Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Джамалова, Эмина Камаловна

  • Джамалова, Эмина Камаловна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 199
Джамалова, Эмина Камаловна. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Махачкала. 2005. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Джамалова, Эмина Камаловна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ.

Глава II. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ.

Глава III. ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ

МОЛОДЕЖИ.

§ 1. Разработка современной концепции правосознания молодежи.

§ 2. Историко-правовые основы правосознания молодежи.

§ 3. Влияние современных идеологических и правовых процессов на правосознание молодежи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи»

Актуальность исследования. На сегодняшний день тотальный кризис, охватывающий все сферы общественной жизни, породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации в целом. В такой период наиболее остро и ярко проявляются кризисные явления в правосознании молодежи. Молодое поколение сегодня не просто на распутье, запутавшись в сложном клубке проблем реформируемого российского общества. Кризисные явления в России, преломляясь через специфические социально-психологические факторы формирования правосознания молодого поколения, отражаются в его сознании особенно обостренно и даже парадоксально. Повышенная эмоциональность, ранимость, болезненное восприятие негативных явлений, крайность в суждениях вызывают недоверие к официальным властям, тонизирует различные формы антиправового поведения молодежи. Существующая в обществе ситуация способствует нарастанию в молодежной среде криминальных настроений, стремления к быстрому обогащению, ухода в область «земных радостей», нигилистического созерцания мира. Меняется структура ценностей, и нравственными ориентирами для молодежи теперь нередко выступают сила, деньги, власть.

В свете происходящих в стране реформ особую значимость приобретает изучение эволюционных историко-правовых процессов формирования правосознания молодежи. Это важно, так как глубокий социально-правовой кризис переживает не только правосознания молодежи, но и все наше общество. Человечеству, чтобы выжить в сплетении глобальных проблем современности, необходимо переосмыслить и изменить свои ценности. Особая роль в этом, по мнению диссертанта, принадлежит молодежи.

Проблемы правосознания молодежи - не сиюминутны, это сущностные юридически насыщенные проблемы переломной эпохи в истории России, а возможно, и мировой истории. Какова молодежь — таково и будущее, так считают многие ученые, политики, педагоги. Комиссия по Международным гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен в мире (наряду с новыми государствами, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п.) в качестве реальной и значительной силы перемен определила молодежь.

Преодолеть глубокую кризисную ситуацию, сложившуюся в России, создать правовое государство без заинтересованного отношения молодежи и ее активного участия невозможно.

Ставка на молодежь - императив Российской истории, по мнению авторов одной из первых комплексных монографий по современным проблемам российской молодежи. «Все реформы в России, начиная с петровских, творили молодые. Социальная революция современна, в основном, силами молодежи. Молодежь во многом была опорой тоталитарного режима, творцом «социальной действительности Никто иной, как, прежде всего нынешняя молодежь и грядущие молодые поколения, призваны изжить пороки тоталитаризма, обустроить и возвысить Россию».1 Так же считал имам Шамиль, который при создании правового государства особое внимание уделил молодым.2

Несомненно, от уровня развития правосознания молодежи, ее образованности, ценности, правовой ориентации, мотивов поведения, правовой активности и т.п. зависят возможности ее воздействия на развитие общества, на создание правового государства, на совершенствование юридических институтов. Поэтому важно всестороннее осмысление процессов, происходящих в сознании молодежи, прогнозирование тенденций и поиск решения молодых проблем. Этим обусловлена актуальность исследования и правомерность научного поиска в рамках диссертации.

Степень изученности проблемы. Обращение к молодежной проблематике не новая тема в научных исследованиях. Внимание проблемам молодежи уделяли уже с 9 века до н.э. Первым автором «Закона о молодежи» считается Ликург, который при проведении своих уникальных реформ уделил основное внимание молодежной политике и формированию высокого уровня правосознания молодежи. Правосознание молодежи исследовалось также Платоном и Аристотелем. В Средневековый период проблемы формирования правосознания молодежи рассматривались известным юристом И. С. ван Рингельбергом, немецким юристом К. Лагусом. В Древней Руси цели обучения и воспитания новых поколений были сформулированы в прекрасном памятнике педагогики древних времен «Поучении Владимира Мономаха детям», относящемся к 1096 году. Впервые особая роль молодежи в российской истории резко проявилась во времена реформ Петра I. Именно в этот период процессу формирования правосознания молодежи уделяется наибольшее внимание. Реформы Петра I по повышению уровня правосознания молодежи были продолжены Екатериной II.

В России после Октября 1917 года внимание этим вопросам традиционно уделяли психологи, педагоги, юристы, философы; проблемы правосознания молодежи обсуждались в работах и выступлениях руководителей Советского государства. Временной отрезок с 1917 до конца 1920-х годов кардинально изменил подходы к оценке сущности рассматриваемого нами явления. Данный период характеризовался тем, что дореволюционное законодательство перестало действовать, а новое в своей основной массе еще не было разработано. Поэтому многие вопросы поначалу решались не на основе закона, а исходя из представлений «революционного правосознания». Так, Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: «Местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Анализируя историко-правовые проблемы формирования правосознания молодежи, автор подчеркивает тесную взаимосвязь юриспруденции, социологии, истории, философии и других наук при исследовании данного объекта. Следует особо подчеркнуть, что, по мнению автора, историко-правовые проблемы формирования правосознания молодежи - это объект междисциплинарного изучения.

Следует выделить два основных пути, которые во многом определяют и детерминируют ход и динамику изучения правосознания.

Первый способ - строение теории берет за исходный пункт социально-философский подход к правосознанию, абсолютизируя относительную самостоятельность правосознания, которое неотделимо от осмысления социальной природы, содержания и структуры общественного сознания, его взаимосвязей с общественным бытием. Вопросы методологического изучения духовной сферы, диалектики формирования сознания, получили широкое освещение в работах таких советских исследователей, как А.А.Воронин, В.А.Демичев, Д.И.Дубровский, В.В.Журавлев, М.Я.Ковальзон, Н.Н.Козлова, В.М.Межуев, Л.Н.Москвичев, В.И.Толстых, А.Н. Уледов, Р.Г.Яновский и т.д.

Второй способ построения теории правосознания может быть назван юридическим. Его сущностной особенностью является такой подход к анализу правосознания, при котором теория правосознания рассматривается как одна из основных структурных подразделений общей теории государства и права. При этом отмечается, что теория правосознания специфична потому, что «во-первых, имеет своеобразный предмет познания, во-вторых, ставит цель раскрыть его объективную сущность, в-третьих, выражает эту сущность, формы ее проявления и закономерности в системе собственных, только ей присущих категорий и понятий, в-четвертых, обладает соответствующей сферой «выхода» своих знаний в область специальных юридических наук и общественной практики»3

Особенности правосознания молодежи, ее специфика как особой социально-демографической группы исследованы И.В.Бестужевым-Ладой, Н.М.Белковым, В.В.Бовкупом, В.Н.Борязом, С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинским, И.С.Кони, А.А.Козловым, В.Ф.Левичевой, Э.Ф.Сааром, В.М.Столяровым, М.Х.Титмой, В.А.Титовым, В.И.Чупровым, Ю.П.Ожеговым и др.

Социологические и статистические данные свидетельствуют о распространенности правового нигилизма, о слабой юридической осведомленности значительной части молодежи и деформированности ее правовых ориентаций, о немалом отрыве правовоспитательной работы от процессов, происходящих в обществе. При организации юридического всеобуча слабо учитываются особенности правовой социализации молодежи, реальное состояние молодежного сознания, доминирующие в нем правовые взгляды, их обусловленность противоречиями и сложностью нынешнего этапа общественного развития. Сказывается недостаточность научного обеспечения деятельности по формированию правосознания молодежи, невозможность решать возникающие в этой сфере проблемы на основе устаревших теоретических конструкций.

В работах А.И.Долговой, Г.Х.Ефремова, А.Р.Ратиновой наиболее полно рассмотрен криминологический аспект правосознания, его роль в профилактике преступности и правонарушений среди молодежи. Именно под таким углом зрения чаще всего обращаются к правосознанию и другие исследователи. Состояние массового правосознания, противоречия его развития изучаются менее интенсивно. Очень слабо исследовано массовое правосознание молодежи правомерного поведения.

Научная разработанность проблемы формирования правосознания молодежи определяется и познавательной ситуацией в области правового воспитания. Для исследования темы диссертации особенно важна та часть литературы по правовому воспитанию, в которой оно рассматривается в тесной связи с изучением состояния общественного правосознания и осуществляется плодотворная разработка эффективных методов его развития. Например, в работах А.Д.Бойкова, Н.М.Галимова, Ю.Р.Догадайло, Г.П. Давыдова, К.Е.Игошева, В.П.Казимирчука, Н.И.Козюбры, A.B. Мицкевича, И.Ф.Рябко, (Е.В.Агроновской, Н.М.Кейзерова, В.П.Сальникова, А.П.Семитко) и т.д.

Историко-правовой анализ, а также влияние исторических процессов на формирования и развития правосознания молодежи очень слабо изучены. Однако в определенной степени эти вопросы рассмотрены в работах Ильинского И.М., Рамазанова А.Х., Шапиевой О.Г. и т.д.

Для выяснения сущности правосознания большую методологическую значимость имеют содержащиеся в работах Д.А.Керимова, Т.В.Мальцева, А.С.Машута, В.С.Нерсесянца, В.А.Туманова обоснования различения права и закона. Однако в научной литературе по правосознанию эти положения должной апробации и развития не получили. Недостаточно исследована роль правосознания в духовной жизни общества.

В связи с происходящими в обществе переменами, предметом изучения становятся проблемы формирования правосознания молодежи как субъекта социальных преобразований, ее мировоззренческие позиции и социально правовой статус. Значительный вклад в разработку социально-философских исследований молодежи и ее правосознания вносит научный коллектив Института молодежи под руководством профессора Ильинского И.М.

В последние годы проводится немало конкретно-социологических опросов, фиксирующих смену умонастроений молодежи, переориентацию ее правовых взглядов, ценностных ориентаций. Появился ряд социальнофилософских, юридических диссертационных работ, рассматривающих как различные аспекты формирования общественного сознания в условиях кризисного социума, так и проблемы молодежного сознания. Отметим особо работы В.А.Чефранова, А.В.Бедрицкого, И.И.Гвоздика, А.П.Лыскова, с которыми автор разделяет ряд теоретико-методологических позиций и выводов. Однако, на наш взгляд, пока еще недостаточно работ обобщающего характера, явно преобладают эмпирические исследования, нет комплексности в изучении правосознания молодежи. Ценности молодежного сознания не сопоставляются с реальным поведением молодых людей, недостаточно изучены социально-кризисные детерминаторы правосознания молодежи.

Объект настоящего исследования - историко-правовой анализ проблем формирования правосознания молодежи как особой социально-демографической группы российского правового общества.

Предметом исследования является правосознание молодежи и факторы, влияющие на его формирование.

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является многосторонний историко-правовой анализ проблем формирования правосознания молодежи. Такой анализ все отчетливее обнажает наиболее общие детерминаторы различных правовых и социальных сфер, делая их более доступными для социально-правовых обобщений. Более контрастным для историко-правового исследования и правовых обобщений стало и современное правосознание молодежи, которое также нашло отражение в исследовании. Формирование правосознания молодых людей сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением историко-правового опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и будущем общества.

Автор ставит перед собой следующие задачи: - историко-правовой анализ правосознания молодежи как особой социально-демографической группы общества;

- рассмотреть методологически правовые основы исследования правосознания как компонента системы общественного сознания;

- очертить специфику правосознания молодежи как особой социально-демографической группы дагестанского общества;

- исследовать социально-психологические особенности молодежи как субъекта правосознания;

- выяснить механизмы влияния исторических процессов, правовых явлений, ряда социальных институтов на процесс формирования правосознания молодежи в Республике Дагестан;

- выявить и конкретизировать факторы, влияющие на формирование правосознания молодежи в условиях современного нестабильного российского общества;

- предложить некоторые рекомендации по оптимизации правовых факторов, влияющих на формирование правосознания молодежи в Республике Дагестан.

Историография исследования. Прежде чем обратиться к анализу ' понятия правосознания, а также тенденций его развития и функционирования в современном российском обществе, рассмотрим основные концепции правового сознания, существующие в российской науке.

Одними из первых проблемой правосознания в России заинтересовались представители позитивистского направления. Не пытаясь дать определение правового сознания, они описывали его отдельные элементы. Так, в 1890г. Н.Коркунов, пытаясь установить значение рационального и иррационального в правотворчестве, писал: «.возникновение права обусловлено сознательным соблюдением известных правил поведения как обязательных, но содержание этих первоначальных юридических норм не творится сознательно, оно дается бессознательно сложившимися обыкновениями».4

В трудах представителей психологического направления российской правовой науки проблема правосознания занимала одно из основных мест.

Так, например, основатель данного течения Л.И. Петражицкий, достаточно четко разграничивал их. По его мнению, позитивное право отличается от права интуитивного по трём признакам:

1. Между тем как позитивное право способно доставлять однообразный шаблон правил для значительных масс людей, интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер;

2. Интуитивное право отличается от позитивного тем, что его решения свободно сообразуются с конкретными, индивидуальными обстоятельствами данного случая;

3. Интуитивное право отличается от позитивного права свободной изменчивостью и переменчивостью и в смысле процесса исторического развития. Позитивное право подвержено соответственным задержкам развития, отставанию от настоящей жизни 5.

Попытки определения права через правосознание побудили ученых-позитивистов к тому, чтобы дать определение правосознания и отграничить его от права. Правда, эти определения были достаточно расплывчаты. Так, в одной из работ правосознанием предлагалось считать то, что «понимается народом как правда»6.

Определенное влияние психологическая школа оказала и на развитие советской правовой науки. Использовать идеи Петражицкого для построения марксистской теории права пытался М. Рейснер. Однако критика его идей П.И.Стучкой и Е.Б. Пашуканисом привела к тому, что данное направление не получило дальнейшего развития.7

В неогегельянском направлении первоначально, несмотря на выделение в понятии права волевого аспекта, целостная концепция

5 См.: Петражицкий Л.И. Теории права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х т.-СПб., 1910. - С. 479-481.

6 Крюковский В.Я., Товстолес H.H. Учебник законоведения. - СПб., 1912. - С. 16.

7Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - М., 1990.-С. 71. правосознания отсутствовала. Впоследствии эта концепция была наиболее полно разработана И.А. Ильиным, который базируясь на учении Гегеля о государстве и праве, как «проявлениях единого нравственного универсума, рассматривает правовое сознание как неразрывное единство соответственно правового, государственного, нравственного и религиозного сознания, воздействующее на всю социальную деятельность человека»8.

В советской правовой науке после завершения полемики вокруг идей М. Рейснера проблема правосознания не вызывала особого интереса. Во всяком случае, анализируя соотношение нравственности и права, М.П.Карева говорит только о сходных и различных чертах правовых и нравственных норм, не касаясь сходства и различия правого и нравственного сознания.9

Более серьезное внимание данной проблеме стало уделяться в пятидесятых годах, причем вначале - представителями отраслевых наук. Например, Н.Н.Полянский, занимавшийся изучением уголовного процесса, считал, что правовое сознание представляет собой совокупность представлений, включающую в себя представления:

1. о справедливости или несправедливости, о целесообразности или нецелесообразности законов действующих или тех, которые должны прийти им на смену и их восполнить;

2. о правах и обязанностях органов государства и членов общества;

3. о правомерности тех или иных действий.10

Примерно в это же время правосознание стало предметом исследования и для ученых, занимающихся теорией права. Так, Е.А.Лукашева дала следующее определение правосознания: «Социалистическое правосознание воплощает представления рабочего класса и руководимых им трудящихся масс о характере сущности и принципах права убеждения в необходимости претворения в жизнь правовых

8 Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 6-ти т. - М., 1997. - С. 217-234.

9 Карева М.П. Право и нравственность. - М., 1989.- С.89.

10 Полянский H.H. Вопросы теории советского уголовного процесса. - М., 1956. - С. 145. предписаний социалистического государства, осуждение неправомерного поведения участников общественных отношений, любых фактов произвола и беззакония»11.

П.Е.Недбайло попытался дать более широкое определение социалистического правового сознания как системы «взглядов, идей и представлений рабочего класса и всех трудящихся масс о социалистическом праве и законности, о праве и законности эксплуататорского общества, о развитии и назначении действующего права в общественной жизни, о правах и обязанностях государственных учреждений, граждан и их объединений, о практике осуществления правовых норм и путях укрепления социалистической законности, а также о тех требованиях, которые должны быть реализованы в праве в интересах народа».12

О.С.Иоффе и М.Д.Шаргородский, наоборот, ограничились довольно кратким определением правосознания как совокупности «воззрений класса или всего общества на то, что есть право, и что не есть право».13

Если приведенные определения ограничивают правосознание сферой правовой идеологии, то И.Е.Фарбер, основываясь на положениях, содержащихся в трудах А.Лабриолы и Г.В.Плеханова 14, выделил в нем сферы правовой идеологии и правовой психологии. По его мнению, правовая идеология - это система правовых идей, отражающих интересы и потребности класса, а правовая психология - это совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых волевых действий. Правосознание же - это «форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их

11 Лукашева Е. А. Правосознание и укрепление социалистической законности в СССР. -М., 1957. - С. 30.

12 Недбайло П.К. Советские социалистические правовые нормы. - Львов, 1959. - С. 71.

13 Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. - С. 99.

14 Уледов А.К., Анищенко А.И. Общественное сознание и его структура // Исторический материализм. - М., 1974.- С. 64-65. оценку с точки зрения справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития».15

В дальнейшем советская теория правового сознания развивалась в основном в данном направлении. Однако приоритетными всё-таки признавались его рациональные и классовые черты16.

Наряду с разработкой модели индивидуальной структуры правосознания, разрабатывалась и модель его социальной структуры, включающей в себя индивидуальный, групповой и общественный уровни17.

В этот же период окончательно установилась и стала одной из основных идея о приоритетном значении правовой идеологии и классовых черт правосознания18

В 1973г., с выходом в свет «Марксистско-ленинской общей теории права» было сформулировано определение правового сознания, которое включало в себя главные положения господствовавшей в то время концепции правосознания. Оно звучало следующим образом: «Правосознание есть, во-первых, система взглядов, убеждений, представлений, оценок, настроений и чувств определенного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни; во-вторых, взгляды, убеждения, представления, оценки, настроения направлены на установление определенного правового режима в обществе, отвечающего нормальному функционированию данной системы; в-третьих, правовой режим общества определяется правосознанием в категориях юридических прав, обязанностей, требований и предписаний,

15 Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М., 1963. - С. 70, 96, 204.

16 Братусь С.Н., Мицкевич A.B. и др. Общая теория советского права. - М.: Юридическая литература, 1966. - С. 39.

17 Чхиквадзе В.М. Государство. Демократия. Законность. - М., 1967. - С. 343-354.

18 См.: Морозов В.П. Правовые взгляды и утверждения при социализме. - М., 1967. - С. 53-63. исходящих от государственной власти и обеспечиваемых специфически государственными средствами». 19.

В рамках выделенной концепции были также предприняты попытки философского обоснования определения правосознания. Так, В.А.Чефранов считает, что это «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правосознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах».20

Наряду с господствовавшей концепцией правового сознания, которую можно назвать «статической», разрабатывались и некоторые другие модели. А. Нашиц, которая стала одним из первых ученых, сформулировавших «информационную» модель, предложила выделять в правосознании законодателя три «стороны»: познавательную - связанную с воздействием на правосознание социальной действительности; оценочную - связанную с переработкой полученной информации; волевую - связанную с формированием деятельностных установок 21.На правовое сознание в целом данная модель была распространена несколько позднее22.

В.А.Сапун предложил разделить оценочную сторону на две, одна из которых включает в себя отношение к праву, а вторая - оценку поведения людей.23

Кроме двух указанных концепций, учеными стран Восточной Европы разрабатывались и некоторые другие модели, основанные на положениях марксистской философии. Например, В. Кнапп выделяет правосознание «с1е

19 Марксистско-ленинская общая теория права /.Под ред. Е.А.Лукашевой. - Т.4. - М.,

1973.-С. 145.

20

Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. - Киев, 1976. - С. 43.

21 Нашиц А. Правотворчество. - М., 1974. - С. 82-93.

22 Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. - Минск, 1984. - С. 59. Сапун В.А. Социальная структура правосознания и реализация права: Автореф. дис. . канд. юр. наук. - Свердловск, 1990.- С. 5-6. lege lata» (знание права), и «de lege ferenda» (оценочные критерии, социальные коррективы действующего права, «прямое, без посредничества государства отражение общественных отношений». Именно это последнее и

24 является правосознанием в строгом смысле слова.

После распада СССР и утраты монопольного положения марксистской теории права предпринимаются попытки переосмысления данных, полученных в ходе исследования правового сознания и выработки его новых определений. Например, С.С.Алексеев считает, что правосознание - «это явление, в принципе чисто субъективное, оно состоит из представлений людей о праве (действующем, из прошлых эпох, желаемом), из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, правовой психологии, даже индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право. Таким образом, поставленная им самим задача изменить сам угол зрения на право»25 в сфере теории правосознания свелась к более подробному анализу предмета отражения и некоторых психических реакций на правовые явления.

Р.К.Русинов также дает определение, в котором достаточно полно описан предмет отражения. Он пишет, что правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и к правовым явлениям общественной жизни 26.

Д.А.Ягофаров также предпочитает подробное описание предмета отражения. Он считает, что правосознание представляет собой совокупность знаний, идей, убеждений, в целом мировоззрения, а также чувств, эмоций, настроений, ценностных ориентаций, установок, оценок, выражающих отношение людей, социальных групп общества в целом к действующему или желаемому (предполагаемому) праву, его ценностям, принципам, нормам, к

24 Кнапп В., Гериох А. Логика в правовом мышлении. - М.,1987. - С . 27.

25 Алексеев С.С. Теория государства и права. - М., 1994.- С.73.

26 Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - Т.2. поведению в сфере права, как правомерному или неправомерному, справедливому или несправедливому и т.д27.

Наибольшее отражение тенденция к максимально полному описанию явлений, которые служат для правосознания предметом отражения, нашла в работе А.В.Грошева, который считает правосознанием способ: а) осознания с точки зрения общественных потребностей, интересов необходимости в правовой регламентации определённых общественных отношений, установлении правового режима в обществе; б) отражения общественных отношений, урегулированных нормами права и нуждающихся в правовом регулировании, а также юридических норм, правоотношений, других правовых явлений, связанных с действием права и составляющих правовую надстройку общества; в) регулирования поведения людей - участников общественных отношений, выступающего с одной стороны источником права, а с другой -средством психического воздействия на сознание граждан. Предметом отражения правосознания являются:

- реальные общественные отношения, регулируемые правом или требующие такого урегулирования;

- право как система норм;

- правоотношения;

- механизм правового регулирования;

- правоприменение;

28

- правовое поведение .

Наряду со стремлением к максимально полному описанию предмета отражения, существует и тенденция к формулированию достаточно кратких определений. Так, И.А.Коваленко считает правосознанием систему знаний о праве, как совокупную их связь, в форме чувственного или рационального

Ягофаров Д.А. Категории и понятия общей теории государства и права. - Екатеринбург, 1995. - С. 108.

28 Грошев A.B. Правосознание и правотворчество: уголовно-правовой аспект: учебное пособие. - Екатеринбург, 1996. - С. 11-12. научного) его понимания . Л.И.Спиридонов также ограничивается довольно кратким определением. По его мнению, общественное правосознание - это отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредствованное нормами культуры, экономическим, политическим,

•5 л нравственным и другими формами общественного сознания. . Следовательно, в современной российской науке не сложилось единого мнения относительно, правосознания. Нам представляется, что к наиболее важным признакам правового сознания следует отнести:

1 .Правосознание является частью, одной из форм общественного, группового и индивидуального сознания.

2. В открытости правосознания следует подчеркнуть, что правовое сознание можно отнести к разряду открытых систем, которое способно к взаимодействию и взаимопроникновению с другими формами сознания. Это, в свою очередь, обеспечивает такие его качества, как оперативность, гибкость, которые выражены в нём в гораздо большей степени, чем в закрытой системе позитивного права.

3.Предметом отражения правосознания является правовая действительность, и в совокупности все данные явления составляют правовую действительность в самом широком смысле слова.

Отражение, то в правосознании происходит сквозь призму должного и желаемого. Информация о праве воспринимается субъектом не только с чисто познавательной точки зрения, но и с точки зрения самых различных интересов индивидуальных, групповых и т.д.).

4.Вырабатывается лобильность правосознания - т.е. как гибкость, изменчивость его содержания под воздействием самых разных факторов - как социальных, так и психических.

90

Коваленко И.А. Краткий словарь справочник по теории государства и права. - М., 1994. - С. 46-47.

30 Спиридонов И.И. Теория государства и права. - М., 1995. - С. 124.

5. Правосознание оказывает нормативное31 и регулирующее 32 воздействие на деятельность людей. Зачастую эти две разновидности воздействия достаточно сложно разграничить. Тем не менее, правовая информация, с одной стороны, влечет формирование знаний, эмоций и других чувственно-рациональных элементов, которые можно условно назвать представлениями, а с другой - служит моделью поведения.

6.Правовое сознание формируется в основном под воздействием трех групп явлений: иных форм сознания; социальных условий ; бессознательного.

Если положение о воздействии первых двух групп не вызывает сомнений, то бессознательное пока считается активным фактором только формирования индивидуального правосознания 33.

Таким образом, правосознание представляет собой открытую подсистему сознания, отражающую сквозь призму должного и желаемого в чувственно-рациональной форме правовую действительность (в том числе ее элементы, существовавшие в прошлом и возможные в будущем), оказывающую на социальную деятельность людей нормативно регулирующее воздействие и формирующуюся под влиянием социальных условий, межличностного общения, других форм сознания и бессознательного.

Методологическая основа. Теоретико-методологической основой диссертации явились работы классиков отечественной и зарубежной юридической, философской, социально-психологических наук, посвященные

•5 1

Козюбра Н.И. Социальное право и общественное сознание. - Киев, 1979. - С. 24.

32 Кудрявцев В.Н. Право и поведение. -М., 1978. - С. 69.

33 Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение: теория и методология исследования.-Красноярск, 1988. - С. 73-74. проблемам изучения феномена общественного сознания, правосознания молодежи и его социально-правовых проявлений.

Исследование правосознания молодежи само по себе является достаточно сложной проблемой, требующей новых методологических подходов. Диссертанту представляется, что методологические принципы исследования правосознания тесно связаны с представлениями о функциональной природе самого правосознания.

Правосознание функционирует не только как элемент общественного сознания, но и как элемент духовной культуры общества. В этом случае гносеологический анализ функциональных возможностей правосознания может быть дополнен представлениями о социальной природе правосознания как одной из сторон развивающейся духовной культуры общества.

Анализ правосознания молодежи проводился на основе методов историзма и сравнительного анализа. Автор считает, что плодотворный подход, в том числе в плане историко-правовых исследований, дает материалистическая теория. Однако автор подчеркивает, что правосознание не просто зеркало правовой действительности и общественной жизни, оно обладает не просто относительной самостоятельностью, а достаточно большой творческой силой. Межнациональные военные конфликты, социальный, политический кризис - явления, имеющие фундаментальное историческое значение, качественно меняющие роль субъективного фактора в общественном развитии, роль правового, группового и индивидуального сознания, в том числе функционирование и развитие правового общества уже не определяются однозначно объективными технологическими, социально-экономическими процессами, по меньшей мере, равноправной детерминирующей силой являются уже процессы, которые происходят в человеческом сознании, в человеческой психике. Ряд методологических подходов взят нами из синергетики, понимаемой в предельно обобщенном виде как теория саморазвивающихся нелинейных систем (каковой, несомненно, является общество), как наука о нестабильности, о процессах становления, возникновения порядка из хаоса.

Обретенная исследователями методологическая свобода сегодня еще не дала значительных результатов. Отечественная наука в данное время переживает процесс методологических исканий. В диссертации автор стремился придерживаться принципов всеобщей связи и развития, а также причинно - следственной обусловленности исторических событий и правовых явлений. В работе автором учитывается современная концепция правового мышления и приоритет общечеловеческого над узкоклассовым.

Таким образом, мы определяем необходимость разностороннего анализа проблем становления молодежного правосознания, не замыкаясь в рамках какой-либо одной доминанты, и обращаемся к работам различной методологической направленности, выделяя в них теоретически и эмпирически ценный потенциал для нашего исследования.

Научная новизна исследования.

1) Элемент новизны исследования - историко-правовой анализ эволюции понятия правосознания молодежи, а также обобщение теоретических и эмпирических данных о состоянии, конкретных проявлениях, ведущих тенденциях правосознания молодежи современной России и в прогнозировании направленности этих процессов.

2) Автор попытался выработать контуры собственной концепции современного правосознания молодежи.

3) Проблемы молодежного правосознания проанализированы применительно к состоянию дагестанского общества.

4) Правосознание молодежи рассматривается в диссертации через призму категорий общественного сознания и диалектику его структурных компонентов

5) Новизна работы заключается и в выделении отношения к религии, как одного из статусных ценностных критериев общественного, группового и индивидуального сознания и сущностного показателя диалектики социально-правовых перемен в Республике Дагестан.

6) Основными методами исследования являются синергетический и интерполяция.

Нормативная база исследования. В диссертационном исследовании использованы не только действующие нормативные акты, но также законы, указы и постановления дореволюционного периода. Кроме того, в работе дан анализ зарубежных нормативных актов, принятых в различные периоды истории, начиная с первого закона о молодежи, принятого Ликургом в Спарте и последними постановлениями ООН в области молодежной политики.

Эмпирическая база исследования. Составляют социологические исследования (как проведенные автором работы, так и те, в которых диссертант принимал участие), результаты вторичного анализа данных социологических опросов различных социологических коллективов. В диссертационной работе использованы статистические материалы Госкомстата Республики Дагестан, публикации периодических изданий. В данном исследовании использован ряд методов социальной психологии и педагогики, включенное и не включенное наблюдение, интервью, тестирование, эксперимент. На тему диссертационного исследования проведены диспуты со студентами, организованы встречи студентов с представителями правоохранительных органов и ДУМД, кураторские часы, «круглые столы». Проведен также анализ документов молодежных организаций и движений, материалов дискуссий, конференций по молодежным проблемам. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологией и методикой исследования, репрезентативностью эмпирического материала, на основе которого формулируются научные положения, предложения, рекомендации и выводы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы и результаты диссертационной работы могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и проведении практических занятий по теории и истории государства и права, социальной философии, педагогике, в дальнейшем изучении феномена молодежного правосознания, практической работе с молодежью государственных и общественных структур, в выработке принципиальных подходов к государственной молодежной политике. Автор надеется, что материалы исследования могут быть использованы для прогнозирования развития ситуации в молодежной среде, в формировании новых педагогических подходов в работе с подростками и с юношеством.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были доложены соискателем в докладах и сообщениях на региональных и межвузовских научно -практических конференциях в Кизляре (2004 г.), Хасавюрте (2004 г.), Махачкале (2003 г.).

Материалы исследования широко используются на семинарах, в кураторской работе в Дагестанском государственном университете.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и нормативных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Джамалова, Эмина Камаловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российский опыт последних лет явственно показал: одной из главных предпосылок неудачи реформ является узость социальной базы их проведения, в том числе - отторжение от их реализации значительной части юношества. Между тем, история свидетельствует; реформы могут быть успешными лишь при активном участии в них молодых.

Исследование многочисленных факторов, детерминирующих процесс формирования правосознания, позволило сделать следующий вывод: все они - социальные, экономические, политические и психологические, образуют сложную систему взаимодействия общества и личности, в настоящее время развивающуюся хаотично. Подобное несогласованное воздействие влечет за собой негативное отношение к праву. Правосознание в России находится в стадии регрессивного развития, изменить направленность которого автор прелагает только одним способом - организацией системы воспитания правосознания; одной из первостепенных задач которой должна быть коррекция и гармонизация влияния всех факторов, влияющих на формирование правосознания молодежи, сведение случайных негативных влияний к минимуму.

Важным социальным субъектом правосознания является молодёжь. Одновременно она выступает сосубъектом, сотворцом правосознания общества и одним из его выразителей. Особенности правосознания молодежи как субъекта - носителя правосознания задаются её общественным бытием и спецификой данной социально-демографической группы.

Молодежное правосознание как разновидность группового правосознания представляет собой совокупность черт общего правосознания, присущих молодёжи как социально-демографической группе. Оно не является суммой правовых воззрений молодых людей, а выступает как качественно иное духовное образование. Молодежное правосознание производно от имеющейся в молодежной среде дифференциации в зависимости от возраста (нижняя возрастная граница, средняя, высшая), принадлежности к той или иной социальной группе, которая отличается своим имущественным положением, образовательным уровнем, занятостью. Правосознание молодежи предопределяется её социальным положением, её экономическим и социальным статусом.

Многие из названных в литературе отличительных черт правосознания молодежи носят гипотетический характер. Для больших обобщений в этой области пока что не накоплен достаточный эмпирический материал. Интенсивность изучения социологическими методами состояний правосознания молодежи характеризуется следующим:

Изучается более интенсивно Изучается менее интенсивно

- по возрасту - по роду занятий - по характеру правового поведения Молодежь мл. возрастов Учащаяся молодёжь Молодёжь отклоняющегося поведения Мол. старш. возрастов Работающая молодёжь Молодёжь правомерного поведения.

Таким образом, меньше всего социологической информации имеется о правосознании работающей молодёжи правомерного поведения в возрасте старше 23-35 лет.

Незавершенность в формировании правосознания, ограниченность опыта и знаний, интравертированность на фоне кризиса нередко способствуют податливости молодежи к суевериям, религиозным и мистическим умонастроениям. Среди социальных институтов наиболее авторитетными и вызывающими доверие молодых людей стала религия. Переходные, кризисные периоды почти всегда сопровождались резкими «поворотами» общественного и индивидуального сознания от рационального взгляда на мир к религиозно-мистическим. Поэтому взлет религиозно-мистических умонастроений, оказавшийся наиболее стремительным в сознании молодежи - самой чуткой, критичной, но вместе с тем пока только ищущей себя, социально не умудренной части общества - вполне объясним.

Изменения в отношении к религии (как в целом в обществе, так и среди молодежи) - не кардинальная смена ценностных ориентаций, не реальный взлет религиозной веры (хотя, несомненно, среди вновь обратившихся к вере есть истинно верующие люди), а скорее взлет религиозно - мистически окрашенных умонастроений.

По мнению автора, огромной проблемой является и то, что на активный процесс формирования новой правовой идеологии пытаются оказать влияние религиозные организации и отдельные деятели. Данное утверждение подтверждается проведенными социологическими исследованиями факторов, влияющих на формирование правосознания молодежи. Поэтому необходимо принятие законодательного акта, ограничивающего возможность грубой, жесткой идеологической агитации и психологического воздействия на молодежь религиозных экстремистских организаций и отдельных деятелей.

Автор полагает, что недопустимо пассивное отношение реформируемого общества к стихийно складывающимся реалиям формирования правосознания молодёжи в рамках и нормах демократического общества со строжайшим соблюдением принципов законности. Общество должно через систему образовательных учреждений и иными способами правового воздействия способствовать становлению правовых ориентаций на интериоризацию общечеловеческих ценностей.

В различных законодательных актах имеется несколько дефиниций молодежи, находящихся в противоречии друг с другом, автором предлагается собственное определение молодежи как отдельной группы населения в возрасте от 16 до 30 лет, объединенной специфическими чертами социального и правового положения. Этот пробел должен быть устранен путем принятия на государственном уровне единого, в пределах страны, определения молодежного возраста.

Детальное изучение действующего в России законодательства о молодежи выявило необходимость систематизации обширной базы нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус молодежи, устранения существующих пробелов в законодательстве, приведения ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

Единственным путем преодоления кризиса правового сознания в России может быть только разработка и реализация федеральной государственной программы правового воспитания молодежи.

Государственная молодёжная политика могла бы содержать несколько направлений деятельности, в том числе:

- идеологическое - предполагающее утверждение важнейших правовых ценностей в сознании и чувствах молодых людей (например, уважение законов, права свобод других людей и т.д.);

- научно теоретическое - активизирующее исследования в области молодёжной проблематики;

- педагогическая и методическая - предусматривающая фундаментальные разработки специальных программ и методик формирования позитивных черт личности правовых ценностей и социально правовых идеалов; организацию новой системы подготовки педагогических кадров для преподавания основ государства и права в сфере детских, юношеских и молодёжных организаций.

Динамика доминирующих в молодежном правосознании взглядов жестко связана со складывающейся социально-экономической ситуацией. Радикальное воздействие на эту динамику в желательном для общества направлении возможно лишь в контексте конкретных подвижек в экономическом положении.

Одним из социально-правовых влияний на процессы формирования правосознания молодёжи может быть поддержка и содействие молодёжным и юношеским объединениям и организациям, участие в которых является одним из актуальных способов социализации молодых людей в современном обществе.

Наряду с процессами, происходящими в масштабах всего общества, самое существенное влияние на содержание правовых взглядов молодого человека оказывает и конкретная социально политическая ситуация в регионе, где он проживает, коллективе, где он работает.

На основе анализа структуры и содержания факторов, влияющих на формирование правосознания молодежи, автор приходит к выводу, что их действие в настоящее время хаотично и влечет за собой формирование дефектного правового сознания у молодежи. Более того, ни один из субъектов государственной политики России, признаваемой автором в качестве важнейшего фактора формирования правосознания, не ставит своей задачей формирование правового сознания у молодежи, предоставляя этому процессу развиваться самостоятельно.

Обществознание пока что не предложило цельной в полной мере отвечающей запросам социальной практики, концепции правового воспитания молодёжи. Для её выработки требуется выявить и систематизировать особенности воспитательного воздействия права на молодёжь.

В современных условиях эти особенности сводятся, в частности, к следующему: обновление законодательства происходит в условиях конституционного кризиса, когда республиканскими законами в отдельных случаях отрицается примат Основного Закона.

При всей важности юридической информативности следует отметить, что социологическими и статистическими данными не подтверждается приписываемая ей роль мощного средства - профилактики криминального поведения молодёжи. Знание законодательных норм, хотя и необходимо, но недостаточное условие для выработки у молодёжи позитивного отношения к ним, для развития её социально-правовой активности. Ограниченность возможностей влияния юридической информативности на профилактику преступности связана не только с первенством социальных причин в ряду факторов, обуславливающих её состояние. Большое влияние на рост преступности оказывает алкоголизация и наркотизация части молодежи, распространенность нервно-психических заболеваний. Следует иметь в виду такие типичные для преступлений, совершенных молодёжью особенности как импульсивный, ситуативный, не спланированный заранее характер этих преступлений. Существенные различия наблюдаются в структуре преступности юношей и девушек. Поэтому необходимо введение штатных должностей психологов во всех образовательных учреждениях, а также создание реальной «службы доверия» для детей, подростков и молодежи во всех регионах России, а не только в крупных городах.

Истоки широко распространенного стереотипа, отождествляющего причины роста преступности с недостатками пропаганды юридических знаний, связаны с бытовавшими в течение нескольких десятилетий в официальной идеологии утверждением о том, что в нашем обществе уже нет социальных корней и причин преступности.

Необходимо поднять вопрос о разработке целостной концепции использования печати и средств массовой информации в целом как основного средства формирования правовой культуры молодёжи и необходимости целевых программ данного вида деятельности, а также ужесточения цензуры в средствах массовой информации и на телевидении из-за пропаганды жестокости, насилия, описания излишних подробностей совершения преступлений без их морально-этической оценки.

Это возможно, по мнению автора, путем реализации следующих первоочередных мер:

- возложения на Министерство юстиции РФ задачи правового просвещения, функции государственного заказчика ежедневных информационно-аналитических телевизионных правовых программ для молодежи продолжительностью не менее 30 минут в день;

- развития системы доступа граждан к бесплатной правовой информации. В настоящее время стоимость подписки на столь необходимые каждому юристу «Российскую газету», Сборник законодательства РФ и т.п., делает ее недоступной даже для студентов, обучающихся этой специальности. О том, чтобы такая сумма была потрачена молодым человеком просто для того, чтобы иметь представление о действующем законодательстве, говорить не приходится совсем. На распространение текстов нормативных актов должны быть выделены соответствующие бюджетные средства, предназначенные для развития правовой информированности молодежи.

Однако, возможны и другие формы распространения правовой информации, не получившие широкого распространения: предоставление бесплатного доступа к информационно-правовым базам данных публичными библиотеками, организация телефонных «горячих линий», по которым молодые граждане могли бы звонить и задавать вопросы о существующих нормах права, получать консультации по возникшим правовым проблемам.

Надо отметить, что для достижения поставленных задач в первую очередь необходимы кардинальные изменения правовой реальности: совершенствование действующего законодательства, создание научно-обоснованной концепции нормотворчества, что, на наш взгляд, устранит так называемую «войну законов», которая негативно сказывается на правосознании, как на уровне всего общества, так и отдельной личности.

Искоренение выявленных недостатков развития правовой установки, правовой идеологии и правовой воли невозможно без разработки единой федеральной государственной программы правового воспитания молодежи. Одним из основных направлений государственной молодежной политики должно стать правовое воспитание молодых граждан, основанное на современных достижениях педагогики.

Система образования является тем социальным институтом, через который государство должно осуществлять свою молодежную политику по формированию правовой культуры подрастающего поколения. Настоятельно требуется обновление гуманитарного образования.

- Следует изменить систему обучения правоведению в общеобразовательных учреждениях, а именно: увеличить количество часов, отводимых данной дисциплине, а для преподавания курса привлекать юристов - как практических работников правоохранительных органов (сотрудников прокуратуры, МВД, Минюста), так и ученых -теоретиков. Т.е. необходимо придать дисциплине «Правоведение» такое же значение, как и математике, русскому языку, физике и т. д.

- Необходимо усилить государственное воздействие на средства массовой информации по защите молодежи от внешней, чуждой для российского общества, культуры. Ибо через неё в настоящее время оказывается негативное воздействие на молодежь, пропагандируются насилие и противоправное поведение, формируется отрицательное отношение к правоохранительным институтам государства.

Поэтому приоритетным направлением правового воспитания молодежи является повышение эффективности деятельности образовательных учреждений общего и профессионального образования. Как показали результаты социологического исследования, молодежь, обучающаяся в образовательных учреждениях, в программе которых имеются предметы «Граждановедение» или «Основы государства и права», имеет меньше дефектов правосознания. По мнению автора, в этой сфере должны быть предприняты следующие меры:

- принятие федерального закона о государственном образовательном стандарте общего образования, предусмотренного статьей 7 Закона РФ «Об образовании», включающего в федеральный компонент государственного образовательного стандарта обязательное, а не факультативное, обучение школьников и учащихся системы среднего и начального профессионального образования предмету «Граждановедение»;

- нормативное закрепление квалификационных требований к лицам, осуществляющим обучение предмету «Граждановедение», а именно: наличия юридического образования (среднего или высшего) или, в случае его отсутствия, сдачи квалификационных экзаменов в органах юстиции;

- внедрение специальных методик преподавания правовых знаний в школах, направленных не только на передачу знаний о правах человека, праве в целом (т.е., носящих информационный характер), но и позволяющих достичь осознания школьниками понятия права, выработать у них определенное правовое мировоззрение, сформировать индивидуальный стиль жизни, не нарушающий рамок правовых норм; более широкое

- использование такой формы обучения, как ролевые игры, позволяющие сформировать оценочный компонент правосознания;

- работа по правовому просвещению молодежи школами должна быть переадресована другой категории учащихся - детям в возрасте 10-11 лет, так как мировоззрение старших школьников «фактически сформировано, они считают свое мнение устоявшимся, и склонить их к другой точке зрения очень трудно».

Вторыми по значимости субъектами, должными осуществлять деятельность по правовому воспитанию молодежи (не эквивалентную деятельности по правовому просвещению!), являются Комитеты по делам молодежи различных уровней. Но, при анализе Положения о комитете Российской Федерации по делам молодежи, выясняется, что означенный орган участвует в разработке и реализации федеральных, межгосударственных целевых программ направленных на содействие физическому, духовному и патриотическому воспитанию молодежи. О правовом воспитании ни слова. Проект Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в РФ», принятый Постановлением Государственной Думы № 4187-11 ГД от 23.06.1999 г. также умалчивает о необходимости правового воспитания молодежи, обеспечивая «приоритетность нравственного, духовного и патриотического воспитания». По мнению автора, нужно ускорить принятие названного выше Федерального закона и внести в проект надлежащие поправки: во-первых, сузить круг субъектов административной опеки, четко определив в законе все категории лиц из числа молодежи, нуждающиеся именно в материальной помощи. Государственная целевая (исключительно для целей социализации - получения образования, профессии) материальная помощь должна оказываться только:

1) детям-сиротам (в том числе и детям, находящимся на иждивении одного из родителей (вдовы или вдовца, не вступившего в новый брак);

2) инвалидам (за исключением лиц, получивших инвалидность в результате покушения на самоубийство и совершения противоправных действий);

3) малоимущим несовершеннолетним матерям;

4) молодым гражданам РФ, нормальный процесс социализации которых стал невозможным в результате чрезвычайной ситуации (в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы, войны и т.п.);

5) одаренной молодежи из малоимущих семей.

В законе должен быть указан вид (единовременная или ежемесячная) и размер материальной помощи, государственный орган, занимающийся ее распределением, механизм контроля за ее целевым использованием; во-вторых, следует снизить верхнюю возрастную границу отнесения индивида к молодежной группе населения до 30 лет включительно. Нормальный процесс социализации в России длится именно столько времени - достижение совершеннолетия (18 лет); служба в армии по призыву для лиц мужского пола (2 года); получение высшего образования (5 лет); устройство на работу - приблизительно 30 лет. Предоставление государственной поддержки лицам, процесс социализации которых затягивается на более длительное время, является вредным (воспитывает инфантильность) и обременительным для государственного бюджета; в-третьих, нормативно закрепить за органами, осуществляющими государственную молодежную политику функцию правового воспитания молодежи, экономическую базу которой составят средства, высвобожденные за счет сужения круга субъектов государственной опеки.

Мы понимаем, что данными рекомендациями проблему формирования правосознания молодежи не исчерпать. Решение данной проблемы предусматривает целый комплекс мер со стороны государства, а именно: организационного, финансового, кадрового обеспечения, разработки и внедрения системы пропаганды законодательства на предприятиях, учреждениях, организациях, повышение эффективности изучения права в сети образовательных заведений. Также особое внимание необходимо уделять правосознанию тех, кто занимается правоприменительной деятельностью (сотрудников МВД, судов, прокуратуры), а, следовательно, во многом предопределяет отношение к праву, правовым институтам государства. Настоятельно требуется вести работу по предупреждению деформации правосознания юристов, таких его форм как правовой инфантилизм и правовой нигилизм.

Требуется создание необходимых экономических и политических условий для того, чтобы реально и высокоэффективно заработал механизм реализации прав и свобод человека. И «самое же главное - это выдвижение идеи права в качестве ведущей национальной идеи, центрального звена политики государства, самой сути нашего общегражданского дела».

Таким образом, следует признать, что правовое сознание личности должно формироваться при поддержке государственных органов и постоянном мониторинге рассматриваемого процесса с их стороны, что позволит также нивелировать отрицательные воздействия неинституализированных факторов.

Настоящая диссертационная работа имеет большое практическое значение. Последующее исследование правосознания молодежи в республике, связи с вновь созданными молодежными организациями (каким является Союз молодежи, членами которого являются опрошенные студенты ДГУ), наши выступления перед молодёжью обогатят данную тему и сблизят её с практической деятельностью молодёжи, вернее, возымеют какое-то влияние на формирование правосознания особенно студенческой молодёжи.

Безусловно, данное исследование нельзя признать исчерпывающим рассматриваемую тематику, надо надеяться, что оно привлечет к себе внимание заинтересованных лиц и повлечет за собой хотя бы некоторые позитивные сдвиги в деле возрождения России, невозможном без воспитания ее молодых граждан в духе уважения к закону.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Джамалова, Эмина Камаловна, 2005 год

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ1. Конституция РФ. М., 2004.

2. Федеральный Закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (принят ГД ФС РФ 26.05.1995).

3. Федеральный закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.) СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

4. Федеральный закон «О свободе вероисповеданий» (в ред. Федерального закона от 09.05.2004 г.) (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) СЗ РФ.2004. № 195.

5. Федеральный Закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (принят ГД ФС РФ 26.05.1995).

6. Постановление Правительства РФ от 28.08.2002 № 638 (ред. от 15.05.2003) «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 20022010 годы».

7. Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

8. Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 (ред. от 03.08.1996) «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации».

9. Указ Президента РФ от 13.03.2002 № 267 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук и их научных руководителей».

10. Указ Президента РФ от 14.06.1995 № 593 (ред. от 08.02.2001) «Об установлении размеров государственных научных стипендий для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России».

11. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».

12. Закон Республики Дагестан. О государственной молодежной политике в Республике Дагестан, (принят НС РД 27.12.1996)

13. Закон Республики Дагестан. О туристической деятельности в Республике Дагестан. (Принят 18. 06. 2001 г.)

14. Постановление Правительства РД от 10.02.2003 № 41 «Республиканская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

15. Постановление коллегии Министерства просвещения СССР и

16. Министерства юстиции СССР от 10 декабря 1971 г. № 33/19 «Об улучшении изучения основ советского права в общеобразовательных школах, педагогических училищах и институтах». М., 1971.

17. Распоряжение СНЕС СССР от 1 февраля 1937 г. «Об изучении Конституции Союза ССР в школах» // Народное образование в СССР.

18. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям ведомства МНП. СПб., 1874.2. МОНОГРАФИИ, КНИГИ

19. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982.

20. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.,1988.

21. Акинчиу И.И. Молодежь и религия. Минск, 1976.

22. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1994.

23. Алькименко В.В. и др. Правовое воспитание молодого поколения. М.,1989.

24. Аристотель. Политика. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.

25. Антонин Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера: Учебное пособие // МВД РФ Всероссийского НИИ. -М., 1993.

26. Белгинин В.И. В. Общественное правосознание и государственность. -Саратов, 1994.

27. Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982.

28. Вельский К.Т. Социалистическое правосознание (Диалектика формирования и развития). Ярославль, 1983.

29. Бессонов Б.Н. Человек: Пути формирования новой личности. М., 1993.

30. Бестужев-Лада И.В. Какая ты молодежь? М., 1988.

31. Богуславский М.В. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. М., 2000.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.