Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Матвеева, Раиса Александровна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Матвеева, Раиса Александровна
Введение
Глава 1. Создание условий для музыкального воспитания ребенка
1.1 Особенности психофизиологического развития ребенка как предпосылка начального музыкального воспитания.
1.2 Слушание музыки: вычленение средств музыкальной выразительности, музыкальное движение
Глава 2. Обзор современных программ по музыкальному развитию детей и восприятию музыки
2.1 Комплексные программы
2.2 Парциальные программы по эстетическому и музыкальному развитию
2.3 Сравнительный анализ программ для детей раннего возраста
Глава 3. Классическая музыка как основа формирования музыкального восприятия
3.1 музыка «детская» и «взрослая»
3.2 материнский фольклор - истоки формирования основ музыкальной культуры
3.3 классическая музыка - интонационный капитал эпох 113 Заключение 148 Библиография 150 Приложение 1: Сводная таблица репертуара по слушанию музыки в комплексных и парциальных программах 169 Приложение 2: Практические наблюдения за детьми раннего возраста
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Формирование полифонического мышления начинающего пианиста2008 год, кандидат педагогических наук Давидчик, Анна Борисовна
Развитие восприятия музыки XX века у младших школьников на предмете "Слушание музыки" в учреждениях дополнительного образования2008 год, кандидат педагогических наук Шамтиева, Марина Романовна
Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара2008 год, кандидат искусствоведения Баязитова, Дина Ишбулдыевна
Формирование восприятия интонационной природы музыки в исполнительской деятельности учащегося-музыканта2002 год, кандидат педагогических наук Тарасова, Галина Константиновна
Педагогические условия развития музыкально-эстетического сопереживания детей старшего дошкольного возраста1998 год, кандидат педагогических наук Шумакова, Александра Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики»
Актуальность исследования. Роль и значение музыкального искусства в цивилизованном обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации в социуме; она передает в мировом сообществе мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения. Влияние её на общественное сознание очевидно, функции и социокультурные роли столь же многообразны, сколь и контрастны, несхожи друг с другом. «От воспитания музыкой. мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах школьников.»1.
В свете современных тенденций общей культурной безграмотности подрастающего поколения важно не только сохранять музыкальную культуру в профессиональных кругах, но и прививать ее широким массам, начиная с самого раннего возраста. Практика показывает, что музыкальное образование и воспитание подрастающего поколения хоть и является приоритетным, но далеко от тех целей, которые декларируются на бумаге.
Начальный этап жизни - один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей.
Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский. Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок бу
1 Медушевский, В. В. Духовно-нравственный анализ музыки [электронный ресурс]. — http://www.portal-slovo.ru/art/35812.php
Режим доступа: дет испытывать потребность в ней. Через общение с музыкой ребенок сможет лучше понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире.
В раннем возрасте знакомство с миром звуков происходит преимущественно через восприятие. Как показывают современные исследования, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном (дородовом) периоде. Уже в этом периоде, а затем в младенчестве и раннем детстве, воспринимая музыку, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, налаживается связь с внешним миром. По мере взросления ребенку становятся доступными новые виды музыкальной деятельности, включая^исполнительство и творчество.
Важно подчеркнуть, что восприятие является интегративным свойством личности ребенка в раннем детстве, оно связано с движением и воображением. Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки также тесно связан с процессом мышления, его основными пластами: сознательным и бессознательным. Подчеркивается, что ранний возрастной период характеризуется проявлением именно бессознательной двигательной реакции на музыку (жесты, мимика). В то же время психологи утверждают, что «бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы мыслительного процесса. В этой связи бессознательное признается важнейшей составляющей познаваемого художественного смысла музыкального произведения»2.
Таким образом, восприятие музыки соотносится с целью музыкального воспитания детей в приобщении детей к музыке, сформировав у них потребность в музыкальном искусстве.
Мы считаем, что на начальном этапе чрезвычайно важно дать основной импульс для приобщения к высшим духовным ценностям средствами искусства и познанию окружающего мира. «Ибо жажда света, правды, добра, ду
2 Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 384с., с.89. ховной любви, справедливости, истины, красоты — все это имена Божии! — вложена в человека как его суть, и в детстве еще не вытравлена. В серьезной же музыке есть то, что способно ответить этой жажде света»3. Серьезная музыка в понимании автора этих строк - это и классическая музыка, и современная музыка композиторов. Присутствует ли она в музыкально-развивающих программах? Сравнительный анализ репертуара, предлагаемый для восприятия музыки детям раннего возраста, показал, что материал программ опирается на детскую музыку и специально созданные малохудожественные учебные пьесы. Более того, все возрастающее количество авторских программ по музыкальному и общеэстетическому воспитанию детей, не снимает актуальности данной проблемы и в настоящее время. Только в одной программе «Малыш» В. А. Петровой имеется дополнительный репертуар для слушания, основанный на классической музыке. Еще в 4-х («Истоки», «Камертон», «Красота. Радость. Творчество», Программа воспитания и обучения под редакцией М. Васильевой) произведения классической музыки присутствуют весьма ограниченно в виде 3-4 пьес. Предпочтения авторов отданы отдельным программным произведениям из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, «Детского альбома» П. Чайковского, при этом оказались невостребованными остальные пьесы. Обоснования принципов такого выбора, почему не взяты те или иные произведения данных циклов, отсутствуют.
Существуют определенные особенности подбора репертуара доступного для восприятия детьми раннего возраста. Нам видится перспективным расширение репертуара, доступного пониманию детей через рассмотрение целого круга интонаций, опираясь «на созревающие функции и свойства ребенка» (Л. Выготский), чтобы максимально расширить интонационно-звуковое поле восприятия малыша. Через восприятие классической музыки и обогащение слухового опыта, развитие личности будет полноценным, при этом «способность восприятия раздвигается освоением все новых оттенков,
3 Медушевский, В. В. Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maps.su/htm/37094.htm никогда, однако, не покидая пределов целостности»4. Ключом к музыкальному развитию ребенка является мотивация, «его любовь к музыке и понимание ее возможностей. Этот путь наиболее естественен и филогенетически оправдан. Так двигалось человечество. Так же развиваются и способности. Их фундамент и основа - мотивация»5.
Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного техногенного мира.
Степень изученности проблемы. Поскольку актуальность данной проблемы с годами только нарастает, немало музыкантов, музыковедов, психологов, педагогов обращались к поиску оптимального решения и освещения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, музыкальной культурой, обращением к сфере классической музыки.
Ранним возрастом занимаются, как правило, психологи, педагоги и, значительно меньше, музыканты. Работы отечественных ученых, таких как Д. Кирнарская [60], В. Петрушин [114] помогают понять специфику восприятия именно с позиций музыкальной психологии, в то время как, труды Б. Теплова [143], Л. Выготского [34-36] являются одними из основополагающих при рассмотрении психофизиологических особенностей восприятия ребенка. Работы Масару Ибука [50], Сесиль Лупан [82], Глена Домана [43] существенно дополняют данные, необходимые при работе с этим возрастом.
В настоящее время существует огромное количество образовательных программ, методик и технологий. Программы классифицируются по направленности: комплексные и парциальные (или специализированные); по возрастным критериям: охватывающие весь период детства (от рождения до се
4 Медушевский, В. В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/35812.рЬр
5 Кирнарская Д. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности. - М.: Таланты -XXI век,2004. с.391-392. ми лет) или только дошкольный период (от трех до семи лет), для раннего возраста (от рождения до трех лет) или (от 1 года до 3 лет). Значительный вклад в расширение музыкального репертуара для детей внесли педагоги -музыканты. Классическим репертуаром обновились пособия Т. Кореневой, Т. Суворовой, А. И. Бурениной. К сожалению, за исключением программы В. А. Петровой «Малыш», все остальные ориентированы на дошкольный возраст, начиная с трех лет.
Из обилия современных программ только одна «Музыкальные шедевры» О. Радыновой использует классическую музыку как основу для формирования музыкальной культуры дошкольника (с трех до семи лет). Лишь одна программа «Малыш» В. Петровой для детей раннего возраста использует классическую музыку на дополнительных занятиях по слушанию музыки.
Таким образом, ранний возраст, столь важный в плане развития познавательной и эмоциональной сферы ребенка, оказывается практически лишенным освоения классической музыки. Становится ясно, что музыкальное восприятие, которое будет развиваться на малохудожественном материале, не сможет стать полноценным, достичь того уровня, на который можно выйти при условии полноценного задействования всех средств, необходимых ребенку в данном возрасте.
Подчеркнем, что в работах отечественных музыковедов разных лет мы находим важные сведения о потенциале классической музыки для становления гармоничной личности человека, о связи этого качества личности с образно-интонационным строем музыки.
Работы и исследования Б.Асафьева [14], Е. Назайкинского[У03,У04], М. Арановского [13], В. Медушевского [84-87], М. Бонфельда [22], Л. Шаймухаметовой [156] об интонации, музыке как языке, музыкальном мышлении, речи, знаковой системе могут быть необходимыми в определении доступных образно-тематического строя музыки, используемого для развития музыкального восприятия и введения ребенка в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры.
Основная проблема - определение функции классической музыки в музыкальной деятельности ребенка и развитие навыков восприятия через формирование интонационного словаря ребенка.
Для этого также необходимо решение ряда задач: проанализировать существующие методики и программы музыкального воспитания и обучения детей трехлетнего возраста, рассмотрев их через призму специфики раннего возраста, с определением образно-тематической и интонационной основы музыкального материала; определить виды музыкальной деятельности, способные развивать, активизировать музыкальное восприятие; рассмотреть влияние репертуара классической музыки на рост музыкальной мотивации; определить образно-тематический строй произведений, доступных восприятию детей раннего возраста для формирования основ музыкальной культуры.
Объектом исследования является восприятие музыки как интегратив-ного качества личности ребенка от двух лет в процессе начального музыкального развития.
Предмет исследования - восприятие классической музыки как основы формирования «восприятия-мышления» (В. В. Медушевский), универсальной музыкальной способности для полноценного развития личности ребенка.
Материалом исследования явился устойчиво повторяющийся репертуар для слушания музыки современных музыкально-развивающих программ для раннего и младшего дошкольного возраста. Это произведения Т. Ломовой; Е. Тиличеевой; М. Красева, Н. Потоловского, Ан. Александрова; Г. Фрида, А. Жилина, А. Филиппенко, М. Раухвергера, В. Жубинской, А. Руббаха, Т. Попатенко, В. Витлина и других детских композиторов. Альтернативой такому узкому кругу стали классические детские произведения такие как, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П. Чайковского, «Детский уголок» К. Дебюсси, музыка для детей В. Ребикова, А. Гречанинова, С. Прокофьева, С. Майкапара, Г. Свиридова, В. Косенко, Р. Леденева, А. Муравлева, а также инструментальная программная музыка «Лирические пьесы» Э. Грига, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Истории» Ж. Ибера. Отдельные ярчайшие произведения (и/или их фрагменты), такие как «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, сюиты из балетов П. Чайковского, «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И. Баха, увертюра к опере «Вильгельм Телль» Дж. Россини были использованы при рассмотрении образно-интонационного строя воспринимаемой детьми музыки.
Ограничение материала исследования. Спектр детской музыки необычайно широк от фортепианных миниатюр до опер и симфонических произведений (сюит и балетов). Но в качестве основы взяты детские альбомы, начиная с Р. Шумана, заканчивая Р. Леденевым. В то же время детская музыка является только частью наследия классики. Однако рамки исследования и пропорции целого заставляют остановиться только на западноевропейской, начиная от И. Баха, А. Вивальди и французских клавесинистов, заканчивая К. Сен-Сансом, К. Дебюсси, Ж. Ибером, и русской программной инструментальной музыке от М. Глинки, П. Чайковского, до С. Прокофьева, Г. Свиридова и В. Гаврилина.
Одним из критериев выбора того или иного произведения служило наличие аудиозаписи и нот, то есть техническая доступность материала для практической реализации.
Методология включает аналитические подходы, сложившиеся в музыкознании, психологии, педагогике. Подобный синтез научных методов направлен на многомерный анализ рассматриваемого явления. Фундаментальные исследования в области теории музыкального языка и речи (Е. Назайкинский, В. Медушевский, М. Бонфельд), теории музыкального текста (М. Арановский), методологии семантического анализа музыкальной темы и теории музыкальных значений (Л. Шаймухаметова) послужили теоретической базой для обоснования проблемы и проведения анализа интонационного содержания музыки. В нашем исследовании мы будем опираться на труды М. Арановского [13], А. Веберна [25,26], Е. Назайкинского [103, 104], В. Медушевского [84-87], Л. Шаймухаметовой [156], Г. Орлова [106].
Также важной основой работы являются подходы к проблеме развития детей, разработанные отечественными и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. М. Эльконин, Ж. Пиаже), и педагогами, представленные в различных авторских версиях музыкального обучения и воспитания (К. Орф, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина).
Новизна исследования заключается в том, что классическая музыка рассматривается как главная интеграционная составляющая в музыкальном воспитании и развитии детей именно раннего возрастного периода до 3 лет, способствующая становлению основ музыкального восприятия. Впервые сделана попытка теоретически обосновать критерии отбора репертуара для восприятия музыки на основе образно-тематического и интонационного анализа с учетом психофизиологических особенностей детей раннего возраста. Предложена типология музыкального материала, доступного восприятию детей раннего возраста и необходимого для формирования основ музыкальной культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация имеет практическую направленность, обусловленную возможностью реализации выдвинутых теоретических положений в практической деятельности с детьми раннего возраста. Предлагаемые критерии отбора произведений на основе образно-интонационного анализа позволяют по-новому взглянуть на привычный «стандарт» репертуара музыкально-развивающих программ и шедевры классической музыки, определяя интонационное различие между ними.
Приводимые в работе наблюдения, замечания и выводы помогут всем, кто занимается музыкальным воспитанием и развитием детей в дошкольных учреждениях.
Структура диссертации. Соответственно поставленным задачам диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье1997 год, доктор педагогических наук Карташев, Николай Васильевич
Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов (на материале музыкальной специализации)1984 год, кандидат педагогических наук Радынова, Ольга Петровна
Использование зрительной наглядности в формировании музыкального восприятия школьников (на материалах 4-5 классов казахских школ)1984 год, кандидат педагогических наук Алмаханова, Хадиша Алмахановна
Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом: На примере клавирных произведений XVII-XVIII вв.2002 год, кандидат искусствоведения Кириченко, Полина Владимировна
Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста2001 год, кандидат педагогических наук Фадеева, Светлана Александровна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Матвеева, Раиса Александровна
Рассмотренный подход к проблеме музыкального воспитания детей раннего возраста в современных условиях позволил выяснить и уточнить многие положения, связанные с ролью и значением классической музыки в жизни ребенка. Важно, что в раннем возрасте классическая музыка может и должна занять существенное место в воспитании и развитии ребенка. Ранний возраст особенно значим в плане психофизиологического развития, посколь ку формируется 80% головного мозга. Значителен объем накапливаемой ин формации, которая является предпосылкой для последующей жизнедеятель ности ребенка.Слушание произведений определенных образно-тематических линий (мир природы и птиц; мир животных; мир ребенка; мир игрушек) и воспри ятие через движение позволяют постигать достаточно большой репертуар.Происходит расширение не только слухового багажа, но и мироощущения.При активном восприятии классической музыки наблюдается устойчивое за поминание темы и ее дальнейшее узнавание детьми с первых моментов зву чания. Возникает достаточно стабильная связь между прослушанным мате риалом и жизненными ситуациями. Малыши проецируют знакомые интона ции на различные явления окружающего мира. Формируется понимание и различение отдельных элементов музыкального языка — регистров, темпа, тембра, длительности, динамики, что создает первоначальный тезаурус. Рас ширяется образно-интонационное поле при восприятии незнакомых произве дений, поскольку ребята начинают проецировать на него свои слуховые вос поминания и впечатления. Проецирование знаний интонаций и образов про исходит, в основном, через пластику, так как речь только формируется, а восприятие в раннем возрасте интегративно.Кроме того, удовольствие, получаемое детьми в процессе соприкосно вения с классической музыкой, является сильной внутренней мотивацией, что крайне необходимо в процессе воспитания и обучения. Поэтому даже пассивный процесс накопления впечатлений становится импульсом к эмо циональным реакциям, проявляющими себя через пластику или пение. От непосредственного эмоционального сенсомоторного отклика на музыку ре бенок раннего возраста к дошкольному периоду начинает осознанно воспри нимать прослушиваемое произведение, и в дальнейшем испытывает потреб ность общения с классическим искусством. Восприятие классического ис кусства расширяет границы личности ребенка, формируя культуру и духов но-нравственные ценностные ориентиры.Таким образом, можно утверждать, что для развития всесторонней це лостной культурной личности ребенка необходимо отойти от привычных стереотипов обучающих программ и повысить художественные требования к репертуару, построенному на усредненных, заниженных стандартах, что мы видим на примере большинства программ, начиная с самого начального эта па. Для изменения существующих принципов подбора репертуара в музы кально-образовательных программах существенную помощь может оказать предложенная в данной работе типологизация музыкального материала, ко торая построена по образно-тематическим линиям, доступным восприятию малышей. Тем самым мы видим, что расширение круга музыкальных произ ведений должно происходить, прежде всего, за счет классической музыки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Матвеева, Раиса Александровна, 2008 год
1. Абрамова, Г. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов /Г. Абрамова; -4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. -672 с.
2. Алексеева, Л.Н.Игровое сольфеджио /Л. Н.Алексеева; -М.: Мое.Гос. консерватория им.П.И.Чайковского,2004.- 48 с ил.,ноты.
3. Алексеева, Л. Н. Музыка в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/35807.php. Загл. сэкрана.
4. Алексеева Л.Н.,Тютюнникова Т. Э.,Музыка :учеб.-нагляд. материалы для детей старшего дошк. возраста Л. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова; М.: ООО Фирма Издательство ACT, 1998. 120 с. (Страна Чудес).
5. Алексо, В. А. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста.// Материалы V городской научно- практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М.: МГППУ, 2006. 320с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kursm.ru/psy84.html. Загл. сэкрана.
6. Алпарова, Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников:В зимнем лесу: учеб.-метод. пособие /Н.Н. Алпарова,В. А. Николаев, И.П. Сусидко. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. 192 с ноты. (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).
7. Алпарова, Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: Весна идет: учеб.-метод. пособие Н.Н. Алпарова, В. А. Николаев, И.П. Сусидко. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 196 с ноты. (Б-камузыкального руководителя и педагога музыки).
8. Алпарова, Н.Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников: На лугу: учеб.-метод, пособие Н.Н. Алпарова, В. А. Николаев, И.П. Сусидко. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. 128 с ноты. (Б-ка музыкального руководителя и педагогамузыки).
9. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей /В. П. Анисимов.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004. 127с.
10. Арановский, М. Музыкальный текст: структура и свойства М. Арановский. М.: Композитор, 1998. с.
11. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс /Б.Асафьев. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
12. Баталина-Корнева, Е. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального" образования /Материалы научно-практической конференции27 29 октября 1998г РАМ им. Гнесиных. М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. 229-234.
13. Беляев, И. А. Становление способностей в контексте человеческой целостности Беляев И.А. Вестник Оренбургского государственного университета. -1999. 3. -С. 24-28.
14. Беляева, Л. Русская народная музыкальная педагогика: вопросы теории практики. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей /Л. Беляева, В. В. Васильева. Мурманск: МГПИ, 2001. 78с.
15. Берак, О. Искусство и здоровье детей //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: материалы научно-практической конференции 27 29 октября 1998г РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой. М.: РАМ им.Гнесиных, 2000.- 204-213.
16. Бергер, Н. А. Музыка в нашем обществе// Культура общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ /Моск. гос. ун-т культуры и искусств Электрон, журн. М.: МГУКИ,2008— гос. регистрации 0420600
17. Режим доступа: http://www.e- culture.ru/Articles/2008/berger.pdf, свободный Загл. с экрана.
18. Бережанский, П.Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития) П.Н.Бережанский. М.: Моск.Гос. Консерватория, 2000. 101с.
19. Березовский, Б.Л. Деятельность педагога ДМШ и пути его дальнейшего совершенствования //автореф. Дисс... канд. искусст. Л.: 1981.
20. Бонфельд, Морис. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства М. Бонфельд. СПб.: Композитор,2006. с.
21. Воронина, Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду //Фольклор музыка театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программ. метод, пособие
22. Буренина, А. И. Музыкальное движение как феномен общечеловеческой культуры и универсальная форма развития Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра /материалы научно-практическойконференции 29 июня-1 июля 1998 /под ред. А. И.Бурениной.- СПб., 1998. -С.6-10.
23. Веберн, А. Лекции о музыке. Избранныеписьма /Веберн А. Пер.с нем. В. Г. Шнитке. [Электронныйресурс]. -М.: Музыка, 1975. 11—
24. Режим доступа: http://vvww.opcnlextnn.ru/music/Perception/?id=1
26. Веберн, А. Лекции о музыке. Избранныеписьма /Веберн А. Пер.снем. В. Г. Шнитке. [Электронный ресурс]. М.: Музыка, 1975. 31
27. Режим доступа http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=1
29. Венгер, Л.А. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец .№2002 дошкол. Воспитание Л. А. Венгер, В. Мухина. М.: Просвещение, 1988. 336 с.
30. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, A. Н.Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 144 с.
31. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка Ветлугина Н.А. М.: Просвещение, 1968. 415 с. ЗО.Ветлугина, Н. Музыкальный букварь Ветлугина Н.А. М.: Музыка, 1987.-112 с.
32. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду Ветлугина Н. А. М.: Просвещение, 1981. 240 с нот. (Б-ка воспитателя дет. сада).
33. Вопросы методики начального музыкального образования /ред.- сост. B. Натансон, В. Руденко М Музыка, 1981 2 3 1 с.
34. Воспитание детей раннего возраста /Под ред. Г. М. Ляминой. -2-е изд перераб. идоп.- М.: «Просвещение», 1976. 239 с.
35. Выготский, Л. Детская психология. Собрание сочинений в 6-ти том а х Т. 4 Выготский Л. С М.: Просвещение, 1984. 433 с.
36. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителей /Выготский Л. М. Просвещение, 1991.- 90 с. Зб.Выготский, Л. Вопросы детской психологии Выготский Л. СПб.: Союз, 1997. 220 с.
37. Галигузова, Л. Н.Творческие проявленияв игре детей раннего возраста //Вопросы психологии. 1993. -№2.- 17-24.
38. Громова О.Н.Игры- забавы поразвитию мелкой моторикиу детей: 50 упражнений с музыкальным сопровождением. Учебно-методическое пособие /О.Н.Громова, Т. А. Прокопенко Т. А. М.: Гном иД, 2001. 64 с.- (Музыка для дошкольников и младших школьников).
39. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая и подготовительная группы Давыдова М. А— М.: ВАКО, 2006.— 240 с.— (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
40. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду В. И.Логинова, Т. И.Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; Под ред. Т. И.Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.- СПб.: Детство-Пресс, 2004. -244 с.
41. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада Дзержинская И. Л. (изопыта работы). М.: Просвещение, 1985. 160с, нот.
42. Домогацкая, И.Е. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и«Развитие речи». Кучебному курсу для детей 3-5 лет /Домогацкая,И.Е.- М.: Классика-ХХ1, 2004.- 44 с.
43. Доман, Гленн. Гармоничное развитие ребенка [Электронный ресурс]. Режим доступа:
44. Дорошенко, И. Музыкальное образование в России: историкопедагогическое исследование: монография Дорошенко И. Владимир: Владимирский Гос. Пед.университет, 1999. 212 с.
45. Занятия музыкой для детей от 1-го года до 3 4 лет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.parenting.ru/s.php/858.htrn. Загл. с экрана.
47. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. Высш. учеб. Заведений Зимина А. Н.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 304 с.
48. Ибука, Масару. После трех уже поздно. Пер. с англ. М.: РУССЛИТ, 1991. 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.web-malina.com/getbook.php?bid==2
50. Иванова,Н. В. Сольфеджио в свете теории установки [Электронныйресурс]: дис. канд. искусствоведения: 17.00.
51. Саратов:РГБ,2007.(Из фондов Российской Государственной Библиотеки).- Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/07/0188/0701188036.pdf.- Загл. сэкрана.
52. Истоки: базисная программа развития ребенка дошкольника Т.И.Алиева, Т. В Антонова, Е. П.Арнаутова [и др.]: Науч. ред.
53. Истоки: базис развития ребенка-дошкольника Т. И.Алиева, Т. В Антонова, Е.П.Арнаутова [и др.]: Науч. ред. Л. А. Парамонова [и др.].- М.: Просвещение,2003. 335 с.
54. Казанцева, Л. К вопросу о понятии «Тема» //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования: материалы научно-практической конференции 27 29 октября 1998г РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой.- М.: РАМ им.Гнесиных, 2000.- 169-176.
55. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста /Э.П.Костина.- М.: Просвещение,2004.- 223 с.
56. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста Э.П.Костина. 2-е изд. —М.: Просвещение, 2006.- 223 с.
57. Калужникова, Т. И. Акустический Текст ребенка [Электронный ресурс]: по материалам, записанным от современных российских городских детей: Дис. д-ра искусствоведения: 17.00.02. М.: РГБ, 2006. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки). —Режим доступа http://diss.rsl.ru/diss/06/0311/060311048.pdf.- Загл. сэкрана.
58. Каплунова, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа И.Каплунова,И.Новоскольцева.- СПб.: Композитор, 1999. 60 с.
59. Карасева, М. В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха: автореферат диссер. ...д-ра искусе. М.,2000. бО.Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности /КирнарскаяД. К—М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 с.
60. Кирюшин, В. В. Эмоционально-образный анализ песен учебно- методического хорового репертуара в дошкольных группах, первых
61. Клюев, А. Музыкальное искусство как звуковое явление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ideashistorv.org.ru/pdfs/52kliuev.pdf. -Загл. сэкрана. бЗ.Клюев, А. Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана //Материалы международной научной конференции 18 мая 2001 г. СанктПетербург Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: СанктПетербургское философскоеобщество, 2001. -С.294-296.
62. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие О. Л.Князева, М. Д. Маханева. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2006.-304 с ил.
63. Князева, Т. Неразрывная связь музыки и движения основной принцип метода музыкального движения Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра материалы научно-практическойконференции 29июня-1июля 1998 /под ред. А. И.Бурениной.- СПб., 1998. -С.9-12. бб.Комарова, Т. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество» Т. Комарова, А. В. Антонова, М. Б.Зацепина.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России,2002.-128 с.
64. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя /КононоваН.Г. М. :Просвещение, 1982.-96 с.
65. Коренева, Т. Ф. В мире музыкальной драматургии //Фольклор музыка театр: программ. метод, пособие /под ред. И. Мерзляковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 120-144
66. Коренева, Т. Ф. Музыкально ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2частях. Учеб.-метод.
67. Коренева, Т. Ф. Музыкально ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: в 2частях. Учеб.-метод. пособие /Коренева Т. Ф.—. (Воспитание и дополнительное образова, ние детей). (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 4.2. 104 с ноты.
68. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка Дошкольное воспитание.- 2006.- №11. 37-43.
69. Котляревская-Крафт, М. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений ДМШ Разработка уроков (с приложением домашних заданий) /М. Котляревская-Крафт, И.Москалькова, Л. Батхан. переиздание. М.; СПб., 1995. 76 с.
70. Котляревская-Крафт, М. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений детских музыкальных школ. Домашние задания/ М. Котляревская-Крафт, И.Москалькова, Л. Батхан. М.; СПб., 1995. 30 с.
71. Краснобаева, Л. Какую музыку послушать [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rojdestvo.ru/data/publish pedag/publish_pedl3.shtml. Загл. с экрана.
72. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений Г. Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д. В. Сергеева [идр.].- М.: Просвещение, 2007. 80 с. 76.КРОХА: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений Г. Г. Григорьева, Н.П.Кочетова, Д. В. Сергеева [и др.]. М.: Просвещение, 2007.- 207 с.
73. Куприянова, Л. Л. Основные принципы работы с детским народнохоровым коллективом Л. Л. Куприянова. М., 1981.
74. Куприянова, Л. Л. Русский фольклор. Уроки в 1кл.: Учебно- методическое пособие для учителя музыки Л. Л. Куприянова- М.: Мнемозина,2002. 33с.
75. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие Л. В. Куцакова, И. Мерзлякова. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с ил.- («Росинка»).
76. Леонтьев, А. Н. Психологические произведения. В 2-х т. Т.1/ Леонтьев А. Н.- М.: Педагогика, 1983. 392 с.
77. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей //Вопросы психологии -1960.-№1.-С.7-17.
79. Мадорский, Л. Р. Музыка начинается в семье Мадорский Л. Р. М.: Знание, 1982.-96 с.
80. Медушевский, В. В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: Загл. с экрана.
81. Медушевский, В. В. О происхождении и сущности серьезной музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portalhttp://www.portal-slovo.ru/art/35812.php. slovo.ru/art/36037.php. Загл. сэкрана.
82. Медушевский, В. В. Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/35804.php. Загл. сэкрана.
83. Медушевский, В. В. Музыкальная терапия: взгляд из глубины музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal- slovo.ru/art/36058.php.- Загл. сэкрана.
84. Мерзлякова, И., Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста И.Мерзлякова, Е. Ю. Комалькова. М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
85. Металлиди, Ж. Сольфеджио для дошкольной группы детской музыкальной школы. Учебное пособие Ж. Металлиди, А. Перцовская. СПб.: Композитор, 1999. 92 с.
86. Метлов, Н.А. Музыка детям Метлов Н.А. М.: Просвещение, 1985.
87. Миронова, Н.А. Реформа музыкального образования как проблема музыковедческого анализа: автореф. д и с с к а н д искусе. М., 1991. 26 с.
88. Михайлова, М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям М.А. Михайлова, Н.В. Воронина. Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000 112 с ил.- (Серия: «Детский сад день за днем»).
89. Музыка в детском саду: Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет /сост. Н. Ветлугина,И.Дзержинская,Н.Фок.- М.: Музыка, 1978.
90. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду сост. Раевская Е. П. [идр.].-М. :Просвещение, 1991. 222 с: ил.,нот.
91. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет. Из опыта работы муз. руководителей детсадов /сост. И.Бекина [идр.]. —М.:Просвещение, 1981. 158 с нот.
92. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии. Материалы научно-практической конференции 25-29 октября 1994г. РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой.- М.: РАМ им.Гнесиных, 1997.
93. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научно-практической конференции
94. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научно-практической конференции 27-29 октября 1998г. РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой. М.: РАМ им.Гнесиных, 2000. 240с.
95. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научно-практической конференции 25-27 октября 2000г. РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой. М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. 268 с.
96. Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научно-практической конференции 31 октября 2 ноября 2006 года РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой.- М.: РАМ им.Гнесиных, 2008.- 314 с.
97. Музыка: Энциклопедия /Под. ред. Г. В. Келдыш. М. Большая Российская энциклопедия, 2003. 672 с ил.
98. Наджафалиева, И. О музыкальном воспитании в современном мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://harmony.musigidunya.az/harmony/rus/reader.asp?txtid=268&s=l. Загл. сэкрана.
99. Назайкинский, Е. В. Звуковой мир музыки Назайкинский Е. В. М.: Музыка, 1988. 254 с нот.
100. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции Назайкинский Е.В. М.: Музыка, 1982. 319 с нот.
101. Никишов,Г. Русская музыка как зеркало русского самосознания ресурс]. Режим доступа: [Электронный http://www.nationalism.org/russamos/04-08.htm. Загл. сэкрана. 106. 2
102. Орлов, Г. Древо музыки. 2-е изд., испр. СПб.: Композитор, 408 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/music/Pcrception/?id=1
104. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: метод, пособие /О. А. Соломенникова.- М.: Айрис-пресс,2006.- 192 с.- (Дошкольное воспитание иразвитие).
105. Пальчиковая гимнастика. Пособие для педагогов и родителей сост. А. А. Иванов, О.В. Рудашевская. СПб., 2005.- 80 с.
106. Петрова, В. А. Малыш. Программа. Методические рекомендации Петрова В. А. М.: Гармония, 1998. 144 с.
107. Петрова, В. А. Малыш. Хрестоматия Петрова В. А. М. Гармония, 1998.-124 с.
108. Петрова,В. А. Музыка малышам: метод, пособие Петрова В. А. М.:Мозаика-Синтез,2001. 144 с.
109. Петрова,В. А. Мы танцуем и поем /Петрова В. А. М.:Карапуз, 1998. 1 8 с.
110. Петрова, В. А. Мы танцуем и поем /Петрова В. А. М.: Карапуз, 2003. 1 6 с.
111. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов ипреподавателей /ПетрушинВ. И.— М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.
112. Подвижные игры с песнями в детском саду: хороводы, инсценировки сост. Н.Н.Доломанова. Петроград: Мысль, 1923; переизд. М.: ТЦ Сфера,2002.
113. Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Праслова Г. А. СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.
114. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под ред. Л. А. Парамоновой.- 2-е изд. доп. и перераб. М.: Карапуз-Дидактика, 2004.- 208с.
115. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений сост. О. А. Соломенникова. М.: АРКТИ, 2000. 48 с. (Развитие ивоспитание дошкольника).
116. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез,2006.- 232 с.
117. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений И.В. Дубровина [идр.]; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
118. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: ГНОМ и Д, 2000. 80 с. (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
119. Радынова, О. П. Песня, танец, марш. Конспекты занятий и развлечений по 2-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 35 лет /О. П.Радынова. М.: ГНОМ иД, 2003. 93 с.
120. Радынова, О. П. Музыкальные инструменты и игрушки. Конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 3-5 лет /О. П. Радынова. М.: ГНОМ и Д, 2001. 93 с.
121. Раевская,Е. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду Е. Раевская [и др.]. Изд. 2-е, исправленное. М.: Просвещение, 1969.
122. Райе, Марк. Этюд о серьезной музыке. Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.all-2music.com/rais_aksiom.htm. Загл. сэкрана.
123. Рокитянская,Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от трех до девяти лет Рокитянская Т. А. Ярославль: Акаде124. Рубан, Т. Г. Развитие музыкального восприятия у дошкольников на занятиях по слушанию музыки вусловиях взаимодействия искусств: дис.... канд. психол. наук: 19.00.07-Москва, 1998,- 113 с.
125. Рубинштейн, Л. Проблемы общей психологии Рубинштейн Л М 1976.-184 с.
126. Руднева, Д., Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения Д. Руднева, А. В. Пасынкова //Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике сост. В. Ю. Баскаков.- Москва:НПО«Психотехника», 1993. 132-140.
127. Рыбкина, Т. В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б.Асафьева [электронный ресурс]: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 М.: РГБ 2005 (из фондов Российской государственной библиотеки). Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/05/0195/050195006.pdf.- Загл. сэкрана.
128. Сауко, Т. Н. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально- ритмического воспитания детей 2-3 лет /Т.Н. Сауко,А. И.Буренина. СПб.: Композитор,2001.-120 с.
129. Смирнова,М. Система воспитания древнего востока и современность. //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии: материалы научно- практической конференции25-29 октября 1994 г. РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой.- М.: РАМ им.Гнесиных, 1997. 104-117.
130. Соловьев, В. Авторская методика музыкально-эстетического вос[Электронный ресурс]. Режим доступа: питания http://www.eidos.ru/journal/1999/0330-l 1.htm.- Загл. сэкрана.
131. Сорокина, Е. А. Мир детства в русской музыке XIX века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.02. -Тамбов:
132. Стоклицкая, Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Методическое пособие с приложением для детей и Хрестоматией в 2-х частях /СтоклицкаяТ.- Часть I.- М.: Композитор, 2003. 167с, нот.
133. Стоклицкая, Т. Хрестоматия. 100 уроков по сольфеджио для самых маленьких Стоклицкая Т. Часть I. М. Композитор, 2003. 192 с.
134. Стоклицкая,Т. Приложение кучебнику «100 уроков сольфеджио для самых маленьких» /Стоклицкая Т. Часть I.- М.: Музыка, 1999. 162 с.
135. Струве, Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио /Струве Г. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». СПб.: Лань, 1999. 64 с.
136. Сугоняева, Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ Сугоняева Е. Э. Ростов на Дону: Феникс, 2002. 173 с.
137. Суханцева, В. К. Музыка как мир человека, [электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/suhanceva/. Загл. сэкрана.
138. Тарасов, Г. О психологии музыки. [Электронный ресурс]. доступа: http://www.health-music- Режим psy.ru/index.php?page=musykalnaya_psychologiya&issue=012007&part=tarasovj3_psikhologii muzvki.- Загл. сэкрана.
139. Тарасова, К.В. Дети слушают музыку: методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки К. В. Тарасова, Т. Г. Рубан.- М Мозаика-синтез,2001. 128 с.
140. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей Теплов Б. М.- М.:Наука, 2003. 379с. (Памятники психолог, мысли).
141. Тютюнникова, Т. Э. Концепция творческого обучения К. Орфа: история, теория, методика: автореферат дисс ...канд. искус. 17.00.02. М., 1999.
142. Тютюнникова, Т. Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия Тютюнникова Т. Э.- М.:Едиториал УРСС,2003. 264 с.
143. Утренняя гимнастика под музыку: пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада (из опыта работы) /сост. Е. П.Иова [идр.]. 2-е изд.,испр.идоп. М Просвещение, 1984. 176 с.
144. Учите детей петь: песни упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет /сост.: Т.М. Орлова, И.Бекина. М.: Просвещение», 1986. 140 с.
145. Учите детей петь: песни упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет сост.: Т. М. Орлова, И. Бекина, М.: Просвещение, 1987. 144 с.
146. Фольклор музыка театр: Программы и конспектызанятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программ. метод, пособие /под ред. И.Мерзляковой.- М.: Туманит, изд.центр ВЛАДОС, 2003. 216 с ил.- (Воспитание и доп. образование детей).
147. Франио,Г. Методическое пособие по ритмике для 1-го класса музыкальной школы:учебное пособие Г. Франио,И.Лифиц. переизд. М.: Музыка, 1995.-126 с.
148. Хазова, М.В. Горенка. Программа комплексного изучения музыкального фольклора Фольклор музыка театр: программ. метод, пособие /под ред. И. Мерзляковой.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. 6-35.
149. Художественное творчество и ребенок. Монография под ред. Н. А. Ветлугиной. М Педагогика, 1972.
150. Чибрикова-Луговская, А. Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: метод, пособие для воспитателей, муз. руководителей дет. сада и учителей нач. шк. А. Е. Чибрикова-Луговская. М.: Дрофа, 1998.-104 с ил.
151. Шаграева, О. А. Детская психология. Теоретический и практический курс. Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений Шаграева О. А. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368с.
152. Шаймухаметова, Е. Создание спектакля карнавала как цель начального этапа обучения детей в музыкальной студии. /Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научно-практической конференции 27-29 октября 1998г РАМ им. Гнесиных под ред. Л. Дьячковой. М., 2000. 214-223.
153. Шаймухаметова, Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Исследование Шаймухаметова Л. Н М 1999.-311с, нот.
154. Шевалдина, А. Использование элементов системы обучения Карла Орфа на уроках музыки в начальной школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/index.php?numb_artic=419
156. Эльконин, Д. Б., Зинченко В. П. Психология развития (по моти[Электронный ресурс]. Режим доступа: вам Л. Выготского) http://www.psychology.ru/library/00073.shtml. -Загл. с экрана.
157. Эстетическое воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада /под ред. Н.А. Ветлугиной. Изд 2-е перераб. М.: Просвещение, 1985.
158. Эмоциональное развитие дошкольника под ред. А. Д. Кошелевой.- М.: Просвещение, 1985.
159. Юдина, Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития Серия: У тебя получится: IЮдина Е. И.- М.: Аквариум, 1997. 272 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.