Конструирование "других" в масс-медиа: теоретические подходы и методология анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат наук Маркина, Валерия Михайловна

  • Маркина, Валерия Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.01
  • Количество страниц 183
Маркина, Валерия Михайловна. Конструирование "других" в масс-медиа: теоретические подходы и методология анализа: дис. кандидат наук: 22.00.01 - Теория, методология и история социологии. Москва. 2017. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Маркина, Валерия Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ДРУГОГО

1.1 Онтолого-гносеологические предпосылки конструирования Других: два пути исследования интерсубъективности

1.2 Направления конструирования абстрактной категории Другого

в социологии

1.3 Социологический поворот к изучению реальных групп Других

ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА КОНСТРУИРОВАНИЯ ДРУГИХ В МЕДИАРЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ

2.1 Процессы стереотипизации и репрезентации Других

в масс-медиа: теоретико-методологическая реконструкция

2.2 Отчуждающие и эмансипирующие дискурсивные практики репрезентации Других в медиа: социологическая интерпретация

ГЛАВА 3 КЕЙС СТАДИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДРУГИХ В МЕДИАРЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ: АПРОБАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

3.1 Стратегии репрезентации мигрантов как Других в СМИ

3.2 Политика репрезентации людей с синдромом Дауна как Других

в медиа сфере

3.3 Процессы отчуждения и освобождения людей с инвалидностью

в кинотексте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Таблицы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конструирование "других" в масс-медиа: теоретические подходы и методология анализа»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

В современном мире, пронизанном разнообразными границами, существует множество оснований социальной дифференциации. Процессы различения способствуют как сплоченности, так и разобщенности групп и целых обществ, позволяя формировать и трансформировать коллективные идентичности. В бинарной логике базовых структур мышления и языка метафоры различения «мы» и «они» несут смысл иерархического отношения, в котором ценностным преимуществом обладает ингрупповая идентичность.

Актуальность исследования теоретико-методологических оснований механизмов конструирования Других в масс-медиа обусловлена необходимостью осмысления интеллектуальных и социокультурных контекстов восприятия и репрезентации инаковости. Современный метанарратив о Другом - это результат взаимовлияния множества теоретических идей и концепций, возникших в античной и классической европейской социальной мысли и прошедших череду теоретико-методологических поворотов в контексте политических и культурных изменений, воплотившихся в новых способах художественного изображения Других в искусстве и литературе, в современных практиках репрезентации Других в прессе, театре и кино. Фундаментальные основания современных способов мышления, говорения и письма о Другом обнаруживают себя в классических философских основаниях социальной мысли, где данные категории начинают рефлексироваться особым образом.

Поскольку практики осмысления категории Другого в теории, как и

отношение к Другим в обществе, с течением времени

трансформировались, смыслы конструкта «другой» важно

отрефлексировать с учетом сложившихся в культуре и социальной мысли

3

паттернов восприятия инаковости. Для выявления истоков современных стигматизирующих и эмансипирующих практик конструирования Других в медиа необходимо обратиться к онтолого-гносеологическим основаниям проблематики инаковости и Другого в социальной мысли, обобщить и систематизировать основные подходы к определению Другого, разработать основания классификации приемов репрезентации.

Познавательные возможности современных подходов к интерпретации Другого не только во многом наследуют парадигмальные основания классической и неклассической европейской мысли об инаковости и Другом, но и вскрывают и преодолевают их ограничения, при этом открывая новые перспективы и создавая новые когнитивные ловушки. Отсюда следует важность аналитической инвентаризации и беспристрастного пересмотра арсенала теоретизации Другого, разработки и апробации новой методологии анализа стратегий и механизмов репрезентации Других в актуальном пространстве массовых коммуникаций.

Процессы постепенного признания ценности инаковости, многообразия и гетерогенности форм бытия требуют пересмотра классических схем мышления и традиционных теоретико-методологических подходов к изучению Другого. Актуализируется задача понимания того, каким именно образом появляются новые критические способы мышления, говорения, изображения Другого, какие социокультурные изменения приводят к возникновению освобождающей модели письма. Рефлексия способов проблематизации Другого в контексте властных отношений в критической социальной теории требует комплексного подхода и научной беспристрастности.

В том, какие именно группы оказываются Другими, и каким образом конструируется их инаковость, важную роль сегодня играют масс-медиа, являясь ключевым источником информации для многих людей. Именно масс-медиа не только отражают сложившиеся в обществе

4

установки, но и сами конструируют стереотипные образы тех или иных социальных групп, делая из них своих или чужих, друзей или врагов, и могут способствовать формированию определенного отношения общества к их представителям. Такие явления, как исламофобия, институциональный расизм, ксенофобия, антисемитизм становятся инструментами дискриминации и порождают масштабные социальные потрясения.

Многие страны мира, в том числе и Россия, сегодня активно занимаются поиском путей преодоления разобщенности и смягчения социального неравенства, предотвращения крупных социальных конфликтов. При этом, несмотря на заявления о необходимости курса на инклюзию, в публичном дискурсе нередко продолжают применяться отчуждающие модели репрезентации Других. Такие формы дискурса патологизируют инаковость, изображая те или иные социальные группы подчиненными и исключенными, замалчивая и не давая им голоса. Именно поэтому исследование процессов конструирования Других в медиа является столь актуальным. Выявление стратегий репрезентации Других в масс-медиа позволяет вскрывать механизмы, воздействующие на представления о Других и приводящие к отчуждению или приятию инаковости в культуре.

Научная разработанность проблемы. Подходы к анализу роли масс-медиа в конструировании различий, воспроизводстве и углублении неравенства обосновываются феноменологическим тезисом о множественности реальностей (А. Шюц), идеей хабитуализации и теорией социального конструирования реальности (П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Н. Луман). Процессы интерпретации и языкового конструирования социальной реальности, в том числе, осуществляемые масс-медиа, изучаются с опорой на подходы к анализу дискурса, предложенные в трудах Ю. Хабермаса, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида, Т. ван Дейка, Ю. Лотмана, Н. Фэркло, Р. Водак, С. Холла, Э.

5

Саида, Г. Спивак. Эти подходы различаются своими методологическими предпосылками, однако, общей отправной точкой, важной для диссертационного исследования, выступает аргумент о власти медиа в проблематизации событий и продвижении гомогенных и гегемонистских версий социальной реальности. Сконструированный средствами массовой информации образ Другого реифицирует как характеристики изображаемых, так и сами границы, линии различения, 'un/doing difference', по С. Хиршауэру. При этом важно учитывать, что механизмы конструирования Других в медиа опираются на структурные основания, содержащиеся в способах мыслить инаковость, рефлексировать культурные различия и стереотипы в повседневном и научном знании, которые интертекстуально связаны (Ю. Кристева, М. Фуко, Э. Саид, Х. Баба).

Онтолого-гносеологические предпосылки конструирования Другого заложены классиками европейской философской мысли, где Другой определяется через субъекта, понимается как «Другое Я» (Р. Декарт), как отчужденная и объективированная в процессе самопознания часть мышления Я - трансцендентальный ноумен и одновременно как источник этического отношения (И. Кант), как отрицаемая и подчиненная часть диалектической оппозиции «Я»/«не Я» (Г.В.Ф. Гегель), как необходимое условие формирования субъекта, залог интерсубъективности, результат самоограничения «Я» (И. Фихте).

В классической социальной мысли фокус научного рассмотрения

смещается в сторону проблем взаимодействия и совместного бытия с

Другим. Приоритетное значение получает проблема интерсубъективности

(Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, М. Бубер, Э. Левинас, М. Мерло-

Понти). В эгологизме Другой концептуализируется вне психологических

характеристик, в качестве ноумена, «альтер эго», которое принадлежит

внутреннему опыту Я и не может выступать для субъекта чем-то

радикально иным и внеположенным (Э. Гуссерль). Выдвинутые Гуссерлем

6

идеи интерсубъективности закладывают основания для возникновения классических социологических подходов к пониманию Другого (М. Вебер, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман).

В диалогизме осуществляется поворот к Другому, и диалог с Другим видится как необходимое условие полноценного развития Я и единственный путь к пониманию Другого, связанный с признанием ценности инаковости. Изучение различных аспектов диалогической проблематики осуществляется в произведениях М. Бубера, Ф. Эбнера, Л. Выготского, Б. Вандельфельса и др. Этические аспекты взаимодействия с Другим, начиная с категорического императива И. Канта, рассматриваются в трудах М. Бубера, М. Бахтина, Э. Левинаса. Первостепенное значение получает проблема бытия и сосуществования Субъекта с Другим: «бытие-с...» у М. Хайдеггера, «со-бытие» у Ж.П. Сартра, отношения «Я-Ты» у М. Бубера. Отношения между Я и Другим, характеризующиеся оппозиционностью и конфликтностью, предстают центральной проблемой в трудах Ж.-П. Сартра, С. де Бовуар и Ж. Батая.

В классической социологии вопрос о Другом, прежде всего, поднимается в связи с проблематикой социального порядка (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и социального действия, коллективного взаимодействия и солидарности (Г. Зиммель). Другой рассматривается в качестве главного условия существования общества и интерпретируется не как конкретный индивид, а как обобщенная категория, в частности у Э. Дюркгейма или как объект «генерализированных нормативных ориентаций» у Т. Парсонса. Ориентация на Другого конституирует любое социальное действие как интерсубъективное, выступая одним из центральных методологических принципов интерпретативной социологии (М. Вебер). В структурном функционализме инаковость видится угрожающей стабильности системы, поэтому определяется как отклонение (Т. Парсонс).

В символическом интеракционизме Другой понимается в контексте

процессов идентификации, концептуализируется как «значимый Другой»

7

(Дж.Г. Мид), «зеркальное Я» (Ч. Кули), как тот, на кого направлены ожидания и поведение (Г. Блумер, И. Гофман). Другой рассматривается в качестве «типа», чужого, незнакомого, наблюдателя, носителя инокультурных ценностей (Г. Зиммель, А. Щюц), маргинального человека (Р. Парк) или аутсайдера, представителя «они-группы» (У. Самнер). Чужак по Зиммелю - это такой социальный тип, которому присущи отчужденность и отстраненность от принимающей культуры. В отличие от него маргинальный человек по Парку, хоть и находится на границах разных культур и тоже является не принятым, чужаком, при этом рассматривается как более адаптивный, функциональный тип Другого (С. Баньковская). Исследования, выполненные в интерпретативной перспективе, фокусируют внимание на жизненном опыте, повседневности культурно близких и удаленных других. В таких исследованиях с применением качественной методологии близкое предстает незнакомым, открывается заново, при этом применяется укорененный в феноменологии прием «остраннения» (В. Шкловский), воплощаемый в методологии этнографической дистанции (М. Хамерсли, П. Аткинсон, К. Гирц, Э. Хьюз). Представителями франкфуртской школы Другой не только показан угнетаемым и манипулируемым объектом воздействия культурной индустрии, но и наделяется потенциалом критической рефлексии и сопротивления одномерности системы (Г. Маркузе), в том числе посредством языка (Ю. Хабермас). В этой перспективе проводятся исследования неравенства и угнетения, выявляемых как в социальной структуре общества, так и культурных репрезентациях (С. Холл). Тем самым Другой конструируется как объект и субъект производства инаковости. В критической социальной теории проблематика сдвигается в сторону изучения политики репрезентации Других. Главным вкладом критических социальных теорий в конструирование Другого становится признание множественности, многоголосия, многообразия Других и ценности инаковости.

Особая роль Другого как культурного кода артикулируется в исследованиях семиотического пространства языка (Ж. Деррида, Ю. Кристева, Р. Барт, Ю. Лотман, Ж. Бодрийяр). В критике колониального языка, в процессе обнаружения и деконструкции дискурсов угнетения Другие показаны объектами конструирования, занимающие внешнюю позицию по отношению к «нормальным значениям западной культуры» (Г. Спивак, Э. Саид). Другой предстает как конструкт, продукт социокультурной репрезентации, создаваемый образ, за производством которого скрыты отношения неравенства и властного контроля (М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Дж. Батлер, И.К. Седжвик, Г. Спивак, Э. Саид). Данная проблема становится предметом осмысления и в трудах отечественных социологов (Л. Бронзино, М. Тлостанова).

Исследование механизмов конструирования Других требует рефлексии процессов типизации в повседневной жизни (А. Шюц). Серьезный вклад в анализ процессов формирования стереотипов внесли исследования У. Липпмана, Т. Шибутани, М. Кука, Г. Олпорта, Р. Чалдини, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Х. Тэджфела, В. Ядова. Процессы репрезентации Других в массовой культуре выступают центральным предметом изучения во множестве современных зарубежных эмпирических исследований. Ученые обращаются к исследованию процессов конструирования в медиа социальных проблем с использованием оппозиций «мы»-«они/другие» Spector, J. Kitsuse). Нередко анализ фокусируется на тех или иных механизмах, с помощью которых отдельные социальные группы подвергаются стигматизации (И. Гофман). В качестве таких групп могут выступать разные категории населения - как социально уязвимые, например, инвалиды (П. Томас, Д. Джексон, К. Ходжес, М. Молсуорт, Р. Скуллион, Л. Рубин, П. Уилкинсон, П. МакГилл), мигранты (Д. Гудхарт, Ч. Янг, Р. Минс Коулмен), религиозные меньшинства (К. Буллок, Дж. Джефри), секс-работники (В. Дудина), так и любые другие, например, спортсмены

9

(Ч. Ангрюа). В своих исследованиях ученые опираются на результаты анализа телевизионного дискурса (Дж. Кэмбел, Е. Фурших), публикаций в прессе (Т. Чен, Д. Уорренн) и визуальных данных (Т. Закараис, Г. Грей). В работах Л. Калькута, И. Вудварда и Дж. Ранделла изучается влияние космополитических и мультикультурных представлений на принятие и процессы репрезентации Других. И. Нойманном исследуются стратегии создания «Другого» как способы достижения интеграции перед лицом врага, процессы использования образов Востока в формировании европейских идентичностей.

Е. Ярская-Смирнова разрабатывает теорию инаковости, вводя аналитическую категорию «нетипичности», и вместе с П. Романовым проводит серию эмпирических исследований анализа репрезентаций Других в кино и прессе. Проблемой отчуждения Другого занимается Л. Гудков в исследовании инструментов воспроизводства в СМИ Другого как врага, с опорой на статистические, исторические и литературные данные. Г. Зверева применяет дискурс-анализ для определения механизмов создания и воспроизводства представлений о «своих» и «чужих» в массовой культуре. И. Дорогавцева, анализируя универсальные закономерности репрезентаций «Другого» в литературных и нелитературных текстах, эксплицирует языковые приемы его репрезентации. Е. Шапинская подчеркивает амбивалентность отношения к Другому, заключающуюся в существовании двух социальных стратегий: отторжения и присвоения Другого и выделяет «этнический, гендерный, субкультурный, экзистенциальный» типы Других.

Несмотря на существование в корпусе социогуманитарного знания

большого числа теоретических и прикладных исследований по проблеме

Другого, на данный момент отсутствует комплексный теоретико-

методологический подход, который бы объяснял процесс конструирования

Других в медиа и позволял выявлять и анализировать механизмы и

предпосылки отчуждения и эмансипации, заложенные в структуре самих

дискурсивных моделей. Тем самым становятся необходимыми усилия по реконструкции рамок мышления, фундирующих современные процессы конструирования Других в дискурсе, чтобы выявить и классифицировать механизмы производства инаковости в медиарепрезентациях.

Объект данного исследования - процесс конструирования Других в масс-медиа. Предмет исследования - формирование паттернов восприятия и репрезентации инаковости как типичных механизмов конструирования Других в медиа.

Цель исследования - разработать теоретико-методологический подход к анализу конструирования Других в медиа на основе выявленных интеллектуальных паттернов восприятия и репрезентации Других в социальной мысли.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Выявить основания современных дискурсивных практик конструирования Других, проследив эволюцию способов рассуждения о Другом в истории философской мысли и социологической теории.

2. Провести систематизацию идей и разработку таксономии современных подходов, внесших наиболее существенный вклад в объяснение отчуждающих и появление эмансипирующих практик конструирования Других в культуре.

3. Классифицировать и описать дискурсивные модели конструирования Других, определив основания их формального разделения с опорой на результаты, полученные в ходе анализа схем понимания Другого и инаковости в философской мысли.

4. Изучить специфику процесса отчуждения Других в медиадискурсе, выделив его основные признаки, этапы и механизмы.

5. Подвергнуть анализу процессы преодоления отчуждения и эмансипации Других в медиадискурсе, охарактеризовав механизмы, стратегии и приемы контр-репрезентации инаковости в культуре.

6. Разработать схему анализа процессов конструирования Других в медиа и апробировать ее на материалах кейс стади репрезентаций мигрантов и людей с инвалидностью, выявив характерные паттерны изображения, основные доминирующие дискурсы и стереотипы, а также механизмы отчуждения и контрстратегии обращения с инаковостью уязвимых групп Других в медиа.

Теоретические и методологические основания. Диссертационная работа строится по трем линиям историко-социологического и теоретико-методологического анализа: во-первых, осуществляется реконструкция истоков и интеллектуальных предпосылок современных социологических трактовок инаковости; во-вторых, проводится систематизация и разрабатывается таксономия современных подходов, внесших существенный вклад в объяснение процессов отчуждения и появление эмансипирующих дискурсивных практик конструирования Других; в-третьих, с опорой на полученные теоретические классификации дискурсивных приемов конструирования Других обосновываются модели отчуждающего и эмансипирующего письма в медиарепрезентациях. В целом диссертационное исследование носит теоретический характер, а основными методами выступают систематизация, сравнение, классификация, деконструкция и критический анализ теоретико-методологических подходов.

Исследование реконструирует основания современных рамок

понимания Другого, обращаясь к классическим, неклассическим и

постнеклассическим подходам социальной мысли. Разработка теоретико-

методологического подхода к анализу процесса конструирования Других в

медиа осуществляется на основе интеграции элементов монологических,

феноменологических и диалогических подходов. В качестве теоретической

основы анализа проблематики Другого предстают идеи феноменологии (Э.

Гуссерль, М. Мерло-Понти), экзистенциализма (Э. Левинас, М. Хайдеггер,

Ж.П. Сартр, С. де Бовуар) и диалога (М. Бахтин, М. Бубер). Для

12

исследования механизмов производства инаковости используются концепции: ориентализма (Э. Саид), отчуждения (К. Маркс, Ж. Бодрийяр, Г. Спивак), властного контроля и нормативности (М. Фуко, С. де Бовуар, Дж. Батлер), патриархатного письма (Р. Брайдотти, Е. Сиксу).

Методологической основой диссертации выступают интерпретативные подходы к пониманию инаковости в жизненном опыте людей (И. Гофман, Дж. Мерсер, М. Оливер, С. Барнс) в аспекте интерсубъективного знания (Э. Гуссерль, А. Шюц) и дискурсивного конструкта (М. Фуко, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Деррида, Ю. Кристева). Трактовка инаковости как дискурсивного продукта позволяет учитывать, что Другие могут являться одновременно субъектом и объектом ее конструирования.

В диссертации используются методы анализа текстов: визуальное, нарративное исследование кинотекста (Р. Барт, Ю. Лотман, К. Метц), контент-анализ газетных публикаций (А. Семенова, М. Корсунская). Медиарепрезентации Других в прессе и кино (С. Холл, Э. Саид, Г. Спивак) изучаются с применением критического исследования дискурса (Т. ван Дейк, Н. Фэркло). Подход к исследованию правил производства дискурса позволяет учесть контекст сказанного, понять универсальные механизмы, контролирующие и предписывающие нормы отношения к инаковости в медиа и оценить степень свободы, «текучести» дискурса, выявить, какие сферы открыты многообразию и диалогу, а какие охвачены механизмами отчуждения (М. Фуко).

Методология и результаты эмпирического исследования сопоставляются с наработками отечественных и зарубежных социологов, изучающих репрезентации Других в текстах (И. Дорогавцева, Е. Шапинская, А. Усманова, И. Выходцева), в частности людей с инвалидностью (Дж. Мерсер, П. Уилкинсон, П. МакГилл, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова, Э. Барбашина) и мигрантов (О. Белохвостова, Е. Фурших, Д. Гудхарт, Р. Минс Коулмен, К. Буллок, Дж. Джефри).

13

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1. Произведен анализ интеллектуальных предпосылок, рамок осмысления и способов концептуализации Другого в философском дискурсе, в результате установлены взаимосвязи онтолого-гносеологических оснований концептуализации Другого с элементами современного критического дискурса о Других в социальной теории.

2. На основе анализа и систематизации основных теоретико-методологических подходов к изучению проблемы конструирования Другого выявлены две группы способов обращения с инаковостью в дискурсе: оппозиционные и преодолевающие оппозицию.

3. Классифицированы и описаны две основные дискурсивные модели конструирования Других: отчуждающая и эмансипирующая. Обозначены критерии разделения и характеризующие их признаки.

4. Обнаружены и классифицированы механизмы и стратегии производства инаковости, действующие в рамках различных дискурсивных моделей: отчуждения и сопротивления. Разработаны индикаторы процесса отчуждения и методика его анализа в медиарепрезентациях. Описаны формы стереотипизации инаковости в культуре, классифицированы приемы контр-репрезентации и стратегии переворачивания стереотипов о Других в медиа.

5. Впервые разработан теоретико-методологический подход к изучению процесса конструирования Других в медиа дискурсе. Для разработки подхода были применены выделенные ранее отчуждающая и эмансипирующая модели письма о Другом. Предложена схема анализа конструирования Других в медиа по осям: приятие/неприятие инаковости и консенсус/конфликт.

6. Проведена апробация разработанного категориального аппарата

и методологии анализа процесса конструирования Других в медиа на

нескольких кейсах, включающих анализ современной прессы, образцов

массовой культуры; по-новому определены, лежащие в основе

14

репрезентаций групп людей с инвалидностью и мигрантов, механизмы и стратегии производства инаковости, характерные для современных дискурсов российской массовой культуры.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Современный дискурс о Другом является продуктом ряда онтолого-гносеологических поворотов в социальной мысли, содержит результаты пересмотра классических схем мышления и отчуждающих процессов современной культуры. В современной социальной теории в результате пересмотра классических подходов и в контексте социальных изменений сформировались критические схемы понимания Другого, которые повлияли на возникновение эмансипирующих практик конструирования Другого и производства инаковости в дискурсах массовой культуры.

2. На формирование представлений о Другом в социальной теории повлияли две различных линии понимания интерсубъективности: эгологизм и диалогизм. Для первой линии характерно понимание Другого как аналога Я (alter ego), как основы познания и получение субъектом жизненного опыта. Другой в этой перспективе не является реальным и радикально отличным субъектом, так как принадлежит внутреннему опыту Я. Диалогическая линия понимания наделяет Другого статусом равного субъекта, обладающего уникальностью и аутентичностью, указывая на неразрывную взаимосвязь Я и Другого. С опорой на идеи диалога в социальной теории возникают эмансипирующие элементы дискурса о Другом, дополненные и развитые впоследствии в концепциях полилога.

3. Существуют две группы способов обращения с инаковостью в дискурсе: оппозиционные и преодолевающие оппозицию. Первые приводят к отчуждению инаковости, сопровождаются выстраиванием отношений господства-подчинения. Вторые направлены на проявление субъектности и инаковости в дискурсе, сопряжены с практиками инклюзии Других.

4. Дискурсивные практики конструирования Других группируются в две модели: отчуждающую и эмансипирующую, характеризующиеся противоположными способами обращения с инаковостью (приятие/неприятие). Характерной чертой отчуждающей модели конструирования Другого является доминирование субъект-объектного модуса отношений, которые предполагают наличие монолога и субъектоцентризма и приводят к выстраиванию оппозиции и иерархии. Другой при этом пассивен, выступает в качестве средства коммуникации. Главной чертой отчуждающей модели является неприятие инаковости, понимание ее как недостатка или патологии, свойственной Другим, что сопровождается их нормализацией, подчинением, объективацией, ассимиляцией, деперсонификацией, деконтекстуализацией, гомогенизацией. Второй модели присущи эмансипирующие характеристики: субъект-субъектные отношения в форме диалога, признаки деиерархизации, ацентрации и плюралистичности. В эмансипирующей модели происходит приятие инаковости, понимание ее в качестве альтернативы норме, признание уникальности Другого и ценности многообразия. Другой рассматривается как активный субъект -цель коммуникации, что выражается в персонифицированном подходе к Другому.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Маркина, Валерия Михайловна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Альтюссер, Л. Преобразование философии / Л.Альтюссер; пер. с фр. К.Саркисова // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2012. - Т. 85, № 5. - С. 73-96.

2. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б.Андерсон; пер. с англ.

B.Николаева; вступ. ст. С.Баньковской. - М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001. - 288 с.

3. Баньковская, С.П. Другой как элементарное понятие социальной онтологии / С.П.Баньковская // Социологическое обозрение. - 2007. - Т. 6, № 1. - С. 75-87.

4. Баньковская, С.П. История теоретической социологии в 4-х т. Т. 3. Ведущие теоретики Чикагской школы: Идеи и подходы /

C.П.Баньковская; под ред. Ю.Н.Давыдова. - М.: Канон, 1998. - С. 117-139.

5. Баньковская, С.П. Чужаки и границы: к понятию социальной маргинальности / С.П.Баньковская // Отечественные записки. - 2002. - № 6. - С. 457-467.

6. Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р.Барт; пер. с фр., послесл. и коммент. М.Рыклина. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. -272 с.

7. Батлер, Дж. Психика власти: теории субъекции / Дж.Батлер; пер. З.Баблояна. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002. - 168 с.

8. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З.Бауман. - М.: Логос, 2005. - 390 с.

9. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М.Бахтин. - 5-е изд., доп. - Киев: Next, 1994. - 511 с.

10. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У.Бек; пер. с нем. В.Седельника, Н.Федоровой. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -383 с.

11. Белохвостова, О. Производство и потребление символов «инаковости» в России / О.Белохвостова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. 10, № 1. - С. 160-166.

12. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П.Бергер, Т.Лукман; перевод Е.Руткевич. - М.: Медиум; Academia-Центр, 1995. - 323 с.

13. Блумер, Г. Коллективное поведение / Г.Блумер // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред.

B.И.Добренькова. - М.: Издательство Московского Университета, 1994. -

C. 168-215.

14. Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г.Блумер // Современная зарубежная социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - С. 173-179.

15. Бодрийяр, Ж. Город и ненависть / Ж.Бодрийяр; перевод Б.Нарумова // Логос. - 1997. - №9. - С. 107-117.

16. Брайдотти, Р. Различие полов как политический проект номадизма / Р.Брайдотти // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред.: Е.Здравомыслова, А.Темкина. - СПб.: Д. Буланин, 2000. - 304 с.

17. Брехт, Б. Об экспериментальном театре / Б.Брехт // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы 20 века: пер. с нем. / сост. Л.Г.Андреев. - М.: Прогресс, 1986. - С. 331-344.

18. Бронзино, Л.Ю. Гендерная идентичность на фоне классического и постмодернистского феминизма / Л.Ю.Бронзино, М.И.Витковская // Социологический журнал. - 2013. - № 4. - С. 107-121.

19. Бронзино, Л.Ю. Диалектика рационального и иррационального в постижении социальной реальности (социальная герменевтика Юлии Кристевой) / Л.Ю.Бронзино // Вестник РУДН. Серия «Социология». - 2001. - № 1. - С. 97-99.

20. Бронзино, Л.Ю. Классическая и неклассическая рациональность в социальном познании: постановка проблемы / Л.Ю.Бронзино // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2010. - № 1. - С. 54-63.

21. Бубер, М. Два образа веры / М.Бубер // Сборник работ / под ред. П.С.Гуревича, С.Я.Левит, С.В.Лезова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

22. Бубер, М. Я и Ты / М.Бубер; пер. Н.Файнгольда // Квинтэссенция. Философский альманах 1991 года / под ред. В.И.Мудрагея. - М.: Политиздат, 1992. - С. 294-370.

23. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П.Бурдье. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры»; Институт экспериментальной социологии, 2002. - 160 с.

24. Вальденфельс, Б. Ответ Чужому: основные черты респонзивной феноменологии / Б.Вальденфельс // От Я к Другому: проблемы социальной онтологии в постклассической философии. - Минск: Пропилеи, 1999. - 179 с.

25. ван Дейк, Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации / Т.ван Дейк. - М.: Либроком, 2013. - 344 с.

26. ван Дейк, Т. Дискурс и доминирование / Т.ван Дейк; пер. Е.Кожемякина // Современный дискурс анализ. 2009 - Т. 1, № 1. - С. 7-24.

27. Вебер, М. Основные социологические понятия / М.Вебер // Западно-европейская социология Х1Х-начала ХХ веков / под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. - С. 455-490.

28. Власова, Т.А. Инклюзивные и эксклюзивные практики в системе национального образования: кейс стади школы с этнокультурным компонентом города Ижевска / Т.А.Власова // Журнал исследований социальной политики. - 2013. - № 2. - С. 207-219.

29. Выходцева, И.С. Концепт «свой - чужой» в советской словесной культуре (20-30-е гг.): автореф. дис. ... канд. филол. наук 10.02.01 / И.С.Выходцева. - Саратов, 2006. - 20 с.

30. Гайденко, П.П. История и рациональность. Социология М.Вебера и веберовский ренессанс / П.П.Гайденко, Ю.Н.Давыдов. - М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

31. Гайденко, П.П. Философия Фихте и современность / П.П.Гайденко. - М.: Мысль, 1979. - 288 с.

32. Гегель, Г.-В.-Ф. Феноменология духа / Г.-В.-Ф.Гегель; пер. с нем. Г.Г.Шпета // Памятники философской мысли. М.: Наука, 2000. - 495 с.

33. Гегель, Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук в 3 т. Т. 3. Философия духа / Г.-В.-Ф.Гегель; отв. ред. Е.П.Ситковский. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.

34. Гирц, К.Влияние концепции культуры на концепцию человека / К.Гирц; пер. Е.М.Лазаревой // Антология исследований культуры. Т Т.1 : Интерпретации культуры / У.Л.Элвин, Г.Клиффорд и др.; сост. С.Я.Левит, Л.А.Мостова; отв.ред. Л.А.Мостова. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 743с.

35. Гофман, И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Ч. 1 Стигма и социальная идентичность. Ч. 2. Контроль над информацией и социальная идентичность [Электронный ресурс] / И.Гофман; пер. М.Добряковой. - 2011. - дек 15. - Режим доступа: https://www.hse.rU/data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf, свободный.

36. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И.Гофман; пер. с англ. и вступ. статья А.Д.Ковалева. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле. — 2000. - 304 с.

37. Грамши, А. Избранные произведения в 3-х т. Т. 3 Тюремные тетради / А.Грамши; пер. с ит. В.С.Бондарчука, Э.Я.Егермана, И.Б.Левина. - М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 560 с.

38. Гудков, Л. Образ врага: Сборник / Сост. Л. Гудков. - М.: ОГИ, 2005. - 334 с. (Нации и культура: Новые исследования: Россия).

39. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Философия как строгая наука / Э.Гуссерль. - Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - С. 324-542.

40. де Бовуар, С. Второй пол / С.де Бовуар; пер. с франц. общ. ред. и вступ. ст. С.Г.Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.

41. Декарт, Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. Первоначала философии / Р.Декарт. - М.: Мысль, 1989. - С. 297-422.

42. Декарт, Р. Сочинения в 2 т. Т. 2. Размышления о первой философии / Р.Декарт. - М.: Мысль, 1994. - С. 3-72.

43. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж.Деррида; пер. с франц., вступит ст. и комм. Н.С.Автономовой. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2000. -175 с.

44. Джонсон, К. Внутренний «Другой»: диалектические взаимосвязи между конструированием региональных и национальных идентичностей/ К.Джонсон, А.Коулман // Культурная и гуманитарная география. - 2012. - Т. 1, № 2. - С. 107-125.

45. Дорогавцева, И.С. Универсальные закономерности репрезентации Другого в литературных и нелитературных текстах/ И.С.Дорогавцева // Гуманитарный вектор. - 2008. - № 3. - С. 31-36.

46. «Дрофа» приостановила продажу учебника обществознания с оскорблениями инвалидов [Электронный ресурс] / LENTA. RU. - 2015. - 25 сен. - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/09/25/book/, свободный. -Загл. с экрана.

47. "Другой" в пространстве коммуникации: Сб. науч. статей / Сост. и ред. С.К.Шайхитдинова. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, 2007. - 264 с.

48. Дудина, В.И. Социологический метод: от классической к постнеклассической точке зрения / В.И.Дудина // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Т. 2, № 3. - С. 58-66.

49. Дудина, В.И. Эпистемологическая реконфигурация социального знания: от репрезентации к перформативности / В.И.Дудина // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2012. - Т. 15, № 3. С. 35 - 50.

50. Дьякова, Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г.Дьякова, А.Д.Трахтенберг. - Екатеринбург: Институт философии и права, 1999. - 129 с.

51. Дюркгейм, Э. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. Ч. 1. «Определение моральных фактов» / Э.Дюркгейм; под ред. С.П.Баньковской. - М.: Университет, 2002. - С. 6-69.

52. Евстропов, М.Н. Опыты приближения к иному: Батай, Левинас, Бланшо / М.Н.Евстропов. - Томск: Издательство Томского университета, 2012. - 346 с.

53. Заика, В.И. Понятие остраннения и компоненты художественной модели / В.И.Заика // Вестник Новгородского Государственного Университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2004. - № 29. - С. 97-103.

54. Закревский, В.Э. Проблемное поле «Другой» в экзистенциализме / В.Э.Закревский // Современные исследования социальных проблем.- 2010 - Т. 3, № 3. - С. 23-28.

55. Зиммель, Г. Избранное в 2 т. Т.2. Созерцание жизни / Г.Зиммель // Как возможно общество? / пер. и прим. А.Ф.Филиппова. - М.: Юрист, 1996. - 607 с. (Лики культуры). - С. 509-527.

159

56. Зиновьева, А.А. Диалог с другим: М. Бубер и М.М. Бахтин /

A.А.Зиновьева. - Тула: Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2011 - С. 40-49.

57. Кант, И. Собрание Сочинений в 6 т. Т. 6. Антропология с прагматической точки зрения / И.Кант; под ред. Т.И. Ойзермана. - М.: Мысль, 1966. - С. 349-588.

58. Кант, И. Сочинения: в 8 т. Т. 3. Критика чистого разума / И.Кант; под общей редакцией А.В. Гулыги. - М.: Чоро, 1994 - 714 с.

59. Кант, И. Сочинения: в 8 т. Т. 4. Основоположения метафизики нравов / И.Кант; пер. с нем. Н.О. Лосского. - М.: Чоро, 1994. - С. 153-246.

60. Клюев, Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного политического взаимодействия / Ю.В.Клюев; науч. ред. Д.П.Гавра. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 263 с.

61. Коллинз, Р. Четыре социологических традиции / Р.Коллинз; пер. В.Россмана. - М.: Территория будущего, 2009. - 320 с. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).

62. Константиновский, Д.Л. «Бег с препятствиями». Кому доступно качественное общее образование? / Д.Л.Константиновский,

B.С.Вахштайн, Д.Ю.Куракин // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 7 / Под. ред. М.К.Горшкова. - М.: Ин-т социологии РАН, 2008. - С. 142-158.

63. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю.Кристева; пер. Г.К.Косиков // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1993 - № 4. - С. 5-24.

64. Кристева, Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / Ю.Кристева; вступ. статьи М.Николчиной, И.Жеребкиной. - СПб.: Алетейя; Харьков: ХГЦИ, 2003. - 251 с.

65. Крылова, М.В. Стратегии алиенации в англоязычном дискурсе протестантизма / М.В.Крылова // Язык. Текст. Дискурс. Научный альманах. - 2009. - № 7. С. 304-311.

66. Кули, Ч. Социальная самость. Первичные группы / Ч.Кули // Американская социологическая мысль: тексты / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996. - С. 314-333.

67. Левинас, Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека / Э.Левинас. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. - 265 с.

68. Левинас, Э. Тотальность и Бесконечное / Левинас Э // Избранное. Тотальность и Бесконечное. - СПб.: Университетская книга, 2000. - С. 66-291.

69. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф.Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

70. Липпман, У. Общественное мнение / У.Липпман; пер. с англ. Т.В.Барчуновой. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. -384 с.

71. Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста / Ю.М.Лотман // Ученые записки: вып. 515: Структура и семиотика художественного текста. — Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1981. - С. 8-28.

72. Лукина, О. «Больной человек гражданином не является». Из-за учебника разгорелся скандал [Электронный ресурс] / О.Лукина // МАГСИТИ74. - 2015. - 29 сен. - Режим доступа: http://www.magcity74.ru/news/26950-bolnoj -chelovek-grazhdaninom-ne-javljaetsja-iz-za-uchebnika-razgorelsja-skandal.html, свободный. - Загл. с экрана.

73. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н.Луман; пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.

74. Лэш, С. Хозяйства знаков и пространства (введение) / С.Лэш, Дж.Урри // Экономическая социология. - 2008. - Т. 9, № 4. - С. 49-55.

75. Маклюэн, Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Г.М.Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. - М.; Жуковский:

КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. - 464 с.

161

76. Максимова, С.Г. Образ «другого» как структурный компонент национальной идентичности: конструктивистская парадигма / С.Г.Максимова, Г.С.Авдеева, О.Е.Ноянзина, Н.П.Гончарова, Р.А.Трофимова А.Удоденко // Известия Алт. гос. ун-та. — 2014. — Т. 2, № 2. - С. 248- 252.

77. Маркина, В.М. «Странное» искусство «особых» артистов. Потенциал «Театра Простодушных» для дестигматизации людей с синдромом Дауна. / В.М.Маркина // Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 1-2 октября 2013 года. - М.: Принтберри. - 2013. - С. 102-110.

78. Маркина, В.М. «Театр Простодушных»: потенциал социальной инклюзии и дестигматизации людей с синдромом Дауна / В.М.Маркина // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. -М.: РОС. - 2012. - С. 7965-7974.

79. Маркина, В.М. Механизмы производства инаковости в дискурсе: теория и методология анализа (на примере одного кинотекста) / В.М.Маркина // Журнал исследований социальной политики. - 2015а. - Т. 13. - № 1. - С. 49-64.

80. Маркина, В.М. Политика репрезентации людей с синдромом Дауна в современной публичной сфере / В.М.Маркина // Публичная сфера: теория, методология, кейс стади / Науч. ред.: Е.Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов. - М.: Вариант, ЦСПГИ. - 2013. - С. 187-206.

81. Маркина, В.М. Репрезентация других в медиа: (вос)создание стереотипов и контрстратегии изображения инаковости / В.М.Маркина, М.А.Козлова, О.А.Рожкова // «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» Всероссийского центра изучения

общественного мнения. - 2016. - Т. 133, № 3. - С. 147-158.

162

82. Маркина, В.М. Репрезентация сплоченности и инклюзии в публичном пространстве / В.М.Маркина // Социально-культурные практики сплоченности в современных обществах / Под общ. ред.: Н.Е.Покровский, М.А.Козлова. - М.: Университетская книга. - 2015в. - С. 284-339.

83. Маркина, В.М. Стратегии репрезентации Других в СМИ: теория и методология контент-анализа / В.М.Маркина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. -2015б. - Т. 129, № 1. - С. 82-90.

84. Марков, Б.М. В поисках Другого / Б.М.Марков // Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001. -С. 5-44.

85. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г.Маркузе // Американская социологическая мысль: тесты / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издательство Московского Университета. - 1994. - С. 121-146.

86. Маркс, К. Сочинения. Т. 3 / К.Маркс, Ф.Энгельс; ред. Я.Б.Турчинс. - М.: Государственное издательство политической литературы. - 1955. - 650 с.

87. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М.Мерло-понти. - СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 605 с.

88. Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / Кристиан Метц ; пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной ; науч. ред. А. Черно- глазов. — изд. 2-е. — СПб. : Издательство Европейского универ ситета в Санкт-Петербурге, 2013. — 334 с. (Территория взгляда; вып. 1)

89. Мид, Дж.Г. Аз и Я / Дж.Мид // Американская социологическая мысль: тесты / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издательство Московского Университета. - 1994. - С. 168-215.

90. Мид, Дж.Г. Интернализированные другие и самость / Дж.Мид // Американская социологическая мысль: тесты / Под ред.

B.И.Добренькова. - М.: Издательство Московского Университета. - 1994. -

C. 224-227.

91. Мид, Дж.Г. От жеста к символу / Дж.Мид // Американская социологическая мысль: тесты / Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издательство Московского Университета. - 1994. - С. 215 - 224.

92. Михайлова, В. 12 пар ног Эйми Маллинз [Электронный ресурс] / В. Михайлова // PRAVMIR.RU. - 2012. - 22 мар. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/12-par-nog-ejmi-mallinz/, свободный. - Загл. с экрана.

93. Николаев, В.Г. Герберт Маршалл Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» / В.Г.Николаев // Отечественные записки. - 2003. - № 4. - С. 249-250.

94. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф.Ницше; пер. с нем. Е. Герцык и др. — М.: Культурная Революция, 2005. - 880 с.

95. Нойманн, И. Использование Другого. Образы Востока в формировании европейских идентичностей / И.Нойманн; пер. с англ. В.Б. Литвинова и И.А. Пильщикова. - М. Новое издательство, 2004 - 336 с.

96. Омельченко, Д.А. Конструирование образа «другого» в социальных представлениях населения России: теоретические аспекты / Д.А.Омельченко, Г.С.Авдеева, О.В.Суртаева, М.И.Черепанова // Журнал Известия Алтайского Государственного Университета. - 2015 - Т. 1, № 3(87). - С. 185-189.

97. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т.С.Парсонс. -М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

98. Пигалев, А.И. Культура как бытие: истоки и границы парадигмы в контексте динамики цивилизации / А.И.Пигалев // Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. - М.:Наука , 2003. - С. 148-194.

99. Пипия, К. Ксенофобские и националистические настроения среди россиян: данные репрезентативных опросов 2002 - 2015 гг.

164

[Электронный ресурс] / К.Пипия // Официальный сайт Левада-Центра. -2015. - авг. 25. Режим доступа: http://www.levada.ru/2015/08/25/ksemfobiya-i-natsionalizm/, свободный. - Загл. с экрана.

100. Плешакова, С. Синдром безответной любви [Электронный ресурс] / С.Плешакова // Московский комсомолец - 2009. - дек. 7. - Режим доступа: http://www.mk.ru/editions/daily/article/2009/12/07/ 394696-sindrom-bezotvetnoy-lyubvi.html, свободный. - Загл. с экрана.

101. Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»): [Сборник]. - М.: Институт фундаментальных и прикладных гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета. - 2008 - 325 с.

102. Разеев, Д.Н. В сетях феноменологии. Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии / Д.Н.Разеев; пер. А.А.Анипко. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. — 368 с.

103. Рикер, П. Я-сам как другой / П.Рикер. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008 (Французская философия XX века). - 416 с.

104. Рождественская, Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком / Н.А.Рождественская // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 69-76;

105. Романов, П.В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России / П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - С. 228-250.

106. Рягузова, Е.В. Личностные репрезентации взаимодействия «Я -Другой»: социально-психологический анализ: дис. ... д-ра психол. наук / Е.В.Рягузова. - Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2012. - 470 с.

107. Садовская, Е.В. Интердискурс. Интертекстуальность. Метадискурс. К проблеме формирования высказываний «другого» в

165

дискурсе / Е.В.Садовская // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 167-175.

108. Саид, Э.В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Э.В.Саид. - СПб.: Русский мир, 2006. - 636 с.

109. Самнер, У.Г. Народные обычаи: Исследование социологического значения обычаев, манер, привычек, нравов и этики / У.Г.Самнер; пер. с англ. М.С.Добряковой // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1998. - № 12. - С. 4-32.

110. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П.Сартр; пер. с фр., предисл., примеч. В.И.Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

111. Седжвик, И.К. Эпистемология чулана / И.К.Седжвик. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 272 с.

112. Семёнова, А.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / А.В.Семёнова, М.В.Корсунская; под ред. В.А. Мансурова. -М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324 с.

113. Социология сексуальности: антология / ред. С.И. Голод. -СПб.: Фил. ИС РАН, 1997. - С. 49-62.

114. Суковатая, В. Другое тело: инвалид, урод и конструкции дизабилити в современной культурной критике [Электронный ресурс] / В.Суковатая // Неприкосновенный запас. - 2012 - № 83. - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2282, свободный.

115. Сычева, А. Иван И. Твердовский: «Класс коррекции» - это витамин [Электронный ресурс] / А.Сычева // ПрофиСинема. - 2014. - май 25. - Режим доступа: http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php? ГО=159730, свободный. - Загл. с экрана.

116. Тейтельбаум, Е.С. Дихотомия «свое/чужое» в феноменологии Б. Вальденфельса: проблема определения, восприятия и осмысления «инаковости» / Е.С.Тейтельбаум // Известия Уральского Федерального унта. Серия 3. Общественные науки - 2011. - Т. 6, № 3 - С. 148- 156.

166

117. Тичер, С. Методы анализа текста и дискурса / С.Тичер, М.Мейер, Р.Водак, Е.Веттер. - Харьков: Гуманитарный центр, 2009. - 356 с.

118. Ткачева, Т. Распахните ваши души [Электронный ресурс] / Т. Ткачева // Российская газета. - 2009. - 23 янв. - Режим доступа: http://rg.ru/2009/01/23/daun.html, свободный. - Загл. с экрана.

119. Тлостанова, М.В. Исследования пограничья/ vs пограничное (со)знание, мышление, творчество / М.В.Тлостанова // Вопросы социальной теории. - 2012. - Т. 6, С. 63-79.

120. Тлостанова, М.В. Постконтинентальная философия: пост- и неометафизический поворот / М.В.Тлостанова // Вестник РУДН. Серия: Философия. - 2013. - №2. - С. 54-70.

121. Томас, У. Методологические заметки / У.Томас, Ф.Знанецкий // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И.Добренькова. - М.: Издательство Московского Университета, 1994. С. 335-357.

122. Усманова, А. Гендер и культура в парадигме культурных исследований / А.Усманова // Ч. 1. Введение в гендерные исследования. -СПб.: Алетейя, 2001. - С. 427-464.

123. Усманова, А. Гомоэротическое желание и текстуальная полисемия / А.Усманова // Би-текстуальность и кинематограф / Под ред. А. Усманова. - Минск: Пропилеи, 2003. - С. 5-27.

124. Феррони, В. Три лика другого: «другой», «иной», «чужой» / В.Феррони // Вестник Воронежского государственного университета. -2012. - № 1. - С. 112-130.

125. Фихте, И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 1. Основа общего Наукоучения / И.Г.Фихте. - СПб.: Мифрил, 1993. - С.65-337.

126. Фуко, М. Археология знания / М.Фуко. - Киев: Ника-центр, 1996. - 208 с.

127. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / М.Фуко; пер. с франц., комм. и послесл. С.Табачниковой. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.

128. Фуко, М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки / М.Фуко; пер. с фр. И.И. Звонаревой; сост., общ.ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. - Вып. 1.- М.: Прогресс, 1991. - С. 287.

129. Фуко, М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы / М.Фуко.

- М.: Ад Маргинем Пресс, 1999. - 479 с.

130. Фуко, М. Рождение клиники / М.Фуко. - М.: Смысл, 1998. -

310 с.

131. Фукуяма, Ф. Доверие: соц. добродетели и путь к процветанию / Ф.Фукуяма. - М.: Ермак, 2004. 730 с.

132. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю.Хабермас. — СПб.: Наука, 2001. — 417 с.

133. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю.Хабермас.

— М.: Издательство «Весь Мир», 2003. — 416 с.

134. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. / Сост., пер., вступ. ст., коммент. В.В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - С. 63-176.

135. Хайдеггер, М. Кант и проблема метафизики / М.Хайдеггер; пер. с нем. и послесл. О.В. Никифорова. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - С. 15-19.

136. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М.Хайдеггер; пер. А.Г.Чернякова. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

137. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб.: Питер, 2001. - 286 с.

138. Шапинская, Е.Н. Образ другого в текстах культуры: политика репрезентации (начало) / Е.Н.Шапинская // Журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2009 - № 3. - С. 51-56.

139. Шибутани, Т. Социальная психология / Т.Шибутани; пер. с англ. В. Б. Ольшанского. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 45-53.

140. Шихирев, П.Н. Исследования стереотипа в американской социальной науке / П.Н.Шихирев // Вопросы философии. - 1971. - № 5. - С. 168- 175.

141. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н.Шихирев. - М., 1999. - 448 с.

142. Шкловский, В.Б. О теории прозы / В.Б.Шкловский. - М., 1983. -

С. 15.

143. Шпарага, О.Н. Другой и чужое: проблема перевода и интерпретации / О.Н.Шпарага // Топос. Философско-культурологический журнал. — 2000. — Т. 4, № 1. — С. 76-78.

144. Шпарага, О.Н. Кто он, Другой (экскурс в феноменологию видимого мира) / О.Н.Шпарага // Топос. Философско-культурологический журнал. — 2000. - Т. 4, № 1. - С. 31-40.

145. Шюц, А. О множественности реальностей / А.Шюц // Социологической обозрение. - 2003. - Т. , № 2. - С. 3-34.

146. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А.Шюц // Социологические исследования. - 1988. - № 2. - С. 129- 137.

147. Шюц, А. Чужак. Социально-психологический очерк / А.Шюц // Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 533 -550.

148. Эбнер, Ф. Слово и духовные реальности (фрагменты) / Ф.Эбнер // От Я к Другому. - Минск, 1997. - 275 с.

149. Эннс, И.А. Основания и способы тематизации феномена интерсубъективности в современной философии / И.А.Эннс // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - Т. 2, № 1 - С. 38-43.

169

150. Эннс, И.А. Проблема другого в философии Э. Левинаса / И.А.Эннс // Трансляция философского знания: наука, образование, культура: Материалы научно-методического семинара летней философской школы «Голубое озеро -2003». - Новосибирск, 2003. - С. 171174.

151. Эннс, И.А. Проблема интерсубъективности в философии И.Канта / И.А.Эннс // Вестник Томского государственного университета. -2005. - № 2(87) - С. 88-90.

152. Ядов, В. Социальный стереотип / В.Ядов // Философская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970. - 134 с.

153. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальное конструирование инвалидности / Е.Р.Ярская-Смирнова // Социологические исследования -1999. - № 4. - С. 38-45.

154. Ярская-Смирнова, Е.Р. Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в советском визуальном дискурсе / Е.Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е.Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов. - М.: Вариант: ЦСПГИ, 2009. - С. 289-331.

155. Ярская-Смирнова, Е.Р. Мужчины и женщины в стране глухих: Анализ кинорепрезентации / Е.Р.Ярская-Смирнова // Гендерные исследования. - 1999. - № 2. - С. 260-265.

156. Ярская-Смирнова, Е.Р. Одежда для Адама и Евы: очерки гендерных исследований / Е.Р.Ярская-Смирнова. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 254 с.

157. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная сплоченность: направления теоретической дискуссии и перспективы социальной политики / Е.Р.Ярская-Смирнова, В.Н.Ярская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2014. - Т. 17, № 4. - С. 41-61.

158. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности [Электронный ресурс] / Е.Р.Ярская-Смирнова // Саратов: СГТУ, 1997 -

170

Режим доступа: http://socpolicy.ru/wp-content/uploads/2010/07/

SociokultAnalizNetipichnosti.pdf, свободный.

159. Ярская-Смирнова, Е.Р. Тело и дискриминация: инвалидность, гендер и гражданство в постсоветском кино / Е.Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. -

2011. - Т. 2, № 76. - С. 65-80.

160. Allport, G.W. The nature of prejudice / G.W. Allport. - N.Y., -

1958.

161. Banham, M. The Cambridge Guide to Theater / M.Banham. -Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

162. Barbashina, E. Representation of People with Disabilities: A Content Analysis of Russian Press [Электронный ресурс] / E.Barbashina //

2012. - Режим доступа: http://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:600999/ FULLTEXT01.pdf.

163. Barnes, C. Disabling Imagery and the Media. An Exploration of the Principles for Media Representations of Disabled People the First in a Series of Reports / C.Barnes. - Halifax: Ryburn Publishing, 1992.

164. Bhabha, H. Of Mimicry and Man: The Ambivalence of Colonial Discourse / H. Bhabha // The Location of Culture. - N.-Y.: Routledge, 1994.

165. Blumer, H. Sociological implications of the thought of George Herbert Mead / H. Blumer; пер. В.Г.Николаева // American journal of sociology. - 1966. - Vol. 71, № 5. - P. 535-544.

166. Bullock, K. Media mis-representations: Muslim women in the Canadian nation (national identity and gender politics) / K.Bullock, G.Jafri // Canadian Woman Studies. - 2000. - Vol. 20, № 2. - P 35-40.

167. Burke, C. Follow Your Dreams / C.Burke; Cohen W.I., Nadel L., Madnick M.E. (eds.) // Down Syndrome: Visions for the 21st Century. - New York: Wiley-Liss, 2002.

168. Butler, J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity / J.Butler. - New York: Routledge, 1990.

171

169. Cixous, H. Sorties: Out and Out: attacks| waysjoutjforays // H.Cixous, C.Clement (eds.) // The Newly Born Woman. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1986. - P. 200-211.

170. Clifford, J. The Predicament of Culture: Twentieth-Century Ethnography, Literature, and Art / J.Clifford. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1988.

171. Cook, M. Perceiving other / M.Cook. - N.Y., 1979.

172. Denzin, N.K. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods / N.K.Denzin. - N.Y., 1977. - P. 34-67.

173. Fairclough, N. Critical discourse analysis. The critical study of language / N.Fairclough. - London: Longman, 1995.

174. Fairclough, N. Critical discourse analysis / N.Fairclough, R.Wodak // A multidisciplinary introduction. Vol. 2. Discourse as social interaction. / T.A. van Dijk (ed.) // Discourse Studies. - London: Sage, 1997.

175. Fernando, S. 'Blackened Images' / S.Fernando // Bailey D. A. and Hall S. (eds) // Critical Decade: Black British Photography in the 80s. -Birmingham, 1992. - Vol 3, № 2- Ten 8.

176. Fursich, E. How can global journalists represent the 'Other'?: A critical assessment of the cultural studies concept for media practice / E.Fursich // SAGE Publications: London, Thousand Oaks, CA and New Delhi. - 2002. -Vol. 3, № 1. - P. 57-84.

177. Fursich, E. Media and the representation of Others / E.Fursich // International Social Science Journal. - 2010. - Vol. 61, № 199. - P. 113-130.

178. Gilman, S. Difference and pathology: stereotypes of sexuality, race and madness / S.Gilman. - Ithaca, New York: Cornell University Press, 1985.

179. Goodhart, D. Too diverse? / D.Goodhart // Prospect. - 2004. - № 30. - p. 7.

180. Grant, G., Views and Experiences of People with Intellectual Disabilities and Their Families: The Family Perspective / G.Grant, P.Ramcharan

// Journal of applied research in intellectual disabilities. - 2001. - Vol. 14, № 4. -P. 348-363.

181. Gray, H. Watching race: television and the struggle for "blackness" / H.Gray. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1995.

182. Habermas, J. Strukturwandel der Öffentlichkeit: Untersuchungen zu einer Kategorie der bürgerlichen Gesellschaft. Suhrkamp Verlag / J.Habermas; пер. с нем. Т.Тягуновой. - 1990. - S. 225-274.

183. Hall, S. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices / S.Hall, J.Evans, S.Nixon (Eds). - London: Sage Publications & Open University, 2013.

184. Hammersley, M. Ethnography: Principles in Practice (2nd edition) / M.Hammersley, P.Atkinson - London: Routledge, 1995.

185. Hirschauer, St. Dekonstruktion und Rekonstruktion. Plädoyer für die Erforschung des Bekannten / St.Hirschauer // Feministische Studien. -1993. - № 2. - S. 55-68.

186. Iarskaia-Smirnova, E. "What the future will bring I do not know..." Mothering Children with Disabilities in Russia and the Politics of Exclusion / E.Iarskaia-Smirnova // Frontiers. Journal for Women Studies. - 1999. - № 2. -P. 58-86.

187. Jackson, D. / D.Jackson, C.E.M.Hodges, M.Molesworth, R.Scullion (eds.) // Reframing Disability?: Media, (Dis)Empowerment, and Voice in the 2012 Paralympics. - London: Routledge, 2014.

188. King, E.J. The Influence of Stigma and Discrimination on Female Sex Workers' Access to HIV Services in St. Petersburg, Russia / E.J.King, S.M.Michael Bowling, K.E.Moracco, V.Dudina // 2013. - Vol. 17, № 8. - P. 2597-2603.

189. Kohut, H. The Analysis of the Self. A Systematic Approach to the Psychoanalytic Treatment of Narcissistic Personality Disorders / H. Kohut. -New York: International University Press, 1971.

190. Krumer-Nevo, M. Writing Against Othering / M.Krumer-Nevo, M.Sidi // Qualitative Inquiry. - 2012. - Vol. 4, № 18. - P. 299-309.

191. Levin, J. The function of prejudice / J.Levin. - New York, Harper and Row, 1975.

192. Li, E.P. Successful Experience of People with Down Syndrome. Hong Kong: Journal of Intellectual Disabilities / E.P.Li, Y.Liu, N.Ch.Lok, V.W.Lee // 2006. - URL: http://jid.sagepub.com/content/10/2Z143.

193. McLaughlin, J. Visualising difference, similarity and belonging in pediatric genetics / J.McLaughlin, E.K.Clavering // Sociological Health Illn. -2012. - Vol. 3, № 34. - P. 459-474.

194. McRuer, R. Crip Theory: Cultural Signs of Queerness and Disability/ R.McRuer. - New York and London: New York University Press, 2006.

195. Means Coleman, R.R. Say it loud! African-American audiences, the media and identity / R.R.Means Coleman. - New York: Routledge, 2002.

196. Mercer, J.R. Sociological Perspectives on Mild Mental Retardation / J.R.Mercer; Haywood H.C. (ed.) // Socio-Cultural Aspects of Mental Retardation. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1970. - P. 378-391.

197. Moscovici, S. La psychanalyse: son image et son public / S.Moscovici - Paris: Presses Universitaires de France, 1961.

198. Oliver, M. Disability: A Sociological Phenomenon Ignored by Sociologists / M.Oliver, C.Barnes. - Leeds: University of Leeds, 1993.

199. Park, R.E. On Social Control and Collective Behaviour / R.E.Park. - Phoenix Books, 1967.

200. Pilgrim, D.A sociology of mental health and illness Anne Rogersand / D.Pilgrim (ed). - Open University Press, 2005. - P.37-39.

201. Quinn, N. The Impact of a National Mental Health arts and Film Festival on Stigma and Recovery / N.Quinn, A.Shulman, L.Knifton, P.Byrne // Acta Psychiatrica Scandinavica. - 2011. - P. 1-11.

202. 'Real Prettiness' Project Showcases Individuals With Down Syndrome As They Wish To Be Seen [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.huffingtonpost.eom/2014/11/11/real-prettiness_n_6135980 .html?ir=Women.

203. Rogers, M.F. Multicultural Experiences, Multicultural Theories / M.F.Rogers, G.Ritzer (Eds.). - New York: The McGraw-Hill Companies Inc., 1996.

204. Rubin, L.C. Mental Illness in Popular Media: Essays on the Representation of Disorders / L.C.Rubin. - McFarland, 2012.

205. Said, E. Representing the Colonized: Anthropology's Interlocutors / E.Said // Critical Inquiry. - 1989. - № 15. - P. 205-225.

206. Schutz, A. Equality and the Meaning Structure of the Social World / A.Schutz; L.Bryson, C.H.Faust, L.Finkelstein (eds.) Aspects of Human Equality; пер. В.Г.Николаева. - N.Y., 1956. - P. 33-78.

207. Simmel, G. The Stranger / G. Simmel // On Individuality and Social Forms / Ed. By D. L. Levine. - Chicago; London: The University of Chicago Press, 1971. - P. 143-149.

208. Spector, M. Constructing Social Problems / M.Spector, J.Kitsuse. -New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 2001.

209. Spivak, G. «Can the subaltern speak?» / G.Spivak; Nelson C., Grossberg L. (eds.) // Marxism and the Interpretation of Culture. - Urbana: Univ. of Illinois Press, 1988. - P. 271-313.

210. Spivak, G. From A Critique of Postcolonial Reason: Toward a History of the Vanishing Present / G.Spivak. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1999.

211. Spurr, D. The Rhetoric of Empire: Colonial Discourse in Journalism, Travel Writing, and Imperial Administration / D.Spurr. - Durham, NC: Duke University Press, 1993.

212. Theunissen, M. Der Andere. Studien zur Sozialontologie der Gegenwart / M.Theunissen. - Berlin: Walter de Gruyter, 1965.

175

213. Tremain, Sh. Foucault, Governmentality and Critical Disability Theory: An Introduction / Thremain Sh. (ed.) // Foucault and the Government of Disability. - Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 2005.

214. Ungruhe, Ch. "Natural Born Sportsmen". Processes of Othering and Self-Charismatization of African Professional Footballers in Germany / Ch.Ungruhe // African Diaspora. Transnational Journal of Culture, Economy & Society. - 2013. - Vol. 2, № 6. - P. 196-217.

215. van Dijk, T.A. Principles of Critical Discourse Analysis / T.A. van Dijk // Discourse and Society, 1993.

216. Vasta, E. The controllability of difference: Social cohesion and the new politics of solidarity / E.Vasta // Sage "Etnicities". - 2010. - Vol. 4, № 10. -P. 503-521.

217. Wilkinson, P. Representation of People with Intellectual Disabilities in a British Newspaper in 1983 and 2001 / P.Wilkinson, P.McGill // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. - 2009. - Vol. 1. № 22. -P. 65-76.

218. Wodak, R. Disorders of discourse / R.Wodak. - London.: Longman,

1996.

219. Wood, M.M.The Stranger: A Study in Social Relationship / M. M.Wood. - N.Y., 1934.

220. Yang, Ch.-L. Othering processes in feminist teaching - A case study of an adult educational institution / Ch.-L.Yang. - Lund: Media-Tryck, Lund University, 2010.

221. Zacharias, Th. Representing otherness: collecting and analysing visual data / Th.Zacharias // Researching Society and Culture. - London, Brunel University, 2012. - P. 443-453.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.