Категория пространства как смысловой феномен в музыкальном искусстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Мозгот, Светлана Анатольевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 366
Оглавление диссертации кандидат наук Мозгот, Светлана Анатольевна
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................................4
Часть I. Теоретические основы исследования пространства в 17 музыке
ГЛАВА I. Категория пространства в науке и музыкальном
искусстве 17
§ 1. Физическое пространство..............................................................................................17
§ 2. Перцептуальное пространство......................................................................................33
§ 3. Концептуальное пространство....................................................................................50
ГЛАВА II. Репрезентации пространства в структуре содержания
музыкального произведения 65
§ 1. Пространство в музыкальном звуке........................................................65
§ 2. Пространство и средства музыкальной выразительности........................78
§ 3. Пространство в музыкальной интонации..............................................................90
§ 4. Пространство как музыкальный образ..................................................................96
§ 5. Пространство и музыкальная драматургия................................................................105
§ 6. Пространство, тема и идея музыкального произведения............................117
§ 7. Пространство и автор музыкального произведения......................................125
Часть II. Концептосферы пространства в музыке 143 ГЛАВА III. Концептосферы «интимное» и «персональное»
пространство в музыке 143 § 1. Сравнительная характеристика понятий «интимное» и «персональное» пространство в музыке: признаки и способы
выражения........................................................................................................................................................143
§ 2. Интимное пространство в музыке: концептуальные модели 162
2.1. «Музыкальный дневник: записки путешественника»............................................172
2.2. «Музыкальный дневник: хроника»........................................................................................176
2.3. «Исповедь»......................................................................................................................................................182
§ 3. Персональное пространство в музыке: концептуальные модели 202
3.1. «Любовное воззвание»................................................................................................................................204
3.2. «Послание»................................................................................................................211
ГЛАВА IV. Концептосферы «социальное» и «публичное» 224 пространство в музыке
§ 1. Сравнительная характеристика понятий «социальное» и «публичное» пространство в музыке: признаки и способы
выражения............................................................................................................................................................224
§ 2. Социальное пространство в музыке: концептуальные модели 241
2.1. «Значимый Другой»..........................................................................................................................243
2.2. «Искомое разногласие »..............................................................................................................255
§ 3. Публичное пространство в музыке: концептуальные модели 270
3.1. «Народ»..............................................................................................................................................................274
3.2. «Толпа»..............................................................................................................................................285
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................300
Список литературы..............................................................................................................................307
Приложение 1. Фотоиллюстрации......................................................................................338
Приложение 2. Нотные примеры......................................................................................343
Приложение 3. Таблица..................................................................................................................358
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси2006 год, кандидат искусствоведения Мозгот, Светлана Анатольевна
Пространственная композиция в новой музыке конца XX − начала XXI века2019 год, кандидат наук Гудачев Олег Михайлович
Классическая музыка в системе развития и воспитания детей раннего возраста: вопросы теории и практики2008 год, кандидат искусствоведения Матвеева, Раиса Александровна
Семантика музыкального языка: конвенции, традиции, интерпретации2013 год, доктор искусствоведения Тараева, Галина Рубеновна
Программная отечественная симфония последней трети XX – начала XXI столетия в аспекте музыкальной семантики2021 год, кандидат наук Долматова Мария Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория пространства как смысловой феномен в музыкальном искусстве»
ВВЕДЕНИЕ
Категория пространства издавна интересовала учёных благодаря сложности и многообразию своих проявлений в действительности. Насущная потребность в дополнении, обогащении знаний, отвечающих изменяющейся природе пространства в музыке, отличает и музыкальную науку. Это выражается во введении множества терминов, отражающих его онтологию: музыкальная пространственность (М.А. Кокжаев), художественное пространство (И.П. Никитина); акустическое, сакральное, мирское, мобильное пространство (Г.А. Орлов); реальное, перцептуальное, концептуальное пространство (Г.И. Панкевич); предметно-чувственное, символическое, сакральное пространство (В.А. Шуранов) и многие другие. Существующее разнообразие ставит под сомнение возможность однозначной формулировки понятия «музыкальное пространство», создаёт сложности в создании методологии его изучения в музыке, поскольку каждая из представленных «форм жизни» категории заслуживает глубокого и деликатного исследования, подбора методик и аналитического инструментария, а также нахождения путей синтеза полученного знания, раскрывающего природу пространства в музыкальном искусстве.
Актуальным для развития научного знания нам видится осмысление динамизма существования пространства в музыке в контексте взаимосвязи науки и музыкального искусства. Весьма закономерно, что достижения в естественных науках находили свое продолжение в музыкальном творчестве, что в значительной мере выражает категория пространства1. Открытие гравитации и законов классической механики обусловили внимание музыкантов к миру, который их окружает. Это нашло выражение, с одной стороны, в создании «Музыки на воде», «Музыки фейерверка», «Музыки
1 См. подробнее об эволюции научного знания: Готт, В.С. Философские вопросы современной физики: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1988. - 343 с.; Мандельброт, Б. Фрактальная геометрия природы. - М.: Ин-т компьютерных исслед., 2002. - 426 с.
леса» Г. Генделем, с другой - во внимании к факту структурности пространства в духовных сочинениях И.С. Баха. Своеобразная значимость естественнонаучной парадигмы в эпоху Просвещения, открытие водорода, кислорода, атмосферы, электричества привели к имитации явлений физического пространства в музыке, например, в симфониях Й. Гайдна «Военная», «Часы», в торжественной увертюре Л. Бетховена «Битва при Виттории». Достижения в области микробиологии, исследований невидимых процессов ультрафиолетового излучения, электромагнетизма обратили внимание композиторов на область внутреннего мира человека, богатства его душевной жизни, ставшей доступной, в значительной степени, благодаря музыке И. Брамса, П. Чайковского, Ф. Шопена. Развитие общей теории относительности, теории квантового поля, ядерной реакции привело к появлению в музыке множества новаторских произведений, раскрывающих образы космоса и иных виртуальных вселенных в творчестве П. Булеза, В. Екимовского, Дж. Крама, Я. Ксенакиса, Д. Лигети, К. Штокхаузена и других композиторов.
Беглый обзор достижений в области науки и произведений музыкального искусства обнаруживает, что категория пространства всегда находится в авангарде творческих поисков как современных учёных, так и композиторов. Однако открытия в области «точных» наук были во многом подготовлены осмыслением многих явлений в искусстве. Слушая и анализируя «Политопы» Я. Ксенакиса, «Концерт для струнного квартета и четырёх вертолётов» К. Штокхаузена, сочинения для одного звука Ла Монте Янга, произведения для магнитофонной ленты и оркестра П. Оливерос, рассуждая о явлении театра звукового моделирования С. Шаффа, мы понимаем, что пространство в музыке - это важная смысловая и выразительная сфера музыкального искусства, которая выступает средством размышлений композиторов о мире. Однако в таком качестве категория пространства ещё не достаточно изучена музыкальной наукой, что создаёт
предпосылки для её серьёзного освоения.
5
Не менее актуальным, на наш взгляд, является исследование пространства в сложной взаимосвязи человека и музыкального искусства. В музыкальной науке сложилась ситуация, когда, с одной стороны, прочно утвердилось мнение о том, что понятие «пространство» в музыке метафорично2; с другой стороны, наоборот, учёными предпринимаются попытки найти универсальные закономерности «измерения» пространства3. Подход к пространству как некоему абсолюту «отдаляет» его от музыканта, которому чуждо его «исчисляемое» измерение. Поэтому необходимо найти те способы истолкования этой фундаментальной величины, которые бы позволили исполнителям рассуждать и говорить о нём и через него со слушателем. Обозначенные проблемы существования пространства в музыке определяют актуальность данной работы.
Осмысление степени разработанности проблемы пространства в музыке выявило ряд направлений, по которым развивается его исследование - феноменологическое, семиотическое, психофизиологическое, содержательное и аналитическое. Изучение фундаментальных философских универсалий, таких как категории музыкального времени и пространства, представлено в трудах Л.Г. Бергер, Н.А. Бергер, Н.В. Васильевой, Г.А. Орлова, Г.И. Панкевич, О.А. Притыкиной и других. Понимание пространства как языка моделирования художественной реальности свойственно работам П.С. Волковой, А.В. Денисова, А.Ю. Кудряшова, С.Ю. Лысенко, О.В. Синельниковой и др. Осознание пространства в качестве целостного явления при феноменологическом и семиотическом исследовании обусловило постановку вопросов о специфичности разновидностей пространства в музыке и особенностях их
2 Harley, M. Space and Spatialization in Contemporary Music: History and Analysis Ideas and Implementations: Ph.D: dissertation. - Montreal; Quebec: McGill University: School of Music, 1994. - 345 p.
3 Горбунова, И.Б. Опыт математического представления музыкально-логических закономерностей в книге Я. Ксенакиса «Формализованная музыка» / И.Б. Горбунов, М.С. Заливадный // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 4. - С. 135-138.
взаимопроникнутого существования, а также проблему поиска адекватных их природе методов изучения.
В русле развития психофизиологического направления до сих пор актуальны достижения в понимании физического и акустического пространства Н.А. Гарбузова, Г. Гельмгольца, Э. Курта, Ю.Н. Рагса, А.С. Соколова. Широко развёрнута разработка перцептуального пространства в контексте изучения психофизиологических процессов восприятия М.Г. Арановским, И.Л. Ванечкиной, Б.М. Галеевым, Д.К. Кирнарской, Н.П. Коляденко, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Л.Б. Фрейверт. Однако разнонаправленностъ исследований часто создаёт центробежную, а не центростремительную направленность, уводящую от осмысления пространства в музыке к другим явлениям. Сегодня представляется возможным углубить данное направление с точки зрения детализации разнообразных композиционных приёмов и принципов, свойственных экзистенции пространства в музыке и иных невербальных видах искусства, например, с точки зрения создания оптических иллюзий в музыке, принципов взаимодействия рельефа и фона, соотношения силовых и композиционных линий, разработки теории перспективы и другого.
В контексте развития теории музыкального содержания М.Ш. Бонфельдом, Л.П. Казанцевой, М.Г. Карпычевым, В.Н. Холоповой, Л.Н. Шаймухаметовой доказана результативность междисциплинарного подхода, но в то же время до сих пор остаются малоисследованные области, к которым отнесём «концептуальное пространство» в музыке. Значительный вклад в изучение концептуального пространства, наряду с отечественными лингвистами, внесли зарубежные учёные П. Гэрденфорс, Т. Рикар, Г. Фауконье и М. Тёрнер, Дж. Эйсбетт и Г. Гибонн, положения которых возможно спроецировать на музыку. Необходимым для постижения концептуального пространства в музыке нам видится не только адаптация понятий смежных наук к музыковедению, но и систематизация
пространственных явлений концептуального порядка, углубление их музыкальных признаков и характеристик.
Аналитическое освоение пространства как естественной составляющей музыкальной материи Н.А. Бергер, Н.В. Васильевой, Г.В. Григорьевой, С.С. Гончаренко, М.С. Заливадным, Н.Б. Зубаревой, Ю.Г. Коном, Е.В. Назайкинским, И.В. Мациевским, В.В. Медушевским, М.С. Скребковой-Филатовой, О.В. Шепшелёвой обнаружило, что природа пространства в музыке может быть передана по-разному. Например, «диффузно», когда эстетические свойства категории открываются в виде самодостаточного художественного образа в сонорных композициях XX века, или в качестве выразительных средств, помогающих построению философской концепции произведения, как это происходит в ряде произведений в музыке ХХ - XXI веков. В то же время эволюционные процессы в композиторском творчестве ставят новые «вызовы» перед музыкальной наукой, всё больше демонстрируя несоответствие инструментария объекту исследования. Взаимосвязь со временем (ритмом, темпом) обусловливает четырёхмерное (многомерное) бытие категории пространства в искусстве, тогда как инструментами её «измерения» в музыке часто оказываются параметры трёхмерной Евклидовой геометрии (длина, ширина, глубина) или ньютоновской механики (масса, объём, плотность и другие). Последнее говорит скорее о выявлении специфичности онтологии пространства в музыке данными методами, чем об универсальности предлагаемых методик исследования.
Приведённые направления постижения пространства в музыке
показали возможность их консолидации, способствующей приведению всех
знаний к общей эргономичной системе, позволяющей дополнять её новыми
подходами и методами. Так, в частности, осознание необходимости
применения комплексного подхода к рассмотрению ряда явлений
действительности в начале XXI века послужило поводом к включению
синергетической парадигмы, где научная практика постепенно оформляется
как теория, которая вслед за собой продуцирует иную, новую, не только
8
научную, но и культурную практику. Изменение подхода к изучению категории пространства через человека - субъекта искусства4 -подготавливает понимание закономерностей и особенностей нелинейного развития искусства, многообразия его духовных и материальных форм в культурно-исторической эволюции и получению нового знания фундаментального характера. В то же время движение по новым векторам научного знания в музыковедении не отменяет опору на предшествующие достижения, поскольку именно они помогают на основе сложившихся и формализованных структур музыкального языка избежать субъективности в освоении сложных смысловых конструктов.
Объект исследования - категория пространства в музыкальном искусстве.
Предмет исследования - репрезентации пространства в содержании музыкального произведения.
Цель изучения категории пространства в музыке - раскрыть фундаментальный статус и функции категории пространства как смыслообразующей универсалии в музыкальном искусстве. Для её достижения ставились задачи: систематизировать основные подходы и методы изучения категории пространства в музыке; обозначить понятийный аппарат пространственных репрезентаций в музыке; определить универсальные критерии измерения пространства в музыке, способствующие упорядочиванию многообразия его проявлений; классифицировать и типизировать признаки и способы выражения пространственных концептосфер в музыке XVII - XXI веков; установить ведущие принципы, определяющие организацию пространства в каждой из концептосфер.
4В русле названного подхода написаны исследования: Демешко Г.А. Традиции диалога в инструментальной музыке второй половины ХХ века: дис. ... д-ра искусствоведения. -Новосибирск, 2002. - 334 с.; Dixon G. Polystylism as Dialogue: A Bakhtinian Interpretation of Schnittke's Symphonies 3, 4, and his Concerto Grosso No. 4 / Symphony No. 5. - London: Press of Goldsmiths College, 2006; Furman W. Researches of History of Musical Subjectivity. PhDproposal. - Wien: UniversityPress, 2001. - 136 р.
Методы и методология исследования. Исследование проводилось с опорой на метод феноменологического анализа пространства в музыке А.Ф. Лосева, наблюдения форм существования категории пространства и времени А. Бергсона, Г. Башляра, Г. Гачева, Х. Ортеги и Гассета, К. Мерло-Понти, П. Флоренского, М. Хайдеггера, О. Шпенглера; достижения физики в изучении категорий пространства и времени А. Готтом, Б. Мандельбротом, И. Ньютоном, И. Пригожиным, А. Эйнштейном; методы семиотического анализа текста, разработанные в литературоведении Р. Бартом, М.М. Бахтиным, Ю.М. Лотманом, Б.М. Успенским и адаптированные к музыкознанию П.С. Волковой, А.В. Денисовым, А.Ю. Кудряшовым, Г.Р. Тараевой, Л.Н. Шаймухаметовой; методы структурной лингвистики, положившие начало разработке понятий концептов, концептосферы в отечественном и зарубежном языкознании К. Бремоном, П. Гэрденфорсом, А. Греймасом, В.А. Ефремовым, А.А. Залевской, Е.С. Кубряковой, Д.С. Лихачёвым, П. Рикёром.
Методы экспериментальной социологии и, в частности, теорияпроксемики5, разработанная американским антропологом Э. Холлом для описания скрытых правил коммуникации в разных культурах, стала базисом исследования «интимного», «персонального», «социального» и «публичного» пространств в музыке.
Изучение специфики отражения интимного пространства человека в музыке проводилось с опорой на метод дифференциальной психофизиологии, разрабатываемый Э.А. Голубевой и группой психологов для выяснения различий понятий «индивид» и «личность»; идеи классической психологии У. Джеймса, К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Эриксона и других учёных в виде научной базы изучения человека в музыке с точки зрения понятий «Я-образ», «Я-концепция» «Я-измерения», «Я-идеальное», «Я-реальное», «Я - другой Я»; методы изучения и понятия психологии личности, использованные в
5От англ. «proximity» - близость. См. подробнее: Hall E. The Hidden Dimension. - N.Y.: Anchor Books Doubleday, 1990. - 217 p.
трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.В. Столина, С.Л. Рубинштейна и других, где рассматривается «я» как внутреннее ядро личности, как ее сознательное начало в виде системы представлений человека о самом себе. Используется теория доминанты, как господствующей направленности поведения субъекта А.А. Ухтомского и субъектный метод, раскрывающий активность человека в выстраивании многообразных отношений с окружающим миром, развитый Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинским; положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах Дж. Брунера, У. Найсера, Б.М. Величковского, а также теоретико-эмпирические позиции психосемантики, разработанные В.Ф. Петренко.
Методы социальной психологии, основные положения теории поля, разработанные К. Левиным, применялись для качественной характеристики дистанций взаимодействия людей. Методы теории социальных представлений, необходимые в изучении индивида, группы, коллектива, массы как социального феномена, разработанные Г. Лебоном, С. Московичи, Г. Тардом, послужили теоретическим фундаментом для понимания важных отличий персонального, социального и публичного пространства в музыке.
Для изучения категории пространства как психофизиологического феномена, многообразно выражающего себя на разных уровнях музыкального произведения, были использованы методы изучения восприятия пространства Р. Арнхейма, А.Г. Габрического, С.Н. Беляевой-Экземплярской, М.П. Блиновой, В.В. Ванслова, Л.М. Веккера, Г. Вёльфлина, Б.Р. Виппера, Л.С. Выготского, Н.П. Коляденко, Э. Курта, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова; в сфере музыкальной акустики - в трудах Н.А. Гарбузова, Г. Гельмгольца, Ю.Н. Рагса, А.С. Соколова.
Осмысление пространства в музыке как смыслового феномена
обусловило включение ведущих положений теории музыкального
содержания. Важными для нас явились системный подход, апробированный
М.Ш. Бонфельдом к исследованию музыкального искусства как яркой
11
репрезентанты человеческой мыслительной деятельности; алгоритм, разработанный Л.П. Казанцевой при исследовании структуры содержания музыкальных произведений; методологические установки М.Г. Карпычева об объективно-субъективном характере музыкального содержания. Ценными стали идеи В.Н. Холоповой об образной стороне музыки, соотношении сознательного и бессознательного, специального и неспециального содержания, специфики отражения эмоций. Учтены методы анализа музыкальной семантики и различных категорий музыкальной поэтики, предложенные Л.Н. Шаймухаметовой.
Пространственность музыкальной материи была изучена с опорой на методы, применяемые Н.А. Бергер в анализе пространственного фактора звуковысотности мелодии; Н.В. Васильевой, Г.В. Григорьевой, С.С. Гончаренко - при освоении пространственных структур в музыке; М.С. Заливадным - для осмыслении синестетических свойств психологии в восприятии звука и света; Н.Б. Зубаревой - в изучении пространства как свойства фактуры; Ю.Г. Коном - в анализе аккордовой вертикали, И.В. Мациевским - при осознании пространства музыкальной архитектоники, В.В. Медушевским - для раскрытия пространственных свойств средств музыкальной выразительности; М.С. Скребковой-Филатовой - пространственных качеств фактуры, В.Н. Холоповой, О.В. Шепшелёвой -пространственных свойств музыкального звука. В сфере музыкальной драматургии были задействованы подходы и методы, применяемые М.Г. Арановским, М.Ш. Бонфельдом, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Т.Ю. Черновой.
Исследование проводилось с использованием метода целостного анализа музыкального пространства как стилевого явления, представленного в трудах Л.Г. Бергер, Н.С. Гуляницкой, И.И. Земцовского, Л.В. Кириллиной, М.А. Кокжаева, Л.А. Мазеля, Е.В. Назайкинского, В.А. Цуккермана и других.
Материалом исследования является множество известных
произведений разных стилей и жанров музыки академической традиции
12
композиторов XVII - XXI веков, позволивших показать многообразие способов создания и моделирования пространства в музыке.
Научная новизна работы определяется тем, что впервые темой специального научного изучения ставится феномен пространства в виде системы, актуализирующей разные виды мышления в музыке. Новизна также обусловлена построением теоретической концепции анализа пространства в музыке в тесной взаимосвязи с человеком, обусловливающей сложный, многоступенчатый и нелинейный характер онтологии пространства в музыке; разработкой методологии изучения ментальных пространственных репрезентаций в музыке; доказательством сложных корреляций между разновидностями пространства, обеспечивающими его системные свойства в музыке. Новым стало обнаружение разнообразных форм «жизни» пространства в структуре музыкального содержания; обоснование зависимости структурирования пространства от ведущего принципа, свойственного бытию каждой из концептосфер в музыке.
Положения, выносимые на защиту:
Онтология пространства в музыке динамична, поскольку оно неразрывно связано со временем и человеком, что обусловливает изучение пространства в музыке через события и ситуации жизни человека, имеющие специфическую организацию в искусстве.
Пространство в музыке - это идеализированный конструкт для построения различных типов мыслительных абстракций, как выражающий упорядоченные структуры бытия и их прототипы, так и предлагающий новые прогностические модели взаимодействия человека с миром.
Пространство в музыке - целостность, обладающая полнотой внешних и внутренних характеристик, благодаря взаимодополнению свойств его разновидностей - физического, перцептуального и концептуального пространств, актуализирующих базовые формы мышления в музыке -логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, композиционное, интегральное и другие.
Пространство в структуре содержания музыкальных произведений наделено рядом универсальных смыслообразующих функций: онтологической, адаптационной, миметической, эстетической, операционной, моделирующей, когнитивной, аксиологической.
Конституциональные принципы, определяющие особую организацию каждой из четырёх концептосфер - «интимное», «персональное», «социальное» и «публичное» пространство в музыке, - обеспечивают фундаментальную связь этой категории не только с разными видами искусства, но и с другими сложными системами, исследующимися в ряде наук, претендуя на единые гуманистические основания бытия.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертация соответствует п. 7 «Общая теория музыкального искусства», п. 8 «Специальная теория музыки в совокупности составляющих ее дисциплин: мелодика, ритмика, гармония, полифония (контрапункт), теория и анализ музыкальных форм, техники композиции, инструментоведение: оркестровка и теория оркестровых стилей, история теоретических учений», п. 10 «Теория и история музыкального языка (выразительных средств музыки)» паспорта специальности 17.00.02 - Музыкальное искусство (искусствоведение).
Теоретическая значимость работы обусловлена: систематизацией в пространственном ракурсе многих явлений из области содержания музыкального искусства, исследующихся долгое время разрозненно; предложением нового направления в изучении пространства в музыке не только в качестве онтологической величины, но в тесной взаимосвязи с повседневной экзистенцией человека; адаптацией методов изучения пространства смежных наук к музыкальному искусству; обоснованием существования в музыке четырёх типов пространства - «интимного», «персонального», «социального», «публичного» - и раскрытии их образно-художественного содержания в музыке; выявлением способов формирования
и отражения пространственных представлений человека в музыке;
14
установлением моделей раскрытия универсальных смыслов пространственных концептосфер в музыке.
Практическая значимость осмысления пространства в музыке состоит в разработке методики анализа музыкального текста с позиции пространства, что даёт новые возможности исполнительской интерпретации произведений; в расширении эмпирической базы описания образа человека в музыке через пространственные дистанции, и в открытии новых путей толкования пространства в музыке, важных для развития критической мысли, просветительской, педагогической, исполнительской и композиторской практики.
Степень достоверности и апробация результатов. Настоящая
диссертация выполнена в Проблемной научно-исследовательской
лаборатории музыкального содержания при Волгоградском государственном
институте искусств и культуры, неоднократно обсуждалась на научно -
методических семинарах и конференциях, проводимых лабораторией.
Диссертация прошла обсуждение на заседании кафедры истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
Основные положения диссертации прошли апробацию на научно-
практических конференциях международного уровня: «Синтез в русской и
мировой художественной культуре: международная научно-практическая
конференция (Москва, 2003), «Европейское общество когнитивных наук о
музыке (ЭСКОМ): пятая международная конференция» (Ганновер, 2003),
«Музыка и бумага, музыка и экран: XI международная конференция»
(Белград, 2012), «Музыкальная наука сегодня: постоянное и изменяемое: IX,
X, XI международные конференции» (Даугавпилс, 2014, 2015, 2016),
«Фольклор и постфольклор в современности» (Кишинёв, 2014),
«Институализация содержания и организации условий инновационной
образовательной среды высшей педагогической школы» (Павлодар, 2014),
«Региональные культурные, художественные практики» (Мелитополь, 2014),
«Изменения и перспективы музыковедения» (Тбилиси, 2017),
15
«Художественное образование в культурных процессах современности» (Кишинёв, 2017). По теме диссертации издана монография. Опубликовано 42 статьи, среди которых 3 размещены в журналах баз данных Scopus, 16 - в изданиях, рекомендованных ВАК. Положения и выводы исследования нашли апробацию в практической деятельности автора в Институте искусств Адыгейского государственного университета и в Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Х. Тхабисимова.
Структура диссертации обусловлена её содержанием и состоит из Введения, двух частей, четырёх Глав, Заключения, Списка литературы, включающего 369 наименований (из них 43 на английском и немецком языках) и Приложения, где размещены фотоиллюстрации, нотные примеры, таблицы.
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА В МУЗЫКЕ ГЛАВА I. КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА В НАУКЕ И МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
§1. Физическое пространство
Наше исследование пространства в музыке стоит начать с того, что довольно часто при изучении этой категории учёный сталкивается с феноменом «обманутых ожиданий». Исследование акустических закономерностей приводит к пониманию того, что также необходимы знания о слушательской перцепции; постижение пространства в нотном тексте непосредственно связывается с «пространственными» возможностями концертного зала, знание которых нужно для исполнительской интерпретации произведения; пространственные эффекты музыкальной материи нередко вызывают размышления над смыслом музыкального произведения, поиск ответов на «вечные» вопросы бытия. Неуловимая, всепроникающая и изменчивая сущность этой сложной категории такова, что учёные каждой эпохи обращались к ней в поисках универсальных закономерностей устройства мироздания и его скрытых законов. Пифагор, Аристотель, Кант и Гегель, включая наших современников, предпринимали попытки к её изучению, однако, вполне возможно, что и наши потомки будут также задаваться вопросом о сущности пространства, поскольку его содержание из века в век меняется вместе с мышлением человека.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Теория музыки в современной практике музицирования2012 год, доктор искусствоведения Бергер, Нина Александровна
Музыкальное искусство Мордовии как этнокультурный феномен2014 год, кандидат наук Радзецкая, Ольга Владимировна
Феномен света в сонористике: на материале творчества композиторов Центрально-Восточной Европы 1960-1980 гг.2012 год, кандидат наук Колганова, Ольга Викторовна
Интерпретируемость как способ бытия музыкального произведения2012 год, кандидат наук Маковецкая, Мария Владимировна
Герменевтические возможности музыкальной коммуникации2010 год, кандидат философских наук Бабич, Ирина Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мозгот, Светлана Анатольевна, 2018 год
- 58 с.
169. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. -СПб.: Ювента: Наука, 1999. - 278 с.
170. Михайлов, М. Стиль в музыке / М. Михайлов. - Л.: Сов. композитор, 1983. - 312 с.
171. Михайлова, Ю.С. Импрессионизм в живописи и в музыке / Ю.С. Михайлова // Классика и музыка ХХ века. - СПб.: Композитор, 1999. - Вып. 2. - С. 177-210.
172. Мозгот, В.Г. Человек в мире музыки: коллективное и индивидуальное /
B.Г. Мозгот. - М.: РАО, МПСИ, 2017. - 392 с.
173. Мозгот, С.А. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси /
C.А. Мозгот. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2008. - 202 с.
174. Мокульский, С.К. История западноевропейского театра: в 8 т. Т. 2 / С.К. Мокульский. - М.: Искусство, 1957. - 486 с.
175. Москвина, Т.А. «Палящий Бог, тебя всем миром славим!» Феномен «Снегурочки» А.Н. Островского, 1873 год: статья // А.Н. Островский: статьи, исследования. - СПб.: Лимбус Пресс, 2010. - С. 112-124..
176. Московичи, С. Век толп / С. Московичи. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 392 с.
177. Московский Художественный театр. - М.: Рампа и жизнь, 1914. - Т. II. - 188 с.
178. Музыка начинается там, где кончается слово: кн. для учителя / М.Ш. Бонфельд, П.С. Волкова, Л.П. Казанцева, В.И. Шаховский; сост. П.С. Волкова; под общ. ред. Л.П. Казанцевой. - Астрахань; М.: Консерватория, 1995. - 458 с.
179. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1988. - 254 с.
180. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с.
181. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия /
Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 372 с.
321
182. Назайкинский, Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие / Е.В. Назайкинский. - М.: Владос, 2003. - 224 с.
183. Невская, П.В. Портрет в пространстве семиотики: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / П.В. Невская. - Саратов, 2013. - 48 с.
184. Некрасова, И.М. Поэтика тишины в отечественной музыке 70 - 90-х гг. XX века: дис. ... канд. искусствоведения / И.М. Некрасова. - М., 2005. - 174 с.
185. Немковская, В.И. Персонаж как категория музыкальной поэтики: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / В.И. Немковская. - М., 1998. - 24 с.
186. Немов, Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива / Р.С. Немов, А.Г. Кирпичник. - М.: Прогресс, 1984. - 200 с.
187. Никитина, И.П. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / И.П. Никитина. - М., 2003. - 44 с.
188. Нилова, В.И. Традиции жанра послания в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Валерик» / В.И. Нилова // Текст художественный: в поисках утраченного. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2002. - С. 145-148.
189. Обрист, Х. Краткая история новой музыки / Х. Обрист. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 215 с.
190. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология / Г.П. Овсянкина. - СПб.: Союз художников, 2007. - 240 с.
191. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1987. - 1216 с.
192. Орджоникидзе, Г. Звуковая среда современности / Г. Орджоникидзе // Музыкальный современник. - М.: Сов. композитор, 1982. - Вып. 4. - С. 272-304.
193. Орлов, Г.А. Древо музыки / Г.А. Орлв. - СПб.: Композитор, 2005. - 440 с.
194. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства: эссе о литературе и искусстве / Х. Ортега-и-Гассет. - М.: Радуга, 1991. - 639 с.
195. Осипов, А.И. Пространство и время как категории культуры: статус, функции, эволюция: автореф. дис. ... д-ра филос. наук / А.И. Осипов. -Минск, 1990. - 42 с.
196. Осипенко, О.А. Претворение персонажных тем в ранних квартетах Д.Д. Шостаковича / О.А. Осипенко // Вестник Адыгейского университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2010. - Вып. 1. - С. 192-195.
197. Павиленис, Р.И. Понимание речи и философия языка / Р.И. Павиленис // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1986. - Вып. ХYII.
198. Павлов, И.П. Полн. собр. соч.: в 6 т. Т. 3 / И.П. Павлов. - М.; Л.: Наука, 1951. - 722 с.
199. Панкевич, Г.М. Проблема анализа пространственно-временной организации музыки / Г.М. Панкевич // Музыкальное искусство и наука. -М.: Музыка, 1978. - Вып. 3. - С. 124-145.
200. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 264 с.
201. Петров, В.О. Инструментальный театр ХХ века: история и теория жанра: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / В.О. Петров. - Саратов, 2014. - 47 с.
202. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский. - М.: Политиздат, 1982. - 225 с.
203. Пигалёв, А.И. Социальное пространство и культура: философские аспекты / А.И. Пиглёв // Мир психологии. - 2012. - № 4 (72). - С. 30-42.
204. «Пиковая дама»: замысел. Воплощение. Судьба: документы и материалы. - СПб.: Лань, 1994.
205. Потёмкин, В.К. Пространство в структуре мира / В.К. Потёмкин, А.Л. Симанов. - Новосибирск, 1990. - 174 с.
206. Прокофьев, С.С. Война и мир: клавир / С.С. Прокофьев. - М.: Музыка, 1974. - Т. 2. - 376 с.
207. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие / ред. Г.М. Цыпин. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
208. Рагс, Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства: дис. ... д-ра искусствоведения в виде науч. докл. / Ю.Н. Рагс. - М.: Изд-во МГК, 1998. -80 с.
209. Раппопорт, С.Х. Художественное представление и художественный образ / С.Г. Раппопорт // Эстетические очерки. - М.: Искусство, 1973. - Вып. 3. - С. 56.
210. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи / Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1980. - 286 с.
211. Рахманинов, С.В. Литературное наследие: в 3 т. Т. 1: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / С.В. Рахманинов. - М.: Сов. композитор, 1978. -648 с.
212. Рахманинов, С.В. Литературное наследие: в 3 т. Т. 2: Письма. - М.: Сов. композитор, 1980. - 538 с.
213. Редько, А.М. Функциональность хора в пространстве древнегреческого представления / А.М. Редько // Молодой учёный. - 2011. - № 5. - С. 157-161.
214. Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой / О. Рейтерсверд. - М.: Искусство, 1974. - 300 с.
215. Рикёр, П. Время и рассказ. Т. 2: Конфигурации в вымышленном рассказе / П. Рикёр; пер. с фр. Т.В. Славко. - М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000. - 442 с.
216. Римский-Корсаков, Н.А. Садко: клавир / Н.А. Римский-Корсаков. - М.: Музыка, 1964. - С. 42-43.
217. Римский-Корсаков, Н.А. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии: клавир / Н.А. Римский-Корсаков. - Лейпциг: изд.-во М.П. Беляева, 1905. - 392 с.
218. Римский-Корсаков, Н.А. Снегурочка: клавир / Н.А. Римский-Корсаков. - М.: Музыка, 1974. - 427 с.
219. Розин, В.М. Феномен множественной личности / В.М. Розин. - М.: Либроком, 2013. - 200 с.
220. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн.
- СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
221. Руднев, В. Словарь культуры ХХ века / В. Руднев. - М.: Владос, 2001. -644 с.
222. Сайко, Э.В. Пространства организации социальной эволюции в универсуме Бытия и Человек в пространственной организации Социума / Э.В. Сайко // Мир психологии. - 2012. - № 4 (72). - С. 3-17.
223. Сайко, Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального / Э.В. Сайко.
- М.: АПСН, 2006. - 424 с.
224. Салтынский, Д. Канон Тарковского [Электронный ресурс] / Д. Салынский. - Режим доступа: http: //www.kinozapi ski .ru/print/502/
225. Савенко, С.И. Карлхайнц Штокхаузен / С.И. Савенко // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. - М.: Музыка, 1995. - Вып. 1. - С. 11-54.
226. Свешников, А.В. Интегральное мышление и искусство / А.В. Свешников. - М.: Университетская книга, 2017. - 324 с.
227. Свешников, А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве: дис. ... д-ра искусствоведения / А.В. Свешников. - СПб., 2003. -277 с.
228. Семаго, М.М. Пространственно-временные репрезентации как структурно содержательные характеристики пространства ментального опыта (к вопросу о механизмах обеспечения ментальной деятельности) / М.М. Семаго // Мир психологии. - 2009. - № 2. - С. 131-140.
229. Семечкин, Н.И. Психология социальных групп / Н.И. Семечкин. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 459 с.
230. Серёгина, Н. О ладовом и композиционном строении песнопений знаменного распева / Н. Серегина // Вопросы теории и эстетики. - Л.: Сов. композитор, 1975. - С. 65-77.
231. Сеченов, И.М. Психология поведения / И.М. Сеченов. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2006. - 368 с.
232. Симонов, П.В. Информационная теория эмоций / П.В. Симонов // Психология эмоций / сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008. - С. 276-284.
233. Симонов, В.П. Неосознаваемое психическое: подсознание и сверхсознание / В.П. Симонов // Кибернетика живого: человек в разных аспектах. - М.: Наука, 1985. - С. 107-121.
234. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1981. - 426 с.
235. Синельникова, О.В. Ландшафтное искусство и музыкальный авангард / О.В. Синельникова // Вестник КемГУКИ. - 2014. - №29/2. - С. 164-170.
236. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448 с.
237. Скребкова-Филатова, М.С. Драматургическая роль фактуры в музыке / М.С. Скребкова-Филатова // Проблемы музыкальной науки. - М.: Сов. композитор, 1975. - Вып. 3. - С. 164-197.
238. Скребкова-Филатова, М.С. О художественных возможностях музыкального пространства / М.С. Скребкова-Филатова // Пространство и время в музыке. - М.: Музыка, 1992. - С. 208-223.
239. Скребкова-Филатова, М.С. Фактура в музыке: художественные возможности. Структура. Функции / М.С. Скребкова-Филатова. - М.: Музыка, 1985. - 285 с.
240. Скрябин, А.Н. Письма 1891-1904 гг. / А.Н. Скрябин. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 815 с.
241. Слонимский, С. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе / С. Слонимский. - СПб.: Лань, 2000. - 118 с.
242. Слонимский, С. Музыка должна быть реально прожита / С. Слонимский // Играем с начала. - 2017. - № 10. - С. 1-2.
243. Слонимский, С. Сергей Слонимский: симфония о современном
человеке [Электронный ресурс] / С. Слонимский. - Режим доступа:
326
http://www.mikhailovsky.ru/press/news/sergey БЬштБ^у simfoniya о Боугеше ппот_^е1оуеке/ (дта обращения: 23.06.2017).
244. Соколов, А.С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика, творчество: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения / А.С. Соколов. - М., 1992. - 46 с.
245. Соколов, А.С. О роли звукового материала в системе музыкальных средств: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / А.С. Соколов. - М., 1980. - 15 с.
246. Соловцов, А.А. Николай Андреевич Римский-Корсаков: монография / А.А. Соловцов. - М.: Музыка, 1984. - 400 с.
247. Соловьёва, А.А. Речевой жанр «совет» в разных типах дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.А. Соловьев. - Астрахань, 2007. - 24 с.
248. Сохор, А.Н. Музыка как вид искусства // Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А.Н. Сохор. - Л.: Сов. композитор, 1981. - Т. 2. - С. 111-230.
249. Способин, И.В. Музыкальная форма / И.В. Способин. - М.: Музгиз, 1958.
250. Станиславский. Творческое наследство. Материалы, письма, исследования / Ин-т истории искусств. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 678 с.
251. Старикова, Е.Н. Синестетичность как основа «витражного мышления» Оливье Мессиана: дис. ... канд. искусствоведения / Е.Н. Старикова. -Новосибирск, 2016. - 164 с.
252. Старчеус, М.С. Новая жизнь жанровой традиции / М.С. Старчеус // Музыкальный современник. - М.: Сов. композитор, 1987. - Вып. 6. - С. 4568.
253. Старчеус, М.С. О хронотопах музыкального мышления / М.С. Старчеус // Музыкальная академия. - 2004. - № 3. - С. 156-163.
254. Старчеус, М.С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия / М.С. Старчеус // Восприятие музыки: сб. ст. / ред.-сост. В.Н.
Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 167-177.
327
255. Степанов, Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М.: Академ. проект, 2004. - 992 с.
256. Стернин, И.А. Национальная специфика мышления и проблема лакунарности / И.А. Стернин // Связи языковых единиц в системе и реализации. - Тамбов, 1998. - С. 22-31.
257. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект-Пресс, 2003. - 320 с.
258. Сусидко, И.П. Симметрии и пропорции в музыке Клода Дебюсси (24 прелюдии для фортепиано) / И.П. Сусидко // Музыкальная конструкция и смысл / отв. ред. Ю.Н. Бычков. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1999. - Вып. 151. - С. 107-121.
259. Тард, Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. - М.: Типография
A.И. Мамонтова, 1902. - 226 с.
260. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избр. психол. тр. / Б.М. Теплов; ред. М.Г. Ярошевский. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2003. - 640 с.
261. Титова, Т.А. О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия / Т.А. Титова // Восприятие музыки / ред. -сост.
B.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980. - С. 156-167.
262. Тихомиров, О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. - М.: Медицина, 1969. - 346 с.
263. Топоров, В.Н. Два дневника (Андрей Тургенев и Исикава Такубоку) / В.Н. Тихомиров // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. -М.: Наука: Гл. ред. восточ. лит., 1989. - Вып. 4. - 301 с.
264. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юнити, 2012. - 640 с.
265. Тюлин, Ю.Н. Музыкальная форма / Ю.Н. Тюлин. - М.: Музыка, 1974.
266. Тюлин, Ю.Н. Строение музыкальной речи / Ю.Н. Тюлин. - Л.: Музгиз, 1962. - 208 с.
267. Уранос и Кронос. Хронотоп человеческого мира. - М.: РТ-Пресс, 2001.
328
268. Урванцева, О.А. Проявление авторского начала в канонических жанрах русской духовной музыки рубежа Х1Х-ХХ вв.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / О.А. Урванцева. - Магнитогорск, 1997. - 21 с.
269. Успенский, Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. - М.: Искусство, 1970. - 252 с.
270. Ухтомский, А.А. Доминанта. Статьи разных лет 1887-1939 / А.А. Ухтомский. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.
271. Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Э. Лихте-Фишер. - М.: Канон+, 2015. - 376 с.
272. Флоренский, П.А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский // Собрание сочинений: статьи и исследования по истории искусства и археологии. - М.: Мысль, 2000. - 446 с.
273. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли: черты конкретной метафизики / П.А. Флоренский. - М.: АСТ, 2009. - 346 с.
274. Фомина, З.В. Онтология музыки / З.В. Фомина. - Саратов: Изд-во СГК, 2005. - 134 с.
275. Фрейверт, Л.Б. Общие принципы формообразования в невербальных искусствах (музыка, живопись, архитектура): дис. ... канд. филос. наук / Л.Б. Фейверт. - М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 2003. - 160 с.
276. Фрейд, З. «Я» и «Оно»: труды разных лет / З. Фрейд. - Тбилиси: Мерани, 1991. - 398 с.
277. Хабермас, Ю. Моральноесознаниеикоммуникативноедействие / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука, 2001. - 382 с.
278. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. -М.: Республика, 1993. - 447 с.
279. Холопова, В.Н. Альфред Шнитке / В.Н. Холопова, Е.И. Чигарёва. - М.: Сов. композитор, 1990. - 350 с.
280. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2000. - 320 с.
281. Холопова, В.Н. Музыкальные эмоции: учеб. пособие / В.Н. Холопова. -М.: Мультипринт, 2010. - 183 с.
282. Холопова, В.Н. София Губайдулина / В.Н. Холопова, Э. Рестаньо. - М.: Композитор, 1996. - 360 с.
283. Холопова, В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание / В.Н. Холопова. - М.: ПРЕСТ, 2002. - 32 с.
284. Холопова, В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В.Н. Холопова. - СПб.: Лань, 2002. - 368 с.
285. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2001.
286. Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии: исследование / Ю.Н. Холопов. - М.: Музыка, 1974. - 287 с.
287. Холопов, Ю.Н. Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана / Ю.Н. Холопов // Музыка и современность. - М.: Музыка, 1971. - С. 247-293.
288. Хорни, К. Ваши внутренние конфликты / К. Хорни. - СПб.: Лань, 1997. - 240 с.
289. Хренов Н.А. Публика в истории культуры: феномен публики в ракурсе психологии масс / Н.А. Хренов. - М.: Аграф, 2007. - 406 с.
290. Цукер, А.М. Драматургия народных сцен в произведениях Шостаковича и традиции Мусоргского / А.М. Цукер // Единый мир музыки: избр. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. - С. 161-192.
291. Цукер, А.М. Надо говорить людям правду. Ещё раз о «Хованщине»» / А.М. Цукер // Единый мир музыки: избр. ст. - Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. - С. 125-141.
292. Цукер, А.М. Народ покорный и бунтующий. Сцена «Под Кромами» в драматургии «Бориса Годунова» / А.М. Цукер // Единый мир музыки: избр.
ст. - Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. - С. 107-124.
330
293. Цукер, А.М. Народно-исторические концепции Мусоргского и творчество Шостаковича / А.М. Цукер // Единый мир музыки: избр. ст. -Ростов н/Д: Изд-во РГК им. С.В. Рахманинова, 2003. - С. 142-168.
294. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений / В.А. Цукерман, Л.А. Мазель. - М.: Музыка, 1975. - 677 с.
295. Цуккерман, В.А. Выразительные средства лирики Чайковского / В.А. Цукерман. - М.: Музыка, 1971. - 244 с.
296. Чернова, Т.Ю. Драматургия в инструментальной музыке / Т.Ю. Чернова. - М.: Музыка, 1984. - 144 с.
297. Чёрная, М.Р. История музыки. Т. 1 / М.Р. Чёрная. - Тверь:Изд-во ТГУ, 2008. - 248 с.
298. Чигарёва, Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: художественная индивидуальность. Семантика / Е.И. Чигарёва. - М.: Либроком, 2013. - 280 с.
299. Чигарёва, Е.И. Моноопера Ю.М. Буцко «Записки сумасшедшего» (художественная проза в музыке) [Электронный ресурс] / Е.И. Чигарёва // РАМ Гнесиных. - 2016. - № 8. - С. 1-27. - Режим доступа: www.gnesinstudy.ru
300. Чугаев, А. Строение клавирных фуг Баха / А. Чугаев. - М.: Музыка, 1975. - 255 с.
301. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
302. Шаймухаметова, Л.Н. Семантические процессы в музыкальной теме: дис. ... д-ра искусствоведения в форме науч. докл. / Л.Н. Шаймухаметова. -М., 2000. - 44 с.
303. Шаймухаметова, Л.Н. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики / Л.Н. Шаймухаметова // Музыкальное содержание: наука и педагогика / ред. В.Н. Холопова. - М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С. 84-102.
304. Шаймухаметова, Л.Н. Семантика музыкального диалога в клавирных
произведениях западноевропейских композиторов ХУП-ХУШ вв.
331
[Электронный ресурс] / Л.Н. Шаймухаметова. - Режим доступа: Мр://1аЪ-ms.narod.ru
305. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах / А. Швейцер. - М.: Классика-ХХ1, 2016. - 816 с.
306. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф Шеллинг. - М.: Мысль, 1966. -496 с.
307. Шелудякова, О.В. Исповедь и проповедь как феномены искусства (на примере музыкальной культуры позднего романтизма) / О.В. Шелудякова // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2011. - № 1. - С. 161-178.
308. Шепшелёва, О.В. Современная отечественная хоровая музыка: выразительность звука / О.В. Шепшелёва. - Астрахань: Волга, 2012. - 196 с.
309. Шиндин Б.А. Жанровая типология древнерусского певческого искусства: автореф. дис. .д-ра искусствоведения / Б.А. Шиндин. -Новосибирск, 2004. - 44 с.
310. Шмакова, О.В. Симфонический цикл и симфонический финал как научная проблема / О.В. Шмакова. - Волгоград: ВИИ им. Серебрякова, 2013.
- С. 3-49.
311. Шостаковичу посвящается 1906-1996: сб. ст. к 90-летию композитора / сост. Е. Долинская. - М.: Музыка, 1997. - 488 с.
312. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. - М.: Директ-Медиа, 2007.
- 800 с.
313. Шуранов, В.А. О предметно-чувственном и символическом пространстве музыки / В.А. Шуранов // Смысловые структуры в музыкальном тексте / отв. ред. Л.Н. Шаймухаметова. - М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1998. - Вып. 150. - С. 6-21.
314. Шуранов, В.А. Музыкальный хронотоп С.В. Рахманинова / В.А. Шуранов // Музыкальная академия. - 2008. - № 4. - С. 11-17.
315. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В. Щерба. - М.: Наука, 1957.
316. Щукина, Д.А. Пространство как лингвокогнитивная категория (на материале произведений М.А. Булгакова разных жанров): автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Д.А. Щукина. - СПб., 2004. - 35 с.
317. Эйнштейн, А. Теория относительности: избр. работы / А. Эйнштейн. -Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000. - 224 с.
318. Эко У. Открытое произведение: форма и неопределённость в современной поэтике / У. Эко. - СПб.: Академ. проект, 2004. - 384 с.
319. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -СПб.: Симпозиум, 2004. - 544 с.
320. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / У. Эко. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 288 с.
321. Юнг, К. Алхимия снов / К. Юнг. - СПб.: Timothy, 1997. - 352 с.
322. Юнг, К. Отношения между эго и бессознательным / К. Юнг. - М.: АСТ-Астрель, 2002. - 416 с.
323. Юнг, К. Человек и его символы / К. Юнг. - М.: Timoty, 1996. - 422 с.
324. Якоби, И. Психологическое учение Карла Густава Юнга // Юнг, К.Г. Дух и жизнь / К. Юнг. - М.: Практика, 1996. - 695 с.
325. Ярмаркина, Г.М. Обыденная риторика: просьба, приказ, предложение, убеждение, уговоры и способы их выражения в русской разговорной речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Г.М. Ярмаркина. - Саратов, 2001. - 24 с.
326. Aisbett, J. A general formulation of conceptual space as a meso level representation / J. Aisbett, G. Gibbon // Artificial Intelligence. - 2001. - № 133. -Р. 189-232.
327. Almen, B. A Theory of Musical Narrative / B. Almen. - Blumington: Indiana University Press, 2008. - 248 p.
328. Beaulieu, C. Intercultural Study of Personal Space: A Case Study / C. Beaulieu // Journal of Applied Social Psychology. - 2004. - Vol. 34, issue 4. - P. 794-805.
329. Canetti, E. Die gespaltene / E. Canetti. - Munchen: Zucunft, 1972.
330. Carterette, E. Comparative Music Perception and Cognition / E. Carterette, R. Kendall // The Psychology of Music. - Second ed. - 1999. - P. 725-791.
331. Cheung, V. A Laboratory-based Study Methodology to Investigate Attraction Power of Large Public Interactive Displays. In Proceedings of UbiComp / V. Cheung, S.D. Scott // ACM International Joint Conference on Pervasive and Ubiquitous Computing. - Osaka, 2015. - 7-11 September - P. 1239-1250.
332. Dixon, G. Polystylism as Dialogue: A Bakhtinian Interpretation of Schnittke's Symphonies 3, 4, and his Concerto Grosso No. 4 / Symphony No. 5 / G. Dixon. - London: Press of Goldsmiths College, 2006.
333. Dizikes, P. The Office Next Door [Electronic resource] / P. Dizikes // Technology Review. - 2011. - October. - P. 3-7. - Access mode: https://www.technologyreview.com/s/425881/the-office-next-door/
334. Donnini, R. The visualization of music: symmetry and asymmetry / R. Donnini // Computers & Mathematics with Applications. - 1986. - Vol. 12, issues 1-2, part B. - P. 435-463.
335. Dream House [Electronic resource]. - Access mode: http://melafoundation. org
336. Elbows, R. The architectural theory that's killing personal space at the office [Electronic resource] / R. Elbows // Quartz. - Access mode: https://qz.com/348740/the-architectural-theory-thats-killing-personal-space-at-the-office/
337. Elias, L.J. Saucier Neuropsychology: Clinical and Experimental Foundations / L.J. Elias. - Boston: Pearson Education, 2006. - P. 3-9.
338. Fauconnier, G. Conceptual Integration Networks / G. Fauconnier, M. Turner // Cognitive Science. - 1998. - Vol. 22, № 2. - P. 133-187.
339. Furman, W. Researches of History of Musical Subjectivity. PhD proposal / W. Furman. Wien: University Press, 2001.
340. Gardenfors, P. Conceptual Space: The Geometry of Thought / P. Gardenfors. - Cambridge: MIT Press, 2000.
341. Hackman, J.R. What Makes for a Great Team / J.R. Hackman // Psychological Science Agenda. - 2004. - June. - Vol. 18, № 6.
342. Hall, E. The Hidden Dimension / E. Hall. - N. Y.: Anchor Books Doubleday, 1990. - 217 p.
343. Hall, E. The History of Intercultural Communication: The United States and Japan / E. Hall // Keio Communication Review. - 2002. - No. 24. - P. 4-24.
344. Harley, M. Space and Spatialization in Contemporary Music: History and Analysis Ideas and Implementations: Ph.D: dissertation / M. Harley. - Montreal; Quebec: McGill University: School of Music, 1994. - 345 p.
345. Hill, S. New Age Music Made Simple [Electronic resource] / S. Hill. -Access mode: www.hos.com/simple.html.
346. Kallberg, J. «Voice» and Nocturne / J. Kallberg // Pianist, scholar, connoisseur: essays in honor of Jacob Lateiner. - N. Y.: Pendragon Press, 2000. -P. 1-47.
347. Kirkpatrick, R. Domenico Scarlatti / R. Kirkpatrik. - N. Y.: Paperback, 1983. - 496 p.
348. Klinkhammer, D. A Design Space for User Tracking around Tabletops [Electronic resource] / D. Klinkhammer, M. Nitsche, H. Reiterer // Proxemic's 12. - Copenhagen, 2012. - October. - P. 120-127. - Access mode: https://www.researchgate.net/publication/257365365 A Design Space for User Tracking around Tabletops
349. Kuo Hao Tang. Assessment of the subjective perception of music quality using psychoacoustic approach / Kuo Hao Tang // International Journal of Industrial Ergonomics. - 2016. - Vol. 53. - P. 219-228.
350. Leikin, A. Thematic Rappochment in the Reprise of Haydn, Mozart and Beethoven / A. Leikin // Ad Parnassum. - 2008. - Vol. 6, issue 12.
351. Leikin, A. The Sonatas / A. Leikin; ed. J. Samson. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992. - 165 p.
352. Lockwood, L. Beethoven's «Kakadu» variations: a study in paradox / L. Lockwood // Pianist, scholar, connoisseur: essays in honor of Jacob Lateiner. - N. Y.: Pendragon Press, 2000. - P. 95-108.
353. Minahan, J. The Complete Guide to National Symbols and Emblems / J. Minahan. - London: Greenwood Press, 2009. - 365 p.
354. Mozgot, V. Structural and Functions of Mental Attitude in the Formation of the Value System of the Professional Musician / V. Mozgot, R. Khunagov, S. Mozgot // Mediterraneon Journal of Social Sciences. - Rom: MCSER Publishing, 2015. - September. - Vol. 6, № 5. - P. 488-493.
355. Mozgot, S. Social Space and Its Varieties in Music: to the Problem of Archetypes / S. Mozgot, V. Mozgot // Mediterraneon Journal of Social Sciences. -- Rom: MCSER Publishing, 2015. - September. - Vol. 6, № 5. - P. 553-559.
356. O'Connor, K. Culture and Customs of the Baltic States / K. O'Connor. -London: Greenwood Press, 2006. - 275 p.
357. Perspective. The Elfwood fantasy art resources [Electronic resource]. -Access mode: http://ablogaboutnothinginparticular.com/?cat=278
358. Rapp, A. Personal Space in Design of Feature [Electronic resource] / F. Rapp // Design Observe. - 2009. - March. - Access mode: http://designobserver.com/feature/personal-space/8597/
359. Ravet, H. Negotiated authority, shared creativity: Cooperation models among conductors and performers / H. Ravet // Musical Scientiae. - 2016. - Vol. 20 (3). - P. 287-303.
360. Rikard, T. Reformulation of the theory of conceptual spaces / T. Rikard, J. Aisbett, G. Gibbon // Information sciences. - 2007. - № 177. - P. 4539-4565.
361. Ritzel, F. The Role of Sonata Form in A. Marx's Theory of Form / F. Ritzel, S. Bureham // Journal of Music Theory. - 1989. - Vol. 33, № 2. - P. 259-260.
362. Robert, S. Interpreting Musical Gestures, Topics, and Tropes: Mozart, Beethoven, and Schubert / S. Robert. - Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2004. - 97 p.
363. Ruhnke, M. Georg Philipp Telemann: Thematisch-Systematisches Verzeichnis seiner Werke. Bd. 1-3: Instrumentalwerke / M. Ruhnke. - Kassel: Bärenreiter, 1999.
364. Solomon, J. Spatialization in Music: the Analysis and Interpretation of Spatial Gestures. Ph.D.: dis. proposal. - The University of Georgia, 2007.
365. Sommer, R. Intimacy Ratings in Five Countries / R. Somme // International Journal of Psychology. - 1968. - № 3. - P. 109-114.
366. Tajfel, H. Social stereotypes and social groups / H. Tajfel // Intergroup behavior. - Oxford, 1981. - P. 144-167.
367. The Quality of Vitality: Music by Harry Partch [Electronic resource]. -Access mode: http://home. att.net/~microtonal/ vitality.html.
368. Wilson, D. Symmetry and its love-hate role in music / D. Wilson // Computers & Mathematics with Applications. - 1986. - Vol. 12, issues 1-2, part B.
369. Zhi-Yuan Su. Musik walk, fractal geometry in music / Zhi-Yuan Su, Tzuyin Wu. // Physica. - 2007. - Vol. 380. - P. 418-428.
Приложение 1. Фотоиллюстрации
Рис. 1. Концертный зал У. Диснея в Лос-Анджелесе, США, архитектор Ф. Гери138
Рис. 2. Дом музыки в г. Ольборг, Дания, архитектурное объединение «Химмельблауз»139
138 Концертный зал У. Диснея: 10-я годовщина. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://wdch10.laphil.com/wdch10/wdch/acoustics.html (Дата обращения: 30.05.2016)
139 Концертный зал Дании. Определения Жана Нувеля. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.arcspace.com/features/ateliers-iean-nouvel-/dr-chttp/ (Дата обращения: 16.06.2016)
Рис. 3. Концертный зал «Арфа» в Рейкьявике, Исландия, архитектор О. Элиассон140
% тшт
S2S»« .
¡im SSI ъшшшшт.
:-> ш ■'•ЯЯШЖ
Рис. Национальный театр Китая, архитектор П. Эндрю1
140 Двадцать пять самых потрясающих концертных залов мира. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.novate.ru/blogs/220315/30520/ (Дата обращения:
03.08.2016)
141 Национальный театр Китая. (Дата обращения: 03.08.2016)
Там же: URL: http://www.novate.ru/blogs/220315/30520/
Рис. 5. План размещения Национального театра Китая (на плане слева, внизу в ансамбле с Дворцом десятой династии Мин, стелой народных героев, Мавзолеем Мао Дзе-Дуна,
Музеем народной революции и мэрией Пекина)1442
142 Национальный театр Китая в архитектуре города Пекина: URL: http://national- grand-theater-of-china-paul-andreu
Рис. 6 Концертный зал У. Диснея, Гранд авеню, Лос-Анджелес, США143
Рис. 7. Концертный зал «Альберт-холл» в Лондоне построен в соседстве с садом Королевского
географического общества и Королевским колледжем музыки144
143 Концертный зал У. Диснея: 10-я годовщина. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://wdch10.laphil.com/wdch10/wdch/acoustics.html (Дата обращения: 30.05.2016)
144 Концертный зал «Альберт-холл» в Лондоне. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://www.novate.ru/blogs/220315/30520/
Рис. 8. Подземный концертный зал, деревня Блайбах, Бавария, архитектор П. Хэймерлс145
(вид снаружи)
145 Концертный зал Питера Хэймерлса. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.dezeen.com/2014/ll/ll/concert-hall-blaibach-germany-peter-haimerl-architektur-
stone-concrete/
Приложение 2. Нотные примеры
Пример 1. И. Пахелъбелъ. Канон D-dur
Пример 2. Ж. Депре. Месса «Всеобщий язык». Kyrie eleison
17
13' - , - , if - 1 ■ .. ° и m- 1
V Chri --fc-_--=--=- ste, j — -. f =j __Chri -
Till 1 * |
II' " " Г ' U "Г цм UJ4—
Chri - ste,__Chri - ste
2S
'fi ""1
3 ÏL --fpf.-f. Chri i ste 'r ■"• . ' =j 1 Chri -
fy Ul 1 I Ф -- I F Лх -
ty » V Chri я ste jr f'hri - ' sti>
I
а) Л. Бетховен Соната № 5. Л. Бетховен. Соната № 5.
Iч. Главная партия Iч.Связующая партия, (тт. 7-22)
MoLto AJlcfirro е con brio Molto Allegro e con brio
б) Л. Бетховен Соната № 21. Л. Бетховен Соната № 21.
I ч. Главная партия I ч. Побочная партия
,:т. < :■■,■ .. (тт. 4-10)
Allegro con brio
Пример 4. К. Дебюсси. Соната для скрипки и фп. g-moll, 1 ч.,(т. 6)
A M-Hifni
Пример 5. К. Дебюсси. « Остров радости»
(J4BÍÍ чип. cadenzn.
К. Монтеверди. Мадригал. «Зефир возвращает нежные слова»
Пример 7.
Д. Шостакович. Струнный квартет № 8
а) тема II ч.
б) тема III ч.
■11« 1] ■'11
в) монограмма Б8СН, II ч.: (ц. 14,
17, 23)
Пример 8.
Й. Гайдн. Симфония № 60. Финал (ц. 12, тт. 19-30)
М > I" га 1 о
с
-Нг| До-инг в Цга . ^__ высшей вда^Шь Ие.стий у* г од я! ¿ар.стлу.л»
1 РР^___ У
1—
к*
Ожи илснни
Пример 10. Ф. Лист. «Мыслитель». «Годы странствий». Т. II. (тт.9-10)
Пример 11 а) Ф. Лист. «Сонет Петрарки» № 47. «Годы странствий». Т. II.
(тт.2-7)
Andftllt.fi
Пример 11 б) Ф. Лист. «Сонет Петрарки» № 47. «Годы странствий». Т. II.
(тт.1-3)
Пример 12.
А. Скрябин. Прелюдия ор. 33 № 1
Пример 13 а) В. Моцарт. Соната а-то11. К. № 310. II ч. Окончание темы
Пример 13 б)
В. Моцарт. Соната а-то11. К. № 310. II ч. Реприза
Пример 14.
Л. Бетховен. Соната № 14, III ч.
Пример 15.
Ф. Шопен. Ноктюрн ор. 15 № 1. Ср. разд. 1
Пример 16.
Л. Бетховен. Концерт № 5 для фп. с оркестром, I ч. разработка
Пример 17.
Ф. Шопен. Баллада № 1 g-moll (окончание, тт. 4, 8)
I3 Г Astil СИП fllÜIMl
Пример 18. Ф. Шопен. Концерт f-moll для
фп. с оркестром. II ч. Средний раздел (тт.3-7)
Ltrgbettfl.üJiHj
Пример 19. Й. Гайдн. Соната D-dur. II ч. (тт. 2-3)
Largo е sostenuto
^--
Пример 20 . Н. Мясковский. «Пожелтевшие страницы». Пьеса № 2(т.4)
Lift рем snatennto litaEihconicn е abbaiuttmiпипке
Пример 21.
О. Гиббонс. Мадригал «Я не могу притворяться другом, когда ненавижу»
щ
tie f cr •— *
Пример 22. Дж. Фильд. Ноктюрн № 3. As-dur
Пример 23 а)
М. Мусоргский. «Надгробное письмо», 1 раздел
Пример 23 б)
М. Мусоргский. «Надгробное письмо», средний раздел
Пример 23 в)
М. Мусоргский. «Надгробное письмо», завершение
Пример 24 а) С. Рахманинов. «Письмо к К.С. Станиславскому», вступление
Дурильно ЧНДЛСННУ
Пример 24 б)
С. Рахманинов. «Письмо к К.С. Станиславскому»,
завершение 1 раздела
Пример 24 в)
С. Рахманинов. «Письмо к К.С. Станиславскому», цитата польки И. Саца (тт.2-4)
Пример 25.
Д. Скарлатти. Соната Е^иг К. 9
Пример 26.
Д. Скарлатти. Соната й-тоИ К. 8 (тт. 2, 6-8)
А Ис£Г(»
Пример 27 а)
Дж. Перголези. Опера «Служанка-госпожа».
1 д. Дуэт Уберто и Серпины
Пример 27 б)
Дж. Перголези. Опера «Служанка- госпожа».
1 д. Дуэт Уберто и Серпины
Пример 28 а)
А. Скрябин. Прелюдия ор. 33 № 3 (тт. 1-3)
Пример 28 б)
А. Скрябин. Прелюдия ор. 33 № 3 (тт. 3-4)
Пример 28 в)
А. Скрябин. Прелюдия ор. 33 № 3 (примечания
редактора)
Пример 29 а)
С. Прокофьев. Гавот ор. 32
Allegro not] tfoppo
Пример 29 б)
С. Прокофьев. Гавот ор. 32
Пример 29 в)
С. Прокофьев. Гавот ор. 32 (тт. 3-5)
Пример 30 а)
Р. Шуман. «Фантастические пьесы». «Басня». Тема повествователя (тт. 1-4), тема героя (тт.5-6)
Пример 30 б)
Р. Шуман. «Фантастические пьесы». «Басня». Средний раздел. Тема драматических коллизий
НсЬш?!].
Пример 31 а)
С. Прокофьев. Танец ор. 32
АПе^тоий Сап Ж^апна
Пример 31 б)
С. Прокофьев. Танец ор. 32
Пример 31 в)
С. Прокофьев. Танец ор. 32
Пример 32.
А. Шнитке. «Моц-арт» для двух скрипок
Ме£ге(Ю
Приложение 3. Таблица
Концептуальная модель «музыкальный дневник: записки путешественника»
Прелюдий ор. 11 А.Н. Скрябина
Время, № прелюдии, тональность, место создания События жизни Средства маркирования интимного пространства
1888, № 4, е-то11, Москва, Лефортово Скрябин поступил в Московскую государственную консерваторию, первое сольное выступление в Москве в Большом зале Благородного собрания. Прелюдии свойственна «внутренняя» позиция описания. Процесс саморефлексии раскрывается через приём автокоммуникации с характерной диалогичностью элементов фактуры, экспрессивной повторностью вопросительных интонаций в нижнем регистре, хроматизацией ткани, передающей тонкие нюансы изменчивости чувств. Особая роль доминантового органного пункта подчёркивает константность интроспективного комплекса.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.