Композитор Павел Юон и судьбы русского фортепианного трио первой трети XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Неровная, Татьяна Евгеньевна

  • Неровная, Татьяна Евгеньевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 437
Неровная, Татьяна Евгеньевна. Композитор Павел Юон и судьбы русского фортепианного трио первой трети XX века: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2013. 437 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Неровная, Татьяна Евгеньевна

Содержание

Глава 1.

Русское фортепианное трио первой трети XX века:

этапы эволюции, ведущие жанрово-стилистические тенденции

1.1. Симфонизация фортепианного трио 1900-1912 годов (Г.Катуар, В.Золотарев, А.Гречанинов, С.Танеев)

1.2. Взаимодействие фортепианного трио с лирической миниатюрой (А.Аренский, С.Юферов)

1.3. В поисках индивидуального жанрового решения (Л.Сабанеев, А.Станчинский, А.Гедике)

1.4. Диалог поколений на фоне Петербурга (И.Крыжановский, Д.Шостакович)

1.5. Новое музыкальное пространство: Второе, Третье, Четвертое трио Николая Рославца

1.6. Отказ от традиций-и возвращение к ним: парижские Трио А.Черепнина

и А.Гречанинова

Глава 2.

Жизнь и творчество П.Юона в зеркале архивных документов

2.1. Русский период (1872-1912)

2.2. Берлинский период (1912-1934)

2.3. Швейцарский период (1934-1940)

Глава 3.

Шесть Фортепианных трио П.Юоиа: к проблеме эволюции жанра и

стиля

3.1. Камерно-инструментальное творчество Юона: истоки и эволюция

3.2. Первое (ор.17) и Третье (ор.60) фортепианные трио. Стилевые контакты и параллели

3.3. Трио-каприччио ор.39 (№ 2): от романтизма к новым исканиям

XX века

3.4. «Литания» (Трио № 4 ор.70)

3.5. «Легенда» (Трио-№ 5 ор.83)

3.6. Сюита (Трио № 6 ор.89)

Заключение

Библиография

Приложение 1. Примечания Приложение 2. Нотные примеры Приложение 3. Фотоматериалы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Композитор Павел Юон и судьбы русского фортепианного трио первой трети XX века»

ВВЕДЕНИЕ

Современное целостное представление об истории отечественной музыки XX века вряд ли возможно без пристального внимания к самым разным музыкальным жанрам, занявшим в ней свое уникальное место. Обращение в этой связи к русскому фортепианному трио первой трети XX века является перспективным как для науки, так и для исполнительского искусства.

Во-первых, жанр до сих пор не вызывал достаточного исследовательского интереса даже в сравнении с другими камерно-инструментальными ансамблями1. Кроме того, на протяжении указанного периода он прошел значительный путь интенсивной эволюции и достиг своего расцвета в условиях разных художественных школ и традиций: Москвы и Петербурга, Парижа, Берлина. Благодаря тембровой специфике фортепианного трио - его способности к сплаву напряженного диалога и антиномичных монологических высказываний — можно безошибочно проследить те многообразные колебания творческого тонуса, которые неизменно возникали на пересечении исторически разнородных десятилетий и географических пространств.

И, наконец, впечатляющий список отечественных композиторов, работавших в течение первой трети XX века в жанре фортепианного'трио2, демонстрирует практически все поколения эпохи и личностно-мировоззренческие характеристики ее представителей в широком диапазоне: от академизма до авангарда.

Примечательно, что своеобразным связующим звеном в этом ряду художественных традиций и имен оказалась фигура Павла Федоровича Юона (1872-1940), шесть Фортепианных трио которого не только охватывают период с 1900 по 1932 год, но и представляют многообразный спектр жанрово-стилистических тенденций в их индивидуальной композиторской интерпретации.

Само имя Юона (композитора, исполнителя, ученого и педагога) в числе других до сих пор остается в России малоизвестным, однако пристальное

внимание к творчеству этого композитора позволяет убедиться в его несомненной значимости для культурно-исторического процесса. Выросший и сложившийся как музыкант в Москве, большую часть жизни он провел в Германии и Швейцарии, оставаясь при этом истинно русским художником (в нашей же стране известен его брат - живописец Константин Юон, не покинувший Россию, а потому не попавший в число забытых).

Автор почти ста опусов, Юон был отмечен в разные годы композиторскими премиями имени Ф.Мендельсона, Ф.Листа и, наконец, в 1929 году премией Л.Бетховена «За творческое наследие». Не став одним из главных символов рубежной эпохи (в отличие от А.Скрябина, С.Рахманинова, И.Стравинского или С.Прокофьева), П.Юон, наряду с такими композиторами, как А.Станчинский, Н.Метнер, Н.Рославец и другие, создавал то многомерное культурное пространство, где активно сосуществовали знаковые для того времени художественные тенденции.

Примечательно, что романтическая тема странствия сопровождает судьбу и самого композитора, и его музыки, — создается впечатление, что тень «бездомности» падает не только на его жизнь, но и на творческое наследие. «Не швейцарец..., не русский..., не немец...» - так определяют фигуру Юона современные зарубежные биографы, в частности, Вальтер Лабхарт [213-215], Уэли Фалетт [202], Хеннинг Веемайер [231, 232].

Оценка творчества Юона осложняется и неоднозначностью стилевого определения композитора в пестром калейдоскопе первых десятилетий XX века, что нередко давало критикам повод увидеть в нем эклектика. Они же - на фоне антиромантического бунта и языкового радикализма, господствовавших в Европе начала столетия, — обвиняли Юона в ретроспективистской направленности творчества. Другая часть музыкальной общественности, напротив, высоко оценивая произведения композитора, признавала за ними большое будущее. Так, немецкий скрипач Макс Штруб, неоднократно обращавшийся к Юону с просьбой о сочинении новых произведений, отмечал:

«Никто так хорошо не пишет для скрипки, как Вы» (письмо от 9.07.1939) [239, unit 10].

Роберт Линау, близкий друг и издатель большого количества сочинений Юона, так характеризовал композитора: «В безустанной работе он развился в готового мастера и создал многочисленные опусы... Моя вера не была подорвана.... И даже если Юон, по причине своей слишком ранней смерти, не смог сделать шаг, который бы заслуженно поднял его к высотам великих музыкантов, то я все же твердо уверен, что время для полного признания его ста произведений придет, так как он шёл новыми путями!» [194, Е 12].

При всех разногласиях критиков важным представляется то, что до середины XX века имя Павла Юбна неизменно фигурировало в концертных программах, афишах и газетных рецензиях, а также на страницах ведущего немецкого журнала «Die Musib>.

Совершая свое смиренное паломничество в мир непреходящих ценностей, Юон оказался чужд «братству дерзающих художников-новаторов». Историческая дистанция позволяет сегодня заново открыть его как самобытного мастера, обладающего оригинальным мышлением и отточенной техникой письма.

На страницах журнала «Die Musik» (1940/41, I.Halbjahr, S.173, Besprechung: Musikalien) находим любопытное высказывание известного немецкого критика первой половины XX века Вильгельма Альтманна [191]. На первый взгляд оно кажется парадоксальным. Оценивая творчество Юона, Альтманн называет его своеобразным «недостающим звеном между Чайковским и Стравинским». Приведенное высказывание можно рассматривать двояко: либо как остроумную метафору, либо как чуткое историческое наблюдение талантливого критика. Вероятно и то, и другое. Как бы то ни было, вопрос об устойчивых русских корнях творчества Юона, а также о соответствующих контактах и параллелях представляется отнюдь не праздным.

Как известно, в конце XIX века обнаружилась тенденция к смене творческих поколений, когда учителя, основатели композиторских школ:

Чайковский, Римский-Корсаков - уступили место своим ученикам: Танееву, Лядову, Глазунову, Аренскому. Павел Юон, без сомнения, относится к поколению учеников, воспитанных на универсальных принципах мастерства. Его отличают качества, ставшие явлением времени, признаками художника нового типа: природная скромность, высочайший художественный вкус, глубокая внутренняя культура и, вместе с тем, отсутствие демонстративности и личностной патетики.

Говоря о своем творчестве, композитор характеризует его как камерное, притом, что оно было отмечено рядом симфонических замыслов, очевидно не ставших магистральными. Камерные жанры оказались близки Юону -художнику интроспективного типа. Об этом свидетельствует многочисленность его инструментальных сочинений, которые по количеству и стилевому диапазону превосходят его же опыты, созданные в других жанрах. Брат композитора Эдуард в описании истории семьи обращает наше внимание на субъективно-психологический комплекс, характеризующий Павла Федоровича: «Мой любимый брат Павел против любой рекламы; здесь он трогательно беспомощен, в силу вообще присущей ему личностной скромности» [194, Ell], К тому же вкус к камерному музицированию активно прививался и в скрипичном классе И.В. Гржимали, тем самым закладывался фундамент будущего стиля.

В центре камерно-инструментального наследия Юона находятся шесть Фортепианных трио. Они, бесспорно, составляют жанровое ядро камерной музыки автора: именно в них органично пересекаются исполнительский и композиторский дар Юона, концентрируются самые яркие и индивидуальные стилистические открытия, формирующие целостное представление об эволюции его творчества и об отдельных ее этапах.

Исследование линии развития жанра фортепианного трио в творчестве Юона определило необходимость контекстного анализа, включающего множественные образцы произведений данного жанра, созданные русскими композиторами в период с 1900-го по начало 1930-х годов. Целостный взгляд

на жанр русского фортепианного трио в процессе его эволюции убедительно доказывает, что шесть партитур П.Ф. Юона органически вписываются в контекст жанровых опытов С.И. Танеева, A.B. Станчинского, А.Т. Гречанинова, H.A. Рославца, JI.JI. Сабанеева, А.Н. Черепнина и других авторов, демонстрирующих непростые судьбы фортепианного трио в отечественной музыке первой трети XX века.

Актуальность исследования. На рубеже XX-XXI столетий имя и творческое наследие П.Юона, практически забытые после его смерти (в 1940 году), пережили настоящее возрождение в Европе (наиболее активны в этом отношении Австрия, Швейцария, Германия) и США. Важнейший факт, свидетельствующий о признании заслуг музыканта и современном интересе к нему - создание в 1998 году Международного юоновского общества, успешно пропагандирующего сочинения автора и его современников, а также координирующего связанную с этим исполнительскую, исследовательскую и архивную деятельность.

Важным культурным событием стала запись в 1996 году Венским коллективом «Альтенберг трио» полного собрания Фортепианных трио Юона. Объясняя выход диска не просто актом музейного пиетета, исполнители проявляют искренний интерес к личности художника и его музыке, сохранившей «...остроту переживаний и, одновременно, интроспективность, близкую современному человеку» [224, S.3]. К сожалению, на родине композитора подобное внимание до сих пор отсутствует3.

Аналогично складывается ситуация и в отношении исполнительского внимания к русскому фортепианному трио начала XX века. Ведущие европейские ансамбли охотно включают в концертный репертуар и записывают сочинения русских композиторов в этом жанре, что вряд ли можно сказать об отечественных музыкантах4.

Предлагаемая диссертация - необходимый и своевременный вклад в разрешение сложившегося противоречия. Кроме того, она органично вписывается в процесс заполнения «белых пятен» как в современном

источниковедении, так и в переосмыслении музыкального наследия первых трех десятилетий XX века. И, наконец, ее материалы позволяют значительно расширить репертуарные возможности отечественного камерно-ансамблевого исполнительства.

Объект исследования - камерно-инструментальные произведения, написанные в жанре фортепианного трио Павлом Юоном и его русскими современниками.

Предмет исследования - ведущие художественные и стилистические тенденции, характеризующие камерно-инструментальное творчество Павла Юона и эволюцию русского фортепианного трио на протяжении первой трети XX столетия.

Целью исследования является создание объективной панорамы развития указанного жанра в контексте отечественного музыкального искусства (в том числе исполнительского) трех первых десятилетий XX века. Данная цель определила постановку и решение ряда конкретных задач:

- сформировать, систематизировать и обобщить корпус существующих на сегодня источников, отражающих заявленную тему;

- на основе изучения нотных, справочных и научных материалов выделить ведущие тенденции и этапы эволюции русского фортепианного трио 1900-х - начала 1930-х годов;

- в результате источниковедческой работы с зарубежными архивами (Лозанны, Берлина, Вены) и иноязычной литературой (эпистоляриями, периодикой, сборниками статей) создать творческий портрет русского композитора Павла Федоровича Юона и реконструировать его многостороннюю деятельность в России и Европе;

- на основе анализа партитур шести Фортепианных трио и других сочинений П.Юона определить значение камерно-ансамблевого творчества композитора и выявить специфику его инструментального стиля;

- обобщая собственный исполнительский опыт автора, активизировать внимание концертирующих музыкантов к малоизвестным и неизвестным сочинениям в жанре фортепианного трио.

Последовательное решение поставленных задач определило структуру диссертации, состоящей из Введения, трех глав, Заключения и библиографии. Приложения включают в себя примечания, нотные примеры, фотоматериалы.

Наблюдение за динамикой развития жанра в исторически-временной последовательности позволяет воссоздать целостную картину его расцвета. Именно хронологический принцип расположения материала, на наш взгляд, способствует выявлению индивидуальности каждого сочинения и его вовлеченности в процесс жанровой эволюции.

Степень научной разработанности темы. В российском музыкознании пока не существует исследований, посвященных как жизни и творчеству Павла Федоровича Юона, так и разнообразным путям развития русского фортепианного трио указанного периода (1900-х - начала 30-х годов). Т.А. Гайдамович - автор монографии «Русское фортепианное трио: История жанра. Вопросы интерпретации» [36], дающей достаточно подробное описание порядка двадцати партитур (от A.A. Алябьева до С.И. Танеева), -т лишь частично затрагивает музыкальный материал первого десятилетия XX века.

Работы, в той или иной мере касающиеся заявленной проблематики, можно систематизировать по разным параметрам. Часть из них - исследования, сборники очерков, учебные пособия - создают панораму русской музыки (в том числе и инструментальной) первой трети XX столетия. Исторические, эстетические, теоретические концепции обозначенного периода, позволяющие представить жанр фортепианного трио в контексте «времени и места», глубоко и полно разработаны в трудах М.Арановского [3, 6], Б.Асафьева [7, 8, 9], И.Барсовой [12], Д.Гойови [41], Т.Левой [84, 85], С.Савенко [132, 133] и других исследователей [63, 64, 65, 73, 115]. Однако сфера инструментального ансамбля, в частности фортепианного трио, как правило, не рассматривается здесь в качестве самостоятельной.

Вторая группа научных трудов объединяет проблемные статьи и соответствующие разделы монографий. Освещая вопросы тематизма, гармонии и полифонии, формы и циклообразования, авторы порой касаются отдельных партитур, рассмотренных в диссертации с позиций того или иного элемента стиля (например, Трио С.Танеева [36, 72, 140], Д.Шостаковича [1, 77, 136], Н.Рославца [88] А.Черепнина [71], А.Станчинского [2, 76], А.Гречанинова [113]).

Третья группа включает исследования, посвященные эстетическим основаниям и вопросам истории камерных жанров (работы И.Бялого [27], Т.Воскресенской [32], П.Вульфиуса [33], Г.Головинского [42], Е.Карелиной [68], Ю.Крейна [75], Г.Моисеева [96], И.Польской [116], Л.Раабена [122, 123], Л.Соколовой [148], И.Храмовой [163]), а также проблемам интерпретации камерной музыки, в частности, труды А.Бондурянского [21], А.Готлиба [43], В.Есакова [60], Л.Погореловой [114], В.Семенова [140]. Немногочисленные исследования посвящены типологическим признакам камерного ансамбля: дуэтной сонате (Е.Семишина [141], И.Чернявский [174]), квартету (Н.Самойлова [135]), квинтету (Н.Симонова [143]), ансамблям большого состава (Л.Царегородцева [167]).

При этом произведения Павла Юона, С.Юферова, . Л.Сабанеева, В.Золотарева, И.Крыжановского не упоминаются даже в качестве отдельных музыкальных примеров.

Работы зарубежных авторов: Т.Бадрутта, В.Лабхарта, К.Шу стера, Х.Веемайера, посвященные П.Юону (.Paul Juori) и его современникам, ориентированы, в первую очередь, на европейский контекст [193,194, 213-215, 225] или решение исполнительских задач [195, 224, 232].

Поистине бесценную часть источников для изучения заявленной темы представляют архивные документы и периодические издания, характеризующие имена эпохи, ее концертную жизнь, включая широкий круг художественных проблем и интересов. Примечательны в этом отношении точки пересечения РМГ (или «Московских ведомостей») и ведущего немецкого

музыкального журнала «Die Musik», писем Юона к ученику Г.Шмэн-Пти (FPJ-Фонд Павла Юона) в архивах BCU (Университетской кантональной библиотеки города Лозанны, Швейцария) и его же переписки с М.И. Чайковским и С.И. Танеевым, хранящейся в Государственном музее Петра Ильича Чайковского (город Клин).

Таким образом, к настоящему времени в отечественном и зарубежном музыкознании освещены (в разной мере) многие историко-эстетические, художественно-стилевые проблемы музыкальной культуры данной эпохи. При этом фортепианное трио, равно как и ключевая для истории жанра фигура Павла Юона, остаются практически вне поля зрения исследователей.

Научная новизна. В представленной диссертации впервые:

- введен в научный обиход широкий корпус разнообразных источников, связанных с заявленной проблематикой, прежде недоступных для отечественного музыкознания;

- обоснована периодизация развития русского фортепианного трио первой трети XX века и выделены ведущие тенденции каждого из его этапов;

- создан творческий портрет П.Ф. Юона и выявлена специфика его камерно-инструментального стиля в контексте русской и зарубежной музыкальной практики и научных разработок;

- в связи с заявленной проблематикой в исследовательскую, педагогическую и исполнительскую практику включен масштабный пласт неизвестных ранее сочинений (Трио В.Золотарева, Г.Катуара, И.Крыжановского, Л.Сабанеева, А.Станчинского, С.Юферова, шесть Трио Павла Юона);

- автором выполнены переводы (на русский язык) большого объема архивных документов, периодики, музыкально-критических и научных материалов с целью эффективного решения поставленных проблем, максимальной достоверности результатов исследования и создания специальной источниковедческой базы.

Методологическую основу диссертации составляет комплексный подход, в рамках которого использованы специальные методы искусствоведческого, исполнительского и источниковедческого исследования. При изучении жизни и творчества П.Ф. Юона был выбран метод биографической реконструкции. Методы текстологического и герменевтического анализа обеспечили эффективность работы с архивными материалами и документами.

Историко-культурологический подход позволил представить жанр фортепианного трио в контексте художественных процессов, характеризующих русскую и, отчасти, европейскую музыку первой трети XX века.

Метод системного анализа обеспечил максимально полный охват широкого спектра вопросов, отражающих как важнейшие процессы развития русского фортепианного трио, так и индивидуальный облик его авторов. Аналитические главы опираются на методы проблемного, компаративного и исполнительского анализа, выявляющего специфические черты рассмотренных в диссертации произведений.

Решению аналитической задачи способствовало подробное изучение конкретно-языковых особенностей, индивидуальной образно-драматургической идеи каждого сочинения в контексте общей картины творчества того или иного композитора и эволюции жанра в целом.

Принципы отбора материала. Объемный аналитический материал диссертации (более двадцати партитур) включает Фортепианные трио, созданные П.Юоном и его русскими современниками: А.Аренским, А.Гедике, А.Гречаниновым, В.Золотаревым, Г.Катуаром, И.Крыжановским, Н.Рославцом, Л.Сабанеевым, А.Станчинским, С.Танеевым, А.Черепниным, Д.Шостаковичем, С.Юферовым.

Из всего многообразия камерно-инструментальной литературы выбраны сочинения, демонстрирующие:

- эволюцию жанра и основные тенденции, характеризующие каждый из ее этапов;

- ведущие традиции и школы русской камерно-инструментальной музыки;

- творчество композиторов, представляющих разные поколения и мировоззренческие установки;

- неизвестные или забытые партитуры, обладающие, однако, высоким исполнительским и исследовательским потенциалом.

При отборе материала, его изучении и систематизации с целью научного обобщения мы исходим из того, что период с 1900-х до начала 1930-х годов оказался временем интенсивного развития и расцвета рассматриваемого нами жанра, после чего наступила «пауза», продолжавшаяся до середины 1940-х годов. Кроме того, 1930-е годы в истории русской музыки характеризуются, как известно, значительными переменами, что требует осмысления жанра камерного ансамбля в ином эстетико-стилевом контексте. И, наконец, данные хронологические рамки (1900-1932) во многом продиктованы также временем создания шести Фортепианных трио П.Ф. Юона.

Научно-практическая значимость.

1. Проведенное исследование и его результаты могут рассматриваться в качестве основы для перспективной разработки указанной проблематики в двух направлениях:

- дальнейшего изучения жизни и творчества П.Юона;

- рассмотрения эволюция русского фортепианного трио, начиная с 1930-х годов.

2. Аналитические наблюдения, а также их обобщение создают фундамент для продолжения исследований, связанных с историей русской камерно-инструментальной музыки XX века.

3. Источниковедческая часть диссертации (биографические документы и эпистолярное наследие, пресса, афиши и концертные программы, мемуаристика) может войти в лекционные курсы по целому ряду вузовских дисциплин, таких, как «Русская музыка XX века», «История камерного

ансамбля», «История и теория музыкальных жанров», «Основы инструментального стиля» и др.

4. Исполнительские наблюдения и результаты исследования, адресованные музыкантам-практикам и педагогам класса камерного ансамбля, значительно расширяют репертуарные возможности концертной и конкурсной деятельности современных инструменталистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русское фортепианное трио, заняв прочное место в исполнительской и композиторской практике первой трети XX века, демонстрирует, с одной стороны, ведущие тенденции в эволюции русского инструментализма, с другой — специфику камерного стиля представителей разных поколений и художественных традиций: Москвы, Петербурга, Берлина, Парижа. Благодаря стилистической гибкости и исполнительскому потенциалу жанр именно в указанный период достиг своего расцвета. Наиболее значимой в этом художественном контексте является фигура П.Ф. Юона.

2. П.Ф. Юон - композитор, исполнитель, ученый и педагог, -сложившийся как музыкант в Москве, большую часть жизни провел в Западной Европе, оставаясь при этом истинно русским художником. Источниковедческая работа по изучению и систематизации архивных материалов и документов позволила создать творческий портрет композитора, а также реконструировать его многостороннюю деятельность в России и за рубежом.

3. Шесть фортепианных трио П.Юона наиболее ярко репрезентируют как основные этапы развития жанра в условиях русской и европейской культуры рассматриваемого периода, так и особенности камерно-инструментального стиля композитора. Включение данных произведений в концертный, учебный и конкурсный репертуар позволяет исполнителям продемонстрировать движение камерно-инструментального ансамбля от романтизма к новым исканиям XX века.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в выступлениях на научно-практических конференциях:

«Музыковедческий форум 2010» (международная научная конференция -Москва, 2010); «Романтизм: истоки и горизонты» (международный форум искусств - Москва, 2011); «Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы и США» (международный научный симпозиум -Нижний Новгород, 2012); «Павел Юон - Москва-Берлин-Веве (к 140-летию со дня рождения композитора)» (международная конференция - Берлин, 2012).

Результаты работы отражены в восьми публикациях, в том числе в двух международных изданиях: журнале Schweizer Musikzeitung (Bern, № 7/8 2012) и сборнике Берлинского университета искусств «Paul Juon — Moskau — Berlin -Vevey» (Berlin, 2013). Три статьи по заявленной проблематике напечатаны в сборниках, рекомендованных ВАК РФ.

Глава 1. Русское фортепианное трио первой трети XX века: этапы эволюции, ведущие жанрово-стилистические тенденции

Эволюция русского фортепианного трио первой трети XX века рассматривается нами как последовательность двух этапов. Первый охватывает 1900-1912, второй - 1920-е - начало 30-х годов. Их разделяет не только историческая пауза, связанная с известными драматическими событиями, но и существенные изменения, во многом обусловившие вектор дальнейшего развития жанра. Важнейшую роль в этом процессе сыграла и значительная трансформация художественно-временного контекста, в котором существовал камерный ансамбль 20-х-начала 30-х годов, как в России, так и за ее пределами.

Развернутый перечень произведений первого периода (1900-1912) свидетельствует, прежде всего, об устойчивом интересе к этому жанру музыкантов разных поколений. Среди них выделяются как зрелые мастера со сложившимся и отточенным стилем письма (С.И. Танеев, A.C. Аренский, А.Т. Гречанинов, Г.Л. Катуар), так и более молодые композиторы (В.А. Золотарев, А.Ф. Гедике, Л.Л. Сабанеев, A.B. Станчинский, C.B. Юферов), для которых обращение к фортепианному трио связано с апробацией собственных эстетико-стилевых установок. Кроме того, особенности музыкального мышления, акцентирующего разные аспекты жанрового наклонения, явились следствием принадлежности авторов к двум профессионально-художественным традициям: московской (Танеев, Станчинский, Сабанеев, Гедике) и петербургской (Юферов, Золотарев). При этом можно отметить и тех художников (Аренский, Гречанинов, Катуар), жанровые опыты которых оказались на пересечении этих традиций, отражая процесс ассимиляции школ.

В целом полнота представленной картины позволяет охарактеризовать данный временной этап эволюции русского фортепианного трио как период очевидной стабилизации его жанровой системы и полноправного включения ее

в общий художественно-стилевой профиль музыкальной культуры Серебряного века.

При сохранении отдельных архетипических черт жанра, в частности, устойчивого инструментального состава (скрипка, виолончель, фортепиано), партитуры рассматриваемых сочинений демонстрируют различные модификации композиционно-драматургических решений. Многообразие интерпретаций охватывает, в первую очередь, достаточно широкий диапазон принципов циклообразования и его внутреннего наполнения: от одночастных партитур с неизбежным устремлением к симфонической поэме (Станчинский, Сабанеев) до четырехчастного цикла симфонического или сюитного типа (Золотарев, Танеев, Аренский).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Неровная, Татьяна Евгеньевна, 2013 год

Библиография

1. Акопян, Л.О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 473 с.: ил.

2. Александров, Ан.Н. Воспоминания о Станчинском / Ан.Н. Александров // - Советская Музыка. - М.: 1976. - № 10. - С. 100-102.

3. Арановский, М.Г. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича / М.Г. Арановский // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века; ред-сост. М.Г. Арановский. - М. : Государственный институт искусствознания, 1997. — С. 213-250.

4. Арановский, М.Г. Мышление, язык, с емантика / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сборник статей; сост. и ред. М.Г. Арановский. -М. : Музыка, 1974. - С. 90-128.

5. Арановский, М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений / М.Г. Арановский // Проблемы музыкального мышления: сборник статей; сост. и ред. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 252-271.

6. Арановский, М.Г. Симфония и Время / М.Г. Арановский // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века; ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Государственный институт искусствознания, 1997, С. 303-370.

7. Асафьев, Б.В. О музыке XX века (Пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов) / Б.В.Асафьев. — Л.: Музыка, 1982. -200 с.

8. Асафьев, Б.В. О симфонической и камерной музыке / Б.В.Асафьев. — Л.: Музыка, 1981.-216 с.

9. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века/ Б.В.Асафьев. - Л.: Издательство «Музыка», 1968. - 323 с.

10. Базарнова, В.В. Катуар Георгий Львович / В.В. Базарнова // Музыкальная энциклопедия, т.2. - М.: Советская энциклопедия, 1974. - С. 746.

11. Барсова, И.А. Камерный оркестр Пауля Хиндемита (Kammermusiken № 17) / И.А. Барсова // Музыка и современность: сборник статей; сост. и общ.ред. Д.Фишмана. - М.: Музыка, 1975. - вып.9. - С. 226-261.

12. Барсова, И.А. Контуры столетия. Из истории русской музыки XX века / И.А. Барсова. - СПб.: Композитор, 2007. - 240 с.

13. Барсова, И.А. Опыт анализа музыкального конструктивизма в связи с творчеством Александра Мосолова (социальная функция, место в контексте других искусств, оркестровая техника) / И.А. Барсова // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда: межвузовский сб. трудов; отв. ред. В.М. Калужский. - Новосибирск, 1988. - С. 43-57.

14. Барсова, И.А. Самые патетические композиторы европейской музыки/ И.А. Барсова // Советская музыка. - 1990. - №6 - С. 125-132.

15. Барсова, И.А. Симфонии Густава Малера / И.А.Барсова. -М. всесоюзное издательство «Советский композитор», 1975. - 494 с.

16. Барсова, И.А. Тема странничества в песнях Шуберта и Малера / И.А. Барсова // Журнал любителей искусства. - СПб.: 1998. - № 2. - С. 25-37.

17. Беляев, В.М. Геогрий Львович Катуар / В.М. Беляев. - М.: Музыкальный сектор - Государственное изд-во, 1926. - 40 с.

18. Бжоска, М. Кризис модерна: Франц Шрекер и музыкальный театр 20-х годов / Маттиас Бжоска // Искусство XX века: уходящая эпоха? : сборник статей; Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки. — Н.Новгород : 1997.-С. 111-129.

19. Бобровский, В.П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича: исследование / В.П. Бобровский. - М.: Советский композитор, 1961.-260 с.: нот.

20. Божович, В.И. Взаимодействие искусств. 1920-е годы / В.И. Божович // На грани тысячелетий. Судьба традиций в искусстве XX века. - М. : Наука, 1994.-С. 163-191.

21. Бондурянский, А.З. Фортепианные трио Иоганнеса Брамса / А.З. Бондурянский. - М.: Музыка, 1986. - 79 с.

22. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: Опыт системного исследования музыкального искусства: монография / М.Ш. Бонфельд. - СПб. : Композитор, 2006. - 662 с.

23. Бочарникова, B.C. Квартетное творчество Д.Д. Шостаковича : дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Бочарникова Валентина Сергеевна. - СПб., 2010.-166 с.

24. Бояринцева, A.A. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. Проблема стиля : дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Бояринцева Алевтина Анатольевна. — Нижний Новгород, 2008. — 275 с.

25. Брауде, Л.Ю. Сельма Лагерлёф и мир её творчества / Л.Ю. Брауде // Сельма Лагерлёф. Собрание сочинений : в 4 т. - Л. : Художественная литература, 1991 - 1 т. - С. 5-22.

26. Будкеев, С.М. А.Ф. Гедике - органист (исполнитель, педагог, композитор) : учеб. Пособие / С.М. Будкеев. -2-е изд., испр. и доп. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. - 491 с.: нот.

27. Бялый, И.Е. Из истории фортепианного трио. Генезис и становление жанра / И.Е. Бялый. — М.: Музыка, 1989. - 92 с.

28. Вайдман, П.Е. Архив П.И. Чайковского: текстологические и биографические исследования (творчество и жизнь) : науч. докл. на соиск. .учен, степ, д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Вайдман Полина Ефимовна. - М., 2000. - 66 с.

29. Вайдман, П.Е. Чайковский в воспоминаниях современников. [Электронный ресурс] / П.Е. Вайдман // «Чайковский». Проект Ивана Фёдорова. - Режим доступа : http://www.tchaikov.ru/sovr.html.

30. Валькова, В.Б. Трагический балаган: к вопросу о концепции Четвертой симфонии Шостаковича / В.Б. Валькова // Искусство XX века: уходящая эпоха : сборник статей. Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория им.М.И. Глинки, 1997. - 1 т. — С. 212-235.

31. Варунц, В.П. Музыкальный неоклассицизм / В.П. Варунц. - М. : Музыка, 1988.-80 с.

32. Воскресенская, Т.В. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано: автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Воскресенская Татьяна Владимировна. - СПб, 1992. - 23 с.

33. Вульфиус, П.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. На материале инструментальных ансамблей / П.А. Вульфиус. - М. : Музыка, 1974. - 83 с.

34. Габай, Ю.Г. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма / Ю.Г. Габай // Проблемы музыкального романтизма : сборник научных трудов. - Л., 1987. - 143 с.

35. Гайдамович, Т.А. Избранное / Т.А. Гайдамович. - М. : Музыка, 2004. -544 с.: ил.; нот.

36. Гайдамович, Т.А. Русское фортепианное трио: история жанра. Вопросы интерпретации / Т.А. Гайдамович. - М.: Музыка, 2005. - 263 с.

37. Гайдамович, Т.А. Фортепианные трио Моцарта: комментарии, советы исполнителям (вопросы истории, теории, методики) / Т.А. Гайдамович. — М. : Музыка, 1987. - 72 с.

38. Гецелев, Б.С. О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине XX века / Б.С. Гецелев // Проблемы музыкальной драматургии XX века : сборник трудов; отв. Ред.. В.М. Цендровский; Гос.муз.-пед. ин-т им. Гнесиных. — Горький, 1983. — вып.69. - С. 5-48.

39. Гинзбург, Л.С. Камерно-инструментальные ансамбли Глиэра / Л.С. Гинзбург // Рейнгольд Морицевич Глиэр: Статьи. Воспоминания. Материалы : в 2 т. - Л.: Музыка, 1967. - 2 т. - С. 73 - 98.

40. Гладышева, А.И. Некоторые особенности гармонии Н.А.Рославца / А.И. Гладышева // Николай Рославец и его время : материалы конференции «Идея синтеза искусств и пути развития русского и советского искусства 10-х - 20-х годов XX века». - Брянск, 1990. - вып.З. - С. 24-47.

41. Гойови, Д. Новая советская музыка 20-х годов / Детлеф Гойови. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2005. - 368 с.

42. Головинский, Г.Л. Камерные ансамбли А. Бородина / Г.Л. Головинский. -М.: Музыка, 1972. - 309 с.

43. Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб. - М.: Музыка, 1971.-94 с.

44. Готлиб, А.Д. Фактура и тембр в ансамблевом произведении / А.Д. Готлиб // Музыкальное исполнительство. - М., 1976. - вып. 9. - С. 106-139.

45. Гречанинов, А.Т. Моя жизнь / А.Т. Гречанинов. - СПб.: Петербургское Пушкинское общество, 2008. - 240 с. : ил.

46. Григорьева, Г.В. Из наблюдений над ранним стилем Шостаковича / Г.В. Григорьева // Проблемы музыкальной науки : сборник статей. - М.: Советский композитор, 1973. - вып.2 — С. 133-150.

47. Грищенко, Е.В. Струнные квартеты А.К. Глазунова: автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Грищенко Евгений Валерьевич. - СПб., 2011. - 27 с.

48. Давидян, P.P. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства — теоретические основы, практический опыт / P.P. Давидян. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1994.-318 с.

49. Давыдова, В.П. Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века :на примере жанров концерта и сонаты: автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Давыдова Виктория Павловна. - Ростов-на-Дону, 2007. - 24 с.

50. Дейч, А.И. Послесловие / А.И. Дейч // Сельма Лагерлёф. Сага о Йёсте Берлинге. - М. : Государственное изд-во художественной литературы, 1959. — С. 408-417.

51. Дельсон, В.Ю. Молодой Шостакович (О Шостаковиче - пианисте 20-х и 30-х гг) / В.Ю. Дельсон // Вопросы музыкально-исполнительского искусства : сборник статей. М.: Музыка, 1969. - вып.5. - С. 193-228.

52. Должанский, А.Н. Камерные инструментальные произведения Д.Шостаковича / А.Н. Должанский. — М.: Музыка, 1965. - 55 с.: нот.

53. Долинская, Е.Б. О стиле квартетов Н.Я. Мясковского / Е.Б. Долинская // Музыкальный современник : сборник статей. - М., 1984. - вып. 5. - С. 57-75.

54. Дорога и путь в русском искусстве : альманах. - СПб.: Palace Editions, 2004. - вып.68. - 280 с.: ил.

55. Друскин, М.С. Берлин начала 30-х годов / М.С. Друскин // О западноевропейской музыке XX века. - М.: Советский композитор, 1973. - С. 176-200.

56. Друскин, М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды: исследование / М.С. Друскин. - 3-е. изд. - Л. : Советский композитор, 1982. — 208 с.

57. Друскин, М.С. Из истории французской музыки первой половины века / М.С. Друскин // Очерки, статьи, заметки. - Л. : Советский композитор. — С. 5985.

'58. Друскин, М.С. Шостакович в 20-е годы / М.С. Друскин // Очерки, статьи, заметки. — Л.: Советский композитор, 1987. - С. 45-58.

59. Егорова, Б.Ф. Из истории французской лирической оперы (камерный театр Мийо 20-х годов XX века) / Б.Ф. Егорова // Проблемы музыки XX века : сборник статей. - Горький, 1977. - С. 211-250.

60. Есаков, В.В. Сонаты для клавира и скрипки В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации : автореф. дис. ...канд.искусствовед. : 17.00.02 / Есаков Вячеслав Вячеславович. - М., 2008. - 26 с.

61. Житомирский, Д.В. К истории музыкального 'классицизма XX века (Идеи Ферруччо Бузони) / Д.В. Житомирский // Западное искусство: XX век : сборник статей. - М.: Наука, 1978. - С. 251-291.

62. Золотарев, В.А. Воспоминания, о моих великих учителях друзьях и товарищах: автобиографический очерк / В.А. Золотарев. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. - 233 с.

63. Из истории русской и советской музыки / ред.-сост. А.И. Кандинский — М.: Музыка, 1971. - 336 с.

64. Из истории русской и советской музыки / ред.-сост. А.И. Кандинский. — М.: Музыка, 1976. - вып.2. - 360 с.

65. Из истории русской и советской музыки / сост. М.С. Пекелис, И.А. Гивенталь. - М.: Музыка, 1978. - вып.З. - 253 с.: нот.

66. История современной отечественной музыки / Московская государственная консерватория им. , Чайковского, кафедра истории современной отечественной музыкальной культуры; под редакцией М.Е. Тараканова-М.: Музыка, 2005. - вып. 1 (1917-1941). - 480 с.: нот.

67. Калашникова, A.B. Прокофьев и скифские мотивы в культуре Серебряного века: дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Калашникова Анна Владимировна. — Нижний Новгород, 2008. — 204 с.

68. Карелина, Е.К. Камерные ансамбли Р.Шумана в контексте авторского стиля : автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Карелина Екатерина Константиновна. - М., 1996. - 25 с.

69. Клусон, Ю.Н. К проблеме синтеза инструментальной драматургии в камерных ансамблях А.Берга / Ю.Н. Клусон // Исследования исторического процесса классической и современной зарубежной музыки : сборник трудов. -М. : Московская консерватория, 1980.-С. 167-191.

70. Князева, Ж.В. Жан Гандшин и русская музыкальная культура первой четверти XX века: автореф. дис. ...д-ра. искусствовед.: 17.00.02 / Князева Жанна Викторовна. - СПб., 2012. - 47 с.

71. Корабельникова,. JI.3. Александр Черепнин: Долгое странствие / JI.3. Корабельникова. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 288 с. : ил., нот.

72. Корабельникова, JI.3. Инструментальное творчество С.И.Танеева: Опыт историко-стилистического анализа / JI.3. Корабельникова. - М. : Музыка, 1981. -86 с.

73. Корабельникова, JI.3. Судьбы русского музыкального зарубежья / JI.3. Корабельникова // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века; ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Государственный институт искусствознания, 1997. -С. 801-817.

74. Коробова, А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность: исследование / А.Г. Коробова. - М. : Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. - 173 с.

75. Крейн, Ю.Г. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля / Ю.Г. Крейн. - М.: Музыка, 1966. - 95 с.

76. Курченко, А.П. Прочтение легенды / А.П. Курченко. - Советская Музыка, 1976.-№ 10.-С. 102-104.

77. Кустов, М.Ю. Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д.Д. Шостаковича (концептуальный аспект и проблемы интерпретации) : дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Кустов Михаил Юрьевич. - Ростов-на-Дону, 1996.-169 с.

78. Кюрегян, Т.С. Форма в музыке XVII-XX вв / Т.С. Кюрегян. - М.: Сфера, 1998.-343 с.

79. Лагерлёф, С. Сага о Йёсте Берлинге /' Сельма Лагерлёф. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1959. - 419 с.

80. Ларош, Г.А. Избранные статьи / Г.А. Ларош. - М.: Музыка, 1974 - т.5. -76 с.

81. Левая, Т.Н. Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче / Т.Н. Левая; под общ.ред. Б.С.Гецелева. - Нижний Новгород : Изд-во ННГК им.М.И. Глинки, 2013. - 172 с.

82. Левая, Т.Н. От романтизма к символизму: Некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала XX века / Т.Н. Левая // Проблемы музыкального романтизма : сборник научных трудов. - Л., 1987. - С. 130-143.

83. Левая, Т.Н. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / Т.Н. Левая, О.Т. Леонтьева. - М.: Музыка, 1974. - 448 с.: 9 л.ил., нот.

84. Левая, Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: исследование / Т.Н. Левая. - М. 1991. - 166 с.: нот.

85. Левая, Т.Н. Скрябин и художественные искания XX века / Т.Н. Левая. -СПб.: Композитор, 2007. - 184 с. : ил., нот.

86. Левко, O.A. Типология современного камерно-инструментального ансамбля / O.A. Левко // Традиционное и новаторское в современной музыке. -М.: Московская государственная консерватория, 1987. - С. 123-138.

87. Лобанова, М.Н. Н.А.Рославец. Творчество и судьба / М.Н. Лобанова // Советская музыка. - 1989. - № 5 - С. 96-103.

88. Лобанова, М.Н. Николай Андреевич Рославец и культура его времени / М.Н. Лобанова. - СПб. : Петроглиф, 2011. - 384 с. : ил.

89. Лопатина, И.С. Черты стиля А.Станчинского / И.С. Лопатина // Вопросы теории музыки. -М., 1968. - вып.1. - С. 75-102.

90. Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки / Л.А. Мазель. - 2-е изд., доп. — М.: Советский композитор, 1991. - 376 с. : нот.

91. Манн, Т. Доктор Фаустус. Собрание сочинений: в Ют. / Томас Манн. -М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960. -5т.-693 с.

92. Матвеев-Вентцель, B.C. Из эпистолярии А.В.Станчинского / B.C. Матвеев // Музыкальная академия. - 2007. - № 2. - С. 150-156.

93. Матюшонок, И.А. Соната для скрипки и фортепиано в отечественной музыке второй половины XX века : дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Матюшонок Ирина Александровна. - Нижний Новгород, 2011. - 161 с.

94. Мелик-Пашаева, К.Л. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции / К.Л. Мелик-Пашаева // Проблемы музыкальной науки. - М. : Советский композитор, 1975. - С. 467-479.

95. Мозгот, С.А Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси : автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Мозгот Светлана Анатольевна. - Саратов, 2006. - 25 с.

96. Моисеев, Г.А. Камерные ансамбли П.И. Чайковского : дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Моисеев Григорий Анатольевич. - М., 2006. - 291 с.

97. Моисеев, Г.А. Трио П.И. Чайковского «Памяти великого художника». Опыт анализа художественной концепции / Г.А. Моисвеев. - М. : Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2005. - 128 с. : нот., ил.

98. Мужская Лютеранская гимназия в Петроверигском переулке [Электронный ресурс] // Retro photo of mankind's habitat. - Режим доступа : http://pastvu.eom/p/63151.

99. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну : учебное пособие / М.С. Высоцкая, Г.В. Григорьева. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. - 440 с.: нот.

100. Мясковский, Н.Я. Собрание материалов : в 2 т. Статьи, очерки, воспоминания о Н.Я. Мясковском / Н.Я. Мясковский. - 2-е изд. - М. : Музыка, 1964.-1 т.-393 с.: ил.

101. Мясковский, Н.Я. Собрание материалов : в 2 т. Литературное наследие. Письма / Н.Я. Мясковский. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1964. - 2 т. - 612 с. : ил.

102. Набоков, Н.Д. Багаж. Мемуары / Н.Д. Набоков. - СПб. : Издательство журнала «Звезда», 2003. - 368 с.: 12 с. фото.

103. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке / Е.В. Назайкинский. — М. : Владос, 2003. - 248 с. : нот.

104. Нейгауз, Г.Г. Автобиографические записки. Избранные статьи. Письма к родителям / Г.Г. Нейгауз. - М.: Советский композитор, 1983. - 528 с.

105. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX

- начала XX века / М.Г. Неклюдова. - М.: Искусство, 1991. - 396 с. : ил.

106. Немировская, И.А. Вальс в инструментальных циклах Брамса / И.А. Немировская // Проблемы музыкального жанра : сборник трудов. — М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1981.- вып. 54. - С. 106-121.

107. Нисневич, С.Г. В.А.Золотарев / С.Г. Нисневич. - М. : Музыка, 1964. - 176 с. : нот., ил.

108. Одоевцева, И.В. На берегах Невы. Литературные мемуары / И.В. Одоевцева. - М.: Художественная литература, 1988. - 323 с.

109. Одоевцева, И.В. На берегах Сены Литературные мемуары / И.В. Одоевцева. - М.: Художественная литература, 1989. -333 с.

110. Орлов, Г.А. Временные характеристики музыкального опыта / Г.А. Орлов // Проблемы музыкального мышления : сборник статей ; составитель и редактор М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 272-303.

111. Орлов, Г.А. Древо музыки / Г.А. Орлов. - Вашингтон : Н.Л. Frager & Со.

— СПб. : «Советский композитор», 1992. - 408 с.

112. Осмоловский, Ю.Э. Константин Федорович Юон / Ю.Э. Осмоловский. -М.: Советский художник, 1982. — 246 с.: репродукции.

113. Паисов, Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество / Ю.И. Паисов. - М.: Издательский дом «Композитор», 2004. - 600 с.

114. Погорелова, Л.Г. Раннее камерно-инструментальное творчество А.П. Бородина в практике работы камерных классов ВУЗа (на примере фортепианного трио, струнного и фортепианного квинтетов) / Л.Г. Погорелова // Русская камерно-ансамблевая музыка в ВУЗе. Проблемы интерпретации : учебное пособие по курсу «Методика преподавания камерного ансамбля». Часть 1. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. - С. 65-76.

115. Польдяева, Е.Г. Звуковые открытия раннего русского авангарда / Е.Г. Польдяева, Т.А. Старостина // Русская музыка и XX век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века; ред.-сост. М.Г. Арановский. - М. : Гос. институт искусствознания, 1997. - С. 589622.

116. Польская, И.И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика / И.И. Польская. - Харьков : ХГАК, 2001. - 384 с.

117. Порфирьева, А.Л. Эстетика австро-немецкой поэзии начала XX века и камерное вокальное творчество Веберна / А.Л. Порфирьева // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки : сборник статей. - Л., 1980. - С. 71-87.

118. Проблемы истории австро-немецкой музыки: Первая треть XX века : сборник трудов. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1983. - вып. 70. - 160 с. : нот., схем.

119. Прокопчук, A.B. Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи : автореф. дис. ...канд.искусствовед. : 17.00.02 / Прокопчук Александра Владимировна. — Владивосток, 2006. - 26 с.

120. Прокофьев С.С. и Мясковский Н.Я. Переписка. - М. : Советский композитор, 1977. - 599 с.: ил.

121. Протопопов, Вл.В. История полифонии. Вып.5: Полифония в русской музыке XVII - начала XX в. / Вл.В. Протопопов // История полифонии. — М. : Музыка, 1987. - вып. 5. - 319 с. : нот.

122. Раабен, JI.H. Инструментальный ансамбль в русской музыке / JI.H. Раабен. - М.: Гос. муз. изд-во, 1961. - 476 с.

123. Раабен, JI.H. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Страны Европы и Америки: исследование / JI.H. Раабен. - JI. : Советский композитор, 1986.-200 с.

124. Романтизм: вечное странствие / отв.ред. H.A. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкин. - М.: Наука : Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького, 2005. - 398 с.

125. Романтизм: истоки и горизонты : материалы Международной научной конференции памяти А.Караманова 24-26 февраля 2011 года / ред.-сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. - 400 с.

126. Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций / сост. И.В. Брежнева, Г.М. Малинина. -М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010. - вып. 5. — 252 с.: нот., ил.

127. Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (19081917): к 100-летию русского авангарда / автор-составитель И.С. Воробьев. — СПб.: Композитор, 2008. - 256 с.

128. Русский Париж / сост., предисл. и коммент. Т.П. Буслаковой. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 528 с.: ил.

129. Сабанеев, JI.JI. Воспоминания о России / JI.J1. Сабанеев. - М. : Классика-XXI, 2005. - 268 с.

130. Сабанеев, JI.JI. Pro domo sua / JI.JI. Сабанеев // Современная музыка. -1924.- №6. -С. 152-159.

131. Савенко, С.И. К вопросу о единстве стиля Стравинского / С.И. Савенко // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М. : Советский композитор, 1973. -С. 276-300.

132. Савенко, С.И. Мир Стравинского: монография / С.И. Савенко. - М. : Издательский дом «Композитор», 2001. - 328 с.

133. Савенко, С.И. Сергей Иванович Танеев / С.И. Савенко. - М. : Музыка, 1984.-174 с.

134. Сак, О.Г. Библиотечные путешествия, или C.B. Юферов в Херсоне [Электронный ресурс] / О.Г. Сак. - Режим доступа : http://museum.lib.kherson.ua/ru-yuferov.htm.

135. Самойлова, Н.К. Фортепианный квартет в русской музыке : автореф. дис. ...канд.искусствовед. : 17.00.02 / Самойлова Наиля Камилевна. - Оренбург, 2011.-23 с.

136. Сапожников, С.Р. Д.Шостакович. Трио № 1 соч.8 / С.Р. Сапожников // М. : Советская музыка, 1983. -№ 2. - С. 90-91.

137. Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX веков / Д.В. Сарабьянов. -М. : АСТ-ПРЕСС, 2001. - 301 с.

138. Сафонова, O.P. Мотивы кристалла и зеркала в русской музыкальной культуре начала XX века : дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Сафонова Ольга Рафаиловна. - Нижний Новгород, 1999. - 191 с.

139. Северина, И.М. В тени Скрябина: [о творчестве Н.Рославца] / И.М. Северина // Музыкальная академия. - 2005. - № 2. - С. 49-52.

140. Семенов, В.А. С.И.Танеев. Камерно-инструментальные ансамбли с участием фортепиано / В.А. Семенов // Русская камерно-ансамблевая музыка в вузе. Проблемы интерпретации : учебное пособие по курсу «Методика преподавания камерного ансамбля». Часть 2. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1990. -С. 3-36.

141. Семишина, Е.В. Жанр сонаты для деревянных духовых инструментов и фортепиано в творчестве композиторов современной России / Е.В. Семишина // Камерно-ансамблевая музыка в творчестве русских композиторов : сборник статей. - СПб. : СПбГК, 1993. - С. 168-175.

142. Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему : сборник статей / ред.-сост. A.M. Цукер. - Ростов-на-Дону : РГК, 1994. — 199 с.

143. Симонова, Н.В. Фортепианный квинтет. Вопросы становления жанра : автореф. дис. ...канд.искусствовед. : 17.00.02 / Симонова Наталия Владимировна. — Киев, 1990. - 16 с.

144. Синявская, Л.П. Струнный квартет в русской музыке: 1790-1860 гг. На исторических путях отечественной инструментально-симфонической культур / Л.П. Синявская. - Екатеринбург, 2004. - 289 с.

145. Скворцова, И.А. Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX-XX веков (рассуждения на тему в форме свободных вариаций) / И.А. Скворцова // Музыкальная академия. - 2005. - № 4. - С. 189-194.

146. Соколов, О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры : монография / О.В. Соколов. - Нижний Новгород: Издат-во ННГУ; 1994.-220 с.

147. Соколов, О.В. О принципах структурного мышления в музыке / О.В. Соколов // Проблемы музыкального мышления : сборник статей ; составитель и редактор М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - С. 153-176.

148. Соколова, Л.С. Фортепианные трио в творчестве венских классиков и австро-немецких романтиков: автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Соколова Лидия Сергеевна. - Харьков, 2013. - 19 с.

149. Степанян, Е.В. Михаил Шишкин. Русская Швейцария. Литературно-исторический путеводитель [Электронный ресурс] / Е.В. Степанян // «Русское искусство». - 2005. - № 3. - Режим доступа: http://www.russiskusstvo.ru/iournal/3-2005/a719/.

150. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов / Г.Ю. Стернин. -М.: Искусство, 1988.-285 с.

151. Стравинский И. - публицист и собеседник / ред.-сост. В.П. Варунц. - М.: Советский композитор, 1988. - 504 с.: ил.

152. Уткевич, О.И. Эстетическая пограничность как средство художественной универсализации в творчестве Кнута Гамсуна / О.И. Уткевич // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2008. - № 2. - С. 124-131.

153. Флеш, К. Воспоминания скрипача / Карл Флеш // Исполнительское искусство зарубежных стран. - М. : Музыка, 1977. - вып. 8. - С. 11-156.

154. Фортунова, А.Е. Балеты Д.Д.Шостаковича как явление отечественной культуры 1920-х - первой половины 1930-х г.г. : дис. ...канд. искусств. : 17.00.02 / Фортунова Анна Евгеньевна. - Нижний Новгород, 2007. - 231 с.

155. Футер, А.Н. Профессор Московской консерватории И.В.Гржимали /

A.Н. Футер // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. - М., 1967. -вып. 4.-С. 242-261.

156. Холопов, Ю.Н. Николай Рославец. Волнующая страница русской музыки / Ю.Н. Холопов // Н. Рославец. Сочинения для фортепиано : сборник. - М., 1989.-С. 5-12.

157. Холопов, Ю.Н. Эмансипация диссонанса и новая модальность XX века Ю.Н. Холопов // Идеи Ю.Н. Холопова в XXI веке ; ред.-сост. Т.С. Кюрегян. -М., 2008.-С. 105-113.

158. Холопова, В.Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В.Н. Холопова. - М. : Музыка, 1971. - 304 с.

159. Холопова, В.Н. Русская музыкальная ритмика / В.Н. Холопова. - М. : Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983. - 282 с.

160. Холопова, В.Н. Фактура : очерк / В.Н. Холопова. - М. : Музыка, 1979. -86 с.

161. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие /

B.Н. Холопова. - 3-е изд., стер. - СПб. : Издательство «Лань», 2006. - 496 с.

162. Хохлова, А.Л. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна : автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Хохлова Анжела Леонидовна - Саратов, 2005. - 25 с.

163. Храмова, ИМ. Из истории камерно-инструментального ансамбля / И.М. Храмова. - Нижний Новгород : ННГК им. М.И. Глинки, 2005. - 225 с.

164. Храмова, И.М. Камерно-инструментальные ансамбли Брамса / И.М. Храмова. - Нижний Новгород : ННГК им. М.И. Глинки, 2012. - 292 с.

165. Храмова, И.М. Тематизм и сонатная форма в камерно-инструментальных ансамблях Брамса / И.М. Храмова // К методике проблемного анализа музыки : сборник статей. — Горький, 1983. — С. 41-71.

166. Царева, Е.М. Брамс у истоков нового времени / Е.М. Царева // История и современность : сборник статей; сост. и ред. А.Климовицкий, Л.Ковнацкая, М.Сабинина. Л. : Советский композитор, 1981. - С. 138-150.

167. Царегородцева, Л.М. Эволюция жанра большого камерно-инструментального ансамбля с участием фортепиано : автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Царегородцева Любава Михайловна. - Тамбов, 2005. -27 с.

168. Цветаева, А.И. Воспоминания : в 2 т. / Анастасия Ивановна Цветаева.. — М. : Вагриус, 2008. - 2 т. (1911 - 1922 годы) - 800 с.

169. Цуккерман, В.А. Выразительные средства лирики Чайковского / В.А Цуккерман. - М.: Музыка. 1971. - 245 с.

170. Цуккерман, В.А. Соната си-минор Ф.Листа / В.А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1984. - 112 с. : нот.

171. Черноус, Е.К. О композиторе A.B. Станчинском : дипломная работа / Черноус. — Горький: Горьковская государственная консерватория им. М.И.Глинки, 1985. - 74 с.

172. Чернышёва, Е.Ю. Стилевой диалог в творчестве 20-х годов / Е.Ю. Чернышёва // Музыкальная академия. - М., 2000. - № 2. - С. 162-174.

173. Чернявский, И.А. Забытые страницы истории русской камерной музыки первой половины XX века / И.А. Чернявский. — М.: Российская академия музыки им. Гнесиных, 1999г. - 88 с.: ил.

174. Чернявский, И.А. О сонатах для скрипки и фортепиано русских композиторов XIX века / И.А. Чернявский // Русская камерно-ансамблевая музыка в ВУЗе. Проблемы интерпретации: учебное пособие по курсу «Методика преподавания камерного ансамбля». - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1989.-ч.1.-С. 77-122.

175. Чинаев, В.П. Стиль модерн и пианизм Рахманинова / В.П. Чинаев // Музыкальная академия. - 1993. - № 2. - С. 200-203.

176. Шабалина, JI.K. Столичные и провинциальные музыкальные общества XIX — начала XX века в России / JI.K. Шабалина // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 59. - С. 269-279.

177. Шабалина, Т.В. Сонаты И. С. Баха для камерного ансамбля: Проблемы аутентичности / Т.В. Шабалина. - JI. : Ленинградская консерватория, 1991. -33 с.

178. Шабшаевич, Е.М. Музыкальная

жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике / Е.М. Шабшаевич. - М. : Издательство «Композитор», 2011. — 600 с.

179. Шевченко, О.В. Камерно-инструментальная музыка в художественном пространстве Серебряного века: дис. ...канд. искусствовед.: 17.00.02 / Шевченко Ольга Викторовна. - Астрахань, 2003. - 173 с.

180. Шишкин, М.П. Русская Швейцария : литературно-исторический путеводитель / М.П. Шишкин. - М. : ACT : Астрель, 2011. - 606 с. : ил.

181. Шнабель, А. Ты никогда не будешь пианистом / Артур Шнабель. - М. : Классика-ХХ1, 2002. -336 с. .

182. Шнитке, А.Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского / А.Г. Шнитке // И.Ф. Стравинский. Статьи и материалы. - М. : Советский композитор, 1973. - С. 383-436.

183. Штейнер, O.A. С.И.Танеев и Серебряный век : автореф. дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Штейнер Ольга Александровна. - Москва, 2007. — 23 с.

184. Шуман, Р. Избранные статьи о музыке / Роберт Шуман. - М. : МУЗГИЗ, 1956.-400 с.

185. Щикунова, Т.Е. Артистическая карьера и исполнительский стиль Артура Рубинштейна в контексте культуры его времени : дис. ...канд. искусствовед. : 17.00.02 / Щикунова Татьяна Евгеньевна. - Нижний Новгород, 2007. - 196 с.

186. Эгеберг, Э. Кунт Гамсун в России. [Электронный ресурс] / Эрик Эгеберг // Материалы Международной Конференции «Жизнь и судьба Кнута Гамсуна» в ЦДЛ, Москва 7 и 8 октября 2009. - Режим доступа: http://www.norge.ru/hamsun_cdl_egeberg/

187. Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы XX века : антология / сост. Г.А. Белая. - М.: РГГУ, 2003. - 720 с.

188. Якимович, А.К. Двадцатый век: Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда / А.К. Якимович. - М., 2004. -492 с.

189. Adrio, А. Bargiel, Woldemar. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). - Band 1. - Berlin: Duncker & Humblot, 1953. - S. 589.

190. Altmann, G. Kritik : Konzert. Strassburg // «Die Musik», 1911/12, II. Quartal, -S. 190.

191. Altmann, W. Besprechung : Musikalien // «Die Musik», 1940/41,1. Halbjahr. -S. 173.

192. Altmann, W. Die russische Kammermusik // «Die Musik». Russland-Heft. Jhrg VI. H. 13 (Erstes Aprilheft 1907). - S. 28-67.

193. Badrutt, Th. Juon und Barblan; Charakterisierung von Juons Stil [Электронный ресурс] / Thomas Badrutt // Vortrag in Chur anlässlich der Buchpräsentation; Januar 1999. - Режим доступа: http://www.juon.org/T02.Homburg.pdf.

194. Badrutt, Th. Paul Juon. Leben und Werk, Thematisches Verzeichnis seiner Kompositionen, mit Beitraegen von Jacques Viret, Laurent Klopfenstein und Nicole Kurmann, Institut fuer Kulturforschung Graubuenden und Internationale Juon Gesellschaft [Hrsg.] - Chur, 2010. - E5-E74, 155 S.

195. Badrutt, Th. Rhythmus und Form in Juons Bratschensonate [Электронный ресурс] / Thomas Badrutt. — Режим доступа: http ://www.j uon.org/T 1 Ob.Bratschensonate.pdf.

196. Caceres, D. Das Echte und Innerliche in der Kunst: Der Komponist, Dirigent und Pädagoge Woldemar Bargiel (1828-1897) / Dean Caceres. - V&R Unipress, 2009.-466 S.

197. Coombs, S. Catoire Chamber Music (booklet) // Audio CD. Georgy L'vovich Catoire. Piano Trio Op.14. Piano Quartet Op. 31. Room-music. London: Hyperion Records Ltd. - 2005. - 15 p.

198. Darmstadt aus der Perspektive eines Jahrhunderts (1908 - 2008) [Электронный ресурс] // Projekt des BA-Studiengangs. Geschichte der Moderne. -Режим доступа: http://www.projektl908-2008.de

199. Egg, В. Musikleben : Konzert. Leipzig // «Die Musik», 1922/23,1. Halbjahr. -S.229.

200. Eitner, R. Allgemeine Deutsche Biographie (ADB) / Robert Eitner. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1902. - Band 46. - S. 215.

201. Faerschele, H. About this recording. Biographical notes // Audio CD. Leonid Sabaneev Piano Trios. Leipzig: Genuin classics. — 2012. - 27 S.

202. Falett, U. Paul Juon, ein russischer Komponist? [Электронный ресурс] / Ueli Falett // Referat, gehalten im Rahmen der Ausstellung „Buendner im Russischer Reich" in der Chesa Planta in Zuoz 10.08.2011. - Режим доступа : www.juon.org.

203. Gensei, W. Musikleben : Konzert. Erfurt // «Die Musik», 1929/30,1. Halbjahr. - S. 71.

204. Hans Chemin-Petit [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cheminpetit.de/.

205. Harden, W. Nikolai Roslavets: Piano Trios (booklet) // Audio CD. Roslavets Piano Trios 2-4. Trio Fontenay. Berlin: Teldec Classics. — 2000. - 15 S.

206. Internationale Juon Gesellschaft (IJG) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iuon.org

207. Juon, Е. «Einiges über den Ursprung des Graubündner Geschlechts der Juon...» / Eduard Juon. - Bern : Büchler & Co., 1925. - 87 S.

208. Juon, P. Anleitung zum Modulieren / Paul Juon. - Berlin : Schlesinger, 1929. -24 S.

209. Juon, Р. Aufgabenbuch flir den einfachen Kontrapunkt / Paul Juon. - Berlin : Schlesinger, 1910. - 54 S.

210. Juon, P. Handbuch für Harmonie / Paul Juon. — 2. verbesserte Auflage -Leipzig, Riga, Berlin: Zimmermann, 1919. - 67 S.

211. Juon, P. Harmonielehre und Kontrapunkt / Paul Juon. — 2.verbesserte Auflage -Zimmermann, 1919 (YMCA). - 122 S.

212. Juon, P. Praktische Harmonielehre / Paul Juon. - Berlin : Schlesinger, 1901:1. Lehrbuch - 67 S. II. Aufgabenbuch - 54 S. (FPJ Bern, IMW: TL h 1901/1).

213. Labhart, W. Kammermusikwerke von Paul Juon. Portraet IV. Im Rahmen der Junifestwochen / Walter Labhart // Musik-Podium. - Zuerich, 1989.

214. Labhart, W. Texte der Wanderausstellung "Paul Juon - Bündner Komponist aus Moskau. Spät geboren, früh vergessen, neu entdeckt" / Walter Labhart. - 2010. -15 Tafeln.

215. Labhart, W. Von Moskau via Berlin an den Genfersee. Anmerkungen zu Paul Juon und seiner Kammermusik [Электронный ресурс] / Walter Labhart // Vortrag am Paul Juon Festtag. Lausanne, 02.10.2004. - Режим доступа : http ://www.j uon.org/T 12 .labehart.html)

216. Lienau, R. Unvergessliche Jahre mit Johannes Brahms / Robert Lienau. -Berlin : Musikverlag Robert Lienau, 1990. - 52 p, ill.

217. Mai, J. Musikleben : Konzert. Bern // «Die Musik», 1926/27, I. Halbjahr. -S.370.

218. Matthey, J.-L. Paul Juon : catalogue des oevres. / J.-L.Matthey, Th.Badrutt. Lausanne : Bibliotheque canton ale et universitaire - Departement de la musique -Section des archives musicales, Fonds Paul Juon, 1997. - 61 р.: ill.

219. Preussner, E. Paul Juon / Eberhard Preussner // Allgemeine MusikZeitung. -Berlin, 11.06.1926.

220. Rutters, H. Kritik : Konzert. Haag // «Die Musik», 1913/14, II. Quartal. - S.56.

221. Rychnovsky, E. Kritik : Konzert. Prag // «Die Musik», 1908/09, II. Quartal. -S.61.

222. Schenk, D. Die Hochschule fuer Musik zu Berlin. Preussens Konservatorium zwischen romantischem Klassizismus und Neuer Musik, 1869-1932/33 / Dietmar Schenk. - Wiesbaden : Franz Steiner Verlag, 2004 - 368 S.

223. Schroeter, O. Kritik : Konzert. Stuttgrat // «Die Musik», 1911/12, II. Quartal. -S.126.

224. Schuster, C.-Ch. Kommentare zu Juons Klaviertrios // Audio CD. Paul Juon (1872-1940). The Piano Trios. Altenberg Trio Wien. - The Netherlands : ChallengeClassics, 1996.-31 S.

225. Schuster, C.-Ch. Warum Paul Juon? Einige Randbemerkungen [Электронный ресурс] / Claus-Christian Schuster // Ansprache gehalten an der Mitgliederversammlung der Internationale Juon Gesellschaft von 18. Juni '2000. -Режим доступа : http://www.juon.Org/T07.4.ccs warum juon.html

226. Smallman, B. The Piano Trio: Its Histoiy, Technique and Repertoire / Basil Smallman. - Oxford University Press, 1992. - 240 p.

227. Sonne, H. Kritik : Konzert. Darmstadt // «Die Musik», 1908/09, IV. Quartal. -S.60.

228. Tawaststjerna, E. Sibelius. Volume II: 1904-1914 / Erik Tawaststjerna. -London.: Faber and Faber, 2009. -318 p.

229. The Schnabel Music Foundation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.schnabelmusicfoundation.com

230. Tschaikowsky, М. Das Leben Peter Iljitsch Tschaikowskys. In zwei Bänden. Mit vielen Porträts, Abbildungen und Faksimiles / Modest Tschaikowsky; Deutsch von Paul Juon (Übersetzer). Neuausgabe des Erstdrucks Moskau - Leipzig bei P. Jurgenson 1900-1903. Schott Music, 2011.-1152 S.

231. Wehmeyer, H. Der Komponist und Musikpädagoge Paul Juon (1872-1940) im Spiegel der Zeitschrift «Die Musik» : eine Dokumentation / Henning Wehmeyer. -Berlin, unveröffentlicht. - 43 S.

232. Wehmeyer, H. Paul Jüon (1872-1940) - Ein Komponist zwischen Romantik un Moderne / Henning Wehmeyer. - Berlin, unveröffentlicht, 2008. - 75 S.

233. Westermeyer, К. Musikleben : Konzert. Berlin // «Die Musik», 1929/30, I. Halbjahr. - S. 203.

234. Wolfensberger, R. Zu Recht «russischer Brahms» genannt? / Rita Wolfensberger//Musik-Podium. - Zuerich, 1989.

235. Wright, D. Ivan Kryzhanovsky [Электронный ресурс] / David Wrigth // Composers by David Wright. - Режим доступа : http://www.wrightmusic.net/pdfs/ivan-kryzhanovsky.pdf.

Архивные материалы:

236. Письма Е.П. Юон и П.Ф. Юона к М.И. Чайковскому. Государственный Дом-Музей П.И. Чайковского, Клий. ГДМЧ Ф.8257-2221

237. Письма П.Ф. Юона к С.И. Танееву. Государственный Дом-Музей П.И. Чайковского, Клин. ГДМЧ Ф.8257-2221

238. Список экзаменационных работ П.Ф. Юона периода обучения в Московской консерватории. ГЦММК. Ф. 91 (№№31, 42-46).

239. Fonds Paul Juon (FPJ). Bibliothèque Cantonale et Universitaire (BCU), Lausanne - Departement de la musique - Section des archives musicales. Units 1-17.

!

Нижегородская государственная консерватория (академия)

им.М.И. Глинки

Неровная Татьяна Евгеньевна

Композитор Павел Юон и судьбы русского фортепианного трио первой трети XX века

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

Приложения к диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

На правах рукописи

04201450670

Нижний Новгород 2013

Содержание

Приложение 1. Примечания..............................................................

К Введению.....................................................................................

К главе 1.........................................................................................

К главе 2........................................................................................

К главе 3........................................................................................

Приложение 2. Нотные примеры.......................................................

К главе 1........................................................................................

К главе 3................................

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.