История архитектурного образования в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кольстет, Людмила Анатольевна

  • Кольстет, Людмила Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Кольстет, Людмила Анатольевна. История архитектурного образования в России: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 2007. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кольстет, Людмила Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX В. ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.

1.1. Архитектурное ремесло и источники научения ему в Древней

Руси. (Х-XVII вв.).

1.2. Становление архитектурного образования в России (XVIII в.).

1.3. Архитектурное образование в России (XIX в.).

Выводы по I главе.

ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В

ПЕРИОД XX - НАЧАЛА XXI В.

2.1. Ведущие школы отечественного архитектурного образования.

2.2. Основные центры довузовского архитектурно-художественного воспитания и развития личности.

2.3. Довузовская архитектурно-художественная подготовка к обучению в архитектурном вузе.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История архитектурного образования в России»

Актуальность исследования. Реформирование Российского образования предъявляет ряд новых требований к его содержанию. В контексте идей гуманизации и гуманитаризации возрастает роль и значение исторического знания, которое представляет собой социокультурное звено, неразрывно связывающее современное состояние образования с многовековым историческим опытом. Ю. Лотман отмечал: «История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее». В наше время проблема изучения истории является приоритетной во всех областях научного знания, в т.ч. и в архитектурном образовании. Обращаясь к ней, ученые пытаются понять настоящее.

Данное исследование содержит материал системного историко-педагогического анализа этапов становления и оформления архитектурного образования в нашей стране в процессе развития архитектурно-педагогической мысли и истории образования. История архитектурного образования представлена как часть историко-педагогического знания и архитектурно-педагогической деятельности по научению архитектурному мастерству, начиная со времен Древней Руси X-XI вв., и до ведущих школ архитектурного образования в России на рубеже XX-XXI вв.

Современная стратегическая доктрина прогресса передовых стран базируется на концепции всемерного развития человеческого потенциала. По мере перехода от индустриального общества, развитие которого основано на преимущественном использовании человека как квалифицированной рабочей силы, к постиндустриальному обществу акцент в архитектурном образовании переносится на создание условий для культурного и интеллектуального развития творческой личности. Центром внимания становятся не средства обучения, а саморазвивающаяся личность.

Положение стран в современном мире все в большей степени определяется их интеллектуальным потенциалом. Сегодня соперничество архитектурных школ все более сдвигается в область соревнования национальных систем архитектурного образования. Как заметил Г.Уэльс: «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». Роль архитектурного образования непрерывно растет, становится предметом различных исследований: социологических, психологических, культурологических и др.

В педагогическом аспекте архитектурное образование представлено идеями и деятельностью различных авторов.

В аспекте исторического становления и развития архитектурных образовательных учреждений большой вклад внесли теоретики и практики архитектурного образования.

В XVIII в. - М.П. Аврамов, И. Адольский, В.И. Баженов, А.Н. Бакарев, И.И. Бецкой, Джакомо Бароцци да Виньола, князь Долгорукий, И.В. Еготов, П.М. Еропкин, Жан-Батист Валлен-Деламот, М.Г. Земцов, М.Ф. Казаков, П.Н. Кожин, И.К. Коробов, Ж.Б. Леблон, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов, П. Никитин, И.С. Саблуков, Д.В.Ухтомский, И.И. Шувалов и др.

В XIX в. - Н.Н.Буяльский, П.С. Валуев, А.Г. Венецианов, Ф.А. Козен, К.А. Макаров, А.Д. Надежин, А.П. Сапожников, С.Г. Строганов, А.В. Ступин, Ф.Ф. Чуриков, барон Штиглиц и др.

В XX в. проблемам архитектурного образования посвящен ряд фундаментальных исследований по:

• теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности - Б.Г. Бархин, М.Г. Бархин, Ю.П. Волчок, М.Я. Гинсбург, А.Л. Дембич, И.В. Желтовский, К.В. Кудряшов, А.Э. Коротковский, А.П. Кудрявцев, И.Г. Лежава, С.А. Малахов, Н.Ф. Метленков, Н.А. Нечаев, И.С. Николаев, Е.С. Пронин, А.В. Степанов, Д.Л. Мелодинский, А.А. Тиц, С.О. Хан-Магомедов и др.;

• научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики - Е.Д. Белоусов, В. Гропиус, А.В. Иконников, В.И. Иовлев, А.Э. Коротковский, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, И.В. Ламцов, В.И. Мальгин, Л.В. Марц, Д.Л. Мелодинский, А.А. Нестеренко,

A.С. Никольский, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, А.В.Степанов, М.А. Туркус,

B.Р. Усов, С.О. Хан-Магомедов, О.В. Чернышов и др.;

• архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях - И.М. Абаева, О.А. Бармаш, З.В. Жилкина, В.И. Кирпичев, М.Т.Козлов, А.Э. Коротковский, Д.Л. Мелодинский, Н.Ф. Метленков, Е.Б. Новикова, А.В. Степанов, И.В. Топчий, Т.А. Ушакова, Н.П. Чуваргина и др.;

• аспектам становления и развития отдельных архитектурно-художественных учреждений - А.В. Бадяло, Б.Г. Бархин, Э. Белюгин, Р.Н. Блашкевич, Ф.И. Гринберг, Н.А. Дмитриева, Л.И. Иванова-Веэн, Н. Молева, А.И. Опочинская, С.О. Хан-Магомедов, Г.Черкасов и др.

Проблемы художественного образования, косвенно связанные с архитектурной подготовкой, представлены в трудах классиков отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической мысли:

• с точки зрения развития творческих сил и эстетического воспитания - Р. Бретон, А. Дистервег, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.;

• исследованиями в области художественно-творческой деятельности -А.В. Бакушинский, Бернес, П.П. Блонский, B.C. Воронков, Г.А. Гиппиус, Д. Дьюи, С.Ф. Жуйков, Е. Ильин, А.П. Сапожников, В. Рутман, Левенштейн, З.И. Калмыкова, Г. Кершенштейнер, Клапаред, X. Колоцца, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М. Махмутов, Э. Мейман, В. Оконь, К. Риччи, С.Т.Шацкий, П.И. Швырков, Ф.И. Шмит и др.;

• в области психологии творчества - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В. Вундт, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Ф. Гартвиг, В.В. Давыдов, Д.Д. Давыдов, Дике, И.Ф. Добрынин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, П.И.

Зинченко, Э.В .Ильенков, Т.А. Ильина, Е.И. Игнатьев, И.С. Кон, B.C. Кузин, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Ломброзо, Н.А. Менчинская, И.И. Непомнящая, Н.Н. Нечаев, Ю. Полуянов, Н. Ростовцев, Н.Ф. Талызина, Шинн, Е. Шорохов, В. Штерн, В. Щербаков, Д.Б. Эльконин и др.

Проблемы архитектуры и архитектурного образования находятся в центре внимания международных общественных и профессиональных организаций. Они представлены в Хартии Международного Союза архитекторов (МСА) и ЮНЕСКО «Об образовании архитекторов», принятой на XIX Международном конгрессе МСА в Барселоне в 1996 г. и в ее пересмотренной версии в 2005 г.; в «Докладе президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации» Российской академии архитектуры и строительных наук в 2006 г.; в международной программе ЮНЕСКО «Всемирное природное и культурное наследие в руках молодых» и в программе МСА «Архитекторы в школе», направленных на воспитание творческой личности, участвующей в художественном преобразовании окружающей среды и бережно относящейся к памятникам культуры.

Вопросы непрерывного архитектурного образования регулярно рассматриваются на международных фестивалях «Зодчество», проводимых Союзом Архитекторов с 1993 г. в Москве, а также на ежегодных международных смотрах дипломных проектов архитектурно-дизайнерских школ (Ростов-на-Дону, 2005 г.; Казань, 2006 г.), были предметом обсуждения на совместной конференции деканов архитектурных школ Германии и России (Веймар, 2005 г.).

С 1990 г. проблематика довузовского и вузовского архитектурного образования стоит в центре внимания Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и проблемной научно-исследовательской лаборатории развития архитектурного образования Министерства образования и науки РФ. Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности явилось тематикой «Круглого стола» общего собрания РААСН в г. Воронеже в 2005 г.

Анализ степени разработанности вопроса показал, что все исследования по отдельным частным вопросам и краткие исторические экскурсы в области архитектурного образования не носили системного характера, они не воссоздают целостной картины развития архитектурного образования в России и не представлены как часть образовательной системы в едином историко-педагогическом процессе. В них недостаточно четко обозначена историческая динамика развития основных компонентов системы архитектурного образования, это развитие не выделяется из контекста истории архитектуры в целом. Данное обстоятельство создает существенный пробел в осознании архитектурно-художественного образования как педагогического явления.

Проблема исследования связана с тем, что:

• история архитектурного образования в профессиональном архитектурном сообществе рассматривается, прежде всего, в контексте истории архитектуры (стилей, школ навыков и традиций), а не в рамках общей истории образования;

• систематизированная целостная картина архитектурного образования практически не нашла своего отражения в научных педагогических исследованиях. В научных трудах представлены отдельные традиционные, исторически сложившиеся архитектурные центры Москвы, Петербурга и не исследованы молодые региональные школы, появившиеся во второй половине XX в. и этап довузовской подготовки в системе непрерывного отечественного архитектурного образования;

• в истории остались примеры авторских школ, в которых прогрессивные архитекторы-педагоги удачно совмещали профессиональную проектную деятельность с педагогической. Включение современных архитекторов-практиков в педагогический процесс очень низкое из-за большой занятости в проектной практической деятельности, связанной с отсутствием у них педагогического образования и необходимых знаний в области архитектурной педагогики. В то же время для проведения занятий в творческом учебном процессе все более востребован архитектор-педагог;

• архитектурное образование как область педагогики развивается крайне медленно в силу дефицита теоретических научно-педагогических разработок, с позиций которых можно рассматривать тенденции и перспективы отечественного архитектурного образования. Ученые степени преподавателям архитектурных вузов присуждаются не в сфере архитектурного образования высшей школы, а в области специальностей, профессионалами в которой они являются по базовому образованию.

Всем вышеизложенным определяется актуальность и выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: архитектурное образование в России.

Предмет исследования: исторический процесс становления и развития системы отечественного архитектурного образования.

Хронологические рамки исследования: начиная со времен Древней Руси (X-XI вв.) до начала XXI в. включительно.

Цель исследования: разработать целостную историко-педагогическую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного прогресса.

Приступая к исследованию, мы исходим из следующих гипотетических предположений:

1. История архитектурного образования может рассматривается как часть культурно-образовательных процессов в России в соответствии с принятой хронологией и периодизацией истории российского образования.

2. Воссоздание исторического процесса становления и развития отечественного архитектурного образования возможно на основе историко-педагогического анализа, направленного на выявление исторической динамики взаимодействия архитектурной практики и форм архитектурного образования.

3. Состояние архитектурного образования определялось научнотехническими, социально-экономическими, культурно-образовательными особенностями конкретного исторического времени.

4. Развитие отечественного архитектурного образования связано с преодолением ряда противоречий между социальным заказом, техническими возможностями, уровнем развития педагогической мысли, образовательной практики и государственной политики в области образования и архитектуры.

В соответствии с объектом, предметом и целью были сформулированы основные задачи исследования:

• выявить и проанализировать источники и формы научения зодчеству в Древней Руси;

• проанализировать основные тенденции, внешние и внутренние факторы, способствующие становлению систематизированного архитектурного образования на основе регулярного учебного процесса в XVIII в.;

• исследовать состояние архитектурного образования в XIX в.;

• рассмотреть ситуацию в архитектурном образовании в XX в.;

• раскрыть исходные предпосылки регионализации архитектурного образования в конце XX в.;

• определить место и функции довузовской подготовки в системе отечественного архитектурного образования.

Методологическую основу исследования составили: принцип историзма в историко-педагогическом познании; основания логико-исторического подхода к анализу развития образовательных систем и образовательного процесса; системный подход в исследовании образования, позволяющий преодолеть обычное расчлененное рассмотрение образовательной реальности и анализировать ее целостно, во всей ее сложности и взаимообусловленности, дающей возможность исследовать процесс становления и развития системы образования в ее органических «внешних» взаимосвязях с развитием общества как макросистемы и в глубинных «внутренних» взаимосвязях и взаимозависимостях ее различных структурных компонентов; положения диалектики и теории образования о ведущей роли социальных условий в развитии педагогического процесса, о взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических процессов, об опережающем развитии образования, о соотношении государственных и общественных факторов в этом развитии, о важности познания прошлого в интересах современной образовательной практики и др.

Теоретическую основу исследования составили научно-теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах: по теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности - Б.Г. Бархин, А.Э. Коротковский, Н.Ф. Метленков, А.В. Степанов, А.А. Тиц, С.О. Хан-Магомедов и др.; по научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики - В. Гропиус, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, И.В. Ламцов, Д.Л. Мелодинский, А.В. Степанов, М.А. Туркус и др.; по архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях - И.М. Абаева, З.В. Жилкина, В.И. Кирпичев, Д.Л. Мелодинский, Н.Ф. Метленков, И.В. Топчий, Н.П. Чуваргина и др.; по аспектам становления и развития отдельных архитектурно-художественных учреждений - Б.Г. Бархин, Р.Н. Блашкевич, Л.И. Иванова-Веэн, С.О. Хан-Магомедов и др.; по теории художественного творчества и эстетического воспитания - Л.С. Выготский, П.П. Блонский, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, С.Т. Шацкий и др.

Источниковую базу исследования составили монографии специалистов в области архитектурного образования, истории педагогики и образования; научные труды архитекторов, искусствоведов и историков, посвященные изучаемым нами периодам архитектурного образования и архитектурным учебным заведениям; фундаментальные работы и статьи классиков и современных теоретиков педагогики и психологии; официальные документы (постановления, правительственные решения, приказы); диссертационные исследования; психологическая, учебно-методическая, публицистическая литература, учебные программы и альбомы творческих работ; опыт образовательной деятельности архитектурных вузов России.

Методы исследования, используемые в диссертации, в целом характерны для исторических и историко-педагогических работ, в частности для работ по истории образования: описание и объяснение, теоретический сравнительно-исторический анализ и синтез, обобщение, интерпретация, систематизация, периодизация исторического материала; историко-генетический и историко-типологический методы; метод актуализации, нацеленный на выделение и анализ исторических явлений и фактов, знание которых способно обогатить современную теорию и практику образования, содействовать решению современных проблем развития архитектурного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась адекватностью подбора методов поставленным задачам исследования, комплексным анализом изучаемых процессов, явлений и фактов, существенным расширением традиционного круга источников по истории архитектурного образования, их периодизацией и сравнением данных из различных источников, непротиворечивостью выводов и оценок исторической реальности.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• архитектурное образование выведено из контекста истории архитектуры и представлено как самостоятельная область историко-педагогического и историко-образовательного знания;

• представлена целостная история архитектурного образования с древнейших времен по рубеж XX-XXI вв.;

• определены особенности архитектурного образования на каждом из выделенных исторических этапов его развития;

• в педагогический оборот введены материалы и данные о педагогической деятельности и вкладе российских архитекторов и художников в архитектурное образование.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

• определены противоречия, которые явились движущими факторами развития архитектурного образования на различных этапах его становления. Выделены перспективные пути развития архитектурного образования на общей гуманитарной основе;

• определена историческая динамика развития образовательных учреждений архитектурного образования;

• выявлены функции и содержание работы системы довузовской подготовки в непрерывном архитектурном образовании;

• выявлены тенденции развития и специфика региональных архитектурных школ России конца XX в. - начала XXI в.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

• изложенная в систематизированном виде история архитектурного образования может существенно обогатить идеями и фактами содержание учебных курсов теории и истории образования и истории архитектурного образования в частности в педагогических и архитектурных вузах;

• результаты, представленных в диссертации историко-педагогических сведений о путях и этапах развития архитектурного образования могут быть использованы на уровнях довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. Исследование содержит ценный материал для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов, для лиц, получающих специализацию в области архитектурной педагогики;

• результаты проведенного исследования объясняют особенности различных моделей архитектурных школ и могут быть использованы в ходе решения современных проблем теории и практики архитектурного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психолого-педагогических и лингвистических основ архитектурно-художественного образования Института архитектуры и искусств ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» и региональных семинарах и совещаниях по проблемам архитектурного образования (2000, 2001, 2002 гг.). Отдельные вопросы исследования рассматривались на семинарах для педагогов архитектурно-художественного и культурологического цикла архитектурных студий и общеобразовательных школ, проводимых в рамках ежегодного международного фестиваля «Зодчество» в Москве (2002,2003 гг.).

Идеи и результаты исследования получили отражение в учебном пособии с грифом УМО по архитектурному образованию Министерства образования и науки РФ; в статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, («Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», 2001; «Научная мысль Кавказа», 2001); тезисах докладов и выступлениях автора на конференциях по актуальным проблемам архитектурного образования (Ростов-на-Дону, 1998, 2000, 2002, 2003, 2006; Новосибирск, 1999, 2001; Самара, 2004); на ЮжноРоссийских психолого-педагогических чтениях (Ставрополь, 2001, Ростов-на-Дону, 2003); на Международных конференциях и симпозиумах (Таганрог, 1998; Сочи, 2000; Ростов-на-Дону, 2004); на научно-методических конференциях вузов Северного Кавказа (Новочеркасск, 1998); на международной конференции по инновациям в системе непрерывного образования (Челябинск, 2003).

Материалы исследования используются в лекционных курсах «Основы архитектурной педагогики» для магистрантов, для студентов в процессе освоения дополнительной квалификации «Преподаватель» и в системе довузовской архитектурно-художественной подготовки Института архитектуры и искусств (ИАрхИ), положены в основу авторского курса «Основы архитектурно-художественного творчества» для профильных классов общеобразовательных школ.

Основные этапы исследования:

1. 1997 - 1999 гг. - установочный этап, определение исходных методологических и теоретических позиций исследования, необходимого круга источников, подбор адекватных методов исследования, сбор основной содержательной информации.

2. 2000 - 2004 гг. - накопительно-аналитический этап, систематизация основного содержания, апробация материалов исследования в публикациях и выступлениях.

3. 2005 - 2006 гг. - обобщающий этап. Оформление текста диссертации, внедрение материалов исследования в образовательную практику.

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционными формами подготовки каменных дел мастеров в Древней Руси (X-XVII вв.) являлись: передача практических навыков по наследству в артельно-ремесленных объединениях; в иконописных мастерских; к концу XVII в. - в государственных учреждениях. Мастерство зодчих формировалось под влиянием отечественных и зарубежных направлений (школ). Моделью для ремесленно-трудового подхода в образовании послужила итальянская образовательная система корпоративного, цехового обучения.

2. Архитектурная деятельность на основе чертежа и моделей, выполненных в масштабе, потребовала подготовки в области математики, геометрии, черчения, рисунка, что поставило архитектурное образование в XVIII в. на основу регулярного учебного процесса. В российском архитектурном образовании получают направление две школы - российская ремесленно-трудового обучения (Оружейная канцелярия, Канцелярия от строений, «Художественный департамент при Академии наук) и европейская (франко-итальянская) знаниево-академическая модель образования (Петербургская Академия художеств). Первым опытом в развитии архитектурного образования на основе регулярного учебного процесса были отечественные школы-команды при известных русских архитекторах. Русские педагоги-архитекторы удачно сочетают европейскую знаниево-академическую модель образования с практическими навыками, получаемыми учениками при работе в действующих строительных командах.

3. В XIX в. российское архитектурное образование перестраивается под стандарты прусской непрерывной знаниево-академической модели с сильной научно-технической линией в подготовке. В конце века ведущими центрами архитектурной подготовки в России становятся Москва и Санкт-Петербург. Промышленному зодчеству и массовому строительству требовался универсальный тип специалиста инженера-архитектора. Архитектурную подготовку в стране ведут разнопрофильные учебные заведения художественно-композиционной и научно-технической направленности.

4. В XX в. произошло изменение формообразовательной парадигмы, отразившееся на характере архитектурного образования: пространство выдвигается как основное средство деятельности архитектора, возникает диспропорция между инженерной и композиционно-художественной составляющими архитектурного образования. Диспропорции в художественном и техническом развитии будущих архитекторов преодолеваются к концу XX в. на общей гуманитарной основе. Процесс обучения приобретает системный характер.

5. На рубеже II и III тысячелетий помимо исторически сложившихся столичных архитектурных вузов более 40 разнопрофильных вузов в России осуществляют подготовку архитекторов. Сложившаяся сеть региональных архитектурных вузов и факультетов свидетельствует о регионализации архитектурного образования и формировании региональных архитектурных школ.

6. Отечественное архитектурное образование исторически сложилось как непрерывное. В Древней Руси дети постигали основы зодчества в совместном труде со взрослыми мастерами в строительных артелях. В XVIII в. наряду с изучением архитектурного ремесла разновозрастными детьми в школах-командах, открывается возможность предварительной подготовки малолетних учащихся с 5-6 лет в Воспитательном училище с художественным уклоном при Академии художеств в Петербурге. В XIX в. с возрастанием требований к общеобразовательному уровню абитуриентов при Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве открывается общеобразовательное отделение для учащихся с 12 до 20 лет. Функцию предварительной подготовки выполняют также художественные школы, частные студии и курсы. В XX в. сложились два основных направления предварительной подготовки: довузовская архитектурно-художественная подготовка (рабфак, подготовительные отделения, подготовительные курсы) и довузовское архитектурно-художественное образование (архитектурно-художественные студии, архитектурные классы профильных общеобразовательных школ при архитектурных вузах).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кольстет, Людмила Анатольевна

Выводы по II главе

На основании всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что современное состояние архитектурного образования в России тесно связано с предыдущими этапами его развития. В начале XX в. центрами профессионального образования архитекторов являются Петербург и Москва. К этому времени в архитектурном образовании сформировались две линии: художественно-композиционная (Академия художеств в Петербурге, Училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановское художественно-промышленное училище в Москве) и научно-техническая (Институт гражданских инженеров в Петербурге, Императорское техническое училище и строительные курсы в Москве).

Научно-технический прогресс раздвинул горизонты познаний в области строительных материалов, методов конструирования. Революционные события 1917 г. в России добавили социальные аргументы - возникли нетрадиционные архитектурные задачи, выдвигаемые новыми представлениями о социалистическом обществе, быте, формах общения, условиях труда. Таким образом, универсальный тип специалиста (инженера-архитектора) по проектированию всех типов сооружений был востребован временем. Отмечается важнейший факт все возрастающего проникновения инженерии в область архитектуры и отказ от традиционных архитектурных форм, на которых строилась концепция академизма. Наступил период, когда «искусство» все более уступало свои позиции «науке». Академическая школа, существующая в России с XVIII в., не в состоянии была готовить специалистов, способных решать текущие жизненные задачи. Потребовались радикальные изменения системы художественного воспитания архитекторов. Расширение учебной программы только за счет технических дисциплин, которые мало согласовывались с теорией архитектурных форм, не способствовало выходу из кризиса. Была потеряна связь между художественным решением формы и функционально-конструктивной логикой

В 20-е гг. XX в. российская архитектурная школа оставляют глубокий след в истории архитектурного образования, оцененный всей мировой общественностью. На Основном отделении Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), обязательном для всех профильных факультетов, впервые разрабатываются базовые пропедевтические курсы, которые изменили содержание, формы и методы обучения архитекторов. Взамен академических догм - построения композиции на основе ордерных канонов, оторванных от жизненных запросов, базой обучения становятся не только общие, специальные и технические дисциплины, но и художественные, содержанием которых служат результаты научно-теоретических изысканий в области художественной формы и композиции. Впервые пространственный фактор архитектуры был положен в основу архитектурной пропедевтики как вводного этапа в обучении подготавливаемого специалиста. На первом этапе обучения архитектурному мастерству ведущим содержательным материалом и методическим средством служит объемно-пространственная композиция - формообразующие эксперименты в макете или графике, которые не были связана напрямую с проектированием и строительством конкретных сооружений. Акцент в изучении абстрактной композиции перемещается с продукта композиции на ее создание. Внедряются современные методы развивающего обучения, повышается творческое начало, происходит переход от пассивного штудирования классических образцов к практической композиционно-поисковой работе.

Только начиная с 60-х гг. в Московском архитектурном институте (МАРХИ) возобновляется курс архитектурной пропедевтики, начало которому было положено в 20-е гг. В 70-80-е гг. в МАРХИ разрабатывается перспективная модель архитектурного образования, соединившая теоретическое и практическое направления на основе комплексного метода в ходе архитектурного проектирования как стержневой дисциплины. Научные и технические знания, полученные порознь, интегрируются в архитектурной творческой деятельности, происходит их взаимное и комплексное проникновение. Процесс обучения приобретает системный характер.

В целом, анализируя историю архитектурного образования за советский период можно прийти к выводу, что развитие архитектурного образования характеризуется маятниковыми колебаниями. В результате возникает диспропорция в научном, художественном или техническом развитии будущего архитектора, обучение подчиняется требованиям практики сегодняшнего дня.

На рубеже XX-XXI вв. постепенно начинает преодолеваться противостояние художественно-композиционной и научно-технической направленности в образовании на общей гуманитарной основе. Процесс обучения и воспитания ориентируется на всестороннее формирование архитектора как гармонически развитого специалиста-профессионала и социально-активной личности.

В начале XXI в. подготовку архитекторов в России осуществляют более 40 разнообразных вузов. В их числе: специализированные архитектурные вузы, .зхитектурно-строительные вузы, художественные вузы, государственные университеты, сельскохозяйственные вузы, технические и технологические вузы.

Таким образом, сложилась сеть архитектурных вузов и факультетов, которые одновременно являются региональными культурными центрами. Региональные архитектурные школы имеют свои особенности интеграции художественно-композиционной и научно-технической подготовки. Они лучше отражают потребности и специфику региона, учитывают изменившуюся экономическую обстановку и требования регионов, расширяют перечень творческих профессий.

В свете грядущих реформ архитектурная общественность приходит к выводу, что систему отечественного архитектурного образования надо не разрушать, подменяя ее англо-американской системой, которая позволяет перевести почти все образование на самоокупаемость. Необходимо максимально сохранить свои лидирующие позиции в методике и теории и перестраиваться по-своему. При этом последующие поколения архитекторов должны знать о вкладе российской архитектурной школы в мировую историю архитектурного образования. Появилась необходимость в сохранении диалога поколений.

Профессия архитектора все более нуждается и в понимающем диалоге с заказчиком архитектуры - обществом. Следовательно, и общество должно стать архитектурно-образованным. Открытость и креативность становятся характерными чертами архитектурного образования на современном этапе. Изменения затрагивают всю систему архитектурного образования, в том числе и довузовскую.

В конце XX в. сложились два основных направления допрофессиональной подготовки: довузовская архитектурно-художественная подготовка и довузовское архитектурно-художественное образование.

Довузовская архитектурно-художественная подготовка состояла преимущественно из внутривузовских структур: Рабфака, подготовительных курсов, подготовительных отделений и основной своей целью имела подготовку абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Ко второй половине XX в. все эти структуры довузовской подготовки и рекламно-информационная система довузовской профориентационной работы оказались недостаточными. Все более ощутимым стал кризис в системе пополнения архитектурных вузов подготовленными абитуриентами. На новом этапе потребовался научный подход к переосмыслению довузовской подготовки - для выявления и развития способностей учащихся в области визуальной культуры появилась необходимость в системе непрерывного архитектурно-художественного воспитания и образования.

В отличие от довузовской архитектурно-художественной подготовки довузовское архитектурно-художественное образование (архитектурно-художественные студии, архитектурные классы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий) не было нацелено только на поступление в вуз и сосредотачивается на развитие личности в области визуальной культуры средствами архитектуры и дизайна. Студии, сложившиеся при отделениях Союза архитекторов России, становятся первыми центрами архитектурно-художественного воспитания и развития личности.

Высокая графическая культура, характерная для академической школы, предусматривала в качестве вступительных испытаний в архитектурный вуз -рисунок и черчение. Однако эти предметы развивали только репродуктивное мышление учащихся. Педагогами, психологами, теоретиками и практиками архитектурного образования XX в. было доказано, что для архитектора важна другая психологическая характеристика профессионального сознания -пространственное мышление и пространственное воображение. При формировании у учащихся визуальной культуры акцент переносится на изучение теоретических пропедевтических понятий и категорий из области объемно-пространственной композиции.

Основываясь на принципе диалектического единства общего и особенного, в обучении и воспитании детей, для овладения деятельностью были выделены общие и специальные свойства личности учащегося, которые необходимо развивать на этапе довузовского архитектурно-художественного образования: специальные (пространственное мышление, зрительная память, способность к конструированию и воплощению своих идей в материализованной форме -макете, комбинаторные способности); общие (развитие творческого воображения и фантазии, обобщающие умственные действия - способность к анализу и синтезу различных признаков объектов и явлений, развитие образно-логического мышления, целенаправленность действий, умение довести работу до конца, воспитание способности к самореализации и саморазвитию). Достижение поставленных целей и задач осуществляется благодаря поэтапному формированию умственных действий, учитывая перспективные парадигмы образования - акмеологическую и аутодидактическую. Сотрудничество учителя и учеников строятся на демократической основе. Педагог-архитектор выступает интегратором всех художественных дисциплин.

Деятельность педагогов-архитекторов способствовала утверждению в сознании мысли о том, что педагогические усилия должны быть направлены как на развитие специальных психологических качеств учащихся, так и на повышение их грамотности и образованности в целом. Работа студии ЭДАС и школы-искусств СТАРТ строится на попытке решить разные образовательные задачи методами искусства, используя межпредметную интеграцию.

Визуальная культура учащихся, развиваясь в единстве с их познавательной деятельностью сегодня составляет социокультурную и профессиональную проблему всего мира, все это предполагает, по мнению ЮНЕСКО и Международного союза архитекторов, необходимость введения вопросов, связанных с архитектурой и окружением, в школьную программу как часть общекультурного образования. В конце XX в. в структуру архитектурного образования включаются специализированные школы, гимназии, лицеи, в которых предметы архитектурно-художественного цикла включаются в расписания занятий. Архитектурное образование приобретает все более непрерывный и целостный характер. В настоящее время можно выделить четыре уровня архитектурного образования: дошкольное образование (детские сады), начальное школьное образование (начальные классы), неполное среднее школьное образование (средние классы), среднее школьное образование (старшие классы). Такие системы существуют при высших архитектурных школах, которые осуществляют методическое обеспечение учебного процесса всех структурных подразделений. В качестве принципа построения отношений «школа-вуз» положены системные закономерности. С искусством и архитектурой связана идея обновления педагогики в целом. Искусство дает принципиально новые образовательные подходы в преподавании всех общеобразовательных дисциплин творчески как в искусстве.

148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, охватывая своими хронологическими рамками период с Древней Руси до рубежа XX-XXI вв., позволяет прийти к следующим основным выводам:

1. В Древней Руси (X-XVII вв.) моделью для подготовки архитектурных кадров послужила итальянская система корпоративного цехового обучения. Знания передавались по наследству при совместной работе ученика и мастера в артельно-ремесленных объединениях. С появлением чертежа здания в натуральную величину на строительной площадке потребовались другие знания и умения. Начинают обучать первых чертежников в иконописных мастерских, а позднее в XVII в. в государственных учреждениях.

2. Европизация России в XVIII в. приводит к появлению типового чертежа для массовых построек. Это отражается на архитектурной образовательной практике в рамках двух школ - российской (ремесленно-трудовая) и европейской (знаниево-академическая), которые удачно сочетаются в школах-командах на основе регулярного учебного процесса при ведущих русских архитекторах.

3. Академия художеств в Петербурге во второй половине XVIII в. реализовала стандарты франко-итальянской (знаниево-академической) модели образования с преобладанием рисунка, живописи, скульптуры и черчения.

4. В архитектурном образовании XIX в. преобладает немецкая знаниевая модель, ориентированная на универсальный тип специалиста инженера-архитектора для промышленного зодчества и массового гражданского строительства. На рубеже ХГХ-ХХ вв. архитектурную подготовку ведут разнопрофильные учебные заведения художественно-композиционной и научно-технической направленности.

5. В XX в. диспропорции в художественном, научном и техническом развитии будущих архитекторов начинают преодолеваться за счет новых научно-педагогических взглядов на практику подготовки архитектурных кадров: в начале XX в. пространственный фактор архитектуры выдвигается в основу программной стратегии обучения архитектурному творчеству; в 60-х гг. вводный пропедевтический курс, начало которому было положено в 20-е гг., рассматривается как целостная система о методах обучения архитектурной профессии на основе творческой композиционно-поисковой работы на абстрактные темы; в 70-80-е гг. комплексный курс архитектурного проектирования как основная творческая дисциплина интегрирует в себе отдельные теоретические и практические дисциплины; в конце XX в. весь комплекс дисциплин художественно-композиционной и научно-технической направленности объединяется на гуманитарной основе подготовки архитектора-профессионала, интеллигента и социально-активной личности.

6. Региональные архитектурные школы (вузы и факультеты), появившиеся в конце XX в., учитывают исторический опыт ведущих архитектурных школ страны Москвы и Петербурга, имеют свои особенности интеграции художественно-композиционной и научно-технической подготовки, более доступны абитуриентам, отражают потребности и специфику региона, расширяют перечень сопутствующих архитектуре творческих дизайнерских и художественных профессий.

7. Реформирование российского архитектурного образования на рубеже II-III тысячелетий связано с переходом с традиционной системы непрерывного отечественного образования (довузовского, вузовского и послевузовского) на англо-американскую ступенчатую (бакалавр-магистр). Научные исследования, ведущиеся в этом направлении, стремятся максимально сохранить накопленный опыт в методике и теории, в области комплексного проектирования и организации системы непрерывного образования.

8. Рассмотренные в диссертации этапы развития довузовской подготовки неразрывно связаны с этапами становления профессионального архитектурного образования. Понятие «довузовская подготовка» обозначало как период отсутствия высших архитектурных учебных заведений, так и предварительную подготовку к получению высшего профессионального образования с появлением вузов.

9. Современная система довузовской архитектурной подготовки сложилась к концу XX в. и представлена двумя основными направлениями: довузовская архитектурно-художественная подготовка (рабфак, подготовительные курсы, подготовительные отделения) направлена на подготовку к вступительным экзаменам в вуз и довузоское архитектурно-художественное образование (архитектурные студии, профильные архитектурные классы общеобразовательных школ при архитектурных вузах), которое сосредотачивается на развитии творческой личности средствами архитектуры и дизайна.

10. Отечественная система непрерывного архитектурного образования тесно связана с культурно-историческими этапами становления общества и носит эволюционный характер. С архитектурой (искусством) связана идея новой педагогической парадигмы творческого отношения к преподаванию всех дисциплин и к окружающей действительности.

Мы отдаем себе отчет в том, что история отечественного архитектурного образования может быть рассмотрена и под иным углом зрения. Предложенная нами трактовка не исключает иных аспектов исследования данного вопроса. В качестве перспективных направлений нам представляется:

• углубленное изучение отдельных региональных архитектурных школ;

• анализ региональной системы довузовской подготовки;

• исследования проблемы совместимости исторического отечественного опыта непрерывного архитектурного образования и инновационных подходов к нему в современных условиях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кольстет, Людмила Анатольевна, 2007 год

1. Абаренкова, Е.В, Московские частные художественные студии как явление художественной жизни России конца XIX начала XX века Текст.: авторреф. дис. канд. искусствоведения /Е.В. Абаренкова. -М., 1996. -23 с.

2. Авдотьин, Л.Н. Подготовка кадров высшей квалификации Текст. / Л.Н. Авдотьин // Архитектура СССР 1985. - № 4. - С. 54.

3. Адаскина, Н.Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа (1920-1926 гг.) Текст. / Н.Л. Адаскина // Тр. ВНИИТЭ- Сер. Техническая эстетика. 1978. -№21.-С. 44-63.

4. Адаскина, Н.Л. Формальный метод в художественной пропедевтике как преломление творческой концепции Текст. / Н.Л. Адаскина // Тр. ВНИИТЭ. -Сер. Техническая эстетика. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. 1984. - № 26. - С. 8-23.

5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства в XIV-XVII вв. Текст. / сост. С.Д. Бибишина, Б.Н. Митюрова. М.: Педагогика, 1985. - 367 с.

6. Антология педагогической мысли России XVIII века Текст. / сост. И.А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. - 480 с.

7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века Текст. / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 558 с.

8. Архитектура и дети Текст. / сост. И. Абаева, Т. Базилевич. М.: Изд-во ВНИИ полиграфии, 1991. - 15 с.

9. Архитектура гражданских и промышленных зданий Текст.: в 5 т. / Центральный науч.- исслед. ин-т теории и истории архитектуры; под ред. В. И. Пилявского. М.: Стройиздат, 1984. - (Т. 1: История архитектуры / Н.Ф.Гуляницкий. - 334 е.: ил.).

10. Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 1749 1990-е Текст.: Сб. 1 / сост. Р.Н. Блашкевич, Ф.И. Гринберг, Л.И. Иванова-Веэн. - М.: Изд-во МОЛ СЛ России, 1995. - 96 с.

11. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические произведения Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

12. Бадялов, А.В. Архитектурное творчество гражданских инженеров: методические разработки по изучению курса «Истории русской архитектуры» Текст. / А.В. Бадялов. Л.: Межвузовская типография, 1983. - 38 с.

13. Балакина, А.Е. Инженер-архитектор востребован временем Текст. / А.Е Балакина, Т.Г. Маклакова, Т.В. Фомина // Архитектура и строительство России.- 1999.- №1 С. 14-17.

14. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования Текст.: учеб.-метод. пособие для вузов / Б.Г. Бархин. М.: Стройиздат, 1993. - 438 е.: ил.

15. Бархин, Б.Г. Шесть десятилетий московского архитектурного института. 1933-1993 Текст. / Б.Г. Бархин // Архитектурный вестник. 1994. -№ 1. - С. 7-8.

16. Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми Текст. / М.Я. Басов. М.: ГИЗ, 1926. -112 с.

17. Басов, МЛ. Методика психологического наблюдения над детьми Текст. / М.Я. Басов. М.: ГИЗ, 1931. - 840 с.

18. Безсонов, С.В. Проект М.Ф. Казакова «О заведении в столичном городе Москве училища каменных, плотничных и столярных мастеров» Текст. / С.В. Безсонов // Архитектура СССР 1937. - № 1. - С. 79-80.

19. Бирюкова, Н.В. История архитектуры Текст.: учебное пособие / Н.В. Бирюкова. М.: ИНФРА-М, 2005. - 367 с.

20. Бондаревская, Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. - 76 с.

21. Борисов, С. Баженов Текст. / С. Борисов. М.: Жургазобъединение, 1937.- 183 с.

22. Борисова, Е.А. Архитектурные школы Петербурга в первой половине восемнадцатого столетия Текст.: дис. канд. архитектуры/Е.А. Борисова; науч. рук. И. Гробарь; Московский архитектурный ин-т. М., 1964. - Т. 1. - 261 е., Т. 2. - 215 с.

23. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников Текст. / А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов.- М.: Педагогика, 1979. 256 с.

24. Буров, Н. Очерки по истории архитектуры Текст. В 2 т. Т. 2 / Н. Буров. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 540 с.

25. Введение в архитектуру Текст.: методическое пособие / сост. Е.Б. Новикова. М.: Изд-во Мосстройкомитета, 1989. - 87 с.

26. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей Текст. / К.Н. Вентцель // Христоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1936. -Т.4.-С. 433-444.

27. Визуальные поурочные таблицы к программе детской школы искусств № 1 «СТАРТ» Изоматериал. / авт. сост. И.М. Абаева [и др.]. - М.: ООО «ПЦ Р-Мастер», 1999. - 50 с.

28. Вильман, О. Дидактика как история образования в ее отношениях к социологии и истории образования Текст. В 2-х т. Т.1 / О. Вильман. М.: Типогр. Г. Лисснера и А. Гешела, 1904. - 471 с.

29. Виньола, Д.Б. Правила пяти ордеров архитектуры Текст. / Д.Б. Виньола. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1952. - 168 с.

30. Витрувий, М.П. Десять книг об архитектуре Текст. / М.П. Витрувий. -М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. 343 с.

31. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / под общ. ред. И.С. Якиманской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

32. Всеобщая история архитектуры Текст. В 12 т. Т. 10. Архитектура XIX- начала XX в. / под ред. С.А. Хан-Магомедова. М.: Изд-во литературы по строительству, 1972. - 591 е.: ил.

33. Всеобщая история архитектуры Текст. В 12 т. Т. 12. Архитектура СССР / под ред. Н.В. Баранова. М.: Изд-во литературы по строительству, 1975. -754 с.

34. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л.С. Выготский. СПб.: Изд-во «Союз» - 1997. - 92 с.

35. Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика - 1991. - 479 с.

36. Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 512 с.

37. Гальперин, П.Я. Введение в психологию Текст. / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.

38. Гальперин, ПЯ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / ПЛ. Гальперин. М.: Наука, 1966. -С. 236-277.

39. Гальперин, П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образов Текст. / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. -1957. № 6. - С. 58-69.

40. Герчук, Ю.Я. В.И. Баженов. Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы Текст. / Ю.Я. Герчук. М.: Искусство, 2001. - 304 с.

41. Глазычев, B.JI. Эволюция творчества в архитектуре Текст. / B.JL Глазычев. М.: Стройиздат, 1986. - 496 с.

42. Глобальное и региональное в архитектурно-художественном образовании Текст.: науч.-методич. и практич. конф. по архитектуре и дизайну; Казанская гос. архит.-строит. акад. Казань : Изд-во КГ АС А, 1999. -208 с.

43. Горбунов-Посадов, И.И. Несколько вступительных слов к журналу «Свободное воспитание» Текст. / И.И. Горбунов-Посадов // Горбунов-Посадов, И.И. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1936. - Т.4. - С. 427-433.

44. Дистервег, А. Избранные педагогические произведения Текст. / А. Дистервег.- М.: Учпедгиз, 1956. 314 с.

45. Дмитриева, Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества Текст. / Н.А. Дмитриева. М.: Искусство, 1951. - 172 с.

46. Древнерусская архитектура Текст. / под ред. С.Ю. Афонькина. СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2002. - 96 е.: ил.

47. Евсина, Н.А. Архитектурная теория в России XVIII в. Текст. / Н.А. Евсина. М.: Наука, 1975. - 262 с.

48. Евсина, Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII -начала XIX века Текст. / Н.А. Евсина. М.: Наука, 1985. - 254 с.

49. Егоров, С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. Историко-педагогический очерк Текст. / С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1987. -152 с.

50. Жилкина, З.В. Довузовское архитектурное образование в России Текст. / З.В. Жилкина. -М.: Изд-во «Ладья», 1998. 96 с.

51. Залесов, В.Г. Архитектура Томска (XIX начало XX века) Текст. / В.Г. Залесов. - Томск: Изд-во Томского гос. архит.-строит. ун-та, 2004. -170 е.: ил.

52. Иконников, А.В. Архитектура и история Текст. / А.В. Иконников. -М.: ARHITEKTURA, 1993. 249 с.

53. Ильина, В.И. История искусств Текст. / В.И. Ильина. М.: Высшая школа, 2000. - 125 с.

54. Инновационная программа «СТАРТ»: Развитие творческого потенциала детей средствами архитектуры и дизайна Текст. / И.М. Абаева, О.А. Бармаш, И.В. Орлова [и др.]. М.: Изд-во ВЦХТ, 1998. - 88 с.

55. История воспитания и образования в России XVIII века. Ч. 2 -Материалы для самост. изучения Текст.: учеб. пособие / сост. Д.И. Латынина; Российский ун-т - М.: Изд. Российского ун-та, 1992. - 136 с.

56. История русского искусства Текст.: учебник. В 3 т. Т.1 / под ред. И.В. Рязанцева; НИИ теории и истории изобраз. искусств акад. художеств СССР. -М.: Изобразительное искусство, 1991. 508 с.

57. История советской архитектуры Текст. / под ред. Н.П. Былинкина. -М.: Госстройиздат, 1962. 346 с.

58. Карпова, Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века Текст.: монография / Г.Ф. Карпова; Ростовский гос. пед. ун-т. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1994.-280 с.

59. Карпова, Г.Ф. Архитектурное образование в России Текст.: учебное пособие / Г.Ф. Карпова, JI.A. Кольстет; Ростовская гос. академия архитектуры и искусства. Ростов-на-Дону: Печатный квартал, 2005. - 94 с.

60. Кинелев, В.Г. Объективная необходимость Текст. / В.Г. Кинелев. М.: Изд-во «Республика», 1995. - 327 с.

61. Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX века в России Текст. / Е.И. Кириченко. М.: Искусство, 1986. - 344 с.

62. Коваленская, Н.Н. История русского искусства XVIII в. Текст. / Н.Н. Коваленская. М.: МГУ, 1962. - 320 с.

63. Колесник, В.А. Ростовский государственный архитектурный институт Текст. / В.А.Колесник // Региональная архитектурно-художественная школа: материалы юбилейной науч.-практ. конф. / Рост. гос. архитектур, ин-т. -Ростов-на-Дону, 1998. С.4-11.

64. Комарова, И.И. Объединения архитекторов и их роль в общественной и культурной жизни пореформенной России Текст.: автореф. дис. . канд. архитектуры / И.И. Комарова. М., 1995. - 27 с.

65. Коменский, Я.А. Великая дидактика Текст.: избранные пед. соч. В 2-х т. Т.1. / Я.А. Коменский. М.: Педагогика, 1982. - С. 242-476.

66. Коменский, Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих Текст.: избранные пед. соч. В 2-х т. Т.2. / Я.А. Коменский. М.: Педагогика, 1982.-С. 285-469.

67. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие Текст. / Я.А. Коменский [и др.]. М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

68. Коптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения Текст. / П.Ф. Коптерев. М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

69. Кудрявцев, А.П. Архитектурное образование: проблемы развития Текст.: монография / А.П. Кудрявцев [и др.]. М.: Изд-во «Эдиториал УРСС», 2002. -152 с.

70. Кудрявцев, А.П. Обучение это устойчивая форма жизни Текст. / А.П. Кудрявцев // Архитектура и строительство России -1999 - №1 - С. 4-9.

71. Кудрявцев, Т.В. Психология творческого мышления Текст. / Т.В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. - 303 с.

72. Курбатов, Г.Л. Культура Византии. XIII первая половина XV в. Текст. / Г.Л. Курбатов. - М.: Наука, 1991. - 640 с.

73. Курбатов, Г.Л. История Византии (от античности к феодализму) Текст. / Г.Л. Курбатов. М.: Высшая школа, 1984. - 207 с.

74. Лавровский, Н.О. О древнерусских училищах Текст. / Н.О. Лавровский. Харьков, 1854. - 118 с.

75. Лай, В.А. Экспериментальная дидактика с подробным изложением учения о мускульном чувстве и воле Текст. / В.А. Лай. СПб., 1905. - 216 с.

76. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт Текст. / отв. ред. В.П. Ильин; Ленинградский инженер.- строит, ин-т. Л.: Стройиздат, 1982. - 232 с.

77. Лисовский, В.Г. Академия художеств Текст. / В.Г. Лисовский. С-Пб.: ООО «Алмаз», 1997. -192 с.

78. Лисовский, В.Г. Архитектурная школа академии художеств Текст. / В.Г. Лисовский. Л.: Знание, 1997. - 36 с.

79. Локк, Д. Мысли о воспитании Текст. / Д. Локк//Я.А. Каменский [и др.] Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. - С. 143-178.

80. Лушников, A.M. История педагогики Текст.: учебник / A.M. Лушников; Свердл. гос. пед. ин-т. Свердловск: Изд-во Свердл. гос. пед. ин-т, 1991.-126 с.

81. Маклакова, Т.Г. Зодчество индустриальной эпохи Текст.: учебник для вузов / Т.Г. Маклакова. М.: Изд-во АСВ, 2003. - 256 е.: ил.

82. Малахова, Л.Е. Архитектурное образование взгляд изнутри Текст. / Л.Е. Малахова // Архитектура и строительство России.- 1999- №1 С. 23-25.

83. Марц, Л.В. О воспитании визуального мышления Текст. / Л.В. Марц // Техническая эстетика. 1973. - Вып. 4. - С. 123-130.

84. Мастера советской архитектуры об архитектуре Текст.: Избранныеотрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2 т. Т 1 / под ред. М.Г. Бархина. М.: «Искусство», 1975. - 544 е.: ил.

85. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А.М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

86. Медведков, А.П. Краткая история педагогики в культурно-историческом освещении Текст. /А.П. Медведков. СПб., 1912.-299 с.

87. Мелодинский, Д.Л. Архитектурная пропедевтика. (История, теория, практика) Текст. / Д.Л. Мелодинский. М.: Изд-во «Эдиториал УРСС», 2000. -312 с.

88. Метленков, Н.Ф., Архитектура Текст.: учеб. пособие для общеобразовательных школ / Н.Ф. Метленков, А.В. Степанов. М.: Архитектура-С, 2004. - 176 с.

89. Молева, Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги Текст. / Н.М. Молева. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - 176 с.

90. Молева, Н. Педагогическая система Академии художеств XVIII века Текст. / Н. Молева, Э. Белютин М.: Изд-во «Искусство», 1956. - 519 с.

91. Молева, Н. Русская художественная школа первой половины XIX века Текст. / Н. Молева, Э. Белютин. М.: Изд-во «Искусство», 1963. -576 с.

92. Моор, В.К. Архитектурное пространство как центральная категория профессионального мышления Текст.: авореф. дис. канд. архитектуры / В.К. Моор. М., 1983.-23 с.

93. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания Текст. / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

94. Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности Текст.: труды общего собрания РААСН 2005 г. / редкол.: В.Н. Белоусов [и др.]. Воронеж, ВГАСУ, 2005. - 522 с.

95. Нечаев, Н.Н. Методы архитектурного творчества Текст.: учебное пособие / Н.Н. Нечаев, С.Д. Сулименко; Ростовский инженерно-строительный ин-т. Ростов-на-Дону: Изд-во РИСИ, 1988. - 104 с.

96. Николаев, И.С. Профессия архитектора Текст. / И.С. Николаев. М.: Стройиздат, 1984. - 384 с.

97. Нимейер, О. Архитектура и общество Текст. / О. Нимейер. М.: Прогресс, 1975. - 191 с.

98. Одаренные дети Текст.: пер. с англ. / общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. - 380 с.

99. Опочинская, А.И. Подготовка кадров в Академии архитектуры Текст. / А.И. Опочинская // Архитектура СССР. 1985. - № 4. - С. 100 - 102.

100. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. Текст. / под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1989.-480 с.

101. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX в. Текст. / под ред. Э.Д. Днепрова. - М.: Педагогика, 1990.-472 с.

102. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец

103. XIX начало XX в. Текст. / под ред. Э.Д. Днепрова, С.Е. Егорова [и др.]. - М.: Педагогика, 1991. - 448 с.

104. Памятники мирового искусства. Текст.: в 6 т. / под. ред. Ю.Д. Колпинского. М.: Искусство, 1972. - (Т. 5: Русское искусство XIX - начала1. XX века. 484 е.: ил.).

105. Педагогика и психология высшей школы Текст.: учеб. пособие для вузов/под общ. ред. С.И.Самыгина-Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-544 с.

106. Педагогическая энциклопедия Текст. В 3-х т. Т.1 / под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1927. - 1158 с.

107. Педагогическая энциклопедия Текст. В 3-х т. Т.2 / под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1928. - 634 с.

108. Педагогическая энциклопедия Текст. В 3-х т. Т.З / под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения, 1930. - 894 с.

109. Пигалев, В. Баженов Текст. / В. Пигалев. М.: Молодая гвардия, 1980.-223 с.

110. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические произведения Текст. / Н.И. Пирогов. М.: Педагогика, 1985. - 496 с.

111. Пилявский, В.И. История русской архитектуры Текст. / В.И. Пилявский [и др.]. СПб.: Стройиздат СПб, 1994. - 600 е.: ил.

112. Пискунов, А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века Текст. / А.И. Пискунов и др. / под ред. А.И. Пискунова. М., 2001. - 564 с.

113. Подольский, Р. Дом и школа архитектора М.Ф. Казакова Текст. / Р. Подольский // Архитектура СССР. 1953. - №4. - С. 20-22.

114. Попов, В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими процессами Текст.: учебное пособие / В.М. Попов, Г.П. Солодков, В.М. Топилин. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2002. - 501 с.

115. Проблемы архитектурного образования (начальный этап обучения) Текст.: межвуз. темат. сб. / отв. ред. Г.В. Есаулов; Ростовский архитектурный институт. Ростов-на-Дону: Изд-во РАИ, 1992. - 158 с.

116. Проблемы истории, теории и практики русской и советской архитектуры Текст.: межвуз. темат. сб. / отв. ред. В.И. Пилявский; Ленингр. Инженер.-стрит. инс-т. Л.: Изд-во ЛИСИ, 1978. - 162 е.: ил.

117. Проблемы довузовской архитектурной подготовки Текст.: межвуз. темат. сб. / отв. ред. Л.В. Карташева; Ростовский архитектурный институт. -Ростов-на-Дону: Изд-во РАИ, 1990. 131 е.: ил.

118. Проблемы архитеткурно-художественного образования. Довузовский этап и адаптация в вузе Текст.: межвуз. темат. сб. / отв. ред.Г.В. Есаулов; Ростовский гос. архитектурный институт. Ростов-на-Дону: Изд-во РАИ, 1995. -64 с.

119. Программа архитектурно-художественного воспитания учащихся средних общеобразовательных школ Текст. / сост. Т.А. Ушакова, Н.П. Чуваргина, В.В. Смирнов [и др.]; Свердловский архитектурный институт. -Свердловск, Свердоблуправление изд-в, 1989. 77 е.: ил.

120. Программа архитектурно-художественной подготовки Текст.: программа для специализированных классов сред, общеобр. школы: 4.2. Средние классы / сост. Н.П. Чуваргина и др.; Департамент образования. -Екатеринбург, Центр технич. творчества, 1993. -77 с.

121. Программа архитектурно-художественной подготовки Текст.: программа для специализированных классов сред, общеобр. школы: Ч.З. Старшие классы / сост. Н.П. Чуваргина и др.; Департамент образования. -Екатеринбург, Центр технич. творчества, 1993. -138 с.

122. Пронштейн, А.П. Вопросы теории и методики исторического исследования Текст. / А.П. Пронштейн, И.Н. Данилевский. М.: Высшая школа, 1986. - 168 с.

123. Разгонов, С. В.И. Баженов Текст. / С. Разгонов. М.: Искусство, 1985.- 168 с.

124. Рунин, Б. Вечный поиск Текст. / Б. Рунин. М.: Искусство, 1964. -176 с.

125. Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середина XIX начала XX века Текст. / отв. ред. Е.И.Кириченко; НИИ теории архитектуры и градостроительства. -М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 340 с.

126. Руубер, Г.О. О закономерностях художественного визуального восприятия Текст. / Г.О. Руубер. Таллинн: Вайгус, 1985. - 344 с.

127. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси Текст. / Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.-468 с.

128. Сибирская архитектурно-художественная школа Текст.: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. Е.Н. Лихачев; Новосибирская архит.-худ. акад.- Новосибирск: НГАХА, 1999. 198 с.

129. Славина, Т.А. Архитектура как феномен культуры Текст. / Т.А. Славина // Искусство в системе культуры. Л., 1987. - С. 142-148.

130. Станькова, Я. Тысячелетнее развитие архитектуры Текст.: пер. с чешского / Я. Станькова, И. Пехар. М.: Стройиздат, 1987. - 296 е.: ил.

131. СТАРТ начало творческого пути Текст. / сообщ. И. Абаева // Мы. -1990.-№5-6.-С. 20-30.

132. Степанов, А.В. Архитектура и психология Текст. / А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.

133. Степанов, А.В. Архитектурное образование. Успехи и поражения Текст. / А.В. Степанов // ARCHITEKTON (I-II).- 1995. С. 19-21.

134. Тиц, А.А. Архитектура, стандарт, красота Текст. / А.А. Тиц. Киев: Будоельник, 1972. - 183 с.

135. Тиц, А.А. Загадки древнерусского чертежа Текст. / А.А. Тиц М.: Стройиздат, 1978. - 152 с.

136. Ткачиков, И.Н. Архитектурная психология Текст. / И.Н. Ткачиков. -Киев: Знание, 1980. 24 с.

137. Топчий, И.В. Формирование модели профессионального довузовского архитектурного образования (на примере Московской архитектурной школы) Текст.: автореф. дис. канд. архитектуры / И.В. Топчий. М., 2005. -22 с.

138. Тунгусова, Н.Д. Реализация идеи непрерывного образования в системе «Школа вуз» Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.Д. Тунгусова. -Архангельск, 2002. - 23 с.

139. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания Текст. / К.Д. Ушинский // Собр. Соч.: в 6 т. М.: Учпедгиз, 1956. - Т.6. - 464 с.

140. Философский энциклопедический словарь Текст. / сост. A.JI. Грекулова. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 814 с.

141. Хазанова, В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917 -1925 гт. Текст. / В.Э. Хазанова. М.: Наука, 1970. - 213 с.

142. Хан-Магомедов, С.О. Психологический метод Н. Ладовского основа пропедевтической дисциплины «Пространство» во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе Текст. / С.О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. - 1982. - № 4. - С. 27-32.

143. Хан-Магомедов, С.О. Пропедевтическая дисциплина «Пространство» в структуре основного отделения ВХУТЕМАСа ВХУТЕИНа Текст. / С.О. Хан-Магомедов // Техническая эстетика. - 1982. - № 7. - С. 24-29.

144. Хартия МСА / ЮНЕСКО по архитектурному образованию Текст.: офиц. текст. Барселона, 1996. - 5 с.

145. Хартия ЮНЕСКО / МСА по архитектурному образованию. Пересмотренная версия 2005 г. Текст.: офиц. текст: по состоянию на октябрь 2005 г. / пер. с анг. Е.В. Даниловой / Международный Союз архитекторов / ЮНЕСКО. М.: Союз архитекторов России, 2005. - 20 с.

146. Цирес, А. Искусство архитектуры Текст. / А. Цирес. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1946. - 251 е.: ил.

147. Чернов, Е.Г. А.В. Баженов Текст. / Е.Г. Чернов, А.В. Шишко. М.: Советский писатель, 1949. - 120 с.

148. Чуваргина, Н.П. Художественно-композиционная подготовка к высшей школе Текст.: дис. . канд. архитектуры / Н.П. Чуваргина; науч. рук. С.В. Прохоров; Московский архитектурный ин-т. М., 1978. - 146 с.

149. Чуваргина, Н.П. Школа юного архитектора Текст. / Н.Ф. Чуваргина, Р.Г. Кулага. Свердловск: Изд-во «Полиграфист», 1982. - 10 с.

150. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения Текст. В 2 т. Т. 2. / С.Т. Шацкий. -М., 1980. 378 с.

151. Шишко, А.В. Каменных дел мастер Текст. / А.В. Шишко. М.: Советский писатель, 1965. - 324 с.

152. Школа и педагогика в культуре Древней Руси Текст. / Российский открытый ун-т. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992. - 208 с.

153. Штерн, В. Умственная одаренность Текст. / В. Штерн; пер. с нем. А.П. Болтунова. СПб.: Изд-во «Союз», 1997. - 128 с.

154. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

155. ЭДАС экспериментальная детская архитектурная студия Текст. / сост. С. Илышев, В. Кирпичев, С. Суетин // Архитектура СССР. - № 4. - С. 97-112.

156. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики Текст.: монография / под ред. М.Д. Таборидзе. М.: Педагогика, 1988. - 104 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.