Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Егоричева, Елена Валерьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат технических наук Егоричева, Елена Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЫ В ТЕОРИИ
СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА.
1.1. Обоснование целесообразности применения концепций теории самоорганизации в системном проектировании костюма.
1.2. Исследование эволюционно-циклических процессов в развитии костюма.
1.3. Выявление согласованности законов функционирования сложных систем и системы «костюм».
1.4. Анализ основных теорий исследования моды.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ
УСКОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИТИИ МОДЫ.
2.1. Выявление тенденций ускорения информационных процессов в развитии общества XX века.
2.2. Сокращение протяженности временных ступеней в развитии системы «костюм» на основе числового ряда Фибоначчи.
2.3. Оценка прогноза развития геометрических структур костюма с помощью метода наименьших квадратов.
2.4. Исследование формирования модного ассортимента женской европейской одежды XX века.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В КОСТЮМЕ НА ОСНОВЕ
МЕТОДОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
3.1. Исследование футурологических тенденций в общественном развитии XX века.
3.2. Обоснование актуальности применения автоматизированных методов прогнозирования в моде.
3.3. Выбор критериев для построения прогноза.
3.4. Расчет прогноза трех геометрических структур костюма на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.
ГЛАВА IV. РАСЧЕТ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ МОДНОГО АССОРТИМЕНТА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ПО МОДЕЛИ ARIMA
БОКСА-ДЖЕНКИНСА.
4.1. Выбор критериев для построения прогноза.
4.2. Апробация модели ARIMA Бокса-Дженкинса для прогнозирования модного ассортимента.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Разработка особенностей дизайна женской одежды на полную фигуру2011 год, кандидат технических наук Овсепян, Ганна Самвеловна
Механизмы визуализации модной формы женской одежды2005 год, кандидат технических наук Цховребадзе, Екатерина Нугзаровна
Влияние инновационных технологий и материалов на формирование модных тенденций в развитии костюма2010 год, кандидат технических наук Амосова, Элеонора Юрьевна
Разработка методов анализа и классификации традиционного костюма народов Дагестана: в аспекте проектирования современной одежды2006 год, кандидат технических наук Алибекова, Марият Исмаиловна
Концептуальное направление в дизайне одежды XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Плешкова, Ирина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса»
Особенность развития моды конца XX - начала XXI веков, характеризующаяся избыточностью и информационной насыщенностью на фоне ускорения общественно-культурного, научного и технологического развития, выявила ряд актуальных проблем, носящих теоретический и прикладной характер и имеющих важное значение для теории системного проектирования костюма. К приоритетным проблемам относятся вопросы теории, методологии и практики прогнозирования моды с учетом сложности восприятия и анализа ее динамики.
В современном процессе художественного проектирования наметились тенденции изучения пространственно-предметной среды с точки зрения неклассического знания. Они заключаются в адаптации костюмологией методологии теории самоорганизации по изучению сложных самоорганизующихся систем. С другой стороны, наличие предпосылок к исследованию циклических процессов в развитии костюма позволило установить необходимость систематизации знаний в области циклологии, которые могут быть оценены как объективные предпосылки для самоорганизационных исследований системы «костюм» и прогнозирования ее развития.
Основой решения задач прогнозирования является получение объективных научных данных о закономерностях развития и функционирования системы «костюм». При этом особое внимание должно быть уделено возможности перспективного видения развития основных тенденций моды. К сожалению, поиск точки равновесия между собственными идеями дизайнеров и мировыми модными тенденциями зачастую приводит к ретроспективному способу мышления. В связи с этим, использование в теории системного проектирования костюма автоматизированных методов прогнозирования может значительно ускорить анализ количественных данных, получаемых при исследовании иконического материала.
Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности автоматизированного прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.
Цель исследования
Целью диссертационного исследования является изучение циклических процессов в моде и разработка концепции прогнозирования системы «костюм» и ее элементов на основе автоматизированных методов прогнозирования.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
Расширить понятийную базу теории системного проектирования костюма.
Выявить согласованность законов развития сложных самоорганизующихся систем и системы «костюм».
Обосновать необходимость применения автоматизированных методов математического моделирования для прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов.
Выбрать метод автоматизированного моделирования.
Выбрать компьютерный программный пакет для применения автоматизированного метода прогнозирования.
Построить среднесрочный прогноз развития системы «костюм» с учетом выбранного метода.
Проверить адекватность выбранной модели прогнозирования на примере анализа модного ассортимента женской одежды.
В диссертационной работе ставится задача более углубленного анализа основ ТСГГК в соответствии с концепцией теории самоорганизации, а также применение автоматизированных методов прогнозирования на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса.
Объектом - костюм в процессе его развития с середины XX по начало XXI вв.
Предметом исследовании являются: модель формообразования геометрических структур костюма XX в., разработанная Т.В. Козловой; женский костюм за период с 1900 по 1992; модели европейского костюма прет-а-порте, созданные модельерами ведущих домов моды Франции, Италии и США с 1948 по 2002 гг., а также наиболее стабильно встречающиеся виды ассортимента женской одежды.
Методологическую основу исследования составили ведущие положения теории самоорганизации и системный подход. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, эконометрики и компьютерного моделирования.
На защиту выносятся:
Адаптация базисных понятий теории самоорганизации к теории системного проектирования костюма.
Иерархическая структура временных ступеней развития системы «костюм» на основе числового ряда Фибоначчи.
Методика прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов, основанная на применении автоматизированного метода прогнозирования по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.
Научная новизна:
Новым в данной диссертационной работе является рассмотрение таких актуальных вопросов в ТСПК, как особенности формирования футурологических и ретроспективных тенденций в развитии моды XX века, специфика ускорения информационных процессов в развитии общества и степень их воздействия на развитие моды второй половины XX века.
Предложен метод автоматизированного анализа и прогнозирования статистических данных, получаемых при исследовании иконического материала, по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.
Инструментом реализации предложенной методики является программный статистический пакет STATGRAPHICS Plus for Windows.
Указанный метод предложен для анализа и прогнозирования развития модного ассортимента женской одежды.
Практическая значимость:
Предложен метод анализа системы «костюм» с точки зрения уровня ее энтропии, позволяющий давать количественную и качественную оценку ее развития.
Разработана методика прогнозирования развития системы «костюм», основанная на применении автоматизированного метода прогнозирования по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.
Проведен эксперимент по применению методики прогнозирования развития модного ассортимента по коллекциям прет-а-порте ведущих домов моды Франции, Италии и США за период с 1968 по 2002 гг.
Осуществлен среднесрочный прогноз развития трех геометрических структур костюма и ассортимента женской одежды на период до 2008 года.
Предлагаемая методика автоматизированного прогнозирования может найти применение при исследовании тенденций в моде и дизайне, графическое обобщение которых выражено в форме нестационарного временного ряда.
Указанный метод анализа статистических данных адаптировано в виде лекций и практических занятий" может быть применен на стадии предпроектной ориентации при создании перспективной коллекции одежды, что позволит повысить эффективность подготовки художников-стилистов по дисциплине «Художественное проектирование костюма».
Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы в учебном процессе при написании научно-методического материала по дисциплинам «Художественное проектирование костюма»,
Математика и информатика» для художников-стилистов в ВУЗах текстильного профиля.
Основные идеи и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора:
1. О необходимости развития исследований в области прогнозирования' моды с применением автоматизированных методов // Естественные и технические науки // М.: «Компания Спутник +», № 4 (7), 2003. С. 124-127.
2. Расчет прогноза развития трех основных геометрических структур костюма на основе модели Бокса-Дженкинса // Естественные и технические науки // М.: «Компания Спутник +», №4(7), 2003. С. 128- 132.
3. Анализ ассортимента женской одежды второй половины XX в. и его связь с геометрической структурой костюма // Аспирант и соискатель // М.: «Компания Спутник +», jsfs 5 (18), 2003.
4. Анализ структуры цикла развития геометрических структур костюма на основе числового ряда Фибоначчи // Объединенный научный журнал // М.: «ТЕЗАРУС», № 27 (85), 2003. С. 66-69.
Объем диссертационной работы составляет 216 страниц. Диссертационная работа содержит 64 рисунков, 24 таблиц, 5 формул и 8 * приложений. Библиография состоит из 207 наименований.
Структура работы
Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, терминологический словарь, заключение, приложения.
Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.
В главе I исследовано применение теории самоорганизации в гуманитарной сфере знаний, в искусстве, дизайне и моде. Исследована степень разработанности темы в области дизайна и моды. Определены основные законы функционирования самоорганизующихся систем в природе и обществе. Обоснован выбор и целесообразность применения законов и принципов самоорганизации в теории проектирования костюма. Также проведен анализ эволюционно-циклических процессов в развитии костюма, сформулированы основные теории моды и выявлена тенденция к применению законов теории самоорганизации при анализе развития моды.
В главе 2 выявлены тенденции ускорения информационных процессов в развитии общества. Проведен анализ развития системы «костюм» с учетом сокращения длительности периодов смен модных форм на основе компьютерной программы CurveExpert 1.З., рассчитан уровень энтропии системы «костюм». На примере анализа ассортимента женской европейской одежды выявлены тенденции к нарастанию разнообразия и сохранению однородности в системе «костюм».
В главе 3 исследовано развитие футурологических тенденций в XX веке и степень их воздействия на систему «костюм». Рассмотрены компьютерные методы прогнозирования и обоснована их актуальность в исследовании системы «костюм». Выбраны критерии для прогноза развития системы «костюм» и ее элементов. Осуществлен расчет прогноза развития трех геометрических структур костюма на основе модели ARJMA Бокса-Дженкинса.
В главе 4 предложена методика автоматизированного расчета прогноза развития модного ассортимента женской одежды, основанного на применении модели ARIMA Бокса-Дженкинса, проанализированы результаты эксперимента, проведенного по предложенной методике. Заключение Библиография Приложения
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Бионические принципы формообразования костюма2006 год, доктор технических наук Белько, Татьяна Васильевна
Разработка рациональной структуры ассортимента и методов проектирования мужской одежды с учётом национальных традиций народов Северного Кавказа2008 год, кандидат технических наук Колиева, Фатима Азамбековна
Разработка методов комплексного проектирования комплектов взаимозаменяемых и трансформируемых предметов одежды1999 год, кандидат технических наук Звягинцев, Сергей Владимирович
Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма2013 год, кандидат технических наук Манцевич, Александра Юрьевна
Разработка базы данных для проектирования женской одежды в полиэтнических регионах2004 год, кандидат технических наук Серая, Людмила Николаевна
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Егоричева, Елена Валерьевна
Выводы по главе
В Главе IV была осуществлена экспериментальная проверка теоретических выводов и апробация модели Бокса-Дженкинса для прогнозирования модного ассортимента. Расчет прогноза и полученные данные показали адекватность выбранной компьютерной модели прогнозирования количественных значений, полученных путем статистической обработки иконического материала.
Таким образом, выбранная модель компьютерного прогнозирования статистических данных может быть использована в качестве базовой для получения краткосрочных и среднесрочных прогнозов развития исследуемых объектов с колебательной структурой, имеющих как четко, так и нечетко выраженную цикличность.
Результаты расчета прогноза было выявлено следующее:
1. Динамика циклических изменений исследуемого ассортимента женской одежды характеризуется низкой амплитудой колебаний, что говорит о незначительном доминировании одних ассортиментных групп по отношению к другим.
2. Взаимосвязь между геометрическим видом формы и ассортиментом проявляется в доминировании определенной геометрической структуры в ассортименте.
3. Наибольшей частотой обращения (мобильностью) обладают такие ассортиментные группы, как блузки, брюки, платья, пальто.
4. Выявлена обратная связь между частотой обращения к ассортименту юбок и брюк.
5. По расчетам прогноза к 2008 г. намечается тенденция роста частоты обращений к ассортименту топ, жакет, платье, пальто.
Терминологический словарь
Адаптация - освоение взаимоотношений системы и ее элементов с окружающей средой.
Архетипы - по К. Юнгу, изначальные врожденные психические образные структуры, составляющие коллективное бессознательное, содержание общечеловеческой символики сновидений, мифов, легенд, сказок и даже фантазий, художественных творений.
Коэволюция - взаимозависимость предметов или понятий; иногда может быть определена математически как вероятностная величина среди ряда других зависимостей.
Мутация - внезапно возникающее естественное или искусственно вызываемое изменение наследственных структур, отвечающих за хранение генетической информации и ее передачу от клетки к клетке и от предка к потомку, от одного элемента системы к другому.
Неравиовеспость - состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров, т.е. ее состава, структуры и поведения.
Обратная связь - обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган.
Порядок - детерминированные повторяющиеся отношения элементов системы.
Пространство состояний системы - пространство, каждой точке которого однозначно соответствует определенное состояние рассматриваемой системы, где каждому процессу изменения состояния системы (ее движения в этих координатах) соответствует определенная траектория перемещения изображающей точки в пространстве. Понятие пространство состояний системы наиболее часто используется в теории колебаний.
Редупликация конвариантная — самовоспроизведение элементов системы с изменениями, в котором один элемент служит основой для образования других, а сам процесс происходит с ошибками, т.е. конвариантно.
Равновесие - состояние закрытой системы при котором сохраняется установившаяся структура, функционирование, порядок взаимодействия с внешней средой.
Уравнение Лотка-Волыперра - пара дифференциальных уравнений, позволяющих модельно рассчитать конкурентные взаимоотношения между двумя видами: хищник - жертва, паразит - хозяин, потребитель — корм, производитель - потребитель и т.п.
Флуктуация - случайное отклонение наблюдаемых величин от их средних значений, при этом система переходит из более вероятного состояния в менее вероятное и ее энтропия уменьшается. Флуктуации происходят у любых величин, зависящих от случайных факторов и описываемых методами статистики.
Хаос - это максимальная степень дезорганизованное™ системы, состояние, при котором элементы системы связаны неповторяющимися (нерегулярными) отношениями.
Энтропия информационная — некоторая мера "неопределенности", показывающая степень дезорганизованности системы, а также предсказуемости ее поведения. Чем выше энтропия, тем больше непредсказуемость поведения системы.
Термины по работе программы STATGRAPHICS Plus ARIMA - модель АРПСС (авторегрессии проинтегрированного скользящего среднего)
Actual - действительное, фактическое (значение) Autocorrelated Residuals (AR) — автокорреляция остатков Constant - константа Error - ошибка
Error of mean square - среднеквадратическая ошибка Estimate - оценка
Forecasting - прогноз Limit - граница Lower Limit — нижняя граница Upper Limit - верхняя граница Mean — среднее
Moving Averages (MA) - значение скользящего среднего Mean Absolute Error (MAE) — средняя абсолютная ошибка Mean Absolute Percentage Error (МАРЕ) — средняя абсолютная процентная ошибка
Mean Error (ME) - средняя ошибка
Mean Percentage Error (MPE) - средняя процентная ошибка Mean Squared (MS) - средний квадрат Mean Squared Error (MSE) - средний квадрат ошибки Mean Squared About regression (MSA) - средний квадрат отклонений относительно регрессии
Non-stationary - нестационарность (нестационарный) - распределение вероятностей, соответствующее процессу, меняется со временем. Parameter - параметр Parameter Estimate - оценка параметра Plot - график Residuals - остатки
RMSE (Root - Mean — Squared - Error) - квадратный корень из среднеквадратической ошибки Root — корень
Standart Error - стандартная ошибка
Simple Moving Average (SMA) - простое скользящее среднее t -1распределение
Заключение
Необходимость научно-исследовательской работы в области прогнозирования моды вызвана сложностью восприятия и анализа динамики современной моды. Поэтому основной целью данного исследования являлось применение автоматизированных методов прогнозирования в теории системного проектирования костюма.
На основе методико-теоретического анализа, проведенного в рамках данной работы, получили следующие результаты:
1. Дано обоснование необходимости применения законов теории самоорганизации при исследовании развития системы «костюм».
2. Выявлено, что ускорение информационных процессов оказало воздействие на динамику развития системы «костюм» в XX веке, что вызвало сокращение периодов смены геометрических структур костюма и модных видов ассортимента женской одежды.
3. Определен уровень энтропии системы «костюм», свидетельствующий о нарастании хаоса и крайней информационной насыщенности в исследуемой системе.
4. Предложен метод краткосрочного и среднесрочного прогноза развития геометрических структур костюма на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса, применяемой к анализу данных в виде нестационарных временных рядов.
5. В ходе анализа статистического материала установлено относительно равномерное распределение трех геометрических структур костюма в фазовом пространстве состояний моды к концу XX - началу ХХЗ вв. где доминирование одной структуры над другими выглядит незначительным.
6. Наиболее предсказуемой из трех геометрических структур костюма является прямоугольная.
7. Периодичность смены модных геометрических структур костюма, выявленная в результате расчета прогноза и равная 8 годам совпадает с циклами частоты массового обновления активной части основного капитала.
8. Осуществлен расчет прогноза развития модных видов ассортимента женской одежды до 2008 г.
9. Динамика развития основных геометрических структур костюма и модного ассортимента на конец XX - начало XXI вв. характеризуется невысокой амплитудой колебаний, что говорит о незначительном доминировании одних структур (видов ассортимента) в качестве ведущих над другими. Подобная ситуация обусловлена сокращением длительности периода смены модных форм, ростом числа участников в системе «производитель-потребитель», увеличением индивидуального подхода к выбору одежды.
Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Егоричева, Елена Валерьевна, 2003 год
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 335 с.
2. Александрова И.А. Мода и преступность: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1998. 24 с.
3. Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Левандовский М.И. Синергетика в социальных науках: пути развития, опасности и надежды // Круг идей: макро- и микроподходы в исторической информатики. Труды V Конференции Ассоциации "История и компьютер", Минск, 1998, т. 1.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. Для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 377 с.
5. Арженовский С.В., Молчанов И.Н. Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГЭУ, 2001. 74 с.
6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. 243 с.
7. Аукуционек С. П. Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ. М.: Наука, 1984. 223 с.
8. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
9. Бак П., Чен К. Самоорганизованная критичность // В мире науки, 1991. №3. с. 16-25.
10. Белько Т.В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме. Дисс. канд. тех. наук, МГТА, М., 1996. 185 с.
11. И. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.
12. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. "Технология прогнозных разработок социальных процессов". М.: НПО "Поиск", 1992.
13. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. 667 с.
14. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. -М.: Экономика, 1989. 303 с.
15. Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. М.: Мир, 1974, вып. 1, 2. 406 с.
16. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. -М.: Наука, 1986.301 с.
17. Боровиков В.П., Ивченко Г.И. Прогнозирование в системе Statistica в среде Windows. М.: Финансы и статистика, 2000. 382 с.
18. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII вв. В 3-х томах. Т. 3. Время мира. М., 1992. с. 67.
19. Васильев А. Красота в изгнании. М.: Слово, 1998. 479 с.
20. Василькова В.В., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. 227 с.
21. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория соц. самоорганизации. СПб.: Лань, 1999. 478 с.
22. Васютинский. Золотая пропорция. М.: Мол. гвардия, 1990. 238 с.
23. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
24. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.
25. Веденеев Б., Харитонов Л. Макроэкономическая индикация экономики по "золотому сечению"// Правила игры. 1995. С. 58-63.
26. Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование. -М.: Наука, 1976. 286 с.
27. Воробьев Н.Н. Числа Фибоначчи, М.: Наука, 1992. 144 с.
28. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952—1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000. 480 с.
29. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация поведение - творчество. М.: Наука, 1991.224 с.
30. Готт B.C., Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. М., 1975. С.29.
31. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. С. 17.
32. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000. 224 с.
33. Грейсон Д.К., О'Делл К. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. 1990.
34. Григорьян Э.Р., Мунтян М.А., Сафонова М.А. Глобализация и моделирование социальной динамики, 2001. 143 с.
35. Гройс Б. О новом // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 116.37. Гузявичуте Р.А. Исследование стабильных признаков впроектировании одежды XX века. Дисс. канд. тех. наук. МТИМ., 1977. 206 с.
36. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Библ. информ. об-ние «Танаис»: ДИ-ДИК, 1994. 637 с.
37. Давыдов А.А. Периоды циклов в социальных системах // Целостность социальных систем. М.: ИСАН, 1991. с. 27-41.
38. Дергунова JI.А. Мода в условиях массовой культуры: Дне. . канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1998. 128 с.
39. Добросмыслова И.Г. Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XXвека: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: МГУ, 2002. 22с.
40. Докинз Р. Эгоистичный ген. Пер. с англ., М.: Мир, 1993. 316 с.
41. Дриккер А.С. "Информационный отбор" и социальная эволюция. -Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Таганрог: Изд. ТРТУ, 1998. с. 81-82.
42. Дриккер А.С Принцип информационного ускорения и цикличность в художественной культуре. Труды Международного научного симпозиума "Информационный подход в эмпирической эстетике". - Таганрог: Изд. ТРТУ, 1998. с. 57-65.45. Там же. с. 58.
43. Евин И.А. Синергетика искусства. М., 1993. 171 с.
44. Емельянов А.С. Эконометрия и прогнозирование. М.: Экономика, 1985.207 с.
45. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики. Системно-синергетический подход. Изд-во Томского ун-та, 1999. 160 с.
46. ЗелингШ. Мода. Век модельеров. Konemann, 1999. 655 с.
47. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. Рига: Зинатне, 1990. 173 с.
48. Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и в искусстве. Дисс. . д-ра. фил. наук. М., 1999. 310 с.
49. Каган М.С. Синергетика и культурология. Синергетика и методы науки. СПб., 1998. с. 201-219.
50. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ТОО ТК "Петрополис", 1996.414 с.
51. Каган М.С. Синергетика и культурология. Синергетика и методы науки. - СПб, 1998. с.63-64.
52. Каллагова И.В. Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма. Дисс. . канд. тех. наук, МГТУ, М., 2002. 406 с.
53. Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. 166 с.
54. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: УРСС, 2003. 283 с.
55. Килошенко М. Психология моды. СПб.: Речь, 2001.192 с.59. Там же, с.22.60. Там же, с. 23.61. Там же, с.37.62. Там же, с. 4163. Там же, с. 41
56. Классики кейнсианства: В 2 т. М.: Экономика, 1997. 431 с.
57. Князева Е.Н., Курдюмов С.Г. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. с. 229.
58. Князевский B.C., Молчанов И.Н. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГЭА, 1998. 161с.
59. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988. 350 с.
60. Кокорева Л.В. Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития. Социологический аспект: Дис. . канд. социол. наук. Екатеринбург, 2001. 136 с.
61. Колмогоров А.Н. К логическим основам теории информации и теории вероятностей // Проблемы передачи информации и теории вероятностей. 1969. Т. 5, № 3, с. 3 7.
62. Коробко В.И. Золотая пропорция и проблема гармонии систем: Учеб. пособие для студентов техн. спец. вузов, 1998. 372 с.
63. Кузьмук О.Л. Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды. На примере г. Москвы: Дисс. . канд. социол. наук. -М., 2000. 148 с.
64. Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT, 2002. 605 с.
65. Лотман Л.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс Гносис, 1992. 272 с.
66. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латин. патристика, М.: Мысль, 1979. с. 331.
67. Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении: Пер. с англ. Петрозаводск: Петроком, 1993. 136 с.
68. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.
69. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989.326 с.
70. Марутаев М.А. Приблизительная симметрия в музыке // Проблемы музыкальной науки. -М.: Сов. Композитор, 1978. Вып. 4. С. 306-343.
71. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия. // Семиотика и информатика. 1983. № 20. с. 3-34.
72. Матюнина В.И. Мода лета 2001. // Швейная промышленность. 2002. № 4.
73. Мильман А.Л. Мода как форма театрализации жизни. Эстетические аспекты проектирования костюма: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1998, 184 с.
74. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. с. 733-755, 859-861.
75. Меньшиков С., Клименко Л. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. М.: Междунар. отношения, 1989. 269 с.
76. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Академия моды, 2001. Т. 1-4.
77. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество: Пробл. формализ. описания. М.: Наука, 1982. 240 с.
78. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 303 с.
79. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.
80. Нееман Ю. Счастливый случай, наука и общество. Эволюционный подход // Путь, 1993. № 4. С. 70-90.
81. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: Пер. с англ. М., 1989. с. 52.
82. Осипова Е.В. Социология Герберта Спенсера. Ин-т социал.-полит. Исслед. РАН. М.: РИЦ ИСПИ, 1995. 28 с.
83. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: СПбГУП, 2003. 615 с.
84. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система: Структур, морфология культуры. Единство онто- и филогенеза. Изоморфизм мышления и ист.-культур. феноменологии. М., 1998. 271 с.
85. Петров А.А. Анализ перестройки и реформы российской экономики методами математического моделирования // Экон. наука соврем. России. 1999. № 4. с. 7-44.
86. Петров А.А. Математическое моделирование экономического развития. М.: Знание, 1984. 64 с.
87. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: Методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996. 158 с.
88. Петров В.М. Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы // Синергетическая парадигма (нелинейное мышление в науке и искусстве) // М.: Прогресс-Традиция, 2002, 496 с.
89. Петров В.М. Стиль творческой личности и стиль эпохи: опыт искусствометрического исследования // В кн.: Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998 С. 252-277.
90. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л.: Знание, 1974.
91. Петров JI.B. Массовая культура и массовая коммуникация. — Л.: Знание, 1978. 18 с.
92. Петрова-Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979. 288 с.
93. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. — М.: Изд-во МГУ, 1992. 130 с.
94. Поздняков А. Стратегия российских реформ. Томск: Спектр, 1998. 324 с.
95. Пойзнер Б.Н. Вглядываясь в систему природы и природу культуры. Томск: Июль-ноябрь, 1998.
96. Пойзнер Б.Н. О союзе гуманитарных наук с синергетикой // Вестник Томского государственного университета, Т. 266, январь 1998.
97. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979, 232 с.
98. Пректер Р. Фрост А. Дж. Волновой принцип Эллиотта. Ключ к поведению рынка. М.: Альпина Паблишер, 2001.
99. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, №6, 1991.
100. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 308 с.
101. Прокофьев В.Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса // Советское искусствознание 77. В. 2. М., 1978. с. 261-285.
102. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982. 430 с.
103. Рейхенбах Г. Направление времени: Пер. с англ. М.: Изд. Иностр. лит. 1962. 396 с.
104. Розенов Э.К. Статьи о музыке: Избранное. М., 1982.
105. Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2001. 480 с.
106. Смурова Л.В. Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы. Дисс. . канд. тех. наук. М., МГТУ, 2001. 193 с.
107. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1996.
108. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Главы из кн.: Пер. с англ. М.: МФК, 1999. 77 с.
109. Сорокин П. А. Циклические концепции социально-исторического процесса. "Social Forest" .1927. с. 28-40.
110. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Лазерная модель творчества: От теории доминанты к синергетике культуры: Учеб. Пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. 149 с.
111. Тард Г. Законы подражания. СПб.: Типография и Литография С.Ф. Яздовского и К., 1892.
112. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс Культура, 1996. 606 с. .
113. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. Информ. м-лы. М.: ИСАИ, 1991. 46 с.
114. Тоффлер Э. Третья волна. ACT, 2002. 784 с.
115. Туган Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы: История англ. кризисов. Общ. теория кризисов: Избранное; Рос. акад. наук, Ин - т экономики - М.: Наука, Росспэн, 1997.573 с.
116. Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М. 528 с.
117. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. Свердловск: Изд-во Уральск, гос. ун-та им. A.M. Горького, 1990. 19 с.
118. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. М., 1995. ЛЬЗ.
119. Фомичев А.Н. К проблеме упорядочения и хаотизации в экологических системах. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1995-1996. М., 1996. с. 210-220.
120. Хакен Г. Синергетика: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. 419 с.
121. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. 240 с.
122. Харджиев Н.И. Последняя глава неоконченной автобиографии Малевича // Russian Literature 1996. Vol. 39, № 3.
123. Хлебников В. Собр. произв. в 5-ти томах. JL, 1933. - Т.5., с. 324.
124. Хлебников В. Спор о первенстве. Закон поколений. // Творения. -М., 1986. с. 646-652.
125. Церетели Г.В. Метр и ритм в поэме Руставели и вопросы сравнительной версификации // Контекст 1973: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1974. С. 114-137.
126. Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике: Сб. статей: Пер. с англ. М.: Изд. Иностр. лит., 1963. 829 с.
127. Шлезингер A.M. Циклы американской истории. Пер. с англ. М.: Прогресс-академия, 1992. 685 с.
128. Шмальгаузен И.И. Факторы прогрессивной (ароморфной) эволюции. // Закономерности прогрессивной эволюции. Л., 1972. С. 5-24.
129. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора. Изд. 2-е. М.: Наука, 1968,451 с.
130. Шмит Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. JI., 1925. с.181.
131. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 122 с.
132. Шумпетер И. Теория экономического развития: Перевод с нем. B.C. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982. 455 с.
133. Щапова Ю.Л. Хронология и периодизация древнейшей истории как числовая последовательность // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер», J\ib 25, 2000.
134. Экология, экономика, энергетика: методологические подходы к построению моделей эволюции социокультурных систем // Под ред. И.В. Мелик-Гайказян, В.Ф. Тарасенко. Томск: Изд-во ТПУ, 1997.
135. Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. Л.: ЛГУ, 1974.
136. Этнология в США и Канаде: Сб. ст. М.: Наука, 1989. 326 с.
137. Эшби У.Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина // Исследования по общей теории систем. М., 1969. с. 125-142.
138. Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 400 с.
139. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. 333 с.
140. Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Междунар. фонд Н. Д. Кондратьева, 1993. 67 с.
141. Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы: Доклад на XI Междисциплинарной дискуссии. М., 1998. 79 с.
142. Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: Дисс. . канд. социол. наук: СПб., 2001. 168 с.
143. Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж: Альманах социальных исследований. 2001, Вып. 16-17, с. 158-172.
144. Литература на иностранных языках
145. Back К. W. Modernism and fashion: A social psychological interpretation. In M. R. Solomon (Ed.), The psychology of fashion. Lexington: D. C. Heath / Lexington Books, 1985. pp. 314.
146. Barthes R. The Fashion System. NY: Hill and Wang / Farrar, Straus, and Giroux, 1983.
147. Behling D. Fashion change and demographics: A model. Clothing and Textiles Research Journal, 1985/1986. 4, (1). pp 18-23.
148. Bell Q. On Human Finery. London, 1976.
149. Blumer H. G. Fashion. International Encyclopedia of Social Sciences, 5, 1968. pp. 341-345.
150. Blumer H. Fashion: From class differentiation to collective selection. The Sociological Quarterly, 10, 1969. pp. 275-291.
151. BogardusE.S. Fundamentals of Social Psychology. N.Y., 1942.
152. Brenninkmeyer I. The diffusion of fashion. In G. Wills and D. Midgley (Eds.) 1963.
153. Brenninkmeyer I. Fashion marketing: An anthology of viewpoints and perspectives, 1973. pp. 259-302.
154. Brodie R. Virus of the Mind. Integral Press, Seattle, Washington, 1996.
155. Davis F. Clothing and fashion as communication. In M. R. Solomon (Ed.), Lexington: D. C. Heath / Lexington Books, 1985. pp. 15-27.
156. Davis F. Herbert Blumer and the study of fashion: A reminiscence and a critique. Symbolic Interaction, 14( 1), 1991. pp. 1-21.
157. Davis F. Stages of the Fashion Process. In Fashion, Culture, and Identity. Chicago: University of Chicago Press, 1992. pp. 121-158.
158. Dawkins R. Viruses of the Mind in: Dennett and His Critics, Edited by: B. Dahlbom, Oxford, Blackwell, 1993. pp. 13-27.
159. Dearborn G. Psychology of Clothes, Psychological Monographs, Vol. 26, No. 1, Whole No. 112, 1918.168. Donna. 1989, №95, 97.
160. Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1979.170. Fashion Guide. № 2\90.
161. Flugel J.C., B.A., D.Sc., The Psychology of Clothes, N.Y., 1971.
162. Gabisch G., Lorenz H.-W., Business Cycle Theory. Springer-Verlag, Berlin, 1989.
163. Gerry C. Developing Economies and the Informal Sector in Historical Perspective // The Annals: The Informal Economy. Beverly Hills, 1987.
164. Hoffmann H. How clothes communicate. Media Development, 1984.
165. Hollander A. Sex and suits: The evolution of modern dress. New York: Kodansha International, 1994.
166. Hurlock E. The Psychology of Dress: An Analysis of Fashion and Its Motive. 1929.
167. International Textile. 1989, № 700 705; 1990, № 709, 711, 712, 716,718; 1991, №720.
168. Kaiser S. B. The social psychology of clothing: Symbolic appearances in context. (2nd ed.). New York: Fairchild, 1997.
169. Kaiser S. В., Nagasawa R., Hutton S. S. Construction of an SI theory of fashion: Part 1 Ambivalence and change. Clothing and Textiles Research Journal, 13 (3), 1995. pp. 172-183.
170. King C. W. Fashion adoption: A rebuttal to the "Trickle-down" theory. In S.A. Greyser (Ed.). Toward Scientific Marketing, 1963. pp. 108-125.
171. Kroeber A.L. On the order in civilization as exemplified by changes of fashion. American Anthropologist, 21, 1919. pp. 235-263.
172. Laver J. Taste and fashion since The French Revolution. In G. Wills & D. Midgley (Eds.), Fashion Marketing, 1973. pp. 379-389.
173. L'Officiel de la Mode le Paris. 1958, № 431-432, 441-442; 1968, № 551-552,559-560.
174. L'Officiel du Pret-a-Porter. 1968, № 48-51; 1969, № 52, 54; 1974, № 73; 1980, №97, 101; 1981, № 102; 1984, № 112; 1986, № 120, 121.
175. L'Officiel (Россия). 1998, № 4, 6, 7; 1999, № 14; 2000, № 17, 18, 20-22; 2001, № 30-32, 34.
176. Lowe J. W. G., & Lowe E. D. Cultural pattern and process: A study of stylistic change in women's dress. American Anthropologist, 84, 1982. pp. 521-544.
177. Lowe J. W. G., & Lowe E. D. Model of fashion change. Advances in Consumer Research, 11, 1983. pp. 731-734. .
178. Lowe, E. D. Quantitative analysis of fashion change: A critical review. Home Economics Research Journal, 21 (3), 1993. pp. 280-306.
179. Lurie A. The language of clothes. New York: Random House, 1981.
180. Mahajan V., Muller, E., & Bass, F. M. New product diffusion models in marketing: A review and directions for research. Journal of Marketing, 54, 1990. pp. 1-26.
181. Morton G.M. The Arts of Costume and Personal Appearance, U. of Nebraska, 1964.
182. Reynolds F. D., & Darden, W. R. (1973). Fashion theory and pragmatics: The case of the midi. Journal of Retailing, 49 (1), 1973. pp. 51-62.
183. Robinson D. E. Style changes: Cyclical, inexorable, and foreseeable. Harvard Business Review, 53 (6), 1975, November/December, pp. 121131.
184. Rogers E. M. New product adoption and diffusion. Journal of Consumer Research, 2, 1976. pp. 290-301.
185. Rogers, E. M. Diffusion of innovations (3rd ed.). New York: The Free Press. 1983. pp. 19-40; 175-196.
186. Simon-Miller F. Commentary: Signs and cycles in the fashion system. In The Psychology of Fashion, MA: Lexington Books / D.C. Heath, 1985. pp. 71-81.
187. Simmel J. Philosophic der Mode. Berlin // Modern Zeitfragen, 1905, № 11.
188. Solomon M.R. The psychology of fashion. Lexington, MA: Lexington Books. 1985.
189. Sproles G. B. The economics of fashion. In Fashion: Consumer behavior toward dress. Minneapolis: Burgess. 1979. pp. 83-96.
190. Sproles G. B. Behavioral science theories of fashion. In M. R. Solomon (Ed.). The Psychology of Fashion Lexington: D. C. Heath / Lexington Books, 1985. pp. 55-70.
191. Sproles G. В., & Burns, L.D. Changing appearances: Understanding dress in contemporary society. New York: Fairchild, 1994. pp. 1-29.
192. Vogue. 1968, № 1-16; 1987, №5, 9.
193. Weeden P. Study patterned on Kroeber's investigation of style. Dress, 3, 1977. pp. 9-19.
194. Weidlich W., Haag G. Concepts and Models of Berlin, Spinger, 1983.
195. White B.W. Recognition of distorted melodies. Amer. Journ. of Psychology, I960. Vol.77. N 1. pp. 100-107.
196. White L. The Concept of Cultural Systems. A Key to Understanding Tribes and Nations. N.Y., London: Columbia Univ. Press, 1975.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.