Художественная система бурятских пословиц и поговорок тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Шаракшинова, Елена Константиновна

  • Шаракшинова, Елена Константиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 154
Шаракшинова, Елена Константиновна. Художественная система бурятских пословиц и поговорок: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Иркутск. 1984. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шаракшинова, Елена Константиновна

Введение

Глава I. Пословицы и поговорки как фольклорный жанр

1. Определение жанра.

2. Происхождение пословиц и поговорок.

3. Источники пословиц и поговорок.

4. Связь пословиц и поговорок с другими жанрами фольклора.

Глава П. Образный строй бурятских пословиц и поговорок

1. Образы пословиц и поговорок эпохи первобытнообщинных отношений.*

2. Образы пословиц и поговорок эпохи патриархально-феодальных отношений.

3. Образный мир пословиц и поговорок советского периода.

Глава Ш. Поэтический строй пословиц и поговорок

1. Композиционное, строение пословиц и поговорок.

2. Изобразительно-выразительные средства

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная система бурятских пословиц и поговорок»

В богатой сокровищнице бурятского устного народного творчества видное место занимают пословицы и поговорки, именуемые бурятами "онькон, хошоо угэнууд".

Пословицы и поговорки представляют собой своеобразный памятник устной поэзии, свод народной мудрости, социально-исторического, жизненного опыта бурятского народа. Они создавались на протяжении долгой истории народа, появлялись как выводы из наблюдений над природой, хозяйственной жизнью, как отклик на какой-либо исторический факт, на события социально-экономической и культурной жизни. В них выразилась коллективная мудрость многих поколений. Вкладывая в них опыт своего сложного и трудного бытия, народ из поколения в поколение передавал свои светлые мечты о будущем, утверждал высокие нравственные и гражданские принципы.

Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью духовной культуры народа и представляют собой большой научный интерес.

Актуальность темы. В бурятской фольклористике проделана большая работа по собиранию и публикации народных пословиц и поговорок. Благодаря усилиям любителей народной словесности 19 века (Б. Норбоева , Н.С. Болдонова (Харбасарова) , Ш.-Л.

I Норбоев Б. Бурятские пословицы и поговорки. - Забайкальские обл. ведомости, 1867, № 7-10.

Z Болдонов Н.С. Образцы бурятской народной литературы. Р$ ШОН СО АН СССР, Инв. № M-I-385 , 419 с.

- 4

Т 2

Базарова-1), учителей К.В. Баталова ), писателей (Х.Н. Намсараева^, И.Н. Мадасона^), фольклористов (Ц.Ж. Жамцарано^, С.П.

С ГЛ О

Балдаева , Н.О. Шаракшиновой, С.С. Бардахановой ) и сотрудников рукописного фонда БИОН Щ СО АН СССР (Ц.-А. Дутар-Ни-маева, Б.Д. Даксановой, Р.Ж. Жалсановой)^ собран и частично опубликован огромный материал, дающий возможность всестороннего исследования этого жанра.

Изучение бурятских афористических произведений началось в прошлом столетии. К ним обращались лингвисты, историки, этнографы и фольклористы в целях изучения явлений языка, исто

10 II рии и быта народа. Такие ученые как Г. Гомбоев , А. Орлов ,

1 Базаров Ш.-Л. Пословицы агинских бурят. Тр. Троицко-савско-Кяхтинского Отд. РГО, 1903, вып. I, т. УТ, с. 2140.

2 Багинов К.В. Архив Гослитмузея, ф. 3, ед.хр. I/I, инв. № 3.

3 Намсараев Х.Н. Еурят-монголой оньЬон угэнууд. Улан-Удэ, 1947, 45 с.

4 Мадасон И.Н. Бурят арадай онькон, хошоо угэнууд. Улан-Удэ, I960, 401 с.

5 Жамцарано Ц.Ж. Архив ЛО ИВ АН СССР, ф. 62, on. I, ед.хр. 2, с. 309; ед.хр. 3, с. 281-284.

6 Балдаев С.П. Устное народно-поэтическое творчество бурят. Улан-Удэ, I960, с. 275-285.

7 Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959, с. 62-98; Бурятское народное поэтическое творчество. Иркутск, 1975, с. 87-109.

8 Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1982, с. 21—76.

9 ОньЬон угэ оностой. Под ред. Соктоева А.Б., Дугар-Нимае-ва Ц.-А.Н. Улан-Удэ, 1979, 220 с.

10 Гомбоев Г. О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано Карпини. - Тр.Вост. Отд.Арх.об-ва, ч. 1У, вып. I, СПб., 1857, с. 252.

11 Орлов А. Грамматика монголо-бурятского разговорного языка. Казань, 1878.

Т 2

А. Руднев , A.M. Позднеев использовали мудрые изречения как материал, подтверждающий теоретические положения в их этнографических и лингвистических исследованиях.

Неоценимый вклад в исследование пословиц и поговорок внес известный востоковед Ц.Ж. Жамцарано, оставивший ценные замечания о происхождении, 'бытовании и идейном содержании этого жанра^.

К сожалению, исследования дореволюционных ученых носили отрывочный, случайный характер.

Систематическое, подлинно научное изучение мудрых изречений началось в советское время, с 50-х годов нашего столетия. В этой области заметны исследования бурятских фольклористов М.П. Хамаганова, Н.О. Шаракшиновой, Ц.Б. Дудаева, А.И. Уланова, С.С. Бардахановой. Ими рассмотрен широкий круг проблем: выявлены тематическое многообразие содержания и особенности поэтики, проблемы генезиса, основанные на анализе богатого фактического материала.

Две главы своей работы "Очерки афористической поэзии бурят"^ посвящает М.П. Хамаганов исследованию пословиц и поговорок. В них автор затрагивает некоторые проблемы происхождения и развития мудрых народных изречений, анализирует их тематику и особенности художественной формы. Проблемы содержа

1 Руднев А. Материалы для грамматики монгольского разговорного языка. - Зап. Вост. Отд. Арх. об-ва, СПб., 1902, т. Х1У, вып. I, с. 036-042.

2 Позднеев A.M. Образцы народной литературы монгольских племен. - СПб., 1880, с. 1У.

3 Жамцарано Ц.Ж. Архив JI0 ИВ АН СССР, ф. 62, ед.хр. 3, с. 281-284. "

4 Хамаганов М.П. Очерки афористической поэзии бурят. Улан-Удэ, 1959, с. 12-119.

- б ния исследуются ученым в тесной связи с вопросами истории и быта бурятского народа. В работе были высказаны важные, правда не всегда бесспорные, выводы о специфике жанра мудрых изречений, о жанровой самостоятельности пословиц и поговорок,

0 периодизации афористических жанров, имеющие большое значение при дальнейших исследованиях.

Содержательная сторона бурятских пословиц и поговорок исследована в работах Н.О. Шаракшиновой. В своих выводах она отметила необычайное богатство пословичного материала и широту охвата ими явлений действительности. Автором подробно рассмотрены вопросы происхождения отдельных изречений из легенд, преданий, устных рассказов, обычаев бурят. Цроанализировав поэтическую форму пословиц, она указывает на их стихотворную и повествовательную форму, вьщеляет наиболее характерные художественно-изобразительные средства и кратко анализирует их. Изучению древних пословиц и поговорок посвящена небольт шая глава в книге А.И. Уланова "Древний фольклор бурят". В ней автор указывает на органическую связь мудрых изречений с древними воззрениями народа.

Структурно-грамматический, синтаксический строй пословичных изречений рассмотрен Т.А. Бертагаевым в статье "Об о устойчивых фразеологических выражениях" , где автор относит пословицы и поговорки к фразеологическим речениям, вобравшим в себя особенности народной речи.

Большая работа по подбору и систематизации адекватных

1 Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ, 1974, с. 1825.

2 Бертагаев Т.А. Об устойчивых фразеологических выражениях.-Сб. трудов по филологии. Улан-Удэ, 1949, вып. П, с. 64пословиц и поговорок разных народов проделана Ц.Б. Будаевым^.

Анализу художественно-изобразительных средств в некоторых афористических жанрах посвящает свою статью М.П.Хомонов . В ней исследователь рассматривает ритмическую организацию пословиц, поговорок и благопожеланий, роль параллелизма, аллитерации в них.

Одной из последних работ, в которой исследованы пословицы является монография С.С. Бардахановой, изданная в 1982 году. Автор, анализируя богатый архивный материал, наряду с проблемами генезиса, содержания пословиц уделяет особое внимание изучению их поэтики. Она подчеркивает, что вопросы художественной формы пословиц являются наименее изученными.

Несмотря на то, что в бурятской фольклористике сделано немало в изучении мудрых образных изречений приходится констатировать, что жанр исследован еще недостаточно.

Исследователей интересовали, главным образом, проблемы генезиса и эволюции жанра, толкование прямого и переносного смысла и анализ их идейного содержания. Хотя вопросы художественной формы, поэтической структуры, система образных средств бурятских пословиц и поговорок затрагивались и изучались учеными, но однако до сих пор они не стали предметом специального исследования. Между тем на современном этапе развития фольклористики чрезвычайно важным и актуальным является изучение поэтики, художественной системы в ее жанровой

1 Будаев Ц.Б. Словарь русско-бурятских адекватных пословиц и поговорок. Улан-Удэ, 1959; Его же: Адекватные пословицы и поговорки разных народов. Улан-Удэ, 1968.

2 Хомонов М.П. Художественно-изобразительные средства в бурятских пословицах, поговорках, благопожеланиях. - В кн. ?оль фольклора в коммунистическом воспитании. Улан-Удэ, 1967, с. 203-215. т специфике . Каждый конкретный фольклорный жанр обладает своей неповторимой художественной системой. По справедливому замечанию Б.Н. Путилова, ". поэтика фольклора всегда жанровообусловлена и жанрово реализована. До известной степени она р жанрово замкнута" . Исследование поэтики важно потому, что без уяснения художественных особенностей жанра, без глубокого проникновения в художественную структуру фольклорных произведений не могут быть в достаточной степени раскрыты ни идейно-эстетическое богатство, ни национальное своеобразие, ни специфика не только того или иного жанра, но и вообще устной народной поэзии в целом. Именно этим определяется актуальность темы диссертации.

Малая изученность, актуальность данной проблемы послужили основанием для выбора темы предлагаемой диссертационной работы.

Цели и задачи работы. В диссертации поставлена цель -продолжить работу, начатую фольклористами Бурятии по изучению пословиц и поговорок, привлекая не только ранее опубликованные тексты, но и образцы, хранящиеся в архивных фондах, а также записанные нами во время экспедиционных поездок.

- исследовать художественную систему бурятских пословиц и поговорок в тесном единстве с их идейным содержанием и выявить ее своеобразие.

Для решения этой цели автор ставит следующие задачи:

- опираясь на достижения современной советской фолькло

1 Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977.

2 Путилов Б.Н. Современные проблемы исторической поэтики фольклора в свете историко-типологической теории. - В кн. Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977, с • 17 • ристики выявить и осветить наименее изученные и спорные теоретические вопросы по интересующему нас жанру: определение пословиц и поговорок как жанра, их генезис, связь с другими жанрами фольклора.

- исследовать предметно-образный строй бурятских мудрых изречений, показать, что в образном строе отражается своеобразие материальной и духовной культуры народа, его история, быт, нравы; богатство художественных образов и проследить их эволюцию.

- исследовать ритмико-композиционное строение пословиц и поговорок, систему изобразительно-выразительных средств и выявить их специфические жанровые особенности, определить функции и роль каждого из них в мудрых изречениях.

Методологическая основа исследования. Методологическую базу нашей диссертационной работы составляют труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ-ХХУ1 съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС.

В нашей работе мы опирались на труды и теоретические обобщения известных фольклористов 19 века: Ф.И. Буслаева, В.И. Даля, А. Потебни, советских ученых М.А. Рыбниковой, В.И. Чичерова, В.П. Аникина, С.Г. Лазутина, Б.Н. Путилова, Г.Л. Пермякова, а также бурятских исследователей: Ц.Ж. Жамцарано, М.П. Хамаганова, Н.О. Шаракшиновой, А.И. Уланова, С.С. Бардахановой.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым опытом систематического анализа поэтики бурятских пословиц и поговорок. В работе впервые в бурятской фольклористике глубоко и всесторонне исследуется сложный поэтический мир мудрых изречений на основе анализа его отдельных взаимосвязанных компонентов: предметно-образного строя, рит-мико-композиционного строения и системы изобразительно-выразительных средств. Изучение поэтики основано на содержательной специфике изречений, в результате чего в сложное единство связываются форма и содержание пословиц, поговорок.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что исследование художественной системы бурятских пословиц и поговорок будет способствовать выяснению некоторых других проблем жанра, например, проблемы пословичного историзма, жанровой природы пословиц, а также выяснению функций мудрых изречений в произведениях художественной литературы и т.д.

Выводы наших изысканий имеют не только теоретическое, но и практическое значение, они могут быть использованы при исследованиях проблем поэтики других жанров бурятского фольклора, так и фольклора генетически-родственных народов. Диссертация может быть использована в качестве материала для спецкурса "Афористическая поэзия бурят", учебного пособия для студентов-филологов, также рекомендована учителям, учащимся средних школ.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры советской литературы Иркутского госуниверситета имени А.А. Щцанова, отдела фольклора Института языка и литературы имени А.С. Пушкина Академии Наук Узбекской ССР. Отдельные вопросы, выдвигаемые в работе, были изложены в докладах на Всесоюзной конференции в Якутске (июнь, 1977), региональной конференции по проблемам социально-экономического и политического развития стран Востока в Иркутске (1982), на первой конференции молодых ученых ИГУ (1983). По теме диссертации опубликованы учебное пособие "Пословицы и поговорки бурят" и 4 работы в научных сборниках и материалах конференции.

Структура работы. Характер, содержание темы и поставленные задачи определили следующую структуру работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Шаракшинова, Елена Константиновна

- 143 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пословицы и поговорки бурятского народа характеризуются сложной неповторимой художественной системой и она отличается ярким своеобразием.

Художественная система мудрых образных изречений - это сложное поэтическое целое, состоящее из нескольких, неразрывно связанных друг с другом компонентов.

В диссертации рассмотрены лишь основные компоненты сложного поэтического мира пословиц и поговорок: образный строй, ритмико-композиционное строение и система изобразительно-выразительных средств.

Исследованием выявлено, что предметно-образный строй бурятских пословиц и поговорок богат и разнообразен. Пословичные образы народ черпает из окружающей их действительности, поэтому они глубоко национальны. В них нашли отражение присущие бурятскому народу факты истории, отголоски общественных отношений, обычаев и обрядов, особенности их хозяйственной жизни и правовых норм. Словом, в образном строе пословиц и поговорок отражается своеобразие материальной и духовной культуры народа на разных этапах исторического развития. Также выявлена эволюция отдельных образов.

Своеобразна и композиция мудрых изречений, которая обусловлена особенностями идейного содержания. Бурятские пословицы и поговорки представляют собой краткие, образные изречения, встречающиеся и в прозаической и в стихотворной форме. Но большинство мудрых изречений - это прекрасные образцы стихотворной речи, в ритмической, звуковой организации которых важная роль принадлежит параллелизму, аллитерации, риф

-144 ме, интонации и соблюдению относительно равного количества слов в строке.

Своеобразие поэтики пословиц и поговорок проявляется в их языке и стиле, в частности, в используемых ими всевозможных образных средствах. Пословицы и поговорки черпают изобразительно-выразительные средства из общефольклорного фонда и они образуют целостную систему. Анализ системы поэтических приемов показывает, что в бурятских мудрых изречениях далеко не одинакова степень употребляемости тех или иных средств. Ввиду реалистической направленности жанра в нем преобладают сравнения, антитезы, эпитеты, метонимии, олицетворения,сравнительно редко встречается гипербола - один из основных тропов в улигерах, а также почти не встречаются символы, свойственные народной лирике.

Специфика изобразительно-выразительных средств в пословицах и поговорках выражается в том, что они выполняют различные, свойственные только этому жанру, функции. Например, в соответствии с жанровой природой мудрых изречений изобразительная функция эпитетов преобладает над выразительной. Эпитеты в пословицах и поговорках конкретные, оценочные, в них нет постоянных традиционных эпитетов, которые в изобилии встречаются в песенной лирике и улигерах.

Изобразительно-выразительные средства способствуют образному лаконичному раскрытию глубокого идейного содержания.

Итак, единство всех компонентов художественной системы и глубокого идейного содержания образуют художественное целое, составляющее важную часть духовной культуры народа.

- 145

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шаракшинова, Елена Константиновна, 1984 год

1. Маркс К. Капитал. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-еизд., т. 23, 907 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Искусство, 1957, т. I. 631 е., т. 2. - 758 с.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 23-178.

4. Ленин В.И. О культуре и искусстве. М.: Искусство,1956. 572 с.

5. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1979. 827 с.

6. Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.; Л.: Наука, 1966. -223 с.

7. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. -М.: Учпедгиз, 1957. 240 с.

8. Аникин В.П. Об историческом приурочении пословиц, поговорок, загадок. Сов. этнография, I960, № 4, с. 44 - 52.

9. Аникин В.П. Об интернациональном и национальном изучениипословиц. -Pnoversium , 1965, № 2, с. 27-30.

10. Базаров Ш.Л. Пословицы агинских бурят. Тр./Троицкоеавско-Кяхтинск. Отд. РГО, М., 1903, т. 6, вып. I, с. 21 40.

11. Бардаханова С.С. Сатира в бурятских пословицах и поговорках. Тр./ БИОН, 1970, вып. 14, с. 52-62.- 146

12. Бардаханова С.С. Художественные особенности бурятскихпословиц. В кн.: Традиционный фольклор бурят. Улан-Удэ, 1980, с. НО - 127.

13. Бертагаев Т.А. Об устойчивых фразеологических выражениях. В кн.: Сборник трудов по филологии. Улан-Удэ, 1949, вып. II, с. 64 - 119.

14. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.:1. Наука, 1971. 543 с.

15. Брегель Ю.Э. Пословицы и поговорки народов Востока.

16. М.: Изд-во вост. лит., 1961. 736 с.

17. Будаев Ц.Б. Адекватные пословицы и поговорки разных народов. Улан-чУдэ: Бурят.кн.изд-во, 1969. -202 с.

18. Бурятско-русский словарь/ Сост. К.М. Черемисов. М.:

19. Сов. Энциклопедия, 1973. 803 с.

20. Буслаев Ф.И. Русские пословицы и поговорки, собранные иобъясненные Ф. Буслаевым. М., 1854. - 176 с.

21. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861, т. I -643 с.

22. Вамбоцыренов И. Аба хайдак, облавная охота у восточныхбурят. Изв./Вост. Сиб. Отд. РГО, Иркутск, 1890, т. ХП, № 2, с. 29 34.

23. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худож.лит.,1940. 648 с.

24. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский эпос. Пг.; М., 1923.- 254 с.

25. Вознесенский И.И. О складе или ритме кратких изреченийрусского народа: пословиц, поговорок, зага-'- 147 док, присказок и др. Кострома, 1908. - 23 с.

26. Вяткина К.В. Пережитки материнского рода у бурят-монголов. Сов. этнография, 1946, IP I, с.137-144.

27. Гаадамба Ш. Нууц товчооны нууцсаас. Улан-Батор. 1976,172 с.

28. Гасанов М.М. Афористические жанры дагестанского фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Дис. канд. филол.наук. - Махачкала, 1967. - 424 с.

29. Герасимович Л.К. Монгольское стихосложение. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1975. 127 с.

30. Гегель Г. Собр.соч. в 14-ти т., М., 1938, т.12 472 с.

31. Гегель Г. Эстетика в 4-х т., М.: Искусство, 1973, т.4676 с.

32. Гей Н.К. Искусство слова. 0 художественности летературы-г1. М.: Наука, 1967. 363 с.

33. Гирченко В.В. К истории бурят-монголов хоринцев первойполовины 19 в. Верхнеудинск, 1928. - 19 с.

34. Гомбоев Г, 0 древних монгольских обычаях и суевериях,описанных у Ллано Карпини. Тр. /Вост. Отд. ИАО, СПб., 1857, ч. 4, вып. I, с. 236 - 256.

35. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1959, т. 27.589 с. т. 24. 575 с.

36. Горький М. 0 литературе. М., Гослитиздат, 1961. - 612с.

37. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. М.: Наука, 1967. -319с.

38. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Гослитиздат,1957. 991 с.

39. Добролюбов Н.А. Собр. соч. в 6-ти т. М.; 1934, т. I,с. 493 495.

40. Емельянов Н.В. Якутские пословицы и поговорки. Якутск:- 148

41. Якуткнигоиздат, 1962. 96 с.

42. Жамцарано Ц.Ж. Материалы к изучению устной литературымонгольских племен. Зап./Вост.Отд.РАО,СПб., 1907, т. 17, с. ОН5-0120.

43. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.1. Л.: Наука, 1977. 407 с.

44. Золотарев A.M. Пережитки тотемизма у народов Сибири.

45. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера при ЦИК СССР, 1934. 52 с.

46. Избранные пословицы и поговорки народов Востока. М.:1. Наука, 1979. 671 с.

47. Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах ипоговорках: Сборник русских пословиц и поговорок. 2-е изд., доп. - М., 1910. - 585 с.

48. Квятковский А. Поэтический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1966. 375 с.

49. Клюкин И. Этические элементы в поэзии монголов и бурят.

50. Жизнь Бурятии, 1925, № 9-12, с. 99 102.

51. Козин С.А. Сокровенное сказание монголов: Монгольскаяхроника 1240 г. (Исследование и перевод академика А.С. Козина) М.; Л.: АН СССР, 1941.619 с.

52. Кокаре Э.Я. Жизненный опыт трудового народа в латышскихпословицах досоветского периода: Автореф. Дис. . канд.филол.наук. Рига, 1956.-17 с.

53. Кокаре Э.Я. Интернациональное и национальное в латышскихпословицах и поговорках. Рига: Зинатне , 1978. - 294 с.

54. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. 2-е- 149 изд., доп. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 240с.

55. Котвич В.Л. Калмыцкие загадки и пословицы. Элиста:

56. Калм.кн.изд-во, 1972. 92 с.

57. Лазутин С.Г. Некоторые вопросы стихотворной формы русскихпословиц. Русский фольклор. Л., I97E, т.ХП, с. 135 - 146.

58. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.:1. Наука, 1970. 179 с.

59. Ляцкий Е.А. Несколько замечаний к вопросу о пословицах ипоговорках. СПб., 1897. - 38 с.

60. Мадасон И.Н. Бурят арадай оньЬон хошоо угэнууд. Улан

61. Удэ: Бурят.кн.изд-во, I960. 401 с.

62. Манжигеев И.А. Ничего сверх меры: 0 философских аспектах бурятских народных изречений. Байкал, I98E, № 2, с. 120 - 127.

63. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. -406 с.

64. Морозова Л.А. Художественные формы пословиц. В кн.:

65. Вопросы жанров русского фольклора. М., 1972, с. 3 17.

66. Морозова Л.А. Идейно-художественная ценность русских народных пословиц: Автореф. Дис. .канд.филол. наук. М., 1974. - 17 с.

67. Мурадова М. Национальное своеобразие туркменских пословиц и поговорок: Автореф. Дис. .канд.филол. наук. Ашхабад. 1967. - 18 с.

68. Намсараев Х.Н. Бурят-монголой оньЬон угэнууд. Улан

69. Удэ: Бурмонгиз, 1947. 45 с.

70. Норбоев Б. Бурятские пословицы. Забайк.обл.ведомости,1867, № 7, с. 14 15.-150

71. Окладников А.П. История и культура Бурятии. Улан

72. Удэ: Бур.кн.изд-во, 1976. 457 с.

73. Оконов Б.Б. Калмыцкие народные пословицы и поговорки.

74. Элиста: Калм.кн.изд-во, 1980. 143 с.

75. ОньЬон угэ оностой. /Под ред. А.Н. Дугарнимаева и А.Б.

76. Соктоева. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1979.220 с.

77. Орлов А. Грамматика монголо-бурятского разговорного языка. Казань, 1878. - 265 с.

78. Паремиологический сборник: Пословица, загадка (структура, смысл, текст). М.: Наука, 1978. - 319с.

79. Пермяков Г.Л. Избранные пословицы и поговорки народов

80. Востока. М.: Наука, 1968. - 376 с.

81. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки: Заметки по общейтеории клише. М.: Наука, 1970. - 239 с.

82. Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки народов Востока:

83. Систем.собр.изречений двухсот народов. М.: Наука, 1979. - 671 с.

84. Позднеев A.M. Образцы народной литературы монгольскихплемен. СПб., 1880, вып. I. - 346 с.

85. Потанин Г.Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральной Монголии. СПб., 1893, т. 2. - 437 с.

86. Потебня А.А. Из лекции по теории словесности. Басня,пословица, поговорка. 3-е изд. (Под ред. В.И. Харциева). - Харьков: Гос.изд. Украины, 1930. - 130 с.

87. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи.1. М.: Наука, 1976. 325 с.

88. Ранние формы искусства / Сост. С.Ю. Неклюдов. Отв. ред.- 151

89. Е.М. Мелетинский. М.: Искусство, 1972. -479 с.

90. Руднев А.Д. Материалы для грамматики монгольского разговорного языка. Зап./Вост.Отд.РАО, 1902, т. 14, вып. I, с. 036 - 042.

91. Рыбникова М.А. Русская поговорка: Избранные труды.

92. М.: Изд. АН СССР, 1958. 256 с.

93. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.:

94. Изд-во АН СССР, 1961. 229 с.

95. Сагадай Мэргэн хубуун Ногодой Сэсэн басаган. Улан1. Удэ, 1940. 151 с.

96. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики: Пособие для вузов. М.: Учпедгиз, 1959. - 128с.

97. Снегирев И.М. Русские народные пословицы и притчи. М.,1848. 503 с.

98. Тилавов Б. Поэтика таджикских народных пословиц и поговорок. Душанбе: Дониш, 1967. - 123 с.

99. Тилавов Б. Современный пословичный репертуар таджикског о народа. Ди с. .докт.филол.наук. - Душанбе, 1974. - 474 с.

100. Типология народного эпоса /Отв. ред. В.М. Гацак. М.:1. Наука, 1975. 327 с.

101. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР/Отв.ред.

102. В.М. Гацак. М.: Наука, 1980. - 343 с.

103. Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти В.Я. Проппа (1895-1970). М.: Наука, 1975, - 320 с.

104. Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Ритмическая организация бурятских стихов. Улан-Удэ: Бур.кн.- 152-изд-во, 1958. 166 с.

105. Тэйлор Э. Первобытная культура /Пер. с англ. под ред.

106. В.К. Никольского. М.: Соцэкгиз, 1939. -570 с.

107. Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ: Ш СО1. АН СССР, 1974. 176 с.

108. Фольклор как искусство слова: Художественные средстварусского народного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1975, вып. 3. - 166 с.

109. Хамгашалов А. Опыт исследования бурят-монгольского стихосложения. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1940. - 85 с.

110. Хангалов М.Н. Собр.соч. в 3-х т. Улан-Удэ,1958-1960.

111. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: Изд-во1. МГУ, 1959. 522 с.

112. Шаракшинова И.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959.227 с.

113. Шаракшинова И.О. Героический эпос о Гэсэре. Иркутск,1968. 347 с.

114. Шаракшинова И.О. Бурятское народное поэтическое творчество. Иркутск, 1975. 233 с.

115. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии:

116. Исследования, статьи, лекции/ Под ред. и с предисл. Я.П. Алькора. Л., 1936. - 572 с.

117. Янголь А.В. Белорусские пословицы и поговорки: Автореф.

118. Дис. .кацд.филол.наук. Минск, 1975. -18с.

119. Архив Государственного Литературного Музея СССР (Архив

120. ГШ СССР), ф. 3, on. I, ед.хр. 1/2, инв.номер 3, л. 201 233.

121. Рукописный фонд Бурятского Института Общественных наук

122. Ш СО АН СССР/РФ БИОН Ш СО АН СССР, инв.- 154-номер M-I-385, 419 л.

123. Полевые материалы автора, собранные в 1974-1982 г.г. вразличных районах Бурятской АССР, Читинской области.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.