Когнитивно-герменевтическое моделирование архитектоники дуального художественного концепта "любовь - одиночество" (на материале произведения Ф.С. Фитцджеральда "The Great Gatsby") тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, кандидат наук Даниленко Илья Александрович
- Специальность ВАК РФ10.02.19
- Количество страниц 219
Оглавление диссертации кандидат наук Даниленко Илья Александрович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МИРА В МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1. Языковая и концептуальная картины мира как модели мира
1.2. Концепт как особый формат знания в глобальной модели мира
1.2.1. Концепт как исследовательский конструкт
1.2.2. Типология концептов
1.3 Концептосфера художественного текста как модель художественного мира
1.3.1. Художественный текст в парадигме современных лингвокогнитивных исследований
1.3.2. Теория текстовых миров
1.3.4. Художественный концепт в концептосфере текста
1.3.5. Типология художественных концептов
1.4. Дуальный художественный концепт как формат художественного знания
1.5. Архитектоника номинативного поля дуального художественного концепта
1.5.1 Типология репрезентантов номинативного поля дуального художественного концепта
1.5.2. Маркеры невербального кода как репрезентанты номинативного поля дуального художественного концепта
1.5.3. Хронемы как высокочастотные маркеры невербального кода в архитектонике дуального художественного концепта
1.5.4. Пейзажные единицы в архитектонике номинативного поля дуального художественного концепта
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА II. МАРКЕРЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО КОДА В МОДЕЛИ ДУАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА "ЛЮБОВЬ -ОДИНОЧЕСТВО" В РОМАНЕ Ф. С. ФИТЦДЖЕРАЛЬДА "THE GREAT GATSBY"
2.1. Синергия любви и одиночества как основная идея, репрезентированная в концептосфере романа
2.2. Частотность маркеров невербального кода коммуникации в модели дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
2.2.1. Сенсемы как высокочастотные маркеры невербального кода в дуальном художественном концепте "любовь - одиночество"
2.2.2. Проксемы как высокочастотные маркеры невербального кода в дуальном художественном концепте "любовь - одиночество"
2.2.3. Кинемы как низкочастотные маркеры невербального кода в
дуальном художественном концепте "любовь - одиночество"
2.2.4 Такемы как низкочастотные маркеры невербального кода в дуальном художественном концепте "любовь - одиночество"
2.3. Двухкомпонентные маркеры невербального кода в номинативном поле дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
2.4. Трёхкомпонентные маркеры невербального кода в номинативном поле дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
2.5. Контекстуальная синергия маркеров невербального кода в модели дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
2.6. Сопряжение номинативных полей в дуальном художественном концепте "любовь - одиночество"
2.6.1. Маркеры невербального кода в номинативном поле ядра «любовь»
в дуальном художественном концепте
2.6.2 Маркеры невербального кода в номинативном поле ядра
«одиночество» в дуальном художественном концепте
2.6.3. Маркеры невербального кода, сопрягающие два ядра дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА III. ХРОНЕМЫ И ПЕЙЗАЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ В КОГНИТИВНО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДУАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА "ЛЮБОВЬ - ОДИНОЧЕСТВО" В РОМАНЕ Ф. С. ФИТЦДЖЕРАЛЬДА "THE GREAT GATSBY"
3.1. Специфика темпорального сегмента в модели дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
3.1.1. Периодизация романа Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby"
3.1.2. Частотность хронем в архитектонике романа Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby"
3.2. Пейзажный сегмент в архитектонике дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
3.2.1. Роль пейзажа в повествовательном контуре романа
3.2.2. Специфика пейзажных единиц в архитектонике дуального
художественного концепта "любовь - одиночество"
3.3. Сопряжение темпорального и пейзажного сегментов в архитектонике дуального художественного концепта "любовь - одиночество"
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Моделирование и интерпретация архитектоники когнитивной сцены: на материале произведений О. Уайльда "Портрет Дориана Грея" и В. Вульф "Миссис Дэллоуэй"2013 год, кандидат филологических наук Кузьминых, Юлия Анатольевна
Интерпретативный потенциал текстовых темпоральных моделей (на материале британских романов XIX-XXI вв.: «Jane Eyre» Ш. Бронте, «Rebecca» Д. Дюморье, «Me before you» Дж. Мойес)2021 год, кандидат наук Бузина Евгения Игоревна
Контекстная поляризация в архитектонике концептосферы художественного текста (на материале романов Г. Джеймса)2021 год, кандидат наук Гламазда Светлана Николаевна
Когнитивно-сопоставительное моделирование концептосферы художественного текста (на материале перевода русской прозы на французский и английский языки)2009 год, доктор филологических наук Огнева, Елена Анатольевна
Специфика репрезентации концептов РОДИНА, PATRIA, NATIVE LAND в русской, латиноамериканской и американской лингвокультурах2010 год, кандидат филологических наук Колабинова, Татьяна Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Когнитивно-герменевтическое моделирование архитектоники дуального художественного концепта "любовь - одиночество" (на материале произведения Ф.С. Фитцджеральда "The Great Gatsby")»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время одним из актуальных вопросов когнитивной лингвистики признаётся всестороннее исследование концептосферы, которая видится как совокупность концептов.
В существующей иерархии концептосфер национальная концептосфера ^ индивидуально-авторская концептосфера ^ концептосфера художественного текста в сферу нашего исследовательского интереса попала концептосфера художественного текста как проекция индивидуально-авторского видения реального или вымышленного мира.
В настоящее время исследованию архитектоники концептосферы художественных текстов как совокупности художественных концептов посвящены работы отечественных учёных: О. Е. Беспаловой (2002), Е. И. Бузиной (2016), Л. В. Миллера (2000), Е. А. Огневой (2009, 2013), И. А. Тарасовой (2004), Ю. М. Фокиной (2010) и др. Тем не менее, информативно исчерпывающая интепретативная модель концептосферы художественного текста по-прежнему не представлена, что побуждает к дальнейшему научному поиску.
Наше диссертационное исследование посвящено комплексной интерпретации дуального художественного концепта как одного их типов художественных концептов. Термин «дуальный художественный концепт», вводимый нами в научный тезаурус, позволяет рассмотреть ранее неисследованные аспекты архитектоники концептсоферы художественного текста. Мы определяем дуальный художественный концепт как двуядерный текстовый концепт, имеющий контекстуально обусловленную диаду ядер и сопряженных номинативных полей, существующий в рамках отдельно взятой концептосферы художественного текста, реже - нескольких сюжетно-синергичных художественных текстов.
Тот факт, что дуальный художественный концепт вербализован лишь в рамках определённого художественного текста, реже - нескольких сюжетно-объединённых художественных текстов, делает его уникальным явлением, а его архитектонику - объектом комплексной интерпретации.
Актуальность исследования определяется рядом факторов:
1) востребованностью в изучении компонентов архитектоники концептосферы художественного текста, в частности двуядерных художественных концептов;
2) необходимостью уточнения параметров номинативного поля дуального художественного концепта как одного из типов двуядерных концептов;
3) необходимостью моделирования и интерпретации архитектоники дуального художественного концепта "любовь - одиночество" как базового концепта в произведении Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby";
4) востребованностью в формировании инновационных методов и подходов к интерпретации одноядерных и двуядерных художественных концептов в рамках современного уровня научных изысканий в области моделирования концептосферы художественного текста.
Данное исследование позволяет: (1) дополнить существующую классификацию художественных концептов дуальным художественным концептом как одним из типов двуядерных художественных конструктов, (2) выявить особенности архитектоники дуального художественного концепта "любовь - одиночество" как двуядерного концепта, (3) представить авторский алгоритм исследования архитектоники дуального художественного концепта.
Гипотеза исследования. Номинативное поле дуального художественного концепта "любовь - одиночество", выявленного в концептосфере романа Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby", состоит преимущественно из маркеров невербального кода коммуникации (сенсем, проксем, такем, кинем и хронем) и пейзажных единиц, частотность которых
различна в каждом из двух сопряжённых номинативных полей, образованных вокруг ядерной диады дуального художественного концепта "любовь - одиночество", а степень наложения номинативных полей ядерной диады зависит от интенции автора художественного произведения.
Объектом исследования является архитектоника номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество", репрезентированного в романе Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby".
Предмет исследования составляют маркеры невербального кода коммуникации и пейзажные единицы как высокочастотные номинанты, формирующие номинативное поле дуального художественного концепта "любовь - одиночество" в романе Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby".
Целью нашего исследования является комплексная интерпретация архитектоники номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество" посредством построения его двуядерной модели на основе частотности маркеров невербального кода коммуникации и пейзажных единиц в сочетании с графическим моделированием отдельных сегментов его номинативного поля.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать существующую в когнитивной лингвистике классификацию двуядерных концептов.
2. Дать характеристику отличительных черт архитектоники вводимого нами в научный обиход нового типа двуядерного концепта, а именно дуального концепта, который предстаёт в концептосфере художественного текста в виде дуального художественного концепта.
3. Рассмотреть художественный текст романа Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby" как формат реализации художественных концептов и выявить двуядерные художественные концепты.
4. Среди выявленных двуядерных художественных концептов романа определить базовый концепт.
5. Провести детальное исследование номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество" как базового концепта в архитектонике концептосферы романа Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby".
6. Выявить компоненты номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество" в произведении Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby";
7. Определить частотность и компонентный состав маркеров невербального кода коммуникации (сенсем, проксем, такем, кинем, хронем) и пейзажных единиц как основных единиц номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество" в произведении Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby".
8. Выявить специфику хронем как высокочастотных маркеров невербального кода коммуникации в номинативном поле исследуемого дуального художественного концепта и уточнить существующую классификацию хронем.
9. Построить когнитивно-герменевтическую модель архитектоники дуального художественного концепта "любовь - одиночество", репрезентированного в романе Ф. С. Фицджеральда "The Great Gatsby".
Для достижения поставленной цели и решения сформулированных в исследовании задач применён метод когнитивно-герменевтического моделирования архитектоники номинативного поля дуального художественного концепта, а также применены: квантитативный анализ, компонентный анализ, интерпретативный метод, метод графического моделирования когнитивных конструктов.
Научная новизна работы заключается в:
1) пополнении существующей классификации художественных концептов и во введении в научный тезаурус нового термина «дуальный художественный концепт»;
2) пополнении методологической базы лингвокогнитивного моделирования архитектоники концептосферы художественного текста авторским методом моделирования и интерпретации архитектоники номинативного поля дуального художественного концепта, рассматриваемого в виде диады сопряжённых номинативных полей, образованных вокруг ядер, и имеющих зону наложения;
3) определении маркеров невербального кода коммуникации и пейзажных единиц в качестве базовых единиц номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество", репрезентированного в романе Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby";
4) определении частотности и компонентного состава маркеров невербального кода коммуникации и пейзажных единиц в номинативном поле дуального художественного концепта "любовь - одиночество", в исследуемом романе Ф. С. Фитцджеральда;
5) выявлении специфики темпоральной модели как базового сегмента когнитивно-герменевтической модели дуального художественного концепта "любовь - одиночество", репрезентированного в рассматриваемом романе;
6) пополнении существующей классификации хронем авторскими терминами:
(1) циклические точечные хронемы, циклические предельные хронемы, циклические пролонгированные хронемы, циклические обобщающие хронемы;
(2) линейные точечные хронемы, линейные предельные хронемы, линейные пролонгированные хронемы, линейные обобщающие хронемы;
(3) линеарные точечные хронемы, линеарные предельные хронемы, линеарные пролонгированные хронемы, линеарные обобщающие хронемы;
7) определении степени сопряжения хронем и пейзажных единиц в номинативном поле дуального художественного концепта "любовь -одиночество" в романе Ф. С. Фитцджеральда;
8) создании когнитивно-герменевтической комплексной модели архитектоники номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество", репрезентированного в исследуемом романе Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby".
Авторский метод моделирования архитектоники дуального художественного концепта зиждется на комплексном подходе к интерпретации материала и представляет собой совокупность следующих исследовательских этапов:
(1) рассмотрение художественного текста как формата реализации художественных концептов, формирующих его концептосферу, и выявление художественные концепты;
(2) классификация выявленных художественных концептов по признаку одноядерности/двуядерности;
(3) идентификация среди выявленных двуядерных художественных концептов романа дуальных художественных концептов;
(4) в случае наличия нескольких дуальных художественных концептов определение базового концепта в исследуемой концептосфере художественного текста;
(5) проведение детального исследования архитектоники номинативного поля дуального художественного концепта и выявление компонентов его номинативного поля;
(6) определение частотности и компонентного состава номинантов в номинативном поле дуального художественного концепта;
(7) построение когнитивно-герменевтической модели архитектоники исследуемого дуального художественного концепта.
Исследование и моделирование дуального художественного концепта "любовь - одиночество", представленного в концептосфере романа Ф. С. Фицджеральда "The Great Gatsby", проводится впервые.
Теоретическая значимость исследования состоит:
во-первых, в пополнении теоретико-методологической базы когнитивной лингвистики, в частности теории когнитивного моделирования текста, посредством: (1) разработки авторского метода моделирования и комплексной интерпретации архитектоники дуального художественного концепта; (2) введения в научный тезаурус нового термина: «дуальный художественный концепт»; (3) уточнения классификационных параметров художественных концептов;
во-вторых, в углублении теории текста посредством: (1) разработки инновационного интерпретативного метода исследования архитектоники текста, (2) моделирования когнитивных текстовых конструктов;
в-третьих, в углублении интепретативных подходов к исследованию художественного времени посредством: (1) пополнения классификации текстовых хронем, (2) выработки подходов к построению корреляционной темпорально-пейзажной модели текста.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов исследования в рамках образовательных программ, в частности, при подготовке лекционных курсов по языкознанию, теории текста, когнитивной лингвистике. Кроме того, полученные результаты могут быть включены в лекционные курсы по когнитивному моделированию и интерпретации художественного текста, а также по невербальным средствам коммуникации.
Помимо этого, результаты исследования могут быть применены при проведении семинаров или практических занятий, в процессе работы над курсовыми или дипломными проектами, могут быть включены в различные методические или учебные пособия.
Полученные результаты позволят создать практические рекомендации по моделированию дуальных художественных концептов как одного из типов двуядерных концептов, формирующих концептосферу художественного текста.
Материалом для исследования послужили:
авторская картотека маркеров невербального кода коммуникации, выявленных в архитектонике номинативного поля дуального художественного концепта, репрезентированного в тексте произведения Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby", состоящая из 810 единиц и включающая в том числе 424 хронемы;
авторская картотека пейзажных единиц, выявленных в номинативном поле дуального художественного коннцепта "любовь - одиночество", репрезентированного в произведении Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby", включающая 520 единиц.
В качестве теоретической и методологической базы исследования используются:
1) основные положения когнитивной лингвистики, предложенные
A. П. Бабушкиным, Н. Н. Болдыревым, В. З. Демьянковым, Е. С. Кубряковой,
B. И. Карасиком, С. Х. Ляпиным, З. Д. Поповой, О. Н. Прохоровой, И. А. Стерниным, Г. Г. Слышкиным, В. А. Сулимовым, З. Я. Тураевой, И. В. Чекулаем, R. P. Abelson, T. Clausner, M. Conner, G. Cook, W. Croft, V. Evans, R. Jackendoff, T. Janssen, P. Klock, R. Langacker, N. Love, J. McShane, S. P. Nemeth, R. I. Oapos, A. Paivio, B. Peeters, G. Redeker, R. C. Schank, L. Talmy, J. R. Taylor, F. Ungerer и др;
2) основные положения теории когнитивного моделирования, изложенные в работах: И. В. Александрович, Л. Г. Бабенко, И. Ю. Богатова, Л. О. Бутаковой, С. Г. Воркачёва, В. В. Добровой, В. И. Карасика,
C. Л. Кушнерук, В. А. Масловой, Е. А. Огневой, Г. Г. Слышкина, З. Д. Поповой, О. С. Федотовой, W. Croft и др.;
3) работы в области когнитивного исследования архитектоники художественного текста, изложенные в трудах: С. А. Аскольдова, О. В. Афанасьевой, Н. Н. Болдырева, С. Г. Воркачёва, А. А. Залевской, В. И. Карасика, В. Г. Кузнецова, Л. В. Миллера, Е. А. Огневой, Ю. С. Степанова, И. А. Стернина, Л. В. Татару, Ж. Е. Фомичевой,
C. А. Чугуновой, R. Beaugrande, R. Jackendoff, A. Wierzbicka, F. G. Fatkullina,
D. Holland, N. Quinn и др.;
4) исследования в области репрезентации невербального кода коммуникации в художественных текстах, представленные в трудах:
E. И. Бузиной, Ю. А. Кузьминых, Е.А. Огневой, М. В. Пименовой и др.;
5) исследования текстовой специфика романа Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby", изложенные в работах: Н. В. Александрович, Е. Е. Бондаревой, Н.С. Бочкаревой, И. В. Звонковой, К. А. Майшевой, М. А. Масловой, О. Е. Обруч, В. М. Толмачева, А Усманова, R. Berman, H. Dai, S. Donaldson, D. Herman, S. Jensen, L. Kirby, C. K. Messenger, B. Pearce и др.
Категориально-понятийной базой исследования служат следующие понятия:
(1) концептосфера художественного текста как совокупность художественных концептов, репрезентирующих n-ый объём индивидуально -авторского концепта в художественном тексте;
(2) художественный концепт как зафиксированный в культурной памяти народа универсальный художественный опыт, способный формировать новые художественные смыслы;
(3) номинативное поле концепта как совокупность языковых средств, репрезентирующих концепт;
(4) маркеры невербального кода коммуникации как лексические единицы, вербализующие в тексте невербальный компонент общения,
(5) пейзажные единицы как номианты, репрезентирующие пейзаж в архитектонике художественного текста.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Архитектоника концептосферы художественного текста как индивидуально-авторская проекция реального или вымышленного мира, имеющая ядерно-периферийную структуру, состоит из различных типов художественных концептов, которые подразделяются на одноядерные и
двуядерные художественные концепты. Существующие в языке двуядерные концепты, превращаясь в соответствующие биполярные художественные концепты, бинарные художественные концепты, парные художественные концепты, эквивалентные художественные концепты, менее частотны, чем одноядерные художественные концепты, что обусловлено интенцией автора произведения.
2. Архитектоника дуального художественного концепта представляет собой двуядерный исследовательский конструкт, состоящий из контекстуально обусловленной диады ядер и сопряженных с ними номинативных полей. В структуру номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество", репрезентированного в концептосфере произведения Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby", входят следующие репрезентанты: нейтральная лексика, пейзажные единицы, маркеры невербального кода коммуникации, топонимы, колоративы, глюттонимы, эмотивная лексика.
Частотность перечисленных репрезентантов в номинативных полях, сформированных вокруг каждого из двух ядер дуального художественного концепта, различна. Тем не менее, специфика двух сопряжённых номинативных полей заключается в наличии высокой частотности маркеров невербального кода коммуникации и пейзажных единиц.
3. В архитектонику номинативного поля исследуемого дуального художественного концепта "любовь - одиночество" в виде формата сопряжёния номинативных полей, образованных вокруг ядра «любовь» и ядра «одиночество», входят все типы маркеров невербального кода: сенсемы, проксемы, такемы, кинемы, хронемы. Высокочастотными среди маркеров невербального кода являются сенсемы, проксемы и хронемы.
4. Несмотря на высокую частотность одних и тех же маркеров невербального кода в номинативных полях, образованных вокруг двух ядер дуального художественного концепта "любовь - одиночество", форма выражения этих маркеров разнится. Так, маркеры в номинативном поле,
сопряжённом с ядром «любовь», имеют следующую специфику: (а) сенсемы выражены перфектной формой глаголов и формой неопределённого герундия; (б) проксемы выражены существительными с предлогами; (в) хронемы выражены именами существительными с предлогами и наречиями.
Маркеры невербального кода в номинативном поле, сопряжённом с ядром «одиночество», имеют следующую специфику: (а) сенсемы выражены несовершённой и совершённой формами глаголов и формой неопределённого герундия; (б) проксемы выражены именем существительными с предлогами; (в) хронемы выражены именами существительными с предлогами и наречиями.
5. Среди низкочастотных маркеров невербального кода только кинемы входят в номинативные поля, сопряженные и с ядром «любовь», и с ядром «одиночество». Форма выражения кинем разнится. Так, кинемы номинативного поля, сопряженного с ядром «любовь», выражены именами существительными с притяжательными местоимениями, тогда как кинемы номинативного поля, сопряженного с ядром «одиночество», выражены именами существительными с притяжательными местоимениями и неопределённой формой герундия.
Такемы находятся только в номинативном поле, сопряженном с ядром «любовь», и выражены именами существительными с притяжательными местоимениями и именами существительными в притяжательном падеже.
6. Пейзажные единицы как номинанты номинативного поля дуального художественного концепта "любовь - одиночество" коррелируют с хронемами и формируют единый темпорально-пейзажный сегмент. Пейзажные единицы входят только в номинативное поле, сопряженное с ядром «одиночество», и выражаются именами существительными с предлогами.
Апробация и внедрение результатов исследования. Содержание диссертации отражено в 16 публикациях, среди которых 3 статьи - в
изданиях, индексируемых в базе данных SCOPUS, 4 статей - в изданиях из перечня ВАК, 9 статей - в изданиях, индексируемых РИНЦ.
Результаты научных исследований представлены на конференциях различного уровня: на Всероссийской научной конференции с международным участием «Проблемы современной лингвистики: на стыке когниции и коммуникации» (Тамбов, 25-26 июня 2015 г.), IV Международной научно-практической конференции «Лингвистические горизонты» (Белгород, 29 сентября - 1 октября 2016 г.), VIII Международном конгрессе по когнитивной лингвистике «Cognitio и Communicatio в современном глобальном мире» (10-12 октября 2018 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, библиографического списка, включающего 202 наименования; Приложения. Общий объем диссертации составляет 219 страниц.
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МИРА В МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1. Языковая и концептуальная картины мира как модели мира
Впервые понятие «картина мира» было введено в научный оборот учёными-физиками, рассматривавшими это явление как «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов» [Серебренников и др. 1988: 12].
Очевидно, что такое определение было продиктовано именно целями науки физики, однако уже здесь прослеживаются общие с лингвистикой черты. М. Планк расширил теорию «картины мира», разделив картину мира на: практическую и научную. Под первой он понимал представления человека об окружающем мире на основе его собственных переживаний (жизненного опыта). Под второй - модель реального мира в абсолютном смысле независимо от представлений о нём отдельных индивидов [Серебренников и др. 1988: 13].
Философский взгляд на «картину мира» различает научную и наивную картины мира. Первая оперирует терминами и построена на практических и теоретических знаниях. Вторая же допускает различные трактовки вещей и не так категорична в своих определениях [Алефиренко 2011: 11-14].
Современное лингвистическое понятие «картины мира» берёт своё начало в работах В. фон Гумбольдта [Гумбольдт 1984] и в теории лингвистической относительности Сепира - Уорфа [Сепир 2001].
Видный отечественный лингвист В. И. Карасик даёт следующее определение понятию «картина мира»: «целостная совокупность образов действительности в коллективном сознании» [Карасик 2002: 102]. Его видение картины мира основывается на трудах предшественников. Так, Г. В. Колшанский в своей работе «Объективная картина мира в познании и
языке» определяет картину мира как некое целостное представление обо всех предметах и явлениях, существующих в сложной сети мира понятий. Картина мира реализуется как отдельными представителями, так и обществом в целом и, по мнению Г. В. Колшанского, «соотносится с совокупностью знаний человечества в определенный исторический период» [Колшанский 1990: 18], которые со временем предстают «когнитивными артефактами» [Nemeth, Cook; Oapos, Connor; Klock 2004: 726-735].
В. Б. Касевич даёт следующее определение: «картина мира» есть реальные представления человека о мире и о нём самом, свойственные для определённого культурно-исторического общества и определённого исторического этапа» [Касевич 1998: 15], реализуемые в виде корреляции «языка, сознания, культуры» [Jackendoff 1983, 2007], тогда как П. В. Чесноков предлагает различать «статическую и динамическую языковые картины мира» [Чесноков 1989].
Если первая закреплена в словарях и обусловлена строем языка, то вторая проявляется при непосредственном общении. Возникновение динамической языковой картины мира связано с ограниченностью словарного запаса языка и с неспособностью языка мгновенно реагировать на изменения в понятиях, однако в процессе общения подобные «лакуны» восполняются «на месте» из доступных языковых средств. Впоследствие такие понятия могут входить и в статическую языковую картину мира, при условии принятия этого понятия всеми носителями языка.
Реализация динамической языковой картины мира во многом зависит от языковой личности: от уровня владения языком и цели общения [см. подробнее: Чесноков 1989: 63-69, Горянина 2002].
Н. Н. Гончарова подчеркивает тот факт, что понятие «языковая картина мира» в лингвистике достаточно проработано» [Гончарова 2012: 396], поскольку «языковая картина мира» - это вся совокупность знаний об окружающем мире, отражённых и передаваемых при помощи языка. По мнению Н. Н. Гончаровой, «языковая кантина мира - это ментально-
лингвальное образование, её элементами являются концепты, т.е. означенные информемы» [Гончарова 2012: 398]. Но «языковая картина мира» не является неизменной, она, как и сам язык, постоянно изменяется, приобретая и теряя понятия, вместе с тем, как предметы и явления приходят или уходят из окружения носителей языка.
В нашем исследовании языковая картина мира трактуется как исследовательский конструкт, позволяющий интерпретировать представления человека об окружающем его объективном мире.
Языковая картина мира «коррелирует с ценностной картиной мира» [Prokhorova et а1. 2015: 863]. Также ряд учёных соотносит языковую картину мира с концептуальной картиной мира. Концептуальная картина мира богаче языковой картины, которая связана с вопросом о соотношении языка и мышления, языка и действительности, инвариантного и идиоматического в процессе отображения действительности как сложном процессе интерпретации мира человеком.
Языковая и концептуальная картины мира связаны между собой и находятся в иерархических отношениях: языковая картина мира включена в концептуальную картину мира. Отсюда, проблема изучения языковой картины мира тесно связана с изучением концептуальной картины мира, которая отображает специфику человека и его бытия, его отношения с окружающим миром и условиями его существованияи. Концептуальная кантина мира представляет собой всю совокупность концептов.
1.2. Концепт как особый формат знания в глобальной модели мира
1.2.1. Концепт как исследовательский конструкт
Одним из самых распространённых понятий среди гуманитарных наук является понятие концепта. Его можно встретить в таких сферах знания, как логика, психология, лингвистика, культурология и философия [подробнее:
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК
Языковая репрезентация концепта NORTH/СЕВЕР в оригиналах и переводах романов Фарли Моуэта2012 год, кандидат наук Рахимова, Диана Фердинандовна
Концептосфера романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"2008 год, кандидат филологических наук Бондаревская, Ольга Анатольевна
Языковая репрезентация концептосферы жизнь в малой прозе И.А. Бунина2010 год, кандидат филологических наук Письменная, Ольга Александровна
Лингвокогнитивный и лингвокультурный аспекты репрезентации элитарной языковой личности писателя в художественном дискурсе2021 год, кандидат наук Склярова Олеся Сергеевна
Интертекстуальность как средство объективации картины мира автора2008 год, кандидат филологических наук Филиппова, Светлана Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Даниленко Илья Александрович, 2019 год
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аглеева, З. Р. Фразеологизация сложноподчинённых предложений разноструктурных языков как когнитивно-синтаксическая проблема / З. Р. Аглеева. Дисс... д-ра филол. н. по сцеальности 10.02.19. - Астрахань, 2012. - 529 с.
1. Александрович, Н. В. Концептосфера художественного произведения в оригинале и переводе (на материале романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби») / Н. В. Александрович: дисс. канд. филол. н. по специальности 10.02.20. - Краснодар, 2010. - 194 с.
2. Алефиренко, Н. Ф. Спорные проблемы семантики: Монография / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Гнозис, 2005. - 326 с.
3. Алефиренко, Н. Ф. Язык, познание и культура: Когнитивно-семиологическая синергетика слова: Монография / Н. Ф. Алефиренко. -Волгоград: Перемена, 2006. - 228 с.
4. Алефиренко, Н. Ф. Научное и обыденное в языковой картине мира . / Н. Ф. Алефиренко - 2011. - № 24 (239). - С. 11-14.
5. Аскольдов-Алексеев, С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская речь. Новая серия. - Вып. 2. - Л., 1928. - С. 28-44.
6. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. - M.: Academia, 1997. - С. 267279.
7. Афанасьева, О. В. Семантическая структура концепта «Время» и её отражение во фразеологических системах английского, испанского и русского языков/ О.В. Афанасьева // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Междунар. науч. конф., посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К. Р. Галиуллина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - C.43-44.
8. Афанасьева, О. В. Семантическая структура концепта «Время» и её отражение во фразеологических системах английского, испанского и русского языков / О.В. Афанасьева. Автореф. дисс... канд.н. по специальности 10.02.20. - Казань, 2007. - 23 с.
9. Бабенко, Л. Г. Концепт и концептосфера в аспекте моделирования / Л. Г. Бабенко // Междунар. конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. материалов 26-28 сентября 2006 года / Отв. ред. Н. Н. Болдырев; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2006. - С. 39-42.
10. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. - 104 с.
11. Бархударов Л. С. Текст как единица языка и единица перевода / Л. С. Бархударов // Лингвистика текста: В 2-х ч., 2013.
12. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. - 1975. - С. 234-407.
13. Беседина, Н.А. Морфологически передаваемые концепты: Монография / Н. А. Беседина. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ; Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 214 с.
14. Беспалова, О. Е. Концептосфера поэзии НС Гумилева в ее лексическом представлении: дис... канд.филол.н. / О. Е. Беспалова. - СПб., 2002. - 220 с.
15. Богатова, И.Ю. Концепт как полевая структура / И. Ю. Богатова // Междунар. конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. материалов 26-28 сентября 2006 года / Отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов: Изд-во ТГУ им Г.Р. Державина, 2006. - С. 445-447.
16. Болдырев, Н. Н. Языковые категории как формат знания // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2006. - № 2. - С. 5-22.
17. Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. - 2009. - Вып. IV. - С. 25-77.
18. Болдырев, Н. Н. Интерпретирующая функция языка // Ветник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 33 (248). -Филология. Искусствоведение. - Вып. 60. - С. 11-16
19. Болдырев Н.Н. Типология концептов и языковая интерпретация // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: Материалы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвященной юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л. Г. Бабенко / Ред. коллегия: Т. М. Воронина, М. В. Дудорова, Б. Ю. Норман (Беларусь), А. М. Плотникова, 2016. - С. 16-25.
20. Бондарева, Е. Е. Концепт "Американская мечта" и образы "мечтателей" в романе Ф.С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" / Е. Е. Бондарева // Вестник научных конференций. - ООО Консалтинговая компания Юком, 2016. - №. 9-5. - С. 23-25.
21. Бондаренко, Е. В. Время в концептуальной картине мира, реализованной в английском дискурсе / Е. В. Бондаренко // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - № 1. - С. 74-79.
22. Бочкарева, Н.С. Функции фотографии в романе ФС Фицджеральда «Великий Гэтсби» / Н. С. Бочкарева, К. А. Майшева // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2017. - №. 48. - С. 143- 157.
23. Бузина, Е. И. Частотность маркеров темпоральности в функционально-семантическом поле концептосферы художественного текста / Е. И. Бузина //Филологический аспект. - 2016. - №. 12. - С. 52-57.
24. Бутакова, Л. О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: монография / О. О. Бутакова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 281 с.
25. Бутакова, Л. О. Динамика ментального существования: проблемы методологии лингвокогнитивного моделирования / Л. О. Бутакова // Реальность, язык и сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 3. -Тамбов: ТГУ им Г.Р. Державина, 2005. - С. 51-56.
26. Быкова, Н. И. Эволюция выразительных средств в искусстве кино и проблемы киноэстетики (на примере анализа экранизаций романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби») / Н. И. Быкова // Культура и искусство. - 2017. - №. 11. - С. 18-32.
27. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. - М.: Т8ЯШКАМ. 2017. - 576 с.
28. Воркачёв, С. Г. Любовь как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачев. - М.: Гнозис, 2007. - 189 с.
29. Воркачев, С. Г. Лингвокультурный концепт «Любовь»: значимостная составляющая / С. Г. Воркачев, Е. А. Воркачева // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 4. - С. 116-127.
30. Воробьев, В. В. Лингвокультурология (теория и методы) / В. В. Воробьев. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.
31. Воробьева, О. П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста: одноязычная и межъязыковая коммуникация: дисс. д.филол.н. / О. П. Воробьева. - М., 1993. - 382 с.
32. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования И. Р. Гальперин. - М., 2008. - 144 с.
33. Гамезо, М. В. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо, И. А. Домашненко // Педагогическое общество России. - М., 2004. - 276 с.
34. Гиренок, Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера / Ф. И. Гиренок, Н. Н. Моисеев. - М.: Наука, 1987. - 182 с.
35. Гончарова Н. Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания / Н. Н. Гончарова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - С. 396-405.
36. Горянина, В. А. Психология общения / В. А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 416 с.
37. Гумбольдт В., Рамишвили Г. В. Избранные труды по языкознанию. - Прогресс, 1984. - 400 с.
38. Густинович, М. Организация повествования в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». - URL: http://elib.bsu.by/bitstream/ (дата обращения: 10.08.2017)
39. Даниленко, И. А. К вопросу о лениарном и циклическом художественном времени / И. А. Даниленко // Когнитивные исследования языка / гл. ред. Н.Н. Болдырев; М-во обр. и науки РФ, Рос. акад. наук, Ин-т языкознания РАН, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина, Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов. - Вып. XXI : Проблемы современной лингвистики: на стыке когниции и коммуникации: мат-лы Всероссийской научной конференции с международным участием. 25-26 июня 2015 г./ отв. ред. вып. Л.В. Бабина. -М.: Ин-т Языкознания РАН, Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. - С. 688-691.
40. Даниленко И. А. Компоненты невербального кода коммуникации в концептосфере художественного текста (на примере романа Ф. С. Фитцджеральда "The Great Gatsby") // Филологический аспект. - 2016. -№. 3. - С. 9-15.
41. Даниленко И. А., Даниленко А. П. Архитектоника художественного дуального концепта (на материале романа Ф. С. Фитцджеральда «The Great Gatsby") //Филологический аспект. - 2017. - №. 6. - С. 122-127.
42. Даниленко И. А., Даниленко А. П. Концептуализация пейзажа в структуре дуального концепта Любовь и Одиночество (на материале романа Ф. С. Фитцджеральда «The Great Gatsby") //Когнитивные исследования языка. - 2016. - №. 27. - С. 158-164.
43. Демьянков, В. З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры / В. З. Демьянков // Язык как материя смысла. Сборник статей в честь академика Н. Ю. Шведовой / Отв. ред. М. В. Ляпон. -М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. - С. 606-622.
44. Дехнич, О. В. Когнитивное моделирование и теория метафоры в современной лингвистике / О. В. Дехнич // Когнитивные исследования языка: сб. науч. тр./Тамб. гос. ун-т и др. - 2014. - С. 65-68.
45. де Шарден П. Т. Феномен человека / П. Т. де Шарден. - М.: Наука, 1987. - Т. 239.
46. Доброва, В. В. Моделирование как метод познания ненаблюдаемых объектов / В.В. Доброва // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. -№ 8. - С. 146-152.
47. Домашнев, А. И. Интерпретация текста. Немецкий язык / А. И. Домашнев, И. П. Шишкина. Е. А. Гончарова. - М.: Высшая школа, 2005. - 368 с.
48. Дубровская, О. Г. Когнитивно-коммуникативные основания теории контекста / О. Г. Дубровская // Вопросы когнитивной лингвистики. -2011. - №. 4. - С. 14-25.
49. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
50. Залевская, А. А. Текст и его понимание / А. А. Залевская. - Тверь, ТГУ, 2001. - 177 с.
51. Звонкова, С. Е. Символика образа луны в новеллах Ф. С. Фицджеральда / С. Е. Звонкова, М. А. Маслова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №. 7. - URL: http:e-koncept.ru/2017/170151.htm (дата обращения: 02.02.2019)
52. Зыкова, И. В. Концептосфера культуры как базисная единица метаязыка лингвокультурологии / И. В. Зыкова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2015. - №2 (43). - С. 13-24.
53. Игумнова, Е. С. Степной пейзаж как элемент авторской языковой картины мира (на материале произведений М. А. Шолохова) / Е. С. Игумнова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2009. -№ 1. - С. 74-78.
54. Карасик, В. И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина. - Воронеж, ВГУ, 2001. - С. 75-80.
55. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 265 с.
56. Карасик, В. И. Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - Том 1. - Волгоград: Парадигма, 2005. - 352 с.
57. Карасик, В. И. Языковая матрица кульутры: монография / В. И. Карасик. - М.: Гнозис, 2013. - 328 с.
58. Касевич, В. Б. О когнитивной лингвистике / В. Б. Касевич // Общее языкознание и теория грамматики. - СПб, 1998. - С. 14-21.
59. Клименко, Т. А. Структура концепта в рамках когнитивной лингвистики / Т. А. Клименко // Збiрник наукових праць за редакщею д -ра фшол. наук, академша АН ВО Украши, проф. Ю. О. Шепеля. - URL: http://lingvodnu.com.ua/arxiv-nomeriv/lingvistika-lingvokulturologiya-2012/struktura-koncepta-v-ramkax-kognitivnoj -lingvistiki/ (дата обращения: 10.10.2017).
60. Колшанский, Г. В. Объективная картина мира в познании и в языке / Г. В. Колшанский. - М.: Наука, 1990. - 108 с.
61. Конецкая, В. П. Социология коммуникаций: учебник / В. П. Конецкая. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. -304 с.
62. Красавский, Н. А. Эмоциональные концепты в немецких и русских лингвокультурах: Монография / Н. А. Красавский. - Волгоград: Перемена, 2001. - 495 с.
63. Кубрякова, Е. С. Концепт / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков и др. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.
64. Кубрякова, Е. С. В генезисе языка, или размышления об абстрактных именах / Е. С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики.
- 2006. - №. 3. - С. 5-14.
65. Кузьминых, Ю.А. Информативность и динамика языковых маркеров невербального кода в структуре когнитивной сцены // Когнитивно -прагматические векторы современного языкознания: сб. науч. трудов / Ю. А. Кузьминых, Е.А. Огнева / сост. И.Г. Паршина, Е.Г. Озерова. - М.: «Флинта»: Наука, 2011. - С. 70-76.
66. Кузнецов, В. Г. Социально значимые концепты в синхронии и диахронии / В. Г. Кузнецов // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2008. -№. 4. - С. 38-45.
67. Кушнерук, С. Л. Теория текстовых миров как исследовательская программа в рамках когнитивной лингвистики / Л. С. Кушнерук // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2011. - № 1. - С. 45-51.
68. Ланская, О. В. Концепт «любовь» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» / О. В. Ланская // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2008.
- №. 4. - С. 74-77.
69. Ласица, Л. А. Внутреннее время текста: лексико-грамматические и онтологические модели: Автореф. дис... канд. филол. наук / Л. А. Ласица. -Оренбург, 2008. - 21 с.
70. Лебедева, Е. А. Лексическая репрезентация концепта время в прозе Е. И. Замятина / Е. А. Лебедева // Вопросы когнитивной лингвистики. -2010. - №. 4. - С. 75-78.
71. Левина, В. Н. Концептуализация пейзажа в художественном тексте / В.Н. Левина // Когнитивные исследования языка. - Вып. IV. Концептуализация мира в языке: моногр. / гл. ред. Е.С. Кубрякова, отв. ред. Н.Н. Болдырев. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Р. Г. Державина, 2009. - С. 398-413.
72. Левченко М. Н. Темпорально-локальная архитектоника художественного текста различных жанров: дис. - М., 2003. - 38 с, 2003.
73. Леруа, Э. Происхождение человека и эволюция разума. - М.,
1996.
74. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка //Известия РАН. Сер. лит. и яз. - 1993. - Т. 52. - №. 1. - С. 3-9.
75. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история / Ю. М. Лотман. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.
76. Лукоянова Ю. К. Восприятие времени в русской языковой картине мира (на материале произведений В. Токаревой) // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан. гос. ун-т. Филол. фак-т.-Казань: Казан. гос. ун-т. - 2004. - С. 150-155.
77. Ляпин, С. Х. Концептология: к становлению подхода / С. Х. Ляпин // Концепты. - Вып. I. - Архангельск, 1997. - С. 11-35.
78. Магомедова, А. В. Вербализация бинарного концепта «свет/тьма» в текстах рассказов Л. Андреева / А. В. Магомедова // Студенческий научный форум - 2012. [Электронный ресурс]. - URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012002747 (дата обращения: 02.03.2017).
79. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика / В. А. Маслова. -Минск, 2004а. - 266 с.
80. Маслова, В. А. Поэт и культура: Концептосфера Марины Цветаевой: учеб. пособие / В. А. Маслова. - М.: Флинта, 2004б. - 256 с.
81. Миллер, Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Л. В. Миллер // Мир русского слова. - 2000. - Т. 4. -С. 39-45.
82. Михеева, Е. Н. Образ Дэйзи Бьюкенен в романе «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда / Е. Н. Михеева, О. А. Бобок // Слово. Время. Мир. - 2014.
83. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера. / Н. Н. Моисеев - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351 с.
84. Морозкина, Е. А. Фрактальная структура художественного текста (на материале романа Френсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна») / Е. А. Морозкина, З. М. Сафина // Вестник Башкирского университета. - 2015.
- Т. 20. - №. 3.
85. Нефедова, О. И. Мотив «Бесплодная земля» в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» / О. И. Нефедова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12-2 (78). - С. 43-46.
86. Нечаева Д. В. Символика жёлтого цвета в романе Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» / Д. В. Нечаева, А. И. Майдоровская // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. -2018. - С. 158-160.
87. Никитин, М. В. Развернутые тезисы о концептах / М. В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №. 1. - С. 53-64.
88. Нильсен, Е. А. Структура понятийной составляющей концепта «время» в современном английском языке / Е. А. Нильсен // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - №. 3. - С. 20-27.
89. Новикова, В. Г. «Пространство времени» в романе Мартина Эмиса «Стрела времени, или Природа преступления / В. Г. Новикова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2010. - №. 3-1. - С. 312-316.
90. Новосельцева, В. А. О соотношении понятий «содержание художественного концепта» и «лексическое значение художественного слова» / В. А. Новосельцева // Проблемы вербализиции концептов в семантике языка и текста. Волгоград. - 2003. - С. 26-28.
91. Обруч, О. Е. Функции ретроспекции при создании образа Дика Дайвера в романе Ф. С. Фицджреальда «Ночь нежна» / О. Е. Обруч // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №. 3-7.
- С. 57-59.
92. Огнева, Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста: Монография / Е. А. Огнева. - Белгород: Изд. Белгородского гос. университета, 2009. - 282 с.
93. Огнева, Е.А. Темпоральная когнитивная сетка художественного текста: тенденции кросскультурной адаптации / Е. А. Огнева // Современные проблемы науки и образования. - 2013 а. - № 3. (Электронный журнал) URL: http://www.science-education.ru/109-9354 (дата обращения: 13.06.2018).
94. Огнева, Е. А. Темпоральная архитектоника концептосферы художественного текста / Е. А. Огнева // Приоритетные направления лингвистических исследований: общетеоретические, когнитивные, коммуникативно-прагматические и функционально-грамматические аспекты языка: коллективная научная монография; [под ред. А.Г. Бердниковой]. -Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013б. - С. 138-155.
95. Огнева, Е.А. Структурирование концептосферы художественного текста / Е. А. Огнева // Ментальные основы языка как функциональной системы / отв. ред. серии Н. А. Беседина. Когнитивные исследования языка. Вып. XIII. Памяти проф. Н. А. Кобриной. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013в. - С. 614-625.
96. Огнева, Е. А. Архитектоника текстовой когнитивной сцены: проблемы моделирования и интерпретации: монография / Е. А. Огнева, Ю. А. Кузьминых. - М.: Эдитус, 2014. - 200 с.
97. Огнева, Е. А. Антропоцентризм дуального концепта в когнитивно-дискурсивном спектре текста (на материале романа А. С. Иванова «Вечный зов») / Е. А. Огнева // Текст. Язык. Человек: сборник научных трудов 8 международной научной конференции посвящённой 70-летию победы в Великой Отечественной войне в двух частях. Часть 2.; отв. ред. С. Б. Кураш. - Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2015. - 102-104.
98. Огнева, Е. А. Текстовая пейзажная модель как когнитивный формат знания (на материале произведения А. Ирасека «Псоглавцы») / Е.А. Огнева // Когнитивно-дискурсивные стратегии развития языка: сборник
научных трудов по итогам Междунар. науч. конф. - Белгород, 2016. - С. 382389.
99. Огнева, Е. А. Алгоритм интерпретации художественного концепта время (на материале романа Д. дю Морье «Rebecca») / Е.А. Огнева, Е. И. Бузина. - 2019. - № 4 (94). - C. 275-279.
100. Озёрная, М. В. Категория художественного времени в литературе / М. В. Озёрная. [Электронный ресурс]. - URL: http://ozzsite.ucoz.ru/publ/15-1-0-14 (дата обращения: 12.07.2018).
101. Панасенко, Н. И. Категория художественного времени в прозаических, поэтических и музыкальных текстах / Н. И. Панасенко // Наукове видання «Мова i культура». Вип. 5, т. I, частина друга. - Кшв: Видавничий Будинок Дмитра Бураго, 2002. - С. 120-130.
102. Перевозникова, А. К. Концепт «душа» в русской языковой картине мира / А. К. Перевозникова. Дисс... канд. филол. наук. - М., 2002. -184 с.
103. Пименова, М. В. Душа и дух: особенности концептуализации / М. В. Пименова. - Кемерово: Графика, 2004. - 386 с.
104. Пименова, М. В. Сопоставительная концептология (на примере эквивалентных концептов мудрость и wisdom) / М. В. Пименова // Изменяющийся славянский мир: новое в лингвистике: [сборник научных статей]; отв. Соред. В. В. Колесов, М. В. Пименова, В. И. Теркулов. - М.: Флинта, 2011. - 567 с.
105. Пименова М. В. Эквивалентные концепты // Фшолопчш трактати.
- 2012. - №. 4. - № 1. - С. 93-99.
106. Пименова М. В. Типы концептов и этапы концептуального исследования / М. В. Пименова // Вестник КемГУ. Серия Филология. - 2013.
- № 2 (54). - Т. 2. - С. 127-131.
107. Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001а. - 191 с.
108. Попова, З. Д. Интерпретационное поле национального концепта и методы его изучения / З. Д. Попова, И. А. Стернин/ / Культура общения и ее формирование. - Вып. 8. - Воронеж, 20016. - С. 27-30.
109. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З. Д. Попова, И. А. Стернин - М., АСТ: Восток - Запад, 2007. - 314 с.
110. Попова, З. Д. Семантико-когнитивный анализ языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж: Истоки, 2006. - 226 с.
111. Попова, Т. Г. Художественная картина мира как концептуализированное художественное пространство / Т. Г. Попова, А. О. Шубина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2010. - №. 1 (177). - С. 10-12.
112. Прохорова О. Н. Потенциал когнитивных методик исследования концепта //Colloquium. - Белгород-Бергамо. - 2005. - С. 92-98.
113. Прохорова, О. Н. Теоретические предпосылки исследования концептосферы / О.Н. Прохорова, С.Б. Смирнова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки.
- 2014. - № 6 (177). - С. 98-102.
114. Прохорова, А. В. Речевая репрезентация биполярности художественной картины мира. Автореферат дисс. ... канд. филол. н. / А. В. Прохорова. - Елец, 2018. - 26 с.
115. Рафикова, Н. В. Динамика ядра и периферии семантического поля текста: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Н. В. Рафикова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1994. - 16 с.
116. Рафикова, Н. В. Влияние внутреннего контекста на понимание слова и текста: обзор моделей понимания / Н. В. Рафикова // Семантика слова и текста: психолингвистические исследования. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1998.
- С. 50-63.
117. Роднянская, И. Б. Художественное время и художественное пространство / И. Б. Роднянская [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke9/ke9-7721.htm (дата обращения: 03.04.2017).
118. Руднев, В. Философия языка и семиотика безумия: избранные работы / В. Руднев. - М.: Территория будущего, 2007. - 528 с.
119. Рылова, Е.В. Когнитивный аспект исследования языкового сознания / Е. В. Рылова // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. «Языковое сознание и образ мира». Москва, 2-4 июня 1997 г. - М., 1997. - С. 137-138.
120. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: Учебное пособие / А. П. Садохин. - М.: Альфа, 2004 а. - 288с.
121. Садохин, А. П. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие для вузов / А. П. Садохин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 б. - 271 с.
122. Селиванова, Е. А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации / Е. А. Селиванова. - К.: Фитосоциоцентр, 2002. - 336 с.
123. Сепир, Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир. - М.: Прогресс, 2001.
124. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке / Б. А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В. И. Постовалова, В. Н. Телия, А. А. Уфимцева. - М.: Наука, 1988. - 416 с.
125. Сидоренков, В. А. От слова - к образу, от словаря - к художественному тексту / В. А. Сидоренков // Слово и грамматические законы языка: Глагол. - М.: Наука, 1989. - С. 221-222.
126. Синкевич, Д. А. Категория темпоральности в лингвофилософском освещении / Д А. Синкевич // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 7 (188). Филология. Искусствоведение. - Вьш. 41. - С. 148-152.
127. Слышкин, Г. Г. Текстовая концептосфера и ее единицы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики / Г.Г. Слышкин. - 1999. - С. 13-17.
128. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурный концепт как системное образование Г. Г. Слышкин // Вестник Воронежского государственного
университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2004. -№. 1.
129. Степанов Ю. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - Litres, 2017. - 825 с.
130. Стернин, И. А. Моделирование концепта в концептологии / И. А. Стернин // Международный конгресс по когнитивной лингвистике. -2006. - С. 77-79.
131. Сулимов, В. А. Когнитивное описание языка и его культурологическая интерпретация: когнитивные трансформации / В. А. Сулимов // Филологические науки. - 2006. - №. 1. - С. 40-47.
132. Тарасова, И. А. Категории когнитивной лингвистики в исследовании идиостиля / И. А. Тарасова // Вестник Самарского государственного университета. - 2004. - №. 1. - С. 163-169.
133. Татару, Л. В. Композиционный ритм и когнитивная логика нарративного текста / Л. В. Татару // Известия РГПУ им. А. И. Герцена №11 (75). Серия «Общественные и гуманитарные науки». - СПб, 2008. - С. 23-27.
134. Татару, Л. В. Ритм темпоральности постмодернистского нарратива как когнитивная модель (роман М. Спарк "Расцвет мисс Джин Броди") / Л. В. Татару // Современные проблемы науки и образования. -2012. - №. 6. - С. 535-543.
135. Толмачев, В.М. Композиционное своеобразие «Великого Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда / В. М. Толмачев // Вестник Московского ун-та. Серия. 9: Филология. - № 4. - URL: http://fitzgerald.narod.ru/criticsrus/tolmachev-kompozic.html (дата обращения: 20.09.18).
136. Тураева, З. Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика) З. Я. Тураева. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
137. Усманова, А. Особенности сюжета и композиции в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» / А. Усманова // Русская и сопоставительная филология: взгляд молодых. - Казань, 2003. - С. 198-203. -
URL: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/usmanova.html (дата обращения: 21.09.14).
138. Фёдоров, Ф. И. Художественный мир немецкого романтизма / Ф.И. Фёдоров. - М., 2004. - 367 с.
139. Фомичева, Ж. Е. О когнитивно-стилистическом подходе к анализу современного англоязычного литературно-художественного дискурса / Ж. Е. Фомичева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - №. 3. - С. 277-286.
140. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. - 240 с.
141. Федотова, О. С. Когнитивное моделирование как метод познания и изучения объекта в научных исследованиях / О.С. Федотова // Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 4 (46). В 2-х ч. - Ч. II. - С. 199-202.
142. Филимонова, О. Е. Категория эмотивности в английском тексте (когнитивный и коммуникативный аспекты): дисс... д.филол.н. / О. Е. Филимонова. - СПб.: Российский гос. пед. ун-т, 2001. - 382 с.
143. Флоренский, П А. Анализ пространственности <и времени> в художесгвенно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский // Исследования по теории искусства. - М.: Мысль, 2000. - С. 79-421.
144. Фокина, Ю. М. Особенности репрезентации индивидуально -авторской концептосферы в англоязычной и русскоязычной прозе (на материале рассказов А. П. Чехова и Д. Джойса): дис... канд. наук. по специальности 10.02.19, Фокина Юлия Михайловна - Саратов, 2010. - 184 с.
145. Чекулай, И. В. Репрезентация концепта "loneliness" в научной картине мира / И. В. Чекулай, С. А. Феттер // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - Вып. 6 (177). - Т. 21. - С. 128-133.
146. Чекулай, И. В. Кинемы и паракинемы как маркеры персонального дискурса (на материале художественных произведений в европейских
языках) / И.В. Чекулай, О.Н. Прохорова // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения: науч. сб. тр. / Отв. ред. О.Д. Вишнякова. -Пльзень-Москва, 2016. - С. 248-259.
147. Чесноков В. П. О двух картинах мира - статической и динамической / В. П. Чесноков // Известия СКНЦ ВШ. Общественные науки.
- 1989. - № 3. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ. - С. 63-69.
148. Чехов, А. П. Собрание сочинений в 20 томах / А. П. Чехов. Т. 13.
- М.: ОГИЗ, 1944-1951.
149. Чугунова, С. А. Образ ситуации как медиатор процесса понимания художественного текста: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / С. А. Чугунова. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 16 с.
150. Чугунова, С. А. «Движение времени» у представителей разных культур / С. А. Чугунова. - Брянск: Брян. гос. ун-т, 2009. - 240 с.
151. Шаховский, В. И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные концепты. -Волгоград: Волг. гос. пед. ун-т. - 1996. - С. 80-96.
152. Шестёркина, Н.В. Комплексный пейзаж российской деревенской окрестности в зеркале перевода (на материале перевода романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на немецкий язык) / Н. В. Шестёркина, Е. С. Белоусова // Социокультурные проблемы перевода: сб. науч. тр. - Воронеж, 2014. - С. 121-130.
153. Alefirenko, N.F. Text and discourse: between Scylla and Charybdis od cognitive linguopoetics / N. F. Alefirenko, I. I. Chumak-Zhun, E. G. Ozerova, K. K. Stebunova // Journal of Language and Literature. - 2015. - Т. 6. - № 2. - С. 157-160.
154. Barnhart, B. Jazz in the Time of the Novel: The Temporal Politics of American Race and Culture / B. Barnhart. - University of Alabama Press, 2013.
155. Beaugrande, R. de. New foundation for a Science of Text and Discourse: Cognition, Communication and the Freedom of Access to Knowledge and Society / R. de Beaugrande. Norwood, N, J.: Ablex, 1997. - 130 p.
156. Berman, R. The Great Gatsby and Modern Times / R. Berman. -University of Illinois Press, 1996.
157. Clausner, T. Domains and Image Schemas / T. Clausner, W. Croft // Cognitive linguistics. - 1999. - Vol. 10-1. - P. 1-31.
158. Cook, G. Discourse and literature: The interplay of form and mind / G. Cook. - Oxford: Oxford University Press, 1994. - C. 182.
159. Croft, W. Some contributions of typology to cognitive linguistics, and vice versa / W. Croft // Cognitive linguistics: foundations, scope and methodology. - 1999. - C. 61-93.
160. Croft, W. and Cruse D. A. Cognitive Linguistics / W. Croft, D. A. Cruse. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004. - 356 p.
161. Dai, H. "Tender Is the Night" and F. Scott Fitzgerald's Sentimental Identities by Chris Messenger / H. Dai // Modernism/modernity. - 2015. - T. 22. -№. 4. - C. 846-848.
162. Donaldson, S. Fitzgerald's Historical Sensibility / S. Donaldson // The F. Scott Fitzgerald Review. - 2017. - T. 15. - №. 1. - C. 200-203.
163. Evans, V. The Structure of Time. Language, Meaning and Temporal Cognition / V. Evans. Amsterdam / Philadelphia, 2004.
164. Evans, V. How We Conceptualise Time: Language, Meaning and Temporal Cognition / V. Evans. Sussex, 2006.
165. Fatkullina, F. G. Typology of concepts in modern linguistics // Pedagogical journal of Bashckortostan. - 2015. - №. 1. - C. 239-242.
166. Gavins, J. The Text World Theory: An Introduction / J. Gavins. Edinburgh University Press, 2007.
167. Herman, D. The Great Gatsby's Nick Carraway: His Narration and His Sexuality / D. Herman //ANQ: A Quarterly Journal of Short Articles, Notes and Reviews. - 2017. - T. 30. - №. 4. - C. 247-250.
168. Holland, D., Quinn N. (ed.). Cultural models in language and thought / D. Holland, N. Quinn. - Cambridge University Press, 1987.
169. Jackendoff, R. Semantics and cognition / R. Jackendoff. - MIT press, 1983. - Т. 8.
170. Jackendoff, R. Language, consciousness, culture: essays on mental structure / R. Jackendoff. - Hardcover, MIT Press, 2007. - 403 p.
171. Janssen, T. (ed.). Cognitive linguistics: Foundations, scope, and methodology / T. Janssen, G. Redeker. - Walter de Gruyter, 1999. - Т. 15.
172. Jensen, S. Rugged Individualism in F. Scott Fitzgerald's "The Great Gatsby" / S. Jenssen. - 2016. - URL: http://hh.diva-portal.org/smash/record.isf?pid=diva2%3A939505&dswid=-5941 (дата обращения: 11.10.2017).
173. Kirby, L. A. et al. 'Her voice is full of money': Considering Social Class and the American Dream in Fitzgerald's "The Great Gatsby", 2017.
174. Langacker, R. W. Foundation of Cognitive Grammar / R. W. Langacker. Vol. 1: Theoretical prerequisites. - Stanford CA: Stanford University Press, 1987.
175. Love, N. Cognition and the language myth / N. Love // Language Sciences. - 2004. - Т. 26. - №. 6. - С. 525-544.
176. McShane, J. Cognitive development: An information processing approach / J. McShane. - Basil Blackwell, 1991.
177. Messenger, C. K. Tender is the Night and F. Scott Fitzgerald's Sentimental Identities / C. K. Messenger. - University of Alabama Press, 2015.
178. Methods and Applications of Quantitative Linguistics / Selected paper of the 8-th International Conference on Quantitative Linguistics (QUALICO) in Belgrad, Serbia, April 26-29, 2012. 194 c.
179. Nemeth, C. P. et al. Using cognitive artifacts to understand distributed cognition / C. P. Nemeth; R. I. Cook; Oapos; M. Connor; P. A. Klock // Systems, Man and Cybernetics, Part A, IEEE Transactions on Volume 34, Issue 6, Nov. 2004. - Pp. 726-735.
180. Ogneva, E.A., et al. Interpretative Model of Linguacultural Knowledge / E. A. Ogneva, I.A. Danilenko, Y. I. Kireeva, A. A. Kutsenko // The Social Sciences (Pakistan). - 2015. - T. 10. - №6. - C. 1101-1106.
181. Paivio, A. Mental representations: A dual coding approach / A. Pavio. - Oxford: Oxford University Press, 1990.
182. Peeters, B. et al. Does cognitive linguistics live up to its name? B. Peeters // Amsterdam studies in the theory and history of linguistic science series 4. - 2001. - C. 83-106.
183. Pearce, B. Gatsby's Rolls-Royce: reflections on the automobile and literature / B. Pearce // English Academy Review. - 2016. - T. 33. - №. 2. - C. 5267.
184. Prokhorova, O. N. "Linguistic view of the world" and "Linguistic evaluated view of the world" / O. N. Prokhorova, I.V. Chekulai, J, Baghana, I. A. Kuprieva // The Social Sciences. - Pakistan. - 2015. - T. 10. - № 5. - C. 863867.
185. Rennie, D. "The world only exists through your apprehension": World War I in This Side of Paradise and Tender Is the Night / D. Rennie // The F. Scott Fitzgerald Review. - 2016. - T. 14. - №. 1. - C. 181-197.
186. Rinehart, Dawn M. Portrait of an invisible landscape literary impressionism in the works of Virginia Woolf / M. Dawn Rinehart. California State University, Dominguez Hills, 2010, 48 p.
187. Schank R. C., Abelson R. P. Scripts, plans, goals, and understanding: An inquiry into human knowledge structures. - Psychology Press, 2013.
188. Shu-hua Chung. The English Landscape Garden in Andrew Marvell's Five Poems / Chung Shu-hua // NCUE Journal of Humanities. March 2012. Vol. 5, pp. 147-162.
189. Talmy, L. Toward a Cognitive Semantics / L.Talmy // Concept Structuring System. 2-ed edition. The MIT Press. - Cambridge Massachusetts; London, England, 2001. - Vol. 1. - 565 p.
190. Taylor, J. R. Linguistics Categorization: Prototypes in Linguistic Theory / J.R. Taylor. - Oxford: Clarendon Press, 1995. - 312 p.
191. Ungerer, F. An Introduction to Cognitive Linguistics / F. Ungerer, H. L. Schmid. - London; New York : Longman, 1996. - 306 p.
192. Werth, P. Text Worlds: RepresentingConcepyual Space in Discourse. P. Werth. - L.: Longman, 1999.
ИСТОЧНИКИ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
193. Amis, M. Time's arrow / M. Amis. - Vintage, 2011.
194. Barnes, J. A History of the World in 10 1/2 Chapters / J. A. Barnes. -Vintage Canada, 2012.
195. Fitzgerald, F. S. The Great Gatsby / F. S. Fitzgerald. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.planetebook.com/free-ebooks/the-great-gatsby.pdf. (дата обращения: 02.10.2914).
196. Fitzgerald, F. S. The last tycoon / F. S. Fitzgerald. - UK: Penguin,
2002.
197. Fitzgerald, F. S. Tender is the night / F. S. Fitzgerald. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.planetebook.com/free-ebooks/tender-is-the-night.pdf. (дата обращения: 02.10.2915).
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
198. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль . В 4 томах. Том 2. - СПб.-М.: Тип. М.О. Вольфа, 1882. - 814 с.
199. Ефремова, Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. В 3 томах. - Том 1. - М.: АСТ, 2006. - 1168 с.
200. Общение. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. - 672 с.
201. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. -М.: Оникс, 2012. - 1376 с.
202. Словарь специальных терминов в живописи [электронный ресурс]. - URL: http ://cosmo graph.ru/culture/libs-termin/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Табл. 1. Линейные хронемы первого периода
точечные пролонгированные предельные обобщающие
1. When I 7. two days and 14. when the infantry 28. about
came opposite her two nights came up at last six weeks ago
house that 8. that day 15. when it began
morning 9. that afternoon 16. until I was five
2. when she 10. One October feet away
saw that it was day in nineteen- 17. ever since
coming to pieces seventeen 18. even after I'd
like snow 11. while she met him on Long Island
3. for the first was speaking 19. After that
time in years 12. nineteen- 20. the day before
4. when I seventeen(год) the wedding
asked you 13. when she 21. half an hour
5. when I went with anyone at before the bridal dinner
described him all 22. when we walked
6. When out of the room
Jordan Baker had 23. when they came
finished telling all back
this 24. until she saw him
coming in the door
25. by the hour
26. A week after I
left Santa Barbara
27. After you had
gone home
Табл. 2. Циклические хронемы первого периода
точечные пролонгированные предельные обобщающие
1. Next day at 2. all day long 14. for an hour 17. Then
five o'clock 3. for over four 15. By the next 18. sometime
years year 19. very often
4. one winter 16. By the next 20. as ever
night autumn 21. before
5. for several 22. Never
weeks 23. never before
6. In June 24. never
7. half an hour 25. before
later 26. later
8. for a minute 27. then
9. in August 28. never
10. one night
11. The next
April
12. for a year
13. one spring
Табл. 3. Линеарные хронемы второго периода
точечные пролонгированные предельные обобщающие
1. as we neared the city 2. as we went by 3. As we crossed Blackwell's 10. before Gatsby began leaving his elegant sentences unfinished and slapping himself indecisively on the knee of his caramel- 12. On Sunday morning while church bells rang in the villages
Island colored suit alongshore
4. now that 11. before he could 13. for the
we've slid over this ask such a little thing first time
bridge
5. As the waiter
brought my change
6. When he saw
us
7. as I entered
my front door
8. next morning
9. An hour later
Табл. 4. Циклические хронемы второго периода
точечные пролонгированные предельные обобщающие
1. At nine 4. one morning 25. After a 30. the first
o'clock late in July moment time
2. At eleven 5. half a dozen 26. but this time 31. to-day
o' clock times in the past 27. after a 32. never
3. at two month moment 33. always
o' clock 6. to-day 28. the day after 34. ever
7. this afternoon to-morrow 35. then
8. At lunch 29. just two 36. Now
9. this afternoon minutes to four 37. Always
10. every year 38. Now
11. Roaring noon 39. Then
12. this morning 40. for a
13. for a long time moment
14. for a minute 41. Then
15. on that June 42. next
night time
16. five years 43. always
17. all summer 44. then
18. to-morrow 45. never
19. for a moment 46. sometim
20. for a few days es
21. a moment 47. never
longer 48. some
22. The evening afternoon
23. about half-past 49. now
three 50. from
24. all day time to time
Табл. 5. Линеарные хронемы третьего периода
точечные пролонгированные предельные обобщающие
1. Five years 22. while Daisy and I 109. before you go 142. these
next November talked 110. when he had days
2. when I 23. It was time I went back made his nervous 143. this
asked him what 24. While the rain circuit of the house time
business he was continued half an hour before 144. all that
in 25. when I came in 111. Before I time
3. when the 26. When he realized what could answer 145. that
phone rang I was talking about 112. After the night(2)
4. that 27. while Gatsby and I house
afternoon Daisy waited on the lawn 113. after a
tumbled short of 28. as we wandered confused five
his dreams through Marie Antoinette minutes
5. at the age music-rooms and Restoration 114. after making
of seventeen salons every possible noise
6. when he 29. As Gatsby closed the in the kitchen
saw Dan Cody's door of "the Merton College 115. until he had
yacht drop Library." given them
anchor 30. After his something
7. when embarrassment and his 116. after two
somebody unreasoning joy highballs
brought Tom 31. when he was about 117. After an
Buchanan in for eighteen instant's hesitation
a drink 32. When Klipspringer had 118. until he was
8. just as played THE LOVE NEST free
Gatsby, came 33. As I went over to say 119. until the
out the front good-by inevitable
door 34. As I watched him swimming party had
9. When he 35. About this time run up, chilled and
came down the 36. for a long time, even exalted
steps at last then 120. until the
10. just as 37. while the clock ticked lights were
Tom came back on the wash-stand extinguished in the
11. at the last 38. next party guest-rooms
minute 39. when he smiled overhead
12. nineteen- 40. on the following 121. After she had
nineteen(rog) Saturday night obliterated four
13. the first 41. that summer years
time I saw him 42. as we strolled out 122. after she was
14. seven among the sparkling free
o'clock when hundreds 123. before Tom
we got into the 43. any time during the wheeled and faced
coupe with him evening him expectantly
15. When I 44. that afternoon 124. before we
passed the ash 45. in half an hour were married
heaps on the 46. while I remained 125. before I
train that watchfully in the garden realized
morning 47. as we were sitting 126. before he
16. in 1919 down to supper together could invent a
17. As we 48. while I watched protest
started through 49. while they waited for 127. until they
the gate into the their car came into sight
cemetery 50. When the melody rose 128. after he left
18. one night 51. late that night 129. before he left
three months 52. One autumn night, five 130. after the
before years before Armistice
19. One 53. when the leaves were 131. unless you
afternoon late in falling brought the
October 54. when he kissed this girl groceries to the
20. when I 55. when curiosity about back door
sent down word Gatsby was at its highest 132. from now on
that we weren't 56. As my train emerged 133. by this time
in from the tunnel into sunlight 134. before I could
21. when I 57. as we waited at the get myself away
got off the train door 135. Just before I
58. As he left the room reached the hedge
again 136. after we
59. just as a freshly started with Gatsby
laundered nurse leading a toward the house
little girl came into the room 137. From the
60. this afternoon moment I
61. and the day after that, telephoned news of
and the next thirty years the catastrophe to
62. while we three men West Egg village
stood there shuffling the hot 138. half an hour
pebbles with our feet after we found him
63. as Doctor T. J. 139. but by the
Eckleburg's faded eyes came time I had the
into sight down the road number
64. as we drove away Tom 140. After
65. as a truck gave out a Gatsby's death
cursing whistle behind us 141. before I left
66. As Tom took up the
receiver
67. as the dancing began
68. about the time Biloxi
went to New Haven
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.