Когнитивный аспект метафорического переноса в структуре художественного текста (на материале поэзии Редьярда Киплинга) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Куприянова Светлана Александровна
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 244
Оглавление диссертации кандидат наук Куприянова Светлана Александровна
Введение
Глава 1. Теория метафоры: исторический и структурный аспекты
Раздел 1.1 Теории метафоры до ХХ века
1.1.1 Риторическая теория
1.1.2 Теория замещения
1.1.3 Теория о суппозициях
1.1.4 Теория иррациональности
1.1.5 Теория изначального метафорического тождества
1.1.6 Теория всеобщей метафоричности истин
Раздел 1.2 Теории метафоры ХХ-ХХ1 веков
1.2.1 Теория идеального логического языка
1.2.2 Теория речевого акта
1.2.3 Теория ассиметрии
1.2.4 Иконическая теория
1.2.5 Концепция сходства
1.2.6 Интеракционистская теория
1.2.7 Теория языковых оппозиций
1.2.8 Теория эмоционального напряжения
1.2.9 Теория метафорического мышления
1.2.10 Теория фреймов
1.2.11 Теория аффекта
1.2.12 Когнитивные теории
1.2.12.1 Теория метафоры канала связи
1.2.12.2 Теория иерархии глубинных познавательных структур
1.2.12.3 Теория концептуальной метафоры
1.2.12.4 Теория инвариантности
1.2.12.5 Теория иерархических концептуальных метафор
1.2.12.6 Теория метафорических моделей
1.2.13 Дискурсивные теории метафоры
1.2.13.1 Теория ментальных пространств
1.2.13.2 Теория концептуальной интеграции (блендинга)
1.2.13.3 Теория текстовых миров
1.2.13.4 Теория возможных миров
1.2.13.5 Теория метафорического фрактального дерева
1.2.14 Теория интертекстуальности
1.2.14.1 Теория маркированности интертекстуальных связей
1.2.14.2 Теория метатропов
1.2.14.3 Теория метафоризации интертекста
1.2.15 Семасиологические теории
1.2.15.1 Теория регулярной семантической многозначности
1.2.15.2 Динамическая теория метафоры
1.2.15.3 Теория специфики денотата языковой метафоры
1.2.16 Корпусный лингвистический анализ метафоры
1.2.16.1 Конкорданс
1.2.16.2 Дескрипторная теория
1.2.17 Лингвокультуроведческие теории метафоры
1.2.17.1 Теория культурной коннотации
1.2.17.2 Теория диссипативных структур и фракталий
Выводы по Главе
Глава 2. Методологические основы изучения когнитивных особенностей
метафорических переносов поэзии Р. Киплинга
Раздел 2.1 Научные подходы к изучению киплинговских метафорических
переносов
2.1.1 Когнитивно-дискурсивный подход к изучению метафорических переносов
2.1.2 Когнитивно-стилистический (лингвопоэтический) подход к
изучению метафорических переносов
2.1.2.1 Когнитивно-стилистические исследования в зарубежном языкознании
2.1.2.2 Когнитивные исследования в отечественной стилистике
2.1.3 Психолингвистический подход к изучению метафорических переносов
2.1.4 Аксиологический подход к изучению метафорических переносов
2.1.5 Формализованный подход к изучению метафорических переносов ... 93 Раздел 2.2 Научные методы изучения метафорических переносов в поэзии
Р. Киплинга
2.2.1 Метод концептуального анализа в парадигме когнитивно-дискурсивного подхода
2.2.2 Сопоставительный анализ лексикографических источников
2.2.3 Метод ассоциативного эксперимента
2.2.4 Метод семантического дифференциала
2.2.5 Стратегия деконструктивного чтения
2.2.6 Метод контент-анализа
2.2.7 Принципы выдвижения
Раздел 2.3 Функции метафоры
Выводы по Главе
Глава 3. Эмпирические основания исследования метафорических
переносов в поэзии Р. Киплинга
3.1 Специализированные метафорические сети как основа когнитивно-дискурсивного анализа поэтического произведения
3.2 Роль прецедентных текстов в лингвопоэтическом переосмыслении метафорических образов поэзии Р. Киплинга
3.3 Исследование методом ассоциативного эксперимента вариативности объема концепта QUEEN, определяемой поэтическими метафорами Р. Киплинга
3.4 Выявление аксиологических особенностей художественного образа королевы в поэтическом дискурсе Р. Киплинга методом семантического
дифференциала (СД)
3.5 Лингвистический анализ стихотворного произведения Р. Киплинга
'The Ballad of Boh Da Thone' методом контент-анализа
Выводы по Главе
Заключение
Список литературы
Приложение А (А-1, А-2)
Приложение Б (Б-1, Б-2)
Приложение В (В-1, В-2)
Приложение Г (Г-1, Г-2)
Приложение Д (Д-1, Д-2)
Приложение Е (Е-1, Е-2)
Приложение Ж (Ж-1, Ж-2)
Приложение З (З-1, З-2)
Приложение И (И-1, И-2)
Приложение К (К-1, К-2)
Приложение Л (Л-1, Л-2)
Приложение М (М-1, М-2)
Приложение Н (Н-1, Н-2)
Приложение П (П-1, П-2)
Приложение Р
Приложение С (С-1)
Приложение С продолжение (С-2)
Приложение Т(Т-1, Т-2)
Приложение У (У-1, У-2)
Приложение Ф (Ф-1, Ф-2)
Приложение Х (Х-1, Х-2)
Приложение Ц (Ц-1, Ц-2)
Приложение Ш (Ш-1, Ш-2)
Приложение Щ (Щ-1)
Приложение Щ продолжение (Щ-2)
Приложение Э (Э-1)
Приложение Э продолжение (Э-2)
Приложение Ю
Приложение Я
Приложение
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Когнитивно-метафорическая репрезентация концептуальных структур Life/Жизнь и Death/Смерть в поэтическом дискурсе (на материале поэзии Дилана Томаса и Сильвии Плат)2020 год, кандидат наук Шарышова Наталья Викторовна
Метафорические модели смыслообразования поэзии романтизма2002 год, кандидат филологических наук Новикова, Вера Павловна
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ (на материале художественной прозы Д. Рубиной)2015 год, кандидат наук Сахарова Елена Александровна
Перевод метафорических единиц на материале произведений Дж. Стейнбека2009 год, кандидат филологических наук Приказчикова, Елена Владимировна
Метафора как основной троп поэтической речи: на материале англоязычной поэзии XX века2006 год, кандидат филологических наук Оганьян, Анна Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Когнитивный аспект метафорического переноса в структуре художественного текста (на материале поэзии Редьярда Киплинга)»
Введение
Работа посвящена исследованию когнитивно-дискурсивных, когнитивно-стилистических и аксиологических особенностей метафорических переносов в стихотворениях английского поэта Редьярда Киплинга. Центральная проблема исследования связана с изучением метафоры как основы для формирования концепта, в том числе и художественного, при этом отмечается способность метафор образовывать в сознании читателя специализированные метафорические сети, в рамках которых может модифицироваться объем концептов, организованных фреймами/слотами (субфреймами), возникающими в ходе кодирования и декодирования замысла авторского дискурса. Также в исследовании изучаются вопросы формирования оценочных суждений в сознании реципиентов в процессе их восприятия авторских метафорических переносов.
Актуальность исследования определяется его практической направленностью. Посредством изучения ассоциативных реакций, на метафоры-стимулы, возможно эффективно выявлять и изучать синтагматические и парадигматические связи авторского поэтического дискурса, их отражение в сознании читателей; наблюдать измeнения во фрeймо-слотовых структурaх художественных концептов и анализировать стилистические и аксиологические следствия этих модификаций.
Степень разработанности темы диссертации. Особо значимыми для нашей работы мы считаем теорию П. Верта с ее ключевыми понятиями мегаметафора Extended metaphor) и микрометафора (single metaphor) [Werth, 1994]; теорию Дж. Гевинс, по которой метафоры способны образовывать новые концептуальные пространства - бленды (blended worlds) [Gavins, 2007], гипотезу «метафорического фрейма» С.А. Хахаловой [Хахалова, 2011].
Кoгнитивная лингвистика, рассмaтривает метафору как языковое явление, неотделимое от сознания человека. В рамках когнитивно-дискурсивного подхода, под концептом мы понимаем означенный в языке национальный
образ, понятие, символ, осложненный признаками индивидуального представления [Колесов, Пименова, 2017].
По утверждению В. А. Масловой структурированное и полное описание концепта проходит несколько этапов В своей научной работе мы, придерживаемся алгоритма описания концепта, предложенного ученым.
Вслед за Е.С Кубряковой и О. В. Александровой, мы понимаем дискурс как когнитивный процесс, связанный с реальным речепроизводством, созданием речевого произведения [Кубрякова, Александрова, 1997], a текст так конечный результат процесса речевой деятельности, выливающийся в определенную законченную (и зафиксированную) форму [Кубрякова, Александрова, 1997]. Мы, как и Ж. Н. Маслова, отмечаем, что шэтический дискурс мoжно считать ментaльной репрезентацией индивидуaльной «поэтической картины мира» [Маслова, 2009] его aвтора.
Концептуальная картина - базис языковой картины мира определенной культуры в целом, поэтому она представляет собой основу и для авторской/ поэтической картины мира. Шд картишй мира мы мдразумеваем особое образование, постоянно участвующее в познании мира и задающее образцы интерпретации воспринимаемого [Кубрякова, 2004].
В рамках лингвопоэтического подхода к изучению метафоры, последняя рассматривается как стилистически маркированная когнитивная модель [Simpson, 2004], которая является базовым элементом информационного кванта [Арнольд, 2014] и способна варьировать объем и содержание концепта [Аверинцев, 2001; Ахманова, 2019; Липгарт, 2007], выступать в роли «поэтической формулы» [Кузьмина, 1999].
В пределах психолингвистического подхода, как утверждает К. Харди, метафора, являясь одним из механизмов процесса познания, с одной стороны, и когнитивной моделью, с другой стороны, может рассматриваться как ключевой смыслоформирующий элемент, способный образовывать в авторском дискурсе семантические констеляции [Hardy, 1998] (относительно нашего исследования, мы предлагаем термин специализированные метафорические
сети), которые, в свoю очередь, мoгут объединяться в разноуровневые семантические сети, в границах которых объем (художественных) концептов может модифицироваться.
Кроме того, метафорические следствия, имеющие выраженный ассоциативный характер, как и другие ассоциации, по мнению В. А. Пищальниковой могут рассматриваться как часть значения.
В контексте аксиологического подхода интересна точка зрения В. А. Марьянчик, о том, что следует разделять мнятия «оценочшсть» и «юценка» [Марьянчик, 2013].
Согласно формализованному подходу к изучению метафоры [Минский, 1979, 1988], можно рассматривать поэтические произведения как формальнологические образования. При этом, метафора понимается нами как своеобразный «дескриптор» [Баранов, 2018] (смысловая доминанта), выделяющий явление или объект по характерным признакам, что делает возможным выявление определенных метафорических моделей и изучение их роли в дискурсе.
Целью исследования является интегративное изучение когнитивно-дискурсивных, когнитивно-стилистических и аксиологических особенностей метафорических переносов в поэтическом дискурсе Р. Киплинга.
Объектом исследования является поэтический дискурс, созданный Р. Киплингом.
Предметом исследования в нашей работе выступают имплицитные чувственные и эмотивно-оценочные смыслы, определяемые в ассоциативных реакциях испытуемых при восприятии последними метафор-стимулов, а также, связанных с этими ассоциативными реакциями возможных модификации фреймов концептов в киплинговском поэтическом дискурсе, стилистических эффектов, и тональностей дискурса.
Научная гипотеза состоит в предположении, что метафорические переносы, создавая в произведениях автора определенные функциональные совокупности (специализированные метафорические сети), выполняют роль
базовых лингвистических параметров, образующих и моделирующих объем и содержание концептов, в том числе художественных, создавая, при этом, особый аксиологический контекст и формируя специфический киплинговский стилистический инвариант.
Задачи исследования:
• провести сравнительно-сопоставительный анализ научно-философской литературы по теме исследования, разработать и применить методический комплекс для проведения ассоциативного эксперимента, позже обработав и проанализировав его результаты;
• верифицировать идею о способности метафор выстраивать новые концептуальные пространства, а также выявить и описать особенности имплицитных дискурсивных и эмотивно-ценностных смыслов, стилистических эффектов, возникающих в сознании читателей в процессе восприятия метафорических переносов Р. Киплинга;
• установить и описать особенности содержания фреймо-слотовых структур художественных концептов Р. Киплинга и определить степень рефреймирования концептов в сознании испытуемых;
• выявить и описать закономерности взаимосвязи категорий «оценочность» и «оценка» в сознании реципиентов при восприятии метафорических переносов;
• составить и описать стереотипный аксиологический портрет художественного образа 'queen';
• установить и описать наиболее характерные для стихотворений Киплинга функции метафорических переносов, выявить и описать основные источники, типы и стилистические эффекты метафорических аналогий Р. Киплинга, возникающие в сознании читателей в процессе восприятия ими интертекстуальных явлений в стихотворениях автора;
• охарактеризовать степень конвенциональности авторских метафорических конструкций и верифицировать идею о выраженной
метафорической природе мышления посредством использования количественных методов.
Научная новизна исследования
Экспериментально
1. выяснено, что метафоры способны формировать новые концептуальные пространства и объединяться в специализированные метафорические сети, тем самым активизировать когнитивный процесс в сознании читателей и формировать необходимые знания для адекватного понимания авторского дискурса;
2. выполнена попытка доказать эффективность метафорических сетей, создаваемых комплексом метафорических переносов при формировании в сознании читателей оценочных векторов и стилистических тональностей при восприятии поэтических произведений Киплинга;
3. установлено, что метафоры способствуют процессам изменения содержания объема и рефреймирования концептов;
4. установлена необходимость разделения категорий «оценочность» и «оценка» при анализе метафорических переносов;
5. установлено, что в процессе оценивания метафора является контекстной доминантой, играющей ключевую роль в формировании аксиологического вектора исследования дискурса;
6. выявлено, что в киплинговском поэтическом дискурсе метафоры, по большей части, выполняют объяснительную функцию, иллюстрируя активную социальную позицию автора;
7. установлено, что метафора, действительно, эффективный инструмент, данный человеческому сознанию для критического осмысления окружающей действительности.
8. при интерпретации результатов контент-анализа установлено, что метафоры, действительно, могут выступать в роли «дескрипторов», то есть являются контекстными доминантами.
Теоретическая ценность исследования состоит в разработке нового универсального интегративного подхода к изучению метафорических переносов, который позволяет рассматривать последние как важную смыслопорождающую категорию, характеризующуюся, при этом, значимыми стилистической и аксиологической составляющими, позволяющими обнаружить специфику читательского восприятия суггетивности художественных образов и способствовать более точному пониманию смысловой таксономии автора, определению особенностей идиостиля поэта, более глубокому пониманию киплинговской картины мира, учитывая выраженную билингвальную природу последней.
Практическая значимость данной интегративной научной работы определяется допустимостью создания широко специализированных курсов для лингвистов, слушателей высшей школы; а также, внедрения инновационных научных проектов в области таких филологических дисциплин как метафорология, психолингвистика, социолингвистика, стилистика, прикладная лингвистика и многих других отраслей языкознания.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения теорий о метафоре [Хахалова, 2011; Чудинов, 2001, 2020; Якобсон, 1975, 1990; Gavins, 2007; Werth, 1994, 1999]; исследования в области когнитивной лингвистики [Колесов, Пименова, 2017; Кубрякова, 1997; 2004; 2012; Кушнерук, 2019; Стернин, 2001; Постовалова, 1988; Телия, 1986, 1996, 1999]; научные работы в области когнитивной стилистики [Аверинцев, 2001; Арнольд, 2014; Ахманова, 2019; Клушина, 2008, 2018; Липгарт, 1996, 1997; Лушникова, Осадчая, 2019; Харченко, 2016; Cook, 1994; Simpson, 2004; Stockwell 2014]; исследования в психолингвистике [Залевская, 1999, 2014; Мазирка, 2008; Пищальникова, 2005; Hardy, 1998]; исследования в области аксиологической теории [Арутюнова, 1988; Вольф,1988, 2019; Марьянчик 2013]; научные работы по исследованию текстов как формально-логических образований [Алпатов, 2018; Баранов, 2001, 2018; Валуйцева, 2012; Засорина, 1974; Минский, 1979,1988].
Методы исследования
• сравнительный, сопоставительный, дедуктивный, индуктивный, анализ, синтез, метод интроспекции и др.);
• метод концептуального анализа, фреймового моделирования, метод ассоциативного эксперимента ((АЭ): свободного (САЭ) и направленного (НАЭ)), метод семантического дифференциала (СД), метод контент-анализа, метод интерпретации;
• применены известные принципы выдвижения и стратегия деконструктивного чтения.
Эмпирической базой исследования являются результаты «АЭ, проведенного на базе МГОУ (Московский государственный областной университет) со студентами лингвистического и романо-германского факультетов 4-го курса бакалавриата. В исследовании участвовали 100 респондентов с равными исходными позициями (возраст, родной язык, образование, место проживания и т.д.)» [Куприянова, Мазирка, 2020]. Однако, при подведении эксперимента, не удалось в полном объеме исследовать гендерный параметр, ввиду малочисленности участников мужского пола.
С этими же респондентами проводился и один из этапов эксперимента методом семантического дифференциала, в результате чего удалось составить стереотипный образ ключевого художественного персонажа Киплинга -королевы, отраженный в сознании испытуемых.
Произведение Р. Киплинга 'The Ballad of Boh Da Thone' [Kipling (b), Электронный ресурс] было проанализировано методом контент-анализа с использованием компьютерного программного обеспечения.
Обоснованность и достоверность полученных в исследовании результатов обеспечивается:
1. достаточным количеством изученного научного теоретического материала (166 источников);
2. количеством информантов (100 респондентов);
3. применением специального программного обеспечения:
• «Microsoft Excel 2010, надстройка - Пакет анализов» [Куприянова, Мазирка, 2020]
• TextAnalyst 2.0 - персональная система автоматического анализа текста;
4. использованием специализированных интернет-ресурсов (ассоциативных и толковых словарей)
• http : //wordnetweb.princeton.edu/perl/webwn
• http : //rali.iro .umontreal .ca/word-associations/query/
• https : //dictionary.cambridge.org/ru/
• https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english
• https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
• https://www.webster-dictionary.org/definition/
Всего было проанализировано около 437 страниц художественного текста, из которых для эмпирического исследования была отобрана 51 страница. Для свободного ассоциативного эксперимента (САЭ) отобрано 50 слов-стимулов; для направленного ассоциативного эксперимента (НАЭ) отобраны 50 метафор-стимулов; для исследования методом семантического дифференциала (СД) отобрано 30 метафор-стимулов в результате чего удалось составить стереотипный образ ключевого художественного персонажа Киплинга - королевы.
Объем анализируемого материала (с общим числом реакций испытуемых) составил: САЭ - 5 000 реакций, НАЭ - 5 000 реакций, СД - 18 100 реакций). Методом контент-анализа было исследовано стихотворение 'The Ballad of Boh Da Thone' [Kipling (b), Электронный ресурс].
Положения, выносимые на защиту
1. Метафоры - нелинейные и динамичные когнитивно-стилистические образования, организованные концептами, фреймами и слотами, образуя специализированные метафорические сети, упорядочивают хаос многочисленных миров участников коммуникации, активизируя в сознании
людей когнитивный процесс, структурируя и согласовывая языковой опыт последних, а также их эмоциональную сферу и экстралингвистические знания, что способствует адекватному восприятию всеми коммуникантами конкретного дискурсивного события.
2. Метафоры могут выполнять роль интегрирующих контекстных доминант и формировать в сознании реципиентов особые оценочные векторы, ведущие читателей к пониманию глубинных смыслов и стилистических тональностей художественного дискурса.
3. Следует разделять категории «оценочность» и «оценки», поскольку оценивая метафорический образ, читатель одновременно актуализирует его, как и свой личный эмпирический опыт.
4. Для метафорических переносов киплинговского поэтического дискурса характерна их объяснительная функция (что позволяет автору имплицитно сообщать читателям свои целевые установки на возможные варианты решения предлагаемых вниманию аудитории, как правила, острых социальных проблем.
Апробация работы: Основные тезисы научного исследования были представлены на международных научных и научно-практических конференциях в МГОУ: Международная научно-практическая конференция «Значимые личности в языке и культуре: научное наследие Августа Шлейхера»; Международная научная онлайн-конференции молодых учёных «Наука на благо человечества - 2020» (20-24 апреля 2020 г.); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Дискурсивные практики в современном мире» (27 ноября 2020 года).
Содержание работы отражено в 5 статьях, 3 из которых опубликованы в центральных журналах и сборниках, рекомендованных ВАК РФ для публикаций аспирантов.
Структура диссертации определяется содержательно функциональными характеристиками исследования и состоит из Введения, трех глав, выводов по каждой из них, заключения, библиографического списка (166 наименований), и
с количеством письменного текста на 192 страницах и приложениями на 49 страницах.
Основное содержание работы
Во Введении описана степень разработанности изучаемого вопроса, описаны актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цель и задачи научной работы, указаны методы исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, указаны данные по апробации работы.
Предмет исследования тесно связан с теорией метафоры, поэтому первая глава посвящена рассмотрению исторических, философских и научных вопросов, оказавших непосредственное влияние на формирование теории метафоры, начиная с работ античных философов до последних современных разработок.
Во второй главе подробно рассматриваются основные научные подходы к изучению метафоры: когнитивно-дискурсивный, лингвопоэтический (когнитивно-стилистический), психолингвистический, аксиологический и формализованный; методы; стратегии и принципы, применяемые в исследовании. Кроме того, во второй главе определяются основные терминологические категории, используемые в научной работе.
В третьей главе представлены результаты проводимых эмпирических исследований, в частности, ассоциативного эксперимента, позволившего уточнить фреймо-слотовые структуры анализируемых концептов; а также анализируются имплицитные смыслы, отраженные в сознании читателей при взаимодействии диалогичных текстов в стихах Р. Киплинга; методом семантического дифференциала составлен аксиологический портрет киплинговского художественного образа 'queen'; методом контент-анализа исследуется стихотворение 'The Ballad of Boh Da Thone' [Kipling (b), Электронный ресурс].
В заключении диссертации содержатся основные выводы по результатам теоретических и практических исследований. Проведенное экспериментальное
исследование позволило решить все поставленные задачи и подтвердить гипотезу.
В списке литературы указываются научные и художественные источники, электронные ресурсы, справочные материалы, использованные автором при работе над темой.
В Приложениях представлены: список анализируемых метафор-стимулов; примеры опросных листов для ассоциативного эксперимента; количественные результаты эксперимента; количественные данные контент-анализа.
Глава 1. Теория метафоры: исторический и структурный аспекты Раздел 1.1 Теории метафоры до ХХ века
В процессе эволюции философской и научной мысли понимание такого сложного и одновременно значимого и популярного выразительного средства как метафора прошло достаточно долгий путь - от риторической фигуры, преображающей речь оратора, до когнитивного механизма человеческого сознания, выполняющего ведущую роль в познании окружающей действительности и в репрезентации индивидуальной и коллективной картин мира. В лингвистике метафора рассматривалась в разных аспектах: как троп, как средство номинации, как процесс, в результате которого появляются новые смыслы, как способ категоризации действительности. В этой связи, изучались содержание метафоры, природа ее возникновения и реализации, ее функции и семантические аспекты, что привело к возникновению многочисленных теорий и концепций относительно ее когнитивной дееспособности.
1.1.1 Риторическая теория
Данная теория рассматривает такое явление как метафора, прежде всего, как отклонение от языковой нормы, не признавая ее мощного когнитивного потенциала. Основные положения этой теории были сформулированы Аристотелем, который в свое время рассматривал проблему языка и стиля, в основном, через призму практического применения последних. Философ определяет место метафоре в разделе поэтики и риторики и рассматривает процесс ее создания, прежде всего, как некое умение оратора говорить правильно: «Меткий ум усматривает сходство в вещах, даже очень различных» [Аристотель, 2000, с.186]. Аристотель допускает использование метафор в логических размышлениях, но только в качестве инструмента убеждения.
Вслед за своим учителем (Аристотелем), Теофраст придерживается традиционных требований к ораторской речи, установленных греками: «достоинство стиля заключается в ясности» [Цит. по: Меликова-Толстая, 1936, с. 82]. Кроме того, он обращает внимание на способность метафоры образовывать новые смысловые значения в языке.
Цицерон, в свою очередь, также определяет метафору как источник формирования новых значений при отсутствии необходимых понятий в языке. Тем не менее, Цицерон подчеркивает, что впоследствии метафоры «стали во множестве применяться ради услаждения» [Цит. по: Меликова-Толстая, 1936, c. 216], тем самым продолжая традиции риторической теории Аристотеля.
1.1.2 Теория замещения
В рамках субститутивного подхода, метафора рассматривается как «эллиптическая аналогия», под которой понимается простая лексическая замена, основанная на отношениях подобия. Метафорические выражения используются вместо эквивалентных им буквальных выражений. Метафора является своего рода «переименованием («реноминацией») и «субституцией» [Москвин, 2018, с. 128]. В процессе «реноминации» образуются коннотации, которые «попадают в один ассоциативный ряд с соответствующей прямой номинацией» [Там же. С.129]. Таким образом, метафорическое выражение может замещать синонимичную ему буквальную номинацию.
Квинтилиан впервые предлагает дифференцировать метафору и аналогию, обратив особое внимание на то, что первая может замещать слово. Будучи наиболее известным представителем субститутивного подхода, философ характеризует метафору как 'brevior similitude' («эллиптическая аналогия») [Цит. по: Mooij, 1976, р. 29], определяя ее номинативную функцию как первостепенную. Он утверждает, что основное назначение метафоры -назвать каждый предмет или явление, окружающие человека.
Следовательно, можно утверждать, что античные философы, признавали сложную природу метафоры, равно как и взаимосвязь человеческого сознания и реального мира. Однако традиционная, установленная Аристотелем модель метафоры представляет собой лишь перенос лексического значения слова, но никоем образом не затрагивает процесс мышления. Мыслители утверждали, что разум и объект существуют независимо друг от друга, и только в момент речи объект обращается к разуму, поэтому для античности употребление метафор сводилось, прежде всего, к выполнению ими функций красноречия и убеждения.
1.1.3 Теория о суппозициях
В период средневековья ядром духовной жизни человека становится вера. Жизнь средневекового человека заполняют концептуальные метафоры религиозного содержания, помогающие постичь человеку смысл бытия. Они были неотделимы от культуры, образа жизни и традиций людей и настолько были привычны их сознанию, что не воспринимались как нечто образное.
Уильям Оккам, номиналист, является сторонником дуальной природы истины. По мнению философа, гносеологический процесс невозможен без suppositio, то есть особого «состояния подразумевания чего-либо» [Цит.по: Курантов, Стяжкин, с. 19]. В классификации суппозиций ученого присутствует и «суппозиция в несобственном смысле» [Там же. С. 19], к которой он относит антомасию, метафору и синекдоху, прямо указывая на их способность ко вторичной номинации.
Таким образом, уже во времена средневековья учеными рассматривалась такая возможная взаимосвязь языка и мышления, ярчайшим примером которой является метафора.
1.1.4 Теория иррациональности
Философы Нового времени, прямо или косвенно, заявляют о наличии в понятии метафора некоторого бессознательного, не поддающегося рассудку, но имеющего ассоциативный характер; и этот аспект метафоры дает ей возможность влиять на ход рассуждений и мыслей человека. Теория иррациональности рассматривает метафору как алогичное явление, не вписывающееся в научный контекст, и не способное адекватно выражать научную мысль. Согласно данной концепции, метафора была отнесена к разделу эмоционального и чувственного и имела право на существование исключительно в художественных текстах.
Сторонниками данной теории были представители рационализма Р. Декарт, Г. Лейбниц и Б. Спиноза. В свою очередь, Р. Декарт, в поисках «ясности» истины, указывает на «присутствие в языке смутных, размытых художественных образов, продуктов субъективности, стоящих по другую сторону от истинного знания» [Цит. по: Барышников, 2010, с. 29], что однозначно, выражает отрицательное отношение приверженцев рационализма к любым алогичным языковым явлениям.
Представители эмпиризма, коими являются Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Дж. Локк, также подчеркивают неоднозначность и двусмысленность такого явления как метафора. По мнению Т. Гоббса, «рассуждать при их помощи -значит бродить среди бесчисленных нелепостей, результат же, к которому они приводят, есть разногласие и возмущение или презрение» [Цит. по: Арутюнова, 1990, с. 11].
Со своей стороны, Дж. Локк также видит в метафоре источник неадекватного толкования мыслей. По его разумению, научные рассуждения, должны избегать слов с переносным значением, так как подобные слова могут привести к недопониманию. Очевидно, что и сторонниками эмпиризма метафора рассматривалась как явление иррациональное.
Приверженец агностицизма Дэвид Юм, отрицал какую-либо возможность постижения мира человеком, указывая на ограниченный характер человеческого познания. Однако, для теории метафоры является важным предположение философа о наличие некой природной «связи между отдельными идеями» [Юм, 1996, с. 43]. Более того, ученым были определены «принципы связи или ассоциации», основанные на трех свойствах «сходства, смежности и причинности — единственными узами, связывающими наши мысли и производящими то правильное течение мышления или речи, которое в большей или меньшей степени свойственно всему человечеству» [Там же. С. 43].
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Метафорические модели и их переводческие трансформации в художественном тексте: лингвокогнитивный аспект2019 год, кандидат наук Плотников Иван Викторович
Когнитивная метафора английского публицистического медиа-текста online формата: на материале публицистики экономического кризиса 2008 - 2012 гг.2013 год, кандидат наук Калугина, Юлия Владимировна
Метафора как механизм когнитивно-дискурсивного моделирования действительности: на материале художественных текстов2006 год, доктор филологических наук Калашникова, Лариса Валентиновна
Функционирование метафорических концептуальных систем в текстах современной англоязычной прозы: На материале художественной литературы2000 год, кандидат филологических наук Чес, Наталья Анатольевна
Языковая объективация семантической сферы «искусство» в поэтических текстах Ю. Левитанского, Б. Окуджавы и Д. Самойлова2019 год, кандидат наук Матвеева Наталья Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Куприянова Светлана Александровна, 2021 год
Список литературы
1. Аверенцев С.С. Классическая греческая философия как явление историко литературного ряда // От слова к смыслу. Проблемы тропогенеза. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 87 с.
2. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ: монография. М.: РГИУ, 2007. 286 с.
3. Алпатов В.М. История лингвистических учений: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Алпатов, 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 452 с.
4. Амирова, Т.А. История языкознания: учебное пособие / Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский. 2-е издание, стереотипное. М.: Академия, 2005. 672 с.
5. Апресян Ю.Д., Интегральное описание языка и системная лексикография. Избранные труды. Т.П. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 766 с.
6. Аристотель Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука, 2000. 346 с.
7. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов/ И.В. Арнольд. 12-е изд. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 384 с.
8. Арутюнова Н.Д. Вступительная статья //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред. ) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
9. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 230 с.
10. Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики: монография/под ред. В.А. Пищальниковой. М.: Р. Валент. 2019. 200 с.
11. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. изд. стереотипное. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 296 с.
12. Балашова Л.В. Русская метафора: прошлое, настоящее, будущее. М.: Языки славянской культуры, 2014а. 496 с.
13. Балашова, Л.В. Русская метафорическая система в развитии: XI-XXI вв. / Л.В. Балашова. М.: Рукописные памятники Древней Руси: Знак, 2014b. 632 с.
14. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360 с.
15. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика: учеб. пособие. / А.Н. Баранов. 6-е изд., стер. М.: ФЛИНТА: Наука, 2018. 592 с.
16. Барышников П.Н. Миф и метафора: Лингвофилософский подход. СПб.: Алетейя, 2010. 215 с.
17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
18. Белозерова Н.Н., Чуфистова Л.Е. Когнитивные модели дискурса: учебное пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. 256 с.
19. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2002. 1346 с.
20. Бирдсли М. Метафорическое сплетение //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник /пер. с анг. фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
21. Блэк М. Метафора. //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник /пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
22. Бовина И.Б. Семантический дифференциал/И.Б.Бовина// Социальная психология. Практикум. / под ред. Т.В. Фоломеевой. М.: Аспект пресс, 2006. С. 90-104.
23. Бодуэн де Куртенэ И.А. О задачах языкознания // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т.1. С.203-221.
24. Буянова Л.Ю. Концепт «душа» как основа русской ментальности: особенности речевой реализации // Культура. 2002. № 2(80) [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.rsu.ru/n80/cult80_1.htm (дата обращения 18.03.2020).
25. Валуйцева И.И. К вопросу об истоках формализации языка /Сборник научных трудов, посвященных юбилею проф. Марчука Ю. Н./коллектив авторов. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 132 с.
26. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 407 с.
27. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций / пер. с итал. "REFL-book"-"HCA" Москва-Киев 1994, /пер. и комментарии А.А. Губера. "Port-Royal", 1994. 369 с.
28. Витгенштейн Л. Избранные работы / пер. с нем. и англ. В. Руднева. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. 440 с.
29. Витковский Е.В. Империя по имени Редьярд Киплинг. //Семь морей. Ранние сборники, 1889-1911. Стихотворения. М.: Престиж Бук, 2015. 480с.
30. Вольф Е.М. Метафора и оценка // Метафора в языке и тексте / отв. ред. В. Н. Телия. М.: Наука, 1988. С. 52-65.
31. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 278 с.
32. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка: пособие по курсу общего языкознания: учеб. пособие. изд. 3-е. М.: ЛЕНАНД, 2018. 176 с.
33. Гальперин И.Р. О понятиях «стиль» и «стилистика» //Вопросы языкознания. М.: 1973, №3. С. 14-25 [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/galperin-73.htm (дата обращения 09.05.2020).
34. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. изд. 4-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. 144 с.
35. Гениева Е.Ю. Киплинг // История всемирной литературы. Т. 8. М., 1994. С. 381-383. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/literature3/genieva-94.htm (дата обращения 24.08. 2017).
36. Гируцкий А.А. Общее языкознание: учебник / А.А. Гируцкий. Минск: Вышейная школа, 2017. 238 с.
37. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков; М.: Изд. группа «РА—Каравелла», 2001. 320 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=94 (дата обращения: 29.12.2019).
38. Гудмен Н. Метафора — работа по совместительству //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник /пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
39. Джусупов Н.М. Когнитивная стилистика: современное состояние и Актуальные вопросы исследования // Вопросы когнитивной лингвистики Тамбов: 2011. №3 С. 65-76. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-stilistika-sovremennoe-sostoyanie-i-aktualnye-voprosy-issledovaniya (дата обращения 21.03.2020).
40. Долинин А.А. Редьярд Киплинг, новеллист и поэт. Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения //состав. А.А. Долинин, авторский сборник. Л.: Худ. лит., Ленингр. отд., 1989. 368 с.
41. Домбровская Е.Я. Джозеф Редиард Киплинг // Зарубежная литература ХХ века. (1871-1917): учебник для студентов филол. фак. пед. ин-тов / под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. М.: Просвещение, 1989. 414 с.
42. Дэвидсон Д. Что означают метафоры? //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
43. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ дис. ... докт. филол. наук: Москва: Институт языкознания РАН, 2004. 692
с. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/3302329/page:47/ (дата обращения: 30.12.2019).
44. Жирмунский В.М. Вокруг «Поэтики» ОПОЯЗА/ Поэтика. Сборники по теории поэтического языка. Пгрд. 1919. [Электронный ресурс]. URL: http://www.opojaz.ru/zhirmunsky/vokrug.html дата обращения (дата обращения 04.04.2020).
45. Залевская А.А.Введение в психолингвистику: учебник для студентов вузов, обучающихся по филологическим специальностям. М: РГГУ, 1999. 349 с.
46. Залевская А.А. Интерфейсная теория значения слова: психолингвистический подход. London: the International Academy of Science and Higher Education (IASHE), 2014. 180 рр.
47. Засорина Л.Н. Введение в структурную лингвистику: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1974. 319 с.
48. Кавинкина И.Н. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка. Анализ гендерных стереотипов в коммуникации: монография. / И.Н. Кавинкина. Saarbruchen: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 177 c.
49. Кассирер Э. Сила метафоры. //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник /пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
50. Климовская Г.И. Лингвопоэтика: учеб. пособие. / Г.И. Климовская. 2-е изд., перераб. М.: ФЛИНТА, 2019. 232 с.
51. Клушина Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000-2008 гг.): автореф. дис. ... докт. филол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 2008. 57 с.
52. Клушина Н.И. Медиастилистика: монография / Н.И. Клушина. М.: Флинта, 2018. 184 с.
53. Колесов В.В., Пименова М.В. Введение в концептологию: учеб. пособие. изд-е 4-е, стереотип. М.: Флинта; Наука, 2017. 248 с.
54. Кондратьева О.Н. Диахроническая метафорология (когнитивно-дискурсивный аспект): монография. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2015. 238 с.
55. Краткий словарь когнитивных терминов/сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина/общ. ред. Е.С. Кубрякова. М.: Изд-во МГУ, 1996. 245 с.
56. Кубрякова Е.С., Александрова А.В. Виды пространства текста и дискурса // Категоризация мира, пространства и времени. М.: Диалог-МГУ, 1997. С.3-13.
57. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т. языкознания. М.: Языки славянской культуры 2004. 578 с.
58. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та Омск: Омск- гос. унт., 1999. 268 с.
59. Кумарасвами А., Нобель М. Мифы буддизма и индуизма М.: Центрполиграф, 2010. 288 с.
60. Куприянова С.А. Исследование стихотворения Р. Киплинга «Баллада О Бо Да Хоне» методом контент-анализа //Значимые личности в языке и культуре: научное наследие Августа Шлейхера [Электронный ресурс]: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Москва, 19 октября 2018 г.) / Редкол.: Г.Т. Хухуни (отв. ред.), Е.П. Савченко (отв. сек.). Электрон. текстовые дан. (6, 54 Мб). М.: ИИУ МГОУ, 2018а. С. 139-153. Систем. требования: Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36890853 (дата обращения 20.02.2021).
61. Куприянова С.А. Когнитивно-дискурсивный анализ метафорических конструкций в стихотворении Р. Киплинга 'The Ballad of East and
WestV/Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2017. №5. С. 54-66.
62. Куприянова С.А. Роль интертекста в метафорическом и стилистическом переосмыслении поэтических образов Редьярда Киплинга//Вестник Московского государственного областного университета. Серия Лингвистика. 2018б. № 6. С. 37-50.
63. Куприянова С.А., Мазирка И.О. Оценочные смыслы поэтических метафор Р. Киплинга в рамках концепта QUEEN и их роль в создании когнитивно -стилистических эффектов // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 1. C. 258-270.
64. Курантов А.П., Стяжкин Н. И. Уильям Оккам М.: Мысль, 1978. 191 с.
65. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка. Seminars in Stylistics: учеб. пособие. / В.А. Кухаренко. 8 изд. стереотип. М.: Флинта, 2016. 184 с.
66. Кушнерук С.Л. Когнитивно-дискурсивное миромоделирование: опыт сопоставительного исследования рекламной коммуникации: монография. / С. Л. Кушнерук. М.: Флинта, 2019. 368 с.
67. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем //Арутюнова Н. Д. и М. А. Журинская (Общ. Ред. ) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
69. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования: монография / Волгоградский государственный университет/ под общ. ред. С.Г. Воркачева. Волгоград: ВолГУ, 2007. 400 с.
70. Липгарт А.А. Лингвопоэтическое исследование художественного текста: Теория и практика, на материале английской лит., XVI—XX вв.: дис. ... докт. филол. наук. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. 377 с. + прил. (с. 378-656).
71. Липгарт А.А. Методы лингвопоэтического исследования. М.: Московский Лицей, 1997. 221 с.
72. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трёх томах. Статьи по семиотике и типологии культуры. Т. 1. Таллин: Александра, 1992. 472 с.
73. Лушникова Г.И. Английский язык. Стилистика. The power of stylistics: учеб. пособие/Г.И. Лушникова, Т.Ю. Осадчая. М.: ИНФРА-М, 2019. 189 с.
74. Мазирка И.О. Психолингвистические основы вербальной характеристики личности и языковой картинымира героев художественной литературы: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Москва: Военный университет МО РФ, 2008. 40 с.
75. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ. Ред. ) Теория метафоры: Сборник/пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
76. Малевинский С.О. Лингвистические мифы и основания реалистической лингвистики: монография. /С.О. Малевинский. 3-е изд., стереотипное. М.: Флинта, 2018. 224 с.
77. Малкина С.М. Стратегии деконструктивистской герменевтики в западноевропейской философии XX в. автореф. дисс. ... канд. философ. наук. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2004. 17с.
78. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке: дис. ... докт. филол. наук. Москва: Московский гос. ун-т печати им. Ивана Федорова, 1996. 552 с.
79. Марьянчик В.А. Аксиологическая структура медиа-политического текста(лингвостилистический аспект): автореф. дис. ... докт. филол. наук. Архангельск: ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», 2013. 36 с.
80. Маслова В.А. Концептуальные основы современной лингвистики: учеб. пособие / В.А. Маслова. М.: ФЛИНТА, 2019. 332 с.
81. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
82. Маслова Ж.Н. Концептуализация в поэтическом тексте //Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: коллектив. моногр/ гл.ред. сер. Е.С. Кубрякова, отв. ред. вып. Н.Н. Болдырев М.: Инт языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. 460 с.
83. Меликова - Толстая С.В. Античные теории художественной речи / под. ред О.М. Фрейденберг Античные теории языка и стиля. Л.: ОГИЗ, 1936. 343 с.
84. Мигуренко Р.А. Метафора в неклассических интерпретациях // Известия Томского политехнического университета. Т 313. № 6. 2008. С. 95- 98.
85. Миллер Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры //Арутюнова Н. Д. и М. А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
86. Минский М. Фреймы для представления знаний / пер. с англ. М.: Энергия, 1979. 152 с.
87. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного// Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка /пер. с англ. /сост. и ред.: В.В. Петров, В.И. Герасимов. М.: Прогресс, 1988. 320 с.
88. Москвин В.П. Русская метафора: Очерк семиотической теории М.: Издательство ЛКИ, 2018. 200 с.
89. Никитин М.В. О семантике метафор// Вопросы языкознания М.: Издательство «Наука», 1979. №1. С. 91-102.
90. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле [Электронный ресурс]. URL: http://nizshe.ru/tvor/proza/proza.html (дата обращения 13.02. 2017).
91. Новиков А.Л., Новикова И.А. Метод семантического дифференциала: теоретические основы и практика применения в лингвистических и психологических исследованиях Вестник РУДН, Серия Теория языка. Семиотика. Семантика. 2011 №3 С. 63-70. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-semanticheskogo-differentsiala-teoreticheskie-osnovy-i-praktika-primeneniya-v-lingvisticheskih-i-psihologicheskih (дата обращения 07.05.2020).
92. Ортони Э. Роль сходства в уподоблении и метафоре. //Арутюнова Н. Д. и М. А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник. /пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
93. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 176 с.
94. Петренко В.Ф. Метод семантического дифференциала. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2021 (последняя редакция: 18.01.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7035 (дата обращения 22.12.20).
95. Петров В.В. Метафора: от семантических представлений к когнитивному анализу// Вопросы языкознания. 1990. №3. С. 135-138.
96. Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики: курс лекций. М.: Ин-т языкознания РАН; МГЛУ, 2005. 296 с.
97. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека. // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. / под. ред. Б.А. Серебренникова и др. М.: Букинистика, 1988. С.8-69.
98. Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: /пер. с фр. / общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 240 с.
99. Резанова З.И. Языковая и дискурсивная картина мира - аспекты соотношений // Сибирский филологический журнал. 2011. № 3. С. 184194.
100. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.
101. Рикёр П. Живая метафора //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; М.: Прогресс, 1990. 512 с.
102. Ричардс А. Философия риторики //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой; М.: Прогресс, 1990. 512 с.
103. Серль Дж. Метафора //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред. ) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
104. Складчикова Н.В. Межъязыковые отношения метафор: учеб. пособие. Кемерово.: КемГУ, 1987. 364 с.
105. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 152 с.
106. Скребнев Ю.М. Очерк теории стилистики: учеб. пособие/ Ю.М. Скребнев. М.: Флинта: Наука, 2016. 240 с.
107. Скуратовская М.В. Сокровища Британской Монархии. Скипетры, мечи и перстни в жизни английского двора. М.: Алгоритм, 2014. 320 с. [Электронный ресурс]. URL: http://e-libra.su/read/509897-sokrovischa-britanskoy-monarhii-skipetry-mechi-i-perstni-vzhizni-angliyskogo-dvora.html (дата обращения: 23.06.2019)
108. Соссюр Ф. Труды по языкознанию /пер. под ред. А.А. Холодовича М.: Прогресс, 1977. 696 с.
109. Стернин И.А. Методика исследования структуры концепта / И.А. Стернин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. С. 58 -65.
110. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 143 с.
111. Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и её экспрессивно-оценочная функция/В.Н. Телия//Метафора в языке и тексте. М.: 1988. С. 26-52.
112. Телия В.Н. Русская фразеология: семантический, прагматический, и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
113. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие. /Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1999. 334с.
114. Тынянов Ю.Н. Сочинения: В 3т. / Вступит. ст. и примеч. Б. Костелянца Т.1. М.: ТЕРРА, 1994. 612 с.
115. Уилрайт Ф. Метафора и реальность //Арутюнова Н.Д. и М.А. Журинская (Общ.ред.) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
116. Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке / предисл. И.П. Смирнова. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 400 с.
117. Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт итертекстуальности. изд. 4-е. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 280 с.
118. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике: сборник статей. М.: Прогресс, 1988. Вып. XXIII: Когнитивные аспекты языка. С. 53-93
119. Философские теории /(пер. с англ. А. Карноушко; науч. ред. Н. Волков; под ред. Б. Лёвер; вс. ст. С. Лоу). М.: РИПОЛ классик, 2013. 160 с.
120. Харченко В.К. Функции метафоры: учеб. пособие. изд-е 5-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. 104 с.
121. Хахалова С.А. Метафора: техника и идеология: научное издание / С.А. Хахалова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер: Филология. 2011. № 2 (14). С. 126-131.
122. Чайка Е.П. Создание миров: предъявление путей референции // Эстетика и культурология. 2009. С. 57-68 [Электронный ресурс]: URL: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/18271/1/iuro-2009-70-06.pdf (дата обращения 21.06.2020).
123. Чернявская В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учебное пособие. изд. стереотип. М.: ЛЕНАНД, 2018. 200 с.
124. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учебн. пособие / А.П. Чудинов. 6-е изд., стер. М.: Флинта, 2020. 256 с.
125. Юм Д. Сочинения в 2 т. Т. 2 / пер. с англ. С.И. Церетелии др.; Примеч. И.С. Нарского. 2-е изд. дополн. испр. М.: Мысль, 1996. 799 с.
126. Юрлова Е.С. Женщины Индии. Традиции и современность. М.: Институт востоковедения РАН, 2014. 520 с.
127. Якобсон Р.О. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений. //Арутюнова Н. Д. и М.А. Журинская (Общ.ред. ) Теория метафоры: Сборник/ пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
128. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: , ,за" и , ,против". Сборник статей. /под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова М.: Прогресс, 1975. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/jakobson-75.htm (дата обращения 03.06.2018).
129. Cook G. Discourse and Literature Oxford: Oxford University Press, 1994. 285 р.
130. Deignan A. The evaluative properties of metaphors // Researching and applying metaphor in the real world Amaterdam/Philodelphia: John Benjamins Publishing Company, Human Cognitive Processing, 2010. Volume 26. xii, 385 p.
131. Entman R.M. Framing: Toward clarification of a featured paradigm. //The Journal of Communication, 1993. 43 (4). Р. 51-57. [Электронный ресурс]. URL:
https ://is. muni. cz/el/1423/podzim2018/POL256/um/Entman_1993_FramingTo wardclarificationOfAFracturedParadigm.pdf (дата обращения 09.03.2020).
132. Fauconnier G., Turner М. Conceptual blending, form and meaning // Сайт TECFA University of Geneva. 2003. Р. 57-86. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https: //tecfa. unige. ch/tecfa/maltt/cofor- 1/textes/Fauconnier-Turner03. pdf (дата обращения 22.06.20).
133. Fauconnier G., Turner М. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind's Hidden Complexities New York: Basic Books, 2002, xvii + 440 p.
134. Gavins J. The Text World Theory: An Introduction. Edinburgh Univ. Press, 2007. 193 p.
135. Gavins J., Stockwell P. About the heart, where it hurt exactly, and how often // Language and Literature. 2012. 0(0). Р. 1-18. [Электронныйресурс]. URL: https: //www. academia. edu/1524594/_About_the_heart_where_it_hurt_exactly _and_how_often_ (дата обращения 14.02.2020).
136. Hardy Ch. Networks of meaning: a bridge between mind and matter. Wesport, CT: Praeger/Greenwood, 1998. 244 p.
137. Karlin D. Introduction/ Rudyard Kipling Stories and Poems, UK, Oxford University Press, 2015. 752 p.
138. Kovecses Z. Metaphor: A Practical Introduction, Second Edition Oxford: Oxford University Press, 2010. 375 р.
139. Kovecses Z. Metaphor universals in literature //Электронное издание literary-universals.uconn.edu 2018. [Электронныйресурс]. URL: https: //www. academia. edu/35844972/Metaphor_universals_in_literature (дата обращения 16.02.20).
140. Lakoff, G., Turner М. More Than Cool Reason: A Field Guide to Poetic Metaphor. Chicago: University of Chicago Press. 1989. 237 p.
141. Mooij J. J. A. A Study of Metaphor. Amsterdam-New York-Oxford: Noth-Holland Publishing Company, 1976. 196 р.
142. Musolff A. Metaphor scenarios in public discourse // Metaphor and symbol, 2006. Volume 21 (1). Р. 23-38. [Электронный ресурс]. Систем. требование: Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s15327868ms2101_2 (дата обращения 19.02.20)
143. Ortony A. Beyond literal similarity // Psychological rev. Charlston, 1979, vol.86,3. Р. 161-180.
144. Reddy M. J. The conduit metaphor: A case of frame conflict in our language about language. In A. Ortony (Ed.), Metaphor and Thought. Cambridge: Cambridge University Press. 1979. Р. 284-310
145. Ricoeur P. The Rule of Metaphor: Multi-disciplinary Studies of the Creation of Meaning in Language (University of Toronto Romance Series). London New York: Routledge, 2003. 454 р.
146. Simpson P. Stylistics: A Resource Book for Students. London: Routledge, 2004. 247 р.
147. Stockwell Р. Cognitive stylistics / Harrison C. and Stockwell, P. 'Cognitive poetics', in J. Littlemore and J. R. Taylor (eds) The Bloomsbury Companion to Cognitive Linguistics. London: Bloomsbury, 2014. Р. 233-245.
[Электронный ресурс]. URL:
https://www.academia.edu/8764593/Cognitive_stylistics (дата обращения 09.05.2020).
148. Werth P. Extended metaphor: a text world account//Language and Literature, 1994. Volume 3. issue 2. Р. 79-103. [Электронный ресурс]. Систем. требование: Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/096394709400300201 (дата обращения 09.05.2020).
149. Werth P. Text Worlds: Representing Conceptual Space in Discourse. London: Longman, 1999. 390 p.
150. Cambridge Academic Content Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https: //dictionary.cambridge. org/ru/словарь/английский/queen (дата обращения: 27.12.2019).
151. Collins Online English Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/queen (дата обращения: 28.07.2019).
152. Oxford Advanced Learner's Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www. oxfordlearnersdictionaries. com/definition/english/queen_1?q=que en (дата обращения: 27.12.2019).
153. Webster's Online Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://www.webster-dictionary.org/definition/Queen (дата обращения: 27.12.2019).
154. Kipling R. (a) Ave Imperatrix [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_ave.htm (дата обращения: 28.07.2019).
155. Kipling R. (b) The Ballad of Boh Da Thone [Электронный ресурс]. URL: http: //www. kiplingsociety.co. uk/poems_bohdathone. htm (дата обращения 10.09.18).
156. Kipling R. (c) The Ballad of East and West [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_eastwest.htm (дата обращения:
24.01.2017)].
157. Kipling R. (d) The Bells and Queen Victoria [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_bellsvic.htm (дата обращения: 28.07.2019).
158. Kipling R. (e) The Betrothed [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_betrothed. htm (дата обращения
11.06.2018)
159. Kipling R. (f) The Looking Glass [Электронный ресурс]. URL http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_lookinglass.htm (дата обращения: 28.07.2019).
160. Kipling R. (g) The Widow at Windsor [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_widowatwindsor.htm (дата обращения: 28.07.2019).
161. Kipling R. (h) The Queen's Men [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_queensmen.htm (дата обращения: 28.07.2019).
162. Kipling R. (i) Young Queen [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/poems_youngqueen.htm (дата обращения: 23.06.2019).
163. Manzoni A. The Betrothed London: Printed by A. Srottiswoode, 1834. 452 p. [Электронный ресурс]. URL:
https://archive.org/stream/betrothed00manzuoft#page/n3/mode/2up (дата обращения 12.06.2018).
164. McGivering J. The Betrothed, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kiplingsociety.co.uk/rg_betrothed1.htm (дата обращения 12.06.2018).
Список электронных ресурсов
165. WordNet Search - 3.1 // URL: http://wordnetweb.princeton.edu, (дата обращения 09.05.20).
166. Query of Word Association Norms // URL: http://rali.iro.umontreal.ca/word-associations/query/ (дата обращения 09.05.20).
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
1. 'East is East, and West is West, and never the twain shall meet' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс]
2. 'When two strong men stand face to face, though they come from the ends of the earth! [The Ballad of East and West, Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
А-2 Таблица классификации реакций (концепт civilisation)
Количество
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально- не выявлены 0
функциональный
3 Функциональный warrior (воин) 76
Позитивные характеристики
4 Партитивно- hero (герой) 10
аксиологический Негативные характеристики
не выявлены
5 Статусно-ролевой leader(лидер) 2
opponent (оппонент) 12
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
1. 'The little jackals that flee so fast were feasting all in a row' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс].
2. 'The hound is kin to the jackal-spawn - howl, dog, and call them up!' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
Б-2 Таблица классификации реакций (концепт enemy)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально-функциональный distrust (недоверие) 19
humiliation (унижение) 18
^ntempt (презрение) 23
3 Функциональный не выявлены 0
4 Партитивно-аксиологический Позитивные характеристики
не выявлены 0
Негативные характеристики
еnmity (враждебность) 36
violence (насилие) 4
5 Статусно-ролевой не выявлены 0
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
1. 'And he has lifted the Colonel's mare that is the Colonel's pride' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс].
2. 'The Colonel's son has taken horse, and a raw rough dun was he, With the mouth of a bell and the heart of Hell and the head of a gallows- tree [The Ballad of East and West, Электронный ресурс].
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
В-2 Таблица классификации реакций (концепт struggle)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
Ментально-функциональный сontradiction (противостояние) 52
2 шпШ^ (конфликт) 28
retribution (возмездие) 20
3 Функциональный не выявлены 0
Позитивные характеристики
4 Партитивно- не выявлены 0
аксиологический Негативные характеристики
не выявлены 0
5 Статусно-ролевой не выявлены 0
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
'No talk shall be of dogs,' said he, 'when wolf and grey wolf meet' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
Г-2 Таблица классификации реакций (концепт ally)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально- dignity (достоинство) 23
функциональный honour(честь) 22
respect (уважение) 19
3 Функциональный rival (соперник) 36
Позитивные характеристики
4 Партитивно- не выявлены 0
аксиологический Негативные характеристики
не выявлены 0
5 Статусно-ролевой не выявлены 0
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Приложение Д (обязательное) Д-1 Образец опросного листа концепт state (мегаметафора fathers and sons)
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
'A gift for a gift," said Kamal straight; "a limb for the risk of a limb". 'Thy father has sent his son to me, I'll send my son to him!' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
Д-2 Таблица классификации реакций концепта state (мегаметафора fathers and sons)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
honesty (честность) 8
2 Ментально- friendship (дружба) 9
функциональный justice (справедливость) 13
respect (уважение) 17
3 Функциональный partnership (партнерство) 34
agreement (договор) 12
Позитивные характеристики
4 Партитивно- не выявлены 0
аксиологический Негативные характеристики
не выявлены 0
5 Статусно-ролевой brothers (братья) 7
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Приложение Е (обязательное) Е-1 Образец опросного листа концепт state (мегаметафора fathers and sons)
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
'They have looked each other between the eyes, and there they found no fault. They have taken the Oath of the Brother-in-Blood on leavened bread and salt [The Ballad of East and West, Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
Е-2 Таблица классификации реакций концепт state (мегаметафора fathers and sons)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально- friendship (дружба) 23
функциональный trust (доверие) 4
3 Функциональный brotherhood (братство) 46
cooperation (сотрудничество) 9
Позитивные характеристики
4 Партитивно- не выявлены 0
аксиологический Негативные характеристики
не выявлены 0
5 Статусно-ролевой relatives (родственники) 18
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
'Now here is thy master,' Kamal said, 'who leads a troop of the Guides...' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
Ж-2 Таблица классификации реакций концепт state (метафора master)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально-функциональный responsibility (ответственность) 11
confidence (уверенность) 8
3 Функциональный leader(руководитель) 22
patron (покровитель) 11
4 Партитивно-аксиологический Позитивные характеристики
reliable (надежный) 7
Негативные характеристики
не выявлены 0
5 Статусно-ролевой mentor (наставник) 41
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
'And thou must harry thy father's hold for the peace of the Border-line' [The Ballad of East and West, Электронный ресурс].
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
З-2 Таблица классификации реакций концепт state (метафора harry father's hold)
Количество
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально-функциональный responsibility (ответственность) 12
3 Функциональный protection (защита) 28
Позитивные характеристики
Партитивно- peacefulness (миролюбие) 9
4 Негативные характеристики
аксиологический disloyalty (предательство) 3
destruction (разрушение) 2
5 Статусно-ролевой home (дом) 12
relations (отношения) 34
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
' The Betrothed [The Betrothed, Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
И-2 Таблица классификации реакций концепт The Betrothed (заголовок)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный wedding (свадьба) 54
happiness(счастье) 21
2 Ментально- love (любовь) 12
функциональный fidelity (верность) 11
destiny (судьба) 2
3 Функциональный не выявлены 0
Позитивные характеристики
4 Партитивно- не выявлены 0
аксиологический Негативные характеристики
не выявлены 0
5 Статусно-ролевой не выявлены 0
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
'You must choose between me and your cigar. Breach of Promise Case, circa 188' [The Betrothed, Электронный ресурс].
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
К-2 Таблица классификации реакций концепт The Betrothed (заголовок-эпиграф)
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции Количество реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально-функциональный selfishness (эгоизм) 47
jealousy (ревность) 29
foolishness (глупость) 13
3 Функциональный не выявлены 0
4 Партитивно-аксиологический Позитивные характеристики
не выявлены 0
Негативные характеристики
рretence (притворство) 11
5 Статусно-ролевой не выявлены 0
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
1. 'Here is a mild Manila — there is a wifely smile. 2. 'Counsellors cunning and silent — comforters true and tried 3. 'When they hear my harem is empty will send me my brides again' 4. 'Oldfriends, and who is Maggie that I should abandon you?' 5. 'If Maggie will have no rival., I'll have no Maggie for Spouse!' [The Betrothed. Электронный ресурс]
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
место жительства_, родной язык_.
Спасибо.
Л-2 Таблица классификации реакций концепт girls (метафора cigar)
Количество
№ Класс ассоциативных реакций Ассоциативные реакции реакций испытуемых
1 Визуально-функциональный не выявлены 0
2 Ментально-функциональный selfishness (эгоизм) 24
3 Функциональный не выявлены 0
Позитивные характеристики
affection (привязанность) 29
4 Партитивно- alternative (выбор) 27
аксиологический Негативные характеристики
disagreement (несогласие) 12
misunderstanding (непонимание) 8
5 Статусно-ролевой не выявлены 0
6 Характерологический не выявлены 0
7 Аффективно-эмотивный не выявлены 0
Стимул (метафорический микроконтекст) На какие отношения указывают следующие значения метафор? Запишите ответ словом или фразой. Опишите ваши настроение и чувства словом или фразой
'With only a Suttee's passion — to do their duty and burn' [[The Betrothed, Электронный ресурсЛ.
Укажите, пожалуйста: возраст_, пол_, образование_,
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.