Историческое сознание англосаксонских анналистов IX - XI веков: По материалам Англосаксонской хроники тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Метлицкая, Зоя Юрьевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Метлицкая, Зоя Юрьевна
Введение
Глава 1. Общие сведения об Англосаксонской хронике
1.1. Рукописи Англосаксонской хроники
1.2. Обзор научной литературы
Глава 2. Англосаксонская хроника как историческое повествование
2.1. Тематика сообщений англосаксонской хроники
2.2. Стилистические взаимосвязи между "тематически цельными" фрагментами Англосаксонской хроники 5S
2.3. "Историческое повествование" Англосаксонской хроники: "common stock"
2.4. «Историческое повествование» Англосаксонской хроники: «эдвардовский» фрагмент и «Битва при Брунанбурге»
2.5. «Историческое повествование» Англосаксонской хроники: «этельредовский фрагмент»
2.6. «Историческое повествование» Англосаксонской хроники: погодные статьи 1066 г. рукописей «С» и «D»
Глава 3. Отражение в Англосаксонской хронике представлений о роли Божественного Провидения в истории: традиционное и особенное
3.1. Непосредственное вмешательство Господа в ход истории
3.2. Упоминания о необычных природных явлениях
3.3. Упоминания о бедствиях
3.4. Земное и посмертное воздаяние
Глава 4. Англосаксонская хроника как источник для изучения представлений англосаксов о роли и необходимых качествах правителя
4.1 Сообщения о деяниях королей
4.2. Оценка деяний властителей
4.3. Сведения о королях, не относящиеся непосредственно к их деяниям 142 Заключение 153 Список источников и литературы 157 Список сокращений 167 Приложение 1. Тематика известий в рукописях «А», «С», «D» 168 Приложение 2. Перевод фрагмента рукописи «А» Англосаксонской хроники за IX в.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Ведение погодных записей в средневековой анналистике: Сравнительно-историческое исследование2001 год, кандидат исторических наук Гимон, Тимофей Валентинович
Образ короля Альфреда Великого в английском общественно-историческом сознании периода средних веков и нового времени2011 год, кандидат исторических наук Каниболоцкая, Екатерина Андреевна
Женщина в англосаксонском обществе и его письменной культуре конца IX - середины XI вв.2009 год, кандидат исторических наук Болдырева, Ирина Ивановна
Государственная власть и система управления в Англии X - первой половины ХI вв.2001 год, кандидат исторических наук Сурков, Алексей Иванович
Формирование английской исторической традиции во 2-й пол. XI - 1-й пол. XII вв.2006 год, кандидат исторических наук Мереминский, Станислав Григорьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческое сознание англосаксонских анналистов IX - XI веков: По материалам Англосаксонской хроники»
Англосаксонский период является крайне важным этапом в истории Англии: в это время началось формирование английского государства и делались первые шаги в создании правовой системы1. Этот период представляет большой интерес для специалистов, изучающих историю сознания и культуры, ибо в англосаксонском прошлом искали подтверждение и обоснование для своих идей юристы и церковные реформаторы XVI-XVII вв., и по сей день некоторые английские исследователи видят именно в этих временах истоки английского своеобразия и великих достижений своей страны.
В более широкой перспективе изучение политической системы, социального устройства и культуры англосаксонской Англии позволяет проследить процесс взаимодействия, слияния и преобразования разных национальных и культурных традиций, ставших в силу исторической ситуации достоянием одного народа2. Кроме того, анализ этих характеристик может дать интересные данные для исследования особенностей "островных культур", поскольку для Англии V - сер. XI вв. "островная обособленность" была характерна в гораздо большей степени, нежели в другие времена
Одной из важных проблем, с которой сталкивается историк при изучении англосаксонского прошлого, является проблема источников. Хотя корпус англосаксонских памятников достаточно обширен и разнообразен, в ряде случаев наши знания и представления о
1 См. например: Chadwick Н.М. Goverment and society in the heroic age // The English tradition (Modem studies in english history) / Ed. N.F.Cantor. N.Y., L., 1967; Chadwick HM. Studies on Anglo-Saxon institutions. Cambridge, 1904; Stenton F. Anglo-Saxon England. Oxford. 1971; WhitelockD. The beginnings of English society. L. 1977; Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М., 1930.
2 Chadwick HM. The origin of the English nation. Cambridge, 1924; Chambers R.W. On the continuity of English prose from Alfred to More and his school. Oxford, 1932; Шервуд ELA. От англосаксов к англичанам: К проблеме формирования английского народа. М. 1988. конкретных событиях или даже целых исторических периодах основываются на свидетельствах единственного источника. Естественно, возникает вопрос о том, каким образом можно оценить достоверность этого свидетельства. Кроме того, даже сообщение, не соответствующее историческим фактам, может дать важную и точную информацию о культуре и сознании того общества, в котором создавался данный памятник. Таким образом, изучение истории и культуры англосаксонской Англии невозможно без детального и глубокого анализа тех источников (в частности, летописных), которыми мы пользуемся.
Предметом изучения в данной работе стала группа рукописей, объединенных под общим назнанием «Англосаксонская хроника». Эти рукописи содержат летопись, охватывающую в общей сложности период с 60 г. до н.э. по 1154 г. н.э. Записи Хроники велись, начиная с 890-х годов (когда был создан первоначальный ее вариант, «common stock»), и до середины XII века. Данный памятник раннесредневекового летописания сохранился в достаточно ранних рукописях: самая древняя из них написана первоначально в конце IX — первые годы X в. и пополнялась затем на протяжении X-XI вв. Важной его особенностью является то, что он написан не на латыни, а на народном языке3 и представляет собой в значительной степени "светскую" хронику.
Хронологические рамки исследования определены исходя из того, что данная работа посвящена исследованию особенностей англосаксонской культуры, отразившихся в летописной традиции. Поскольку нормандское завоевание привело к коренным и очень быстрым переменам в языке, мировосприятии и сознании в целом, в качестве верхней хронологической границы избран 1066 год. Соответственно, для изучения выбраны рукописи "А", "С", "D"
Англосаксонской хроники, укладывающиеся в эти хронологические рамки. Рукопись "В" не анализируется отдельно, поскольку ее текст практически совпадает с "С". Рукопись "Е", составленная в том виде, в каком она до нас дошла, в XII в., принадлежит уже другой культуре, анализ которой не входит сейчас в мои задачи. По той же причине не обсуждаются рукопись «F» (рубеж XI-XII вв.) и «кентерберийские» поправки к рукописи «А», сделанные рукой того же писца, который составлял «F».
По форме Англосаксонская хроника представляет собой анналы, то есть последовательность погодных записей. За редким исключением, между погодными статьями нет внешней связи; ничто не указывает на их принадлежность к общему повествованию, напротив, повторяющийся стандартный зачин выделяет каждую запись как самостоятельную единицу. Кроме того, разные погодные статьи или группы погодных статей различаются по размеру и стилю; это могут быть и серии кратких записей в виде простых нераспространенных предложений, и развернутые повествования с весьма сложным синтаксисом.
Выдающийся исследователь раннесредневекового английского летописания Ч.Пламмер интерпретировал природу Англосаксонской хроники и цели ее создателей таким образом. «В Саксонских Хрониках (Англосаксонской хронике - 3. М.) есть фрагменты, озаренные светом гения и поднимающиеся до уровня Истории, и сама форма хроники (анналов - в нашей терминологии) не является абсолютным препятствием для подлинного таланта, хотя она - не лучшее поле для приложения его сил. Но человек может быть неплохим анналистом, даже не обладая особыми способностями, поскольку в его задачу входит просто фиксировать факты или
3 Известно только три разновидности раннесредневековых анналов, которые велись на народном языке - Англосаксонская хроника, ирландские анналы и русские летописи. переписывать выдержки из сочинений другого автора, помещая их под правильной датой. Здесь не требуется соблюдения пропорций; о важнейшем событии может быть рассказано кратко, а незначительное происшествие местного значения порой излагается с утомительной подробностью. Единственное необходимое условие - это соблюдение правильного хронологического порядка»4.
Мнение Пламмера, в силу поистине выдающихся заслуг этого ученого, чьи работы и публикации до сих пор остаются непревзойденной классикой в своей области, быстро перешло в разряд догм и довлело над умами исследователей на протяжении по крайней мере столетия. Подобное отношение определяло подходы к изучению Англосаксонской хроники и содержание тех вопросов, которые при этом ставились. Если основное содержание Хроники заключается в перечислении фактов, то, чтобы судить о достоверности сведений, сообщаемых источником, достаточно знать, когда и где он был создан, какими дополнительными материалами пользовался (или, по крайней мере, мог пользоваться) его автор. Для выяснения этих вопросов, в свою очередь, требуется тщательно изучить палеографию имеющихся в нашем распоряжении рукописей, провести их сравнительно-текстологический анализ и на основе этого воссоздать их историю. Многочисленные исследования, посвященные этим проблемам, дали интересные и важные результаты5. Тем не менее, представление об Англосаксонской хронике как об анналах, писавшихся случайными людьми с единственной целью — сообщить о конкретном событии, практически исключало возможность рассмотрения данного памятника в другом, не менее важном аспекте, в качестве источника, позволяющего отчасти судить о сознании той эпохи, в которую он создавался.
4 Plummer Ch. Two of the Saxon chronicles parallel: A revised text. Oxford , 1892. Vol. 2. P.XVIII.
5 См. обзор научной литературы в гл. I.
В последнее десятилетие, однако, суждения Пламмера о жанровой принадлежности и природе Англосаксонской хроники были поставлены под сомнение6. Исследователи все настойчивее высказывали мысль о том, что ей присуще некое внутренее единство. Если С. Кларк в 1975 г. говорила не более чем о стилистической п цельности этого летописного памятника, то Т.Бредехофт в монографии, увидевшей свет в 2001 г.8, подразумевает в качестве аксиомы тот факт, что у создателей «common stock», трудившихся в 890-е гг., имелись определенные намерения и замысел, и они были понятны составителям более поздних погодных статей, продолжавших и развивавших те же идеи. В основе нового взгляда на Англосаксонскую хронику9 лежат представления и подходы, связанные с понятием «исторического нарратива», которое ввел и разработал Х.Уайт10. Тем не менее проблема исследования Англосаксонской хроники как явления и порождения определенной культуры, определенного типа сознания, не может считаться до конца решенной. Два обстоятельства позволяют сделать подобный вывод. Во-первых, утверждая единство Англосаксонской хроники как произведения, в котором осознанно проводится некоторая идея, большинство авторов выбирают в качестве материала для анализа лишь отдельные, иногда не самые характерные фрагменты, оставляя за рамками рассмотрения основной массив текста11. Во-вторых, в известных мне работах, представляющих новое направление в
6См. например: Crepin A. Etude typologique de la Chronique Anglo-Saxonne // La chronique et l'histoire au Moyen Age. Paris, 1984. P. 137-148.
7 Cm. Clark C. The narrative mode of the Anglo-Saxon Chronicle before the Conquest // England before the Conquest: Studies in primary sources presented to D. Whitelock. Cambridge, 1971. P. 215-235.
8 Bredehqft JKA. Textual Histories: Readings in the Anglo-Saxon Chronicle. Toronto; Buffalo; L., 2001.
9 Помимо названной выше работы Т.Бредехофта см также: Thormarm J. The Anglo-Saxon Chronicle poems and the making of the English nation // Anglo-saxonism and the construction of social identity / Ed. by Frantzen A., Niles J. Gainesville. 1997; NenUe J. History, Poetry, and "national" Identity in Anglo-Saxon England and the Carolingian Empire // Germanic texts and latin models: medieval reconstructions / Ed. by Olsen K., Harbus A., Ho&tra T. Paris, 2001. и пр.
10 См. например: White Н. The value of narrativity in the representation of reality // On narrative. Chicago, 1980.
11 См. например: Bredehqft ThA. Textual Histories: Readings in the Anglo-Saxon Chronicle. Toronto; Buffalo; L., 2001. P.8-13. изучении Хроники, на мой взгляд, уделяется недостаточно внимания тому культурному и историческому контексту, в котором создавался и существовал данный памятник. Другими словами, авторы этих исследований часто не учитывают своеобразия англосаксонской культуры и пытаются вписать источник в рамки общих представлений о целях, задачах и природе «исторического нарратива» (сформулированных на основе анализа памятников других эпох и других народов), вместо того чтобы толковать текст, исходя из него самого. В частности, трактовка Хроники как «инструмента политической пропаганды»12 представляется мне слишком узкой.
Целью моего исследования является изучение на основе текста Англосаксонской хроники тех составляющих культуры раннесредневекового английского общества, которые нашли свое отражение в англосаксонской летописной традиции. Параллельно по возможности анализируется данная летописная традиция как таковая: ее характерные особенности, пути ее возникновения и развития, приемы и методы работы летописцев. Поскольку Англосаксонская хроника представляет собой историографическое произведение, . - . • : разумно . : обратиться к ней как к источнику для изучения исторического сознания англосаксонских летописцев. Соответственно, были поставлены следующие конкретные вопросы.
1) Что представляет собой Англосаксонская хроника и в какой мере можно говорить о ее содержательной и стилистической целостности? В какой степени в данном памятнике воплотились представления его создателей об истории своего народа? В чем суть этих представлений и какими средствами они выражены?
2) Каким образом в тексте Хроники отразились представления о роли Божественного провидения в истории и в судьбах отдельных людей? Каково было отношение летописцев к необычным природным
12 См. напр. Thormarm J. The Anglo-Saxon Chronicle poems and the making of the English nation // явлениям и разного рода стихийным бедствиям? Чем отличается в этом плане Англосаксонская хроника от других раннесредневековых анналов?
3) Какого рода сведения сообщаются в Англосаксонской хронике о королях? Присутствует ли в тексте какая-либо оценка деяний властителей и какими средствами она выражена? Какие составляющие известного нам комплекса англосаксонских представлений о роли и необходимых качествах властителя нашли свое воплощение в летописной традиции?
Главная методическая сложность при изучении Англосаксонской хроники как явления и порождения англосаксонской культуры и, в более узкой перспективе, англосаксонской летописной традиции, связана с ее «анналистической» формой, а именно с тем, что в подавляющем большинстве случаев между отдельными погодными статьями нет никакой внешней связи.
В последние десятилетия были разработаны принципиально новые подходы к изучению исторических источников, совмещающие в себе методы традиционного источниковедения, литературоведения и истории сознания. При этом принципиально важным оказывается не только то, что хотел сказать автор или составитель данного памятника, но и то, как он это говорит. Продуктивность сочетания традиционного источниковедческого анализа с новыми методиками была наглядно продемонстрирована на примере русских летописных . текстов13. Авторы практически всех работ, выполненных в русле «нарратологического» направления, уделяют большое внимание формальным приемам, способам выражения, которыми пользуются анналисты. Но при таком формальном сопоставлении исследователи нередко упускают из виду содержание рассматриваемого текста.
Anglo-saxonism and the construction of social identity / Ed. by Frantzen A., Niles J. Gainesville. 1997.
13 См. например: Данилевский И.Н. Повесть временных лет. М.2004.
Я предпочла взять за основу содержательный аспект, а именно тематику сообщений и контекстуальные связи. Анализ стилистических и языковых особенностей, таких как употребление стандартных повторяющихся выражений, повторов, цитат, перефразировок,используется только для подтверждения и уточнения выводов, сделанных на основании содержания текста.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и двух приложений. В первой главе сообщаются общие сведения об исследуемом мною источнике. В ее первом параграфе приведены описания имеющихся в нашем распоряжении рукописей Англосаксонской хроники. Во втором параграфе дается краткий обзор научной литературы по данной теме. В нем затрагиваются такие вопросы, как история публикации рукописей Хроники, переводы Хроники, традиционные направления исследований (текстологическое, хронологическое, лингвистическое), новые направления исследований (комплексный анализ рукописей с привлечением данных кодикологии и палеографии, изучение структуры текста и стиля анналов, исследование практики работы писцов, нарратологический подход).
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Англо-датская правящая элита в структуре власти раннесредневековой Англии: 1016-1066 гг.2013 год, кандидат исторических наук Ривчак, Кирилл Владимирович
Проблемы политической и институциональной истории раннесредневековой Англии в англо-американской историографии второй половины XX - начала XXI вв.2004 год, кандидат исторических наук Круглов, Даниил Юрьевич
Агиографические модели позднего англосаксонского периода2002 год, кандидат исторических наук Омельницкий, Марк Петрович
Беда Достопочтенный: Самосознание историка и теолога раннего средневековья1998 год, кандидат исторических наук Зверева, Вера Владимировна
Англосаксонское завоевание Британии и становление государственности в раннесредневековой Англии2012 год, кандидат исторических наук Медведев, Александр Валерьевич
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Метлицкая, Зоя Юрьевна
Заключение
В данной работе Англосаксонкая хроника исследовалась как источник для изучения тех аспектов культуры раннесредневековой Англии, которые нашли свое выражение в англосаксонской летописной традиции. Для этого были проанализированы природа и жанровые особенности данного памятника, история его возникновения, пути его дальнейшего формирования, приемы и методы работы летописцев. Соответственно, сделанные выводы разделяются на две группы.
Первая группа выводов касается Англосаксонской хроники как произведения средневековой историографии. В тексте данного источника присутствует несколько пластов, принадлежащих разным историографическим традициям. Главным из них является «историческое повествование», в котором запечатлена история англосаксов как единого христианского народа, живущего на острове. Фрагменты, входящие в это повествование, хотя они написаны разными людьми, связаны общей главной темой — они рассказывают о войне с чужеземными захватчиками; их взаимосвязь установили сами анналисты с помощью формальных приемов. Указанные отрывки в общей сложности составляют половину, а в некоторых рукописях — более половины текста Хроники (напомню, что поздняя рукопись «Е» не рассматривается).
Поскольку составители «common stock» при создании летописи использовали монастырские анналы, и в дальнейшем рукописи Англосаксонской хроники пополнялись в монастырях или при епископских кафедрах, в тексте присутствует пласт, принадлежащий монастырской анналистической традиции. Особенность проявления этой традиции в Англосаксонской хронике состоит в том, что, в отличие от «классических» монастырских анналов, даже в этих фрагментах события рассматриваются скорее в общенациональной, нежели в местной или «узко-клерикальной» перспективе.
Наконец, «поэтические вставки» в Хронике (исключая поэму «Битва при Брунанбурге», отличающуюся от всех прочих тематически и по форме) составляют третий пласт. Для него характерны: с точки зрения содержания - назидательность и достаточно четко выраженное авторское начало, с точки зрения стиля - сочетание аллитерации с элементами рифмованного стиха и специфическая риторика, характерные также для произведений ученых англосаксонских клириков-бенедиктинцев X в. Этот пласт я подробно не рассматривала.
Вторая группа выводов касается особенностей англосаксонской летописной традиции. В Англосаксонской хронике отражено историческое сознание англосаксонских летописцев. Произошло это в силу того, что создатели «common stock» попытались передать в летописи собственные представления об истории англосаксов как единого народа, живущего на острове. Создатели «common stock» в силу исторической ситуации, существовавшей в то время, выделили борьбу с внешними захватчиками как главный сюжет истории. При этом речь идет не только о борьбе христиан с язычниками (хотя этот мотив, несомненно, важен), но и о сражении за свою землю с «чужаками», приходящими извне. Определенное сходство между реальной исторической ситуацией, как ее представляли составители «common stock» (народ, живущий на острове, и захватчики, приплывающие из-за моря), и традиционными образами эпического героического мира (пиршественный зал и чудовища, приходящие извне) приводило к невольной, неосознанной «эпизации» истории. "Островной мир" - мир христианский, но в нем признаются нормы и ценности героического эпического прошлого. "Историческое повествование" делится на две части - раннюю и позднюю, победоносную и трагическую. Однако именно в трагической второй части, рассказывающей о забвении героических норм и крушении героического мира, связь с эпическим началом обнаруживается яснее всего. В контексте этого завершающий текст "исторического повествования", рассказ о нормандском завоевании, прочитывается как рассказ о гибели "островного героического мира".
В Англосаксонской хронике нашли свое отражение представления англосаксов о роли Божественного провидения в истории и в судьбах отдельных людей. Формы и образы, в которых воплощаются эти представления в различных фрагментах Хроники, существенно отличаются в силу наличия в ней тех трех разных пластов, о которым мы говорили выше. Тем не менее за ними просматривается система представлений, единая в своей основе. Главной и самой общей ее чертой является то, что Бог, в соответствии с этими представлениями, выступает как помощник и покровитель людей, и практически никогда - как судья или мститель. Кроме того, хотя в Англосаксонской хронике присутствуют все три сюжета, через которые в средневековой историографии раскрывалось божественное присутствие в истории, в рамках рассматриваемой мной летописной традиции им отводилась разная роль. Ссылки на непосредственное божественное вмешательство в ход событий указывали на важность происходящего, подчеркивали, что за ним стоит высшее, «надмирное» содержание. Известия о необычных природных явлениях не имели такого высокого статуса, их роль в Хронике не была четко определена. Сказанное в еще большей степени относится к сообщениям о бедствиях. Создается впечатление, что в англосаксонской летописной традиции, заложенной создателями «common stock», известия такого сорта едва ли соотносились с темой божественного присутствия в истории. Указания на земное и посмертное воздаяние, хотя они и встречаются в поздних частях
Хроники, первоначально не считались принадлежностью анналистической традиции. Отмеченные мною особенности отражения в Англосаксонской хронике темы божественного присутствия в истории объясняются в первую очередь своеобразием «common stock», составители которой следовали своему замыслу и своим представлениям об истории и мире.
Для англосаксонских хронистов важнейшей характеристикой властителя, которая должна была быть отражена в летописи, было его могущество, то есть военная мощь и способность повелевать. При оценке деяний важнейшим критерием оказываются отношения короля с его подданными. От «правильного» властителя требовалось также личное участие в происходящем. Король обязательно должен был не только повелевать, но и действовать. Кроме того, необходимыми характеристиками короля в представлении англосаксонских летописцев оказываются храбрость и благородство.
Другие сведения, сообщаемые о правителях, - указания на сроки правления, генеалогии и «краткие характеристики» — представляют нам правителя в принципиально иной перспективе: не как конкретного человека, воина, повелителя своих подданых, а как одно из звеньев в продолжающейся череде властителей, чья смена задает движение истории, и чьи деяния вписываются в общий «исторический узор».
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Метлицкая, Зоя Юрьевна, 2005 год
1. Публикации источников
2. The Anglo-Saxon Chronicle: A collaborative edition. Cambridge, 19831996.
3. Vol. 3: MS A: A semi-diplomatic edition with introduction and indices / Ed. by J.M.Bately. 1986.
4. Vol. 4: MS B: A semi-diplomatic edition with introduction and indices / Ed. by S. Taylor. 1983.
5. Vol. 5: MS C: A semi-diplomatic edition with introduction and indices / Ed. by K. O'Brien O'Keeffe. 1999.
6. Vol. 6: MS D: A semi-diplomatic edition with introduction and indices / Ed. by G.P.Cubbin. 1996.
7. Two of the Saxon Chronicles Parallel: A revised text / Ed., with intr., notes, appendices and glossary by Ch. Plummer; on the basis of an edition by J.Earle. Oxford, 1892-1899. Vol. 1-2.
8. Beda. Historia Ecclesiastica gentis Anglorum / Ed. by J.L. Stevenson J. L. 1838.
9. Wulfstan. Sermo Lupi ad Anglos. / Ed. by D. Whitelock. L. 1952. Anglo-Saxon Poetic Records /Ed. by E. Dobbie, G. Krapp. Vol. 1-4. N.Y. 1931-1953.
10. Beowulf and The fight at Finnsburg / Ed. by Fr. Klaeber. Lexington (Mass.). 1950.
11. King Alfred's Old English version of Boethius de Consolatione Philosophiae / Ed. W.L. Sedgefield. 1899.
12. King Alfred's West-Saxon version of Gregory's Cura Pastoralis / Ed. by H.L. Sweet, 1871.
13. William of Malmesbury. Gesta Regum Anglorum / Ed. and. transl. by R. Mynors. Oxford, 1998.
14. Henry, Archdeacon of Huntingdon. Historia Anglorum / Ed. and transl. by D. Greenway. Oxford, 1996.
15. Annala Uladh: Annals of Ulster / Ed. by Hennessy W., Mac Carthy B. Vol. 1. Dublin, 1887.
16. Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Geschichte des Mittelalters. Bd. VI. Berlin, 1983.2. Литература.
17. Abels Я Alfred the Great: war, kingship, culture in Anglo-Saxon England. L., 1998.
18. BatelyJ.M. The compilation of the Anglo-Saxon Chronicle 60 B.C. to A.D. 890: Vocabulary as evidence // Proceedings of the British Academy. 1980 for 1978. Vol. 64. P. 93-129.
19. Bately J.M. The Anglo-Saxon Chronicle: Texts and Textual Relationships. L., 1991.
20. Bately J.M. Introduction // The Anglo-Saxon Chronicle: A collaborative edition. Cambridge, 1986. Vol. 3: MS A: A semi-diplomatic edition with introduction and indices. P. XIII-CLXXVII.
21. Bately J.M. Bede and the Anglo-Saxon Chronicle // Saints and Heroes: Studies in medieval culture in honour of Ch.W.Jones. Collegeville (Minnesota), 1979. Vol. 1. P. 234-254.
22. Bately J. M. The nature of Old English prose I I The Cambridge Companion to Old English Literature / Ed. M. Godden and M. Lapidge. Cambridge, 1991. P. 71-87.
23. Bredehoft Th.A. Textual Histories: Readings in the Anglo-Saxon Chronicle. Toronto; Buffalo; L., 2001.
24. Chadwick H.M. Goverment and society in the heroic age // The English tradition (Modern studies in english history) / Ed. N.F.Cantor. N.Y., L., 1967.
25. Chadwick H. M. The origin of the English nation. Cambridge, 1924. Chambers R. On the continuity of English Prose fron Alfred to More and his school. Oxford, 1932.
26. Clanchy M.T. From Memory to Written Record: England, 1066-1307. Oxford, 1993.
27. Clemoes P. Language in Context: "Her" in the 890 Anglo-Saxon Chronicle // Leeds Studies in English. New Series. 1985. Vol. 16. P. 27-36. A Companion to Anglo-Saxon Literature / Ed. by P. Pulsiano, E. Treharne. Oxford, 2001.
28. DuckettE. Alfred the Great and his England. L., 1957.
29. Dumville D.N. The Anglian collection of royal genealogies and regnal lists
30. Anglo-Saxon England. Cambridge, 1976. Vol. 5. P. 23-30.
31. Dumville D.N. Some aspects of annalistic-writing at Canterbury in theeleventh and early twelfth centuries // Peritia: Journal of the Medieval
32. Academy of Ireland. 1983. Vol. 2. P. 23-57.
33. Gransden A. Historical Writing in England c. 550 to c. 1307. Ithaca (N.Y.), 1974.
34. Gransden A. Legends, traditions and history in Medieval England. L.; Rio Grande, 1992.
35. Hanska J. Strategies of sanity and survival: religious responses to natural disasters in the Middle Ages. Helsinki, 2002.
36. Hart C.R. The В Text of the Anglo-Saxon Chronicle // Journal of Medieval
37. History. 1982. Vol. 8. N 3. P. 241-299.
38. Hay D. Annalists and Historians: Western Historiography from the Eighth to Eleventh Centuries. L., 1977.
39. Higham N. The death of Anglo-Saxon England. Sutton, 2000.
40. Hill J. The Anglo-Saxon warrior Ethic: lordship in Early Englandliterature. L., 2000.
41. Historia: the concept and genres in the Middle Ages / Ed. by Lehtonen Т., Mehtonen P. Helsinki, 2000.
42. Houts E. van. Memory and gender in medieval Europe, 900-1200. N.Y., 1999.
43. Houts E.van. The trauma of 1066 // History today. L., 1996. № 46. P.9-15. Howard I. Swein Forkbeard's invasions of England: a thesis submitted to the University of Manchester for the degree of Ph.D in the Faculty of Arts. Manchester, 2000.
44. Howard I. Swein Forkbeard's invasions and the Danish conquest of England. 991-1017. Woodbridge, 2003.
45. Howorth H.H. The Anglo-Saxon Chronicle, Its Origin and History //
46. Archaeological Journal. 1908. Vol. 65. N 3. P. 141-204; 1909. Vol. 66. N
47. P. 105-144; 1912. Vol. 69. P. 312-370.
48. Jones C. Saint's lives and chronicles in Early England. L., 1947.
49. Jones G. The history of vikings. L., 1962.
50. Kelley D. Faces of history : Historical inquiry from Herodotus to Herder. L., 1998.
51. Ker N.R. Catalogue of Manuscripts Containing Anglo-Saxon. Oxford, 1957.
52. Ker W.P. Medieval English Literature. L., 1912. Ker W.P. Epic and Romance. L., 1908.
53. Keynes S. A tale of Two kings : Aelfred the Great and Aethelred the Unready // Transactions of the Royal Historical Society. 5 Ser. 36. 1986. P 195-217.
54. Keynes S. Royal governement and the written word in late Anglo-Saxon England // The Uses of Literacy in Early Medieval Europe. Cambridge, 1990. P. 36-62.
55. Perspective // Viator. Vol. 20. 1989.1.tz A. Die Version G der Angelsachsischen Chronik: Rekonstruktion und Edition. Munich, 1981.1.tz A. Aethelweard's Chronicon and Old English poetry // Anglo-Saxon England. Cambridge, 2000. Vol. 29. P. 177-214.
56. Magoun F.P. Territorial, Place- and River-Names in the Old English Annals, Л-Text // Harvard Studies and Notes in Philology and Literature. 1935. Vol. 18. P. 135-172.
57. Magoun F.P. Territorial, Place- and River-Names in the Old English
58. Annals, D-Text (MS. Cotton Tiberius B. iv) // Harvard Studies and Notesin Philology and Literature. 1938. Vol. 20. P. 147-180.
59. Magoun F. King Alfred's naval and beach battle with the Danes in 896 //
60. Modern Language Review . Vol. XXXVII. 1942. P.409-414.
61. Magoun F. Cunewulf, Cyneheard and Osric // Anglia. Vol. LVII. 1933.
62. Mower A. The Redemption of the the Five Boroughs // English Historical
63. Review. Vol. XXXVIII. 1923. P.551-557.
64. McCormick M. Les annales du Haut Moyen Age. Turnhout, 1975.
65. Mcintosh A. Wulfstan's prose // British Academy Papers on Anglo-Saxon England. Oxford, 1990.
66. Meaney A.L. D: An undervalued manuscript of the Anglo-Saxon Chronicle // Parergon, New Series. 1983. N 1. P. 13-38.
67. Meaney A.L. St. Neots, Athelweard and the Compilation of the Anglo-Saxon Chronicle: A Survey // Studies in Earlier Old English Prose: Sixteen original contributions. Albany, 1986. P. 193-243.
68. Poole R.L. Chronicles and Annals: A brief outline of their origin and growth. Oxford, 1926.
69. Rubenstein J. Liturgy against history: the competing visions of Lanfranc and Eadmer of Canterbury // Speculum. Cambridge (Mass.), 1999. Vol. 74, N 2. P.279-309.
70. Speed D. Bede's creation of a nation in his his "Ecclesiastical history" //
71. Parergon. Vol 10. 1992. P. 139-154.
72. Spiegel G.M. The Past as Text: The theory and practice of medieval historiography. Baltimore; L., 1997.
73. Sprockel C. The Language of the Parker Chronicle. The Hague, 1965-1973. Vol. 1-2.
74. Stenton F.M. The South-Western Element in the Old English Chronicle // Preparatory to Anglo-Saxon England being the collected papers of F.M. Stenton. Oxford, 1970. P. 106-115. Stenton F. Anglo-Saxon England. Oxford, 1971.
75. Swanton M.J. Introduction // The Anglo-Saxon chronicle / Transl. by M.J. Swanton. L.,1997. P. XI-XXXV.
76. Thormann J. The Anglo-Saxon Chronicle Poems and the making of the English nation // Anglo-Saxonism and the constitution of social identity. Gainesville, 1997. P.60-85.
77. Whitelock D. Introduction // The Anglo-Saxon Chronicle: A revised tranlation. L.; New Brunswick (N.Y.), 1961.
78. Whitelock D. History, Law and Literature in 10th-l 1th century England. L., 1981.
79. Wright C. The cultivation of Saga in Anglo-Saxon England. Edinburgh, 1939.
80. Виноградов П.Г. Исследования по социальной истории Англии в средние века. СПб., 1887.
81. Гвоздецкая Н.Ю. Древнеанглийское поэтическое слово в структурах текста // Раннесредневековый текст: проблемы интерпретации. Иваново, 2002. С. 124-151.
82. Глебов А.Г. «Если кто злоумышляет против жизни короля.»: антигосударственные преступления в раннесредневековой Англии // Средние века. М., 1997. Вып. 60. С. 229-239.
83. Глебов А.Г Альфред Великий и Англия его времени. Воронеж, 2003. Горелов М. М. Нормандское завоевание Англии: от этнического конфликта к феодальным смутам // Средние века. М., 2001. Вып. 62. С. 12-25.
84. Горелов М.М. Этнопо л этическая идентичность в традицииисториописания в Англии XI-XII вв. // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003. С. 115-131.
85. Гуревич А.Я. Англосаксонский фолкленд и древненорвежский одаль // Средние века. М., 1967. Вып. 30. С. 61-83.
86. Гуревич А.Я. Становление английского крестьянства в донормандский период // История крестьянства в Европе: эпоха феодализма. М., 1985. Т. 1. С. 276-295.
87. Гуревич А. Я. Походы викингов. М., 1965.
88. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
89. Данилевский И.Н. Повесть временных лет. М., 2004.
90. Зверева В.В. Беда Достопочтенный: самосознание историка и теологараннего средневековья: Дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. наук. М.,1998.
91. Зверева В. В. Формы и способы историописания в «Церковнойистории» Беды Достопочтенного // Восточная Европа в древности исредневековье: историческая память и формы ее воплощения. XIIчтения памяти В.Т.Пашуто. М., 2000. С. 117-122.
92. Мельникова Е.А. Меч и лира. М., 1987.
93. Омелъницкий МЛ. Древнеанглийские святые. М., 1999.
94. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства иобщества в средние века. М., 1930.
95. Савело КФ. Раннефеодальная Англия. JL, 1977.
96. Селицкий А.И. Проблемы генезиса королевской власти у англосаксов //Человек. Природа. Общество. СПб., 2000. С. 317-328. Смирницкая О.А. Поэтическое искусство англосаксов // Древнеанглийская поэзия. М., 1982.
97. Смирницкая О.А. Язык и стих древнегерманской поэзии. Т. 1-2. М., 1995.
98. Стеблин-Каменский М.С. Мир саги. М., 1975.
99. Сурков А.И. Основные тенденции развития королевской власти в раннесредневековой Англии // Новик. Воронеж, 1999. С. 18-28. Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. М., 1988. Штокмар В. В. История Англии в Средние века. JL, 1973.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.