Художественная антропология Ф.Сологуба: лирика и роман "Мелкий бес" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Боснак, Дмитрий Владиславович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Боснак, Дмитрий Владиславович
Введение
Глава 1. Образ человека в лирике Ф. Сологуба
Ф 1.1. Неполноценность человеческого существования в образе лирического героя
1.2. Проблема одиночества лирического героя
1.3. Оппозиция жизни и смерти в художественной системе лирики
Глава 2. Образ человека в романе «Мелкий бес»
2.1. Жизненная неполноценность героев и система авторских оценок
2.2. Поступок героя как форма реализации зла
2.3. Сюжетная судьба героя как его ценностная деградация
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэзия Федора Сологуба: Принципы воплощения авторского сознания2003 год, кандидат филологических наук Губайдуллина, Анастасия Николаевна
Традиции Ф.М. Достоевского в символистских романах Ф.К. Сологуба "Тяжелые сны" и "Мелкий бес"2011 год, кандидат филологических наук Веселова, Ольга Николаевна
Н. В. Гоголь и Ф. Сологуб: Поэтика вещного мира2002 год, кандидат филологических наук Горских, Наталья Александровна
Поэтика малой прозы Ф. К. Сологуба2000 год, кандидат филологических наук Магалашвили, Артем Ревазович
Концепты тоска и радость в художественной картине мира: на материале лирики И.А. Бунина, Ф. Сологуба, И.Ф. Анненского2011 год, кандидат филологических наук Шмугурова, Ксения Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная антропология Ф.Сологуба: лирика и роман "Мелкий бес"»
В центре художественного творчества Ф. Сологуба - остро поставленная проблема бытия (как экзистенции, в современном философском понимании) отдельного человека, личности. Художественный мир Сологуба строится на изображении не «объективного» бытия, а целостного мироощущения человека, через реальность бытия которого дан этот мир.
Единство человеческого мироощущения обусловливает единство художественного метода, акцентированное самим Сологубом и нашедшее сознательное воплощение в его творчестве, предполагая наличие существенных структурно-смысловых соответствий между отдельными текстами автора, в результате чего ни один из них не может быть адекватно интерпретирован вне этого художественного единства.
Актуальность диссертации обусловлена необходимостью исследовать воплощенные в лирике и романе «Мелкий бес» принципы художественной антропологии Ф. Сологуба в их внутренней системности, что ранее по тем или иным причинам оставалось за пределами изучения творчества автора.
Исследование творчества Сологуба сосредоточивается в основном на изучении контекста, в котором возникает философско-эстетическая программа поэта и осуществляется его художественная практика. При всей значимости такого подхода нельзя не отметить его неполноту, поскольку он не учитывает внутреннее движение художественной мысли автора, не сводимое к его творческой эволюции.
На наш взгляд, контекстуальные исследования, берущие за основу видение сологубовского творчества извне - из литературного, философского, мифологического, биографического и др. контекстов, - должны быть дополнены исследованием внутренней структуры произведений автора.
Анализ системы воплощённых в художественном произведении смыслов может основываться, на наш взгляд, только на исследовании внутреннего для этого произведения человеческого бытия - бытия героя. «Внутренний мир художественного произведения» (Д.С. Лихачёв) каждым своим моментом приобщён к познавательно-этической реальности героя, которая и обусловливает смысловую целостность этого мира.
Познавательно-этический контекст героя» (М.М. Бахтин) есть художественно воссозданное бытие человека, то есть герой, увиденный изнутри художественного мира, обнаруживается как человек. Поэтому анализ хронотопа, мотивной, образной, мифопоэтической и иных систем произведения, его жанровой и философско-эстетической специфики как моментов художественного высказывания должен исходить из дескрипции смыслов и структур специфически человеческого существования, прежде всего, с точки зрения его «незавершимости» (либо значимого отсутствия таковой) как его основной характеристики.
Задачи работы не предполагают анализ лирики и романа как отдельных художественных явлений, так же как и анализ всех связывающих их структурно-смысловых комплексов. Проблема становления романного жанра в творчестве Сологуба также находится за пределами проводимого анализа.
В работе исследуются соотносимые между собой художественные системы лирики и романа «Мелкий бес» с точки зрения их «ценностного центра» г
М.М. Бахтин) - героя, художественно воплощающего авторское видение человека. Именно такой анализ позволяет понять принципы художественной антропологии Сологуба в их внутреннем единстве.
Разработанность проблемы. В настоящее время отмечается возрождение филологического интереса к творчеству Ф. Сологуба. Вместе с тем пока можно говорить лишь о фрагментарном исследовании самых известных текстов Сологуба с точки зрения некоторых характерных аспектов его поэтики и мифопоэтики.
Лирика как целостное явление оказывается одной из наименее изученных областей творческого наследия автора. Основным предметом научного анализа остаётся литературный и философский контекст лирических произведений поэта1. Исследование внутренней динамики тем и образов, формирующих целостность художественного мировоззрения Сологуба и облика его лирического героя, носит обобщенный характер и остаётся на периферии исследовательской мысли.
Безусловно, объектом самого многостороннего анализа остаётся роман «Мелкий бес». Литературоведческие исследования, посвящённые роману, затрагивают проблему художественной антропологии лишь косвенно, также сосредоточиваясь в основном на сравнительном изучении. Этот подход осуществляется прежде всего в форме интертекстуального анализа, исследующего произведение Сологуба в культурном контексте2.
Сравнительное изучение взаимодействия сологубовских текстов на уровне поэтики и тем более архитектоники предпринималось редко, и посвящённые этой проблеме работы немногочисленны и не дают целостного представления о художественном методе Сологуба .
Можно назвать несколько работ, где проблема героя в произведениях Сологуба становилась основным предметом исследования4. Однако анализ глубинных оснований поэтики и архитектоники произведений Сологуба в их
1 В этой связи следует отметить работы таких исследователей, как С.Н. Бройтман, А.Н. Губайдуллина, М.И. Дикман, Н.П. Дмитриев, М.М. Павлова, В.В. Сергеев, Е.С. Bristol.
2 Эксплицируется связь с произведениями русской литературы XIX века, романтизмом, французским символизмом и декадансом, мифологией и фольклором, современной западноевропейской философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и т.д. в работах таких исследователей, как С.Н. Бройтман, Н.А. Горских, Е. Григорьева, JI.B. Евдокимова, З.Г. Минц, Н.Г. Пустыгина, М.И. Дикман, М.М. Павлова, J1. Пильд, J1. Силард, JI. Спроге, Н. Утехин, E.W. Clowes, Е. Laursen, U. Schmid.
3 Гарабан, Д. К поэтике повествовательной и драматической модели мира в романе и пьесе «Мелкий бес» // Студия Руссика [Будапешт], 1979, т. 2; Герасимов, Ю.К. О жанровых транспозициях текста в творчестве Ф. Сологуба // Русский модернизм. Проблемы текстологии. СПб., 2001; Павлова, М.М. «Одиночество» и «Об одиночестве» Ф.К. Тетерникова: ранняя поэма и психофизиологический очерк Фёдора Сологуба // Новое литературное обозрение, 2002, № 55.
4 Виноградова, Е.А. Автор-герой-читатель в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес». Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 -М., 1998; Губайдуллина, А.Н. Поэзия Фёдора Сологуба: принципы воплощения авторского сознания. Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 - Томск, 2003; Козарезова, О.О. Концепция мира и человека в творчестве Ф.К. Сологуба. Автореф. дисс.канд. филос. наук: 24.00.01 - Москва, 1997 - данная работа имеет отчётливую культурологическую направленность; Колобаева, JI.A. Концепция личности в русской литературе XIX - XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990. обусловленности его философско-эстетическими представлениями о человеке далёк от завершения.
Художественные принципы воссоздания человеческого существования в творчестве Сологуба5, также как и проблема соотношения художественного смысла лирики и романа «Мелкий бес»6 не ставились ещё в качестве центральных исследовательских задач и отмечаются эпизодически, в форме попутных наблюдений и заметок.
В обширной прижизненной критике (А. Белый, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, Н.С. Гумилёв, А. Горнфельд, Р.В. Иванов-Разумник, В. Ходасевич, J1. Шестов, И. Эренбург и др.) эксплицируется обусловленный сологубовским восприятием мира и человека философский и художественный смысл произведений поэта. Разработки этих авторов в значительной мере сделали возможным подход к исследованию художественной антропологии Сологуба.
Объектом исследования является творчество Ф. Сологуба - лирика (1879-1908) и роман «Мелкий бес» (1892-1902).
Предмет исследования - взаимосвязанные аспекты поэтики и архитектоники лирики Ф. Сологуба и романа «Мелкий бес», конституирующие концепцию человека в творчестве писателя.
Цель работы - выявление и анализ соотносимых принципов художественного воплощения в лирике и романе «Мелкий бес» философско-эстетических представлений Ф. Сологуба о человеке.
5 Впервые проблема специфически человеческого существования в отношении героя романа «Мелкий бес» была поставлена Д. Грин (Greene, D. Insidious Intent: An Interpretation of Fedor Sologub's The Petty Demon. Slavica Publishers, Inc., 1986). Результаты этого исследования способствовали постановке ряда исследовательских проблем в нашей работе.
6 Среди наиболее интересных заметок следует отметить предпринятую О. Дарком попытку комментирования романа «Мелкий бес» с точки зрения его связи с лирикой (Дарк, О. Комментарии // Сологуб Ф.К. Мелкий бес: Роман, рассказы М., Правда, 1989). Однако в силу специфики жанра комментария эта работа не обладает достаточной полнотой.
Цель обусловливает основные задачи работы:
1) исследовать соотносимые формы художественного воплощения неполноценности человеческого существования в лирике и неполноценности человека в романе «Мелкий бес»;
2) исследовать формы отражения мотивной структуры лирики в системе мотивов романа «Мелкий бес»;
3) проанализировать принципы взаимодействия автора и героя в романе «Мелкий бес» с точки зрения их роли в формировании художественного пространства романа;
4) проанализировать смысл судьбы лирического героя и трансформацию этого смысла в сюжетной судьбе героя романа «Мелкий бес».
Методологическая основа работы. В качестве основного метода используется феноменологический подход М.М. Бахтина, позволяющий исследовать художественную систему произведений Сологуба с точки зрения её «ценностного центра» - человека. Вместе с тем теоретические положения М.М. Бахтина осмысливаются в диалоге с исследователем, что обусловлено необходимостью достижения конкретных исследовательских целей, исходя из внутренней специфики произведений Ф. Сологуба.
В работе используются также методологические данные исследований С.Н. Бройтмана, Б.М. Гаспарова, Г.Д. Гачева, Л.Я. Гинзбург, Р. Ингардена, Б.О. Кормана, Г. Лукача, Б.А. Успенского, О.М. Фрейденберг.
Научная новизна. Принципиально новое в работе - выработка целостного видения не исследованных ранее или исследованных вне системной целостности аспектов поэтики и архитектоники Сологуба, раскрывающих принципы его художественной антропологии с точки зрения смысловых «корреляций» художественных систем лирики и романа «Мелкий бес».
Данный подход позволяет выявить в конституировании Сологубом архитектоники человека - посредством мотивной структуры, сюжета и образности - новые закономерности, вскрывающие смысловые связи внутри текстов и между произведениями автора.
Практическая значимость работы. Выводы, сделанные в исследовании, могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы Серебряного века, спецкурсах, семинарах, а также могут стать основой других философских и литературоведческих исследований.
Апробация работы. Материалы, составившие основной корпус диссертационного исследования, были представлены и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях в Москве (2003), Нижнем Новгороде (2002 - 2005), Северодвинске (2003) и нашли отражение в 12 публикациях.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество И. А. Бунина и художественные принципы модернизма2002 год, кандидат филологических наук Ничипоров, Илья Борисович
Художественный мир русского декадентского романа рубежа XIX - XX веков2005 год, доктор филологических наук Долгенко, Александр Николаевич
"Творимая легенда" Ф. Сологуба: Проблематика и поэтика2000 год, кандидат филологических наук Львова, Марина Альфредовна
Становление романного героя в творчестве М. Ю. Лермонтова, 1836-1841 гг.2000 год, кандидат филологических наук Квон Дон Чжин
Традиция Боратынского в лирике XX века2004 год, кандидат филологических наук Гельфонд, Мария Марковна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Боснак, Дмитрий Владиславович
Заключение
Художественная антропология Сологуба существенно обусловлена его философскими представлениями о бытии. Субъективность философско-эстетического восприятия поэтом реальности бытия фиксирует её как принципиально несовершенную действительность в художественном мире его произведений. Вместе с тем подлинное бытие в творчестве Сологуба не обладает статусом объективности - оно реализуется через жизнь человека в форме желаемого им, но невозможного существования195.
Анализ лирики Сологуба показал, что в её центре - человек, которому имманентно всякое проявление несовершенной реальности, но который в то же время наделён стремлением к «иному» миру. Парадоксальность этого стремления - в том, что «иной» мир создан воображением лирического героя, сплошь помещён в его мечту. Таким образом, лирический герой Сологуба обнаруживает себя «безысходно» существующим в онтически абсолютизированном «профанном» (феноменальном) мире.
Это связано с целым рядом его экзистенциально значимых состояний. Одиночество, страх - и существования, и смерти, - отсутствие реализации жизненных потребностей - как духовных, так и телесных, - самоотчуждение - всё это входит в экзистенциальную проблематику, центрирующую образ лирического героя. Все эти состояния героя возникают в силу радикальной противоречивости и множественности проявлений его бытия. Главное из этих противоречий - в сознании героя: между осознаваемой неполноценностью собственного существования и противопоставленным ему воображаемым идеалом.
195 Неприятие наличного мира в любой системе философских взглядов неизбежно ставит вопрос об оправдании существования человека. Очевидно, что отрицать его бытие, подобно бытию мира, было бы немыслимо, и всякая попытка этого рода всегда фальшива. Напротив того, философские системы, фундированные идеей неподдинности чувственно воспринимаемого мира, вынуждены утверждать человеческую субъективность в качестве аподиктической данности. Эта субъективность и противопоставлена отвергаемой объективности мира.
Мучительность противоречий обусловливает стремление лирического героя Сологуба преодолеть собственную рефлексию, собственное существование. Условно говоря, герой стремится к феноменологической чистоте бытия, которая принципиально отсутствует в реальности мира. Однако реализация такого стремления равнозначна отказу от существования, что невозможно в пределах жизни лирического героя. В результате длительность жизни получает в лирике отрицательное значение, а герой становится одержим идеей смерти.
Попытка преодолеть экзистенциальность как исторически уникальное существование не ведёт к преодолению существования вообще: бытие не прекращается, а становится по-дурному бесконечным, вечно повторяющимся.
Одним из путей «выхода» из жизни может быть окончательное распадение человеческого существования, когда его отдельные смысловые области, отвлечённые от «исторически единственного бытия», будут предельно завершены в чистоте собственного содержания. Но для этого уже требуется эпическое пространство.
Художественный мир романа «Мелкий бес» в сопоставлении с лирикой -«ландшафт» распавшейся души, утратившей единый бытийный центр. Герой романа не обладает существенной субъективностью. Это обусловлено основным принципом архитектоники человека в романе: он не только не дан изнутри, но и сам себя видит отвлечённо.
Если в лирике стремление героя к «иному» не позволяет «предметному» миру довлеть, то в романе этому ничего не препятствует: различные проявления человека, отпавшие от единства ответственного сознания, реализуются в системе произведения как самотождественные герои и содержательно-ценностно отчуждённый от них повествователь. Человек в романе Сологуба не может стремиться к идеальному, поскольку представление о нём лежит принципиально вне его сознания.
Отвлечённая от жизни смысловая область в романе не является адекватом «иного» мира в лирике Сологуба. Воображаемый лирическим героем «иной» мир символизирует полноценность существования, противопоставленную неполноценному бытию «земного» мира. В романе «Мелкий бес» область эстетического или социального бытия сплошь локализована в «здешнем» мире - есть часть этого мира, отпавшая от него и замкнувшаяся в себе.
Принципиально несоизмеримы «масштабы» лирического героя и героя романа «Мелкий бес» - ценностные, а вслед за тем и художественные. Душа лирического героя безгранична и неизменно разрушает замкнутость всякой фабулы. Воспроизводимость мотивов в лирике Сологуба обусловлена глубинной целостностью художественно воплощённой духовной жизни лирического героя. Напротив, герой в романе «Мелкий бес» всем своим бытием вмещается в многократно воспроизводимую сюжетную ситуацию, художественно созданную как внешнее «оформление» его «бедного» сознания.
Слово человека в лирике - это значимый поступок, выражающий его мысль. Слово лирического героя возможно благодаря присущей лирике «хоровой поддержке» (М.М. Бахтин), оно принципиально неодиноко. Поэтому даже зло, присущее герою, преодолевается в нём его направленным на себя, рефлективным словом.
В романе «Мелкий бес» человек совершенно одинок: «дурная» самодостаточность обусловливает разрыв его связи с Богом и с миром (напр., отчуждение Передонова от природы). Характерно, что в художественном мире романа у Передонова нет «тайного друга», «абсолютного» слушателя, помогающего герою преодолеть одиночество. Таким образом, слово героя, условно говоря, безадресно и анонимно; оно не является средством осознания и выражения. Поэтому человек в романе «Мелкий бес» не может сознать и преодолеть зло.
Причина деградации Саши и Передонова - в парадоксальности смысла их сюжетной судьбы: герои утрачивают внутреннюю форму человеческого существования в стремлении к «приращению бытия» - в эротическом опыте или повышении собственного социального статуса. Судьба как Саши, так и Передонова - это превращение характера в тип в литературоведческом понимании: тип всегда существует в мире, который более первичен для автора, чем непосредственно личность героя, в силу чего герой объективируется.
Попытка становления человека в «несовершенной» реальности бытия осмысливается в творчестве Сологуба неизменно отрицательно. Человек в лирике Сологуба стремится преодолеть жизнь, которая обусловлена «здешним» миром, - но также и сам этом мир. Герой в романе «Мелкий бес» «безысходно» наличествует в реальности «земного» бытия, стремясь самоутвердиться в системе ценностей этой реальности, и бессознательно пытается только освободиться от собственной человечности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Боснак, Дмитрий Владиславович, 2006 год
1. Библиография Фёдора Сологуба: Стихотворения / Сост. Т.В. Миснике-вич / Под ред. М.М. Павловой. Томск - М.: Водолей Publishers, 2004
2. Неизданный Фёдор Сологуб. М.: Новое литературное обозрение, 1997
3. Сологуб, Ф. <Из дневника> (Неизданные стихотворения) / Публ. М.М. Павловой / Ф. Сологуб // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., 1993
4. Сологуб, Ф. Мелкий бес / Сост., статья, коммент. М.М. Павловой / Ф. Сологуб. СПб.: Наука, 2004
5. Сологуб, Ф. Об одиночестве / Подг. и публ. М.М. Павловой / Ф. Сологуб // Новое литературное обозрение, 2002, № 55
6. Сологуб, Ф. Одиночество / Подг. и публ. М.М. Павловой / Ф. Сологуб // Новое литературное обозрение, 2002, № 55
7. Сологуб, Ф. Книга разлук. Книга очарований / Ф. Сологуб. СПб.: На-вьи Чары, 2001
8. Сологуб, Ф.К. Собр. Соч.: В 6 тт. / Ф. Сологуб. М.: НПК «Интелвак», 2001
9. Сологуб, Ф. Собрание стихотворений: В 8-ми тт. / Ф. Сологуб. СПб.: Навьи Чары, 2002
10. Сологуб, Ф. Стихотворения / Вступ. ст., подг. текста и примеч. М.И. Дикман / Ф. Сологуб. СПб.: Академический проект, 2000
11. Гоголь, Н.В. Шинель // Собрание сочинений: В 6 тт. Т.З. / Н.В. Гоголь. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952
12. Гоголь, Н.В. Записки сумасшедшего // Собрание сочинений: В 6 тт. Т.З. / Н.В. Гоголь. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952
13. Пушкин, А.С. Евгений Онегин // Полное собрание сочинений. В 17 тт. Т.6. / Художник С. Вогатов. / А.С. Пушкин. М.: Воскресенье, 1995
14. Толстой, Л.Н. Война и мир // Собрание сочинений в 22-х тт. Т.7. Война и мир. / Коммент. Г.В. Краснова и Н.М. Фортунатова. / Л.Н. Толстой. М.: Художественная литература, 1981
15. Теоретические и философские работы
16. Абушенко, В.Л. Самосознание / В.Л. Абушенко // Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001
17. Аверинцев, С.С. Ритм как теодицея / С.С. Аверинцев // Новый мир. -2001,-№2
18. Аверинцев, С.С., Гоготишвили, Л.А. Комментарий к работе «<К философии поступка>» / С.С. Аверинцев, Л.А. Гоготишвили // Бахтин, М.М. Собрание соч., т.1: Философская эстетика 1920-х годов. М., «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003
19. Аристотель. Поэтика // Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура / Аристотель. М.: Мысль, 1983
20. Арьес, Ф. Человек перед лицом смерти: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской С.В.; предисл. Гуревича А.Я. / Ф. Арьес. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Прогресс-Академия», 1992
21. Атарова, К.Н., Лесскис, Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе / К.Н. Атарова, Г.А. Лесскис // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1980. Т. 39, №1
22. Бахтин, М.М. <Автор и герой в эстетической деятельности> // Собрание соч., т.1: Философская эстетика 1920-х годов / М.М. Бахтин. М., «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003
23. Бахтин, М.М. К вопросам методологии эстетики словесного творчества // Собрание соч., т.1: Философская эстетика 1920-х годов / М.М. Бахтин. М., «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003
24. Бахтин, М.М. <К вопросам самосознания и самооценки.> // Собрание соч., т.5: Работы 1940-1960 гг. / М.М. Бахтин. М., «Русские словари», 1997
25. Бахтин, М.М. <К философии поступка> // Собрание соч., т.1: Философская эстетика 1920-х годов / М.М. Бахтин. М., «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003
26. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е / М.М. Бахтин. -М., «Сов. Россия», 1979
27. Бахтин, М.М. Эпос и роман // Эпос и роман / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000
28. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Эпос и роман / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000
29. Бройтман, С.Н. Русская лирика XIX начала XX вв. в свете исторической поэтики / С.Н. Бройтман. - М., 1997
30. Бройтман, С.Н. Три концепции лирики / С.Н. Бройтман // Известия РАН. Сер. литературы и языка. 1995. - Т.54, № 1
31. Бубер, М. Я и Ты // Два образа веры: Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуреви-ча, С.Я. Левит, С.В. Лёзова / М. Бубер. М.: Республика, 1995
32. Виноградов, В.В. Проблема автора в художественной литературе // О теории художественной речи / В.В. Виноградов. М., 1971
33. Гайденко, П.П. Смерть / П.П. Гайденко // Философская энциклопедия: В 5-ти тт. Т.5 / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., «Советская энциклопедия», 1970
34. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение, 1996
35. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр). / Г.Д. Гачев. М., «Просвещение», 1968
36. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 2-х тт. / Г.В.Ф. Гегель. СПб.: Наука, 2001
37. Гинзбург, Л.Я. О лирике. / Л.Я. Гинзбург. М.: Интрада, 1997
38. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. / Э. Гуссерль. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000
39. Даль, В.И. Грёза // Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А-3 / Под ред. проф. Бодуэна де Куртенэ / В.И. Даль. М.: ТЕР-РА, 2000
40. Иванов, Вяч. И. Лик и личины России: К исследованию идеологии Достоевского // Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачёва / Вяч. И. Иванов. М.: Республика, 1994
41. Иванов, Вяч. И. Достоевский и роман-трагедия // Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачёва / Вяч. И. Иванов. М.: Республика, 1994
42. Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1962
43. Исупов, К.Г. Русская философская танатология / К.Г. Исупов // Вопросы философии. 1994. - № 3
44. Кант, И. Критика чистого разума: Пер. с нем. / Примеч. Ц.Г. Арзаканяна / И. Кант. М.: Мысль, 1994
45. Колесникова, JI.A. Пространство смерти в измерениях одиночества / J1.A. Колесникова // Фигуры Танатоса: Искусство умирания. Сб. статей / Под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998
46. Корман, Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов / Б.О. Корман // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981
47. Краснов, Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса / Г.В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции: Межвузовский сборник. Горький: Горьковский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 19 80
48. Кьеркегор, С. Дневник обольстителя: Роман / Пер. с дат. П. Ганзена / С. Кьеркегор. СПб.: Азбука-классика, 2005
49. Лихачёв, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачёв // Вопросы литературы. 1968. - №8
50. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / Сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 2001
51. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М., 1970
52. Лотман, Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа / Ю.М. Лотман. М., Изд-во «Гнозис», 1994
53. Лукач, Г. Теория романа / Г. Лукач // http://mesotes.narod.ru/lukacs/ teoriaromana/tr-2.htm
54. Масловский, В.И. Литературный герой / В.И. Масловский // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987
55. Можейко, М.А. Любовь / М.А. Можейко // Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001
56. Можейко, М.А. Ирония / М.А. Можейко // Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001
57. Наливайко, И.М. Романтизм / И.М. Наливайко // Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001
58. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник / Пер. с нем. / Ф. Ницше. -Мн.: ООО «Попурри», 2002
59. Роднянская, И.Б. Автора образ / И.Б. Роднянская // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987
60. Роднянская, И.Б. Лирический герой / И.Б. Роднянская // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987
61. Соловьёв, B.C. Смысл любви // Смысл любви: Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. Н.И. Цимбаева / B.C. Соловьёв. М.: Современник, 1991
62. Томашевский Б.В. Тематика // Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко / Б.В. Томашевский. -М.: Аспект Пресс, 1999
63. Троицкий, С. Христианская философия брака // http://www.krotov.info/ librmin/t/toquil/troi02.html
64. Тузова, Т.М. Экзистенция / Т.М. Тузова // Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом,2001
65. Унамуно, Мигель де. О трагическом чувстве жизни / Перевод с испанского, вступительная статья и комментарии Е.В. Гараджа / М. де Унамуно. К.: Символ, 1996
66. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000
67. Фасмер, С. Этимологический словарь русского языка. Пер. с нем. и доп. чл.-корр. АН СССР О.Н. Трубачёва. Т.З / С. Фасмер. М.: Прогресс, 1987
68. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра / Подготовка текста, спра-вочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н.В. Брагинской / О.М. Фрейденберг. Издательство «Лабиринт», М., 1997
69. Шелер, М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шелер. СПб.: Наука, Университетская книга, 1999
70. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / Пер. с нем. Ю.И. Ай-хенвальд / А. Шопенгауэр. Мн.: Харвест, 2005
71. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Дополнения / Пер. с нем. Ю.И. Айхенвальд / А. Шопенгауэр. Мн.: Харвест, 2005
72. Cuddon, J. A. The Penguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory / J.A. Cuddon. London, 1992
73. Frye, N. Anatomy of Criticism / N. Frye. Atheneum, New York, 1966
74. Sierotwinski, S. Slownik terminow literackich / S. Sierotwiriski. Wroclaw, 1966
75. Литературоведческие исследования
76. Аничков, E. Мелкий бес / Е. Аничков // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
77. Анненский, И. О Сологубе / И. Анненский // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
78. Баран, X. Фёдор Сологуб // Поэтика русской литературы начала XX в. / X. Баран.-М., 1993
79. Белый, А. Ф. Сологуб (Далай-лама из Сапожка. О творчестве Ф. Сологуба) / А. Белый // Сологуб Ф.К. Собр. Соч.: В 6т. Т. 2. Мелкий бес: Роман. Рассказы. Сказки. Статьи / Сост. и примеч. Т.Ф. Прокопова. М.: НПК «Интелвак», 2001
80. Блок, А.А. О реалистах // А.А. Блок. Собр. соч.: в 6 тт. Т.5: Проза / А.А. Блок.-М.: Правда, 1971
81. Блок, А.А. Творчество Фёдора Сологуба // А.А. Блок. Собр. соч.: в 6 тт. Т.5: Проза / А.А. Блок. -М.: Правда, 1971
82. Боснак, Д.В. Воображаемое и действительное в прозе Фёдора Сологуба (Особенности воссоздания и специфика конфликта) / Д.В. Боснак // Седьмая нижегородская сессия молодых учёных (гуманитарные науки): Тезисы докладов. Н. Новгород, 2002
83. Боснак, Д.В. Диалогическая поэтика как воплощение гетерогенной позиции автора в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» (концепция «полифонического» романа М. Бахтина проблема применимости) / Д.В. Боснак
84. Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Т.1. М., МГПИ, 2003
85. Боснак, Д.В. Истоки пессимизма и проблема эротического в художественном мире Сологуба / Д.В. Боснак // Восьмая нижегородская сессия молодых учёных (гуманитарные науки): Тезисы докладов, Н. Новгород, 2003
86. Боснак, Д.В. Мир провинции как ключевой элемент художественного I пространства в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» / Д.В. Боснак // Жизньпровинции как феномен русской духовности / Под ред. Н.М. Фортунатова. Нижний Новгород, изд-во «Вектор ТиС», 2003
87. Боснак, Д.В. Поступок героя как способ реализации зла в художественной системе романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» / Д.В. Боснак // Грехнёв-ские чтения: Сборник научных трудов. Нижний Новгород, 2005
88. Боснак, Д.В. Проблема «бедного» сознания в контексте романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» / Д.В. Боснак // Res philological Учёные записки. Вып. 4 / Отв. Ред., сост. Э.Я. Фесенко. Архангельск: Поморский унищ верситет, 2004
89. Боснак, Д!В. Проблема любви в лирике Ф. Сологуба / Д.В. Боснак // Десятая нижегородская сессия молодых учёных. Гуманитарные науки: Материалы докладов. Н. Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006
90. Боснак, Д.В. Роль языковой фактуры в формировании авторского мифа в системе романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» / Д.В. Боснак // Язык. Культурные концепты. Текст: Межвузовский сборник научных трудов -Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2003
91. Боснак, Д.В. Хронотоп «провинциального города» в художественной системе романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» / Д.В. Боснак // Жизнь провинции как феномен духовности / Под ред. Н.М. Фортунатова. Нижний Новгород, изд-во «Вектор ТиС», 2004
92. Боцяновский, В. О Сологубе, Недотыкомке, Гоголе, Грозном и пр. / В. Боцяновский // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
93. Бройтман, С.Н. Фёдор Сологуб / С.Н. Бройтман // Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х гг.). Кн.1. ИМЛИ РАН. М.: Наследие, 2000
94. Брюсов, В.Я. Фёдор Сологуб. Как поэт // Брюсов В. Собрание сочинений. В 7-ми томах. Т. VI. Статьи и рецензии 1893 1924 / В.Я. Брюсов. -М., «Худож. лит.», 1975
95. Виноградова, Е.А. Автор-герой-читатель в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес». Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.А. Виноградова.-М., 1998
96. Владимиров, П.С. Фёдор Сологуб и его роман «Мелкий бес» / П.С. Владимиров // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
97. Волошин, М. Леонид Андреев и Фёдор Сологуб / М. Волошин // Сологуб, Ф.К. Собр. Соч.: В 6 тт. Т. 4. М.: НПК «Интелвак», 2002
98. Гарабан, Д. К поэтике повествовательной и драматической модели мира в романе и пьесе «Мелкий бес» / Д. Гарабан // Студия Руссика Будапешт. 1979.-Т. 2
99. Гаспаров, Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б.М. Гаспаров // Даугава. 1988. - № 10-12,1989.-№ 1
100. Герасимов, Ю.К. О жанровых транспозициях текста в творчестве Ф. Сологуба / Ю.К. Герасимов // Русский модернизм. Проблемы текстологии. СПб., 2001
101. Гиппиус, 3. Слезинка Передонова (То, чего не знает Фёдор Сологуб) / 3. Гиппиус // Сологуб Ф.К. Собр. Соч.: В 6т. Т. 2. Мелкий бес: Роман. Рассказы. Сказки. Статьи / Сост. и примеч. Т.Ф. Прокопова. М.: НПК «Интелвак», 2001
102. Гончаров, С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте: Монография / С.А. Гончаров. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997
103. Горнфельд, А. Недотыкомка / А. Горнфельд // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
104. Городецкий, С. На светлом пути / С. Городецкий // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
105. Горских, Н.А. Н.В. Гоголь и Ф. Сологуб: поэтика вещного мира. Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / Н.А. Горских. Томск, 2002
106. Григорьева, E. Фёдор Сологуб в мифе Андрея Белого / Е. Григорьева // Блоковский сборник, XV: Русский символизм в литературном контексте рубежа XIX XX вв. Тарту, 2000
107. Губайдуллина, А.Н. Поэзия Фёдора Сологуба: принципы воплощения авторского сознания. Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / А.Н. Губайдуллина. Томск, 2003
108. Гумилёв, Н.С. Ф. Сологуб и др. // Сочинения. В 3 т. Т. 3. Письма о русской поэзии / Подг. текста, примеч. Р. Тименчика / Н.С. Гумилёв. М.: Худож. лит., 1991
109. Гумилёв, Н.С. Фёдор Сологуб. Пламенный круг // Сочинения. В 3 т. Т. 3. Письма о русской поэзии / Подг. текста, примеч. Р. Тименчика / Н.С. Гумилёв. М.: Худож. лит., 1991
110. Дарк, О. Комментарии / О. Дарк // Сологуб Ф.К. Мелкий бес: Роман, рассказы М., Правда, 1989
111. Джонсон, И. В мире мечты / И. Джонсон // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
112. Дикман, М.И. Поэтическое творчество Фёдора Сологуба / М.И. Дикман // Сологуб Ф. Стихотворения / Вступ. ст., подг. текста и примеч. М.И. Дикман. СПб.: Академический проект, 2000
113. Дмитриев, Н.П. Проблемы мифологизма в поэзии Ф. Сологуба. Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / Н.П. Дмитриев. Волгоград, 1998
114. Долгенко, А.Н. Роман Ф. Сологуба «Тяжёлые сны»: Проблематика и поэтика. Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / А.Н. Долгенко. -Волгоград, 1998
115. Евдокимова, JI.B. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба. Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / JI.B. Евдокимова. Волгоград, 1996
116. Ерофеев, Вик. В лабиринте проклятых страстей / Вик. Ерофеев. М.: Советский писатель, 1990
117. Ерофеев, Вик. На грани разрыва / Вик. Ерофеев // Вопросы литературы. 1985. -№ 2
118. Ерофеев, Вик. Тревожные уроки «Мелкого беса» // Сологуб Ф.К. Мелкий бес: Роман, рассказы М., Правда, 1989
119. Журавлёв, А.Н. Толстовская концепция человека и творчество Бориса Пастернака. Дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / А.Н. Журавлёв. Нижний Новгород, 2003
120. Замятин, Е. Фёдор Сологуб / Е. Замятин // Сологуб, Ф.К. Собр. Соч.: В 6 тт. Т. 4. М.: НПК «Интелвак», 2002
121. Иванов-Разумник, Р.В. Фёдор Сологуб / Р.В. Иванов-Разумник // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
122. Иванова, О.В. Ирония как стилеобразующее начало в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес». Автореф. дисс.канд. филол. наук: 10.01.01 / О.В. Иванова. М., 2002
123. Измайлов, А. Измельчавший русский Мефистофель и передоновщина. «Мелкий бес» роман Ф. Сологуба / А. Измайлов // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
124. Измайлов, А. Северный сфинкс / А. Измайлов // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
125. Келдыш, В.А. О «Мелком бесе» / В.А. Келдыш // Сологуб Ф.К. Мелкий бес: Роман / Вступ. статья В. Келдыша; научная подг. текста и коммент. М Козьменко. М.: Худож. лит., 1988
126. Ковалик, Д. Блаженный край вечной красоты в модели мира Ф. Солгуба / Д. Ковалик // Филологический журнал. 2005. - №1
127. Козарезова, О.О. Концепция мира и человека в творчестве Ф.К. Сологуба. Автореф. дисс.канд. филос. наук: 24.00.01 / О.О. Козарезова. Москва, 1997
128. Колобаева, JI.A. Концепция личности в русской литературе XIX XX вв. / Л.А. Колобаева. - М.: Изд-во МГУ, 1990
129. Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон / Г.К. Косиков // Поэзия французского символизма. Лотреа-мон. Песни Мальдорора / Составление, общая редакция, вступительная статья Г. К. Косикова. М.: Изд-во МГУ, 1993
130. Костанди, О. Проблема условности в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес» / О. Костанди // Материалы XXI научной студенческой конференции Ч. 3: Филология. История. Педагогика. Психология. Тарту, 1966
131. Кузмин, М.А. Сумеречная Дульцинея / М.А. Кузмин // Сологуб, Ф.К. Собр. Соч.: В 6 тт. Т. 5. -М.: НПК «Интелвак», 2002
132. Кузьмичёва, Н.В. Жанр колыбельной в лирике Ф. Сологуба / Н.В. Куз-мичёва // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Т.1. М., МГПИ, 2003
133. Кузьмичёва, Н.В. «Вещие сны» в поэзии Ф. Сологуба / Н.В. Кузьмичёва // Res philologica: Учёные записки. Вып. 4 / Отв. Ред., сост. Э.Я. Фесенко. Архангельск: Поморский университет, 2004
134. Кукушкина, И.Ю. О цитатности в сборниках Ф. Сологуба «Родине» и «Пламенный круг» / И.Ю. Кукушкина // Блоковский сборник, XI. Тарту, 1990
135. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю.М. Лотман. М.: Просвещение, 1988
136. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока / Д.Е. Максимов. JL, «Советский писатель», 1981
137. Минц, З.Г. К проблеме «символизма символистов». Пьеса Ф. Сологуба «Ванька Ключник и паж Жеан» // Поэтика русского символизма / З.Г. Минц. С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 2004
138. Минц, З.Г. Об эволюции русского символизма // Поэтика русского символизма / З.Г. Минц. С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 2004
139. Минц, З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Поэтика русского символизма / З.Г. Минц. С.Петербург: «Искусство - СПБ», 2004
140. Минц, 3. Г., Пустыгина Н. «Миф о пути» и эволюция писателей-символистов / З.Г. Минц, Н. Пустыгина // Тезисы I Всесоюз. (III) конф. «Творчество А. А. Блока и русская культура XX века» / Отв. ред. 3. Г. Минц. Тарту, 1975
141. Мирский, Д. Сологуб / Д. Мирский // Современная русская литература: Символизм. СПб., 1996
142. Михайлов, А. Два мира Фёдора Сологуба / А. Михайлов // Сологуб Ф. Творимая легенда. М., 1991
143. Пайман, А. История русского символизма / Авторизованный пер. Пер. с англ. В.В. Исакович / А. Пайман. М.: Республика, 2000
144. Павлова, М.М. Из творческой истории романа «Мелкий бес» / М.М. Павлова // Русская литература. 1997. - № 2
145. Павлова, М.М. Из творческой предыстории «Мелкого беса». Алголагни-ческий роман Фёдора Сологуба / М.М. Павлова // De visu. 1993. - № 9 (10)
146. Павлова, М.М. Между светом и тенью / М.М. Павлова // Сологуб Ф. Тяжёлые сны: Роман; Рассказы / Сост., подг. текста, вступ. ст., коммент. М. Павловой. Л.: Худож. лит., 1990
147. Павлова, М.М. Преодолевающий золаизм, или русское отражение французского символизма (Ранняя проза Ф. Сологуба в свете «экспериментального метода») / М.М. Павлова // Русская литература. 2002. - №1
148. Павлова, М.М. «Одиночество» и «Об одиночестве» Ф.К. Тетерникова: ранняя поэма и психофизиологический очерк Фёдора Сологуба / М.М. Павлова // Новое литературное обозрение. 2002. - № 55
149. Павлова, М.М. Творческая история романа «Мелкий бес» / М.М. Павлова // Сологуб, Ф. Мелкий бес / Сост., статья, коммент. М.М. Павловой. -СПб.: Наука, 2004
150. Павлова, М.М. Фёдор Сологуб и его декадентство (По поводу статьи «Не постыдно ли быть декадентом?») / М.М. Павлова // Toronto Slavic Quarterly. 2004. - # 7
151. Перемышлев, Е. Эти страшные цветы лютики. Роман «Мелкий бес». Ключ к тексту / Е. Перемышлев // Литература. - 1999. - № 14
152. Пильд, Л. Пушкин в «Мелком бесе» Ф. Сологуба / Л. Пильд // Пушкинские чтения в Тарту 2. Тарту, 2000
153. Пильд, Л. Тургенев и отвергнутая сюжетная линия романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» // Тургенев в восприятии русских символистов (1890-е -1900-е годы) / Л. Пильд. Тарту, 1999
154. Пустыгина, Н.Г. Символика огня в романе Фёдора Сологуба «Мелкий бес» / Н. Г. Пустыгина // Биография и творчество в русской культуре начала XX века: Блоковский сборник IX. Памяти Д. Е. Максимова / Отв. ред. 3. Г. Минц. Ред. В. И. Беззубов. Тарту, 1989
155. Пустыгина, Н. Г. Философско-эстетические взгляды Ф. Сологуба 19061909 гг. и концепция театра «Единой воли» / Н. Г. Пустыгина // Труды по русской и славянской филологии литературоведения. Типология литературных взаимодействий. Тарту, 1983
156. Розенфельд, И. Ф. Сологуб / И. Розенфельд // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
157. Росмер. Лирика Сологуба / Росмер // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
158. Сергеев, В.В. О своеобразии конфликта в поэзии Ф. Сологуба 90-х годов / В.В. Сергеев // Вопросы романтического метода и стиля: Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1978
159. Силард, Л. Поэтика символистского романа конца XIX начала XX в. (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) / Л. Силард // Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984
160. Соболев, А.Л. Из комментариев к «Мелкому бесу»: «Пушкинский» урок Передонова / А.Л. Соболев // Русская литература. 1992. - № 1
161. Спроге, Л. «Мелкий бес» Фёдора Сологуба: Айса и Ананке / Л. Спроге //к*
162. Sine arte, nihil. Сборник научных трудов в дар профессору Миливое Ио-вановичу Редактор-составитель Корнелия Ичин. «Пятая страна», Белград-Москва, 2002
163. Улановская, Б.Ю. О прототипах романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» / Б.Ю. Улановская // Русская литература. 1969. - № 3
164. Утехин, Н. Альдонса и Дульцинея Ф. Сологуба / Н. Утехин // Ф. Сологуб. Мелкий бес. М., 1991
165. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / Пер. с нем. М.Ю. Некрасова / А. Ханзен-Лёве. СПб., «Академический проект», 2003
166. Ходасевич, В. Сологуб / В. Ходасевич // Сологуб Ф. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6 М.: НПК «Интелвак», 2002
167. Хольтхузен, И. Фёдор Сологуб / И. Хольтхузен // История русской литературы. XX век: Серебряный век. М., 1995
168. Чеботаревская, А. К инсценировке пьесы «Мелкий бес» / А. Чеботарев-ская // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чебо-таревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
169. Чеботаревская, Ан. «Творимое» творчество / Ан. Чеботаревская // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
170. Чужак, Н. От Передонова к творимой легенде / Н. Чужак // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
171. Чужак, Н. Творчество слова / Н. Чужак // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
172. Чуковский, К. Навьи чары мелкого беса / К. Чуковский // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
173. Чулков, Г. Дымный ладан / Г. Чулков // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
174. Шестов, J1. Поэзия и проза Фёдора Сологуба / Л. Шестов // О Фёдоре Сологубе. Критика. Статьи и заметки. Сост. Ан. Чеботаревской. СПб.: Навьи Чары, 2002
175. Шмид, У. Субъективность как обыкновенная история: игра авторского «я» у Гончарова / У. Шмид // Логос. 2001. - № 3
176. Эренбург, И. Фёдор Сологуб // Портреты современных поэтов / И. Эрен-бург: http://www.litera.ru/stixiya/articles/696.html
177. Barker, M.G. Erotic Themes in Sologub's Prose / M.G. Barker // Modern Fiction Studies. -1980. -#26.2
178. Bristol, E.C. Fedor Sologub as a Lyric Poet / E.C. Bristol // Russian Review. -1971.-#30.3
179. Clowes, E.W. Literary Decadence: Sologub, Schopenhauer, and the Anxiety of Individuation / E.W. Clowes // American Contributions to the Tenth International Congress of Slavists (Literature), Sophia, September 1988. Ed. Jane Gary Harris. Slavica, 1988
180. Ehre, M. Fedor Sologub's The Petty Demon'. Eroticism, Decadence and Time / M. Ehre // The Silver Age in Russian Literature. Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and East European Studies, Harrogate, 1990. New York, 1992
181. Elsworth, J. Self and other in Fedor Sologub's «Тяжелые сны» / J. Elsworth // Блоковскнй сборник, XV: Русский символизм в литературном контексте рубежа XIX-XX вв. Тарту, 2000
182. Greene, D. Insidious Intent: An Interpretation of Fedor Sologub's The Petty Demon / D. Green. Slavica Publishers, Inc., 1986
183. Hart, P. Metaphor, Metonymy and Myth in The Petty Demon / P. Hart // Slavic and East European Journal. 1997. - # 41.3
184. Holl, B.T. Don Quixote in Sologub's Melkii Bes / B.T. Holl // Slavic and East European Journal. 1989. - # 33.4
185. Hustis, H. Wicked Tongues and Alternative Lifestyles: Lyudmila, Peredonov and the Role of Language in Sologub's The Petty Demon / H. Hustis // Slavic and East European Journal. 1996. - # 40.4
186. Hutchings, S. Plotting against Abstraction in Russian Literature's Provincial Hell: Fedor Sologub's Aesthetics of Embodiment / S. Hutchings // Modern Language Review. 1996. - # 91.3
187. Kalbouss, G. Echoes of Nietzsche in Sologub's Writings / G. Kalbouss // Nietzsche in Russia. Princeton, 1986
188. Kalbouss, G. Sologub and Myth / G. Kalbouss // Slavic and East European Journal.- 1983.-#27.4
189. Laursen, E. Transformation as Revelation: Sologub, Schopenhauer, and the Little Man./ E. Laursen // Slavic and East European Journal. 1995. - # 39.4
190. Mills, J.M. Expanding Critical Contexts: Sologub's Petty Demon / J.M. Mills // Slavic and East European Journal. 1984. - # 28.1
191. Rabinowitz, S.J. Bely and Sologub // Andrey Bely. A Critical Review / S.J. Rabinowitz. Lexington, 1978
192. Rabinowitz, S.J. Fedor Sologub and his Nineteenth-Century Russian Antecedents / S.J. Rabinowitz // Slavic and East European Journal. 1978. - # 22.3
193. Semjatova, B. Sologubs Schopenhauerrezeption und Ihre Bedeutung fur die Motivgestaltung in Seinen Erzahlungen / B. Semjatova. Miinchen, 1997
194. Shapiro, Michael and Marianne. Traces of Pushkin and other Russian Classics in The Petty Demon / Michael and Marianne Shapiro // Alexander Lipson: In Memorium. Slavica, 1994
195. Schmid, U. Fedor Sologub. Werk und Kontext / U. Schmid. Bern, 1995
196. Thurston, G.J. Sologub's Melkiy Bes / G.J. Thurston // The Slavonic and East European Review. 1977. -# 55.1
197. Venclova, T. Shade and Statue: A Comparative Analysis of Fedor Sologub and In'nokentii Annenskii / T. Venclova // Russian Review. 1994. - # 53.1
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.