Клинико-функциональное обоснование метода создания и реализации трехмерного дизайн-проекта краевого пародонта при эстетическом протезировании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 14.01.14, кандидат наук Гривков, Алексей Сергеевич

  • Гривков, Алексей Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербур
  • Специальность ВАК РФ14.01.14
  • Количество страниц 131
Гривков, Алексей Сергеевич. Клинико-функциональное обоснование метода создания и реализации трехмерного дизайн-проекта краевого пародонта при эстетическом протезировании: дис. кандидат наук: 14.01.14 - Стоматология. Санкт-Петербур. 2014. 131 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гривков, Алексей Сергеевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДИЗАЙНА КРАЕВОГО ПАРОДОНТА ПРИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ (ОБЗОР

ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1. История развития графических способов визуализации

1.1.1. Первобытные рисунки

1.1.2. Фотография

1.1.3. Трехмерная графика

1.1.4. Облачные вычисления

1.2. Анатомия улыбки

1.3. Эстетические проблемы пародонта

1.4. Хирургические способы моделирования маргинального пародонта

1.5. Особенности заживления хирургических ран в полости рта.. 48 Глава 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ

2.1. Общая характеристика пациентов

2.2. Клиническое обследование пациентов

2.3. Индексная оценка состояния пародонта. Скрининг-тест

2.4. Рентгенологические методы исследования

2.5. Компьютерная томография челюстно-лицевой области

2.6. Измерение параметров биологической зоны

2.7. Фоторегистрация

СОБСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 3. Результаты обследования пациентов

3.1 Результаты клинического обследования

3.1.1. Результаты индексной оценки состояния пародонта

3.1.2. Результаты лучевых методов исследования

3.1.3. Результаты измерений параметров биологической зоны

3.2. Методика формирования 3 О модели

3.3. Цифровое моделирование дизайн проекта краевого пародонта

3.4. Методика реализации дизайн проекта краевого пародонта

3.5. Алгоритм эстетической реабилитации

3.6. Контроль качества реализованного в полости рта дизайн проекта

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Стоматология», 14.01.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Клинико-функциональное обоснование метода создания и реализации трехмерного дизайн-проекта краевого пародонта при эстетическом протезировании»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Хорошо известно, что состояние лица и зубных рядов оказывают огромное влияние на психологический комфорт человека. Достижение привлекательной улыбки всегда стоит в центре внимания любой эстетической процедуры. Стоматологическое лечение должно не только улучшать внешний вид пациента, но и повышать его самооценку [60, 83].

Нельзя недооценивать положительное влияние новых реставраций на улыбку, внешний вид в целом, самооценку, имидж и психологическое состояние пациента. Красивые, здоровые зубы являются ключевым элементом привлекательной улыбки [104].

Рост количества пациентов, обращающихся с просьбой об улучшении внешнего вида, заставило стоматологов уделять больше внимания на эстетическую сторону стоматологии. Значение улыбки для эстетики лица, как уже говорилось, широко известно в обществе. Привлекательная улыбка является показателем высокого уровня жизни. В 1936 г РНкш^оп обозначил задачи эстетической стоматологии как «копирование природных параметров или достижение гармонии зубных рядов с помощью создания незаметных реставраций» [100].

Красота больше не считается проявлением тщеславия, а стала уже повседневной необходимостью. В современном мире требуется уделять большое внимание своему внешнему виду для уверенности в себе и для создания имиджа в глазах окружающих. Изучение самооценки людей выявили

факт, что эстетические недостатки внешнего вида являются основной причиной негативного отношения к себе.

Лицо — это наиболее заметная часть человеческого тела, оно определяет внешний вид индивидуума в целом. Активное участие в мимике и размер и рта делают его самой заметной частью лица, однако, влияние рта на внешний вид зависит от индивидуальных особенностей пациента, а также выраженности и гармонии других структур лица [98, 81]. Аспект доминирования зубных рядов, возможно, увеличить за счет обеспечения их большей визуализации. Для этого следует увеличить высоту клинических коронок, отбелить их, выдвинуть вперед или увеличить высоту зубов за счет уменьшения визуализации краевой десны. Зубные ряды и улыбка играют главную роль в том, воспринимаем ли мы улыбку и лицо человека как привлекательное, или нет. На сегодняшний день стоматолог может изменить улыбку пациента, этим придать ему более привлекательный внешний вид в целом. Установлено, что достижение естественного и привлекательного внешнего вида возможно только при грамотной работе с мягкими тканями [35].

Таким образом, задача стоматолога заключается в достижении высокого эстетического результата с помощью функциональных и биологически совместимых реставраций. Строго говоря, эстетическая стоматология является направлением искусства, которое характеризуется использованием функционального подхода для получения высокого эстетического результата [58].

Создание реставраций, которые гармонируют с окружающими тканями и структурами, возможно только при грамотном планировании и строгом

следовании плану лечения на всех этапах терапии. В привлекательной улыбке все должно быть сбалансировано: зубы и краевой пародонт должны быть не только эстетичными сами по себе, но и должны гармонировать между собой [12].

Выраженная визуализация десневого края или непропорциональный размер зубов воспринимаются окружающими, как эстетический недостаток или как отклонение от нормы [9].

Гармония реставраций с окружающими мягкими тканями помогает пациенту достигнуть естественной красоты. Большое внимание, уделяемое внешнему виду средствами массовой информации, самими пациентами и общества в целом, провоцирует все большее количество людей обращаться за квалифицированной стоматологической помощью. Стоматологи различных направлений имеют прекрасную возможность создавать красивую улыбку на лицах пациентов и удовлетворять их эстетические потребности [83].

В литературе описаны общие принципы моделирования десневого контура в процессе протезировании ортопедическими конструкциями, однако нет конкретных клинических рекомендаций по моделированию краевого пародонта.

Поэтому актуальному вопросу планирования дизайна краевой десны и изучения клинических способов создания статического состояния краевого пародонта при протезировании эстетическими ортопедическими конструкциями посвящено наше исследование.

Цель исследования. Повышение качества планирования комплексного лечения пациентов с неудовлетворительной эстетикой краевой десны, путем создания трехмерного дизайн проекта краевого пародонта.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Оптимизировать методику измерения параметров биологической зоны и сформировать алгоритм получения трехмерной модели краевого пародонта.

2. Разработать способ создания трехмерного дизайн проекта краевого пародонта.

3. Создать хирургический шаблон для определения границ коррекции краевого пародонта.

4. Сформировать тактику ортопедического этапа направленного формирования краевого пародонта.

5. Определить эффективность метода создания трехмерного дизайн проекта краевого пародонта.

6. Разработать рекомендации для практического здравоохранения.

Научная новизна.

Впервые разработан метод создания трехмерного дизайн проекта краевого пародонта с учетом индивидуальных параметров биологической зоны при эстетическом протезировании.

Сформирована методика создания трехмерной модели челюстно-лицевой области при помощи цифровой фотографии и метода «облачных вычислений».

Объемы хирургического вмешательства определяются на этапе трехмерного планирования дизайна краевого пародонта, с учетом эстетических пожеланий пациента и биологической целесообразности.

Созданный хирургический шаблон является правильным «навигационным компасом» хирургической коррекции краевой десны.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Полученные результаты исследований послужили основой для создания прибора, позволяющего оптимизировать процесс измерения параметров биологической зоны. Разработки подтверждены патентами на полезную модель «Прибор для измерения индивидуальных параметров биологической зоны» (патент № 130490 от 06.03.2013 г.) и изобретение «Способ создания трехмерного дизайн-проекта краевого пародонта» (Патент 2508068 от 25.10.2014 г.)

Разработанные практические рекомендации для получения трехмерной модели челюстно-лицевой области и способ ее редактирования позволяют производить качественное планирование эстетической реабилитации пациента. Простота использования метода, минимум экономических затрат, минимум инвазивных манипуляций, максимум информации об эстетическом статусе пациента - данные особенности, позволяют широко использовать метод в повседневной клинической практике врача-стоматолога.

Результаты исследования используются в учебном процессе и внедрены в научную и лечебно-диагностическую работу кафедр стоматологии и последипломного образования по стоматологическим специальностям

Института медицинского образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, а также используются в лечебно-диагностической работе ООО «Стоматологическая клиника «Добрый доктор». Методология и методы исследования.

Методологической основой диссертационной работы явилось последовательное применение методов научного познания. Работа выполнена в дизайне сравнительного открытого исследования с использованием клинических, инструментальных, аналитических и статистических методов.

Степень достоверности и апробация результатов.

Степень достоверности результатов проведенных исследований определяется достаточным и репрезентативным объёмом выборок исследования. Методы статистической обработки полученных результатов адекватны поставленным задачам. Сформулированные в диссертации выводы, положения и рекомендации аргументированы и логически вытекают из результатов многоуровневого анализа значительного объёма выборок обследованных и результатов выполненных разноплановых исследований.

Достоверность работы подтверждается публикацией её результатов в рецензированных научных изданиях. По теме диссертации опубликовано 10 печатных работ, в том числе 3 - в журналах, входящих в перечень ВАК. Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научно-практических конференциях: Всероссийская конференция «Актуальные проблемы современной медицины — 2011» (Великий Новгород, Россия 2011);

«Конференция СНО Факультета стоматологии и медицинских технологий СПбГУ» (Санкт-Петербург, Россия 2011); IV Международная научная конференция, Москва: РУДН, 2012; XVI Всероссийская медико-биологическая конференция молодых исследователей (с международным участием). Санкт-Петербург: СПбГУ, 2013; ежегодных научных конференциях преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ «Дни науки в НовГУ» (2010-2013); заседании научно-плановой экспертной комиссии института медицинского образования НовГУ 20 марта 2014 года.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Генерация цифровых фотографий на основе «облачных вычислений» позволяет создать качественную трехмерную модель краевого пародонта.

2. Способ создания трехмерного дизайн проекта краевого пародонта с учетом параметров биологической зоны и пожеланий пациента, позволяет создать оптимальный дизайн проект краевого пародонта и твердых тканей зубов.

3. Хирургический шаблон позволяет реализовать дизайн проект на живых тканях пациента.

4. Использование метода создания трехмерного дизайн проекта краевого пародонта с учетом параметров биологической зоны и способа его реализации позволяет получить совпадение планируемого результата с клинически реализованным.

Степень разработанности темы

Диссертационное исследование входит в число разрабатываемых институтом медицинского образования Федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Министерства образования и науки Российской Федерации тем научно-исследовательских работ. Личный вклад автора в проведение исследования.

Автором проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме. Доля личного участия автора в проведении исследований (планирование исследования, выбор и обоснование методик исследования, сбор, обработка, интерпретация данных, подготовка выводов и рекомендаций) — 90%. Внедрение в практику.

Результаты исследований внедрены в практику работы ООО «Стоматологическая клиника «Добрый доктор» (г. Великий Новгород). Материалы диссертации используются в учебном процессе и внедрены в научную и лечебно-диагностическую работу кафедр стоматологии и последипломного образования по стоматологическим специальностям Института медицинского образования ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». Структура и объем диссертации.

Диссертация изложена на 131 странице компьютерного текста, состоит из введения, обзора литературы, общепринятых глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы. Диссертация иллюстрирована 35 рисунками и 4 таблицами. Список литературы включает 124 работы, из них 44 работы отечественных и 80 работ иностранных авторов.

Глава 1. Состояние проблемы планирования дизайна краевого пародонта при эстетической реабилитации пациентов (обзор литературы)

1.1. История развития графических способов визуализации Визуализация в общем смысле - метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.). Очень эффективно визуализация используется для представления изначально не зрительной информации [36].

Человечество использует массу способов, с помощью которых получают различные виды графических изображения. Наиболее применяемые из них создавались и совершенствовались в течение многих столетий [5].

История сохранила мало исторических фактов, по которым возможно представить развитие графических способов отображения информации. Но очевидно, что их основы закладывались еще в первобытном строе.

1.1.1. Первобытные рисунки Рассматривая эволюцию изображений, следует обратиться к истокам — древним рисункам и пиктограммам. Именно здесь формируется и зарождается и графический язык, а способы изображений является его основой. Из истории мы знаем, что рисунок возник как средство коммуникации между людьми еще до создания письменности. А затем на его основе сформировывалось рисунчатое письмо. В древности народы мира любую информацию, донесения о боевых действиях, сообщения политического и делового характера, любовные

послания, магические заклинания, передавали при помощи рисунков. Древние иероглифы — это контурные рисунки. Именно эта особенность «роднит» изображения с письменностью [1].

Древние наскальные росписи свидетельствуют о зарождении картографического метода передачи информации, который в течение многих веков развивался и совершенствовался.

Вавилонский чертеж считается одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.), выполненный на глиняной табличке [2]. Рисунки, планы и чертежи средневековой эпохи не свидетельствуют о каком-либо развитии существовавших способов изображений.

Только в эпоху Возрождения, были заложены основы визуализации технической информации новыми графическими способами, открывались законы перспективы. Леонардо да Винчи (1452-1519) в наследство потомкам оставил чертежи летательного аппарата, парашюта, метательных машин. Его графические изображения были выполнены особенным способом -перспективой» и используется в рисунке, архитектуре, дизайне, живописи [21].

Рисунок не может дать полного представления о составе, внутреннем устройстве и истинных размерах изображаемого объекта, продолжительное время его использовали, как основной технический документ, при помощью которого возводили различные здания и сооружения. Примером может служить знаменитый Софийский собор в Киеве (XI в.), который был возведен по рисункам. В Древней Руси новгородские и московские храмы были построены по рисункам и многие другие известные памятники старины [5].

Развитие способов визуализации на Руси происходило самобытным путем. На миниатюрах XIV-XV вв. можно наблюдать изображения, напоминающие современные аксонометрические изображения и технические чертежи, используемые в современном мире в графике [25].

На Руси чертежи изготавливались чертежниками — «чертежщиками». Первое упоминание о них можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана IV. Другие изображения - чертежи-рисунки, которые представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета» и массово применялись русскими строителями и мастерами. Примером может служить чертеж-план части Кремля, исполненный Годуновым П. в начале XVII в. [1].

Бурное развитие технических средств спровоцировало необходимость совершенствовать способы и методы графических изображений. В XVIII в. условный и зачастую примитивный рисунок уступает место новому виду графической визуализации - чертежу. Чертежники на Руси и царь Петр I исполняли чертежи методом, который спустя некоторое время будет назван методом прямоугольных проекций, а основателем этого метода является математик и инженер Гаспар Монж. По приказу Петра I было введено преподавание черчения во всех технических учебных заведениях [1, 40].

Возникли новые виды изображений, названные профилями, которые явились прототипами современных изображений в системе трех проекций, применяемых в чертежах, широкоформатное копирование чертежей.

Севастьянов Я.А. издал в 1818 г. труд, который позволил придать чертежам большую информативность, тем самым внес огромный вклад в развитие технической графики [21].

1.1.2. Фотография

Большим прорывом в способах визуализации в начале XIX века стало изобретение фотографии. Официальной датой появления фотографии является 1839 год, 7 января, когда француз Луи Жаком Дагерр на практике получил изображения на солях серебра, открытие было обнародовано на заседании Французской Академии наук [6].

Тот факт, что с помощью света можно получать изображение люди знали уже давно. Еще за 350 лет до н.э. в трактатах древнегреческого мыслителя Аристотеля есть упоминание о том, что свет, при прохождении через небольшое отверстие в стене темной комнаты, создает на противоположной плоскости перевернутое изображение окружающего мира [11].

Прототипом современной фотокамеры явилась камера-обскура. Н. Ньепс во время своих экспериментов при создании гелиографического изображения применил более усовершенствованную камеру-обскуру, состоящую из 2-х ящиков, при этом один перемещался внутри другого, благодаря чему обеспечивалось изменение фокусного расстояния [28].

Первые фотокамеры отличались значительными размерами и массой. Так, например, камера Дагера имела огромный вес около 50 кг и размеры 313x369x508 мм. Ф. Талбот применял объективы с малым фокусным расстоянием, поэтому смог собрать камеру гораздо меньших размеров. Одна из моделей его камер с объективом от микроскопа, с малым фокусным расстоянием 50,8 мм, имела размеры 63x63x63 мм. Фотокамера оснащалась поворотным и храповым механизмом, что давало возможность манипулировать камерой [43].

Француз А. Селье в 1839 году создал фотокамеру, оснащенную складывающимся мехом, а также штативом и шаровой головкой к нему и укладочным ящиком, в который помещалось всё оснащение фотографа. В Германии П. В.Ф. Фойхтлендер в 1841 году изготовил первую фотокамеру в металлическом корпусе, оборудованную уже светосильным объективом И. Петцваля [31].

В большинстве фотокамер этого периода использовалась бокс-камера, состоявшая из ящика и тубуса, в который был вмонтирован объектив, при этом фокусировка производилась выдвижением объектива, или камера, состоявшая из 2 ящиков, перемещавшихся относительно друг друга, объектив крепился на передней стенке одного из ящиков). Дальнейшее развитие фототехники для съемок стимулировалась огромным интересом к фотоискусству, что спровоцировало разработку более лёгкого и удобного фотоаппарата, с названием - дорожный, а также и других фотоаппаратов различных конструкций и типов.

В 1890-1950 гг. огромное распространение получили фотокамеры, называемые бокс-аппараты. Ведущее место принадлежит фотоаппарату "Кодак", ставший новым этапом развития фототехники. Фотокамеры давали возможность производить 100 кадров на плёнке на бумажной основой. После съемки обработка бумажной плёнки, печать фотографий и перезарядка фотокамеры производились специалистами - фотофинишерами. Инструкция к камере гласила: «... Теперь фотография возможна для каждого. Вы нажимаете кнопку, мы делаем остальное» [30].

Формирование новых конструктивных возможностей и решений привело к созданию панорамных и стерео фотокамер. Первые стереоскопические фотографирования произвел Мозер в 1844 году. В 1849 году известный британский физик-оптик Д. Брюстер описал принцип работы двухобъективного стереофотоаппарата. В 1850 году Милле и в 1852 году Дансер создали фотоаппараты для съёмки на дагерротипных носителях [32].

Стереоскопический аппарат впервые в России был разработан в 1854 году Александровским И.Ф. В 1875 году конструктор Езучевский Д.П. изготовил стереоскопический фотоаппарат, заряжаемый броможелатиновыми пластинами размером 17x8,5 см. Фотокамера была оснащена затвором, позволявшим производить съемку моментально и с выдержкой. Фотоаппарат широко применялся для научных и географических исследований. В 1878 году на выставке в Париже он был удостоен бронзовой медали [29]. Инженер-конструктор немецкой фирмы Лейца Э. изготовил первый малоформатный фотоаппарата, названный в дальнейшем «Пра-Лейка». А уже 1925 году была произведена первая партия (1000 шт.) малоформатных фотокамер «Лейка-1» с фокальным затвором, регулируемой выдержкой и светосильным объективом «Эльмакс 3,5/50». Благодаря оригинальной компоновке и точности изготовления, эта фотокамера стала новым этапом в фотоиндустрии.

С развитием телевидения началась история создания цифровых фотоаппаратов в 1940-1950 годах. Тогда начали искать способы записи изображений. В 1951 году первый успех принадлежит лаборатории Bing Crosby, которая произвела запись электрических импульсов на магнитную ленту. Уже к 1956 году технология работала практически идеально, и это стало

неотъемлемой частью телевизионных технологий. В тандеме с развитием компьютерной техники, и есть начало цифровых технологий [32].

В 1960 годах, прежде чем на луну были отправлены астронавты, произвели глобально изучение поверхности луны. Представленные исследования продемонстрировали, что простой аналоговый сигнал, при возращении на землю, настолько слаб, что расшифровать изображения не представлялось возможным. Поэтому НАСА изобрела технологию кодировки изображения на персональном компьютере. Данные обрабатывались таким образом, что изображение превращалось в цифровой сигнал, а шумы исчезали. Позднее этого «холодная война» сильно ускорила развитие цифровых технологий. Цифровая фотография — это синтетическая дисциплина, которую можно считать, как разновидностью фотоискусства. В сравнении с традиционной фотографией ее цифровой аналог очень молод — датой возникновения цифровой фотографии, можно считать 1969 год - это изобретения альтернативы традиционной фотопленки.

Такой альтернативой явился изобретенный в Bell Labs принципиально новый тип полупроводниковых устройств CCD (Charge Coupled Device -аппарат с зарядовой связью, ПЗС) и служивший для формирования изображений в цифровой форме. Сегодня CCD широко используют в самых разнообразных приборах и устройствах: факсимильных аппаратах, цифровых фото- и видеокамерах, сканерах, и даже телескопах, для изучения удаленных галактик.

Прогресс в области цифровой профессиональной фототехники очень быстро распространяется и на бытовые устройства, которые становятся все

более совершенными, мощными и удобными в использовании, а также ниже по стоимости. Прототипом цифровой потребительской фотокамеры является первая Mavica с автоматическим цифровым захватом изображений, однако аналоговым способом их записи был запущен в производство в 1981 году компанией Sony, тогда рынок не готов был к принятию принципиально новой технологии. До начала производства первой потребительской фотокамеры Apple QliickTake 100, с разрешение VGA (640x480), прошло около 13 лет. Позже, новые устройства стали появляться со скоростью света. Переломный момент в развитии цифровой фотографии настал в 1995-м году. С появлением первых потребительских фотоаппаратов с разрешением 640x480 развилась гонка за приближением качества цифровой фотографии к аналоговой, также снижение цены. В 1995 году с ценой около 1000 долларов появились VGA-камеры Apple QuickTake 150 и Kodak DC40, а в конце того же года появилась первая действительно удачная модель - Casio QV100. На рынок в 1996 году пришла компания Olympus, которая основала комплексный подход к цифровому фото на создании пользовательской локальной инфраструктуры: камера + сканер + принтер + индивидуальное хранилище фотобазы. За ним последовали такие гиганты традиционной оптики и фототехники как Canon , Nikon и Fujifilm, После этого переход к цифровым технологиям был закономерным шагом [30].

1.1.3. Трехмерная графика Компьютерная графика вошла в повседневную жизнь человечества и продолжает бурно развиваться. И вот наступила эра трехмерных технологий.

Трёхмерная графика (3D Graphics, Три измерения изображения) — это раздел компьютерной графики, комплекс приемов, инструментов (как аппаратных, так и программных), предназначенных для формирования объёмных структур [36].

Данная технология чаще всего применяется для воспроизведения изображений на листе печатной продукции и плоскости экрана. Используется в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке, промышленности и медицине.

Изображение 3 D на плоскости принципиально отличается от двумерного тем, что формирует построение геометрической проекции трёхмерного объекта на плоскость. Это может быть экран компьютера, при помощи специальных программ. В таких случаях модель может быть полностью абстрактной проекцией четырёхмерного фрактала либо, соответствовать объектам материального мира (здания, автомобили, астероид, ураган). Для формирования трёхмерного объекта на плоскости необходимы следующие этапы:

- моделирование - воспроизведение трёхмерной математической модели.

- рендеринг или визуализация - создание проекции в соответствии с физической моделью.

- вывод изображения на устройство визуализации - принтер или дисплей.

Задача 3 D моделирования - описать объекты и расположить их в сцене при помощью геометрических преобразований, которые будут соответствовать требованиями будущего изображению [22].

Рендеринг.

Суть данного этапа - векторная пространственная модель преобразовывается в растровую (плоскостную) картинку. При создании фильма, необходимо рендерить последовательность таких изображений -кадров. Как порядок данных, картинка на экране представлена матрицей точек, в которой каждая точка определена минимум тремя числами: интенсивностью синего, красного и зелёного цветов. Исходя из этого, рендеринг - это процесс который преобразует векторную трёхмерную структуру данных в плоскостную матрицу пикселов. Этот процесс требует очень сложных математических вычислений, особенно в случаях, когда требуется создать иллюзию реального мира. Примером самого простого вида рендеринга - построение контуров модели на экране компьютера с помощью проекции. Часто этого недостаточно и требуется создать иллюзию материалов, из которых сформированы объекты, и также учесть искажения этих структур за счёт прозрачных сред [42].

Похожие диссертационные работы по специальности «Стоматология», 14.01.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гривков, Алексей Сергеевич, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев, В. П. История первобытного общества / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. - М.: Высшая школа, 1990. - 298 с.

2. Алпатов, М. В. Япония. Язык и общество / М.В. Алпатов. — М.: Наука, 1988.-208 с.

3. Альфаро, Ф. Э. Костная пластика в стоматологической имплантологии: Описание методик и их клинического применения / Ф.Э. Альфаро. - М.: Азбука,

2006.-235 с.

4. Аничков, Н. Н. Морфология заживления ран / H.H. Аничков, К.Г. Волкова, В.Г. Гаршин. -М.: АМН СССР, 1951. - 123 с.

5. Аугуста, И. Menschen der Vorzeit / И. Аугуста, 3. Буриан. — Прага: Артия, 1960.-42 с.

6. Бажак, К. История фотографии. Возникновение изображения / К. Бажак.- М.: ACT, 2003. - 160 с.

7. Бурых, М. П. Общие основы технологии хирургических операций / М.П. Бурых. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.

8. Буянов, В. М. Хирургический шов / В.М. Буянов, В.Н. Егиев, O.A. Удотов. -М.: Рапид-принт, 1993. -С. 1-50.

9. Ганжа, И. Р. Рецессия десны. Диагностика и методы лечения / И.Р. Ганжа, Т. Н. Модина, А. М. Хамадеева. - Самара, ООО ИПК «Содружество»,

2007. - 84 с.

10. Гемонов, В. В. Развитие и строение органов ротовой полости и зубов: Учебное пособие для студентов стоматологических вузов [факультетов] / В.В. Гемонов, Э.Н. Лаврова, Л.И. Фалин. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. - С. 169-171.

11. Гонт, Л. Экспозиция в фотографии / Л. Гонт. - М.: Мир, 1984. - 200 с.

12. Гюрель, Г. Керамические виниры. Искусство и наука / Г. Гюрель. -М.: Азбука, 2007. - 519 с.

13. Дибарт, С. Практическое руководство по пластической пародонтологической хирургии / С. Дибарт, М. Карима. - М.: Азбука, 2007. -110 с.

14. Золтан, Я. Операционная техника и условия оптимального заживления ран / Я. Золтан. - Будапешт: АН Венгрии, 1983. - 175 с.

15. Иванов, В. П., Трёхмерная компьютерная графика / В.П. Иванов, A.C. Батраков. - М.: Радио и связь, 1995. - 224 с.

16. Измайлов, С. Г. Новые технологии в хирургии ран / С.Г. Измайлов, Г.А Измайлов. - Нижний Новгород: НГМА, 2004. - 340 с.

17. Кочнев, О. С. Способы ушивания ран / О.С. Кочнев, С.Г. Измайлов. -Казань: КГУ, 1992. - С.55-137.

18. Кудишов, В. А. Патогенез операционной травмы и особенности ее течения при плановых хирургических манипуляциях в ЧЛО / В.А. Кудишов // Стоматология, 1996. -№ 2. - С. 34-36.

19. Кузин, М. И. Раны и раневая инфекция / М.И. Кузин, Б.М. Костюченок. - М.: Медицина, 1981. - 592 с.

20. Кутуков, В. В. Оперативные способы профилактики несостоятельности швов на органах желудочно-кишечного тракта: Автореф. дис. ...д-ра мед. наук / В.В. Кутуков. - Астрахань: АГМА, 2001. - 38 с.

21. Ларичев, В. Е. Сад Эдема / В.Е. Ларичев. - М.: Политиздат, 1980. -

112 с.

22. Ли, Дж. Трёхмерная графика и анимация / Дж. Ли, Уэр. Б. 2-е изд. -М.: Вильяме, 2002. - 640 с.

23. Литтман, И. Оперативная хирургия / И. Литтман. - Будапешт: АН Венгрии, 1985.-С.1130-1138.

24. Ломакин, М. В. Пародонтологические швы / М.В. Ломакин, Б.С. Смбатян // Пародонтология. Часть 1, 2003. - № 3. - С. 14-16.

25. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. — М.: Просвещение, 1996. - 320 с.

26. Майорана, К. Передовые методики регенерации кости с БИО-ОСС и БИО-ГАЙД / К. Майорана, С. Массимо. - Москва-С-Петербург-Киев-Алматы-Вильнюс: Азбука, 2005. - 104 с.

27. Массирони, Д. Точность и эстетика / Д. Массирони. - Москва: Азбука, 2008. -442 с.

28. Микулин, В. П. 25 уроков фотографии / В.П. Микулин. - М.: Искусство, 1957. - 480 с.

29. Милчев, М. Н. Новейшая практическая энциклопедия цифровой фотографии / Милчев. М. Н. -ACT, Сова., 2007. - 544 с.

30. Мураховский, В. Секреты цифрового фото / В. Мураховский, С. Симонович. - СПб: Питер, 2006. -320 с.

31. Никитин, В. А. Книга начинающего радиолюбителя / В. А. Никитин. -Патриот, 1991.-464 с.

32. Ньюман, К. Лучшие фотографии женщин-фотографов / К. Ньюман. -ACT, 2004.-272 с.

33. Параскевич, В. Л. Дентальная имплантология: Основы теории и практики: Научно-практическое пособие / В.Л. Параскевич. - М.: Юнипресс, 2002.-368 с.

34. Параскевич, В. Л. Дентальная имплантология: Основы теории и практики. 2-е изд. / В.Л. Параскевич. - М.: МИА, 2006. - С. 71.

35. Рагимов, М. Р. Оценка течения раневого процесса после оперативного вмешательства на мягких тканях лица и шеи по показателям свободнорадикального окисления периферической крови / М.Р. Рагимов, В.В. Захаров, Ю.Н. Сергеев // Стоматология, 1980. - № 4. - С.40-42.

36. Свободная электронная энциклопедия - Википедия [электронный ресурс], 2013 //http:// vikipedia

37. Серов, В. В. Соединительная ткань / В.В. Серов, А.Б. Шехтер. - М.: Медицина, 1981. - 312 с.

38. Снук, Г. 3D ландшафты в реальном времени с использованием С++ и DirectX / Г. Снук. - КУДИЦ-ПРЕСС, 2007. - 368 с.

39. Слепцов, И. В. Узлы в хирургии / И.В. Слепцов, P.A. Черников. - С.Петербург: Салит-Медкнига, 2004. - 112 с.

40. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1989. - 573 с.

41. Феди, Питер. Пародонтологичеекая азбука / Питер Феди, Артур Вернино.-М.: Азбука, 2003. -250 с.

42. Херн, Д. Компьютерная графика и стандарт OpenGL / Д. Херн, М. П. Бейкер. 3-е изд. - М., 2005. - 1168 с.

43. Шашлов, Б. А. Теория фотографических процессов / Б.А. Шашлов. Изд.2-е, перераб. и доп. - М., 1971. - 319 с.

44. Шуркалин, Б. К. Проблема надежности кишечного шва / Б.К. Шуркалин, В.А. Горский, И.В. Леоненко // Хирургия, 2006. -№ 6. -С. 442-444.

45. Allen, Е. R. Use of mucogingival surgical procedures to enhance esthetics / E.R. Allen // Dent Clin North Am, 1988. - Vol. 32. - 307 p.

46. Allen, E. P. Jr. Coronal positioning of existing gingiva: Short term results in the treatment of shallow marginal tissue recession / E.P. Allen, P.D. Miller // J. Periodontal., 1989. - Vol. 60. - P. 316-319.

47. Azzi, R. Root coverage and papilla reconstruction using autogenous and connective tissue grafts / R. Azzi, H.H. Takei, D. Etienne, F.A. Carranza // Int. J. Periodontist Dent, 2011. - Vol. 21. - 141 p.

48. Baratieri, L. N. Esthetics: Direct Adhesive Restoration on Fractured Anterior Teeth / L.N. Baratieri. Sao Paulo: Quintessence, 1998. - P. 35-56.

49. Bucking, W. A dental treasure chest; tips and tricks for daily practice / W. Bucking. Quintessence Pub. Co., 2007. - P. 172-173.

50. Chiche, G. J. Esthetics of anterior fixed prosthodontics / G.J. Chiche, A. Pinault. Chicago: Quintessence, 2000. - P. 13-32, 53-74.

51. Cohen, E. S. Atlas of cosmetic and reconstructive periodontal surgery / E.S. Cohen. - Boston, Massachusetts, 1994. - P. 9-30.

52. Donovan, T. E. Review and survey of medicaments used with gingival retraction cords / T.E. Donovan, B.K. Gandara, H. Nemetz // J. Prosthet Dent., 1985. -Vol. 53.-P. 525-531.

53. Efeoglu, A. Diseti gekilmelerinin tedavisinde kullanilan cerrahi yontemelerin degerlendirilmesi / A. Efeoglu, K. Demirel, E. Okan // Academic Dental, 2001. - Vol. 3. - P. 20-26.

54. Faes, R. Naturliche and kunstliche obere Frontzahne / R. Faes // Schweiz Monatsschr Zahnheilkunde, 1941. - Vol. 51. - P. 785-801.

55. Fruch, J. P. The dynesthetic interpretataion of the dentogenic concept / J.P. Fruch, R.D. Fischer // J. Prosthet Dent, 1958. - Vol. 8. -P. 560- 681.

56. Gargiulo, A. W. Dimensions and relations of the dentogingival junctions in humans / A.W. Gargiulo, F.M. Wentz, B. J. Orban // Periodontol., 1961. - Vol. 32. -P. 261-267.

57. Gerber, A. Complete dentures. 8. Creative and artistic tasks in complete prosthodontics / A. Gerber // Quint Int, 1975. - Vol. 2 P. - 45-50.

58. Goldstein, R. E. Esthetics in Dentistry. 2nd ed / R.E. Goldstein. Hamilton, ON: BC Decker Inc, 1998. - P. 133-186.

59. Grape, H. E. Jr. Repair of gingival defects by a sliding flap operation / H.E. Grape, R.F. Warren // J. Periodontol., 2012. - Vol. 27. - P. 290-298.

60. Guerini, V. A. History of Dentistry from the Ancient Times until the Time of the Eighteenth Century / V.A. Guerini. - New York: Milford House, 1969.

61. Gunay, H. et al: Placement of the preparation line and periodontal health-a prospec-tive 2-year clinical study / H. Gunay, A. Seeger, H. // Tschernitschek. Int. J. Periodontics Restorative Dent., 2000. - Vol. 20. - P. 173-181.

62. Gwinnett, A. J. Moist vs dry dentin: Its effect on shear bond strength / A.J. Gwinnett // Am. J. Dent., 2011. - Vol. 5. - P. 127-129.

63. Han, T. J. Progress in gingival papilla reconstruction / T. J. Han, H.H.Takei // Periodontol 2000, 1996;11:65-68.

64. Harland, A. W. Discussion of paper: Restoration of the gum tissue / A.W. Harland // Dent Cosmos., 1907. - Vol. 49. - P. 591-598.

65. Heartwell, C. M. Syllabus of Complete Dentures / C.M. Heartwell. Philadelphia, PA: Lea and Febiger, 1968.

66. Heinlein, W. D. Anterior teeth: Esthetics and function / W.D. Heinlein // J. Prosthet Dent, 2009. - Vol. 44. - P. 389-393.

67. Ingber, J. S. The «biologic width»-a concept in periodontics and restorative dentistry / J.S. Ingber, L.F. Rose, J.G. Coslet // Alpha Omegan, 1977. - Vol. 70. P. 62-65.

68. Ingraham, R. Rotaiy gingival curettagea technique for tooth preparation and management of the gingival sulcus for impression taking / R. Ingraham, P. Sochat, F.J. Hansing // Int J. Periodontics Restorative Dent, 2012. - Vol. 1. - P. 8-33.

69. Jenny, J. Visibility and prestige of occupations and the importance of dental appearance / J. Jenny, J.M. Proshek // J. Can. Dent. Assoc, 1986. - Vol. 12. -P. 987-989.

70. Johnston, C. D. The influence of dental midline discrepancies on dental attractiveness ratings / C.D. Johnston, D.J. Burden, M.R. Stevenson // Eur.J.Orthod., 1999. - Vol. 21. - P. 517-522.

71. Kallestal, C. Buccal attachment loss in Swedish Adolescents / C. Kallestal, S. Uhfin // J. Clin. Periodont., 1992. - Vol. 19. -P. 485^91.

72. Kay, H. B. Esthetic considerations in the definitive periodontal prosthetic management of the maxillary anterior segment / H.B. Kay // Int J. Periodont Rest Dent., 1982. - Vol. 3.-P. 45-59.

73. Kohl, J. T. Morphology of interdental gingival tissues / J.T. Kohl, H.A. Zander // Oral Surg Oral Med Oral Pathol., 2011. - Vol. 60. - P. 287-295.

74. Kois, J. «The gingiva is red around my crowns»-a differential diagnosis / J. Kois // Dent Econ, 1993. - Vol. 83. - P. 101-102.

75. Kois, J. C. Altering gingival levels: the testorative connection I. Biologic variables / J.C. Kois // J. Esther Dent, 1994. - Vol. 6. - P. 3-9.

76. Kois, J. C. The restorative-periodontal interface: biological parameters / J.C. Kois // Periodontology, 1996. - Vol. 11. - P. 29-38.

77. Langer, B. Subepithelial connective tissue graft technique for root coverage / B. Langer, L. Langer // J Periodontal., 2008. - Vol. 56. - P. 715-720.

78. Langer, B. The subepithelial connective tissue graft. A new approach to the enhancement of anterior cosmetics / B. Langer, L.J. Calamia // Int. J. Periodont. Rest Dent., 1982. - Vol. 2. - P. 22-33.

79. Latta, G. H. The midline and its relation to anatomic landmarks in the edentulous patient / G.H. Latta // J. Prosthet. Dent., 1988. - Vol. 59. - P. 681-683.

80. Loe, H. The natural history of periodontal disease in man: Prevalance, severity, and extent of gingival recession / H. Loe, A. Anerud, H. Boysen // J. Periodontal., 1992. - Vol. 63. - P. 489-195.

81. Lombardi, R. E. The principles of visual perception and their clinical application to denture esthetics / R.E. Lombardi // J. Prosthet Dent., 1973. - Vol. 29. -P. 358-382.

82. Lost, C. Depth of alveolar bone dehiscences in relation to gingival recessions / C. Lost // J. Clin. Periodont, 2009. - Vol. 1. - P. 583-589.

'83. Mack, M. R. Perspective of facial esthetics in dental treatment planning / M.R. Mack // J. Prosthet Dent, 1996. - Vol. 75. - P. 169-176.

84. Magne, P. Rationalization of shape and related stress distribution in posterior teeth: a finite element study using nonlinear contact analysis / P. Magne; Urs C. Belser // The International journal of periodontics & restorative dentistry, 2002. - Vol. 22. - P. 33-425.

85. Maynatd, J. G. Physiologic dimensions of the petiodontium significant to the testotative dentist / J.G. Maynatd, Jr. R.D. Wilson // J. Periodontal., 1979. - Vol. 50. -P. 170-174.

86. McCoy, F. J. Plastic and Reconstructive Surgery / F.J. McCoy. Chicago, 1977.-P. 244-382.

87. Miller, E. C. A study of the relationship of the dental midline to the facial median line / E.C. Miller, W.R. Bodden, H.C. Jamison // J. Prosthet Dent, 1979. -Vol. 41.-P. 657-660.

88. Miller, P. D. A classification of marginal tissue recession / P.D. Miller // Int J. Periodont Rest Dent, 1985. Vol. 5. P. 8-13.

89. Miller, P. D. Regenerative and reconstructive periodontal plastic surgery. Mucogingival surgery / P.D. Miller. Dent Clin North Am, 1988. - Vol. 32. - P. 287306.

90. Miller, P. D. Jr. Root coverage using a free soft tissue autograft following citric acid application. Part 1. Technique / P.D. Miller. Int J. Periodont Rest Dent, 1982.-Vol. 2.-P. 65-70.

91. Mirko, P. Significance of the labial frenum attachment in periodontal disease in man / P. Mirko, S. Miraslav, M. Lubor, 2010. - Part 1.

92. Morley, J. A multidisciplinary approach to complex aesthetics restoration with diagnostic planning / J. Morley. Prac Perio Aesth Dent, 2012. - Vol. 12. - P. 575-577.

93. Morley, J. Macroesthetic elements of smile design / J. Morley, J. Eubank. J. Am Dent Assoc, 2001. - Vol. 132. - P. 39^15.

94. Moskowitz, M. Determinants of dental esthetics: A rationale for smile analysis and treatment / M. Moskowitz, A. Nayyar. Compend Contin Educ Dent, 1995.-Vol. 16.-P. 1164-1186.

95. Narcisi, E. M. Diagnosis and treatment planning for ceramic restorations / E.M. Narcisi, L. Culp., 2001. - Vol. 45. - P. 127-142.

96. Nemetz, E. A. The use of chemical agents in gingival retraction / E.A. Nemetz, W. Seibly. Gen Dent, 1990. - Vol. 38. - P. 104-108.

97. Oakley, E. Formation of the biological width following crown lengthening in nonhuman primates / E. Oakley, 1C Rhyu, S. Karatzas, L. Gandini-Santiago, M. Nevins, J. Caton. Int J. Periodont Rest Dent, 2012. - Vol. 19. - P. 529-541.

98. Patzer, G. L . The Physical Attractiveness Phenomena / G.L. Patzer. - New York: Plenum Publishing, 1985.

99. Pennel, B. Repair of the alveolar process following osseous surgery / B. Pennel, K. King, M. Wilderman, J. Barron // J. Periodontal., 1967. - Vol. 38. - P. 426-431.

100. Pilkington, E. L. Esthetics and optical illusions in dentistry/ E.L. Pilkington. J. Dent Assoc, 1936. - Vol. 23. - P. 641-651.

101. Powell, N. Proportions of the Aesthetic Face / N. Powell, B. Humphreys. New York: Thieme-Stratton, 2008. - Vol. 2.- P. 4-9.

102. Ramadan, F. A. Literature review of the effectiveness of tissue displacement materials / F.A. Ramadan, J.D. Harrison. Egypt Dent J, 1970. - Vol. 16.-271 p.

103. Rateitschak, K. H. Periodontology / K.H. Rateitschak, E.M.Rateitschak, H.F. Wolf, T.M. Hassell. - NY, 2011. - 399 p.

104. Renner, R. P. An Introduction to Dental Anatomy and Esthetics / R.P. Renner. - Chicago: Quintessence, 1985. - P. 241-273.

105. Ricci, G. A clinical/statistical comparison between the subpedicle connective tissue graft method and the guided tissue regeneration technique in root coverage / G. Ricci, M. Silvestri, C. Tint, G. Rasperini // Int J. Periodont Rest Dent, 1996. - Vol. 16. - P. 539-545.

106. Richard Ten Cate, A. Oral Histology / A. Richard Ten Cate, P. Mark Bartold, A. Christopher Squier, Antonio Nanci. - Montreal, 2003. - 445 p.

107. Rosenthal, L. State of the art advanced porcelain laminate veneers. Part 2 / L. Rosenthal // Esthet Dent Update, 1991. - Vol. 2. - P. 97-101.

108. Rosenthal, L. The aesthetic revolution: Minimum invasive dentistry / L. Rosenthal, P. Rinaldi // Dent Today, 1998. - Vol. 17. - P. 42-44; 46-47.

109. Rosenthal, L. The smile lift: A new concept in aesthetic care. Part 1 / L. Rosenthal // Dent Today, 1994. - Vol. 13. - P. 68-71.

110. Rosenthal, L. The periodontal-prosthetic-esthetic connection / L. Rosenthal, J.E. Jacobs // Con Esthet and Res Prac Jul / Aug, 1999. - P. 1-4.

111. Rufenacht, C. R. Fundamentals of Esthetics / C.R. Rufenacht. Chicago: Quintessence, 1990. - Vol. 67. - 134 p.

112. Rufenacht, C. R. Principles of Esthetic Integration / C.R. Rufenacht Chicago: Quintessence, 2011. - Vol. 63. - 168 p.

113. Seibert, J. S. Reconstruction of deformed, partially edentulous ridges, using full thickness onlay grafts. Part 2, Prosthetic/periodontal interrelationships / J.S. Seibert // Compend Contin Educ Dent, 1983. - Vol. 4 - P. 549-562.

114. Seibert, J. S. Reconstruction of deformed, partially edentulous ridges, using full thickness onlay grafts. Part 1. Technique and wound healing / J.S. Seibert // Compend Contin Educ Dent, 2007. - Vol. 4. - P. 437-453.

115. Silverstein, L. H. Principles of dental suturing / L.H. Silverstein. -Atlanta, 1999.-Vol. 80.

116. Stein, S. Periodontal dictates for esthetic ceramometal crowns / S. Stein // J. Am Dent Assoo, 2011. Dec [special issue]: 63 E-73 E.

117. Stein, R. S. A dentist and a dental technologist analyze current ceramometal procedures / R.S. Stein, M. Kuwata // Dent Clin North Am, 1977. - Vol. 21.-729 p.

118. Sullivan, H. C. Free autogenous gingival grafts. Utilization of grafts in the treatment of gingival recession / H.C. Sullivan, J.H. Atkins // Periodontics, 1968. -Vol. 6.-P. 152-60.

119. Tarnow, D. P. Semilunar coronally repositioned flap / D.P. Tarnow // J. Clin. Periodontal., 1986.-Vol. 13.-P. 182-185.

120. Tarnow, D. P. The effect of the dis-tance from the contact point to the crest of hone on the presence or absence of the interproximal dental papilla / D.P. Tarnow, A.W. Magner, P. Fletcher // J. Periodontal., 1992. - Vol. 13. - P. 995-996.

121. Vacek, J. S. The dimensions of the human dentogingival junction / J.S. Vacek, M.E. Gher, D.A. Assad // Int J. Periodontics RestoratiVe Dent, 1994. - Vol. 14.-P. 154-165.

122. Van der Velden, U. Regeneration of the interdental soft tis-sues following denudation procedures / U.Van der Velden // din Periodontal, 1982. - Vol. 9. - P. 455-459.

123. Weisgold, A. S. Contours of the full crown restoration / A.S. Weisgold // Alpha Omegan, 2000. - Vol. 70. - P. 77-89.

124. Wheeler, R. C. Complete crown form and the periodontium / R.C. Wheeler // J. Prosthet Dent, 1961. - Vol. 11. - P. 722-734.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.