Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте "интеллектуального ренессанса" XII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Клестов, Александр Анатольевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат философских наук Клестов, Александр Анатольевич
Введение.
Глава I. Интеллектуальный ренессанс XII века: философско-культурологический очерк.
1.1. Понятие «Интеллектуального ренессанса» в истории философии и культуры.'.
1.1.1. Поздняя Античность, Раннее Средневековье и философия XII века.
1.1.2. Классификация наук (искусств) как проблема средневековой философии.
1.1.3. Проблема единства веры и разума в философии XII века (Ансельм Кентерберийский и Бернард Клервоский).
1.1.4. Школы и магистры свободных искусств в XII веке.
1.2. Перевод как философская деятельность.
1.2.1. Латинская, языческая и нехристианская философская литература в 1-й пол. XII века.
1.2.2. Социальные предпосылки переводческой деятельности, переводы греческих и арабских текстов на латинский язык.
1.2.3. Толедская школа перевода: направдения и труды.
1.2.4. Перевод как философская деятельность.
2.1. Образование философа.
2.1.1 Жизнь и труды Гуго Сен-Викторского.
2.1.2.«Дидаскаликон» - энциклопедия философского образования.
2.1.3. Практика и методика обучения философа.
2.1.4. Цели и задачи образования.
Глава II. Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского.
2.2. Теоретическое знание как основа философского познания.
2.2.1 Теоретическое знание и структура философии.
2.2.2. Тривиум и квадривиум: классификация знания.
2.2.3. Проблема веры в философии.
2.2.4. О высшем знании (созерцинии).
2.3. Механика и translatio studiorum.
2.3.1. Бог, природа и человек.
2.3.2 Философские основания механических искусств.
2.3.3. Проблема верификации знания.
2.3.4. Идея перенесения искусств (translatio studiorum).
2.4. Логика.
2.4.1. Происхождение логики и ее место в структуре познания.
2.4.2. Определение и разделы логики.
2.4.3. Грамматика.
2.4.4. Особенности употребления диалектики и риторики.
2.5. 1. Проблема традиций и новаторства в философии.
2.5.1. Мудрость и знание: рациональные основания библейской экзегезы (Августин и Гуго).
2.5.2. Традиции и новаторство в библейском исследовании.
2.5.3. Вера и разум в библейском исследовании: историко-философский подход.
2.6. Проблемы философии на пороге рождения университета.
2.6.1 Наследие Гуго Сен-Викторского и университетская схоластика учение Бонавентуры).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Становление и развитие университетской культуры в средние века: культурно-философский анализ2009 год, кандидат философских наук Сыпченко, Татьяна Ивановна
Экспликации онтологического аргумента. Ключевые подходы2010 год, кандидат философских наук Горин, Андрей Александрович
Проблема "ученого незнания" и апофатическая традиция в истории философии: от Сократа до Николая Кузанского2008 год, кандидат философских наук Оплетаева, Олеся Николаевна
Наука в православной и католической культурных традициях: философско-религиоведческая реконструкция2013 год, кандидат наук Мекушкин, Андрей Александрович
Философские основания пространственно-числовых представлений в европейской средневековой культуре2011 год, кандидат философских наук Клеева, Алиса Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Классификация наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте "интеллектуального ренессанса" XII века»
Актуальность исследования. Философия Гуго Сен-Викторского в отечественной историко-философской науке до настоящего времени не находила достойного освещения. В том числе это относится к проблеме классификации наук, которой в учении Гуго Сен-Викторского отводится значительная роль. Об актуальности темы диссертации свидетельствует и отсутствие в отечественной истории философии представления о периоде «интеллектуального ренессанса» в Европе как об этапе в культуре, для которого характерно единство религиозных, правовых, философских и педагогических составляющих. Кроме того, об актуальности работы говорит и то, что тема классификации знания востребована в современных дискуссиях по ряду ключевых вопросов онтологии, теории познания, этики, политики, права и образования, поскольку на материале «интеллектуального ренессанса» (XII в.) и отражающего его существенные черты учения Гуго Сен-Викторского рассматриваются такие «вечные» вопросы, как единство бытия, классификация знания, передача знания как основы процессов развития науки и образования. Актуальным является исследование викторинской школы - одной из вершин средневековой философско-педагогической мысли, заложившей основу стилистики университетского образования.
Объектом исследования является философское учение Гуго Сен-Викторского как яркое явление периода средневековой- интеллектуальной культуры, называемого «интеллектуальным ренессансом XII в.», исследование которого выполнялось с опорой на оригинальные тексты Гуго и учетом общих историко-философских работ отечественных философов и в особенности, специальных исследований историков философии Западной Европы и Америки.
Предметом исследования является классификация наук в философии Гуго Сен-Викторского в контексте «интеллектуального ренессанса» XII в., вновь возникших и традиционных течений в схоластике XII в., то есть, в пределах возрождения, и развития «кафедральной философии» (учений кафедр свободных искусств, кафедральных и епископальных школ), связанного с появлением школьной схоластики («сентенций» и «сумм»), и оказавшего влияние на становление университетской схоластики ХПГ в. (на примере связи идей Гуго Сен-Викторского и Бонавентуры).
Степень разработанности проблемы. В отечественной литературе, несмотря на отсутствие специальных исследований, посвященных Гуго Сен-Викторскому и «интеллектуальному ренессансу XII в.», следует отметить ряд трудов, связанных с данной темой в общем контексте философской медиевистики. В той или иной мере философия Гуго и; «интеллектуальный ренессанс XII в.» учитывались в соответствующих разделах историко-философских работ Л.П.Карсавина, А.Х.Горфункеля,, Д.В.Джохадзе, Н.И.Стяжкина, А.О.Маковельского, Н.В.Мотрошиловой, В.В.Соколова,
B.П.Гайденко, В.Л.Керова, С.С.Неретиной. Кроме того, серьезная историко-философская традиция в отечественной медиевистике позволяет использовать многие теоретические выводы истории философии при исследовании темы диссертации в ее содержательных связях с иными типами; средневековой, мысли, ренессансными и новоевропейскими формами философии. В этом случае автор смог опереться на целый ряд ставших классическими трудов по истории философии, науки, культуры С.С.Аверинцева, П.И.Гайденко, В:. П.Зубова, Ю: П.Малинина, К. А.Сергеева. Также автор опирался на работы
C.С.Неретиной по философским взглядам П.Абеляра, работы Д. В.Шмонипа по истории средневековой философии и образования и на его концепцию второй схоластики, работы Г.В.Вдовиной по истории естественной теологии и второй схоластики и выполненные ею переводы, на работы О.Э.Душина по истории философии и культуры западноевропейского Средневековья, а также на статьи О. В. Журавлева по вопросам истории переводческой деятельности в Средние века и испанской средневековой философии.
В иностранной научной литературе ситуация сложилась несколько иная: автор имел возможность использовать и общие, и специальные, посвященные Гуго Сен-Викторскому, труды. Во-первых, следует назвать также ставшие классическими труды по Средневековью И. Горео, М. Грабманна, Иер. Тейлора, М-Т д'Альверни, Э. Жильсона', Ж. Леклерка, М-Д Шеню, А. де Либера, Ж. Ле Гоффа, В. Ликкаро, М. Лемуана. Во-вторых, автором были использованы исследования, которые прямо ставили целью рассмотрение учения Гуго Сен-Викторского. Так, важным фактом для нашего исследования выступает текстологическая работа по «Дидаскаликону» Гуго Ч. Г. Баттимера, публикации неизвестных работ Гуго, предпринятые Р. Бароном. Труды этих авторов получили международное признание и имеют высокую научную ценность. Вместе с тем, рассмотрение философии Гуго и «интеллектуального ренессанса XII в.» в избранной нами перспективе можно считать новым подходом к этому периоду в истории мысли и представляющему его автору - Гуго Сен-Викторсокому.
Цель и задачи исследования. Общей целью исследования стало восполнение указанного пробела в изучении средневековой философии, формирование научной концепции понятия «интеллектуальный ренессанс XII в.», классификации наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте возрождения школьного кафедрального образования (до появления университетов в первой половине XIII в.).
Для достижения данной цели автором решались следующие задачи:
1. Проведение анализа концепций и идей, имеющихся по данной теме в отечественной и зарубежной историко-философской литературе, уточнение тематических пределов исследования и имеющихся по данной теме исследовательских подходов.
2. Уточнение и определение понятия: «интеллектуальный ренессанс XII века»; выделение составляющих его элементов и характеристик, среди которых: кафедральное образование, образование в других типах школ, викторинская школа XII в.; «Толедская школа» второй половины XII века, философские предпосылки переводческой деятельности, значение перевода для философии - «первичного» комплекса университетского знания (Гуго и Бонавентура).
3. Очерчен круг схоластических проблем данного периода, таких как: классификации наук (искусств), проблема единства веры и разума, проблема генезиса знаний (высшее созерцательное и опытное знание), проблема передачи знаний.
3. Исследование философской и научной деятельности магистра Гуго из школы аббатства Сен-Виктор как наиболее типичного представителя философских дисциплин (artes) XII в., и характерный источник по философии викторинской школы и в целом Средневековья, трактат Гуго « Дидаскаликон».
4. Изучение классификации наук (искусств) Гуго Сен-Викторского по предложенным им направлениям философии: теории, практике, механике, логике; дана иллюстрация классификации всех наук в «Дидаскаликоне», при основном внимании к исследованию теоретического знания и механики, в которых Гуго предложил новые идеи и подходы, к логике, в которой Гуго выделял теоретическое знание, связанное с мудростью и разумом и знание опытное, возникшее из естественной необходимости жизнедеятельности человека, проблемы верификации знания и особенности употребления диалектики и риторики в XII веке.
5. Исследование связи философии Гуго с философско-богословским учением Августина и августинианства, бенедиктинской библейской экзегезой. (Ансельм Кентерберийский), философско-богословскими кафедральными школами Парижа XII века, цистерцианской «школой любви» Бернарда Клервоского в контексте понимания традиции и новаторства в философии, рассмотрение проблемы единства веры и разума на материале понимания библейской экзегезы у Гуго: проблема слова и вещи.
7. Изучение влияния Гуго на раннюю университетскую схоластику, в частности, на учение Бонавентуры, сравнительный анализ трактата «Дидаскаликон» и «О единстве наук в богословии» и выделение общих методологических и идейных оснований двух мыслителей.
Принципы и методы исследования. Методология работы базируется на системе традиционно сложившихся в России принципов историко-философского исследования:
A) Принцип объективности, который предполагает использование всех имеющихся материалов, прежде всего, латинских источников. Предполагает анализ и обобщение результатов историко-философских, исторических, философских работ западноевропейских и российских ученых на данную тему, тенденций и направлений в изучении XII века и конкретной темы исследования.
Б) Принцип исторической закономерности, по которому ряды событий, поступков людей, деятельности социальных институтов, философских и других социальных течений, концепций, идей, взглядов рассматриваются в единстве, последовательности (хронологически) и в многообразии, называемом «Средние века».
B) Принцип комплексности, позволяющий изучать философскую проблему как многофункциональную, в которой сочетается все многообразие подходов: а) актуальность поставленной историко-философской задачи, методологическая выверенность приемов и подходов исследования Средних веков; б) затем, утверждается важность выводов, которые, с одной стороны, выступают как формально-логический ряд умозаключений, когда исторический материал определен логикой развивающихся событий, а, с другой - описывают с наибольшей свободой религиозные и этико-эстетические ценности эпохи, ценностные ориентации личности в общем комплексе историко-философского исследования и задач нашей эпохи.
В этом смысле применяется ряд следующих приемов, методов и исследовательских подходов: текстуальный анализ латинского источника, диалектический анализ понятий средневековой философии и метод ценностно-ориентированной реконструкции и описания исторической действительности, реконструкции и описания философии Гуго Сен-Викторского.
Г) Принцип соответствия, сравнительный анализ и синтезирование результатов полученных из данных источников, исследовательских материалов и собственных результатов изучения. Определяющим фактором' в этом случае выступает стремление выявить философскую сущность и целостность «интеллектуального ренессанса XII века», основу и структуру классификации наук (знания) Гуго, проследить исторические связи философского учения великого викторинца с предшественниками и мыслителями последующих поколений (особенно, с Бонавентурой), а также, раскрыть для отечественной истории философии значение данного периода в истории западной философии и Гуго Сен-Викторского.
Теоретическая и практическая значимость работы. Философский и историко - философский материал, использованный в работе над диссертацией, методологические принципы и подходы, а также полученные результаты, вытекающие, прежде всего, из изучения темы классификации наук в учении Гуго Сен-Викторского в контексте интеллектуального ренессанса XII в., позволяют углубить и дополнить понимание специфики европейского философского процесса в Средние века.
В теоретическом плане историко-философский анализ учения Гуго Сен-Викторского, характеристика «интеллектуального ренессанса» XII века как периода взлета образования в кафедральных школах, подготовившего появление университетов в Западной Европе способствует реконструкции одного из поворотных пунктов истории философской мысли, где осуществился переход от одной системы ценностей к другой, от одного к другому типу философии.
В практическом отношении диссертация может способствовать восполнению пробела в учебной литературе для студентов и аспирантов, обучающихся по философским, религиоведческим и культурологическим специальностям (направлениям), материал диссертации может использоваться при переводе средневековой литературы.
Содержание и выводы работы могут применяться в преподавании общих и специальных курсов по истории философии. Отдельные темы и сюжеты могут быть использованы при чтении курсов по культурологии и истории образования и использоваться как дополнительный материал переводчиками латинской средневековой литературы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Историко-философское понятие «интеллектуальный ренессанс XII века» определяет период средневековой философии от Ансельма Кентерберийского (ум. 1109) до появления университетов (ок. 1200) и хронологически располагается между «каролингским возрождением» и подъемом университетского образования в XIII в. Характерными признаками «интеллектуального ренессанса» является возрождение философского знания в двух религиозно-философских течениях: в августинианстве и боэцианской философии (кафедральные школы).
2. «Интеллектуальный ренессанс» характеризуется как взлет или возрождение образования и особого типа образовательной структуры -кафедральной школе. Примерами такого взлета являются ведущие школы Парижа и других городов Франции.
3. Существенной чертой «интеллектуального ренессанса» является переводческая традиция «Толедской школы», обеспечившая трансляцию знания (Иоанн Испанский, Герард из Кремоны и Доминик Гундисалин). Результатом переводческой деятельности на Западе стала новая философская литература, не связанная или связанная опосредованно с христианством: исламская и иудейская, влияние которой усилится в XIII- XIV вв. и без которой немыслима университетская схоластика.
4. Гуго Сен-Викторский является характерной фигурой философа периода «интеллектуального ренессанса XII века». Его труды, лежащие в русле августинианской традиции, распределяются по трем направлениям: собственно философии, богословию и нравственному богословию. Оригинальная классификация знания Гуго Сен-Викторского выступает структурообразующим фактом августинианской философской традиции. Сочинение Гуго «Дидаскаликон» является наиболее характерным произведением, сконцентрировавшим опыт августинианской философии с V по XII века.
5. Теоретическое знание в классификации Гуго представлено в специфически понимаемом тривиуме: тривиум Гуго (теология, математика, физика) выступает знанием о Боге, универсуме и знанием о самых общих законах и категориях бытия; квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия) служит самопознанию человека, поскольку через них человек познает скорее себя, чем то, что есть материальный мир; исходя из того, как если бы мир был такой - имел арифметические числа, геометрические фигуры, музыкальные (гармонические) звуки, и движения небесных светил в заданных им параметрах.
6. Механика, как часть философии, обнаруживает у Гуго родство с теоретическим знанием и философские основания механических искусств, проблемы ratio и administratio. Механика и природа, проблема подражания природе и понятие опыта в механике. Проблема генезиса и передачи знания в понимании средневекового мыслителя, идеи «перенесения знания» (translatio studiorum) в «Дидаскаликоне».
7. Логика как часть философии едина с нефилософским знанием. В этом плане существует единство логик Аристотеля, Боэция и Порфирия. Гуго выступает здесь традиционалистом и утверждает логику как практическую науку, включающую грамматику и область рассуждения, а также собственно; логику: доказательство и вероятностное знание (диалектика и риторика). Более всего логика связана в Средние века с практикой чтения текстов и здесь она играет роль инструмента толкования, создавая порядок и способ прочтения текста, применяя метод толкования (например, диалектический метод).
8. На примере «Дидаскаликона» можно утверждать, что исследование библейских текстов в викторинской школе строится на основе сочетания традиции и новаций; среди важнейших следует выделить исторический, аллегорический и тропологический методы, значимые для экзегезы XII века, с помощью которых рассматривается проблема веры и разума в библейском исследовании, как специфически августинианская-проблема (с учетом мнений Ансельма Кентерберийского и Бернарда Клервоского). Кроме того, Гуго выделяет проблему единства и различия Слова и вещи в библейской экзегезе.
9. Связь Гуго с университетской схоластикой прослеживается на примере единства подходов к классификации знания у Гуго Сен-Викторского и Бонавентуры. Именно Бонавентура утвердил механику как одну из теоретических наук, тем самым сделал для нас понятным, почему в- первых же университетах медицина имела статус факультета.
Апробация исследования и публикация материалов работы. Материалы работы на протяжении ряда лет использовались автором в переводческой, научно-исследовательской и организационной деятельности по проведению научных конференций («Францисканские чтения», «Патриотические чтения»), под эгидой Российско-итальянского некоммерческого фонда содействия развитию науки, культуры и искусства «Диалог культур» и Русской христианской гуманитарной академии.
Результаты работы представлялись автором в ходе различных научных форумов, среди которых: Научно-теоретический семинар Центра изучения средневековой культуры при философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета (октябрь 2000); Российско-итальянский научный семинар «Эволюционная теория: естественнонаучный и христианский взгляд» (23 апреля 2003 г., Гарньано, Италия); Российско-итальянский международный симпозиум «Наука и вера в диалоге: Пьер Тейяр де Шарден и Павел Флоренский» (2-8 декабря 2004 Пиза, Италия);
Международный семинар: «Францисканство в России: история и современность», (3 октября 2005, Санкт-Петербург, Россия); Международная научно-практическая конференция «Истоки-Х: Религия и личность в прошлом и настоящем» (14-17 ноября, Москва-Владимир, 2005); Международная научная конференция «I Францисканские чтения» (3-4 октября, 2006, С.-Петербург); Международная научная конференция, «I Патристические чтения. Святые отцы в контексте современной философии и культуры», 23-24 января 2006, С.-Петербург); Международная научная конференция «II Патристические чтения. Мученичество и святость в XX веке», (25-26 января 2007, С.-Петербург); Международная научная конференция «III Патристические чтения. Мученичество и святость в XX веке» (30 января 2008, С.-Петербург).
Результаты диссертационного исследования обсуждались на совместном заседании кафедр философии и религиоведения Русской христианской гуманитарной академии. По результатам было принято положительное заключение о работе и диссертация «Классификация наук Гуго Сен-Викторского в контексте «интеллектуального ренессанса XII в» рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 188 страниц, выполненных по стандарту машинописи. Список литературы включает 165 наименований, в том числе 144 на иностранных языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Христианский платонизм Мария Викторина2005 год, кандидат философских наук Фокин, Алексей Русланович
Философское мировоззрение Боэция1984 год, кандидат философских наук Мачавариани, Марина Ивановна
Роджер Бэкон и его учение об "опытном знании"2003 год, кандидат исторических наук Клемешов, Алексей Станиславович
Соотношение религиозной философии и христианского богословия в истории религиозной мысли: Онтологический и гносеологический контекст2004 год, доктор философских наук Положенкова, Елена Юрьевна
Вторая схоластика (XVI - начало XVII в.): культурный контекст, метафизические основания, место в истории мысли2003 год, доктор философских наук Шмонин, Дмитрий Викторович
Заключение диссертации по теме «История философии», Клестов, Александр Анатольевич
На протяжении 80 лет в: западноевропейской истории философии; используется понятие «интеллектуальный ренессанс» для? периода; протяженностью вГ сто: лет, от последних, годов» жизни Ансельма Кентерберийского (+1109)* до начала; Парижского университета (1200); то есть, почти весь XII век. Понятие «интеллектуальный; ренессанс» было введено 4 t Г. Гастингсом5 1927 году в последующем- это1 понятие: использовали в своих трудах многие выдающиеся; например;, историки Ле Гофф, историки философии; (Ален деЛибера)383.Мы выделяем в нашей работе несколько главных признаков историко философского понятия «интеллектуальный ренессанс»: 10 в; социальном; плане интеллектуальный ренессанс, связан с реформой 7,;.: ,-,• монашества (появлением;, цистерцианского движения в. Бенедиктинском;
ордене);, с другой стороны, с появлением кафедральных: школ И; реформой* •.каноникатского движения (августинианцы) (реформой правовых отношений).В целом;, интеллектуальный ренессанс связан, с реформой монашества' в XII веке. Как и всякий ренессанс - это движение, возвращения к древности^ к истокам^ обновление за счет возвращения к духовным истинам; открытым в древности. Отсюда^ усиление внимания к: библейской экзегезе (мы имеем Glosse ordihariae). .Кажется:, до 1117 года> в философиишачалось. возрождение lectior.divina: Ансельм- из Лаона составил полный глоссарий, к Библии, а Еильом из, Шампо — первые Сентенциш Эти глоссы- производят глубокое обновлениеэкзегезыв [епископальных] школах.... они возрождают, новый! интерес к Евангелиям...этот чисто: технический; инструмент производит неслыханное, действие - вытесняет тысячи несуразностей, толкования; с другой^ стороны, это приводит к усилению рациональстических тенденций в библейской;
Renaissance of the Twelfth century by Ch. H. Haskins, Cambridge, 1928. Renaissance and Renewal in the Twelfth Century. Eds. R. Benson and G. Constable (1982; Toronto,1991), a также на труды: G. Constable The Reformation of the Twelfth Century (Cambridge, 1996); С S Jaeger The Envy of Angels. Cathedral Schools and Social Ideals in Medieval Europe, 950-1200 (Philadelphia, 1994).экзегезе, к применению логики (диалектики); и пересмотру в некоторых случаях учения древних богословов.' Существенным для Х1Г века является оформление нового представления о праве. Речь идет об изменении' статуса' естественного права, . которое, перестав; отражать, космический порядок, остается простым, инструментом судебно - нотариальной практики. Наг арену выходит каноническое право; «Падший» человек.действует уже по. нормам христианской справедливости.Благо не позади, а впереди его. Отсюда;, даже не обязательно/ соблюдать^ нормы естественного права, достаточно быть в отношениях совести и христианского долга (как меры поступка); с окружающими: Не случайно св.Бернард, обращаясь к Евгению Ш, в «De consideratione», выстраивает теорию w практику папской власти в пределах христианских представлений\о; мере и; выдвигает такой моральный империтив: пребывай по середине, если не хочешь потерять меру. Положение: в середине создает уверенность. Середина•:.есть седалище меры, а мера - добродетель. Сюда; следует отнести- w его рассуждения* о «Двух мечах» власти:
1; светском^ т духовном: Эта: теория включена
Грацианом в< Декреталии и- позднее изложена Иоанном Сальсберийским в Поликратикусе: Впрочем, с появлением;, а; затем, с усилением университетов, эта; теория становится* политическим; анахронизмом.2).в плане философии;следует отметить стремление опереться'(научения* Августина; m особенно:,. Боэция (Аристотель^ был почти; неизвестен); вернее, об Аристотеле знали: через Боэция, Цицерона, Августина,, Исидора: Кассиодора. " В;':Х1Г веке богословиебылоизвестно^каксестестбенное богословие: отцов церкви и было часть., философии: Поэтому понятие «интеллектуальный» в; ренессансе означает расцвет и итог именно.философшгкак такой* областщ в которой суждение о Боге, природе, человеке.и вере было частью естественной теологии. В этом смысле, например, Ансельм Кентерберийского; вполне можно назвать философом. На фоне; философской деятельности,, связанной с библейской и боэцианской экзегезой, применяющей диалектические методы к тексту, ко второй половине XII века развивается схоластическое богословие кафедральных школ и литература сумм и сентенций: Присущей только XII веку, совершенно необычной чертой, значение которой для Европы и сейчас трудно переоценить, является переводческий прорыв в Толедо, связанный с переложением на латинский язык языческих
(античных) и нехристианских (исламских и иудейских) философских и религиозно-философских текстов. Герард из Кремоны, Иоанн Испанский (Абрахам ибн Дауд Га-Леви), дьякон из Сеговии Доминго Гонсалес (Доминик
Гундисалинус) делают для латинских авторов известными лучшие трактаты Ибн Сины, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Габироля, Исхака Израэля. Перевод с арабского языка- произведений Аристотеля явится настоящим культурным шоком, интеллектуальной революцией в полном смысле слова. Историк философии Сорбонны Ален де Либера'даже говорит о двух ренессансах в XII веке: автохтонном и переводческом. Ж такое определение тоже вполне допустимо.3) Действительность вступила в противоречие с августинианским представлением о философии. XIII век начался полным разбродом философской мысли, так что у нас нет точных данных, как же все-таки, начиналась философия в университете. Есть ли объединяющая тенденция, кроме попыток административными средствами создать оазис, заповедник для знания, чтобы оно не расползалось и не прибавляло беспорядков в жизни городов? Во всяком случае, результатом «интеллектуального ренессанса» XII века следует считать рождение университета. Парижский Stadium-или Univertitas studiorum et magistrorum parisiensis возник 1200' году, когда король Филипп Август дал привилегии объединению епископальных школ столицы на самоуправление. Университет имел четыре факультета: искусств (философии в традиционном смысле), теологии, права и медицины. Фикультет искусств является обязательным для всех, самым посещаемым и самым молодым (возраст приема 15 лет): Необходимо было однако!, восемь лет обучения; из которых пять на 'специальном факультете. Так началась новая, эра в европейской философии: Что: касается- классификации Fyro, то «Дидаскаликон» является общим; руководством к воспитанию; и образованию философа; то есть,, научению тому, что такое знание и что такое незнание, что такое Мудрость. Отсюда это богатство и систематичность построения знания: Болыпество
схематических высказываний Гуго носят учебный^ (мнемонических характер),, практическую* .направленность и В: то же время они вполне уживаются* с высказываниями: общего свойства; и даже такими, которые не разъясняют, а только побуждают к познанию.Действительно; новый тип: образования: рождается- в епископальных; или; -.кафедральных школах: Центрами* знаниш становятся:; Париж (богословие), Кентенбери? (богословие), Болонья'(право); Монпелье; Салерно, (медицина);.Шартр (богословие, наукиквадривиума); Лаон (богословие, грамматика).Школьное образование господствует весь XII век, порождая? такой специфический' интеллектуальных продукт как схоластику. Ведущими магистрами в этом деле выступают несомненно Fyro СешВикторский: и его «Дидаскаликон» (Didascalicon), ученик Fyro Петр Ломбардский? с «Книгой Сентенций» (Liber Sententiarium). В; школах пробуждается .интерес, к природе и человеку, так что некоторые::кэмбриджские:и; оксфордские;ученые сегодня: называют XII век временем средневекового гуманизма», выставляя m 1 качестве аргументов открытие достоинства' человеческой^ природы, самой природьь и того^ что порядок в универсуме доступен пониманию разума, поставленного в центр человечества: Судя по отрывочным отзывам потомков, Fyro был поистине творцом в образовании и великим, учителем философии. И: даже современной литературе: о магистре Fyro говорят только как о великом философе, а не богослове.. Жильсон, например, счел необходимым указать на зависимость рационализма Декарта от учения великого'викторинца.Конечно, можно видеть мистику (нечто темное, что невозможно объяснить
рационально) только в том, что Гуго верил, что, обучая; философии; в какой то мере удастся; «восстановить» природу человека и «приуготовить его к спасению».Но; мы; не находим ничего мистического в; теории^ знания,.. какое он развивалперед учениками, когдаговорил о науках тривиума; и квадривиума поскольку наконец, есть два; Гуго: магистр философ; излагающий студентам сложные теоретические; вопросы; предельно- рационально я отчетливо- для понимания и на этом строящий теорию познания, и есть Гуго - мыслитель^ у которого могут быть-сомнения или суждения с трудом объясняемые даже им.самим и которые составляют предмет его постоянных размышлений. Таким; и; являлось, «созерцание» в; его философии- которому он* посвятил, кажется; поеледнююсвою книгу.\ Гуго является скорее традиционалистом?w полностью заимствует идеи,, боэцианскогс квадривиума; то есть, науки: арифметику, геометрию; астрономию и музыку. Он- также применяет боэцианский принципы; к определению тривиума, - различение процесса познания: умозрительный, умопостигаемый и естественный: Он; выделяет теоретическое знание и строит его по степени или; уровню абстрагирования;1 а не по практической значимости (Алкуин).Как намшредставляется, классификация*Гуго создает явную препосылку собственно; метафизического мышления на1;латинской почве еще задолго» до рождения еесамой; например, у Бонавентуры; Механика: являетсяГне просто; обособленной: частью* знания; как у Августина-или других мылителей
после него; У Гуго механика - собственная часть достойная- философии, уподобленная теоретическому знанию" по структуре. В этом и состоит теоретическая заслуга Гуго и следующий* шаг в развитии философии акгустинианствш Гуго придал механике то теоретическое значение, какое она не занимала никогда до него. В i связи с его учением о «восстановлении; природы человека», механика выполняет роль пропедевтики чувственной деятельности в природе и космосе. Именно Бонавентура разовьет в последствие эту идею Гуго и закрепит ее в философии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Клестов, Александр Анатольевич, 2008 год
1. См. о переводчиках и переводах в этой связи, A. de Libera< La philosophie., pp. 71-83.
2. Сf., PL CLXXVI, pp. 1014-1018.
3. R. Baron Science et Sagesse chez Hugues de Saint-Victor, Paris, 1975, p. XLII1: Indiculum scriptorium magistri Hugonis de Sancto Victore.
4. R. Baron, Science et Sagesse.p. XLIII.
5. В. Haureau Le oeuvres de Hugues de Saint-Victor.pp 101-102.
6. В. Наигёаи, Le eouvres de Hugues de Saint-Victor.p.75.74 PL CLXXVI.p. 839.75 Ibid., .p. 841.76 Ibid., .p. 855.
7. Hugonis de Sancto Victore. Didascalicon. p.24: "theorica interpretatur speculative; practica active, quam alio nomine ethica, id est moralem dicunt".
8. Ibid., p. 25: "per intellectibilem significans theologiam, per intelligibilem, mathematicam, per naturalem, phisicam".
9. Ibid., p. 105 quia mihi prae caeteris dulcia, et aeternae vita amore plena visa sunt.
10. Вообще определения философии исторические и мифологические сведения совпадают в TeiMn, что есть в «Этимологии» Исидора, Гуго цитирует Исидора более 100 раз.
11. Conradi Hirsaugiensis. Dialogus super auctores sive Didascalion ed., dr. G. Schepss in // Eine Literaturgeschichte aus dem XII, Wirzburg, 1889, pp. 27-28.
12. Ibid., p. 130: res enim valde subtilis est et simul iucunda, quae et incipientes erudite et exercet consummatos.
13. Hugonis de Sancto Victore. Didascalicon.p. 4: Omnium expedentorum prima est philosophia, in qua perfect! boni forma consistit.< далее> . p. 6: summum igitur in vita solamen est stidium sapientiae, quam qui invenit felix est, et qui possedit beatus.
14. Ibid., p. 6: Est autem philosophia amor et stadium et amicitia quadammodo sapientiae. Высказывание Боэция в этой связи: PL LXIV p. 10D: Est autem philosophia amor et stadium et amicitia quadammodo sapientiae.
15. PL XLV .р. 774 (Contra Julianum Pelagianum): Obsecro te, non sit honestior philosophia gentium quam nostra Christiana, quae una est vera philosophia, quandoquidem studium vel amor sapientiae significatur hoc nomine.
16. PL XLI p. (De civitate Dei, VIII etc): Porro si sapientia Deus est.verus philosophus est amator Dei.
17. Ср. Г-И Mappy «Св. Августин и августинианство»: «Августинианская мудрость ум, ведущий к любви», Чистые пруды, 2000, С. 88.
18. Hugonis de Sancto Victore, Didascalicon.p. quia in hoc homo Deo similis est, quod sapiens est et iustus est /человек подобен Богу в том, что он (человек) является разумным и праведным.115 Ibid., р. 15.
19. На это в свое время обратил внимание Филипп Делайе. См. Ph. Delhaye, Ensegnement et morale, Paris, 1988.
20. Ibid., p. 108: Si monachus, quid facis in turba? Si amas silentium, cur declamantibus assidue interesse delectat?.sed docere- inquis alios volo.
21. Hugonis de Sancto Victore. Didascalicon.p. 47: disciplina autem scientia quae absolutum finem liabet, in quo propositum artis perfecte explicatur.
22. Hugonis de Sancto Victore Didascalicon.cap. De duobus generibus scripturarum / гл. О двух родах сочинений/ .р. 54-55.
23. Ibid., р. 55: ilia sine artibus nihil perfectionis conferre valent.
24. Ibid., р. 23: Philosophia est ars artium, et disciplina disciplinarum. Cf. Cassiodori Senatores. Institutiones, ed., R. A. B. Mynors, Oxford, 1963, p. 110.
25. Ibid., p. 24: disciplina omnium rerum divinarum atque humanarum rationes probabiliter investigans
26. Цит., по: Van Steenberghen, p. 48.138 PL CI, pp. 853-854.
27. См. Приложение. Схема 1.Классификация наук (искусств) Алкуина.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.