Ключевые концепты художественного мира Теодора Драйзера на примере «Трилогии желания» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Фомина Екатерина Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Фомина Екатерина Михайловна
Введение
Глава 1. «Трилогия желания» Теодора Драйзера и литературные и философские традиции Старого и Нового Света
1.1.Европейская традиция в творчестве Драйзера
1.2. Американская традиция в творчестве Драйзера
Глава 2. Ключевые концепты художественного мира «Трилогии желания»
2.1. Ключевые концепты романа «Финансист»
2.2. Ключевые концепты романа «Титан»
2.3. Ключевые концепты романа «Стоик»
Заключение
Библиографический
список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков1995 год, доктор филологических наук Морозкина, Евгения Александровна
Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера2007 год, кандидат филологических наук Гумерова, Олеся Фагимовна
Лингвокультурная специфика сферы юриспруденции и особенности ее реализации в языке произведений Т. Драйзера2006 год, кандидат филологических наук Тагиева, Надежда Ивановна
Идеи Ф. Ницше в литературном сознании США конца XIX - начала XX вв.2001 год, кандидат филологических наук Вишленкова, Светлана Геннадьевна
Образ Китая в творчестве Перл Бак2020 год, кандидат наук Лёнина Дарья Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ключевые концепты художественного мира Теодора Драйзера на примере «Трилогии желания»»
ВВЕДЕНИЕ
Генри Луис Менкен, известный американский публицист, журналист, критик, лингвист, сказал однажды о Теодоре Драйзере: «Он был великий художник, ни один другой американец его поколения не оставил такого прочного и прекрасного следа в нашей национальной словесности. Американская литература до и после его времени отличается почти так же, как биология до и после Дарвина» [215 с. 7]. Книги великого американца читаются по-прежнему с неослабным интересом, помогая понять Америку, мир, человека, и доставляя высокое художественное наслаждение.
Теодор Драйзер (1871 - 1945) прожил долгую жизнь, почти целиком отданную литературному творчеству. Центральным ядром в творческом наследии Драйзера, обладающим непреходящей историко-литературной и эстетической ценностью, являются его романы. Их всего восемь: «Сестра Керри» (1900), «Дженни Герхардт» (1911), «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925), «Оплот» (1946, издан посмертно), «Стоик» (1947, издан посмертно).
Гений Драйзера, при всей его оригинальности и необычности, был в общем традиционен для Америки. История американской национальной культуры складывалась таким образом, что на протяжении многих десятилетий главная задача великих американских писателей заключалась в том, чтобы «открывать Америку». В концепции Америки, предложенной Драйзером, отчетливо обнажены два полюса - полюс бедности и полюс богатства. Внутренняя динамика его романов неизменно сопряжена с движением героев от одного полюса к другому - вверх и вниз, вниз и вверх, от бедности к богатству, от богатства к бедности. Убедительность воспроизведения национальной действительности, подчиненной этому динамическому принципу, предполагала в качестве обязательного условия проникновенное знание жизни бедняков и жизни богачей, причем не только в
ее внешних, бытовых проявлениях, но и в ее глубинной социально-психологической и нравственной сущности.
В «Трилогии желания», которая по праву считается одним из лучших произведений Драйзера («Dreiser's most powerful novel» [122 c. 1891] («самое мощное произведение Драйзера»1)), воплотились важнейшие мысли писателя, сформировавшиеся за годы его репортерской и литературной деятельности, а также в результате его многолетнего исследования философских трудов Ф. Ницше и Г. Спенсера. В цикле, состоящем из трех романов, он не только достоверно отобразил картину мира современной ему Америки («flawless mirror to the living world» [210 c. 4] («безупречное отображение реального мира»2), «his picture of time is vigorous» [210 c. 4] («его изображение времени сильно»3)), но и через образ главного героя, Фрэнка Каупервуда, выразил, каким он видел самого себя в своих мечтах («dream-self» [122 c. 1891]). С детства писатель осознавал свою исключительность и превосходство над остальными членами семьи («a genius that made him superior to his family» [210 c. 15] («гениальность, которая придавала ему превосходство над своей семьей»4)) и всегда стремился добиваться успехов в своей профессии, зарабатывать деньги, чтобы доказать это. Однако ему не хватало амбициозности, хитрости и смелости, чтобы достичь невероятных высот. Именно эти качества он и воплотил в образе Каупервуда. В то же время, под влиянием философии Спенсера Драйзер пришел к выводу, что успех, слава и богатство - преходящие вещи, и даже сильные мира сего не способны обладать ими в полной мере, поскольку окружающий мир не позволяет в должной степени проявить себя великим людям («born to yearn and desire and yet lives in a world of limits» [210 c. 53] («быть рожденным с жаждой и желаниями, но все же жить в мире, полном ограничений»5).
1 Перевод Е.Ф.
2 Перевод Е.Ф.
3 Перевод Е.Ф.
4 Перевод Е.Ф.
5 Перевод Е.Ф.
Первые отклики на творчество Драйзера появились при его жизни. После выхода в свет его первого романа «Сестра Керри» в 1900 году, многие критики противоречиво оценили своеобразную манеру автора описывать в своих произведениях роль личности в американском обществе. Драйзер затрагивает как социальные, так и нравственные стороны существования американского общества своего времени с присущим ему аморализмом.
С одной стороны, современники защищали смелые идеи автора и его новаторство. Так, Ш. Андерсон в статье «Апология грубости» (1917) утверждал, что «правдивая литература не может быть грубой, ибо груба сама действительность буржуазной Америки» [123 c. 112]. Также американский критик С. Льюис с уважением отзывался о творчестве Драйзера, отмечая, что «мало кем признанный, зачастую подвергавшийся травле» писатель «покончил с викторианской робостью и аристократической элегантностью... и расчистил путь к честности, смелости и горячей жизни» [164 с. 112].
А. Казин, в свою очередь, считал Драйзера главой американского реализма того времени: «Творчество Драйзера настолько слилось с действительностью, что в течение более полувека он был для нас не просто писателем, а целой главой американской жизни. Драйзер был воспринят как новый класс, как тенденция, как беспокойное направление в американской жизни, как извержение вулкана» [222 c. 5].
Статья Г. Менкена «Literary Behemoth» («Литературный бегемот») (1917)) также представляла собой защиту эстетической позиции писателя. Критик активно поддерживал Драйзера, утверждая, что именно он стал ярким «выразителем духа американизма» [214 с. 229]. С точки зрения еще одного современника Драйзера, Т. Уиппла, книги писателя являются отличным пособием по изучению социальной истории той эпохи, в которой действуют герои романов Драйзера. Для Уиппла Драйзер -первооткрыватель жанра американского реалистического романа, которому присуще отражение духовного оскуднения Америки [160 c. 234].
Однако, с другой стороны, некоторые исследователи, такие, как Р.Шейфер в называли произведения Драйзера «антигуманными» и «посредственными» [149 с. 178]. Другой американский критик С. Шерман в статье «The barbaric naturalism of Mr. Dreiser» («Варварский натурализм Драйзера» (1915)) доказывал «антихудожественность» произведений писателя, обвиняя его в том, что тот свел мотивы поведения своих героев к «мотивам джунглей», упростив таким образом до неузнаваемости американскую действительность [221 с. 80].
В противовес неблагожелательной критике, которая обвиняла писателя в том, что он клевещет на американское общество, Драйзер написал ряд автобиографических работ («A book about myself» («Книга обо мне») (1922); эссе «Dawn» («Заря») (1931)), в которых на примере собственной жизни показал, что при понимании и описании действительности в своих романах он опирался на собственный опыт [15, 19].
В конце 1932 года из печати вышла биография Теодора Драйзера «Forgotten Frontiers: Dreiser and the land of the Free» («Забытые границы. Драйзер и земля свободы»), написанная Д. Дадли, в которой были не только биографические данные об авторе, но и ряд отзывов о нем современников [202].
Период с 1950 по 1970-е годы ознаменовался выходом в свет целого ряда монографических работ, посвященных творчеству Драйзера, среди которых литературоведческий анализ его романов, проведенный Ф. Матиссеном [213], Ф. Гербером [203, 204, 205], Р. Леханом [210]. Последний, к примеру, занимался тщательным исследованием истории создания некоторых художественных произведений Драйзера, а также изучением философских взглядов писателя. Именно Лехан одним из первых отметил увлеченность Драйзера философией Г. Спенсера, которая находила отражение в его творчестве [210 с. 45].
За последние два десятилетия наиболее фундаментальными работами зарубежных исследователей являются книга Л. Хассмана [207] и двухтомное
биографическое исследование Р. Лингермана [211], в которых содержатся малоизвестные факты из жизни и деятельности писателя. Уникальность этих произведений заключается в том, что они написаны на основе многочисленных архивных материалов, дневниковых записей, статей и писем самого Драйзера. Р. Лингерман берет на себя смелость критиковать стиль письма Драйзера, утверждая, что тот не являлся хорошим стилистом, и объясняя этим «странные грамматические конструкции» и совсем не «музыкальные» фразы. Однако литературовед отмечал, что в этом и заключался неповторимый шарм писателя, которым он пользовался для достижения того «эффекта, который он сам задумал» [211 с. 5].
В последние десять лет за рубежом появилось незначительное количество статей по творчеству Теодора Драйзера, что говорит о том, что идеи писателя не вызывают прежнего интереса и утратили прежнюю актуальность.
Среди советских исследователей творчества писателя необходимо в первую очередь назвать имя С.С. Динамова, ведь именно он стал первым отечественным критиком, проявившим интерес к наследию Драйзера. Он называл Драйзера «величайшим писателем мира» [150 а 329]. Еще будучи молодым журналистом, Динамов проанализировал романы писателя и пришел к выводу, что Драйзеру чуждо богатство и капитализм. Вступив в переписку с писателем, он выяснил, что американскому автору чрезвычайно интересна политическая система Советской России. В то же время, в переписке с Динамовым Драйзер выразил свою приверженность теории Г. Спенсера («выживут наиболее приспособленные»).
Визит писателя в Россию в 1927 году, его активное сотрудничество с советскими журналистами и газетами («Правда», «Интернациональная литература», «Иностранная литература», где были опубликованы избранные главы его книги «Америку стоит спасать»), а также его восторженные отзывы о советских устоях вызвали волну исследовательского и переводческого интереса к его творчеству.
Наиболее фундаментальные труды о жизни и творчестве Драйзера были написаны Я.Н. Засурским [152, 153] и С.С Батуриным [142, 143]. Именно они являются авторами наиболее подробных и выдающихся биографий писателя. В своих работах авторы неоднократно отмечают обличительную манеру Драйзера, с которой он в своих романах описывал механизм американской капиталистической системы («читатели...в романе Драйзера смогли увидеть и всю неприглядную кухню коммерческих махинаций, подноготную частной жизни тех, кто скрывался от глаз общества за ширмой «всемогущего» доллара» [143 с. 101]).
Если у многих американских литературоведов скандальное творчество Драйзера в основном вызывало ярое недовольство, советские авторы восхищались его смелостью открыто критиковать крупнейшую мировую политическую систему, а также точно выражать мысли и чувства простого народа, вдохновляя его тем самым на борьбу за лучшее будущее. Как отмечал Батурин, Драйзеру необычайно тонко удавалось «соизмерять личный и семейный опыт с социальными потрясениями» эпохи [143 с. 12].
Другой советский исследователь Н.И. Самохвалов, определял жанр творчества Драйзера как «социальный роман». Он отмечал правдивую манеру писателя, а также высокую степень эмоционального драматизма, неизменно присутствующего в каждом романе автора. Самохвалов в своих монографиях выразил уважение к тому, что Драйзеру удалось отучить американскую читающую публику от «легкого, бездумного чтива» с помощью серьезной литературы, «тесно связанной с жизнью народа» [182 с. 3].
В 1960-е - 1970-е годы появляются работы, посвященные исследованию философско-эстетических взглядов писателя, а также труды об особенностях художественного метода Драйзера. Среди них можно отметить диссертационное исследование Л. А. Крыловой «Эстетические взгляды Драйзера и современность» (1968) [160] , а также диссертационную работу «Стиль Драйзера - романиста» В.И. Солодовник (1974) [184].
Российский американист Ю.В. Ковалев считал Драйзера «лидером литературного развития Соединенных Штатов 20 столетия». Среди бесспорных достоинств писателя он называл его уникальную способность осмысливать и обобщать «пласты национальной действительности» [155 с. 7]. Однако литературовед отмечал чрезмерную увлеченность Драйзера популярной в те времена философией позитивизма в ее спенсеровском варианте, и, как следствие, склонность автора к подчинению всех социальных процессов естественным законам природы. В этом вопросе с Ковалевым соглашается Засурский: «Воздействие буржуазной идеологии, в частности влияние идеалистической философии Спенсера, помешало писателю до конца осознать те социальные проблемы, которые он так глубоко видел, чувствовал и изображал. Все более очевидным становится контраст между безжалостной критикой устоев капиталистической Америки и ограниченностью философской концепции Драйзера, несоответствие между критикой и его выводами» [152 а 110].
Последние труды, посвященные Драйзеру, преимущественно раскрывают философско-психологический аспект творчества писателя. Так, диссертационное исследование Е.Ю. Гордеевой «Трилогия желания» Теодора Драйзера» (1996) [146] посвящено детальному анализу цикла романов о финансисте Фрэнке Каупервуде, в частности, литературным и философским истокам «Трилогии», а в работе Н.Т. Козько и Е.А. Кривошеевой (1990) «Загадка Эрниты» [157] особое внимание уделено раскрытию особенностей новеллистического наследия писателя.
Большой вклад в изучение роли Теодора Драйзера в литературном процессе на рубеже XIX - ХХ веков внесла Е.Ю. Морозкина («Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX - XX веков», 1995) [175], которая в своем исследовании провела сравнение творчества Драйзера с работами его современников (Д. Лондон, М. Твен, Ю. О'Нил, Д. Стейнбек), а также оценила влияние позитивизма и ницшеанства на мировоззрение писателя. Кроме того, Морозкина описала своеобразие
философско-эстетических категорий, которые Драйзер неоднократно воплощал в своих произведениях.
Еще одним исследователем, обратившимся к наследию Драйзера в своем диссертационным исследовании, является О.Ф. Гумерова («Художественные модели личности в творчестве Т.Драйзера», 2007) [148]. В своем литературоведческом труде автор рассматривает художественные образы творчества Драйзера в виде целостной художественной системы, в которой она выделяет различные художественные модели личности, например, герой-карьерист, герой-преступник, герой-гений, сравнивая данные модели с американским национальным характером. Фрэнка Каупервуда автор рассматривает как героя-гения, чьи любовные похождения являются естественным «топливом» его подвигов в профессиональной сфере, а беспринципность поведения оправдывается влиянием окружающей среды, в которой произошло разрушение старых ценностей, а новые еще не были сформированы. Кроме того, в работе описывается связь творчества Драйзера с философией Эмерсона, Макиавелли, Ницще, Фрейда, а также проводятся параллели с литературным наследием американских и русских писателей -предшественников Драйзера.
В последние годы наблюдается значительный спад интереса к творчеству Теодора Драйзера, поскольку в печать выходили только единичные статьи. Такое снижение интереса к Драйзеру, вместе с обилием написанных о нем работ (на данный момент в Европе и Америке опубликовано более 700 литературоведческих монографий, статей, диссертаций, посвященных наследию Драйзера) дает обманчивое ощущение, что о Драйзере уже все сказано, и проблема изучения его творчества исчерпана.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что появилась возможность взглянуть на творчество Драйзера с другой стороны благодаря использованию методики, основанной на компьютерных технологиях,
позволяющей, освободившись от идеологической оценочности, остановиться на объективных фактах.
Методика исследования опирается на коммуникативно-когнитивный подход изучения художественного концепта, взятый из исследований по коммуникативной стилистике текста Болотновой Н.С. [54, 55, 56], основанный на моделировании текстовых и межтекстовых ассоциативно-смысловых полей концептов. В структуру текстового ассоциативно-смыслового поля концепта входят ключевые слова - номинанты концепта, синонимичные ему лексические единицы, «различные репрезентанты (экспликаторы) и актуализаторы концепта (текстовые единицы, прямо или косвенно связанные с анализируемым концептом по каким-либо признакам)» [56 с. 75].
Ключевые слова вслед за А. Вежбицкой в работе понимаются как «слова особо важные и показательные» для отдельно взятого произведения, выражающие главную идею целого художественного текста [57 с. 2]. Это слова - ключевые для выражения его смысла и, соответственно, для его понимания. 6
Вежбицкая выделяет ряд существенных признаков, которые позволяют дифференцировать ключевые слова на фоне других лексических единиц:
1. высокая степень повторяемости данных слов в тексте, частотность их употребления;
2. способность знака конденсировать, свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять «его основное содержание» [57 с. 22];
3. соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального - и «получение в результате этого соотнесения нетривиального эстетического смысла данного текста» [57 с. 24].
6Выдающийся лингвист, один из первых в нашей стране специалистов по компьютерной лингвистике, Головин Б.Н. в работе «Язык и статистика» называл такие слова «знаменательными» [59 с. 22].
Исследовательница подчеркивает, что ключевые слова образуют в тексте семантические комплексы: вокруг них группируются синонимичные им единицы, слова, ассоциативно с ними связанные, наконец, однокоренные слова, повтор которых в том или ином контексте, как правило, не случаен.
Отбор ключевых слов происходил по четко определенным критериям, главным среди которых являлась частотность. Частотность рассматривалась как критерий необходимый, однако недостаточный, так как к наиболее частотным принадлежат множественные служебные слова. Поэтому, перед тем, как анализировать результаты полученной статистики, из списка слов исключались служебные части речи: предлоги, союзы, частицы, междометия, а также артикли как не несущие смысловой нагрузки. К «проблемным» случаям были отнесены, также, глаголы «to be» и «to have», которые могут быть представлены в тексте как полнозначные и как вспомогательные части речи. Все контексты, в которых встречаются эти глаголы, обрабатывались вручную.
В качестве вспомогательного критерия была выбрана принадлежность лексической единицы к единому семантическому полю с другими лексическими единицами из полученного списка (с учетом как словарной, так и контекстуальной синонимии).
В ходе выявления ключевых слов учитывалась форма множественного числа существительных. При рассмотрении глагольных форм были учтены формы настоящего, прошедшего и будущего времен и форма третьего лица единственного числа. Также принимались во внимание однокоренные слова.
Поскольку особый акцент был сделан на исследовании становления главного героя трилогии, Фрэнка Каупервуда, в категории слов, обозначающих чувства, вручную были выделены слова, относящиеся только к нему. Поэтому при представлении данных статистического анализа в круглых скобках представлены два числовых показателя - один для Фрэнка, другой - общий. Это позволяет увидеть, насколько значимы слова,
образующие семантическое поле концепта «Senses», для характеристики образа Каупервуда.
Полученные в результате названного отбора слова были организованы в тематические кластеры. Далее следовала процедура выявления соответствия полученного кластера ключевых слов тому или иному ментальному концепту, предположительно существовавшему в сознании Драйзера и нашедшему воплощение в художественном мире «Трилогии желания». Выяснилось, что некоторые концепты тесно переплетены между собой, о чем свидетельствует сложность однозначного отнесения некоторых ключевых слов лишь к одному тематическому кластеру. Например, ключевое слово «money» в равной степени составляет семантическое поле концептов «Financier» и «Possessions», поэтому оно учитывалось дважды.
В известной степени названные ментальные концепты по смыслу приближены тому, что традиционно в литературоведении именуется темой7, однако не вполне тождественны ей, поскольку предполагают не только постановку темы, но одновременно и отношение к ней автора, соединяющее сознательное и бессознательное8.
В настоящей работе, из всех существующих многочисленных определений художественного мира, в качестве рабочего выбрано определение В.В. Федорова, который предлагает рассматривать его как сочетание воли автора и языковой картины мира [77 с. 10].
Концепт в современной философии, лингвистике, лингвокультурологии и литературоведении трактуется по-разному. Так, академик Ю.С. Степанов толковал концепт как «сгусток культуры в сознании человека» [75 с. 43]. Такое определение позволяет связать национальные и индивидуальные авторские трактовки социальных типов и явлений. Концепты в культуре и человеческом сознании неразрывно связаны друг с другом, объединяются в систему, имеющую свою иерархию и организацию.
7 Под темой, вслед за Хализевым В.Е., понимается «наиболее существенный компонент художественной структуры, опорный прием», «значение ключевых слов, то, что ими фиксируется» [79 с. 24].
8 Ю.С.Степанов писал о концептах, что они «не только мыслятся, они переживаются» [75 с. 43]
Систему концептов Д.С. Лихачев предложил называть концептосферой9 [72 с. 153]. При этом он отмечал, что в литературоведении «особое значение в создании концептосферы принадлежит писателям» [72 с. 156].
Особенности художественного концепта, наполненного индивидуально-авторским смыслом, определила в своих исследованиях лингвокультуролог В. А. Маслова. Основой концепта как феномена она называла ассоциацию и утверждала, что концепт «заключает в себе не только потенцию к раскрытию образов, но и разнообразные эмотивные смыслы» [233 с. 34]. При этом исследователем было отмечено, что художественный концепт отличается от познавательного своей индивидуальностью, размытостью и психологической сложностью, поскольку напрямую зависит от эмоционального и культурного опыта писателя [233 с. 35].
В литературоведческих исследованиях вопрос художественного концепта поднимал В.Г. Зусман. Он предложил рассматривать литературу как «коммуникативную художественную систему». С его точки зрения, в такой системе именно «опора на концепт открывает новые возможности понимания» художественных произведений и позволяет проследить процесс художественного творчества от замысла к его словесному воплощению [62 с. 11]. При этом ученый устанавливает связь между концептом и таким принятым в литературоведении термином, как символический мотив, причем трактует последний как материальное воплощение концепта в произведении [62 с. 14].
Развивая и уточняя мысль В.Г. Зусмана, который в своей работе не разделял ментальные концепты (существующие в сознании автора) и концепты, выраженные вербально при помощи ключевых слов, можно говорить о том, что мотивы обнаруживают себя в тексте именно в виде ключевых слов. Таким образом, изучение ключевых слов, составивших поле концептов, лежащих в основе художественного мира «Трилогии желания»,
9 Этот термин использован в работе наряду с терминами «национальная ментальность» и «национальный культурный мир», причем все три термина в настоящем исследовании имеют синонимичное значение.
позволило выделить мотивы, которыми обрастает та или иная тема, предложенная Драйзером своим читателям. Мотив, вслед за В.Е. Xализевым, в данном исследовании понимается как «компонент произведения, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью)» и характеризующийся «повышенной, можно сказать исключительной степенью семиотичности» [79 с. 186].
Новизна данного диссертационного исследования состоит в том, что, опираясь на синтез достижений в области лингвокультурологии, коммуникативной стилистики текста, межкультурной коммуникации и используя компьютерный инструментарий, стало возможным под новым, более объективным углом зрения описать традиционные литературоведческие проблемы и предпринять попытку смоделировать художественный мир «Трилогии желания» Теодора Драйзера.
Целью работы является изучение художественного мира «Трилогии желания» Драйзера через выявление наиболее значительных концептов, которые рассматриваются как доминанты этого мира. Вычленение ментальных концептов производится при помощи обнаружения ключевых слов.
Данная цель определила частные задачи исследования:
1. описать место Теодора Драйзера в контексте европейских и американских литературных и философских традиций, отраженных в его художественном мире;
2. выявить влияние традиций литературы и философии Старого и Нового Света на художественный мир писателя;
3. произвести при помощи программы фрагментатор обработку текстов романов «Финансист», «Титан», «Стоик», составивших «Трилогию желания» Драйзера;
4. систематизировать полученные данные при помощи дополнительной ручной обработки и объединить полученные
результаты в тематические кластеры, составившие наиболее значимые концепты художественного мира трилогии;
5. на основании выделенных концептов описать систему функционирования доминант художественного мира «Трилогии желания» Драйзера в каждом романе в отдельности и в трилогии в целом;
6. определить ведущие мотивы трех романов трилогии посредством анализа системы функционирования концептов художественного мира «Трилогии желания»;
7. провести анализ результатов, полученных при помощи выявления ключевых концептов и мотивов художественного мира трилогии на основе статистических данных и интерпретировать их. Материалом исследования послужил цикл Теодора Драйзера
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Художественный мир Джека Лондона: человек - природа - цивилизация2010 год, доктор филологических наук Лунина, Ирина Евгеньевна
Синтез культур в творчестве Рудольфо Анайи: Трилогия о людях Ацтлана2003 год, кандидат культурологии Гонгадзе, Анна Александровна
Своеобразие художественного метода Дж. Т. Фаррелла в трилогии о Стадсе Лонигане1995 год, кандидат филологических наук Данилина, Татьяна Михайловна
Фрэнк Норрис: Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма2000 год, кандидат филологических наук Ханнанова, Зульфия Римовна
Категория "национального самосознания" как художественная доминанта романов Генри Джеймса2008 год, кандидат филологических наук Нерсесова, Элина Витальевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фомина Екатерина Михайловна, 2016 год
- 596 p.
20. Dreiser Т. Dreiser's Russian Diary. Edited by Thomas P. Riggio and James L. W. West III. - University of Pennsylvania Edition. - 1996. - 312 p.
21. Dreiser T. Plays of the Natural and Supernatural. - New York. - 1916. - 232 p.
22. Dreiser T. Sister Carrie. - New York: Random House. - 1961. - 580 p.
23. Dreiser T. Stoic. - New York. - 1981: Random House. - 310 p.
24. Dreiser T. The Bulwark. - New York: Random House. - 1946. - 336 p.
25. Dreiser T. The Financier. - СПб.: КАРО. - 2007. - 576 p.
26. Dreiser T. The Titan. - СПб.: КАРО. - 2008. - 576 р.
27. Dreiser Т. The Stoic. - СПб.: КАРО. - 2009. - 512 р.
28. Dreiser T. The Genius. - New York: Random House. - 1915. - 236 р.
29. Dreiser T. The hand of the potter. A tragedy in 4 acts. - New York: Random House. - 1926. - 870 р.
30. Dreiser T. Jennie Gerhardt. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press.
- 1995. - 366 p. Произведения других авторов
31. Андерсон Ш. Избранное / Пер. с англ. М. Ландора. - М. : Худож. лит. -1983. - 527 с.
32. Бальзак О. Утраченные иллюзии / Пер. Конник М.В. - М.: Правда. -1989. - 492 с.
33. Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» / Зарубежная литература XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов./ Перевод К. Локс. - М.: Худ. Лит. - 1990. - С. 119 - 133
34. Бальзак О. Собрание сочинений / Под общей редакцией Н. Балашова. -М.: Худож. лит. - 1982. - 1025 с.
35. Готорн Н. Блитдейл. - Л.: Худож. Литература. - 1913. - 320 с.
36. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М.: Государственное издательство художественной литературы. - 1959. - 542 с.
37. Достоевский Ф.М. Бесы. - М.: Азбука-Классика. - 2008. - 626 с.
38. Лондон Д. Мартин Иден / Пер. с англ. Р. Облонской. - М.: АСТ. - 2014. -415 с.
39. Льюис С. Кингсблад, потомок королей/ Пер. Е.Калашникова, М.Лорие. -М.: Правда. - 1989. - 125 с.
40. Мелвилл Г. Тайпи. - М.: Худож. Литер. - 1967. - 52 с.
41. Ницше Ф. Сочинения. В 2т. - М.: Худож. Литер. - 1990. - 1055 с.
42. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. - Минск: Современный литератор. - 1999. - 1408 с.
43. Спенсер Г. Основания науки о нравственности. - СПб.: Кристалл. -1899. - 266 с.
44. Спенсер Г. Основные начала. - СПб.: Кристалл. - 1886. - 539 с.
45. Твен М. Приключения Тома Сойера. - М.: Просвещение. - 1992. - 287 с.
46. Толстой Л.Н. Анна Каренина. - М.: Художественная литература. - 1985. -765 с.
47. Торо Г. Д. Уолден или жизнь в лесу. - М.: АН СССР. - 1962. - 456 с.
48. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби/ Пер. с англ. Е. Калашниковой. - М.: АСТ МОСКВА. - 2008. - 252 с.
49. Фрейд З. Очерки по теории сексуальности. - М.: Система. - 1989. - 178 с.
50. Spenser H. First Principles. - London: Constable. - 1900. - 533 p. Работы по теории литературы, художественному миру, теории концепта и ключевых слов.
51. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. - М.: Худож. лит. -1975. - С. 234 - 407.
52. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи//Эпос и роман. - М.: Худож. Лит. - 1986. - 392 с.
53. Беспалова О.В. Концептосфера поэзии Н. Гумилева в ее лексикографическом представлении: Автореф. дис. канд. филол. наук. - СПб.
- 2002. - 220 с.
54. Болотнова Н.С., Бабенко И.И., Васильева А.А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. -Томск. - 2001.
55. Болотнова Н.С. Методики анализа концептуальной структуры художественного текста // Слово - сознание - культура: Сб. науч. трудов / Сост. Л.Г. Золотых. - М. - 2006.
56. Болотнова Н.С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте. / Вестник ТГПУ. Выпуск 2 (65). - Томск.
- 2007. - С. 74 - 79.
57. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -Волгоград. - 2002. - 288 с.
58. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М.: Наука. - 1994. - 304 с.
59. Головин Б.Н. Язык и статистика. - М.: Просвещение. - 1971. - 27 с.
60. Диалектова А.В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения. - Саранск: издательство МГУ. - 1972.
61. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. - Н.Н.: Изд-во НГЛУ им. Добролюбова. - 2003. - 244 с.
62. Зусман В.Г. Диалог и концепт в литературе. - Н.Новгород: Изд-во НГЛУ им. Добролюбова . - 2001. - 181 с.
63. Зусман В. Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза : Моногр. / Нижегород.гос.ун-т им.Н.И.Лобачевского, Нижегород.гос.лингв.ун-т им.Н.А.Добролюбова. - Н.Новгород. - 1996. - 181с. 64. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Худож. литер. -1987. - 261 с.
65. Корнилов O.A. Языковая картина мира как отражение национальных менталитетов. - М.: Худож. литер. - 2000. - 576 с.
66. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации. Курс лекций. - М.: Худож. Литер. - 2001. - 270 с.
67. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Серия «Филология». - 1998. - № 1. - С. 53 - 70.
68. Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов. -М.: Восток-Запад. - 1996. - С. 90 - 93.
69. Кубрякова Е.С. Концептуализация // Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Восток-Запад. - 1996. - С.93 - 94.
70. Лирический мир Баратынского // Бочаров С.Г. О художественных мирах. - М.: Сов. Россия. - 1985. - С. 69 - 123;
71. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. № 8. - 1968. - С. 74 - 87.
72. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антология / Ин-т народов России; под общ. ред. В. П. Нерознака. - М. - 1997. - С. 147-165.
73. Наумова О.А. Автобиографический роман воспитания в творчестве Ч. Диккенса и Ш. Бронте [Текст]: автореферат. - М.: Просвещение. - 1990. - 16 с.
74. Словарь литературоведческих терминов. Ред. - сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М.: Просвещение. - 1974. - 393 с.
75. Степанов Ю.С. Концепты-константы в культуре. - М.: Школа Языки Русской культуры. - 1997. - 824 с.
76. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М.: Языки славянских культур. - 2007. - 248 с.
77. Федоров В. В. О природе поэтичекой реальности: Монография. - М.: Советский писатель. - 1984. - 184 с.
78. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига. - 1998.
79. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Академия. - 2009. - 238 с.
80. Чудаков А.П. Мир Чехова. - М.: Сов. Писатель. - 1986. - 57 с.
81. Шаталов С.Е. Характерология элегий и баллад Жуковского (к вопросу о единстве художественного мира поэта) // Жуковский и литература конца XVIII - XIX века. - М.: Сов. Россия. - 1988. - С. 48 - 69.
82. Hirsh M. The novel of formation as genre. - University of Oklahoma. - Fall. : 1979. - 350 с.
Работы по истории американской литературы
83. Аллен У. Традиция и мечта: Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. - М.: Прогресс. -
1970. - 424 с.
84. Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Сборник статей. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т . - 1975. - 176 с.
85. Американская новелла ХХ века: пер. с англ. / сост. и вступ. статья А. Мулярчика. - М.: Худож. лит. - 1976. - 526 с.
86. Беляев А. А. Литература США и действительность. - М.: Знание. - 1965. - 40 с.
87. Белявская И.А. Теодор Рузвельт и общественно-политическая жизнь США. - М.: Наука. - 1978. - 308 с. 88. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. В 2 томах. - М.: Прогресс. -
1971. - 678 с.
89. Всемирная литература: учебное пособие. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Добролюбова. - 2013. - 73 с.
90. Гиленсон Б. А. Американская литература конца XIX - начала ХХ веков. -Орехово-Зуево: Наука. - 1969. - 62 с.
91. Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки». Из истории прогрессивной литературы США. - М.: Художественная литература. - 1987. - 318 с.
92. Гиленсон Б.А. История литературы США. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 704 с.
93. Загарьина Е. М. Роман воспитания в литературе США первой половины XX века. - М.: Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2010. - С. 28 - 30.
94. Зарубежная литература XIX века. - М.: Дрофа. - 2003. - 464 с.
95. Зарубежная литература XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. - М.: Просвещение. - 1990. - 526 с.
96. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. - М.: Издательство Московского Университета. - 1984. - 320 с.
97. Засурский Я.Н. Проблема критического реализма в современном американском литературоведении // Современная литература США. - М.: Издательство Академии наук СССР. - 1962. - 228 с. 98. Затонский Д.В. В наше время. - М.: Советский писатель. - 1979. - 416 с. 99. Зверев A.M. Американский роман 20-30-х годов. - М.: Художественная литература. - 1982. - 256 с.
100. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н.А.Соловьевой. -М.: Высшая школа. - 1991. - 637 с. - С. 326 - 428.
101. История американской литературы / Под ред. Н. И. Самохвалова: В 2 ч., ч. 2. - М.: Просвещение. - 1971. - 319 с.
102. История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - Москва: Наука. - 1983-1994
103. Кириллова Т.Д. Американская литература конца 19- начала 20 века. - Минск: Завигар. - 1997. - 543 с. 104. Ковалев Ю. В. Молодая Америка. - Л.: Изд. Ленинг. ун-та. - 1971. -120 с.
105. Ковалев Ю.В. Американский романтизм: хронология, топография, метод // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. - М.: Наука. - 1982. - С. 37 - 38.
106. Костяков В.А. Американский роман середины XX века. - Саратов: Изд-во саратовского ун-та. - 1987. - 246 с.
107. Литература США XX века. Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой) / Ответственный редактор Я.Н.Засурский. - М.: Наука. - 1978. - 568 с.
108. Мендельсон М.О. Роман США сегодня на заре 80-х годов. - М.: Советский писатель. - 1983. - 415 с.
109. Морозкина Е. А. Формирование «южного» романа в литературе США: творчество У. Г. Симмса. - Уфа: Издательство Башкирского университета. -1997. - 154 с.
110. Морозова T.JI. Литература США XX века: основные тенденции развития// Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. - М.: Издательство «Наука». - 1982. - 351 с.
111. Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США. - М.: Высшая школа. - 1965. - 95 с.
112. Мулярчик А.С. Американский роман в 20-е годы XX века. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 1968. - 48 с.
113. Писатели США. Краткие творческие биографии/ Под ред. Я.Н. Засурского, Г.П. Злобина, Ю.В. Ковалева. - М.: Радуга. - 1990. - 624 с.
114. Проблемы становления американской литературы / Ответственный редактор Я.Н.Засурский. - М.: Наука. - 1981. - 380 с.
115. Реализм в зарубежных литературах XIX- ХХ веков. К проблемам жанра. Межвузовский сборник. - Из Саратовского ун-та. - 1983. - 180 с.
116. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. - М.: Наука. - 1982. - 351 с.
117. Толмачев В. М. Становление американского литературного сознания в XX веке// Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов/ Под ред. Л.Г.Андреева. - М.: Высшая школа. - 2003. - С. 312 - 342.
118. Уоррен Р.П. Вестники бедствий: писатели и американская мечта // Писатели США о литературе. В 2 т., т.2. - М.: Прогресс. - 1982. - С. 356 -359.
119. Шемякин А.М. Возникновение и формирование жанра романа в американской литературе // Истоки и формирование американской национальной литературы XVII - XVIII вв. / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Советский писатель. - 1985. - 320 с.
120. American Literature. The Makers and the Making. Book A. Beginnings to 1826. - N. Y.: St.Martins Press. - 1973. - 323 p.
121. American Literature. The Makers and the Making. Book B. 1826 -1861. - N. Y.: St.Martins Press. - 1973. - p. 325 - 1195.
122. American Literature. The Makers and the Making. Book D, 1914 to the Present. - N. Y.: St.Martins Press. - 1973. - p. 1196 - 2970.
123. Anderson Ch. A. American Literary Masters: Volume 2. - N.Y.: Library of congress. - 1965. - 456 p.
124. Benet's Reader's Encyclopedia of American Literature. - N.Y.: Library of Congress. - 1991. - 1776 p.
125. Cambridge History of American Literature. - N.Y.: Cambridge University Press. - 1994. - 780 p.
126. Main Curents in American Thought. Volume 2. - Oklahoma: University of Oklahoma. - 1930. - 487 p.
127. Main currents in American thought. Volume 3. - Oklahoma: University of Oklahoma. - 1930. - 425 p.
128. Nussbaum S. American Cultural baggage. How to recognize and deal with it. - Colorado Springs. - 2005. - 160 p.
129. Outline of U. S. History N.Y.: Bureau of Int. - Programs Press. - 2006. - 337 p.
130. Sellers Ch., May H. A Synopsis of American History. - N.Y.: Rand McNelly College Publishing company. - 1974. - 763 p.
131. Schlesinger A. M. The Cycles of American History. - Boston: Houghton Mifflin Company. - 1998. - 473 p.
132. Schlesinger A. M. The Disuniting of America. - N.Y.: W.W. Norton & Company. - 1993. - 158 p.
133. Stevenson D. K. American Life and Institutions. - Stuttgart: Ernst Klett Co. -1996. - 176 p.
134. Tindall G. B. America. A Narrative Story. Third Edition. - N. Y.: W. W. Norton& Company. - 1988. - 1488 p.
135. VanSpanckeren K. Outline of American Literature. - Washington: U.S. Department of State, Bureau of International Information Programs. - 2006. - 179 p.
136. Walcutt Ch. American Literary Naturalism. A divided stream. N.Y. - 1956. -249 p.
137. Weinstein A., Rubel D. The Story of America. Freedom and Crisis. - N.Y.: An Agincourt Press Production. - 2002. - 668 p.
138. Wilkinson R. American Social Character. Modern interpretations. - N. Y.: An Imprint of Harper Collins Publishers. - 1991. - 368 p.
139. Willard Thorp. American Writing in the Twentieth Century. - Massachusetts: Congress Press. - 1960. - 119 p.
Работы по творчеству Теодора Драйзера
140. Анисимов И.И. Путь, проложенный Драйзером // Живая жизнь классики. - М.: Наука. - 1974. - 518с.
141. Анисимов И.И. Теодор Драйзер и Америка // Современная американская литература. - М: Гослитиздат. - 1950. - с 118 - 91
142. Батурин С.С. Портреты американских писателей: Л.Стеффенс, Дж.Лондон, Т.Драйзер. - М.: Художественная литература. -1979. - 422 с.
143. Батурин С. С. Т. Драйзер. - М.: Молодая гвардия. - 1975. - 333 с.
144. Вольская И. «Дикий капитализм» в книгах Т.Драйзера. - М.: Художественная Литер. - 1995. - 119 с.
145. Гордеева Е.Ю. Американский характер и национальные традиции в произведениях Т. Драйзера// США: становление и развитие национальной традиции и национального характер: материалы VI науч. конференции ассоц. изучения США. - М.: Ист. Фак МГУ им. М.В.Ломоносова. - 1999. - с. 321333.
146. Гордеева Е. Ю. «Трилогия желания» Т.Драйзера: Дис. . канд. филологических наук. - Нижний Новгород. - 1996. - 244 с.
147. Гордеева Е.Ю. Философское обоснование конфликтов и способов их разрешения в творчестве Т.Драйзера. - М.: Ист. Фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2004. - с. 285 - 293.
148. Гумерова О.Ф. Проблема преступной личности в творческой и философской системе Теодора Драйзера. - М.: Актуальные проблемы науки. - 2007. - с. 25 - 27.
149. Гумерова О. Ф. Художественные модели личности в творчестве Т. Драйзера. - Уфа: Башкирский госуд. Университет. - 2007. - 196 с.
150. Динамов С. Зарубежная литература. - М.: Худож. Литер. - 1960. - 453 с.
151. Драйзер Э. Моя жизнь с Драйзером: страницы из воспоминаний. - М.: Изд-во иностранной литературы. - 1973. - 166 с.
152. Засурский, Я.Н. Теодор Драйзер: жизнь и творчество. - М.: Изд. Моск. Университета. - 1977. - 319 с.
153. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер писатель и публицист. - М.: Издательство Московского университета. - 1957. - 220с.
154. Иванова Е.В. Отражение в языковых реалиях исторического развития Америки(на примере романа Т.Драйзера «Титан») //Языкознание и языки в системе современного образования: материалы Всерос. Студен. Научн практич конф, посвящ. 1000-летию г. Елабуги. - Елабуга: Наука. - 2005. - с. 129 - 132.
155. Ковалев Ю.В. Теодор Драйзер «открывает Америку» // Драйзер Т. Финансист. - Л.: Лениздат. - 1987. - С. 542 - 556.
156. Ковалев Ю. В. Финал // Драйзер Т. Стоик; Оплот: Романы. - Л.: Лениздат. - 1989. - С. 652 - 670.
157. Козько Н.Т, Кривошеева Е.А. Загадка Эрниты. - Кемерово: Наука. -1990. - 174 с.
158. Корнилова Е. Сборник статей о Драйзере "Вопросы литературы". - М.: Просвещение. - 1958. - С. 233 - 239.
159. Крушевская В.В. Путь Т.Драйзера, общественного деятеля и писателя, к коммунистической партии: Дис. канд. филологических наук. - Л.: Лениздат. - 1951. - 476 с.
160. Крылова Л.А. Эстетические взгляды Т.Драйзера и современность : Дис. . канд. филологических наук. - М.: Просвещение. - 1968. - 195 с.
161. Лозовский А.И. Жанр рассказа-портрета в творчестве Теодора Драйзера Американская литература. - Пермь: Нестор. - 1977. - с. 56 - 81.
162. Лозовский А.И. Жанр художественного очерка в творчестве Т. Драйзера. - Пермь: Нестор. - 1966. - с110 - 142
163. Лозовский А.И. Новеллистика Т.Драйзера: Учебное пособие. -Краснодар: Кубанский университет. - 1987. - 102 с.
164. Льюис С. Страх американцев перед литературой. (Речь при получении. Нобелевской премии) // Писатели США о литературе. В 2 т., т.1. - М.: Прогресс. - 1982. - С. 243 - 253.
165. Малетина О.А. Анализ диалогических единств в романах Т.Драйзера //Актуальные проблемы коммуникации и культуры. - Пятигорск: Прогресс. - 2007. - с. 215 - 219.
166. Малетина О.А. Лингвостилистические особенности портрета как жанра художественного дискурса: На материале произведений Т.Драйзера: автореф. Дис. Кандид. Филолог. Наук: 10.02.04/Малетина Ольга Андреевна Волгоград госуд универ. - Волгоград: Волгоград. Госуд. Университет. - 2004. - 21 с.
167. Малетина О.А. Пейзаж и интерьер как разновидность жанра «описание » в художественном дискурсе. - Волгоград: Волгогр. Госуд. Университет. -2006. - с. 108 - 110.
168. Малетина О.А. Типология портрета в художественном дискурсе. //Вестн. Волгоград. Госуд. Универ. Сер 2, языкознание. - Волгоград: Волгоград. Госуд. Университет. - 2006. - с. 122 - 125.
169. Марданов А.А. Образ города в романе Т.Драйзера «Сестра Керри»// Феномен «город» в картине мира человека: сборник научных статей/ -Смоленск: Смоленский госуд. Университет. - 2006. - с. 121 - 128.
170. Мендельсон М.О. «Американская трагедия» Теодора Драйзера. - М.: Художественная литература. - 1971. - 104 с.
171. Мендельсон М. «Сестра Керри» в творчестве Теодора Драйзера // Драйзер Т. Сестра Керри. - М.: Правда. - 1986. - С. 3 - 16.
172. Морозкина Е. А. Европейский позитивизм и философско-эстетические взгляды Т. Драйзера // Межнациональный фактор в литературном процессе. -Л.: Лениздат. - 1989. - С. 33 - 43.
173. Морозкина Е. А. Позитивизм и социал-дарвинизм в литературном процессе США рубежа XIX—XX веков. - Уфа: Издательство Башкирского университета. - 1996. - 27 с.
174. Морозкина Е.А., Кутеева Н.Э. Ницшеанские влияния в литературе США на рубеже XIX XX вв. - Бирск: Бирск. гос. пед. ин-т. - 2005. - 98 с.
175. Морозкина Е.А. Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков. - Уфа: Издательство Башкирского университета. - 1994. - 160 с.
176. Морозкина Е.А. Традиция изображения бессознательного в американской литературе: По, Андерсон, Драйзер // Поэтика русской и зарубежной литературы: Сборник статей. - Уфа: Гилем. - 1998. - 98 с.
177. Морозкина Е. А. Позитивизм в американской прозе конца XIX - начала XX веков. - Бирск: Бирск. гос. соц-пед. акад. - 2009. - 146 с.
178. Палиевская Ю. Путь Драйзера // Драйзер Т. Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. - М.: Радуга. - 1988. - 416 с.
179. Познакомьтесь с писателем Теодором Драйзером. Интервью // Жизнь, искусство и Америка. Статьи, интервью, письма. Сборник. - М.: Радуга. -1988. - С. 191 - 193.
180. Постнов Г.С. Реалистические романы Т.Драйзера 1900-1915 гг.: Дис. . канд. филологических наук. - М.: МГУ. - 1956. - 408 с.
181. Самохвалов Н.И. Разоблачение «американского образа жизни» в творчестве Т.Драйзера (Романы публицистика): Дис. канд. филологических наук. - М.: Знание. - 1950. - 421 с.
182. Самохвалов Н. И. Теодор Драйзер - обличитель американского империализма. - М.: Знание. - 1952.- 32 с.
183. Сокуров М. Теодор Драйзер и его роман «Финансист». - Нальчик: Университетское издательство. - 1981. - с. 423 - 426.
184. Солодовник В.И. Стиль Т.Драйзера романиста: Дис. . канд. филологических наук. - Краснодар: Краснодарский госуд. Университет. -1974. - 164 с.
185. Спиллер Р.Э. Теодор Драйзер /Роберт Э.Спиллер// Литературная история США. - М.: Знание. - 1979. - с. 308 - 320.
186. Тагиева Н.И. Картина мира Теодора Драйзера. - Краснодар: Краснодарский госуд. Университет. - 2005. - С. 349 - 353.
187. Тагиева Н.И. Специфика отражения сферы «юриспруденция» в романах Т. Драйзера // Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения: Мат-лы 4-й Межвуз. конф. молодых ученых. -Краснодар. - 2005. - С. 353 - 360.
188. Уоррен Р. П. Дань Теодору Драйзеру // Уоррен Р. П. Как работает поэт. - М.: Советский писатель. - 1988. - 540 с.
189. Шпакова А.П. Американская действительность в изображении Теодора Драйзера: автореф. кандид. Фил. Наук. - М.: МГУ. - 1959. - 21с.
190. Шпакова А.П. К вопросу об идейно-художественном своеобразии «Трилогии желания» Теодора Драйзера. - М.: Наука. - 1958. -- с. 206 - 241.
191. Эптон С. Американская победа // Драйзер Т. Собрание сочинений. В Ют./ Под общ. ред. С.С.Динамова. - М.-Л.: Наука. - 1928. - С. 705 - 709.
192. Asselineau R. Theodore Dreiser's transcendentalism English studies today. -Bern: Bern Press. - 1961. - p. 233 - 243.
193. A Theodore Dreiser encyclopedia/ ed. By Keith Newlin. - London: Greenwood press. - 2003. - 431 p.
194. Barrineau N.W. Dreiser's debt to Balzac // Amer. Let. Realism: 1870- 1910. -Arlington: Arlington Press. - 1992. - p. 70 - 80.
195. Block H. Naturalistic Triptych: the fictive and the real in Zola, Mann and Dreiser. - N.Y.: Random House. - 1970. - 114 p.
196. Bourne Randolph. Desire as Hero // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser. - Boston: G.K. Hall. - 1981. - p. 243- 256.
197. Cojoca E. Examining the self-identity, duality and perpetual desire in the novels of Theodore Dreiser. - Maryland: Salisbury University Press. - 2010. - 76 p.
198. Critical Essays on Theodore Dreiser. - Boston: G.K. Hall & Co. - 1981. 343 p.
199. Dictionary of Literary Biography. Volume 9: American Novelists, 19101945. - Detroit: Gale. - 1981. - 432 p.
200. Dreiser H. My life with Dreiser. - N.Y.: Cambridge Press. - 1951. - 230 p. 201. Drescher-Schroeder Ch. Das Bild Chicagos in der Cowperwood-Trilogie
Theodore Dreisers mit besonderer Berücksichtigung von The Titan. - Frankfurt am Main: Zeitschrift fuer Anglistik und Amerekanistik. - 1983. - p. 82 - 83.
202. Dudley D. Forgotten Frontiers: Dreiser and the land of the Free. - N.Y.: University Press. - 1932. - 157.
203. Gerber Ph. L. Dreiser's «The Stoic»: a study in literary frustration. - N.Y.: Madison-Lnd. - 1975. - p. 85 - 144.
204. Gerber Ph. L. Plots and Characters in the fiction of Theodore Dreiser. - N.Y.: Archon Books Dawson. - 1977. - 499 p.
205. Gerber Ph. L. The alabaster protégé: Dreiser and Berenice Fleming. - N.Y.: American lit. - 1971. - p. 217 - 230.
206. Hughson L. Dreiser's Cowperwood and the dynamics of naturalism studies in the novel. - N.Y.: University Press. - 1984. - p. 52 - 71.
207. Hussman L. E. Dreiser and his fiction. A twentieth century quest. -Philadelphia: University of Pennsylvania Press. - 1983. - 215 p.
208. Hutchisson J.M. The Creation (and Reduction) of «The Financier» Papers of languages and literature. - N.Y.: Dover. - P. 243 - 259.
209. Kooistra K. Dreiser's American Superman: literary naturalism and domination in the frontier of consumerism. - California: California State University Dominguez Hills. - 2010. - 45 p.
210. Lehan R. Theodore Dreiser. His World and his Novels. - Southern Illinois: University Press. - 1969. - 280 p.
211. Lingeman Richard T. Dreiser. An American Journey 1908-1945. - N. Y.: Cambridge Press. - 1990. - 272 p.
212. Loving J. The Last Titan: a life of Theodore Dreiser. - L.A.: Univ. of California Press. - 2005. - 480 p.
213. Matthiessen F.O. Theodore Dreiser. - Toronto: Sloane. - 1951. - 267 p.
214. Mencken H.L. A Literary Behemoth // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser. - Boston: G.K. Hall. - 1981. - p. 247 - 252.
215. Mencken H.L. Dreiser's Novel // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser. - Boston: G.K. Hall. - 1981. - p. 229 - 232.
216. Mookerjee R.N. Dreiser's use of Hindu thought in «The Stioc». - N.Y.: Amer. Literature. - 1971. - p. 273 - 278.
217. Mukherjee A. The gospel of wealth in the American novel: The rhetoric of Dreiser and some of his contemporaries. - London: Croom Helm. - 1987. - 229 p. 218. Parvulescu N. Compendium of north-american literature in thirty-two episodes. - Bucuresti: B. Press. - 2003. - 45 p.
219. Pitofsky A. Dreiser's «The Financier» and the Horation Alger myth// Twentieth Century lit. - Hempstead: Univ. Press. - 1998. - p. 276 - 290. 217. Reedy W.M. "Sister Carrie": A Strangely Strong Novel in a Queer Milieu// Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser. - Boston: G.K. Hall. - 1981. - p. 127 -135.
220. Richman Sidney. Theodore Dreiser's. The Bulwark: A Final Resolution // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser. - Boston: G.K. Hall. - 1981. - p. 253 -272.
221. Sherman S.F. The barbaric naturalism of Mr. Dreiser // Dreiser. A collection of critical essays. - Ludenberg: Englewood Cliffs. - 1971. - p. 257 - 279.
222. The Stature of Teodore Dreiser / Ed. by A. Kazin and Ch. Shapiro. -Bloomington: Indiana Press. - 1955. - 303 p.
223. Wadlington Warwick. Pathos and Dreiser // Pizer Donald. Critical Essays on T.Dreiser. - Boston: G.K. Hall. - 1981. - p. 243 - 250.
224. Wallace J.E. The Comic Voice in Dreiser's Cowperwood. - N.Y.: Narrative American Literature. - 1981. - p. 56 - 71.
225. Warren R.P. Homage to Theodore Dreiser. On the Centenial of His Birth. -NY.: Random House. - 1971. - p. 35-60.
226. Wirzberger K.H. Die Romane Theodore Dreisers. - Brl.: Deutch v.d. Wissenschaft. - 1955. - 300 p.
Работы по творчеству других писателей
227. Абрамович Н.Я. Человек будущего. Очерк философской утопии Ф.Ницше. - СПб.: Прометей. - 1906. - 243 с.
228. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Просвещение. - 1979. - 167 с.
229. Вишленкова С.Г. Идеи Ф.Ницше в литературном сознании США к. XIX—н. XX вв. Дис. . канд. филологических наук. -Саранск: МГУ. - 2001. - 221 с.
230. Гордеева Е.Ю. Макиавелли, Ницше, Шопенгауэр и философская
проблематике «Трилогии желания» Теодора Драйзера. - Н.Новгород: Нижегородский государственный ун-т. - 1994. - с. 141 - 172. 231. Динамов С. О творчестве Шервуда Андерсона. «История рассказчика» / С. Динамов // Зарубежная литература: сб. ст. / С. Динамов. - М.: Просвещение. - 1960. - С. 367 - 395.
232. Макиавелли Н. Государь. //Перевод Муравьевой Г. - М.: Худ. Лит. -1982. - 97 с.
233. Мифологический словарь. //Под редакцией Мелетинского Е.М. - М.: Фальскон. - 1990.
234. Муравьева Н.И. Оноре де Бальзак. Очерк творчества. - М.: Просвещение. - 1985. - 163 с.
235. Петровская М.Г. Творчество Г. Мелвилла 1850-х годов и проблема типологии романтизма. - М. - 2001. - 163 с.
236. Природа преступления: Методологическое исследование. Естественнонаучная теория преступления. Ч. 1 / Ефимов Е. - М.: Типо-лит. -1914. - 398 с.
237. Топоров В.Н. Петербург и Петербургский текст русской литературы. -М.: Издательская группа «Прогресс». - 1995. - С. 259 - 367.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.