Художественное осмысление героико-исторической действительности в поэмах Муталиба Митарова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Гасанова, Сураят Исмаиловна

  • Гасанова, Сураят Исмаиловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 160
Гасанова, Сураят Исмаиловна. Художественное осмысление героико-исторической действительности в поэмах Муталиба Митарова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2004. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Гасанова, Сураят Исмаиловна

Глава 1. Исторические поэмы М.Митарова ( истоки, героика, поэтика) 13

1.1 Эпическая поэма «Иран-Хараб - новое явление в табасаранской литературе 13

1.2 Историчность и художественность поэм «Кровавые скалы», «Сказание о поющей скале» 55

Глава 2.0тображение военной действительности в поэмах М.Митарова 84

2.1 Ради жизни на земле ( поэмы-посвящения «Сказание о чунгу ре», «Без вести пропавшие», «Полярная баллада» 84

2.2 Память народа - память сердца ( мемориальные поэмы «Поклонимся обелискам», «Цветы на граните» и поэма-воспоминание «Возвращение») 117

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное осмысление героико-исторической действительности в поэмах Муталиба Митарова»

Актуальность исследования. Современное состояние табасаранской поэзии - это результат длительного и динамичного развития национальной литературы, отпочковавшейся еще в ХУШ веке от фольклора и ставшей самостоятельным эстетическим явлением. А за последнее столетие табасаранская литература проделала огромный путь в своем развитии, вырастив целую плеяду самобытных поэтов, прозаиков и драматургов: М.Шамхалова, Т.Шалбузова, А. Везирова, А.Джафарова, Б.Митарова, М.Митарова, Б.Раджабова, Ш.Казиева, Ю. Базутаева, Ш.Шахмарданова, П.Касумова, П.Асланова, Г.Гасанова и других.

Становление и развитие современной табасаранской литературы трудно представить без творческих поисков талантливого поэта, прозаика, фольклориста, переводчика, лауреата премии имени С.Стальского, народного поэта Дагестана (1990 г.) Муталиба Митаровича Митарова (род в 1920 г.). Его многогранная творческая деятельность за более чем пятьдесят лет, охватила многообразие лирических, лиро-эпических и эпических жанров литературы, опубликованных в тридцати восьми книгах, в том числе в двадцати одном издании на русском языке. Произведения М.Митарова в советский период и после стали доступны всесоюзному читателю через публикации в журналах «Огонек», «Москва», «Звезда», «Дружба народов», «Молодая гвардия», «Готовность», «Днепр», «Отчизна», «Азербайджан», «Литературный Дагестан», различных антологиях и сборниках. Его творения переводились и публиковались на тридцати двух языках народов СНГ и мира. Поэтому всестороннее монографическое исследование богатого и самобытного творчества М.Митарова представляет большой научный интерес не только для дагестанского, но и российского литературоведения.

В формировании эстетических взглядов поэта и писателя Мута-либа Митарова огромную роль сыграли родное устное народное творчество, а также достаточно сильное творческое влияние художественных сокровищ русских классиков, восточных и дагестанских поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А. Фирдоуси, И.Низами, Вагифа, Физули, С.Рустама, С.Вургуна, Е.Эмина, С.Стальского и других.

В становлении и творческой деятельности поэта решающей и переломной вехой стала Великая Отечественная война, участником которой стал М.Митаров. Поэт лично испытал нечеловеческие тяготы и лишения войны и вернулся с фронта инвалидом первой группы. Как поэт-фронтовик, переживший «трагический сорок первый», не мог не посвящать свои произведения друзьям-однополчанам, навсегда оставшимся в «Долине смерти» Заполярья. Поэтому о минувшей войне и героике защитников «крыши Европы» г. Мурманска и Заполярья в целом им написано около половины своих художественно достоверных лирических и лиро-эпических творений, в том числе шесть поэм-посвящений и мемориальных поэм, пять героических баллад и сотни стихотворений и этюдов.

Многогранное творчество поэта и писателя, вобравшее в себя любовную и гражданскую лирику, баллады, рассказы, повести, исторические, героические, философские, психологические и трудовые поэмы, литературные обработки народных преданий, легенд, притч и другие, отображает через художественное восприятие и оценку автора нравственные, патриотические, гуманистические, социальные, философские проблемы прошлой и современной действительности. Поэт творил в русле жестких требований социалистического реализма, ставшего на многие годы теоретической, методологической базой и идеологической концепцией многонациональной советской литературы, - в авторском осмыслении жизни советского народа, его исторического прошлого и современности в реалистическом ракурсе с конечной целью нравственного воздействия на читателя, воспитания его в духе патриотизма и интернационализма. Как писал В.Г.Белинский, «для того, чтобы быть поэтом, мало ума: нужно чувство и фантазия. Делать поэмы сможет всякий, творить - один поэт».1 Именно в рамках этих требований и литературных традиций поэт Митаров и «творил» свои произведения, составляющие достояние всей послевоенной многонациональной советской литературы.

Вклад Муталиба Митарова в развитие табасаранской, да и всей общедагестанской литературы, огромен, во многих жанрах и их разновидностях, темах, средствах поэтики он выступает как новатор в родной литературе. Поэтому изучение в одном исследовании его многогранного и многопланового творческого наследия, представляющего целую эпоху табасаранской литературы - задача нелегкая. По количеству изданных книг, самобытному таланту и жанровому многообразию творчества

М.Митаров стоит в одном ряду с Р.Гамзатовым, С.Рабадановым, А.Абу-бакаром, Ф.Алиевой, А.Аджаматовым, Х.Авшалумовым, Ю.Хаппалаевым, А.Аджиевым. Поэтому мы ограничили рамки своего исследования изучением лишь отдельных разновидностей митаровских поэм: героикол исторических и поэм о Великой Отечественной войне.

Выбор темы работы продиктован тем, что в творчестве М.Митарова историческая и военная тематика поэм занимает превалирующее положение в крупных формах его поэзии и определяет самобытность поэта, его художественный метод, стиль и поэтику. Именно в этом жанре поэт проявил себя как талантливый художник слова, знаток военной тематики и «человеческих душ». Как писал известный белорусский лите

1 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М.:Гослитиздат,1953.Т.1.С.232.

2В силу ограниченности объема настоящей работы, из пятнадцати разнотемных поэм Муталиба Митарова в научное изучение вовлечено лишь девять произведений на упомянутую тематику. ратуровед А.Г.Жаков, « самым значительным завоеванием советской литературы стало углубление историзма мышления, проявляющееся как в содержании, так и в структуре поэмы. Оно выражается в изображении жизненных явлений в процессе их становления и развития, в сопоставлении разных эпох, в свободном владении художественным временем, в соотнесении прошлого с современной проблематикой».1

Степень изученности темы. Изучение табасаранской литературы и фольклора в целом, и творчества отдельных художников слова в частности, началось лишь в последние десятилетия XX века. В монографических трудах М.М.Гасанова2, М.М.Курбанова,3 М.Г.Юсуфова4 изучаются общие закономерности зарождения и развития табасаранского фольклора и литературы. Изыскания «первопроходцев» охватывают общие этапы становления и динамического развития духовной культуры всего этноса, начиная с первобытных времен, до конца XX века. В этих основополагающих работах исследователи заложили основу для дальнейшего серьезного исследования табасаранского фольклора и литературы.

Изучение творческого наследия Муталиба Митарова также находится лишь в начальной стадии. В фундаментальном обобщающем труде «История дагестанской советской литературы»5 его творчество рассматривается в общем контексте развития всей дагестанской многонациональной литературы. Несмотря на широкую известность поэта за пределами рес

1 Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск: Изд-во БГУ,1981.С.166. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала,1971.

3 Курбанов М.М. Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986; его же: Эпические жанры табасаранского фольклора. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1995; его же: Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

4 Юсуфов М.Г. Ц1ийи дережейихъна. Махачкала, 1980; его же: Табасаранская советская литература. Махачкала:Дагкнигоиздат,1986; его же: Табасаранская национальная литература. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1994.

5 История дагестанской советской литературы. В двух томах. Махачкала, 1967. публики и России, до сих пор в дагестанском литературоведении еще нет монографических исследований, посвященных его творческому наследию. Правда, в общесоюзных литературных и общественно-политических журналах и отдельных изданиях, начиная с конца шестидесятых годов XX века, появлялись различные позитивные отклики об отдельных поэмах и сборниках М.Митарова.

Так, поэт и литературовед А.Говоров, подчеркивая идейно-тематические достоинства героико-исторической поэмы М.Митарова «Иран-Хараб», в журнале «Огонек» в 1969 году высоко оценил эстетическую значимость творения и восхищался оригинальностью художественного мышления поэта: «Необычные, точные, красочные сравнения. Когда я читал эту книгу, я окунулся в сказочный мир, приближенный поэтом к настоящему времени и будущему.»1 Аналогичным же образом откликнулся и дагестанский литературовед и журналист М.Гасан-гусейнов в своей статье «Поэт в поисках».2

О поэзии и прозе М.Митарова отзывались известные поэты, прозаики, исследователи дагестанской и русской литературы в различных литературных журналах, книгах и периодической печати.3 Всех их объединяет стремление постичь тайну поэтической образности, самобытный талант поэта-фронтовика и оценить по достоинству его вклад в развитие всей советской многонациональной литературы.

Жанровое многообразие творчества М.Митарова, богатство тематики поэм, их историзм, реализм и высокая художественная образность

1 Говоров А. Доброе знакомство. / Огонек ;№ 7. М.,1969.С.24.

1 Гасан-гусейнов М. Поэт в поисках. «Даг. правда» от 11 января 1969. С.З.

3 Алексеев М. Снова в строю. М.: Современник,1975.С.639-641.; Двагеев М. Золотой приз «Огонька». «Даг.правда» от11 мая 1983 г.;Абуков К.И. Открытие продолжается. «Даг. правда» от 29 ноября 1990 г.; Дереч Д. Братья Митаровы. «Литературная Россия» от 19 октября 1990 г.; Раджабов Б. «Я свет души усилю.». «Даг. правда» от 19 ноября 1990 г.; Рамазанов К. Военно-патриотическая тема в творчестве М.Митарова. //Я вижу привлекали внимание многих литературных критиков и исследователей. Поэтесса и литературный критик И.Шевелева впервые попыталась затронуть большую сферу поэтических поисков М.Митарова в объемной статье с емким и образным названием, взятым из одноименного стихотворения поэта, «В копилку жизни внес свою я долю».1 Внимание критика привлекла лирическая и военная поэзия поэта-фронтовика, в которой «творческая сила приходит к нему в единении с земной неоглядной красой и силой», где романтически воодушевленный поэт видит «душу каждого цветка». Оценивая творческое дарование поэта, И.Шевелева отмечает высоту таланта и эстетическую образность поэта-реалиста в военных поэмах-посвящениях «Сказание о чунгуре» и «Полярная баллада».

Такому же обзорному анализу подвергаются философская лирика, исторические и военно-патриотические поэмы «Иран-Хараб», «Кровавые скалы», «Сказание о чунгуре» и «Без вести пропавшие» в интересной статье литературоведа П.К.Карпова.2 В ней исследователь пытается изучить многообразие взглядов и поисков поэта в эпической и лиро-эпической разновидностях жанра поэмы. Автор работы достаточно высоко оценивает художественную насыщенность и многообразие эстетических приемов в поэмах исторического плана, основой которых стали удачно использованные поэтом сюжеты табасаранских преданий и легенд.

В фундаментальном труде «Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра»1 исследовательница Ч.С.Юсуфова всесторонне изучает процессы зарождения и интенсивного развития жанра поэму в разноязычной дагестанской литературе. Однако, к сожалению, в обобщающей работе душу каждого цветка. Сост. Б.Митарова Махачкала, 1990.; Вагидов A.M. Память сердца. «Даг. правда» от 9 мая 1996 г. и другие.

1 Шевелева И. «В копилку жизни внес свою я долю». «Литературная Россия» от 19 октября 1990 г. С. 16.

2 Карпов П.К. Поэзия Муталиба Митарова. // Я вижу душу каждого цветка. Сост. Б.Б.Митарова. Махачкала: Даг.кн. изд-во,1990. С.67 - 80. автор ограничивается лишь упоминанием о некоторых лиро-эпических поэмах М.Митарова.

Проблемы формирования творческих поисков М.Митарова и общую картину художественного творчества в различных жанрах освещаются в обзорном плане в общем контексте развития всей табасаранской советской литературы в монографиях литературоведа М.Г.Юсуфова «Табасаранская советская литература» и «Табасаранская национальная литература». В них анализу творений изучаемого поэта отводится лишь эпизодические места в силу постановки более общих задач освещения всей табасаранской литературы за много веков ее развития.

До сих пор в дагестанском литературоведении нет ни обобщающих трудов, ни монографических исследований по творчеству самобытного поэта и прозаика Муталиба Митарова. Поэтому данная диссертационная работа является первой попыткой всестороннего монографического исследования некоторых разновидностей жанра поэмы: исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне. При этом мы не претендуем на исчерпывающее освещение данной темы и считаем свои изыскания лишь первыми шагами в освоении многопланового наследия табасаранского поэта и прозаика.

Цели и задачи исследования. Цель работы — исследование исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне, выявление их идейно-тематической и поэтической специфики, осмысление проблемы художественных традиций. Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- изучение исторических и фольклорных истоков, героики и поэтики исторических поэм М.Митарова;

1 Юсуфова Ч.С. Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра. М.:Наука,1989.

- выявление новаторства поэта в табасаранской литературе в сфере использования им сюжетов, сюжетных мотивов, образов, поэтики из фольклора, степени и форм переосмысления народных преданий и легенд;

- исследование художественного метода поэта, тематики, проблематики, поэтики, и специфики эстетического осмысления автором фронтовой действительности в поэмах о Великой Отечественной войне;

- выявление жанровой, идейно-тематической и типологической общности поэм М.Митарова и военных и послевоенных поэм в советской литературе.

Теоретическая и методологическая основа работы. В работе используется аналитический, сравнительно-исторический и историко-типологический методы, ориентированные на всестороннее изучение эпических и лиро-эпических поэм М.Митарова.

Теоретической основой работы служат фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: В.Г.Белинского, А.Н.Веселовского, М.М.Бахтина, Л.М.Лотмана, Л.И.Тимофеева, Г.Н.Поспелова, Б.Храпченко, Г.Ломидзе, А.Бушмина, Н.Конрада, Р.Ф.Юсуфова, И.Г.Неупокоева, К.К.Султанова и других. В процессе формирования взглядов автора при изучении творчества М.Митарова существенную роль сыграли труды известных дагестанских литературоведов и фольклористов: Г.Г.Гамзатова, К.Д.Султанова, Ч.С.Юсуповой, С.М.Хайбуллаева, А.М.Вагидова, С.Х.Ахмедова, М.М.Курбанова, К.И.Абукова, З.Н.Акавова, С.Х.Акбиева, М.Г.Юсуфова, Р.М.Кельбеханова, З.З.Гаджиевой, А.Ю.Абдулатипова и др.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое монографическое исследование поэм народного поэта

Дагестана Муталиба Митарова с позиции идейно-тематического, поэтического анализа и их специфики. В работе для системного изучения впервые в научный оборот вводятся до сих пор неизученные исторические поэмы «Кровавые скалы» и «Сказание о поющей скале», а также поэмы-посвящения, мемориальные и поэмы-воспоминания о войне ( «Без вести пропавшие», «Полярная баллада», «Поклонимся обелискам», «Цветы на граните», «Возвращение « и другие).

Исследование поэм М.Митарова проводится в общем контексте развития традиций послевоенной советской литературы в целом и жанра поэмы в частности. Одновременно в диссертации изучается художественный метод поэта, многогранность его эстетических взглядов и поисков, а также оценивается роль его наследия в общем развитии многонациональной дагестанской литературы.

Практическая значимость диссертации видится в том, что ее материалы, основные положения и выводы могут быть использованы при чтении курса лекции по «Истории дагестанской советской литературы» в Даггосуниверситете, Даггоспедуниверситете, при составлении учебников и учебных пособий по табасаранской и дагестанской литературе для вузов, педагогических училищ, колледжей и общеобразовательных школ республики, а сама работа, - как учебное пособие по творчеству Муталиба Митарова.

Поскольку поэмы М.Митарова изучаются в таком аспекте впервые, диссертация может оказать существенную помощь при дальнейшем исследовании послевоенной и современной дагестанской литературы. На основе этой работы могут быть прочитаны специальные курсы на факультете дагестанской филологии ДГУ и филологических факультетах ДГУ и ДГПУ.

Объектом исследования являются поэмы Муталиба Митарова. Притом, из пятнадцати разнотемных поэм к изучению привлекаются: исторические поэмы «Иран-Хараб», «Кровавые скалы», «Сказание о поющей скале»; лиро-эпические поэмы на тему о Великой Отечественной войне: поэмы-посвящения «Сказание о чунгуре», «Без вести пропавшие», «Полярная баллада», мемориальные поэмы «Поклонимся обелискам», «Цветы на граните» и поэма-воспоминание «Возвращение».

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы работы опубликованы в республиканских журналах «Тангчолпан»(«Утренняя звезда» - на кумыкском языке), «Ппази» («Соколенок» - на табас. языке), в межвузовских сборниках Даггоспедуниверситета, изложены в тезисах докладов на научно-практических конференциях ДГПУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем составляет 161 страница компьютерной верстки, в том числе и библиографии, включающей 128 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Гасанова, Сураят Исмаиловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историко-филологическое исследование исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне Муталиба Митарова позволяет заключить, что его произведениям присущи как общие для всей дагестанской и советской литературы процессы и законы, так и собственные, специфические факторы, обусловленные своеобразием национальной истории и культуры. Это связано, прежде всего, с использованием поэтом готовых текстов устных народных сокровищ табасаранцев в своем эпическом и лиро-эпическом творчестве. Обращение к фольклорным сюжетам, сюжетным мотивам и образам в творчестве М.Митарова было продиктовано не столько «велением времени» холодной войны, сколько желанием по-своему воспроизвести героико-историческое прошлое родного народа с целью идейно-патриотического и интернационального воспитания читателя и сохранения примеров национального героики предков в памяти народной.

Изучение поэм М. Митарова привело нас к мысли, что в создании крупных эпических и лиро-эпических форм прослеживается некоторая тенденция в художественном творчестве поэта: осмысление далекой истории народа через исторические поэмы 50 - 60 годов и обращение уже в 70-80 годы к героике времен Великой Отечественной войны. (В то же самое время автор написал и ряд других поэм о труде, нравственно-философских: «Мастерица», (1954 г.),»Бавтугай» (1965 г.), «Солнце Сулака» (1977 г.), «Судьба абрикосового дерева» (1979 г.), «Симфония Харагской долины» (1981 г.), «Воскрешение» (1990 г.). Притом, эта тенденция основывается на устоявших традициях дагестанской литературы - от романтизации национальных исторических персонажей и освободительного движения горцев против многочисленных иноземных захватчиков к реалистическому отображению и обобщению событий и героев периода Великой Отечественной войны.

В исторических поэмах М.Митарова наблюдается закономерный творческий симбиоз: искусное переплетение исторических реалий XIУ, ХУ1 и ХУШ веков, сюжетов и сюжетных мотивов табасаранских преданий и легенд в унисон с художественным вымыслом талантливого поэта. Этот синтез породил с одной стороны романтических героев, похожих на персонажей эпоса, с другой, - обозначил стремление автора к реалистическому освещению героической истории родного народа. Усиление эпической тенденции в митаровских исторических поэмах вовсе не означает растворение лирики в эпосе. В исторической поэме «Сказание о поющей скале» (1973 г.) изложены лирические и лирико-философские медитации автора, достаточно емкие для идейной и художественной оценки произведения. Последние качества в поэмах Муталиба Митарова десятки лет динамически развивались и достигли наивысшего уровня в поэмах о войне, созданных в конце восьмидесятых годов.

Новаторство М.Митарова как первого поэта в табасаранской литературе, обратившегося к фольклорным образцам, обнаружило неисчерпаемые возможности эстетического освоения идейного и художественного богатства табасаранского народного творчества. Такими же путями и способами создавали свои творения и другие поэты в дагестанской литературе: Аткай («Танец узоров»), Ю.Хаппалаев («Песня о Муртузали»), М.-З. Аминов («Каменный мальчик»), Р.Гамзатов («Сказание о Хочбаре»), Ш.Казиев («Черное Серебро», «Ямисат») и другие.

В совершенно ином плане написаны митаровские поэмы о Великой Отечественной войне. В них доминирует реалистический метод изображения в традициях послевоенной эволюции жанра поэмы, где патетическая героика и событийность произведений пятидесятых годов меняется лирико-философским осмыслением в 70-80 годах минувшей военной действительности.

Из пятнадцати поэм М.Митарова шесть посвящены теме войны. В поэмах-посвящениях, мемориальных и поэмах-воспоминаниях поэт создал целую галерею ярких образов защитников отечества, основанных на реальных прототипах, и обрисовал трагическую эпопею начального периода войны с фашизмом. Событийная насыщенность, художественное осмысление сложнейших морально-психологических процессов, происходивших в душах митаровских персонажей, освещение невыдуманного массового и индивидуального героизма советских людей, стремление автора к точному воспроизведению отваги и трусости, высокого духа и морального падения, военных тягот и всеобщей веры в победу над захватчиками — главные достоинства поэм М.Митарова. Он первый и единственный поэт-фронтовик в дагестанской литературе, который так много и правдиво написал о прошлой войне. Его поэмы, баллады, рассказы, многочисленные стихотворения и повести создали целую панораму войны через авторское созерцание и воспроизведение трагедии сорок первого года в собственной памяти, спустя много десятилетий. Именно с истечением определенного времени после войны эстетическим талантом художника созданы поэмы с лирико-философским подтекстом, трезво оценивающим и осознающим прошлую трагедию с позиции современности, обобщая пережитое советским народом через мудрость автора и аксакала.

За сорок лет творческой деятельности в жанре поэмы М.Митаров прошел этапы от романтического отражения исторической и героической действительности к реалистическому и философскому переживанию событий времен войны. До М.Митарова в табасаранской литературе о войне писал А.Джафаров в поэмах «Живых не хоронят» и «Сестры», в которых тематическая популярность международного эпического сюжета «муж на свадьбе своей жены» и неуникальность фабул поэм компенсируются высокой идейностью произведений. М. Джафаров не мог писать о войне лучше, поскольку не был очевидцем военных событий. Он сидел в ГУЛАГЕ как «враг народа», но затем реабилитирован. А поэт Митаров как человек, побывавший не раз «у смерти на краю» и переживший ужасы военной жизни, смог в поэмах-посвящениях запечатлеть истинный ( не романтический) дух и настрой советского человека. Его поэмы «Сказание о чунгуре», «Без вести пропавшие и «Полярная баллада» по художественным и реалистическим качествам могут быть отнесены к лучшим творениям советской литературы на военную тематику.

Мемориальные поэмы открывают новую страницу в дагестанской литературе с аналогичными поэмами Р.Гамзатова, Ф.Алиевой, М.Атабаевой, Ш.Казиева и других. Это лирико-философские раздумья, фронтовые воспоминания, навеянные священными реликвиями поэмы. В них Митаров «со слезами на глазах» воспроизводит через свою память монологи-размышления о собственном долге как поэта и всех живых перед «павшими смертью храбрых». В них в образной форме оживают павшие, ведутся диалоги седой матери со своим сыном, поэта со старшим братом Багаутдином и погибшими однополчанами.

Художественная условность и реальность, высокая психологичность и авторское лирическое «я», создавая уникальный эстетический сплав, становятся в поэмах Митарова «Цветы на граните» и «Поклонимся обелискам» базой для лирико-философских обобщений «седого поэта» о долге и совести, о жизни и смерти, о жестокости и гуманизме, о «назначении Человека». Автору удалось создать реалистические образы десантников-однополчан Спирина, Хаджитая, М.Ярова, политрука Шевченко, комсорга Фролова, командира Кислякова, героев-земляков летчика Леонида Галченко, снайпера Сайда Алиева, подводника Магомеда Гаджиева. Таким же достижением художественного мышления автора является формирование в поэмах обобщающих интернациональных образов «седых» и «страдающих матерей».

Если в исторических поэмах образ автора, воспроизводимый через его лирическое «я», был еле заметен, то в поэмах о войне «солдат, похожий на меня» или «молодой лейтенант», занимают равнозначное с другими персонажами место. Особенно это проявляется в поэмах «Без вести пропавшие», «Цветы на граните», «Возвращение». М.Митаров не ставил перед собой цели создать автобиографические поэмы. Нет. В то же время «авторское участие» как художественный прием введен в освещаемые события для достоверности воспроизведения увиденного, выражения личного отношения к событиям и самооценки.

За десятки лет работы в жанре поэмы четко наблюдается эволюция эстетического совершенства творений Муталиба Митарова. Если в поэмах 50-60 годов сюжетная событийность давлела над художественностью, то поэмы о войне, используя свои излюбленные формы восьмисложного и одиннадцатисложного катрена, насыщаются богатством различных изобразительно-выразительных средств поэтики. Отточенность стиха и строф, целая палитра художественных приемов, мастерство поэта-баталиста и поэта-психолога, новаторство в сюжетостроении поэм, авторское видение предметов и явлений окружающего мира, лирико-философское осмысление пережитого на войне и иные качества составляют высокую художественность митаровских поэм.

Вместе с тем, как нам представляется, лиро-эпическая поэзия М.Митарова страдает не от излишества событийности, а от отсутствия портретных характеристик персонажей при достаточном насыщении их душевной индивидуальности. Только в отдельных моментах - образы «седых матерей» ( поэма «Возвращение») - автор пытается описать внешний облик и характерные физические особенности героини. Иногда встречаются примеры излишних детализаций событий, растяжение описательных батальных сцен («Поклонимся обелискам») и т.д. Однако это — частности.

Исследование поэм о войне М.Митарова подводит к мысли, что все они держатся на главной магистральной идейной установке автора - воспевании героики войны, интернационализме советских людей и призыве к нынешнему и будущим поколениям беречь мир на нашей земле. Все, что создано гением поэта, - это огромный вклад в развитие дагестанской и российской многонациональной литературы.

По примеру и образцу митаровских творений эффективно развивается жанр поэмы в родной табасаранской литературе: в творчестве Шамиля Казиева («Земля и пепел», «Черное серебро», «Ямисат», «Слуги и господа» и др.), П.Асланова («Звезда надежды», «Наедине с землей») и др. Весь многолетний жизненный и творческий путь народного поэта Дагестана Му-талиба Митарова можно охарактеризовать словами, взятыми из его же философского стихотворения: «В копилку жизни внес свою я долю». И мы надеемся, что любимый поэт всего дагестанского народа еще не раз обрадует нас своими новыми поэтическими и прозаическими образцами, обогащая многонациональную дагестанскую литературу. Время требует от современных поэтов и писателей большой идейной глубины, проблемности, эстетического совершенства произведений, особенно теперь, когда мир разделился на две взаимоисключающие силы: прогресс, общечеловеческие ценности, толерантность и религиозный фундаментализм разных мастей и направлений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Гасанова, Сураят Исмаиловна, 2004 год

1. Абакарова Ф. Очерки даргинской дореволюционной литературы. Махачкала, 1963.

2. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965). Махачкала, 1969.

3. Абдулатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984.

4. Абрамов A.M. В огне Великой войны: Проблематика, стиль, поэтика. Воронеж, 1987.

5. Абуков К.И. Открытие продолжается. «Даг. правда» от 29 ноября 1990 .

6. Абуков К.И. Ступени роста. М.: Сов.Россия,1982.

7. Абуков К.И. У костра, зажженного М.Горьким. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1972.

8. Аджиев A.M. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала, 1971.

9. Акавов З.Н. Диалог времен. История кумыкской дооктябрьской литературы в зеркале современности. Махачкала, 1995.

10. Ю.Акбиев С.Х. Связь времен и дружба народов. Махачкала, 1985.

11. Алексеев М. Снова в строю. М.: Современник, 1975.

12. Алиев Б.Г.Предания, памятники, исторические зарисовки в Дагестане. Махачкала, 1988.

13. Алкадари М.Г.-Э. Ассари Дагестан.//СМОМПК.Вып.46.1929. Н.Антокольский П.Г. Стихи и поэмы. М.Гослитиздат, 1950.

14. Антология дагестанской поэзии в 4-х томах. Махачкала

15. Антология дагестанской поэзии в 4-х томах. Сост. К.И.Абуков, А.М.Вагидов, С.М.Хайбуллаев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1980.

16. Антопольский Л. У очага поэзии. М., 1972.

17. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М. :Наука, 1981.

18. Ахмедов С.Х. О современной лакской литературе. Махачкала, 1972.

19. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1996.

20. Бакаханов А.К-А. Гюлистан Ирам. Баку, 1926.

21. Бахтин М.М. Александр Прокофьев. М.: Сов. писатель, 1963.

22. Бахтин М.М. Эпос и роман. // Вопросы литературы, 1970.

23. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 томах. М.: Гослитиздат, 1953.

24. Бутаев М. Приравнено к оружию. Махачкала 1975.

25. Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970.

26. Вагидов A.M. Память сердца. «Даг. правда» от 9 мая 1996 г.

27. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1979.

28. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. J1., 1940.

29. Выходцев П.В. Новаторство. Традиции. Мастерство. JL: Сов. писатель, 1973.

30. Выходцев П.С. Александр Твардовский. М.:Сов. писатель, 1958.

31. Гаджиев Б. Он был рожден для боя. //.Отважные сыны гор. Махачкала, 1980.

32. Гаджиева 3.3. К вопросу о природе лирического эпоса. // Расул Гамзатов поэт и гражданин. Махачкала, 1976.

33. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала, 1986.

34. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.

35. Гасан-гусейнов М. Поэт в поисках. «Даг. правда» от 11 января 1969.

36. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971.

37. Гасанов М.Р. Материалы к истории Табасарана.// Вопросы истории Да-гестна. Вып.2. Махачкала, 1975.

38. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.

39. Гашаров Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. Махачкала, 1976.

40. Гегель Г.В. Эстетика. Т.З М.: Наука, 1968.

41. Говоров А. Доброе знакомство. Журнал «Огонек», 1969, № 7.

42. Горький A.M. Письма о литературе. М.: Сов. писатель, 1957.

43. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти томах. М.: Гослитиздат, 1953.

44. Гусейнаев А.Г. Дагестанская литература в годы Великой Отечественной войны. В кн. «История дагестанской советской литературы» . В двух томах. Т. 1.Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.

45. Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. Махачкала, 1964.

46. Дадаш-заде М.А. Азербайджанская литература. М.1979.

47. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М.:Изд-во вост. лит-ры, 1962.

48. Двагеев М. Золотой приз «Огонька». «Даг.правда» от 11 мая 1983.

49. Дементьев В. Расул Гамзатов: Жизнь и творчество. М.:Сов. Россия, 1984.

50. Дереч Д.Братья Митаровы.«Литературная Россия» от 19 октября 1990 г.

51. Дереч Д.В. Братья Митаровы. // Я вижу душу каждого цветка. Махачкала, 1990.

52. Жаков А.Г. Современная советская поэма .Минск: Изд-во БГУ,1981.

53. Жанры дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала, 1976.

54. Зеленский А.В. Готовность. М.:Воениздат, 1971.

55. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. М., 1953.

56. История Дагестана в 4 томах.М.: Наука, 1967.

57. История дагестанской советской литературы. В двух томах.Махачкала, 1967.

58. История советской многонациональной литературы: В 6 томах. М.: Наука, 1970-1974.

59. Карпель И. Лирический герой современной поэмы. Киев, 1977.

60. Карпов П.К. Поэзия Муталиба Митарова. // Я вижу душу каждого цветка. Сост. Б.Б.Митарова. Махачкала: Даг.кн. изд-во,1990.

61. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму. Махачкала, 1982.

62. Киканс В.П. Современная советская поэма. Рига, 1982.

63. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. Москва, 1982.

64. Козлова А.Н. «Намейи аламарайи Надири» (« Мироукрощающая Нади-рова книга») Мухаммада Казима о первом этапе похода Надир-шаха в Табасаран. // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986.

65. Курбанов М.М. Эпические жанры табасаранского фольклора. Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 1995.

66. Курбанов М.М. Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1996.

67. Курбанов М.М. Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

68. Лавлинский Л.Л. Сердца взрывная сила. М.:Сов.писатель, 1972.

69. Луговской В. Поэзия душа народа. «Лит. газета» от 9 мая 1957 г.

70. Луговской В. Раздумья о поэзии. М, 1960.

71. Марцинкявичусь Ю.Судьбы поэмы.//Вопр. литературы, 1966.№ 10.

72. Мохирев И.А. О фабуле и сюжете поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»//Уч. зап. Кировского госуниверситета. Киров, 1957.

73. Мусаев К. Межнациональные связи и развитие национальных литератур. Баку, 1989.

74. Мусаханова Г.Б. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. Махачкала. 1959.

75. Никитина Е.П. Поэма военных лет. Саратов: Книж. изд-во,1958. 77.0вчаренко А.И. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М., 1968.

76. Очерки истории дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.

77. Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.

78. Поляк Л.О. О лирическом эпосе Великой Отечественной войны .//Знамя, 1943. №9.

79. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.

80. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М, 170.

81. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.:Выс.школа,1978.

82. Поэтика дагестанской советской литературы. Сб.статей Махачкала. 1986.

83. Проблемы изучения национальных литератур на современном этапе. Всесозн. науч. конф. 4-5 окт. 1990. Тез. Докл. Махачкала, 1990.

84. Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле. М.,1985.

85. Раджабов Б. «Я свет души усилю.» «Даг. правда» от 19 ноября 1990 г.

86. Рамазанов К. Военно-патриотическая тема в творчестве М.Митарова. //Я вижу душу каждого цветка. Сост. Б.Митарова Махачкала, 1990.8У.Рамазанов К. Военно-патриотическая тема в творчестве М.Митарова.//Я вижу душу каждого цветка. Махачкала, 1990.

87. Резник О.С. О некоторых чертах советской литературы в годы Великой Отечественной войны // Советская литература. М.:Учпедгиз,1947.

88. Рыленков Н. Традиции и новаторства. М.: Сов. Россия,1962.

89. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.:Сов. писатель, 1978.

90. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1979.

91. Султанов Камиль Поэты Дагестана. Махачкала, 1959.

92. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.:Сов. писатель, 1973.

93. Табасаран халкьдин мелзнан эсерар. Сост. М. М. Курбанов и А. Г. Ади-лов. Махачкала, 2000.

94. Твардовский А.Т. О литературе. Москва, 1973.

95. Тихонов Н. Литература и война // Литература и искусство. 1944 г. от 22 июня.

96. Усахов М.-Р.У. Социалистический реализм в дагестанской литературе. Ростов-на-Дону, 1985.

97. Фрадкин С.Я. Русская советская литература периода Великой Отечественной войны. Метод и герой. Пермь, 1975.

98. Хайбуллаев С.М. Народные истоки аварской поэзии. Махачкала, 1969.

99. Хайбуллаев С.М. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала: Изд-ва ДНЦ РАН, 1999.

100. Халидова М.Р.,Юсуфов М.Г. Новые мысли о предании «Крепость семи братьев».//Литературайин Табасаран, 1976.

101. Хаппалаев Ю.Р. Избранное: стихотворения и поэмы. Пер. с лак. Вступ. слово Н. Капиевой.М.: Худ. лит-ра, 1986.

102. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.:Наука,1981.

103. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов.писатель,1970.

104. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе. Ростов-на-Дону, 1978.

105. Числов М.М. Советская поэма на новом рубеже. М., 1976.

106. Шевелева И. В копилку жизни внес свою я долю.// Я вижу душу каждого цветка. Сост. Б.Митарова. Махачкала, 1990.

107. Шевелева И. «В копилку жизни внес свою я долю». «Литературная Россия» от 19 октября 1990.

108. Шевцов А. На крайнем Севере. //Отважные сыны гор. Сост. А.Т. Пу-терброт. М.: Вониздат,1968.

109. Шихсаидов А. Р. Эпиграфические памятники Дагестана Х-ХУП веков как исторический источник. М.:Наука,1984.

110. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра. М.:Наука, 1989.

111. Юсупова Ч.С. Эпическая традиция в поэме Р.Гамзатова «Сказание о Хочбаре».//Художественные искания современной дагестанской литературы. Махачкала, 1983.

112. Юсупова Ч.С. Аварская лиро-эпическая поэма на современном этапе. // Жанры дагестанской советской литературы. Махачкала, 1979.

113. Юсуфов М.Г. Табасаранская советская литература. Махачкала: Даг-книгоиздат,1986.

114. Юсуфов М.Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1994.

115. Юсуфов М.Г. Ц1ийи дережейихъна. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

116. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX века и национальные культуры. М.: Наука, 1970.

117. Юсуфов Р.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII в. и первой половины XIX в. М.: Наука, 1964.

118. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985.11. Источники

119. Митаров М.М. Накьишариъ айи уьмур. Махачкала: Дагкнигаиздат, 1978

120. Митаров М.М. Воскрешение: Стихотворения и поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

121. Митаров М.М. Икрам ап1урхьа гюмбтариз. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981.

122. Митаров М.М. Иран-Хараб. Пер. с табас. Виктора Стрелкова. Махачкала, 1968.

123. Митаров М.М. Полярияйин баллада. // Литературайин Табасаран. Махачкала, 1989.

124. Митаров М.М. Поэмйир. Мягьячгъала: Даггиз, 1973.

125. Митаров М.М. Уьмрин ц1арар. Махачкала: Дагкнигоиздат 1959.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.