Конфликт отцов и детей в немецкой драме XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Лисенко, Анжела Рафизовна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 202
Оглавление диссертации кандидат наук Лисенко, Анжела Рафизовна
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ В ДРАМАТУРГИИ ЭКСПРЕССИОНИЗМА
§ 1 : Франк Ведекинд - предтеча немецкого экспрессионизма
§ 2. Отцеубийство как способ разрешения конфликта отцов и детей в драмах «Сын»в. Газенклевера и «Отцеубийство» А.Броннена
ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНИЕ И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМЫ ВИНЫ В ДРАМАТУРГИИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА
§ 1. Конфликт поколений и тема коллективной вины в первые послевоенные годы в
драматургии ГДР и ФРГ
§ 2 Конфликт отцов и детей в драматургии 60-х годов: тема памяти
ГЛАВА 3. КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ В НОВЕЙШЕЙ НЕМЕЦКОЙ ДРАМАТУРГИИ
§ 1. История Германии и взаимоотношения поколений в драматургии конца XX
века
§ 2. Тема насилия в семье в немецкой драме рубежа XX - XXI веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Драматургия Ханса Хенни Янна и типология немецкой экспрессионистической драмы2006 год, доктор филологических наук Васильчикова, Татьяна Николаевна
Проблема конфликта в новой немецкой драме: А. Остермайер, Д. Лоэр, Р. Шиммельпфенниг2013 год, кандидат филологических наук Онегина, Татьяна Александровна
Рецепция драматургии Л. Н. Андреева в Германии2019 год, кандидат наук Хайрулина Ольга Игоревна
Драмы Оскара Кокошки и проблема синтеза искусств в европейской драматургии 1900-1910-х годов2004 год, кандидат филологических наук Горбатенко, Марина Борисовна
Пьесы Георга Кайзера на мифологические и легендарные сюжеты и их воплощение на немецкоязычной сцене2011 год, кандидат искусствоведения Вареникова, Александра Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфликт отцов и детей в немецкой драме XX века»
Введение
Настоящая диссертационная работа посвящена проблеме конфликта отцов и детей в немецкой драме XX века. Конфликт поколений имеет непреходящий характер, поскольку является проявлением диалектического закона отрицания отрицания. В системе диалектики Гегеля развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем, то есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Новое поколение - это, несомненно, новая стадия в развитии человечества, независимо от того, о какой эпохе идет речь. Таким образом, конфликт отцов и детей носит в этом плане экзистенциальный характер, связанный с вечными категориями человеческого бытия.
При этом конфликт отцов и детей имеет и конкретно-историческое наполнение: смена поколений предполагает возникновение новых культурных, социальных и морально-нравственных ценностей, которые, как правило, отторгаются старшим поколением, и молодому поколению порой в жестокой борьбе приходится отстаивать своё право быть собой.
О природе конфликта писали ещё Аристотель, Гегель, Лессинг. Исследователи В.Хализев, Я.Явчуновский, М.Поляков приходят в своих работах к выводу о недостаточной изученности конфликта в драматическом произведении, что обусловлено трансформациями, которым подвергается эта категория в современной драматургии.
Многие современные учёные (М.Пфистер, Х-Т.Леманн, Э.Фишер-
Лихте, М.Андреотти) не выделяют конфликт в отдельную категорию.
Например, Х-Т.Леманн, автор книги «Постдраматический театр» считает, что
в пьесах последней трети XX века созерцание вытесняет действие как основу
развития конфликта [38]. Э. Фишер-Лихте пишет о переносе центрального
конфликта пьесы в сознание воспринимающего (зрителя), который таким
образом становится частью действия, что свидетельствует о перформативном
характере современной драматургии [121]. М.Н. Липовецкий и Н.Л.
Лейдерман утверждают, что конфликт как таковой исчезает из
з
драматических произведений рубежа XX - XXI веков, поскольку герои пьес современных драматургов не противостоят враждебному миропорядку, а сами становятся его частью [70].
Другие исследователи придерживаются мнения о сохранении категории конфликта в современной драматургии. Так, И.М. Болотян и С.П. Лавлинский составляют подробную типологию художественного конфликта в современных российских пьесах [43]. К выводу о том, что конфликт является основным ядром современной немецкой драмы, приходит в своей диссертации, посвященной проблеме конфликта, Т.А. Онегина [76].
Неугасающий интерес исследователей к данной категории, необходимость изучения различных типов конфликта, их эволюции и тех трансформаций, которым они подвергаются в современных драматических произведениях, обусловливает актуальность настоящего исследования. Проблема взаимоотношений отцов и детей с древних времён волнует человечество и находит отражение в мировой литературе и искусстве. На каждом этапе развития литературы художники обращались к этой проблеме. Но на рубеже XIX и XX веков конфликт отцов и детей становится одним из основных. Прежде всего, это касается драматургии экспрессионизма (1900 -1920-е гг.). Конец XIX - начало XX века - крайне сложный, переломный период в мировой истории, культуре и искусстве. Важные исторические события этой эпохи - борьба европейских держав за колонии, провозглашение Германской империи и насаждение в стране идеологии воинствующего шовинизма, локальные войны - происходили на фоне колоссального роста промышленности и научных открытий.
Этот период можно охарактеризовать как гибель, уход, крушение,
отмирание старого и рождение нового. Социальные, национальные,
политические конфликты прямо или косвенно отразились в искусстве и
литературе этого периода. Это проявилось в появлении новых направлений,
течений, групп и имён, а также в обострении пессимистического
мировосприятия. В среде буржуазной интеллигенции воцарилось настроение
4
тревоги, неуверенности в будущем, предчувствие коренной ломки. Грядущее казалось угрожающим. Переломное, кризисное искусство рубежа XIX - XX веков содержит в себе и элементы старого, и отказ от него, его отрицание, и бурно пробивающее себе дорогу новое. В области культуры шла ожесточённая борьба между буржуазными и демократическими тенденциями. Колоссальное влияние на немецкую и мировую литературу и искусство рубежа веков оказала философия А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
В это время наблюдается бурное развитие немецкой драматургии, наиболее чутко реагировавшей на социальные противоречия. Основная тема драм этого времени - изменения в обществе, и как следствие, изменения в семье. Поэтому одной из важнейших проблем становится конфликт отцов и детей, где отцы - представители отторгаемого временем поколения. Уже в натуралистической драме намечается противостояние молодых, например, в пьесе М. Хальбе «Юность» («Jugend», 1982), в драмах Г. Гауптмана «Перед восходом солнца» («Vor Sonnenaufgang», 1889), «Праздник мира» («Das Friedensfest», 1890) и др.
Но на первый план конфликт отцов и детей выдвигается в эпоху экспрессионизма. Отклик писателей этого времени на социальные и культурные противоречия в обществе перерастает в бунт против него. Застою и упадку противостоит «новый человек», представитель молодого поколения. Старый мир, в силу своей всепроникающей и захватывающей саму природу человека фальши должен быть разрушен, так считало новое поколение -поколение экспрессионистов. Поэтому их героем становится человек, вырывающийся из привычных условий, и чаще всего это молодёжь, бунтующая против уклада отцов. Тема отцов и детей становится ведущей не только в художественных произведениях экспрессионистов, но и в их программных теоретических выступлениях.
XX век был омрачён двумя мировыми войнами, господством национал-
социалистской идеологии в Германии, трагедией гибели миллионов людей. В
5
результате тема отцов и детей приобрела особое звучание. Если в эпоху экспрессионизма конфликт поколений, будучи социально обусловленным, всё-таки носил ярко выраженный индивидуальный характер (экспрессионистская драма - это, прежде всего, «Я»-драма), то в период после Второй мировой войны конфликт поколений получил конкретное историческое и морально-нравственное наполнение. В драматургии первых послевоенных лет сыновья, вернувшиеся с войны, обвиняют своих отцов в произошедшем. Являясь жертвами преступлений представителей старшего поколения, они в то же время чувствуют себя совиновными и соучастниками трагедии. В 60-е годы представители младшего поколения продолжают осмысливать степень соучастия «отцов» в трагических событиях и размышляют о том, как бы они сами поступили на их месте. В этом состоит немецкая специфика конфликта поколений. Трагизм этого поколения в Германии заключался в том, что отцы утратили свой авторитет и перестали быть примером, поскольку они допустили вторую мировую войну и преступления против человечества.
В 70-е годы XX века в русле постмодернизма возникает так называемый
«постдраматический театр». Этот термин вслед за крупнейшим
современным театроведом Х.-Т. Леманном используют в отношении
театрального процесса Германии и Европы последней трети XX века. Данное
широкое понятие включает в себя самые разнообразные преобразования
театральной эстетики, в том числе изменение драматической формы. Термин
«постдраматический» во многом перекликается с термином
«постмодернистский». Различия в двух понятиях заключаются, по мысли
Леманиа, в том, что «постмодернизм» обозначает целую эпоху в искусстве, а
термин «постдраматический» применим конкретно к области театрального
искусства. Одним из основных принципов новой драматургии становится
деконструкция: в пьесах отсутствуют цельные характеры, последовательно
развивающийся сюжет, традиционный конфликт, происходит изменение
театрального языка. Исследованию «постдраматического» театра посвящены
б
труды таких учёных, как Х.-Т.Леманн, Э.Фишер-Лихте, Г.Пошманн и др. Представители «постдраматического театра» интересовались в большей степени театральными экспериментами, нежели социально обусловленными конфликтами, к числу которых, несомненно, относится и конфликт отцов и детей, занимались больше формой, чем содержанием. Так, Ю.Шрёдер говорит в связи с этим об «обесценивании символического языка в пользу театра, который путём саморефлексии и автореференций реализует всего лишь собственную «театральность» [150, с.1080], критик А.Пасуев пишет, что это поколение немецкой драматургии, уделявшее основное внимание форме, разрушало в своём творчестве обращение к «живому человеку» [80]. Тем не менее, тему отцов и детей не обходят стороной и они. Так, она становится центральной в пьесе «Гамлет-машина» («Die Hamletmaschine», 1977) одного из самых значительных представителей немецкого «постдраматического» театра X. Мюллера. Правда, в отличие от аполитичной постмодернистской эстетики Запада, драматургия Х.Мюллера отмечена соединением авангардистской художественной формы с политической рефлексией.
В 90-е годы XX века и первое десятилетие нынешнего века театр Германии переживает бурный подъём творчества молодых авторов. До середины 90-х годов немецкие театры не проявляли интереса к молодой драматургии. Режиссеры акцентировали свое внимание на новых постановках классических пьес. В середине 90-х годов ситуация изменилась, появилось много энтузиастов, готовых заняться поисками новых имен в своей стране1. На первый план выходят молодые авторы, которые, опираясь на творческое наследие своих предшественников, снова обращаются к проблемам современности, к поиску места человека в новом мире. Исследователи заговорили о «новом реализме», пришедшем на смену
*В Германии формируются творческие объединения и группы вокруг режиссёров и драматургов, такие, как театр YAT («Премьер-театр») во главе с Оливером Буковски, форум Молодая драма, образовавшийся внутри Драматического общества по инициативе молодых театральных авторов, «Experten-Theater» коллектива «Rimini Protokoll», ио-нопому взглянувшего на документальный театр и др.
«постдраматическому» театру. Молодые драматурги, опираясь на творческое наследие своих предшественников, снова обращаются к проблемам современности, к поиску места человека в изменившемся мире.
И вновь конфликт отцов и детей в современной немецкой драме становится одним из важнейших. При этом он переходит в семейно-бытовую сферу. Критики отмечают интерес молодых драматургов к внутрисемейным отношениям. Однако семья в этих пьесах не является хранительницей морали и добродетели, как это было в мещанской трагедии и семейной драме конца XVIII века. Напротив, она становится местом непонимания, угнетения и насилия, что приводит к жестокости детей и их одиночеству.
В пьесах рубежа XX - XXI веков конфликт поколений представлен в разных аспектах. В одних на первый план выходит тема насилия в семье и инцеста, в других - разобщение внутри семьи как отражение одиночества человека в современном обществе. По-прежнему важной остаётся проблема отношения к истории, тема коллективной вины и немецкой идентичности.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертационной
работе прослеживается конфликт отцов и детей в разные периоды развития
немецкой истории, театра и драмы, с конца XIX до первых десятилетий XXI
века. Эта эпоха наполнена историческими событиями огромного масштаба.
Каждый виток истории несёт в себе новое содержание конфликта, поскольку
протест детей носит, как правило, не только индивидуальный характер, но и
связан с исканиями целого поколения. В ходе исследования была выведена
следующая закономерность: оставаясь неизменно актуальным, конфликт
отцов и детей выходит на первый план в наиболее драматические моменты
истории. В XX веке такими знаковыми событиями стали две мировые войны,
приход к власти национал-социалистов, разделение Германии, падение
Берлинской стены и последующее за ним объединение Германии. Такой
ракурс проблемы не рассматривался ранее. Таким образом, новизна
исследования связана, в первую очередь, с системным подходом к проблеме
конфликта отцов и детей в драматургии. Конфликт рассматривается на
8
широком драматическом материале, авторы пьес являются представителями различных исторических эпох, литературных течений и методов. . Это позволяет выделить константные составляющие конфликта и связь с каждым периодом развития драматического искусства и соответствующей социокультурной ситуацией.
В научный оборот введён ряд драматических произведений, не переведённых на русский язык и не исследовавшихся ранее в отечественном литературоведении. Особое внимание было уделено художественной форме драм, обусловленной эстетикой экспрессионизма, реализма «литературы развалин», модернизма драматургии 60-х, особенностями «постдраматического театра» 70-х и «нового реализма» 90-х - 2000-х годов.
Существует немало научных трудов, в которых анализируются
драматические произведения, вошедшие в исследовательское поле
настоящей работы. Особенно полно изучена поэтика немецкого
экспрессионизма. (Н.С. Павлова, Л. Копелев, Г. Недошвин, В.М. Толмачёв,
Н.В. Пестова, В. Д. Сед ельник, Т.Н. Васильчикова, А.А.Гугнин, Ю.Л.Цветков,
П.Раабе, Г. Бенн, Т.Анц, С.Виетта, Х.Денклер и др.). Среди литературоведов,
чьи исследования посвящены драматургии послевоенных лет, следует
выделить следующих: И.М.Фрадкин, Л.З.Копелев, Ц.М.Гецене,
Л.И.Мальчуков, Е.А.Зачевский, Н.И.Платицына, М.Шмидт, Н.А Шелингер,
Х.Гайгер, В.Миттенцвай, Г. Мюллер-Вальдек и др. Однако ни в одном из
научных трудов конфликт поколений до сих пор не становился специальной
целью исследования. Нам представляется важным проследить его
разработку в немецкой драме XX - начала XXI века, определить его
экзистенциальную, диалектическую составляющую, а также связь с
характером той или иной эпохи и литературной ситуацией. Особое внимание
в нашем исследовании уделяется отражению конфликта отцов и детей в
новейшей немецкой драме. Несмотря на высокую продуктивность немецких
театральных авторов рубежа XX - XXI веков, изучение их творчества
ограничивается, как правило, статьями театральных критиков или
предисловиями к переводным изданиям. В российском литературоведении изучение новейшей немецкой драматургии представлено кандидатскими диссертациями С.И.Городецкого, посвященной творчеству Роланда Шиммельпфеннига, и Т.А.Онегиной, избравшей предметом своего исследования категорию конфликта в новой немецкой драматургии, а также отдельными статьями учёных: И.С.Киселевой, Г.А.Лошаковой, М.К.Меныциковой, Н.Э.Сейбель, О.В.Тихоновой, Ю.Л.Цветкова, Т.А.Шарыпиной, Е.М.Шастиной, Е.Н.Шевченко и др. Интерес к проблемам современной, в том числе, немецкой драматургии подтверждается регулярным проведением различных конференций и научно-практических семинаров по данной тематике2.
Целыо работы является исследование конфликта отцов и детей в немецкой драматургии XX - начала XXI веков.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
1. Из обширного корпуса драматических произведений XX - начала XXI века выделить те, в которых тема взаимоотношений отцов и детей является основной.
2. Определить исторические периоды, в которые проблема отцов и детей выдвигается на первый план. Отразить связь исследуемых произведений с историко-политической, социокультурной и литературной ситуацией Германии рассматриваемых периодов.
3. Выявить аспекты конфликта поколений, рассматриваемые в драмах отдельных авторов в означенные периоды.
4. Определить типологию конфликта отцов и детей в указанные периоды.
2 Речь идёт, в первую очередь, о международной научной конференции «Современная российская и европейская драма и театр», которая проводится в рамках совместного международного проекта Казанского (Приволжского) федерального университета и Университета г.Гиссена (Германия) с 2007 г.; ежегодном научно-практическом семинаре, посвященном памяти Вадима Леванова, «Новейшая драма рубежа XX -XXI веков, проводимом в Самаре с 2008 года, в котором принимают участие филологи, философы, театральные критики из разных городов России и зарубежья; ряде семинаров «Драмомания» в Кемеровском государственном университете, международной научной конференции в Твери и др.
5. Проанализировать художественные методы, с помощью которых конфликт поколений раскрывается на разных этапах развития немецкой драматургии.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Конфликт отцов и детей, являясь проявлением диалектического закона отрицания отрицания Гегеля, носит непреходящий, экзистенциальный характер. При этом он, как правило, имеет конкретно-историческое и социальное наполнение.
2. В драматургии конфликт поколений выдвигается на первый план в наиболее значимые периоды истории. Не случайно он становится особенно актуальным в XX веке, когда стремительное развитие промышленности, рост городов, революционные научные открытия, а также две мировые и холодная война привели человечество к глобальной переоценке ценностей. В поисках «себя» представители младшего поколения вступают в противостояние со своими отцами, являющимися, по их мнению, причиной происходящих трагедий и несовершенства мира. Конфликт отцов и детей обостряется в начале XX века с его научно-техническими открытиями, бурной индустриализацией и последовавшей за ними Первой мировой войной, в эпоху после Второй мировой войны и в период студенческих волнений 60-х годов, и в конце века, отмеченном в истории падением Берлинской стены, объединением Германии и начавшимся процессом глобализации.
3. В каждый из указанных периодов конфликт отцов и детей наполняется
новым содержанием. В эпоху экспрессионизма он представляет собой
протест младшего поколения против консервативных отцов, мешающих
развитию истории, борьбе за «нового человека». В послевоенные годы
представители поколения сыновей предъявляют отцам счёт за жертв
Второй мировой войны, к которым относят и себя, являясь в тоже время
совиновными в совершённых преступлений. Новый виток развитие
конфликта переживает в 60-е годы XX века, когда становится очевидным,
11
что отцы так и не раскаялись в своих преступлениях. В это время основной является тема вины и памяти, тема преодоления прошлого (Уе^аг^епЬек5ЬеАУаШ§ш^). Наконец, после объединения Германии в связи с процессами глобализации, новыми политическими и социальными реалиями, драматурги снова обращаются к проблеме конфликта поколений. Происходит очередная попытка переосмысления немецкого прошлого, вызывающая разногласия во взаимоотношениях отцов и детей. В целом же конфликт поколений в этот период теряет свою общественно-политическую значимость и переходит в индивидуально-бытовую сферу, раскрывая механизмы насилия в семье.
4. Прослеживается следующая типология конфликта отцов и детей в анализируемых пьесах:
• В драматургии экспрессионизма конфликт, в основе которого лежит борьба за собственную индивидуальность, возникает внутри семьи и перерастает затем в бунт против социальной несправедливости, отражая в то же время вечный трагизм, присущий человеку; таким образом, конфликт поколений носит индивидуалистический, семейно-бытовой и общественно-социальный характер.
• В первые послевоенные годы и эпоху студенческих волнений 60-х гг. конфликт становится исторически детерминированным и носит социально-исторический и морально-нравственный характер.
• На рубеже XX - XXI веков происходит перемещение конфликта поколений в семейно-бытовую сферу.
5. В начале XX века основным художественным методом в драматургии
становится экспрессионизм, который оказал стойкое влияние на
драматургию всех последующих периодов. Драма первых лет после
окончания Второй мировой войны относится к реалистической
литературе, при этом она несет на себе отпечаток экспрессионизма. 60-е
гг. отмечены появлением ряда пьес, созданных в эстетике модернизма. В
последней трети XX века, в эпоху постмодернизма, на передний план
12
выдвигается «постдраматический театр», который на рубеже XX - XXI веков сменяется «новым реализмом».
Объектом исследования послужили немецкие драмы конца XIX, XX и начала XXI веков, в центре которых находится конфликт отцов и детей. Корпус исследуемых произведений включает в себя следующие драмы: «Пробуждение весны» („Frühlings Erwachen. Eine Kindertragödie", 1891) Ф.Ведекинда, «Сын» („Der Sohn", 1914) В.Газенклевера, «Отцеубийство» („Vatermord", 1920) А.Брониена, «На улице перед дверыо» („Draußen vor der Tür", 1947) В.Борхерта, «Вставайте под знамя надежды» („Wir heißen euch hoffen», 1946) Ф.Денгера, «Как звери в лесу» („Wie Tiere des Waldes", 1948) Ф.Вольфа, «Чёрный лебедь» („Der schwarze Schwan", 1964) М.Вальзера, «Тень девушки» („Schatten eines Mädchens", 1961), «Его дети» („Seine Kinder", 1965) Р.Керндля, «В девять у аттракциона „Русские горы"» К.Хаммеля („Um neun an der Achterbahn", 1964), «Гамлет-машина» Х.Мюллера („Die Hamletmaschine", 1977), «Язык отца» („Vatersprache", 2002) А.Остермайера, «Огнеликий» („Feuergesicht", 1998), «Камень» („Der Stein", 2008) М.фон Майенбурга, «Корабль не придёт» („Kein Schiff wird kommen", 2010) Н.-М.Штокманна, «Татуировка» (Tätowierung", 1996) Д.Лоэр, «Удар» („Der Kick", 2005) А.Файеля и Г.Шмидт, «Вермут» („Wermut", 2005) К.Шлендер, «Куриная слепота» („Nachtblind", 2006) Д.Штоккер.
Предметом исследования является проблема конфликта отцов и детей в немецкой драме XX - начала XXI века.
Теоретическую и методологическую основу исследования
составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по общим и
специальным вопросам истории и теории литературы (М.М.Бахтина,
Ю.М.Лотмана, Ю.Б.Борева, В.М.Толмачёва), по вопросам теории драмы и
современной драматургии (В.Е. Хализева, В.А. Сахновского-Панкеева, В.М.
Волькенштейна, М.Н. Липовецкого, Н.Л.Лейдермана, Н.Д.Тамарченко,
13
С.Н.Бройтмана, О.В.Журчевой, И.М.Болотян, Е.Н.Шевченко, Т.А.Онегиной, Х.-Т.Леманна, Э.Фишер-Лихте, П.Пави, М.Андреотти, Б.Боймерс). В качестве основного метода исследования выступает сравнительно-сопоставительный, в сочетании с комплексным дескриптивным анализом текста. Продуктивным также представляется междисциплинарный подход, поскольку целостный анализ драматического произведения возможен в рамках двух наук — литературоведения и театроведения.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что литературоведческое исследование указанных выше драматических произведений разных литературных направлений и эпох XX - начала XXI века позволило проследить связь конфликта отцов и детей с той или иной социокультурной ситуацией и художественной системой. Результаты работы могут стать теоретической базой для дальнейших исследований в этой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что. её результаты могут быть использованы при чтении лекций и на семинарских занятиях по истории зарубежной литературы, на спецкурсах и спецсеминарах по истории драмы и современной немецкой драматургии. Кроме того, исследование знакомит читателя с творчеством ведущих современных немецких драматургов, чьи пьесы только частично переведены на русский язык, работа предлагает подробную интерпретацию драматических произведений и историко-литературные справки.
Апробация научных результатов осуществлялась на конференциях регионального, российского и международного уровня в период с 2009 по 2013 гг., на Международной школе аспирантов-германистов в г. Марбахе, Германия (2011г.); на научно-практических семинарах «Новейшая драма рубежа XX - XXI веков», г. Самара (2010г., 2013г.); на IX съезде Российского союза германистов, г. Казань (2011 г.). Теоретические проблемы исследования на различных этапах обсуждались с профессорами Института германистики Гиссенского университета (г.Гиссен, Германия),
14
где автор работы исследовал историко-литературный и критико-биографический материал по проблеме диссертации. Отдельные главы исследования и диссертация в целом обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы Казанского (Приволжского) федерального университета. Результаты диссертационного исследования изложены в 10 публикациях, в том числе, в трёх изданиях, рецензируемых ВАК.
Структура исследования обусловлена его задачами и логикой, а также характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Объём работы составляет 202 страницы. Список использованной литературы включает 169 наименований, из них 66 на немецком языке.
Глава I. Конфликт отцов и детей в драматургии экспрессионизма
§1: Франк Ведекинд - предтеча немецкого экспрессионизма
Рубеж XIX - XX веков стал крайне сложным периодом в мировой истории, культуре и искусстве. С одной стороны, в это время происходит колоссальный рост промышленности, совершаются научные открытия, ускоренно развивается техника, появляется большое количество изобретений, способствующих облегчению человеческого труда и жизни. С другой стороны, в конце XIX века происходит деление мира на сферы влияния, европейские державы ведут борьбу за колонии, большое количество локальных войн усиливает напряжение в Европе и во всём мире и, как следствие, приводит к Первой, а затем и Второй мировым войнам. В Германии завершается процесс объединения, провозглашается Германская империя вкупе с насаждением в стране воинствующего шовинизма. Политические конфликты усиливаются социальными, вызванными ростом капиталистических отношений, забастовки и восстания выливаются в революции.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Творчество Г. Зудермана в контексте немецкой литературы конца XIX - начала XX века и его восприятие в России2005 год, доктор филологических наук Родина, Галина Ивановна
Экспликация темы насилия в "новой драме" Мартина МакДонаха2017 год, кандидат наук Кириченко, Дмитрий Артурович
Драматургия Хайнера Мюллера в контексте политического театра Германии XX века2022 год, кандидат наук Фролова Анна Сергеевна
Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX - начала XXI вв.: на примере творчества Н. Коляды и Е. Гришковца2009 год, кандидат филологических наук Наумова, Ольга Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лисенко, Анжела Рафизовна, 2014 год
Список использованной литературы Источники
1. Бёлль Г. Голос Вольфганга Борхерта // Иностранная литература. - 1958. -№7.-С. 91-93.
2. Борхерт В. На улице перед дверью / В.Борхерт // Избранное / Пер. с нем. Вступит, статья И.Фрадкина. - М.: Художественная литература, 1977.-С. 17-70.
3. Ведекинд Ф. Минэ-Гага, или о физическом воспитании молодых девушек / Ф. Ведекинд. - М.: Кентавр, 1908. - 94 с.
4. Ведекинд Ф. Пробуждение весны. Детская трагедия / Ф. Ведекинд. -СПБ: Труд, 1913.-36 с.
5. Майенбург М. фон. Камень / М. фон Майенбург // ШАГ 4. Новая немецкоязычная драматургия. - Москва: Немецкий культурный центр им. Гете, 2011. - с. 209-245.
6. Майенбург М. фон. Огнеликий / М.фон Майенбург // Современные немецкие пьесы. - СПб: Стройиздат СПб, 2000. - С. 167 - 198.
7. Мюллер X. Гамлет - машина / X. Мюллер // «Мюнхенская свобода» и другие пьесы. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - С. 163-170.
8. Файель А., Шмидт Г. Удар. / А.Файель, Г.Шмидт // ШАГ 3: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М: Немецкий культурный центр им. Гете; ОГИ, 2008. - С. 202 - 234.
9. Хоххут Р. Наместник: Драма / Р.Хоххут. [Пер. с нем. Ф. Конькова]. -М.: Искусство, 2000. - 284 с.
10.ШАГ 2: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М.: Немецкий культурный центр им. Гете, 2005. -484 с.
11.ШАГ 3: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М.: Немецкий культурный центр им. Гете; ОГИ, 2008. г 454 с.
12.ШАГ 4: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М.: Немецкий культурный центр им. Гете; ОГИ, 2005. - 484 с
13.Шлендер К. Вермут. / К.Шлендер // ШАГ 2: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М: Немецкий культурный центр им. Гете, 2005.-С. 405-478.
14.Штоккер Д. Куриная слепота. / Д.Штоккер // ШАГ 3: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М: Немецкий культурный центр им. Гете; ОГИ, 2008. - С. 411 - 447.
15.Штокманн Н.-М. Корабль не придет / Н.-М.Штокманн // ШАГ 4: Новая немецкоязычная драматургия. На русском языке. - М: Немецкий культурный центр им. Гете; ОГИ, 2011. - С. 423 - 474.
16.BÖ11 Н. Bekenntnis zur Trümmerliteratur [Электронный ресурс] / H.Böll. — Режим доступа:
http://www.oocities.org/hoefig_de/LKDeutsch/Jahrgl2/Boell_Bestandsaufn ahme.htm
17.Bronnen А. Vatermord / А. Bronnen - Berlin: S.Fischer Verlag, 1920. - 81 S.
18.Hasenclever W. Der Sohn / W. Hasenclever - Stuttgart: Philipp Reclam jun., 2003. - IIIS.
19.Kerndl R. Schatten eines Mädchens // R. Kerndl. Stücke - Berlin: Henschel, 1972.-360 S.
20.Loher D. Olgas Raum. Tätowierung. Leviathan / D. Loher. - Frankfurt am Main: Verl. der Autoren, 1994. - 228 S.
21.Mühsam E. Idealistisches Manifest. April, 1914. [Электронный ресурс] / E. Mühsam // Gegen das Vergessen. Ausgewählte Werke und Schriften: eClassica, 2013. - S. 34-39. - Режим доступа: http://www.ciando.com/ebook/bid-476361-erich-muehsam-gegen-das-vergessen-ausgewaehlte-werke-und-schrifiten, платный
22.0stermaier A. Vatersprache / A. Ostermaier. - Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2003. - 59 S.
23.Sorge R.J. Der Bettler [Электронный ресурс] / R.J.Sorge. - Режим доступа:
http://www.zeno.org/Literatur/M/Sorge,+Reinhard+Johannes/Dramen/Der+
Bettler
24.Walser M. Der schwarze Schwann / M. Walser. - Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 1964.-95 S.
25.Wiechert E. Rede an die deutsche Jugend [Электронный ресурс] / E.Wiechert. - Режим доступа: http://www.emst-wiechert.de/Ernst_Wiechert_Rede_an_die_deutsche_Jugend/Ernst_Wiechert _Rede_an_die_deutsche_Jugend.pdf
26. Wolf F. Wie Tiere des Waldes / F.Wolf // Gesammelte Dramen. Band IV. -Berlin, Aufbau-Verlag, 1952. -S. 196-283.
Теоретическая литература
27.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М.Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.
28.Борев Ю.Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. / Ю.Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988.-496 с.
29.Волькенштейн В.М. Драматургия / В.М. Волькенштейн. - М.: Советский писатель, 1969. - 334 с.
30.Журчева О. В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века / О. В. Журчева. - Самара: Издательство СГПУ, 2007.-418 с.
31.Журчева О.В. Природа конфликта в новейшей драме XXI века. // Новейшая драма рубежа XX - XXI вв.: проблема конфликта: материалы научно-практического семинара, 12-13 апреля, г.Тольятти. -Самара: Изд-во «Универс групп», 2009. - С. 18-27.
32.Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -М.: Искусство, 1970. - 384 с.
33.Сахновский-Панкеев В.А. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь / В.А. Сахновский-Панкеев. - Ленинград: Искусство, 1969. - 230 с.
34.Хализев В.Е. Драма как род литературы: Поэтика, генезис, функционирование / В.Е. Хализев. - М.: МГУ, 1986. - 259 с.
35.Andreotti М. Traditionelles und modernes Drama: eine Darstellung auf semiotisch-strukturaler Basis; mit einer Einführung in die Textsemiotik / M. Andreotti. - Bern; Stuttgart; Wien: Haupt, 1996. - 393 S.
36.Anz T. Expressionismus / T. Anz // Moderne Literatur in Grundbegriffen. -Frankfurt am Main: Athenäum, 1987. - S. 130 - 140.
37.Anz T. Literatur des Expressionismus / T. Anz. - Stuttgart; Weimar: Metzler, 2002. - 264 S.
38.Lehmann H.-Th. Postdramatisches Theater / H.-Th. Lehmann. - Frankfurt a. Main: Verlag der Autoren, 2001. - 510 S.
39.Vietta S. Expressionismus. / S.Vietta, H.-G. Kemper. - München: Fink, 2005.-464 S.
Научно-критическая литература
40.Айхенвальд Ю. Идёт дознание [Электронный ресурс]/ Ю. Айхенвальд // Московский комсомолец, 1967. - Режим доступа: http://www.kalyagin.ru/theatre/inquiry/4113
41.Баканов А.Г. История и современность в драматургии ГДР. - Киев, Издательство при Киевском государственном университете издательского объединения «Вища школа», 1979 г. - 168 с.
42.Болотян И.М. Вербатим: метод, стиль, жанр? / И.М.Болотян // Современная российская драма: Сборник статей и материалов международной научной конференции (27 - 29 сентября 2007 г.). -Казань: РИЦ «Школа», 2008. - С. 58 - 65.
43.Болотян И.М. Типология конфликтов в произведениях «Новой драмы» / И.М.Болотян, С.П. Лавлинский // Новейшая русская драма и культурный контекст: сборник научных статей / отв. ред.: С.П. Лавлинский, A.M. Павлов; ГОУ ВПО «Кемеровский госуд. ун-т». -Кемерово: ИНТ, 2010.-168 с.
44.Бондарева H.A. Творчество Л.Андреева и немецкий экспрессионизм: автореф.дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / H.A. Бондарева. - Орел, 2005.-25 с.
45.Бриглеб Т. Власть насилия / Т.Бриглеб // Шаг 3. Новая немецкоязычная драматургия. - М.: Немецкий культурный центр им. Гёте, 2008. - с. 812.
46.Васильчикова Т.Н. Драматургия Ханса Хенни Янна и типология немецкой экспрессионистической драмы: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Т.Н. Васильчикова. - Ульяновск, 2006. - 554 с.
47.Горбатенко М.Б. Визуальный аспект в драме немецкого экспрессионизма. [Электронный ресурс] / М.Б. Горбатенко. - Режим доступа: http://www.germanistenverband.ru/ru/onlinetexts.
48.Городецкий С. И. Проблема художественной структуры пьес Роланда Шиммельпфеннига: автореф. дис. [Электронный ресурс] / С.И. Городецкий. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-61764.html.
49.Грачева В.М. Драматургия Эрнста Толлера (20-е годы): автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.М. Грачева. - Ленинград, 1974. - 20 с.
50.Гугнин A.A. Экспрессионизм в Германии и Австрии. / A.A. Гугнин. // Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. - М.: Академия, 2003. - С. 79 - 102.
51.Должанский Р. В поиске диалога / Р.Должанский // Шаг 4. Новая немецкоязычная драматургия. - М.: Немецкий культурный центр им. Гёте, 2011.-С. 12-14.
52.Дунаева А.О. Проблема театрального воплощения драматургии Франка Ведекинда в России. / А.О. Дунаева // Современная российская и немецкая драма и театр: сборник статей и материалов международной научной конференции (7-9 октября 2010 г.). - Казань: РИЦ, 2011. - С. 205-215.
53.Дунаева А.О. Франк Ведекинд: формирование метода: автореф. дис. ... канд. искусствовед.: 17.00.01 / А.О.Дунаева. - СПб., 2013. - 28 с.
54.Дюрр К. Новые театральные тексты / К.Дюрр // ШАГ 2. Новая немецкоязычная драматургия. - М.: Немецкий культурный центр им. Гёте, 2005.-С. 8 - 11.
55.Елисеева A.B. Документальный театр Петера Вайса. [Электронный ресурс] / А.В.Елисеева. - Режим доступа: http://teatre.com.ua/modern/dokumentalnyj-teatr-petera-vajsa/
56.Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М.Толмачёв, В.Д.Седелышк, Д.А.Иванов и др.; под ред. В.М.Толмачёва. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 640 с.
57.3атонский Д.В. Мартин Вальзер / Д.В. Затонский // История литературы ФРГ. М.: Наука, 1980. - С. 341 - 359.
58.3ингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века / Б.И. Зингерман. -М.: Наука, 1979.-392 с.
59.Иро В. Диссоциации / В.Иро // Шаг 4. Новая немецкоязычная драматургия. - М.: Немецкий культурный центр им. Гёте, 2011. - С. 8 -11.
60.История немецкой литературы: Учеб пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 384 с.
61.История немецкой литературы в 3 томах. Т. 3. 1895 - 1985. М.: Радуга, 1986.-464 с.
62.История немецкой литературы в 5 томах. Т.4. 1848-1918. - М.: Наука, 1968.-611 с.
63.История немецкой литературы в 5 томах. Т.5 / Под общ. ред. Н. И. Балашова и др. - М.: Наука, 1976. - Т 5. - 696 с.
64.Киселева И.С. Своеобразие комического в пьесе Т. Дорн «Марлени. Прусские дивы, белокурые, как сталь» / И.С.Киселева // Современная российская и немецкая драма и театр: сборник статей и материалов международной научной конференции (7-9 октября 2010 г.). - Казань: РИЦ, 2011.-С. 105-111.
65.Ковальская Е. Ощущение реальности / Е.Ковальская // ШАГ 2. Новая немецкоязычная драматургия. - М.: Немецкий культурный центр им. Гёте, 2005.-С. 12-13.
66.Колпакова С.Г. Шекспир в немецком литературном сознании XX века (интерпретации гамлетовской темы): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / С.Г.Колпакова. - Казань, 2010. - 190 с.
67.Копелев Л. Драматургия немецкого экспрессионизма / Л. Копелев // Экспрессионизм. Сборник статей. - М.: Наука, 1966. - С. 36-83.
68.Коршунова Л.Ю. Артур Шницлер и Зигмунд Фрейд: писатели и психологи в контексте австрийской культуры: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Л.Ю.Коршунова. - Иваново, 2008. - 19 с.
69.Липовецкий М. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы» / М.Липовецкий, Б.Боймерс. - М.: Новое литературное обозрение, 2012.-376 с.
70.Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающ. по специальности 032900 - Русский язык и литература: в двух томах / М.Н. Липовецкий, Н.Л. Лейдерман.-М.: Академия,-Т. 1: 1953-1968. - 2003. - 412 с. Т.2: 1968-1990.-2003.-684 с.
71.Митрикас А. Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы [Электронный ресурс] // Социологические исследования. - 2004. - №5. - Реяшм доступа: http://www.demoscope.ni/weekly/2006/0229/analit01.php#l
72.Миттенцвай В. Драматургия 60-х годов / В.Миттенцвай // История литературы ГДР. - М.: Наука, 1982. - С. 403 - 416.
73.Мюллер-Вальдек Г. Фридрих Вольф / Г.Мюллер-Вальдек // Писатели Германской демократической республики. - М.: Радуга, 1984. - 486 с. -С. 80-94.
74.Немецкоязычное духовное наследие в мировой культуре: к 60-летию д-ра филол. наук Ю.Л.Цветкова / отв. ред. И.С.Киселёва, П.В.Николаева. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. - 376 с.
75. Онегина Т. А. Кризис идентичности в драматургии Альберта Остермайера. / Т.А.Онегина, Е.Н.Шевченко // Филология и культура. Philology and culture. -2012. -№1 (27).-С. 118-124.
76.Онегина Т.А. Проблема конфликта в новой немецкой драме: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Т.А. Онегина. - Казань, 2013. - 185 с.
77.Павлова Н.С. Театр и история (заметки о современной западногерманской драме) / Н.С.Павлова // Иностранная литература. №5.- 1972.-С. 195-202.
78.Павлова Н.С. Эволюция драмы / Н.С.Павлова // История литературы ФРГ. М.: Наука, 1980. - С. 467 - 500.
79.Павлова Н.С. Экспрессионизм / Н.С.Павлова // История немецкой литературы в 5 томах. Т.4. 1848-1918. -М.: Наука, 1968.-С. 536-563.
80.Пасуев А. Обыденность происходящего / А. Пасуев. (http://piterbook.spb.ru/2001/05/recenzii/book8.shtml). Рец. на кн.: Современные немецкие пьесы / сост. А. А. Чепуров, Т. В. Загорская. -СПб.: Стройиздат, 2000. - 399 с.
81.Пестова Н.В. Смена парадигм художественности в литературном процессе: немецкоязычный экспрессионизм. / Н.В.Пестова. // Русская германистика: Ежегодник российского союза германистов. Т. 7. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - С. 105 - 114.
82.Плавиус X. Основные направления литературного развития 60-х годов. Проза / Х.Плавиус // История литературы ГДР. - М.: Наука, 1982. - С. 230 - 240.
83.Платицына Н.И. Художественное пространство войны и мира в малой прозе Вольфганга Борхерта / Н.И.Платицына // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 7. — М.: Языки славянской культуры, 2010. - С. 123 - 130.
84.Платицына Н.И. Человек и война в малой прозе Вольфганга Борхерта: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. / Н.И. Платицына. - Тамбов, 2008. - 275 с.
85.Поэтика русской драматургии рубежа XX - XXI веков: Выпуски 1-2: сборник научных статей / отв. ред. С.П.Лавлинский, А.М.Павлов. -Кемерово^ 2011. - 510 с.
86.Руднев П.А. Темы современной пьесы: место соприкосновения немецкой и русской драмы / П.А.Руднев // Современная российская и немецкая драма и театр: сборник статей и материалов международной научной конференции (7-9 октября 2010 г.). - Казань: РИЦ, 2011. - С. 4-14.
87.Седельник В.А. Франк Ведекинд: от парадигмы к парадигме и обратно. / В.А. Седельник // Русская германистика: Ежегодник российского союза германистов. Т. 7. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - С. 96- 104.
88.Сейбель Н.Э. Шекспировский интертекст в драмах Хайнера Мюллера / Н.Э.Сейбель // Литература и театр: Модели взаимодействия: сборник научных статей по итогам IV Международной научно-практической конференции-фестиваля "АРТсессия" (Челябинск, 14-16 ноября 2011 г.) / отв. ред. Н.Э.Сейбель. - Челябинск: ООО "Энциклопедия", 2-11. - 279 с.
89.Современная российская драма: Сборник статей и материалов международной научной конференции (27 - 29 сентября 2007 г.). -Казань: РИЦ «Школа», 2008. - 244 с.
90.Современная российская драма и театр: сборник статей и материалов международной научной конференции (7-9 октября 2010 г.). - Казань: РИЦ, 2011.-232 с.
91.Толмачёв В.М. Экспрессионизм как художественное направление / В. М. Толмачёв // Энциклопедия экспрессионизма- М.: Республика, 2003.
- с. 5 - 24.
92.Толмачёв В. М. Экспрессионизм: Конец фаустовского человека / В. М. Толмачёв // Энциклопедия экспрессионизма. - М.: Республика, 2003. -с. 389-401.
93.Троцкий JL Проблемы культуры. Культура старого мира. / JI. Троцкий.
- Москва, Ленинград: Государственное издательство, 1926. - 580 с.
94.Фишер-Лихте Э. Немецкая драматургия девяностых годов / Э.Фишер-Лихте // Современные немецкие пьесы. - СПб: Стройиздат СПб, 2000.
- С. 11-16.
95.Фрадкин И. Вольфганг Борхерт и «поколение вернувшихся» И.Фрадкин // Иностранная литература. - 1958. - №2. - С. 183 - 195.
96.Фрадкин И. Голос «немого поколения» / И.Фрадкин // Борхерт В. Избранное / пер. с нем. - М.: Худож. лит., 1977. - С. 3 - 16.
97.Фрадкин И. Литература новой Германии / И.Фрадкин. - М.: Советский писатель, 1961,- 508 с.
98.Хаазе X. Литература ГДР. / Х.Хаазе, В.Паллюс, Г. Клатт, Р. Хойкенкамп // История немецкой литературы в трех томах. Т. 3. 1895 -1985. М.: Радуга, 1986. - С. 287 - 412.
99.Цветков Ю.Л. Модернизм и постмодернизм: игровые правила / Ю.Л.Цветков // Художественное слово в пространстве культуры: проблемы игрового начала: коллективная монография. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2013.-е. 49-59.
100. Чугунов Д.А. Немецкая литература 1990-х годов: основные тенденции развития: дис.... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Д.А.Чугунов. -Воронеж, 2006.-413 с.
101. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство / Г.Чхартишвили. - М.: Новое литературное объединение, 2000. - 576 с.
102. Шамина В.Б. Пути развития американской драмы: истоки, типология, традиции / В.Б. Шамина. - Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2007. - 296 с.
103. Шевченко E.H. Драмаутргия Дэи Лоэр: к проблеме традиции и новаторства / Е.Н.Шевченко // Русская и сопоставительная филология / Казан, гос. ун-т, филол. фак. - Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007. - С. 243 - 249.
104. Шевченко E.H. «Магический реализм» Роланда Шиммельпфеннига/ Е.Н.Шевченко // Новейшая драма рубежа XX -XXI веков: миметическое / антимиметическое: материалы V научно-практического саминара, посвященного памяти Вадима Леванова 20-21 апреля 2012г., г. Самара / сост. и науч. ред. Т.В.Журчева. - Самара, изд-во «Инсома-пресс», 2013. - С. 110 - 122.
105. Шевченко E.H. Новая немецкая драма: между постмодернизмом и «новым реализмом» / Е.Н.Шевченко // Новейшая драма рубежа XX — XXI вв.: проблема конфликта: материалы научно-практического семинара, 12-13 апреля, г.Тольятти. - Самара: Изд-ва «Универс групп», 2009.-С. 9-18.
106. Шевченко Е. Н. Специфика документализма в новой немецкой драме / E.H. Шевченко // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: сборник статей и материалов второй международной научной конференции (5-9 мая 2008 г.). - Казань: РИЦ «Школа», 2009.-460 с.
107. Шевченко E.H. Факты немецкой истории в пьесе Мариуса фон Майенбурга «Камень» / Е.Н.Шевченко // Ученые записки Казанского
195
университета. Серия: Гуманитарные науки. № 5 (124). - Казань, 2012. -С. 232-236.
108. Шевченко E.H. Хайнер Мюллер и постдраматический театр / Е.Н.Шевченко // МОСТ (язык и культура). - Набережные Челны: Издательство Набережночелнинского филиала Нижегородского государственного университета им. H.A. Добролюбова, 2005. - № 15. -С. 69 - 76.
109. Шелингер H.A. Фридрих Вольф. Критико-биографический очерк / Н.А.Шеллингер - М.: Высшая школа, 1966. - 96 с.
110. Austermühl Е. Frank Wedekind. / Е. Austermühl. // Deutsche Dramatiker des 20. Jahrhunderts. - Berlin: Erich Schmidt, 2000. - S. 63 -78.
111. Barner W. Disziplinierung, Restauration, neue Freiheit: Literarisches Leben im Westen (Westzonen, Bundesrepublik, Österreich, deutschsprachige Schweiz) W.Barner // Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. - S. 3-31.
112. Bassenhorst M. Das Dokument im Dokumentarischen Theater [Электронный ресурс] / M.Bassenhorst // Spiel&Bühne. Hrsg. v. Bund deutscher Amateurtheater. Hft. 1: Dokumentartheater. - Heidenheim, 2009-Режим доступа: http://www.theaterspiel.de/doktheat.pdf.
113. Becker Т. Wir kommen mit unserer Wut [Электронный ресурс] / Becker T, Höbel W. // Spiegel, 2008. - Режим доступа: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-62492120.html.
114. Blonska A. Die Figur der Außenseiterin im modernen deutschen Drama der Frauen. Dissertation. UNIWERSYTET SLA^SKl W KATOWICACH WYDZIAL FILOLOGICZNY. - KATOWICE, 2008. -270 S.
115. Bosse H. Generationsdifferenz im Erziehungsdrama. J.M.R. Lenzens Hofmeiester (1774) und Frank Wedekinds Frühlings Erwachen (1891). / H.Bosse, U.Renner. // In: DVjs 85,2011, S. 47-84.
116. Denkler H. Das Drama des Expressionismus / H. Denkler // Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. - Bern: A. France AG Verlag, 1969.-S. 127-152.
117. Der Kick. Kinofilm von Andres Veiel, Deutschland 2006 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://home.tele2.ch/richterfilm/kick.html
118. Deutschsprachiges Drama des XX. Jahrhunderts. Немецкая драма XX века: учебно-методические разработки и указания для студентов отделения романо-германской филологии, специальность «Немецкий язык и литература» / Казан, гос. ун-т, филол. фак., каф. зарубежной литературы; сост. Е.Н.Шевченко. - Казань: Казан, гос. ун-т, 2006. - 23 с.
119. Fechter Р. Frank Wedekind. Der Mensch und das Werk. / P. Fechter. -Jena: Erich Lichtenstein GmBH Verlag, 1920. - 179 S.
120. Fetz G. Martin Walser / G.Fetz. - Stuttgart: Metzler, 1997. - 224 S.
121. Fischer-Lichte E. Grenzgänge und Tauschhandel: Auf dem Wege zu einer performativen Kultur / E. Fischer-Lichte... (Hrsg.). // Theater seit den 60er Jahren: Grenzgänge der Neo-Avantgarde . - Tübingen; Basel: Francke, 1998.-S. 1-20.
122. Geiger H. Widerstand und Mitschuld. Zum deutschen Drama von Brecht bis Weiss / H. Geiger. - Düsseldorf: Bertelsmann, 1973. - 202 S.
123. Gerlach U.H. Wer ist der „vermummte Herr" in Wedekinds „Frühlings Erwachen? / U.H. Gerlach. // Maske und Kothurn: internationale Beiträge zur Theaterwissenschaft. - Wien: Institut für Theaterwissenschaft an der Universität Wien, 1985. - S. 101 - 111.
124. Haas B. Das Theater von Dea Loher: Brecht und (k)ein Ende / B. Haas. - Bielefeld: Aisthesis Verlag, 2006. - 285 S.
125. Haenig F. „Vor den Vätern sterben die Söhne.": Mißgückter Versuch einer Antwort, die Schwierigkeit VÄTER zu morden, betreffend. / F. Haenig // Theater der Zeit: Zeitschrift für Politik und Theater / hrsg. von der Interessengemeinschaft Theater der Zeit е. V. - Berlin, 1994. - S. 4 - 5.
126. Katharina Schlender in Kassel, Erlangen und Oldenburg [Электронный ресурс]. - Henschel Schauspiel, 2005. - Режим доступа: http://www.henschel-schauspiel.de/news.php?id=37&rubrik=n.
127. Kraus D. Theater-Proteste: zur Politisierung von Straße und Bühne in den 1960-er Jahren/ D. Kraus. - Frankfurt am Main: Campus-Verl., 2007. -389 S.
128. Krüger M. Vom ordnenden Subjekt zur subjektgemäßen Ordnung. Studien zu Arnolt Bronnens Dramen. Diss. / M. Krüger. - Frankfurt а. M., Mainz: Univ., 1989. - 149 S.
129. Kutscher A. Frank Wedekind. Sein Leben und seine Werke. 2. Band. / A. Kutscher. - München: Georg Müller Verlag, 1927. - 270 S.
130. Mackowiack K. W.Hasenclever / K. Mackowiack // Deutsche Dramatiker des 20Jahrhunderts. - Berlin: Erich Schmidt, 2000. - S. 200215.
131. Mein Vater heißt Hitler. Fritz J. Raddatz im Gespräch mit Rolf Hochhuth [Электронный ресурс] // DIE ZEIT. - 9.4.1976. - Nr. 16. -Режим доступа: http://www.zeit.de/1976/16/mein-vater-heisst-hitler/komplettansicht
132. Mennemeier F. N. Frank Wedekind. / F. N. Mennemeier. // Handbuch des deutschen Dramas. - Düsseldorf: Bagel, 1980. - S. 360 - 373.
133. Müller H. Geschichte, Allegorie, historisches Drama. Sieben Notizen zu Georg Büchner, Peter Weiss und Heiner Müller. / H. Müller. // Gegengifte: Essays zu Theorie und Literatur der Moderne/Harro Müller. -Bielefeld: Aisthesis-Verl., 2009. - S. 205 - 217.
134. Noob J. Der Schülerselbstmord in der deutschen Literatur um die Jahrhundertwende / J. Noob. - Heidelberg: Winter, 1998. - 250 S.
135. Pörtner Р. Expressionismus und Theater. / P.Pörtner. // Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Hrsg von Wolfgang Rothe. - Bern: A.France AG Verlag, 1969.-S. 194-211.
136. Paulsen W. Walter Hasenclever. / W.Paulsen. // Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Hrsg von Wolfgang Rothe. - Bern: A.France AG Verlag, 1969. - S. 530 - 546.
137. Platz-Waury E. Drama und Theater. Eine Einführung. / E. Platz-Waury. -5., vollst. Überarb. u. erw. Aufl. - Tübingen: Narr, 1999. - 265 S.
138. Profitlich U. Martin Walser. / U.Profitlich. // Deutsche Dramatiker des 20. Jahrhunderts/ hrsg. Von Alo Allkemper u. Norbert Otto Eke - Berlin: Erich Schmidt, 2000. - S. 474 - 488.
139. Roth F. Frank Wedekind: „Frühlings Erwachen" / F. Roth. // Von Lessing bis Kroetz: Einführung in die Dramenanalyse. - Kronberg: Scriptor Verlag, 1976.-S. 104-137.
140. Royal Court. History [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.royalcourttheatre.com/about-us/history/
141. Scherer S. Einführung in die Dramen-Analyse / Stefan Scherer. -Darmstadt: Wiss. Buchges., 2010.-160 S.
142. Schifeibusch W. Dramatik in der DDR. / W. Schifeibusch. // Handbuch des deutschen Dramas / hrsg. von Walter Hinck. - Düsseldorf : Bagel, 1980.-S. 482-488.
143. Schlör I. Pubertät und Poesie: das Problem der Erziehung in den literarischen Beispielen von Wedekind, Musil und Siegfried Lenz /1. Schlör. -Konstanz: Wisslit, 1992. - 150 S.
144. Schneider M. Der literarische Expressionismus zwischen Anarchismus und Prafaschismus (dargestellt am Leben und Werk des Dramatikers Arnolt Bronnen). / M. Schneider. // Die lange Wut zum langen Marsch. Aufsätze zur sozialistischen Politik und Literatur. - Hamburg: Günter Narr Verlag, 1975. - S. 291 - 303.
145. Schößler F. Augen-Blicke : Erinnerung, Zeit und Geschichte in Dramen der neunziger Jahre / F. Schößler. Tübingen : Narr, 2004. - 359 S.
146. Schreiber U. Dramatik in der Bundesrepublik Deutschland und Österreich. / U.Schreiber. // Handbuch des deutschen Dramas / hrsg. von Walter Hinck. - Düsseldorf: Bagel, 1980. - S. 465 - 481.
147. Schröder J. Arnolt Bronnen. / J.Schröder. // Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Hrsg von Wolfgang Rothe. - Bern: A.France AG Verlag, 1969. - S. 585 - 594.
148. Schröder J. Brecht oder Wolf? Alternativen eines sozialistischen deutschen Theaters / Schröder J. // Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. - S. 147 - 160.
149. Schröder J. Das dramatische Jahrzehnt der Bundesrepublik / Schröder J. // Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. München: Verlag C.H.Beck, 2006. - S. 463 - 501.
150. Schröder J. "Postdramatisches Theater" oder "Neuer Realismus"? Drama und Theater der neunziger Jahre / J.Schröder // Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. - München: Verlag C.H.Beck, 2006, S. 1080-1120.
151. Schröder J." Zwischen Eiszeit und Kommune": DDR-Dramatik / Schröder J. // Geschichte der deutschen Literatur von 1945 bis zur Gegenwart. München: Verlag C.H.Beck, 2006. - S. 559 - 582.
152. Sprengel P. Geschichte der deutschsprachigen Literatur 1900-1918: Von der Jahrhundertwende bis zum Ende des Ersten Weltkriegs. / Sprengel, Peter. - München: Beck, 2004. (Geschichte der deutschen Literatur von den Anfängen bis zur Gegenwart / begr. von Helmut de Boor und Richard Newald; Bd. 9-2) - 930 S.
153. Waiden H. Der Sohn der Jungfrau von Orleans. / H.Waiden. // Sturm - Bühne. Jahrbuch des Theaters der Expressionisten. Jg. 1, Folge 1, Januar, 1918.-Berlin, 1918.
154. Wittstock U.. Laudatio der Brecht-Preisträgerin 2006 Dea Loher. Zur Preisverleihung am 16. Juli 2006 im Goldenen Saal des Augsburger Rathauses [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.augsburg.de/fileadmin/www/dat/07ku/brechtpreis/pdf/Wittstock _LoherRede.pdf
Справочная литература
155. Блинников JT.B., Краткий словарь философских персоналий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/FilosPers/index.php
156. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Сост. А. Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2003. - 160 стб.
157. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
158. Пави П. Словарь театра: пер. с фр. /П.Пави. -М.: Прогресс, 1991. - 504 с.
159. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
160. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / И.П. Ильин [и др.]. - М.: Интрада -ИНИОН, 1999. - 319 с.
161. Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
162. Энциклопедия драматургии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.odris.ru/konflikt.
163. Энциклопедия экспрессионизма: живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л.Ришар. - М.: Республика, 2003. - 432 с.
164. Bochmeyer D. Moderne Literatur in Grundbegriffen. / hrsg. von D.Bochmeyer und Viktor Zmegac. - Frankfurt am Main: Athenäum, 1987. -414 S.
165. Metzler Autorenlexikon. - Stuttgart Weimar: Verlag J. B. Metzler, 1994.-905 S.
166. Metzler-Literatur-Lexikon: Begriffe und Definitionen / hrsg. Guenther u. Irmgard Schweikle. [Mitarb. Irmgard Ackermann...]. - 2., Überarb. Aufl. -Stuttgart: Metzler, 1990. - 525 S.
167. Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte in zwei Bänder. B. I, 2. Auflage, unver. Neuausgabe / hrsg. von W. Kohlschmidt, W. Mohr. - Berlin; New York; Walter de Gruyter, 2001. - 915 S.
168. Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte in zwei Bänder. B. II, Neubearbeitung des Reallexikons der deutschen Literaturgeschichte / hrsg. H. Fricke. - Berlin; New York: Walter de Gruyter, 2000. - 777 S.
169. Sachwörterbuch der Literatur . 8., verb. u. erw. Aufl. / G. von Wilpert. -Stuttgart: Kröner, 2001. - 925 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.