процесса, поэтому и до сего дня избирательно исследуется личная жизнь и литературное наследие М. Горького. В 1938 году, детально изучив творчество и биографию писателя, В. Ходасевич писал: «<.> я убедился, что вся эпоха его пребывания за границей, начиная с 1921г., либо обходится молчанием, либо, что еще хуже, дается в неверном освещении». В связи с указанными обстоятельствами горьковские произведения, написанные после Октября, представляют особую трудность и в изучении, и в интерпретации.
Новизна исследования. В рамках современной науки назрела необходимость рассмотреть рассказы первой половины 1920-х годов М.Горького с новых литературоведческих позиций, с учетом концептосферы писателя, которую Д.С. Лихачев определил как совокупность всех концептов. Нам интересен наиболее сложный концепт, являющийся центральным в творчестве М.Горького, — концепт человека. Субъективно-личностный подход писателя чрезвычайно важен, ведь писатель формирует и укрепляет эстетическую культуру. М.Горький как персонифицированный автор присутствует в своих текстах, что отражается в совокупности художественных средств, в том числе в концепте человека. Как писал В.Гумбольдт, «великий человек вкладывает свою личность в свои произведения и тем самым продлевает свое бытие далеко за пределами своей жизни»1.
Актуальность исследования: В диссертации впервые исследуется оказавшийся, по сути, вне поля зрения литературоведов феномен концепта человека. На наш взгляд, исследование рассказов М. Горького первой половины 20-х годов XX столетия в аспекте концепта человека позволит уточнить его понимание культурно-национальной сущности человека и углубит представление об эстетической системе художника.
Материалом диссертационного исследования являются рассказы М.Горького. Объект исследования — концепт человека в художественных текстах цикла «Рассказы 1922-1924 годов» и примыкающих к нему рассказах. Предмет исследования - интегрированная персона человека в горьковских рассказах.
Ученые осмысливали проблему горьковского человека, начиная с конца 1980-х годов (М. Агурский, П. Басинский, В. Келдыш, JI. Колобаева, О. Сухих, С. Сухих и др.). Одни из них склонны считать, что противоречия горьковского понимания человека в ранний период творчества обусловлены противоречиями эпохи, другие полагают, что их можно объяснить воздействием на писателя философских идей Ницше, Шопенгауэра и других. Известно, что писатель прошел путь от воспевания «гордого человека» («Старуха Изергиль», «На дне») до драматического переосмысления представления о человеке в романе «Жизнь Клима Самгина».
Понятие «концепт», вынесенное в заглавие нашей работы, одновременно и старое, и новое. Впервые термин «концепт» появился в статье С.Аскольдова-Алексеева «Концепт и слово» в 1928 году, но заданная тогда им тема осталась почти без внимания. С.Аскольдов в работе «Концепт и сло
1 Гумбольдт В. Язык и философия культуры, - М.: Прогресс, 1985. -С.370. во»2 выделяет две группы концептов — познавательные и художественные, — где концепт познания выражает универсальную сущность, а художественный концепт - индивидуально-личностное восприятие и отражение. Последний размыт и психологически более сложен: комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций. Чем богаче культурный и эмоциональный опыт художника, тем глубже и обширнее его художественный концепт. Своеобразие создания картины мира писателем зависит от избирательности видения им этого мира, где «одни реалии присутствуют, а другие исключаются из рассмотрения, одни типы отношений выделены, а другие остаются без внимания»3.
К исследованию концепта в России вернулись в конце XX века. Термин прочно утвердился в современной лингвистике, при этом не имея общепринятого определения. Исследованием концептов плодотворно занимаются Н.Арутюнова, А.Бабушкин, А.Вежбицкая, Е.Кубрякова, С.Никитина, В.Телия и другие. Приведем наиболее известные определения.
Согласно мнению Е.Кубряковой4, концепт — это оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике.
Д.Лихачев под концептом понимал «своего рода алгебраическое выражение значения, которым человек оперирует в своей письменной речи»5.
С точки зрения В. Телия, концепт — это продукт человеческой мысли и явление идеальное, а следовательно, он присущ человеческому сознанию вообще, а не только языковому. Концепт — это конструкт, он не воссоздается, а «реконструируется» через свое языковое выражение и неязыковое знание6.
2 Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антропология /Под ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С.267.
3 Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики. 1985-1986. - М., 1989.
4 Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под ощей ред. Е.С. Кубряковой. - М., 1996. - С.90.
5 Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. - М.: Academia, 1997.-С.6.
6 Телия В.Н.Русская фразеология. - М., 1996.
И.Стернин рассматривает концепт как комплексный мыслительный образ, являющийся операционной единицей мышления и вербализуемый в процессе коммуникации теми или иными речевыми средствами7.
Существует три подхода к пониманию концепта. Первый подход, представителем которого является Ю.Степанов, культурологический и мыслится как совокупность концептов и отношений между ними. Второй подход представляет семантику языкового знака единственным средством формирования содержания концепта (Н.Арутюнова, Т.Булыгина, А.Шмелев и др.). Третий подход принадлежит Д.Лихачеву, Е.Кубряковой: концепт возникает не из значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и национальным опытом человека, то есть концепт служит посредником между словами и действительностью. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.
По мнению исследователей, текстовые знания включают в себя два элемента: общеизвестную информацию, входящую в пресуппозицию автора и читателя, а потому выражаемую в имплицитном виде, и «авторскую интерпретацию» общеизвестного — то новое, ради чего создается текст. Сложное взаимодействие двух пластов текстового знания и определяет специфику текстового (художественного) концепта.
Художественный концепт значительно информативнее познавательного, поскольку, помимо понятия, он индуцирует в нашем сознании дополнительные ассоциации. Таковы, например, «птица-тройка» В.Гоголя и «вещий Олег» А.Пушкина, которые информативно и художественно богаче познавательных концептов «тройка» и «знающий». Согласимся с С.Аскольдовым, что «художественный концепт не есть образ, но трудно не видеть его связей с о образным восприятием» . Структуру концепта можно представить в виде
7 Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж, 1999.
8 Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антропология /Под ред. В.П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С.274. круга, в центре которого лежит основное понятие, это ядро концепта, а на периферии находится все то, что привнесено культурой, традициями, народным и личным опытом.
Не вдаваясь в пространные комментарии приведенных пониманий, примем рабочее определение концепта.
Концепт человека в художественной системе М.Горького нами трактуется как интегрированная персона горьковского человека, совокупность представлений, знаний писателя о человеке, пропущенных через сознание художника и отраженных в языке художественных произведений. Это явление развивающееся во времени, поэтому концепт человека М.Горького художественно меняется: «Человек — это звучит гордо!» («На дне»); «Человек — это зверь, который сошел с ума», а история его изменения — это «.процесс лечения сумасшедшего зверя» («Рассказ о герое»); «Ничего в мире не заслуэюивает большего внимания, чем друг и недруг мой — человек» («О тараканах»); «Человек, о котором не говорят, перестает существовать» («Убийцы») и т.д.
Содержание концепта определяется особенностями мировосприятия художника. «Продуктивным способом описания индивидуально-авторской картины мира является концептуальный анализ, который заключается в выведении из содержания всего текста базового концепта, а также . знаний о концепте, составляющих его концептосферу»9.
В лингвокультурологии концепт мыслится как «культурно-ментально-языковое» образование, своего рода «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека как «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, который сопровождает сло
9 Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Екатеринбург, 2000. - С. 105.
10 Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред. М.Н.Кожиной. -М.: Флинта: Наука, 2003. С.-182.
Если семантика, в основном, вычленяет и фиксирует составные части содержания языковой единицы, то концепт моделирует его порождение и функцию. Рассмотрим процесс становления (образования) значения и его использование автором в художественном тексте: концепт состоит из понятия (предметное содержание) + представлений + ассоциаций + эмоций + оценок.
По JI.B. Миллеру, концептуальный анализ художественного текста —это особый тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается художественный концепт как смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти и способный выступать в качестве строительного материала при формировании новых художественных смыслов11.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды М. Бахтина, А. Веселовского, Л. Гинзбург, Б.Кормана, Д.Лихачева, В. Хализева, Л.Чернец; философско-эстетические труды немецких философов Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и русских мыслителей Н. Бердяева, В. Соловьева; отечественных горьковедов В.И. Баранова, П. Басинского, Т.Беловой, Б.Бялика, С. Заики, Н.Иванова, В.Келдыша, И.Кузьмичева, Б.Михайловского, А. Овчаренко, Н.Примочкиной, Л. Смирновой, Л. Спиридоновой, С. Сухих, Е. Тагера, А. Удодова и др.
Главным методом исследования в работе избран историко-литературный с элементами текстового, структурно-семантического, сопоставительного анализа.
Цель: поскольку концепт человека есть ядро художественной системы М.Горького, определить его сущностный смысл и эстетическое выражение, а также возможные трансформации.
11 Миллер JI.B. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. - 2000, № 4. - С.42.
Задачи исследования:
1.Определить значение ключевого слова «человек» в художественной системе М.Горького, выявив интерпретационное поле концепта по характеристикам героев.
2.Показать, что авторская позиция, выраженная в использовании различных принципов организации повествования, является интегрирующей доминантой в моделировании концепта человека.
3.Исследуя проблематику, идейно-художественное и жанровое своеобразие, структуру и стилевые особенности рассказов М.Горького первой половины 1920-х годов, выявить сложность и многогранность способов конструирования писателем концепта человека.
4.Показать, что в аспекте моделирования концепта человека находки М.Горысого, использовавшего художественный эксперимент новой литературы, отразили способы выражения сущности человека писателем.
Основные положения, выносимые на защиту:
1 .Многообразие различных героев, антигероев, образов, характеров, нашедших отражение в творчестве М.Горького, и реалии его жизни складываются в единый комплекс, который может быть обозначен как концепт человека в художественной системе писателя.
2.Горьковский концепт человека вбирает в себя философский, социальный, религиозный, культурный, эмоциональный и другой жизненный и творческий опыт, который не мог не остаться в сознании М.Горького, человека и художника, носителя общенародного языка, и не отразиться на языке его рассказов.
3. Концепт человека у М.Горького обозначает феномен культуры, вбирающий в себя множество способов выражения представлений о человеке, когда индивидуально-личностные реалии и творческое самовыражение писателя тяготеют к идентификации с ментальными и национальными моделями. ю
4.Сюжетный и субъектный уровни рассказов М.Горького позволяют декодировать концепт человека специфическим образом, в соответствии с культурным, социальным, профессиональным и т.п. опытом писателя.
5. Концепт человека у М.Горького выступает как смыслообразующий знак образной системы произведения. Индивидуально-авторские характеристики героев порождают обертоны смысла и ассоциативные связи и позволяют говорить об особых значениях. «Связь элементов художественного концепта зиждется на совершенно чуждой логике и реальной прагматике художественной ассоциативности. Художественный концепт не есть образ или, если и содержит его, то случайно и частично. Но он, несомненно, тяготеет, прежде всего, к потенциальным образам и также направлен на них» (С.Аскольдов).
Для решения поставленных задач были изучены работы горьковедов, непосредственно занимавшихся творчеством М. Горького 1920-х годов.
Планомерное изучение жизни и творчества М. Горького началось еще при жизни писателя, в первой половине 1930-х годов. Исследователи рассматривали литературно-эстетические взгляды писателя и его роль в развитии литературы12. Учитывая важность и значимость названных трудов горьковедов, мы обращаемся к исследованиям и современных ученых.
В отечественном литературоведении обращение к «потаенной эпохе горьковской жизни» (В. Ходасевич) стало возможным только после снятия идеологических запретов. Появление интереса к изучению русской зарубеж
12 См. сборники: Горький М. Материалы и исследования. — Т. 1-4. M.-JL, 1934-1951; Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М. Горького. - М., 1954; Бялик Б.Творчество М. Горького советской эпохи. — М., 1956; Муратова К.М. Горький в борьбе за развитие советской литературы. - М., 1958; Панков В.Советская действительность в изображении М. Горького. - М., 1957; Васильев А. Заметки о послеоктябрьском творчестве М. Горького. — М, 1957; Васильев А. Очерки и рассказы 1922-1927 г.г. - М., 1959; Овчаренко А. Публицистика М. Горького. - М., 1965; Овчаренко А. Горький и литературные искания XX столетия. - М., 1982; Эльсберг Я.Е. Изменение действительности и развитие стилей советской прозы // Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. Т. 1. - М., 1971. С. 196-197; Волков А. Художественный мир М. Горького. - М., 1981; Советская литература и мировой литературный процесс: Изображение человека. - М., 1972. ной литературы позволило проводить исследование сложных отношений М. Горького с русским зарубежьем. На сегодняшний день отмечена и достаточно подробно изучена ведущая роль писателя в становлении и развитии советской литературы.
Н. Примочкина в книге «Писатель и власть. М. Горький и литературное движение 20-х годов»13 основное внимание сосредоточивает на литературной жизни 1920-х годов и участии в ней М. Горького: в многочисленных дискуссиях, полемике и острой борьбе различных писательских групп, литературной политике, осуществляемой партийно-государственным аппаратом. В работе рассмотрены художественные искания М. Горького начала 1920-х годов, его личные и творческие взаимоотношения с писателями-современниками (А. Белым, М. Булгаковым, Е. Замятиным, Б. Пильняком, А. Ремизовым), при этом автор акцентирует внимание на деформации литературного процесса под влиянием сталинского режима.
Книга С. Сухих «Заблуждения и прозрения Максима Горького»14 дает глубокий и научно объективный анализ духовной драмы М. Горького в 2030-е годы, его движения от «Несвоевременных мыслей» к сотрудничеству с тоталитарным режимом и предлагает новое прочтение итогового произведения писателя, романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина».
Л. Спиридонова в монографии «М. Горький: диалог с историей»15 опубликовала архивные документы, позволяющие представить подлинного М. Горького, не «основоположника социалистического реализма», а фигуру сложную и противоречивую. Автор касается наиболее спорных проблем горьковедения: М. Горький и марксизм, М. Горький и большевизм, так называемых «ошибок» писателя в процессе постижения русской революции, М. Горький и сталинизм. Книга этого исследователя «М. Горький: новый
13 Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький и литературное движение 20-х годов. -М., 1990.
14 Сухих С.И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. - Нижний Новгород, 1992.
15 Спиридонова JI.M. М. Горький: диалог с историей. - М., 1996. взгляд»16 подводит итоги многолетним научным изысканиям. В ней оценки, сделанные десять лет назад, уточнены, а документальная база исследования существенно расширена и обогащена.
О серьезном подходе к изучению личности М.Горького свидетельствуют статьи в серии «Русский путь», в которой представлена антология
17
Максим Горький: pro et contra» . В ней сведены различные точки зрения на роль М. Горького в русской культуре. Воспоминания современников писателя (Ю. Анненкова, И.Бунина, Б. Зайцева, А.Ремизова, В. Ходасевича, К. Чуковского) позволяют создать разноплановый и противоречивый портрет М. Горького.
Монография Н. Примочкиной «Горький и писатели русского зарубежья»18 органично продолжает изучение роли и места М. Горького в послереволюционном литературном процессе, начатое исследователем в книге «Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов».
Заслуживают особого внимания статьи19 В. Барахова, И. Вайнберга, JI. Гараниной, В. Келдыша, Л. Киселевой, А. Минаковой, Л. Спиридоновой, Гейра Хьетсо и других, опубликованные в сборнике «Неизвестный Горький».
В собрании докладов и сообщений конференций, возобновивших традицию научных форумов горьковедов в ИМЛИ им. A.M. Горького «Неизвестный Горький» представлены изыскания ученых по широкому кругу биографических и историко-литературных проблем в контексте нашего времени и новые архивные материалы.
16 Спиридонова JI.M. М.Горький: новый взгляд. - М., 2004.
17 Максим Горький: pro et contra. - СПб, 1997.
18 Примочкина Н.Н. Горький и писатели русского зарубежья. - М., 2003.
19 Гейр Хьетсо. Максим Горький сегодня. - С. 16-24; Спиридонова JI.A. Новые аспекты изучения творчества М. Горького (1930-е гг.). - С. 103-110; Минакова A.M. Мифопоэтика М. Горького (К постановке проблемы). - С. 34-38; Барахов B.C. Трагедия М. Горького в интерпретации современных критиков. - С. 25-33; Гаранина Л.Ф. Гуманистическая сущность художественной прозы М. Горького 30-х годов. - С. 117-123; Вайнберг И.И. «Загадка 1 сентября» в изображении Горького (Тайна убийства П.А. Столыпина). - С. 150-161; Хьетсо Гейр Максим Горький сегодня. - С. 16-24.
Существенную помощь в изучении идейно-эстетической эволюции
20
М. Горького оказали диссертационные исследования последних лет . В исследовании Н.Н. Иванова «Древнеславянский языческий миф в художественном мире М. Горького, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина» рассматривается никем ранее не освоенное направление в прозе М. Горького. О.В. Дефье и А.Б. Удодов сосредоточивают внимание на мировоззренческих позициях и поэтике произведений писателя.
Труды и исследования, касающиеся методологии изучаемой проблемы, использованы в соответствующих главах диссертации.
Теоретическое и практическое значение исследования. Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что в ней исследован концепт человека в художественной системе М. Горького на примере рассказов первой половины 1920-х годов.
Содержащиеся в диссертации положения и выводы, а также фактический материал могут представлять интерес для изучения истории русской литературы XX века, для изучения языка художественной литературы. Материалы исследования могут быть использованы в практике высшей школы при разработке спецкурсов, спецсеминаров по творчеству М. Горького, лекций по русской литературе XX века, а также могут использоваться студентами в работе над курсовыми и дипломными проектами.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры филологии и методики преподавания русского языка и литературы Бирской государственной социально-педагогической академии, семинарах научной школы «Изучение литературно-художественных произведений в вузе и школе. Филологический анализ»; апробирована на лекциях, научно
20 Удодов А.Б. Феномен М. Горького как эстетическая реальность: генезис и функционирование (1880-е - начало 1900-х годов). Дисс. на соиск.уч. ст.д. филол. наук. - Воронеж, 1999; Дефье О.В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: типология, традиции, способы воплощения. Дисс. на соиск.уч. ст.д. филол. наук. — М., 1999; Иванов Н.Н. Древнеславянский языческий миф в художественном мире М. Горького, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина. Дисс.на соиск. уч.ст.д. филол. наук. - М, 2000. практических и научно-методических семинарах, конференциях в городах: Бийске, Бирске, Екатеринбурге, Ижевске, Ишиме, Йошкар-Оле, Москве, Саранске, Санкт-Петербурге, Соликамске, Уфе. Результаты научного исследования отражены в 30 статьях.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографии по теме исследования. Основная часть диссертации изложена на 188 страницах. Библиография по теме исследования включает 235 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Идейно-эстетическое своеобразие "Рассказов 1922-1924 годов" А.М. Горького2005 год, кандидат филологических наук Ли Ми Э
Горький и Казань: К научной биографии писателя2000 год, кандидат филологических наук Коновалова, Светлана Александровна
Концепция цельной личности в раннем творчестве М. Горького1984 год, кандидат филологических наук Красунов, Владимир Кузьмич
Проза первой половины XX века: поэтика русского национального характера2004 год, доктор филологических наук Желтова, Наталия Юрьевна
Образ-концепт Странника в раннем творчестве М. Горького: Генезис и типология2005 год, кандидат филологических наук Прошунин, Андрей Владимирович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Гребенщикова, Надежда Николаевна
Выводы по второй главе 1. Поиск человеком истины продолжился в прозе М. Горького первой половины 20-х годов: а)горьковский герой странствует по свету в поисках смысла жизни, в поисках самого себя; б) запутанная, неясная действительность вынуждает человека скитаться по миру. Душа живет в человеке «птицей капризной, куда летит — неведомо» (16. 19). Именно она не дает ему покоя. Человек, разобравшийся в душе, становится умиротворенным, а человек, испытывающий разлад с душой, - несчастным. Его герои спорят с собой, сомневаются в гармонии мироустройства. Поиски человеком истины в мире, где многое не поддается пониманию, где преобладает трагедийность, ощущение катастрофизма времени, приводят к путанице в его сознании, сумятице мыслей: естественное начало в человеке берет верх над социальным.
Личностно-творческий «универсализм» М.Горысого проявился уже на этапе восприятия им традиций, из разных источников: в собственно биографических реалиях, в отечественной литературной традиции, в русской и западной философской традициях. Их взаимодействие в художественной самореализации писателя привело к образованию особого «сплава», обогащенного художественным экспериментом новой литературы.
Концепт человека, в самых общих чертах, определяется тем, что в нем то доминирует ситуация ухода от мира, от людей, от мыслей, «выламывания» из среды, общества, то герой следует по определенному не им ориентиру за кем-либо, за провожатым, за чем-либо, за чужой мыслью.
2. После выхода «Заметок из дневника. Воспоминаний», рассказов в первой половине 20-х годов заговорили о «новом Горьком». В.Б. Шкловский увидел в произведениях писателя прообраз литературы будущего и черты, неожиданные для горьковского творчества. В рассказе «Голубая жизнь» выявляются элементы поэтики абсурда и иронии; символический, философский смысл - в рассказах «Проводник», «Енблема»; в «Караморе», «Тараканах» — экзистенциалистский подтекст. Это тем более примечательно, что художественные искания М. Горького двадцатых годов тесно связаны с новой русской прозой (Е. Замятин, М. Булгаков и др.). Писателю удается в пределах малых жанровых форм раскрыть свое видение концепта человека. Каждый сюжетный и внесюжетный элемент структуры произведений, имея проблемно-философскую значимость, работает на моделирование концепта человека. Наряду с реалистически выписанными картинами, психологическим рисунком, появляются модернистские элементы в горысовской поэтике, выявляется глубоко запрятанный философско-обобщенный замысел автора, угадывается неоднозначность трактовок, что достигается способностью художника вместить картину мира в сознание героев и в свое сознание.
3. М. Горький был уверен, что бурная эпоха меняет сознание человека, это и оказывается, в свою очередь, «благодатным» материалом для художника слова. В результате в прозе первой половины 1920-х годов М. Горький дополнил способы изображения человека. Динамика, оптимистическая тональность рассказов заменяется срезовым изучением разнообразной палитры человеческих характеров. Это и «униженные и оскорбленные» горожане, и ре-волюционер-«отработанный пар», и «бывшие» всевозможных сословий, и отшельники, знахари, садовники, и мещане с «мешаниной» в мозгах, и «удельные» миллионеры, и герои-предатели, и проч. Человеческая душа, по мнению М. Горького, во многом необъяснима и загадочна. Непредсказуемость, непостижимая сложность внутреннего мира человека постоянно подчеркивалась писателем при изображении психологических процессов, что расширяет диапазон концепта человека. М. Горький обратился к изображению конфликтов универсального и сакрального содержания: он ввел фантастический тип образа в его разновидностях (сон, виде'ние, галлюцинацию, сумасшествие, бред). М. Горький в прозе первой половины 20-х годов, несмотря на то, что экспериментирует, находясь в поиске новых, модернистских форм и приемов изображения человека и эпохи, уходит от романтического изображения героев, от их субъективной оценки, характерных для раннего периода творчества. В 20-е годы М. Горький стремится к предельной объективности в суждениях о человеке и в показе эпохи. Плюрализм авторского видения в цикле «Рассказы 1922-1924 годов» и книге «Заметки из дневника. Воспоминания» на всех уровнях структуры и содержания произведений свидетельствует о том, что происходит формирование его идейно-эстетических взглядов и продолжается процесс конструирования концепта человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская проза первой половины 1920-х годов — уникальный художественный феномен. Она впитала в себя новейшие достижения художественного сознания эпохи, уловила те перемены в человеке, которые были заданы новыми, непривычными обстоятельствами послереволюционной действительности, обернувшейся закономерной ломкой традиционного мировоззрения, прежних социокультурных стереотипов.
В литературоведении имел место факт, когда творчество круга авторов, не соответствовавшее соцреализму, «революционному» романтизму, было ограничено цензурными рамками. К числу таковых относился М. Горький. Между тем М. Горькому в первой половине 1920-х годов удалось создать свою художественную систему, основанную на синтезе разных культур, и посредством воплощения необычной, специфической модели мира создать свой концепт человека. Богатейшие традиции предшественников (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов) неизменно соприкасались с реализмом в горьковском творчестве. Оставаясь реалистом, писатель в свой метод активно включал элементы альтернативных эстетических систем: символизма, импрессионизма, экспрессионизма. Поэтому проза М. Горького содержит как классические, так и новые для первой половины 20-х годов явления. Зрелый прозаик, находясь в поиске новой литературной формы, манеры письма, способных отразить злободневные проблемы текущей действительности, показал изменения в характере личности, связанные с его духовным перерождением в эпоху социальных потрясений.
Художник использовал в прозе первой половины 20-х годов модернистский опыт освоения мира. Горьковские герои постигают мир иррационально, интуитивно. В связи с этим объектом изображения становится подсознательная, надсознательная, интуитивная стороны человека. Происходит модификация художественного мира М. Горького — переход от объективного повествования к модернистской метафоризации текста. Самые алогичные формы повествования (объективированные): бред («О вреде философии»), сон («Карамора»), видения и галлюцинации («Рассказ об одном романе», «Голубая жизнь», «Тараканы») - в горьковском рассказе выступают способом реализации авторского замысла и завуалированной авторской позиции. Экспрессионистское восприятие действительности, наиболее адекватно выражавшее специфическое содержание времени и сложную гамму человеческих чувств, ощущений, привнесенных исторической эпохой в жизнь человека, М. Горьким показано в доминирующем чувстве героя: одиночестве («Рассказ о безответной любви», «О тараканах»), в бреде («Карамора»), в разобщенности («Мамаша Кемских»), в безумии («Голубая жизнь»), в страхе («Рассказ о герое»),
М. Горький создает палитру многообразных человеческих индивидуальностей, тяготеет к исследованию человеческой натуры, останавливаясь на ее изломах, что характеризует его свойство скептически относиться к переделке человеческого материала. Творчество М. Горького позднего периода основывается на апологетическом подходе к явлениям советской действительности, видение эпохи создается за счет мозаичности картин. Проза первой половины 1920-х годов представляет собой период поиска новой основы бытия, а поэтому имеет вид литературно-художественного отражения идейно-эстетических исканий автора.
В ряде рассказов первой половины 1920-х годов М. Горький пытается выделить изломы действительности, а повествователь выражает свое отношение к миру как античеловеческому и катастрофическому, используя гамму средств воздействия на читательское воображение: неожиданное начало, открытый финал, разные формы повествования, смену рассказчиков, всевозможные экспериментальные приемы и способы создания человека в литературе. Проблема насилия исследована М. Горьким разносторонне. Это и насилие над личностью, его человеческим естеством, насилие над историей, над укладом жизни, над природой, - над естественными, органичными, вечными, космическими законами жизни.
Любовь в художественном мире М. Горького является определяющим законом жизни. При этом любовь понимается и в широком, и в узком смысле - любовь к миру, к людям, к женщине. М. Горький полемизирует с Ф. Ницше по вопросу опьяняющей силе женской любви, способной вдохновлять на творчество ( «О первой любви»).
Герои М. Горького не от мира сего (отшельник Савел Пильщик, садовник, дворник Тихон Вялов), но именно они понимают смысл жизни. Они утверждают нравственные принципы в противовес законам социальным, чуждым человеку, его естественной природе. Нравственные силы раскрепощают человека, дают ему духовную свободу. Этим героям противостоят неожиданные, запутанные характеры, способные как на нравственные, так и безнравственные поступки. Писатель художественно осваивает тайники человеческой души, представленной в галерее незаметных, «маленьких» людей, духовно сложных и противоречивых. М. Горький в человеческой слабости, слабости духовной видит несвободу личности, а значит, и источник зла. Человек слабовольный, с некрепкой душой, способен на поступки, которые противоречат его сущности. Писатель полемизирует с романтической концепцией силы: сильный человек всегда добр. Сильный горьковский человек не терпит ничтожества, жалости к слабому, если им движет чувство жестокости, насилия. С другой стороны, сила человека, по мысли М. Горького, в его способности развивать положительные черты личности. Этот тип человека трактуется как творческий, созидающий. Писатель, как и повествователь, уверен, что каждый в мире должен заниматься своим делом, понять свое предназначение («Садовник», «Знахарка»). Общечеловеческие ценности -сострадание и великодушие, переоцениваются писателем, усматривающим «ветхость добродетели».
Проза, содержащая автобиографический материал, иллюстрирует утверждение жизнетворчества как пути от старого человека к новому. Путеводными вехами для М. Горького служили идеи прогресса и культуры: именно в них виделись источники обновления жизни. Рождение новой личности, человека будущего означало «выламывание» его из привычной бытовой и родственной среды. Бунт, начатый как естественная реакция человеческой натуры на социальную патологию, приводит в итоге к освоению недоступных в прежней среде высот человеческой мысли. Горький стремится понять человека, выслушивая исповедь, историю судьбы, наблюдая за ним. Человек желает разобраться в себе, найти себя, развить и сохранить лучшие человеческие качества независимо от того, в какую эпоху он живет. В автобиографических рассказах образ героя-рассказчика самостоятелен. Он активен. Нотки иронии, которые встречаются в рассказах, свидетельствуют о том, что их автор уже во многом освободился от прежних взглядов.
В каждом новом произведении М. Горький расширяет арсенал литературных приемов, с помощью которых выстраивает повествование о человеке. В качестве таковых выступают различные элементы художественной системы: цвет, звук, метафора, деталь, пейзаж. Содержание эпохи и взаимоотношение человека с ней запечатлены у М. Горького в афоризмах. Образные выражения, точно отражающие время, даны в речи героев. Писатель принципиально настаивал на том, чтобы изречения были краткими, сжатыми, философскими.
Писатель в прозе 1920-х годов подвел некоторый итог одной социокультурной эпохи и обозначил некоторые приметы новой, грядущей. Завершив книгу «Рассказы 1922-1924 годов», «Заметки из дневника. Воспоминания», М. Горький почти без перерыва начинает работать над воплощением давнего замысла - пишет роман-эпопею о нескольких поколениях русской буржуазии «Дело Артамоновых», в котором создает уникальную фигуру Тихона Вялова. В итоге художественные поиски писателя в рассказах первой половины 1920-х годов в аспекте моделирования концепта человека позволили создать эпохальное полотно - роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», центральный персонаж которого выполняет функцию оптического фокуса художественного текста.
В рассказах М.Горького первой половины 1920-х годов отражена история и судьба России, и часть этой судьбы — человек-писатель — как отражение и оппонент своих героев.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гребенщикова, Надежда Николаевна, 2009 год
1. Аверинцев С.С.Филология // Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987.
2. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
3. Агурский М. Великий еретик. Горький как религиозный мыслитель // Вопросы философии. 1991. - № 8. - С. 54-74.
4. Андреев Ю.А. Революция и литература. Отображение Октября и гражданской войны в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30-е годы). М., 1969. - 429 с.
5. Антонов С.П. Я читаю рассказ // Собр.соч.: В 3 т. М., 1984. - Т. 3.
6. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антропология /Под ред. В.П. Нерознака. -М.: Academia, 1997. С.267.
7. Атанов Г.М. Художественное своеобразие рассказов М.Горького начала 20-х годов // Проблемы реализма. Под ред. В.В.Гура. Вып.2. — Вологда, 1975.
8. Ахметова Г.Д. «Возвращение к пройденному» (о композиционных особенностях русской прозы 20-30-х и 80-90-х годов XX века // Филологические науки. 2003. - № 1. - С. 45-53.
9. Аюпова С.Б., Аюпов С.М. Евразийские элементы русской классики (Из наблюдений над стилем) // Философия и история педагогики: Материалы региональной конференции. Уфа: Изд. БГПУ, 2004. 411с.
10. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. — Екатеринбург, 2000. С. 105.
11. П.Баранов В.И. «Вождизм заболевание психики»: Почему молчал М. Горький // Новое время. 1989. - № 10. - С. 46-47.
12. Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М. Горький: творческие искания и судьба. Горький, 1990. - 365 с.
13. Баранов В.И. Новые маршруты старого «критического парохода»: К 125-летию со дня рождения. A.M. Горького // Книжное обозрение. — 1993. — № 4.-С. 8-9.
14. Баранов В.И. Максим Горький и его трагедия // Известия. 1993. — 13 марта. - С. 10.
15. Баранов В.И. «Максимушка, я хватаюся за твои руки.» // Труд. 1993. — 27 марта.
16. Баранов В.И. Трагедия Горького глазами эмигрантов // Известия. 1997. 14 августа.
17. Баранов В.И. Куда склоняется чаша весов // Книжное обозрение. 1998. 26 мая (№21). -С. 16-17.
18. Баранов В.И. Максим Горький: подлинный или мнимый. М., 2000. — 111 с.
19. Баранов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. -№ 8. - С. 102-116.
20. Баранова Н.Д. М. Горький мастер критической прозы. - Горький. — 1978.- 142 с.
21. Барахов B.C. Наследие A.M. Горького и вопросы культуры // Русская литература. 1985. - № 3. - С. 43-57.
22. Басинский П.В. Логика гуманизма (Об истоках трагедии Максима Горького) // Вопросы литературы. 1991. - № 2. - С. 129-154.
23. Басинский П.В. Трагедия Максима Горького // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1993. - №1.
24. Басинский П.В. Русский реализм на рубеже веков // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. - № 27. — С. 5-12.
25. Басинский П.В. Странный Горький: Очерк жизненной и литературной судьбы // Литературная учеба. 1996. Кн. 5/6. - С. 27-37.
26. Басинский П.В. В споре души и разума: Воспоминания и публицистика М. Горького // Максим Горький. Книга о русских людях. — М., 2000. — С.5-10.
27. Басинский П.В. Сирота казанская: Главы из книги «Максим Горький. Версия духовной судьбы», готовящейся в издательстве «Молодая гвардия»//Октябрь. 2005.-№ 2. - С. 154-171.
28. Басинский П.В. Горький. М.: Молодая гвардия. - 2006. - 451(13) с.
29. Бахтин М. М. Проблема автора // Вопросы философии. 1977.
30. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1978. — 423 с.
31. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. -М., 1977.-253 с.
32. Белая Г.А. История литературы в контексте современной русской теоретической мысли // Вопросы литературы. 1996. - № 3. — С.11.
33. Белая Г.А. История литературы в контексте современной русской теоретической мысли // Вопросы литературы. 1996. - № 3. - С.3-17.
34. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 Т. Т.5. М., 1954. - 862 с.
35. Берберова Н.Н.Курсив мой. М., 1999.
36. Берберова Н.Н. Железная женщина. М., 1991.
37. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.
38. Блок А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990. — 687с.
39. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького // Социалистический реализм и классическое наследие (Проблема характера).— М., I960 495 с.
40. Будзен Г.В., Савинкова Т.В. М. Горький в современной общественной жизни.-Л., 1989.-32 с.
41. Бузник В.В. Русская советская проза двадцатых годов. -Л., 1975 279 с.
42. Бунин И. Безумный художник // Бунин И. Избранные произведения. -М.,1989.
43. Бушканец Е.Г. Когда начались «университеты» М. Горького? // Филологические науки 1988. - № 6. - С.76-80.
44. Бялик Б.А. Творчество М. Горького в советскую эпоху. — М., 1956. — 76 с.
45. Бялик Б. А. Неисчерпаемые возможности реализма (о произведениях A.M. Горького) // Вопросы литературы — 1968. -№ 3. -С.36-49.
46. Бялик Б. А. Судьба Максима Горького. М., 1986 — 478 с.
47. Вайнберг И.И.Страницы большой жизни // М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников (1868-1907). -М., 1980.-240 с.
48. Вайнберг И.И. «Загадка 1 сентября» в изображении Горького (Тайна убийства П.А. Столыпина) // Неизвестный Горький. М. Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып. 4. — М., 1995. -С. 150-161.
49. Вайнберг И.И. Жизнь и гибель берлинского журнала Горького «Беседа» (по неизвестным архивным материалам и неизданной переписке) // Новое литературное обозрение. 1996. -№ 21. - С. 361-376.
50. Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М. Горький: последние двадцать лет. -М., 1999.-396 с.
51. Васильев А.В. Заметки о послеоктябрьском творчестве A.M. Горького. -Пятигорск, 1957 —260 с.
52. Васильев В.Е. Очерки и рассказы 1922-1927 годов. М., 1959.
53. Вешнев В. Горькое лакомство // На литературном посту. — 1927. — № 27. -С. 54.
54. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. - 614 с.
55. Виролайнен М.Н. Типология культурных эпох русской истории // Русская литература. 1991. - № 1. - С. 3-20.
56. Войтоловский JI. Новые вещи Горького // Новый мир — 1926. — № 4. — С.155.
57. Волков А.А. Великое содружество (О преломлении опыта советской литературы в художественном творчестве и теоретических работах
58. A.M. Горького) // Вопросы литературы. 1968. — № 3. — С. 19-35.
59. Волков А.А. Художник учится у художника (О влиянии молодой советской литературы на творчество A.M. Горького) // Октябрь. — 1968. — № 7 — С. 187-196.
60. Волков А.А. A.M. Горький и литературное движение советской эпохи. — М., 1971.-575 с.
61. Волков А.А. Художественный мир Горького. М.,1978. - 367 с.
62. Воронов В.И. Отвергнутая правда. О литературе 20-х годов //Литература в школе. 1991. - № 2. - С. 25-33.
63. Воронский А. Полемические заметки // Красная новь. 1924. - № 5. (22).
64. Гей Н.К. Многоголосие жизни и художественный мир М. Горького // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977. Т. 36. - № 5. -С.406-415.
65. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1977.- 443 с.
66. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979 - 222 с.
67. Голубков М.М. Категория эстетической системы в изучении литературного процесса 20-30-х годов // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. Т.2. — М., 1997.
68. Горький М. Собр.соч.: В 30 т. -М., 1951. -Т. 15.
69. Горький М. Собр.соч.: В 30 т. М., 1952. - Т. 16.
70. Горький М. Собр.соч.: В 18т. -М., 1961. Т. 9.
71. Горький и современность. М., 1970. - 462 с.
72. Горький М. Разрушение личности // Максим Горький: pro et contra. -СПб., 1997.-С. 49-94.
73. Горький М. Две души // Максим Горький: pro et contra. СПб., 1997-С. 95-106.
74. Горький М. и Н.Ф. Федоров // Русская литература. 1980. - № 1. — С.160-168.
75. Горький М. О литературе. М., 1980. - 480 с.
76. Горький М. О том, как я учился писать. М., 1959. - 38 с.
77. Горький Максим. Неизвестные письма М. Горького: 1922-1928. // Новый мир. 1986.-№ 1.-С. 183-192.
78. Гречнев В.Я. Горький-новеллист // Русский рассказ конца XIX-XX века (проблематика и поэтика жанра). Л., 1979.
79. Гречнев В.Я. Рассказ в системе жанров на рубеже XIX-XX веков (К вопросу о причинах смены жанров) // Русская литература. — 1987. №1. — С. 131-144.
80. Гречнев В.А. Русский рассказ конца 19-20 века (проблематика и поэтика жанра). Л., 1979.
81. Грознова Н.А. Ранняя советская проза (1917-1925). Л.,1976. - 202 с.
82. Груздев И. Горький. -М., 1960. 366 с.
83. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959. - 529 с.
84. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985. — С.370.
85. Дарьялова Л.Н. Полемика М. Горького с философией антигуманизма в цикле рассказов 1922-1924 годов // Горьковские чтения 1978. — М., 1978.-С. 92-95.
86. Дарьялова Л.Н. Жанровые особенности цикла рассказов 1922-1924 годов М.Горького // Жанр и композиция литературных произведений. Вып.5. -Калининград, 1980.
87. Десницкий В.A. A.M. Горький. Очерки жизни и творчества. М., 1959. -477 с.
88. Дефье О.В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: типология, традиции, способы воплощения. Дисс. на соиск.уч. ст.д. филол. н.-М., 1999.
89. Добренко Е. Искусство принадлежит народу: Формовка советского читателя // Новый мир. 1994. -№12. - С.193-213.
90. Егошина О. Человек и персонаж // Независимая газета (Кулиса «Независимой газеты», № 6). 1998. 27 марта. - С. 9-10.
91. Ермакова М.Я. Своеобразие леоновского психологизма и литературная традиция (Ф.М. Достоевский, М. Горький) // Традиции и новаторство в художественной литературе. Горький - 1980. — С. 29-45.
92. Заика С.В. В предощущении нового искусства (Короленко и Горький в литературном движении «рубежа веков») // Русская литература. 1979. -С. 45-60.
93. Заика С.В. М. Горький и русская классическая литература конца XIX — начала XX века.-М., 1982.- 144 с.
94. Залевская А.А. Текст и его понимание. — Тверь, 2001.
95. Замятин Е. Избранные произведения. Повести. Рассказы. Сказки. Роман.1. Пьесы.-М., 1989.
96. И снова рядом — Лесков и Горький. Вступительная заметка и публикация А.Д. Романенко // Вопросы литературы. М., 1993. Вып. 3. - С. 368-373.
97. Иванов В.В. Переписка с A.M. Горьким. Из дневников и записных книжек.-М., 1985.-479 с.
98. Иванов Н.Н. Древнеславянский языческий миф в художественном мире М. Горького, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина. Дисс.на соиск. уч.ст.д. филол. н. М, 2000.
99. Иванов Н.Н. Мифотворчество М.Горького, А.Н.Толстого, М.М.Пришвина. Ярославль, 2002.
100. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. М., 1998, 480 с.
101. Калимуллина Л.А. О природе языковых и неязыковых концептов // Актуальные проблемы лингвистики. Уфа, 2002. - С.110-115.
102. Калмановский Е. М. Горький и пароход современности // Звезда. 1993. -№ 3. - С.184-190.
103. Келдыш В.А. Идейно-художественная проблематика сборника «По Руси»//Горьковские чтения. 1953-1957.-М., 1959.-С. 113-169.
104. Келдыш В.А. Тип рассказчика в новеллах и очерках Горького // О художественном мастерстве М. Горького. Сборник статей. М., I960.
105. Келдыш В.А. К проблеме литературных взаимодействий в начале XX века (о так называемых промежуточных явлениях) // Русская литература. 1979.-№2.-С. 3-28.
106. Келдыш В.А. О ценностных ориентирах в творчестве М. Горького // Неизвестный Горький. М. Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып. 4.-М., 1995.-263 с.
107. Киреев Р. Горький М.: « Моя первая женщина умерла»: К биографии писателя // Огонек. 1994. - № 44-45. - С. 14-16.
108. Клюс Э. (Клуз Э). Пародийные аллюзии на М. Горького в неофициальной беллетристике послесталинской эпохи // Неизвестный Горький. М. Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып. 4. М., 1995. -С. 111-116.
109. Ковалев В.А. Пути изучения истории русской советской литературы // Русская литература. 1968. - № 1. - С. 73-80.
110. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв.-М., 1994.
111. Колобаева JI.A. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. -№10. -С. 162-173.
112. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы русской литературы. — М. 1971.
113. Короленко В.Г. и др. Повести и рассказы. Т. 14. М., 1983. - С. 29-42.
114. Крамов И.В. В зеркале рассказа. Наблюдения. Разборы. Портреты. М., 1979.-294 с.
115. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей ред. Е.С. Кубряковой. М., 1996.-С.90.
116. Кузьмичев И.К. Горький и художественный прогресс. Горький, 1975.192 с.
117. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький, 1983.
118. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький, 1983. -208 с.
119. Кузьмичев И. К. В художественном мире Максима Горького // Горьков-ские чтения 88. — Горький, 1988.
120. Ландор М. Малая проза у своих границ: Западные рассказчики о традиции русского рассказа // Вопросы литературы. 1985. - № 8. - С. 64-95.
121. Лежнев И. Где же новая литература? // Россия. 1924. — № 1.
122. Лейдерман Н.Л. «Пространство вечности» в динамике хронотопа русской литературы XX века // Русская литература XX века: направления и течения. — Екатеринбург: Изд-во УрГПУ. 1994. - С. 3-19:
123. Лейдерман Н.Л. Доминанты художественного сознания XX века // V Ручьевские чтения. Русская литература XX века: типы художественного сознания: Материалы межвузовской научной конференции. Магнитогорск, 1998. - С. 5-11.
124. Лелевич Г. По журнальным окопам // Молодая гвардия. — 1924. № 7. 8.
125. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918-1940. Т.1. - Писатели Русского Зарубежья. - М., 1997. - С. 135-138.
126. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под.ред. А.Н.Николюкина. М., НПК «Интелвак». - 2001. - Стлб. 17-18.
127. Литературное наследство. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Т. 70. - М., 1963. - 736 с.
128. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология. М.: Academia, 1997. - С. 28-37.
129. Локс К. Старый и новый Горький // Печать и революция. 1926. - № 3. — С. 84-85.
130. Лурье С. Сказка о Буревестнике. О творческой судьбе М.Горького //
131. Звезда. 1993. - № 9. - С. 201-203.
132. Любутин К. Размышления на тему «Максим Горький как философ» // Философия и общество. -2002. -№ 1. С. 5-15.
133. Люсый А. Против «вздыбливания» // Книжное обозрение. — 2000. №38. -С. 8.
134. Максим Горький и XX век. Горьковские чтения 1997 г.: Материалы международной конференции. Н. Новгород, 1998. - 480 с.
135. Максим Горький: pro et contra. СПб, 1997. — 896 с.
136. Марахова Т. А. Мастерство Горького-мемуариста в цикле «Заметки из дневника. Воспоминания» (1922-1924) // A.M. Горький и литература XX века. Горький, 1961. - С. 36-66.
137. Мережковский Д.С. Не святая Русь (Религия Горького) // Максим Горький: pro et contra. СПб, 1997. - С. 844-856.
138. Макина М.А. Горький о рассказе // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах. Метод и мастерство: Тезисы докладов. Вологда, 1969.
139. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. № 4. - 2000. - С.42.
140. Митин Г. Трагический пророк (О «Несвоевременных мыслях» М. Горького) // Литература в школе. -1991. — №1. — С. 29-30.
141. Михайловский Б.В. Творчество М. Горького и мировая литература 1892-1916.-М., 1965.-646 с.
142. Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество М. Горького. М., 1969. -335 с.
143. Муратова К.Д. Горьковедение 1960-х годов // Русская литература 1968. -№ 1. - С. 6-22.
144. Муратова К.Д. М. Горький: Семинарий. М., 1981.-208 с.
145. Муратова К.Д. Эпистолярное наследие М. Горького // Русская литература. 1988. - № 2. - С. 216-228.
146. Нагибин Ю.М. Не чужое ремесло. М., 1983. - 350 с.
147. Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. -М., 1990. Т. 1.-С. 42-44.
148. Неизвестный Горький. М. Горький и его эпоха: Исследования и материалы. Вып.4. М., 1995. - 263 с.
149. Немцев В.И. Воланд и М. Горький // Немцев В.И. Трагедия истины. -Самара, 2003.-С. 109-115.
150. Нинов А.А. «Настало время нужды в героическом.» М. Горький и советский рассказ 20-30-х гг. // Звезда. 1968. - № 6. - С. 192-199.
151. Нинов А.А. Горький М. и И. Бунин: История отношений. Проблема творчества. Д., 1984. — 559 с.
152. Нинов А.А. О рассказе // Краткая литературная энциклопедия. М., 1987.-С. 193.
153. Ницше Ф. Избранные произведения. -М., 1993. 573 с.
154. О творчестве М. Горького. Сборник статей. Горький, 1956. - 315 с.
155. Овчаренко А.И. Поэма М.Горького «Человек» // Горьковские чтения 1949-1952. М., 1954. - С. 198-248.
156. Овчаренко А.И. О положительном герое в творчестве М. Горького 18921907. Статьи. М., 1956. - 556 с.
157. Овчаренко А.И. Публицистика М. Горького. М., 1965.
158. Овчаренко А.И. Горький: поиски новых путей: его рассказы и пьесы // Новые герои новые пути. - М., 1977. - С. 9-58.
159. Овчаренко А. Максим Горький и литературные искания XX столетия. -М., 1978.-510 с.
160. Овчаренко А.И Революция и литература // Москва. 1987. - № 11. -С.172-191.
161. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70-х годов. М., 1978. - 208 с.
162. Панков В.К. М.Горький и советская действительность. М., 1968-350с.
163. Парамонов Б. Горький, белое пятно: К творческой биографии
164. A.M. Горького // Октябрь. 1992. - № 5. - С. 146-176.
165. Полякова J1.B. Пути развития теории жанра в работах последних лет.// Русская литература. 1985. -№1. - С. 212-225.
166. Примочкина Н.Н. М. Горький и Е. Замятин (Из истории литературных взаимоотношений) // Русская литература. 1987. - № 4. — С. 148-160.
167. Примочкина Н.Н. От обожествления — к осмыслению (К 125-летию со дня рождения М. Горького) // Российские вести. — 1993, 27 марта. (Вехи. Вып.5.). -С. 6.
168. Примочкина Н.Н. Горький и литературное движение 20-х годов. Авто-реф.дисс. на соиск.уч.ст. д. филол. н. М., 1994. - 31 с.
169. Примочкина Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1998. - 302 с.
170. Примочкина Н.Н. М. Горький и «левые» евразийцы //Известия АН. Серия литературы и языка. 2001. Т. 60. - № 2. - С. 17-32.
171. Примочкина Н.Н. Горький и писатели русского зарубежья. М., 2003, 364 с.
172. Примочкина Н. Антиномия «Восток-Запад» в мировоззрении и творчестве М.Горького // Известия Российской АН Серия литература и язык, 2005. Т. 64. № 1. С. 10-21.
173. Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. -М., 1971.-Т. 1.-350 с.
174. Пшеничнюк Т.М. Структурно-организующая роль мотивов в рассказах Горького 1922-1924 годов // Поэтика русской советской прозы: Межвузовский сборник. Уфа, 1985. - С. 42-54.
175. Пьецух В. Горький Горький // Столица. 1991. -№ 38 (42).
176. Пьяных М. К постижению «русского строя души» в революционную эпоху: М. Горький и А. Белый о России // Звезда. 1991. - № 7. - С.182-188.
177. Пушкин А.С. Соч.: В 3 т. М., 1987. - Т. 3. Проза. - С. 232-332.
178. Ревзина О.Г .Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики. 1985-1986. М., 1989.
179. Ревякина И.А. Переписка М. Горького с В.И. Лениным: новые факты и новый взгляд // Русская словесность. 1995. - № 2. - С.26-34.
180. Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: В 2-х ч. — М., 1998.-Ч. 1.-С. 380-389.
181. Русский советский рассказ. Очерки истории. Л., 1970. — 736 с.
182. Рыленков Н.И. Мой Горький //Русская литература. 1968. - № 1. - С.З-6.
183. Саватеев В. Два года в Сорренто: к 120-летию со дня рождения A.M. Горького // Октябрь. 1988. -№ 3. - С. 191-198.
184. Святополк-Мирский Д. «Трагическая драма русской души. »: К 125-летию со дня рождения A.M. Горького // Литературная Россия. 1993. -№12. - С.11-12.
185. Семеновский О. Рассказы М. Горького 20-х годов // Горький М. Собр. соч.: В 18-ти т. М., 1962. - Т. 10. - С. 280-294.
186. Сердюченко В. Могикане. Заметки о прозе «отцов» в постсоветской литературной ситуации // Новый мир. 1996. - № 3.
187. Сигаева Т. Три «детства» в русской литературе // Литература. 1999. — №3. - С.10-12.
188. Скобелев В.П. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. -Воронеж, 1975.-235 с.
189. Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. М., 1979. - 160 с.
190. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30-х годов: судьбы романа. М., 1985. - 263 с.
191. Советская литература и мировой литературный процесс: Изображение человека. М., 1972. - 460 с.
192. Советская литература. Традиции и новаторство. Сборник статей Вып. 1.-Л., 1976.-137 с.
193. Спиридонова Л.А. «Кончайте свое дело и плюньте в Сорренто.»: к истории возвращения A.M. Горького на родину // Юность. 1988. - № 2. -С. 79-83.
194. Спиридонова Л.А. Горький сегодня (К 125-летию со дня рождения) // Филологические науки. 1993. - № 4. - С. 42-52.
195. Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. — М., 1994. 320 с.
196. Спиридонова Л.А. Новые аспекты изучения творчества М.Горького (1930-е гг.) // Неизвестный Горький. М. Горький и его эпоха: Материалы и исследования. Вып. 4.-М., 1995.-С. 103-110.
197. Спиридонова Л.М. М.Горький: новый взгляд. М., 2004. — 264 с.
198. Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. — Воронеж, 1999.
199. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред. М.Н.Кожиной. -М.: Флинта: Наука, 2003. 696 с.
200. Сухих С.И. Заблуждения и прозрения Максима Горького. Нижний Новгород, 1992.
201. Тагер Е.Б. Автобиографические рассказы Горького 20-х годов // Горь-ковские чтения 1949-1952.-М., 1954.-С. 280-301.
202. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М., 1964. - 377 с.
203. Тагер Е. Б. Избранные работы о литературе. М., 1988. - 506 с.
204. Телия В.Н.Русская фразеология. М., 1996.
205. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Автор-составитель Н.Д. Тамарченко М., РГГУ. - 2001. - 466 с.
206. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. -М., 1962.
207. Толстой А.Н. Что такое маленький рассказ // Толстой А.Н. Собр.соч.: В 10 т.-М., 1961.-Т. 10.
208. Труайя Анри. Максим Горький. М., 2004. - 317 с.
209. Трубина JI.A. «Постоянный действователь истории». Проблема «Россия-народ» в историческом сознании М. Горького // Литература в школе. — 2000.-№6.-С. 43-52.
210. Турскова Т. Новый справочник символов и знаков. М., 2003. - С. 406 с.
211. Тюрина Г. Время читать Горького // Советская Россия. 1998, 28 марта.
212. Удодов А.Б. М. Горький. Преодоление мифа // Литература в школе. -1991.-№4. С. 79-87.
213. Удодов А.Б. Феномен М. Горького как эстетическая реальность: генезис и функционирование (1880-е начало 1900-х годов). Дисс. на соиск.уч. ст.д. филол. н. - Воронеж, 1999.
214. Успенский Б.А. Поэтика композиции -М., 1970. 224 с.
215. Федин К.А. Горький среди нас. Картины литературной жизни. М., 1968.-367 с.
216. Федоренко Н. Афоризм как жанр словесного искусств // Вопросы литературы. 1973. - № 9.
217. Ходасевич В.Ф. Горький // Максим Горький: pro et contra. СПб., -1997.-С. 127-153.
218. Ходасевич В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1997. - Т. 4. - С. 348.
219. Холодова Г.М. Страдание и сострадание (О некоторых аспектах полемики Горького и Достоевского) // Филологические науки. 1988. — № 6. - С.16-21.
220. Хусаинова А. Социально-философский концепт творчества М. Горького в контексте современности // Учитель Башкортостана. 1998. — № 7. — С.45-47.
221. Хьетсо Гейр. Максим Горький. Судьба писателя. М., 1997. - 344 с.
222. Цирулев А.Ф. О путях анализа нравственного становления личности // М. Горький и вопросы поэтики. Горький, 1982.
223. Чернец Л.В. Из истории изучения литературных жанров в советском литературоведении 20-х годов // Филологические науки. 1970. - № 2.1. C.l 19-124.
224. Чудакова M. Без гнева и пристрастия. Формы и деформации в литературном процессе 20-30-х годов // Новый мир. 1988. - № 9. - С. 240-260.
225. Шайтанов И. Жанровое слово у Бахтина и формалистов // Вопросы литературы 1996. - № 3. - С.89-114.
226. Шаповал С. Завороженный славой // Независимая газета. — 1998. — № 6.
227. Шевелев Э. Одиночество. О личности и судьбе A.M. Горького // Аврора. 1993.-№3.-С. 3-23.
228. Шеншин В Традиции Ф.М. Достоевского и советская литература 1920-х годов. Красноярск, 1988. - С. 159.
229. Шешуков С.И. Неистовые ревнители (Из истории литературной борьбы 20-х годов) М., 1984. - 350 с.
230. Шишкина А.Н. О концепции характера в творчестве М. Горького дооктябрьского периода // Русская литература. 1968. - № 1. - С.49-61.
231. Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955. - 458 с.
232. Шкловский В.Б. О Горьком и будущем искусстве // Шкловский. В. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1959. - 627 с.
233. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы: В 2-х т. Т.2. -М., 1966.-463 с.
234. Шуган О.В. Мы снова и глубоко почувствовали, как много было пережито нами. Очерк М. Горького «Леонид Андреев» // Литература в школе. 2001. 7. - С.11-12.
235. Щедрина Н. Две «души» Максима Горького (К 130-летию со дня рождения писателя) // Учитель Башкортостана. 1998. - № 3. - С. 38-41.
236. Эльсберг Я.Е. Изменение действительности и развитие стилей советской прозы // Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т.-М, 1971.-Т. 1.-С. 196-197.
237. Эльсберг Я. Е. Смена стилей в советском русском рассказе 1950-1960-х годов. Сергей Антонов Юрий Казаков - Василий Шукшин // Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX -XX веков. — М., 1974.-С. 180.
238. Юнович М. М. Горький новеллист // Горьковские чтения. 1938-1939. -М., 1940.-С. 291-308.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.