Когнитивно-семантическая модель художественного пространства англоязычного произведения (на материале романа Иэна Макьюэна "Atonement") тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Семенова Полина Викторовна

  • Семенова Полина Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 162
Семенова Полина Викторовна. Когнитивно-семантическая модель художественного пространства англоязычного произведения (на материале романа Иэна Макьюэна "Atonement"): дис. кандидат наук: 10.02.04 - Германские языки. ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 2019. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Семенова Полина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА И КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА МНОЖЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ

1.1 Категория пространства в физическом, философском и литературоведческих аспектах

1.2 Категория пространства как антропоцентрическая парадигма

1.3 Художественное пространство как метапонятие когнитивной лингвистики

1.4 Художественное пространство как категория связности текста

1.5 Лингвокогнитивная категория пространства множеств

1.6 Метаязык описания художественного пространства литературного произведения

1.7 Проблема моделирования языковой информации о художественном пространстве произведения

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

ГЛАВА II. КОГНИТИВНЫЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ КАК НОСИТЕЛИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2.1 Семантический тип предиката как когнитивная и семантическая конструкция

2.2 Семантическая роль Субъекта как основа определения семантического типа предиката

2.3 Семантическая роль Объекта как уточняющий фактор определения семантического типа предиката

2.4 Когнитивная метафора как код художественного пространства

2.5 Когнитивная метонимия как продуктивное средство выражения художественного пространства литературного произведения

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II

ГЛАВА III. СТРУКТУРА КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА РОМАНА ИЭНА МАКЬЮЭНА "ATONEMENT"

3.1 Когнитивная сеть художественного пространства романа

3.2 Когнитивно-семантическая модель художественного пространства главных героев произведения

3.3 Когнитивно-семантическая модель художественного пространства военных событий произведения

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Когнитивно-семантическая модель художественного пространства англоязычного произведения (на материале романа Иэна Макьюэна "Atonement")»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию лингвистических способов выражения художественного пространства литературного произведения как фактора связности текста.

Пространство, будучи одной из самых значимых категорий человеческого миропонимания и бытия, является основой формирования сюжетной и идейной структур художественного текста, который в свою очередь трактуется как наиболее совершенная словесно-речевая форма систематизирования сведений об окружающем мире. Более того, пространство обладает способностью проявлять индивидуальный и эстетический характер художественной интерпретации реальности.

Художественное пространство (далее - ХП) в качестве основной структуры любого литературного произведения с давних пор привлекало внимание исследователей различных областей, таких как: литературоведение, философия и лингвистика текста. Интерес вызывает сам по себе многозначный термин «пространство». Многогранны и его связи с такими универсалиями, как «объект», «место», «язык», «текст».

На новом этапе становления теории ХП вопрос формирования образа ХП в произведениях литературы вызывает большой интерес, поскольку появляется возможность расшифровать систему представлений о реальном пространстве, свойственном человечеству конкретной исторической эпохи [Бахтин 1975; Лотман 1992]. Кроме того, вследствие появления когнитивной науки, которая занимается изучением способов и средств приема, обработки, передачи и хранения информации о действительности в сознании человека, возникает вероятность взглянуть иначе на средства репрезентации ХП и изучить более детально структуру и механизмы создания художественного образа.

На сегодняшний день актуальность исследований художественного пространства продолжает развиваться, использование методов и концепций

когнитивной лингвистики позволяет дать ответы на имеющие важное значение вопросы в современном лингвистическом научном знании. Один из таких вопросов касается декодирования языковых письменных знаков литературного текста, обусловливающих создание образа пространства у реципиента. Более того, стоят ли за языковыми единицами, принимающими участие в создании данного образа, какие-либо ментальные репрезентации.

Учитывая всё вышеизложенное, актуальность данного исследования обусловливается необходимостью дальнейшего изучения языковой репрезентации пространственных концептов в художественных текстах. Кроме того, актуальность определяется комплексным применением в данной работе таких новейших теорий современной лингвистики, как когнитивистика, Грамматика конструкций, теория семантических типов предикатов, а также теория пространства множеств.

Объектом исследования является художественное пространство современного англоязычного романа Иэна Макьюэна "Atonement".

Предметом исследования является когнитивно-семантическая модель художественного пространства произведения, представляющая собой совокупность языковых средств, задающих систему пространственных координат.

Материалом исследования послужил роман современного британского автора Иэна Макьюэна "Atonement".

Гипотеза исследования заключается в том, что модель художественного пространства литературного произведения представляет собой конечный набор когнитивно-семантических средств и вариативность лексических и иных средств прагматико-сценарного уровня.

Основной целью работы является построение и описание когнитивно-семантической модели художественного пространства произведения в виде типологии когнитивных и семантических средств его выражения на материале современного англоязычного литературного произведения Иэна Макьюэна

"Atonement". Для достижения цели диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть концепцию категории художественного пространства в соотношении понятий физического, философского, литературоведческого и лингвистического аспектов;

2) рассмотреть категорию «пространство множеств» как метаязыковое понятие, описывающее художественное пространство произведения;

3) рассмотреть когнитивную метафору и метонимию как средство формирования художественного пространства текста литературного произведения;

4) систематизировать выявленные лингвистические средства репрезентации художественного пространства в локализации событий и персонажей литературного текста в виде семантических типов предиката, семантических ролей в позиции субъекта, объекта и других участников ситуации;

5) выявить особенности художественного пространства литературного произведения Иэна Макьюэна "Atonement" как лингвистического текста;

6) описать целостную когнитивно-семантическую модель художественного пространства анализируемого литературного произведения.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическая и методологическая база диссертационного исследования основывается на фундаментальных концепциях отечественных и зарубежных ученых, что отражает степень научной разработанности рассматриваемой проблемы и затрагивает следующие области лингвистики и связанные с ней теории:

— исследования, нацеленные на рассмотрение ХП как способа представления картины мира разных культур и народов [Неклюдов 1972; Иванов 1975; Федоров 1988; Лотман 1992; Гачев 1994; Казакевич 2000; Лелеко 2002];

— труды ученых о функционировании ХП в различных жанрах литературы, например, в жанре летописи и сказки [Лихачев 1968; Цивьян 1974], в романе [Мотылёва 1974; Бахтин 1975; Шутая 1999], в жанре радиопьесы [Щерба 1981], в жанре былины [Лотман 1992], в повести [Шпетный 1979];

— теория антропоцентричности характера художественного пространства с неразрывной связью со временем и предметами, которые организуют его структурно [Каган 1974; Бахтин 1975; Тураева 1979; Панкевич 1983; Топоров 1983];

— теория локативности в языкознании [Кибрик 1992; Селиверстова, Маляр 1993; Газизова 1999; Дудочкина 1999; Пекар 2000; Никитина 2001; Юсупова 2006; Шабанова 2012; Дмитриева 2016; Leech 1974; Bennet 1975; Lindkvist 1976; Miller 1976; Johnson-Laird 1981; Talmy 1983; Hawkins 1984; Herskovits 1986; Coventry 1991];

— теория фреймов, сценариев [Минский 1979; Баранов 1987, 1989; Филлмор 1988; Langacker 1988, 1991, 2008];

— теория семантических типов предикатов [Щерба 1974; Чейф 1975; Селиверстова 1977, 1982, 2004; Булыгина 1980, 1982; Филлмор 1981; Сильницкий 1986; Сулейманова 1985; Васильев 1990; Апресян 1995; Шабанова 1998, 2012; Рахилина 2000, 2002; Падучева 2001, 2003; Ильчук 2005; Корнеева 2010; Кибрик 2012; Lakoff 1970; Lyons 1977; Cook 1979; Cruse 1986, 2004; Jackendoff 1993, 2002; Croft 2001, 2004];

— теория функционального значения пространственной предложной лексики [Маляр 1992, 1993, 1994; Газизова 1999; Дудочкина 1999, Селиверстова 2000; Пекар 2000, Дмитриева 2016; Lindkvist 1976; Miller 1976; Hawkins 1984; Herskovits 1986];

— теория пространства множеств [Селиверстова 1983, 2004, Сулейманова 1985, Костюшкина 2006; Гордиенко 2017];

— теория когнитивной метафоры [Телия 1988; Арутюнова 1990; Блэк 1990; МакКормак 1990; Болдырев 2000; Чудинов 2003; Лакофф, Джонсон 2004; Баранов 2014; Turner, Lakoff 1989; Fauconnier, Turner 2002; Zinken 2003; Steen 2011, 2013;]; теория метафорического моделирования, [Мишланова 2002; Скребцова 2002; Шейгал 2004; Кубрякова 2004, 2008; Кобозева 2009; Караулов 2010; Chilton 1995; Fauconnier, Turner 2002; Koller 2008; Gibbs 2011];

— теория когнитивной метонимии [Козлова 2001; Падучева 2001, 2003, 2004; Болдырев 2002; Трухановская 2009; Lakoff 1980, 1987; Croft 1993; Langacker 1991, 2008; Feyaerts, 1999; Dirven 2002; Talmy 2000; Peirsman 2006];

— теория когнитивных моделей, структурирующих процессы кодирования представлений о мире [Беляевская 1996; Лакофф 1996; Fauconnier 1985; Lakoff 1987; Fauconnier, Turner 1995].

В настоящей работе главным образом применяется гипотетико-дедуктивный метод исследования, что обеспечивает научно обоснованную организацию диссертации: соответствующую задачам исследования формулировку гипотезы, верификацию, анализ и обобщение полученных результатов. Кроме того, используется метод контекстуального анализа, метод семантического толкования и метод когнитивного моделирования.

Основные результаты данного исследования резюмированы в положениях, которые выносятся на защиту:

1. Когнитивно-семантическая модель ХП включает в себя следующие составляющие: семантические типы предикатов, семантические роли в позиции Субъекта и Объекта, сирконстантную информацию, включающую в себя семантику пространства множеств, когнитивную метафору и метонимию.

2. Лингвистическое выражение ХП описывается с помощью разработанного метаязыка семантики фрейма и его прагматического и сценарного развития.

3. Категория «пространство множеств» определяет функциональную характеристику пространственных координат текста, представляющих собой когнитивную сеть взаимоотношений личностных и социальных пространств героев, охваченных ценностным кодом автора, национальными и культурными концептами, представленными в произведении.

4. Художественное пространство как когнитивно-семантическая категория характеризует связность текста.

5. Языковые средства выражения ХП представляют собой разноуровневые единицы языка от слова до минимального текста.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

— впервые создается и описывается когнитивно-семантическая модель художественного пространства произведения;

— впервые ХП интерпретируется через категорию пространства множеств;

— впервые ХП интерпретируется через такие семантические категории, как семантический тип предиката, актантная рамка предиката, типология семантических ролей в позиции Субъекта и Объекта, других участников ситуации.

Теоретическая значимость диссертации связана с тем, что предложенная когнитивно-семантическая модель художественного пространства и ее корреляция с сюжетно-композиционной структурой романа являются матрицей кодирования и декодирования художественного текста. Установление конечного набора языковых средств на когнитивно-семантическом уровне указывает на системную организацию средств выражения ХП. Кроме того, обнаруженный репертуар когнитивных метафорических и метонимических концептов, стоящий за лингвистическими средствами репрезентации пространства, представляет собой значимый вклад в исследование механизмов концептуализации и категоризации предметов и явлений действительности в человеческом понимании и процедуры создания образной картины мира, отображенной в языке художественного произведения. Раскрытие когнитивных оснований построения художественного пространства в виде базовой фреймовой структуры и её прагматико-сценарного развития является вкладом в последующее совершенствование теории семантических типов предикатов, теории Грамматики конструкции, теории когнитивной метафоры и метонимии, теории пространства множеств, а также модельной лингвистики.

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что выявленная в работе когнитивно-семантическая модель ХП может быть применима к анализу любых художественных текстов. Это позволяет расширить темы диссертационных и выпускных квалификационных работ в области лингвистики. Обозначенный вид отношений между типом когнитивно-

семантической модели пространства и смысловой структурой литературного произведения может использоваться в лингвистических курсах по английскому языку. Более того, закономерности языковой концептуализации пространства и ее роль в построении ассоциативно-образной структуры литературного текста могут найти применение в практике преподавания английского языка, в языковых вузах на занятиях по аналитическому чтению. Систематизация механизмов репрезентации пространства в художественном тексте английского писателя представляется значимой для исследователей и преподавателей, работающих в области межкультурной коммуникации.

Апробация работы. Научные и практические результаты исследования были представлены в виде докладов и сообщений на XVII Региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа -педколледж - вуз» (Уфа, 2017); на V Международной научно-практической конференции «Диалог наук в XXI веке» (Уфа, 2018); на V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современных гуманитарных наук» (Екатеринбург, 2018); на Х1 Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки в современном мире» (Уфа, 2018); на XIII международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в науке и практике» (Самара, 2018); на V Международной научно-методической конференции «Межкультурная ^ Интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода» (Уфа, 2018), на V Международной научно-практической конференции «Инновационная наука в глобализующемся мире» (Уфа, 2018).

Основные результаты диссертации нашли отражение в двенадцати статьях, три из которых представлены в изданиях, включённых в реестр ВАК Минобрнауки РФ: «Вестник Пятигорского государственного университета» (Пятигорск, 2018), «Вестник Башкирского университета» (Уфа, 2018), «Вестник Пятигорского государственного университета» (Пятигорск, 2018).

Структура диссертационной работы обусловливается целью и определенными задачами, содержит введение, три главы, заключение, список

сокращений, список литературы. Во Введении обозначены предмет, объект исследования, аргументирована актуальность, определены цели и задачи, обозначены применяемые методы, сформулирована гипотеза исследования, положения, выносимые на защиту, отображена научная новизна диссертации и ее теоретическая и практическая значимость, изложена информация об апробации работы, охарактеризована структура диссертации.

В Главе I осуществляется обзор состояния проблемы исследования художественного пространства на сегодняшний день в рамках последних достижений отечественной и зарубежной науки в области филологии и когнитивной лингвистики с упором на антропоцентрический подход. ХП трактуется в терминах лингвокогнитивной категории «пространство множеств». В этой же главе характеризуются способы выражения пространства множеств на разных языковых уровнях. Детально разрабатывается метаязык исследования, вводятся основные метапонятия, необходимые для описания изучаемого концепта.

В Главе II рассматривается семантический тип предиката как когнитивная и семантическая конструкция, кодирующая и декодирующая пространственную семантику текста; а также анализируются метафорические и метонимические концептуальные структуры, принимающие участие в структурировании художественного пространства.

Глава III посвящена анализу компонентов художественного пространства, составляющих целостную когнитивно-семантическую модель ХП романа "Atonement". На базе полученных данных, отраженных в сводных таблицах, вычленяются основные элементы когнитивно-семантической модели художественного пространства текста, и разрабатывается инвариантная когнитивно-семантическая модель художественного пространства литературного произведения.

В Заключении подводятся итоги проведенного исследования, описываются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшего изучения

закономерностей в построении художественного пространства текстов разной функциональной направленности.

Список используемой литераторы содержит библиографию из 221 наименования по проблематике исследования, включающую в себя научные труды, использованные при написании диссертации, затрагивающие период становления теоретических парадигм, используемых в диссертационных исследованиях, а также работы отечественных и зарубежных исследователей за последние десятилетия и список сокращений.

ГЛАВА I.

КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА И КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА МНОЖЕСТВ В СОВРЕМЕННОМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ

НАУЧНОМ ЗНАНИИ

Наиболее значимой категорией для раскрытия понятия ХП является такая базовая категория познания, как пространство. В конце ХХ века, который характеризуется в отечественной лингвистике расцветом когнитивных направлений и их ключевых категорий, понятие пространства являлось основным вопросом многочисленных лингвистических работ [Кибрик 1970; Селиверстова 1983; Маляр 1994; Яковлева 1994; Апресян 1995; Шабанова 1998; Газизова 1999; Дудочкина 1999; Кубрякова 2000; Юсупова 2006; Фомина 2009; Стебелькова 2011; Vandeloise 1987 и др.]. Однако, несмотря на внушительное количество исследований и возрастающее внимание к данной проблеме, лингвистическое толкование понятия «пространство» не может быть раскрыто в полной мере. Многочисленные аспекты данного вопроса не получили достаточного освещения.

1.1 Категория пространства в физическом, философском и литературоведческих аспектах

Пространство традиционно рассматривается как объективная действительность, форма существования материи, имеющая протяженность и объем. Это реальность, в которой определяется положение физических тел, в которой происходит механическое движение, геометрическое перемещение различных физических тел и объектов [Потемкин 1990]. Пространство относится к ключевым категориям бытия и исследуется такими дисциплинами, как физика, природоведение, социология, философия, психология, филология и другими науками.

Издревле люди стремились сформулировать совокупность познаний о пространстве в своих творениях, например, в произведениях искусства. Поэтому литературные произведения характеризуются неоспоримой важностью для изучения сведений о действительности, сформированных в сознании человека в виде методов репрезентации представлений в произведениях искусства, например, пространственных образах возникших в художественных текстах [Топоров 1983].

В философии пространство трактуется как базовая форма существования материи, отражающая систему положения одновременно существующих объектов. Понимание пространства как порядка отношений объектов было типично для большого количества философских учений Древней Греции. Вопрос о пространственно-временном строении литературного произведения впервые упоминался в истории эстетики еще Аристотелем. В период классицизма категория пространства считалась второстепенной относительно категории времени и использовалась в произведении в качестве фона, обозначая место происходящих событий [Ньютон 1989].

Далее в эпоху Просвещения появляется важнейший и смелый труд по организации пространственно-временного континуума литературного произведения Г. Э. Лессинга «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», считающийся актуальным и в настоящее время. В соответствии с ньютоновской теорией о пространстве и времени автор данной работы предпринимает попытку разделить все виды искусства на «временные» и «пространственные». Согласно Г. Э. Лессингу: «... истинное содержание живописи - видимые тела, а истинное содержание поэзии - действие... поэзия должна изображать также тела, но лишь опосредованно, при помощи действия» [Лессинг 1957, с. 178]. Г. Гердер предложил иной взгляд на данную проблему, в корне отличающийся от идеи Г. Э. Лессинга. Он утверждал, что поэзия может существовать как во времени, так и в пространстве, чего нельзя сказать о живописи [Гердер 1959, с. 160].

Вышеупомянутые разногласия выдающихся деятелей о разделении видов искусств на пространственные и временные спровоцировали дискуссии в научных

кругах, продолжающиеся и по сей день. Виною тому считается неправильное отождествление понятий «произведение искусства» и «художественный образ», что влечет смешение реального пространства с ХП и невозможность разграничения произведения искусства и психологии автора и интерпретатора [Ингарден 1962].

Согласно положениям Г. В. Лейбница и И. Канта произведения искусства рассматривались в качестве единого организма. По мнению философов, невозможно не принимать во внимание свойства субъекта, воспринимающего структуру пространства и времени. Данное видение проблемы контрастирует с теорией И. Ньютона об абсолютизации времени и пространства, о существовании данных категорий вне зависимости друг от друга (подробнее о теории Ньютона см. раздел 1.2).

В исследованиях о пространстве литературного произведения прорывной мыслью считалось наблюдение И. Гёте о том, что ХП зависит от жанра произведения. К примеру, в трагедии персонаж устремлен вглубь своей сущности, переживает внутренние психологические проблемы, поэтому для описания происходящих событий обширные пространства не требуются [Гёте, Шиллер 1937, с. 380].

Благодаря интеграции прежде «антогонистических» философско-эстетических концепций художественного пространства в настоящее время в теориях эстетической науки наблюдается идеальный и иллюзорный образ ХП, его условная независимость от реальной действительности (пространства-времени). В первую очередь выделяется образный характер ХП, способствующий проведению модификаций, рознящихся фактической структуре пространственно-временного континуума. Вследствие этого и возникает «художественная условность». Это обосновывается его перцептуальностью, так как художественный образ может быть реализован лишь при условии наличия и перемены человеческих чувств и ощущений при образовании или восприятии произведения искусства. Одновременно пространство художественного текста отображает некое историческое пространство, в котором происходят события. Это дает

возможность идентифицировать как перцептуальное, так и концептуальное пространство [Зобов 1974].

В литературоведении ХХ века благодаря революционному развитию теории пространства и времени в точных науках и философии уделялось пристальное внимание исследованию художественного произведения в литературном тексте. Например, автор одной из пространственно-временных теорий М. М. Бахтин внедрил заимствованное из физики понятие «хронотоп» в литературоведение под воздействием теории Эйнштейна о «неразделимости четырехмерного континуума» пространства-времени и философской концепции архетипов К. Юнга.

Согласно М. М. Бахтину хронотоп являет собой важнейшую взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно изученных в литературе. В рамках данного понятия подчеркивается единство пространства и времени, но времени отдается приоритетное предпочтение. В хронотопе наблюдается взаимопересечение временных и пространственных рядов, например, свойства времени раскрываются в пространстве, а пространство осознается и измеряется временем [Бахтин 1975].

В. Я. Пропп выдвигает мнение о том, что кроме композиционной функции в художественном произведении пространство играет символическую роль, связанную с фундаментальными «вехами» эпизодов существования человека (рождение, смерть, свадьбу, обучение, вступление во взрослую жизнь) [Пропп 1946]. П. А. Флоренский полагает, что создатель намеренно нагнетает в пространство содержание, заставляя пространство поддаться и вместить больше, чем оно обычно вмещает без усилий [Флоренский 1993]. По мнению Ю. М. Лотмана, пространство в художественной модели действительности в определенных случаях может выражать метафорически далеко непространственные отношения. Это становится возможным, когда на систему пространственных ориентиров (верх - низ, правый - левый, близкий - дальний и т.п.) накладываются аксиологические оппозиции (хороший - плохой, свой -чужой, ценный - неценный, и т.п.) [Лотман 1992]. Данные отношения между

пространством и непространственными смыслами характеризуются как устойчивые и могут быть сведены к определенной модели.

Таким образом, проанализировав идеи пространства на базе различных теорий, можно прийти к выводу о том, что категория ХП была изложена в контексте литературоведческих наук, где данная категория трактуется как принципиально значимая характеристика художественного образа, организующая композицию и структуру произведения, необходимые для рецепции художественного мира всего произведения. Однако лингвистические аспекты художественного пространства не рассмотрены в должной мере, законы, раскрывающие механизмы кодирования и декодирования пространственных смыслов, на сегодняшний день не сформулированы и требуют значительного внимания.

1.2 Категория пространства как антропоцентрическая парадигма

Пространство считается значимой категорией в таких когнитивных направлениях, как психология, философия, лингвистика, а также является объектом изучения данных наук. Предметом исследования когнитивной лингвистики является «наивная» картина мира, в которой восприятие времени и пространства отличается от научного понимания данных понятий, однако может на него опираться. Разработанные интерпретации понимания пространства с позиции восприятия его человеком в когнитивной науке могут быть сведены к двум видениям.

Одно из первых пониманий пространства основывается на идеях И. Ньютона, в которых пространство абстрагировано от человека-наблюдателя, не характеризуется помещенными в него материальными объектами и представляет собой: «нечто первичное, самодостаточное, независимое от материи» [Топоров 1983, с. 228]. Данное пространство В. Н. Топоров обозначает как «пустое».

Согласно данной точке зрения пространство трактуется в качестве отдельной категории описания объектов реального мира.

Иное понимание пространства, в котором центром всего является человек, принадлежит идеям Г. В. Лейбница. По мнению выдающегося деятеля, пространство является относительным, подчиняющимся объектам, которые в нем расположены. Следовательно, пространство, соответственно трактовке Г. В. Лейбница «одушевлено» человеческим присутствием и является вторичным по отношению к составляющим его объектам. Другими словами, это своего рода «объектно-заполненное пространство» [Лейбниц 1982].

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Семенова Полина Викторовна, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алефиренко, Н. Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры [Текст]: монография / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Academia, 2002. - 394 с.

2. Алешина, О. Н. Семантическое моделирование в лингвометафорологических исследованиях: На материале русского языка [Текст]: дис. ...д-ра филол. наук: 10.02.01 / О. Н. Алешина. - Новосибирск, 2003. - 367 с.

3. Амирова, О. Г. Семантическая модель английских глаголов управления [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / О. Г. Амирова. - Уфа, 2002. - 190 с.

4. Амирова, О. Г. Содержание семантической роли объекта при английских глаголах управления [Текст] / О. Г. Амирова // Вестник ИГЛУ, 2010. - №1. С. 168-174.

5. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. [Текст] / Ю. Д. Апресян. - М.: Наука, 1995. - 472 с.

6. Арно, А. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля [Текст] / А. Арно, Кл. Лансло. - М.: Прогресс, 1990. - 273 с.

7. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс [Текст] вступительная статья // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990, - С. 5-32.

8. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства [Текст]: дис. ...канд. филол. наук: 10.02.19 / Н. Г. Асмус. - Челябинск, 2005. - 266 с.

9. Баевский, В. С. Лингвистические, математические, семиотические и компьютерные модели в истории и теории литературы [Текст] / В. С. Баевский. -М.: Языки славянской культуры, 2001. - 336 с.

10. Баранов, А. Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (паремиология и лексика) [Текст] / А. Н. Баранов // Вопросы языкознания. 1989. -№3. - С. 74-90.

11. Баранов, А. Н. Дескрипторная теория метафоры [Текст] / А. Н. Баранов. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 632 с.

12. Баранов, А. Н. Категории искусственного интеллекта в лингвистической семантике. Фреймы и сценарии [Текст] / А. Н. Баранов. -М.: ИНИОН, 1987. - 54 с.

13. Баранов, А. Н. Когнитивная теория метафоры почти двадцать пять лет спустя [Текст] / А. Н. Баранов // Метафоры, которыми мы живем. -М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 7-22.

14. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истории поэтики [Текст] / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. -М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.

15. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности [Текст] / М. М. Бахтин // Работы 20-х годов. - Киев: Next, 1994. - С. 69-255.

16. Белоусов, К. И. Синергетика текста: от структуры к форме [Текст]: монография / К. И. Белоусов. - М.: Эдиториал УРСС, 2008. - 248 с.

17. Беляевская, Е. Г. Понятие «когнитивная модель» в современной лингвистике [Текст]: (научно-аналитический обзор) / Е. Г. Белявская // Реферативный журнал ИНИОН РАН. Серия 6 «Языкознание». - М., 1996. - Вып. 2. - С. 10-28.

18. Блэк, М. Метафора [Текст] / М. Блэк // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. - С. 153-172.

19. Богданов, В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения [Текст] / В. В. Богданов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. - 207 с.

20. Богуславская, О. Ю. Динамика и статика в семантике пространственных прилагательных [Текст] / О. Ю. Богуславская // Логический анализ языка. Языки пространств под ред. Н. Д. Арутюновой и И. Б. Левонтиной. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 20-29.

21. Богуславская, В. В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция: Анализ журналистских текстов [Текст] / В. В. Богуславская. - М.: ЛКИ, 2008. - 280 с.

22. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика [Текст]: курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. - Тамбов: Изд-во Тамбовского университета, 2000. - 123 с.

23. Болдырев, Н. Н. Концептуальная метонимия на разных уровнях языка: система и реализация [Текст] / Н. Н. Болдырев // Материалы докладов междунар. научной конференции. - Минск, 2002. - С. 11-14.

24. Бостонов, А. Х. Ролевая семантика правостороннего актанта английских сенсорных глаголов [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / А. Х. Бостонов.

- Уфа, 2005. - 147с.

25. Булыгина, Т. В. Грамматические и синтаксические категории и их связи [Текст] // Аспекты семантических исследований / отв. ред. Н. Д. Арутюнова и А. А. Уфимцева. - М.: Наука, 1980. - С. 320-355.

26. Булыгина, Т. В. К построению типологии предикатов в русском языке [Текст] / Т. В. Булыгина // Семантические типы предикатов. - М.: Наука, 1982. - С. 3-85.

27. Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика [Текст] / Л. М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1990. - 176с.

28. Варзонин, Ю. Н. Когнитивно-коммуникативная модель риторики [Текст]: дис. .д-ра филол. наук: 10.02.19 /Ю. Н. Варзонин. - Тверь, 2001. - 268 с.

29. Волкова, Н. В. Метафорика переносного значения английских глаголов видения [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Н. В. Волкова. - Уфа, 2009.

- 150с.

30. Газизова, Л. В. Пространственно-динамические предлоги со значением «Движение из исходного пункта» в английском языке [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. В. Газизова. - Уфа, 1999. - 149с.

31. Гак, В. Г. Языковые преобразования [Текст]: монография / В. Г. Гак. -М.: Языки русской культуры, 1998. - 768 с.

32. Гальперин, И. Р. Грамматические категории текста (опыт обобщения) [Текст] / И. Р. Гальперин // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. - М.; 1977. - Т. 36,

- № 6. - С. 522-532.

33. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 138 с.

34. Гачев, Г. Национальный космо-психо-логос [Текст] / Г. Гачев // Вопросы философии. 1994. - № 12. - С. 59-78.

35. Гердер, И. Г. Избранные сочинения [Текст] / И. Г. Гердер. -М.: Литература, 1959. - 392 с.

36. Гёте, И. В. и Шиллер, Ф. Переписка (1794 - 1805), в 2-х т. [Текст]: пер. с нем. А. Г. Горнфельда и И. Г. Смидович. - М. Л.: Academia, 1937. - Т.1. - 409 с.

37. Гордиенко, А. Ю. Концептуализация разнообразия в естественном языке [Текст]: дис. ...канд. филол. наук: 10.02.19 / А. Ю. Гордиенко. - Москва, 2017. - 197с.

38. Гуревич, В. А. Категории средневековой культуры [Текст] / В. А. Гуревич. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

39. Денисов, П. Н. Принципы моделирования языка (на материале вспомогательных языков для автоматического поиска и перевода) [Текст] / П. Н. Денисов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - 205 с.

40. Дмитриева, Р. Я. Когнитивные основания функционального и метафорического значений английских пространственных предлогов и наречий (на материале up и down) [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Р. Я. Дмитриева. - Уфа, 2016. - 138с.

41. Дрожащих, Н. В. Синергетическая модель иконического пространства языка [Текст]: дис.: д-ра филол. наук: 10.02.19 / Н. В. Дрожащих. - Тюмень, 2006. - 376 с.

42. Дудочкина, О. Г. Пространственно-динамическая семантика предлогов across, over и through [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. Г. Дудочкина. - Уфа, 1999. - 24 с.

43. Дуров, В. С. Основы стилистики латинского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений [Текст] / В. С. Дуров. -СПб.; М.: Академия, 2004. - 112 с.

44. Зобов, Р. А. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства [Текст] / Р. А. Зобов, А. М. Мостапенко // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей / отв. ред. Б. Ф. Егоров. - Л.: Наука, 1974. - С. 11-25.

45. Иванов, В. В. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах [Текст] / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Типологические исследования по фольклору: сб. статей памяти В. Я. Проппа (1895 - 1970). - М.: Наука, 1975. - С. 44-76.

46. Ильчук, Е. В. Представление когнитивных процессов в семантике английских глаголов [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04 / Е. В. Ильчук. — М., 2005. - 468 с.

47. Илюхина, Н. А. Сценарная метонимия: механизм образования и некоторые разновидности [Текст] / Н. А. Илюхина // Вестник Самарского гос. унта. 2015. - № 11 (133). - С. 9-16.

48. Ингарден, Р. Исследования по эстетике [Текст]: пер. с польск. А. Ермилова и Б. Федорова / Р. Ингарден. - М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1962.

- 572 с.

49. Каган, М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки [Текст] / М. С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. статей / отв. ред. Б. Ф. Егоров. - Л.: Наука, 1974.

- С. 26-38.

50. Казакевич, О. А. Селькупская дорога (пространственная ориентация в фольклоре северных селькупов) [Текст] / О. А. Казакевич // Логический анализ языка. Языки пространств. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 322-329.

51. Калмыков, А. А. Экологическая психология. Модели, концепции, схемы [Текст]: курс лекций / А. А. Калмыков. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 154 с.

52. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2010. - 264 с.

53. Кибрик, А. Е. К типологии пространственных значений (на материале падежных систем дагестанских языков) [Текст] / А. Е. Кибрик // Язык и человек. -М., Изд-во. МГУ, 1970. - С 110-157.

54. Кибрик, А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания: универсальное, типовое и специфичное в языке [Текст] / А. Е. Кибрик. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 336 с. - (Переиздано: М.: УРСС / КомКнига, 2001, 2004, 2005, 2012. Серия: Лингвистическое наследие XX века.).

55. Кобозева, И. М. Лингвистическая семантика [Текст] / И. М. Кобозева.

- М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 352 с.

56. Кодзасов, С. В. Фонетическая символика пространства (семантика долготы и краткости) [Текст] / С. В. Кодзасов // Логический анализ языка. Языки пространств: под ред. Н.Д. Арутюновой и И.Б. Левонтиной. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 227-238.

57. Козлова, Е. А. Метонимия как концептуальная основа функциональной категоризации английского глагола [Текст]: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. А. Козлова. - Тамбов, 2001. - 22 с.

58. Корбут, А. Ю. Текстосимметрика [Текст]: Монография. / А. Ю. Корбут.

- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2004. - 200 с

59. Корнеева, Е. Г. Семантическая модель английских экспериенциальных глаголов [Текст]: дис. ...канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. Г. Корнеева. - Уфа, 2010.

- 146 с.

60. Костюшкина, Г. М. Концептуализация и категоризация в языке [Текст] / Г. М. Костюшкина. - Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2006. - 584 с.

61. Кубрякова, Е. С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики [Текст] / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка. Модели действия. - М.: Наука, 1992. - С. 84-90.

62. Кубрякова, Е. С. О понятиях места, предмета и пространства [Текст] / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка. Языки пространств. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 84-92.

63. Кубрякова, Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения, роль языка в познании мира [Текст] / Е. С. Кубрякова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 555 с.

64. Кубрякова, Е. С. Проблемы многозначности и пути их решения [Текст] / Е. С. Кубрякова // Вестник МГЛУ Вып 44 Серия лингвистика «Тенденции развития англ лексикона». - М.: РЕМА, 2008. - С. 5-13.

65. Кумчистый, В. А. Функциональная категоризация глаголов зрительной перцепции в современном английском языке [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / В. А. Кумчистый. - Белгород, 1999. - 195с.

66. Лавренова, О. А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII-нач. XX в. (геокультурный аспект) [Текст] / О. А. Лавренова. - М.: Наследие, 1998. - 95 с.

67. Лакофф, Дж. Когнитивное моделирование [Текст] / Дж. Лакофф // Язык и интеллект: сб.: под ред. М. А. Оборина. - М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. -С. 143-185.

68. Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. [Текст] / Дж. Лакофф, М. Джонсон. - М.: УРСС Эдиториал, 2004. - 256 с

69. Лейбниц, Г. В. Новые опыты о человеческом разумении [Текст] // Лейбниц Г. В. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1988. - Т. 2. - С. 47-545.

70. Лелеко, В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре [Текст] / В. Д. Лелеко. - СПб, Изд-во СПб гос. университета, 2002. - 320 с.

71. Лессинг, Э. Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии [Текст] / Э. Г. Лессинг. - М.: Гослитиздат, 1957. - 519 с.

72. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения [Текст] / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 74-87.

73. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст] / Ю. М. Лотман. - М.: Просвещение, 1988. -352 с.

74. Лотман, Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры [Текст] / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - Спб.: Искусство Спб, 2001. - С. 462-484.

75. Лотман, Ю. М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах [Текст] / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи. - Таллинн: Александра, 1992. - Т.1. - С. 407-412.

76. Лотман, Ю. М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя [Текст] / Ю. М. Лотман // Лотман Ю. М. Избранные статьи. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 413-447.

77. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

78. Макаров, М. Л. Языковое общение в малой группе: опыт интерпретативного анализа дискурса [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / М. Л. Макаров. - Тверь: Изд-во Тверс. гос. ун-та, 1998. - 443 с.

79. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры [Текст] / Э. МакКормак // Теория метафоры / под общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. -М.: Прогресс, 1990. - С. 358-387.

80. Макоева, Д. Г. Концептуальные основы вариативности значения речевых единиц с двупереходной конструкцией на материале английского языка [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Д. Г. Макоева. - Пятигорск, 2018. -248с.

81. Маляр, Т. Н. Некоторые особенности выражения пространственных отношений английскими предлогами below, under, beneath и русским предлогом под [Текст] / Т. Н. Маляр // Сб. научных трудов МГЛУ. Английский лексикон и структура представления знаний. 1994. - №429. - С. 27-39.

82. Маляр, Т. Н. Понятия «пространства» и «расстояния» в семантике некоторых русских и английских предлогов и наречий [Текст] / Т. Н. Маляр, О. Н. Селиверстова // Типологические и сравнительные методы в славянском языкознании. сб. статей. - М., 1993. - С. 19-21.

83. Маляр, Т. Н. Семантика некоторых пространственных предлогов в русском и английском языках [Текст] / Т. Н. Маляр, О. Н. Селиверстова // Сопоставительное языкознание / Contrastive Linguistics. София, 1992. - T.XVII, -№3. - С.118-123.

84. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика [Текст] / В. А. Маслова. - М.: ТетраСистемс. 2008. - 272 с.

85. Мещанинов, И. И. Члены предложения и части речи [Текст] / И. И. Мещанинов. - Л.: Наука, 1978. - 387 с.

86. Минский, М. Фреймы для представления знаний: Пер. с англ. [Текст] / М. Минский. Под ред. Ф.М. Кулакова. - М.: Энергия, 1979. - 151 с.

87. Михайлюков, Л. В. Семантические функции предложного дополнения в современном английском языке [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Л. В. Михайлюков. - Нижний Новгород, 1998. - 175 с.

88. Мишланова, С. Л. Метафора в медицинском дискурсе [Текст] / С. Л. Мишланова. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. - 159 с.

89. Морозова Е. В. Грамматическая категория пространственно-временного континуума в художественном тексте (на материале английского языка) [Текст]: дис. ...канд. филол. наук: 10. 02. 04 / Е. В. Морозова. - М., 1984. - 184 с.

90. Москальская, О. И. Грамматика текста [Текст] / О. И. Москальская. - М.: Высш. школа, 1980. - 183 с.

91. Москальчук, Г. Г. Структура текста как синергетический процесс [Текст] / Г. Г. Москальчук. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 296 с.

92. Мотылева, Т. Л. О времени и пространстве в современном зарубежном романе [Текст] / Т. Л. Мотылева // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: сб. ст.-Л.: Наука, 1974. - С. 197-205.

93. Неклюдов, С. Ю. Время и пространство в былине [Текст] / С. Ю. Неклюдов // Славянский фольклор / отв. ред. Б.Н. Путилов, В.К. Соколова. - М.: Наука, 1972. - С. 18-45.

94. Никитина, И. П. Пространство мира и пространство искусства [Текст] / И. П. Никитина. - М.: РГГУ, 2001. - 210 с.

95. Николаева, Т. М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы [Текст] / Т. М. Николаева // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1978. - Вып. VIII. - С. 5-39

96. Ньютон, И. Математические начала натуральной философии. [Текст] / И. Ньютон. - М.: Наука - Изд-во Академии наук СССР, 1989. - 688 с.

97. Орлова, Е. И. Образ автора в литературном произведении [Текст]: учеб. Пособие / Е. И. Орлова. - М., 2008. - 44 с.

98. Падучева, Е. В. Глаголы создания образа: лексическое значение и семантическая деривация [Текст] / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. -2003. - № 6. - С.30-46.

99. Падучева, Е. В. Динамические модели в семантике лексики [Текст] / Е. В. Падучева. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 608с.

100. Падучева, Е. В. К структуре семантического поля «восприятие»: на материале глаголов восприятия в русском языке) [Текст] / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. - 2001. - №4. - С. 23-44.

101. Падучева, Е. В. Метонимические и метафорические переносы в парадигме глагола «назначить» [Текст]/ Е. В. Падучева // Типология и теория языка: от описания к объяснению: сб. статей к 60-летию А. Е. Кибрика: М.: Языки русской культуры, 1999. - С. 488-502.

102. Падучева, Е. В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива) [Текст] / Е. В. Падучева. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

103. Панкевич, Г. И. Пространственно-временные отношения в искусстве [Текст] / Г. И. Панкевич // Актуальные вопросы методологии современного искусствознания. - М., 1983. - С. 299-315.

104. Пекар, В. И. Семантика предлогов вертикальной соположенности в когнитивном аспекте (на материале английских предлогов above и over и русского предлога над) [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / В. И. Пекар. - Уфа, 2000. - 176 с.

105. Пешковский, А. М. Русский синтаксис в научном освещении [Текст] / А. М. Пешковский. - М.: Учпедгиз,1956. - 511 с.

106. Попова, З. Д. Семантико-когнитивный анализ языка [Текст] / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж, 2007. - 250 с.

107. Потебня, А. А. Мысль и язык [Текст] / А. А. Потебня - Харьков. 1913. -225 с.

108. Потемкин, В. К. Пространство в структуре мира [Текст] / В. К. Потемкин, А. Л. Симанов. - Новосибирск: Наука, 1990. - 176 с.

109. Прокофьева, В. Ю. Анализ художественного текста в аспекте его пространственных характеристик [Текст]: практикум для студентов института искусств / В. Ю. Прокофьева, Ю. Г. Пыхтина. - Оренбург, 2006. - 113 с.

110. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки [Текст] /

B. Я. Пропп. - Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1946. - 340 с.

111. Рахилина, Е. В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики [Текст] / Е. В. Рахилина // Известия АН. Сер. лит. и яз. 2000. - Т. 59. - № 3. - С. 3-15.

112. Рахилина, Е. В. Современная американская лингвистика: фундаментальные направления под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой, И. А. Секериной: Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 480 с.

113. Саймон, Г. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины [Текст] / Г. Саймон // Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2008. -

C. 133-134.

114. Сахарова Е. А. Когнитивная метафора как текстообразующая категория [Текст] / Е. А. Сахарова // Вестник Орловского гос. университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. - №2. - С. 392-396.

115. Селиверстова, О. Н. Местоимения в языке и речи [Текст] / О. Н. Селиверстова. - М.: Наука, 1988. - 151 с.

116. Селиверстова, О. Н. Понятия «множество» и «пространство» в семантике синтаксиса [Текст] / О. Н. Селиверстова // Изв. АН СССР. Сер. лит.и яз. - М.,1983. - Т.43. - С. 142-150.

117. Селиверстова, О. Н. Семантическая структура предлога на [Текст] / О. Н. Селиверстова // Исследования по семантике предлогов: сб. статей. -М.: Русские словари, 2000. - С. 189-242.

118. Селиверстова, О. Н. Семантические типы предикатов в английском языке [Текст] / О. Н. Селиверстова // Семантические типы предикатов. -М.: Наука, 1982. - С. 86-216.

119. Селиверстова, О. Н. Семантический анализ экзистенциальных и посессивных конструкций в английском языке [Текст] / О. Н. Селиверстова // Категории бытия и обладания в языке. - М.: Наука, 1977. - С. 5-67.

120. Селиверстова, О. Н. Труды по семантике [Текст] / О. Н. Селиверстова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 960 с.

121. Семенова, П. В. Концепт художественного пространства повествователя (на материале произведения Иэна Макьюэна "Atonement") [Текст] / П. В. Семенова // Инновационная наука в глобализующемся мире: сборник статей по материалам V Международной научно-практической конференции. - Уфа: НИЦ: НИКА, 2018. - Т.1. - С. 44-50

122. Семенова, С. Ю. О некоторых свойствах имен пространственных параметров [Текст] / С. Ю. Семенова // Логический анализ языка. Языки пространств под ред. Н. Д. Арутюновой и И. Б. Левонтиной. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 117-126.

123. Сильницкий, Г. Г. Семантическая структура глагольного значения [Текст] / Г. Г. Сильницкий. - М.: Наука, 1986. - 268 с.

124. Скребцова, Т. Г. Метафоры современного российского внешнеполитического дискурса [Текст] / Т. Г. Скребцова // Respectus Philologicus. 2002. - № 1 (6). - С. 161-167.

125. Стебелькова, Н. А. Особенности представления пространства во фразеологическом образе [Текст] / Н. А. Стебелькова // Вестник моск. гос. лингвистич. ун-та. - М.; 2011. - Вып. 627. - С. 82-93.

126. Степанов, Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства [Текст] / Ю. С. Степанов. - М.: Наука, 1985. - 335 с.

127. Стернин, И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях [Текст] / И. А. Стернин // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. - №1. - С. 65-69.

128. Сулейманова, О. А. Некоторые семантические типы субстантивов и их актуализаторы весь/целый и all/whole [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / О.А. Сулейманова. - М., 1985. - 188 с.

129. Сулейманова, О. А. Релевантные типы безличных синтаксических структур и их семантические корреляты: дис. .д-ра. филол. наук: 10.02.19 / О. А. Сулейманова. - М., 2000. - 332 с.

130. Сусов, И. П. История языкознания [Текст] / И. П. Сусов. - Тверь, Тверской гос. ун-т, 1980. - 382с.

131. Телия, В. Н. Метафора как модель смыслопроизводства, ее экспрессивно-оценочная функция [Текст] / В. Н. Телия // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. - С. 26-52.

132. Теньер, Л. Основы структурного синтаксиса [Текст]: пер. с фр / Люсьен Теньер. - М., Прогресс, 1988. - 653 с.

133. Топоров, В. Н. Пространство и текст [Текст] / В. Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 227-285.

134. Тошович, Б. Глаголы каузации положения в пространстве [Текст] / Б. Тошович // Логический анализ языка. Языки пространств: под ред. Н. Д. Арутюновой и И. Б. Левонтиной. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 163178.

135. Трухановская, Н. С. Метонимический сдвиг при концептуализации денотативной ситуации (в сфере предикатов физического воздействия): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Н. С. Трухановская. - М., 2009. - 280 с

136. Тураева, З. Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное: На материале англ. яз. [Текст]: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз» / З. Я. Тураева. - Москва: Высш. школа, 1979. - 219 с.

137. Тураева, З. Я. Лингвистика текста [Текст] / З. Я. Тураева. -М.: Просвещение, 1986. - 127 с.

138. Тураева, З. Я. Лингвистика текста и категория модальности [Текст] / З. Я. Тураева // Вопросы языкознания, 1994, - № 3. - С. 105-114.

139. Федоров, Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время [Текст] / Ф. П. Федоров. -Рига: Зинатне, 1988. - 454 с.

140. Филлмор, Ч. Дело о падеже [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвстике. - М.: Прогресс, 1981. - Вып. 10. - С. 369-495.

141. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка. -М.: Прогресс, 1988. - Вып. XXIII. - С. 52-92.

142. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях [Текст] / П. А. Флоренский. -М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

143. Фомина, М. А. Концептуализация «пустого» в языковой картине мира [Текст]: дис. ... канд.филол.наук: 10.02.19 / М.А. Фомина. - М., 2009. - 217 с.

144. Хэллидей, М.А.К. Когезия в английском языке [Текст] / М. А. К. Хэллидей, Р. Хасан // Исследования по теории текста. - М.: Наука, 1979. - С. 108115.

145. Цивьян, Т. В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке (на материале албанской сказки) [Текст] / Т. В. Цивьян // Типологические исследования по фольклору: сборник памяти В. Я. Проппа. — М.: Наука, 1974. -С. 191-213.

146. Чейф, У. Значение и структура языка [Текст] / У. Чейф. - М.: Наука, 1975. - 432 с.

147. Челикова, А. В. Стилистические средства создания виртуальной реальности в немецкоязычной художественной прозе [Текст]: дис. ...канд. филол. наук: 10.02.04 / А. В. Челикова. - М., 2001. - 209 с.

148. Чудинов, А. П. Новые русские метафоры [Текст] / А. П. Чудинов // Русская речь. 2003. - № 2. - С. 44-48.

149. Шабанова, Т. Д. Новое о семантике вида [Текст] / Т. Д. Шабанова // Исследование языковых единиц и грамматических категорий в речи: межвузовский сборник научных трудов. - Уфа: Изд-во БГПИ, 1998. - С. 64-70.

150. Шабанова, Т. Д. Семантическая модель английских глаголов зрения: Теоретико-экспериментальное исследование [Текст] / Т.Д. Шабанова. — Уфа: Восточный университет, 1998. - 198 с.

151. Шабанова, Т. Д. Семантический тип предиката как когнитивная конструкция // Вестник Пятигорского гос. лингвистического университета. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2012. - С. 55-58.

152. Шабанова, Т. Д. Характеристика предикатов по отношению к оси времени [Текст] / Т. Д. Шабанова // Вопросы языкознания и литературоведения: межвуз. сб. научн. статей. Уфа, 1998. - С. 84-94.

153. Шахматов, А. А.: Сборник статей и материалов [Текст] / под ред. акад. С. П. Обнорского. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 476 с.

154. Швайко, Я. В. Семантическая модель английских глаголов обучения [Текст]: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Я. В. Швайко. - Уфа, 2006. - 150с.

155. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса [Текст] / Е. И. Шейгал. - М.: Гнозис, 2004. - 326 с.

156. Шерсткова, И. А. Семантическая модель английских глаголов воображения [Текст]: дис. ...канд.филол.наук: 10.02.04 / И. А. Шерсткова. - Уфа, 2009. - 191с.

157. Шилихина, К. М. Формальные модели в лингвистике [Текст]: учебно-методическое пособие / К. М. Шилихина. — Воронеж, 2005. - 31 с.

158. Шутая, Н. К. Художественное время и пространство в повествовательном произведении (на материале романа Ф. М. Достоевского «Бесы») [Текст]: дис. .канд. филол. наук.: 10.01.08 / Н. К. Шутая. - М, 1999. -223 с.

159. Щерба, В. П. Лингвостилистическая и функционально-коммуникативная характеристика текста (на материале радиопьесы) [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук.: / В. П. Щерба. - М., 1981. - 22 с.

160. Щерба, Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании (1974). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/shcherba-74a.htm

161. Шпетный, К. И. Лингвостилистические и структурно- композиционные особенности текста короткого рассказа [Текст]: дис. ...канд. филол. наук / К. И. Шпетный. - М., 1979. - 215 с.

162. Штофф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штофф. -М.: Изд-во Наука, 1966. - 304 с.

163. Щирова, И. А. Языковое моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе XX века [Текст]: дис. .д-ра филол. наук: 10.02.04 / И. А. Щирова. - СПб., 2001. - 394 с.

164. Юсупова Ю. Р. Пространственная и непространственная семантика английских проксимально-дистатных предлогов [Текст]: Дис. ...канд. филол. наук: 10.02.04 / Ю. Р. Юсупова. - Уфа, 2006. - 186 с.

165. Яковлева E. C. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) [Текст]: монография / Е.С. Яковлева. -М.: Гнозис, 1994. 344 с

166. Anderson, J.M. Case grammar and the localist hypothesis [Text] / J. M. Anderson // Concepts of case. - Ed. by Dirven R., Radden G. - Tubingen, 1987. - P.103-121.

167. Bennet, D.C. Spatial and Temporal Uses of English Prepositions [Text] / D. C. Bennet. - London, 1975. - 235 р.

168. Chilton, P. Metaphor in Foreign Policy Discourse [Text] / P. Chilton, G. Lakoff // Language and Peace. - Dartmouth, 1995.

169. Cook, W. A. Case grammar and generative semantics [Text] / W. A. Cook // Georgetown Univ. papers in linguistics. - Washington, 1974. - № 8. - P. 21-28.

170. Cook, W. A. Case Grammar: Development of the Matrix Model. Washington: Georgetown Univ. Press, 1979. - 223 p

171. Coventry, K., Ludwig, A. Semantics of Prepositions. A Literature Survey and Proposed Framework for Future Treatment. Research Paper. EUCCS/RP-45. Edinburgh, Scotland. 1991. - 78 p.

172. Croft, W. Cognitive linguistics [Text] / W. Croft, D. A. Cruse. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 374 p.

173. Croft, W. Radical construction grammar [Text] / W. Croft. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - 448 p.

174. Croft, W. The role of domains in the interpretation of metaphors and metonymies [Text] / W. Croft // Cognitive linguistics. - De Gruyter, 1993. - № 4. -P. 335-370.

175. Cruse, D. A. Lexical Semantics [Text] / D.A. Cruse. - Cambridge, etc.: Cambridge Univ. Press, 1986. - XIV. - 310 p.

176. Cruse, D. A. Meaning in Language [Text]: an Introduction to Semantics and Pragmatics. Second Edition / A. Cruse. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - 441 p.

177. Cutting, J. Pragmatics and Discourse [Text] / J. Cutting. - London; N.Y.: Routledge, 2002. - 200 p.

178. Dirven, R. Metonymy and Metaphor: different mental strategies of conceptualisations [Text]: ed. by R. Dirven, R. Pörings. - Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2002. - P. 75-112.

179. Eco, U. A Theory of Semantics [Text] / U. Eco. - Bloomington: Indiana Univ. Press, 1979. - 345 p.

180. Fauconnier, G. Conceptual integration and formal expression [Text] / G. Fauconnier, M. Turner // Metaphor and Symbolic Activity, 1995. № 10. P. 183-203.

181. Fauconnier, G. Mental spaces [Text] / G. Fauconnier. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985. - 190 p.

182. Fauconnier, G. Turner M. 2002. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind's Hidden Complexities. Basic Books. - 440 p.

183. Feyaerts, Kurt. Metonymic hierarchies. The conceptualization of stupidity in German idiomatic expressions in: Panther/Radden 1999. - P. 309-332.

184. Fillmore, Ch. J. Frames and the semantics of understanding [Text] / Ch. Fillmore // Quaderni di Semantica. 1985. - P. 222-254.

185. Fillmore, Ch. J. Regularity and Idiomaticity in Grammatical Constructions: The Case of let alone [Text] / Ch. Fillmore, P. Kay, C. O'Connor // Language. - Washington: Linguistic Society of America, 1988. - Vol. 64, - No 3. - P. 501-538.

186. Fillmore, Ch. J. Toward a Modern Theory of Case [Text] / Ch. J. Fillmore // Ohio State University Project on Linguistic Analysis, 1966. - Vol. 13. - P. 1-24.

187. Freed, A. F. The Semantics of English Aspectual Complementation [Text] / Alice F. Freed. - Dordrecht, London, 1979. - 172 p.

188. Gibbs, R.W. Evaluating conceptual metaphor theory [Text] / R. W. Gibbs // Discourse Processes. 2011. - V. 48 (8). - P. 529-562.

189. Hawkins, B. W. The Semantics of English Spatial Prepositions [Text] / B. W. Hawkins // Dissertation Abstracts International (ISSNPt 0412-42-09), 1984.

190. Herskovits, A. Language and Spatial Cognition. An Interdisciplinary Study of the Prepositions in English [Text] / A. Herskovits. - Cambridge University Press, 1986. - 205 p.

191. Jackendoff, R. S. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution [Text] / R. S. Jackendoff. - Oxford and New York: Oxford University Press, 2002. - 506 p.

192. Jackendoff, R. S. Semantics and Cognition [Text] / R. S. Jackendoff. - The MIT Press Cambridge, 1993. - 283 p.

193. Johnson-Laird, P. N. Mental Models of Meaning [Text] / P. N. Johnson-Laird // Joshe K. (ed.) Elements of Discourse Understanding. Cambridge University Press, 1981. -P. 489-497

194. Koller, V. Using a semantic annotation tool for the analysis of metaphor in discourse [Text] / V. Koller, A. Hardie, P. Rayson, E. Semino // Metaphorik.de 15. 2008. - P. 141-60.

195. Kosslyn, S. M. Image and mind [Text] / S. M. Kosslyn. - Harvard University Press. 1980. - P.139

196. Lakoff, G. Linguistics and natural logic. Synthese, 22(1), 1970. - P. 151-271. ISSN 0039-7857

197. Lakoff, G. Metaphors We Live By [Text] / G. Lakoff, M. Johnson. -Chicago: University of Chicago Press, 1980 (2003). - 276 p.

198. Lakoff G. More than cool reason: a field guide to poetic metaphor [Text] / G. Lakoff, M. Turner. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1989. - 230 p.

199. Lakoff, G. Women, fire and dangerous things: What categories reveal about the mind [Text] / G. Lakoff. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1987. - 614 p.

200. Langacker, R. W. An Overview of Cognitive Grammar [Text] / R. W. Langacker // B. Rudzka-Ostyn (ed). Topics in Cognitive Linguistics. - John Benjamins, 1988. - 435 p.

201. Langacker, R. W. Cognitive Grammar: A Basic Introduction [Text] / R. W. Langacker. - New York: Oxford University Press, 2008. - 562 p.

202. Langacker, R. W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar [Text] / R. W. Langacker. - Berlin, N.Y.: Mouton de Gruyter, 1991. - 395 p.

203. Leech, G.N. Semantics. Ch. VII [Text] / G. N. Leech. - Penguin Books. Ltd., 1974. - 383 p.

204. Lindkvist, K.G. A Comprehensive Study of Conceptions of Locality in which English Prepositions Occur [Text] / K. G. Lindkvist. - Stockholm, 1976. - 363 p.

205. Lyons, J. Semantics [Text] / J. Lyons. // Cambridge etc.: Cambridge Univ. Press, 1977. - V. 2. - P. 374-897.

206. Miller, G. Language and Perception [Text] / G. Miller, P. N. Johnson-Laird. -Massachusetts: The Belknap Press of Harward University Press. Cambridge, 1976. -176 p.

207. Neisser, U. Multiple Systems: A New Approach to Cognitive Theory [Text] / U. Neisser // The European Journal of Cognitive Psychology, 1994. - Vol. 6. - № 3. -P. 225-241.

208. Paivio, A. Imagery, language and semantic memory [Text] / A. Paivio // International journal of phycolinguistics. 1978. - № 5. - P. 31-47.

209. Paivio, A. Mental representations. A dual coding approach [Text] / A. Paivio. - Oxford: Oxford Univ. Press, 1986. - 332 p.

210. Peirsman, Y. Metonymy as a prototypical category [Text] / Y. Piersman, D. Geeraerts // Cognitive Linguistics. - Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2006. -Vol.17, - No. 3. - P. 269-316.

211. Platt, J. T. Grammatical Form and Grammatical Meaning: a Tagmemic View of Fillmore's Deep Structure Case Concepts [Text] / J. T. Platt. - Amsterdam; London: North Holland Publishing Company, 1971. - 162 p.

212. Radden, G. Towards a Theory of Metonymy [Text] / G. Radden, Z. Kövecses // Metonymy in Language and Thought / ed. by K.-U. Panther, G. Radden. Amsterdam: John Benjamins Publishing, 1999. - P. 17-59.

213. Reinhart, T. The Theta System: Syntactic realization of verbal concepts [Text] / T. Reinhart. - OTS Working Papers. 2000. Reinhart, T. The Theta System: Syntactic realization of verbal concepts [Text] / T. Reinhart. - OTS Working Papers. 2000. -288 p.

214. Ruiz, F. J. The Role of Mappings and Domains in Understanding Metonymy [Text] / F. J. Ruiz, M. Ibanez // Metaphor and Metonymy at the Crossroads: A Cognitive Perspective / Ed. by A. Barcelona. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2000. - P. 109-132.

215. Steen, G. J. Deliberate metaphor affords conscious metaphorical cognition [Text] / G. J. Steen // Cognitive Semiotics 8. 2013. - P. 179-197.

216. Steen, G. J. The contemporary theory of metaphor - now new and improved [Text] / G. J. Steen // Review of Cognitive Linguistics. 2011. - V. 9[1]. -P. 26-64.

217. Talmy, L. How language structures space // Spacial orientation: Theory, research, and application [Text] / L. Talmy / Ed. by H. Pick and L. Acredolo. - New-York: Plenum, 1983. - P. 225-282.

218. Talmy, L. Toward a Cognitive Semantics: vol. 2 Concept Structuring Systems [Text] / L. Talmy. - L.: A Bradford Book: The MIT Press, 2000. - 565 p.

219. Turner, M. More than cool reason: a field guide to poetic metaphor [Text] / M. Turner, G. Lakoff. - Chicago: Univ. of Chicago Press, 1989. - 230 p.

220. Vandeloise, C. Complex Primitives in Language Acquisition [Text] / C. Vandeloise // Belgian Journal of Linguistics. №2 - Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 1987. - P.11-35.

221. Zinken, Jörg Ideological imagination. Intertextual and correlational metaphors in political discourse [Text] / Jörg Zinken //: Discourse & Society 2003. - Vol. 14. -№4. - Р. 507-523.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

1. McEwan, I. Atonement. London, 2001. - 227р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.