Конструирование идентичности в структурах коммуникативной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Обухов Константин Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат наук Обухов Константин Николаевич
Введение
Глава I. Пределы идентификации в объективированных структурах
пространства социального
§1.1. Конструирование индивидуальной идентичности на пределе
манифестации социальной реальности
§1.2. Идентификация социального бытия на границе в структурах
«опространствленной» субъективности
Глава II. Социальная идентичность в «медиа»-тивных структурах поля
коммуникативной реальности
§2.1. Со-бытие социальной субъективности в «медиа»-пространстве
социального
§2.2. Самоидентификация субъекта поля коммуникативной реальности в
структурах «интер»-субъективности
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Онтология субъективности в поле социальных идентификаций2006 год, кандидат философских наук Зеленина, Анастасия Александровна
Самоопределение смысла текста социальной коммуникации2005 год, кандидат философских наук Рогозина, Эльвира Расилевна
Философские смыслы поля политики2012 год, доктор философских наук Соловей, Ирина Викторовна
Субъективные основания социальной реальности: пространство смысла2004 год, кандидат философских наук Колчина, Валентина Аркадьевна
Конструирование воображаемых сообществ в структурах социальной памяти2012 год, кандидат наук Яндараева, Инна Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конструирование идентичности в структурах коммуникативной реальности»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. К настоящему времени понятие «идентичность» было использовано для обозначения большого диапазона исследовательских проблем. Каждое новое употребление в соответствующей дисциплинарной плоскости способствовало изменению значения самого термина и формированию определенной «зашумленности» его содержания. Подобная ситуация привела к попыткам отказа некоторых исследователей от использования понятия «идентичность» (Р. Брубейкер, В. Малахов), его замену на более привычные и исторически понятные термины (самость, тождество, личность и т.д.). В то же время количество исследований, связанных с идентичностью, не уменьшается, а призывы к отказу от терминологической многозначности не находят отклика в исследовательской среде. С этой точки зрения возникает потребность философской концептуализации категории «идентичность» для определения ее места или смысловых границ использования в пространстве социально-гуманитарного знания.
Концентрация внимания исследователей на самом явлении «идентичность» сделала возможным формулирование тезиса о стремлении классических методологий социальных и гуманитарных наук к гипостазированию понятий в процессе построения рассуждений. Естественное стремление социальных наук к объективности обернулось производством множества плохо согласующихся идентичностей и представляемых ими социальных структур. Процессы идентификации индивида, субъекта социальной реальности и социального целого, по сути, производятся с помощью различных определений в понятиях, современное многообразие которых демонстрирует инвариантный характер самого термина «идентичность», его ограниченный эвристический характер на фоне динамичных социальных изменений, т.е. абсолютно контекстуальное и субъективное определение и использование. При этом в социальной теории и социальной философии остается непроясненной взаимосвязь «объективного» производства идентифицирующих форм и
субъективности исследователей. Способы производства идентичностей субъектами рассматриваются преимущественно в рамках психологии и социологии личности, что оставляет неясными механизмы создания идентичностей в процессе осмысленной коммуникации в пространстве социальной философии и социальной теории.
Смещение внимания исследователей (в рамках исследования практик научных сообществ) на специфику производства понятий сделало возможным обнаружение коммуникативного и языкового оснований формирования представлений как об идентичности, так и о социальной реальности в целом. Понятийный аппарат дискурсивных пространств все чаще начинает анализироваться через отсылку к конвенциональности и метафоризации (Дж. Лакофф, М. Джонсон, С. Фуллер и др.), а социальная реальность предстает определенным конструктом, связанным с осуществлением коммуникации в пространстве социально-гуманитарного знания и социальной философии. С увеличением объема знаний в соответствующих дисциплинарных плоскостях происходит осознание постоянной сменяемости различных научных метафор, связанных с конкретными вариантами определения ключевых понятий или их идентификацией.
Вместе с этим обозначается иной взгляд на анализ проблем, связанных с идентичностью: вслед за интенсификацией социальных изменений исследователи концентрируются на процессах идентификации, т.е. пытаются уловить суть содержания действия или процессуальности в социальном. Социальная статика приходит в движение через обращение к понятиям «подвижности», «текучести», «аморфности», «мобильности» (З. Бауман, Э. Гидденс, Дж. Урри). Особое значение приобретают теории коммуникативного взаимодействия, которые представляют социальное пространство в качестве изменяемой коммуникативной реальности, приходящей на смену статичной действительности. Процессы идентификации начинают конституироваться в коммуникативных структурах «медиального» социального пространства (К.-О.
4
Апель, М. Маклюэн, Д. Мерш, В. Савчук), предъявляющего утраченную в классической методологии динамичность. Идентичность в структурах социальной мобильности трансформируется или конструируется, т.е. темпорализуется, разворачиваясь в поле коммуникативной реальности. С этой точки зрения для современного состояния исследований проблем идентичности важным становится не бесконечное и бесконтрольное производство новых идентификационных форм, а определение вариантов конструирования идентичности в пространстве осмысленной коммуникации между субъектами поля социальной реальности.
Степень научной разработанности проблемы. Сегодня существует множество вариантов представления идентичности индивида и социального целого в пространстве социального и гуманитарного знания, что затрудняет осмысление границ употребления понятия. В данном контексте необходимо выделить традиционные теории, которые связаны со становлением понятия «идентичность» и дальнейшим перепроизводством в рамках соответствующих дисциплинарных полей определенных вариантов идентификации. Э. Эриксон ввел понятие «идентичность» в исследовательское поле психологии, постепенно оно начинает использоваться в сфере социального и гуманитарного знания. Значительное внимание изучению идентичности уделяется в символическом интеракционизме (Х. Абельс, И. Гофман, Х. Беккер, Г. Блумер, Р. Тернер и др.), в структурном функционализме (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), значимом для нашего исследования социальном конструктивизме (П. Бергер, П. Бурдье, Т. Лукман и др.).
Для отечественной социальной философии и социальной теории характерно широкое использование термина «идентичность» в самых различных аспектах и проблемных областях, что не дает возможности перечислить всех авторов. Заслуживают внимания работы тех авторов, которые пытаются предложить собственные интерпретации понятия «идентичность»: Н. Антоновой, О. Богатовой, А. Гудкова, Л. Дробижева, Е. Заяц, Л. Ионина,
5
Е. Лисанюк, В. Малахова, О. Митрошенкова, А. Осипова, Е. Рождественской, В. Тишкова, Е. Филипповой и др.
Значительный вклад в проблематизацию употребления понятия «идентичность», указывая на его конъюнктурную конструированность в процессе осуществления научно-дисциплинарной коммуникации, внесли следующие исследователи: Б. Андерсон, З. Бауман, У. Бек, Р. Брубейкер, П. Бурдье, Э. Гидденс, К. Калхун, Дж. Урри и др.; в отечественной исследовательской практике на конъюнктурную конструируемость понятия «идентичность» наиболее последовательно указывают В. Малахов, И. Филиппова. Эти же ученые заостряют внимание на значимых для настоящего исследования изменениях, наблюдаемых в представлениях о социальной реальности, все чаще понимаемой процессуально.
Исследованию многообразия форм и способов конструирования понятий, а также специфики производства объектов для изучения в науке особое внимание уделяется в философии науки, социологии науки и технологии, социально-философском анализе интеллектуальной жизни. Ключевыми для представленной работы зарубежными авторами, которые указывают на социальную обусловленность научного производства, в т.ч. в социально-гуманитарной области знания с характерными для нее процессами идентификации, являются: Э. Агацци, Д. Блур, П. Бурдье, М. Дженсон, Т. Кун, Дж. Лакофф, М. Лаэт, Б. Латур, Дж. Ло, А. Мол, П. Уинч, Дж. Урри, М. Фуко, С. Фуллер, П. Хатчинсон и др. Среди отечественных авторов, занимающихся этой проблематикой, необходимо отметить работы Д. Бикбова, Е. Быкова, В. Вахштайна, В. Куреного, Д. Разеева.
Рассмотрение специфики производства понятий в процессе научно-коммуникативного взаимодействия тесно связано с аналитической традицией в философии, которая демонстрирует до сих пор не полностью использованный в отечественной традиции эвристический потенциал и тесно связана с развитием герменевтического направления в философии. Ключевыми фигурами в этом
6
направление являются К.-О. Апель, Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Ч. Пирс, Б. Рассел и др. С опорой на аналитическую философию развиваются представления о метафоре в рамках лингвистики и семиотики, которые значительно обогащают анализ способов идентификации в понятиях, с этой точки зрения необходимо отметить: М. Блэк, Д. Мерш, П. Рикёр, К. Толен, Ф. Уилрайт, У. Эко, Р. Якобсон. Наработки этих же авторов используются при проведении анализа процессов коммуникации (А. Антоновский, А. Назарчук, М. Маклюэн, Ю. Хабермас), которые в пространстве социально-гуманитарного знания зачастую совмещаются с теориями информации (Ж. Бодрийяр, А. Бюл, Д. Иванов, М. Кастельс и др.).
Тесная взаимосвязь научного производства и производства соответствующих идентичностей в пространстве социально-гуманитарного знания с языком необходимо отсылает к герменевтическому направлению изучения социальной реальности как коммуникативной или языковой реальности. С этой точки зрения значимыми являются работы следующих философов, которые оказали сильное влияние на всю современную социальную философию: Х. Г. Гадамера, Ж. Грондена, Фр. Роди, П. Рикера, М. Хайдеггера; в отечественной традиции необходимо отметить следующих исследователей, которые наиболее последовательно используют герменевтические методы анализа в сочетании с конструктивизмом: О. Бушмакина, С. Зенкин, С. Кардинская, М. Сидоров, И. Соловей, О. Соколова, А. Шадрин, И. Яндараева.
С точки зрения поиска альтернатив устоявшимся метафорам идентичности индивида и социального целого значимыми для нас являются современные социально-философские концепции, которые с опорой на языковое взаимодействие констатируют зависимость понимания социальной реальности от субъект-субъектных отношений, удерживающих различия в их совместности (с использованием метафор «медиа», «между» или «интер»). К этому условному направлению, испытавшему прямое или косвенное влияние герменевтической традиции, можно отнести следующих зарубежных авторов: Дж. Агамбен, Х.
7
Арендт, Дж. Батлер, Ж. Делез, К. Кртилова, Д. Мерш, Ж.-Л. Нанси, К. Рёттгерс. В отечественной традиции подобных стратегий построения рассуждений придерживаются И. Дуденкова, А. Жаворонкова, В. Лехциер, Е. Ним, В. Савчук и др.
Таким образом, существование многообразия выделенных вариантов идентичностей социального целого и его частей в социальных науках актуализирует необходимость последовательного философского осмысления способов конструирования идентичностей, подразумевающего отслеживание позиции субъекта в процессе построения осмысленных рассуждений о социальном.
Объектом исследования является социальная реальность, данная как коммуникативное пространство.
Предметом исследования выступают процессы идентификации в современном коммуникативном пространстве.
Цель исследования заключается в определении способов конструирования идентичности в пространстве социальной коммуникации.
Достижению поставленной цели способствует постановка и решение следующих задач:
- определить условия конструирования идентичности в пространстве коммуникации, представленном в социальных науках;
- описать процессы идентификации социального целого, в основе которых лежит объективация субъективного начала социального взаимодействия;
- показать особенности идентификации социальной субъективности в пространстве коммуникации;
- раскрыть механизм процессов самоидентификации субъекта поля коммуникативной реальности в структурах «интер»-субъективности.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. Теоретико-методологической базой работы послужили философско-герменевтический (П. Рикера, М. Хайдеггера) и конструктивистский подходы (Б.
8
Андерсон, Э. Гидденс, К. Калхун), дополненные классическим методом субъект-объектного тождества. Данное сочетание дает возможность совмещать объективные и субъективные основания построения рассуждений в философии, а для целей нашего исследования рассматривать социальную реальность в качестве самоопределяющейся и самоконструирующейся в точке субъекта-исследователя реальности. При этом самоопределение социального и субъекта-исследователя для нас осуществляется посредством языковых структур и предъявляется в языке. С этой точки зрения мы можем говорить о тождестве бытия и мышления в языке, что и задает коммуникативные основания изучения социальной реальности в пространстве социально-гуманитарного знания. Конструктивистский подход позволил описать основные условия, которые сопутствуют конструированию идентичностей, и обозначить основные процессы осуществления идентификации социального целого в социальных науках. Герменевтический подход позволил связать субъективные основания осуществления идентификации с основными ее продуктами - идентичностями, а также раскрыть механизмы самоидентификации субъекта поля коммуникативной реальности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Условия конструирования идентичности в коммуникативном пространстве связаны с общей интенцией исследователей на установление объективных и всеобщих истин или правил организации социального, зачастую значительно упрощающих субъективный характер социального взаимодействия. Результатом этого являются такие парадоксальные метафоры социальной теории и философии, как «рассеянный субъект», «диспозитив», «атом» или «атомизация социального», «тиражируемый индивид». Эти метафоры проблематизируют целостность или однозначность описания индивида, тем самым показывают ограниченность четкой и вневременной фиксации единичных его свойств.
2. Процесс конструирования идентичности социального целого в пространстве социальных наук был связан с попытками пространственно-
9
временной фиксации и исчерпывающей типологизации всего многообразия субъективного взаимодействия. Это привело к распространению пространственно-географических форм определения идентичности социального целого: «национальность», «нация», «национальное государство», «этническая группа», «локальное образование». Дальнейшее развитие социально-гуманитарного знания выявило ограниченность содержания этих понятий, их обусловленность идеологическими доктринами и доксическими системами. Данный эвристический предел рефлексировался социальной теорией и философией как «кризис», «рискогенность», «непредсказуемость», «текучесть», «подвижность», «мобильность», «виртуальность» социального целого.
3. В процессах конструирования социальной идентичности ключевым является формирование идентификации социальной субъективности как пространства развития определенных идей о социальной реальности. При таком подходе идентичность социального целого и его частей конструируется в конкретной временной ситуации «со-бытия» в процессе осознанной коммуникации «между» поименованными субъектами поля социально-гуманитарного дискурса. Таким образом, социальная субъективность обнаруживается в пространстве научной и философской коммуникации через историческую сменяемость способов идентификации социальной реальности и актуальное совместное создание новых моделей идентификации социальной реальности.
4. Действие механизма самоидентификации субъекта поля коммуникативной реальности связано с обнаружением социального пространства в многообразии коммуникативных практик, проблем их описания (дискурсивных разрывов) и способов представления их в определенных традициях и методологиях. Оказавшись перед необходимостью самоопределения в социальном пространстве, субъект коммуникативной реальности: а) соотносит себя с определенной традицией (методологией) и связанным с нею реальным (виртуальным) сообществом; б) осознаёт своеобразие собственной позиции
10
внутри избранной локальной коммуникативной общности; в) формирует вариант описания (повествования) самоидентичности, а также идентичности социального целого и его частей; г) проходя через ситуацию признания/не признания, принимает решение о сохранении или изменении идентификации.
Научная новизна вынесенных на защиту положений состоит в следующем:
- выявлена противоречивость результатов конструирования социальной идентичности в коммуникативном пространстве, представленном в социальных науках;
- эксплицирована коммуникативно-праксиологическая основа представления в современной социальной философии и социальной теории социального целого как «кризисного», «рискогенного», «текучего», которая в социальном конструктивизме оказывается гносеологической основой философского дискурса;
- показана взаимосвязь способов бытия социального целого и его частей с формами обнаружения социальной субъективности в пространстве коммуникации;
- раскрыты как многообразие, так и ограниченность возможностей процессов самоидентификации субъекта поля коммуникативной реальности в структурах «интер»-субъективности, обусловленные многообразием коммуникативной реальности, а также необходимостью идентификации себя с локальным коммуникативным сообществом и самоопределением в нём.
Теоретическая значимость диссертационного исследования
заключается в том, что обращение к герменевтическому подходу с точки зрения анализа понятия «идентичность» позволяет сохранить и предъявить взаимно гарантированный смысл существования индивида и социального целого через актуализацию практик повествования или рассказывания в философском и научном дискурсах, в рамках которых и осуществляются процессы взаимо-
идентификации субъектов поля социальной реальности и совместно конструируется идентичность социального целого.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования были использованы при разработке программ курсов «Социальная структура и стратификация», «Социология коммуникации», «Социальные системы и процессы», читаемых для бакалавров направления «Социология» Удмуртского государственного университета. Кроме того, результаты исследования были частично использованы при реализации гранта РФФИ «Роль этнокультурных проектов в развитии сельских поселений в Удмуртской Республике» (РФФИ №17-13-18002).
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования, его отдельные теоретические положения и выводы были представлены в 15 публикациях, 4 из которых в ведущих рецензируемых журналах из Перечня ВАК, 1 в издании, включенном в базу данных Scopus. Основные положения диссертации были представлены на Международной научно-практической конференции «Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в 21 веке» (Ставрополь, 2009), на Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции «Философские и культурологические проблемы информационных технологий и киберпространства» (Пятигорск, 2010), на VIII Международной научно-практической конференции «Современные исследования социальных проблем» (Красноярск, 2013), на Международных научно-практических конференциях «Социальная онтология в структурах теоретического знания» (Ижевск, 2009, 2010, 2012, 2013, 2015, 2016, 2017), на Международной научной конференции «Актуальные вопросы социологии, политологии, международных отношений» (Ижевск, 2017, 2018) и были опубликованы в сборниках статей по итогам работы конференций.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка. Общий объем
12
диссертации представлен 131 с. основного текста и 14 с. библиографического списка, включающего 160 наименований источников.
ГЛАВА I. ПРЕДЕЛЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ОБЪЕКТИВИРОВАННЫХ СТРУКТУРАХ ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНОГО
§1.1. Конструирование индивидуальной идентичности на пределе манифестации социальной реальности
«Социальная реальность» является одним из ключевых понятий в социальной философии, теснейшим образом связанной с социальными и гуманитарными науками. Одновременно с этим не существует единого определения этого значимого концепта, скорее обнаруживается многообразие подходов к описанию и изучению социальной реальности в пространстве социальной теории. По сути, именно в философских и научных построениях фиксируются попытки текстуального предъявления и идентификации всего многообразия рассуждений о человеческом сосуществовании. Социальная теория с этой точки зрения предстает совокупностью способов идентификации социальной реальности и значимых на определенный исторический момент ее образований.
Существующее многообразие способов определения и идентификации
социальной реальности создает трудности для построения новых рассуждений о
значимых проблемах исследования в пространстве соответствующих дисциплин.
Невнимательное отношение к базовым теоретическим принципам и
предпосылкам приводит к противоречиям, рассогласованиям и потере смысла в
процессе создания и развития новых теоретических построений о социальном.
Ситуация усугубляется логикой институционализации и развития социальных
наук, так как первые варианты идентификации социального опирались на
объективные естественнонаучные методы. Базовая объективистская ориентация
в пространстве социологического знания привела к формированию целого ряда
кризисов в построении рассуждений об идентичности социального целого и его
частей. Все они были связаны с попытками гипостазирования и
субстанциализации ключевых исследовательских понятий, сопровождающихся
элиминацией субъективной позиции исследователя за пределы научного
14
пространства. Подобная практика научной работы находит свое воплощение при проведении исследований, которые включают в себя понятие «идентичность»1.
Распространение критики в рамках социальной теории и философии, последовавшее после исчезновения монополии структурного-функционализма и различных вариантов материализма в социологии и ряде смежных дисциплин, привело к переосмыслению места исследователя в пространстве науки и философии2. Одновременно с этим существовавшие объективные методы изучения социальной реальности и связанные с ними понятия все больше демонстрировали свой ограниченный эвристический потенциал. В радикальных вариантах современной социальной философии это выразилось в формировании представлений о «конце социального». На место «единой социальной реальности» в этих теориях приходит «разрозненность» и «атомарность». Проблемы с установлением идентичности ключевой для теории целостности усугубляются при попытке определения идентичности части. Идентичность индивида в сегодняшнем пространстве социальной теории и философии принимает различные формы, а общий смысле процессов идентификации становится проблематичным.
Таким образом, в пространстве социальной философии формируется потребность в разъяснении существующих противоречий при проведении анализа различных вариантов идентификации. Концепт «идентичность» становится проблематичным для социальных теоретиков и философов. Это приводит к потребности деконструкции объективных моделей описания социальной реальности с характерными для нее практиками производства идентичностей.
Произошедшие академические изменения в 60-ых годах прошлого столетия привели к радикальному пересмотру взглядов на господствующую длительное
1 Малахов В. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В. Малахов. - Москва : Новое литературное обозрение, 2007. - С. 15.
2 Бушмакина О. Н. Философия постмодернизма / О. Н. Бушмакина. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2003. - С.
время в американской и европейской традиции социальную теорию и позицию исследователей в социальном пространстве 1. Вместе с этим возрастает значимость направлений в философии и социальной теории в центре внимания которых находилась языковая проблематика. В дальнейшем эта ситуация была обозначена рядом исследователей через понятие «лингвистического поворота». Наиболее продуктивные дискуссии относительно места интеллектуалов в социальной жизни и его роли в создании описания социальной реальности происходили во Франции2. Одна из линий анализа связана с рассмотрением социального через анализ различных практик производства высказываний или дискурсов. Ключевой фигурой для этого направления теоретизирования является французский философ Мишель Фуко.
Базовым для философии М. Фуко становится попытка переопределения подхода к анализу концепта «социальная реальность» в социальных и гуманитарных областях знания. Автор обращает внимание, что в господствующих длительное время представлениях социальная реальность изучалась как нечто целостное и единое с одной центральной линией развития. При этом в существующем многообразии описаний форм человеческого взаимодействия исследователями всегда прослеживались «истоки» и причины выделения нового знания и связанных с ним высказываний. Исходя из этого можно сделать вывод, что научная деятельность тесным образом связана с созданием непрерывных нарративов, которые структурированы определённым образом для исследователей в момент обращения к ним. М. Фуко предлагает изменить ракурс в проведении исследований с целостных представлений о логике развития тех или иных систем знаний (и содержащихся в них описаний «социальной реальности») к проблемным областям и противоречиям,
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Бытие пола в социальной дискурсивности2009 год, кандидат философских наук Соколова, Ольга Владимировна
Самореференция социальной реальности в рекламном дискурсе2009 год, кандидат философских наук Дерябин, Максим Леонидович
Идентичность и субъективность: гендерный подход2003 год, кандидат философских наук Поспелова, Ольга Вячеславовна
Топология социального тела2004 год, кандидат философских наук Рябов, Михаил Александрович
Идентичность и субъективность: Гендерный подход2003 год, кандидат философских наук Поспелова, Ольга Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Обухов Константин Николаевич, 2020 год
- 192 с.
4. Агамбен Дж. Нагота / Дж. Агамбен. - Москва : Грюндриссе, 2014. - 204 с.
5. Агамбен Дж. Открытое: человек и животное / Дж. Агамбен. - Москва : РГГУ, 2012. - 112 с.
6. Агамбен Дж. Профанация / Дж. Агамбен. - Москва : Гилея, 2014. - 111 с.
7. Агамбен Дж. Что современно? / Дж. Агамбен. - Калинград : ДУХ I Л1ТЕРА,
2012. - 408 с.
8. Агамбен Дж. Что такое повеливать? / Дж. Агамбен. - Москва : Грюндриссе,
2013. - 72 с.
9. Агацци Э. Научная объективность и ее контексты / Э. Агацци. - Москва : Прогресс-Традиция, 2017. - 688 с.
10.Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - Москва : Какнон-Пресс-Ц ; Кучково поле, 2001. - 624 с.
11. Антонова Н. В. Идентичность личности в контексте новой коммуникативной реальности / Н. В. Антонова // Ученые записки ИМЭИ.
- 2013 - № 1. - С. 35-45.
12. Антонова Н. В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н. В. Антонова, В. В. Белоусова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 79-92.
13.Апель К. О. Трансформация философии / К. О. Апель. - Москва : Логос, 2001. - 344 с.
14.Арендт Х. Vita Activa, или о деятельной жизни / Х. Арендт. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 640 с.
15. Арендт Х. Жизнь ума / Х. Арендт. - Санкт-Петербург : Наука, 2013. - 519 с.
16.Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли / Х. Арендт. - Москва : Изд-во Ин-та Гайдара, 2014.
- 416 с.
17. Арендт Х. Ответственность и суждение / Х. Арендт. - Москва : Изд-во Инта Гайдара, 2013. - 352 с.
18. Арендт Х. Философия и политика / Х. Арендт // История философии. -2008. - Вып. 13. - С. 153-180.
19.Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания / Дж. Батлер. -Москва : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 248 с.
20.Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман.
- Москва : Весь Мир, 2004. - 188 с.
21.Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - Москва : Логос, 2002. - 326 с.
22.Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 240 с.
23.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
24.Бек У. Что такое глобализация? / У. Бек. - Москва : Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
25.Бергер П. Личностно-ориентированная социология / П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз. - Москва : Академический Проект, 2004. - 608 с.
26. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - Москва : Медиум, 1995. - 334 с.
27.Бикбов А. Осваивая французскую исключительность, или Фигура интеллектуала в пейзаже / А. Бикбов //Логос. - 2011. - №1. - С. 3-28.
28.Блур Д. Анти-Латур / Д. Блур // Логос. - 2017. - №1. - С. 85-135.
29.Блэк М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. - Москва : Прогресс, 1990.
- С. 153-172.
30.Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийар. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2000. - 95 с.
31.Бодрийяр Ж. Город и ненависть / Ж. Бодрийяр // Логос. - 1997. - № 9. - С. 107-116.
32.Бодрийяр Ж. Забыть Фуко / Ж. Бодрийяр. - Санкт-Петербург : Владимир Даль, 2000. - 96 с.
33.Брубейкер Р. Этничность без групп / Р. Брубейкер. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - 408 с.
34.Брюшинкин В. Н. Особенности исследования идентичности / В. Н. Брюшинкин // Субъективность и идентичность. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - С. 161-173.
35.Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье. - Москва : Ин-т экспериментальной психологии ; Санкт-Петербург : Алетейя, 2007.
- 567 с.
36. Бурдье П. Социология социального пространства / П. Бурдье. - Москва : Ин-т экспериментальной психологии ; Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. -288 с.
37.Бушмакина О. Н. Онтология "между": со-бытие со-в-местности в пространстве смысла / О. Н. Бушмакина // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. -2013. - Вып. 4. - С. 3-8.
38.Бушмакина О. Н. Онтология безусловного свободного мышления в структурах знания / О. Н. Бушмакина // Вестник Удмуртского
университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Вып. 2.
- С. 3-9.
39.Бушмакина О. Н. Философия постмодернизма / О. Н. Бушмакина. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2003. - 152 с.
40.Бушмакина О. Н. Язык и бытие: проблемы структурирования / О. Н. Бушмакина. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2009. - 123 с.
41.Быков Е. От акторно-сетевой теории к модусам существования: экспозиция в семи сценах (Bruno Latour. An Inquiry Into Modes of Existence) / Е. Быков // Логос. - 2017. - №1. - С. 451-471.
42. Ван Дейк Т. А. Дискурс и власть: репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т. А. Ван Дейк. - Москва : Либроком, 2013. - 344 с.
43.Вахштайн В. Революция и реакция: об истоках объектно-ориентированной социологии / В. Вахштайн // Логос. - 2017. - №1. - С. 41-84.
44.Визинг Л. Шесть ответов на вопрос «что такое медиафилософия? / Л. Визинг // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 3. - С. 189-193.
45.Гидденс Э. Трансформация интимности / Э. Гидденс. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 208 с.
46. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - Москва : Весь мир, 2004. - 120 с.
47.Гидденс Э. Устроение общества: Очерки теории структурации / Э. Гидденс.
- Москва : Академический Проект, 2005. - 525 с.
48.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман.
- Москва : Канон-пресс-Ц, 2000. - 302 с.
49.Гофман Э. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман. - Москва : Смысл, 2009. - 319 с.
50.Гранден Ж. Поворот в мышлении М. Хайдеггера / Ж. Гранден. - Санкт-Петербург : Русский Миръ, 2011. - 249 с.
51.Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 годов / Л. Гудков. -Москва : Новое литературное обозрение : ВЦИОМ-А, 2004. - 816 с.
52. Де Лаэт М. Зимбабвийский втулочный насос: механика текучей технологии / М. Де Лаэт, А. Мол // Логос. - 2017. - № 2. - С. 171-232.
53.Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследования феномена действия от собственного лица / В. Декомб. - Москва : Новое литературное обозрение, 2011. - 576 с.
54.Делез Ж. Актуальное и виртуальное / Ж. Делез. - Ц^: http://elenakosilova.narod.ru/studia3/Act_virt.htm (дата обращения: 01.04.14).
55. Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари.
- Екатеринбург : У-Фактория ; Москва : Астрель, 2010. - 894 с.
56. Делез. Ж. Кино / Ж. Делез. - Москва : Ад Маргинем, 2004. - 624 с.
57.Дикон Р. А. Производство субъективности / Р. А. Дикон // Логос. - 2008. -№ 2. - С. 21-64.
58. Дин М. Правительность: власть и правление в современных обществах / М. Дин. - Москва : Дело, 2016. - 592 с.
59.Дробижева Л. М. Российская, этническая, региональная идентичность: лонгитюдное исследование 1993-2012 годов / Л. Б. Дробижева // Вестник РГНФ. - 2014. - № 2. - С. 71-83.
60.Дуденкова И. Начинание, рождение, действие: Августин и политическая мысль Ханны Арендт / И. Дуденкова // Социологическое обозрение. - 2015.
- № 1. - С. 105-119.
61.Дуринова Г. Темпоральная семантика слова общество (XI — первая треть XIX века) / Г. Дуринова // Социологическое обозрение. - 2015. - № 1. - С. 68-104.
62.Жаворонков А. Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа / А. Жаворонков // Социологическое обозрение. - 2017. - № 3. - С. 303-318.
бЗ.Зарецкий Ю. П. История европейской субъективности Мишеля Фуко / Ю. П. Зарецкий // Субъективность и идентичность. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - С. 293-319. 64.Заякина Р. Сетевой подход: между топологиями пространства и формы / Р. Заякина, М. Ромм // Социологическое обозрение. - 2017. - № 2. - С. 163179.
65. Заяц Е. Печали негативности и радости идентичности / Е. Заяц // Синий
диван. - 2005. - Вып. 6. - С. 209-215. бб.Зенкин С. «Освободительные деяния» Поля Рикёра: между символом и рассказом / С. Зенкин // Социологическое обозрение. - 2014. - № 2. - С. 72-83.
67.Иванов Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. - Санкт-Петербург : Петербургское Востоковедение, 2000. - 96 с.
68.Идентичность и организация а меняющемся мире / под ред. Н. М. Лебедевой, Н. Л. Ивановой, В. А Штроо. - Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 327 с.
69.Ионин Л. Г. Восстание меньшинств / Л. Г. Ионин. - Москва : Университетская книга, 2012. - 237 с.
70.Ионин Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии / Л. Г. Ионин. - Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 365 с.
71.Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод / М. В. Йоргенсен, Л. Дж. Филлипс. - Харьков : Гуманитарный Центр, 2008. - 352 с.
72.Кардинская С. В. Отношение "свой" - "другой" в тексте этнической идентичности / С. В. Кардинская // Международная научная конференция "75 лет высшему образованию в Удмуртии". - Ижевск, 2006. - С. 48-50.
73.Кардинская С. В. Конструирование дискурса этнической идентичности / С. В. Кардинская. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2005. - 268 с.
74.Кардинская С. В. Проблема дискурсивной актуализации этнического субъекта (по материалам этносоциологического исследования удмуртской
137
этничности) / С. В. Кардинская // Вестник Удмуртского университета. -2004. - № 2. - С. 51-60.
75.Кртилова К. Медиатеория/медиафилософия / К. Кртилова. - URL: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/krtilova mediatheory/ (дата обращения: 12.09.14).
76.Калхун К. Национализм / К. Калхун. - Москва : Изд. дом Территория будущего, 2006. - 288 с.
77.Куреной В. Полемика профессионалов: конкуренция и опровержение исследовательских программ в современной философии / В. Куреной // Логос. - 2014. - № 4. - С. 105-146.
78.Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. -Москва : Изд-во ЛКИ, 2017. - 256 с.
79.Латур Б. Биография одного исследования: к работе о модусах существования / Б. Латур // Логос. - 2017. - №1. - С. 217-244.
80.Латур Б. Извините, вы не могли бы вернуть нам материализм? / Б. Латур // Логос. - 2014. - № 4. - С. 265-274.
81.Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур. - Санкт-Петербург : Изд-во Европейский ун-т, 2013. -413 с.
82. Латур Б. Об интеробъективности / Б. Латур // Социологическое обозрение. - 2007. - № 2. - С. 79-98.
83.Лисанюк Е. Н. Ответственность и идентичность субъекта / Е. Н. Лисанюк // Субъективность и идентичность. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - С. 273-291.
84.Лифинцева Т. П. Проблема интерсубъективности в философии ХХ в.: Я и Другой / Т. П. Лифинцева // Субъективность и идентичность. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - С. 181-198.
85.Лихциер В. Л. Феноменология «пере»: введение в экзистенциальную аналитику переходности / В. Л. Лихцер. - Самара: Изд-во Самарский ун-т, 2007. - 332 с.
86. Ло Дж. Объекты и пространства / Дж. Ло // Социологическое обозрение. -2006. - № 1. - С. 30-42.
87. Ло Дж. После метода: беспорядок и социальная наука / Дж. Ло. - Москва : Изд-во Института Гайдара, 2015. - С. 232-247.
88.Магун А. Различать или разрывать? Последняя книга Джорджо Агамбена / А. Магун // Синий диван. - 2005. - Вып. 6. - С. 216-220.
89.Макеева Л. Б. Язык, онтология и реализм / Л. Б. Макеева. - Москва : Высшая школа экономики, 2011. - 310 с.
90. Малахов В. Государство в условиях глобализации / В. Малахов. - Москва : КДУ, 2007. - 252 с.
91.Малахов В. Понаехали тут... Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме / В. Малахов. - Москва : Новое литературное обозрение, 2007. - 200 с.
92. Малахов В. С. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций / В. С. Малахов. - Москва : Новое литературное обозрение : Институт философии РАН, 2014. - 232 с.
93.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - Москва : АСТ, 2006. - 873 с.
94.Мерш Д. Мета/диа. два различных подхода к медиальному / Д. Мерш. -ЦКЬ: http://mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/mersh_dia/ (дата обращения: 12.09.14).
95.Мол А. Множественное тело: Онтология в медицинской практике / А. Мол. - Пермь : Гиле Пресс, 2017. - 254 с.
96.Мол А. Воплощенное действие, осуществленные тела: пример гипогликемии / А. Мол, Дж. Ло // Логос. - 2017. - № 2. - С. 233-262.
97.Нанси Ж. Л. Бытие единичное множественное / Ж. Л. Нанси. - Минск : Логвино, 2004. - 272 с.
98.Нанси Ж. Л. Непроизводимое сообщество / Ж. Л. Нанси. - Москва : Водолей, 2009. - 208 с.
99.Ним Е. (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации / Е. Ним // Социологическое обозрение. - 2017. - № 3. - С. 409-427.
100. Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - Москва : Академический Проект, 2002. - 832 с.
101. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - Москва : Академический Проект, 2000. - 880 с.
102. Плютто П. А. Исследование реальности социокультурного виртуального: Опыт анализа социокультурных иллюзий / П. А. Плютто. - Москва : Прогресс-Традиция, 2014. - 368 с.
103. Разеев Д. От истинности вещи к истинности высказывания / Д. Разеев // Логос. - 2010. - № 5. 2010. - 205-220.
104. Резвых П. В. Абсолютное утверждение и условия смысла: логико-онтологические парадоксы «философии тождества» Ф. В. Й. Шеллинга / П. В. Резвых // Культура и форма: к 60-летию А. Л. Доброхотова. - Москва : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. - С. 254-272.
105. Резвых П. В. Источниковедческие проблемы исследования философии Ф. В. Й. Шеллинга / П. В. Резвых // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. - 2011. - № 4. - С. 21-29.
106. Резвых П. В. Методологические основания поздней философии Ф. В. Й. Шеллинга / П. В. Резвых. - Москва : Изд-во РУДН, 2008. - 89 с.
107. Резвых П. В. Свобода и предикация в творчестве Ф .В. Й.Шеллинга 18001810-х гг. / П. В. Резвых // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. - 2013. - № 1. - С. 6-18.
108. Резвых П. В. Шеллинг и архив Шеллинга: приближаясь к границам выразимого / П. В. Резвых, А. Марков // Русский журнал. - 2012. - № 2(2). -С.123-153.
109. Рёттгерс К. Коммуникативный текст как конструкция социальной философии «в-между» / К. Рёттгерс // Социальная онтология в структурах теоретического знания. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2012. - С. 62-71.
110. Рикер П. Непосредственное знакомство / П. Рикер, Ж. Бодрийяр // Мысль.
- 1997. - № 1. - С. 178-185.
111. Рикер П. Путь признания. Три очерка / П. Рикер. - Москва : Российская политическая энциклопедия, 2010. - 268 с.
112. Рикер П. Философская антропология. Рукописи и выступления / П. Рикер.
- Москва : Изд-во гуманитарной литературы, 2017. - 311 с.
113. Рикёр П. Живая метафора / П. Рикёр // Теория метафоры. - Москва : Прогресс, 1990. - С. 108-110.
114. Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / П. Рикёр // Теория метафоры. - Москва : Прогресс, 1990. - С. 215-230.
115. Рикер П. Я-сам как другой / П. Рикер. - Москва : Изд-во гуманитарной литературы, 2008. - 416 с.
116. Роди Фр. Традиционная и философская герменевтика: замечание к одному проблематичному различению / Фр. Роди // Вестник российского государственного гуманитарного университета. - 1996. - №3 - С. 15-18.
117. Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии / Е. Ю. Рождественская. - Москва : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2012. - 381 с.
118. Рождественская Е. Ю. Когерентность автобиографии и нарративизация идентичности / Е. Ю. Рождественская // Автобиографические сочинения в междисциплинарном исследовательском поле: Люди, тексты, практики / Под общ. ред.: Ю. П. Зарецкий, Е. К. Карпенко, З. В. Шушпанова. - Москва : Библио-Глобус, 2017. - С. 149-196.
119. Рождественская Е. Ю. Нарративная идентичность в автобиографическом интервью Е. Ю. Рождественская // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2010. - № 30. - С. 5-26.
120. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности / В. В. Савчук. -Санкт-Петербург : РХГА, 2013. - 350 с.
121. Сидорова М. Прощение как опыт возможного: подходы Х. Арендт и П. Рикёра / М. Сидорова // Социологическое обозрение. - 2016. - № 2. - С. 192207.
122. Сидорова М. Современные подходы к изучению наследия Поля Рикёра / М. Сидорова // Социологическое обозрение. - 2014. - № 3. - С. 89-93.
123. Соловей И. В. Объективация социального бытия в пространстве "Биополитики" / И. В. Соловей // European Social Science Journal. - 2014. - № 6. -С. 9-16.
124. Соловей И. В. Социальная организация в постполитическом пространстве дискурса манифестации / И. В. Соловей // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 5. - С. 17-19.
125. Соловей И. В. Философские смыслы поля политики / И. В. Соловей. -Ижевск : Удмурт. ун-т, 2012. - 248 с.
126. Степанцов П. Размышление над книгой «Нет такой вещи, как социальная наука: в защиту Питера Уинча» / П. Степанцов // Социологическое обозрение. - 2010. - №3. - С. 129-150.
127. Тишков В. А. Российский народ: история и смысл национального самосознания / В. А. Тишков. - Москва : Наука, 2013. - 648 с.
128. Тишков В. А. Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития российского общества: статьи и интервью / В. А. Тишков. - Москва : Academia, 2008. - 84 с.
129. Тишков В. А. Культурная сложность современных наций / В. А Тишков, Е. И. Филиппова. - Москва : Политическая энциклопедия, 2016. - 384 с.
130. Троцук И. Дискурсивное конструирование социальной реальности: концептуальные основания и эмпирические приемы разоблачения «скверных» практик / И. Троцук // Социологическое обозрение. - 2014. - № 2. - С. 206-224.
131. Уилрайт Ф. Метафора и реальность / Ф. Уилрайт // Теория метафоры. -Москва : Прогресс, 1990. - 512 с.
132. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии / П. Уинч. -Москва : Русское феноменологическое общество, 1996. - 125 с.
133. Урри Дж. Мобильности / Дж. Урри. - Москва : Праксис, 2012. - 576 с.
134. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - 335 с.
135. Филлипова Е. И. Территория идентичности в современной Франции / Е. И. Филлипова. - Москва : ИЭА РАН, 2010. - 300 с.
136. Фуко М. Археология знания / М. Фуко. - Киев : Ника-Центр, 1996. - 208 с.
137. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими / М. Фуко. -Санкт-Петербург : Наука, 2014. - 358 с.
138. Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии / С. Фуллер. - Москва : Дело, 2018. - 384 с.
139. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / М. Хайдеггер // Вопросы философии. - 1989. - № 9. - С. 116-157.
140. Хайдеггер М. Вклады в дело философии. От события / М. Хайдеггер // Герменея - 2009. - №1 - С. 6-13.
141. Хайдеггер М. Вклады в дело философии. От события / М. Хайдеггер // Герменея. - 2009. - № 2. - С. 3-9.
142. Хатчинсон Ф. Два мира действия: социальная наука, социальная теория и системы социологической рефракции / Ф. Хатчинсон, Е. Павленко, А. Корбут // Социологическое обозрение. - 2012. - № 2. - С. 75-99.
143. Шеллинг Ф. В. Позитивная философия. В 3 т. Т. 2. Философия откровения / Ф. В. Шеллинг. - Санкт-Петербург : Quadrivium, 2015. - 720 с.
143
144. Шеллинг Ф. Изложение моей системы философии / Ф. Шеллинг. - Санкт-Петербург : Наука, 2014. - 264 с.
145. Шеллинг Ф. Штутгартские частные лекции / Ф. Шеллинг // Философия религии. Альманах. 2008-2009. - Москва : Языки славянских культур, 2010. -С.345-376.
146. Шеллинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки / Ф. Шеллинг. - Санкт-Петербург : Наука, 1998. - 518 с.
147. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2т. Т.1 / Ф. Шеллинг. - Москва : Мысль, 1987. -638 с.
148. Шеллинг Ф. Сочинения. В 2т. Т.2 / Ф. Шеллинг. - Москва : Мысль, 1989. -637 с.
149. Шовье С. Субъективность, личность и идея самости / С. Шовье // Субъективность и идентичность. - Москва : Высшая школа экономики, 2012. - С. 118-128.
150. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. - Санкт-Пеетрбург : Академический проект, 2004. - 380 с.
151. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - Санкт-Петербург : Симпозиум, 2004. - 538 с.
152. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. - Москва : Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006. - 342 с.
153. Этнические группы и социальные границы / под ред. Ф. Барта. - Москва : Новое изд-во, 2006. - 199 с.
154. Юрлова М. «Между прошлым и будущим»: упражнения в политической мысли в отсутствие твердой опоры / М. Юрлова // Социологическое обозрение. - 2014. - № 3. - С. 223-237.
155. Якимова Е. В. Майкл М. Конструирование идентичностей: социальные, внечеловеческие и трансформирующие факторы / Е. В. Якимова // Социальные и гуманитарные науки. - 1999. - №4. - С. 88-102.
156. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». - Москва, 1975. - С. 193-231.
157. Якобсон Р. Речевая коммуникация / Р. Якобсон // Избранные работы. -Москва : Прогресс, 1985. - С. 125-141.
158. Ямпольская А. Речевой акт как событие: Деррида между Остином и Арендт / А. Ямпольска // Социологическое обозрение. - 2014. - № 2. - С. 9-24.
159. Яндараева И. С. Конструирование воображаемых сообществ в структурах социальной памяти : дис. ... канд. филос. наук / И. С. Яндараева. - Ижевск, 2012. - 160 с.
160. Яндараева И. С. Субстанциализация социальной связи в концепции "мест памяти" Нора П. / И. С. Яндараева // Социальная онтология в структурах теоретического знания. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2012. - С. 84-87.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.