КАТЕГОРИЯ ТРАДИЦИИ В ФИЛОСОФСКОМ ПОЗНАНИИ: ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Францева Наталья Александровна

  • Францева Наталья Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 148
Францева Наталья Александровна. КАТЕГОРИЯ ТРАДИЦИИ В ФИЛОСОФСКОМ ПОЗНАНИИ: ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». 2016. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Францева Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ

1.1 Логико-гносеологические предпосылки формирования понятия традиции

1.2 Основные элементы «общей массы» признаков традиции

1.3 Проблема определения понятия традиции

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИЙ

ЭВОЛЮЦИИ И ИДЕНТИЧНОСТИ

2.1 Понятие традиции в контексте теории социальной эволюции

2.2 Понятие традиции в контексте сопоставления социальной и биологической эволюции

2.3 Понятие традиции в контексте теории идентичности

2.4 Концепт традиции в аспекте деятельностной эволюции

ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИЙ

КОМПАРАТИВИСТИКИ

3.1 Проблемы компаративного сопоставления (на примере оппозиции Восток-Запад)

3.2 Понятие традиции в свете западного социального опыта

3.3 Понятие традиции в свете опыта формирования традиций Востока

3.4 Сходство и различие, взаимовлияние традиций Востока и Запада

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «КАТЕГОРИЯ ТРАДИЦИИ В ФИЛОСОФСКОМ ПОЗНАНИИ: ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, необходимо отметить проблематичность понятия в историко-философском дискурсе, поскольку, присутствуя в явной или скрытой форме в работах философов, понятие традиции формировалось под воздействием разных исторических периодов, вследствие чего нуждается в уточнении объема содержания понятия, его гносеологического статуса. Изучение традиций в рамках узкоспециальных исследований с одной стороны позволяет накопить эмпирическую базу, а с другой, - требует проведения анализа на более высоком уровне обобщения. Более того, вопрос о месте и значении традиций в структурах бытия вырастает по мере того, как само бытие в его социальном измерении начинает трактоваться все более в качестве процесса в формах, сочетающих различным образом его воспроизводство и изменение. В этом случае возрастает и роль человеческих индивидов, поскольку бытие предстает как становление, а бытие людей оказывается его фундаментальным слоем.

Во-вторых, важность данной темы поддерживается изменениями, происходящими не только в отечественной, но и в мировой социальной и политической жизни. Нарастание разочарования в идеалах прогрессизма, а также углубление социокультурного кризиса, которые сопровождаются усилением напряженности на международной арене, в связи с активизацией различного типа фундаменталистских движений, адресующихся к авторитету прошлого и, в конечном счете, к традиции, делают данную тему актуальной еще и в практическом плане, поскольку данное противостояние еще не получило необходимого философского изучения, выхода за рамки исключительно политико-социального плана. Как никогда в глобальном плане осознается необходимость ведения диалога на тех основаниях, которые бы делали его принципиально возможным.

В-третьих, в России проблема традиции стоит достаточно остро, в связи с попытками властных структур опереться на некоторые ценностно окрашенные основы, определяя их как «традиционные». Кроме того, наблюдается тенденция заполнить идеолого-культурный вакуум, наблюдающийся в обществе, обращением к «традиционным» верованиям.

Таким образом, философское исследование традиции направлено с одной стороны на предотвращение конъюнктурных спекуляций в данной области, а с другой - на раскрытие потенциала традиции в рамках построения межкультурного диалога и развития сравнительной философии. Кроме того, необходимо развивать понятийный аппарат исследования традиции её соотношение с иными категориями.

Степень научной разработанности темы. Термин «традиция» имеет длительную историю применения в философской рефлексии, хотя предметом специального анализа он стал относительно поздно. В ходе этой истории сформировались не только различные подходы к его осмыслению, но, как следствие, появились различные трактовки его содержания. Разнообразие подходов и трактовок так велико, что выделение основания для классификации подходов стало отдельным направлением научной деятельности ряда современных исследователей (Е. В. Воронина, Т. В. Лобанова, И. Н. Полонская, С. С. Судаков). Выделенные классификации часто имеют дискуссионный характер, что связано с ограничением, накладываемым темой исследования.

Поскольку основным направлением нашего исследования является теоретическая работа над понятием традиции, при изучении трудов предыдущих исследователей преимущество было отдано тем, кто занят раскрытием наиболее важных признаков и функций традиции. В связи с указанной установкой, при неизбежном выборе между историческим (хронологическим) и логическим типами изложения позиций предшествующих ученых и мыслителей предпочтение было отдано

логическому типу, позволяющему сместить фокус внимания на концептуальные связи понятия традиции.

В относительно ранних работах, как, например, у Дж. Вико, Э. Бёрка, традиция не постулируется, а «выводится» из различных форм социального опыта, вырабатывается в ходе осмысления человеческих проблем. Вопрос о том, почему до ХХ века теоретическая работа над понятием традиции не была актуальна, а в основном проявлялась в научных трудах имплицитно, представляется весьма интересным. Однако он выходит за рамки нашей темы, поскольку требует отдельного историко-философского исследования. Можно, однако, отметить, что понятие традиции не требовало дополнительного разъяснения в тот период, когда политические и социальные реалии жизни считались естественными, не требующими выяснения обуславливающих их факторов. Даже если обратиться к более поздним отечественным философам течения славянофилов, Н. А. Бердяеву, В. С. Соловьеву, то, несмотря на определенную степень консервативности их позиции, определяющей присутствие тематики, связанной с традицией, эти позиции также не являются предметом нашего исследования. Конечно, основываясь на работах Бердяева Н.А., традицию можно рассматривать как то, что реализует связь с прошлой историей мысли, как, например, в работе Н. А. Бердяева «О характере русской религиозной мысли XIX века». В работах Леонтьева К. Н. традиция характеризуется как охранительный механизм, осуществляющий кроме всего прочего важную функцию дифференциации наций, например в статье «О либерализме вообще». Но авторы оперируют не столько понятием традиции как таковым, сколько подразумеваемым функционалом, и притом только тем, который считается позитивным, что показывает определенную слабость критических позиций их подходов.

В работах М. Вебера и его последователей развивалось противопоставление традиционного и рационального. Кроме экономического направления подобная позиция разрабатывалась в рамках социологии Э. Дюркгеймом, Ф. Теннисом. В «Основных социологических понятиях»

традиция настолько выведена за скобки, что традиционное действие, наряду с аффективным, лишено определения социального действия. Несмотря на то, что основные понятия были призваны устранить возможные неточности в интерпретации понятийного аппарата работ Вебера, понятие традиции отображено там противоречиво и тенденциозно, с целью укрепить противопоставление, заявленное в Духе протестантской этики. Работа Ф. Фукуямы начала 2000-х гг. «Доверие» построена во многом как критика такого подхода. Автор доказывает, что рациональность может быть традиционной, и демонстрирует влияние традиций на развитие форм хозяйствования, на экономическую сферу. Однако работа последнего носит во многом феноменологический характер и не имеет цели анализа традиции как таковой, хотя и демонстрирует поворот, произошедший в научной рефлексии в отношении данного понятия.

Ранее в работах Э. Шилза, Ш. Эйзенштадта также указано о неадекватности дихотомии рационального и традиционного в разных её проявлениях. Позиция, занимаемая данными учеными, срединная между утверждением традиции как неизменной формы культурного наследия (Р. Де Андрад, Д. Гросс, А. Кребер, А. Ллойд, Б. Макдональдс, Ф. Филипс и др.) и как феномена, полностью лишенного постоянного определимого ядра (М. Смит, К. Торен, Д. Шнайдера и др.), определяется признанием сочетания динамических и статических элементов.

Наиболее представительная работа, обобщающая взгляды на традицию зарубежных исследователей, - глава «Традиция. Обзор проблематики» в книге «Традиция и Утопия» Е. Шацкого.

В рамках зарубежного изучения традиции также необходимо отметить так называемое апологетическое направление, представленное работами Р. Генона, Ю. Эволы и проч. Особенность данного течения - крайне общее размытое понимание традиции, которое в значительной мере формируется на основании авторской позиции. Иными словами, отличия между концепциями разных авторов этого направления настолько велики, что их объединение

возможно только благодаря наличию общего основания, источника философского размышления - кризис окружавшей авторов европейской действительности, выход из которого они видели в возвращении к утраченной традиции, содержание которой значительно отличалось от традиций, хранителем которых был Восток у Р. Генона до эпохи расцвета Римской Империи у Ю. Эволы. Данный подход несет на себе значительную идеологическую нагрузку и, как следствие, может быть применен в рамках научного исследования на базе критической оценки с учетом окружавшего его контекста действительности. Стоит отметить, что особенности формирования данных концепций сделали их крайне привлекательными для мыслителей периода постперестроечных десятилетий в России, усилиями которых идеи европейских традиционалистов первой волны были включены в национальный философско-публицистический дискурс. Особую роль в этом сыграли работы А. Г. Дугина, Г. Д. Джемаля, Е. В. Головина, В. В. Штепы и др. Однако, хотя их работы зачастую представляют собой достаточно интересную творческую переработку идей классиков традицонализма, введение данных авторов в сферу строго научной дискуссии весьма ограничено, в связи с их неприятием большей части стандартов собственно социально-философского дискурса.

Всплеск интереса к феномену традиции в советской философии произошел в середине 80-х гг. с открытием дискуссии на базе журнала «Советская этнография» (В. Б. Власова, О. И. Даниленко, Э. С. Маркарян, А. Г. Спиркин, И. В. Суханов, Д. М. Угринович и др.). В работах данного периода уделено внимание культурологической составляющей, но, в то же время, недостаточно изучены иные стороны. В работах Э. С. Маркаряна проводится достаточно интересное разделение понятий новации и инновации в соответствии с их отношением к традиции. Также интересные выводы представлены в ходе поиска и обоснования единого механизма работающего как в сфере механизмов культуры, так и в сфере биологических механизмов. В это же время выходят работы, обобщающие проблематику традиции, среди

них монография В. Д. Плахова «Традиция и общество», изданная в 1982 году, работа И. В. Суханова «Традиции, обычаи и преемственность поколений», опубликованная в 1976 году, и ряд других.

Следующей волной изучения традиции стало её рассмотрение как особого этнокультурного феномена в работах А. В. Бушляковой, Л. М. Дробижевой, В. Д. Плахова, где она трактуется как совокупность социальных актов не только ритуального, но и символического характера, регуляция которых происходит путем применения правил явно или неявно признаваемых акторами.

Можно констатировать, что на основании работ указанных выше авторов в зарубежной и национальной науке формируется направление так называемой традициологии, при этом зарубежное направление развивалось в русле социологии, в России же вписывается в рамки культурологии.

Однако потенциал применения понятия традиции гораздо шире, что демонстрирует обращение к нему в рамках изучения знаковых систем культуры мыслителями постмодернизма - Ж. Делез, Ж. Деррида, или в сфере структуралистской лингвистике К. Леви-Строссом и др. Особого внимания здесь заслуживают работы П. Бурдье, который хотя в формальном плане не использует термина традиции, но разработанная им концепция социальных полей, а также понятийный аппарат могут быть плодотворно применены в рамках исследования традиции. А творческое сочетание концепций полей, Другого и традиции имеет большой потенциал применения в компаративном анализе.

Особого упоминания заслуживает парадигма изучения традиции, выдвинутая К. Г. Юнгом, где традиция рассматривается в связи с архетипическими образами сознания. Однако, поскольку данная парадигма, в основном, имеет свою область приложения в рамках изучения иррефлексивных составляющих традиции, оценка её выходит за рамки данного исследования.

Герменевтическая парадигма, разработанная Г. Г. Гадамером, во многом послужила для реабилитации традиции, где она понимается уже не как пассивное хранилище культурной информации, а, напротив, как феномен, обладающий ценностно-смыловым потенциалом культуры, благодаря которому индивид и общество получают возможность самоидентификации и приобщения к сфере должного.

Традиции в науке также стали предметом отдельных исследований как в России, так и за рубежом (И. Т. Касавин, Т. Кун, Л. Лаудан, К. Поппер и др.), где она в основном рассматривается в позитивном ключе. К этому же направлению примыкают исследования взаимодействия традиции и новации (С. А. Арутюнов, М. Н. Зарбабов, Э. С. Маркарян и др.).

В 90-х гг. и начале 2000-х гг. в связи с усложнившейся социально-этнической обстановкой на территории Российской Федерации приоритетным направлением в данной теме становится изучение влияния традиций на становление и сохранение национальной идентичности в рамках социально-философского исследования (С. А. Алексеева, Т. А. Дабаева и др.). В это же время активно переводятся и публикуются иностранные авторы, исследовавшие проблемы идентичности, включенности общества в единый исторический процесс и утраты этого единства (Г. Люббе, В. Хесле, Э. Эриксон и др.) ранее в 70-х гг. ХХ века. Одновременно активно исследуется влияние культурных традиций на самоидентификацию индивида и общества (В. В. Базов, А. А. Батура, О. И. Даниленко, М. Г. Завьялов, О. В. Нагорная и др.). Коренные изменения, произошедшие в политическом строе страны, сделали актуальными исследования традиций в политической сфере (Т. В. Бутковская, И. Ю. Козлихин, Т. П. Лебедева, Л. С. Мамут, С. С. Судаков и др.). Однако, данная литература зачастую содержит эвристически ограниченные (в силу ограничения сферы исследования) варианты понимания традиции, что создает необходимость перехода к более высокому уровню анализа и синтеза в изучении сущности традиции.

Одновременно с этим в исследованиях в сфере востоковедения изучение традиций начинает строиться на сочетании историко-формационного и цивилизационного подходов. В рамках современных культурологических исследований нужно упомянуть понимание традиции как мыслительной преемственности, лежащей в основе культуры, выдвинутой в работах М. К. Мамардашвили.

В совершенно новом ключе предстает традиция в рамках такого типа междисциплинарных исследований как био-культурная соэволюция (Р. Бойд, Л. Л. Кавалли-Сфорца, П. Дж. Ричерсон). Выводы данных исследований основываются на результатах расчета математических моделей и теории игр. Здесь традиция как элемент культуры становится одним из условий успешной адаптации человеческого вида в быстро меняющихся, по биологическим меркам, условиях.

Среди зарубежных исследований также можно упомянуть журнал Modern Age, выходящий в США, являющийся печатным органом одноименного движения, где печатаются статьи различных авторов объединенных критическим настроем по отношению к прогрессизму. Традиция в данных работах выступает, в первую очередь, как естественное ограничение невежественной инициативы, особенно со стороны представителей естественных наук, а также как естественная основа моральных и этических предписаний (J. Caiazza, B. J. Christensen, R. Kirk, T. Molnar, G. Morrison, T. Spragens etc.).

Плюрализм подходов к изучению традиций, методологических позиций изучения, разнообразие сопоставляемых понятий (деятельность, социализация, культура, новация и проч.), с одной стороны, говорят о значимости темы, а с другой, свидетельствует о недостаточной конкретизации понятия, в связи с чем возникает необходимость не только провести комплексный анализ понятия традиции и на основе современного понятийного аппарата конкретизировать содержания, но и качественно ново

осмыслить роль традиции в современных исследованиях, особенно компаративистских.

Несмотря на широту сфер, в которых производится рассмотрение феномена, от социальной философии до экономики и политики, большинство работ останавливается на этапе постановки проблем и дискуссий. А изучение специфических традиций или же изучение традиций в узкоспециальных рамках дает импульс к широким философским обобщениям, необходимость в которых уже очевидна, поскольку ограничение анализа традиции рамками отдельных гуманитарных наук зачастую приводит к искажению понимания сущности феномена и не проясняет его гносеологического статуса, который многими исследователями определяется как категория. Не претендуя на исчерпывающее решение указанной задачи, автор стремится внести в него посильный вклад.

Объектом исследования выступает традиция как социокультурный феномен в рамках теоретико-гносеологического исследования.

Предмет исследования составляют существенные признаки традиции, входящие в содержание её понятия.

Цель работы заключается в решении теоретико-познавательным проблем в ходе формулирования философского понятия «традиция», изучения его гносеологического статуса и области применения в компаративных исследованиях

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. проанализировать имеющиеся подходы к пониманию сущности традиции;

2. конкретизировать понятие традиции, выявить её функции;

3. исследовать генезис традиции и её влияние на деятельность человека, в том числе, и повседневную;

4. применить сравнительный, компаративный подход к исследованию традиций Востока и Запада, выделенных на основании разработанной концепции традиции.

Теоретико-методологическая основа - положения отечественных и зарубежных специалистов в области изучения традиции, заложивших основы её современного понимания, на основании идей которых был конкретизирован объем понятия традиции. Данная диссертация написана с позиций онтологического понимания традиции как формы жизнедеятельности и поведения, реализующей конструирующую функцию мышления и деятельности.

Использован комплекс методов, взаимно дополняющих друг друга. Методы анализа и синтеза, диалектический метод в форме перехода от абстрактного к конкретному и эволюционного подхода, сравнительно исторический и герменевтический методы (для изучения изменений в интерпретации понятия традиции и его наполнения, происходивших на разных этапах исторического развития), структурно-функциональный метод (применялся для изучения роли традиций в формировании особенностей восприятия реальности, а также их влияние на деятельность индивида), ряд аспектов феноменологического метода, системный метод (для соотнесения сущности и функций традиций в формировании оппозиции Востока и Запада, а также для выявления объективных и субъективных причин образования данной оппозиции). Для решения поставленных задач в третьей главе применялся компаративный метод.

Источниковая база исследования сформирована на основе трудов отечественных и зарубежных исследователей (С. А. Арутюнова, Э. Бёрка, П. Бурдье, В. Б. Власовой, М. Вебера, Э. Гусерля, Ж. Деррида, И. Т. Касавина, В. М. Каирова, М. Я. Корнеева, Ж. Ле Гоффа, В. Д, Плахова, И. Н. Полонской, А. Рэнд, М. Т. Степанянц, И. В. Суханова, К. Н. Суханова, Ф. Фукуямы, Э. Шилза, М. Элиаде, Э. Эриксона и др.), включая иноязычную литературу по компаративистике (S. N. Eisenstadt, H. Nakamura, P. T. Raju, R. Stark etc.) и теории соэволюции (R. Boyd, H. Gintis, Kevin N. Laland, P. J. Richerson etc.), также для демонстрации особенностей применения разработанного понятия традиции в компаративистике (case study) были привлечены работы

различных авторов (В. Н. Лосского, К. Рёхо, А. М. Родригеса, Р. Такэды (^ НШ^), М. А. Фарапоновой и др.).

Научная новизна исследования заключается в достижении следующих результатов.

1. Определен комплекс значимых характеристик понятия традиции и на его основе проведено уточнение объема понятия, на базе которого проведены исследования традиции в рамках теорий эволюции и идентичности, а также повышен потенциал его использования в рамках компаративного анализа.

2. Установлено условие разрешения вопроса о гносеологическом статусе традиции с учетом концепции классификации категорий по типу предельности: категории предельные по объему и предельные по содержанию, а также субстратные категории.

3. Выявлена новационная трактовка традиционности в рамках проведенного исследования понятия традиции в русле сопоставления теорий социальной и биологической эволюции (соэволюции).

4. Показана амбвивалентность функционирования механизма традиции в рамках индивидуального и общественного развития, в ходе принятия решения и реализации поведенческих стратегий.

5. Установлено влияние оказываемое механизмом традиции на формирование социальной группы и каналов обмена информацией между различными группами.

6. На основе полученных в ходе исследования результатов произведено углубленное исследование формирования социальных полей Запада и Востока и исследована роль в этом формировании механизма традиции.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость определяется тем, что полученные в ходе исследования результаты позволяют расширить представления о сущности и динамике традиций, их влияния на эффективность внедрения новаций, установления коммуникаций между индивидами и их группами. Раскрыт потенциал применения традиции в ходе компаративного анализа. Материалы

исследования и полученные выводы могут использоваться в разработке и чтении общих и специальных курсов по философии, философии Востока, культурологии, религиоведению и сравнительной философии.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования, а также отдельные полученные в ходе исследования теоретические положения докладывались и обсуждались на 5 Международной научной конференции «Мировоззренческие основания культуры современной России», Магнитогорск, 2014; 38 Международно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история», Новосибирск, 2014; 38 Студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс», Челябинск, 2014. Материалы исследования отражены в научных публикациях общим объемом 3,25 п.л., в их числе - три публикации в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации определяется целями исследования и имеет 3 главы, 11 параграфов, список литературы, состоящий из 177 наименований.

Глава 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ

1.1 Логико-гносеологические предпосылки формирования понятия традиции

Определение понятия «традиция» предполагает обращение к рассмотрению соответствующего логического и гносеологического инструментария, в частности к уяснению смысла термина «понятие» и процедуры определения. Как известно, термин «понятие» многозначен. В одних случаях этим термином обозначают форму мысленного выделения совокупности объектов с помощью их общих и в совокупности отличительных признаков [24, с. 182]. В других случаях этот термин выбирается для обозначения формы мышления, отражающей просто существенные признаки предметов и явлений [111, с. 75]. При этом в одних случаях неявно предполагается, а в других [111] явно подчеркивается, что в понятии отражаются не все признаки соответствующих объектов мысли. Фиксированные в понятии признаки объектов мысли образуют содержание этого понятия. Определение понятия как логическая операция состоит в раскрытии содержания понятия (мы отвлекается от обыденной практики интуитивного «схватывания» признаков, характерной для обыденного мышления). Поскольку «невозможно знать, что такое отличительные признаки, если вы не заметили других признаков» [98, с. 38], формирование понятия как гносеологическая процедура предполагает выделение общих, отличительных, существенных признаков из общей массы признаков предметов мысли, Последнему замечанию мы придаем методологическую значимость: прежде чем сформулировать определение понятия «традиция», необходимо сначала обрисовать общую массу признаков традиции, а затем выделить из этой массы общие, отличительные, основные, существенные

признаки. Такая задача не является узко логической, она имеет более широкий гносеологический смысл. Многие признаки традиции уже зафиксированы в различных исследованиях философов. Однако проблема обрисовки массы отличительных признаков традиции до сих пор остается актуальной. Как отмечает В.В. Сопов, терминологический и понятийный аппарат исследования традиций открыт для дальнейшей разработки с разных методологических и аксиологических позиций, аспектов.

Оперирование понятиями включает в себя их уточнение, обобщение, ограничение. Уточнение необходимо в ситуации, когда интуитивно схватываемые признаки предметов мысли замещаются признаками, выделяемыми по рациональным основаниям и образующими содержание, прежде всего, научных понятий. Уточнение понятий означает перевод понятий из статуса «размытых» по содержанию и объему в статус точных [117, с. 64-66]. В случае размытых понятий нет явно указанных критериев распознавания признаков, входящих в содержание понятий. В случае четких понятий используются четкие критерии распознавания признаков, включаемых в содержание понятий, и установления их принадлежности соответствующим объектам. Это позволяет решать вопрос о том, относится или не относится произвольный объект к совокупности охватываемых данным понятием (его объемом) объектов.

Обобщение понятия связано с исключением из его содержания некоторых основных признаков (независимых от других признаков, входящих в содержание понятия) и в этом смысле приводит к «обеднению» содержания при одновременном расширении класса охватываемых понятием предметов мысли. Ограничение является обратной операцией по отношению к обобщению. Оно связано с включением в содержание понятия новых признаков в качестве общих, отличительных, основных. Благодаря этой процедуре предметом мысли становится более узкая совокупность объектов по сравнению с совокупностью, отражаемой исходным, ограничиваемым понятием.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Францева Наталья Александровна, 2016 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абзалетдинов, О. Б. Традиция как фактор устойчивого развития общественной системы [Текст] / О. Б. Абзалетдинов // Тезисы региональной научно-практической конференции. Пятигорск, 1998, - С. 39-40.

2. Агафонова, Н. В. Прогресс и традиции в науке [Текст] / Н. В. Агафонова. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 129 с.

3. Алексеева, С. А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе : дисс. ... канд. фил. наук : 24.00.01 / Светлана Американовна Алексеева. - М., 1996. - 118 с.

4. Алиева, Ч. Э. Философская компаративистика: проблема концептуализации : дисс. ... д-ра фил. наук : 09.00.03 / Чолпон Эриковна Алиева. - СПб., 2005. - 300 с.

5. Ананьев, Э. В. Особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций : дисс. ... канд. фил. наук : 09.00.14 / Эдуард Валерьевич Ананьев. - М., 2011. - 209 с.

6. Аникин, Д. А. Топология социального пространства: от географии к социальной философии [Текст] / Д. А. Аникин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2014. - Т. 14. - № 1-1. - С. 5-9.

7. Антонов, А. Н. Политическая традиция: некоторые проблемы анализа [Текст] / А. Н. Антонов, Л. М. Медведев // История политической мысли и современность. Москва. : Наука, 1988. - С. 55-61.

8. Аполлонов, И. А. Этнокультурная традиция в контексте онтологического измерения личностной идентичности [Текст] / И. А. Аполлонов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 11 (19). - С. 44.

9. Арендт, Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли [Текст] / Хана Арендт. - М. : Изд-во Института Гайдара, 2014. - 416 с.

10. Аристотель. Политика. Сочинения в 4-х томах. Т. 4 / пер с древнегреч.; Общ. Ред. А. И. Доватура. [Текст] - М. : Мысль, 1983 г. - 830 с.

11. Арутюнов, С. А. Обычай, ритуал, традиция [Текст] / С. А. Арутюнов // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 97-99.

12. Ачкасов, В. А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма. Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности): сборник статей [Текст] /В. А. Ачкасов. - Выпуск 1. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2004. - С.173-191.

13. Белашов, И. И. Традиционные религии в условиях глобализации: социальные функции сохранения иднетичности и традиций [Текст] / И. И. Белашов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2014. - № 5 (44). - С. 202-207.

14. Бируни, А. Р. Индия [Текст] / Абу Рейхан аль-Бируни. - Пер. А. Б. Халидова, Ю. Н. Завадовского, комм. А. Б. Халидова, В. Г. Эрмана. - М. : Ладомир, 1995. - 727 с.

15. Берк, Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию [Текст] / Эдмунд Берк. - М. : Рудомино, 1993. - 144 с.

16. Бернштейн, Б. М. Традиция и канон - два парадокса [Текст] / Б. М. Бернштейн // Критерии и суждения в искусствознании. М. : Совесткий художник, 1986, - С. 176-205.

17. Богомазова, О. В. Разработка Г. Спенсером эволюционной концепции социального прогресса и её основные положения [Электронный ресурс] / О. В. Богомазова. - Режим доступа: http://www.jourclub.rU/9/1572/4/

18. Бурдьё, П. Некоторые свойства полей [Электронный ресурс] / Пьер Бурдье. - Пер. Ю. Марковой. - Режим доступа: http : //bourdieu.narod.ru/bourdieu/proprietes_des_champs.htm

19. Бурдьё, П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений [Текст] / Пьер Бурдье. - Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. - М. : Socio-Logos, 1996. - С. 8-31.

20. Власова, В. Б. Исторические типы отношения общества к традиции [Текст] / В. Б. Власова // Философские науки. - 1984. - № 5. - С. 152-156.

21. Власова, В. Б. Традиция, как социально-философская категория[Текст] / В. Б. Власова // Философские науки. - 1980. - № 4. - С. 30-39

22. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / Макс Вебер. - Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990. - С. 44-271.

23. Вико, Дж. Основания новой науки об общей природе наций [Текст] / Дж. Вико. - Л. : Художественная литература, 1940. - 614 с.

24. Войшвилло Е. К. Логика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М. : Валдос-Пресс, 2001, - 528 с.

25. Вязовик, Т. П. Особенности дискурса современных российских традицоналистов-консерваторов [Текст] / Т. П. Вязовик // Политическая наука. - 2009. - № 4. - С. 157-175.

26. Гадамер, Г. Г. Истина и метод. Основы филос. герменевтики [Текст] / Ганс Георг Гадамер. - Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

27. Говорунов, А. В. Ориентализм и право говорить за другого [Текст] / А. В. Говорунов О. П. Кузьменко // Международный журнал исследований культуры. - 2013. - № 2 (11). - С. 26-43.

28. Гофман, А. Б. Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции в творчестве Макса Вебера [Текст] / А. Б. Гофман // Социологические исследования, - 2008. - №4. - С. 120-129.

29. Гусева, И. И. П. Бурдье: от генеалогии социального к социальной эпистемологии [Текст] / И. И. Гусева // Наука и общество. - 2015. - № 1 (20).

- С. 44-51.

30. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] / Э. Гуссерль. - СПб. : Владимир Даль, 2004, - 398 с.

31. Даниленко, О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека [Текст] / О. И. Даниленко // Социально-политический журнал. - 1993 - №8. -С. 34-41.

32. Демидова, М. В. Социальная стратификация в условиях символического капитализма: философский подход [Текст] / М. В. Демидова // Известия Томского политехнического университета. - 2014. - Т. 325. - № 6.

- С. 75-80.

33. Деррида, Ж. Позиции [Текст] / Ж. Деррида. - М. : Академический проект, 2007, - 160 с.

34. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты: сб. статей. АН СССР, Ин-т философии, филос. о-во СССР [Текст] / отв. ред. Э.А. Орлова, А.И. Арнольдов. - М. : ИФАН, 1989. - 118 с.

35. Древний восток в античной и раннехристианской традиции [Текст] / Подбор текстов, пер. с древнегреч. и лат., примеч. и аннот. указ. Г. А. Тароняна; введение А. А. Вигасина. - М. : Ладомир, 2007, - 652 с.

36. Ераносов, О. И.Традиция и духовность как философские категории в социальной и культурной жизни этноса [Текст] / О. И. Ераносов // Наука. Инновации. Технологии. - 2009. - № 2. - С. 111-119.

37. Зверева И. А. Идентичность как философская проблема : дисс. ... канд. фил. наук : 09.00.01 Ирина Александровная Зверева. - М., 2010. - 179 с.

38. Зеленков, А. И. Динамика биосферы и социокультурные традиции [Текст] / А. И. Зеленков, П. А. Водопьянов. - Мн. : Университетское, 1987. -240 с.

39. Зиновьева, А. А. Особенности рассмотрения Другого в экзистенционализме: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, М.М. Бахтин [Текст] / А. А. Зиновьева // Общественные науки. - 2011. - № 7. - С. 137-145.

40. Иванов, П. В. Маскулинность и феминность в ориентальных мистериях поздней античности (П-1У вв. н.э.) [Текст] / П. В. Иванов. - От мужских и женских к гендерным исследованиям: Матер. Межд. Науч. Конф. 20 апреля 2001года Тамбов, 2001. - С. 22-26.

41. Иванов, П. В. Что такое митраизм? (к вопросу о необходимости междисциплинарных связей в науке) [Текст] / П. В. Иванов. - Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва 24 -28 мая 2005г.): В 5 т. : Т. 2. - М. : Современные тетради, 2005. - С. 551-552.

42. История современной зарубежной философии: компаративистский подход [Текст]. - СПб. : Издательство Лань, 1997, - 480 с.

43. Каиров, В. М. Традиции и исторический процесс [Текст] / В. М. Каиров. - М. : Луч, 1994. - 120 с.

44. Касавин, И. Т. Познание в мире традиций [Текст] / И. Т. Касавин. - М., 1990. - 208 с.

45. Касавин, И. Т. Традиция в познании и познание традиций [Текст] / И. Т. Касавин // Вопросы Философии. - 1985. - №11. - С. 51-60.

46. Касавин, И. Т. Традиции и интерпретации: фрагменты исторической эпистемологии [Текст] / И. Т. Касавин. - Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. - 310 с.

47. Киричек, Ю. А. Дискурс «Другого»: от философских традиций к теории идентичности [Текст] / Ю. А. Киричек // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2013. - Т. 13. - № 4. - С. 42-53.

48. Кирсанов, О. И. Традиционная логика. Словарь по книге [Электронный ресурс] / О. И. Кирсанов. - Северск: СГТИ, 2004. - 207 с. - Режим доступа:

http://www.e-reading.club/bookreader.php/1013319/Kirsanov_-_Tradicionnaya_logika.html

49. Кодзики [Текст] / Записки о деяниях древности. Свиток 1. Мифы. Пер. со старояп. Е. М. Пинус. СПб. : Шар. - 313 с.

50. Козлихин, И. Ю. Традиции, идеология и право в политической культуре [Текст] / И. Ю. Козлихин // Вестник ЛГУ Выпуск №. 4. - 1989. - С. 54-60.

51. Колесников, А. С. Философская компаративистика в России: история и современность [Текст] / А. С. Кослеников // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2008. - № 1. - С. 70-83.

52. Коначева, С. А. Деструкция традиции в «Бытии и времени» Хайдегтера [Текст] / С. А. Коначева. - История философии: методы, исследования, концептуальные альтернативы. Опыт преподавания. Доклады и сообщения международной конференции. Москва. 1996. - С. 81-83.

53. Кондрашов, П. Н. Понятие историчности в философии К. Маркса [Текст] / П. Н. Кондрашов, К. Н. Любутин // Философия и общество. Выпуск №4(68). - 2012. - С. 5-22.

54. Кондрашов, П. Н. Исторические структуры повседневности: попытка марксистского анализа [Текст] / П. Н. Кондрашов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 385 с.

55. Конрад, Н. И. Полибий и Сыма Цянь [Текст] / Н. И. Конрад. - Запад и Восток. - М. : Главная редакция восточной литературы, Наука, 1966. - С. 5488.

56. Корнеев, М. Я. Зарубежная сравнительная философия ХХ века: проблемы концептуализации [Текст] / М. Я. Корнеев // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск 11. СПб. : Санкт- Петербургское философское общество, 2002. - С. 13-27.

57. Кравченко, А. И. Социология Макса Вебера: труд и экономика [Электронный ресурс] / А. И. Кравченко. - Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00—001ucheb--00-0-0-0prompt-10—4—

—0-11--1 -гц-50—20-Ие1р—00031-001-1 -0windowsZz-1251-10&а=ё&с1=СЬ 1 &ё=НЛ8И01е823еа9ё2е9а2317Ш еа7. 12

58. Крюкова, В. Ю. Жертвоприношения в традиционной культуре ираноязычных народов Центральной Азии [Текст] / В. Ю. Крюкова // Центральная Азия: Традиция в условиях перемен. Вып. 1. Спб. : Наука, 2007.

- С. 13-40

59. Кэмпбелл, Дж. Пути к блаженству: мифология и трансформация личности [Текст] / Дж. Кэмпбелл. - М. : Открытй мир, 2006. - 320 с.

60. Лаудан, Л. Наука и ценности [Текст] / Лаудан Л. // Современная философия науки: Хрестоматия / Пер. с англ. и сост. Печёнкин А. А. - М. : Логос, 1994. - С. 205-239.

61. Легойда, В. Ф. Религиозность в безрелигиозную эпоху [Текст] / В. Ф. Легойда // Альфа и Омега. - 2000. - № 1(23), - С. 351-365; - 2000. - № 2(24).

- С. 332-347; - 2000. - № 4(26). - С. 342-367.

62. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада [Текст] / Ж. Ле Гофф.

- Пер. с фр./ Общ.ред. Ю. Л. Бессмертного. - М. : Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.

63. Лобанова, Т. В. Основные подходы к изучению проблемы традиции [Текст] / Т. В. Лобанова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2008. - № 1 (9). - С. 70-76.

64. Лосский, В. Н. Богословское понятие человеческой личности [Текст] / В. Н. Лосский. - По образу и подобию. пер. с франц. В. А. Рещиковой. М. : Издание Свято-Владимирского Братства, 1995, - С. 38-43.

65. Люббе, Г. В ногу со временем [Текст] / Г. Люббе // Вопросы философии,

- 1994. - №4. - С. 94-113.

66. Люббе, Г. Историческая идентичность [Электронный ресурс] / Г. Люббе. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/1ogos/persona1ia/p1otnikov/transitions/02_identitaet.htm

67. Маковельский, А. О. История логики [Текст] / А. О. Маковельский. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1136 с.

68. Мамардашвили, М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности [Текст]/ М. К. Мамардашвили. - М. : Лабиринт, 1994. - 204 с.

69. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука [Текст] / Э. С. Маркарян. - М. : Мысль, 1983. - 284 с.

70. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции [Текст] / Э. С. Маркарян // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 78-96.

71. Микешина, Л. А. Эмпирический субъект и категория жизни [Текст] / Л. А. Микешина // Эпистемология & философия науки. - Т. XIX. - № 1. - С. 615.

72. Михеева, И. Б. Неоязычество как локальный ответ на глобальные вызовы: теоретико-методологический аспект [Текст] / И. Б. Михеева // Colloquium heptaplomeres. - 2014. - № 1. - С. 57-61.

73. Мосс, М. Социальные функции священного [Текст] / М. Мосс / Избранные произведения. - СПб. : Евразия, 2000. - 448 с.

74. Мураками, Я. Общество как цивилизация [Текст] / Я. Мураками, С. Кумон, С. Сато. - Проблемы философии истории: традиция и новация в социокультурном процессе. М. : ИНИОН, 1989. - С. 126-155.

75. Невелев, А. Б. «Человек это место любящего бытия...» [Электронный ресурс] / А. Б. Невелев. - Режим доступа: http://www.zenon74.ru/krug-obsheniya/chelovek-eto-mesto-lyubyashchego-bytiya

76. Новейший философский словарь [Текст] / Сост. и гл. н. ред. Грицанов А. А. 3-е изд., испр. - Мн. : Книжный Дом, 2003. - 1280 с.

77. Огурцов, А. П. Сравнительно-исторический метод [Текст] / А. П. Огурцов. - Современная западная социология: Словарь. сост. Ю. Н. Давыдов, М. С. Ковалева, А. Ф. Филиппов., М. : Политиздат, 1990, - 432 с.

78. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М . : ОНИКС; Мир и Образование, 2007. - 1199 с.

79. Осипов, Ю. М. Европейский авантюрный роман в литературах Юго-Восточной Азии [Текст] / Ю. М. Осипов. - Взаимодействие культур Востока и Запада. - М. : Наука, 1987. - С. 178-190.

80. Османов, З. О. О содержательном различении гносеологических категорий [Текст] / З. О. Османов // Фундаментальные исследования. - 2008.

- № 5. - С. 191-193.

81. Паксина, Е. Б. Концепция диалога в работах М. Бахтина и В. Библера [Текст] / Е. Б. Паксина // Современные проблемы науки и образования. - 2015.

- № 1-2. - С. 311.

82. Парамонова, С. П. Ориентализм как дисциплинарная матрица / С. П. Парамонова [Текст] // сб. «Свое» и «чужое» в культуре = "Our" and "Alien" in Culture Материалы Х Международной научной конференции. - 2015. - С. 179-182.

83. Перщиц, А. А. Динамика традиций и возможности их исторического истолкования [Текст] / А. А. Першиц // Народы Азии и Африки. - 1981 - №5.

- С. 48-52.

84. Плахов, В. Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования [Текст] / В. Д. Плахов. - М. : Мысль, 1982. -220 с.

85. Плотинский, Ю. М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений [Текст] / Ю. М. Плотинский. - M. : Логос, 2001. - 296 с.

86. Полонская, И. Н. Индивидуация и идентичность в контексте традиции [Текст] / И. Н. Полонская // Общество и право. - 2005. - № 1 (7). - С. 90-95.

87. Полонская, И. Н. Социо-культурная традиция: онтология и динамика : дисс. ... д-ра фил. наук : 09.00.11 / Ирина Нисовна Полонская. - Ростов-н/Д, 2006. - 322 с.

88. Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока [Электронный ресурс] . - М. : ИФРАН, 1998.- Режим доступа: http://philosophy.ru/iphras/library/vost/index.html

89. Раджу, П. Т. Понятие человека. Исследование в сравнительной философии / П. Т. Раджу. - Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 286-297.

90. Радхакришнан С. Индийская философия. Том 2 / С. Радхакришнан. -М. : Радогост, 2009. - 654 с.

91. Разгуляев, В. Н. Устойчивое развитие: развитие концепции и современная научная и практическая интерпретация [Текст] / В. Н. Разгуляев // Вестник экономической интеграции. - 2010. - № 9. - С. 28-33.

92. Рёхо, К. Чехов в контексте японской художественной традиции [Текст] / К. Рёхо. - Взаимодействие культур Востока и Запада. М. : Наука, 1987. - С. 164-179.

93. Рогозина, О. Л. Роль традиции в формировании наицонально-культурной идентичности и сохранении историко-культурного наследия [Текст] / О. Л. Рогозина // [сборник] Сохранение культурного наследия -Будущее Санкт-Петербурга. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2013. - С. 296-303.

94. Родригес, А. М. Реформация и модернизация религиозной и политической идеологии на Востоке (Х1Х-ХХ вв.) [Текст] / А. М. Родригес. -М. : Прометей, 2011, - 224 с.

95. Рубец, М. В. Влияние китайского языка на мышление и культуру его носителей [Текст] / М. В. Рубец // История Философии. № 14. М. : ИФРАН, 2009, - С. 111-122.

96. Рудоквас, А. Д. Очерки религиозной политики Римской империи времени императора Константина Великого [Электронный ресурс] / А. Д. Рудоквас. - Режим доступа: http://centant.spbu.ru/aristeas/monogr/rudokvas/rud011.htm

97. Русина, Т. П. К проблеме становления теории традиции [Текст] / Т. П. Русина. - М., 1992. - 12 с. Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 21. 02. 92, № 46125.

98. Рэнд, А. Введение в объективистскую эпистемологию [Текст] / А. Рэнд.

- М. : Астрель, 2012, - 352 с.

99. Саид, Э. Ориентализм. Западные концепции Востока [Текст] / Э. Саид.

- СПб. : Русский Мр, 2006, - 637 с.

100. Сальников, М. В. Политико-правовая традиция, правовая культура и правовая система: к вопросу о соотношении категорий [Текст] / М. В. Сальников // Мир политики и социологии. 2012. № 9. С. 153-156.

101. Самаркин, В. В. Историческая география Западной Европы в средние века [Электронный ресурс] / В. В. Самаркин. - М. : Высш. шк., 1976. - 248 с.

- Режим доступа: http://annales.info/evrope/samarkin/istgeogr.htm

102. Свешников, В. Г. Устойчиво ли развитие идеи устойчивого развития? [Текст] / В. Г. Свешников // Герценовские чтения. Начальное образование. -2011. - Т. 2. - № 2. - С. 318-324

103. Словарь синонимов русского языка [Текст]: словарь / авт.-сост. Ситникова М. А. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 352 с.

104. Соколов, А. М. Философия Вико и становление философского понимания традиции [Текст] / А. М. Соколов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 2. - № 1. - С. 60-68.

105. Соколов, Б. Г. Тождество и различие философских культур, систем и учений как исходные понятия философской компаративистики [Текст] / Б. Г. Соколов. - История современной зарубежной философии: компаративный анализ. - Отв. ред. Корнеев М. Я. - СПб. : Лань, 2008. - С. 31-39.

106. Сопов, В. В. Социально-философский анализ феномена традиции : дисс. ... канд. фил. наук : 09.00.11 / Владимир Валентинович Сопов. - Кемерово, 2007. - 155 с.

107. Софокл. Антигона [Электронный ресурс] / Пер. с др.греч. С. Шервинского и Н. Познякова. - Режим доступа: http://www.1ib.ru/POEEAST/SOFOKL/antigona.txt.

108. Сравнительная философия [Текст] : [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т философии; ред. М. Т. Степанянц. - М. : Вост. лит. РАН, 2000. -344 с.

109. Степанянц, М. Т. Восточная философия: Вводный курс; Избранные тексты [Текст] / М. Т. Степанянц. - М. : Наука, Восточная литература, 1997. -503 с.

110. Степанянц, М. Т. О некоторых общих проблемах изучения истории философии зарубежного Востока [Текст] / М. Т. Степанянц // Методологические проблемы изучения истории зарубежного Востока. - М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1987, - С. 3-13.

111. Строгович, М. С. Логика [Текст] / М. С. Строгович. - М. : Госполитиздат, 1949. - 363 с.

112. Ступин, М. М. Социальная мифология в России: на пути от архетипа к социальной технологии [Текст] / М. М. Ступин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Т. 10. - 2010. - № 2. - С. 50-54.

113. Суханов И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальное явление [Текст] / И. В. Суханов. - Горький, 1973. - 254 с.

114. Суханов И.В. Традиции, обычаи и преемственность поколений [Текст] / И. В. Суханов. - Москва. Политиздат. 1976. - 216 с.

115. Суханов, К. Н. Понятие объекта науки в современной философии науки [Текст] / К. Н. Суханов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 15 (269). - С. 86-91.

116. Суханов, К. Н.Эмпирический и виртуальный субъект научного познания [Текст] / К. Н. Суханов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 15 (269). - С. 92-94.

117. Суханов К. Н. Логика: учебное пособие [Текст] / К. Н. Суханов. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Челябинск : Изд. Челябинского гос. ун-та, 2012. - 217 с.

118. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии [Электронный ресурс] / Корнелий Тацит. - Режим доступа: http: //www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm.

119. Фадеева, Т. М. Традиционализм [Текст] / Т. М. Фадеева. - Современная западная социология: Словарь. - М. : Политиздат, 1990. - С. 352-354.

120. Фарапонова, М. А. Компаративистский анализ понимания личности в православии и исламе [Электронный ресурс] / М. А. Фарапонова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/fi1es/arhiv_zhurna1a/2014/19/phi1osophy/faraponova.pdf

121. Федотова, Р. А. К вопросу о понятии канона в искусствоведческих и богословских исследованиях [Текст] / Р. А. Федотова // Искусствоведение. -2009. № 108. - С. 175-180.

122. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : ИНФРА, 1998.

123. Фрагменты ранних греческих философов, ч. 3 [Текст]. - М. : Наука, 1989. - 217 с.

124. Фукуяма, Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию [Текст] / Френсис Фукуяма. - М. : Издательство Аст: НПП Ермак, 2004. -730 с.

125. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности [Текст] / В. Хесле // Вопросы философии. - 1994. - № 10. - С. 112-123.

126. Цуркан, А. А. Глобальные проблемы современного человечества: неоязычество как альтернатива [Текст] / А. А. Цуркан // сб. Экономический кризис России: социально-экономический, правовой и гуманитарный аспекты материалы региональной межвузовской научно-практической конференции. Редколлегия: Бакланов И. О., Кочетов В. И. и др. - 2009. - С. 420-423.

127. Чаттерджи, С. Древняя индийская философия [Текст] / С. Чаттерджи, Д. Датта. - М. : Полит-издат, 2009. - 368 с.

128. Человек как философская проблема: Восток-Запад [Текст] / отв. ред. Н. С. Кирабаев. - М. : Изд-во УДН, 1991. - 279 с.

129. Черкасский, Л. Е. Русская классика на Востоке. Экстра и социолингвистические аспекты перевода [Текст] / Л. Е. Черкасский // Взаимодействие культур Востока и Запада. М. : Наука, 1987. - С. 146-163

130. Чернышов, Ю. Г. Гесиод и Овидий: опыт источниковедческого анализа античных описаний «Золотого века» [Электронный ресурс] / Ю. Г. Чернышов. - Источниковедческие проблемы всеобщей истории. Караганда, 1991. - С. 15-35. Режим доступа: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1407697303

131. Чернышов, Ю. Г. Социально-Утопические идеи и миф о «Золотом веке» в Древнем Риме: В 2 ч. Ч. 1: До установления принципата [Текст] / Ю. Г. Чернышов. - Новосибирск : изд-во Новосибирского ун-та, 1994. - 176 с.

132. Шаймухамбетова, Г. Б. О методологических аспектах темы соотношения философии и религии на Востоке [Текст] / Г. Б. Шаймухамбетова // Методологические проблемы изучения истории зарубежного Востока. - М. : Наука. Главная редакция восточной литературы. 1987, - С. 14-29.

133. Шайтанов, И. О. историческая поэтика А.Н. Веселовского [Текст] / И. О. Шайтанов // Знание. Умение. Понимание. - 2007, - №3. - С. 170-175

134. Шацкий, Е. Утопия и традиция [Текст] / Ежи Шацкий. - М. : Прогресс. 1990. - 455 с.

135. Шидер Т. Возможности и границы сравнительных методов в исторических науках [Текст] / Т. Шидер // Философия и методология истории / Общая ред. проф. И. С. Кона. - М. : Прогресс, 1977. - С.143-167.

136. Шилз, Э. О содержании термина «традиция» [Текст] / Э. Шилз // Сравнительное изучение цивилизаций. М. : Алгоритм, 1999. - С. 240-245.

137. Шохин, В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический период [Текст] / В. К Шохин. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. - 354 с.

138. Штейнер, Е. С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? [Текст] / Е. С. Штейнер // Человек и культура. - М., 1990. - С.

139. Штомпка, П. Социология социальных изменений [Текст] / П. Штомпка. - М. : Аспект-Пресс, 1996. - 416 с.

140. Щербатской, Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов [Текст] / Ф. И. Щербатской. - СПб. : Аста-пресс LTD. 1995. - 389 с.

141. Эйзенштадт, Ш. О неопределенности термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций [Текст] / Ш. Эйзенштадт - М. : Аспект Пресс. 1999. - С. 237-240.

142. Эвола, Ю. Оседлать тигра [Текст] / Ю. Эвола. - СПб. : Владимир Даль, 2005. - 512 с.

143. Элиаде, М. Мифы. Сновидения. Мистерии [Текст] / М. Элиаде. - М. : РЕФЛ-бук, 1996. - 288 с.

144. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. -М. : Флинта, 2006. - 342 с.

145. Эпос о Гильгамеше [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=31056

146. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М. : Прогресс. 1996. - 344 с.

147. Эсхил. Орестея [Текст] / Пер. с древнегреч. С. Апт. - М. : Искусство, 1978. - С. 124-274.

148. Эсхил. Орестея. Трагедии. [Текст] / Пер. с древнегреч. Вяч. Иванов. -М. : Наука, 1989, - С. 161-195.

149. Эткинд, А. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России [Текст] / А. Эткинд. - М. : Новое литературное обозрение, 2013. - 448 с.

150. Юдин, К. А. Традицонализм барона Юлиуса Эволы: об ижейных исканиях консервативного революционера [Текст] / К. А. Юдин // Философские науки. - 2014. - № 7. - С. 113-128.

151. Юнг, К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного [Текст] / Карл Густав Юнг // Вопросы философии. - 1988. - № 1. - С. 133-152.

152. Юнг, К. Г. Различие восточного и западного мышления [Текст] / К. Г. Юнг // Философские науки. - 1988. - № 10, - С. 56-67.

153. Юнг, К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика [Текст] / Карл Густав Юнг. - М. : АСТ: АСТ Москва, 2009. - 252 с.

154. Bajai, J. J. The Indian tradition in science and technology: an overview. [Электронный ресурс] / J. J. Bajai // PPST Bulletin. - Режим доступа: http://www.samanvaya.com/main/contentframes/knowledge/articles/pdfs/technolo gy.PDF.

155. Boyd, R. The Evolution of Altruistic Punishment [Текст] / R. Boyd, H. Gintis, S. Bowles, and P. J. Richerson // Proceedings of the National Academy of Sciences (USA) 100: 3531-3535, 2003.

156. Boyd, R., Richerson P.J. The Evolution of Ethnic Markers [Текст] / R. Boyd, P. J. Richerson // Cultural Anthropology, 2: 1987, p. 65-79.

157. Boyd, R. Rapid cultural adaptation can facilitate the evolution of large-scale cooperation [Текст] / R. Boyd, P. J. Richerson, and J. Henrich // Behavioral Ecology and Sociobiology 65:431-444, 2011.

158. Bude, H., Durrschmidt J. What's wrong with globalization?: Contra "flow speak" - towards an existential turn in the theory of globalization [Текст] / H. Bude, J. Durrschmidt // European Journal of Social Theory 13(4) 481-500, 2010, p. 481-500.

159. Durham, W.H. Coevolution: Genes, Culture and Human Diversity [Текст] / W. H. Durham // New York, NY : Stanford University Press.

160. Eisenstadt, S. N. Fundamentalism, Sectarianism, and Revolution [Текст] / S. N Eisenstadt. - Cambridge University Press, 1999. 280 p.

161. Eisenstadt, S. N. Japanese Civilization - A Comparative View [Текст] / S. N Eisenstadt. - Chicago, University of Chicago Press, 1998. - 596 p.

162. Encyclopedia of Religion, the [Текст] / Editor in Chief Mircea Eliade. NY. : Macmillan Publishing corp. 1987.

163. Gintis, H. Gene-culture coevolution and the nature of human sociality [Текст] / H. Gintis // Philosophical transactions of the Royal Society (Biological sciences) (2011) 366, 878-888.

164. Laland, K. N. Gene-Culture Coevolition [Текст] / Kevin N. Laland // doi: 10.1002/0470018860.s00720. Р. 1-7

165. Li Ya-ning. Two traditions of Western and Chinese Cultures. [Электронный ресурс] / Li Ya-ning. - Режим доступа: http: //www. bu. edu/wcp/Papers/Cult/CultLi.htm.

166. Morrison, G. Tradition, Science and Utopia [Текст] / G. Morrison // Modern Age. Vol. 43 № 1 (2001): 29 Academic Search Premier. P. 29-39

167. Molnar, T. Tradition, Science and the Centuries [Текст] / T. Molnar // Modern Age. Vol. 43 № 1 (2001): 29 Academic Search Premier. P. 16-21.

168. Nakamura, H. Some Features of the Japanese Way of Thinking [Электронный ресурс] / Hajime Nakamura // Monumenta Nipponica, vol. 14, No 3/4 (Oct.1958 - Jan. 1959), p. 277-318. - Режим доступа: http: //www.j stor.org/stable/23 82772.

169. Nakamura, H. Ways of thinking of eastern peoples. India. China. Tibet. Japan [Текст] / Hajime Nakamura. - Honolulu, Hawaii, 1964. 690 p.

170. Parsons, H. L. Man in East and West: His division and his unity [Текст] / H. L. Parsons // Aryan path. 1961. Vol.32. N 1-3.

171. Pierce, C. S. The Fixation of Belief [Текст] / Charles S. Pierce // Popular Science Monthly 12 (November 1877). P. 1-15.

172. Raju, P. T. Introduction to comparative philosophy [Текст] / P. T. Raju. -Lincoln, 1962.

173. Richerson, P. J. Cultural Innovations and Demographic Change [Текст] / P. J. Richerson, R. Boyd, R. L. Bettinger // Human Biology, 2009 Apr, 81(2-3), pp. 211-235.

174. Rogers, D. S. Natural selection and cultural rates of change [Электронный ресурс] / Deboragh S. Rogers, Paul R. Ehrlich // Proceedings of the National

Academy of Sciences of the U S A. Mar 4, 2008; 105(9): 3416-3420.- Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2265130/.

175. Stark, R. How To the West Won: the neglected Story of the Triumph of Modernity [Текст] / R. Stark. - Wilmington, Delaware, ISI Books, 2014.

176. Sowell, T. Conquests and Cultures: An Itnternational History [Текст] / T. Sowell. - New York: Basic Books, 1998.

177. ^HflW. АУ^Ь^уУ^Ю^кШШ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //whitehead-j apan.com/03/taikai/taikai06/takeda2006.pdf.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.