Изменения в быту горожан Пермской губернии в конце XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Яхно, Ольга Николаевна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Яхно, Ольга Николаевна
Введение
Глава I. Городское сообщество в условиях модернизации
§ 1. Региональные особенности модернизационного процесса
§ 2. Город и горожане: социальная структура и образ жизни
Глава II. Новые черты домашнего быта и времепровождения
§ 1. Уход за телом
§ 2. Среда обитания
§ 3. Свободное время и досуг
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Эволюция городского костюма как отражение модернизационных процессов в российском обществе второй половины XIX - начала XX вв.2008 год, кандидат исторических наук Волобуева, Татьяна Олеговна
Костюм горнозаводского Урала как социокультурное явление2006 год, кандидат культурологии Фефилова, Татьяна Юрьевна
Культура горожан русской провинции конца XVIII - первой половины XIX в.: опыт межрегионального исследования2007 год, доктор исторических наук Куприянов, Александр Иванович
Материальная культура и быт русского провинциального города конца XVIII - начала XX вв.: На примере городов Владимирской и Ярославской губерний2002 год, кандидат исторических наук Сазонова, Евгения Ивановна
Мещанское сословие Пермской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Белослудцева, Владлена Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изменения в быту горожан Пермской губернии в конце XIX - начале XX вв.»
Актуальность темы. Со второй половины XIX в. в российском обществе прочно утвердились представления о вторичности сознания, его произ-водности от материальных условий жизни. Эти взгляды отстаивались таким выдающимися литературными критиками и общественными деятелями как В.Г. Белинский, Д. И. Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Их постулаты оказались тождественны основным положениям марксистской теории и с ее превращением в официальную идеологию стали бесспорной, не требующей доказательства истиной.
Такое положение не могло не сказаться на отечественной исторической науке. В центре ее внимания оказались проблемы роста производительных сил и трансформации производственных отношений, классовой борьбы и политического развития. Вопросы же социокультурной динамики, общественного сознания, повседневной жизни оказывались на периферии научного поиска. Подобная ситуация сохранялась до начала 1990-х гг. В этом отношении показателен перечень важнейших направлений научного поиска, предложенный в фундаментальном обобщающем труде, посвященном истории Урала периода капитализма. К ним относится изучение технико-экономического развития уральской промышленности и хода ее монополизации, выявлением особенностей роста капиталистического уклада в сельском хозяйстве. Также акцентируется необходимость реконструкции процесса формирования пролетариата и его классовой борьбы, истории партий и общественных движений1.
1 См.: История Урала в период капитализма. М., 1990. С. 28-29. 4
Нет сомнений, что решение этих проблем является важнейшей задачей современной историографии. Вместе с тем, без изучения повседневной жизни людей, их быта, поведения, ценностных ориентаций и предпочтений невозможно воссоздать полноценную историю. Такой анализ особенно важен при изучении ее переломных этапов.
Речь, в частности, идет о рубеже XIX-XX вв., когда был сделан крупный шаг на пути модернизации российского общества. Бурный экономический рост, изменения в социальной структуре сопровождались тогда важными сдвигами в повседневной жизни людей, в их сознании. Однако новации в жизненном укладе соседствовали с традиционными установками, порой вступая с ними в открытый конфликт. Это противоречие во многом определило остроту социально-политических потрясений, которые наша страна пережила в первые десятилетия прошлого столетия.
В чем-то похожая ситуация складывается и сегодня, когда традиционные представления большинства населения, устоявшийся жизненный уклад многих граждан рассогласуются с происходящими общественно-политическими и экономическими изменениями. Это, как и сто лет назад, оборачивается ростом социальной напряженности, потенциальной опасностью крупномасштабных внутриполитических конфликтов. Другими словами, обращение к анализу быта горожан Пермской губернии конца XIX - начала XX века, соотнесение традиций и новаций в их повседневной жизни способно многое прояснить в нынешней непростой ситуации.
Историография проблемы. Прежде всего, следует отметить ограниченное число специальных работ по нашей теме. Вместе с тем, те или иные аспект быта горожан Пермской губернии на рубеже XIX-XX вв. освещались в 5 значительном числе публикаций, посвященном различным сюжетам социокультурной и экономической региональной истории. Кроме того, имеется обширная этнографическая, философская, культурологическая общероссийская и региональная литература, в которой фиксируются основные тенденции в изменении образа жизни россиян в прошедшем столетии.
Учет этих обстоятельств определил структуру и содержание настоящего историографического обзора. Во-первых, сделана попытка выделить основные этапы в изучении повседневной жизни как в исторической, так и в гуманитарной науке в целом. Во-вторых, для каждого из этапов определены проблемы, которые находились в центре научного поиска. В-третьих, дана оценка конкретным результатам в разработке темы и намечены перспективные направления исторического анализа.
Кроме того, свой обзор мы считаем целесообразным начать с краткого анализа теоретико-методологического характера. Думается, что это позволяет лучше понять логику развития конкретно-исторических исследований сферы быта, выявить доминирующие здесь тенденции, оценить имеющиеся достижения и нерешенные проблемы.
До недавнего времени исследователи крайне мало занимались проблемами культуры и быта населения города. Особенности национальной культуры искали в жизни крестьянства. И это понятно, поскольку оно долгое время составляло основную массу населения России. Однако уже в конце XIX—начале XX в., в период бурного развития в стране капиталистических отношений, отчетливо наметилось увеличение городского населения. Но дело заключалось не только в росте его численности. Более важным оказалось возрастание вклада городов в развитие общенациональной культуры. Замет6 но увеличилась их роль в утверждении в общественном сознании новых ценностей и идеалов, новых способов социального регулирования.
К этому же периоду и принадлежат первые бытовые зарисовки о различных уральских городах, оставленные нам преимущественно краеведами и публицистами. Особенностью произведений местных историков является сосредоточение внимания на общественного и домашнего быта. Очерки и рассказы подчеркнуто описательны, хотя и дают очень широкую картину городской жизни. Но это лишь повышает научно-практический интерес к литературе подобного рода. Эти книги и заметки сами становятся источником для изучения городского образа жизни.1
К этому же периоду относятся первые аналитические заметки, касающиеся отдельных сторон повседневной жизни. В частности они позволяют проследить историю и технологию производства одежды к началу XX в.
Следующий этап историографии приходится на советский период. Его
1 Серебренников П.Н. Опыт медико-топографического описания г.Ирбити Пермской губ. с планом города и диаграммами. Дисс. на степень доктора медицины. С.Петербург, 1885; Город Екатеринбург. Екатеринбург, 1889; Сибиряк Д. Старая Пермь. Путевые очерки // Вестник Европы, 1889, № 7, С. 44-104; Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891; Поляков В.П. Прошлое и настоящее города Верхотурья // Исторический вестник, 1896, № 5; Весновский В.А. Весь Екатеринбург. Екатеринбург, 1903; Поссе В.А. Пермь // По Европе и России 1889-1909. С.-Петербург, 1909. С. 378-400; Белдыцкий Н. Старая Пермь. Архангельск, 1913; Верхоланцев В. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1913.
2 Гулишамбаров С.И. Предметы одеяния в главнейших странах // Известия императорского Русского географического общества. Т. 39, 1903. Санкт-Петербург, 1905. С. 543569; Реньо Ф. Одежда, ее происхождение, законы формы и научная критика их // Хозяйка, 1901, №№ 2-5; Теплоухов А. Женские головные уборы пермяков // Иллюстрированный сборник пермского губернского земства, 1916. С. 122-137. 7 значительная длительность позволяет разделит^на отдельные части. В 20-е годы большое внимание уделялось строительству новой жизни, ее быта и культуры. Отсюда и повышенное внимание к развитию городских образований, как основному типу поселений «коммунистического завтра». Преимущественно в социологической литературе обсуждались женский, половой и др. вопросы. Значимой в тот период была выработка нового отношения к форме и функционированию повседневных вещей, новая интерпретация привычного1. Много внимания уделялось конструированию целостного взгляда на городскую среду. Согласно ему город, создавая определенное геокультурное пространство, является самым наглядным мерилом уровня культуры. Такой подход весьма плодотворен и сегодня при изучении культурных процессов в городе. В ряде исследований впервые был поставлен вопрос о роли города как центра генерации культурных ценностей и синтеза новаций и традиций в культуре, об изучении городской культуры как социально-исторического феномена.
Публиковались исторические исследования, в которых содержались отдельные сюжеты по истории быта городов Урала. К ним, в частности, относится книга «Екатеринбург за двести лет (1723-1923)», не только описыва
1 Топорков А. Технический быт и современное искусство. M.:JI., 1928.
2 Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. 1921, № 1. С 21-34; Экскурсия в культуру /Под ред. И.М.Гревса. М., 1925; Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Л., 1926; Анциферов Н., Анциферова Т. Книга о городе. Т. 1-3. (Город как выразитель сменяющихся культур, жизнь города). Л., 1926. 8 ет условия проживания в городе, но и^набжена фотографиями интерьеров в некоторых домах1.
Аналогичные работы выходили и в последующие годы . Основное содержания этих книг сводилось к географическому описанию, ряду статистических сведений, касающихся, например, площади города, численности населения, истории промышленности, развития учреждений соцкультубыта. Основные вехи истории населенных пунктов были сориентированы на успехи или поражения в классовой борьбе. Однако до начала 60-х гг. тематика быта как предмета специального исторического исследования практически не рассматривалась. Основной акцент делался на изучение экономической и социально-политической истории, истории революционного движения, формирование различных классов и партий. Все исследования проводились в рамках господствующей марксистско-ленинской идеологии. Позднее эти сюжеты находили то или иное отражение в различных исторических исследованиях. Несмотря на то, что тема быта имела подчиненное значение, представления об отдельных его особенностях мы можем получить в крупных обобщающих работах по истории Урала0. Это относится, в частности, к монографии Д.В.Гаврилова, в которой приведено описание жилищных условий рабочих Урала, их питания, занятости и проведения свободного времени.
1 Екатеринбург за двести лет (1723-1923). Свердловск, 1923.
2 Иофа JI.E. Города Урала. М., 1951; Пермь / Ред.-сост. М.Г.Гуревич.-Пермь, 1957; Быстров С.К. Алапаевск / Ред. В.Волосницын,- Свердловск, 1961.
3 История Урала: в 2 т. Пермь, 1976-1977; Гаврилов Д.В. Рабочие Урала в период домонополистического капитализма. 1861-1900. М., 1985; История Урала в период капитализма. - М., 1990.
Это' период был отмечен появлением ряда работ этнографического характера, посвященных изучению проблем повседневной жизни в уральском и других регионах1. Но объектом изучения в первых являлось горнозаводское население, хотя во многом его быт схож с чисто городским. Исследование этносоциальных проблем проводилось на материалах центральных и провинциальных городов. Изучались общие черты народной жизни: питание, орудия труда, одежда, жилище, ритуалы и обряды, дается трактовка наиболее общих категорий . Особый интерес представляет серия работ, посвященная описанию и разбору традиционных народных обрядов-праздников, которые проводятся в России и различных странах Европы. В ней прослеживается формирование обрядов с древнейших времен до первых десятилетий XX в., описываются ритуалы праздников, в частности, развлекательные, иг
1 Крупянская В.Ю. Культура и быт рабочих как предмет этнографической науки. М., 1964: Российский пролетариат: облик, борьба, гегемония. М., 1970; Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала. Конец XIX- начало XX вв. М., 1971; Маслова Г.С., Станюкович Т.В. Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (XIX - нач. XX вв.) // Труды ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая. Т.57, 1960. С.71-170; Этносоциальные проблемы города (Под ред. Ю.В.Бромлея). М., 1986.
2 Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Историч. корни и развитие обычаев. М., 1983; Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Отв. ред. К.В.Чистов. М., 1987; Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. Вып.З. Под ред. С.А.Арутюнова. М., 1989; Пихоя Р.Г. На старом Урале: Культура, быт обряды населения Урала в XVIII-XIX в. // Традиции семьи / Сост. С.Б.Шмерлинг. Свердловск, 1988.
10 ровые моменты.1 Несмотря на то, что ряд работ посвящены изучению зарубежной культуры, они фиксируют наиболее общие тенденции развития традиционной культуры, ее трансформации к началу XX в. в связи с формированием нового индустриального, городского общества. Помимо этого в них дается трактовка наиболее общих категорий.
Не менее важными для нашей темы стали работы по этнографии русского крестьянства Сибири и Пермского края . Книги воссоздают аспекты реализации мировоззрения крестьян, их систему моральных и поведенческих стереотипов. В этих работах быт крестьянства рассматривается в прямой связи с вопросом заселения Урала и Сибири русскими, влияние культуры городов на близлежащие территории, в том числе разрушение символики жилища и одежды.
В свою очередь, как уже отмечалось, важной для понимания темы л представляется сама история уральских и сибирских городов . Истории от
1 Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы конца XIX - нач. XX в. Зимние праздники. М., 1973; То же. Весенние праздники. М., 1977; То же. Летне-осенние праздники. М., 1978.
На путях из Земли Пермской в Сибирь. М., 1989; Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья. XVIII - перв. пол. XIX в. М., 1991; Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX - начале XX века. Уч. пособие. Пермь, 1993. о
250 лет Перми. Материалы науч. коференции. Пермь, 1973; Очерки истории Свердловска, 1723-1973. Свердловск, 1973; Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск, 1983; Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989; Городская культура Сибири: история, памятники, люди. Сб. науч. ст. отв. ред. Д.Я.Резун. Новосибирск, 1994.
11 дельных уральских городов также уделяется все больше внимания'. Их список настолько внушительный, что мы смогли упомянуть лишь некоторые из подобных исторических очерков.
Тема "Город и культура" привлекала определенное внимание в основном философов и социологов. Результатом такого интереса являются некоторые публикации , посвященные формированию городского образа жизни. Взгляд на город как на двигатель общественного прогресса, полифункциональный центр представляет интерес для изучения русского города конца XIX - начала XX вв.
Как отдельное направление исследуется формирование особого культурного пространства города"3. Работы архитекторов и культурологов направлены на выявление и исследование закономерностей развития города
1 Чагин Г.Н. Чердынь. Краткий исторический очерк.-3-е изд., перераб. и доп.-Пермь, 1972; Он же. Общественная жизнь г.Чердыни конца XIX - нач. XX в. // Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала. Пермь, 1990; Очерки истории Свердловска, 1723-1973 / Науч. ред. А.В.Бакунин, редкол.: Л.Ф.Бовыкин, Л.Н.Загайнов и др. Свердловск, 1973; Герштейн Я.Л. Ирбит / Ред. И.М.Шакинко.-2-е изд., доп. и перераб. Свердловск, 1981 и др.
Трушков В. Город и культура. Свердловск, 1976; Городская культура, человек, окружающая среда // Вопросы философии, 1980, № 1, С. 43-54; Город в процессах исторических переходов: Теоретические аспекты и социокультурные характеристики / Отв. редактор Э.В.Сайко. М., 2001; Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.
-1
Лотарева P.M. Композиционные особенности архитектурно-планировочного развития г. Ирбита XVII-XIX вв. // Сб. трудов Свердл. архитектурного ин-та. № 10. М., 1979; Линч К. Образ города. Пер. с англ. М., 1982; Кириллов В.В. Становление пластически-пространственной системы модерна в архитектуре русского города в конце XIX- начале XX века // Русский город. Вып. 9: Сб. /Под ред. В.Л.Янина; М., 1990.
12 как архитектурно-планировочной системы в связи с процессами экономического, социального, демографического и технического характера.
Достаточно большую и по сути дела вполне самостоятельную группу составляют книги, посвященные истории костюма1. Они являются своеобразной красочной иллюстрацией бытования вещей в реальной исторической обстановке.
В целом же в 1960-е - 1980-е годы как и в предшествующий период специальных работ по изучению городского быта на Урале практически не было написано. Аналогичная ситуация отмечена и по другим регионам. Исключением является исследование быта городского населения средней полосы России2. Самими авторами книга определяется все же как этнографическое описание образа жизни горожан, а большая часть посвящена современном быту второй половины XX в. Исторический экскурс с одной стороны восполняет пробел в изучении этнографии старого города, а с другой — оттеняет достижения современности.
Начало современного этапа в изучении бытовой сферы относится к рубежу 80-90-х гг. XX в. Вместе со сменой идеологических приоритетов российские исследователи получили более широкий доступ к зарубежной
1 Мерцалова М.Н. История костюма. М., 1972; Русский костюм. 1890-1917, вып. V. Под ред. В.Рындииа. М., 1972; Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. М., 1985; Сы-ромятникова И. История прически. М., 1989; Ривош Я.Н. Время и вещи. М., 1990.
2 Анохина JI.A., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1977; Шмелева М.Н. Об основных тенденциях развития материальной культуры русского городского населения за последнее столетие // Советская этнография, 1974, № 3. С. 13-21; Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. М., 1989.
13 литературе. К тому же и их собственная методологическая база резко расширилась. В частности, историки более широко могли ознакомиться с достижениями своих французских коллег из школы Анналов1. Историками этого нового направления была предпринята попытка уйти от истории героев и разрозненных событий к истории масс и длительных процессов. Кроме этого они старались «видеть глобально», т.е. охватить все стороны жизни, в том числе ментальные и демографические структуры, технологические приемы и пр. Причем подобные исследования не являлись самоцелью, а были подчинены выяснению роли массового сознания в функционировании общественной системы в целом.
Признание наличия ментальностей, присущих различным группам и классам, сближает работу историка с методикой, распространенной в этнологии и социальной психологии. Отличительной особенностью этого направления является междисциплинарность. Ярким подтверждением тому являются работы Ф.Броделя . Ему присущ поистине глобальный взгляд на мировую историю. На уровне цивилизации эту проблему решал Ле Гофф , в более общем плане народную культуру исследовали М.Бахтин и А.Гуревич4,
1 Более подробно о традициях школы «Анналов» и современных подходах в исторической науке см.: Одиссей. Человек в истории. 1991,- М.: Наука, 1991.
2 Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика капитализма, XV-XVIII вв. Т.1 Структуры повседневности: возможное и невозможное. Пер. с франц. М., 1986. Т.2 Игры обмена. М., 1988. Т.З Время мира. М., 1992.
3 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992
4 Бахтин М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1965; Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990; Он же. Средневековый купец // Одиссей. Человек в истории. 1990. - М.: Наука, 1990. С.97-131
14 элиту средневекового общества изучал Ж.Дюби1. Проработка механизма воздействия стереотипов на отдельных индивидов, а также их смена на протяжении длительного периода Средневековья и Нового времени была предприняты Ф.Арьесом . Несмотря на различия, все исследования объединяет характерная черта: рассмотрение прошлого сквозь призму образов, моделей и суждений, характерных для людей изучаемого времени.
Влияние этой школы на российских исследователей было весьма существенным. Это привело к появлению нескольких изданий, материалы которых тематически и методологически продолжают традицию школы «Анналов» . Для остальных историков, культурологов и пр. специалистов стало возможным введение новых категорий в свои исследования, расширение круга рассматриваемых проблем и вопросов, а также подходов и ракурсов для их изучения.
Появляются крупные работы, в которых глубоко исследуются различные стороны российской общественной и частной жизни. Среди них особо
1 Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994; Он же. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции XII в. // Одиссей. Человек в истории. 1990. -М„ 1990. С. 90-97.
Арьес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. Сб. статей под ред. И.С.Кона. М., 1977. С. 216-244; Он же. Человек перед лицом смерти. М., 1992; Он же. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.
Одиссей. Человек в истории. М., 1990-2000; Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. Под ред. Ю.Л.Бессмертного. М., 1996; Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Под ред. Ю.Л.Бессмертного и М.А.Бойцова. 1996.-М., 1997.
15 следует выделить монографию Б.Н.Миронова1. Ее ценность заключается как в богатстве конкретно-исторического материала, так и в теоретико-методологическом обосновании подходов к изучению нашей темы. Также уместно отметить обобщающий труд «Урал в панораме XX век». В ряде глав и очерков этой книги уделяется специальное внимание бытовым проблемам как частного, так и общего характера. Несмотря на что, что объем информации об уровне гигиены в уральских городах, качестве жилья, способах проведения досуга небольшой, но, тем не менее, нам хотелось бы подчеркнуть тенденцию: описание жизни становится более многосторонним2.
Продолжаются исследования по истории отдельных уральских городов. Следует отметить в этой связи, что города в этих книгах описываются уже как пространства комфортные для повседневной жизни: работы, проживания, получения образования, перемещения, проведения свободного времени. Городская жизнь показана через деятельность отдельных людей. Отметим лишь некоторые, наиболее актуальные для нашей темы3.
Важными для нас представляются работы, которые рассматривают развитие городов с точки зрения отдельных демографических и экономиче
1 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX вв.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. ТТ. 1-2. СПб., 1999.
Урал в панораме XX века. - Екатеринбург, 2000.
250 лет Перми. Материалы науч. конференции. Пермь, 1973; Пермский край. Краеведческий сборник. Пермь, 1992; Екатеринбург. Исторические очерки (1723-1998). Екатеринбург, 1998; Пермские губернаторы. Пермь, 1996; Пермь XIX-XX вв. Фотоальбом. Пермь, 1996.
16 ских процессов1. Они углубляют наше знание о связи этих процессов с изменениями в представлениях, принятых стандартах поведения, способах заработка и т.д.
В последнее десятилетие было продолжено изучение традиционной культуры Урала. Эти исследования позволяют проследить развитие и глубже понять влияние обычаев крестьян на городской образ жизни2.
Ряд работ из них посвящен изучению жизни отдельных категорий населения социальных групп, их характеристике с точки зрения жизненных ценностей и установок . В них описаны основные демографические процессы, прослежено возникновение и развитие характерных для индустриального общества демографических феноменов: профессиональная заболеваемость, новых демографических представлениях и поведении.
В некоторых книгах религиозные, деловые, культурные и нравственно-этические традиции представлены в конкретных образах людей делового
1 Алферова Е.Ю. Социально-экономическое развитие городов Урала в 60-90 гг. XIX в. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Свердловск, 1991; Байда Е.В. Потребительский рынок Урала в начале XX в. Автореф. дисс. канд ист наук. Екатеринбург, 1993; Макашина Л.П.
Русская реклама. Отечественная практика. (1703-1918). Уч. Пособие. Екатеринбург, 1995.
2 ^
Миненко Н.А., Рабцевич В.В. Ьраво и обычай в крестьянской семье (Урал и Сибирь в XVIII-XIX вв.). Челябинск, 1998; Традиционная культура русского крестьянства Урала ХУП1-Х1Х вв. Екатеринбург, 1996. о
Корнилов Г.Е. Рабочая семья на Урале в конце 19 - нач. 20 в.: труд, быт, воспитание детей (историко-этнографический экскурс) // Трудовой коллектив и семья: реализация активной социальной политики. Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. С.97-103; Голикова С.В. Семья горнозаводского населения Урала XVIII-XIX веков: демографические процессы и традиции. Екатеринбург: УрО РАН, 2001.
17 мира1. Эти издания раскрывают предпринимательскую, общественную и благотворительную деятельности купцов и предпринимателей.
Отдельные аспекты городской жизни Урала изучалась историками медицины, журналистики, искусства. Ими было показано развитие в крае просвещения, литературы, науки, искусства, что расширяет наши представления об общественном быте горожан . о
В новом издании "Очерки русской культуры XIX века" была предпринята попытка дать широкую картину социокультурного состояния и развития русского города на протяжении целого века. Широкая панорама культурной жизни города позволяет выявить общие и особенные черты культуры столичного и провинциального городов.
Попытке реконструировать жизнь Петербурга столетней давности посвящена одна из сравнительно новых книг4. В ней рассказывается об изменении архитектурного облика города в связи с расцветом модерна, о быте различных слоев городского населения, о событиях литературной и художест
1 Баяндина Н.П. Пермь купеческая. Пермь, 1997; Байдин В.И. Эволюция социально-культурного и бытового облика верхушки уральской буржуазии в конце XVII - начале XX в. // Преподавание истории в школе, 1998. № 6. С. 18-23; Сапоговская J1.B. Частная золотопромышленность России на рубеже XIX-XX вв. Екатеринбург, 1998; Агеев С.С., Микитюк В.П. Рязановы - купцы екатеринбургские. Екатеринбург, 1998.
Павлов В.А. Очерки истории журналистики Урала. Т.2, кн. 2: (1880-1890 гг.). Екатеринбург, 1997; Селезнева В.Т. Очерки по истории медицины в Пермской губернии. Пермь, 1997; Костерина-Азарян А.Б. Театральная старина Урала (Отв. ред. Черкасова А.С.). Екатеринбург, 1998; Пирогова Е.П. Из прошлого уральских библиотек (конец XIX -первая треть XX вв.). Екатеринбург, 1998.
3 Очерки русской культуры XIX века. Т.1. Общественно-культурная среда. М., 1998.
4 Муравьева И.А. Век модерна: панорама столичной жизни. Т.1. СПб., 2001.
18 венной жизни. Авторы задались целью представить себе сохраненных фотографиями мигов жизни, увидеть подлинное лицо забытой повседневности.
Столичной жизни, в частности, различного рода развлечениям и их влиянию на всю остальную территорию страны посвящены работы, Алян-ского Ю., Лотмана Ю.М., Похлебкина В.В., Романова П.В.1 Эти книги отличает особая манера написания скорее историко-литературного характера. Подобный культурологический стиль присущ и публицистическим книгам л
А.Гениса и П.Вайля . Для их героя - человека нового времени - город есть главная точка приложения своих творческих сил. Именно это место связывает воедино интеллектуальные, эмоциональные явления с материальной средой. Такой нерасчлененный взгляд на географию, кухню, искусство нам представляется очень интересным и нужным для изучения сложных явлений как город.
Изменение общих условий в стране повлияло и на работы философского и социологического плана, имеющие методологическое значение для выработки авторского подхода к изучаемой проблематике. В трудах общефилософского характера даются трактовки основных понятий и категорий, таких, в частности, как предметный и телесный мир человека, здоровый образ жизни, соотношение пространства и заполняющих его вещей3. Все это вписано в
1 Алянский Ю. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПБ., 1996; Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. СПб., 1996; Похлебкин В.В. Кулинарный словарь. М., 1999; Романов П.В. Застольная история государства Российского СПб., 2000.
2 Вайль П. Гений места. М., 2001; Генис А. Билет в Китай. С.-Пб., 2001.
3 Хан Я.Г. Вещь в системе культуры (философско-социологический анализ). Дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1983; Кирсанова Л.Н. Нагота и одежда: к проблеме телесности в европейской культуре // Ступени, 1991, № 1. С.; Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991; Норенков С.В. Человек и предметный мир: архитекто
19 общую систему культуры. В этих работах справедливо подчеркивается, что все эти явления нельзя изолировать от человеческих отношений, идеологических установок и моральных норм. В равной мере от социальных отношений и внутренних установок зависит поддержание здоровья, вещественное наполнение жизненного пространства, проведение свободного времени, являющихся неотъемлемой частью понятия быт1.
По-новому стали рассматривать в 90-е годы XX в. и тему городского образа жизни. Больше внимания стали отводить изучению процессам мобильности и способам адаптации населения к условиям городской среды, увеличения разнообразных социальных связей и т.п2.
В работах современных исследователей не только русского, но и западноевропейского города, сложился подход к изучению города, который учитывает полифункциональность города, постоянные сочетания в нем функций экономических с административными и культурными. Отличительной чертой исследования городских процессов представителями различных нический принцип и его реализация. Дисс. док. филос. наук. Екатеринбург, 1992; Серова И.А. Антропософия здоровья: тело и дух. Дисс докт. филос. наук. Екатериинбург, 1992; Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности. Дисс. докт. филос. наук. Екатеринбург, 1994; Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995; Кон И.С. Мужское тело как эротический объект // Человек, 2000, № 6. С. 26-40; Он же. Этикет, мода, политика, идеология // Человек, 2001, №5. С.63-78.
1 См.: Жигульский К. Праздник и культура. Пер. с польского. М., 1985; Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 1986; Романова И.Е. Досуг как общечеловеческий феномен. Дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995.
Образ жизни населения крупного города: опыт комплексного социального исследования (Под ред. А.С.Пашкова). Л., 1988; Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль (Под ред. В.И.Добренкова). М., 1994; Заборова Е.Н. Горожанин в городе. Екатеринбург, 1996.
20 наук (экономических, технических, гуманитарных) можно считать признание факта взаимозависимости любых городских явлений и процессов. В научной литературе превалируют публикации, анализирующие город как систему. Различные авторы выделяют такие компоненты в организме города, как естественно-природную, материально-вещную, социальную и духовную среду1. Психологическим аспектам городской жизнедеятельности также стали уделять определенное внимание2.
Работы искусствоведов, касающиеся вопросов стилистического оформления пространства улиц или внутренних помещений городских построек, также дополняют наши представления о быте и менталитете гороО жан. Книги подобного плана рассматривают стилевые особенности различных эпох, развитие соответствующих отраслей художественной промышленности, основные способы производства и обработки художественных изделий, определяющих отчасти их форму.
Неотъемлемой частью любой культуры являются одежда и механизмы ее смены. Внешний облик человека, господствующая на данный историче
1 Более подробно см.: Антощук JI.K., Безменова Т.В. Культурологическая концепция города // Проблемы и тенденции развития Верхнекамского региона: история, культура, экономика. Мат-лыресп. научно-практической конференции. г.Березники, 1992.
Хренов Н. Образы города в истории. Психологический аспект смены парадигмы // Общественные науки современность, 1995, № 6. С. 150-161; Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. М., 1996. о
Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1988; Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989; Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера: от античности до наших дней. М., 1990; Русский модерн. (Е.А.Борисова, Г.Ю.Стернин). М., 1990; Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. М., 1997; Аникст М., Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн 1880-1917. М., 1997.
21 ский период мода всегда выступают важным источником изучения более общих сторон человеческой жизни: экономических, социальных, культурных и т.д. Поэтому книги, посвященные моде, в той или иной мере ее исследующие вызывают интерес1.
Вместе с тем, несмотря на явный рост интереса историков России к бытовым проблемам горожан, она остается мало изученной. И если жизни столиц или европейским городам уделяется относительно много внимания в крупных работах, то жизнь дореволюционной уральской провинции описана на наш взгляд недостаточно. Тем не менее, и здесь происходят определенные сдвиги. В частности, стоит отметить вышедший в Екатеринбурге сборник работ «Уральский город XVIII- начала XX в.: история повседневности»2.
Подводя итоги историографического анализа, можно сказать, что российскими историками в достаточной мере были изучены отдельные стороны городской жизни, ее связь с традиционным крестьянским укладом. В большей мере, кончено же, изучен общественный быт. Если же говорить о домашнем быте, формах и способах использования свободного времени горожанами Урала, в частности, Пермской губернии в конце XIX-XX вв., то в изучении этой темы сделаны лишь первые шаги.
Поэтому на наш взгляд остаются определенные пробелы в области исследования организации домашней бытовой сферы, связанной с повсе
1 Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре 18-первой половине 20 в. (Опыт энциклопедии). М., 1995; Горбачева JI.M. Костюм XX века. От Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996; Пармон Ф.М. Композиция костюма. М, 1997; Мода. Век модельеров. 1900-1999. Отв. ред. Зелинг Ш., 2000.
Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В., Миненко Н.А., Мосунова.Т.П. Уральский город XVIII - начала XX в.: история повседневности. Екатеринбург, 2001.
22 дневной жизнью горожан. Изучение, по всей видимости, следует начинать с самых основных проблем, с которыми сталкивается человек в своей жизни: уход за телом, организация своего жизненного пространства, распределение своего времени по занятиям. Эти бытовые проблемы должны быть рассмотрены в контексте глобальных изменений происходивших в конце XIX - начале XX в. в России вообще и на Урале в частности. Модернизационный переход заключался в ускоренном процессе урбанизации, внедрении новых технологий, опору на рационализм во всех сферах жизни. Естественно, что все эти процессы имели свои региональные особенности, которые следует учитывать.
Методологические основы и методы исследования определены в соответствии с авторским пониманием глобальных тенденций общественного развития, а также целей и задач данной диссертационной работы. В их основе лежит принцип историзма, предполагающий изучение социальных явлений и институтов в процессе развития, исключающий архаизацию настоящего и модернизацию прошлого.
При решении исследовательских задач автор опирался на концептуальные положения теории модернизации. В соответствии с ней общество на определенном этапе своего развития претерпевает глубокие изменения. Они проявляются во всех сферах общественной жизни:
- в экономике широкое применение находят технологии, основанные на использовании научного (рационального) знания; стремительно развиваются рынки товаров, капиталов, труда, услуг; наблюдается высокая специализация рабочей силы;
23
- в социальной сфере происходит урбанизация общества; четкое функциональное распределение людей и социальных институтов по видам деятельности; усложняется социальная структура населения, повышение социальной мобильности; замена иерархической подчиненности и вертикальной зависимости отношениями равноправного партнерства, построенными на базе взаимного интереса; глубокие перемены в повседневной жизни людей -обезличивание обыденных отношений между ними, уменьшение их зависимости от пола, возраста, социального происхождения;
- в области политики завершается образование национальных или федеративных государственных образований; происходит демократизация общества; устанавливается преимущественно правовое регулирование политических процессов; разделение властей и бюрократизация государственного управления;
- в культурной и интеллектуальной сферах наблюдаются дифференциация ценностных ориентаций; секуляризация образования и распространение грамотности; рационализация представлений об окружающем мире и о себе, рост самосознания личности, распространение ценностей индивидуализма, готовность к переменам, отказ от поведения в соответствии с традициями1.
Такое понимание критериев модернизации позволяет интерпретировать ее сущность как переход от традиционного к индустриальному обществу, выделить этапы и оценить региональную динамику российской модерни
1 См.: Алексеев В.В., Побережников И.В. Модернизационная перспектива: проблемы и подходы // Опыт российских модернизаций ХУП1-ХХ века. М.'.Наука, 2000, С. 19-20
24 зации1. Особенно важным для изучения предмета нашего исследования представляется вытекающий отсюда тезис о столкновении традиций и новаций в социокультурной сфере. Это противостояние отнюдь не исключает их тесного, порой причудливого переплетения в реальной жизни. Однако, в конечном счете, культура «модернити» с ее рационализмом и сциентизмом, идеями социального равенства, культом вещного богатства, потребительским отношением к окружающей среде, готовностью к переменам занимает доминирующие позиции. Тем не менее, очевидно, что реликты традиционного сознания и поведения сохраняются (пусть и в модифицированном виде) во всех сферах общественной жизни, оказывая на нее заметное влияние.
Культурный уклад «модернити» формировался в России иначе, чем в западноевропейских странах. Если в последних он - естественный продукт цивилизационного развития, то в России его в значительной мере насаждали «сверху». В силу этого обстоятельства новый уклад долгое время существовал в составе отечественной культуры как инородное тело. И только с появлением массового социального субъекта, органически восприимчивого к его ценностям, он получил надежный источник развития. Это как раз произошло в рассматриваемый нами период.
Вместе с тем, было бы неверно считать, что модернизация начинается с преобразований техники и технологии производства, с перемен в экономических отношениях, а затем охватывает социальную сферу, политику, право, См.: Красильщиков В.А. Модернизация в России на пороге XXI века // Вопросы философии, 1993. № 7. С. 40-57; Алексеев В.В., Побережников И.В. Волны российских модернизаций // Опыт российских модернизаций XVIII-XX века. М., 2000. С. 50-72; Зубков К.И., Алексеев В.В., Побережников И.В. Региональная динамика модернизации // Там же. С. 117-128 и др.
25 культуру, идеологию, обыденное сознание. Все эти сферы общественной жизни, с одной стороны имеют собственную логику развития, а с другой -оказывают сильное взаимное влияние. В частности, сдвиги в общественном сознании являются не менее значимым источником перемен, чем экономика и политика.
Методологический подход, позволяющий учесть это обстоятельство и используемый в настоящем диссертационном исследовании, впервые в развернутом виде был сформулирован историками французской школы «Анналы». Они обратили внимание на необходимость специального изучения «истории ментальностей», ввели само понятие «менталитет». Последний рассматривался как «система образов и представлений, различная у различных социальных групп и страт, которой они руководствуются в своем поведении и в которой выражено их представление о мире в целом и их собственном месте в этом мире»1. Причем менталитет определялся как связующее звено между развитием материальной цивилизации и социальной жизни, с одной стороны, и поведением индивида - с другой.
Такое понимание открывает возможность изучения прошлого в единстве и взаимодействии всех сторон жизни людей: от бытовых деталей до политических пристрастий, позволяет включить «способ мышления, чувствования, присущий людям данной социальной и культурной общности, в объективный процесс их истории»2. В результате, в центре научного поиска оказывается повседневная жизнь человека с ее буднями и праздниками, домаш
1 Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 года // Одиссей. Человек в истории. 1991. М., 1991. С. 52.
Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии, 1988. № 1. С. 57.
26 ним бытом и внутрисемейными отношениями, материальными основами и вещной средой.
Однако ее изучение, открывающее новые возможности для реконструкции прошлого, требуют адекватного исследовательского инструментария. Только традиционными историческими методами проблемы не решить. Необходимо найти способы досконального изучения вещного мира, окружающего человека в повседневной жизни. Дело в том, что в нашем бытовом окружении существует множество вещей. Через них мы заявляем о себе миру. Цвет, силуэт, пропорции, фактура материала может и должна рассказать не только, что собой представляет сама вещь, для чего изготовлена, но и для кого предназначена, какой человек ею пользуется, каков его духовный мир и ценностные ориентации1. Иначе говоря, изучение повседневной жизни, прежде всего бытовой сферы, требует междисциплинарного подхода, использования наряду с традиционными методами исторического анализа (сравнительно-историческим, историко-генетическим) специализированных искусствоведческих методов (типологический, семиотический, архитектурно-функциональный) и методов исторической психологии (историко-психологической реконструкции). Все они в той или иной мере использованы в настоящем диссертационном исследовании.
Объектом исследования в данной диссертации является быт городского населения Пермской губернии в конце XIX - начале XX вв. Нормы и ценности городского быта, его предметно-пространственная структура и содержание являются важнейшим компонентом образа жизни. В них тесно переплетаются традиции и новации, обычаи и мода. Будучи производными от
1 См. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995. С. 7.
27 уровня и особенностей общественно-экономического развития, они, в свою очередь, являются важнейшими факторами поддержания социальной стабильности и общественного прогресса.
Предмет исследования - изменения в быту горожан Пермской губернии, происходившие на рубеже XIX-XX вв. и их связь с ускорением процесса модернизации российского общества. Мы разделяем точку зрения, согласно которой быт является частью повседневной жизни, отличной от профессиональной, производственной, официальной деятельности людей. Зачастую его отождествляют с домашним бытом. Однако наряду с последним существует и общественный быт1.
Хотя бытовая сфера по большей мере слабо формализована, все же можно дать общую схему того, что принято к ней относить. Одно из основных бытовых занятий - домашний труд, семейное обслуживание, уход за собой. Эта деятельность протекает в среде обитания, формируемой человеком в соответствии со своими представлениями и возможностями. Как правило, она отождествляется с домашним бытом. Вторая составляющая бытовой сферы - воспитание детей и семейное общение. Эта сфера меньше всех связана с собственно материально-вещной средой. Она скорее зависит от принятых или культивируемых ценностей внутрисемейных отношений (супружеская и родительская любовь, уважение, дружба и взаимопонимание, взаимная помощь в домашних делах и т.д.). Третий компонент бытовых
См.: Краткий словарь по социологии. М., 1989. С. 21-22; Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. С. 70.
28 занятий - досуговая деятельность. Она включает: развлечения, потребление различной информации, занятия физкультурой и спортом, общение с природой, увлечения и пр.
Действуя в этих сферах, люди руководствуются так называемым здравым смыслом. Это обыденное сознание складывается исторически и представляет собой организованную систему сведений о предметах внешнего мира, о человеке, правилах общежития и повседневной производственно-бытовой деятельности. Эти сведения хранятся, трансформируются и передаются в структурах повседневной деятельности и удовлетворяет стереотипные, стандартные для данного общества, класса или группы потребности1.
Другим словами быт - это совокупность периодически повторяющихся, обыденных видов жизнедеятельности, регулируемых принятыми нормами и ценностями, традициями и обычаями, составляющими часть культуры общества. Но в периоды модернизации традиционные социальные регуляторы теряют свою ведущую роль. Их начинает теснить феномен моды. «В моде институциональные аспекты подчинены стихийно формирующимся тенденциям социокультурной инновации и массового отбора соперничающих культурных образцов. Внимательный наблюдатель, зная значение различных символов, может по господствующей «моде» определить явные и латентные ценности, господствующие в обществе»1.
Многообразие сторон, охватываемых понятием «быт» столь велико, что трудно дать полную картину даже важнейших из них. Поэтому нами избраны наименее изученные аспекты бытовой деятельности: уход за телом,
1 Кантор К. Трагичное восхождение к свободе // Тысячеглазый Аргус. М., 1990. С.
29 организация среды обитания, занятия в свободное от работы время. Причем внимание акцентируется на происходивших здесь изменениях, на содержании и характере нововведений, масштабах и механизме их распространения в городских сообществах в целом.
Такое видение предмета исследования позволило сформулировать цель настоящей диссертационной работы. Она заключается в выявлении и анализе изменений, происходивших в быту горожан Пермской губернии в конце XIX - начале XX вв. в ходе модернизационного преобразования российского общества.
В соответствии с этой целью и учетом ограничений, обозначенных при определении предмета исследования, в работе были поставлены и решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать региональные особенности модернизационного процесса в уральском регионе на рубеже XIX-XX вв. как главной движущей силы изменений, происходивших в то время в общественной жизни;
2. Выявить основные тенденции в развитии городов и городских сообществ Пермской губернии, оценить их воздействие на образ жизни горожан;
3. Показать содержание и масштабы нововведений в сфере домашнего быта, раскрыть их связь с изменениями ценностных ориентаций;
4. Охарактеризовать специфику нового отношения к свободному времени и связанные с этим сдвиги в структуре и содержании досуга;
5. Доказать большие эвристические возможности использования нетрадиционных источников для исторической реконструкции бытовой сферы.
1 Гофман А.Б. Мода и люди. М.: Наука, 1994. С.34.
30
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 80-х годов XIX в. до 1914 г. Это время является относительно самостоятельным этапом в истории российского общества. Его начальная грань связана с ускорением процесса модернизации, что обернулось зримыми переменами во всех сферах общественной жизни. Индустриализация и урбанизация, повышение социальной мобильности, рост образовательного и культурного уровня, распространение средств массовой информации вели к трансформации господствующего до того времени образа жизни. Особенно активно процесс перехода к индустриальному обществу протекал в городах, являвшихся «локомотивами» модернизационных изменений. В них наиболее динамично менялся жизненный уклад населения, его повседневный быт. Города Урала и, в частности, Пермской губернии не составляли какого-либо исключения. Эта поступательная модернизация жизненного уклада, носившая преимущественно эволюционный характер, была нарушена первой мировой войной, которая и является верхней границей исследования.
Территориальные рамки исследования включают в себя пределы дореволюционной Пермской губернии, применительно к современности - это территория Пермской, Свердловской и отчасти Курганской областей. К началу XX в. в ее составе было 12 уездов: Пермский, Верхотурский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Красноуфимский, Кунгурский, Осин-ский, Оханский, Соликамский, Чердынский, Шадринский.
Для всесторонней характеристики изменений, происходивших в бытовой сфере горожан, выявления отдельных аспектов и нюансов потребовалось привлечь значительный массив исторических источников. Традиционным для исторического исследования является использование различного рода
31 письменных источников. Их объем для нашей работы не столь велик, хотя и весьма существенный. В настоящей работе к ним относятся материалы справочного характера. В них входят различного рода календари, справочники и Памятные книжки. Среди статистических изданий прежде всего следует выделить следующие: «Город Екатеринбург. Сборник историко-статистических и справочных сведений по городу» (1889), «Весь Екатеринбург и горнопромышленный Урал. Торгово-промышленный справочник» (1911, 1912), «Екатеринбург и Урал. Торгово-Промышленный справочник» (1914). Эти источники содержат сведения о численности и составе населения, жилищном фонде, благоустройстве территории, состоянии общественного питания и т.д.
Ценные данные содержат материалы демографического учета населения. Для этих целей были использованы результаты первой всеобщей переписи населения 1897 г., однодневной переписи в городе Екатеринбурге (1889), данные переписи по городам России в 1904 г. эти материалы позволяют проследить особенности социально-экономического и демографического развития региона, состав населения по имеющимся доходам и занятиям.
Значительный интерес и больше научное значение при исследовании городского быта того времени представляет изучение периодической печати. В этой группе источников исследованы материалы местной и губернской печати, общероссийские журналы. В настоящей работе наиболее часто используются: «Екатеринбургская неделя», «Уральский край», «Голос Урала», «Ир-битский ярмарочный листок», а также литературно-иллюстративные приложения к некоторым из них. Указанные источники дают представление о хронике событий повседневной жизни, дают динамику отдельных явлений куль
32 туры. В них также имеются различного рода статьи, очерки, зарисовки, отражающие особенности быта горожан. Важный и интересный материал дают фельетоны, анекдоты, литературные рассказы. Бытовая сфера в них присутствует подспудно, являясь лишь фоном происходивших событий, что делает подобные заметки незаменимым источником.
Помимо хроники губернской жизни местная печать знакомит нас с рекламой, которая для нас представляет особенный интерес. Рекламная проблематика начала XX в. (предметы быта, гигиены, одежда, парфюмерия и т.д.) красноречиво говорит об экономической ^страны, об адресности издания J и самой рекламы. Потребителями рекламы были состоятельные господа, с устойчивым доходом, с не консервативным, но респектабельным вкусом. «В период 1908-1913 года - время расцвета русской рекламы, - коммерческой, деловой.^ Биржевой, рекламы услуг, предложений о труде, театральной, медицинской, женской. Был наработан богатейший опыт организации рекламного дела, подачи рекламного текста, рекламного дизайна, традиции формировании слоганов, выработки фирменных знаков и т.п.»1. В рекламе в той или иной форме находят отражения самые разные проявления бытия. В первую очередь объявления позволяют представить ассортимент товаров и услуг, использовавшийся в повседневной жизни. Но кроме этого она позволяет восстановить образ мыслей людей, способы и формы организации их мышления, доминирующие в обществе представления и эстетические нормы.
Газеты и журналы во многом отражают идеальные явления, навязанные извне, то, что "должно". Они, по выражению Баткина Л.М., представля
1 Макашина Л.П. Русская реклама. Отечественная практика. (1703-1918). Учебн пособ. Екатеринбург, 1995. С. 17.
33 ют "идеальный тип", который и есть "интерес эпохи.1" Хотя многие реальные горожане могли не соглашаться или быть вообще против этих нововведений. Иногда, видимо, стоит удовлетвориться лишь констатацией сосуществования каких-то явлений во времени, но воздержаться от установления зависимостей между ними.
Архивные материалы личного характера показывают частные детали, отношение авторов к происходящим явлениям. Таковыми являются фотоальбомы с подписями, приглашения и другие бумаги личного характера, хранящиеся в фондах Государственного архива Свердловской области и его ирбитского филиала, Государственного архива Пермской области.
Быт тесно связан с материально-вещным окружением человека, поэтому второй значительной группой источников являются вещественные памятники из коллекций музеев Свердловской и Пермской областей. Нами изучены коллекции тканей, фарфора, мебели, самоваров в пермской художественной галерее, собрания одежды в Пермском краеведческом музее, выставочная экспозиция Ирбитского краеведческого музея. Информацию по этой же теме несут фотографии из различных музейных и архивных фондов, в том числе Музея города Екатеринбурга. Фотографии начала XX века воочию показывают нам одежду, интерьеры или отдельные варианты мебели или предметов быта того периода.
Различные открытки, репродукции, фотографии, рисунки, шрифты, предметы декоративно-прикладного искусства из названных музейных коллекций объединяются в группу источников изобразительного характера. В
1 Баткин JI.M. Два способа изучать культуру // Вопросы философии, 1986. № 12
С.104
34 них обращает на себя внимание композиция, графика линий, цвет, перспектива. К этому же типу источника относятся иллюстрации в модных журналах, а также бытовые карандашные зарисовки в личных альбомах.
Хочется в данном случае обратить внимание на перемену в иерархии источников: для изучения изменений, происходящих в быту и представлениях людей важны в первую очередь не официальные документы, а материалы, несущие личностный отпечаток, такие как личные вещи. Решающую роль при этом стали играть не только отбор материалов, но и угол зрения историка. Информация ментального характера редко фиксируется в источниках непосредственно и специально.
Источники, используемые в повседневной жизни, дают наибольшую возможность для реконструкции ее особенностей. Предметное бытие культуры является ее центральным слоем, т.к. предметы, отделившись от процесса их породившего, предоставляют возможность вновь их воспринимать и изучать. В культуре, как и в обществе, материальность сохраняет свое базовое значение. Люди при всей своей высокой духовности вынуждены обеспечивать свое материальное бытие, свое физическое существование, но способы этого оказываются уже не биологическими, а культурными.
Человеческое тело также объединяет в себе два начала: природное и культурное. С вхождением тела в культуру оно обретает "потребительскую стоимость", т.е. способность удовлетворять разнообразные практические потребности, рождающиеся в культурном бытии людей; таково здоровье, поскольку он обеспечивает не саму физическую жизнь, а работоспособность человека и его способность к полноценному общению с другими людьми.
35
Практическое функционирование тела в культуре с самого начала таит возможность его превращения в носителя различных социальных значений, различных типов информации; так тело человека становилось материальной основой особого языка культуры, приобретая семиотические свойства. "Границы, размеры телесности человека не совпадают с телом человека, телесность охватывает большее пространство, включая предметно-вещные границы и явления сознания — традиции, предрассудки, планы, потребности и пр.1"
Одним из разрешенных обществом вариантом репрезентации тела является костюм. Поэтому одежда является неисчерпаемым источником изучения быта любой эпохи. Под пристальным взглядом исследователя раскрываются вкусы, представления, желания человека определенной исторической эпохи, расшифровываются знаки цвета и формы. Характер материалов, силуэт. Удобство одежды говорят о технологии, образе пространства, скорости передвижения его носителя, степени свободы.
Подобно человеческому телу, вещь является природно-материальным и культурным объектом. Первая роль, в которой вещь выступает в культуре, — потребительская стоимость, способность вещи удовлетворять определенные практические потребности людей. Эти последние являются не только чисто биологическими, но и окультуренными. Кроме этого полезная вещь становится носителем социальной информации, т.к. на ее потребительскую стоимость наслаивались ценностные смыслы.
В период индустриализации в связи с изменениями общественных отношений, характера общественного производства и общественного потреб
1 Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. С.7.
36 ления, усложнения жизни вообще, а быта в частности, стал развиваться процесс дифференциации функции вещи в связи с распадом изначально единой материально-художественной деятельности. Этот процесс вел к поляризации и все более дробной спецификации разных функций вещи, обусловленных той или иной ее ролью в культуре. Полезная вещь практически утратила ритуально-священный характер, а красивая вещь все чаще представала как абсолютно бесполезная — как чистое украшение.
Хотя процесс этот протекал крайне неравномерно — в городской культуре гораздо более последовательно, чем в крестьянской, — его направленность была повсеместной и универсальной. Несмотря на распад исходной полифункциональности, материальная вещь остается носителем богатейшей информации. Используя своеобразный язык через цвет, силуэт, пропорции, фактуру, данная вещь может рассказать не только, что она собой представляет, для чего изготовлена, но и для кого она создана, какой человек должен ею пользоваться. Форма не изображая человека, создает его образ — человек определенной эпохи, культуры, национальной принадлежности, социального состояния и душевного склада. Индивидуальные мотивации выбора комплекса вещей отражают уровень реализации творческих возможностей (их наличие) каждого отдельного человека в повседневной жизни.
К выше сказанному можно добавить лишь то, что в нашем бытовом окружении уживается множество функционально разобщенных вещей и лишь человек, исходя их своих потребностей, заставляет их сосуществовать вместе. При этом тенденция такова, чтобы не искать разрешения этой несвязности, а просто отвечать на новые потребности все новыми вещами. "В результате каждая вещь, прибавляясь к уже существующим, отвечает своей
37 собственной функции, зато противоречит единству целого, а бывает даже, что одновременно и отвечает и противоречит своей же функции.1"
Наше столь пристальное внимание вещественным и изобразительным источникам еще объясняется и следующим обстоятельством. Если вербальные исторические источники могут быть идеологизированы, как правило подчинены какой-то внешней идее, подвержены цензуре при создании, то материальное окружение "среднего" человека с бытовым самосознанием в подавляющем большинстве случаев не обременено подобным грузом.
Анализ материально-вещной среды, несущей скрытую информацию, помогает более полно оценить глубину происходящих изменений в обществе. В такие периоды вещь одновременно несет черты предыдущего периода, но уже заметны некоторые новые элементы. В частности, развитие промышленного производства, машинной индустрии привело к изменениям как в облике человека, так и окружающем его городском пространстве.
Таким образом, костюм горожан, их предметно-вещная среда, стилевые особенности оформления интерьеров и внешнего пространства улиц города являются весомым источником изучения быта горожан в начале XX в. Анализ состава и характера источников показывает, что качество и объем документальных материалов и других видов источников достаточны для научно-исторического обобщения.
Научная новизна исследования заключается как в постановке, так и в решении проблемы конкретно-исторического изучения быта горожан. Изменение в бытовой сфере рассматриваются в комплексе с социально-экономическими преобразованиями и соответствующими сдвигами в общественном сознании, происходившими на одном их важнейших этапов мо
1 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С.7
38 дернизации российского общества. Для решения поставленных задач используются не только исторические, но искусствоведческие методы, методы исторической психологии. Наряду с письменными источниками анализируются разнообразные вещественные памятники из коллекций музеев.
В диссертации впервые:
- исследовано влияние процесса модернизации российского общества на быт жителей городов Пермской губернии в конце XIX - нач. XX вв., прослежены изменения в их отношении к своему здоровью, внешнему облику, питанию;
- охарактеризованы нововведения в организации жизненного пространства, составе и функциях предметов повседневного обихода;
- показаны новые явления в проведении досуга, выразившиеся в увеличении времени, отводимого на поддержание здоровья и хорошей физической формы, повышение образовательного и общекультурного уровня; прослежена зависимость изменений в сфере домашнего быта и времепровождении от растущего распространения таких характерных для буржуазного образа жизни норм поведения как рационализм, индивидуализм, стремление к вещному богатству, готовность к переменам, следование моде.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также иллюстративные приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Изменения ментальности городского населения российской провинции в конце XIX - начале XX века2006 год, кандидат исторических наук Бушмаков, Андрей Валентинович
Эволюция южно-уральского города: 1900-1914 годы2004 год, кандидат исторических наук Раева, Татьяна Витальевна
Повседневная жизнь провинциального купечества (на материалах губерний Урала дореформенного периода)2011 год, доктор исторических наук Банникова, Елена Вадимовна
Методика исторического анализа европейского костюма конца XIX - начала XX вв. по фотоматериалам Урала и Сибири2007 год, кандидат исторических наук Фефилова, Людмила Юрьевна
Город и городское население Пермского Прикамья второй половины XIX в. в социальном, культурном и этническом измерениях2010 год, кандидат исторических наук Козлова, Вероника Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Яхно, Ольга Николаевна
Заключение
Отечественная историография на протяжении многих лет и, следует признать, довольно успешно изучала объективную сторону исторического процесса, т.е. течение истории с точки зрения политико-экономических законов функционирования общественного базиса. В этой связи проблема «человека в повседневной жизни» оставалась втором плане теоретических и историографических интересов. Однако каждое историческое явление должно рассматриваться в двух планах: объективном (как факт исторического бытия) и субъективном (как факт общественного сознания).
В таком случае человек с его мыслями, чувствами, интересами, поведением и присущим ему вещным миром не менее значим для изучения, чем глобальные экономические и социально-политические тенденции и процессы. Особенно важно это учитывать при исторической реконструкции периодов бурных общественных преобразований.
Рубеж конца XIX - начала XX вв. вполне можно отнести к таковым как для России в целом, так и для Урала в частности. Край уверенно продвигался по капиталистическому пути. И хотя регион обладал определенной спецификой, он в целом шел в общероссийском русле. В этот период произошли заметные изменения в сознании и поведении людей, на сцену вышли совершенно новые действующие лица и персонажи. Наиболее рельефно подобные перемены проявлялись в городах, прежде всего крупных, являвшихся главной движущей силой модернизационного процесса. Пермь и Екатеринбург дают наглядное тому подтверждение. Именно здесь в первую очередь укоренялись буржуазные ценности: рационализм, индивидуализм, успешность.
164
Культ потребления, готовность к постоянным переменам, феномен моды оказывали растущее влияние на поведение людей, их домашний быт и досуг.
Эти изменения хорошо прослеживаются при анализе быта горожан Пермской губернии. Конечно, характерные черты нового образа жизни у различных социальных слоев проявлялись в различной степени. Это зависело от многих факторов: социального статуса, рода занятий, уровня образования и т.д. В шкале их ценностей все большее место, независимо от материального достатка и социального положения, занимают здоровье, образование, комфорт. Это отразилось в уходе за телом, одежде горожан. Общим становится стремление к простоте, удобству, практичности.
Согласно этой шкале унаследованные навыки и стереотипы мышления уже не играли былой роли. Опыт предшествующих поколений перестал рассматриваться как непреходящая ценность, оттесняясь опытом прижизненным. А для получения собственного опыта необходимо здоровье, образование, активность и возможность реализовать свой потенциал. Здоровье стало экономическим фактором, условием выживания, а не только символом благополучия семьи. Хотя известно, что символом благополучия могли быть и «модные» болезни. Требование сочетания гигиены и эстетики в новых моделях белья, одежды для спорта и путешествий и новой легкой мебели свидетельствовало о большей мобильности горожан по сравнению с прежним периодом, ускорении темпа и ритма их жизни. Гигиеническая косметика стала необходимой частью туалета как женщин, так и большинства мужчин служащих или имеющих свое дело.
Знатный господин, - отмечал Й. Хейзинга стал серьезным человеком. В своем платье он уже более не играет романтического героя. В мужском костюме исчезают элементы декоративности, пропадают светлые краски. В про
165 цессе нивелирования и стагнации мужского костюма отразилась перестройка духа и общества. Столь же многозначительные процессы затронули и женское платье в его стремлении к простоте и удобству. Облик и поведение женщин становились более практичны, демократичны, рациональны и свободны.
Возможности косметики и медицины, а также требования времени, изменили представления о возрасте. Из языка исчезает понятие "пожилые люди", что красноречиво свидетельствует о происходящей перестройке. В периоды перемен актуализируются черты, присущие юному возрасту: готовность меняться и менять окружающий мир под свои представления и требования.
Анализ таких существенных сторон повседневной жизни, как жилище и предметы домашнего обихода, свидетельствовали об общей нивелировке быта различных городских слоев. К женщине в городе стали предъявлять общие требования социальной и профессиональной активности, «разумности» и рациональности. Новые модные стандарты выступали как регуляторы поведения женщин в новой социальной практике и мужчин в отношении меняющейся роли женщины. Расширение сферы занятий горожан и их дробное материальное окружение выступали в качестве знака новых реалий наступившего XX в.
Явно прослеживается единая тенденция увеличения количества вещей в различных помещениях городского дома. Наряду с массовым фабричным производством вещей идет развитие промышленного дизайна, определяя единый стиль в различных сферах. Помимо собственно интерьерных вещей или одежды, он все большее влияние оказывает влияние на женские (впро
166 чем, и мужские) рукоделия, определяя новые орнаменты и формы бытовых мелочей.
Примером нового ощущения хода времени является расширение сети бытовых услуг. В нее можно включить магазины готового платья, растущее число ресторанов и пивных, прачечных и химчисток, телефонов и гостиниц. Жизненное пространство не только является свидетельством определенной системы ценностей, различных культурных представлений, но и заставляет жителей менять свое поведение, стратегию принятия решений в том числе и в области семейного общения и проведения свободного времени. Это привело к появлению такого понятия как досуг. Его стали специально планировать, используя по больше части для развлечения, поддержания здоровья или расширения кругозора.
В представлениях людей именно города, а крупные центры в наибольшей мере, были воплощением огромного выбора возможностей для каждого, своеобразной моделью праздника. На протяжении многовековой истории страны он всегда опирался на традиции, но при этом менял свою форму, приспосабливаясь к условиям своего времени.
Во многих случаях заимствования новинок было весьма поверхностным. В обиход входили различные фабричные изделия, что могло не менять всего жизненного уклада. Традиционный интерьер мог быть украшен фотографиями, соседствуя с образами лубка. Такое «соседство» свидетельствовало о сложности восприятия новых веяний, создавало предпосылки столкновения в повседневной жизни различных культурных ориентаций, в том числе и на уровне отдельных личностей.
167
Большинство новых черт существовало лишь как тенденция, но ведь по пути модернизации на очередном этапе Россия шла всего около 50 лет. У М.Вебера для описания нового состояния общественного сознания можно взять термин "расколдованной" культуры. Период рубежа XIX-XX веков был своеобразной попыткой пересечь границу "заколдованного" и "расколдованного" миров. Действительно, доминантами культурного процесса становились общественная польза, тяга к образованию и научное суждение. Это последнее распространялось и на режим и рацион питания, воспитание детей, проведение досуга, внутрисемейное общение.
Рационализм и утилитаризм лишили повседневные вещи и понятия прежней магии, начался процесс десакрализации культуры. Но эгоистический расчет не смог преодолеть священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Рубеж веков отличался отсутствием жесткой регламентации в следовании стереотипам, что в свою очередь породило смешение стилей. Каждый отдельный человек получил право и возможность индивидуального выбора, в том числе и внешних атрибутов желаемого для себя образа. Эта тенденция была прервана. В начале века страна не завершила процесс модернизационных преобразований, иначе в бытовом сознании уже бы превалировали трезвое, прозаическое понятие пользы и идеал мещанского благополучия. В конфликте между новациями и традициями верх одержал «культурный консерватизм», выразившийся в революционной реакции на слишком быстрые перемены на уровне повседневной жизни и неспособности многих адаптироваться к новым условиям.
168
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Яхно, Ольга Николаевна, 2002 год
1. Источники1. Справочные издания
2. Весь Екатеринбург и горнопромышленный Урал. Торгово-промышленный справочник. Екатеринбург, 1912.
3. Город Екатеринбург: Сборник историко-статистических и справочных сведений по городу. Екатеринбург, 1889.
4. Города России в 1904. Пермская губ. СПб, 1906. Женская энциклопедия. М., Т.1. 1915.
5. Коломийцева Н. Общедоступный и вкусный стол. Переизд. 1875 г. Екатеринбург: «МИКС», 1992,- 200 с.
6. Первая всеобщая перепись населения Россйиской империи. 1897 г. T.XXXI. Пермская губ. СПб, 1904.
7. Уральский торгово-промышленный адрес-календарь. Пермь, 1915.1. Газеты
8. Голос Урала, 1912. Екатеринбургская неделя, 1888-1896.
9. Зауральский край, 1912-1915.1. Ирбитская жизнь 1914.
10. Ирбитский ярмарочный листок, 1893.1. Наши дни, 1912.1. Слово Урала, 1908.
11. Пермская жизнь, 1915- 1916.
12. Пермская земская неделя, 1908. Урал, 1908.
13. Уральская жизнь, 1902-1914. Уральский край, 1906-1911.1. Журналы1. Белый цветок, 1914.1. Дамский мир, 1912-1915.1. Женщина, 1908.1. Журнал для женщин, 1916.
14. Журнал для хозяек и женская жизнь, 1914.
15. Иностранная литература, 1901. № 6.
16. Мозаика «Нового мира». М.:Спб., 1904.1. Наша пища, 1891.
17. Новь-Хозяйка дома: Мода и домоводство, 1901. Новый журнал для всех, 1909.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.