Художественный образ в графическом дизайне: взаимодействие национального и интернационального тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Воронова, Ирина Витальевна

  • Воронова, Ирина Витальевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 274
Воронова, Ирина Витальевна. Художественный образ в графическом дизайне: взаимодействие национального и интернационального: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кемерово. 2014. 274 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Воронова, Ирина Витальевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I Дизайн в контексте визуальной культуры

1.1. Дизайн в культуре современности: теоретические проблемы анализа

1.2. Общее и особенное в образных системах визуальной культуры

Глава II Национальное и интернациональное в художественных образах графического дизайна

2.1. Специфика графической символики визуальных образов национальных и интернациональной систем дизайна

2.2. Возможности синтеза национальной традиции и интернациональных новаций в проектировании художественных образов отечественного графического дизайна

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение А Виды символов и знаков графического дизайна

Приложение Б Примеры графической символики национальных знаковых систем

дизайна

Приложение В Примеры графической символики интернациональной знаковой

системы дизайна

Приложение Г Интернациональные образцы из практики графического дизайна

(логотипы и товарные знаки, упаковка, печатная реклама)

Приложение Д Интернациональные образы в российском информационном

пространстве

Приложение Е Графические примеры унификации визуальных элементов

Приложение Ж Примеры обновления канона в отечественном графическом дизайне

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный образ в графическом дизайне: взаимодействие национального и интернационального»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современном обществе, все более обнаруживающем тенденцию перехода в его информационную стадию, действует ряд факторов, повышающих значимость визуальной культуры в целом и графического дизайна в частности. Как правило, это связано с возрастанием роли рынка и СМИ, а также интенсивным развитием графической рекламы. Следствием массовизации культуры является тенденция к замене узкого (вербального) понятия культурного текста его широким значением, включающим и видеоряд. Необходимость в визуально-стереотипном восприятии исходного содержания культурных текстов связана также с ускоряющимся темпом жизни. Содержание культурных текстов все более выражается первично или опосредованно средствами дизайна, воплощающего противоречия процессов информатизации и глобализации. В складывающихся условиях формируется новый тип сознания, связанный с вовлеченностью в эти процессы. Актуальными становятся тенденции гиперреальности и форм подобия, характеризующиеся в концепциях современных постмодернистов. Вследствие этого, повышается значимость визуальной культуры, важными компонентами которой становятся образы графического дизайна.

Культурным контекстом данных процессов интернационального характера являются социальные и культурные изменения. В условиях глобализации любое влияние интернационального связано, с одной стороны, с угрозой вестернизации (политикой Запада), способной стереть все культурные различия (национальные компоненты), что может привести в итоге к их гибели. С другой стороны, наблюдается усиление межкультурной коммуникации через корреляцию различных культур, их взаимообогащение. Поэтому актуальность исследования связана, в том числе, и с рассмотрением возможностей взаимодействия национальных и интернациональных элементов, их потенциального синтеза.

Одним из значимых обстоятельств в осмыслении подобной взаимосвязи в контексте дизайна является противоречие заимствованных клишированных форм и собственно художественных компонентов. Между тем, воплощение национальных ценностей любой культуры в графических формах творческой деятельности потенциально связано с синтезом эстетической выразительности и практической полезности. Ведь именно национальные формы являются более эффективными с точки зрения их восприятия. Чуждые ценностные характеристики ведут к диссонансу с визуальными национальными архетипами. К тому же применение в процессе проектирования однотипных унифицированных визуальных решений ограничивает творческое воображение проектировщика жесткими рамками лаконичных стандартов.

Следовательно, актуальность настоящего исследования имеет как теоретически значимую, так и практическую сторону. С одной стороны, эти вопросы исследованы в литературе явно недостаточно, несмотря на то, что являются важным аспектом более общей проблематики воздействия глобализационных процессов на национальные культуры. Практически же речь идет о повышении эффективности произведений дизайнеров, более тесной взаимосвязи художественного и функционального в их работе на основе синтеза систем национальных и интернациональных художественных образов.

Степень разработанности темы исследования. Тема исследования является междисциплинарной. Она находится на стыке целого спектра гуманитарных наук, в частности, философии, культурологии, психологии, искусствоведения, эстетики и собственно исследований о специфике дизайна как проектной деятельности. В связи с этим, использующийся в диссертации массив публикаций может быть сгруппирован в четыре основных блока:

Первый блок публикаций основывается на исследованиях о структурной перестройке культуры человечества в соответствие с двумя важными аспектами — тенденция к информационному обществу и глобализация.

В исследовании внутренней логики развития культуры, постепенно приводящей к варианту информационного общества, важны работы Д. Белла, М.

Маклюэна, А. Моля, Э. Тоффлера, М. Кастельса, Н. В. Браккер, Н. М. Чернецкой, Л. А. Куйбышева, Н. И. Гендиной, Л. Н. Соловьевой, А. И. Шендрика и др. Положительные стороны общественного развития в концепциях этих авторов связаны с образованием интеллектуальной среды, информатизацией общества с помощью информационно-коммуникационных технологий, виртуализацией его жизни и пр. Актуальными в данном случае становятся тенденции преобладания визуальных образов над культурными текстами (визуализация культуры), основы которых можно рассматривать, опираясь на концепции современных западных теоретиков постмодерна.

Прежде всего, важна идея Ж. Бодрийяра о появлении «виртуальной реальности», что основывается на перерастании производства в воспроизводство. Специфика этой новой «виртуальной реальности» явилась предметом изучения в работах Г. С. Баранова, К. Беккера, А. А. Гука, В. М. Диановой, Н. Б. Маньковской и др. Концепция М. Фуко основывается на сближении культурного текста и фигур, создании образных выражений, олицетворяющих формы подобия. Принципы формирования целостного визуального произведения также описываются в работах Р. Арнхейма и Н. М. Липовецкого.

Внешняя логика развития культуры связана с глобализацией, осмысление которой как объективного процесса сближения народов и культур, осуществляется в исследованиях Д. Хелда, Э. Макгрю, Д. Гольтблатта, Дж. Перратона, М. А. Чешкова, А. Н. Чумакова, Е. В. Пензиной. Ограниченность объективности глобализации политикой глобализма, сопровождающейся вестернизацией, рассматриваются в исследованиях Т. Парсонса, Г. П. Мартина, X. Шумана, С. Н. Артановского, Л. Е. Гринина, В. И. Маркова, Н. Е. Покровского и др.

Второй блок публикаций посвящен обобщению исследований о знаковой структуре культуры, состоящей из определенных разновидностей графической символики. В рамках этого вопроса рассматриваются смысловые средства такой символики (текст и изображения), являющиеся функциональными компонентами структуры культуры.

Наиболее основательно аспекты проблемы соотношения структурных и традиционно унаследованных кодов в теоретических моментах коммуникативной деятельности исследуются Э. Сепиром, Б. Л. Уорфом, Ч. Пирсом, Ч. У. Моррисом, С. Н. Иконниковой и др. Прежде всего, мы опираемся на основополагающую концепцию культуры как знаковой системы Ю. М. Лотмана. Значительное количество работ посвящается анализу простых и сложных элементов, составляющих основу общей знаковой системы культуры. Часть из них связана с характеристикой архетипов, символов, кодов и индексов (К. Г. Юнг, Л. Уайт, В. Тэрнер, И. Е. Фадеева и др.). Иконические знаки и изобразительные формы рассматриваются в работах Э. Фромма, Е. Я. Басина.

Проблема преобразования образных компонентов культуры из абстрактной формы в материальные объекты графического дизайна связана, прежде всего, с характеристикой специфики знаковой системы. Для теоретического осмысления данной проблематики можно провести параллель с исследованиями по семиотике

A. Ф. Лосева, Р. Барта и др., искусствоведения - С. X. Раппопорта. Теории о разновидностях графической символики в терминологии проектной деятельности выдвигаются К. Кнорре, М. Ю. Медведевым, Ю. Е. Мелиховым, П. А. Малуевым, Г. Новиным, М. Пастуро, В. А. Побединым, Т. А. Соболевой, А. В. Суперанской,

B. В. Ученовой, Н. В. Старых, А. Спавичем, А. В. Ульяновым, С. Фрайером, Б. Эльбрюнном.

Третий блок публикаций представлен исследованиями об образных системах визуальной культуры и их трансформаций в результате внедрения различных новаций (унифицированные коды и неотрадиционные символы).

Особенности преобразований любых традиционных культур в целом рассматриваются в исследованиях П. С. Гуревича, Э. С. Маркаряна, А. Я. Флиера, Ю. В. Попкова, Н. А. Хренова, В. Г. Бабакова, В. М. Семенова, Т. Н. Бытачевской, А. П. Садохина.

Важной стороной исследования внедрения новаций является вопрос о «размывании границ» традиционных культур для их взаимного обогащения новационными элементами (в идеале). В реалии в условиях глобализации

наблюдается трансформация, вызванная политикой глобализма. Так в публикациях Н. Р. Саенко, А. В. Соловьева и др. обобщается информация об унификации знаковых систем различных культур на западной основе в процессе внедрения общих интернациональных знаков. В исследованиях А. Бергсона, В. В. Бычкова, И. П. Ильина, Д. Н. Замятина доказывается, что созидание нового опирается на предшествующий опыт. По мнению Н. С. Розова, основу новаций составляют преобразованные ценности традиционных культур, характеризующиеся также М. Вебером и Г. Риккертом. Значение национального своеобразия выявляется в трудах Г. Гадамера, Д. С. Лихачева, Ю. Б. Борева, К. Т. Гизатова. Особенности любой национальной культуры в виде традиций явились основой диссертационных исследований О. В. Ледовской, И. И. Комаровой, М. А. Царевой.

Фундаментальными для анализа противоречия интернационального и национального в культуре являются работы И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Г. Ломидзе и др. При этом можно констатировать, что исследования о взаимодействии национальных и интернациональных компонентов в визуальных решениях различных художественных образов (Е. В. Волкова, В. Н. Ляхов, Е. В. Меликсетян, В. В. Портнова) осуществляются в контексте искусства или рекламы в целом, а не графического дизайна, в частности.

Различные вопросы о взаимодействии образующих структуру визуальной культуры элементов также рассматриваются У. Эко, К. М. Кантором, В. Меннингхаусом, Г. Б. Борисовским, Э. Ю. Соловьевым и др. исследователями в соответствие с проблемой соотношения красоты и пользы и в культуре, и искусстве. Во II пол. XX века в работах В. Р. Аронова, Е. А. Рознеблюма, В. А. Лукова, Н. В. Воронова сфера творческой деятельности рассматривается в соответствие с идеями функционализма. Взаимосвязь эстетического и функционального в дизайне начинает фигурировать и подчеркивается В. Папанеком, В. Л. Глазычевым, И. Ф. Селезневым, В. В. Чижиковым, Г. Л. Демосфеновой, В. Ю. Медведевым, Ю. Ульяновой в 90-е годы XX века.

Четвертый блок публикаций включает большой массив работ, посвященных проблеме интерпретации художественного образа в культуре, в меньшей степени - графическом дизайне (П. А. Флоренский, А. В. Славин, В. Флюссер, А. Л. Андреев и др.). Приведенная в нем информация нацелена на выявление семантики элементов творческой проектной деятельности. В рамках темы исследования понятие «образ» рассматривается в соответствие с тремя позициями. Во-первых, Г. Вельфлин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. Н. Руткевич, И. Я. Лойфман, М. С. Каган, Т. В. Холостова, Г. Д. Гачев, Г. И. Панкевич, В. В. Сидорова и др., анализируют его гносеологическую сущность. При этом авторами выявляется специфика образа, складывающаяся из факторов его интерпретации в сознании реципиента (типизация, реинтеграция, трансформация). Во-вторых, в работах О. И. Генисаретского, Е. С. Громова через область художественного созидания раскрывается символическое значение образа. В-третьих, К. Бове, У. Арене, Н. А. Анашкина, Л. Ю. Гермогенова, Е. Э. Павловская характеризуют сущность и значение образа в контексте графической рекламы, оценивая изобразительные элементы, формирующиеся средствами дизайна.

Анализ структуры художественного образа, его характеристика, как средств смысловой коммуникации и системы творческих представлений, произведены в работах М. М. Бахтина, К. И. Горанова, А. В. Лилова, И. Ф. Смольянинова, Н. Л. Малининой, А. С. Мигунова, Н. Ю. Дмитриевой, С. И. Романовой. При этом в качестве основных элементов художественного образа обычно фигурируют форма и содержание (С. Д. Безклубенко, А. Л. Казин, И. С. Левшина и др.). Значение образа рассматривается, прежде всего через культурно-бытовую среду (О. Б. Чепурова) или рекламу (К. Ю. Акиньшина).

В целом можно констатировать проявление интереса и зарубежных, и отечественных авторов к исследованию роли визуальной культуры в создании глобального пространства, насыщенного изобразительной информацией. При этом недостаточно разработаны вопросы, связанные с осмыслением роли и функций дизайна как всеобщего языка глобальных связей в современном

социокультурном пространстве. Как правило, такие вопросы освещаются фрагментарно, имеют концептуальные пробелы. В частности, в исследованиях процессов интернационализации, информатизации культуры с помощью визуально воспроизведенной унифицированной или клишированной графической символики не затрагиваются моменты эффективности восприятия художественных образов дизайна реципиентом. В этом плане также недостаточна характеристика изобразительных возможностей дизайна, поскольку речь идет о синтезе эстетической выразительности и практической полезности в отрыве от национального своеобразия различных культур.

Проблема исследования. В основу диссертации положена экспликация и конкретизация общего противоречия современности - между вестернизированной глобальной и национальными культурами. В сфере дизайна оно связано с взаимодействием универсально-клишированных интернациональных визуальных образов с национально-особенным содержанием, повышающим эффективность воздействия за счет опоры на архетипы национальной культуры. Теоретическое обоснование вопроса о необходимости и возможности подобного синтеза, имеющего и практическое значение, представляет собой главную проблему данного исследования.

Объект исследования - образная система графического дизайна.

Предметом исследования является взаимодействие национальных и интернациональных компонентов в художественных образах графического дизайна.

Цель исследования — выявление взаимовлияний интернационального и национального в визуальных образах графического дизайна с точки зрения потенциальных возможностей их синтеза.

Задачи исследования:

- выявить значение, роль и функции дизайна в глобальной визуальной культуре современности;

- раскрыть взаимодействие глобальных визуальных образов современного дизайна с национальными образными системами визуальной культуры;

- обозначить возможности и тенденции взаимной адаптации кодов и знаковых структур интернациональной и национальных систем дизайна;

- определить основные механизмы (каналы, формы) влияния символики вестернизированной глобальной культуры на образную систему отечественного дизайна;

- обосновать эффективность опоры на архетипы национальной визуальной культуры в теории и практике российского графического дизайна.

Методологическая основа и методы исследования. Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования представлена совокупностью следующих подходов:

- культурно-исторический подход используется для исследования проблем развития образных систем национальных культур. Внедрение в такие образные системы различных новаций рассматривается в соответствии с проблемой «размывания границ» традиционных культур и актуализацией традиций в трансформированном виде;

- структурно-функциональный подход необходим для рассмотрения процессов доминирования упрощенных образов над культурными текстами. В его рамках складывается понимание роли и функций графического дизайна как части визуальной культуры в формировании глобального информационного пространства;

- историко-генетический подход применяется при анализе развития представлений о тенденции к формированию информационного общества, осмыслению глобализации;

- семиотический подход, в частности концепция культуры как знаковой системы Ю. М. Лотмана используются для характеристики смысловых компонентов графического дизайна в качестве знаков визуального языка национальной культуры.

Также в ходе исследования существенными являются следующие методы:

- метод терминологического анализа дефиниций для выявления специфики основных понятий исследования;

- сравнительный анализ при рассмотрении практики проектирования визуальных образов мирового и отечественного графического дизайна и выявлении особенностей дизайн-проектирования в контексте национального (неотрадиции в русской культуре) и интернационального (западные формы).

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Определены значение, роль и функции дизайна в процессе возрастания влияния визуальной культуры. При этом роль дизайна заключается в формировании стереотипного образного языка коммуникации современной глобальной культуры, а значение определяется как отражение в визуальной сфере ведущих тенденции информатизации общества. Функции дизайна связаны с оптимизацией и унификацией различных визуальных образов в рамках глобализации.

2. Выявлена и обоснована обусловленность факторами интернационализации и информатизации культуры становление системы унифицированных глобальных и неотрадиционных национальных визуальных образов дизайна, ускоряющих процесс коммуникации в современной культуре.

3. Раскрыты возможности взаимопроникновения знаков и графической символики национальной образной системы дизайна с интернациональными унифицированными кодами на основе трансформации визуальных архетипов в их неотрадиционную форму. При этом тенденции замещения национальных визуальных образов интернациональной графической символикой противостоит тенденция развития индивидуально-художественных особенностей национального языка дизайна.

4. Аргументированно, что повышение эффективности воздействия системы образов отечественного графического дизайна на реципиента, как в прагматическом (политическом, рекламном, коммерческом, экономическом), мировоззренчески-воспитательном, так и эстетическом аспектах необходимо связано с усилением значения ценностных и знаковых компонентов российской культуры.

5. Выделены ключевые моменты повышения эффективности воздействия художественных образов на реципиента (взаимосвязь «явного» и «неявного» в обновляющейся структурообразующей категории канона, связь национального и интернационального, корреляция эстетической выразительности и практической полезности), синтез которых может явиться основополагающим в ходе обогащения культуры России неотрадиционными графическими формами, включающими, и черты национального своеобразия, и интернациональные стереотипы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особая роль дизайна в глобальной визуальной культуре современности связана с формированием всеобщего стереотипного клише международного языка в процессах глобализации мировой культуры. Данный унифицированный язык может связывать различные народы и культуры благодаря синтезу общего и особенного национального содержания. Поэтому дизайн в культуре современности в перспективе может стать фактором переориентации процессов глобализации в направлении синтеза культур.

2. Визуальные образы дизайна в целом нацелены на интенсивную передачу информации и внедрение новых ценностных идеалов в культурную систему за счет унификации или обновления кодов его графического языка. Это может проявиться в обогащении визуально-образного языка дизайна национальным содержанием в соответствие с традиционной культурой, в которой он функционирует. При этом наполняющее данный образный язык всеобщее содержание, связывающее культуры и народы, остается неизменным.

3. Взаимодействие компонентов национальных знаковых систем и элементов интернациональной знаковой системы проявляется в адаптации их внутренних структур. Такое взаимовлияние кодов создает возможность обновления образных систем любых традиционных культур в процессе трансформации их графической символики в условиях развивающегося информационного общества.

4. Характерные черты графической символики традиционной знаковой системы российского дизайна (стилизация символов народного творчества, использование их элементов и контрастных цветовых сочетаний, синтез функциональной формы объекта с орнаментальным узором) могут рассматриваться в качестве основы для формирования структурообразующей категории «канон». Этот канон является визуально-образным выражением совокупности ценностных и знаковых компонентов отечественной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических представлений о взаимодействии компонентов национального и интернационального плана в системе художественных образов культуры в России. Также она вносит вклад в рассмотрение процесса глобализации в аспекте дизайна. В работе содержится попытка создания предпосылок для дальнейшего теоретического осмысления происходящих в процессе интернационализации преобразований ценностных ориентиров и формирования новой визуально-образной системы страны. В диссертации предложены ключевые моменты, синтез которых может обеспечить повышение эффективности воздействия визуальных форм отечественного дизайна на реципиента в ходе дизайн-проектирования:

- взаимосвязь «явного» (образ) и «неявного» (структура) в обновляющемся каноне;

- соотношение национального и интернационального;

- корреляция эстетической выразительности и практической полезности.

Практическая значимость работы. Основные выводы диссертационного

исследования могут быть использованы в процессе проектирования визуальных разработок для российского графического дизайна. Материалы исследования могут применяться при организации процесса обучения дисциплинам специального и профессионального циклов для подготовки кадров по направлениям дизайна (промышленный, графический, дизайн интерьера и др.), обогащения лекционно-теоретического материала по курсам «Организация рекламной деятельности», «История дизайна», «Композиция» и «Графический дизайн».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на 8 научно-практических конференциях аспирантов и соискателей различного уровня: II Всероссийской научно-практической конференции «Кузнецк - Сталинск - Новокузнецк: проблемы города в переходный период» (Новокузнецк, 2010 г.); XIX Международной научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2011 г.); III Международной (IV Всероссийской) научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2011 г.); Научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Этюды культуры» (Томск, 2011 г.); Международном научно-практическом форуме «Славянский мир. Диалог культур» (Кемерово, 2011 г.); Межрегиональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2011, 2012, 2013 гг.).

Основные положения диссертационного исследования также представлены в 10 научных статьях в сборниках по итогам международных, всероссийских и межрегиональных конференций. В том числе 3 статьи опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Также на обучающем методологическом семинаре для аспирантов и соискателей Кемеровского государственного университета культуры и искусств (Кемерово, 2012 г.).

Структура исследования. Структура диссертации состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 274 страницы. Список литературы включает 266 наименований.

ГЛАВА I

ДИЗАЙН В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. ДИЗАЙН В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА

В условиях современности идет структурная перестройка культуры человечества во многих аспектах. В рамках тематики настоящего исследования важны два из них. Это тенденция к информационному обществу и глобализация. Объективный процесс интеграции любых национальных культур и стремления к единству человечества сопровождается политикой глобализма - вестернизацией. Она в пределе ведет к унификации культур и устранению культурного многообразия мира. Такой характер глобализма осложняет реализацию объективно позитивной тенденции глобализации. Поэтому насущной задачей становится сохранение культурного своеобразия во всех сферах деятельности. Следствием другой тенденции - к информационному обществу - становится возможность замены узкого (вербального) понятия «культурный текст» его широким значением, включающим и видеоряд. На острие происходящих процессов находится дизайн, являющийся, как всеобщий язык глобальных связей, воплощением этих тенденций.

Обсуждение данной тематики предполагает уточнение таких терминов, как «визуальная культура» и «дизайн».

Прежде всего, охарактеризуем понятие «визуальная культура», специфика которой связана с термином «визуальный». Аналогом визуального служат понятия «изображение», «зрительный ряд», «наглядное» и «образное». По В. М. Розину, его значение идентично выражениям: «являть взору или воображению»,

«представлять себе мысленно», «видеть в воображении». Характеристика термина «визуализация» соответствует демонстрации процесса или физического явления в форме, удобной для восприятия индивидом («метод представления информации»: рисунки, схемы, фотографии, таблицы и др.) [199, с. 9, 10]. В работе К. Беккера значение визуальной культуры связано со спецификой проектирования или реализацией того или иного явления в материале [27, с. 57]. Это обосновывается тем, что образные воплощения визуальной культуры, формирующиеся средствами графического дизайна, необходимы творцу в качестве инструментов для создания эффективно воздействующих произведений. Визуальную культуру М. Смит сопоставляет также с индивидуальными и социальными аспектами (образная культура чернокожих, субкультур и др.). По мнению этого автора, визуальная культура существует для решения конкретных задач, поскольку связана с производством и использованием форм, необходимых для строительства, укрепления, а также свержения расовых и др. барьеров [265]. Сущность подобных реалий культуры обусловлена развитием глобальных общественных процессов (массовое искусство, информационное общество и пр.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воронова, Ирина Витальевна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аалто, А. Архитектура и гуманизм / под ред. А. Гозака. - Москва: Прогресс, 1978. -221 с.

2. Агентство креативных коммуникаций «УЕЬЬО\\ЮОО» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yellowdog.rU/works/w/134. - Загл. с экрана.

3. Акиныпина, К. Ю. Трансформация художественного образа в массовом искусстве как творческий процесс: на примере рекламы: дис. ... канд. филос. наук : 17.00.09 / Акиныпина Ксения Юрьевна. - Барнаул, 2006. -193 е., ил.

4. Анатомия рекламного образа: фирменный стиль, технологии брендинга, звуковые средства / под общ. ред. А. В. Овруцкого. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 224 с.

5. Анашкина, Н. А. Рекламный образ как синтез искусства и технологий [Электронный ресурс] / Н. А. Анашкина. - Режим доступа: http://www.lomonosov-msu.ru. - Загл. с экрана.

6. Андреев, А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: методологические аспекты проблемы / А. Л. Андреев. - Москва: Наука, 1981.-320 с.

7. Аникст, М. Русский графический дизайн. 1880 - 1917. / М. Аникст, Н. Бабурина, Е. Черневич. - Москва, 1997. - 160 е., ил.

8. Ар-деко или арт-деко (стиль) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.41iving.ru/guide/stili/ar-deko/. - Загл. с экрана.

9. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — Москва, 1974.-392 с.

10. Аронов, В. Р. Дизайн и искусство. Актуальные проблемы технической эстетики / В. Р. Аронов. - Москва: Знание, 1984. - 64 с.

11. Артановский, С. Н. Глобализация и де-глобализация / С. Н. Артановский // Вестник СПбГУКИ. - 2011. - № 12. - С. 6-14.

12. Арутюнов, С. А. Япония: народ и культура / С. А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова. - Москва: Знание, 1991. - 64 с.

13. Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. - Москва: Наука, 1989. - 247 с.

14. Ассман, Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман; пер. с нем. М. М. Сокольской. - Москва: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

15. Бабаков, В. Г. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / В. Г. Бабаков, В. М. Семенов. — Москва: ИФРАН, 1996. - 70 с.

16. Баранов, Г. С. Понятие и образ в структуре социальной теории / Г. С. Баранов. - Томск: ТГУ, 1991. - 172 с.

17. Баранов, Г. С. Постмодерн и реклама / Г. С. Баранов, В. А. Куклина. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 177 с.

18. Барт, Р. Значение / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. -Москва: Прогресс, 1989. - С. 85-93.

19. Барт, Р. Логос и Праксис / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 204-207.

20. Барт, Р. Миф как семиологическая система / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 73-80.

21. Барт, Р. Риторика образа / Р. Барт // Избранные, работы: Семиотика. Поэтика. - Москва: Прогресс, 1994. - С. 297-318.

22. Барт, Р. Вестиментарный знак / Р. Барт // Система моды: ст. по семиотике культуры. - Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - С. 248-256.

23. Барт, Р. Форма и концепт / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - Москва: Прогресс, 1989. - С. 80-85.

24. Басин, Е. Я. Семиотическая философия искусства / Е. Я. Басин. - Москва: Мысль, 1973.-216 с.

25. Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - Москва: Художественная литература, 1975. - С. 6-72.

26. Безклубенко, С. Д. Природа искусства: О некоторых сторонах художественного творчества / С. Д. Безклубенко. — Москва: Издательство политической литературы, 1982. - 166 с.

27. Беккер, К. Словарь тактической реальности / К. Беккер. - Москва: Ультракультура, 2004. - 212 с.

28. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - Москва: Академия, 1999. - 782 с.

29. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. - Москва: Прогресс, 1986. — С. 330-342.

30. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. - Москва: Терра, 2001. — 384 с.

31. Бове, К. Современная реклама / К. Бове, У. Арене. — Тольятти: Довгань, 1995.-704 с.

32. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Москва; Ленинград, 1935. - 215 с.

33. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - Москва: Добросвет, 2000. - 387 с.

34. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр; пер. О. А. Печенкина. - Тула, 2013. - 204 с.

35. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - Москва: Высшая школа, 2002. - 829 с.

36. Борисовский, Г. Б. Парфенон и конвейер / Г. Б. Борисовский. - Москва: Молодая гвардия, 1971. - 176 е., ил.

37. Браккер, Н. В. Использование ИКТ в культуре / Н. В. Браккер, Л. А. Куйбышев, Н. М. Чернецкая // Информационное общество. - 2004. - Вып. 3-4.-С. 86-98.

38. Бытачевская, Т. Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне / Т. Н. Бытачевская. - Ставрополь; Москва, 2004. - 236 е., ил.

39. Бычков, В. В. Искусство нашего столетия. ПОСТ-адеквации / В. В. Бычков // Корневище ОБ. Книга неклассической эстетики. - Москва, 1998. - С. 111-186.

40. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - Москва: Гардарики, 2004. - 556 с.

41. Бычков, В. В. XX век: предельные метаморфозы культуры / В. В. Бычков, Л. С. Бычкова // Полигнозис. - 2000. - № 3. - С. 67-85.

42. Васильева, Т. Е. Стереотипы в общественном сознании / Т. Е. Васильева // Реклама: Внушение и манипуляция: медиа-ориентированный подход. -Самара, 2001. - С. 334-369.

43. Ващук, О. А. Швейцарская школа графического дизайна как явление проектной культуры XX в.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06 / Ващук Оксана Андреевна. - Санкт-Петербург, 2008. - 32 с.

44. Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания / М. Вебер // Избранные произведения / сост. Ю. Н. Давыдова. - Москва: Прогресс, 1990. - С. 345-415.

45. Величко, И. С. Визуальный язык польского плаката 50-70-х годов XX века: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Величко Иван Сергеевич. -Москва, 2010.-174 е., ил.

46. Величко, И. С. Метафорический язык польского плаката 50-х - 70-х годов XX века: нарратив и пластика / И. С. Величко // В мире научных открытий. -2009.-№ 6.-С. 81-88.

47. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусства: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. - Санкт-Петербург: МИФРИЛ, 2009. - 289 с.

48. Взгляд в прошлое // Дизайн США. Межгосударственный обмен выставками США и СССР. - 1989. - Сентябрь - С. 8-13.

49. Водчиц, С. С. Эстетика пропорций в дизайне / С. С. Водчиц. - Москва: Техносфера, 2005. - 416 е., ил.

50. Волкова, Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. В. Волкова. - Москва, 1988. - 240 с.

51. Воронов, Н. В. О понимании дизайна / Н. В. Воронов // Российский дизайн: очерки истории отечественного дизайна. — Москва: Союз дизайнеров России, 2001. - Т. 1. - С. 10-22.

52. Воронов, Н. В. Итоги / Н. В. Воронов // Российский дизайн: очерки истории отечественного дизайна. — Москва: Союз дизайнеров России, 2001.-Т. 2.-С. 374-387.

53. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Москва: Изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2001. - 211 с.

54. Вырезание из бумаги. Ремесла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sahnoshka.narod.ru/vur.html. - Загл. с экрана.

55. Габричевский, А. Г. Вазари и его история искусств / А. Г. Габричевский // Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. -Москва: Терра, 1993. - Т. 1. - С. 5-21.

56. Гадамер, Г.-Х. Истина и метод: основы философской герменевтики / Г.-Х. Гадамер. - Москва: Прогресс, 1988. - 704 с.

57. Гачев, Г. Д. Творчество, жизнь, искусство / Г. Д. Гачев. - Москва, 1980. -143 с.

58. Гегель, Г. В. Романтические искусства / Г. В. Гегель // Лекции по эстетике. - Москва: Искусство, 1971.-Т. 3. - С. 190-616.

59. Гегель, Г. В. Общее развитие отдельных искусств / Г. В. Гегель // Лекции по эстетике. - Москва: Искусство, 1971. - Т. 3. - С. 8-14.

60. Гендина, Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации / Н. И. Гендина // Библиосфера. -2005.-№ 1.-С. 55-62.

61. Гендина, Н. И. Формирование информационной и медиаграмотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования / Н. И. Гендина // Научный диалог.-2012.-№ 1.-С. 140-161.

62. Генисаретский, О. И. Гуманизация и гуманитаризация дизайна / О. И. Генисаретский // Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды: труды ВНИИТЭ. - Москва: ВНИИТЭ, 1989. - С. 3-8.

63. Генисаретский, О. И. Образ и пространство / О. И. Генисаретский // Художественное проектирование: сб. ст. - Москва: Советский художник, 1987.-С. 147-163.

64. Генисаретский, О. И. Проектная культура и концептуализм / О. И. Генисаретский // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды: труды ВНИИТЭ. - Москва: ВНИИТЭ, 1987. - С. 52-67.

65. Генисаретский, О. И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура / О. И. Генисаретский // Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. - Москва, 1991. - С. 21-30.

66. Генисаретский, О. И. Дизайн и эргономика: варианты взаимоотношений в процессе гуманизации образа жизни / О. И. Генисаретский, Н. А. Носов // Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды: труды ВНИИТЭ. - Москва: ВНИИТЭ, 1989. - С. 101-116.

67. Гермогенова, JI. Ю. Эффективная реклама в России / JI. Ю. Гермогенова. -Москва: РусПартнер ЛТД, 1994. - 252 е., ил.

68. Гизатов, К. Т. Диалектика национального и интернационального в советском искусстве / К. Т. Гизатов. - Москва: Знание, 1982. - 64 с.

69. Главева, Д. Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия / Д. Г. Главева. - Москва: Восточная литература, 2003. -264 с.

70. Глазычев, В. Л. Обновление как постоянство / В. Л. Глазычев // Проблемы дизайна - 3: сб. ст. - Москва: Архитектура - С, 2005. - С. 29-45.

71. Глазычев, В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе [Электронный ресурс] / В. Л. Глазычев. - Режим доступа: http: // www. glazychev.ru/books/design. - Загл. с экрана.

72. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура / Д. Хелд, Д. Гольтблатт, Э. Макгрю, Дж. Перратон. - Москва: Праксис, 2004. - 576 с.

73. Гнедич, П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура / П. П. Гнедич. - Москва: Изд-во Эксмо, 2002. - 848 е., ил.

74. Горанов, К. И. Художественный образ и его историческая жизнь / К. И. Горанов. - Москва: Искусство, 1970. - 519 с.

75. Графический дизайн в Америке // Дизайн США. Межгосударственный обмен выставками США и СССР. - 1989. - Сентябрь - С. 32-39.

76. Григорьева, Т. П. Японская художественная традиция / Т. П. Григорьева. -Москва, 1979.-368 с.

77. Гринин, Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет / Л. Е. Гринин // История и современность. - 2005. - № 1. - С. 6-31.

78. Гришелева, Л. Д. Формирование японской национальной культуры: конец XVI - начало XX века / Л. Д. Гришелева. - Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1986. - 286 е., ил.

79. Громов, Е. С. Мировоззрение, мастерство / Е. С. Громов. — Москва: Советский художник, 1965. - 200 с.

80. Громов, Е. С. Природа художественного творчества / Е. С. Громов. -Москва: Просвещение, 1986. - 239 с.

81. Громов, Е. С. Художественное творчество / Е. С. Громов. — Москва: Политиздат, 1970. - 263 с.

82. Гропиус, В. Границы архитектуры / В. Гропиус. - Москва: Искусство, 1971.-286 с.

83. Гук, А. А. Эстетические особенности видео как творческо-коммуникативной деятельности: дис. ... д-ра филос. наук : 09.00.04 / Гук Алексей Александрович. - Москва, 2010. - 306 с.

84. Гук, А. А. Техника и искусство: экспликация взаимодействия в контексте развития художественно-творческой деятельности / А. А. Гук // Вестник КемГУКИ. - 2009. - № 9. - С. 45-53.

85. Гук, А. А. Эстетика видео. Технология, творчество, поэтика: монография / А. А. Гук. - Москва: МГУКИ. -Ч. 1. - 102 с.

86. Гуревич, П. С. Первообразы культуры / П. С. Гуревич // Лики культуры: альманах / сост. С. Я. Левит. - Москва: Юристъ, 1995. - Т. 1. - С. 500-514.

87. Далматов, К. Русская вышивка / К. Далматов. - Санкт-Петербург, 1880. -16 е., ил.

88. Декларация принципов // Всемирный саммит по информационному обществу / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. — Санкт-Петербург, 2004. -С. 11-24.

89. Демосфенова, Г. Л. К проблеме художественного образа в дизайне / Г. Л. Демосфенова // Конструкция, функция, художественный образ в дизайне: сборник. - Москва: ВНИИТЭ, 1980. - С. 30^7.

90. Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность / В. М. Дианова. - Санкт-Петербург, 2000. - 240 с.

91. Дианова, В. М. Феномен трансционального искусства как движение к универсализации культуры / В. М. Дианова // Обсерватория культуры: журнал-обозрение (Наследие). - 2010. -№ 4. - С. 36-41.

92. Дизайн упаковки шоколада [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blog-d.ru/dizajn/dizajn-upakovki-shokolada.html. - Загл. с экрана.

93. Дизайнерская упаковка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.dejurka.ru / inspiration / 45-packaging-designs/. - Загл. с экрана.

94. Дильс, Г. Античная техника / Г. Дильс; пер. и примеч. М. Е. Сергеенко и П. П. Забаринского. - Москва; Ленинград: ОНТИ гос. тех.-теор. изд., 1934. -215 с.

95. Дмитриева, Н. Ю. Художественный образ в диалектике сущности и явления: дис. ...канд. филос. наук : 17.00.09 / Дмитриева Наталья Юрьевна.

- Красноярск, 2004. - 167 с.

96. Ермолин, Е. А. Русская культура: персоналистская парадигма образовательного процесса : монография / Е. А. Ермолин. - Москва, 2005.

- 260 с.

97. Замятин, Д. Н. Образ наследия в культуре: методологические подходы к изучению понятия наследия / Д. Н. Замятин // Обсерватория культуры: журнал-обозрение (Наследие). - 2007. - № 6. - С. 60-66.

98. Земпер, Г. Стиль в технических или тектонических искусствах, или Практическая эстетика / Г. Земпер. — Москва: Искусство, 1970. — 320 с.

99. Зинченко, С. А. Специфика художественного образа и представления о каноне в искусстве раннескифского времени [Электронный ресурс] / С. А. Зинченко // Слово. Православный образовательный портал: статья. -Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/36111 .рЬр?Р111ЫТ=У. — Загл. с экрана.

100. Зоркая, И. М. Уникальное и тиражированное / И. М. Зоркая. - Москва: Искусство, 1981. - 167 с.

101. Зубов, В. П. Леонардо да Винчи / В. П. Зубов. - Москва: Наука, 2008. - 350 е., ил.

102. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. - Ленинград: Лениздат, 1987.-203 с.

103. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. - Санкт-Петербург, 2005. - 474 е., ил.

104. Ильин, И. П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия / И. П. Ильин. - Москва: Интрада, 1998. - 255 с.

105. Итоги XVI московского Международного фестиваля рекламы [Электронный ресурс] // Российская ассоциация маркетинговых услуг: статья. - Режим доступа: http://www.ramu.ru/news-details.php?id=2209. — Загл. с экрана.

106. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. - Москва: Д. Аронов, 2004. - 96 е., ил.

107. Каган, М. С. Культура - философия - искусство / М. С. Каган, Т. В. Холостова. - Москва: Знание, 1988. - 64 с.

108. Каган, М. С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. — Ленинград: Искусство, 1972. -440 с.

109. Каган, М. С. Традиции и новации в современных философских дискурсах / М. С. Каган // Традиции и новации в современных философских дискурсах: материалы круглого стола (Санкт-Петербург, 8 июня 2001 г.). — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. -Вып. 14.-С. 39-42.

110. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. — Санкт-Петербург, 1997. - 544 с.

111. Казин, А. Л. Художественный образ и реальность / А. Л. Казин. — Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. - 120 с.

112. Канон как категория византийской эстетики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://studentbank.ru/view.php?id=43782&p=2. - Загл. с экрана.

113. Кант, И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного / И. Кант // Сочинения / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. - Москва: Мысль, 1964.-Т. 2.-С. 125-185.

114. Кант, И. Трансцендентальное учение о началах / И. Кант // Сочинения / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. - Москва: Мысль, 1964. - Т. 3. - С. 125-592.

115. Кант, И. Критика эстетической способности суждения / И. Кант // Сочинения / под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. -Москва: Мысль, 1966. - Т. 5. - С. 201-379.

116. Кантор, К. М. Возрожденный Баухаус / К. М. Кантор // Декоративное искусство СССР. - 1964. - № 7. - С. 21-25.

117. Кантор, К. М. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры / К. М. Кантор. - Москва: Искусство, 1967. -280 с.

118. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; под науч. ред. О. И. Шкаратана. - Москва, 2000. - 606 с.

119. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. JI. Иноземцева. - Москва, 1999. - С. 494-505.

120. Кириченко, Е. И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX века / Е. И. Кириченко. - Москва: Изд-во ГАЛАРТ, 1997. - 431 е., ил.

121. Кнорре, К. Наружная реклама / К. Кнорре. — Москва, 2002. — 192 е., ил.

122. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. - Москва: Республика, 1997. -238 с.

123. Комарова, И. И. Трансформация традиционных ценностей русской культуры в условиях вестернизации средств массовых коммуникаций: дис. ... кан. культурологии : 24.00.01 / Комарова Ирина Ивановна. - Москва, 2006.-146 с.

124. Кондратьева, К. А. Проблемы этнокультурной идентичности и современный дизайн / К. А. Кондратьева // Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды // Труды ВНИИТЭ. - Москва: ВНИИТЭ, 1989. - С. 26-39.

125. Костина, А. В. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»? / А. В. Костина // Научные труды Московского гуманитарного университета. -2009. -№ 105. - С. 17-33.

126. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Костина Анна Владимировна. - Москва, 2003. -453 с.

127. Костина, А. В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности: дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Костина Анна Владимировна. - Москва, 2009. -408 е., ил.

128. Кошкин, А. Антропоморфность в дизайне / А. Кошкин // Проблемы дизайна — 3 : сб. ст. - Москва: Архитектура - С, 2005. - С. 214-227.

129. Левшина, И. С. Как воспринимается произведение искусства / И. С. Левшина. - Москва: Знание, 1983. - 96 с.

130. Ледовская, О. В. Роль традиций в современной культуре: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 / Ледовская Оксана Викторовна. - Ставрополь, 2006. - 151 с.

131. Лилов, А. В. Природа художественного творчества / А. В. Лилов - Москва: Искусство, 1981.-479 с.

132. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар; пер. с фр. Н. А. Шмако. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. - 160 с.

133. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; пер. с англ. Т. В. Барчуновой. - Москва: Общественное мнение, 2004. - 384 с.

134. Липовецкий, М. Н. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики / М. Н. Липовецкий. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. - 317 с.

135. Лихачев, Д. С. Национальный идеал и национальная действительность / Д. С. Лихачев // Лихачев Д. С. Заметки о русском: сб. ст. - Ленинград: Худож. лит., 1987.-Т. 2.-С. 465-471.

136. Лихачев, Д. С. Патриотизм против национализма / Д. С. Лихачев // Лихачев Д. С. Заметки о русском: сб. ст. - Москва, 1984. - С. 39-44.

137. Ломидзе, Г. И. Интернациональное и национальное в советской культуре / Г. И. Ломидзе // Патриотизм и интернационализм советской многонациональной литературы: ст. разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1985. -С. 100-126.

138. Ломидзе, Г. И. Истины ясные и спорные / Г. И. Ломидзе // Патриотизм и интернационализм советской многонациональной литературы: ст. разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1985.-С. 126-165.

139. Лосев, А. Ф. Диалектика художественной формы / А. Ф. Лосев. - Москва: Акад. проект, 2010. -415 с.

140. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. - Москва: Изд-во МГУ, 1982.-480 с.

141. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А. Ф. Лосев. - Москва: Изд-во ACT. - Харьков: Фолио, 2000. - Т. 2. - 846 с.

142. Лосев, А. Ф. О понятии художественного канона / А. Ф. Лосев // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1973. - С. 11-32.

143. Лосев, А. Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа / А. Ф. Лосев. - Москва: Советский писатель, 1990. - 320 с.

144. Лосев, А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / А. Ф. Лосев. - Москва: Наука, 1995.-383 с.

145. Лосев, А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля / А. Ф. Лосев // Вопросы эстетики. - Москва: Искусство, 1964. - Вып. 6. - С. 351—399.

146. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург: Искусство, 1994.-412 с,

147. Лотман, Ю. М. К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - Санкт-Петербург, 2000.-С. 603-614.

148. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1973. - С. 16-22.

149. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - Москва: Прогресс, 1992.-271 с.

150. Лотман, Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - Санкт-Петербург, 2000.-С. 557-568.

151. Лотман, Ю. М. О динамике культуры / Ю. М. Лотман // Семиосфера. -Санкт-Петербург, 2000. - С. 647-664.

152.

153.

154.

155.

156.

157.

158

159

160

161

162

163

164

Лотман, Ю. М. Память культуры / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 614-622.

Лотман, Ю. М. Люди и знаки / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 4-11.

Лотман Ю. М. Феномен культуры / Ю. М. Лотман // Семиосфера. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 568-580.

Луков, В. А. Дизайн: культурологическая интерпретация / В. А. Луков, А.

А. Останин. - Москва: Нац. ин-т. бизнеса, 2005. - 176 с.

Ляхов, В. Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика 1933 -

1973: альбом/В. Н. Ляхов. - Москва, 1977.- 183 е., ил.

Малинина, Н. Л. Диалектика художественного образа / Н. Л. Малинина. -

Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1989. - 141 с.

Маклюэн, М. Понимание медиа. Внешние расширения человека / М.

Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. - Москва: Кучково поле, 2011. - 464 с.

Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. -

Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. - 347 с.

Мараини, Ф. Япония. Образы и традиции / Ф. Мараини. - Москва: Планета, 1980. - 200 е., ил.

Маркарян, Э. С. Очерки истории культуры / Э. С. Маркарян. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969. - 227 с.

Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ) / Э. С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983. - 284 с.

Марков, В. И. Дискуссии о толерантности: современный контекст / В. И. Марков // Диалог культур: глобализация, традиции и толерантность: сб. ст. -Кемерово, 2009. - С. 144-152.

Марков, В. И. Толерантность в пространстве культуры / В. И. Марков // Мир науки, культуры, образования. -2013. -№ 5 (42). - С. 383-385.

165. Мартин, Г. П. Западня глобализации: атака на процветание и демократию / Г. П. Мартин, X. Шуман; пер. с нем. Г. Р. Контарева. - Москва, 2001. - 335 с.

166. Медведев, В. Ю. О структуре содержания теории дизайна / В. Ю. Медведев // Дизайн. Материалы. Технология. - 2008. - №4(7). - С. 17-25.

167. Медведев, М. Ю. Геральдика, или истинная наука о гербах / М. Ю. Медведев. - Санкт-Петербург: Ремеди, 2008. - 144 е., ил.

168. Мейнандер, X. История Финляндии. Линии, структуры, переломные моменты / X. Мейнандер. - Москва: Изд-во Весь мир, 2008. - 248 с.

169. Меликсетян, Е. В. Реклама как социокультурный феномен: диалектика глобального и локального: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Меликсетян Елена Владимировна. — Краснодар, 2002. - 18 с.

170. Мелихов, Ю. Е. Дизайн в рекламе / Ю. Е. Мелихов, П. А. Малуев. -Москва, 2006. - 208 е., ил.

171. Меннингхаус, В. Цена красоты: польза и вред от ее обожания / В. Меннингхаус // Логос. - 2009. -№ 4-5. - С. 177-185.

172. Михайлова, А. А. Дизайн постиндустриального общества / А. А. Михайлова // Проблемы дизайна - 3: сб. ст. - Москва: Архитектура - С, 2005.-С. 228-243.

173. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - Москва: Прогресс, 1973. -406 с.

174. Моррис, Ч. У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика. Сборник переводов / под ред. Ю. С. Степанова. - Москва: Радуга, 1982. -С. 45-96.

175. Моррис, У. Искусство и его творцы / У. Моррис // Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. - Москва: Искусство, 1973. - С. 280-294.

176. Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры. - Киев: Наукова думка, 1987. - 236 с.

177. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. -Москва: Искусство, 1991. - 588 с.

178. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет. - Москва: ACT, 2008.-348 с.

179. От информационного общества к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу / сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 82-84.

180. Павловская, Е. Э. Дизайн рекламы: поколение Next / Е. Э. Павловская. -Санкт-Петербург, 2003. — 318 е., ил.

181. Панкевич, Г. И. Некоторые методологические проблемы исследования художественного процесса / Г. И. Панкевич. - Саратов, 1985. - 130 с.

182. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. - Москва: Д. Аронов, 2004. - 253 с.

183. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - Москва, 1998. -270 с.

184. Пастуро, М. Геральдика / М. Пастуро; пер. с фр. А. Кавтаскина. - Москва: Изд-во Астрель, Изд-во ACT, 2003. - 144 е., ил.

185. Пензина, Е. В. Феномен глобализации: глобализация и вестернизация / Е. В. Пензина // Вестник КрасГАУ. - 2012. - № 8. - С. 228-233.

186. Пирс, Ч. Начала прагматизма / Ч. Пирс. - Санкт-Петербург: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, 2000. -352 с.

187. Победин, В. А. Знаки в графическом дизайне / В. А. Победин. - Харьков: Ранок, 2001.-96 с.

188. Покровский, Н. Е. Глобализация или американизация: ценностные структуры популярной культуры в России : отчет о НИР/НИОКР (Российский Фонд фундаментальных исследований) / Н. Е. Покровский // Информационный бюллетень, 7. — 1999. - 7 с.

189. Польская школа плаката: альбом / под ред. К. Дыдо, С. Серова. - Москва: Альма-матер, 2008. - 240 е., ил.

190. Попков, Ю. В. Интернационализация в традиционном и современном обществах: монография / Ю. В. Попков. - Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 2000. - 200 с.

191. Попков, Ю. В. Интернационализация как рефлексия национально-культурных общностей / Ю. В. Попков // Вопросы культурологии. - 2007.

- № 4. — С. 8-10.

192. Портнова, В. В. Художественный образ как онтологическое основание искусства: опыт феноменологической редукции: дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Портнова Василиса Викторовна. - Магнитогорск, 2004. - 153 с.

193. Раппопорт, С. X. От художника к зрителю / С. X. Раппопорт. - Москва: Сов. художник, 1978. -239 с.

194. Раппопорт, С. X. Эстетическое творчество и мир вещей / С. X. Раппопорт.

- Москва: Знание, 1987. - 63 с.

195. Рескин, Д. Отношение искусства к пользе / Д. Рескин // Лекции об искусстве / пер. с англ. П. Когана, под ред. Е. Кононенко. - Москва: БСГ-ПРЕСС, 2006. - С. 167-205.

196. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - Москва: Республика, 1998.-413 с.

197. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология XX век. Антология. - Москва, 1995. - С. 69-101.

198. Розенблюм, Е. А. Художник в дизайне / Е. А. Розенблюм. - Москва, 1974.

- 176 е., ил.

199. Розин, В. М. Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир / В. М. Розин. - Москва: УРСС, 2009. - 269 с.

200. Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии / Н. С. Розов. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1998. - 292 с.

201. Романова, С. И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений / С. И. Романова // Вестник Московского университета (Философия и культурология). -2008. -№ 6. - С. 28-38.

202.

203.

204.

205.

206.

207.

208,

209

210

211

212

213

214

Руткевич, M. H. Диалектика и теория познания / M. Н. Руткевич, И. Я. Лойфман. - Москва: Мысль, 1994. - 389 с.

Садохин, А. П. Межкультурные коммуникации / А. П. Садохин. - Москва: Альфа-М, Инфра-М, 2004. - 288 с.

Саенко, Н. Р. Пустые знаки и значимая пустота постсовременной культуры / Н. Р. Саенко // Обсерватория культуры: журнал-обозрение (Наследие). -2010. -№ 2. - С. 26-31.

Сборник великорусских и малороссийских узоров для вышивания. -Санкт-Петербург, 1877. — 12 е., ил,

Селезнев, И. Ф. Дизайн. Проблемы материально-художественной культуры

/ И. Ф. Селезнев. - Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 272 е., ил.

Сепир, Э. Бессознательные стереотипы поведения в обществе / Э. Сепир //

Избранные труды по языкознанию и культурологии. - Москва, 1993. - С.

592-609.

Сидорова, В. В. Культурная детерминация образа сознания (на примере русской и японской культур): автореф. дис. ... кан. психол. наук : 19.00.01 / Сидорова Варвара Владимировна. — Москва, 2005. - 24 с. Славин, А. В. Наглядный образ в структуре познания / А. В. Славин. -Москва, 1971.-98 с.

Смольянинов, И. Ф. Природа художественного образа: новое в жизни, науке, технике / И. Ф. Смольянинов. - Москва: Знание, 1982. - 64 с. Соболева, Т. А. Товарные знаки / Т. А. Соболева, А. В. Суперанская. -Москва, 1986. - 176 е., ил.

Современные концепции эстетического воспитания (теория и практика) / под ред. Н. И. Киященко. - Москва, 1998. - 313 с.

Соловьев, А. В. Развитие новых культурных форм в условиях перехода к информационному обществу / А. В. Соловьев // Обсерватория культуры: журнал-обозрение (Наследие). - 2009. - № 2. - С. 24-31. Соловьев, Э. Ю. Трагедия красоты в книге «Красота и польза» / Э. Ю. Соловьев //Вопросы философии. -2012. -№ 12. - С. 58-65.

215. Соловьева, Jl. Н. Трансформация представлений об информационном обществе / Л. Н. Соловьева // Проблемы эффективности и безопасности функционирования сложных технических и информационных систем: сб. ст. по итогам XXXI Всероссийской НТК. - Серпухов, 2012. - Ч. 1. - С. 185-189.

216. Спавич, А. Графический дизайн как творческая визуализация идей [Электронный ресурс] / А. Спавич. - Режим доступа: http://web-miheeff.ru /news/graficheskiy_dizayn_tvorche.php. - Загл. с экрана.

217. Стасов, В. Русский народный орнамент / В. Стасов. - Санкт-Петербург: Типография товарищества общественная польза, 1872. - Вып. 1. - 101 е., ил.

218. Струк, Е. Н. Феномен творчества человека как фактор преодоления социальных пределов общества / Е. Н. Струк // Обсерватория культуры: журнал-обозрение (Наследие). - 2010. - № 5. - С. 18-23.

219. Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т. Н. Суминова. — Москва: Академический проект, 2006. -480 с.

220. Сурина, М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / М. О. Сурина. - Ростов-на-Дону: Комплекс, 2005. - 151 е., ил.

221. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - Москва: Изд-во ACT, 2010. - 795 с.

222. Традиции и инновации в современной России: социологический анализ взаимодействия и динамики : монография. - Москва: РОССПЭН, 2008. -541 с.

223. Традиционный орнамент Уфтюги. Ткачество и вышивка. - Вологда, 2006. - 96 е., ил.

224. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. - Москва, 1983. - 227 с.

225. Уайт, Л. Наука и символы / Л. Уайт // Избранное: наука о культуре. -Москва: РОССПЭН, 2004. - С. 10-131.

226. Уайт, JI. Теория эволюции в культурной антропологии / Л. Уайт // Избранное: эволюция культуры. - Москва: РОССПЭН, 2004. - С. 473-599.

227. Ульянов, А. В. Русская символика / А. В. Ульянов. - Москва: ACT.; Владимир: ВКТ, 2010. - 479 е., ил.

228. Ульянова, Ю. Современный дизайн: проблема экологии и культурной идентичности [Электронный ресурс] / Ю. Ульянова. - Режим доступа: http://www.taby27.ru. - Загл. с экрана.

229. Уорф, Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б. Л. Уорф // Зарубежная лингвистика : сб. ст. - Вып. 1. — Москва, 1999. - С. 58-92.

230. Ученова, В. В. История рекламы / В. В. Ученова; Н. В. Старых. - 2-е издание. - Санкт-Петербург, 2002. - 304 е., ил.

231. Фадеева, И. Е. Символ в системе культуры: теория и феноменология: монография / И. Е. Фадеева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 147 е., ил.

232. Фадеева, И. Е. Теория и культурно-историческая феноменология символа: дис. ... д-ра культурологии. : 24.00.01 / Фадеева Ирина Евгеньевна. — Санкт-Петербург, 2004. -413 с.

233. Флоренский, П. А. Иконостас / П. А. Флоренский // Иконостас. Избранные труды по искусству. - Санкт-Петербург: МИФРИЛ, Русская книга, 1993. -С. 3-174.

234. Флиер, А. Я. Культурогенез / А. Я. Флиер. - Москва, 1995. - 128 с.

235. Флюссер, В. За философию фотографии / В. Флюссер; пер. с нем. Г. Хайдаровой. - Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. университета, 2008. — 146 с.

236. Фрайер, С. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры / С. Фрайер; пер, с англ. М. Б. Борисова. - 2-е изд., испр. - Москва: ACT, 2011. - 252 е., ил.

237. Фромм, Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов / Э. Фромм. - Москва: Аст, Астрель, 2010. - 320 с.

238. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко; пер. с фр. В. П. Визгин, Н. С. Автономова. - Санкт- Петербург: Талисман, 1994. -403 с.

239. Фуко, М. Это не трубка / М. Фуко. - Москва: Художественный журнал, 1999. - 143 с.

240. Хренов, Н. А. Культура в эпоху социального хаоса / Н. А. Хренов. -Москва: Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.

241. Царева, М. А. Культурный образ в межкультурной коммуникации (на примере Японии): дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Царева Марина Александровна. - Хабаровск, 2006. - 189 с.

242. Цыганкова, Э. Г. У истоков дизайна / Э. Г. Цыганкова. - Москва: Наука, 1977.- 114 с.

243. Цыганова, В. Из истории товарного знака / В. Цыганова // Тара и упаковка. -2008.-№4.-С. 6-7.

244. Чепурова, О. Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды: дис. ... канд. искусствоведения. : 17.00.06 / Чепурова Ольга Борисовна. - Москва, 2004. - 179 с.

245. Чешков, М. А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы / М. А. Чешков // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002 / сост. Т. А. Шаклеина. - Москва, 2002. - Т. 1. - С. 114-125.

246. Чижиков, В. В. Дизайн в системе культурных ценностей: дис. ... д-ра филос. наук : 24.00.01 / Чижиков Вадим Викторович. - Москва, 2006. - 382 с.

247. Чижиков, В. В. Ценности дизайна : монография / В. В. Чижиков. - Москва: МГУКИ, 2005. - 130 с.

248. Чумаков, А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира : монография / А. Н. Чумаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2012. - 432 с.

249. Шелковников, А. О системе дизайна и подходах к его определению [Электронный ресурс] / А. Шелковников. - Режим доступа: http: // fbdesign.ru / index.php / articles/51-designdefine. - Загл. с экрана.

250. Шендрик, А. И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития [Электронный ресурс] / А. И. Шендрик // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». -Культурология. - 2010. - № 4. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/. - Загл. с экрана.

251. Шестаков, В. П. Мифология XX века: критика теории и практики буржуазной «массовой культуры» / В. П. Шестаков. - Москва: Искусство, 1988.-224 с.

252. Эволюция автомобильных логотипов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cardriver.ru/articles/19336. - Загл. с экрана.

253. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко; пер. с ит. А. П. Шурбелева. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. - 256 с.

254. Эльбрюнн, Б. Логотип: пер. с франц. / Б. Эльбрюнн. - Санкт-Петербург: Нева; Москва: Олма-пресс инвест, 2003. - 126 с.

255. Южаков, М. Генеративное проектирование / М. Южаков // Проблемы дизайна - 3: сб. ст. - Москва: Архитектура - С, 2005. - С. 204-213.

256. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - Москва: Ренессанс, 1991. - 297 с.

257. Bauhaus. L'idea del moderno libri e documenti: catalogo. - Milano: Edizioni dell'Arengario, 2008. - 15 p.

258. Drucker, J. Philip Meggs and Richard Hollis: models of graphic design history / J. Drucker // Design and Culture. - 2009. - Vol. 1. - P. 51-78.

259. Graphic design theory: readings from the field / edited by H. Armstrong. - New York: Princeton Architectural Press, 2009. - 152 p.

260. Hammari, J. Designing human-centered interpreive media: the kawishiwi interpretive center of the boundary waters canoe area: a thesis submitted ... the degree of master of fine arts in graphic design / Joshua Hammari. - Minnesota: University of Minnesota Duluth, 2009. - 47 p.

261. Herman Muthesius. Style-architecture and building-art: transformations of architecture in the nineteenth century and its present condition (Texts&Documents). - Santa Monica, 1994. - 129 p.

262. Morris, W. The Arts and Crafts of To-day [Электронный ресурс] / W. Morris. - Режим доступа: http://www.marxists.org/archive/morris/works/1889/ today.htm. - Загл. с экрана.

263. Novin, G. A History of Graphic Design [Электронный ресурс] / G. Novin. -Режим доступа: http: // www.infosources.org / what_is / History_of_graphic_design.html. - Загл. с экрана.

264. Shaw, P. Tradition and Innovation: the design work of William Addison Dwiggins / P. Shaw // Design Issues. - Autumn, 1984. - Vol. 1. - № 2. - P. 2641. - Загл. с экрана.

265. Smith, M. Visual Culture Studies [Электронный ресурс] / M. Smith. - Режим доступа: http: // www.journalofvisualculture.org / wp-content / uploads / 2010 / 05 / Visual-Culture-Studies-Interviews.pdf. - Загл. с экрана.

266. The father of industrial design Raymond Loewy [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: // www.raymondloewy.com / about.html#biography. -Загл. с экрана.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.