Художественная модель мира в произведениях отечественных писателей конца ХХ – начала ХХI вв. в парадигме христианской духовности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Аванесян Инна Борисовна

  • Аванесян Инна Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 165
Аванесян Инна Борисовна. Художественная модель мира в произведениях отечественных писателей конца ХХ – начала ХХI вв. в парадигме христианской духовности: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2020. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аванесян Инна Борисовна

Введение

Глава1 Миромоделирующие категории в аспекте духовности: к определению термина

1.1 Модель мира в контексте литературоведческого анализа

1.2 Духовность как категория мировидения

1.3 Христианские истоки мировоззрения писателей

Выводы

Глава 2 Воплощение духовного мира художника и героя в произведениях российских писателей конца XX - начала XXI вв

2.1 Символика церковного календаря как форма трансляции духовных координат

2.2 Взаимообусловленность пространственных символов Лома и Дороги в поисках духовного основания

2.3 Духовные поиски смысла жизни «истинно положительного героя»

2.4 Сюжетообразующие функции мотивов, формирующих духовную модель мира

2.5 Жанровые истоки произведений, воплощающих духовный идеал

Выводы

Глава 3 Модель мира в детском сознании в произведениях писателей конца XX - начала XXI вв

3.1 Концепция «святого детства» в повести A.C. Старостина «Стрела летящая»

3.2 Семья как «маленькая церковь» в повести А.Н. Варламова «Рождение»

3.3 Духовный смысл названия повести Л.И. Бородина «Год чуда и

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная модель мира в произведениях отечественных писателей конца ХХ – начала ХХI вв. в парадигме христианской духовности»

Введение

В связи с доминированием в современной культуре и литературе постмодернистских мировоззренческо-эстетических установок с их идеей бессмысленности всего сущего и девальвацией онтологических оснований реальности нарастает необходимость актуализации и изучения литературы, которая транслирует идею высшего предназначения человека в его многочисленных взаимосвязях с миром. Особый интерес сегодня представляет творчество писателей, продолжающих лучшие традиции русской литературной классики с ее мощной религиозной платформой и утверждением христианской концепции спасения человека. Данная работа посвящена исследованию творчества русских писателей конца XX - начала ХХТ вв., обращающихся в своих произведениях к проблемам христианской духовности.

В настоящее время в литературоведческих трудах, посвященных исследованию творчества писателей указанного периода, настойчиво осмысливается проблема духовности, рецепеируемая в различных аспектах: в границах художественного метода (Любомудров, 2000; Захаров, 2012), в воплощении православно-аксиологического идеала (Котельников, 1994), в трансляции Евангельского текста в современном прочтении (Есаулов, 1995), в трансформации понимания проблемы святости в произведениях нового времени (Батурова, 2016), в реализации концепции мира и человека (Черников, 1995). Такие ученые, как А.П. Дмитриев(1995), И.А. Казанцева (1998), М.М. Дунаев(2001), изучают художественный мир современных писателей рубежа веков (А.Н. Варламова, В.Н. Крупина, Л.И. Бородина, A.C. Старостина) как преемников духовной традиции русской классики. Каждое исследование вышеназванных ученых направлено на выявление форм функционирования духовного аспекта в современной литературе. В некоторых научных работах

можно обнаружить упоминание о модели мира в творчестве современных писателей, однако в литературоведении еще не было попытки описать модель мира русских писателей конца XX - начала ХХТ вв. с точки зрения воплощения духовности, невзирая на то, что модель мира - это значимая парадигма осмысления как мировоззренческой позиции автора, так и особенностей его творческого стиля.

Миромоделирование в качестве комплекса приемов и установок позволяет осуществить конструирование особого мира и в конкретном художественном произведении, и в ряде произведений современных писателей. Понятие «модель мира» является одной из самых новых парадигм анализа литературного творчества. Предпринятое нами исследование конструкта художественной модели мира, ориентированной на актуализацию духовного начала в русской литературе конца XX - начала XXI вв., позволяет выявить ряд общих параметров, художественных принципов и приемов.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, необходимостью конкретизации понятия «духовность» в литературоведении и культуре; во-вторых, анализом художественного текста в границах такой категории, как «модель мира», позволяющей координировать предмет и методологию исследования; в-третьих, важностью системного конструирования модели мира в парадигме духовности в творчестве отечественных писателей конца XX - начала XXI вв.

Степень научной разработанности темы исследования можно считать недостаточной. Художественная модель мира как индикатор миропонимания писателя до сих пор не являлась объектом специального изучения в литературоведении. Подробному рассмотрению подвергались лишь отдельные компоненты художественной модели мира, репрезентированные в тексте произведений (пространственно-временные отношения, типология героя, жанровая и мотивная организация текста). Но системного анализа сконструированной в художественном произведении модели мира с позиции актуализации в ней религиозной позиции автора в литературоведении не

предпринималось. Так, O.P. Темиршина в работе «Художественная модель мира и проблемы литературной традиции» (Темиршина, 2009, с. 5) рассматривает художественную модель мира как общую семиотическую систему, которая уподобляется типу поэтики.

Р.ГТ. Федоров в работе «Романтический художественный мир: пространство и время» (Федоров, 1998, с. 45-78) говорит о художественной модели мира как о способе осмысления действительности писателем. Исследователь ставит знак равенства между понятиями «модель мира» и «художественный мир».

B.C. Юдов в работе «Мифический аспект в концепции мира в произведениях Платонова» (https://iiarfLi.ru/sf/sevgi/depai1ments/

linguistics/publics/vipusk_5/4razd.doc) делает вывод: в творчестве писателя художественная модель мира выстраивается сквозь призму мифического сознания автора (именно мифического, а не мифологического). Н.Е. Разумова в диссертации «Пространственная модель мира в творчестве А.П. Чехова» (Разумова, 2001, с. 30-35) пишет об «основном топосе» в прозе А.П. Чехова и о формировании онтологической модели в драмах писателя. В работе Н.Е. Разумовой художественная модель мира рассматривается сквозь призму пространственных параметров.

Актуальным и научно значимым для современного литературоведения является системный анализ сконструированной в художественном произведении модели мира с позиции актуализации в ней религиозной позиции автора.

Объектом исследования является духовная составляющая модели мира в русской прозе конца XX - начала ХХТ вв.

Предметом изучения в диссертации выступает художественная модель мира в произведениях А.Н. Варламова, В.Н. Крупина, Л.И. Бородина, A.C. Старостина.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы осуществить конструирование художественной модели мира в творчестве писателей конца XX - начала ХХТ вв., актуализирующих в своих произведениях духовную сущность бытия человека.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

- показать влияние типа художественного мышления писателя на авторскую модель мира, реализуемую в творчестве, конкретизируя понятие «духовность» в аспекте православного типа мышления;

установить пространственно-временные отношения, позволяющие конструировать особый духовный тип художественной модели мира А.Н. Варламова, В.Н. Крупина, Л.И. Бородина, A.C. Старостина;

- систематизировать типы «истинно положительного героя» в свете христианской аксиологии на примере образов праведников в произведениях В.Н. Крупина и Л.И. Бородина, выявляя традиции древнерусской книжности в жанровой организации текстов современной русской прозы;

- воссоздать конструкт модели мира, создаваемой детским сознанием в произведениях A.C. Старостина, А.Н. Варламова и Л.И. Бородина;

доказать гносеологическую значимость произведений, ориентированных на духовно-религиозную модель мировидения, в постмодернистском ареале современной литературы.

Материалом исследования послужили произведения писателей конца XX начала XXI вв., творчество которых обращено к проблемам духовности. К ним мы относим: произведения Л.И. Бородина позднего периода творчества (повести «Третья правда», «Ловушка для Адама» и «Год чуда и печали»), в контексте воплощения духовных мотивов предшествующего периода (рассказ «Посещение», роман «Расставание); произведения В.Н. Крупина 90-х гг. (повести с публицистическим началом «Крестный ход», повесть «Великорецкая купель», записки паломника «Незакатный свет», рассказы-крупинки; произведения А.Н. Варламова (сборник рассказов «Мария и Вера», романы

«Лох», «Затонувший ковчег», «Купол», повесть «Рождение») и A.C. Старостина (роман «Шепот звезд», повести «Стрела летящая» и «Матрона Московская).

Основными методами исследования являются: метод описательной поэтики, направленный на анализ художественных текстов в соответствии с заявленной задачей; герменевтический, позволяющий интерпретировать тексты произведений в соответствии с авторским замыслом; биографический метод, суть которого показать особенности творчества в соотнесенности с биографией писателя; сравнительно-исторический и историко-функциональный методы, позволяющие вписать произведения автора в культурно-исторический контекст.

В качестве теоретической базы привлекаются работы следующих исследователей в области миромоделирования: - Ю.М. Лотмана (1993), O.P. Темиршиной (2009), В.Н. Топорова (1980), В.И. Тюпы (2002), Б.А. Успенского (1982), И. Хольтхузена (1992), Т.В. Цивьян (1990). Также в работе мы обращаемся к трудам русских религиозных философов: H.A. Бердяева (1994), В.В. Зеньковского (1952), И. Ильина (1994), Вл. Соловьева (1912). К проблеме отражения духовной реальности в современной русской литературе обращались в своих работах: В.Н. Аношкина-Касаткина (2001), Т.К. Батурова (2016),В.А. Воропаев (2001), Л.А. Дмитриев (1995), М.М. Дунаев (2001), H.A. Есаулов (1995),И.А. Казанцева(1998), И.П. Карпов (2005),И.А. Киселева (2001),В.А. Котельников (1994), A.M. Любомудров (2001), В. Редькин (1999), A.B. Татаринов (2005), А.П. Черников (1995).

Гипотеза исследования. Ориентированность писателей рубежа ХХ-ХХТ вв. на православные идеалы инспирирует конструирование особой духовной художественной модели мира, формирующей сознание современного человека, включенного в сложный социально-психологический контекст эпохи и особую эстетическую парадигму.

Научная новизна исследования. Предпринятая попытка исследования проблем духовности в современной русской прозе посредством анализа

реализуемой в произведении модели мира является новым подходом к осмыслению современного литературного процесса. Впервые объектом литературоведческого анализа стало творчество A.C. Старостина, члена Союза писателей и постоянного автора современных литературоведческих журналов.

Научная новизна работы заключается также в следующем:

- определены основные структурные составляющие художественной модели мира в парадигме христианской духовности;

- выявлены два типа модели мира, сконструированных на основе религиозного (православного)художественного сознания: структура одной модели мира определяется временной категорией, другой - пространственной;

описаны и классифицированы основные типы «истинно положительного героя» в произведениях современной русской литературы конца XX - начала XXI вв.

- обоснованы сюжетно-композиционные коды творческой индивидуальности таких современных российских писателей, как А.Н. Варламов, В.Н. Крупин, Л.И. Бородин, A.C. Старостин;

- дополнены исследования по проблеме функционирования в художественных текстах современной русской литературы православных идеалов, определяющих специфику их художественной модели мира.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении модели мира современных писателей как способа отражения религиозного типа мышления. Результаты исследования дают возможность дополнить и конкретизировать концепции современных исследователей относительно проблем духовности в литературе. Полученные в процессе исследования выводы позволили подойти к творчеству писателей с концептуальной точки зрения, выявить механизмы построения мирообраза в их поэтическом наследии сквозь призму литературной и святоотеческой традиции.

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении проблем духовности в современной

русской литературе, при подготовке лекционных курсов, спецкурсов, спецсеминаров по данному вопросу. Предлагаемый в работе подход к анализу русской литературы может быть использован для дальнейшего осмысления творчества отечественных поэтов и писателей XX-XXI вв.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под моделью мира мы понимаем совокупность представлений о мире в рамках определенной традиции, в основе которой лежит индивидуальный тип мышления и художественного сознания писателя, определяющий специфику модели мира. В основе модели мира произведений А.Н. Варламова, В.Н. Крупина, Л.И. Бородина, A.C. Старостина лежит религиозный тип художественного сознания, воплощающийся в воспроизведении действительности как изначально «заданной» Богом и в определенном способе мировидения, в основе которого лежит христианский тип сознания. Религиозный тип художественного сознания писателей порождает отдельные компоненты модели мира, ориентированные на религиозно-православные традиции и актуализирующиеся в таких миромоделирующих составляющих, как пространственно-временная организация текста, мотивы и типология персонажа.

2. Ориентация на нравственно-духовный идеал определяет особый тип хронотопа. В творчестве А.Н. Варламова и В.Н. Крупина способом измерения и осмысления пространства, в котором пребывают герои, становится специфическая хронометрия: циклизация времени в соответствии с датами православного календаря. В художественном пространстве В.Н. Крупина, А.Н. Варламова, A.C. Старостина центральными становятся топос Дома и топос Дороги, которые обретают особые духовные смыслы, вбирая время вечное и сиюминутное, бытовое и бытийное. С топосом Дома связаны мотивы любви, умиления, искупления греха и преображения души. Этот комплекс мотивов в художественном пространстве произведений В.Н. Крупина и А.Н. Варламова определяет функцию Дома как «святого места», подобному церкви, где

происходит слияние вечного и временного, земного и небесного. С топосом Дороги связаны мотив бегства, скитания и мотив сна не только как способов преодоления физического пространства, но и как возможность перехода из «бытового» хронотопа в «бытийный».

3. Образ «истинно положительного героя» в творчестве Л.И. Бородина и В Н. Крупина восходит к агиографическому канону. В творчестве Л.И. Бородина идея святости дает о себе знать в ситуации подвига во имя других, всепрощения, христианского смирения и аскетизма. В творчестве В.Н. Крупина идея святости человека транслируется в образах праведников трех типов: образ праведника - мученика за веру; образ инока, священнослужителя; образ праведника в миру. «Истинно положительный герой» реализует авторскую мысль о возможном преодолении оппозиции земного и небесного в модели мира писателя.

4. Особую парадигму художественного миромоделирования являет собой изображение детской психологии, детского восприятия действительности в произведениях Л.И. Бородина, А.Н. Варламова и A.C. Старостина. Мир детства имеет свою систему допущений возможного и невозможного и порождает особую пространственно-временную организацию текста, где возможно слияние прошлого, настоящего и будущего, где невозможное в физическом смысле преодоление пространственных границ становится возможным в детском сознании. В модели мира детства ключевыми становятся такие духовно-нравственные категории, как любовь, чудо и победа добра над злом.

5. Модель мира в произведениях В.Н. Крупина, Л.И. Бородина, А.Н. Варламова и A.C. Старостина представляет собой сложную многоуровневую систему, основанную на монтаже бинарных оппозиций по вертикали: небо Божественное начало, символизирующее гармонию и порядок / земля -тварное, воплощение хаоса. В контексте этой антиномии определяется поиск возможности слияния двух оппозиций для устранения тварного хаоса. Поиск

христианско-православной истины определяет специфику модели мира и художественной системы произведений писателей «духовной школы».

Апробация. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказского федерального университета. Отдельные фрагменты исследования докладывались и обсуждались на Международных научно-практических конференциях (Ставрополь, 2011; Москва, 2018; Волгоград 2018; Новосибирск,

2010),на Всероссийских научно-практических конференциях (Новосибирск, 2009; Томск, 2012), на региональной межвузовской конференции (Ставрополь,

2011).Выводы и результаты данного исследования также отражены в публикациях в сборниках научных трудов (Москва, 2012; Махачкала, 2017; Таллинн, 2018).

Но теме диссертации опубликовано 15 научных работ, раскрывающих содержание диссертации, из них 4 статьи опубликованы в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Объем диссертации - 165 страниц машинописного текста, список литературы состоит из 203 источников, включающих блок научной литературы (монографии, диссертации, статьи, в том числе литературу на иностранном языке), художественную литературу и лексикографические источники.

Глава 1 Миромоделирующие категории в аспекте духовности: к

определению термина

1.1 Модель мира в контексте литературоведческого анализа

Перспективность применения термина «модель мира» в гуманитарных науках объясняется тем, что он позволяет выстроить методологическую основу исследования, а также его общую концепцию и стратегию.

Сегодня понятие «модель мира» или производное от него «миромоделирование» можно считать междисциплинарным, так как применяется оно во всех областях науки: в физике, в математике, в лингвистике, в психологии, в социологии, в литературоведении и т.д. В связи с этим возникают трудности в формулировке универсального определения этого термина, так как в каждой области науки «модель мира» рассматривается с актуальной для этой области знания точки зрения.

Н.С. Дуреева в работе, посвященной модели мира (Дуреева, 2011, с. 55), говорит о двух разных подходах в ее понимании, которые сформировались в современной науке. В одних исследованиях модель мира рассматривается как совокупность представлений о реальной действительности, сформировавшихся в результате накопленного опыта взаимодействия человека и среды, согласно другой точке зрения, модель мира - это индивидуально сконструированная реальность, созданная на основе субъективного мировосприятия. Опираясь на такую дифференциацию в понимании данного термина, можно обозначить два способа его толкования в науке: метафизический (модель мира как

формализованная система) и диалектический (модель мира - совокупность знаний о мире).

С метафизической точки зрения данный термин рассматривается в статье К. Роджерса «Функции модели мира», где исследователь выдвигает идею, согласно которой модель мира - это виртуальный вариант окружающей действительности, возникающий изначально в сознании человека. К. Роджерс считает, что модель мира формируется в сознании человека под влиянием внешних (окружающая действительность) и внутренних (личный опыт, особенности психики и восприятия) факторов, а уже потом проецируется на окружающую действительность. Согласно исследователю, она отражает все особенности взаимоотношения человека и окружающей действительности. Ученый утверждает, что модель мира - это, сформированное в человеческом сознании, общее представление о структуре мироздания. Это представление определяет фокус зрения на мир и собственную самоидентификацию в этом мире.

В исследовании Г. Кирпичникова «Сенсационная модель мира» модель мира толкуется как понятие, возникшее из уникальных способностей человеческого сознания, которое формирует образ желаемого и затем материал изо в ывает его. В работе Г. Кирпичникова модель мира представлена в трех вариантах: как материальная (вещественная), субстанциональная (невещественная) и тонкая (мысли, чувства и т.д.) (http://modw.narod.ru/).

В представлении ученого модель мира это некое схематичное построение новой реальности в представлении субъекта, которая затем примеривается на реальную действительность.

Диалектическое понимание рассматриваемого нами понятия представлено работе П.Ю. Конотопова: «модель мира, которой оперирует субъект при взаимодействии с реальным миром, представляет собой систему аксиом более высокого уровня и не может быть оценена из системы

субъе кта»( https://www.hse.ru/data/2012/01/20/1263723356/2004_Курносов%20Ю В,%20Конотопов%20ПЮ Аналитика 3,9%20Mb.pdf).

Исследователь понимает модель мира как динамичную систему представлений о мире, основанную на социальном опыте человека. Подобная конструкция постоянно претерпевает изменения, так как социальный опыт человека перманентно обогащается: каждому периоду развития человечества свойственна своя уникальная модель мира.

Такой же точки зрения придерживается В.Н. Топоров в работе «Мифопоэтическая модель мира», который под моделью мира понимает «сокращенное и упрощенное отражение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции» (Топоров, 1980, с. 161). Исследователь считает, что модель мира - это своего рода результат взаимоотношения человека и среды. Изучая мифопоэтическую модель мира, Топоров утверждает, что она является специфическим вариантом взаимоотношений между человеком и средой, так как представление о действительности - это не результат первичной обработки информации (через органы чувств), а результат «вторичной переработки первичной информации с помощью знаковых систем» (Топоров, 1980, с. 161). Мифопоэтическая модель мира складывается на основе особого типа мышления, противопоставленного естественнонаучному типу. Особенность этого типа мышления заключается в том, что способом осмысления мира становится миф, мифология и ритуал.

В.Н. Топоров приводит основные характеристики мифопоэтической модели мира: тождество макрокосма и микрокосма, природы и человека, отсюда случаи антропоморфного миромоделирования бытовой сферы, а не только космического пространства. Для мифопоэтической модели мира также характерна предельная космологизированность сущего: все соотносится с космосом. По определению В.Н. Топорова, модель мира предполагает описание основных параметров вселенной: пространственно-временных, причинных, этических, персонажных и семантических.

Эту точку зрения развивает в своей работе «Лингвистические основы балканской модели мира» Т.В. Цивьян. Исследователь указывает, что архетипическая модель мира строится по логике бриколажа и противопоставления, в основе которого «способ описания, остроумный своей простотой: система бинарных оппозиций» (Цивьян, 1990, с.5). Система бинарных оппозиций базируется на принципе противопоставлений, которые строятся согласно логике устройства структуры пространства (небо/земля, восток/запад, левый/правый), временных координат (день/ночь, лето/зима и т.д.), природно-естественных начал (вода/огонь, мокрый/сухой), социальных характеристик (старший/ младший, мужской/женский) и т.д. «Все левые и правые члены противопоставлений образуют некие единства, отношение между которыми может быть описано с помощью более общих оппозиций: счастье/несчастье, жизнь/смерть» (Цивьян, 1990, с. 6). На базе этих двоичных признаков формируются универсальные знаковые комплексы как эффективный способ освоения мира первобытным сознанием. Следовательно, можно считать, что модель мира строится на определенных символах, передающих смысловое содержание универсальных знаковых комплексов.

Таким образом, исследования В.Н. Топорова, Т.В. Цивьяна представляют собой семиотический подход к анализу модели мира.

В книге «Лингвистические основы балканской модели мира» Т.В. Цивьян предлагает анализировать модель мира, обращаясь к «семиотическим полям». Одним из основных таких полей может выступать пространственно-временное поле, актуализированное лингвистическими методами, то есть на основе пространственно-временных терминов. Сюда относятся элементы ландшафта, которые объясняют горизонтальные и вертикальные параметры мира: небо/земля, вверх/низ, также культурно-пространственные элементы: город/деревня, временные элементы: утро/день/вечер, зима/лето/весна/осень и

Лексемы такого словаря теряют собственное семантическое значение и приобретают новое значение в пределах определенной модели мира. Например, понятие «Дом)) в пределах художественного текста может рассматриваться не только как «жтище», но и как «личное, комфортное и безопасное пространство, память о родителях, как нечто сокровенное)). А понятие «Дорога» может трактоваться не как «перемещение в пространстве», а как «духовный поиск, обновление, поиск Бога, ипи своего духовного предназначения». Если рассматривать простанственно-временное поле художественного произведения, в центре которого, в соответствии с антропоцентрической парадигмой, человек, то перед нами возникнет бинарная система семиотических оппозиций: верх/низ, далеко/близко, внутри снаружии и т.д. В контексте определенной модели мира эти оппозиции приобретают свое особое значение: лексемы верх и низ, например, могут иметь значения «небо и земля, божественное и земное» и т.д.

Таким образом, Т.В. Цивьян делает выводы о том, что пространственно-временные отношения в модели мира представляют собой разнообразное выражение семиотических оппозиций, которые можно назвать универсальными. Фактически универсальные бинарные оппозиции являются отражением словаря модели мира, вмещающей жизнь человека. Исследователь предлагает проводить изучение модели мира в тексте посредством лингвистической теории, берущей свое начало в семиотике и постсоссюровской лингвистике. Ученый считает, что, с одной стороны, основным инструментарием модели мира является язык, с другой стороны, модель мира можно анализировать с точки зрения сложной семиотической системы, подобной языку.

Такой сложной семиотической системой, безусловно, является художественный текст, воссоздающий авторскую модель мира, отражающую социально-историческую модель, которая в свою очередь фиксируется в языке. Поэтому, на наш взгляд, применение лингвистических конструкций в процессе

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аванесян Инна Борисовна, 2020 год

Список литературы

1. Аверинцев, С. С. Категории поэтики в смене литературных эпох / С. С. Аверинцев, М. Л. Андреев, М. Л. Гаспаров, П. А. Гринцер, А. В. Михайлов // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: Сб. статей / отв. ред. П. А. Гринцер. - М.: Наследие, 1994. - С. 3-38.

2. Агеев, А. На улице и в храме / А. Агеев // Знамя. 1990. № 10. - С. 228-237.

3 Альперина, С. «Летние чтения» с писателем Алексеем Варламовым / С. Альперина // Российская газета. - 2010. -№7(912). - С. 7-12.

4.Аношкина-Касаткина, В.Н. Православные основы русской литературы ХТХ века / В.Н. Антошкина-Касаткина. М.: Пашков дом, 2011384 с.

5.Арзамасцева, И.Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х гг.: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Арзамасцева Ирина Николаевна. - Москва, 2006. - 453с.

6.Астафьев, В. П. Собрание сочинений: В 15 т. / В.П. Астафьев. - М.: Офсет, 1997-1998,-Т.11.-678 с.

7.Батурова, Т.К. Духовные подвижники и русская классическая литература / Т.К. Батурова. - М.: ИИУ МГОУ, 2016. -244 с.

8.Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1979. - 424 с.

9. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

Ю.Бердяев, H.A. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. 480 с.

11. Бердяев, H.A. О назначении человека / Н. А. Бердяев - М.: ТЕРРА -книжный клуб: Республика, 1998. -384с.

12.Блохин, H.B. Повести и рассказы / H.B. Блохин. - М.: СофтИздат, 2009. -266 с.

13. Бородин, JT. Без выбора (автобиографическое повествование) / J1. Бородин. -М.: Молодая гвардия, 2003. - 505 с.

14. Бородин, J1. Третья правда / J1. Бородин. - Frankfurt am Main: Possev Verlag, 1981. - 182 с.

15. Бородин, Jl. Год чуда и печали /Л. Бородин. Frankfurt am Main: Possev Verlag, 1981. -92 с.

16. Бородин, Л. Посещение/ Л. Бородин // Юность. - 1989. -№11. -С. 25-29. П.Бородин, Л. Расставание / Л. Бородин // Юность. - 1990. -№ 7. -С. 34-48

18. Бородин, Л. Ловушка для Адама/ Л. Бородин // Юность. 1994. № 9. С. 4-53.

19. Бородин, Л. В смутное время нужно делать ставку на идею: Беседа. Л. Виноградова с писателем Л. Бородиным / Л. Бородин // Православие, гл. -Режим доступа: https://pravoslavie.ru/guest/borodin.htm

20. Бородин, Л. И. Пути христианского возрождения // Наш современник. -1992. -№8. - С. 143-144.

21. Бронская, Л.И. Духовность в концептосфере русской гуманитарной мысли конца XX - начала XXI века / Л. И. Бронская // Русская литература и публицистика XV1I1-XIX веков: проблемы духовности: материалы Международной научной конференции. - Ставрополь: СГУ, 2006. -420 с.

22 Брянчанинов, И. Слово о чувственном и о духовном видении духов / Епископ Игнатий Брянчанинов. - СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1886.-367 с.

23.Брянчанинов, И. Полное собрание сочинений: В 4 т. / И. Брянчанинов. -СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1993,- Т. 2. 816 с.

24.Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. -М.: Республика, 1994. -414 с.

25. Бухаркин, П.Е. Православная Церковь и русская литература в XVIII—XIX веках: Проблемы культурного диалога / П.Е. Бухаркин. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. - 172 с.

26. Варламов, А.Н. Затонувший ковчег / А. Н. Варламов. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 287 с.

27. Варламов, А. Н. Купол: роман / А. Н. Варламов. - М.: ЭКСМО, 2009. - 320

28. Варламов, А. Н. Лох: роман / А.Н. Варламов. - М.: Роман-газета, 2003. - 64

29. Варламов, А.Н. Мария и Вера / А.Н. Варламов. - М.: Эксмо, 2014. - 322 с.

30.Варламов, А.Н. Покров / А.Н. Варламов // Знамя. - 1991. -№6. - С. 178 - 186.

31.Варламов, А. Н. Рождение / А. Н. Варламов // Новый мир. - 1995. - №7. С. 3-

32.Варламов, А.Н. Таинство: Повесть и рассказы / А. Н. Варламов - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 304 с.

33. Васонофский, Великий О спасении и оставлении своеволия [Электронный ресурс] / Великий Васонофский. - Режим доступа: http://megapoisk.conVprepodobnye-varsonofij-velikij-i-ioann-o-spasenii

34. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989.-405 с.

35.Вознесенская, Ю Н. Мои посмертные приключения / Ю.Н. Вознесенская. -М.: Лепта, 2001.-296 с.

36.Воропаев, В.А. «Нет другой двери». Евангелие в жизни Гоголя / В.А. Воропаев // Проблемы исторической поэтики. - 2001 - №6. -С. 179-197.

37. Гардзанити, М. У истоков паломнической литературы Древней Руси / М. Гардзанити. СПб.: Изд-во Олега Абычшко, 2007 - С. 270-338.

38.Дамаскин, Иоанн Точное изложение православной веры / Иоанн Дамаскин. -Ростов-на-Дону, 1992. -467 с.

39. Дмитриев, А. П. Духовные писатели как литературные критики (1855-1900): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. / Дмитриев Андрей Петрович. -СПб., 1995. - 21 с.

40. Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. В 2 т. / Ф. М. Достоевский. М.: ГИХЛ, 1956. - Т. 2.-584 с.

41 .Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. В 10 т. Братья Карамазовы / Ф. М. Достоевский. - М.: ГИХЛ, 1958,-Т. 9. - 636 с.

42. Достоевский, Ф. М. Неизданный Достоевский: записные книжки и тетради 1860-1881 гг. /под ред. И. С. Зильберштейна, Л. М. Розеблюме. М.: Наука, 1971.-728 с.

43. Дунаев, М.М. Православие и русская литература: учеб. пособие. В 6 т. / М.М. Дунаев. - М.: Христианская литература, 2002 - Т. 1. - 320с.

44. Дунаев, М.М. Испытание веры. О религиозном постижении смысла жизни в творчестве А.П. Чехова / М. М. Дунаев // Богословский вестник. -1993. - Т. 1. -№ 1. - С. 253-255.

45. Дунаев, М.М. Православие и русская литература. В 6 т. / М. М. Дунаев. -М.: Христианская литература, 2001. -Т. 1 -2 - 736 с.

46. Дуреева, Н.С. Понятие модель мира в науке / Н. С. Дуреева // Вестник Томского Государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 55-58.

47. Егорова, Л.П. Духовность художественной литературы: типология дискурса / Л.П. Егорова // Проблемы духовности в русской литературе и публицистике XVIII XXI веков. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство 2006. -С.34-50.

48. Ермошина, Г.Г. Ностальгия по несостоявшемуся/ Г.Г. Ермошина// Знамя. 2001 .-№ 3. -С. 221-223.

49..Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) / И. А. Есаулов,- Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - 288 с.

50. Живов, В.М. Святость: краткий словарь агиографических терминов /В.М. Живов. - М.: Гнозис, 1994. - 112с.

51. Завьялова, Е.Е. Образ Сергия Радонежского в русской поэзии ХХ-ХХТ вв. / Е.Е. Завьялова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. -Астрахань, 2014. - № 3 (40). - С. 410^124.

52.3аманская, В.В. Экзистенциальные традиции в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий : учеб. пособие / В.В. Заманская. М.: ФЛИНТА-НАУКА, 2002. - 305 с.

53. Захаров, В. Н. Новые аспекты в изучении Достоевского : сб. науч. трудов / В. Н. Захаров. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. - 367 с.

54. Захаров, В. Н. Проблемы исторической поэтики: Этнологические аспекты / В. Н. Захаров. - М.: Индрик, 2012. - 264 с.

55.Зеньковский, В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 348 с.

56. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. -260 с.

57,Отенский, Зиновий Истины показание к вопросившим о новом учении / Зиновий Отенский // Православный собеседник. - Казань: Казанская университетская библиотека, 1863. - С.6-7.

58. Золотухина, О.Ю. Проблема «Христианство и русская литература» в современной филологии: основные критерии в изучении религиозного аспекта / О. Ю. Золотухина // Гуманитарный выбор. - Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический ун-т, 2009. С. 102-112.

59. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). - М.: Худож. лит., 1969.-С. 92-145.

60. Ильин, И. А. Собрание сочинений. В Ют. Путь духовного обновления / Ильин И. А. - М.: Русская книга, 1994. - Т. 1 -400 с.

61. Ильин, И. А. Собрание сочинений. В Ют. / И. А. Ильин. - М.: Русская книга, 1996.-Т. 3.-592 с.

62. Ильин, И. А. Собрание сочинений. В 20 т. / И.А. Ильин. -М.: Русская книга, 1996,-Т.4. - 624 с.

63. Ильин, И. А. Сущность и своеобразие русской культуры / И. А. Ильин // Москва.- 1996.-№ 1,-С. 170-190.

64. Ильин, И. А. Религиозный смысл философии / И. А. Ильин. М.: ACT, 2007. - 58 с.

65. Митрополит Иларион Слово о Законе и Благодати / Митрополит Иларион. -М.: ПИФ «Столица», 1995.-165 с.

66. Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич; архиеп. Сан-Францисский; 19021989.). Избранное /под ред. С. Ю. Линник. - Петрозаводск: Святой остров, 1992.-574 с.

67. Казанцева, И.А. Традиция осмысления православия в контексте «детской» темы в творчестве современных русских писателе [Электронный ресурс]/ И. А. Казанцева. Режим доступа: http: 1 ib. herzen. spb. ru > text/kazantse va 114 140 147. pdf

68. Казанцева, И.А. Категория таинственного как проявление романтических тенденций прозы Л. Бородина / И. А. Казанцева.// Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX века: сб. науч. тр. Тверь: Изд-во Тверского государственного университета, 1994. - 146 с.

69. Кантор, В. Принцип «христианского реализма», или Против утопического своеволия / В. Кантор // Вопросы литературы. - 1998. - № 6. - С. 129-153.

70. Карпов, И. П. Человек творящий: православные традиции в русской литературе / И.П. Карпов. - М.: Дрофа, 2005. - 224 с.

71..Ким, А. А. Остров Ионы [Электронный ресурс] / A.A. Ким. Режим доступа: https://rnagazines.gorky.media/novyi_rni/2001/11/ostrov-iony.html 72. Ким, A.A. Мое прошлое/A.A. Ким // Октябрь - 1998. -№ 2. - С. 3-82.

73. Киприан (Керн) арх. Восхождение к Фаворскому свету из Сретенского монастыря. / Киприан (Керн). - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 120

74. Кирпичников, Г. Сенсационная модель мира [Электронный ресурс] / Г. Кирпичников. - Режим дocтyпa:http://http://modw.narod.ш/

75 Киселёва, И. А. Поэзия М. Ю. Лермонтова: дис.... канд. филол. наук: 10.01.01 /Киселёва Ирина Александровна. М., 2001. -311 с.

76. Кислов, А. Г. Онтологические основы христианского воспитания / А. Г. Кислов // Воспитание духовности: ценностные основы современного образования в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19 апреля 2002 г.). Екатеринбург: Российский государственный педагогический ун-т, 2003. - С. 40-58.

77. Кожинов, В. В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра / В. В. Кожинов. М.: Молодая гвардия, 1990. - 250 с.

78. Кожинов, В.В. Введение / В. В. Кожинов//Смена литературных стилей. На материале русской литературы XIX - XX веков: сб. науч. ст. - М.: Наука, 1974. -С. 4-13.

79. Кожинов, В. В. Соборность лирики Ф.И. Тютчева / В. В. Кожинов // Грех и святость русской истории. - М.: Эксмо «Яуза», 2010. - С. 267-280.

80. Кокшенева, К. Изживание реальности / К. Кокшенева // Москва. - 1997. -№ 3,-С. 172-176.

81. Колесов, В.В. Русская душа / В.В. Колесов // Общество. Среда. Развитие. -2008. - Т. 3,-С. 31-47.

82. Колесов, В.В. Русская ментальность в языке и тексте / В.В. Колесов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. - 624 с.

83. Кондаков, Б.В., Попкова, Т.Д. Художественный мир литературы и феномен детского миросознания / Б. В. Кондаков, Т. Д. Попкова // Вестник Пермского университета. -2013. -№2(22). - С. 139-148.

84. Конотопова, П. Ю. Информационно - аналитическая работа и модель мира эксперта - аналитика [Электронный ресурс] / П. Ю. Конотопова. - Режим доступа:

https://www.hse.ru/data/2012/01/20/1263723356/2004_Курносов%20ЮВ,%20Коно топов%2 ОПЮАнапитикаЗ, 9%20Mb. pdf

85. Котельников, В. А. Православие в творчестве русских писателей XIX в.: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Владимир Александрович Котельников. СПб., 1994. -40с.

86. Кошурникова, Т. В. Традиции духовных жанров русской литературы в произведениях В.Н. Крупина / Т. В. Кошурникова // Филологические науки. -2008. -№2- С. 21-31.

87. Кравцова, М. В. Детство Святых [Электронный ресурс] / М. В. Кравцова //Образовательный портал «Слово». Режим доступа: http://www: portal slovo.ru

88. Крижановский, Н.И. Соборность в восприятии В. Кожинова и русского литературоведения / Н.И. Крижановский // Грех и святость русской истории. -М.: Эксмо «Яуза», 2010 - С. 416-434.

89. Крупин, В. Н. Босиком по небу / В. Н. Крупин. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. - 288 с.

90. Крупин, В. Н. Ввысь к небесам. История России в рассказах о святых / В. Н. Крупин. - М.: Эксмо, 2014. -470 с.

91. Крупин, В. Н. Великорецкая купель [Электронный ресурс] /В. Н. Крупин. Режим доступа: https://knigogid.ru/books/411316-velikoreckaya-kupel/toread

92. Крупин, В. Н. Время горящей свечи / В. Н. Крупин. - М.: ЭКСМО, 2013. -541 с.

93. Крупин, В. Н. Детский церковный календарь / В. Н. Крупин. М.: Изд-во Олма-Пресс, 2002. - 54 с.

94. Крупин, В. Н. Железный почтальон. Рассказы о праведниках и грешниках / В. Н. Крупин. -М.: ЭКСМО, 2014. - 544 с.

95.Крупин, В. Н. «Земля еси и в землю отыдеши» [Электронный ресурс]/В. Н. Крупин. - Режим доступа: http://www.velykoross.ru/1252

96. Крупин, В. Н. Костя отмучился. Рассказы / В. Н. Крупин // Роман-газета. -1997. -№ 9. - С. 35-79.

97. Крупин, В. Н. Крестный ход / В. Н. Крупин // Москва. - 1994. - № 1.- С. 4598. Крупин, В. Н. Люби меня, как я тебя [Электронный ресурс] / В. Н. Крупин. Режим доступа: https://e-libra.ru/read/430162-lyubi-menya-kak-ya-tebya.html

99. Крупин, В. Н. Марусины платки [Электронный ресурс] / В. Н. Крупин. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/marusiny-platki/

100. Крупин, В. Н. Незакатный свет: записки паломника / В. Н. Крупин. М.: ЭКСМО, 2014.-512 с.

101.Крупин, В. Н. Повести последних лет / В. Н. Крупин. М.: Андреевский флаг, 2003. - 635 с.

102. Крупин, В. Н. Притчи о России [Электронный ресурс ]/ В. Н. Крупин // Журнал Русский дом. - Режим доступа:Ьйр5://ш8кйпе.гн/апаЬйка/2014/03/29/pritchi о rossii/

103. Крупин, В. Н. Россия - дом Пресвятой Богородицы / В. Н. Крупин // Молодая гвардия. -2003. -№ 12. - С. 178-183.

104.Крупин, В. Н. Русский конспект [Электронный ресурс] / В. Н. Крупин. Режим доступа: http://www.velykoross.ru/1252

105. Крупин, В. Н. Святая земля. Там, где прошли стопы Его / В. Н. Крупин. М.: Вече, 2009. - 304 с.

106. Крупин, В. Н. Эфирное время / В. Н. Крупин. М.: Вече, 2018. - 384 с.

107. Крупин, В. Н. «Я с детства мечтал стать писателем» [Электронный ресурс]/ В. Н. Крупин. Режим доступа:http://www.taday.ru/text/l 158819.html

108. Крыжановская, Е. Бал Цветов / Е. Крыжановская. - М.: Лента, 2007. - 283

109. Кусков, В. В. История древнерусской литературы: учебник для филологических специальностей вузов / В. В. Кусков. - М: Высшая школа, 1998. -345с.

110. Лихачев, Д. С. Исследования по древнерусской литературе / Д. С. Лихачев. -Л.: Наука, 1986.-406 с.

111. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.

112. Лосский, И.О. Очерки мистического богословия Восточной Церкви / И.О. Лосский. М.: Изд-во Московской патриархии, 1972. 128 с.

113. Лосский, Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание / И.О. Лосский. М.: Изд-во им. А.П. Чехова, 1953. -406 с,

113. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский. - М.: Политиздат, 1991. 367с.

114. Лосская-Семон, М. В. Несколько замечаний по поводу религиозного призвания русской литературы / М. В. Лосская-Семон // Русская литература. -1995.-№1.-С. 27-34.

115. Лотман, Ю.М. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция/ Ю. М. Лотман // Избранные статьи: В Зт - Таллин: Александра, 1993. -Т. З.-С. 127-137.

116. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970. -384 с.

117. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. М.: Прогресс, 1992. 272 с.

118. Лысенко, Л. А. Отражение личной религиозности автора в описании русских традиций православных праздников в поэме в прозе «Лето Господне» И. С. Шмелева [Электронный ресурс] / Л. А. Лысенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. -Режим доступа: https://science-educat i on. ru/ ru/arti cle/vi e w? i d= 13971

119. Любомудров, А. М.О православии и церковности в русской художественной литературе/ А. М. Любомудров // Русская литература. - 2001. -№1. - С. 106-124.

120. Любомудров, А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И. С. Шмелев: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Алексей Маркович Любомудров. - СПб., 2001. - 249 с.

121 .Маканнн, B.C. Андеграунд или Герой нашего времени / B.C. Макании М.: Вагриус, 2003.-480 с.

122. Малецкий, Ю.И. Любью. Повесть / Ю.И. Малецкий // Континент. 1996. №3(88). -С. 22-152.

123. Малецкий, Ю.И. Привет из Калифорнии: Роман. Повести, рассказы / Ю.И. Малецкий. - М.: Вагриус, 2001. - 428 с.

124.Минералов, Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века/ Ю.И. Минералов. - Москва: Владос, 2002. - 224 с.

125. Масолова, Е. А. Христиански календарь в художественной прозе позднего Толстого / Е. А. Масолова // Культура и текст. - 2017, - № 3. - С. 30126. Немзер, А. Сила и бессилие соблазна / А. Немзер // Новый мир. - 1991. №9.-С. 202-213.

127. Нисский, Григорий Письма[Электронный ресурс] / Григорий Нисский. Режим доступа: https://azbyka.m/otechnik/Grigorij_Nisskij/pisma/

130.Николаева, О. Корфу/ О. Николаева // Знамя. 2008. № 6. - С. 34-70.

131. Панченко, A.M. Русская стихотворная культура XVTT в. / А. М. Панченко. -Л.: Наука, 1973. -280с.

132. Панченко, A.M. Ранний Пушкин pi русское православие/ А. М. Панченко // О русской истории и культуре. - СПб.: Азбука, 2000. - 462 с.

133. Пантелеев, А. Д. Ранние мученичества. Перевод, комментарии, исследования / А. Д. Пантелеев. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2017. - 384 с.

134. Правдолюбов, С. Путеводитель по Великому посту / С. Правдолюбов. -М: Отчий Дом, 2017. -240 с.

135 Путилов, Б. И. Мотив как сюжетообразующий элемент / Б. Н. Путилов // Типологические исследования по фольклору: сб. статей. - М.: Наука, 1975. -319 с.

136. Пяткин, С. Н. Церковный календарь в книге И.А. Бунина «Темные аллеи» / С. Н. Пяткин, Д. Б. Кудряшева // Научный диалог. 2016. № 5. С. 86-96.

137. Разумова НЕ. Пространственная модель мира в творчестве А.П. Чехова: дне. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Нина Евгеньевна Разумова. - Томск, 2001. 435 с.

138. Редькин, A.A. Вячеслав Шишков: новый взгляд : очерк творчества В. Я. Шишкова / А. А. Редькин,-Тверь : Обл. кн.-журн. изд-во, 1999. - 152 с.

139. Роджерс, К. Функции модели мира / К. Роджерс. Режим доступа: http://www:metodolog. ru

140. Свиридов, С. Понятия греха в славянском язычестве [Электронный ресурс]/ С. Свиридов. - Режим доступа: https://www.slavyarmarka.ni/ponjatie-greha-v-sl avj anskom-jazychestve

141. Святитель Николай Чудотворец Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России / Святитель Николай Чудотворец. - М.: Благовест, 2015. - 448 с.

142. Семенов, А.И. Картина мира как главный показатель культурного (художественного) сознания / А. И. Семенов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2007. №2. - С. 5-17.

143. Соловьев, В. С. Собрание сочинений: В 10 т. / В. С. Соловьев. - СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1912. -Т 3 662 с.

144. Соловьев, В. С. Чтения о Богочеловечестве / В. С. Соловьев // Собр. соч.: В 10 т.- СПб.: Просвещение, 1912, -Т. 3. -569 с.

145. Соловьев, В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1./ В. С. Соловьев. - М.: Мысль, 1988. - 892 с.

146.Соловьев, Вл. Оправдание добра: нравственная философия [Электронный ресурс]/ Вл. Соловьев - Режим доступа: http://\v\v\v.magister.msk.ru/libraiy/philos/solovyov/solow01.htm

147. Соловьев, Э. Ю. Религия, нравственность и правосознание в России XIX века / Э. Ю. Соловьев // Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. - М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

148.Старостин, А. Стрела летящая / А. Старостин // Москва. - 2007. - №5. - С. 8-48.

149. Старостин, А. С. Житие св. блаженной Матроны Московской [Электронный ресурс]/А.С. Старостин. - Режим доступа: https://mybraiy. m/books/religij a-i-duhovnost/religion-rel/page-2--234028-aleksandr-staiostin-matrona-moskovskaya-dlya-mladshego.html

150. Старостин, А. Шепот звезд [Электронный ресурс]/А.С. Старостин. -Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=41545&р= 1

151. Стебенева, Л. В. Христианская символика и календарь в поэмах Е.А. Боратынского / Л. В. Стебенева// Проблемы исторической поэтики. 2014. - № 2.-С. 170-189.

152. Силантьев, И. Поэтика мотива / И. Силантьев. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 296 с.

153.Сысоева, Ю. Бог не проходит мимо / Ю. Сысоева. М.: Миссионерский центр им. Д. Сысоева, 2011. - 384 с.

154. Татаринов, A.B. Жанровая природа и нравственная философия художественных текстов о евангельских событиях / A.B. Татаринов. -Краснодар: КубГУ, 2005.-263 с.

155.Таянова, Т.А. Творчество Ивана Шмелева как феномен религиозного типа сознания в русской литературе первой трети XX века: дис. ... канд. фил.наук: 10.01.01./ Т. А. Таянова. - Магнитогорск, 2000. - 219с.

156. Темиршина, O.P. Между мифом и утопией. Поэзия Летова и Маяковского: доклад на конференции «Грибоедовские чтения» / O.P. Темиршина. - М.: Институт Международного Права и Экономики, 2016. - 13 с.

157.Темиршина, O.P. «Пневматосфера»: принципы построения символистской модели мира / O.P. Темиршина // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество. Крымский Ахматовский научный сборник. - Вып. 7 - Симферополь: Крымский Архив, 2009.-С. 225-237.

158. Темиршина, O.P. Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии. Случай Б. Гребенщикова / O.P. Темиршина. - М.: Изд-во МНЭГТУ, 2009. - 180 с.

159.Темиршина, O.P. Художественная модель мира и проблемы литературной традиции / О. Р. Темиршина // «Resphilologica». Ученые записки Северодвинского филиала ГОУ ВПО «Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова». - Архангельск: Изд-во ПомГУим. М.В. Ломоносова, 2009. - С. 5-9.

160. Топоров, В.Н. Мифологическая модель мира / В.Н. Топоров // Мифы народов мира. -М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 161-166.

161. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического / В.Н. Топоров. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. -624 с.

162.Торик, А. Флавиан. Восхождение / А. Торик. - М.: Флавиан-Пресс, 2012. -318с.

163. Трубецкой, Н. С. «Хождение за три моря Афанасия Никитина» как литературный памятник / Н. С. Трубецкой // Семиотика. Антология. М.: Академический проект, 2001. - С. 496-524.

164. Тюпа, В. И. Очерк современной нарратологии/ В.И. Тюпа// Критика и семиотика: сборник статей. - Вып. 5. - Новосибирск: НГУ, 2002. - С. 5-31.

165. Федоров, Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф. П. Федоров. - Рига: Зинатне, 1998. - 454 с.

166. Успенский, Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей / Б. А. Успенский - М.: Изд-во Московского ун-та. - 1982. - 248 с.

167. Устрялов, Н. Сказания современников о Дмитрии Самозванце в 5ч. - Ч. 12. / Н. Устрялов. - СПб.: Имп. Рос. акад., 1959. - 245 с.

168. Федорова, Т.А. Поэтика прозы А. Варламова: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Татьяна Александровна Федорова. - Астрахань, 2012. - 17 с.

169. Феофан Затворник Что есть духовная жизнь? И как на нее настроиться? // Феофан Затворник. - Клин: Христианская жизнь, 2004. - 295 с.

170. Феофан Затворник Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики / Феофан Затворник. - М.: Типо-литография И. Ефимова, 1899. - 346 с.

171. Филарет Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви. - СПб.: Изд-во книгопродавца И.Л. Тузова, 1860. - 358 с.

172.Флоренский, П. Столп и утверждение истины/ П. Флоренский. М.: Правда, 1914. -490с.

173. Хомяков, Д. А. Собор, соборность, приход и пастырь [Электронный ресурс] / ДА. Хомяков. - Режим доступа: https: // 1ib.pravmir.ru/library/readbook/333

174. Хольтхузен, И. Модели мира в литературе русского авангарда/ И. Хольтхузен // Вопросы литературы. - 1992. -№ 3. - С. 150-160.

175. Хомяков, A.C. Полное собрание сочинений в 8 т. / А. С. Хомяков. М.: Типо-литография Т-ва И. П. Кушнерев, 1994. - Т. 2,- 535 с.

176. Цивьян, Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира/ Т. В. Цивьян -М.: Наука, 1990. - 207 с.

177.Черников, А.П. Проза И.С. Шмелева. Концепция мира и человека / А. П. Черников. - Калуга: ИУУ, 1995 - 316 с.

178.Чудинова, Е. Держатель зла / Е. Чудинова. Хабаровск: РИО ТИП, 1994. 443 с.

179. Шмелев, И. С. Старый Валаам / И. С. Шмелев - М.: Образ, 2006 - 128 с.

180.Шадурский, М.И. Семантика художественной модели мира в литературной утопии / М.И. Шадурский // Вестник Санкт-петербургского ун-та. Сер. 9. Филология - Вып.З. - 2007. - С. 84-91.

181. Шадурский, М.И. Художественная модель мира в роман ах-утопиях С. Балтера и О. Хаксли: дис. ...канд. фнлол. наук: 10.01.01. / Шадурский Максим Иванович. - Минск, 2008. - 166с.

182. Шмелев, И. С. Сочинения. В 2 т. / И. С. Шмелев. М.: Художественная литература. 1989. -Tl.- 535 с.

183 Шмелев, И. С. Сочинения. В 2 т. / И. С. Шмелев. М.: Художественная литература. 1989. - Т 2. - 545 с.

184. Штокман, И. Слово и судьба (проза Леонида Бородина) // И. Штокман. - М.: Московская городская организация Союза писателей России, 2000. -215 с.

185. Щербаков, С. Повести и рассказы [Электронный ресурс] / С. Щербаков. -Режим доступа: https://pravoslavie.ru/74744.html

186. Юдов, B.C. Мифический аспект в концепции мира в произведениях Платонова [Электронный ресурс]/ B.C. Юдов. - Режим дocтyпa:https://пarftl.rll/sf/sevgi/departments/linguistics/publics/vipusk_5/4razd.doc

187. Adorno, Th. W. Ästhetische Theorie / Th. W. Adorno. - Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann Verlag, 1970. -417 p.

188. Cibian, G. The forms of discontent in Dostoevsky and Tolstoy / G.Cibian // Comparativists at work. Waltham: Waltham Publishing LLC, 1968. - P. 161-165.

189. Jackson, R.L. Matiyona's Homer the Making of a Russian Icon / R.L. Jackson. -New York: Prentice-Hall Inc., 1976. - 246 p.

190. Matuson, R. Dostoevsky and Malraus / R. Matuson // Comparative Literature. -1956. №2. P.97-102.

191. Miller, R. F. Dostoevsky and Rousseau; the Morality of Confession Reconsidered / R. F.Miller // Dostoevsky: New Perspectives. - New York: Prentice-Hall Inc., 1984.-P.82-99.

Лексикографические источники

1. Аверинцев, С.С. Логос / С.С. Аверинцев // Большая советская энциклопедия. В 30 т. - М.: Сов. Энциклопедия, 1973. -Т.З. - 650 с.

2.Большой академический словарь русского литературного языка. В 20 т. / под общ. ред. К.С. Горбочевича. - М.-СПб.: Российская академия наук. Ин-т лингвистических исследований. Наука, 2004. Т. 1.: А-Б.- 664 с.

3. Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. СПб.: Паритет, 2006. - 314 с.

4. Даль, В.Н. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. М.-СПб.: Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1880. - Т. 1: А- 3. - 723 с.

5. Духовность // Краткий критериологический словарь [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://1063.slovaronline.com/28-%D0%B4%D 1 %83%D 1 %85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D

1 %82%D 1 %8C

6. (MAC) Малый академический словарь русского литературного языка. В 4 т. / под общ. ред. А.П. Евгеньевой. М.: Российская академия наук. Ин-т лингвистических исследований. Наука, 1999. - Т. 1.: А-Й.-702 с.

7. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 1488 с.

8. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный вторым отделением Императорской академии наук. В 4 т. - СПб.: В типографии императорской академии наук, 1847. - Т. 1: А-Ж. 415с.

9. Современный философский словарь / под общ. редакцией Кемерова В.Е., Т. X. Кемирова/2 изд. испр. и доп. - М.: Академический проект, 2015. -823 с.

10. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. -М.: Академический проект, 2001. - 989 с.

11. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура / под общ. ред. Ф. А. Брокгауза, И.А. Ефрона. - М.: ЭКСМО, 2004. - 592 с.

12. Энциклопедический словарь. Христианство. В Зт. / под ред. С.С. Аверинцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. - Т.1.: А-К. 391 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.