Коммуникативные основания личностной идентичности. Философско-антропологический анализ западных концепций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Веричева, Ксения Валерьевна

  • Веричева, Ксения Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 162
Веричева, Ксения Валерьевна. Коммуникативные основания личностной идентичности. Философско-антропологический анализ западных концепций: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2012. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Веричева, Ксения Валерьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Истоки и генезис проблемы личностной 14

идентичности

§ 1.1. Субстанциалистские концепции человека. Самосознание 14 и личность

§ 1.2. Современные модификации философии сознания 37

личности

Глава 2. Деконструкция классической модели личности: 71 проблема интерсубъективности Я и Другого

§ 2.1. Проблема интерсубъективности в феноменологических 55 концепциях

§ 2.2.Экзистенциальная коммуникация и идентичность лично- 71 сти

§ 2.3. Проблема личностной идентичности в персонализме: 83

личность как бытие, обращенное к Другому § 2.4. Психоаналитические концепции личности: 95

идентичность как формообразующая психическая структура

Глава 3. Коммуникативный подход к исследованию 106 личности

§ 3.1. Диалог как способ идентификации личности 106

§ 3.2. Личность в системе языка и дискурса 113

§ 3.3. Конструирование личности в условиях современного 124

социума и пространстве массмедиа

Заключение 144

Список литературы 148

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Коммуникативные основания личностной идентичности. Философско-антропологический анализ западных концепций»

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проблемы личностной идентичности, человеческого общения и коммуникации всегда были предметом размышлений на протяжении всей истории философии. Однако в настоящее время данная проблематика становится одной из наиболее значительных, что связано с необходимостью преодоления тенденции тотального отчуждения личности в современном обществе, где она утрачивает подлинный смысл собственного бытия и все больше начинает рассматриваться в аспекте целерациональной деятельности, выполнения определенной социальной функции. Процессы отчуждения приобретают ярко выраженный характер в условиях массовой культуры, господства унифицированных, стандартизированных норм и ценностей, навязываемых общественными структурами личности, в результате чего возникает «одномерный человек». Этому же способствует распространение массовых средств коммуникации, которые, препятствуя непосредственному, живому общению, погружают личность в виртуальную реальность. В современном мире личности все труднее становится идентифицировать себя в качестве уникальной целостности, собственного Я, поскольку она распадается на множество сосуществующих одновременно и часто конфликтующих между собой образов. В повседневной жизни распространенным явлением становится «практика лицедейства», когда личность вынуждена представлять себя другим в виде маски как необходимого условия успешной социальной коммуникации.

В современных условиях утрата идентичности личности связана с прогрессом биотехнологий, которые, расширяя возможности человека, вместе с тем, позволяют осуществлять новый тип вмешательства в человеческую жизнь, в результате чего нарушается право не только на телесную, но и на духовную целостность личности. Отсюда встает проблема аутентичности существования личности, связанная с

необходимостью ее самоопределения и самоконструирования, возможностью реализации собственного проекта жизни и воплощения своего Я. Современный человек имеет тенденцию к анонимности существования, что приводит к возрастанию конформизма и ориентированности личности на поведение, нормы, ценности и установки, разделяемые массовым обществом. В результате личность утрачивает способность к независимому мышлению и рефлексии относительно собственного индивидуального бытия и ответственности за свою деятельность и поведение. Погружаясь в неаутентичные способы бытия и неподлинной коммуникации, человек не только сам становится анонимным существом, но также начинает рассматривать и других людей как безликое «das Man», используя хайдеггеровскую терминологию. Таким образом, утрачивая способность аутентичного понимания самого себя и окружающей реальности, личность продуцирует иллюзорный образ Я, руководствуясь установкой «казаться, вместо быть». Существуя в современном обществе, выполняя множество стандартизированных социальных ролей, личность может оказаться в состоянии кризиса собственной идентичности. Самосознание личности, наличие внутреннего духовного центра, сложившаяся система ценностных и мировоззренческих позиций, формирующаяся в процессе подлинных коммуникативных взаимодействий, являются необходимым условием противостояния позиции конформизма.

В этом контексте становится актуальным рассмотрение проблемы коммуникативных оснований личностной идентичности, существующих методологических подходов и стратегий к ее осмыслению.

Степень разработанности проблемы. Возникновение проблемы человека, его самосознания восходит к античной традиции. Исследования личностной идентичности в классической философии осуществлялись в работах Р. Декарта, Д. Юма, Г. Лейбница, И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля, И. Фихте, Л. Фейербаха и др. В контексте реконструкции современных

подходов к проблеме личности большое значение имеют труды представителей аналитической, феноменологической, экзистенциальной, герменевтической и персоналистской философии. К ним относятся работы М. Шелера, Э. Гуссерля, А. Шюца, Э. Левинаса, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, П. Рикера, Э. Мунье, Г. Марселя, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета и др. Структуралистские и постструктуралистские концепции представлены в работах Р. Барта, М. Фуко, К. Леви-Стросса, Ж. Делеза, Ж. Деррида и др.

В современных исследованиях можно встретить различные трактовки и определения понятия личностной идентичности. Этот термин в современном понимании был введен немецко-американским психологом и психотерапевтом Э. Эриксоном. В его трактовке данное понятие выступает как психосоциальная идентичность, представляющая собой «чувство непрерывной самотождественности», основывающееся на принятии личностью целостного образа своего Я в единстве с его социальными взаимодействиями. В центре его профессиональных интересов была проблема формирования идентичности на протяжении всей жизни человека, а также кризисных состояний, которые Эриксон рассматривал через призму исторических и социальных ситуаций, имеющих место в современном обществе. Психологические аспекты личностной идентичности анализируются в работах В. Хесле, Р. Лэйнга, Д. Деннета. Психологический и психоаналитический подходы к личности освещаются также в работах У. Джеймса, 3. Фрейда, К. Юнга, Ж. Лакана и бихевиористов Б. Скиннера, Дж. Уотсона, Э. Торндайка. Телесный аспект бытия личности представлен в произведениях Ф. Ницше, М. Мерло-Понти, Ж. Делеза, Д. Гваттари, Ж. Бодрийяра, Ю. Кристевой, С. Жижека.

Особенно важное значение в плане рассматриваемой темы имеют концепции, в которых проблема личностной идентичности рассматривается с точки зрения дискурсивно-диалогического подхода, наиболее известными представителями которого являются М. Бубер, О.

Розеншток-Хюсси, Ф. Эбнер, Х.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас, К.-О. Апель. В социальном конструктивизме акцент делается на формировании различных «Я-о бразов» в условиях современного общества, где идентичность личности выступает как результат социальных интеракций. В рамках данного подхода следует выделить работы Дж. Мида, Ч. Кули, Т. Парсонса, И. Гофмана, П. Бергера, Т. Лукмана, К. Гергена, Р. Харре и др. Вопросы, связанные с воздействием современных средств массовой коммуникации на формирование личности освещаются в трудах М. Макклюэна, Ги Дебора, Э. Гидденса, К. Гирца, Н. Лумана, Ф. Уэбстера, П. Слотердайка, К. Вульфа, П. Вирилио, П. Бурдье, А. Бадью и др.

Исследования, посвященные проблеме личностной идентичности, достаточно обширны и многообразны, и интерес к этой теме постоянно возрастает. Об этом свидетельствуют работы известных отечественных философов, разрабатывающих данную тему в эпистемологическом, философско-антропологическом и социально-философском аспектах. К ним относятся труды А.Г. Спиркина, М.К. Мамардашвили, В. А. Лекторского, Д.И. Дубровского, Н.В. Мотрошиловой, П.П. Гайденко, Л.А. Микешиной, З.А. Сокулер, B.C. Степина, Я.А. Слинина, Н.С. Автономовой, В.Г. Федотовой, М.А. Гарнцева, Ф.Т. Михайлова, Б.В. Маркова, A.A. Грякалова, К.А. Сергеева, А.Н. Грязнова, П.С. Гуревича, Ю.В. Перова, Д. Ю. Дорофеева, B.C. Библера, Е.Г. Трубиной, Е.О. Труфановой, В.М. Розинова, Ю.А. Разинова, A.B. Назарчука, A.A. Михайлова, A.C. Колесникова, В.Н. Фурса и др.

Об актуальности рассматриваемой проблематики свидетельствуют проводимые конференции. Одна из последних - международная конференция «Субъективность и идентичность», проходившая в Москве в сентябре 2010г., в ходе которой были обозначены актуальные направления исследований. Среди них - историко-философский анализ онтологии субъекта от античности до наших дней; проблема идентичности в истории философии, логике и философии языка; культурологические аспекты

проблемы идентичности; критика новоевропейской философии субъекта и возникновение альтернативных концепций субъективности; роль философии субъекта в истории герменевтических практик Нового времени и др. Активное участие в разработке исследуемой проблематики принимают зарубежные центры, одним из которых является «Центр исследования субъективности. Департамент медиа, познания и коммуникации» («Center for Subjectivity Research, Department of Media, Cognition and Communication») при Университете Копенгагена (Дания), возглавляемый профессором Дэном Захави (Dan Zahavi).

Однако, несмотря на обширный круг имеющихся источников, в отечественных и зарубежных изданиях недостаточно представлены обобщающие работы, касающиеся данной темы, что определило содержание диссертационного исследования.

Цель диссертационной работы - выявление основных теоретико-методологических подходов к осмыслению коммуникативных оснований идентичности личности, существующих в современной западной философии, и определение тенденций дальнейшего исследования данной проблематики.

В соответствии с указанной целью были определены следующие задачи:

- осуществить логическую и историческую реконструкцию генезиса и эволюции исследования проблемы личностной идентичности в западной философии;

- выявить специфику и методологические принципы классической субстанциалистской модели личности и ее современные модификации;

- раскрыть предпосылки деконструкции классической концепции личности и постановки проблемы интерсубъективности Я и Другого в важнейших направлениях западной философии;

исследовать концептуальные основания дискурсивно-диалогического подхода к исследованию личностной идентичности и ее формирования;

- выявить основные концепции социальной идентификации личности и ее конструирования, в том числе, рассматривающие влияние средств массовой информации на данный процесс;

- определить тенденции дальнейшего осмысления проблематики личностной идентичности и ее коммуникативных оснований и оценить их перспективность в свете современного состояния философско-антропологических исследований;

Методологическая основа проведенного исследования

определяется его предметом, целями и задачами. В диссертации использован историко-проблемный подход к анализу способов постановки и решения вопросов, связанных с осмыслением коммуникативных оснований личностной идентичности, существующих в современных философско-антропологических исследованиях. При обращении к этим исследованиям использовались исторический и логический методы, позволяющие выявить общее и особенное в рассматриваемых концепциях и важнейших понятиях. В работе применяется также генеалогический подход, позволяющий проследить истоки и генезис данной проблемы. Важную роль в исследовании играет компаративистский метод, предполагающий сравнительно-исторический анализ существующих подходов и их концептуальных оснований. Автором также используется интерпретативно - аналитический метод, посредством которого осуществляется герменевтическая реконструкция смыслового содержания привлекаемых оригинальных философских текстов и критических исследований по данной теме.

Полученные результаты и их научная новизна. Научная новизна представленной работы состоит в том, что впервые проведено

систематическое исследование основных теоретических и методологических подходов к осмыслению коммуникативных оснований идентичности личности, существующих в современной западной антропологии, в ходе которого были получены следующие результаты:

- на основе оригинальных источников, в том числе не переведенных на русский язык, осуществлена историко-логическая реконструкция постановки проблемы личностной идентичности в важнейших направлениях западной философии;

- представлен сравнительно-исторический анализ основополагающих концепций, в которых исследуются проблемы личностной идентичности;

- исследуются методологические предпосылки и сущность перехода от классической субстанциалистской модели личностной идентичности к коммуникативному подходу к ее рассмотрению;

раскрывается сущностно-смысловое содержание концепций интерсубъективности Я и Другого в различных направлениях западной мысли - феноменологии, экзистенциализме, персонализме, герменевтике, аналитической философии и психоанализе;

- выявляются основные принципы диалогического и дискурсивно-коммуникативного подходов к исследованию личностной идентичности;

- обосновывается значимость исследования феномена телесности в конструировании личностной идентичности и достижении интерсубъективности понимания в коммуникативных процессах;

- раскрываются предпосылки возникновения множественности Я-образов в современном обществе и роль массмедиа в конструировании личностной идентичности;

- на основе проведенного анализа определены тенденции и перспективы дальнейших исследований проблемы коммуникативных оснований личностной идентичности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. На основании генеалогического и логико-исторического анализа теоретико-методологических подходов к исследованию концептуальных оснований личностной идентичности можно сделать вывод о закономерном переходе от классической субстанциалистской модели личности, основанной на позиции монологизма и самотождественности познающего субъекта, к новому подходу, исходящему из принципа интерсубъективности Я и Другого. Именно в этом направлении происходила эволюция аналитической, феноменологической, экзистенциальной, персоналистической, герменевтической философии. Акцент в понимании личности переносится на рассмотрение ее в аспекте коммуникативных взаимодействий как необходимого условия формирования собственной идентичности.

2. Выражением данной тенденции в западной философии является дискурсивно-диалогический подход. Философия диалогизма во всех своих модификациях исходит из того, что Я не является онтологической субстанциальной данностью, и осмысление идентичности личностного бытия возможно только в процессе межличностных диалогических отношений. Согласно дискурсивно-диалогическому подходу, личностная идентичность осмысливается как индивидуализация через социализацию. Самореализация как способность личности конструировать свое бытие во взаимодействии с другими личностями, предполагает позицию собственного ответственного выбора и проецирования себя в интерсубъективный горизонт коммуникации.

3. Методологические установки классической рациональности, основанные на монологической модели субъекта познания, кардинально пересматриваются в концепции коммуникативной рациональности, разрабатываемой в рамках дискурсивного подхода. Коммуникативная

рациональность является важнейшей характеристикой человеческой деятельности, выражая социокультурную обусловленность процессов коммуникации, в процессе которой происходит самоопределение личности, ее самоидентификация и интенциональное общение с другими личностями. Раскрываются философско-антропологические импликации понятия коммуникативной рациональности в аспекте его применения к повседневным структурам бытия личности, ее «жизненному миру». Обосновывается взаимосвязь коммуникативной рациональности и коммуникативной этики, приобретающей особое значение в современных условиях, когда возникают предпосылки для кризиса идентичности личности и утраты ее свободы.

4. Раскрываются механизмы конструирования личности в современном социокультурном контексте и пространстве массмедиа. Показывается противоречивая роль средств массовой коммуникации, вовлечения личности в виртуальную реальность, имеющая своим следствием возникновение множественности «Л-образов» и затруднения, в связи с этим, ее самоидентификации.

5. Обосновывается необходимость системного подхода к проблеме идентичности личности, ее коммуникативных оснований. Классический подход рассматривал личность с позиции самотождественности Я, в качестве неделимой и целостной сущности, и представлял, таким образом, идеализированную, абстрактную модель, не отвечающую современным реалиям. Множественность Я представляет собой не только психологическую, но и важную социальную проблему, так как личность включена в большое количество разнообразных коммуникаций и находится в процессе постоянного становления и развития. В связи с этим, социальный конструктивизм представляет собой одно из перспективных направлений, отвечающих жизненно важным потребностям исследования бытия личности;

7. Вместе с тем, личность, несмотря на разнообразие «Я-образов», имеет свою уникальную жизненную историю, нарратив, без формирования которого идентичность личности невозможна. В этом плане обосновывается перспективность современных исследований в области нарратологии личности и ее дальнейшего развития;

8. Акцентируется необходимость философско-антропологического исследования проблемы телесности в аспекте его роли в конструировании личностной идентичности и достижении интерсубъективности понимания в коммуникативных процессах;

9. Раскрываются важная роль языка как фактора самоидентификации личности в процессе коммуникативных взаимодействий и направления исследований в этой области.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации и полученные результаты в теоретическом плане позволяют составить общее представление о современном состоянии исследования проблемы личностной идентичности и ее коммуникативных оснований в западной философской антропологии. Выводы, полученные в диссертации, способствуют определению тенденций и перспектив дальнейшего исследования данной проблематики в условиях современных социально-исторических реалий, ориентируют на системный подход к изучению предпосылок и факторов формирования личностной идентичности в аспекте коммуникативных взаимодействий. Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое и практическое применение в различных областях философского и социогуманитарного знания. В учебном процессе материалы работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов, проведении семинарских занятий по философской антропологии, философии языка и коммуникации, истории современной зарубежной философии, онтологии, социальной философии, этике, а также написании учебных пособий по указанным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Материалы работы использовались автором при проведении практических семинарских занятий по философии для студентов СПбГУЭФ. Результаты работы представлялись диссертантом в виде докладов и выступлений на различных научных форумах, на внутривузовских, российских и международных научно-теоретических конференциях, в том числе проводимых на философском факультете СПбГУ: «Рациональность и коммуникация» (СПб, 2007г.), «Рациональность и вера» (СПб, 2009г.), «Рациональность и экзистенция» (СПб, 2011г.), «Диалог философских культур: Россия-Восток-Запад» (СПб, 2010г.), а также ежегодных научных сессиях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов СПбГУЭФ.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 162 страницы. В списке литературы 267 наименований, в том числе 67 наименований на иностранных языках.

ГЛАВА 1. Истоки и генезис проблемы личностной идентичности

§ 1.1. Субстанциалистские концепции человека. Самосознание и личность

В истории западной философии существовали различные подходы к исследованию проблемы идентичности личности. В субстанциалистских концепциях данная проблема рассматривается в аспекте принципа самотождественности. При этом, основанием тождества личности выступает Я как субстанция, сохраняющаяся неизменной и непрерывной в качестве отдельно существующей сущности.

С точки зрения субстанциального подхода осмысливалась проблема человека в античности. Именно с учениями софистов связывают возникновение так называемого гуманистического периода в античной философии, обусловленного глубокими социальными и культурными изменениями. Софисты совершили своеобразный поворот, переместив центр философской рефлексии с «физиса» (рЬуз18) и космоса на проблему человека, его жизни как члена общества. В исследованиях традиционно отмечаются релятивистские настроения софистов в области гносеологии, отрицание ими абсолютных социальных норм и моральных ценностей и выдвижение на первый план прагматических критериев полезности. Знаменитый тезис Протагора «человек есть мера всех вещей» интерпретировался в историко-философской традиции преимущественно в релятивистском духе, означающим, что вещи обнаруживают свою значимость по отношению к отдельному индивиду или субъекту. Вместе с тем, существует и другая интерпретация известного софистического выражения. Так, с точки зрения М. Хайдеггера, неправомерно говорить о субъективистском отношении к сущему применительно к греческой софистике, возникающего на самом деле лишь в новоевропейской

философии. У Протагора же говорится о том, что каждый человек оказывается «мерой присутствия в непотаенности сущего» в смысле своей соразмерности тому, что ему ближайшим образом открыто и доступно.1 Сократ, неудовлетворенный исследованиями философов «физиса», сконцентрировался на проблематике человека, подчеркивая его духовную сущность и способность к самопознанию. Именно к учению Сократа восходит позиция противопоставления духовного и телесного начала, понимания тела как инструмента и средства для воспитания добродетели. Сократ совершает переворот в традиционной системе ценностей, считая, что истинные ценности имеют духовный характер и связаны с самопознанием человека. Сократовский рационализм и интеллектуализм оказал влияние на античную философско-антропологическую мысль и, прежде всего, на учение Платона, которое характеризуется еще более радикальным дуализмом души и тела в понимании природы человека, где он рассматривается в его соотнесенности с надвременным миром идей или первосущностей. Именно из него происходит и к нему же устремляется душа человека. Человек в своих основных чертах подчинен миру идей, и его подлинная сущность предстает как нечто субстанциальное, вневременное, находящееся по ту сторону всего преходящего и всякого исторического становления, в объективности своего всеобщего бытия.2 Согласно Платону, душа человека должна «избегать» тела как начала низменного, препятствующего истинному познанию. Именно в этом аспекте следует понимать известное выражение Платона, что философия это «упражнение в смерти», в смысле избавления от бренного начала и возможности соединения с умопостигаемым миром идей.3 Цель человеческой жизни, по Платону, состоит в приближении к высшей «идее Блага». Это свидетельствует о приоритете ценностно-всеобщего начала по отношению к индивидуальной неповторимой личности и ее душе, которая

1 Хайдеггер М. Время картины мира. // Время и бытие; Статьи и выступления. М., 1993. С. 57

Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997. С. 226

3 Платон. Федон // Соч. в 4-х.т. Т.2., М., 1993. С. 19 (68)

15

рассматривается как невидимая, внеземная сущность, находящаяся в

^ 4

неразрывном единстве с миром идеи.

У Аристотеля, также как и у Платона, человек имеет всеобщую, вневременную, субстанциальную природу. Душа в качестве формы тела включена во всеобщую, объективную связь, восходящую к высшей форме, безличностному божественному началу, к которому стремится все сущее как к своей конечной цели.5 Вместе с тем, у Аристотеля акценты расставлены иначе, чем у Платона, поскольку наряду со всеобщей сущностью человека признается наличие индивидуальной единичной субстанции.6 Однако, решающее значение Аристотель придает всеобщей сущности, с которой неразрывно связанна индивидуальная субстанция.

В античности в качестве детерминант бытия человека выступало некое объективное начало - либо высшая идея Блага (Платон), либо Перводвигатель (Аристотель), либо Судьба. Само понимание свободы личности сводилось к способности совершать добродетельные поступки на основе знания, доступного благодаря философствованию и постижению данных извне высших принципов. Поэтому, хотя в античности и делается определенный шаг в направлении индивидуализации бытия человека, однако, оно определяется объективными безличными началами. Тенденция к индивидуализации связана с трансцендентизацией - процессом выведения за пределы сущего сил, ответственных за мир и порядок, по отношению к которому только и возможно самоопределение личности.7 Античное миропонимание не предполагало свободы выбора личности, поскольку его критерии определяются и устанавливаются объективным мировым началом. В период античности человек заявляет о себе как о мыслящем существе, относительно отделенным от природы, продолжая чувствовать себя частью окружающего мира. В целом, в античном мировосприятии не существовало понятия «внутреннего» человека, и

4 Платон. Государство. // Соч. в 3-х т. Т.З., М., 1968. С. 326

5 Аристотель. Метафизика, М.-Л., 1934, XII, 3. С. 205

6 Там же. VII, 6. С. 119

7 Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации. СПб., 2008. С. 148

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Веричева, Ксения Валерьевна, 2012 год

Список литературы

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М.: Республика, 1992.- 335 с.

2. Августин Аврелий. О граде божьем. - Минск: Харвест, M.: АСТ, 2000. -1296 с.

3. Автономова Н.В. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М.: Наука, 1977.-271 с.

4. Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. - СПб.: РХГИ, 2001 - 2002 Т.1. - 2001. - 539 с.

5. Апель К.-О. Трансформация философия. М.: Логос, 2001. - 344 с.

6. Аристотель. Об истолковании. Соч.: В 4т. Т.2. - М., Мысль, 1978. - С. 91-117

7. Аристотель. Метафизика. Соч.: В 4 т. Т.1. - М., Мысль, 1975. - С. 63-447

8. Армстронг Д.М. Материалистическая теория сознания // Аналитическая философия: Избранные тексты. М., 1993.

9. Бадью А. Манифест философии / Сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого.—СПб.: Machina, 2003.—184

10. Барт. Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М., Прогресс, 1975. - С. 114-163.

11. Барт. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., Прогресс, 1989. - 616 с.

12. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Российск. гос. гуманит ун-т, 2000. - 520 с.

13. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.- М., 1989. -272 с.

14. Батлер Д. Психика власти: теория субъекции - СПб.: Алетейя, 2002. - 168 с.

15. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995.- С.67-94

16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с. 504 стр

17. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. - 543 с.

18. Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского, М., 1972. - 320 с.

19. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социал. прогнозирования / Даниел Белл; Пер. с англ. под ред. В. J1. Иноземцева, М.: Academia , 1999. - 956 с.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995. - 323 с.

21. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. // Сочинения, М.: Мысль, 1978.-С. 149-247.

22. Блаженный Иоанн Дуне Скотт. Трактат о первоначале. М.: Изд-во Францисканцев, 2001. - 181с.

23. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Перевод Л.Любарской, Е.Марковской, М.: Добросвет, 2000. - 257 с.

24. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.

25. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака, М.: Академический проект, 2007. - 336 с.

26. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: Итоги тысячелетия. Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей». 1997. - 656 с.

27. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П. С. Гуревича и др. — М.: Республика, 1995. — 464 с.

28. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл П. П. Гайденко.—М.: Прогресс, 1990.—808 с.

29. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М.: ИДТК Гнозис, 2002. -192 с.

30. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. - М. Гнозис, 1994. - 520 с.

31. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. -М. Гнозис, 1994.

32. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л. Философские работы. 4.2. - М. Гнозис, 1994. - 206 с.

33. Вульф К. Антропология: История, Культура, Философия. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008. - 280 с.

34. Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал. СПб.: Интерсоцис, 2009. - 161 с.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43,

44.

45

46

47

48

49

50

51

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М., Прогресс, 1988. - 704 с. Гадамер Х.-Г. Человек и язык // От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997. - С. 130-142

Гадамер Х.-Г. Что есть Истина?- М. Логос, 1991.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997.-495 с.

Гарнцев М.А. Проблема самосознания у Декарта и Августина: Опыт сравнительной характеристики// Человек, сознание, мировоззрение, - М., 1979.

Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западно-европейской философии (от Аристотеля до Декарта).- М., 1987.

Гегель Ф.В.Г., Феноменология духа.- М.: Наука, 2000. - 495 с.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - 703 с.

Гидденс Э. Устроение общества: Очерк по теории структурации. - М.: Академический проект, 2005. - 528 с.

Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. - 124 с.

Гурко Е. Тексты деконструкции. Деррида Ж. Difference. - Томск: Издательство «Водолей», 1999. - 160 с.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология// Логос.-1992, №3.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -М„ ДИК, 1999. - 332 с.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998

Гуссерль Э. Логические исследования; Картезианские размышления; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология; Кризис европейского человечества и философии; Философия как строгая наука. - Минск, Харвест, М., ACT, 2000. - 743 с.

Дворецкая Е.В. Англо-американская философия последней четверти XX столетия: персоналистические тенденции. СПб.: Лань, 2001. - 299 с.

52. Дебор Ги. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. - 185 с.

53. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках// Декарт Р. Соч. в 2 т., Т.1, - М., Мысль, 1989. - С. 250-297.

54. Декарт Р. Первоначала философии. Соч. в 2 т., Т.1, - М., Мысль, 1989. - С. 297423.

55. Делез Ж. Логика смысла. Фуко M. Theatrum philosophicum. - M., Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998 - 480 с.

56. Делез Ж. От архива к диаграмме. Новый архивариус // Делез Ж. Фуко М., Изд-во гуманитарной науки, 1998 - 172 с.

57. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М.: ACT, 2007.

58. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?. - СПб.: Алетейя, 1998. - 280 с.

59. Делёз Ж. Переговоры. 1972—1990. - СПб.: Наука, 2000.

60. Деррида Ж. Письмо и различие. - СПб, Академический проект, 2000. - 427 с.

61. Деррида Ж. О грамматологии. - M, Ad Marginem, 2000. - 511 с.

62. Джеймс У. Введение в философию / Проблемы философии. - М., Республика, 2000.-314 с.

63. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы. М., 1987.

64. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии,

1998. №4-С. 95-152

65. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.

66. Дорофеев Д.Ю. Хайдеггер и философская антропология // Мартин Хайдеггер: Сб. статей, СПб, РГХИ, 2004.

67. Дьяков М. Мишель Фуко и его время. - СПб.: Алетейя, 2010. — 672 с.

68. Жижек С. Возвышенный объект идеологии - М.: Художественный журнал,

1999.

69. Жижек С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино, 1998, №1.

70. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002, —213 с.

71. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. - 245 с.

72. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: В 6т. Т.З. -М., Мысль, 1964. - 799 с.

73. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч.: В 6т. Т.6. -М., Мысль, 1966. - 743 с.

74. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

75. Кимелев Ю. А. Западная философия антропология на рубеже XX-XXI вв. Обзор / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. отдел философии. - М., 2007. - 76 с.

76. Колесников A.C., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: СПб философ, общ-во, 2000. - 141 с.

77. Коммуникативная рациональность: эпистемологический подход / Отв. ред.: И.Т. Касавин, В.Н. Порус - М.: ИФРАН, 2009. - 215 с.

78. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. -336 с.

79. Кон И.С. Открытие «Я»: Историко-психологический этюд // Новый мир. 1977. № 8. С. 176 - 195

80. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. - М.: РОССПЭН, 2004. -656 с.

81. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 316-329.

82. Лакан Ж. Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа. - М.: Гнозис, 1998.-425 с.

83. Лакан Ж. Семинары, Книга II: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа., -М.: Издательство «Гнозис», 1999.

84. Лакан Ж.Стадия зеркала как образующая функцию я, какой она раскрывается в психоаналитическом опыте// Кабинет. Картины Мира, - СПб.: Инапресс,1998.

85. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М.: Издательство Гнозис, 1995. - 100 с.

86. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. - СПб.: Высш. Религиозно- философская школа, 1998.

87. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. - СПб.: Университетская книга, 2000.-С. 66-291.

88. Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1986. - 535 с.

89. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. Соч. в 4-х т. Т.2. -М.,1983.

90. Лейбниц Г.Ф. Рассуждение о метафизике/Лейбниц Г. Ф. Соч. в 4-Т.Т.1. -М..1982

91. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. - М.: Наука, 1980. - 358 с.

92. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эдиториал УРСС, 2009. - 256 с.

93. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Инст. Эксперимент социологии - М.: Изд-во Алетейя, С-Пб., 1998. - 159 с.

94. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме/Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 1. - М., 1985. -622 с.

95. Лоренцо В. Об истинном и ложном благе// Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М.: Олма-Пресс, 2001. - 448 с.

96. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1983.

97. Луман Н. Реальность массмедиа. - М.: Праксис, 2005. — 256 с.

98. Лэйнг Р.Д. «Я» и Другие. - М.: Класс, 2002. - 192 с.

99. Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали. - М.: Академический проект, Деловая книга, 2000. - 384 с.

100. Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. - М.:, Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464 с.

101. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. - Киев: Ника Центр, 2003. — 432 с.

102. Марков Б.В. Мораль и разум // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие, СПб., 2000. - С. 287-377.

103. Марков Б.В. В поисках другого // Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории - СПб., Наука, 2000. - С. 5-44.

104. Марков Б.В. Знаки бытия - СПб., Наука, 2000. - 566 с.

105. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - СПб.: Издательство «Лань», 1997. - 384 с.

106.

107.

108.

109.

с.

110.

111.

112.

ИЗ.

114.

115.

116.

117.

118,

с.

119

120,

121

122

123

124

125

Марков Б.В. Экзистенциальное «определение» бытия // Основы онтологии. СПб., 1997.

Маркузе Г. Одномерный человек,- М.: Слово, 1994. - 368 с.

Марсель Г. Метафизический дневник. - СПб.: Наука, 2008.

Мартин Хайдеггер: Сб. статей / Сост. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: РХГИ, 2004. - 576

Медведев В.И. Объяснение. Понимание. Язык. - СПб, «Ступени», 1998. - 238 с.

Медиафилософия I. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука -СПб.: Санкт-Петербургское философ, общ-во, 2008. - 346 с.

Медиафилософия II. Границы дисциплины / под ред. В.В. Савчука - СПб.: Санкт-Петербургское философ, общ-во, 2009. - 245 с.

Мерло-Понти М. Око и дух, М., Искусство, 1992.

Мерло-Понти М. О феноменологии языка // Мерло-Понти М. В защиту философии. М. Изд-во гуманитарной литературы, 1996. - 248 с.

Мерло-Понти М. Тело как выражение и речь // Онтология.Эстетика. Религиозная философия. Труды высшей религиозно-философской школы, Вып. 2, СПб, 1993.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия, - СПб.: Ювента; Наука, 1999. -603 с.

Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 229-230.

Микешина Л. А. Новые образы познания и реальности. - М.: Росспэн, 1997. - 238

Моррис Ч. Основание теории знаков // Семиотика. Т.1. Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. - С. 36-89.

Мунье Э. Персонализм. - М., 1992. - 143 с.

Назарчук A.B. Теории коммуникации в современной философии. - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 320 с.

Ницше Ф. Генеалогия морали. Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1990. - 829 с.

Никоненко C.B. Английская философия XX века. - СПб.: Наука, 2003. - 776 с.

Остин Дж. Чужое сознание // Философия, логика, язык.- М.: Прогресс, 1987, С. 48-96.

От Я к Другому: Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. - Минск: Менск, 1997.

126. Патнэм X. Разум, истина и история. - М.: Праксис, 2002. - 296 с.

127. Персональность. Язык философии в русско-немецком диалоге. - М.: МОДЕСТ КОЛЕРОВ, 2007.-480 с.

128. Платон. Государство. // Соч. в 3-х т. Т.З., - М„ 1968. С. 89-455.

129. Платон. Федон // Соч. в 4-х.т. Т.2., М.: Мысль, 1993 - 528 с.

130. Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. - М. Искусство, 1982. - 367 с.

131. Пико делла Мирандоло. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Ренессанса. М„ 1981. Т.1.

132. Плесснер Г. Ступени органического и человека // Проблема человека в западной философии - М., 1988.

133. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск: изд-во «Водолей», 1999. - 96 с.

134. Разинов Ю.А. Я как объективная ошибка. - Самара: Изд-во Универс групп, 2006. - 262 с.

135. Райл Г. Понятие сознания. / Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 312 с.

136. Рикер П. Время и рассказ. Т. 2. - СПб.: Университетская книга, 2000. - 217 с.

137. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. - М.: Моск. Филос. фонд, 1995-411 с.

138. Рикер П. Повествовательная идентичность // Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. - М.: Академия, 1995. - С. 19-37.

139. Рикер П. Я - сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы. 2008 - 416 с.

140. Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого. М.-СПб.: Университетская книга, 2000. - 608 с.

141. Розин М.В. Личность как учредитель и менеджер «себя» и субъект культуры // Человек как субъект культуры - М., 2000. - С. 42 -112.

142. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

143. Сартр Ж. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм// Проблема человека в западной философии.М. Прогресс, 1988.- С. 207-228.

144. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма - СПб., Наука, 2007. -592 с.

145.

146.

147.

148.

149.

150.

151.

152.

153,

154.

155,

156

157

158

159

160

161

Серль Дж. Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. -М.: Прогресс, 1987. С. 96-127.

Скотт Иоанн Дуне, Трактат о первоначале. - М.: МоБота!, 2001.

Слинин Я.А. Возникновение философии Хайдеггера из феноменологии Гуссерля // Мартин Хайдеггер: Сб. статей, СПб, РГХИ, 2004.

Слотердайк П. Критика цинического разума - Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2001.

Соболева М.Е. Философия как «критика языка» в Германии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 412 с.

Соколов Б.Г., Соколов Е.Г. Мыслить (со)временность. - СПб.: РХГА, 2011. - 296 стр.

Соколова Л.Ю. Очерки французской философии XX века. - СПб.: Роза мира, 2006. - 179 с.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

Таратута Е.Е. Философия виртуальной реальности - СПб., 2007. - 147 с.

Телесность как эпистемологический феномен / Отв. ред. И.А. Бескова. - М.: ИФРАН, 2009.-231 с.

Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. - С.40-41.

Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1995. 200 с.

Труфанова Е.О. Единство и множественность «Я»: Научная монография. - М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2010 - 256 с.

Уотсон Дж. Психология кА наука поведения // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛДТ», 1998.

Уэбстер Ф. Теория информационного общества. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 400 с.

Философия западноевропейского Средневековья. - СПб.: Изд-во С.-Петербург. Универ., 2005. - 299 с.

Философия, логика, язык. М.: Прогресс, 1987. - 336 с.

162. Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы / отв. Ред. Д.Ю.Дорофеев. - СПб.: Алетейя, 2011, - 568 с.

163. Фихте И.Г. Опыт нового изложения наукоучения // Фихте И.Г. Соч.: в 2т., Т.1. -СПб., 1993.

164. Фихте И.Г. Основы общего наукоучения // Фихте И.Г. Соч.: в 2т., Т.1. - СПб., 1993.

165. Фичино М. Комментарии на «Пир» Платона // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М.: Олма-Пресс, 2001. - 448 с.

166. Фома Аквинский. Сумма теологии. // Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. М.: Олма-Пресс, 2001. - 448 с.

167. Фрейд 3. Толкование сновидений.- М.: Академический проект, 2007. - 512 с.

168. Фрейд 3. Я и Оно. М.; Харьков, 2001.

169. Фрингс М. Феноменологическая теория интерсубъективности М. Шелера // Философская антропология Макса Шелера. Под ред. Дорофеева Д. Ю.. СПб.:Алетейя, 2011.-568 с.

170. Фуко М. Археология знания. - Киев: Ника-центр, 1996.

171. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос: социология, антропология, метафизика. - Вып. 1., М.: Прогресс, 1991.

172. Фуко М. История безумия в классическую эпоху - СПб.: Университетская книга, 1997.

173. Фуко М. История сексуальности. Забота о себе. Т.З. - М., 1999.

174. Фуко М. Надзирать и наказывать - М.: Ad Marginem, 1999

175. Фуко М. Использование удовольствий - М., 2004.

176. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. - СПб.: A-KA-cad, 1994 -488 с.

177. Фуко М. Что такое автор? // Лабиринт. Эксцентр. 1991. №3

178. Фуре В.Н.Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. - Мн.: ЗАО «Экономпресс», 2000, - 224 с.

179. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике. -М.: Изд-во «Весь мир», 2002

180. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб, Наука, 2000, - С.258.

181. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь мир», 2003. - 416 с.

182. Хабермас Ю. Разум, демократия, нравственность. 2-е изд. - М.: Наука, 1992. -176 с.

183. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки политической теории. - СПб.: Наука, 2001.-400 с.

184. Хайдеггер М. Бытие и время. - M.: Ad Marginem, 1997. - 451 с.

185. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. -447 с.

186. Харре Р. Социальное построение собственных «Я» // Синтаксические и семантические исследования неэкстенсиональных логик. - М., Наука, 1989.

187. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии, 1994, № 10.

188. Шевцов К.П. Продолжение в дргом. (Реконструкция медиа-пространства) -СПб.: Санкт-Петербургское философ.общ-во, 2009- 216 с.

189. Шелер М. Место человека в космосе // Проблема человека в западной философии - М., 1988.

190. Шелер М. Ordo Amoris / Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. -С. 341377.

191. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избранные тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

192. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. - М., 1993

193. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом, М„ РОССПЭН, 2004. - 1056 с.

194. Шюц А. Теория интерсубъективности Шелера и всеобщий тезис альтер эго // Избранное: Мир, светящийся смыслом, М., РОССПЭН, 2004.

195. Эбнер Ф. Слово и духовные реальности // От Я к Другому. Сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. М., 1997.

196. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

197. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Соч. в 2т., T.l. -М.: Мысль, 1965. С. 77788.

198. Юнг К.-Г. Aion. Исследование феноменологии самости. -М., 1997 . - 330 е..

199. Ясперс. Общая психопатология. М.,1997. - 1056 с.

200.

201.

202.

203.

204.

205.

206.

207.

208.

209.

210.

211.

212

213.

214

215

216

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Andrieu В. La neurophilosophie. - P.: Press univ. de France, 1998

Arendt, Hannah, The human condition, Chicago: University of Chicago press, 1958

Austin J. Philosophical Papers. Oxford, 1962.

Baars Bernard, J. Understanding Subjectivity: Global Workspace Theory and Resurrection of the Observing Self // Jornal of Conscioness Studies, 3, No.3,16, pp. 211-216.

Budwig N., The linguistic marking of agentivity and control in child language in Journal of Child Language,16,1989, P.273-274.

Butler, J. Sovereign performatives in the contemporary scene of utterance in Critical Inquiry, 23 (2), Winter, 1997. P. 117/

Benhabib, Seyla, Situating the Self: gender, community and the postmodernism in contemporary ethics, New York: Routledge, 1992.

Benjamin, Jessica, The Shadow of the Other (Subject): Intersubjectivity and Feminist Theory in "Constellations", Vol. 1, №2, 1994.

Baker, Lynne Rudder. Persons and Bodies: A Constitution View. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

Baker, Lynne Rudder. What Am I? Philosophy and Phenomenological Research 59, 1999. P. 151-159.

Clark, Stephen R.L., Social, Moral and Metaphysical Identities in "Personalist Forum", 8 (Supplements), 1992.

Crane T. The intentional structure of consciousness // Consciousness. Ed. By Smith Q., Jokic A. - Oxford univ. press, 2003.

Dillon, Robert, Respect and care: toward moral integration in Canada Journal of philosophy, 22,1992.

Degrazia, David. Are We Essentially Persons? Olson, Baker and a Replay. // The Philosophical forum, Volume XXXIII, No. 1, Spring 2002. P. 101-120.

Dennett D.C., Consciousness Explained, Boston, M.A.: little Brown, 1991.

Dennett D.C., The Self as a Center of Narrative Gravity // F.Kessel, P.Cole & D. Johnson (Eds.), Self and Consciousness: Multiple Perspective, Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992.

217.

218.

219.

220.

221.

222.

223.

224.

225.

226

227

228

229

230

231

232

Dictionary of Narratology, A. Lincoln: University of Nebraska Press, 1987.

Featherstone, M. Undoing Culture. Globalisation, Postmodernism and Identity. Sage Publications, 1995. P.l.

Frankfurt, Harry, Freedom of the will and the concept of person in Journal of Philosophy, 68, 1971

Flax Jane, Thinking Fragments: Psychoanalysis: Feminism and Postmodernism in Contemporary West, Berkley & Los Angeles: University of California Press, 1990

Gallop Jane, The Daughters's Seduction, Ithaca: Cornell,1982.

Glynn, Simon. Identity, Perception, Action and Choice in Contemporary and Traditional "No-Self' Theories // Proceedings of the 20th World Congress of Philosophy, 1998.

Glynn, Simon. The Freedom of the Deconstructed Postmodern Subject // Continental Philosophy Review, Vol.35, No.l, (March 2002) pp.61-76.

Glynn, Simon. Understanding Others: The Structure and Dynamivs of Interpersonal and Cross-Cultural Communication // Proceedings of the Fifth (bi-annual) Japanese / American Phenomenology Conference, (Sendi, Japan: Tohoku University, 1996), pp. 57-71.

Glynn, Simon. A Critique of Reductionism in the Human and Social Sciences // European Philosophy and the Human and Social Sciences, ed. Simon Glynn, (Aldershot: Gower, 1986), pp. 104-136.

Goffman E., Frame Analysis, New York: Harper and Row, 1974.

Goffman E., Forms of Talk, Oxford: Blackwell, 1981.

Gillet Grant, A Discursive Account of Multiple Personality Disorder in "Philosophy, Psychiatry and Psychology", 4:3, 1997.

Gergen K., The Saturated Self, New York: Basic Blackwell, 1991.

Geertz C. From the Native's Point of View: On the Nature of Antropological Understanding //Local Knowledge: Further Essays in Interpretive Anthropology. New York, 1983. P. 68-70.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. F.a.M., 1981. Bd.l. Habermas J. Theory and Practics, Boston, 1973.

233. Habermas J. What is Universal Pragmatics// Communication and the Evolution of Society. - London: Heinemann, 1989.

234. Harre, Rom, Social being, Oxford, Blackwell, 1979.

235. Harre Rom, The Singular self: An Introduction to the Psychology of Personhood, London: Sage Publications, 1998 .

236. Harre, Rom, Personal being. A theory for individual Psychology, Oxford, Basil Blackwell Publisher Limited, 1983.

237. Harre Rom, Introduction: the second cognitive revolution in American Behavioral Science, 36,1992. P.7/

238. Harre, R., Muhlausler, P., Pronouns and People, Oxford: Blackwell,1990. P. 112.

239. James W. Principles of Psychology (1890). Harvard University Press, 1983.

240. Kim E. The mihd-body problem after fifty years // Current isues in philosophy of mind. Ed. By O'Hear A. - Cambridge: Cambridge univ. press, 1998. - P. 3-22.

241. Lewis, David. Survival and Identity // The Identities of Persons, ed. Amelie Rorty. Berkeley: University of California Press, 1976, P. 17-40.

242. Lumsden, Simon. Deleuze, Hegel and the transformation of subjectivity of subjectivity // The Philosophical forum, Volume XXXIII, No. 2, Summer 2002.- P. 143-158.

243. Ochs, E., Shieffelin, B., Language acquisition and socialization: Tree developmental stories and their implications // R. Shweder and R. Levine (Eds.) Culture theory: Essay on mind, self, and emotions, Cambridge: Cambridge University Press, 1984

244. Olson E., Personal Identity // The Blackwell Guide to the Philosophy of Mind, ed. by S. Stich and T. Warfield, Oxford: Blackwell, 2003.

245. McGinn, C. The mysterious flame. L.: Basic books, 1999.

246. Maclntyre, A., After Virtue, London: Duckworth, 1981.

247. Mead G. Mind, Self and Society: from the standpoint of a social behaviorist. -Chicago: University of Chicago Press, 1967

248. Noonan, Harold. Personal Identity. London: Routledge, 1989.

249. Nozick, Robert. Philosophical Explanations. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981, Ch. 1.

250. Parfit, D. Reasons and Persons. Oxford University Press., 1986

251. Perry, John. Can the Self Divide? // Journal of Philosophy N. 69, 1972, P. 463^88.

252. Ryle, G. The Concept of Mind. Harmondsworth. 1976.

253. Searle, J. Intentionality. Cambridge, 1983.

254. Searle, J. Minds, Brains and Science. Cambridge, Mass., 1984.

255. Sheler, M. The Nature of Sympathy, London: Routledge & Kegan Paul, 1954. P. 274.

256. Shotter, John, Conversational Realities, London: Sage, 1993.

257. Shotter, J. & Gergen K., (Eds.), Social accountability and the social construction of "you" // Text of Identity, London: Sage Publications,1989.

258. Shotter, John The Social Construction of our "Inner" Lives in Journal of Constructivist Psychology, No. 10,1997. P. 126-127

259. Schmiesing, Kevin E. The Context of Economic Personalism. // Journal of Markets and Morality 4, no. 2 (Fall 2001.p. 1)

260. Strawson, G. The Self // Journal of Conscioness Studies, 4, No. 5/6,1997, Pp. 405428.

261. Strawson Peter F., Individuals: An Essay in Descriptive Metaphysics, London, 1959.

262. Stuhr John J. Genealogical Pragmatism: Philosophy, Experience, and Community. Albany, NY: State University of New York Press, 1997. Pp. 300

263. Turkle ,S. Life on the Screen: Identity in the Age of Internet. New York, Simon and Shuster, 1994. P. 10

264. Unger, Peter. Identity, Consciousness, and Value. New York: Oxford University Press, 1990.

265. Van Inwagen, P. What do we refer to when we say "I" // Metaphysics. / Ed. By Gale R.M. - Oxford: Blackwell, 2002.

266. Whiting, J. E. The non-branching form of "what matters" / Metaphysics. / Ed. By Gale R.M. - Oxford: Blackwell, 2002.

267. Zahavi, Dan. Intersubjectivity // S. Luft, Overgaard O. Routledge Companion to Phenomenology. London: Routledge, 2011.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.