Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Цветкова, Полина Олеговна

  • Цветкова, Полина Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 226
Цветкова, Полина Олеговна. Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2013. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Цветкова, Полина Олеговна

Содержание

Введение

Глава I. Историография изучения вопроса. Творчество А. Палладио как объект исследований

1.1. Творчество А. Палладио как объект исследования зарубежных ученых

1.2. А. Палладио и его работы в материалах исследований отечественных искусствоведов

Глава II. Историко-культурный контекст формирования авторского стиля

2.1. Особенности эпохи позднего итальянского Ренессанса и их влияние на формирование идейно-художественных концепций в архитектуре

2.2. Предшественники и современники А. Палладио в классической архитектуре

Глава III. Иконография, композиционные и стилистические особенности светских построек

3.1. Особенности планировочных решений вилл и городских палаццо

3.2. Композиционные приемы в решении фасадов

3.3. Декоративные приемы в решении пространства интерьера, вопросы оборудования и синтеза искусств

Глава IV. Архитектурно-художественные решения культовых зданий

4.1. Планировочные решения культовых интерьеров и их эволюция

4.2. Фасад культовой постройки - семантика нового образа, вопросы композиционного и стилистического единства

4.3. Взаимосвязь интерьера и фасада в культовой постройке и проблема стилистического единства

Заключение

Библиография

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композиционно-стилистические особенности в творчестве А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения»

Введение

Актуальность темы исследования

Границы темы данного исследования позволяют всесторонне изучить творчество А. Палладио, впервые в отечественном искусствознании подробно раскрыть основные аспекты формирования авторского стиля в контексте эпохи позднего итальянского Ренессанса. Планировочные решения, структура фасада и приемы оформления интерьера мастером во всех типах построек, рассмотренные в данной работе, представляют собой широкую ретроспективу произведений с их подробным анализом. Творчество А. Палладио стоит у истоков стиля барокко и одновременно является финальным аккордом Ренессанса. Вопрос стилистического единства, взаимного влияния и сосуществования двух стилей в творчестве одного архитектора является актуальной проблемой.

В эпоху Возрождения были заложены основы нового понимания как формы частного дома и городского дворца, так и пространства храма нового типа; при этом каждый из памятников, описанных в диссертационной работе, обладает своей неповторимой индивидуальностью и исторической исключительностью. Работы А. Палладио рассматриваются в контексте произведений других архитекторов эпохи, анализируется их роль в архитектурной системе того времени и степень взаимного влияния направлений в архитектуре. Формирование стилистической программы в творчестве А. Палладио и архитекторов - его современников рассмотрены в историко-культурном контексте эпохи гуманизма и в рамках социально-политических особенностей жизни Венецианской республики XVI века. Подобный взгляд на проблему развития творческого пути А. Палладио не разрабатывался в предшествующей отечественной практике, редкие зарубежные труды затрагивали частично аспекты проблем, рассмотренных в данной работе. Такой подход открывает новые перспективы исследования предмета, позволяет

заново взглянуть на творчество А. Палладио, глубже его понять и увидеть новые стороны его творчества.

Объект и предмет исследования

Творчество А. Палладио вот уже на протяжении четырехсот лет является одной из самых значительных страниц в европейской истории архитектуры. Его постройки отождествляются с символом культуры и искусства Возрождения. Его архитектурный стиль в то же время является культурно-историческим феноменом. При всем типологическом разнообразии его произведений мастеру удалось сформулировать концептуальную программу авторского архитектурного языка, который является ядром всех его построек. Но творческий метод А. Палладио - это не только сухой язык архитектурной формы, это веяние времени, это пожелания и личные качества заказчиков, это особая социальная среда формирования взгляда на искусство и архитектуру в целом. Множество факторов оказало влияние на появление его системы: городская среда при создании палаццо, сельские условия жизни и экономические реалии региона Венето при появлении вилл, религиозные догматы и изменения в философии при создании культовых зданий. Все эти особенности стали предметами внимания в данной работе, они проявились во всем - от облика зданий до формирования внутреннего пространства, и, только собрав воедино все факторы, послужившие причиной появления авторского взгляда А. Палладио на архитектуру, представляется возможным наиболее полно раскрыть его персоналию как уникальное художественное явление.

Выбор памятников, на которых сконцентрировано внимание проводимого исследования, ограничивается рамками творчества А. Палладио, архитекторов-современников и предшественников мастера в архитектуре, оказавших влияние на его творчество или находящихся с ним в одних хронологических рамках, выражающих архитектурное разнообразие эпохи Позднего Возрождения. Выбор конкретных памятников продиктован желанием наиболее полно раскрыть логику стилистической взаимосвязи или же,

напротив, контраста для полноценного понимания архитектурно-художественной концепции А. Палладио.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертации - систематизация творческого наследия архитектора, опирающаяся на новые материалы исследований. Раскрытие особенностей его композиционно-стилистического метода на примере конкретных памятников и обозначение его роли в контексте архитектурного фона эпохи Позднего Ренессанса.

Главной задачей исследования является комплексный анализ архитектурных памятников с позиций их формирования в пространстве Возрождения.

Во-первых: раскрытие особенностей планировочного метода, разработанного архитектором при работе над проектами светских сооружений. Влияние его планировочной концепции на появление различных типов вилл и палаццо. Универсализация системы проектирования, впервые выявленная именно в творчестве А. Палладио.

Во-вторых: идейно-художественная программа формирования пространства фасада в светских постройках, опирающаяся на эстетические и философские категории XVI века, и взаимосвязь технологии строительства с конечным результатом.

В-третьих: рассмотрение примеров стилистического синтеза и разнообразие декоративных приемов в оформлении светских интерьеров в динамике развития на протяжении творчества А. Палладио.

В-четвертых: эволюция планировочной структуры культовых сооружений на примерах произведений А. Палладио и его современников. Семантика плана и приметы нового взгляда на формообразование религиозного сооружения.

В-пятых: анализ фасадного решения венецианских церквей архитектора, их эволюция и стилистическая целостность в контексте «между Ренессансом и барокко».

В-шестых: интерьеры культовых сооружений, идея единого пространства храма в творчестве А. Палладио и приемы оформления. Взаимосвязь типа церковного сооружения с архитектурно-художественным решением его интерьера.

Степень научной разработанности темы

Подробно степень научной изученности вопроса рассматривается в первой главе диссертации «Композиционно-стилистические особенности творчества А. Палладио в контексте эпохи позднего итальянского Возрождения». Глава посвящена раскрытию путей исследования творчества архитектора в зарубежном и отечественном искусствознании. Перечислены работы, посвященные вопросу и междисциплинарные исследования, вплотную приблизившиеся к отдельным аспектам данной работы, послужившие основанием для выводов, базирующихся на фактическом материале авторитетных исследований.

Методология исследования

Основой данного исследования является принцип историзма, внимание к влиянию культурно-исторического фона эпохи позднего итальянского Возрождения на формирование авторского стиля А. Палладио. Большое внимание уделено междисциплинарному анализу, факторам социальной истории, культуры, философии, эстетики эпохи Ренессанса в Венеции. Эстетическая программа Ренессанса очень сложна и многогранна, поэтому использование комплексного метода исследования в данном случае необходимо. Важной составляющей механизма аналитического исследования в данной работе является формально-стилистический метод. Применен и иконографический метод, позволивший выявить влияние античной и ренессансной иконографии на формирование эстетических образов в

творчестве А. Палладио и в работах его современников. Метод социальных исследований в области истории искусства в соединении с топологическим позволил выявить особые отношения А. Палладио с заказчиками, его связь с понятием социального заказа эпохи в контексте общественно-политической ситуации XVI столетия в Италии.

Источники исследования

Источниками исследования послужили работы, посвященные творчеству А. Палладио, в том числе не переведенные на русский язык исследования и архивные материалы из фондов CISA (Centro internazionale di studi di architettura andrea palladio), материалы российской и зарубежной периодики, посвященные данной теме, сборники научных конференций. В ходе работы над диссертацией были натурно изучены все сохранившиеся памятники, описанные в данной работе. Сформированный иллюстративный материал к диссертации является авторским и собирался в течение трех исследовательских поездок в Италию.

На отечественной почве были изучены фонды РГБ им. В.И. Ленина, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, фонды Государственного музея архитектуры им. A.B. Щусева.

Географические и хронологические рамки исследования

Географические рамки исследования охватывают принадлежавшие к Венецианской республике в XVI веке территории Террафермы, провинцию Венетто и Тревизо, саму Венецию. При рассмотрении творчества А. Палладио в контексте работ архитекторов-современников, география расширена до территории Италии в целом.

Для наиболее полного понимания творчества А. Палладио в контексте современного ему архитектурного процесса хронологические рамки исследования частично выходят за пределы жизни мастера (1508 - 1580) и охватывают весь XVI век. Это сделано для раскрытия предпосылок, определивших характер его творчества, и для более масштабного

представления о влиянии мастера на последующие два десятилетия XVI века после его смерти. Такой подход позволил наиболее полно проследить не только эволюцию авторского стиля, но и определить истоки его формирования.

Научная новизна заключается в том, что данная работа является первым всесторонним исследованием творчества архитектора в отечественном искусствознании. Рассмотрены вопросы образной системы, технических особенностей, эстетического принципа, исторических факторов, культурный субстрат мира эпохи Возрождения. Впервые проведен комплексный анализ объектов и уточнен их стилистический генезис. Работа велась в постоянном сопоставлении направления исследования с материалами отечественных и зарубежных ученых в этой области, посвященных творчеству архитектора, и принципиально направлена на обобщение накопленных знаний, наблюдений и новых материалов исследований для наиболее полного научного взгляда на проблему. Диссертация полномасштабно раскрывает влияние античной и ренессансной культуры на появление феномена архитектуры А. Палладио. Рассматриваются как общие ее принципы, так и частные индивидуальные особенности каждого произведения. Обращение к данной теме в таком объеме -с описанием большого числа памятников и с их анализом в связи с культурно-историческими реалями Возрождения - не было предметом исследования до сих пор в отечественном искусствознании.

Практическая значимость работы

Данная работа может послужить основой для составления как специального курса лекций по творчеству А. Палладио, так и для лекций по истории искусства итальянского Возрождения в целом, она существенно дополнит раздел истории архитектуры Италии XVI века в трудах по всеобщей истории искусства. Материалы диссертации могут быть использованы в статьях по истории культуры, истории монументальной живописи венецианского Возрождения, истории архитектуры, по истории интерьера и персоналии творчества А. Палладио. Данная работа представляет также интерес для

специалистов в области архитектуры и проектирования интерьера, поскольку является первым полномасштабным исследованием творчества архитектора.

Апробация работы

Материалы данной работы (итоговые и промежуточные) отражены в опубликованных научных статьях и тематических сборниках, выступлениях на конференциях. Они стали основой для проведения лекций и семинаров в МГХПА им. С.Г. Строганова, посвященных искусству Возрождения и непосредственно творчеству А. Палладио, а также в спецкурсе «История интерьера». Часть работы была изложена в докладе «Художники, работавшие с А. Палладио» на ежегодной международной конференции аспирантов и соискателей «Синтез искусств в пространстве жизни» Москва МГХПА им. С.Г. Строганова, май 2011 года. Главы работы и сама диссертация обсуждалась и была одобрена на заседаниях кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова. Направления исследования и частичные материалы были предметом обсуждения с ведущими специалистами CIS А во время стажировки в этом центре, проходившей в сентябре 2012 года.

Структура работы определена сформулированными в ней целями и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, десяти параграфов, заключения, библиографии, приложения, иллюстративного приложения.

Глава I. Историография изучения вопроса. Творчество А. Палладио как объект исследований

Зодчество эпохи Возрождения - едва ли не самый изученный этап в истории архитектуры. Как называют его многие авторы, - золотой век европейского искусства. По причине того, что многие постулаты архитектурной теории были сформированы именно в этот период, на протяжении четырех последующих столетий это время занимало умы большинства исследователей. Тем интереснее, анализируя эти работы, на их основе открывать новое при прочтении классических произведений. С течением времени появляется все больше новой информации, позволяющей иначе оценивать те или иные аспекты искусства. Открытия в разных научных областях позволяют все точнее датировать или исследовать временные границы художественных объектов, их подлинность, стилистические особенности, авторские черты. Все большее внимание последнее время привлекают труды исследователей искусства, отходящие от закономерностей в исследовании, тех или иных вопросов, это частичное отрицание четких черт и попытка увидеть в каждом произведении его самобытный характер, порождает множество открытий и новых взглядов на конкретные произведения искусства. Репутация Возрождения как единственно подлинного периода создания совершенного искусства в XX веке подверглась сомнению. За последующие века появилось множество очагов искусства не менее ценных и при этом возникших обособленно от культурного канала, заложенного Возрождением, а значит, такой подход может считаться не безосновательным. Критический подход ко многим областям искусства и культуры Возрождения создал замечательный задел для выявления его новых граней.

1.1. Творчество А. Палладио как объект исследования зарубежных ученых

Многое в искусстве Возрождения имеет античные корни, их часто ставят в противовес традициям средневековой культуры. Применяют эпитеты «светлые времена» для характеристики Возрождения и «темное искусство» -

для Средневековья. Алпатов, например, так объясненял всплеск всех искусств в эпоху Возрождения: «...современники утверждали, что в искусстве произошло воскресение античности». Возрождение античного наследия воспринималось в большинстве исследований как «неслыханный расцвет»; этим же объясняется и появление термина «Средневековье» для обозначения времени между подлинной античностью и ее возрождением в эпоху Ренессанса. Подобная трактовка сложилась не в классическом искусствознании XIX века, как считают многие, а значительно раньше, во времена теоретиков Возрождения. Высказывания таких теоретиков, как Л. Гиберти, Д. Вазари, Л.Б. Аретино, Л.Б. Альберти и других свидетельствуют об этом.

Эпохальный труд Д. Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», вышедший в 1550-м и затем - дополненное издание - в 1568 году, содержит некоторые сведения о веронской школе живописи и ее представителях, работы которых мы можем встретить в декорации построек А. Палладио. Такие имена, как Д. Брузазорчи, Б. Дель Моро, Б. Индиа, П. Веронезе, Д. Дзелотти, раскрыты в этой работе общими фразами, характеризующими их манеру и самые известные произведения, более подробно автор остановился на П. Веронезе и Д. Дзелотти. В большей степени эта работа стала временным справочным ориентиром для определения дат и авторства произведений.

Продолжением такого взгляда на искусство стала книга Г. Фойгта «Возрождение классической древности, или Первый век гуманизма», вышедшая в свет в 1859 году, а в 1863 году - работа Ж. Мишле «Возрождение». Самым известным сторонником подобных взглядов явился Я. Буркхардт, что отраженно в его труде «Культура Италии в эпоху Возрождения»1, изданном в 1860 году и получившим самую широкую известность из трех работ, посвященных сходной тематике. Именно Я. Буркхардт смог наиболее широко охватить период расцвета культуры Италии, под небом которой столь бурно развивалось искусство Ренессанса. Особенность работы Буркхардта - в

1 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 2006.

идеализации Возрождения, исследователь видел в нем гармоничное воплощение культуры во взаимодействии с искусством, не выявляя неоднородного и противоречивого характера этого искусства.

Одна из концепций в подходе к исследованию искусства Возрождения противоположная классическому подходу, определенному такими столпами искусствоведения, как Я. Буркхард, Б. Виппер, - это «медиевистская»; сторонники ее анализируют все искусство Ренессанса как продолжение Средневековья, отрицая разрыв в традициях и культурные инновации.

Особая активность искусствоведов в исследовании Возрождения приходится на конец XIX века. В это время свои фундаментальные работы пишет Г. Вельфлин. Такие произведения, как «Классическое искусство» и «Ренессанс и барокко» стали настольными книгами в библиотеке каждого искусствоведа. Г. Вельфлин проповедовал принцип историзма, усвоенный от своего учителя Буркхарда, однако в работах он рассмотрел и множество других объективных проблем: определил эстетические идеалы эпохи и выявил стилистический язык Ренессанса и барокко.

Почти параллельно с работами Вельфлина к теме Возрождения активно обращаются собственно итальянские исследователи, среди них наиболее фундаментальным можно считать энциклопедический труд А. Вентури «История итальянского искусства» . Это многотомное издание писалось с 1901- 1940 годы и включало в себя описание огромного числа персоналий и объектов искусства на протяжении всего развития искусства Ренессанса. Основная тенденция итальянского искусствознания тех лет - это постоянный поиск преемственности манеры, стилистической цепочки, выявление учителей и учеников и стремление через исторический подход понять суть произведения. Решительный шаг в развитии способов исследования от историзма к иконологии совершили такие авторы, как А. Варбург и Э. Панофский. В работе «Ренессанс и Возрождения»3 Э. Панофский пытается провести разделяющую

2 Venturi A. Storia dell arte italiana. Milano. 1901-1940.

3 Panofsky E. Renaissance and Renascentes in Western Art. Stockholm, 1960.

черту между попыткой возрождения античных традиций в некоторых произведениях средних веков и использованием классического наследия в XV-XVI веках в Италии. Но в целом в основных своих выводах Панофский продолжает исследование Буркхарда. Уверенно утверждая, однако, что итальянский Ренессанс - это истинное возрождение античности.

Работы Г. Вельфлина внесли огромный вклад в исследование Возрождения на его стыке с барокко, именно этот автор определил стилистические основы взаимосвязи обоих стилей и дал внятное определение им. Однако некоторые исследователи, в том числе Алпатов, обвиняют Вельфлина в «одностороннем подходе», отвлеченном исследовании вопроса вне тематики и идейной стороны искусства, в отрыве от исторической основы. Этот пробел был восполнен работой А. Хаузера «Социальная история искусства»4. В разделе, посвященном Возрождению, он говорит не столько о самом искусстве, описанном во многих аспектах до него, сколько о социальных подосновах культуры гуманизма, оказавших влияние на формирование искусства.

Этот обзор обобщающих исследований по теме Ренессанса, приведен по причине частого упоминания в них периода, в котором работал А. Палладио и произведений его современников, а так же для раскрытия широты кругозора исследователей в области подхода к изучению искусства Возрождения в целом.

Если говорить об исследовании или типизации творчества именно А. Палладио, то самым ранним автором, учеником и последователем его стиля, написавшим работу, связанную с творчеством архитектора, можно считать В. Скамоцци и его труд «Lidea della architecttira universale»5. В этом труде наиболее полно собраны обоснования классического стиля, основанного на научном архитектурном знании и опыте изучения классического наследия. В.

4 Hauser A. The Social History of Art. London, 1965

3 Scamozzi V. Lidea Della Architettura Universale, Diuisa in X libri. Изд. 1-е. 1615.

Скамоцци был также автором переиздания чертежей А. Палладио и дополнил их своими комментариями.6

Далее следует длительный временной перерыв в исследовании и описании творчества архитектора. Но его теоретические работы были переведены на многие европейские языки; чаще всего это делали архитекторы-палладианцы, знавшие итальянский. Активный период изучения А. Палладио как архитектурного феномена своего времени начался в зарубежном искусствознании с конца XIX - начала XX века.

Крупнейшим автором, посвятившим А. Палладио несколько работ, был Джеймс Аккерман, он всесторонне изучил биографию архитектора и углубленно исследовал отдельные аспекты творчества, сделав впервые наиболее объективный обзор произведений мастера и выявить их значение в становлении архитектора. Большая часть работ посвящена виллам А. Палладио и различным аспектам их появления, формообразования и типологии. Такие

п

работы, как «Источники появления виллы в Ренессансе и Маньеризме» ,

8 9

«Палладио» , «Виллы Палладио» , «Вилла: форма и идеология сельского дома» 10 считаются фундаментальными исследованиями, на почве которых впоследствии работали поколения ученых.

Р. Витковер посвятил А.Палладио сорок страниц в своей книге «Архитектурные принципы эпохи гуманизма»11. Витковер утверждал наличие взаимосвязи и влияние античной философии, в частности аристотеализма, на

6 Scamozzi Bertotti. Le fabbriche e I disegni di Andrea Palladio raccolti ed illustrati.

1796. Vicenza (Italy). Reprint. 1968.

7 Ackerman J.S. Sources of the Renaissance Villa, in the Reaissance and Mannerism.

Studies in Western Art, Acts of the Twentieth International Congress of the History of

Art. Princeton, 1963. P. 101-109.

8 Ackerman J.S. Palladio, Harmondsworth, England. 1966. Reprint in Torino. 2000.

9 Ackerman J.S. Palladio Villas. Locust Valley, N.Y. 1967

10 Ackerman J.S. The Villa: Form and Ideology of Country House. Princeton, N.Y.,

1990.

11 Wittkover R. Architectural Principles in the age of Humanism. Academy Editions, L,

1974.

Витрувия и Барбаро, а значит, в частности, и на А. Палладио. Он рассматривал появление в творчестве А. Палладио портика как единицы фасада жилого здания, тогда как в античности он чаще всего был присущ храмам. Большое место Витковер отводит анализу композиционных пропорциональных схем в проектах мастера. Часть исследования посвящена новаторским принципам композиции церковных фасадов в творчестве А. Палладио: использованию двойного, наложенного портика и других.

Обобщенные исследования творчества зодчих Ренессанса и некоторый сравнительный их анализ можно встретить в объемном труде Frommel C.L. «Architecture of the Italian Renaissance» (2007). Подобная же работа, однако содержащая несколько более широкий спектр сведений о живописи и скульптуре, написана Magrelli S., Uzzani G., и даже была переведена на русский язык «The Italian Renaissance/Итальянский Ренессанс». M.: Slovart 2009.

О взаимосвязи стилистического языка и пересечении технических приемов А. Палладио и Д. Романо говорил в своей статье Forster. К. «Giulio Romano е le opéra vicentine del Palladio» (1973). Как продолжение исследования творчества архитекторов-современников А. Палладио стоит упомянуть и книгу такого выдающегося исследователя, прежде всего писавшего о А. Палладио — Ackerman J.S. «The Architecture of Michelangelo» (1986). Эту тему поддержал и американский исследователь Shearman J., раскрыв тему творчества Д. Романо через проблему столкновения традиционных архитектурных ценностей с маньеристическими идеалами «Giulio Romano: Tradizione licenze, artifice» (1967). К творчеству Рафаэля как предвестника маньеристических течений в архитектуре Италии обращался Frommel С. L. в книге «Rafaello architetto» (1984).

Книга Portoghesi. P., Capellini. L. «The hand of Palladio», снабжена подробным иллюстративным рядом, выявляющим детальные особенности построек мастера. Авторы анализируют чертежи и реальные постройки, сравнивают подобие использованных архитектором приемов в разных объектах.

Частным вопросам и отдельным объектам творчества архитектора посвящены такие работы, как Barbieri F. «Il museo di palazzo Chiericati» (1995), Battilotti. D. «Per il palazzo Iseppo da Porto del Palladio: Un document inedisto e una nota» (1981), Beyer. A. «Andrea Palladio: Teatro Olimpico» (1987), Cevese. R. «I palazzo dei Thiene» (1952), Magagnato. L. «Palazzo Thiene» (1966). Отдельное исследование посвящено особенностям первой конкурсной работы архитектора принесшей ему славу, - Barbieri. F. «La Basilica palladiana. Corpus Palladianum» (1968). Конструктивной программе в творчестве архитектора, на примерах конкретных построек посвящена книга директора института исследований творчества А. Палладио Burns. H. «Building and Construction in Palladio's Vicenza» (1991).

Виллы, вероятно, являются самой изученной частью из наследия архитектора, наиболее авторитетные работы в этой области относятся к 19601980 годам. В этот период большое внимание уделялось вопросам реставрации и консервации вилл, степени объективности оценки, необходимой реставрационной программы, технологии сохранения и воссоздания. В данном ключе интересна работа Foscari. А., владельца виллы Мальконтента, принимавшего непосредственное участие в реставрации и описавшего технические особенности процесса, проблемы, с которыми пришлось столкнуться и пути решения «Malcontenta: Il restauro delle facciate» (1978). Описание проекта реставрации и специфика работ на виллах Сарачено и Пояна раскрыта в статье Doglioni. F. «Villa Saraceno e villa Poiana di Andrea Palladio. Nel restauro. Progetti per le architetture del passato» (2008). Особенности виллы Бадоер, ее историю, конструктивные особенности и часть фресковой декорации с иконографическим содержанием можно найти в книге Puppi. L. «La villa Badoer di Fratta Polesine» (1972). Стоит назвать еще ряд книг, сходных по направлению, это: Bruneiii. В., «Callegari A. Le ville del Brenta e degli Euganei» (1931), Wilinski. S. «La serliana di Villa Poiana Maggiore» (1968), Sicca. C.M. «La fortuna délia Rotonda» (1988), Maniese. G. «Paolo Almerigo, committente délia Rotonda» (1988), Semenzato. C. «The rotonda, editore G. Rossato» (2007), Bordignon Favero. G. «La villa Emo di Fanzolo» (1970). Близкой по смыслу к

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Цветкова, Полина Олеговна, 2013 год

Библиография

1. Алъберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2. М., 1935-1937.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. 288 с.

3. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / пер. с англ. B.J1. Глазычева. М.: Стройиздат, 1984. 192 с.

4. Андреа Палладио и мировая художественная культура: Сб. науч. тр. Гос. науч.-исслед. музея арх. им. A.B. Щусева. М., 1999. Вып. 6.

5. Аркин Д. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990, С. 13-32.

6. Аронова А. Отношение к наследию А. Палладио в русской архитектурной практике первой трети XVIII века // Искусствознание. М., 2009. № 3^4.

7. Артемьева И.С. Монументально-декоративные циклы в искусстве Веронезе : Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствов. СПб., 1999.

8. Баткин JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 272 с.

9. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995. 446 с.

10. Брагина Л.М. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / под ред. Л.М. Брагиной. М.: Изд-во МГУ, 1985. 384 с.

11. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры. М.: Изд-во МГУ, 2002. 384 с.

12. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. М.: Высшая школа, 1977. 254 с.

13. Брагина Л.М. Франческо Петрарка и европейская культура. М.: Наука, 2007. 272 с.

14. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Том III. СПб.: Нева, 2002. 512 с.

15. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. СПб.: Б. С. Г. Пресс, 2007. 382 с.

16. Бурюсардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения». М.: Русич, 2012. 543 с.

17. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. М., 2004. 208 с.

18. Биципли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб: Мифрил, 1996. 258 с.

19. Барбъери Д. Суждение, соразмерность. Архитектор как личность от Альберти до Палладио // Андреа Палладио и мировая художественная культура: Сб. науч. трудов Гос. науч.-исслед. музея арх. им. A.B. Щусева. М., 1999. Вып. 6.

20. Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1936.

21. Барбаро Д. Коментарии к десяти книгам об архитектуре Витрувия. М., 1938.

22. Бицилли М.П. Место Ренессанса в истории культуры. М.: Мифрил, 1996. 276 с.

23. Бек К. История Венеции. М.: Весь мир знаний, 2002. 192 с.

24. ВазариД. Жизнеописание Леонардо да Винчи. Изд. 1-е. 1550; переизд. М.: Эксмо, 2006. 640 с.

25. ВазариД. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2010. 1216 с.

26. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936. 331 с.

27. Винъола ДБ. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Изд-во Всес. акад. арх., 1939. 168 с.

28. Вёльфлин Г. История архитектуры в избранных отрывках. М.: Изд-во Всес. акад. арх., 1935.

29. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко: Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб.: Азбука-классика, 2004. 284 с.

30. Вёльфлин Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб.: Алетейя, 1997. 318 с.

31. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / ВНИИ искусствознания. М.: Изобр. искусство, 1985. 283 с.

32. Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века: К проблеме кризиса итальянского гуманизма. М.: Изд-во АН СССР, 1956. 372 с.

33. Всеобщая история архитектуры / под ред. Н.Д. Колли (Т. 5); В.Ф. Маркузона; А.Г. Габричевского. В 12 т. М., 1967. С. 33-360.

34. Вундрам М. Палладио. 1508-1580 / пер. A.C. Лоскутовой, М.: TASCHEN -АРТ-РОДНИК, 2009. 96 с.

35. Гурьев О.И. Композиции Андреа Палладио, вопросы пропорциональности. Л., 1984.

36. Гнедич П. Искусство Ренессанса. М.: Эксмо, 2011. С. 240.

37. Габричевский А.Г. Пространство и масса в архитектуре // Искусство. 1923. № 1. С. 305.

38. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М.: Мысль, 1977.360 с.

39. Говард Д. Якопо Сансовино и архитектурная реформа в «классицизирующем» духе. Золотой век, Венеция // Искусство сквозь века / под ред. Д.Д. Романелли. М.: АСТ-Астрель, 2003. С. 316-339.

40. Горяинов В. Падуя. Виченца. Верона. М.: Искусство, 1978. 184 с.

41. Гарретт М. Венеция. История города. СПб.: Мидгард, 2007. 352 с.

42. Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. 400 с.

43. ДзорциА. Дворцы Венеции. М.: Слово/Slovo, 2002. 528 с.

44. Дажина В.Д. Социальные корни итальянского маньеризма // Культура Возрождения и общество. М.,1986.

45. Дажина В.Д. Радикальные религиозные движения XVI в. и маньеризм // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

46. Дажина В.Д. Церковь Санта Мария ди Сан Бьяджо в Монтепульчано. Проблема сложения типологии вотивной и паломнической церкви Возрождения // Леон Батиста Альберти и культура Возрождения. М., 2008.

47. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция: Творческая личность в контексте ренессансной культуры. М.: Искусство, 1991. 294 с.

48. Данилова И.Е. Итальянский город XV века, реальность, миф, образ. М., 2000.

49. Дмитриева C.JI. Исследование стилевых закономерностей архитектуры Италии эпохи Ренессанса с использованием «эволюционных рядов»: Дис.

на соиск. уч. ст. канд. наук, СПб., 2010.

50. Игошина Е. Проблемы живописной декорации венецианских вилл эпохи Возрождения: Вторая половина XVI в.: Дис. на соиск. уч. ст. канд. наук. М., 2005.

51. Искусство стран и народов мира: Краткая художественная энциклопедия. Т. 2. М., 1965. С. 211-339.

52. История Италии / под ред. С.Д. Сказкина. В 3 т. М., 1970. Т. 1.

53. Жестаз Б. Ренессанс. От Брунеллески до Палладио. М.: АСТ-Астрель, 2001. 160 с.

54. Козлова С.И. Сад и пейзаж в ренессансной Венеции. К вопросу о восприятии природного окружения в Венеции конца XV - середины XVI века // В сб.: Введение в храм. М, 1997.

55. Каган М.С. Философия культуры / Акад. гуманит. наук. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.

56. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. 232 с.

57. Красжъныкова Е. Венеция. Памятники всемирного наследия. М.: Вече, 2008. 256 с.

58. Клгтан Ю., Ролъман М. Монументальная живопись эпохи Ренессанса и маньеризма в Италии 1510-1600. М.: Белый город, 2004. 496 с.

59. Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. СПб.: Азбука-классика, 2007. 616 с.

60. Локтев В.И. Классический и удивительный Палладио // Андреа Палладио и мировая художественная культура: Сб. науч. тр. Гос. науч.-исслед. музея арх. им. A.B. Щусева. М., 1999. Вып. 6.

61. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

62. Листри М., Куначча Ч. Виллы и дворцы Италии / пер. Н. Сухановой. М., 2003.

63. Львов H.A. Львов H.A. Путевые заметки H.A. Львова по Италии в 1781 году / В отрывках и излож. В. Верещагина // Старые годы, 1909. № 5. С. 276-282.

64. Львов H.A. От издателя «Русского Палладия» /У Палладио Андреа: Четыре

книги Палладиевой архитектуры, в коих по кратком описании пяти орденов говорится о том, что знать должно при строении частных домов, дорог, мостов, площадей, ристалищ и храмов. СПб., 1798.

65. Мураро М. Дворцы Италии. Венето. М., 2005. 516 с.

66. Муратов П. Образы Италии. Полное собр. в 3 т. М.: АРТ-РОДНИК, 2008.

67. Моррис Д. Венеция. Город в море / пер. И. Летберг. СПб.: Мидгард, 2011. 416 с.

68. Михайловский И. Б. Архитектура Ренессанса и барокко в Италии. Из истории архитектурной мысли. М.: Либроком 2012.

69. Маккаи Л. Мир Ренессанса / пер. Л.М. Шаргиной, 1980. 160 с.

70. Марчукова С.М. Наука и религия в культуре Ренессанса. М.: Европейский дом, 2001. 160 с.

71. Норвич Д. История венецианской республики / пер. И. Летберг. М.: ACT, 2010. 862 с.

72. Нащокина М. Палладианские виллы в русских усадебных интерпретациях // Искусствознание. 2010 № 1-2. С. 310-327.

73. Панофский Э. Ренессанс и возрождение в Западном искусстве. М.: Искусство, 1998.362 с.

74. Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989.

75. Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. М.: Книга по требованию, 2012. 219 с.

76. Пути Л. Венеция Палладио и Скамоцци. Золотой век // Венеция. Искусство сквозь века / под ред. Д.Д. Романелли. М.: АСТ-Астрель, 2003. С. 340-361.

77. Путятин И.Е. К генезису и смыслам Темпьетто Барбаро // Палладио и мировое искусство: Международная конференция. М., 2008. С. 26-27.

78. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. М.: Искусство, 1967. 124 с.

79. Раппопорт А. Загадка и секрет Палладио // Искусствознание. 2010. № 1-2. С.243-275.

80. Радзюкевич A.B. Пропорционально-метрологические и масштабные особенности чертежей Андреа Палладио: Доклад на международной

научной конференции XVIII Алпатовские чтения, посвященной 500-летию со дня рождения Андреа Палладио 03.12.08.

81. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. М.: Искусство, 1967.

82. Рутебург В.И. Итальянский город от Раннего Средневековья до Возрождения. М: Наука, 1987. 176 с.

83. РёскинД. Камни Венеции / пер. А. Глебовской, JI. Житковой. М.: Азбука-классика, 2009. 368 с.

84. Сонина Т.В. Символико-композиционные связи виллы Мазер // Итальянский сборник: От Возрождения до XX века. 1997. № 2. С. 64-78.

85. Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения. Росписи вилл Флоренции и Рима. М., 1992.

86. Томан Р. Искусство итальянского Ренессанса. М.: Könemann-ACT, 2001. 464 с.

87. Такач Xapacmu М. Живопись маньеризма / пер. А. Цоболь. M.: Corvina, 1975. 88 с.

88. Усольцева О. Венеция и Венето // Путеводитель. М.: Эксмо, 2012. 306 с.

89. Филарете Антонио Аверлино. Трактат об архитектуре / пер. и примеч. В. Глазычева. М.: Русск. ун-т, 1999. 448 с.

90. Фонтана В. Архитектура и методы строительства согласно идеологии Палладио // Андреа Палладио и мировая художественная культура: Сб. науч. тр. Гос. науч.-исслед. музея арх. им. А. В. Щусева. М., 1999.

91. Чевезе Р. Палладио выдающийся зодчий итальянского Ренессанса // Курьер ЮНЕСКО. 1980. № 2.

92. Яйленко Е.В. Пастораль. Образы природы и идиллической сельской жизни в венецианской живописи и графике эпохи Возрождения // Дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствовед. М., 1999.

93. Ackerman J.S. Palladio. Harmondsworth, 1966.

94. Ackerman J. S. Sources of the Renaissance villa. In: The Renaissance and Mannerism. Acts of the Twentieth International Congress of the History of Art (1961). Princeton, 1968. P. 6-18.

95. Ackerman J.S. The villa. Form and ideology of country houses. Washington,

1990.

96. Ackerman J.S. Observations on Renaissance Church Planning in Venice and Florence 1470-1570. Florence, 1980. P. 287-307.

97. Ackerman J.S. The Architecture of Michelangelo. London, 1986.

98. Ackerman J.S. Palladio: in che senso classic? Annali di architettura, 1994.

99. Andrea Palladio: atlante delle architetture. A cura di G. Beltramini. e A. Padoan. Venezia, 2000.

100. Bassi E. Ville della provincia di Venezia. Milano, 1987. 101 .Brugnolo Meloncelli K. Battista Zelotti. Milano, 1992.

102. Barbieri F. II museo di palazzo Chiericati. Guida breve. Vicenza, 1995.

103. Barbieri F. Il primo Palladio. Bollettino C.I.S.A., 1967. P. 24-36.

104. Barbieri F. La Basilica palladiana. Corpus Palladianum. Vicenza 1968.

105. Barbieri F. Giangiorgio Trissino e Andrea Palladio. Vicenza,1980. P. 191-211.

106. Barbieri F., Beltramini G. Vincenzo Scamozzi: 1548-1616 // Catalogo della mostra di Vicenza. Venezia, 2003.

107. Beltramini G., Burns H. a cura di. Andrea Palladio a la villa veneta // Da Patrarca a Carlo Scarpa: Catalogo della mostra di Vicenza. Venezia, 2005.

108. Beltramini G., Burns H. a cura di. Palladio// Catalogo della mostra di Vicenza. Venezia, 2008.

109. Beltramini G. Palladio private. Venice, 2008.

110. Beltramini G. Andrea Palladio Vicenza. English guide. Venezia 2008.

111. Battilotti D. Per il palazzo Iseppo da Porto del Palladio: Un document inedisto e una nota. Vicenza, 1981.

112. Battilotti D. Ville venete: la provincial di Vicenza. Venice, 2005.

113. Bertotti Scamozzi. Le fabbriche e I disegni di Andrea Palladio raccolti ed illustrati. 4 vols. 1796. Vicenza, Reprint 1968.

114. Beyer A. Andrea Palladio: Teatro Olimpico. Frankfurt, 1987.

115. Boucher B. Decorating Balancing Act: The frescoes of Palladio's Villas". Country Life 188: 80-83. 1994.

116. Boucher B. Andrea Palladio. The Architect in his time. NY, 1994. Reprint 2007.

117. Burns H. Building and Construction in Palladio's Vicenza. Paris, 1991. P. 190—

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

130

131

132

133

134

135

136

137

138

Burns H. I disegni del Palladio. Bollettino C.I.S.A., 1973.

Bordignon Favero G. Castelfranco Veneto e il suo territorio nella storia e

nell'arte, v. 1- 2. Castelfranco Veneto, 1975.

Brunelli B., Callegari A. Le ville del Brenta e degli Euganei. Milano, 1931. Bordignon Favero G. La villa Emo di Fanzolo. Vicenza, 1970. Cevese R. Ville della provincia di Vicenza, v. 1-2. Milano, 1971. Cevese R. I palazzo dei Thiene. Vicenza, 1952.

Cevese R. "La chiesa del Palladiano.", in "mostra del Palladio", Vicenza, 1973.

Coffin D. The Villa d'Este at Tivoli. Princeton, N.J., 1960.

Coffin D. The Villa in the Life of Renaissance Rome. Princeton, N.J., 1979.

Cooper T.E. The History and Decoration of the Church of San Giorgio

Maggiore in Venice. Ph. D. diss. Princeton University, 1990.

Constant C. The Palladio guide. NY: Birlhauser, 1996. 160 p.

Cooper T.E. La facciata commemorative di S.Giorgio Madggiore / edited by R.

Cevese. Milan, 1990.

Constant C. Guida a Palladio. Firenze, 1989.

Crosato L. Gli affreschi nelle ville venete del Cinquecento. Treviso, 1962. Doglioni F. Villa Poiana, temi di restauro, il progetto di restauro architettonico. Dall'analisi all'intervento. Seminar on the archeology of architecture. Trento, 2002.

Doglioni F. Villa Saraceno e villa Poiana di Andrea Palladio. Nel restauro.

Progetti per le architetture del passato. Venice, 2008.

Forssman E. Palladio e la pittura a fresco. Arte Veneta. 1967.

Forster K. Giulio Romano e le opera vicentine del Palladio. Bollettino C.I.S.A.,

1973. P. 107-119.

Foscari A. Malcontenta: Il restauro delle facciate. Bollettino C.I.S.A., 1978. Frommel C.L. Palladio e la chiesa di San Pietro a Roma. Bollettino C.I.S.A., 1977. P. 111-124.

Frommel C.L. Architecture of the Italian Renaissance. L: Thames & Hudson, 2007. 224 p.

139. Fantelli P.L. Pittura murale esterna nel Veneto: Padova e provincia. Bassano, 1989.

140. Fasolo G. Le ville del vicentino. Vicenza, 1929.

141. Forssman E. Falconetto e Palladio. Bollettino del CISA, VIII/2, 1966.

142. Forssman E. Palladio e la pittura a fresco. Arte Veneta. 1967.

143. Forssman E. Palladio e Vitruvio. Bollettino del CISA, IV, 1962.

144. Frommel C.L. Rafaello architetto, S. Ray, M. Tajuri. Milano, 1984.

145. Formenton T., Poletti S. Guide to the Venetian Villas. V: Medoacus, 2010.

146. Gallo R. Andrea Palladio e Vicenza... Revista di Vicenza. 1955. P. 23^8.

147. Guaita O. Le ville della Lombardia. Milano, 1994.

148. Gloria A. II territorio padovano illustrato. Padova, 1862.

149. Gilbert F. Venice in the Crisis of the League of Cambrai. London, 1973. P. 274292

150. Gros P. Palladio a l'antico. Venezia, 2006.

151. Goedicke C, Slusallek K., andKubelikM. Thermoluminescence Dating in Architectural History: The Chronology of Palladio's Villa Rotonda // Journal of the Society of Architectural Historians. 1986. 45: P. 396-407.

152. GuitoA,, CerverA., Bonet L., Guidolotti P. Andrea Palladio. TeNeues Publishing Company, 2002. 79 p.

153. Giaconi G., Williams K. The villas of Palladio. NY: Birlhauser, 2003. 136 p.

154. Goy Richard J. Venice: An Architectural Guide. NY: Yale University Press, 2010. 540 p.

155. Hauser A. The Social History of Art. London, 1965

156. Haslam R. Villa Saraceno... // Journal Country Life. 1994. 188: 44-49.

157. HowardD. La chiese di Jacopo Sansovino a Venezia. Bollettino C.I.S.A., 1977.

158. Hamilton D. Venezia. Hamburg: EAR Book, 2013. 116 p.

159. Lehmann Jacobsen M. Das Bildprogramm der Villa Godi in Lonedo. Weimar-Koln-Wien, 1996.

160. Lotz W. II Tempietto di Maser: Note e riflessioni. Bollettino C.I.S.A., 1977.

161. Mazzotti G. Ville venete. Treviso, 1957.

162. Mantese G. Paolo Almerigo, committente della Rotonda. Milan, 1988.

163. Marder Т. La dedica e funzione del Tempietto di Palladio a Maser. Bollettino C.I.S.A., 1981.

164. Mielsch H. La villa romana. Firenze, 1999.

165. Muraro M. Civiltá delle ville venete. Udine, 1986.

166. Magagnato L. Palazzo Thiene. Vicenza, 1966.

167. Monicelli F. Andrea Palladio Villa Poiana. English guide. Marsilio, Venice, 2009.

168. Magrelli S., Uzzani G. The Italian Renaissance / Итальянский Ренессанс. М.: Slovart, 2009. 600 с.

169. McKay Alexander G. Houses, Villas, and palaces in Roman World. Baltimore: The J.H. university press, 1998. 288 p.

170. Oberhuber K. Gli affreschi di Paolo Veronese nella villa Barbara. Bollettino del CISA, X, 1968.

171. Puppi L. Andrea Palladio. L'opera completa, Milano: Electa, 1973. 369 p.

172. Pane R. Andrea Palladio. Torino, 1961.

173. Pendin G. Storia di Caldogno. Vicenza, 1997.

174. Puppi L. Alvise Cornaro e il suo tempo // Catalogo a cura di L. Puppi. Padova, 1980.

175. Puppi L. La villa Badoer di Fratta Polesine. Vicenza, 1972.

176. Padrocco F., Favilla M., Rugolo R. Frescoes of the Veneto: Venetian palaces and villas. NY: Vendone Press, 2009. 432 p.

177. Palazzo Thiene, banca popolare di Vicenza. Tipografía Runor, 2010.

178. Palladio and his Legacy. A Transatlantic journey / edited by Hind C. and Murray I. V: Marsilio, 2010.

179. Portoghesi P., Capellini L. The hand of Palladio.

180. Ribchinsky V. The Perfect House, 2002.

181. RupprechtB. Ville venete del'400 e del primo'500. Bollettino C.I.S.A., 1969. P. 239-250.

182. Rigon F. Arte di terra vicentina. Vicenza, 1983.

183. Rigoni C. Pojana Maggiore.Villa Pojana in affreschi nelle ville Venete. Venice, 2008.

184. Schmied-Hartmann. Die Dekoration von Palladios Villa Poiana. München, 1997.

185. Shearman J. Giulio Romano: Tradizione licenze, artifice. Bollettino C.I.S.A., 1967.

186. Semenzato C. The rotonda, editore G. Rossato. Vicenza, 2007.

187. Sicca C.M. La fortuna della Rotonda. Milan, 1988.

188. V.Scamozzi, Lidea Della Architettura Universale, Diuisa in X libri. 1615 (первое издание)

189. Bertotti Scamozzi. Le fabbriche e I disegni di Andrea Palladio raccolti ed illustrati. 1796. Vicenza (Italy), Reprint 1968.

190. Storia délia civiltá veneziana. A cura di V. Branca. V. 2. Firenze, 1979.

191. Scolari F. Della Vita e delle opera dell'architetto Vencenzo Scamozzi, commentario: Guntevi le notizie di Andrea Palladio. V: 2011. 220 p.

192. Tavernor R. Palladio and palladianism. Lnd., 1994.

193. Tiozzo G.B. Gli affreschi di villa Foscari alia Malcontenta dopo i recenti restauri. Notizie da Palazzo Albani, 1979.

194. The temple of the most holy redeemer. Venice-Giudecca. Direttore Rasponsabile: Ottavio Traverso. Genova, 2001.

195. Van der Sman GJ. La decorazione a fresco delle ville venete del Cinquecento. Saggi di lettura stilistica e di iconografía. Firenze, 1993.

196. Venditti A. LaLiggiadel Capitaniato. Vicenza, 1969.

197. Ventura M. Marc'antonio Barbara // Dizionario biográfico degli italiani. 6: 110-113.

198. VenturiA. Storia dell arte italiana. Milano, 1901-1940.

199. Wittkower R. Palladio and English Palladianism. London: Thames and Hudson, 1974.

200. Wittkower R. Architectural principles in the age of humanism 1949. L., 1970.

201. Wilinski S. La serliana di Villa Poiana Maggiore. Bollettino C.I.S.A., 1968. P. 79-84.

202. Wolters W. Sebastiano Serlio e il suo contributo alia villa veneziana prima del Palladio. Bollettino C.I.S.A., 1969. P. 83-94.

203. Wolters W. Andrea Palladio e la decorazione dei suoi edifici. Bollettino del CIS A, X, 1968.

204. Wundram M. Andrea Palladio. Architekt zwischen Renaissance und Barok. TASCHEN, 1988.

205. Wundram M., Pape T. Palladio. The Complete Buildings. L: TASCHEN, 2008. 248 p.

206. Zorzi G. Le chiese e I ponti di Venezia, Vicenza, 1967.

207. Zorzi G. Le ville e I teatri di Andrea Palladio. Venice, 1969.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.