Конфигурация идентичностей и риск ответственности в социальных практиках мобильности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Харченко, Андрей Юрьевич

  • Харченко, Андрей Юрьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 137
Харченко, Андрей Юрьевич. Конфигурация идентичностей и риск ответственности в социальных практиках мобильности: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Тверь. 2017. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Харченко, Андрей Юрьевич

Введение.........................................................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования практик мобильности и идентичности..............................................................................................................16

1.1. Философский и междисциплинарный дискурсы мобильности.........................16

1.2. Идентичность как социально-философская проблема.......................................34

1.3. Дискурсы социальных практик мобильности.....................................................69

Глава 2. Конфигурация идентичностей в реалиях мобильности.............................87

2.1. Трансформация идентичности в рискогенных практиках мобильности..........88

2.2. Риск ответственности и защита идентичности.................................................108

Заключение..................................................................................................................120

Список литературы.....................................................................................................122

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфигурация идентичностей и риск ответственности в социальных практиках мобильности»

Введение

Актуальность исследования. Очевидно, что мы живем в эпоху практик «мобильности». Мобильная ткань отношений, по выражению Ж.-Ф. Лиотара, стала строительным материалом социальной жизни. Мобильности проблематизируют возможности человека и общества, вовлекая в свой горизонт множество социальных практик. Практики мобильности порождают многочисленные социальные и личностные проблемы и умножают риски социального бытия. Среди них - философская рефлексия о смысле, ценности, потребности обретения самоидентичности в условиях множественных идентификаций, об эксплуатации и присвоении образов как инструментов самоидентификаций. Как говорил Ж. Бодрийяр: «Разоблачать образы опасно, ведь они скрывают, что за ними ничего нет». Утрата идентичности, поиски новой идентичности, ситуация лабиринта идентичностей, появление множества идентичностей - вторичные вопросы операционализации философской темы идентичности.

Идентичность является одной из актуальных проблем в философии и социально-гуманитарных науках, поскольку в ней преломляются существенные изменения человека, риски его существования в новой среде обитания с МВ1С-технологиями, которые не только создаются социальным субъектом, но и обрабатывают его. Сложность осмысления феномена идентичности, тем более вопроса конфликта и конфигурации идентичности в практиках мобильности связана с тем, что идентичность предстает сегодня как знание философского и междисциплинарного уровня анализа, что нередко влечет несогласованность в толковании понятий.

Практики мобильности размывают границы индивидуальной идентичности и социальных идентификаций. Под социальными практиками мобильности понимаются такие социальные действия и коммуникации, которые интенсифицируются МВТС-технологиями, мультиплицируются масштабами и

скоростью своих изменений. Так, миграция делает не аутентичными, маргинальными такие реалии и понятия как «нация», «этнос», «этнонациональная идентичность», «европейская идентичность», «историческая идентичность». Существуя в виртуальной реальности, сетевая социальная практика стирает границы реального/нереального, возможного/невозможного и порождает тотальную симуляционную, брендовую идентичность. Биоэтические практики порождают когнитивный диссонанс и ставят под сомнение наличие границ биологического и социального, естественного и искусственного, тайного и явного, публичного и частного, приватного, конфиденциального.

В сознании и самосознании современного человека иерархия идентичностей подвижна и выстраивается в соответствии с разворачивающейся ситуацией, пространственно-временному континууму, собственно конкретными повседневными проблемами. В эпоху кризиса и распада идентичностей, что переживается и дескриптируется как результат сложной адаптации к транзитивной, трансформирующейся социальной реальности, особую значимость приобретают проблемные вопросы конфигурации идентичности, адекватной динамике социальных практик. Под конфигурацией идентичностей понимается находящееся под воздействием наличных ценностей взаимное положение самоидентичности и социальных идентификаций.

В практиках мобильности повышается ответственность за риски распада самоидентичности, за конгруэнтную социальным реалиям устойчивую конфигурацию «Я-идентичности» и множественной социальной идентификации. В эпоху «вовлеченности» принятие на себя риска ответственности возможно в условиях наличия достаточно центрированной личности. Современная социальная жизнь всё чаще демонстрирует ситуации, в которых антропологическая данность, биосоциальная целостность, конструктивная идентичность становятся периферийной ценностью и утрачиваются. Точкой «невозврата» оказывается распад самоидентичности и невозможность просчитать релевантные риски ответственности со стороны общества и человека.

Будучи маркерами мобильности, миграция, сетевые коммуникации, биоэтическая практика ярко демонстрируют риски ответственности человека и общества за потерю естественной самоидентичности, наличие множественной идентификации, утрату стержневой индивидуальной идентичности, социальной и исторической памяти в формате исторической идентичности. Испытывая очевидную интервенцию социальных форм идентификации, самоидентичность подвергает себя коррозии, ближайшими и отдаленными последствиями которой становится утрата интереса к подтверждению или опровержению собственной идентичности, превращения себя в «объект» социального воздействия и манипуляции, «распылителя» исторической памяти и традиций. Без самоидентичности человек порабощается и миграционными практиками, и виртуальной реальностью, и биоэтическими реалиями, он живет с «идентичностью без личности», с анонимной идентичностью.

Степень научной разработанности проблемы.

Философские и междисциплинарные разработки по проблеме социальных практик, мобильных практик, рискогенных практик связаны с такими авторами как У. Бек, П. Бурдье, Э. Гидденс, Ю.А. Зубок, М. Кастельс, В.В. Кизима, С.А. Кравченко, В.А. Лепский, Н. Луман, П. Соркин, Дж. Урри, и др.1

Рефлексия феномена идентичности восходит к работам, Х. Арендт, М.М. Бахтина, З. Баумана, Г. Гегеля, А.А. Гусейнова, Э. Гуссерля, У. Джеймса, И. Канта,

1 Beck U. World at Risk. Cambridge: Polity Press, 2010; Луман Н. Понятие риска // Альманах THESIS. 1994. № 5; Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Угрозы в трансформирующейся среде обитания как фактор социальных рисков: прогнозирование и регулирование // Социологические исследования. 2017. №5; Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления. Монография / Ю.А. Зубок (отв. ред.) В.И. Чупров, И.С. Шаповалова и др. Белгород: «Эпицентр», 2016; Бурдьё П. Структуры, habitus, практики // Современные социальные теории. Новосибирск. 1995; Гидденс Э. Последствия современности. М., 2011; Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016; Кизима В. В. Постнеклассические практики: рефлексивность и управление // Вопросы философии. 2010. № 3; Кравченко С.А. Сосуществование рискофобии и рискофилии- проявление «нормальной аномии» // Социологические исследования 2017. №2; Лепский В.Е. Аналитика сборки субъектов развития. М.: Когито-Центр, 2016; Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. Ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. СПб.: Издательский дом «Мир», 2009; Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество М.: Политиздат, 1992; Урри Дж. Мобильности М.: «Праксис», 2012; Урри Дж. Социология за пределами обществ. Виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2012.

Э. Левинаса, К. Маркса, П. Рикера, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, Э. Фромма, М. Фуко, Ю. Хабермаса и др.1 и распространяется на современные её междисциплинарные исследования2. Социологический подход к анализу идентичности представлен направлением символического интеракционизма, где проблематика разрабатывалась И. Гоффманом, Дж. Мидом, Д. Рисманом и др. В психологическом плане проблема идентичности зазвучала в трудах У. Джеймса, К. Роджерса, З. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона, К. Г. Юнга, К. Ясперса и др.

Тема идентичности как философская проблема сознания и его общественных форм, как философские, психологические, социологические аспекты самосознания звучит в работах Дж. Агамбена, П. Бергера, Г. Гегеля, Э Гидденса, П.С. Гуревича, У. Джеймса, И.С. Кона, Ж. Лакана, Т. Лукмана, В.И. Пржиленского, К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Эриксона и др.3 Диалектическая взаимосвязь социальной идентификации личности и самоидентичности рефлексировалась Г. Гегелем, У.

1 Кант И. Сочинения в 6 томах. М., 1966. Т. 5; Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории. Томск, 1998; Сартр Ж-П. Бытие и ничто. М., 2002.; Арендт X. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб., 2000; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000; Левинас Э. Время и Другой. СПб., 1998; Бахтин М.М. Искусство и ответственность. М., 2003; Фуко М. Археология знания. СПб.: Гуманит. акад., 2004; Бауман З. Свобода. М., 2006.; Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. М.: Академический проект, 1995; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003; Бауман З. Текучая современность. СПБ.: Питер, 2008; Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000; Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad marginem, 2000; Гидденс Э. Трансформация интимности. СПб.: Питер, 2004; Гуревич П.С. Философская интерпретация человека (К 80-летию проф. П.С. Гуревича). М.: ИФ РАН, 2013; Лекторский В.А. Проблема идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. М., 2008; Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / под. ред. Е.Б. Старовойтенко. М., 2009;

2 Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М., 2001.; Войскуновский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2; Марцинковская Т.Д., Турушева Ю.Б. Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности // Психологические исследования. 2017. № 10(52); Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Идентичность как психологический конструкт: возможности и ограничения междисциплинарного подхода // Психологические исследования. 2012. № 5(26);

3Агамбен Дж. Нагота. М.: Грюндриссе, 2014; Агамбен Дж. Этика технологий безопасности и наблюднения // Человек. 2015. № 2; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995; Гидденс Э. Последствия современности. М.: «Праксис», 2011; Гуревич П.С. Расколотость человеческого бытия. М.: ИФ РАН, 2009; Пржиленский В.И. Социальные технологии: фундаментальные и прикладные проблемы. Монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006; Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.: АСТ, 2004; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Республика, 1996.

Джеймсом, И. Кантом, П. Рикером, М. Хайдеггером, З. Фрейдом, Э. Фроммом, К. Хорни, Э. Эриксоном, В. Франклом1.

В фокусе множественных идентификаций, их рассогласований идентичность рассматривалась такими исследователями как Д.А. Акулов, А.Б. Белинская, В.В. Ильин, Ю.Кокка, А.С. Панарин, А.С. Свасьян, М.Т. Степанянц, С. Хантингтон, Л.Б. Шнейдер2. В философский тезаурус понятие идентичности в контексте постнеклассической парадигмы и постмодернистской интерпретации вошло через труды авторов «критической теории» Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер), которые акцентировали внимание на вопросах индивидуальности, свободы выбора, самополагания человека3. В современной философской и междисциплинарной научной литературе о множественной социальной идентификации и выделении соответствующих идентичностей размышляют такие авторы как А.Г. Асмолов, З. Бауман, А.Е. Войскунский, П.С. Гуревич, О.А. Дорохова, Н.В. Мотрошилова, М.А. Розин, Г.А. Тульчинский, Ю. Хабермас, В. Хесле и др.4.

1 Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991; Кант И. Сочинения в 6 томах. М., 1966. Т. 5; Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтики. М., 1995; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Фромм Э. Психоанализ и этика М: Республика. 1993; Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998; Хорни К. Невротический тип личности нашего времени. Самоанализ. М., 1993.

2 Акулов Д.А. Цивилизационное развитие и российская идентичность. М., 2009; Белинская А.Б. Идентификация конфликтов в современной России как философская проблема. М., 2007; Ильин В.В. Теория познания. Философия как оправдание абсолютов. В поисках causa finalis: монография. Москва: Проспект, 2017; Кокка Ю. Границы Европы и идентичность: исторический опыт и вызовы современности. М., 2007; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002; Свасьян К.А. Человек в лабиринте идентичностей. М., 2009; Религия и идентичность в России. Отв. ред. Степанянц М.Т. М., 2003; Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004; Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М., 2007.

3 Адорно Т. Авторитарная личность // Психология и психоанализ власти: в двух томах. Хрестоматия Т. 2. / Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999; Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: REFL-book, 1994; М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Фромм Э. Психоанализ и этика М: Республика. 1993; Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2.; Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008.

4Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1; Войскунский А.Е., Дорохова О.А. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы // Вопросы философии. 2010. № 5; Wilson R.E., Gosling S.D., Graham L.T. A review of Facebook research in the social sciences // Perspectives on Psychological Science. 2012. № 7; Бауман З. Свобода. М., 2006; Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2012; Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. М., 2003; Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2009. № 4; Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

Как собственно философская проблема современности идентичность и её новые виды разрабатываются такими философами и учеными как В.И. Пржиленский, Е.М. Сергейчик, Г.А. Тульчинский и др1. О процессах трансформации идентичности, её кризисе, её конфигурации в социальных практиках современности пишут З. Бауман, П.С. Гуревич, Ж. Лакан, Н.В. Мотрошилова, П. Рикер, М.А. Розин, Г.А. Тульчинский, Д. Узланер, Ю. Хабермас, В. Хесле и др.2

Проблема. К практикам мобильности правомерно отнести большинство социальных практик, где в условиях тотального влияния современных технологий происходит становление, развитие, самоопределение человека, личности в обществе на основе механизма идентификации, выбранной и принятой (разделенной) идентичности. Будучи вовлеченным в мобильные практики, современник подвергает себя постоянным самопреобразованиям в многочисленных глобальных и локальных социальных интеракциях, в условиях экспансии со стороны новейших технологий, перед личностью возникает задача выработать механизмы адаптации к ним, не допустить патологических векторов трансформации идентичности. Практики мобильности (миграция, сетевое сообщество, биоэтические реалии) до пределов усложняют процессы идентификации, задают новую конфигурацию идентичностей и порождают проблему рисков ответственности за выживание, состоятельность, конституирование самоидентичности.

В основе нашего исследования - теоретические и эмпирические воззрения, проблематизирующие практики мобильности как рискогенные в плане сохранения

1 Батай Ж. Из «Внутреннего опыта» // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX в. СПб.: Мифрил, 1994; Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993; Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010; Рикер П. Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008; Сергейчик Е.М. Историческая идентичность: территория и карта // Вестник СПбГУ. Сер.17. 2016. Вып. 1; Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов М.:ИФРАН, «Канон+», 2010; Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.,1993.

2 Бауман З. Свобода. М., 2006; Лакан Ж. О взгляде в качестве объекта а // Лакан Ж. Семинары Кн. 11. М.: Гнозис; Логос, 2004; Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. М., 2003; Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2009. № 4; Узланер Д. Под взглядом Другого: селфи сквозь призму лакановского психоанализа //Логос. 2016. Т. 26. №6; Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

синергии идентичности. В свете современной «сложностной» методологии, которая призывает не противопоставлять разные стороны исследуемого предмета, а связывать, объединять их, наше исследовательское внимание концентрируется на проблеме возможностей сохранения баланса самоидентичности (самоутверждение, самоопределение, самость) и множественной социальной идентификации (одинаковость, похожесть, принадлежность) в практиках мобильности, чтобы минимизировать риски ответственности на пути изменяемости/ устойчивости и «определенности» идентичности.

Объект исследования - идентичность в социальных практиках мобильности; а предмет - конфигурация идентичностей, влекущая риски ответственности по защите и безопасности самоидентичности в практических реалиях мобильности.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - заключается в социально-философском анализе новой конфигурации самоидентичности и множественных идентификаций личности в практиках мобильности, а также осмыслить сопутствующие последствиям риски ответственности.

Для достижения данной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

- дать социально- философскую интерпретацию понятия «мобильность»;

- раскрыть социально-философский контекст проблемы идентичности;

- дать дискурсивную интерпретацию современных социальных практик мобильности;

- эксплицировать новую конфигурацию идентичностей в рискогенных практиках мобильности;

- определить риски ответственности последствий самоидентификации человека в мобильных практиках

Теоретико-методологическая основа исследования. Выводы диссертации опираются на принципы социально-философского и общенаучного познания, диалектический, системный, феноменологический методы, герменевтику, междисциплинарное знание. Феномен идентичности раскрывается как социально-философское явление и проблема социальной и личной жизни. Социальные

практики мобильности рассматриваются через постнеклассическую парадигму научной рациональности и дискурсивный подход. Философско-методологической основой анализа выступает взаимосвязь теоретического и эмпирического уровня познания.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- расширены и конкретизированы философские представления о мобильности как социальном феномене и характеристиках современных социальных практик;

- определены ключевые маркеры современных мобильных практик;

- эксплицирована социально-философская проблематика идентичности в социальных практиках мобильности;

- раскрыты положительные и отрицательные коннотации трансформации идентичности в рискогенных практиках мобильности; показано, что в них меняется конфигурация идентичностей и что множественные социальные идентификации истощают и подрывают базовые основы самоидентичности;

- показано, что трансформация идентичности порождает новые риски ответственности за возникающие формы аддитивности, распад самоидентичности, множественную идентификацию.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Мобильность - многогранный и многомерный феномен. В узком «физикалистском» измерении мобильность предстает как атрибутивный признак физического мира, способ движения всякой физической предметности. Для биопсихосоциальных существ мобильность - это способность к самоизменению, саморазвитию, в том числе когнитивные способности к выбору новых средств движения (превращения, перемещения). Для социального субъекта мобильность -это готовность к изменениям в ускоренном режиме, инновационная активность, гибкость мышления. Личностная мобильность означает движущую, осознанную/неосознанную, рефлексивную силу к ускоренной интерактивности в социальном пространстве, что сопряжено с наличием таких личностных качеств как доверие, коммуникационный потенциал, толерантность к неопределенности. В

широком смысле мобильность - одна из доминантных и «мажорных» форм социального бытия, интегрирующая современные социальные практики. Современный социологический дискурс идентифицирует мобильность в цепочке «мобильность - адаптивность - успешность». В таком контексте ей приписывается тотальность и вездесущность, идеологический бренд. Философский дискурс темы «мобильности» указывает на релевантность понятий «мобильность», движение, покой (неизменность), обнаруживает дилемму и парадоксальность феномена «мобильность», проблематизирует абсолютизацию феномена «мобильность». Философская рефлексия раскрывает деструктивные последствия высокой социальной мобильности, среди которых поляризация человечества, релятивизация социальной жизни, освобождение от ответственности, возрастание рисков.

2. Генеалогия идентичности указывает на её узкий и широкий смысл. В своем узком значении идентичность соразмерная с её статистической, административно -учетной проверяемостью в классической философии не проблематизировалась. В широком смысле - идентичность («Я-идентичность», самоидентичность, персональная) - осознаваемое и неосознаваемое, рефлексивное самоопределение человека и продукт социальных идентификаций. Ей имплицитны целостность, устойчивость, которые задаются адекватным и выбранным образом, позитивной «семантикой». В формировании «Я-идентичности» социальная природа «генома», происхождения идентичности не умаляет значения и роли аутентичности, самости, автономии человека, личностного конституирования в формате «свободы и ответственности». Так сформированная самоидентичность - результирующая осознанного выбора человеком самого себя, поэтому она предстает как самотождественность или сопряженность единичного, индивидуального и множественного социального, а также его векторов. Актуализируется широкий горизонт значений идентичности, когда она становится «непрозрачной» для человека и общества и влечет постановку вопросов о том, кто есть человек в оптике здравого смысла, смысла жизни, ценностей, приоритетных потребностей, интересов, ожиданий, сущего и должного. В эпоху радикальных трансформаций в

жизни человека и общества, проявляется проблемное сущестование и конституирование идентичности. Распад идентичности, множественные идентификации, невозможность согласования идентичностей, унификация и стандартизация, «лабиринт» идентичностей - предмет философской рефлексии. Сегодня она предикадируется как подтверждение, опровержение, уточнение, изменение. Новейшее её понимание состоит в признании проницаемости, прозрачности границ самоидентичности для множественных социальных идентификаций. В эпоху социальной «вовлеченности» подавление, замещение, подмена естественного «владения» самоидентичностью усиливается социальными технологиями, с помощью которых ведутся игры и манипуляции с идентичностью, которые приводят к её утрате. Пример исторической идентификации (историческая и социальная память) показывает возможность или невозможность сохранения целостности и устойчивости самоидентичности.

3. Мобильность - это ключевая характеристика современных социальных практик. Социальные практики мобильности, с присущим им адаптационным потенциалом, объясняются постнеклассической методологией как рискогенные практики с такими признаками как синергийность, сложность, сопряженность, рефлексивность, хабитуализация, массовость. Под социальными практиками мобильности понимается такая социальная реализация, которая инициируется социальными субъектами в процессе их взаимодействия, коммуникации и на основе технологического ускорения. Практики мобильности включают широкий ряд паттернов, моделей поведения, способов идентификаций. Практика мобильности различается как те социальные действия и коммуникации, которые интенсифицируют процесс перехода через традиционные границы к безграничью. Такие практики мобильности как миграция, сетевые сообщества, биоэтические реалии усиливают трансформацию идентичности, порождают множественную идентификацию, ускоряют распад самоидентичности.

4. В современных мобильных практиках наблюдается эффект рискогенности, который инициируется человеком, обществом, новыми технологиями и влечет идентификационную трансформацию. Под конфигурацией идентичностей нами

понимается характерное для выделенных практик мобильности соположение самоидентичности и социальных идентификаций. Конфигурация идентичностей задается новой точкой схождения «Я-идентичности» и социальных идентификаций в практиках мобильности. Миграционная практика показательно демонстрирует идентификационную «мутацию»: в силу «прозрачности» границ самоидентификации «Я-идентичность» постоянно дрейфует и вызывает турбулентность социальных идентификаций (этнонациональной, религиозной, исторической и др.). Проблема совместимости (конфликт или баланс) социальных идентификаций «упирается» в формат личностной идентичности. Сетевые практики инициируют деиндивидуализацию, обретение анонимной закодированной идентичности, её брендовую модальность, унификацию, амбивалентность. Диссоциативность реальной идентичности происходит за счет стирания объективных границ реального и виртуального миров, уравнивания прошлого и будущего, гибритизации реальной и виртуальной идентичностей. Биоэтические практики выразительно доказывают основополагающую асимметрию биологической (телесной, генетической) и персональной, личностной идентичностей.

5. Самоидентичность удостоверяется взятием на себя ответственности за добровольный выбор своего образа. Под ответственностью понимается возможность и компетенция человека и общества созидать себя через социальную активность и практику, что влечет контроль, прогноз, проект, программу управления собой. С позиции автора ответственность манифестирует о сделанном выборе как акте свободы и о диспозиции по отношению к внешним обстоятельствам. Ответственность - это принятие для себя социально-морального кодекса чести и достоинства. Вовлечение в зону ответственности предполагает интенцию и готовность дать отчет за последствия своих практических деяний в призме будущего. Риск ответственности - это конструктивная, «отформатированная» позиция, укорененная в личном или социальном опыте (знать, уметь, владеть), который позволяет оставаться синергетичным, уверенным в себе в неопределенной, нелинейной ситуации. Под риском ответственности в

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Харченко, Андрей Юрьевич, 2017 год

Список литературы

1. Аванесов, С.С. Антропология сегодня: коррекция базовых ориентиров / С.С. Аванесов // Человек. - 2017. - №3. - С. 5-32.

2. Аверинцев, С.С. К философии поступка. Постраничные примечания // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1. - М.: Рус. слов., 2003. - C. 438-456.

3. Агамбен, Дж. Нагота / Дж. Агамбен; Пер. с итал. и примеч. М. Лепиловой. - М.: Grundrisse, 2014. - 204 с.

4. Агамбен, Дж. Этика технологий безопасности и наблюденения / Дж. Агамбен // Человек. - 2015. - № 2. - С. 57-65.

5. Адорно, Т.В. Исследование авторитарной личности [Текст] / Т.В. Адорно; пер. с нем. М. Н. Попова, М. В. Кондратенко. - Москва: Астрель, 2012. - 473 с.

6. Аквинский, Ф. Сумма теологии Часть II. Вопросы 1-46. [Текст] / Ф. Аквинский; пер. С лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина. - М.: Ника-Центр, 2006. - 571 с.

7. Аникин, В.А. Кризис и национальное самосознание россиян / В.А. Аникин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2016. - № 5(135). - С. 203-232.

8. Антоновский, А.Ю. Пространство и время коммуникации и сознания: Бурдье vs Луман // Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход / Рос. акад. Наук, Ин-т философии; Отв. ред. И.Т. Касавин, В.Н. Порус. - М.: ИФРАН, 2009. С. 64-94.

9. Асмолов, А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире / А.Г. Асмолов, Г.А. Асмолов // Вопросы психологии. - 2009. -№ 3. - С. 3-15.

10. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай; Пер. с фр. С.Л. Фокина. - Санкт-Петербург: Аксиома: МИФРИЛ, 1997. - 333 с.

11. Батай, Ж. Проклятая часть / Ж. Батай; сост., предисл. С. Зенкин, комментарии Е. Гальцовой. - М.: Ладомир, 2006. - 742 с.

12. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман; перевод с английского под редакцией В.Л. Иноземцева. - Логос, 2002. - 390 с.

13. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман; [пер. с англ. С. А. Комаров]. - Москва: Питер, 2008. - 238 с.

14. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979. - C. 7-187.

15. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин. - Киев: Next, 1994. - 266 с.

16. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Моск. филос. фонд, 1995. - 322 с.

17. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Моск. филос. фонд, 1995. - 322 с.

18. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. Л. Любарской и Е. Марковской. - 3-е изд. - Москва: Добросвет: КДУ, 2009. - 257 с.

19. Бодрийяр, Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр; Пер. с фр. А. Гараджи. - М.: Ad marginem, 2000. - 317 с.

20. Бондырева, С.К. Миграция (сущность и явление): учебно-методическое пособие / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов; М-во образования и науки Российской Федерации, Российская акад. образования, Московский психолого-социальный инт. - 2-е изд., стер. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 294 с.

21. Бубер, М. Я и Ты: Пер. с нем. / М. Бубер; послесл. П. С. Гуревича. - М.: Высш. шк., 1993. - 173 с.

22. Буева, Л.П. Распад идентичности / Л.П. Буева // Вестник Вестник «Российского философского общества». - 2011. - № 4. - С. 144-147.

23. Булатов, Д. Искусство химер: Структурные аспекты и проблематика. // BIOMEDIALE. Современное общество и геномная культура. / Сост. и общ. ред. Д. Булатова Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. - С. 373-391.

24. Бурдье, П. Начала: сборник / Пьер Бурдье. - М.: Socio-Logos: Фирма "Адапт", 1994. - 287 с.

25. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье; общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

26. Великанов, А. Selfie ergo sum / А. Великанов // Логос. - 2014. - № 4 (76).

- С. 95-104.

27. Веселкова, Н.В. Новые исследования мобильности: совпадающие и несовпадающие потоки и социальная компетентность / Н.В. Веселкова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т. 14., № 3. - С. 50-66.

28. Войскуновский, А.Е. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование / А.Е. Войскуновский. А.С. Евдокименко, Н.Ю. Федунина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10., № 2. - С. 98-121.

29. Войскунский, А.Е. Становление киберэтики: исторические основания и современные проблемы / А.Е. Войскунский, О.А. Дорохова //Вопросы философии.

- 2010. - № 5. - С. 69-83.

30. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного Эроса [Текст] / Б.П. Вышеславцев - Москва: Республика, 1994. - 367 с.

31. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: пер. с нем. / Х.-Г. Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-36] Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988.

- 699 с.

32. Гегель, Г.В.Ф. Лекции по истории философии [Текст]: перевод с немецкого / Г.В.Ф. Гегель. - Санкт-Петербург: Наука, 1993 - Кн. 2. - 1994. - 423 с.

33. Гидденс, Э. Последствия современности / Э. Гидденс. - М.: «Праксис», 2011. - 352 с.

34. Гидденс, Э. Трансформация интимности: Сексуальность, любовь и эротизм в соврем. о-вах / Э. Гидденс; [Пер. с англ. В. Ангурин]. - СПб. и др.: Питер, 2004. - 208 с.

35. Гидденс, Э. Ускользающий мир = Runaway world: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс; пер. с англ. М. Л. Коробочкина. - М.: Весь мир, 2004. - 116 с.

36. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс; пер.: Тюрина И. - М.: Акад. проект, 2003. - 525 с.

37. Гречко, П.К. Онтометодологический дискурс современности [Текст]: историческая продвинутость и ее вызовы / П.К. Гречко. - Москва: URSS, 2015. -301 с.

38. Грищенко, В.В. Роль индивидуальных различий в процессе адаптации вынужденных мигрантов / В.В. Грищенко // Психология беженцев и вынужденных переселенцев / под ред. Г. У. Солдатовой. - М.: Смысл, 2001. - С. 112-138.

39. Гуревич, П.С. Расколотость человеческого бытия / П.С. Гуревич; Российская академия наук, Ин-т философии. - Москва: ИФ РАН, 2009. - 197 с.

40. Гусейнов, А.А Философия поступка как первая философия (опыт интерпретации нравственной философии М.М. Бахтина). Статья первая: Быть -значит поступать // Вопросы философии. - 2017. - № 6. - С. 5-15.

41. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз; пер. с фр. Я.Я. Свирского. - М.: "Раритет", 1998. - 480 с.

42. Деннет, Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания / Д.С. Деннет; Пер. с англ. яз. Андрея Веретенникова; Под общ. ред. Л.Б. Макеевой. - М.: Идея-Пресс, 2004. - 183 с.

43. Дубровский, Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность / Д.И. Дубровский. - Москва: Канон+, 2002. - 366 с.

44. Дугин, А.Г. Четвертый Путь [Текст]: введение в Четвертую Политическую Теорию / А.Г. Дугин. - Москва: Акад. проект, 2014. - 682 с.

45. Евстифеева, Е.А. Личностный потенциал: постмодернистская модель образования / Е.А. Евстифеева, Э.Ю. Майкова, Е.О. Подолько, С.И. Филиппченкова // Философия образования. - 2012. - № 6 (45). - С. 173-177.

46. Евстифеева, Е.А. Феномен веры: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.01. - Тверь, 1995. - 203 с.

47. Емелин, В.А. Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения / В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов // Вопросы философии. - 2015. - № 3. - С. 14-24.

48. Емелин, В.А. Кризис постмодернизма и потеря устойчивой идентичности / В.А. Емелин // Национальный психологический журнал. - 2017. - №2(26). - С. 515.

49. Зиммель, Г. Как возможно общество? // Избранное. Том 2: Созерцание жизни / Г. Зиммель; пер.: М.И. Левина и др. Москва: Юрист, 2002. - С.502-526.

50. Злоказов, К.В. Соотношение гражданского и религиозного аспектов социальной идентичности / К.В. Злоказов, Н.И. Леонов // Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13., № 3. - С. 197-220.

51. Зубок, Ю.А. Угрозы в трансформирующейся среде обитания как фактор социальных рисков: прогнозирование и регулирование / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. - 2017. - №5. - С. 57-67.

52. Ильин, В.В. Политическая антропология / В.В. Ильин, А.С. Панарин, Д.В. Бадовский; Под ред. В.В. Ильина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 252 с.

53. Ильин, В.В. Теория познания. Герменевтическая методология. Архитектура понимания [Текст]: монография / В.В. Ильин. - Москва: Проспект, 2017. - 184 с.

54. Ильин, В.В. Теория познания. Философия как оправдание абсолютов. В поисках causa finalis [Текст]: монография / В.В. Ильин. - Москва: Проспект, 2017.

- 272 с.

55. Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / И. Кант. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 528 с.

56. Касавин, И.Т. Дискурс-анализ и его применение в психологии / И.Т. Касавин // Вопросы психологии. - 2007. - № 6. - С. 97-119.

57. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст] / М. Кастельс; перевод с английского Н.М. Тылевич, А.А. Архиповой под научной редакцией А.И. Черных.

- Второе издание, доп. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. - 590 с.

58. Кастельс, М. Информационная эпоха [Текст]: Экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. - Москва, 2000. - 606 с.

59. Кизима, В.В. Постнеклассические практики: рефлексивность и управление / В.В. Кизима // Вопросы философии. - 2010. - № 3. - С.54-65.

60. Ковелина, Т.А. Образ врача в культуре: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.13 / Рост. гос. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2006. - 49 с.

61. Козин, Н.Г. Идентификация. История. Человек / Н.Г. Козин // Вопросы философии. - 2011. - №1. - С. 37-48.

62. Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход / Российская акад. наук, Ин-т философии; отв. редакторы: И.Т. Касавин, В.П. Филатов. - Москва: ИФ РАН, 2009. - 212 с.

63. Кравченко, С.А. Сосуществование рискофобии и рискофилии-проявление «нормальной аномии» / С.А. Кравченко // Социологические исследования. - 2017. - №2. - С. 3-13.

64. Лайтман, М. Новая жизнь. Как стать счастливым в глобальном мире [Текст] / М. Лайтман. - Москва: АМ: Ин-т перспективных исслед. (ИПИ), 2012. -327 с.

65. Лакан, Ж. Семинары [Текст] / Ж. Лакан; в ред. Жака-Алэна Миллера; [пер. с фр.: М. Титовой, А. Черноглазова]. - Москва: Гнозис: Логос, 1998 - Кн. 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). - 2004. - 299 с.

66. Леонтьев, Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека / Д.А. Леонтьев // Философские науки. - 2009. - №10. -С. 5-10.

67. Леонтьев, Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 3-27.

68. Лепский, В.Е. Аналитика сборки субъектов развития [Текст] / В.Е. Лепский; Ассоц. развития аналитического потенциала личности, о-ва и гос-ва "Аналитика". - Москва: Когито-Центр, 2016. - 130 с.

69. Лефевр, В.А. Конфликтующие структуры / В.А. Лефевр; Рос. акад. наук. Ин-т психологии РАН. Лаб. психологии рефлексив. процессов. - 3. изд. - М.: Ин-т психологии РАН, 2000. - 131 с.

70. Лисицын, П.П. Границы и содержание миграционного процесса: теоретическое определение и операционализация объектов миграционных исследований / П.П. Лисицын // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 1(137). - С. 11-28.

71. Личностный потенциал: структура и диагностика / А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева и др.; под ред. Д.А. Леонтьева. -Москва: Смысл, 2011. - 679 с.

72. Луман, Н. Понятие риска / Н. Луман // TESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1994. - Вып. 5. - С. 135-160.

73. Майкова, Э.Ю. Социально-философская концепция автономии личности: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / Майкова Элеонора Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - Москва, 2015. - 43 с.

74. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию: [Сборник] / М. Мамардашвили; Сост., [вступ. ст.] и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Прогресс: Культура, 1992. - 414 с.

75. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе; пер. с англ. А.А. Юдина. - Москва: АСТ, 2009. - 331 с.

76. Мартынов, К.К. Селфи: между демократизацией медиа и self-коммодификацией / К.К. Мартынов // Логос. - 2014. - № 4 (76). - С. 73-87.

77. Марцинковская, Т.Д. Нарратив как методология исследования личности в ситуации транзитивности [Электронный ресурс] / Т.Д. Марцинковская, Ю.Б. Турушева // Психологические исследования. - 2017. - № 10(52). - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1401-martsinkovskaya52.html. - Дата обращения: 10.07.2017 г.

78. Матвеев, П.Е. Философия поступка М.М. Бахтина (опыт этической интерпретации) / П.Е. Матвеев // Этическая мысль. 2016. Т. 16. № 2. С. 70-83.

79. Матурана, У.Р. Древо познания: Биол. корни человеч. понимания / У.Р. Матурана, Ф.Х. Варела. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 223 с.

80. Менегетти, А. Психосоматика: Новейшие достижения / А. Менегетти; Пер. с итал. Родик М.А., Ус Е.Н. - М.: ННБФ "Онтопсихология", 2002. - 318 с.

81. Мид, М. Культура и мир детства: Избр. произведения / М. Мид; Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

82. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума [Текст] / Н.Н. Моисеев. - Москва: Яз. рус. культуры, 2000. - 223 с.

83. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии / М. Мосс; сост., пер. с фр., предисл., вступ. ст. и коммент. А.Б. Гофмана. - Москва: Книжный дом - Университет, 2011. - 413 с.

84. Мотрошилова, Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху / Н.В. Мотрошилова; Российская акад. наук, Ин-т философии. - Москва: ИФ РАН, 2007. - 265 с.

85. Назарчук, А.В. Мультикультурализм в сетевом обществе / А.В. Назарчук // Мониторинг общественного мнения. - 2012. - №1(107). - С. 108-112.

86. Неретина, С.С. Концепты политической культуры [Текст] / С.С. Неретина, А.П. Огурцов; Российская акад. наук, Ин-т философии. - Москва: ИФ РАН, 2011. - 276 с.

87. Новые технологии и продолжение эволюции человека: трансгуманистический проект будущего / Отв. ред. В. Прайд. - М.: URSS, 2008. -315 с.

88. Пелипенко, А.А. Измененные состояния изменяющегося субъекта в контексте кризиса логоцентризма / А.А. Пелипенко, В.М. Хачатурян // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / Отв. Ред. Э.В Сайко. - М.: Наука, 2006. - С.556-586.

89. Попова, О.В. Интимные технологии и кризис социальности / О.В. Попова // Человек. - 2017. - №1. - С.138-152.

90. Порус, В.Н. Так что же такое «гносеология культуры»? (размышления над книгой) [Электронный ресурс] / В.Н. Порус // Вопросы философии. - 2017. - № 4.

- Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1620&Itemid=52. -Дата обращения: 15.07.2017 г.

91. Пржиленский, В.И. Социальные технологии: фундаментальные и прикладные проблемы [Текст] / В.И. Пржиленский. - Москва: НОРМА: ИНФРА-М.: 2016. - 174 с.

92. Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке [Текст] / Российская акад. наук, Институт философии; отв. ред. В.И. Аршинов, В.Е. Лепский. - Москва: ИФРАН, 2010. - 267 с.

93. Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Анисимов О.С. и др.; под ред. В.И. Аршинова и В.Е. Лепского; Российская акад. наук, Ин-т философии.

- Москва: Когито-Центр, 2007. - 173 с.

94. Ракитов, А.И. Человек в оцифрованном мире / А.И. Ракитов // Философские науки. - 2016. - №6. - С. 32-46.

95. Регев, Й. Критика фильтрующего разума. На месте одного селфи всегда находятся два / Й. Регев // Логос. - 2014. - № 4 (76). - С. 87-94.

96. Рикер, П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам // О человеческом в человеке. - М: 1991. - С. 40-59.

97. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике / П. Рикёр; Ин-т философии Российской академии наук; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. - Москва: Академический проект, 2008. - 695 с.

98. Рикер, П. Личные способности и взаимное признание / Философские науки. - 2015. - №9. - С.94-88.

99. Рикер, П. Память, история, забвение / П. Рикёр; пер. с фр.: И.И. Блауберг и др. - М.: Изд-во гуманит. лит., 2004. - 725 с.

100. Рикер, П. Повествовательная идентичность [Электронный ресурс] / П. Рикер. - Режим доступа:

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/pov_ident.php. - Дата обращения: 06.04.2017 г.

101. Рикер, П. Я-сам как другой / П. Рикер; пер. с франц. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. - 416 с.

102. Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления [Текст]: монография / Ю.А. Зубок (отв. ред.) и др.; Российская акад. наук, Ин-т социально-политических исслед., Белгородский гос. нац. исследовательский ун-т, Лаб. трансдисциплинарных исслед., Юго-Западный гос. ун-т. - Белгород: Эпицентр, 2016. - 207 с.

103. Розин, В.М. Феномен множественной личности: по материалам книги Дэниела Киза "Множественные умы Билли Миллигана" / В.М. Розин. - Москва: ЛИБРОКОМ, 2008. - 195 с.

104. Розин, В.М. Человек культурный. Введение в антропологию / В.М. Розин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 304 с.

105. Розов, М.А. Мотивы научного творчества и явление социальной мимикрии / М.А. Розов // Эпистемология и философия науки. - 2009. - №1(19). -С. 33-52.

106. Розов, М.А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М.А. Розов; Российская акад. наук, Ин-т философии. - М.: Новый хронограф, 2008. - 351 с.

107. Розов, М.А. Что такое теория социальных эстафет? / М.А. Розов // Эпистемология и философия науки. - 2017. - Т. 51., № 1. - С. 230-239.

108. Русаков, В.М. Философия мобильности в современном мире / В.М. Русаков, О.Ф. Русакова // Дискурс-Пи. - 2015. - Т. 12, №2 С. 10-18.

109. Рыбаковский, Л.Л. Изучение миграционных процессов в России и формирование научных направлений // Миграция населения. Вып.1: Теория и практика исследования. Приложение к журн. «Миграция в России». - М.: 2001. -176 с.

110. Самохвалова, В.И. Реальность глобализируемого мира и образ человека Часть 2. / В.И. Самохвалова // Философские науки. - 2016. - № 5. - С.24-38.

111. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр; пер. с фр., предисл. В. И. Колядко. - Москва: АСТ, 2009. - 925 с.

112. Сергейчик, Е.М. Историческая идентичность: территория и карта / Е.М. Сергейчик // Вестник СПбГУ. Серия 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. - 2016. - № 1. - С. 63-71.

113. Соладатова, Г.У. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций [Электронный ресурс] / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8., №40. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1118-soldatova40.html. - Дата обращения: 12.07.2017 г.

114. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

115. Степанов, Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю.С. Степанов. - Москва: Языки славянских культур, 2007. - 246 с.

116. Степин, В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. Ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. - СПб.: Издательский дом «Мир», 2009. - С.249-295.

117. Степин, В.С. Теоретическое знание [Текст]: структура, ист. эволюция / В.С. Степин. - Москва: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

118. Тарт, Ч. Измененные состояния сознания: Ч. Тарт; пер. с англ. Е. Филиной, Г. Закарян. - М.: Эксмо, 2003. - 285 с.

119. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: Вселен. месса / Пьер Тейяр де Шарден; пер. с фр. Н. А. Садовского, М. Л. Чавчавадзе. - М.: Айрис-пресс, 2002. -350 с.

120. Тищенко, П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий / П.Д. Тищенко; Рос. акад. наук. Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2001. - 175 с.

121. Тищенко, П.Д. Новейшие биомедицинские технологии: Философско-антропологический анализ [Анализ идей либеральной евгеники Ю. Хабермасом] //

Вызов познанию: Стратегии развития науки в современном мире / отв. ред. Н.К. Удумян. - М.: Наука, 2004. - С. 309-332.

122. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер; пер. с англ.: Е. Руднева и др.

- М.: АСТ, 2003. - 557 с.

123. Труфанова, Е.О. Социальный конструктивизм и исчезновение «Я»: критический анализ / Е.О. Труфанова // Философские науки. - 2016. - №8. - С. 114123.

124. Тульчинский, Г.Л. Личность как автопроект и бренд: некоторые следствия / Г.Л. Тульчинский // Философские науки. - 2009. - №9. - С. 30-50.

125. Тульчинский, Г.Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности / Г.Л. Тульчинский. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2002.

- 677 с.

126. Узланер, Д. Многомерный субъект: верующий в «воображаемом», «символическом» и «реальном» регистрах / Д. Узланер // Логос. - 2016. Т. 26., № 6.

- С. 21-57.

127. Узланер, Д. Под взглядом Другого: селфи сквозь призму лакановского психоанализа / Д. Узланер // Логос. - 2016. - Т. 26, №6. - С. 189-218.

128. Уилбер, К. Никаких границ: Вост. и зап. пути лич. роста / К. Уилбер. -М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1997. - 174 с.

129. Урри, Д. Мобильности [Текст] / Дж. Урри; пер с англ. А.В. Лазарева. -М.: Издательская и консалтинговая, группа «Праксис», 2012. - 576 с.

130. Урри, Д. Социология за пределами обществ [Текст]: виды мобильности для XXI столетия / Дж. Урри; пер. с англ. Дмитрия Кралечкина. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 335 с.

131. Уханов, Б.В. Идентичность в сетевых коммуникациях / Б.В. Уханов // Философские науки. - 2009. - №10. - С. 59-71.

132. Филиппов, А.Ф. Парадоксальная мобильность / А.Ф. Филлипов // Отечественные записки. - № 5(50). - 2012. - С. 8-23.

133. Франкл, В.Э. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В.Э. Франкл; Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

134. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм; Вступ. ст. П.С. Гуревича. -М.: Республика, 1993. - 414 с.

135. Фуко, М. Археология знания [Текст] = L'Archeologie du savoir / М. Фуко; пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой. - Санкт-Петербург: Гуманит. акад., 2004. - 412 с.

136. Фуко, М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко; сост., пер. с фр. С. Табачниковой. - М.: Магистериум: Изд. дом "Касталь", 1996. - 446, с.

137. Фукуяма, Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма / Пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: Изд-во АСТ, ЛЮКС, 2004. - 349 с.

138. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности [Электронный ресурс] / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKE wi 15I3L9ezWAhWNmLQKHXguCigQFggmMAA&url=http%3A%2F%2Fweb-local. rudn. ru%2Fweb-

local%2Fprep%2Frj%2Ffiles.php%3Ff%3Dpf_cacf3923125ba9a063da4e97182a6f02& usg=AOvVaw1-jkn3nwzenfS3fPVuT3wE - Дата обращения: 08.02.2017 г.

139. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы : На пути к либер. евгенике? / Ю. Хабермас; пер. с нем. М.Л. Хорькова. - М.: Весь Мир, 2002. - 143 с.

140. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Моск. лекции и интервью / Юрген Хабермас; Рос. АН, Ин-т философии. - М.: АО "Ками": Изд. центр "Academia", 1995. - 244 с.

141. Хабермас, Ю. Расколотый Запад / Ю. Хабермас; пер. с нем. О. И. Величко и Е. Л. Петренко. - Москва : Весь Мир, 2008. - 186 с.

142. Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. - Томск: Водолей, 1998. - 383 с.

143. Хачатурян, А.М. Постмодернистская утопия: идеи человечества-организма / А.М. Хачатурян // Человек. - 2017. - №2. - С. 95-109.

144. Хен, Ю.В. Евгенический проект: "pro" и "contra" / Хен Ю.В.; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: Ин-т философии РАН, 2003. - 151 с.

145. Хен, Ю.В. Качественная демография как инструмент биополитики / Ю.В. Хен // Философские проблемы биологии и медицины. Выпуск 9. Стандартизация и персонализация: сборник статей. - М.: Навигатор, 2015. - С. 257259.

146. Хорни, К. Собрание сочинений [Текст]: в 3 т.: перевод с английского / К. Хорни. - Москва: Смысл, 1997. - Т. 2: Новые пути в психоанализе; Самоанализ. - 1997. - 543 с.

147. Хьелл, Л.А. Теории личности: Основные положения, исслед. и применение: пер. с англ. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 606 с.

148. Цехмистро, И.З. Постнеклассика in action: современный холизм // Постнеклассика: философия, наука, культура: коллективная монография / отв. ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. СПб., 2009 - С.315-340.

149. Шварц, Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий / Ш. Шварц // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5., № 2. - С. 37-67.

150. Шичанина, Ю.В. Самоидентизванство: интернет-форма / Ю.В. Шичанина // Философские науки. - 2009. - №10. - С. 45-58.

151. Шнейдер, Л.Б. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня [Электронный ресурс] / Л.Б. Шнейдер, В.В. Сыманюк Психологические исследования. - 2017. - Т. 10, № 52. - Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n52/1406-shneider52.html - Дата обращения: 12.07.2017 г.

152. Штомпка, П. Социология социальных изменений: пер. с англ. / П. Штомпка; Под ред. В. А. Ядова; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-пресс, 1996. -414 с.

153. Шютц, А. Смысловая структура повседневного мира: Очерки по феноменолог. социологии / А. Шютц; пер. с англ. А.Я. Алхасова, Н.Я.

Mазлумянова; Фонд "Обществ. мнение". - M.: Ин-т Фонда "Обществ. мнение", 2003. - 334 с.

154. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Mетодология: сборник / Г.П. Щедровицкий. - M.: Изд-во Шк. культур. политики, 1997. - 641 с.

155. Эпштейн, M. Философия возможного / M. Эпштейн; Mеждунар. каф. ЮНЕСКО по философии и этике СПб Науч. центра PAH. - СПб.: Aлетейя, 2001. -334 с.

156. Эриксен, Т.Х. Тирания момента: Время в эпоху информ. / Т.Х. Эриксен; пер. с норв. Е. С. Рачинской и др. - Mосква: Весь мир, 2003. - 204 с.

157. Яблокова, Н.И. Социальный субъект: генезис, сущность и факторы становления / Н.И. Яблокова. - M.: MOV «СТAHКИH», 2000. - 349 c.

15S. Adey, P. If mobility is everything then it is nothing: towards a relational politics of (Im)mobilities / P. Adey // Mobilities. - 2006. - Vol. 1., №. 1. - P. 75-94.

159. Bauman, Z. Postmodern Ethics / Z. Bauman. - N.J.: Wiley-Blackwell, 1993. - 262 p.

160. Beck, U. World at Risk / U. Beck. - Cambridge: Polity Press, 2010. - 240 p.

161. Coleman, J.S. Norms as Social Capital // Economic Imperialism: The Economic Approach Outside the Field of Economics / Ed. By G. Radnitzky and P. Bernholz. N.Y.: Paragon House Publishers, 19S7. - P. 133-155.

162. Cooley, C.H. Human Nature and Social Order / C.H. Cooley. - N.Y.: Routledge, 1964. - 4S0 p.

163. Giddens, A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis / A. Giddens. - London: Macmillan press, 1979. - 294 p.

164. Giddens, A. Runaway World: How Globalisation is Reshaping Our Lives / A. Giddens. - 2 ed. - N.Y.: Routledge, 2003. - 124 p.

165. Kim, Y. Adapting to a new culture: An integrative communication theory // Theorizing about intercultural communication / ed. by W.B. Gudykunst. - CA: Sage, 2005. - P. 375-400.

166. Roccas, S.Social identity complexity / S. Roccas, M. Brewer // Personality and Social Psychology Review. - 2002. - №. 6. - P. 88-106.

167. The Oxford Dictionaries Word of the Year 2013 is "Selfie" [Электронный ресурс] // OxfordWords Blog. 18.11.2013. - Режим доступа: http://blog.oxforddictionaries.eom/2013/11/word-of-the-year-2013-winner. - Дата обращения: 02.03.2017 г.

168. Urry, J. Climate change and society / J. Urry. - London: Polity, 2011. - 200

p.

169. Wilson, J. Beyond culture learning theory: What can personality tell us about cultural competence? / J. Wilson, C. Ward, R. Fisher // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2013. - № 6. - P. 900-927.

170. Wilson, R.E. A review of Facebook research in the social sciences / R.E. Wilson, S.D. Gosling, L.T. Graham // Perspectives on Psychological Science. - 2012. -№ 7. - P. 203-220.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.