Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Степанова, Мария Андреевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат наук Степанова, Мария Андреевна
Содержание
Введение
Глава 1. Роль музыки в формировании писательской индивидуальности В.Ф. Одоевского-романтика
1.1. Концепция синтеза искусств в эстетической теории романтиков
1.2. Искусство музыки в осмыслении западноевропейских и русских романтиков
1.3. Феномен музыки в статьях В.Ф. Одоевского
1.4. «Романтический эллинизм» В.Ф. Одоевского в аспекте синтеза музыки и литературы
1.5. Художественно-жанровый синтез книги В.Ф.Одоевского «Русские ночи»: функции литературного переосмысления музыки 48 Глава 2. Роль музыкальных аллюзий в создании образного строя произведений В.Ф. Одоевского
2.1. Образ святой Цецилии В.Ф. Одоевского: живописные и музыкальные аллюзии в контексте христианской традиции
2.2. Изображение музыкальных инструментов в произведениях В.Ф. Одоевского: символические функции аллюзий
2.3. Художественно-стилевые доминанты в создании образа импровизатора: В.Ф. Одоевский и A.C. Пушкин
2.4. Роль музыкальных аллюзий в изображении В.Ф. Одоевским гениев-композиторов - И.С. Баха и J1. Бетховена: искусство классическое и романтическое
2.5. Художественные функции музыкальных аллюзий в произведениях В.Ф. Одоевского, входящих в круг детского чтения: искусство и дидактика
98
Глава 3. Литературное изображение музыкальных форм в новеллах и повестях В.Ф. Одоевского
3.1. Семантика звука в прозе В.Ф.Одоевского: музыкальные аллюзии и авторский стиль
3.2. Лейтмотивы как один из приемов создания музыкально-мифологических образов повести «Саламандра»
3.3. Роль музыкальных жанровых аллюзий в стиле произведения: «Imbroglio» В.Ф. Одоевского и «Концерт бесов» М.Н. Загоскина
3.4. Особенности и художественные функции изображения пения в произведениях В.Ф. Одоевского
3.5. Роль оперных аллюзий при воплощении проблематики произведений В.Ф. Одоевского
3.6. Изображение танца и музыки бала в новеллах и повестях В.Ф. Одоевского: приемы раскрытия авторской позиции 160 Заключение 178 Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творческое наследие В.Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа2011 год, кандидат филологических наук Хаминова, Анастасия Алексеевна
Живопись в эстетике и художественном творчестве русских романтиков2008 год, кандидат филологических наук Луткова, Елена Александровна
Музыкальные образы в русской романтической прозе 30-40-х годов XIX века2003 год, кандидат филологических наук Ясюкович, Ирина Викторовна
Русско-немецкие литературные связи в отечественной романтической прозе 30-х гг. ХIХ в.2002 год, доктор филологических наук Ильченко, Наталья Михайловна
Роль музыкальной лексики в творчестве В.Ф. Одоевского: семантический, когнитивный, стилистический аспекты2014 год, кандидат наук Дрошнев, Денис Дмитриевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского»
Введение
В.Ф. Одоевский - русский писатель, жизнь и творчество которого были тесно связаны с музыкой и музыкальной культурой его времени. По его же собственным словам, понимать музыкальную грамоту он научился едва ли не раньше, чем читать. Именно музыкально-критическая и музыкально-просветительская деятельность В.Ф. Одоевского является одной из довольно хорошо исследованных сторон его творчества. Истории и особенностям музыкально-критического наследия писателя посвящена объемная статья В.Г. Бернандта в издании: Одоевский В.Ф. «Музыкально-литературное наследие» (1956). Глубоко изучены этапы становления и развития В.Ф. Одоевского как музыкального критика в диссертационной работе Б.Б. Грановского «В.Ф. Одоевский - музыкальный критик». Исследованию критических статей писателя о музыке посвящен также труд Ю.А. Кремлева «В.Ф. Одоевский - музыкальный критик». Авторы журнала «Советская музыка» неоднократно обращали внимание на творческие контакты писателя и современных ему композиторов -М.И. Глинки, A.C. Даргомыжского, Н.Г. Рубинштейна и других. Б.В. Асафьев в книге «Глинка» уделяет внимание дружбе композитора и музыкального критика, их взаимному интересу и творческому союзу. Из современных изданий, посвященных музыкально-критической работе писателя, наиболее интересным, вероятно, можно назвать книгу «Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы» (2005), изданную Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, в котором хранится рукописный архив писателя. Следует также отметить и более раннее издание шотландского ученого Стюарта Кэмпбелла (Campbell James Stuart) «В.Ф. Одоевский и формирование русского музыкального вкуса в XIX столетии» (1989) («V.F. Odoevsky and the formation of Russian musical taste in the nineteenth century»), книгу, опирающуюся на архивные материалы, и интереснейшую работу Е.Г. Мещериной «В.Ф. Одоевский в музыкальной культуре России XIX
века» (2001), которая исследует музыкальные пристрастия писателя на протяжении всей его жизни.
Исследование связей музыки и литературы - важное направление научной работы. Известны труды, в которых рассматривается влияние музыки на творчество писателей («Литература и музыка», 1975; «Поэзия и музыка», 1973; Розенфельд Б.М. «Сергей Есенин и музыка», 1988, «Лев Толстой и музыка», 1977; ХопроваТ. «Музыка в жизни и творчестве А. Блока», 1974; «Шекспир и музыка», 1964; «Гете и музыка», 2004). В работах Л.Л. Гервер, Б.А. Кац связи двух искусств исследуются в плане параллелизма структур литературных и музыкальных произведений.
A. Гиром и С.П. Шером была предпринята попытка исследования феномена словесного описания исполнения музыкального произведения, упоминания названий различных музыкальных сочинений, имен композиторов в литературе немецкого романтизма. Диссертационная работа H.A. Асановой 1979 года нацелена на выявление механизмов влияния музыки на литературу на материале романа Р. Ролана «Жан-Кристоф». Особый интерес представляют работы, в которых исследуется образ музыканта и художественные средства его создания. М.Л. Копыленко в своей диссертации «Образ музыканта и музыки в английском романе XX века» (1987) рассматривает «роман о музыканте» как самостоятельную жанровую форму, изучает функции описания в литературном тексте звучащей музыки, фрагментов музыкальных пьес. Объектом исследования для М.Л. Копыленко были романы «Жезл Аарона» Д.Г. Лоуренса, «Контрапункт» О. Хаксли, «Миссис Дэллоуэй» и «Волны»
B. Вульф, «На земле чужой» С. Миддлтона. В работе М.А. Тахо-Годи «Искусство и зарубежный роман» (1981, 2006) дан подробный анализ взаимодействия литературы и музыки во Франции начала XX века, в частности, в романе Р. Роллана «Жан-Кристоф». В 2000-е годы, то есть в последние 10-15 лет, вопрос о связях литературы и музыки также привлекал внимание исследователей. A.A. Боровская в своей работе
«Музыкальные жанровые аллюзии в русской лирике первой трети XX века» (2009) утверждает факт ориентации поэтов Серебряного века на музыкальные формы. Объектом исследования данной диссертации являлись «Andante» И. Анненского, «Увертюра» И. Северянина, «Ноктюрн» С. Городецкого, «Фуга» В. Иванова. Автор исследования проводит своеобразные аналогии между жанром и композицией литературного произведения и музыкальными жанрами. И.В. Ясюкович в работе «Музыкальные образы в русской романтической прозе 30-40-х годов XIX века» на материале русского романтизма («Рассказ о красноглазом музыканте» H.A. Полевого, «Марьина роща» В.А. Жуковского, «Бетховен» Д.Ю. Струйского, «Славенские вечера» В.Т. Нарежного, «Опал» И.В. Киреевского) рассматривает особенности образа музыканта и типологию этого образа, выделяет значимые этапы в истории жизни музыканта, определяет типологию конфликта (трагедия безумного художника, противостояние с толпой филистеров).
Музыкальное искусство, несомненно, наложило особый отпечаток и на литературное творчество и писательский стиль В.Ф. Одоевского. На это указывает Е.Г. Мещерина: «Особенно тесно в творчестве Одоевского музыка связана с литературой <...>» (153: с. 5). Однако история детального и филологически конкретного изучения этого вопроса, в отличие от количества работ, связанных с музыкально-критическим наследием В.Ф. Одоевского, невелика. Краткий, но очень емкий анализ новеллы В.Ф. Одоевского «Бал» с точки зрения философии музыки и ее отражения в литературном произведении дал А.Ф. Лосев (140: с. 446-448). Особый вклад в изучение творчества В.Ф. Одоевского внес Е.А. Маймин. Его комментарии и замечания к книге «Русские ночи», сделанные в 1975 году, актуальны и на сегодняшний день. Е.А. Маймин «принцип композиции» (270: с. 263) «Русских ночей» называл «музыкальным» (270: с. 263) и особенно отмечал ключевую роль новелл о музыкантах в данном произведении (270: с. 273). Образы композиторов, приемы изображения
музыкальных инструментов в произведениях В.Ф. Одоевского исследуются на страницах трудов A.A. Хаминовой (2011) и И.Е. Борисовой (2000). О музыкально-лирическом начале в новеллах В.Ф. Одоевского писала В.Н. Остапцева в своей кандидатской диссертации «Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов» (2004). В кандидатской диссертации Ю.Н. Сытиной «Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830-х годов» (2013) новелла В.Ф. Одоевского «Себастиан Бах» анализируется в контексте осмысления вопросов природы творчества на страницах журнала «Московский наблюдатель». Внимание современных исследователей неоднократно привлекало изображение музыкальной шкатулки в сказке «Городок в табакерке». К анализу этого хрестоматийного произведения в последнее время обращались A.A. Хаминова, И.Е. Борисова, а также Е.В. Киселева в своей статье «"Городок в табакерке" как первая художественно-познавательная сказка для детей». Подобный вопрос затрагивает и О. Тиманова в статье «Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке"».
Однако образ музыканта, изображение музыкального инструмента -всего лишь частные случаи отсылок к музыкальному искусству. Проза Одоевского буквально пронизана многочисленными музыкальными аллюзиями, имеющими в произведениях значимые, а подчас и ключевые художественные функции с точки зрения формирования их содержания. Это упоминания имен композиторов, названий музыкальных сочинений, танцев, описание музыки и сценического действия оперных спектаклей, описание пения персонажа, построение произведения на основе музыкального (лейтмотивного) принципа, употребление музыкальных терминов, а также собственно звуковая организация текста. Нет литературоведческих работ, в которых бы уделялось внимание концепции звука писателя, многочисленным музыкальным аллюзиям в его
произведениях. Из факта недостаточной изученности вопроса о характере и художественных функциях музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского следует актуальность исследований в этой области. В данной диссертации музыкальные аллюзии и их художественные функции в прозе В.Ф. Одоевского анализируются системно и предстают как индивидуальная черта его писательского стиля. В этом состоит новизна данного диссертационного исследования.
Определяя термин «аллюзия» мы опираемся на работы Ю.И. Минералова «Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность)», И.Г. Минераловой «Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма», С.И. Кормилова «Современный словарь-справочник по литературе». Как и в монографии Е.В. Астащенко, мы понимаем аллюзию широко, «как отсылку к факту литературной, исторической, политической жизни либо к художественному произведению» (72: с. 11). Мы используем термин «музыкальные аллюзии», так как исследуем функции отсылок и ассоциаций к произведениям данного искусства. Подобная терминология (музыкальные, живописные, визуальные аллюзии) является общепринятой и используется в статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ (Н.Ю. Грекалова. Аллюзия и парафраз в структуре чеховского повествования // Русская литература. -2010. - №3; Ю.С. Текутова. Музыкальные аллюзии и их художественные функции в поэзии Р. Браунинга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010 - №7; Д.С. Папкина. Типы литературных аллюзий // Вестник Новгородского государственного университета. - 2003. - №25), а также в диссертационных работах (М.С. Байцак «Поэтика описания в прозе И.А. Бунина: живопись посредством слова», Омск, 2009; О.В. Епишева «Музыка в лирике К.Д. Бальмонта», Иваново, 2006; А.Н. Кунусова «Венецианский текст в русской поэзии XX века», Астрахань, 2011).
В плане методологии основу работы составляют труды таких ученых, как П.Н. Сакулин («Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Писатель. Мыслитель», «Теория литературных стилей»), А.Ф. Лосев («Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «О музыкальном ощущении любви и природы», «Проблема художественного стиля»), В.М. Жирмунский («Немецкий романтизм и современная мистика»), Г.А. Гуковский («Пушкин и русские романтики»), Н.Я. Берковский («Романтизм в Германии»), Э.В. Седых («Проблема синтеза искусств в истории и теории литературы и искусства»), A.B. Михайлов («Музыка в истории культуры»), Е.А. Маймин («О русском романтизме»), Ю.В. Манн («Русская философская эстетика» и «Динамика русского романтизма»), А.Е. Махов («Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт») и другие.
В диссертационной работе использовались биографический, культурно-исторический, сравнительный и сравнительно-исторический методы.
Основу методологии работы составляют труды А.Ф. Лосева. С его точки зрения, стиль «есть принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» (139: с. 226). Согласно Лосеву, «Существует большое количество моделей, для которых используются не конкретные жизненные впечатления, а <...> впечатления, порожденные <...> созерцанием и изучением музыки, изобразительных искусств, философии и других областей знаний». Эти модели «предполагают синтез двух разных видов искусства. Так, например, моделью для литературного произведения является архитектура и живопись ("готический роман", литература барокко) или музыка ("музыкальный роман" у Роллана).
Основу для синтеза искусств, согласно А.Ф. Лосеву, представляет собой сама структура эйдоса, структура всякой идейности и образности. С его точки зрения, детально развернутой в книге «Диалектика художественной формы», эйдос - это «единичность, данная как подвижный покой самотождественного различия». По Лосеву, «<...> мы можем рассматривать эйдос с точки зрения его единичности (т.е. смысла как индивидуально-сущего), отвлекаясь от прочих категорий <...> это будет художественная форма слова. <.. .> мы можем рассматривать эйдос с точки зрения его самотождественного различия <...> Художественная форма, рассмотренная с этой стороны есть художественная форма качественно наполненного пространства. <...> мы можем рассматривать эйдос с точки зрения подвижного покоя, отвлекаясь от всего прочего. Художественная форма, возникающая на так построенном и понятом эйдосе, будет формой качественно наполненного времени. Наконец, <...> мы можем говорить о факте, гипостазированности эйдоса, <относиться> к эйдосу как к телу и тогда получим, очевидно, телесную, или, говоря более общо, тектоническую художественную форму. - Так мы получаем четыре основных вида художественной формы по ее эйдосу: словесную, живописную, музыкальную и тектоническую» (Здесь и далее выделено автором.-МС.; 140: с. 117-118).
Словесность, согласно А.Ф. Лосеву, содержит некий «внешний образ, картину», которая, очевидно, помимо прочего, может определяться и взаимодействием искусств, музыкальными аллюзиями: «Если мы хотим говорить об алогической интенсивности словесной художественной формы, мы должны выделить именно ее внешний образ, картину, которая является носителем всего художественного содержания. Образ в метафоре есть ее алогическая величина» (140: с. 119).
С другой стороны, А.Ф. Лосевым в музыке отмечаются категории, которые явно способствуют ее синтезу с художественным словом: «<...> тот же метод алогического ознаменования в музыкальной форме дает
чисто временную форму, напр., темп (который ведь сам по себе отнюдь не есть обязательное только для музыки) и ритм (который также необязательно музыкален). Полная же музыкальная форма предполагает все эти как бы пустые формы (ритма, темпа и пр.) качественно наполненными, т.е. данными в звуках» (140: с. 120).
А.Ф. Лосев отмечает также более сложные художественные формы, в частности, отражающие синтез искусств - словесности и музыки: «Данность осуществления есть не что иное, как исполнение, и данность личностного осуществления есть личностное же и исполнение, т.е., широко говоря, актерское искусство. <...> Эйдос есть подвижной покой, т.е. в художественном выражении музыка. Рассматриваемая модификация музыки приводит к музыкально-театральному спектаклю (напр., опера). <...> Осуществление музыки, т.е. театр как музыка, есть музыкальный спектакль (опера, оперетта и пр.). Музыка как театр, музыка как такое осуществление, есть всякое чисто музыкальное исполнение (пение, игра на инструментах)» (140: с. 127, 128). Из этого синтеза художественных форм со всей очевидностью вытекает возможность дальнейшего синтеза - в авторском писательском стиле (словесное изображение пения, танца, игры на музыкальных инструментах и т.д.), на основе отмеченных ранее «первичных моделей», связанных с музыкальным искусством.
Слово и музыку традиционно сближают на основе одного из общих им компонентов - звука, звучания. А.Ф. Лосев, подчеркивая все глубокое отличие музыкального звучания от звука человеческого голоса, вместе с тем, дает еще одно методологическое основание для сближения, синтеза искусств - литературы и музыки. В «Философии имени» он писал: «Имя есть прежде всего звук. <...> признаем в имени как один из наиболее верхних слоев - фонему, звуковую оболочку. <...> Фонема имени и есть определенная совокупность <...> членораздельных звуков, произносимых человеческим голосом, определенная объединенность их в цельные и законченные группы. <...> Ясно, что имя не есть просто звук, но еще и
нечто совершенно иное, несоизмеримое ни с каким звуком. И поэтому от <...> значения звуков как звуков, от значения фонемы как совокупности определенных звуковых явлений, - необходимо отличать значение самого слова, самого имени. <...> То особое значение, которым обладает живое слово в живом звуке, подчиняет фонему себе, заставляя отдельные моменты ее служить тем или другим своим собственным моментам. Семема наделяет фонему особыми значениями, уже не имеющими никакого отношения к фонеме как таковой. <...> Слово, если, конечно, оно взято не в словаре, а в живом языке, всегда связано с другими словами и несет на себе смысловую энергию того целого, куда это слово входит вместе с прочими <...> Это <...> синтагма слова, синтагматический слой в семеме». Принципиально важным, объясняющим собственно художественные возможности слова, является следующий этап диалектики имени в работе Лосева: «<...> смысл слов варьируется в зависимости от способа расположения их в предложении, от стихотворного размера (и его видов), рифмы и пр. внешних приемов, употребляемых в целях выразительности. Это есть пойема слова, пойематический слой в семеме». Именно здесь, с теоретической точки зрения, открывается возможность, воплощения словесно-звуковой образности, нацеленной на передачу музыкальных аллюзий. В целом же, согласно А.Ф. Лосеву, «Звук, фонема <...> есть <...> символ (симболон) не-звукового значения» (138: с. 631, 632, 633, 634).
Сходные положения - о принципиальном отличии собственно звуков в музыке и сущности музыкального искусства А.Ф. Лосев выдвигает в своей работе «Музыка как предмет логики»: «<...> особого внимания заслуживает та особая слитность звуков, которая сопровождает музыку. Сумма звуков всегда в музыке нечто неизмеримо большее, чем фактически присутствующие в этой сумме слагаемые. Кроме того, музыка неизменно движется и течет, меняется. Один звук как бы проникается другим и слитно с ним проникает в третий. Множество звуков, составляющих
музыкальное произведение, воспринимается как нечто цельное и простое, как нечто в то же время текуче-бесформенное» (140: с. 421); «<...> музыка и музыкальное произведение не есть звуки, аккорды, мелодия, гармония, ритм и т.д., но она все это сочетает в одном лике и в одном идеальном единстве. <...> Слитость и взаимопроникновение тонов и аккордов в музыке таковы, что нет ни одного в ней изолированного тона и совершенно отдельно от других воспринимаемых аккордов» (140: с. 442).
В работе «О музыкальном ощущении любви и природы» А.Ф. Лосев сопоставляет слово и музыку (в частности, музыкальное звучание) и дает эстетическое обоснование для их возможного синтеза: «Звук и слово, взятые как отвлеченный принцип, абсолютно не совместимы, ибо одно дает чистое качество и до-предметность, другое же - оформленность и структурность. Но когда слово теряет свою первоначальную оформленность (а это происходит со всяким, напр., поэтическим словом), то здесь получается почва для более или менее глубинного синтеза звука и слова. Отсюда - чем поэтичнее текст, тем он музыкальнее (не в смысле внешнего благозвучия и музыкальности, но в смысле качественной, эйдетической характеристики). Или лучше сказать: музыкальное бытие, по существу бесформенное, чем дальше развивается, тем становится оформленней и в конце этого процесса рождает из себя структуры, как первичная туманность - Солнечную систему. Музыка напрягается до слова, до Логоса» (140: с. 605-606).
Конкретные наблюдения А.Ф. Лосева над новеллой В.Ф. Одоевского «Бал» приводятся и анализируются в основном тексте работы.
Объектом исследования данной работы являются литературные произведения В.Ф. Одоевского, предметом - художественные функции музыкальных аллюзий в литературном творчестве и в индивидуальном стиле писателя.
Цель нашей работы - выявить и проанализировать музыкальные аллюзии в прозе В.Ф. Одоевского, определить их основные
художественные функции. В соответствии с целью диссертационной работы были поставлены следующие исследовательские задачи:
- на основе анализа художественных произведений В.Ф. Одоевского, его философско-музыкальных трудов и статей, имеющих отношение к музыке, накопленной исследовательской литературы выявить роль музыки в формировании его творческой и, прежде всего, писательской индивидуальности;
- проанализировать культурные связи русского и зарубежного романтизма, проявившиеся в творчестве В.Ф. Одоевского, - с точки зрения взаимодействия литературы и музыки, наличия и функционирования музыкальных аллюзий в художественных произведениях писателя;
- с опорой на литературоведческие труды по данной проблематике детально раскрыть связи литературных произведений В.Ф. Одоевского и музыкального искусства на основе многообразного художественного функционирования музыкальных аллюзий в прозе писателя;
- выявить характерные черты художественной речи В.Ф. Одоевского, отражающие связи литературы и музыки, проявляющиеся в особых художественных функциях музыкальных аллюзий.
Произведения В.Ф. Одоевского рассматриваются в контексте культурной эпохи первой половины XIX века, учитывается роль литературной среды, в которой формировался писатель. Обращено внимание на творческие связи В.Ф. Одоевского с русскими (Д.В. Веневитинов, А.Н. Бестужев-Марлинский, H.A. Полевой, A.C. Пушкин и др.) и зарубежными писателями (Э.Т.А. Гофман, И.В. Гете и др.), а также на типологическое сходство общеромантического характера произведений В.Ф. Одоевского и зарубежных романтиков (Д. Ките, П.Б. Шелли).
Положения, выносимые на защиту: 1. Музыкальное искусство, к которому В.Ф.Одоевский интенсивно обращался на протяжении всей своей творческой жизни и которое в
значительной степени определило черты его писательской индивидуальности, обусловило особенности внутренней формы важнейших его художественных произведений различных жанров: романа, повестей, новелл, сказок («Русские ночи», «Саламандра», «Косморама», «Импровизатор», «Сказки дедушки Иринея» и мн. др.). Одна из наиболее характерных повестей писателя - «Imbroglio», в самом заглавии содержащая музыкальный термин, через изображение сложной («запутанной») итальянской музыки воплощает захватывающие сюжетные перипетии, участницей которых стала талантливая певица.
2. Многочисленные музыкальные аллюзии в литературных текстах В.Ф. Одоевского формируются через использование названий музыкальных произведений, упоминание имен композиторов, употребление музыкальных терминов, описание исполнения музыкального произведения или пения, танца персонажа, изображение особого типа героя-музыканта, характерные черты художественной речи - усложненные грамматические связи слов, звукопись, в частности, ономатопею, другие приемы.
3. Музыкальные аллюзии в произведениях В.Ф. Одоевского имеют многообразные функции, формируют их богатые ассоциативно-содержательные планы, раскрывают сложную проблематику, в частности, воплощают фаустианский мотив, психологические нюансы внутреннего мира персонажей. С их помощью создаются мистические и трагические контексты образов композиторов; воплощается образ музыки классического и романтического типов, образ святой Цецилии, последовательно возникающий в творчестве В.Ф. Одоевского и обладающий не только живописными, в частности, иконописными, но и -через их посредство - музыкальными ассоциациями в соотнесении с агиографической традицией.
Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы при подготовке курсов и
спецкурсов по истории русской литературы первой половины XIX века в высших учебных заведениях; кроме того, материалы данной работы могут быть полезны при дальнейшем исследовании творчества В.Ф. Одоевского.
Апробация работы. Материалы данной работы являются обобщением теоретических и эмпирических исследований, проводившихся автором. Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях, в том числе в двух статьях опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Ключевые положения исследования были отражены в докладах на научных конференциях: Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (2011, 2012), Межвузовской научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (2011, 2012), Десятой научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» (Пасхальные чтения) (2012), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (2011, 2012), Межвузовской научной конференции «Национальный стиль русской литературной классики» (2013), круглом столе, посвященном творчеству Г.Р. Державина (2013), Международной научной конференции «Виноградовские чтения» (2013).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Роль музыки в формировании писательской индивидуальности В.Ф. Одоевского-романтика
1.1. Концепция синтеза искусств в эстетической теории романтиков
Вопросы взаимосвязи разных видов искусства, их соотношения и специфики были весьма обсуждаемы в эпоху романтизма. Теоретики литературы, философы, писатели и другие деятели культуры интересующей нас эпохи постоянно затрагивали эту проблему. «Первыми подлинными теоретиками синтеза искусств стали йенские романтики (Ф.В.Й. Шеллинг, А. Шлегель и Ф. Шлегель, В.Г. Вакенродер, Л. Тик, Новалис (Ф. фон Гарденберг)), ставшие родоначальниками теории синтеза искусств в современном понимании этого термина» (184: с. 18). Одним из главных вопросов романтической эстетики является вопрос общности и взаимосвязи различных видов искусства при сохранении специфики каждого из них. Изучая связи между отдельными искусствами, романтики создали свою теорию искусства. Согласно их концепции, «в бытии нельзя выделять сферу "живописного", "пластического" или "музыкального", так как каждое искусство потенциально содержится в другом» (184: с. 19). Ф. Шлегель полемизировал с Г.Э. Лессингом по поводу эстетической теории, изложенной им в «Лаокооне». Он отрицает ограничения, которые, по мысли Лессинга, налагает на отдельные искусства их материал. По Шлегелю, каждое искусство несет в себе некие универсальные принципы художественного воплощения. «Каждое отдельное искусство - это только специфическое проявление единого универсального искусства» (202: с. 20). Немецкий романтик полагает, что всякое искусство должно стремиться победить ограничения своего материала: «именно потому, что скульптура употребляет столь тяжелый и мертвый материал, как камень, она должна попытаться сделать его живым, именно потому, что музыка столь неуловимо текуча, она должна стремиться выразить вечный
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Литературный апокриф в русской прозе XIX - начала XX века2014 год, кандидат наук Налобин, Александр Волеславович
Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830 - х годов2013 год, кандидат филологических наук Сытина, Юлия Николаевна
Рецепция немецкой музыкальной классики в русской литературе XIX века2009 год, кандидат филологических наук Борисова, Инна Владимировна
Интермедиальная поэтика прозы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова в свете интерпретации их произведений оперными либреттистами2015 год, кандидат наук Самородов, Максим Андреевич
Поэтика "Музыкальных новелл" С.Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект2007 год, кандидат филологических наук Мансков, Алексей Анатольевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Степанова, Мария Андреевна, 2013 год
Библиография
Художественная литература
1.Андерсен Г.Х. Всего лишь скрипач. / Пер. с датского С. Белокриницкой. -М.: Текст, 2001. 352 с.
2.Андерсен Г.Х. Импровизатор / Пер. с датского Р.К. Грот. - СПб.: Азбука-Классика, 2005. 380 с.
3.Баратынский Е.А. Полное собрание сочинений в 2 т. - Т.2. - СПб.: Издание М.К. Ремезовой, 1894. 343 с.
4.Бенедиктов В.Г. Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1939. 335 с.
5.Бестужев-Марлинский A.A. Полное собрание сочинений. - Т.1. - СПб.: Типография Министерства Государственного имущества, 1847. 162 с.
6.Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. -М.: Искусство, 1977. 264 с.
7.Веневитинов Д.В. Полное собрание сочинений. - М.-Л.: Academia, 1934. 538 с.
8.Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 т. - Т.6. - М.: Художественная литература, 1978. 559 с.
9.ГетеИ.В. Собрание сочинений в 10 т. - Т.2. - М.: Художественная литература, 1976. 510 с.
Ю.Гофман Э.Т.А. Полное собрание сочинений в двух томах. Т.1. / пер. с нем. - М.: Альфа-книга, 2011. 1263 с.
11.Гофман Э.Т.А. Полное собрание сочинений в двух томах. Т.2. / пер. с нем. - М.: Альфа-книга, 2011. 1279 с.
12.Декабристы. Антология в 2 т. - Т. 1. - Л.: Художественная литература, 1975.
13.Державин Г.Р. Стихотворения. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. 361 с.
14.«Жизнь льется через край». Сказки и истории немецких романтиков. -М.: Правда, 1991. 720 с.
15.Жуковский В.А. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература, 1982. 431 с.
16.3агоскин М.Н. Полное собрание сочинений в 10 т. - Т.6. - СПб.: Издание М.О.Вольф, 1898. 495 с.
17.Ките Джон «Гиперион» и другие стихотворения / Перевод с англ. Г.М. Кружкова. / На англ. и русск. языке. - М.: Текст, 2004. 319 с.
18.Князь Владимир Федорович Одоевский. Переписка с великой княгиней Марией Павловной, великой герцогиней Саксен-Веймар-Эйзенах. - М.: ИМЛИ РАН, 2006. 374 с.
19.Колридж С.Т. Стихотворения / На англ. языке с параллельным русским текстом. -М.: Радуга, 2004. 512 с.
20.Немецкая романтическая повесть. В 2 т. - Т.1. - М.;Л.: Academia, 1935. 467 с.
21.Новалис Гимны к ночи. Ученики в Саисе. / Пер. с нем. В.Микушевича. -М.: Энигма, 1996. 188 с.
22.Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1981.
23.Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 т. Т.2. - М.: Художественная литература, 1981. 365 с.
24.Одоевский В.Ф. Русские ночи. - Л.: Наука, 1975. 319 с. 25.0доевский В.Ф. Пестрые сказки. - СПб.: Наука, 1996. 204 с. 26,Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. - М.: Художественная литература, 1989. 382 с.
27.Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. - М.: Детская литература, 1985. 334 с.
28. Одоевский В.Ф. Пестрые сказки. Сказки дедушки Иринея. - М.: Художественная литература, 1993. 272 с.
29.Одоевский В.Ф. Сочинения. В 3 ч. - Ч.З. - СПб.: Типография Э.Праца, 1844. 375 с.
30.Одоевский В.Ф. Колдовство XIX века. Письма к графине Е.П.Растопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств,
кабалистике, алхимии и других таинственных науках // Житие и страдания отца и монаха Авеля. - М.: Спецкнига, 2005. с.83-138. 31.Одоевский В.Ф. Мир звуков // Московский вестник. - М.: Типография Августа Семена, 1827. 4.4. с. 43-46.
32.Одоевский В.Ф. Заветная книга // Урания. Карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности. - М.: Наука, 1998. 33.Одоевский В.Ф. Смерть и жизнь // Северная лира на 1827 год. - М.: Наука, 1984. с. 58-59.
34.Одоевский В.Ф. 4338 год (отрывок) // Интегральное скерцо. Научно-фантастические повести и рассказы о музыке. - М.: Музыка, 1989. с. 3-5.
35. Одоевский В.Ф. Письма к А.С.Пушкину // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1980 год. / Отв. ред. К.Н. Григорьян. - JL: Наука, 1984. с. 149-156.
36.Погорельский А. Двойник, или Мои вечера в Малороссии. - М.: Книга, 1987. 363 с.
37.ПолевойН. Мечты и жизнь. - М.: Типография Августа Семена, 1833. 258 с.
38.Поэзия немецких романтиков. - М.: Художественная литература, 1985. 527 с.
39.Пушкин A.C. Полное собрание сочинений в 10 т. - Т.7. - JL: Наука, 1978. 543 с.
40.Пушкин A.C. Полное собрание сочинений в 10 т. - Т.6. - Л.: Наука, 1978. 575 с.
41.Пушкин A.C. Полное собрание сочинений в 17 т. - Т.16. - М.: Воскресенье, 1997. 503 с.
42.Тик Л. Странствия Франца Штернбальда. - М.: Наука, 1987. 360 с.
43.Shelly P.B. The selected poetry and prose. - London: Wordsworth poetry library, 2002. 692 p.
44.Hoffman E.T.A. Die Serapionsbrüder. Aufbau-Verlag, 1978.
45.Hoffman E.T.A. Die Elixiere des Teufels. Nachtstücke. Aufbau-VerlagBerlin, 1958. 755.
Музыкально-критические и педагогические работы В.Ф.Одоевского
46.Из бумаг князя В.Ф. Одоевского. - М.: Типография Грачева, 1864. 23 с. 47.Одоевский В.Ф. Избранные музыкально-критические статьи. - М.;Л.: Государственное музыкальное издательство, 1951. 120 с.
48.Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955. 368 с.
49.Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 722 с. 50.Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. - М.: Современник, 1982. 224 с.
51.Одоевский В.Ф. Русская или итальянская опера. - М.: Типография Бахметева, 1867. 16 с.
52.Одоевский В.Ф. Музыкальная грамота для немузыкантов. - М.: Издание Я.О.Орла, 1868.27 с.
53.Одоевский В.Ф. Заметка о пении в приходских церквах. - М.: Типография Бахметева, 1864. 13 с.
54.Одоевский В.Ф. Русская и, так называемая, общая музыка. - М.: Типография газеты «Русский», 1867. 35 с.
Диссертации
55.Борисова И.Е. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 251 с.
56.Булдакова Е.Р. Книга В.Ф.Одоевского «Русские ночи» и интеллектуальная культура его времени. - СПб.:, 1998. 152 с.
57.Воробьева A.B. Идея бытия как космоса в творчестве В.Ф. Одоевского. -М.:, 2001. 163 с.
58.Егорова В.И. В.Ф. Одоевский в общественной жизни 20-40-х годов XIX в. -М., 1989. 251 с.
59.Лобыцына М.В. Своеобразие русской фантастической повести 18201830-х гг. (Н.В. Гоголь и В.Ф. Одоевский). - М., 1992. 153 с.
60.ЛогиноваН.Е. Культурологическая концепция И.В.Гете и русско-немецкие культурные и научные связи первой половины XIX века. - М., 2001. 157 с.
61.Михайлюта А.В. Миф и музыка в философской культуре позднего немецкого романтизма: на примере творчества Р. Вагнера. - Белгород, 2007. 165 с.
62.Панамарева А.Н. Музыкальность в драматургии А.П. Чехова. - Томск, 2007. 188 с.
63.Сахаров В.И. Романтические повести В.Ф.Одоевского и эволюция русской романтической прозы. - М., 1976. 191 с.
64.Хаминова А.А. Творческое наследие В.Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа. - Томск, 2011. 224 с.
65.Штерн М.С. Философско-художественное своеобразие прозы В.Ф. Одоевского (от апологов к «Русским ночам»). - Л., 1978. 179 с.
66.Юрченко Т.Н. Мифологема бала в русской литературе 20-40-х годов XIX века. - Горно-Алтайск, 2001. 174 с.
67.Swensen A.J Russian romanticism and theologically founded aesthetics: Zhukovskij, Odoevskij and Gogol and the appropriation of post-kantian aesthetic principles. - Wisconsin-Madison, 1995. 488 p.
Научная литература
68.Аберт Г. В.А.Моцарт. / Пер. с нем. 4.2. Кн.2. - М.: Музыка, 1985. 568 с.
69.Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. 398 с.
70.Античные мыслители об искусстве. Сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве / Общая редакция, вводная статья и комментарии В.Ф. Асмуса. - М.: Искусство, 1938.
71.Асмус В.Ф. Платон. -М.: Едиториал УРСС, 2005. 160 с.
72.Астащенко E.B. Страсти по Андрею Белому: оратория «Москвы». -Москва: Литера, 2011. 154 с.
73 .Ахматова А.А. О Пушкине. - Горький: Волго-Вятское издательство, 1984.351 с.
74.Бакеева H.H. Орган. - М.: Музыка, 1977. 142 с.
75.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Художественная литература, 1973. 567 с.
76.Бернандт Г.Б. Одоевский и Бетховен. Страница из истории русской бетховианы. - М.: Советский композитор, 1971. 52 с.
77.Благой Д. Державин. - М.: Гослитиздат, 1944. 95 с.
78.Благой Д. Мастерство Пушкина. - М.: Советский писатель, 1955. 268 с.
79.Борзова Л.П. Повесть о художнике в русской прозе 30-х годов XIX века. - Саратов: Издательство Саратовского педагогического института, 1999. 164 с.
80.Ботникова А.Б. Гофман и русская литература. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. 208 с.
81 .Бочкарева Н.С. Роман о художнике как «роман творения». Генезис и поэтика. - Пермь: Издательство Пермского университета, 2000. 252 с.
82.Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. -СПб.: Лига Плюс, 2001. 352 с.
83.БэлзаИ.Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. Очерки. - М.: Музыка, 1985. 200 с.
84.Вагнер Р. Произведение искусства будущего. / Пер. с нем. С.П. Гиджеу. -М.: Либроком, 2010. 128 с.
85.Ванслов В.В. Опера и ее сценическое воплощение. - М.: Красный пролетарий, 1963. 256 с.
86.Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. 404 с.
87.Васильев С.А. «...Золотописьмо тончайших жил...» (Литература и другие виды искусства). - М.: Литера, 2007. 160 с.
88.Вересаев В.В. Спутники Пушкина. В 2 т. - Т.2. - М.: Ваганта, 1993. 405 с.
89.Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Т.ХХП. - М.;Л.: Наука, 1966. 476 с.
90.Виноградов В.В. Стиль Пушкина. -М.: Наука, 1999. 704 с.
91.Гайм Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума. - СПб.: Наука, 2006. 893 с.
92.Гардинер П. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. - М.: Центрполтграф, 2003. 414 с.
93.Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994. 304 с.
94.Гегель Г. Эстетика. В 4 т. - Т. 1. - М.: Искусство, 1983. 479 с.
95.Гегель Г. Эстетика. В 4 т. - Т.З. - М.: Искусство, 1971. 621 с.
96.Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001. 248 с.
97.Голубева О.Д. В.Ф.Одоевский. СПб.: Издательство Российской национальной библиотеки, 1995. 168 с.
98.Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. 144 с.
99.Грот Я. Жизнь Державина. - М.: Алгоритм, 1997. 685 с. ЮО.Гудимова С.А. Музыкальная эстетика. Научно-практическое пособие. - М.: РАН ИНИОН, 1999. 283 с.
101 .Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Художественная литература, 1965. 355 с.
102.Дальхов Й. В.А.Моцарт / Пер. с нем. - М.: Музыка, 1991. 287 с.
103.Дебрецени П. Блудная дочь. Анализ художественной прозы Пушкина / Пер. с англ. / -СПб.: Академический проект, 1996. 398 с.
104.Друскин М. Вагнер. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. 95 с.
105.Дьяконова Н.Я. Ките и его современники. - М.: Наука, 1973. 199 с.
106.Еремеев А.Э. Русская философская проза (1820-1830-е годы). - Томск: Издательство Томского университета, 1989. 192 с.
107.ЕреминМ. Пушкин публицист. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. 448 с.
108.Жизнь и смерть в культуре романтизма: Оппозиция или единство? / Отв. ред. Н.А.Вишневская, Е.Ю.Сапрыкина. Выпуск 5. - М.: Институт мировой литературы им. A.M. Горького, 2010. 432 с.
109.Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. - Д.: Художественная литература, 1937. 674 с.
1 Ю.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. -СПб.: Типография A.C. Суворина, 1914. 206 с.
111.3авгородняя Г.Ю. Стилизация и стиль в русской классической прозе. -М.: Литера, 2010. 276 с.
112.3амотин И.И. Романтизм 20-х годов XIX столетия в русской литературе. -Т.1. -М., СПб.: Издание т-ва М.О. Вольф, 1911. 389 с. 113.3ападовA.B. Поэты XVIII века. М.В.Ломоносов. Г.Р.Державин. Литературные очерки. - М.: Издательство Московского университета, 1979. 312 с.
1 Н.Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л.: Наука, 1975. 340 с. 115.История европейского искусствознания. Первая половина XIX века / Отв. ред. Б.Г. Виппер, Т.Н. Ливанова. - М.: Наука, 1965. 326 с. Пб.История западной литературы (1800-1910). В 4 т. / Под ред. Ф.Д. Батюшкова. - Т.2. - М.: Мир, 1913. 490 с.
117.История романтизма в русской литературе. Романтизм в русской литературе 20-30-х годов XIX века (1825-1840). - М.: Наука, 1979. 328 с.
118.Кант И. Критика способности суждения. // Собрание сочинений в 8 т. -Т.5.-М.: Чоро, 1994.414 с.
119.Кенигсберг А. 111 опер. - СПб.: Культинформпресс, 1998. 687 с.
120.Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. - Т. 1. - М.: Московская консерватория, 2009. 535 с.
12¡.Кириллина JI.В. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2 т. - Т.2. - М.: Московская консерватория, 2009. 595 с.
122.Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. / Научн. ред. М.В. Есипова. - М.: Дека-ВС, 2005. 524 с.
123.Козмин Н.К. Из истории русской литературы тридцатых годов (H.A. Полевой и А.И. Герцен). - СПб.: Типография императорской академии наук, 1902. 29 с.
124.КозминН.К. Из истории русского романтизма. Н.А.Полевой как выразитель литературных направлений современной ему эпохи. - СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1903. 574 с.
125.Козубовская Г.П. Середина XIX века: миф и мифопоэтика. - Барнаул: БГПУ, 2008. 260 с.
126.Копылов А. М.Н. Загоскин: Жизнь и творчество. Взгляд из XXI века. -М.: Спутник+, 2011. 67 с.
127.Кремлев Ю. О месте музыки среди искусств. - М.: Музыка, 1966. 63 с.
128.Кремлев Ю. Прошлое и будущее романтизма. - М.: Музыка, 1968. 79 с.
129.Крюкова О.С. Архетипический образ Италии в русской литературе XIX века. - М.: Книжный дом, 2007. 215 с.
130.КурдинаЖ.В., МодинаГ.И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. -М.: Флинта-Наука, 2010. 208 с.
131 .Лагутина И.Н. Символическая реальность Гете: Поэтика Художественной прозы. - М.: Наследие,"2000. 277 с.
132.Леви-Стросс К. Мифологики: Сырое и приготовленное / Пер. с франц. А.З. Акопяна и З.А. Сокуляр. - М.: Free Fly, 2006. 399 с.
133.ЛежневА. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. - М.: Художественная литература, 1966. 263 с.
134.Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. В 2 т. - Т.1. -М.: Государственное музыкальное издательство, 1952. 535 с.
135.Литературная теория немецкого романтизма. Документы. / Вступ. ст. и коммент. Н.Я. Берковского. - Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934. 329 с.
136.Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Издательство Московского университета, 1980. 329 с.
137.Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. 304 с.
138.Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М.: Мысль, 1994. 960 с.
139.Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - Киев: COLLEGIUM, Киевская Академия Евробизнеса, 1994. 286 с.
140.Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. 944 с.
141. Лосев А.Ф., Тахо-Годи М.А. Эстетика природы. - М.: Наука, 2006. 424 с.
142.Маймин Е.А. Русская философская поэзия. - М.: Наука, 1976. 190 с. НЗ.Маймин Е.А. О русском романтизме. - М.: Просвещение, 1975. 237 с.
144.Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1981. 209 с.
145.МаннЮ.В. Русская философская эстетика. - М.: Искусство, 1969. 304 с.
146.Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М.: Аспект-пресс, 1995. 380 с.
147.МаркусС. История музыкальной эстетики. В 2 т. - Т. 1. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. 316 с.
148.Маркус С. История музыкальной эстетики. В 2 т. - Т.2. - М.: Музыка, 1968. 687 с.
149.Материалы и документы по истории музыки. - Т.2. XVIII век. / Пер. с ит., фр., нем., и англ. / Под ред. проф. М.В. Иванова-Борецкого. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1934. 604 с.
150.Махов А.Е. Musica literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. - М.: Intrada, 2005. 224 с.
151.Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки: Слух, воображение, духовный быт. - М.: Лабиринт, 1993. 126 с.
152.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. 407 с.
153.Мещерина Е.Г. В.Ф.Одоевский в музыкальной культуре России XIX века. - М.: Народный учитель, 2001. 86 с.
154.Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы XIX века (70-90-е годы). - М.: Высшая школа, 2006. 487 с.
155.Минералов Ю.И., Минералова И.Г. История русской литературы XX века (1900-1920-е годы). - М.: Высшая школа, 2004. 430 с.
156.Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы. - М.: Высшая школа, 2007. 367 с.
157.Минералов Ю.И. Контуры стиля эпохи (Художественный синтез в русской поэзии 1920-1940-х годов).- М.: Литературный институт им. A.M. Горького, 2007. 367 с.
158.Минералов Ю.И. Теория художественной словесности: (Поэтика и индивидуальность). - М.: Владос, 1999. 357 с.
159.Михайлов Е.П., Михайлова Н. С. Музыка Северной деревни. -Петрозаводск: Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», 2009. 160 с.
160.Михайлов A.B. Музыка в истории культуры. Избранные статьи. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1998. 264 с.
161.Михайлов A.B. Обратный перевод. Русская и западно-европейская культура: проблемы взаимодействия. - М.: Языки русской культуры, 2000. 856 с.
162.Музыка и незвучащее. - М.: Наука, 2000. 327 с.
163 .Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. - Т. 1. - М.: Музыка, 1981. 415 с.
164.Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. / Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. -М.: Музыка, 1966. 690 с.
165.Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. / Составление текстов, переводы и общая вступительная статья А.И. Рогова. - М.: Музыка, 1973. 245 с.
166.Музыкальная эстетика Франции XIX века. - М.: Музыка, 1974. 327 с.
167.Найдыш В.М. Философия мифологии: От античности до эпохи романтизма. -М.: Гардарики, 2002. 554 с.
168.Николюкин А.Н. Взаимосвязи литератур России и США. - М.: Наука, 1987.352 с.
169.НицшеФ. Рождение трагедии из духа музыки. / Пер. с нем. Г.А. Рачинского. - СПб.: Азбука-Классика, 2012. 201 с. 170.0бломиевский Д.Д. Французский романтизм. Очерки. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1947. 356 с. 171.0садчая О.Ю. Миф и музыка. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. 208 с.
172.Петрунина H.H. Проза Пушкина. - Д.: Наука, 1987. 335 с.
173.Платон Диалоги. - СПб.: Азбука-Классика, 2011. 445 с.
174.Потебня A.A. Теоретическая поэтика. - М.: Высшая школа, 1990. 344 с.
175.Праслова Г.А. Музыкальное образование как фактор развития человека в творческом наследии В.Ф. Одоевского. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 80 с.
176.Рихтер Ж.П. Приготовительная школа эстетики. - М.: Искусство, 1981. 448 с.
177.Ройзман Л. Орган в истории русской музыкальной культуры. - М.: Музыка, 1979. 376 с.
178.Русские эстетические трактаты XIX века. В 2 т. - Т.2. - М.: Искусство, 1974. 648 с.
179.Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Писатель. Мыслитель. - Т.1. 4.1. - М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1913. 616 с.
180.Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Писатель. Мыслитель. - Т.1. 4.2. - М.: Издательство М. и С. Сабашниковых, 1913. с.
181.Сахаров В.И. Под сенью дружных муз. О русских писателях романтиках. - М.: Художественная литература, 1984. 295 с.
182.Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. 256 с.
183.Сахаров В.И. Русская проза ХШ-Х1Х веков. Проблемы истории и поэтики. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. 216 с.
184.Седых Э.В. Проблема синтеза искусств в истории и теории литературы и искусства. - СПб.: Знание, 2010. 232 с.
185.Сен-Мартен Л.К. О заблуждениях и истине, или воззвания человеческого рода ко всеобщему началу знания. - М.: Типография И. Лопухина, 1785. 542 с.
186.Сидяков Л.С. Художественная проза А.С.Пушкина. - Рига: Отпечатано в Специализированной типографии Государственного комитета Совета Министров Латвийской СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 1973. 218 с.
187.Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика. -М.: Музгиз, 1962. 48 с.
188.Степанов Н.Л. Проза Пушкина. - М.: Издательство академии наук СССР, 1962. 300 с.
189.Тураев С. Гете и его современники. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. 238 с.
190.Тураев С. От Просвещения к романтизму. - М.: Наука, 1983. 255 с.
191.Турьян М.А. «Странная моя судьба». О жизни Владимира Федоровича Одоевского. - М.: Книга, 1991. 400 с.
192.Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. - Л.: Прибой, 596 с.
193.Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. - M.: Мик, 2004. 368 с.
194.Федоров Ф.П. Эстетические взгляды Э.Т.А. Гофмана. - Рига: Звайгзне, 1972. 64 с.
195.Ферман В.Э. Оперный театр. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. 360 с.
196.Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - СПб.: Лань, 2000. 320 с. 197.Чешихин В. История русской оперы (1735-1900). - СПб.: Столичная типография, 1902. 272 с.
198.Чичерин A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы. - М.: Советский писатель, 1973. 278 с.
199.Шеллинг Й.Ф.В. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. 496 с.
200.Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты. - М.: Наука, 1972. 534 с.
201.Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. -М.: Мысль, 1979.376 с.
202.Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. - Т. 1. - М.: Искусство, 1983. 479 с.
203.Шопенгауэр А. О сущности музыки. - М.; Пг.: Государственное музыкальное издательство, 1912. 42 с.
204.Шумкова Т.Л. Романтизм в Германии и России. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. 174 с.
205.Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. / Пер. с нем. - М.: Классика-ХХ1, 2007. 472 с.
206.Эстетика немецких романтиков. -М.: Искусство, 1987. 736 с.
207.Mingati Adalgisa Vladimir Odoevskij e la svetskaja povest': dale opera giovani ai racconti della maturita. - Trento: Univ. Degli studi di Trento, 2010. 175 c.
208.Cornwell N.V.F. Odoyevsky: His life, time and milieu. - London: Athlone press, 1986.-417 p.
Справочные издания
209.Большой академический словарь русского языка. - Т.5. - М.; СПб.: Наука, 2006. 693 с.
210.Болыной академический словарь русского языка. - Т.7. - М.; СПб.: Наука, 2007. 730 с.
211.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. -Т.4. - М.: Русский язык медиа, 2005. 683 с.
212.Иллюстрированный энциклопедический словарь: мифология. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. - СПб.: Ленинградская галерея, 1996. 848 с.
213.Квятковский А.П. Словарь поэтических терминов. - М.: Либроком, 2009. 238 с.
214.Кирло X. Словарь символов. / Пер. с англ. Ф.С. Капицы, Т.Н. Колядич. -М.: Центрполиграф, 2010. 525 с.
215.Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов. - М.: Музыка, 2000. 184 с.
216. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.
217.Мифы народов мира. В 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. - Т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1980. 672 с.
218.Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш - Т.1. - М.: Советский композитор, 1973. 1070 с.
219.Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш - Т.2. - М.: Советский композитор, 1974. 960 с.
220. Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш - Т.З. - М.: Советский композитор, 1976. 1104 с.
221 .Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш - Т.4. - М.: Советский композитор, 1978. 976 с.
222.Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш - Т.5. - М.: Советский композитор, 1981. 1056 с.
223.Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш - Т.6. - М.: Советский композитор, 1982. 1008 с.
224.Пресиддер Д. Словарь символов. -М.: Фаир-Пресс, 1999. 448 с.
225.Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Месяц ноябрь. -Боровск, 1997.
226.Словарь русского языка в 4 т. - Т.4. - М.: Русский язык, 1999. 800 с.
227.Словарь современного русского литературного языка. - Т.5. - М.;Л.: Издательство Академии наук СССР, 1956. 1918 с.
228.Словарь современного русского литературного языка. - Т.П. - М.;Л.: Наука, 1965. 2126 с.
229.Словарь архаизмов / Сост. И.Смирнов, М. Глобачев. - М.: Терра-Книжный клуб, 2001. 424 с.
230.Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Н. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
231 .Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - Т.З. - М,: Вече-Мир книги, 2001. 671 с.
Статьи
232.Алексеев М.П. Взаимодействие литературы с другими видами искусства как предмет научного изучения // Русская литература и зарубежное искусство. Сборник исследований и материалов. / Отв. ред. М.П. Алексеев, Р.Ю. Данилевский. - Л.: Наука, 1986. С. 5-20.
233.Асафьев Б. Из диалогов о музыке: Глинка-Одоевский // Советская музыка.-М., 1946. №Ц. с. 56-65.
234.Асмус В.Ф. Музыкальная эстетика философского романтизма // Советская музыка. -М., 1934. №1. С. 52-71.
235.БакД.П. Дмитрий Владимирович Веневитинов // Вестник истории, литературы, искусства. Отделение историко-филологических наук. - Т.2. -М.: Наука, Собрание, 2006. С. 305-317.
236.Берковский Н.Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. Сборник статей. -М.: Искусство, 1971. С. 5-18.
237.Берковский Н.Я. Эстетические позиции немецкого романтизма // Литературная теория немецкого романтизма. Документы. - Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934. С. 5-118. 23 8.Борисова И.Е. Музыкальный телеграф князя В.Ф.Одоевского: контексты, риторика, интерпретация // Звучащая философия. Сборник материалов. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 8-40.
239.Браудо Е. Звукосозерцание немецких романтиков // Музыкальная летопись. Статьи и материалы. / Под ред. А.Н. Римского-Корсакова. -Сб.1. -Пг.: Мысль, 1922. С. 79-88.
240.Бэлза И.Ф. Музыка в жизни и творчестве Э.Т.А. Гофмана // Э.Т.А. Гофман Избранные произведения. - М.: Музыка, 1989. с.3-25.
241.Ванслов В.В. Синтез искусств как эстетическая проблема // На путях к красоте: О содружестве искусств. / Гл. ред. М.В. Посохин. - М.: Изобразительное искусство, 1986. С. 20-40.
242.Васкиневич А. Проблема искусства и ее метафорическое выражение в текстах высокого романтизма // Романтизм: два века осмысления. / Отв. ред. Грешных В.И. - Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2003. С. 42-56.
243.ГабайЮ. Романтический миф о художнике и проблемы психологии музыкального романтизма // Проблемы музыкального романтизма. - Л.: Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова, 1987. С. 5-30.
244.Галушко М. Вебер и немецкий романтизм // Советская музыка. - М., 1987. №7. С. 80-85.
245.Галушко М. Эстетические принципы немецкой романтической оперы //Анализ. Концепции. Критика. -М.: Музыка, 1977. С. 141-153.
246.Гамаюнов М.М. Союз музыки, философии, любви и монастыря // А.Ф. Лосев. Форма - Стиль - Выражение. - М.: Мысль, 1995. С. 907-925
247.Гинзбург Л.И. Нравственный универсализм романтического автора («Русские ночи» В.Ф. Одоевского) // Этические принципы русской литературы и их художественное воплощение. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. В.Е. Кайгородова. - Пермь: ПГПИ, 1989. С. 22-
248.Грановский Б. Заметки о В. Одоевском // Советская музыка. - М., 1952. №9. С. 44-50.
249.Грудкина Т.В. Проблема синтеза в эстетике двойничества (на примере творчества В.Ф.Одоевского) // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы Второй научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева / Научн. ред. И.Г. Минералова. -М.:МПГУ, 2002. С. 126-129.
250.Доценко И.И., Григорова Н.В. Г.Р.Державин и русско-немецкий литературный диалог XVIII века // Творчество Г.Р. Державина. Специфика. Традиции. Научные статьи, доклады, очерки, заметки / Под общей ред. профессора Л.В. Поляковой. - Тамбов: Издательство ТГПИ, 1993. С. 238244.
251.Дуков Е.В. Бал в культуре России XVIII- первой половины XIX века // Развлекательная культура России XVIII- XIX вв. Очерки истории и теории. / Ред. Е.В. Дуков. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 173-195.
252.Званцева Е.П. Новое и традиционное в сказках В.Ф. Одоевского // Проблема традиций и новаторства в русской литературе XIX- начала XX века. Межвузовский сборник научных трудов. / Отв. ред. М.Я. Ермакова. -Горький: ГГПИ,1981. с. 137-144.
253.3исьЯ.И. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. - Л.: Наука, 1978. С. 5-20.
254.Иванов-Корсунский В. Музыкальная деятельность князя В.Ф. Одоевского // Музыкальная летопись. Статьи и материалы. / Под ред. А.Н.Римского-Корсакова. - Сб.1. - Пг.: Мысль, 1922. С.109-154.
255.Инютин В.В. Опыт целостного анализа гротескного произведения (на материале «Сказки о мертвом теле, неизвестно кому принадлежащем»
В.Ф. Одоевского // Коммуникативная и поэтическая функции художественного текста / Научн. ред. Н.К. Соколова. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1982.
256.Казанович Е.П. К источникам «Египетских ночей» // Звенья. / Под ред. В. Бонч-Бруевича. - JI.: Ленинградская правда, 1934. №3-4. С. 187-204.
257.Карандашова О.С. Образ рассказчика в «Пестрых сказках» В.Ф. Одоевского // Мир романтизма / Научн. ред. И.В. Карташова. - Тверь: ТГУ, 2003. С. 107-114.
258.Карташова И.В. Державин и романтизм // Романтизм в литературном движении / Отв. ред. И.В. Карташова. - Тверь: ТГУ, 1997. С. 59-69.
259.Ковалев К. О музыкальной эстетике Г.Р. Державина // Г.Р. Державин и русская литература. / Отв. ред. A.C. Курилов. - М.: ИМЛИ РАН, 2007. С. 180-200.
260.Кириллина Л.В. «Эгмонт» Бетховена // Гетевские чтения. 1999. - М.: Наука, 1999. С. 136-150.
261.Киселева Е.В. «Городок в табакерке» как первая художественно-познавательная сказка для детей // Успехи современного естествознания. -М., 2011. №8. С.176-177.
262.КлюкинаA.B. Образ музыки в творчестве В.Г.Бенедиктова (на примере стихотворения «Московские цыганы») // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы XI научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева / Научн. ред. И.Г. Минералова. -М.:МПГУ, 2011. С. 75-80.
263 .Константинова С.Л. К проблеме: Италия и эстетический идеал в поэзии A.C. Пушкина // Проблемы современного пушкиноведения. -Псков: ПГПИ им. С.М.Кирова, 1993. С. 80-88.
264.Константинова С.Л. Италия и итальянцы в произведениях В.Ф. Одоевского (К проблеме типологии образа) // Слово и образ: К 75-летию Е.А. Маймина. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 1996. С. 77-83.
265.Корзина H.A. Своеобразие композиции прозаического цикла Гофмана «Крейслериана» // Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики / Отв. ред. проф. И.В. Карташова. - Тверь: Тверской государственный университет, 1992. 143 с.
266.Кулишкина О.Н. Концепция творческой личности в русской романтической повести 1830-х годов (В.Ф. Одоевский) // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Межвузовский сборник / Отв. ред. В.Н. Захаров. - Петрозаводск: ПГУ им. О.В. Куусинена, 1991. С. 69-79.
267.Кулишкина О.Н. Фаустовская тема в художественном мире «Русских ночей» В.Ф. Одоевского // Русская литература. - СПб., 1996. №2. С. 126132.
268.Маймин Е.А. Державинские традиции и философская поэзия 20-30-х годов XIX столетия // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII- начала XIX столетия. - Л.: Наука, 1969. С. 127-143.
269.Маймин Е.А. Примечания // Одоевский В.Ф. Повести и рассказы. - М.: Детская литература, 1992. С. 312-332.
270.Маймин Е.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // Одоевский В.Ф. «Русские ночи». - Л.: Наука, 1975. С. 247-276.
271.Милюгина Е.Г. В.Ф.Одоевский и Вакенродер // В.Г. Вакенродер и русская литература первой трети XIX века. - Тверь: Тверской государственный университет, 1995. С. 37-57.
272.Минералова И.Г. Идеи синтеза и интеграции в истории русской литературы // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы X научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева / Научн. ред. И.Г. Минералова. - М.:МШ У, 2000.
273.Михайлов A.B. Гете и отражение античности в немецкой культуре на рубеже XVIII- XIX вв. // Контекст-1983. Литературно-теоретические исследования / Отв. ред. П.В. Палиевский. - М.:Наука, 1984. С. 113-148.
274.Михайлов A.B. Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX вв. // Античность как тип культуры / Отв. ред. А.Ф. Лосев. - М.: Наука, 1988. С.308-324.
275.Михайлов A.B. Архитектура как застывшая музыка // Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985. С.233-239.
276.Михайловская Н.М. Романтические повести В.Ф. Одоевского (К вопросу о творческих связях В.Ф. Одоевского и Э.Т.А. Гофмана) // Вопросы истории и теории литературы. Выпуск 9-10. -Челябинск: ЧГПИ, 1972. С. 17-35.
277.Мурзак И.И. Музыкальная реминисценция в метафорической структуре повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» // Филологические традиции и современное литературное образование. - М., 2002.
278.Непомнящий В. Условие Клеопатры. К творческой истории повести «Египетские ночи»: Пушкин и Мицкевич // Новый мир. - М., 2005. №9. С. 146-167.
279.Николаева С.Ю. Религиозные идеи в «Необойденном доме» В.Ф. Одоевского. // X Пасхальные чтения. Материалы Десятой научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура». Научный редактор И.Г. Минералова. - М.: МПГУ, 2012. С.80-88.
280.Проскурина Ю.М. Э.Т.А. Гофман и В.Ф. Одоевский. К вопросу о национальной специфике фантастики // Вопросы изучения и преподавания литературы. Сб. 118. Вып.2. - Тюмень: Издательство Тюменского пединститута, 1970. С. 109-122.
281.Рахманова М.П. Московский архив князя В.Ф. Одоевского // Вестник истории, литературы, искусства. Отделение историко-филологических наук. - Т.5. - М.: Наука, Собрание, 2008. С. 430-443.
282.Сахаров В.И. Гофман и В.Ф. Одоевский // Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. Сборник статей. / Ред. И.Ф. Бэлза. - М.: Наука, 1982. С. 173-185.
283.Семибратова И.В. Князь Владимир Федорович Одоевский: Новые штрихи к портрету писателя и человека пушкинской эпохи // Русская словесность. - М., 1996. С. 32-34.
284.Стрельцова Г.В. Трансформация фольклорных персонажей в культуре немецкого романтизма (на примере образа русалки в текстах немецких романтиков // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. ст. Вып. 10. В 2 т. - Т. 1. - М.: МГПИ, 2011. С. 156-158.
285.Тахо-Годи Е.А. Творчество А.Ф.Лосева и литературно-философские искания В.Ф. Одоевского // Литературоведческий журнал. - М., 2011. №28. С. 113-121.
286.Тиманова О. Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» // Искусство в школе. - М., 2007. №2. С. 73-76.
287.Тулуша Л.О. Реминисценции в повести В.Ф. Одоевского «Бригадир» // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. ст. Вып. 10. В 2 т. - Т.1. - М.: МГПИ, 2011. С. 177-182.
288.Турьян М.А. В.Ф. Одоевский в полемике с И.С. Тургеневым (по неопубликованным материалам) // Русская литература. Историко-литературный журнал. - Л., 1972. №1.
289.Турьян М.А. Эволюция романтических мотивов в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра» // Русский романтизм. - Л.: Наука, 1978. С. 187-206.
290.Тухманова 3. Энгармонический рояль князя В.Ф. Одоевского // Старинная музыка. - М., 2005. №3-4. С.23-26.
291.Фейерхард В. Романтизм и реализм в дилогии В.Ф.Одоевского «Саламандра» // Проблемы теории и истории литературы. - М.: Издательство Московского университета, 1971. С. 175-187.
292.Цивьян T.B. Музыкальные инструменты как источник мифологической реконструкции // Образ-смысл в античной культуре/ Составитель, автор вводной статьи и научный редактор Л.И. Акимова. -М.: ГМИИ им. A.C. Пушкина, 1990. С. 182-195.
293 .Чавчанидзе Д. Музыка в эстетических размышлениях И.В. Гете // Гете и музыка. Сборник статей к 250-летию со дня рождения поэта. - СПб.: Издательство СПбГПУ, 2004. С. 22-31.
294.Чебанюк Т.А. Сюжетная функция фантастического в повестях
B.Ф. Одоевского («Сильфида», «Косморама») // Вопросы сюжета и композиции. - Горький: Издание ГГУ, 1982. С.53-61.
295.Чигарева Е.И. Музыкальная композиция в романе Гете «Избирательное сродство» // Гетевские чтения. 1997 / Под ред.
C.B. Тураева. -М.: Наука, 1997. С.142-152.
296.Чудновская Э. Эволюция художественного мышления В.Ф. Одоевского в 20-е годы // Проблемы художественного мышления и историко-литературный процесс. - Ташкент: Фон, 1989. С. 42-52.
297.Штерн М.С. «Ночные» циклы в литературе романтизма: «Русские ночи» В.Ф. Одоевского и «Флорентийские ночи» Г. Гейне // Вестник Омского университета. - Омск, 2012. №2. С. 403-407.
298.Шумкова Т.Л. В.Ф. Одоевский: чудак, романтик, ироник // Русская словесность. - М., 2008. №5. С. 10-14.
Электронные ресурсы 299.Одоевский В.Ф. Винченцо и Цецилия. [Электронный ресурс] Режим доступа: az.lib.ru/o/odoewskij_w_f / text_0240.shtml (Проверено 07.06.2013)
300.Антипова H. «Музыкальный триллер» Генриха Маршнера: опера «Вампир». [Электронный ресурс] URL: http://www.2 lisrael-music.com/Vampir.htm (Проверено 07.06.2013)
301.Друскин M. Опера Вебера «Вольный стрелок» («Волшебный стрелок»). Музыка. История создания. [Электронный ресурс] URL: www.belcanto.ru/strelok.html (Проверено 07.06.2013)
302.Конен В.Д. История зарубежной музыки. Вып.З. С 1789 года до середины XIX века. М., 1981. [Электронный ресурс] URL: http://www.musicfancy.net/ru/music-history/135 (Проверено 07.06.2013).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.