Компьютерные игры в современной субкультуре детства: социокультурный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бревнова, Юлия Александровна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Бревнова, Юлия Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Субкультура детства, ее специфика
1.1. Условия социализации и особенности развития ребенка в современном информационном обществе
1.2. Социокультурный аспект информатизации дошкольного образования
Глава II. Компьютерные игры в современном субкультурном пространстве детства
2.1. Социокультурный портрет детей дошкольного возраста в процессе
работы с компьютерными играми
2.2. Компьютерные игры как носители культуры: положительные и отрицательные аспекты влияния
Заключение
Литература
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Детские игры в современном социокультурном пространстве России: к вопросу сохранения и развития традиций2010 год, кандидат культурологии Басенкова, Любовь Васильевна
Трансформация детской игры в контексте формирования российской социокультурной идентичности2021 год, кандидат наук Шереметьева Марина Анатольевна
Социокультурное развитие детей в процессе музыкального воспитания2002 год, кандидат педагогических наук Чижова, Карина Игоревна
Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста2011 год, доктор педагогических наук Татаринцева, Нина Евгеньевна
Игра в субкультуре детства2004 год, кандидат философских наук Савенко, Наталья Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Компьютерные игры в современной субкультуре детства: социокультурный аспект»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности компьютерных технологий существенно меняет модели образования, труда и общественной жизни; компьютерные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, неотъемлемыми чертами мировой культуры.
Важность и необходимость внедрения компьютерных технологий в процесс обучения и воспитания отмечались международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации, 1999 - 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира,, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи» [59].
Основная цель введения компьютера в мир ребенка - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе информационной культуры, обществе, широко применяющем информационные технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении.
Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х годах XX века; инициаторами развития концепции и популяризации этого термина стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался термин «информационная культура», были статьи библиографов K.M. Войханской и Б.А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре»[19] и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов».[114]
Появившись в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из
целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, . документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др. Концепция информационной культуры позволяет отнести информационную подготовку личности к сфере культуры, что дает возможность обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационных культур, избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур -технократической и гуманитарной.[93]
Фундаментальной чертой развития человеческой цивилизации является получение, накопление, обработка и потребление информации. В информационном обществе без овладения начальной компьютерной грамотностью и сформированностью психологической готовности к использованию компьютерных средств человеком для решения задач своей деятельности немыслима его полноценная личностная самореализация в современных сферах производства, науки и культуры, деловой и политической жизни.
Согласно точке зрения, господствующей в социальной и культурной антропологии (В.И. Слободчиков, Э.А. Орлова), личность как культурная форма индивида определяется следующими группами факторов: органические, биологические, врожденные поведенческие предпосылки, стереотипы активности и нормы групп, к которым принадлежит индивид, правила поведения, характерные для ролей, исполняемых индивидом в различных социокультурных ситуациях[76]. Определенное значимое влияние на формирование личности могут оказывать случайные обстоятельства. Следует подчеркнуть, что влияние культурных образцов поведения на формирование личности отнюдь не абсолютизируется; считается, что вещи и технологии, в том числе и компьютерные, с которыми индивиду приходится иметь дело, оказывают не меньшее формирующее воздействие. Таким образом, компьютерные технологии и относящиеся к ним компьютерные
игры оказывают определенное влияние на формирование личности ребенка, что, в свою очередь, отражается на формировании современной субкультуры детства.
Понятие «субкультура» введено в научный оборот этнографами, историками, психологами (М. Брейк, Д. Дауне, У. Лабов, Р. Швендтер и др.).
Ряд отечественных исследователей (Гуревич П.С., Давыдов Ю.Н., Катаев С.Л., Кучмаева И.К., Роднянская И.Б., Сухарев A.B., Шибаева М.М.) относят понятие «субкультура» к различным социальным группам с их интересами, образом жизни.
Понятие детской субкультуры возникло в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", ООН объявило 1979 год — «Международным годом ребёнка», в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка — все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.
Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых — к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря, которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его
ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений (Д.Б.Эльконин).
«к»
Иохан Хёйзинга считает, что игра не может быть редуцирована к феноменам культуры, поскольку она древнее их и наблюдается еще у животных. Напротив, сама культура (речь, миф, культ, наука) имеет игровую природу. Сущность игры Хёйзинга определяет как "свободное действие", поскольку она лишена принуждения и ей предаются в "свободное время" и в особом "игровом пространстве"[106]. Размышляя над соотношением игры и культуры, Хёйзинга замечает, что культура рождается из игры и культура имеет характер игры.
Существуют и другие определения понятия «игра». Игра - это школа произвольного поведения^ 19]. Игра - школа морали в действии[28]. Игра -ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил, а главное - «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам [33].
В 1980-е годы в обиход входят понятия компьютерные игры и компьютерные технологии. Изучаются психологические последствия компьютеризации] 5].
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому способу приобщения ребенка к современной культуре общества. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, расширяет кругозор, способствует успешной социализации в современном информационном обществе.
Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и любой предмет нашей действительности, может быть и полезным, и вредным - в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни
человека играет. Все это свидетельствует о важности и актуальности темы нашего исследования.
Степень изученности проблемы.
В широком диапазоне исследований традиционных детских игр рассматривается роль игровой культуры детства в социальном развитии! 111]-
Все большее значение на сегодняшний день приобретают междисциплинарные исследования мира детства как социокультурного феномена. В этом отношении особый интерес представляют публикации М.В. Осориной[79].
На сегодняшний день исследования в рамках психологии опираются на концептуальные разработки Юнга К.Г., Выготского Л.С. Основным достижением последних десятилетий XX века стали исследования БожовичЛ.И,, Крутикова В.А., Леонтьева А.Н., Мухиной B.C., Петровского A.B., Рубинштейна С.Л. и др.
Определены цели, задачи и система организации компьютерно-игрового комплекса; [72] изучены психолого-педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования с применением компьютерных программ; [71] обоснована возможность включения компьютера в сферу игры - ведущей деятельности ребенка-дошкольника[70]. Определены эргономические, психолого-физиологические, социокультурные и педагогические принципы создания компьютерных программ для дошкольников;[13] разработаны единые санитарно-гигиенические нормы и правила применения компьютерных технологий в детском саду; [90] расширяется организационная и экономическая база внедрения компьютерных технологий в систему дошкольного воспитания[27]. Возможности современных компьютерных технологий в образовании нашли свое отражение в исследованиях И.Е.Вострокнутова, Б.С.Гершунского, Л.К.Гребенкиной, В.И.Жукова, А.А.Кузнецова, Л.В.Мардахаева,
Е.И.Машбиц, Ю.А.Первина, И.В.Роберт, И.В.Соколовой,
Э.И.Сокольниковой, В.В.Рубцова, О.К.Филатова и др.
Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что при всей значительности объема наработанного материала и разнообразия исследовательских подходов и в наше время роль детских компьютерных игр в субкультуре детства остается недостаточно изученной.
Объект исследования - субкультура детства (дошкольный возраст) в современном социокультурном пространстве.
Предмет исследования - компьютерные игры в рамках субкультуры детства, с точки зрения использования их в практике работы с детьми дошкольного возраста.
Цель исследования - раскрыть значение и специфику компьютерных игр в современной субкультуре детства.
Поставленной целью обусловлены задачи исследования:
• определить значение детских компьютерных игр в современной субкультуре детства;
• рассмотреть особенности социокультурного портрета и специфику развития детей дошкольного возраста;
• определить социокультурный аспект информатизации дошкольного образования.
В ходе исследования применялись принципы системности, историзма, диалектического понимания взаимосвязи и целостности явлений культуры.
Методы исследования предполагают комплексный подход к анализу объекта исследования и представляют сочетание культуролого-исторического, типологического, структурно-семантического методов анализа. Использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования: теоретическое изучение этнического самосознания, сравнительно-исторический анализ литературы и современного состояния науки по изучаемой проблематике, а также
аксиологический и функциональный методы. Это позволило определить социокультурный аспект влияния компьютерных игр на современную субкультуру детства. '
Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного, синтетического подхода, позволяющего исследовать влияние компьютерных игр на субкультуру детства комплексно, привлекая достижения культурологии, этнографии, педагогики, истории, философии и искусствознания.
В исследовании нашли применение:
• системный подход (А.А.Богданов, О.Е.Воронова, М.Н.Громов, В.Н.Садовский, И.М.Шеина и др.);
• культурологический подход, позволяющий рассматривать проблемы в русле экологии культуры (Д.С.Лихачев, С.Д.Каракозов, Л.А.Пронина, A.B. Соловьев и д.р.) и культурогенеза, выделять в качестве примеров этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации, ее этносферы (И.К.Кучмаева).
• социокультурный подход. Специфика состоит в том, что он имеет многомерный характер и позволяет интегрировать, например, социологическое, культурологическое и этнологическое рассмотрение общества. При таком подходе субкультура детства (ее идеи, ценности, нормы и образцы), а также этнокультурная деятельность по изучению и сохранению ее традиций в социуме рассматривается как один из факторов социокультурного развития(Г.Г.Воробьев, А.А.Гречихин, Е.А.Медведева, Э.Л.Семенюк, И.Г.Хангельдиева. Э.И. Хитарова и д.р);
• философски-антропологический подход (Е.А.Марченко, Э.А.Орлова);
Методологические и теоретические основы исследования базируются на историческом и диалектическом подходах к изучению культурных феноменов. Основу составили научные труды отечественных и
зарубежных авторов по теории и истории культуры, философии: С.С.Аверинцеев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Д.С.Лихачев, Л.А.Успенский, С.Л.Франк.
Использовались идеи социологической школы в культурологии: теория социокультурного конструктивизма, коммуникативная теория Ю.Хабермаса, социокультурные концепции Г.Зиммеля, П.Сорокина.
Методологической основой исследования является
междисциплинарный подход к решению выдвинутых целей и задач, рассмотрение проблематики исследования с привлечением гносеологических средств философии, культурологии, педагогики, психологии, истории искусства, этнологии и других смежных отраслей науки.
Методологической основой исследования послужили также концептуальные идеи философов, культурологов, искусствоведов по проблемам эстетики, теории и истории культуры: Г.С.Батищева, Ю.М.Бахрушина. Г.Ф.Богданова, Л.С.Выготского, М.Н.Громова, П.С.Гуревича, В.М.Захарова, М.С.Кагана, А.В.Каменца, А.К.Коненковой, И.К.Кучмаевой, Д.А.Леонтьева, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Л.М.Михеевой, С.Х.Раппорт.
В диссертации также использовались современные подходы, позволяющие рассматривать «территорию детства» как этнолингвокультурный [42] феномен: концептуальные подходы российских ученых, раскрывающие особенности и тенденции развития системы образования в условиях информатизации обществ. [11]
Научная новизна исследования заключается в том, что детская субкультура рассматривается как феномен в аспекте сохранения и развития традиций русской народной игровой культуры в условиях информатизации общества.
В процессе исследования нами определено значение и классификация детских компьютерных игр в современной субкультуре детства. Выделена и
обоснована специфика игровой деятельности дошкольников с использованием современных компьютерных программ.
Мы даем характеристику использования компьютерных игр в развитии детей дошкольного возраста, направленность их социокультурного опыта.
Выявлено и определено влияние информационной культуры общества на специфику развития детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой междисциплинарного подхода к изучению детских компьютерных игр в современном социокультурном развитии детей дошкольного возраста, что имеет значение для культурологии образования.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения влияния компьютерных игр на социокультурное развитие детей дошкольного возраста, социализацию ребенка. Кроме того, результаты исследования могут использоваться при подготовке учебных курсов и спецкурсов в колледжах и вузах.
Гипотеза исследования: процесс социализации детей дошкольного возраста с учетом специфики субкультуры детства, формирование гармоничной личности современного общества будет наиболее эффективным и позитивным, если:
учитываются богатые традиции отечественной культуры при внедрении современных технологий обучения, в том числе и компьютерных;
преимущественное внимание уделяется изучению современных компьютерных игр, их позитивному и негативному влиянию на поведение и современную игровую деятельность детей.
Положения, выносимые на защиту:
• Социокультурный аспект информатизации дошкольного образования оказывает непосредственное влияние на формирование субкультуры детства;
• Смоделирован социокультурный портрет и представлены особенности развития детей дошкольного возраста в процессе работы с компьютерными играми;
• Структурировано содержание современных детских компьютерных игр, даны их классификация и определено значение в современной субкультуре детства.
• Выявлены условия социализации и специфика развития детей дошкольного возраста в период информатизации общества;
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на протяжении 2006-2011 г.г.
Основные положения диссертационного исследования были предметом обсуждения на заседаниях кафедры теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, а также докладывались на ежегодных научно-практических межвузовских конференциях («Новые пути науки о культуре: проблемы, поиски, находки», март 2006, ноябрь 2007, октябрь 2008, «Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство», март 2009), Международных конференциях, посвященных проблемам применения новых технологий в образовании («Применение новых технологий в образовании», г. Троицк, июнь 2008, июнь 2009, июнь 2010, июнь 2011; «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы», г. Томск, ноябрь 2008г.; «Информатизация сельской школы», г. Анапа, сентябрь 2008г., сентябрь 2009г.) и на конференциях Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) - по актуальным проблемам теории и истории культуры, искусства и образования (март 2008, март 2009). Опубликовано 24 работы, общим объемом 14,9 п.л.
Проведены мастер-классы в следующих образовательных учреждениях: Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Центр образования ребенка - детский сад № 2402, ГОУ детский сад № 923 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития воспитанников, а также Муниципальное дошкольное учреждение комбинированного вида «Детский сад № 9» муниципального образования «Городской округ Дзержинский» Московской области и Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад № 2645.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и Приложения.
ГЛАВА I. СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА, ЕЕ СПЕЦИФИКА
1.1. Условия социализации и особенности развития ребенка в современном информационном обществе.
Результатом интеграции ребёнка в общество, вхождения в культуру, присвоения и преобразования социального опыты выступает детская субкультура. Понятия «субкультура», «детская субкультура» или «субкультура детства», а так же «подростковая субкультура» рассматриваются как система норм и ценностей определенных групп, эти понятия анализировались в контексте различных наук. В социологии рассматривается социальная природа явления, его роль в социальном взаимодействии, институтах и отношениях (ШабановЛ. В.[113], С л астенинВ. А [63 ]); в социальной психологии - М.Аргайлом[127], ЗнаковымВ .В. [97], А.Фернхемом[101], ХотинцомВ.Ю.[110] активно привлекается понятие субкультуральная «подростковая психология». На современном этапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой и детской субкультуры в контексте активно развиваемых тендерных исследований. К ним относятся труды Арутюняна М.Ю.[1], Бендаса Т.В.[8], КареловойГ.Н.[44], Кирилиной А.В.[46], Клециной И.С. [47], Еремеевой В.Д.[29],Поповой Л.В.9[85], Хасбулатовой О.А[Ю5] и других.
Субкультура детства представляет собой относительно самостоятельное образование, занимающее особое место в пространстве человеческой культуры, включающее специфику детских ценностей, специфику детской картины мира и мышления, коммуникативных отношений и системы детских видов деятельности.
В культурологических исследованиях детство стало самостоятельным объектом анализа под влиянием распространения психоаналитического подхода, в котором оно является одной из центральных тем изучения. С 30-х годов XX в. детство становится важнейшей функциональной частью в исследовании культурных систем самых различных народов.
Бесспорным лидером в этой области исследования культур было направление "Культура-и-личность" (психологическая антропология). Детство рассматривалось в качестве феномена, изучая который в упрощенном виде, но со специфическими культурными особенностями, можно было увидеть мир "взрослой" культуры[94]. Особенности процессов, происходящих в детстве, имеют фундаментальное значение для воспроизводства культур.
Детство - это особый мир, своеобразная культура в культуре, область, полная загадок и непознанных явлений. Это мир со своими правилами поведения, мир фантазии и игр, воспринимаемый как реальность. Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. [6]
Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость), члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений [24].
Важным представляется изучение детского опыта, который позволяет проанализировать освоение культуры личностью. Можно выделить две базовые ориентации в изучении детского опыта. Во-первых, анализ влияния характерных для культуры или субкультуры образцов социализации и инкультурации на характеристики личности и поведения, разделяемые большинством членов сообщества. Во-вторых, установление связей между
элементами раннего индивидуального опыта и спецификой черт личности и поведения взрослого индивида. Благодаря этому расширяется круг возможностей при интерпретации и объяснении устойчивости и изменчивости внутрикультурных и межкультурных различий в поведении индивидов (Громов М.Н. [25], Жиленко М.Щ31], Орлова Э.А.[77], Мельников Г.ГЦ62]).
Отечественные ученые, такие как: А.С.Белкин, В.В.Давыдов, Д.И.Фел ьдштейн, Д.Б Эльконин и др. считают, дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество». В социализации и инкультурации принято выделять две основных стадии: первичную, или детскую (обычно включая подростковый возраст) и вторичную, или социализацию взрослых, включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках и пенитенциарных учреждениях. [7] На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задача взрослых здесь — сформировать у нового поколения адекватные навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Задача детей - максимально полно овладеть "азбукой" культуры. Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры. Ранняя социализация характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов
принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Эта ступень социализации рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность культуры [77].
Детство как социокультурный феномен, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. На характер и содержание отдельных периодов детства влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь — система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности происходит присвоение ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования культуры личности. [53]
Психология ребенка дошкольного возраста охватывает многие аспекты жизнедеятельности: психическое развитие, познавательные способности, эмоционально - личностные особенности, физическое развитие, взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками и т.д. Первые семь лет жизни ребенка — очень важный период, когда закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития.
Дошкольный возраст — время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социокультурные основы детства: традиции и инновации2010 год, кандидат социологических наук Краснослободцева, Алёна Евгеньевна
Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства2000 год, доктор психологических наук Абраменкова, Вера Васильевна
Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника2014 год, кандидат наук Скобельцина, Ксения Николаевна
Субкультура детства2000 год, кандидат культурол. наук Копейкина, Елена Юрьевна
Творчество в пространстве культуры детства1999 год, доктор культурол. наук Куруленко, Элеонора Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бревнова, Юлия Александровна, 2012 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Арутюнян М. Ю. Тендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». - м.: МЦГИ, 1997. С. 136-141
2. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. М.,1925;
3. Басенкова JT. В. Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений.// Вестник ВятГГУ № 4(4) 2009.С. 93-96
4. Белавина И. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991, № 3 - 4. Тихомиров O.K. Психология компьютеризации. Киев, 1986.
5. Белавина И.Г. «Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр» МГОПУ//Дошкольная педагогика. - 2005.
6. Белик A.A. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии - М.,1999,с.76-89.
7. Белик A.A. Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие - М.: РГГУ, 2000
8. Бендас Т. В. Тендерная психология лидерства. Оренбург, 2000
9. Берлянд И.Е. Игра, как феномен сознания. - Кемерово, 1992, с.77-89.
10. Блинов А. Л. Семантика и теория игр. - Новосибирск, 1983, с.78-98.
11. Богословский В.И.. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: методологические характеристики. — СПб., 2000. —142 с. Ваграменко Я.А. Информационные технологии в учебном процессе/Юбразование и общество №5 2005. Ершов А. П., Монахов В. М., Бешенков С. А. Часть первая // Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для средних учебных заведений. В 2-х частях. / Под редакцией А. П. Ершова и В. М. Монахова — М.: Просвещение, 1985. — 96 с. Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Наука в педагогическом университете:
Вопросы методологии, теории и практики. -СПб., 2000. Составляющие информационной культуры специалиста в контексте информатизации образования // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007, №9(35). (0,75/0,25 пл.). Козлов O.A., Роберт И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М,: ИИО РАО, 2005. - 3,2 п.л. 3. Козырев В.А. Болонский процесс: информация к размышлению / В.А.Козырев. - СПб.: Изд-во РГПУ им .А.И.Герцена, 2003. Роберт И.В., Панюкова C.B., Кузнецов A.A., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационный технологии в образовании. Учебно-методическое пособие. М.: «Дрофа», 2007, 35 п.л.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М,-1968.-460 с.
13. Бондаровская В. М. : Семантические вопросы искусственного интеллекта 82'4 - с. 168 Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. // Информатика и образование. 1990, № 4. Григорьева Г. Г., Зворыгина Е. В., Кочетова Н. П. Изд: Просвещение, 2007- 207 с.
14. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Ознакомление дошкольников с компьютерной графикой: Учебно-методическое пособие. - М.: изд-во «Спутник*», 2010. - 83 с. (5,25 п.л.), (доля личного участия 2,0 п.л.).
15. Вересов Н., Хаккарайнен. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников // Вопросы психологии. -№!.-2001.-С. 37—46.
16. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.-М., 1987.
17. Видерхольд К. Компьютер в начальной школе // Информатика и образование. - 1993. - №2.
18. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г. -С 163.
19. Войханская К.М, Смирновой Б.А. Библиотека и информация. М.,1974.
20. Вуарен Н. Что такое игра?//Культура, №4, 1982, с.67-89.
21. Выгодский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. -Т.6 - М., 1984
22. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1999. — Гл. 5; Сахаров Л. С. О методах исследования понятий // «Психология», 1930 (т. III, вып. 1); Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления //Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.
23. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. - М., 1985, с.45-98.
24. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде. -М.,1993,с. 102.
25. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII веков. — М.: Издательство Московского университета, 1990.— 289 с
26. Дедков Д., Лукьянова И. - Компьютер в детской .//Журнал "Young Family" от 16 ноября 2007г.
27. Демьяненко В.Ю. «Программные средства создания и ведения баз данных». М.:«Финансы и статистика», 1984, 126 стр.
28. Деятельность, сознание, личность. / Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005. М., 1976.
29. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. — СПб.: Тускарора, 2000. - 180 с
30. Ермолаева М. В. Психология развития. - М. - Воронеж: "МПСИ"2000.
31. Захаров В.М. Поэтика русского танца - ИД Святогор, т.1,т.2, 2004; Захаров В.М.«Поэтика русского танца».- ИД Святогор, т.3,т.4, 2009
32. Зайцев A.A. Повесть о настоящей черепашке // Информатика, № 3/2001.
33. Запорожец A.B. Развитие рассуждений у ребенка младшего школьного возраста/ Науч.записки Харьковского гос.пед.института, т.6,1941.
34. Зинченко Г.П. Непрерывное образование: социально-философская концепция. - Ростов-на-Дону, 1990.
35. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр http://flogiston.ru/articles/netpsy/gamead.dict
36. Иванова А.Е. «Лонгитюд» - современная компьютерная система индивидуального сопровождения развития ребенка //Дошкольная педагогика. - 2004.-№3,- С.40-44.
37. Иванова Н.В. О детской субкультуре//Дошкольное воспитание, 2004, №4, с.56.
38. Истомина 3. М. // Психология дошкольника: Хрестоматия. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
39. Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: 1978.
40. Казакова Р.Г, Л.Г.Белякова Детская одаренность: Учебное пособие.М., 1998. С 8 - 10.
41. Каптерев П.Ф. О природе детей. - СПб.,-1998.
42. Карабулатова И.С., Ермакова Е.Е., Зиннатулина Г.И. Территория детства как этнолингвокультурный феномен: обряды, заговоры и колыбельные песни народов Тюменской области.-Тюмень, 2005, с. 12-67.
43. Карамзина У.А. Организация художественно-трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста. М.,2007. С.48-50.
44. Карелова Г.Н. Женщины обновляющейся России: опыт реализации тендерного подхода.-М., 1997.
45. Кахнович C.B. Социокультурный подход к обучению детей дошкольного возраста началам изобразительной грамотности
46. Кириллина A.B. Тендер: лингвистические аспекты. — М., 1999.
47. Клецина И.С. Тендерная социализация. — СПб., 1998.
48. Кон И.С. Ребенок и общество: уеб. Пособие для студ. Выш. Учеб. Заведений. - М., 2003
49. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду,- 2003,-№5, С.34.
50. Кравченко В. А. Наука как игра и игра как культура // Наука. Культура. Человек. №б. - Кемерово, 1992, е..43-54.
51. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. -400 с.
52. Кузнецов Г. Поход за силой //"Компьютерра" № 18, 2000
53. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Издательство УРАО, 1997. - 175с.
54. Кучмаева И.К., Громов М.Н. Мир культуры. Выпуск 2.- Изд. ГАСК, 200. -216 с.
55. Ломтева Т. Дошкольник. Статьи по детской психологии. Чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми, http://adalin.mospsv.ru/
56. Ломтева Т. Особый ребенок story@corp.el.ru.
57. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1958. - № 5.
58. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1956.
59. Майор Ф. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М. - 2000. - 168 с.
60. Малых Т.Б. Ребенок и компьютер, www.lipetsk.fio.ru.
61. Михеева Л.Н. Русские традиции и праздники. -М:Дрофа-Плюс,2007.-304с.
62. Михеева Л.Н. Русские народные праздники. - М:Дрофа-плюс., 2007.-80с.
63. Мудрик А. В. Социализация человека. — М., 2007.
64. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
65. Мухина B.C. Реальность социального пространства// Развитие личности №2 / 2006
66. Мухина B.C. Феноменология бытия и развития личности: Психологи отечества. М.; Воронеж, 1999. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2000г. - С 173.
67. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта.М.,1981.С.223
68. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду //Информатика и образование. - 2003.- №4.- С.89-95; №5.- С.83-89.
69. Новоселова С. Проблемы информатизации дошкольного образования // Информатика и образование. 1990, №. 2, С. 93 - 96.
70. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., H.A. Реуцкая, Н.Ф. Комарова, А.Д. Саар, Н.Л. Кульчинская, Г.П. Петку, Н.Ю. Пашилите, Л.А. Парамонова Игра дошкольника. (Игровая деятельность дошкольников, значение игры для дошкольника роль игры в развитии, семейное воспитание дошкольников, значение игры для дошкольников) М,: Просвещение, 1989.— 286 с.
71. Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника // Психологическая наука и образование. 1996. №3.
72. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под редакцией Ю.М. Горвица, ассоциация «Компьютер и детство», Линка-Пресс - М., 1998.
73. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян, гос. ун-т. Н.-И. центр «Регион».— М.: Ин-т социологии РАН, 2000. — 262 с
74. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: МГИК, 1994. С. 17.
75. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.Д987.
76. Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу "Культурная антропология". - м.:гаск, 2002. - 104с.
77. Осорина М.В. О стратагемах детской субкультуры // Традиционная культура и мир детства: материалы междунар. науч. конф. «XI Виноградовские чтения». — Ульяновск, - Ч. 3. 1998.
78. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — СПб., 2008.
79. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, т.2, М., 1956, с.450-455.
80. Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В, А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005.
81. Поддъяков H.H. К вопросу о развитии мышления дошкольников. - М., 1999
82. Поддъяков H.H. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект. - Волгоград , 1995,- 47с
83. Поликлиническая педиатрия под ред. проф. И.О. Калмыковой, М., 2007, стр. 95
84. Попова Л. В. Тендерные аспекты самореализации личности. - М.: Прометей, 1996. - 42 с.
85. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2005.
86. Ретюнских Л.Т. Школа Сократа. - М, МПСИ,2003. - 208 с.
87. Ретюнских Л.Т. Философия игры. - М, 2002, с. 122-153.
88. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве.М.,1965. С 288; Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. М.,1982
89. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы 30 июня 2003; при участии Института возрастной физиологии РАО (Л. А. Леонова, А. А. Бирюкович, Г. Н. Лукьянец, Л. В. Макарова)
90. Сенсорное воспитание в детском саду /под редакцией Ii. А. В е т л у г и н о й. М., 1980.
91. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. - М.: Педагогика, 1971. - 205 с.
92. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание "Издательство МБА", 2011.- 440 стр.
93. Склярова Т. В. Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42842.php
94. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995
95. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
96. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.383 с.
97. Трофимова Г.Н, Языковой вкус интернет-эпохи в России: функционирование рус. яз. в Интернете : концепту ал.-сущност. доминанты. - М. : РУДН, 2004. - 380 с
98. Тютюнник В.И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда дошкольников. М., 1992.С. 146.
99. Устименко В.Ф. Место и роль игрового феномена в культуре// Философские науки, №2, 1980, с.69-77.
100. Фернхем А., Хейвен П. - Личность и социальное поведение -Питер., 2001, 368с.
101. Флерина Е.А. детский рисунок. М., 1924
102. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3. С. 27-39.
103. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
104. Хасбулатова O.A. Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор исторического опыта
105. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер. с гол. Д. В. Сильвестрова — М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с
106. Ходакова Н.П. Детские обучающие программы и компьютерные игры» -авторская программа новой специализации в вузе // Профессиональное образование. Столица. Приложение «Новые педагогические исследования». 2007. № 5. С. 195-201 (0,5 пл.).
107. Ходакова Н.П. Информационные подходы, формирующие информационную культуру будущих педагогов // Проблемы педагогического образования: сб. научн. ст. Вып. 27 / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. - М.: МПГУ-МОСПИ, 2006. - С.56-59 (0,5 п.л).
108. Ходакова Н.П. Патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами компьютерной графики // Дошкольное детство
(патриотическое воспитание подрастающего поколения): Сб.научн.тр. -М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - С.22-25 (0,5 п.л.).
109. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий "этническая самоидентификация" и "этническое самосознание" // Соц. иссл. 1999. -№ 9;
110. Черная A.B. Развитие личности в традициях игровой культуры. Монография. В 2 ч. Ч. 2. Опыт эмпирического исследования. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2006. - 249 с. (15, 75 п.л.)
111. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореф. докт.дисс.М.,1995.С.23.
112. Шабанов Л. В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность? Томск: изд-во ТГУ, 2005. - 399 с.
113. Шибаева М.М. О специфике русской философии культуры // Культура в контексте гуманитарного знания. Юбилейный сборник кафедры теории культуры, этики и эстетики в 2-х томах.- М., 2007. Т. 1.
114. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.
115. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М., Смысл, 1997
116. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. -1988, №3 27.
117. Э.А. Орлова «Социокультурное пространство обыденной жизни» -М.2002,с.54-87
118. Эльконин Д.Б., "Психологические игры", Москва, 1978.
119. Юдина А.Г. Лого — среда для развития мышления // Информатика, № 33/95.
120. Яблоков К. М. Исторические компьютерные игры как способ моделирования исторической информации // История и математика:
Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С. Ю., Гринин Л. Е., Коротаев А. В.: КомКнига/УРСС, 2007. С. 170—204.
121. Benedict R. Synergy: Patterns of the good culture // American Anthropologist. 1970. 72. P. 320-333.
122. Hebenstreit Sigurd Fried Frobel. Menschenbild, Kindergardenparadagogik, Spielforderung. Jena 2003.
123. Компьютерные игры для детей http.7/maminsite.m/early.files/game.
124. http://www.itpedia.ru/index.php /Открытое программное обеспечение
125. Компьютерные игры для девочек и мальчиков http://wwu^solnet.ee/games/http://www.umnitsa.ru/cat/razvivaiushhie igrv/
126. Bawden, David J. Information and digital literacies: a review of concepts /Bawden David J. //Doc. - 2001. - 57, N2. - P.218-259.
127. Macklin, A. S. Integrating information literacy using problem-based learning /Macklin A. S. // Ref. Serv. Rev. - 2001. - V.29, N 4. - P. 306-313.
128. Rheingold Howard. Tools For Thought: The People and Ideas of the Next Computer Revolution. Simon & Schuster, 1985.
129. The Social Psychology of Leisure (Penguin 1996), ISBN 0-14-023887-5
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.