Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Шелегович, Наталия Максимовна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 837
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шелегович, Наталия Максимовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Художественный стиль рококо в Европе. i. а. стилеобразующие факторы рококо и идеалы в пластических искусствах
I.e. Триада стилевых аспектов "камерность - изящество - комфорт". Лексика стиля рококо.
1.в. Развитие темы "rocaille" и генеалогия форм рококо.
1.г. Эстетизация частного быта в предметной среде интерьеров рококо
ГЛАВА И. Феномен рококо в светской архитектуре стран Европы 1700-х -конца 1770-х годов.
И. а. Проявление феномена рококо в светской архитектуре Франции.
П.б. Феномен рококо в светской архитектуре отдельных регионов Европы. Основные типы стилевых взаимодействий рококо с феноменом барокко, с классицизирующими формами и ретроспективными заимствованиями.
ГЛАВА III. Феномен рококо в культовой архитектуре стран Европы 1700-х-конца 1770-х годов.
III. а. Христианская церковь в Европе и особенности условий развития культовой архитектуры XVIII века.
III.б. Взаимосвязь итальянского радикального барокко XVII века и европейской культовой архитектуры XVIII века.
III.в. Типы объёмно-пространственных композиций в неклассицистической культовой архитектуре 1700-х - конца 1770-х годов.
Ш.г. Типы объёмно-фронтальных композиций главных фасадов культовых зданий и диапазон проявления рококо в экстерьере постройки.
III. д. Феномен рококо в оформлении интерьеров культовых зданий.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии2004 год, кандидат искусствоведения Капустина, Ирина Витальевна
Западноевропейский фарфор в контексте культуры XVIII века и проблемы стилистической эволюции2011 год, доктор искусствоведения Карякина, Татьяна Дмитриевна
Традиции барокко в архитектуре Петербурга середины XIX - начала ХХ века1999 год, кандидат искусствоведения Бурдяло, Алексей Викторович
Архитектурно-художественные характеристики римско-католических храмов Южной и Восточной Украины: конец XVIII - начало XX столетия2004 год, кандидат архитектуры Киба, Михаил Павлович
"Готический стиль" в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв.: На примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов2005 год, кандидат искусствоведения Баранова, Мария Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века»
В то время как активность влияний барокко и классицизма на европейскую архитектуру XVII-XVIII вв. представляется неоспоримой, мнения о диапазоне проявления художественного феномена рококо оказались достаточно противоречивыми. Дискуссия о степени влияния рококо на архитектуру вызывает необходимость в дефинировании научной позиции по вопросу интерпретации категории "стиль в искусстве" и "стиль в архитектуре".
Интерес современных исследователей к аннотации истории стилей проявляется как реакция на специфическое мировоззрение "fin du siecle" а само понятие "теория стиля" приобрело некую долю имманентности [ 171, С. 289 ]. Категория "стиль" интерпретируется как динамичная, многообразная структура, которую Рудольф Арнхейм уподоблял "рубрикам" непрерывного потока, составляющего общую эволюцию художественных форм в истории искусства, чья научная трактовка обогащается такими понятиями как "стилистическая рубрика" и "стилевая парафраза", "комбинация стилевых пластов" и "гештальт-структура", которые выражают в этих терминологическо-образных характеристиках сложные стилевые взаимовлияния 1*. В этом отношении интересен научный подход Михаила Николаевича Соколова, раскрывающий многообразие художественного языка стиля. Исследователь отмечал, что уже в начале периода Новой истории человеческое время как таковое (историзм) отделяется от образа этого времени (историцизма), выражающегося в разного рода ретроспекциях. Соколов представляет стиль как форму художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности [ 8, т. 2, С. 230 - 232 ]. Характеризуя специфику современного взгляда на проблему определения категории "стиль", исследователь
1. "Fin du siecle" (франц., "конец века"). 1* Здесь и далее см. раздел "Примечания". писал: "Идеализация понятия зачастую приводит к тому, что оно оказывается отвлечённой филосовской программой, извне накладываемой на историко-культурную действительность. концепция стиля, гносеологически отвлечённая, все чаще оказывается его тормозом, - когда вместо конкретных культур-феноменов или их сложной суммы исследуются их соответствия тем или иным абстрактным стилистическим нормам. " [ 8, т. 2, С. 231 ].
Появление нового фактологического и проблемно-обобщающего материала по архитектуре и искусству XVIII века повлияло на актуальность интереса зарубежных и отечественных специалистов к вопросам о специфике и связях позднего барокко, рококо и классицизма. Этот интерес отражают многочисленные публикации, тематические симпозиумы и конференции, а также выставочная деятельность 2\ Необходимость осмысления статуса художественного феномена рококо в системе исторического развития стилевых форм подтверждает противоречивость научных взглядов, сложившихся в искусствознании к концу XX века. В соответствии с основными искусствоведческими концепциями можно выделить четыре варианта трактовки феномена рококо:
1. Рококо - завершающая стадия барокко. Данная точка зрения обусловлена некоторым сходством принципов формообразования в архитектуре барокко и рококо, общностью части арсенала конструктивно-технических средств зодчества, а также единством иррационально-идеализирующего архетипа художественного мышления, выраженного в памятниках искусства.
2. В рамках "панрокайльной концепции" рококо трактуется как наиболее выразительный художественный феномен XVIII в., наряду с неоклассицизмом, отражавшим идеалы Просвещения. Значение барокко заметно нивелируется, так как исследователи считают признаки этого стиля более адекватными для
XVII в., а подавляющую часть неклассицистических памятников архитектуры
XVIII в. связывают с феноменом рококо на основании изменений функционального, идейно-художественного и духовно-эстетического факторов.
3. С точки зрения сторонников циклической концепции развития художественных форм рококо трактуется как "поздний стиль" или "вневременная константа", завершающая фазу эволюции атектонических стилей. Новый этап ретроспективного восхищения этим феноменом открывает период историзма XIX в., в котором виртуозная имитация стихийности развития формы обретает жизнь в стилистике "неорококо". В архитектуре пластического направления модерна исследователи раскрывают формальное сходство с теми качествами художественной формы, которые будоражили творческую фантазию мастеров рококо, среди них: торжество декоративной основы, динамичная пластика, синкопические ритмы, живописность декора и имитация стихийного природного начала. Эти качества проявились в некоторых постройках Антонио Гауди, Гектора Гимара, Августа Энделля, Рудольфа Штейнера, Бернхарда Панкока. Они стали основой композиции фасада отеля "Жибер" (Париж, 1901 г., Франсуа-Ксавье Шелкопф), воплощением органичных барселонских "casa" Антонио Гауди и иллюстрируются интерьерами "Гетеанума" ( Дорнах, 1908-19 гг., Рудольф Штейнер).
4. "Метаморфический подход" к анализу эволюции художественных форм построен на положении о том, что стиль может проявляться на практике симптоматично или регулярно, монопольно или в синтезе с другими феноменами, порождая характерные стилевые варианты и воплощая непрерывность процесса развития форм в искусстве. В связи с этим можно отметить попытки некоторых исследователей ввести в искусствознание новые смысловые понятия и соответствующие термины, которые обозначают метаетилевые проявления на уровне вычленения стилевой и региональной специфики художественных форм рококо: стиль "picturesque" ("живописный"), манера "guari-niesque" ("гваринеск"), региональный вариант "Sonderrokoko" ("зондеррококо"), стилевые типы - "barocchetto" ("барочетто"), "barokni gotika" ("барочная готика") и "klassizistische rokoko" ("классицизированное рококо").
Учёт динамики закономерностей историко-архитектурного процесса и " внеархитектурных" истоков формирования рококо позволяет полнее раскрыть природу и диапазон проявления этого сложного феномена, породившего стилевые взаимодействия с барокко, с классицизирующими формами и отдельными ретроспективными заимствованиями. В процессе стилевых взаимодействий рококо с другими феноменами предпочтение отдавалось тем художественно-пластическим средствам, которые соответствовали контексту эстетических качеств и стилевых признаков "собственно рококо", а также отвечали функциональным и социо-культурным задачам архитектуры "галантного века". В ходе их исследования возникла необходимость введения такой научной категории как "стилевая метаструктура", которую мы предлагаем охарактеризовать следующим образом: стилевая метаструктура - это результат интеграции в памятнике архитектуры признаков нескольких стилей. В процессе этой интеграции возникает стилевое взаимодействие, итог которого воспринимается как новая структура по отношению к "классической форме" стиля. Стилевое взаимодействие предполагает диалог признаков нескольких сходных или контрапунктирующих стилей, развивающихся как синхронно, так и отдалённых друг от друга в хронологическом отношении. На наш взгляд, предлагаемая категория позволяет более детально выявить активность разных художественных влияний в облике архитектурного памятника. Практика архитектуры на всех этапах истории демонстрирует немногочисленность памятников, способных идеально отражать черты какого-либо отдельно взятого стиля во всей структуре объекта. Стилистика построек нередко представляет черты нескольких феноменов, образуя метаструктурное единство (или стилевые метаморфозы). Такое взаимодействие можно назвать "стилевой метаструктурой". Активность взаимодействия разных феноменов особенно часто проявляется на ранних и поздних этапах развития стилей. Данный подход несколько усложняет научную картину эволюции стилей, но позволяет гораздо эффективнее проанализировать развитие художественной формы и её стилевую природу.
Разнохарактерность проявления феномена рококо в искусстве отдельных регионов Европы вызвала неоднородный уровень интереса к его изучению, а различие степени влияния рококо на виды изобразительного искусства стало основным поводом для дискуссий о стиле. Изобразительное искусство XVIII в., не связанное с классицистическими идеалами, было охвачено волной критики ещё в бытность своей эволюции. Сторонники классицистических форм и просветители упрекали художников рококо в салонности вкусов, которые "не удовлетворяют разум", а отражают лишь гедонистическую "лёгкость бытия" и причуды аристократии, отрешённой от реальных проблем социально-общественной жизни (Ж.-Ф. Блондель, Ш.-Э. Бризо, Ш.-Н. Кошен, Ф. Алгаротти, Ф. Милициа, Ш. JL Монтескье, Ф. А. Вольтер, Д. Дидро). В этом кроется причина, по которой "maniere de la rocaille"1 получила ироничный термин "rococo" в книге гравёра Шарля-Николя Кошена-Младшего "Увещевание ювелиров" (1754 г.) Как и большинство терминов, связанных с художественными стилями, он появился на закате эволюции рококо. В 1736-м г. Жан Мондон-Младший опубликовал "Первую книгу форм рокайль и картель", однако вплоть до конца XVIII века рококо ассоциировали чаще со смысловыми эпитетами: "le gout de се siecle" ("вкус этого века"), "le gout moderne" ("современный вкус"), "le gout du temps" ("вкус времени"), "le genre pittoresque" ("живописный жанр").
Оживление интереса к искусству XVIII в. происходит в 1830-е - 40-е годы, а своеобразная реабилитация "старосветских традиций" во Франции относится к 1850-м гг., что было обусловлено мировоззренческими устремлениями романтизма и процессом возрождения "монархических стилей". Французские коллекционеры, знатоки искусства и писатели - братья Эдмон и Жюль Гонкуры - открывают в формах рококо "классицизм миловидного" и изящество " галантного века", "истинно французский шарм" и "обольстительную силу" форм "мира сплина".
Разрушив незыблемую веру в идеалы античности, немецкие романтики утвердили плюрализм исторического чувства и демократическое отношение к неклассицистическому художественному языку искусства. К середине XIX в.
1. "Матёге de la rocaille" (франц., "манера рокайль"). романтические устремления "Молодой Германии" сменились метафорическими представлениями о "германизмах", что коснулось области искусствознания. Перемены в оценке стиля можно объяснить повышенным вниманием немцев к отечественному наследию, идеализацией "национальной старины" и влиянием общекультурного движения "Единение искусств" (Г. Земпер, Ф. Куглер, Я. Буркхардт). Вторая половина XIX в. была ознаменована "философскими тезисами" о барокко, о сути этого художественного явления, его генеалогии и хронологических этапах. В отличие от немецких исследователей, французские искусствоведы отстаивали взгляды на барокко и рококо как на искусство " упадочное", что продолжалось вплоть до 1930-х годов. Швейцарский исследователь Якоб Буркхардт предложил в 1843-м г. использовать термин "рококо" для обозначения поздних стадий развития художественных стилей (по аналогии со шлегелевской "Spatgotik"), в которых утрачивается значение "классической" формы, а целью художественного творчества является эффект. Он придал рококо значение вневременной циклической константы, а термин " рококо" обрёл смысл антиисторической фазы. Отождествление барокко и рококо с "кризисом" и "упадком" (исходившее ещё от Ж.-Ф. Блонделя, Ш.-Н. Кошена и просветителей) было опровергнуто только в начале XX в. благодаря работам Алоиза Риг ля - представителя "венской школы" искусствознания, который предложил выявлять в каждой оригинальной художественной форме самостоятельную ценность. Он утвердил "причудливое" (синоним "baroque") в качестве цели любого "классического" искусства, объяснив это естественной тягой к преодолению "обыденного". На рубеже XIX - XX вв. трактовка стилевых форм рококо была обусловлена методом концептуального детерминизма (благодаря социологизации, на уровне мировоззренческого детерминизма, с помощью предопределения эволюции архитектурных форм материально-техническими факторами) и попытками анализа развития художественных форм на основе циклических схем. Сбор фактологических данных позволил исследователям раскрыть особенности форм барокко и рококо, их проявление в видах пластических искусств и охарактеризовать региональные варианты стилей (А. Шпрингер, К. Гурлит, В. Любке, А. Шмарзов). В этот период феномен барокко получил значение константы в вёльфлиновской концепции развития "позднего стиля". По мнению Генриха Вёльфлина художественные формы эволюционируют от "классической фазы" - к "барочной". Позже были предприняты попытки разделить стили на "конструктивные" и "деструктивные" (Пауль Франкль) или на "классические" и "маньеристические" ( Эрнст-Роберт Курциус).
В начале XX века появилось значительное количество публикаций по проблемам позднего барокко и рококо. Исследование стиля барокко как способа художественного выражения и анализ эстетической культуры XVII-XVIII вв. находят отражение в работах Б. Кроче, А. Ригля, X. Ортеги-и-Гассета, Э. д' Орса, А. Фосийона. С точки зрения анализа стиля в архитектуре наибольший интерес представляют труды Э. Кон-Винера, М. фон Бойена, К. О. Гартмана, В. Гаузенштейна, Б. Флэтчера, М. Дворжака, А. Фёльнера, Г. Розе, М. Осборна, А. Э. Бринкмана, Т. Маньковского, М. Морелёвского, П. Богдевича, В. Татарке-вича. Взгляды европейских искусствоведов на проблему самостоятельности рококо кардинально разделились к середине XX в. Актуальным вопросом исследований стала генеалогия форм "rocaille" и эволюция орнаментальных композиций в "le genre pittoresque" 1 (Ф. Кимбелл). В 1950-е - 70-е годы активизировался интерес к проблемам региональных особенностей стиля (Л. Откёр, Н. Певзнер, Й. Нойман, В. Котрба, Я. Станькова, И. Пехар, Я. Врабец, К. Кали-новский, С. Лорентц, Е. Пашенда, Е. Ковальчик, В. Дрема). Проблема взаимодействий барокко и рококо в архитектуре стала ведущей в дискуссии о стиле к 1950-м - 60-м годам и возобновилась к концу столетия (Г. Франц, Г. Зедль-майр, Г. Бауэр, В. Л. Тапье, Ж. Базен, Э. Блант, Г. Миллон, К. Норберг-Шульц, Т. Пинатти, Л. Андерсен, Я. Белостоцкий, 3. Хорнунг, К. Харрис, У. Кох, Ф. Дасса). Зарождение постмодернистских взглядов привело к новой волне дис
1. "Le genre pittoresque" (франц., "живописный жанр"). куссии "о стиле" в русле интертекстуальности, пробудив интерес к маньеризму, рококо и модерну на фоне стремительно меняющегося мировосприятия "периода необарочности", а плюрализм мнений в искусствознании позволил использовать на рубеже XX-XXI веков как линейно-поступательную схему эволюции художественных форм, так и циклическую концепцию их развития.
В советском искусствознании за феноменом рококо утвердился статус " поздней стадии" барокко благодаря вычленению понятия "архитектурный стиль" из общего контекста категории "исторический художественный стиль". Концептуальные взгляды на "теорию стиля" в искусстве нашли отражение в " циклической концепции" Ф. И. Шмита и теории "морфологического взаимодействия искусств" И. И. Йоффе. В области анализа форм барокко и рококо классическое значение имеют труды по архитектуре и декоративно-прикладному искусству, принадлежащие Б. Р. Випперу, Г. Г. Гримму, И. А. Бартеневу, В. Н. Батажковой, Н. Ю. Бирюковой, Д. Э. Аркину, Д. С. Наливайко, а также работы Г. В. Алфёровой, А. И. Каплуна, Т. Ф. Саваренской, Е. Д. Квитницкой, В. А. Чантурии, А. К. Якимовича, Т. П. Каптеревой, М. Н. Соколова. Интерпретация художественных стилей и характеристика индивидуальных творческих манер в контексте развития искусства барокко и рококо отражены в трудах видных отечественных исследователей: В. И. Раздольской, А. С. Гривниной, М. В. Доброклонского, Н. Н. Никулина, В. Я. Бродского, М. Ю. Германа, Е. И. Марченко, Т. Д. Соколовой, JL И. Тананаевой, Н. А. Дмитриевой. Исследование генеалогии рококо связано с изучением европейской орнаментальной гравюры к. XVI - XVIII вв., анализирующейся в публикациях А. Воронихиной, Т. Косоуровой, A. JL Раковой и В. Г. Шевченко. Дискуссия о барокко и рококо затронула проблему стилевой атрибуции некоторых архитектурных памятников Виленщины XVIII в., определяемых как "виленское барокко" и "рококо", что нашло отображение в работах белорусских и литовских историков архитектуры: Т. В. Габрусь, А. Н. Кулагина, В. Зубоваса, К. Чербуленаса.
Ситуация в области исследования художественных феноменов барокко и рококо в европейской архитектуре XVIII в. является неоднозначной. Как в зарубежном, так и в отечественном искусствознании можно наблюдать значительную дифференциацию актуальных научных мнений, среди которых можно выделить следующие дискуссионные вопросы: вопрос о самостоятельности стиля рококо и его хронологии, о принадлежности феномена рококо к эпохе, о диапазоне влияния рококо на архитектуру, о генеалогии форм "рокайль", а также - вопрос о степени тождественности понятий "рокайль", "рококо" и " стиль Луи XV" в отношении неклассицистических форм стиля в культовой архитектуре некоторых регионов Центральной и Восточной Европы (см. Приложение 1).
Формирование постмодернистских взглядов и внимание к метаморфич-ности культурных процессов привело к новой волне дискуссии "о стиле" в контексте интертекстуальности. Если в 1960-е годы активная критика справедливо выступала против односторонности детерминистского подхода, учитывавшего приоритеты "технической платформы" развития архитектуры, то сегодня мы иногда сталкиваемся с такой-же односторонностью взглядов, раскрывающих лишь художественно-эстетические качества архитектуры3*. Здесь кроется основная дилемма, разграничившая в конце XX столетия взгляды на проблему стиля в архитектуре. С одной стороны, в ней есть заманчивая возможность, позволяющая освободиться от материальной косности и воспринимать архитектуру в "изящном контексте", близком романтичному "fin du siecle"; с другой - современная теория архитектуры и знания из области психологии восприятия позволяют создать условную системообразующую модель развития архитектуры на основе индивидуальных условий формирования стиля и учёта стилевых взаимодействий. Такой подход позволил исследователям по новому взглянуть на историю стилей и открыл новый этап в анализе степени воздействия некоторых художественных феноменов на архитектуру, среди которых оказались маньеризм и рококо.
Целью исследования является структурный анализ проявления феномена рококо в зодчестве, а также характеристика стилевых взаимодействий и выявление наиболее характерных типов стилевых метаструктур в неклассицистической архитектуре XVIII в. Реализация данной цели требует решения следующих задач:
1. Обозначить проблемы и дискуссионные вопросы в интерпретации художественных феноменов барокко и рококо, выделив основные исследовательские концепции в области искусствознания.
2. Показать особенности художественного феномена рококо: охарактеризовать лексику стиля, его генеалогию, признаки и специфику проявления в изобразительном искусстве на фоне особенностей историко-культурной ситуации "галантного века".
3. Определить диапазон и характер проявления стилевых признаков рококо в европейской "элитной архитектуре" на основе искусствоведческого анализа светских и культовых памятников, учитывая функциональную специфику отдельных типов и региональные особенности процесса стилеобразования.
4. Раскрыть метаморфические связи рококо как сложного стилевого феномена и определить основные типы метаструктур в неклассицистической архитектуре XVIII в. Представить характеристики метаструктур и выявить зависимость стилевых предпочтений от социо-культурных и функциональных задач архитектуры.
Основными объектами изучения являются европейские памятники архитектуры "высокого стиля", или "элитное зодчество" XVIII в.: загородные резиденции, городские дворцы и особняки-отели, респектабельные дома зажиточных горожан, садово-парковая архитектура павильонного типа, а также христианские культовые здания. Основными источниками информации стали работы по теоретической базе художественного творчества, исследования в области теории и истории изобразительного искусства (принадлежащие зарубежным и отечественным исследователям), а также работы в области изучения истории культуры, научные публикации по проблемам эстетической культуры и отдельным вопросам развития неизобразительных искусств.
Географические границы исследования обусловлены местоположением главных объектов изучения, чьи хронологические рубежи датированы периодом 1700-х - конца 1770-х гг. Поскольку "географическая карта" памятников радикального (или динамического) барокко и рококо включает обширную европейскую зону, представляется необходимым оперировать историко-политическими границами XVIII в. для более точного выявления региональной специфики художественного феномена рококо, который наиболее ярко проявился в памятниках королевства Франции (провинция Иль-де-Франс и Лотарингия), Неаполитанского королевства (район Кампании и Сицилии), северной зоны Португальского королевства (исторические области Минью-JIopy и Бей-ра), северо-восточной Швейцарии, в южных и юго-западных немецких землях, западном регионе королевства Пруссия, Австрийской империи и подвластных ей - Богемии и Моравии, а также в Силезии и Речи Посполитой (регион Виленского края). Эти области связывают: общность политической и культурной ситуации, относительное сходство социально-экономического развития, христианский религиозный уклад, династические отношения, а также хозяйственный и психологический тип жизни правящей элиты общества. Однако разные природно-климатические факторы, различный диапазон восприятия новых художественных форм (связанный с региональным наследием и степенью устойчивости традиций), уровень развития профессиональных школ и оттенки понимания роли Церкви, равно как и политические мотивы властьиму-щих представителей общества повлияли на формирование особого местного колорита, придающего "интернациональному рококо" некоторые региональные оттенки. В географический диапазон исследования не включена Россия. Это связано с уникальным характером распространения европейских стилей и особенностью их синтеза с национальным художественным наследием, а также с необходимостью учёта специфики православной культовой архитектуры.
Тема диссертации вызывает необходимость использования комплексного подхода к объекту исследования, что определяется спецификой архитектурного творчества. Метод исследования определяется целью и задачами диссертации, а также характером изучаемых объектов. Особый подход в анализе влияния рококо на архитектуру объясняется специфичной природой стиля и утратой права архитектуры на ведущую роль в стилевом формообразовании. Внося коррективы в интерпретацию феномена рококо, диссертант определяет свою научную позицию, отрицая "панрокайльную концепцию", но в то же время, не приемлет взглядов на феномен рококо как на стадию барокко. На наш взгляд, подход к определению стиля кроется в анализе метаморфичности общей структуры художественной формы, чьи характерные качества обнаруживаются в стилевом диалогизме, заимствовании, стилизации или трансформации устоявшихся критериев и идеалов, порождающих стилевую многопо-люсность. При этом учитывается значение понятия "архитектурный стиль" как диалектического единства трёх факторов зодчества: функциональных ("польза"), конструктивно-технических и технологических ("прочность"), идейно-художественных и духовно-эстетических ("красота") [ 187, С. 86 - 97 ]. Представляется важным использовать взгляды на общую теорию стиля, изложенные Рудольфом Арнхеймом [49, 171], В. С. Горюновым и М. П. Тубли [66], равно как и пример анализа стилевых взаимодействий ренессанса и барокко, выявленный М. Н. Соколовым [100], а также суждения о проблемах стиля рококо в архитектуре, представленные изысканиями Ганса Зедльмайра и Германа Бауэра [46].
Стилевая модель" рококо, представленная в нашем исследовании, выявлена на основе характеристики ключевых областей стилеобразования, среди которых в диссертации показаны следующие:
1. Социальная обстановка эпохи и духовная жизнь общества. Характеристика общекультурного пласта.
2. Стиль как способ художественного выражения. Ценностное и чувственное восприятие искусства в рамках идеалов эпохи (для архитектуры формы эстетизации "жизненного пространства" и функциональные задачи).
3. Теоретическая база художественного творчества и лексика стилевых форм "галантного века".
4. Специфика проявления стилевых форм в видах изобразительного искусства, в том числе - структурный анализ памятников архитектуры.
В ходе решения задач диссертации выполнены следующие положения:
1. Систематизированы основные исследовательские концепции по научной трактовке феномена рококо на разных исторических этапах.
2. Охарактеризованы средства и приёмы композиции архитектурных памятников рококо с учётом особенностей "стилевой модели" рококо, иллюстрирующей специфику стилеобразования в архитектуре Нового времени.
3. Предложено определение категории "стилевая метаструктура" и выявлена типология стилевых метаструктур на примере неклассицистических памятников XVIII в., а также установлена взаимосвязь этих типов с характером функциональных задач архитектуры и социо-культурной обстановкой эпохи.
4. Проведена систематизация объёмно-пространственных решений культовых памятников позднего барокко и рококо. Выполнен структурный анализ проявления рококо в сакральном зодчестве и обозначен характерный диапазон влияний этого феномена на памятники отдельных регионов Европы с учётом особенностей генеалогии и локальной эволюции стилевых форм рококо.
Изучение особенностей стилевого феномена рококо и выявление характера взаимодействий нескольких стилей имеет научное и познавательное значение, представляя панораму многообразных влияний на европейское искусство и способствуя освоению художественного наследия. Результаты исследования имеют практическое значение для использования в научной, педагогической и просветительской деятельности. Они могут применяться при чтении лекционных курсов по истории архитектуры, а также при составлении соответствующих тематических статей в энциклопедиях, справочниках по искусству, словарях и учебниках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Египетские мотивы в архитектуре Западной Европы и России XVIII - начала XX веков2011 год, кандидат искусствоведения Дубровина, Вера Александровна
Резные иконостасы и храмовая скульптура Прикамья XVIII - начала XX века2013 год, доктор искусствоведения Власова, Ольга Михайловна
Архитектура храмов Пензенской губернии в XVIII - первой половине XIX вв.2000 год, кандидат архитектуры Оя, Яна Викторовна
Градостроительные традиции XVI - начала XIX вв. в историко-архитектурном наследии северо-западной Сибири2006 год, кандидат искусствоведения Мозжегорова, Наталья Витальевна
Формирование стиля рококо во французской архитектуре и салонная культура Франции первой половины XVIII века1999 год, кандидат искусствоведения Никонова, Алина Викторовна
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Шелегович, Наталия Максимовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
121. Характеризуя особенности развития классицистической тенденции во французском искусстве XVIII в., необходимо отметить, что это движение здесь не прерывалось. Оно охватило своим влиянием большую часть XVII столетия и проявилось с новой силой в формах неоклассики со второй половины XVIII в.
122. Архитекторы разных регионов Европы были охвачены поиском в области "вариаций стиля". В историческом контексте ни барокко, ни рококо не были самоидентифицированы в отличие от неоклассики, поэтому свобода интерпретаций языка художественных форм "не столько правильных, сколько изумительно красивых" (Шарль де Брос) породила разнообразие региональных вариантов барокко и рококо, воспринимавшихся в художественных кругах Франции уже к середине столетия как "безумство, неудовлетворяющее разум" и "чудесные выдумки" (ILI.-H. Кошен). Тем не менее, эти стилевые формы были актуальны вплоть до 1780-х гг. в южнонемецкой, силезской и виленской архитектуре. Стилевые взаимодействия в европейских памятниках неклассицистической архитектуры 1700-х - конца 1770-х годов отражают в характере художественной ориентации принцип "разумных предпочтений", который зависит от социо-культурного аспекта и функциональных задач архитектуры. Выделяя наиболее значимые аспекты, повлиявшие на выбор определённых стилевых форм в светской и культовой архитектуре Европы XVIII в., можно отметить следующие из них:
1. Особенности социально-политического характера в регионе.
2. Идейно-эстетическая обусловленность вкусов социальной элиты.
3. Степень религиозной и национальной интеграции в поликонфессиональных и многонациональных регионах.
4. Активность межрегиональных контактов и преобладающие культурные влияния.
5. Региональное культурное наследие и степень устойчивости диапазона местных традиций.
6. Природно-климатические факторы и местный строительный материал.
7. Уровень развития местной художественной школы.
8. Функциональные задачи объекта (т. е. здания, сооружения, ансамбля).
9. Социальный статус заказчика, его индивидуальный вкус и финансовые возможности.
Особенности социального и идейно-эстетического характера повлияли на диапазон проявления рококо. Так, например, воздействие стилевых принципов рококо на светское искусство было наиболее показательным для Франции, к чему близки также феномены саксонского и прусского рококо. Иной оказалась ситуация в регионах с повышенным уровнем католического пиетизма, где ведущую роль играло культовое искусство. Среди них - Кампания, Сицилия, Бавария, Франкония, Рейнланд, Б ад, Вюртемберг, Богемия, Силезия и Вилен-щина. Необходимо также отметить, что во многих регионах, где значимость культового искусства являлась определяющей, видную роль имело сооружение парадных резиденций католического клера, в которых безусловное влияние приобрели барокко и рококо. Исключительным стало положение в Португалии, входившей в круг областей повышенного религиозного пиетизма: сильная здесь королевская власть также нуждалась в демонстрации своего могущества посредством искусства, поэтому среди образцов португальского рококо много примеров как светского, так и культового искусства. Специфика культурного наследия Португалии, устойчивый диапазон местных художественных традиций и высокий статус мастера-декоратора повлияли на удивительно яркий и неповторимый региональный вариант "драматического рококо". Специфика локальных феноменов в славянских регионах также несёт на себе отпечаток устойчивости художественных традиций, выразившихся в отголосках готико-ренессансных влияний. Важным фактором были также личностные ориентиры властьимущих. Например, желание молодого Фридриха II подражать своему кумиру Луи XV, чья страна, была также объектом пристального внимания австрийских Габсбургов, стремившихся к созданию альянса в царствование Марии-Терезии. Определяющее воздействие французской культуры в немецких землях упрочилось ещё в царствование Людовика XIV, субсидировавшего жизнь некоторых курфюрстов и маркграфов, а также утвердившего власть французской знати в Эльзасе и Лотарингии. Высокий авторитет итальянских и французских художников оказал влияние на распространение форм нового стиля, равно как и обучение в Италии и Франции зодчих из многих регионов Центральной Европы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шелегович, Наталия Максимовна, 2003 год
1. Труды по проблемам культуры:
2. Гёте Иоганн Вольфганг. Собрание сочинений. В 10 т.: Пер. с нем. / Под общ. ред. А. Аникста. М.: Художественная литература, 1980. Т. 10: Об искусстве и литературе. - 510 с.
3. Гонкур Эдмон и Жюль де. Дневник. Записки о литературной жизни. Избранные страницы. В 2 т.: Пер. с франц. — М.: Художественная литература, 1964. Т. 1 - 2.
4. Дидро Дени. Нескромные сокровища. // А. Р. Лесаж. Хромой бес./ Ш. JI. Монтескье. Персидские письма./ Дени Дидро. Нескромные сокровища: Переводы с франц./ Вступ. ст., примеч. и состав л. А. Бондарев. М.: Иолос, 1993. -С. 399 - 604.
5. Дидро Дени. Салоны. В 2 т.: Пер. с франц. / Вст. ст., сост. и общ. ред. Л.Я. Рейнгардт. М.: Искусство, 1989. Т. 1 - 2.
6. Ильин Илья Петрович. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. / Научный ред. А. Е. Махов. М: Интрада, 1996. - 256 с.
7. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
8. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. В 2 ч. Л.: Искусство, 1979-81. Ч. 1: От истоков до середины XVIII века. - 1979. -295 с.
9. Культурология XXвек.: Энциклопедия. В 2 т. / Ред. и сост. С. Я. Левит. — СПб.: ООО Алегейя, 1998. Т. 1 - 2.
10. Лифгииц М. А. Поэтическая справедливость. / Подг. текста и послесловие Л.Я. Рейнгардт. М.: ТОО "Фабула", НПО "Российская книжная палата"
11. Издательский центр, 1993. 472 с.
12. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. / Сост. и общ. ред. А. А. Тахо -Годи. -М.: Мысль, 1995. 944 с.
13. Ля-Лоранси Лионель де. Французская комическая опера XVIII века. / Пер. с франц., вст. ст. и коммент. Н. Вольтер. — М: Гос. музыкальное изд., 1937.- 156 с.
14. Минц Н. В. Театральные коллекции Франции. (Серия: "Города и музеи мира"). -М.: Искусство, 1989. 447 с.
15. Монтескье Ш. Л. Персидские письма. // А.Р. Лесаж. Хромой бес./ Ш. Л. Монтескье. Персидские письма/ Дени Дидро. Нескромные сокровища: Переводы с франц./ Вступ. ст., примеч. и составл. А. Бондарев. М.: Иолос, 1993. -С. 209 - 396.
16. Опыт истории Замойскаго униатскаго провинциальнаго собора. Грод-на: губернская тип., оттиск из "Гродненских Епархиальных ведомостей", 1904. -27 с.
17. Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика Философия культуры: Перевод Н. П. Снетковой./ Вст. ст. Г. М. Фридлендера (Серия: "История эстетики в памятниках и документах"). М.: Альянс, 1991. - 587 с.
18. Парамонов Б. М. Конец стиля. (Серия: "Символы времени"). М.: Аграф; СПб.: Алетейя, 1997. - 451 с.
19. Прево, аббат. Манон Леско./ Шодерло де Лакло. Опасные связи: Пер. с франц. / Введение Ю. Виппер. (Серия: "Библиотека Всемирной литературы"). -М.: Художественная литература, 1967. Т. 56. Серия I. - 527 с.
20. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI XVIII веков: Пер. с франц. / Сост., вст. ст. и примеч. Н. Жирмунского. - Л.: Художественная литература, 1987. - 573 с.
21. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. / Пер. С. С. Аверинцев / Сост. Р.А. Гальцева М.: Издательство политической литературы, 1991.- 366 с.
22. Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. (Серия: "Мыслители XX века"). — М.: Политиздат, 1992. 543 с.
23. Тэн Ипполит-Адольф. Философия искусства: Пер. с франц. / Подгот. к изд., общ. ред. и послесл. А. М. Микиша. М.: Искусство, 1996. - 350 с.
24. Фукс Эдуард. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. / Пер. с нем. В. М. Фриче. -М.: Республика, 1994. 479 с.
25. Хёйзинга Йоханн. Homo ludens. В тени завтрашнего дня./ Пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса./ Общ. ред. и послесловие Г. М. Тавризян- М.: Прогресс Академия, 1992. - 464 с.
26. Шпенглер Освальд. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы. / Пер. с немецк. С. Э. Борич;научн. ред. О. Н. Шпарага. Минск: ООО "Попурри", 1999. - 720 с.^
27. Жлутко Алесь. Езупы на Беларуси пошую прауды. // 3 псторыяй на " Вы": Зборшк артыкулау. Выпуск друп. / Укладанне У. Арлова Мшск: Мас-тацкая л1таратура, 1994. - С. 118-137.
28. Мальдзю Адам. Беларусь у люстэрку мемуарнай лггаратуры XVIII ста-годзя. Нарысы быту i звычаяу. — Мшск: Мастацкая лггаратура, 1982. 348 с.
29. Найдзюк Язэп. Частка I. Ад старажытных часоу да другой сусьветнай вайны. // Найдзюк Язэп, Касяк 1ван. Беларусь учора i сяньня. Нарыс з ricropbii Беларуси / Пасьл. А. Грыцкев1ча; уклад. Н. Дашкев1ч. Мшск: Навука i тэхш-ка, 1993,- С. 5-243.
30. Пашкевгч Уладзшгр. Ушяцкая царква у Беларуа у пачатку XVIII ст. // 3 ricropbii унияцтва у Беларуси Да 400-годдзя Брэсцкай yHii. / Зборшк публиса-цый пад рэд. М.В. Б1ча i П.А. Лойю. Мшск: НКФ "Экаперспектыва", 1996. -С. 77-84.
31. Саверчанка I. Апостал яднання i веры: Язэп Руцкь Мшск: навука i тэх-шка, 1994. - 67 с.
32. Цеханавецт Анджэй. М1хал Ka3iMip AriHCiri i яго "сядз1ба муз ay" у Сло-шме./ Пераклад з нямецкай мовы У. Сакалоускага. / Навук. рэд. А. Мальдзю — Мшск: Беларусь, 1993. - 176 с.
33. Шышыгма-Патоцкая К. Я. Скарбы НясвЬка. Мшск: Полымя, 1993. -192 с.
34. Специализированные справочные издания:
35. Баторевич Н. И., Кожицева Т. Д. Архитектурный словарь. Изд. 2-е доп. - Санкт-Петербург: Стройиздат СПб., 2001. - 384 с.
36. Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония. Справочник-путеводитель по архитектурным памятникам. / Авторы текста и сост. В. А. Чантурия, Й. Минкяви-чус, Ю. М. Васильев, К. Алтгоа. (Серия "Памятники искусства Советского Союза"). -М.: Искусство, 1986. 487 с.
37. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 т. СПб.: Кольна, 1995-1997.-Т. 1-3.
38. Волошин В. Ф., Зельтен Н. А. Словарь архитектурно-строительных терминов. Минск: Вышэйшая школа, 1990. - 188 с.
39. Грубе Г. Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам: Справочник./ Пер. с нем. М. В. Алёшечкиной. М.: Стройиздат, 1990. - 216 с.
40. Крачковский Ю. Ф. Предисловие. Археографический сборник документов, относящихся к истории северо-западной Руси, издаваемый при управлении Виленскаго учебнаго округа. Вильна: тип. А. Г. Сыркина, 1900. - Т. XII. -С. 5-43.
41. Якимович Ю. А. Зодчество Белоруссии XVI середины XVII веков. Справочное пособие. - Минск: Наука и техника, 1991. - 368 с.♦ ♦
42. Архтэктура Беларуси Энцыклапедычны даведшк./ Рэд. кал. A. A. Boi-нау i irnn. Мшск: "Беларуская Энцыклапедыя" 1мя П. Броую, 1993. - 620 с.
43. Збор помткау ricropbii i культуры Бе л ару ci: Энцыклапедычны даведшк. У 8 т. / Гал. рэд. выд. С. В. Марцэлеу. Мшск: вьщ. "Беларуская савецкая энцыклапедыя" 1мя П. Броую, 1984-88. - Т. 1-8.
44. Энцыклапедыя псторьп Бeлapyci. У 6 т. / Гал. рэд. Г. П. Пашкоу. — Мшск: Беларуская энцыклапедыя iww П. Броую, 1993-99. Т. 1 - 5.
45. Кулагм А. М. Каталщюя храмы на Бе л ару ci: Энцыклапедычны даведшк.2.е выд. Мшск: Беларуская энцыклапедыя, 2001. - 216 с.^
46. Lietuvos TSR istorijos ir kulturos paminkly s^vadas. / Vyriaus. red. kol. I. BarauskaitS. Ir kt. 2 t. Vilnius: Vyriausioji Enciklopedij4 Redakcija, 1988-90. -T.l: Vilnius.- 1988.-592 p.
47. Loza S. Architekci i budowniczowie w Polsce: Slownik. — Warszawa: Bu-downictwo i architektura, 1954. 425 s.
48. PoplatekJ., PaszendaE. Slownikjezuitow-artyst6w. Krakow: wyd. Modlit-wy Apostolstwa, 1972. - 350 s.
49. Sedlmayr Hans, Bauer Hermann. Rococo. // Encyclopedia of World Art. In 40 Vol. New-York-Toronto-London, 1963-70. - Vol. 12. - 1966. - P. 230 - 274.
50. Труды по общим проблемам архитектуры и искусства:
51. Абеляшева Г. В. Фонтенбло. Во-ле-Виконт. Версаль. (Серия: "Города и музеи мира"). М.: Искусство, 1994. - 256 с.
52. Арнхейм Рудольф. Динамика архитектурных форм. / Пер. с англ. В. JI. Глазычева. -М.: Стройиздат, 1984. 193 с.
53. Архитектура и психология. / А. В. Степанов, Г. И. Иванова, Н. Н. Нечаев. (Серия: "Специальность "Архитектура"). М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.
54. Базен Жермен. История истории искусства. От Вазари до наших дней: Пер. с франц. / Послесл. и общ. ред. Ц. Г. Арзаканяна. М.: Прогресс - Культура, 1995. - 528 с.
55. Бартенев И. А. Основы архитектурных знаний для художников. М.: Искусство, 1964. - 243 с.
56. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 384 с.
57. Бирюкова Н. Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII -XVIII веков. Л.: Искусство, Ленинградское отд., 1972. - 239 с.
58. Бирюкова Н. Ю. Французская фарфоровая пластика XVIII века. Л.: изд. Государственного Эрмитажа, 1962. - 312 с.
59. Бирюкова Н. Ю. Французские шпалеры к. XV XX века в собрании Эрмитажа. - Л.: Аврора, 1974. - XXVII, 171 с.
60. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. В 3 т. М.-Л.: ACADE-MIA, 1935-37. - Т. 1 - 2.
61. Вёльффлин Генрих. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в Новом искусстве. / Пер. с немецк. / Предисловие и сост. А. Г. Наследникова. (Серия: "Классика искусствознания"). СПб.: Мифрил, 1994. -XVIII, 398 с.
62. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства — М.: Изобразительное искусство, 1985. 288 с.
63. Всеобщая история архитектуры. В 12 т. / Под ред. А. В. Бунина, А. И. Каплуна, П. Н. Максимовой. -М.: Изд. литературы по строительству, 1966-77,-Т. 7 : Западная Европа и Латинская Америка XVII перв. пол. XIX в.в. - 1969. -620 с.
64. Гартман К. О. История архитектуры. В 2 т.: Пер. с немецк. / Предисл. И. Маца. — М.: ИЗОГИЗ, 1936-38. Т. 2 : От зарождения Ренессанса до конца XIX века - 1938. - 336 с.
65. Гартман К. О. Стили. От Ренессанса до наших дней. В 2 ч.: Пер. с немецк. / Под ред. Н. Самсонова. Рига: Наука и жизнь, 1915. - Ч. 2 : Стили от Ренессанса до наших дней. -144 с.
66. Гидион Зигфрид. Пространство, время, архитектура / Пер. с немецк. М. В. Леонене. 3-е изд. - М.: Стройиздат, 1984. - 455 с.
67. Гильдебрандт Адольф. Проблема формы в изобразительном искусстве: Пер. с немецк. М.: Мусагет, 1914. -195 с.
68. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера СПб.: Стройиздат.С.-Петербургское отделение, 1992. -360 с.
69. Даниэль С. М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. -223 с.
70. Делакруа Эжен. Избранное. В 2 т. / Пер. с франц. Т. М. Пахомовой. / Под ред. М. В. Алпатова. -М.: изд. АХ СССР, 1961. Т. 1 - 2.
71. Згура В.В. Китайская архитектура и её отражение в Западной Европе. /
72. Предисл. Б. Денике. М.: Ранион, 1929. - 45 с.
73. Зедльмайр Ханс. Искусство и истина: о теории и методе истории искусства. / Пер. с нем. С. С. Ванеяна. -М.: Искусствознание, 1999. 366 с.
74. Иконников А. В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. -М.: Советский художник, 1985. 336 с.
75. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. (Серия: "Проблемы искусства и архитектуры"). — М.: Искусство, 1985. 175 с.
76. Иллюстрированная энциклопедия моды. / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. / Пер. с чешек. Прага: Артия, 1987. - 608 с.
77. Йоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Л.: ОГИЗ; ЛенИЗО-ГИЗ, 1933. - XVIII, 570 с.
78. История искусства зарубежных стран. В 3-х т. / Под общ. ред. М.В. Доброклонского. / Ред. 3-го т. В. И. Раздольская. - М.: изд. Академии художеств СССР, 1964. - Т. 3. - 670 с.
79. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. - 232 с.
80. Каптерева Т. 77. Искусство Португалии. М.: Изобразительное искусство, 1990. - 400 с.
81. Кес Д. Стили мебели: Пер. с венгерск. 2-е изд. - Будапешт: изд. Академии наук Венгрии, 1981. - 270 с.
82. Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М.: Искусство, 1986. - 348 с.
83. Коммиссаржевский Фёдор. История костюма. — Минск: Литература, 1998. 496 с.
84. Кон-Винер Э. История стилей изобразительного искусства: Пер. с нем. и ред. М. М. Житомирского. М.: Госиздат, по изобр. иск.-ву и типография " Гудок", 1936. - 218 с.
85. Куглер Франц. Руководство к истории искусства. В 2 ч. / Пер. с нем. Е. Ф. Корша. / Комментарии и обработка Вильгельма Любке. 4-е изд. - М.: тип. Грачева и К°, 1869-70. - Ч. 1 - 2.
86. Курбатов Ю. И. Связи архитектурных форм со средой. Принципы формирования: Учебное пособие. JL: отпеч. ЛИСИ, 1986. - 32 с.
87. Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времён и стилей. Сто таблиц с объяснительным текстом. В 2-х т.т.: Пер. с немецк. СПб.: изд. А.Ф. Девриена, 1898. -Т. 1 - 2.
88. Любке Вильгельм. Иллюстрированная история искусств. Архитектура — скульптура — живопись музыка: Пер. с немецк. - СПб.: изд. А. С. Суворина, 1901.-312 с.
89. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. Переводы. М.: Искусство, 1965-70. -Т. 3: XVII - XVIII в.в. / Под общ. ред. А. Губера, В.Н. Гращенкова и др. - 1967 -503 с.
90. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в семи томах. Переводы. М: Искусство, 196570. - Т. 4: Первая половина XIX в. / Под общ. ред. И. Л. Маца, Н. В. Яворской и др. - 1967. - 622 с.
91. Маца И. Л. Архитектура Чехословакии. Исторический очерк. М.: Советский художник, 1959. - 303 с.
92. Миронова Л. Н. Учение о цвете.- Минск: Вышэйшая школа, 1993. 463 с.
93. Моран Анри де. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времён до наших дней. / Пер. с франц. Н. И. Столяровой и Л. Д. Лип-ман. М.: Искусство, 1982. - 577 с.
94. Наливайко Д. С. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Мис-тецгво, 1981. - 287 с.
95. Николаева Н. С. Япония Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI —начало XX века. М.: Изобразительное искусство, 1996. - 400 с.
96. Панофский, Эрвин. Idea: к истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. / Пер. с немецк. Ю. Н. Попова. СПб.: Ахюма, 1999. - 393 с.
97. Пенева Николгша. Фасадные элементы. / Пер. с болт. С. Ланской. М.: Стройиздат, 1986. - 125 с.
98. Лунин Андрей Львович. Архитектура Петербурга середины XIX века. -Л.: Лениздаг, 1990. 351 с.
99. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн. Истоки, история, проблемы. - М.: Искусство, 1989. - 294 с.
100. Слюнькова И. Н. Архитектура городов Верхнего Приднепровья XVII -середины XIX в. Минск: Наука и техника, 1992. -144 с.
101. Смолина Н. И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.-344 с.
102. Соколов М. Н. Мистерия соседства. К метаморфологии искусства Возрождения. М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 520 с.
103. Соколова Т. Орнамент почерк эпохи.- Л.: Аврора, 1972. - 148 с.
104. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры: Пер. с чешек. / Под ред. В. Л. Глазычева. -М.: Стройиздат, 1984. 293 с.
105. Ткачёв В. Н. История архитектуры: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1987. - 271 с.
106. Федорук А. Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. Минск: Урад-жай, 1989. - 247 с.
107. Флетчер Банистер. История архитектуры, составленная по сравнительному методу. В 3 т.: Пер. с англ. СПб.: изд. Р. Бекера, 1911-13. - Т. 1-3.
108. Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. В 2-х т. Изд. 3-е перераб. - Минск: Высшая школа, 1985. - Т.1 : Дооктябрьский период. - 295 с.
109. Шмит Ф. И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. Л.: Academia, 1925. - 184 с.283 ^
110. Псторыя беларускага мастацтва. У 6-щ т. / Гал. рэд. выд. С. В. Марцэ-леу. Мшск: Навука i тэхшка, 1987-92. - Т. 2 : Другая палова XVI - канец XVIII стагодзя. / Рэд. томаЯ.М. Сахута. - 1988. - 384 с.
111. Лакотка АЛ. Нацыянальныя рысы беларускай архиэктуры. — Мшск: Ураджай, 1999. 366 с.
112. Страчаная спадчына. / Т. Габрусь, А. Кулагш, Ю. Чантурыя, А. Квгг-нщкая, М. Ткачоу. / Уклад. Т. Габрусь. — Мшск: Полымя, 1998. 351 с.
113. Bartkievicz Magdalena. Polski ubior do 1864 roku. Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich, 1979.- 146 s.
114. Biaiostocki Jan. Pi^c wiek6w mysli о sztuce. Warszawa: Panstwowe wyd. naykowe, 1976. - 294 s.
115. Dobrowolski Tadeusz. Sztuka Polska. Krakow: Wydawnictwo Literackie, 1974. - 770 s.
116. Koch WilfriecL Style w architekturze. Arcydziela budownictwa europejskie-go od antyku po czasy wspolczesne: Przekl. z niemieck. Warszawa: Swiat Ksi^zki, 1996. - 528 s.
117. Mallgrave Harry Francis. Gottfried Semper: architect of the nineteenth century. New Haven: Yale University Press, 1996. - VIII, 443 p.
118. Pevsner Nikolaus. Historia architektury europejskiej. W 2-ch t. / Przekt. z niemieck. J. Wydro. Warszawa: Arkady, 1979-1980. - Т. 1 - 2.
119. Polska: jej dzieje i kultura od czas6w najdawnejszych do chwili obecnej. W 8 t. / Pod red. A. Bruknera. Warszawa: ТЕМ, 1927-32. - Т. 2 , ks. 4. : 1572-1795 г.г. - 755 s.
120. Polska w krajobrazie i zabytkach. / Pod red. A.Bochnaka i in. W 2-ch t.
121. Warszawa: wyd. D.T. Ztotnickiego, 1930. Т. 1 2.
122. Rys historyczny zgromadzeh zakonnych obojej plci wraz z rycerskiemy zakonami i ordenami panstw: Przektad z niemieck. Warszawa: wyd. druk. o.o. pia-row, 1848. - Т. 1 - 3.
123. Vilniaus. Architektura. / Red. kol. K. Gerbulenas ir kt. Vilnius: Mokslas, 1985.-384 p.
124. Witwicki W. Wiadomosci о stylach. / Opracowanie graficzne K. Zarski. — Warszawa: panstwowe wyd. "Wiedza Powszechna", 1960. 268 s.
125. Zarynowie Malgorzata i Jan. Gl^bokie. Historia i zabytki. (Z ser. "Bibli-oteczka kresowa"). Warszawa: Oficyna Wydawnicza "Gryf1, 1992. - 42 s.
126. Труды по проблемам архитектуры и искусства XVII-XVIII вв.:
127. Базен Жермен. Барокко и рококо. / Пер. с англ. МИ. Майской. ( Серия: "Большая библиотека "Слова"). М.: СЛОВО / SLOVO, 2001. - 288 с.
128. Ватто Антуан. Старинные тексты. / Пер. с франц. Е. А. Гунста. / Сост., всг. ст. и коммент. Ю. Золотова. -М.: Искусство, 1971. 103 с.
129. Вёльффлин Генрих. Ренессанс и Барокко. / Пер. с нем. Е. Лундберга. — СПб.: Грядущий день, 1913. -164 с.
130. Гаузенгитейн Вильгельм. Искусство рококо. Французские и немецкие иллюстраторы восемнадцатого столетия: Пер. с немецк. М.: Современные проблемы, 1914. - 128 с.
131. Герман М. Ю. Антуан Ватто. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. -288 с.
132. Дасса Фредерик. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. / Пер. с франц. Елены Мурашкинцевой. М.: Астрель ■ ACT, 2002. - 160 с.
133. Кулагин А. Н. Архитектура и искусство рококо в Белоруссии. В контексте общеевропейской культуры. Минск: Наука и техника, 1989. - 236 с.
134. Ротенберг Е. И. Западноевропейское искусство XVII века. (Серия: " Памятники мирового искусства"). Выпуск IV (серия первая). — М.: Искусство, 1971.-620 с.
135. Саваренская Т. Ф. Западноевропейское градостроительство XVII XIX веков. Эстетические и теоретические предпосылки. - М.: Стройиздат, 1987. -191 с.
136. Тананаева Л. И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко. М.: Наука, 1979. - 304 с.
137. Трусов О. А. Памятники монументального зодчества Белоруссии XI -XVII веков. Архитектурно-археологический анализ. Минск: Наука и техника, 1988. - 160 с.^
138. Дэкаратыуна-прыкладное мастацтва БеларуЫ XII XVIII ст.ст. Аутар тэксту i склад. Н. Ф. Высоцкая. - Мшск: Навука, 1984. - 236 с.136. 1канатс Беларус1 XV XVIII стагодзяу. Аутар тэксту i склад. Н. Ф. Высоцкая. - Мшск: Беларусь, 1992. - 231 с.^
139. Andersen Liselotte. Baroque and Rococo art. ("Panorama of World Art") -New-York: Harry N.Abrams Inc., 1969. 264 p.
140. Bazin Germain. The Baroque: principles, styles, modes, themes. 2 edit. -New-York: W.W.Norton and Company, 1978. - 372 p.
141. Blazidek Oldrich J. Barockkunst in BOhmen. Prag: Artia, 1967. - 195 s.
142. Boehn, M. von. Rokoko. Francja w XVIII stuleciu. / Thimacz. z niemieck. P. Hulki-Lasowskiego / Z wyd. 1919 r. Warszawa: drukarnia Everta i Michals-kiego, b/r. - 520 s.
143. Braunfels Wolfgang. Francois Cuvillies: der Baumeister der galanten Archi-tektur des Rokoko. -Mtinchen: Silddeutscher Verlag, 1986. 223 s.
144. Brinckmann Albert Erich. Von Guarino Guarini bis Balthasar Neumann. Vortrag in der Mitgliederversammlung des Deutschen Vereins fur Kunstwissenschaft am 11. Juni 1932 zu Berlin. — Berlin: Deutscher Verein fur Kunstwissenschaft, 1932,- 17 s.
145. Der Zwinger in Dresden. / Text von Fritz LOffler. / Fotos von Willy Prit-sche. Leipzig: Cop. by VEB E.A. Seemann Verlag, 1976. - 188 s.
146. Feulner Adolf. Bayerisches rokoko. / Der Text des buches ist eine selbstan-dige Zusammenfassung verschiedener Spezialarbeiten des Verfassers. Mtinchen: Kurt Wolff Verlag, 1923. -211 s.
147. Franz Heinrich Gerhard. Bauten und Baumeister der Barockzeit in B5h-men. Entstehung und Ausstrahlungen der bdhmischen Barockbaukunst. Leipzig: VEB Verlag E.A. Seemann, 1962. - 488 s.
148. Gurlitt Cornelius. Geschichte des Barockstiles des Rococo und des Klassi-cismus in Belgien, Holland, Frankreich, England. Stutgart: Verlag von Ebner & Seubert, 1888. - XII, 419 s.
149. Hautecoeur Louis. Histoire de L'Architecture classique en France. Dans 7
150. Vol. Paris: Editions A. et J. Picard et C-ie, 1943-57. - Vol. 3 : Premiere moitie du XVIIIe siecle: le style Louis XV. - 1950. - 673 p.
151. Kalinowski Konstanty. Architektura doby baroku na Slqsku. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1977. - 382 s.
152. Kalinowski Konstanty. Rzezba barokowa na &lc*sku. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1986. - 580 s.
153. Kimball Fiske. The Creation of the Rococo. (Series: "The Norton Library"). Reprint edit. 1943. New York: W.W. Norton & со., 1964. - 242 p.
154. Kotrba Viktor. Ceska barokni gotika. Dilo Jana Santiniho-Aichla. / Foto A. Paula. Vyd.l. -Praha: Academia VED, 1976. - 196 st.
155. L'art de Batir des maisons de campagne ou l'on traite de leur distribution, de leur construction & de leur decoration. Par le Sieur С. E. Briseux. Paris: Chez Prault Pere, a l'entree du Quay de Gevres, au Paradis, 1743. - Vol. 1-2.
156. Le Faubourg Saint-Germain: decorations exterieures et interieures notices historique et descriptive par Jules Vacquier. (Sdrie: Les vieux hotels de Paris). 6 portfolios. - Paris: Chez F.Contet, Editeur d'Art, 1912-13.
157. Lorentz Stanislaw. Materiafy do historii wilenskiej archytektury baroku i rokoko. Warszawa wyd. In-ta sztuk pi^knych PAN, 1989. - 58 s.
158. Meek H. A. Guarino Guarini and his architecture. New Haven - London: Yale University Press, 1988. - 194 p.
159. Millon Henri. Baroque and rococo architecture. (Series: "Great ages of world architecture"). New-York: G. Braziller, 1961. - 127 p.
160. Norberg-Schuk Christian. Late Baroque and Rococo architecture. New-York: Harry N. Abrams, Inc., 1974. - 415 p.
161. Pignatti Teresio. The Age of Rococo. / Transl. by L. Andrade from the ital. original. London - N.-York - Sydney - Toronto: Print. Paul Hamlyn, 1969. - 157 p.
162. Popp Hermann. Die architekture der Barock und Rokokozeit in Deutsch-land und der Schweiz. Stuttgart: Verlag von Julius Hoffmann, 1913. - 286 s.
163. Propylaen-Kunstgeschichte. In 16 Bd. Berlin: im Propylaen-Verlag, 1923-35. - Bd. XIII: Die Kunst des Rokoko./ Von Max Osborn. - 1929. - 658 s.
164. Rose Hans. Spatbarock: Studien zur Geschichte des Profanbaues in den Jah-ren 1660-1760. Miinchen: H. Bruckmann, 1922. - 284 s.
165. Schmarsow August. Beitrage zur aesthetik der bildenden kunste. Barock und Rokoko. Leipzig: verlag von S.Hirzel, 1897. - 398 s.
166. Schdnberger Arno, Soehner Halldor. The age of rococo. / Translated from the german by Daphne Woodward. London: Thames and Hudson, 1960. - 393 p.
167. Sokotowska Jadwiga. "Spory о barok". W poszukiwaniu modelu epoki. -Wyd. 1. Warszawa: Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1971. - 372 s.
168. Tasic Branka. Rokoko. Kako prepoznati umetnost. Beograd: Vuk Karad-Ы, 1980. - 64 st.
169. The Triumph of the Baroque. Architecture in Europe 1600-1750./ Edited by Henry A. Millon. Milan: Bompiani, 1999. - 623 p.
170. Научные сборники и каталоги выставок:
171. Арнхейм Рудольф. Новые очерки по психологии искусства. / Пер. с англ. Г. Е. Крейдлина. / Научн. ред и вст. ст. В.П. Шестакова. М.: Прометей, 1994. - 256 с.
172. Бибихин В. В. Ганс Зедльмайр — "Утрата середины": Реферат. // Общество, культура, философия. Материалы к XVIII Всемирному философскому конгрессу. М.: ИНИОН АН СССР, 1983. - С. 56 - 149.
173. Бирюкова Н., Немилое И. Вступительная статья. // Ватто и его время. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство: Каталог выставки Государственного Эрмитажа. Л.: Аврора, 1972. - С. 7 - 19.
174. B. Василенко. СПб.: отпеч. СПб. гос. академический ин.-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, 1995. - С. 76 - 86.
175. Виппер Б. Р. Искусство XVII века и проблема стиля барокко. // Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV XVII веков. Ренессанс. Барокко. Классицизм. / Под ред. Б. Р. Виппера. -М.: Наука, 1966. - С. 245 - 263.
176. Герчук Ю. А. Воображаемая архитектура в живописи и графике. // Западноевропейская художественная культура XVIII века: Сборник научных статей. / Под ред. В. Н. Прокофьева. / ВНИИ искусствознания и ГМИИ им. А.
177. C. Пушкина- М.: Наука, 1980. С. 89 - 103.
178. Козлов С. JI. Категория joli во французской культуре XVII XVIII в.в.// Литература в контексте культуры: Сборник научных статей. / Под ред. С. И. Пискуновой. -М.: изд. МГУ, 1986. - С. 128 - 144.
179. Культура эпохи Просвещения: Сборник научных статей. / Под ред. А.Н. Торопцева -М.: Наука, 1993. 255 с.
180. Маркина JI. А. От барокко к рококо. // Барокко в России : Сборник научных статей. / Под ред. Г. Г. Поспелова. — М.: изд.-во гос. института искусствознания, 1994. С. 168 -177.
181. Мыльников А. С. Чешское барокко как историко-культурный феномен.// Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи: Сборник научных статей. / Под ред. А. И. Рогова. М.: Наука, 1979. - С. 99 -131.
182. Проекты и рисунки французских архитекторов и орнаменталистов XVIII начала XIX века: Каталог выставки Государственного Эрмитажа / Сост. и вступ. ст. - А. Воронихина - Л.: Аврора, 1971. - 38 с.
183. Прокофьев В. Н. От редактора // Западноевропейская художественная культура XVIII века: Сборник научных статей. / Под ред. В. Н. Прокофьева / Сектор классического искусства Запада ВНИИ искусствознания и ГМИИ им.
184. А. С. Пушкина. М.: Наука, 1980. - с. 3-7.
185. Пункн А. Л. Понятие стиля и Троицкий мост в контексте творческих исканий архитектуры и мостостроения эпохи модерна. // 100 лет петербургскому модерну: Материалы научной конференции. — СПб.: ОАО "Альт-Софт", ООО "Белое и чёрное", 2000. С. 86 - 97.
186. Ракова А. Л. ХУШ век в зеркале орнаментальной гравюры: Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа — СПб.: Государственный Эрмитаж, 1997. -124 с.
187. Ракова А. Л. Жан Берен и судьбы гротеска // Западноевропейское искусство XVIII века: Публикации и исследования. / Под ред. Т. А. Илатовской и др. Л.: Искусство, 1987. - С. 85 - 94.
188. Рогов А. И. Проблемы славянского барокко. // Славянское барокко. Историко-культурные проблемы эпохи: Сборник научных статей. / Под ред. А. И. Рогова М.: Наука, 1979. - С. 3 - 12.
189. Сиповская Н. В. Фарфоровый кабинет как тип интерьера эпохи барокко. // Барокко в России : Сборник научных статей. / Под ред. Г. Г. Поспелова М.: изд.-во гос. института искусствознания, 1994. - С. 189 -197.
190. Сто рисунков французских орнаменталистов втор. пол. XVII перв. пол. XVIII в.в.: Каталог выставки. / Сост. и автор вст. статьи В. Г. Шевченко -СПб.: Государственный Эрмитаж, 1995. - 137 с.
191. Хаит В. Л. Барокко и барочность в европейской культуре XVII XVIII веков. // Барокко в России : Сборник научных статей. / Под ред. Г. Г. Поспелова. - М.: изд.-во гос. института искусствознания, 1994. - С. 80 - 99.
192. Якимович А. К. Бернини и Борромини: становление двух типов художественного сознания барокко. // Искусство Западной Европы и Византии:
193. Сборник научных статей. / Под ред. В.Н. Гращенкова, А.И. Комеча и др. /
194. ВНИИИМин. культуры СССР. -М.: Наука, 1978. С. 104 - 125.>
195. Лазука Б. А. Беларускае барока. Тэндэнцьп i напрамш развщця. // Барока у беларускай культуры i мастацтве: Зборшк навуковых артыкулау. / Пад. рэд. В. Ф. Шматава. / 1нстытут мастацтвазнауства, этнаграфп i фальклору
196. HAH Беларусь — Мшск: Беларуская навука, 1998. С. 50 - 64.
197. Назта I. Д. Арганы на Беларусь // Помнш мастацкай культуры Беларусь Новыя даследаванш: Зборшк артыкулау. / АН БССР. Гнстытут мас-тацтвазнауства, этнаграфн i фальклору. / Над рэд. С.В. Марцэлева. Мшск: Навука i тэхшка, 1989. - С. 154 - 160.
198. Mankowski Tadeusz. Orient w polskiej kulturze artystycznej. // Studia z historii sztuki. Wroclaw-Krakow: zaklad narodowy imienia Ossolinskich, 1959. -Т. VIII, Cz. 2. - 255 s.
199. Бирюкова H. Ю. Прикладное искусство Франции XVII-XVIII в.в. Особенности формирования стиля: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения. — М., 1986. 42 с.
200. Высоцкая Н. Ф. Искусство Беларуси XII XVIII в.в.: Научный доклад на соискание учёной степени доктора искусствоведения. - СПб., 1994. - 48 с.
201. Славина Т. А. Закономерности архитектурного наследования: Автореферат на соискание учёной степени доктора архитектуры. JL, 1984. - 40 с.
202. Яровой А. В. Становление и развитие профессиональной организации в европейской архитектуре XIII XX в.в.: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры. - М., 1987. - 27 с.
203. Статьи в периодических изданиях:
204. Гершензон Павел. Бонжур Тристесс. К определению архитектуры Роберта Вентури. // Вавилон. Митин журнал. 1993. - Вып. № 50. - С. 84 - 116.
205. Каплун А. Вопросы современной теории стиля в архитектуре. // Архитектура СССР. 1973. - № 1. - С. 48 - 51.
206. Квитницкая Е. Д. Коллегиумы Белоруссии XVIII века. // Архитектурное наследство. М: Стройиздат, 1972. - № 19. - С. 3 -14.
207. Курьер ЮНЕСКО. Барокко. 1987. - Октябрь. - 47 с.
208. Маца И. Л. К вопросу о стиле. // Искусство. 1959. - № 1. - С. 40 - 51.
209. Прокофьев В. Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория прогрессивного циклического развития искусства. // Советское искусствознание.
210. М.: Советский художник, 1980-81. Вып. 2. - С. 252 - 285.^ ^
211. Габрусь Тамара. "Сармацкае" барока у архггэктуры Беларуси // Мас-тацгва. Мшск, 2000. - № 1. - С. 45 - 51.
212. Габрусь Тамара. Страчаная спадчына. Загублены шэдэур. // Мас-тацгва. Мшск, 1993. - № 10. -С. 12- 76.
213. IJixan Тамара. Арганы i званы каталнцах касьцёлау Беларуа XVII
214. XVIII ст.сп . И Мастацтва. Мшск, 1995. - № 4. - С. 67 - 72.
215. Лгхач Тамара. Музычныя бурсы езу1тау на Беларусь // Мастацтва. -Мшск, 1995. № 6. - С. 13 - 19.
216. Можы Ю. Дэмагараф1чны спад на Беларуа у сярэдзше XVII пач.
217. XVIII ст. // Спадчына. Мшск, 1992. - № 5. - С. 19 - 35.♦ ♦
218. G^barowicz Mieczyslaw. Album Poturzycki. Nowe materyaly do dziejow arcliitektury epoki Saskiej. // Kwartalnik architektury i urbanistyki. Warszawa: PWN, 1976. - Т. XXI. - Z. 2. - S. 77 - 152.
219. Glowacki Kazimierz. Kosciol jezuitow w Dzwinsku zapomniane dzielo F. B. Rastrellego. // Kwartalnik architektury i urbanistyki. — Warszawa: PWN, 1986. -Т. XXXI.-Z. 2.-S. 127-149.
220. Hayward J.F. The Mannerist Goldsmiths. Part 1. Antwerp. // The Connoisseur. -1964. June, № 628. - P. 92 - 96.
221. Kowalczyk Jerzy. Andrea Pozzo a p6zny barok w Polsce. // Biuletyn Histo-rii Sztuki. 1975. - R. XXXVII. - № 2. - S. 162 - 178.
222. Kowalczyk Erzy. August II i architekci Warszawscy. // Kwartalnik architektury i urbanistyki. Warszawa: PWN, 1988. - Т. XXXIII. - Z.l. - S. 3 -16.
223. Kowalczyk Jerzy. Latynizacja i okcydentalizacja architektury greckokato-lickiej w XVHI w.// Biuletyn Historii Sztuki. 1980. - R. XLII. - № 4. - S. 347 - 362.
224. Kowalczyk Jerzy. Poznobarokowa architektura Wilna i jej europejskie zwi^zki.// Biuletyn Historii Sztuki. 1993. - R LV. - № 2-3. - S. 169 - 197.
225. Ks. Mandzivk, Jozej. Zakony w (archi) diecezji Wilenskiej. I. Zakony m?-skie w diecezji Wilenskiej w XV XVIII w. // Studia teologiczne - Bialystok-Drohi-czyn-Lomza: Kuria Arcybiskupia w Bialymstoku. - 1987/88. - № 5-6. - S. 161-176.
226. Lorentz St. О architekturze wilenskiej. // Biuletyn Historii Sztuki. 1993. -R. LV. - № 2-3. - S. 153-167.
227. Lorentz Stanislaw. Projekty architektoniczne J.A. Meissoniera dla Polski. // Biuletyn Historii Sztuki. 1958. - R. XX. - № 2. - S. 186 -198.
228. Paszenda Jerzy. Kosciol jezuitow w Iftukszcie. // Biuletyn Historii Sztuki. -1978. R. XL. - № 3. - S. 287 - 300.
229. Paszenda Jerzy. Kosciol Sw. Jana w okresie jezuickim (1571 1773). // Kwartalnik architektury i urbanistyki. - Warszawa: PWN. - 1985. - Т. XXX. - Z. 3. -S. 265 - 278.
230. Paszenda Jerzy. Problem stylu w architekturze jesuickiej: Praca referowana na zebraniu naukowym Oddzialu Krakowskiego SHS w 1965 r. // Biuletyn Historii Sztuki. 1967. - R. XXIX. - № 2. - S. 146 - 156.
231. Paszenda Jerzy. Stiuki wilenskie XVIII wieku w swietle archiwow jezuickich. // Biuletyn Historii Sztuki. 1974. - R. XXXVI. - № 2. - S. 158 - 168.
232. Paszenda Jerzy. Zabudowania Akademii Wilenskiej w XVI XVIII wieku. // Kwartalnik architektury i urbanistyki. - Warszawa: PWN. - 1986. - Т. XXXI. - Z. l.-S. 43-64.
233. Wrabec Jan. Kosciol pobenedyktynski w Legnickim Polu. Uwagi о architekturze i programie ideowym. // Biuletyn Historii Sztuki.-1971. -R. ХХХП1. № 4.-S. 345 - 364.
234. Wrabec Jan. W centrum Europy Srodkowej czy stowianskiego swiata? О roli niektorych poj§6 w badaniach nad Sl^skim barokiem. // Biuletyn Historii Sztuki.- 1980. R. XLII. - № 3 - 4. - S. 245 - 253.
235. Zubovas Vladimiras. Uzupelnienia do biografii Tomasza Zebrowskiego. // Biuletyn Historii Sztuki. 1978. - R. XL. - № 3. - S. 277 - 285.
236. Электронные ресурсы удалённого доступа:
237. Archinform. International architectural database. Electronic resource . -Visual and textual information. Electronic information: in a condition of updating. Retrieved: December 17, 2001 from www: http://wmv.archinform.de/restart.en.htm
238. Title from the screen. English language.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.